Содержание

Материал по чтению (1 класс) по теме: Список литературы для внеклассного чтения 1 класс | скачать бесплатно

 №

Дата

 Автор

 Название  произведения

 1.

 

Л. Толстой.

 «Рассказы для детей»

 2.

 

К. Ушинский.

 «Четыре желания»

 3.

 

А. Пушкин.

 «У лукоморья дуб зелёный»

 4.

 

А. Барто.

 «Стихи для маленьких»

 5.

 

К. Чуковский.

«Телефон», «Муха-Цокотуха»,

 «Мойдодыр»,

«Тараканище», «Краденое солнце»

 6.

 

 В. Осеева.

«Рассказы»

 7.

 

 Б.  Житков.

«Помощь идёт»

8. 

С. Михалков.

«Дядя Стёпа», «А что у вас?»

 9.

 

С.Маршак.

«Почта», «Вот такой рассеянный»

 10.

 

В.Маяковский.

«Конь-огонь», «Кем быть?»,
«Что такое хорошо и что такое плохо»

 11.

 

 Н. Носов.

«Рассказы»

 12.

 

В.Бианки.

«Кто чем поёт?», «Чей нос лучше?»

 13.

 

Ш. Перро.

«Красная шапочка», «Кот в сапогах»

nsportal.ru

Внеклассное чтение (для 1-го класса) читать онлайн

ЕВГЕНИЙ ПЕРМЯК (1902–1982)

КАК МАША СТАЛА БОЛЬШОЙ

Маленькая Маша очень хотела вырасти. Очень. А как это сделать, она не знала. Всё перепробовала. И в маминых туфлях ходила. И в бабушкином капоте сидела. И причёску, как у тёти Кати, делала. И бусы примеряла. И часы на руку надевала.

Ничего не получалось. Только смеялись над ней да подшучивали.

Один раз как-то Маша вздумала пол подметать. И подмела. Да так хорошо подмела, что даже мама удивилась:

— Машенька! Да неужели ты у нас большая становишься?

А когда Маша чисто-начисто вымыла посуду да сухо-насухо вытерла её, тогда не только мама, но и отец удивился. Удивился и при всех за столом сказал:

— Мы и не заметили, как у нас Мария выросла. Не только пол метёт, но и посуду моет.

Теперь все маленькую Машу называют большой. И она себя взрослой чувствует, хотя и ходит в своих крошечных туфельках и в коротеньком платьице. Без причёски. Без бус. Без часов.

Не они, видно, маленьких большими делают.

ТОРОПЛИВЫЙ НОЖИК

Строгал Митя палочку, строгал да бросил. Косая палочка получилась. Неровная. Некрасивая.

— Как же это так? — спрашивает Митю отец.

— Ножик плохой, — отвечает Митя, — косо строгает.

— Да нет, — говорит отец, — ножик хороший. Он только торопливый. Его нужно терпению выучить.

— А как? — спрашивает Митя.

— А вот так, — сказал отец.

Взял палочку да принялся её строгать потихонечку, полегонечку, осторожно.

Понял Митя, как нужно ножик терпению учить, и тоже стал строгать потихонечку, полегонечку, осторожно.

Долго торопливый ножик не хотел слушаться. Торопился: то вкривь, то вкось норовил вильнуть, да не вышло. Заставил его Митя терпеливым быть.

Хорошо стал строгать ножик. Ровно. Красиво. Послушно.

ПЕРВАЯ РЫБКА

Юра жил в большой и дружной семье. Все в этой семье работали. Только один Юра не работал. Ему всего пять лет было.

Один раз поехала Юрина семья рыбу ловить и уху варить. Много рыбы поймали и всю бабушке отдали. Юра тоже одну рыбку поймал. Ерша. И тоже бабушке отдал. Для ухи.

Сварила бабушка уху. Вся семья на берегу вокруг котелка уселась и давай уху нахваливать:

— Оттого наша уха вкусна, что Юра большущего ерша поймал. Потому наша уха жирна да навариста, что ершище жирнее сома.

А Юра хоть и маленький был, а понимал, что взрослые шутят. Велик ли навар от крохотного ёршишки? Но он всё равно радовался. Радовался потому, что в большой семейной ухе была и его маленькая рыбка.

ЛЮБОВЬ ВОРОНКОВА (1906–1976)

ЧТО СКАЗАЛА БЫ МАМА?

Гринька и Федя собрались на луг за щавелём. И Ваня пошёл с ними.

— Ступай, ступай, — сказала бабушка. — Наберёшь щавелю — зелёные щи сварим.

Весело было на лугу. Траву ещё не скосили. Кругом далеко-далеко пестрели цветы — и красные, и синие, и белые. Весь луг был в цветах.

Ребятишки разбрелись по лугу и стали рвать щавель. Всё дальше и дальше уходили они по высокой траве, по весёлым цветам.

Вдруг Федя сказал:

— Что-то здесь пчёл много!

— Правда, здесь пчёл много, — сказал и Ваня. — Всё время гудят.

— Эй, ребята, — закричал издали Гринька, — поворачивай обратно! Мы на пчельник забрели — вон ульи стоят!

Вокруг колхозного пчельника густо росли липы и акации. А сквозь ветки были видны маленькие пчелиные домики.

— Ребята, отступай! — скомандовал Гринька. — Только тихо, руками не махать, а то пчёлы закусают.

Ребятишки осторожно пошли от пчельника. Они шагали тихо и руками не махали, чтобы не сердить пчёл. И совсем было ушли от пчёл, но тут Ваня услышал, что кто-то плачет. Он оглянулся на товарищей, но Федя не плакал и Гринька не плакал, а плакал маленький Васятка, сын пчеловода. Он забрёл на пчельник и стоял среди ульев, а пчёлы так и налетали на него.

— Ребята! — крикнул Ваня. — Васятку пчёлы закусали!

— А что, нам за ним на пчельник идти? — ответил Гринька. — И нас пчёлы закусают.

— Надо его отца позвать, — сказал Федя. — Вот пойдём мимо их дома — его отцу скажем.

И оба пошли дальше. А Ваня вернулся и пошёл прямо на пчельник.

— Иди сюда! — крикнул он Васятке.

Но Васятка не слышал. Он отмахивался от пчёл и кричал во весь голос.

Ваня подошёл к Васятке, взял его за руку и повёл с пчельника. До самого дома довёл.

Васяткина мать выбежала на крыльцо, взяла Васятку на руки:

— Ах ты непослушный, зачем на пчельник ходил? Вон как пчёлы искусали! — Посмотрела на Ваню. — Ах, батюшки, Ванёк, — сказала она, — и тебе от пчёл досталось из-за Васятки! Ну, да ничего, ты не бойся: поболит — перестанет!

— Мне ничего, — сказал Ваня.

И пошёл домой. Пока шёл, у него распухла губа, и веко распухло, и глаз закрылся.

— Ну и хорош! — сказала бабушка. — Это кто же тебя так разукрасил?

— Пчёлы, — ответил Ваня.

— А почему же Гриньку и Федю пчёлы не тронули?

— Они убежали, а я Васятку вёл, — сказал Ваня. — А что ж такого? Поболит — перестанет.

Отец пришёл с поля обедать, посмотрел на Ваню и рассмеялся.

— Федя с Гринькой от пчёл убежали, — сказала бабушка, — а наш простофиля полез Васятку спасать. Вот бы мама сейчас его увидела — что бы она сказала?

Ваня глядел на отца одним глазом и ждал: что сказала бы мама?

А отец улыбнулся и похлопал Ваню по плечу:

— Она бы сказала: молодец у меня сынок! Вот бы что она сказала!

ВИКТОР ДРАГУНСКИЙ (1913–1972)

ДРУГ ДЕТСТВА

Когда мне было лет шесть или шесть с половиной, я совершенно не знал, кем же я в конце концов буду на этом свете. Мне все люди вокруг очень нравились, и все работы тоже. У меня тогда в голове была ужасная путаница, я был какой-то растерянный и никак не мог толком решить, за что же мне приниматься.

То я хотел быть астрономом, чтоб не спать по ночам и наблюдать в телескоп далёкие звёзды, а то я мечтал стать капитаном дальнего плавания, чтобы стоять, расставив ноги, на капитанском мостике, и посетить далёкий Сингапур, и купить там забавную обезьянку А то мне до смерти хотелось превратиться в машиниста метро или начальника станции и ходить в красной фуражке и кричать толстым голосом:

— Го-о-тов!

Или у меня разгорался аппетит выучиться на такого художника, который рисует на уличном асфальте белые полоски для мчащихся машин. А то мне казалось, что неплохо бы стать отважным путешественником вроде Алена Бомбара и переплыть все океаны на утлом челноке, питаясь одной только сырой рыбой. Правда, этот Бомбар после своего путешествия похудел на двадцать пять килограммов, а я всего-то весил двадцать шесть, так что выходило, что если я тоже поплыву, как он, то мне худеть будет совершенно некуда, я буду весить в конце путешествия только одно кило. А вдруг я где-нибудь не поймаю одну-другую рыбину и похудею чуть побольше? Тогда я, наверно, просто растаю в воздухе как дым, вот и все дела.

1

Загрузка…

bookocean.net

Кружок «Внеклассное чтение» 1 класс

Пояснительная записка

Пояснительная записка Кружок любителей творческой литературы «Айар кут» способствует расширению читательского пространства, реализации дифференцированного обучения и развитию индивидуальных возможностей

Подробнее

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа учителя по внеурочной деятельности общеинтеллектуального направления «В мире книг» для учащихся 2-х классов рассчитана на 34 часа. Занятия проводятся 1 раз в неделю.

Подробнее

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа учителя по внеурочной деятельности общеинтеллектуального направления «В мире книг» для учащихся 3-х классов рассчитана на 34 часа. Занятия проводятся 1 раз в неделю.

Подробнее

2В «В мире книг». Григорян М.Н.

2В «В мире книг». Григорян М.Н. Рабочая программа по внеурочной деятельности «В мире книг» Пояснительная записка Рабочая программа курса «В мире книг» составлена на основе: Федерального государственного

Подробнее

Пояснительная записка

Пояснительная записка Программа разработана на основе Федерального государственного образца стандартного начального общего образования, концепции и духовно-нравственного развития и воспитания личности

Подробнее

Литературное чтение 2 класс

Литературное чтение 2 класс Рабочая учебная программа предназначена для общеобразовательных учреждений, разработана для общеобразовательного 2 классов ГБОУ СОШ 548 с углублённым изучением английского языка

Подробнее

Пояснительная записка

Образовательная программа дополнительного образования Пояснительная записка Программа дополнительного образования «Всезнайка» имеет художественную направленность и способствует расширению читательского

Подробнее

ПРОГРАММА КРУЖКА. «В гостях у сказки»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА 5 301720, Тульская область, г. Кимовск, ул. Бессолова, дом 65 ПРИНЯТО: на педагогическом совете (протокол 1 от «31»

Подробнее

Пояснительная записка

Пояснительная записка Внеклассная работа по литературному чтению является важнейшей составной частью работы по приобщению детей к литературе как искусству слова, пробуждению у детей интереса к словесному

Подробнее

Наташа [Выберите дату]

Наташа [Выберите дату] 1. Планируемые предметные результаты освоения курса «Литературное чтение» К концу обучения во 2 классе учащиеся должны уметь: читать вслух целыми словами в темпе, соответствующем

Подробнее

АННОТАЦИЯ К РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЕ

АННОТАЦИЯ К РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЕ Предмет Уровень образования Разработчики программы Нормативно-методические материалы Реализуемый УМК Цели и задачи изучения предмета Литературное чтение Начальная школа (1

Подробнее

Пояснительная записка

Комитет по образованию администрации Ключевского района Алтайского края Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Северская средняя общеобразовательная школа» Ключевского района Алтайского

Подробнее

Проект «Мои любимые писатели».

Проект «Мои любимые писатели». «Дайте нашим детям книги, И вы дадите им крылья» Е. Лепман Автор проекта: Уткина Светлана Николаевна (воспитатель) Продолжительность проекта: одна неделя (16.03.2015-20.03.2015)

Подробнее

Место предмета в базисном учебном плане.

Рабочая программа по предмету «Литературное чтение» 2 класс создана на основе: Федерального и регионального компонентов Государственного стандарта начального общего образования; Программы курса «Литературное

Подробнее

Пояснительная записка

Пояснительная записка Рабочая программа внеурочной деятельности «Чтение с увлечением» (далее программа) составлена на основе авторской программы внеурочной деятельности под редакцией Виноградовой Н.Ф.,

Подробнее

1. Пояснительная записка

1 1. Пояснительная записка Рабочая программа факультатива соответствует общекультурному направлению развития личности, составлена на основе авторской программы Л.А.Ефросининой «В мире»(сборник программ

Подробнее

Предисловие.

Предисловие Чтение является одним из видов речевой деятельности. Оно решает многие задачи: коммуникативные, познавательные, воспитательные, эмоционального воздействия. Развитие навыка чтения во время обучения

Подробнее

Неделя книги «МУДРАЯ ЦАРИЦА КНИГА»

Неделя книги «МУДРАЯ ЦАРИЦА КНИГА» План тематической недели с 25 января по 29 января 2016 г. ДО 1-2 Цель: Привлечение внимания педагогов и родителей к проблеме использования детских книг и литературных

Подробнее

Кружок «Библиотечный час»

МБОУ Вазьянская СОШ Рассмотрена на педагогическом совете протокол 1 от 28.08.2014 г. Директор ашова 2014 г. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Кружок «Библиотечный час» Программа рассчитана на учащихся 1-4 кл. Срок реализации

Подробнее

Литературное чтение 3 класс

Литературное чтение 3 класс Пояснительная записка Рабочая учебная программа по литературному чтению предназначена для общеобразовательных учреждений, разработана для общеобразовательного 3 «В» класса ГБОУ

Подробнее

docplayer.ru

Учебная программа образовательного модуля «Внеклассное чтение» 1-4 классы ФГОС

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №2

Учебная программа

образовательного модуля

«Внеклассное чтение»

1-4 классы

ФГОС

МАОУ СОШ №2

г. Калининград

2015г.

Пояснительная записка

Программа образовательного модуля « Внеклассное чтение» составлена в соответствии с ФГОС НОО (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 06. 10. 2009 № 373 « Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования), на основе авторских программ Л.Ф.Климанова, М.В.Бойкина «Литературное чтение», О.В.Кубасова «Литературное чтение».

Цель курса расширить представление учащихся о детской литературе, раскрыть перед детьми мир нравственно-эстетических ценностей, накопленных предыдущими поколениями, вырабатывать художественный вкус, формировать культуру чувств, общения.

Задачи курса:

  • введение приемов, способствующих формированию коллективно-мыслительной деятельности учащихся,  способствующих возрастанию мотивации чтения;

  • формирование читательского кругозора и приобретение опыта самостоятельной читательской деятельности;

  • развитие художественно-творческих и познавательных способностей, обогащение нравственного опыта, формирование  этических представлений;

  • развитие нравственных чувств, уважение к культуре народов многонациональной России и других стран;

  • формирование читательской компетентности – совершенствование  техники чтения, аналитических способностей учащихся при отборе текстов для чтения;

  • совершенствование навыков чтения: сознательности, правильности, беглости, выразительности, а также аналитических способностей;   

  • обучение алгоритмам основных учебных действий по анализу и интерпретации художественных произведений.

Ценностные ориентиры содержания модуля

Отбор литературного содержания ориентируется на ценность произведений, учитывает возрастные возможности и социальный опыт младших школьников. Именно поэтому наряду с классической русской и зарубежной литературой отводится место произведениям устного народного творчества и современной детской литературе. На занятиях дети так же знакомятся с литературой родного края, произведениями устного народного творчества, отражающими быт и традиции, богатство и своеобразие языка людей, проживающих в нашей местности.

Представленная в программе система работы позволяет осуществить внедрение новых технологий, нестандартных форм работы во внеурочной деятельности, развить речь учащихся, повысить учебную мотивацию детей и, главное, воспитать грамотного читателя. Использование компьютерных и мультимедийных технологий значительно повысит эффективность работы по воспитанию интереса к книге, к чтению.

Для современного ребенка необходимо создавать условия, гарантирующие ему открытие целостной картины мира, развитие мотивации к чтению.

Ведущие принципы программы:

Художественно-эстетический принцип определяет стратегию отбора произведений для чтения, и поэтому в круг чтения младших школьников вошли преимущественно художественные тексты. Внимание детей привлекается к тому, что перед ними не просто познавательные интересные тексты, а именно произведения словесного искусства, которые раскрывают перед читателем богатство окружающего мира и человеческих отношений, рождают чувство гармонии, красоты, учат понимать прекрасное в жизни, формируют в ребенке собственное отношение к действительности. Этот принцип предполагает активное установление связей между всеми другими видами искусства.

Литературоведческий принцип с учетом особенностей начального этапа обучения реализуется при анализе литературного произведения, выдвигает на первый план художественный образ. Слово становится объектом внимания читателя и осмысливается им как средство создания словесно-художественного образа, через который автор выражает свои мысли, чувства, идеи. В начальной школе анализ художественного произведения должен помочь детям почувствовать целостность художественного образа и адекватно сопереживать герою. Литературоведческий принцип находит свое выражение и в том, что программа охватывает все основные литературные жанры: сказки, стихи, рассказы, басни, драматические произведения (в отрывках). При анализе произведения этот принцип нацеливает на обогащение учеников первыми представлениями о проблематике.

Коммуникативно-речевой принцип нацелен на развитие речевой культуры учащихся, на формирование и развитие у младших школьников речевых навыков, главным из которых является навык чтения. Задача занятий по литературному чтению заключается в интенсивном развитии навыка чтения как вида речевой деятельности: от громко речевой формы чтения до чтения про себя.

Место модуля в учебном плане

Программа может реализовываться как в рамках вариативной части учебного плана в образовательной области «Филология», так и во внеурочной деятельности. На изучение модуля выделяется 17 часов в 1 классе и по 34 часа во 2-4-х классах.

Планируемые результаты обучения

  • расширение кругозора чтения;

  • обогащение знаний о литературе;

  • развитие аналитических способностей, воображения, фантазии;

  • приобщение к библиотеке,

  • оптимальное повышение техники чтения;

  • умение работать с текстом, книгой;

  • заинтересованность и участие родителей в развитии познавательных способностей своих детей.

Содержание программы.

В содержании программы в каждом году обучения выделяются два раздела:

1. Круг чтения.

2. Работа с детской книгой (УУД)

Круг чтения от класса к классу постепенно расширяет читательские возможности детей и их знания об окружающем мире, о своих сверстниках, об их жизни, играх, приключениях, о природе и ее охране, об истории нашей Родины, помогающие накоплению социально-нравственного опыта ребенка, обретению качеств «читательской самостоятельности».

При обучении детей чтению их знания должны пополниться и элементарными понятиями литературоведческого характера: простейшими сведениями об авторе-писателе, о теме читаемого произведения, его жанре.

Занятия нацелены на развитие коммуникативных умений ребенка,
умения вести диалог, участвовать в беседе, слушать и дополнять товарищей, высказывать суждения и доказывать их правоту. При этом необходимо сохранять доброжелательный тон, эмоциональный характер речи, упражняясь во владении литературными нормами родного языка.

 Круг чтения: художественная и научно-популярная литература, произведения для самостоятельного чтения учащихся про себя и выборочного перечитывания вслух, стихи, рассказы, сказки о Родине, о детях, о подвигах, о животных и растениях, о приключениях и волшебстве, книги писателей родного края.

Работа с детской книгой: ориентировка в книге, умение различать основные элементы книги, определение содержания по названию (автор, заглавие), умение дать правильный ответ, о ком или о чем прочитанная книга. Ориентировка в группе книг, определение темы чтения, выбор книг по заданным признакам, по рекомендательному плакату и книжной выставке. Закрепление навыка коллективного воспроизведения прочитанного по вопросам учителя. Нравственная оценка ситуаций, поведения и поступков героев. Умение соотносить фамилии авторов с их книгами. Закрепление положительного отношения к самостоятельному чтению детских книг на уроке и во внеурочное время, самостоятельное разучивание игр из книг-сборников, участие в подготовке выступления на утреннике, умение содержать в порядке классный уголок чтения.

Учебно — тематический план

1 класс

В круг чтения детей входят произведения отечественных и зарубежных писателей, составляющие золотой фонд литературы, произведения устного народного творчества, стихи, рассказы, сказки современных писателей. Произведения сгруппированы по жанрово-тематическому принципу. Главные темы отражают наиболее важные и интересные для данного возраста детей стороны их жизни и окружающего мира.

Тема занятия

Кол — во

часов

Основное содержание работы

«Ребятам о зверятах». Книги о животных. Е.Чарушин «Волчишко» С. Маршак «Детки в клетке»

1

Слушание, чтение и рассматривание книги

«О хороших людях» С.Сахарнов « Самый лучший пароход».

Р.Сеф. «Необычный пешеход»

А. Барто «Мы с Тамарой»

1

Слушание, чтение и рассматривание книги-сборника.

«Ни окошек, ни дверей». Загадки. Народные и литературные загадки в стихах и прозе.

1

Учимся разгадывать загадки различной тематики.

Выделение тематических групп загадок, иллюстрирова-ние.

Книжки – самоделки «Загадки для моих друзей

Из серии « Мои первые книжки» К.Чуковский «Доктор Айболит»

1

Чтение и рассматривание книги, выборочное чтение.

Из серии « Мои первые книжки» С.Маршак «Усатый полосатый», «У солнышка в гостях». Словацкая сказка.

1

Слушание и рассматривание книг, уточнение значений непонятных слов.

Хоровое проговаривание, работа с иллюстрациями, оглавлением. Разыгрывание диалогов, пересказ по серии картинок

«В стране Вообразилии»

Б. Заходер «Детям», Э. Успенский «Над нашей квартирой».

1

Рассматривание сборника

Б. Заходера «В стране Вообразилии», выразительное чтение выбранного стихотворения.

О чем я мечтаю.

В. Катаев « Цветик – семицветик»

1

Литературное слушание, чтение и рассматривание книги. Разучивание волшебной песенки. Рисование цветика — семицветика. Соотнесение эпизодов сказки с лепестками волшебного цветка.

О наших сверстниках.

Н.Носов «Метро», «Телефон», «Леденец

1

Чтение и рассматривание книги, чтение по ролям. Работа с иллюстрациями, составление характеристики главных героев.

Угадай — ка. Стихи и загадки «Подскажи словечко» Стихи и загадки Е. Серова

1

Чтение и рассматривание книги – сборника, отыскание знакомых загадок, воспроизведение тех, которые запомнили. Знакомство с понятием «рифма».

О героях.

А.Митяев «Богатыри»

1

Литературное слушание, чтение и рассматривание книги, введение понятия «былина»

Ступеньки мастерства А. Томилин «Сказка о Веселом мастере на все руки», Я Аким «Неумейка»

1

Чтение и рассматривание книги, словарная работа «мастер на все руки».

Русские народные игры. Игра «Вася – гусёночек»

1

Разучивание считалок для выбора ведущих ролей. Разучивание игры по всем правилам.

О любимых игрушках.

Э. Успенский «Чебурашка», А. Барто «Игрушки»

1

Рассматривание сборника стихов «Игрушки», выразительное чтение стихотворений. Вспомнить стихи про зайку, мишку и т.д Осмысление содержания в форме разгадывания загадок.

Знакомые незнакомцы.

Н.Сладков «Как медвежонок сам себя напугал». Б. Заходер «Русачок».

1

Чтение и рассматривание книги, воспроизведение содержания по иллюстрациям.

О доброте.

В.Осеева «Добрая хозяюшка», «Синие листья».

1

Чтение и рассматривание книги. Придумать своё название сказки. Пересказ сказки от имени девочки, петушка.

Книги о животных.

В.Бианки «Хвосты».

1

Рассматривание сборника книг «О животных», комментированное чтение. Пересказ по серии картинок, выбрать самый радостный эпизод, самый грустный. Выделение научно-познавательных сведений. Нарисуй рисунок к произведению.

Итоговое занятие.

Игра – викторина «Угадай сказку»

1

В результате реализации программы учащиеся 1 класса должны уметь:

  • Узнавать и различать такие жанры литературных произведений, как сказка и рассказ, стихотворение, и произведений фольклора: загадка, пословица, небылица, считалка, прибаутка.

  • Сочинять собственные загадки, считалки. Коллективно придумывать различные концовки к известным сказкам.

  • Отвечать на вопросы по содержанию текста.

  • Воспроизводить содержания текста по вопросам или картинному плану.

  • Подробно пересказывать небольшие произведения с отчетливо выраженным сюжетом.

  • Раскрывать содержания иллюстраций к произведению, соотнесение их с отрывками рассказа, нахождение в тексте предложений, соответствующих им.

  • Уметь сопоставлять слова, близких по значению; понимать их значения в контексте: различение простейших случаев многозначности слов,

  • Отыскивать в тексте (с помощью учителя) слов и выражений, характеризующих событие, действующих лиц, картины природы, воссоздание на этой основе соответствующих словесных картин.

  • Рисовать иллюстрации к произведениям, составлять рассказ по собственному рисунку.

  • Сравнивать предметы загадки и отгадки, находить в них общее, ценить образность в изображении предмета загадки.

Оценка достижения планируемых результатов

Первый уровень результатов – приобретение школьником знаний о детской литературе, знания детских писателей, названия произведений, знания героев.

Второй уровень результатов – получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества, приобретение любимых книг о человеке, семье, Отечестве, природе, мире, знаниях, труде, формирование желания читать, регулярное чтение, рассказ ровесникам о своих любимых книгах, иллюстрирование произведений.

Третий уровень результатов – получение школьником опыта самостоятельного общественного действия: самостоятельное составление викторины, кроссворда по любимым произведениям, инсценирование эпизодов произведения, проведение литературных игр для младших товарищей.

Оценка личностных результатов

Лич­ностные результаты выпускников на ступени начально­го общего образования в соответствии с требовани­ями Стандарта не подлежат итоговой оценке. Однако текущая (выборочная) оценка личностных результатов осуществляется:

  • оценка личностного прогресса в форме Портфеля достижений

  • оценка знания моральных норм и сформированности морально-этических суждений о поступках и действиях людей (по ответам на уроке).

Оценка метапредметных результатов

Система внутренней оценки метапредметных результатов включает в себя следующие процедуры:

  • решение задач творческого и поискового характера

  • создание рефератов, докладов, проектных работ.

Оценивание осуществляется в зачетной форме.

Материально-техническое обеспечение

1. Галактионова Т. Г., Савина С. О., Назаровская Я. Г., Жук С Г. Учимся успешному чтению. Портфель читателя.1 класс – 2-е изд.- М.: Просвещение, 2011.

3. Галактионова Т. Г., Савина С. О., Назаровская Я. Г., Жук С Г. Учимся успешному чтению. Портфель читателя.2 класс – 2-е изд.- М.: Просвещение, 2011.

4. Гостимская Е.С. Внеклассное чтение М., 2005.

5. Русская литературная классика. Самара: Корпорация «Федоров», 1995.

6. Что такое? Кто такой? М.: Педагогика, 1990. Т.1-3

7. Русские детские писатели xx века. Библиографический словарь. М.: Флинта — наука, 2001.

8. Русские детские писатели xx века. Библиографический словарь. М.: Флинта — наука,2001.

9. Российская школьная хрестоматия. 1-4 классы. Издательство «Интербук»,1985.

10. Светловская Н. Н. «Методика внеклассного чтения», М. 1991.

11. Осеева Г. Волшебное слово. М., «Детская литература», 1980.

12. Журналы «Начальная школа», 2006-2009 гг.

13. Интернет-ресурсы с литературными презентациями metodisty.ru. Все работы Презентации и видеоролики, viki.rdf.ruitem/373, lit-studia.rumethod/46.html

infourok.ru

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеклассных занятий «Внеклассное чтение» для 1 класса (уровень общего образования

ГБОУ АО «Вычегодская СКОШИ»

РАССМОТРЕНО:

на методическом объединении

протокол № _____________

от «____»__________20__г.

СОГЛАСОВАНО:

____________/___________,

старший воспитатель

«____»__________20__г.

УТВЕРЖДАЮ:

Директор

_____________________

О.В.Балдакова

Приказ № _____от

«____»__________20__г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

внеклассных занятий

«Внеклассное чтение»

для 1 класса (уровень общего образования — НОО)

на 2017 — 2018 учебный год

Составитель:

Гурьева Людмила Васильевна,

воспитатель начальных классов,

первая квалификационная категория

____________ __________________________

подпись расшифровка подписи

пос. Вычегодский, 2017 год

Пояснительная записка.

Рабочая программа по внеклассным занятиям «Внеклассное чтение» для 1 класса предназначена для реализации в Государственном бюджетном образовательном учреждении Архангельской области «Вычегодская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат».

Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного стандарта начального общего образования для слабослышащих и позднооглохших обучающихся с учётом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса и возрастных особенностей младших школьников, в соответствии с Законом РФ «Об образовании». Типовым положением о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья, инструктивными письмами Министерства образования и науки.

Знакомство с художественными произведениями предполагает формирование потребности детей в чтении, усиление мотивации, обучение выделению смысла прочитанного. Учащиеся учатся во время занятий внеклассного чтения самостоятельному, сознательному чтению.

Дети знакомятся с писателями детских произведений, узнают их на обложке книг и портретах.

На занятиях «Внеклассное чтение» дети учатся отработке умения кратко передавать содержание прочитанного, ребята приобретают навыки давать после прочитанного произведения поведения и поступков героев.

Большое внимание при работе с книгами обращается и соблюдению правил гигиены чтения и правил обращения с книгой.

Приоритетным направлением в коррекционном обучении младших школьников является привитие любви и интереса к художественным произведениям.

Чтение является одним из основных средств обучения, воспитания и развития детей с нарушением слуха.

Актуальность:

«Знакомство с книгой должно начинаться с чтения вслух…Чрезвычайно желательно, чтобы такое чтение сделалось привычным и постоянным праздником среди рабочих будней».(А.С. Макаренко).

www.prodlenka.org

Рабочая программа по внеклассному чтению в 1 4 классах 2009 2013 г

Рабочая программа

по внеклассному чтению

в 1 — 4 классах

2009 – 2013 г.

Программа составлена на основе авторской программы по внеклассному чтению Н.Н. Светловской , О.В.Джежелей
Пояснительная записка

Внеклассное чтение—это раздел чтения. Цель его—углубленно знакомить учащихся с детской литературой и книгой, обеспечивать полноценное литературное развитие младших школьников, раскрывать перед детьми мир нравственно-эстетических ценностей и духовной культуры, накопленных предыдущими поколениями, вырабатывать художественный вкус, формировать культуру чувств, общения.
^

Внеклассное занитие проводится после уроков

В 1 классе33 ч. (1 ч в неделю, 33 учебные недели)

^ 3 классах на внеклассное занятие отводится по 34 ч (1 ч в неделю, 34 учебные недели в каждом классе).

В 4 классе – 17 ч. (1 ч в две недели, 34 учебные недели)
^

Отбор литературного содержания внеклассного чтения ориентируется на непреходящую художественную ценность произведений, учитывает возрастные возможности и социальный опыт младших школьников. Именно поэтому наряду с классической русской и зарубежной литературой центральное место отводится произведениям устного народного творчества и современной детской книге.

Программа предлагает для ознакомления весь круг детского чтения с учетом тем, жанров, авторов и книг. Учитель вправе выбирать, какие конкретно произведения и книги, какого автора предложит он для изучения детям, какое количество часов затратит на ознакомление с книгами одной тематики. Однако следует учитывать роль и место каждого писателя в современной культуре нашей страны, читательские умения и предпочтения младших школьников.

Основа программы по внеклассному чтению — вариативность. Она способствует развитию творческих начал в организации самостоятельного чтения детей, позволяет учесть учителю не только реальные возможности класса, книжного окружения, но и запросы детей, предоставив каждому ребенку подлинную свободу выбора.

Особое место на уроках внеклассного чтения отводится литературе родного края, произведениям устного народного творчества, отражающим быт и традиции, богатство и своеобразие языка людей, проживающих в данной местности, что не только окажет влияние на формирование личностного самосознания подрастающего человека, но и поможет освоить образную специфику литературы как вида искусства.

На уроках внеклассного чтения ведётся большая работа по обучению выразительному чтению. Выразительное чтение является одной из наиболее активных форм обучения литературе, эффективным средством эстетического воспитания и духовного обогащения подрастающего поколения.

Так как исполнение художественного произведения не может быть бездумным, выразительное чтение рассматривается также как один из методов творческого анализа поэтического текста. Совершенствование способностей в искусстве выразительного чтения опирается на идейно-тематический и жанровый анализ художественного произведения, предназначенного для исполнения (декламации).

Искусное чтение – одно из средств развития эстетической потребности, являющейся источником активности индивидуума. Оно учит ценить творения мастеров-поэтов, прививает и развивает любовь к прекрасному, обогащает эмоциональную сферу и является, таким образом, одним из действенных средств формирования личности.

Обучение выразительному чтению предусматривает развитие художественного воображения. Развитое воображение поощряет способность ставить себя на место других людей, лучше понимать их и человечнее к ним относиться, содействует совершенствованию перспективного мышления.

Активная тренировка по обогащению воображения способствует обогащению, развитию и укреплению памяти.

При обучении выразительному чтению учитываются реальные возможности учеников, принимаются во внимание индивидуальные способности каждого из них, учитываются наклонности, пристрастия, темперамент, а также психологическое и физическое состояние в процессе работы над текстом.

Занятия имеют практическую направленность. Планируется участие детей в различных конкурсах чтецов, выступления на праздниках, концертах (публичные выступления). Таким образом формируется коммуникативная компетенция, художественно-эстетический вкус обучающихся.
Основной формой работы с детской книгой в I — IV классах является урок внеклассного чтения.

^

В содержании программы внеклассного чтения на каждом году обучения выделяются три раздела:

Круг чтения.

Работа с детской книгой (знания, умения и навыки).

Выразительное чтение. ( идея вооружения учащихся культурной, выразительной речью)

Занятия внеклассным чтением ведутся параллельно с уроками обучения грамоте и классного чтения. Каждый урок внеклассного чтения обеспечивает младшим школьникам знакомство с широким кругом детского чтения от устного народного творчества — загадок, песенок, сказок — до стихотворений, рассказов, повестей русских и зарубежных писателей, взятых в лучших переводах; формирует умение выбирать книги в соответствии с их личными читательскими предпочтениями; содействует возникновению устойчивого интереса к книге как источнику знаний, нравственно-эстетических чувств; отрабатывает навык вдумчивого, содержательного прочтения произведений.

Комплекс предлагаемых знаний, умений и навыков рассчитан на развитие творческих способностей учащихся, воспитание талантливого читателя, способного не только к осмыслению читаемого, но и посильному участию в общественно значимой интеллектуальной и практической деятельности на основе чтения книг, а именно: создание классной библиотечки и работа в ней, коллективное чтение книг с друзьями, обмен интересными книгами, активное участие в подготовке и проведении литературных утренников и игр, коллективном ведении классного дневника чтения, участия в литературном краеведении.

Для создания благоприятных условий на уроке и развития творческого потенциала учителя ему предоставляется возможность самостоятельно создавать варианты планирования работы с детской книгой. Педагог либо выводит детей за рамки круга чтения, знакомит с новыми авторами и книгами, которые ежегодно пополняют библиотеки, либо обращает внимание на те или иные стороны читательских умений, сообщая детям новые рациональные приемы работы с детской книгой, или включает младших школьников в интенсивную творческую деятельность по созданию литературных сочинений, организует серию литературных экскурсий.

Внеклассное чтение нацелено на развитие коммуникативности ребенка — умения вести диалог, участвовать в беседе, слушать и дополнять товарищей, высказывать суждения и доказывать их правоту. При этом необходимо сохранять доброжелательный тон, эмоциональный характер речи, упражняясь во владении литературными нормами родного языка, используя художественные формы передачи отношения к прочитанному — декламацию, инсценирование и т. д. Поэтому в системе внеклассного чтения рекомендуется выделять уроки-утренники, уроки-отчеты, устные журналы, проектная деятельность, исследовательская, просмотр кинофильмов и мультфильмов. конкурсы чтецов.

Концентрический, ступенчатый характер программы обеспечивает доступность, посильность, преемственность учебного материала по годам обучения.

На занятиях внеклассного чтения в I классе закладываются основы читательского кругозора по широкой тематике (о Родине, о подвигах, о детях и т. д.), а также умение ориентироваться в детских книгах типа «Читаем сами», при этом применяются все умения и навыки, приобретенные на уроках обучения грамоте. Первоклассники делают первые шаги в осознании своих чувств, вызванных читаемыми произведениями, учатся различать и выделять добрые дела и поступки.

Во II классе учащиеся под руководством учителя или под его наблюдением знакомятся с книгами из современной детской литературы, художественными произведениями по всем темам детского чтения. Учитель побуждает их к самостоятельному посильному чтению, выделяет время для того, чтобы учащиеся смогли обменяться сообщениями о самостоятельно найденных и прочитанных книгах. Внимание детей обращается на то, что они уже могут принимать полноправное участие как читатели в семейных чтениях.

Учащиеся III класса читают произведения детской художественной литературы — современной, русской классической и зарубежной: книги С. Маршака, Б. Житкова, Е. Чарушина, Г. X. Андерсена, В. Бианки и др. Кроме того, на уроках учащиеся III класса получают представления о детской периодике, о книгах-справочниках. Особое место в работе с детьми этого возраста отводится формированию у них потребности применять свои читательские умения в совместной деятельности с младшими школьниками. Поощряется помощь третьеклассников ученикам I — II классов в подготовке уроков-утренников, организации коллективного чтения книг малышам, выступлении с инсценировками по прочитанным книгам перед первоклассниками.

Главное место в самостоятельном чтении четвероклассников занимает художественная и научно-популярная книга, ярко отражающая жизнь, раскрывающая моральную силу человека. В учебном материале к урокам внеклассного чтения в IV классе значительное место занимает приключенческая литература, социально-бытовые и исторические повести, рассказы и повести с документальной основой, дневники, письма, автобиографии, написанные замечательными людьми и адресованные детям, справочная литература, детская периодика. Учитель направляет чтение детей в русло их личных интересов. На уроках внеклассного чтения у детей формируется умение осознавать свои мысли и чувства, доказательно и убедительно высказывать свои суждения. Учащиеся ориентируются на развитие творческих способностей, активное участие во внеурочной и внешкольной деятельности: литературных экскурсиях, литературных викторинах, турнирах. Условием практической направленности обучения учащихся, воспитания у них привычки обращаться к чтению книг, газет и журналов является тесная неразрывная связь школы и библиотеки.

В I—II классах систематически устраиваются книжные выставки в уголке чтения для организации самостоятельной деятельности детей с книгами в течение недели, создается классная библиотечка, где учащиеся получают первый опыт работы с системой книг. В это же время состоится и первое знакомство

со школьной библиотекой.

В III — IV классах предусматривается индивидуальное пользование ближайшей районной библиотекой. Совместные коллективные мероприятия школы и библиотеки направлены на воспитание учащихся-читателей, выходящее за рамки школьных программ: встречи с писателями, громкие читки, обсуждения книг, драматические кружки и кружки любителей чтения, знакомство с литературно-художественными достопримечательностями родного края.

Чтение классное и внеклассное имеет прямую связь с другими разделами программы по всем курсам начального обучения. Поощряется любая попытка учащихся дополнять школьный курс знаниями, полученными в процессе самостоятельного чтения книг, использования справочной литературы на всех уроках. В свою очередь, на уроках чтения используются знания, умения, полученные при изучении грамматики и правописания, природоведения, на уроках труда, изобразительного искусства и музыки.

^

I класс БУКВАРНЫЙ (ОСНОВНОЙ) ПЕРИОД

Круг чтения: книга — произведение в типовом оформлении. Художественные произведения для чтения учащихся вслух: авторские и народные стихи, песни, загадки, сказки, рассказы с яркой и разнообразной эмоциональной окраской на все темы детского чтения.

Работа с детской книгой: привитие интереса к детским книгам; умение различать книги по содержанию и правильно называть их, прочитывая фамилию писателя и заглавие; умение дополнять пересказ сказки, рассказа, отвечать на вопросы, воспроизводить отдельные реплики, песенки, диалоги; осмысливать заглавие произведения; участвовать в беседе, свободно высказываться, используя образцы литературной речи; играть в простейшие литературные игры; соблюдать правила гигиены чтения и сохранность книжного фонда.

.
^

Круг чтения: остается тем же, что в период обучения грамоте. Большая работа ведётся над выразительностью речи, поэтому программа включает в себя цикл стихотворений о природе, о Родине и т.д. Работа с детской книгой: различение знакомых и незнакомых книг, правильное их называние и узнавание знакомых книг в разных изданиях. Использование умения работать с текстом, формируемого на уроках чтения: узнавание знакомых эпизодов и ситуаций на иллюстрациях в детских книгах, называние героев, включение в речь слов, отрывков и фраз из прослушанного произведения, осознание и называние чувств, эмоций, вызванных прослушанным произведением (страшно, радостно, весело, печально), подбор материала из знакомых книг для простейших литературных викторин, участие в выставках-конкурсах на лучший рисунок или поделку по прочитанным книгам,

В ы р а з и т е л ь н о е ч т е н и е: участие в разыгрывании коротких эпизодов на уроках-утренниках, декламация стихов перед товарищами, участие в конкурсах чтецов.
II класс

Круг чтения: художественная и научно-популярная книга, произведения для самостоятельного чтения учащихся про себя и выборочного перечитывания вслух; стихи, рассказы, сказки о Родине, о детях, о подвигах, о животных и растениях, о приключениях и волшебстве, книги писателей родного края.

Работа с детской книгой: ориентировка в одной книге, умение различать основные элементы книги, определение содержания по названию (автор, заглавие), умение дать правильный ответ, о ком или о чем прочитанная книга. Ориентировка в группе книг, определение темы чтения, выбор книг по заданным признакам, по рекомендательному плакату и книжной выставке. Закрепление навыка коллективного воспроизведения прочитанного по вопросам учителя. Нравственная оценка ситуаций, поведения и поступков героев. Умение соотносить фамилии авторов с их книгами. Закрепление положительного отношения к самостоятельному чтению детских книг на уроке и во внеурочное время, самостоятельное разучивание игр из книг-сборников, участие в подготовке выступления на уроке-утреннике, умение содержать в порядке классный уголок чтения.

В ы р а з и т е л ь н о е ч т е н и е: участие в разыгрывании коротких эпизодов на уроках-утренниках, декламация стихов перед товарищами, участие в конкурсах чтецов, совместная с учителем работа над партитурой стихотворения.
III класс

Круг чтения: русская, зарубежная детская книга, детские газеты и журналы. Книги ведущих писателей для младшего школьного возраста (Б. Житков, В. Бианки, А.Гайдар и др.) и отдельных зарубежных писателей (Г. X. Андерсен, Братья Гримми др.), сказки разных народов, стихи русских писателей-классиков для детей. Стихи и проза родного края.

Работа с детской книгой: знание элементов книги: титульный лист, оглавление, предисловие, аннотация, послесловие — и умение определять примерное содержание книги по ним до чтения. Умение ориентироваться в книгах одного автора или однотемных книгах разных авторов, выбирать книгу по теме, охарактеризовать ее в целом, прочитать дома самостоятельно, подготовиться к ответу по прочитанному, пользуясь рекомендациями учителя.

Закрепление читательских умений, связанных с работой над текстом: правильно называть книгу или произведение по памяти и воспроизводить содержание прочитанного, опираясь на вопросы учителя, умение выделять законченную по смыслу часть или эпизод, передавать его содержание, воспользовавшись любым освоенным видом пересказа, обобщать с помощью учителя сведения о герое, отношения автора к герою, свободные высказывания по оценке прочитанного, умение осваивать научный текст. Знание двух-трех книг каждого писателя, с которыми знакомились на уроках внеклассного чтения.

Формирование умения пользоваться рекомендательным списком, картотекой, открытым доступом в детской библиотеке.

Индивидуальное и групповое участие в подготовке и проведении уроков-отчетов, организация досуга с помощью книги: игры, коллективные читки, изготовление поделок с помощью прикладной книги.

В ы р а з и т е л ь н о е ч т е н и е: участие в инсценировании эпизодов на уроках, декламация стихов перед товарищами, участие в конкурсах чтецов, самостоятельная работа над партитурой стихотворения.
IV класс

Круг чтения: художественная, научно-популярная и справочная детская книга русских, современных и зарубежных авторов для младшего школьного возраста без ограничения, детская периодическая печать. Выделение в качестве самостоятельных тем художественных и справочных детских книг о сверстниках и их зарубежных друзьях, автобиографические книги, письма, дневники, собрания сочинений для детей, сказки народов нашей страны, книги по истории нашей Родины, произведения писателей-классиков, книги о далеких временах и людях, оставшихся в памяти народной на века, книги о науке и технике, о машинах и вещах, об их творцах — ученых, изобретателях, народных умельцах, книги о родном городе, его прошлом и настоящем, стихи поэтов-классиков для детей, книги о путешествиях настоящих и сказочных. Писатели родного края и их книги.

Работа с детской книгой: знание приемов выбора нужной книги для чтения на определенную тему. Умение самостоятельно выбирать и читать научно-популярные и художественные книги, использовать книги-справочники, периодическую печать или другие источники для подготовки к беседе по прочитанному. Отработка умения кратко передавать содержание прочитанного как по эпизодам, так и в целом, составлять рассказ о герое, пользуясь планом, предложенным учителем, или по самостоятельно составленному плану. Осмысление прочитанного в процессе коллективного обсуждения вопроса, поставленного учителем: умение понять вопрос и выступить по теме, высказывая собственные доказательные суждения. Формирование умения целенаправленно читать детскую периодику и систематически пользоваться ею на уроках по всем предметам и во внеурочное время.

Умение правильно записывать на карточку нужную книгу и статью из журнала, пользоваться печатными рекомендательными указателями и картотекой детской библиотеки.

Участие в ведении классного дневника чтения, освоение простейших форм литературного краеведения, умение сознательно и содержательно организовать досуг с книгой себе и младшим товарищам (игры, читки, драматизация), широкое использование прикладной книги для изготовления поделок, нужных себе, товарищам, школе. Составление семейных проектов по изученным произведениям.

В ы р а з и т е л ь н о е ч т е н и е: участие в инсценировании эпизодов на уроках, декламация стихов перед товарищами, участие в конкурсах чтецов, самостоятельная работа над партитурой стихотворений.

lit-yaz.ru

Внеклассное чтение (для 1-го класса)

ДУДОЧКА И КУВШИНЧИК

Поспела в лесу земляника.

Взял папа кружку, взяла мама чашку, девочка Женя взяла кувшинчик, а маленькому Павлику дали блюдечко.

Пришли они в лес и стали собирать ягоду: кто раньше наберёт.

Выбрала мама Жене полянку получше и говорит:

— Вот тебе, дочка, отличное местечко. Здесь очень много земляники. Ходи собирай.

Женя вытерла кувшинчик лопухом и стала ходить.

Ходила-ходила, смотрела-смотрела, ничего не нашла и вернулась с пустым кувшинчиком.

Видит — у всех земляника. У папы четверть кружки. У мамы полчашки. А у маленького Павлика на блюдечке две ягоды.

— Мама, а мама, почему у всех у вас есть, а у меня ничего нету? Ты мне, наверное, выбрала самую плохую полянку.

— А ты хорошо искала?

— Да. Там ни одной ягоды, одни листики.

— А под листики ты заглядывала?

— Не заглядывала.

— Вот видишь! Надо заглядывать.

— А почему Павлик не заглядывает?

— Павлик маленький. Он сам ростом с землянику, ему и заглядывать не надо, а ты уже девочка довольно высокая.

А папа говорит:

— Ягодки — они хитрые. Они всегда от людей прячутся. Их нужно уметь доставать. Гляди, как я делаю.

Тут папа присел, нагнулся к самой земле, заглянул под листики и стал искать ягодку за ягодкой, приговаривая:

— Одну ягодку беру, на другую смотрю, третью замечаю, а четвёртая мерещится.

— Хорошо, — сказала Женя. — Спасибо, папочка. Буду так делать.

Пошла Женя на свою полянку, присела на корточки, нагнулась к самой земле и заглянула под листики. А под листиками ягод видимо-невидимо. Глаза разбегаются. Стала Женя рвать ягоды и в кувшинчик бросать. Рвёт и приговаривает:

— Одну ягодку беру, на другую смотрю, третью замечаю, а четвёртая мерещится.

Однако скоро Жене надоело сидеть на корточках.

«Хватит с меня, — думает. — Я уж и так, наверное, много набрала».

Встала Женя на ноги и заглянула в кувшинчик. А там всего четыре ягоды.

Совсем мало! Опять надо на корточки садиться. Ничего не поделаешь.

Села Женя опять на корточки, стала рвать ягоды, приговаривать:

— Одну ягодку беру, на другую смотрю, третью замечаю, а четвёртая мерещится.

Заглянула Женя в кувшинчик, а там всего-навсего восемь ягодок — даже дно не закрыто.

«Ну, — думает, — так собирать мне совсем не нравится. Всё время нагибайся да нагибайся. Пока наберёшь полный кувшинчик, чего доброго, и устать можно. Лучше я пойду поищу себе другую полянку».

Пошла Женя по лесу искать такую полянку, где земляника не прячется под листиками, а сама на глаза лезет и в кувшинчик просится.

Ходила-ходила, полянки такой не нашла, устала и села на пенёк отдыхать.

Сидит, от нечего делать ягоды из кувшинчика вынимает и в рот кладёт. Съела все восемь ягод, заглянула в пустой кувшинчик и думает: «Что же теперь делать? Хоть бы мне кто-нибудь помог!»

Только она это подумала, как мох зашевелился, мурава раздвинулась, и из-под пенька вылез небольшой крепкий старичок: пальто белое, борода сизая, шляпа бархатная и поперёк шляпы сухая травинка.

— Здравствуй, девочка, — говорит.

— Здравствуй, дяденька.

— Я не дяденька, а дедушка. Аль не узнала? Я старик-боровик, коренной лесовик, главный начальник над всеми грибами и ягодами. О чём вздыхаешь? Кто тебя обидел?

— Обидели меня, дедушка, ягоды.

— Не знаю. Они у меня смирные. Как же они тебя обидели?

— Не хотят на глаза показываться, под листики прячутся. Сверху ничего не видно. Нагибайся да нагибайся. Пока наберёшь полный кувшинчик, чего доброго, и устать можно.

Погладил старик-боровик, коренной лесовик свою сизую бороду, усмехнулся в усы и говорит:

— Сущие пустяки! У меня для этого есть специальная дудочка. Как только она заиграет, так сейчас же все ягоды из-под листиков и покажутся.

Вынул старик-боровик, коренной лесовик из кармана дудочку и говорит:

— Играй, дудочка.

Дудочка сама собой заиграла, и, как только она заиграла, отовсюду из-под листиков выглянули ягоды.

— Перестань, дудочка.

Дудочка перестала, и ягодки спрятались.

Обрадовалась Женя:

— Дедушка, дедушка, подари мне эту дудочку!

— Подарить не могу. А давай меняться: я тебе дам дудочку, а ты мне кувшинчик: он мне очень понравился.

— Хорошо. С большим удовольствием.

Отдала Женя старику-боровику, коренному лесовику кувшинчик, взяла у него дудочку и поскорей побежала на свою полянку. Прибежала, стала посередине, говорит:

— Играй, дудочка.

Дудочка заиграла, и в тот же миг все листики на полянке зашевелились, стали поворачиваться, как будто бы на них подул ветер.

Сначала из-под листиков выглянули самые молодые любопытные ягодки, ещё совсем зелёные. За ними высунули головки ягоды постарше — одна щёчка розовая, другая белая. Потом выглянули ягоды вполне зрелые — крупные и красные. И наконец, с самого низу показались ягоды-старики, почти чёрные, мокрые, душистые, покрытые жёлтыми семечками.

И скоро вся полянка вокруг Жени оказалась усыпанной ягодами, которые ярко сквозили на солнце и тянулись к дудочке.

— Играй, дудочка, играй! — закричала Женя. — Играй быстрей!

Дудочка заиграла быстрей, и ягод высыпало ещё больше — так много, что под ними совсем не стало видно листиков.

Но Женя не унималась:

— Играй, дудочка, играй! Играй ещё быстрей.

Дудочка заиграла ещё быстрей, и весь лес наполнился таким приятным проворным звоном, точно это был не лес, а музыкальный ящик.

Пчёлы перестали сталкивать бабочку с цветка; бабочка захлопнула крылья, как книгу; птенцы малиновки выглянули из своего лёгкого гнезда, которое качалось в ветках бузины, и в восхищении разинули жёлтые рты; грибы поднимались на цыпочки, чтобы не пропустить ни одного звука, и даже старая лупоглазая стрекоза, известная своим сварливым характером, остановилась в воз-духе, до глубины души восхищённая чудной музыкой.

«Вот теперь-то я начну собирать!» — подумала Женя и уже было протянула руку к самой большой и самой красной ягоде, как вдруг вспомнила, что обменяла кувшинчик на дудочку и ей теперь некуда класть землянику.

— У, глупая дудка! — сердито закричала девочка. — Мне ягоды некуда класть, а ты разыгралась. Замолчи сейчас же!

Побежала Женя назад к старику-боровику, коренному лесовику и говорит:

— Дедушка, а дедушка, отдай назад мой кувшинчик! Мне ягоды некуда собирать.

— Хорошо, — отвечает старик-боровик, коренной лесовик, — я тебе отдам твой кувшинчик, только ты отдай назад мою дудочку.

Отдала Женя старику-боровику, коренному лесовику его дудочку, взяла свой кувшинчик и поскорее побежала обратно на полянку.

Прибежала, а там уже ни одной ягодки не видно — одни только листики. Вот несчастье! Кувшинчик есть — дудочки не хватает. Как тут быть?

Подумала Женя, подумала и решила опять идти к старику-боровику, коренному лесовику за дудочкой.

Приходит и говорит:

— Дедушка, а дедушка, дай мне опять дудочку!

— Хорошо. Только ты дай мне опять кувшинчик.

— Не дам. Мне самой кувшинчик нужен, чтобы ягоды в него класть.

— Ну, так я тебе не дам дудочку.

Женя взмолилась:

— Дедушка, а дедушка, как же я буду собирать ягоды в свой кувшинчик, когда они без твоей дудочки все под листиками сидят и на глаза не показываются?

Мне непременно нужно и кувшинчик и дудочку.

— Ишь ты какая хитрая девочка! Подавай ей и дудочку и кувшинчик! Обойдёшься и без дудочки, одним кувшинчиком.

— Не обойдусь, дедушка.

— А как же другие-то люди обходятся?

— Другие люди к самой земле пригибаются, под листики сбоку заглядывают да и берут ягоду за ягодой. Одну ягоду берут, на другую смотрят, третью замечают, а четвёртая мерещится. Так собирать мне совсем не нравится. Нагибайся да нагибайся. Пока наберёшь полный кувшинчик, чего доброго, и устать можно.

— Ах, вот как! — сказал старик-боровик, коренной лесовик и до того рассердился, что борода у него вместо сизой стала чёрная-пречёрная. — Ах, вот как! Да ты, оказывается, просто лентяйка! Забирай свой кувшинчик и уходи отсюда! Не будет тебе никакой дудочки!

С этими словами старик-боровик, коренной лесовик топнул ногой и провалился под пенёк.

Женя посмотрела на свой пустой кувшинчик, вспомнила, что её дожидаются папа, мама и маленький Павлик, поскорей побежала на свою полянку, присела на корточки, заглянула под листики и стала проворно брать ягоду за ягодой.

Одну берёт, на другую смотрит, третью замечает, а четвёртая мерещится…

Скоро Женя набрала полный кувшинчик и вернулась к папе, маме и маленькому Павлику.

— Вот умница, — сказал Жене папа, — полный кувшинчик принесла. Небось устала?

— Ничего, папочка. Мне кувшинчик помогал.

И пошли все домой — папа с полной кружкой, мама с полной чашкой, Женя с полным кувшинчиком, а маленький Павлик с полным блюдечком.

А про дудочку Женя никому ничего не сказала.

www.e-reading.mobi

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *