Содержание

0 месяцев / Календарь развития ребенка

Новорожденный 1 месяц 2 месяца 3 месяца 4 месяца 5 месяцев          6 месяцев
7-9 месяцев 10-12 месяцев 12-15 месяцев 15-18 месяцев 18-24 месяца

Новорожденный (от 0 до 28 дней)

От рождения до четырех недель ваш малыш считается новорожденным. Этот месяц он проводит между сном и едой, и практически не удостаивает вас своим взглядом. Он еще не окреп, чтобы делать что-то самостоятельно, ему во всем нужна ваша помощь.

Мальчики

низкий
ниже среднего
средний
выше среднего
высокий

Рост, см
46,1
48,0
49,9
51,8
53,7

Вес, кг
2,5
2,9
3,3
3,9
4,4

Окружность головы, см
31.9
33.2
34.5
35.7
37.0

В следующем месяце →

Девочки

низкий
ниже среднего
средний
выше среднего
высокий

Рост, см

45,4
47,3
49,1
51,0
52,9

Вес, кг
2,4
2,8
3,2
3,7
4,2

Окружность головы, см
31.5
32.7
33.9
35.1
36.2

В следующем месяце →

Со стороны новорожденный малыш очень похож на еще находящегося в матке. Его тело, ручки и ножки стремятся принять то положение, которое они занимали в животе у мамы. Подкожный жир развит слабо, а лицо часто одутловатое и отечное.

Мышцы новорожденного еще очень слабы даже для того, чтобы держать голову. Но в то же время они пружинящие и как бы резиновые, поэтому конечности он держит по большей части прижатыми к телу. Иногда наблюдаются подергивания мышц.

Кисти рук крепко сжаты в кулачки, а сами руки прижаты к телу. Это нормально: повышенный тонус пройдет к третьему месяцу. Малыш еще неспособен держать погремушку и вообще удерживать что-либо руками.

В возрасте до месяца у малыша ярко выражены рефлексы новорожденных: сосательный, глотательный, рефлекс ползания и другие. Некоторые из них останутся на всю жизнь, но большинство уйдут уже через три — четыре месяца.

В следующем месяце →

Поведение новорожденного

В первый месяц малыш все свое время проводит лежа: либо в кроватке, либо на руках у мамы. Любит, когда его укачивают, носят на руках или в слинге, кормят по первому требованию. Любит все время чувствовать рядом маму, слышать ее голос.

Поведение новорожденного по большей части рефлективное (автоматическое), чем обдуманное. Действия его нацелены на то, чтобы вызвать к себе чувство привязанности: плачет, чтобы взяли на руки, ищет губами грудь.

Зрение и слух малыша тоже еще очень слабы. Предметы он видит затуманенными, лучше всего на расстоянии 20-25 см. Самый любимый предмет для наблюдения — это лица людей и ровные четкие геометрические фигуры. Из-за слабого слуха новорожденный не пугается громких звуков, шум не мешает ему спать, и он не обращает на него внимания.

В следующем месяце →

Кормление

Частота прикладываний к груди на первом месяце очень велика. Желудок малыша еще слишком мал, чтобы вместить в себя еду с запасом. Кроме того, материнская грудь служит своеобразным успокоительным для детской психики. Поэтому фактически получается, что малыша необходимо прикладывать к груди по каждому писку («по требованию»).

Если малыш находится на искусственном вскармливании, кормить его также рекомендуется «по требованию», а дозу рассчитывать согласно рекомендациям вашего педиатра.

После каждого кормления некоторую часть молока малыш срыгивает. Если вы боитесь, что он срыгнул все, что съел, то проведите простой тест. Налейте столовую ложку молока и вылейте ее на стол. Оцените размер образовавшейся лужицы. Большая, не правда ли? А теперь сравните ее с количеством срыгнутой пищи. Если оно в пределах одной столовой ложки, то волноваться не о чем.

В следующем месяце →

Сон

Новорожденный спит по 16–18 часов в сутки, без расписания, хаотично, подолгу спит днем. Он может просыпаться и засыпать в любое время, ночью и днем, что часто доставляет родителям столько неудобства.

Сделать свои ночи более тихими помогут совместный сон и прикладывание к груди по первому требованию.

Во сне, особенно после сытного обеда, у малыша могут появляться летучие, или как их называют, «сытые» улыбки. Настоящую осознанную улыбку ждите не раньше 2 месяцев.

В следующем месяце →

Купание новорожденного

До отпадения пуповинного остатка детей принято не купать, а обмывать губкой. Однако доказательств вреда купания при этом нет. Как только сухой остаток отпадет, и на его месте не будет воспаления, можно смело запускать ребенка в ванну. Кипятить воду и добавлять марганцовку при этом необязательно. Она сушит нежную кожу младенца и не приносит никакой пользы.

Уже в возрасте 3 недель, то есть немного раньше, чем малышу исполнится месяц, можно начинать грудничковое плавание. Особенно оно полезно малышам, родившимся с травмами, поскольку позволяет вовлечь в работу все мышцы тела и снять гипертонус. Первое занятие желательно проводить под присмотром инструктора.

В следующем месяце →

Психологическое развитие

На первом месяце малыш еще очень далек от того, чтобы произносить членораздельные звуки или гулить. Чаще всего он плачет, если ему что-то не нравится и молчит — если доволен.

Для новорожденного характерны несколько состояний психики:

Спокойное бодрствование (интерактивное спокойствие) — малыш смотрит открытыми глазами, взгляд ясный. Ручки и ножки лежат спокойно. Внимание при этом будет сосредоточено на том, что малыш видит перед собой. Это состояние лучше всего подходит для общения и обучения.

Активное бодрствование — напоминает спокойное бодрствование, но движения малыша более активные, а внимание сосредоточено на себе и своих действиях. Он как бы развлекается собственными движениями.

Дремота — веки малыша начинают трепетать и смыкаться, внимание практически на нуле. Из этого состояния он может перейти либо в сон, либо проснуться.

Поверхностный сон — ребенок спит, но у него дергается лицо и конечности, дыхание неровное, ручки и ножки прижаты к туловищу.

Глубокий сон — ребенок расслаблен, ручки и ножки лежат свободно, лицо без выражения, дыхание ровное и спокойное.

В следующем месяце →

Ношение в слинге

Можно начинать с рождения, но с соблюдением мер безопасности. Положение новорожденного только горизонтальное. До возраста 3 месяцев голова малыша должна опираться на стенку слинга, чтобы шея не провисала и не пережималась его краем. Для этого больше подходит слинг-шарф.

В следующем месяце →

Календарь игр — первый месяц

Основную массу времени новорожденный спит и кушает. Но все же иногда бывают периоды бодрстования, которые можно заполнить игрой. Во что поиграть с новорожденным малышом?

В следующем месяце →

Прогулки с новорожденным

Прогулки можно начинать уже через три дня после рождения, то есть практически сразу после выписки из роддома. При этом температура за окном не играет большой роли. Просто, если она ниже минус 5-10 градусов, наденьте на малыша как можно больше и закутайте в ватное одеяло или специальный конверт.

Периодически проверяйте, не замерз ли малыш, потрогав его нос. Холодный нос — первый признак охлаждения. Если мороз ниже 20 градусов, лучше не оставлять ребенка надолго на улице, а погулять с ним два — три раза по 20-30 минут.

А вот если за окном жаркое лето, то надо постараться уберечь кроху от перегрева. Обеспечьте ему доступ свежего воздуха и защиту от летающих насекомых. Не допускайте попадания на новорожденного малыша прямых солнечных лучей, справиться с перегревом ему так же сложно, как и с переохлаждением.

Длительность прогулок должна быть не менее часа в день, можно по несколько раз. Лучше всего, если мама тоже будет прогуливаться и дышать свежим воздухом, но если такой возможности нет, допустимо оставить спящего малыша на балконе или веранде.

В следующем месяце →

Возможные проблемы:

Отказ от груди

Неправильный захват соска

Воспаление пупочной ранки

Обильные срыгивания

Нехватка молока

Кишечные колики

Патронаж новорожденных

Патронаж — это наблюдение врачом и медсестрой на дому в первые дни жизни ребенка. Он абсолютно бесплатный и не требует предоставления полиса и прописки. Для того, чтобы врач пришел к вам домой, скорее всего потребуется позвонить в детскую поликлинику по месту фактического проживания.

В следующем месяце →

Энциклопедия

Уход за ребенком

Зачастую после выписки из роддома, когда настает время заботиться о малыше самостоятельно, молодую маму охватывает волнение.

Патронаж и диспансеризация

Регулярное медицинское наблюдение позволяет маме убедиться,что малыш растет и развивается правильно, укрепить его здоровье, предупредить развитие болезней.

Лактация

Все, что вам будет полезно знать о том, как появляется грудное молоко, что влияет на его образование и выделение, из чего оно состоит, почему оно уникально, что делать, если его слишком мало, или слишком много… И главное — как избежать проблем с лактацией и сохранить грудное вскармливание надолго.

Грудное вскармливание

Грудное вскармливание обеспечивает младенца пищей, удовлетворяет его потребность в сосании, физическом и эмоциональном контакте с мамой, дает ему ощущение тепла и безопасности.

Колики

Колики (боли в животе) у грудного ребенка – это частая проблема, связанная с особенностями его пищеварительной системы.

Молокоотсос

Практически каждая мама, кормящая грудью своего малыша, рано или поздно сталкивается с необходимостью сцеживания молока. И далеко не всем удается делать это вручную. В этой ситуации на помощь приходит специальное устройство — молокоотсос.

Поделиться

Твитнуть

Класс

Поделиться

mama.ru

Развитие ребенка от 0 до 3 месяцев и его особенности

На первом году жизни ребенка ждут значимые события. Сколько нового и интересного предстоит узнать крохе! Какими же особенностями обладают дети от рождения до 3 месяцев? Как с ними связано развитие ребенка?

Особенности ребенка от 0 до 3 месяцев

Особенности ребенка от 0 до 3 месяцев

Особенности ребенка от нуля до трех месяцев заключаются в присутствии у них врожденных двигательных рефлексов. Если своим пальцем или каким-либо предметом коснуться ладошки ребенка, то сработает хватательный рефлекс, и малыш сожмет руку в кулачок. Поглаживание вдоль позвоночника характеризуется тем, что ребенок при этом изгибает туловище дугой. Если стопами ребенка коснуться опоры, то ребенок начнет делать «шаги». При прикосновении своей ладонью к стопам ребенка, лежащего на спине, он начинает отталкиваться от нее и пытаться ползти. Врожденные рефлексы постепенно угасают к возрасту 3-4 месяцев.

Дети в первый месяц после рождения большую часть времени спят и едят, совсем мало бодрствуют. Движения детей отличаются случайностью и беспорядочностью. Новорожденный ребенок не может сам поднимать головку и удерживать ее в вертикально. Ручки и ножки плотно прижаты к телу в согнутом положении, кисти сжаты в кулачки. Это происходит из-за того, что до трех месяцев у детей повышен тонус в мышцах-сгибателях ручек и ножек (физиологический гипертонус).

Острота зрения новорожденного ребенка ─ очень низкая. В первые недели после появления на свет он видит примерно на расстоянии от 20 до 50 см. Дети в этом возрасте различают расплывчатые контуры, темноту и свет. Они реагируют на светлые предметы овальной формы, которые по размеру соответствуют груди матери или лицу человека. К концу 4-й недели жизни малыш фиксирует взгляд на лице матери или других знакомых родственников. Ребенок в этом возрасте первый раз улыбается.

Слух у детей хорошо развит с рождения, но реакция на звуковые раздражители формируется постепенно. Новорожденный вздрагивает на громкие звуки, может при этом раскидывать ручки и ножки. Примерно после двух-трех недель малыш начинает реагировать на голос. Он замирает и перестает сосать, когда с ним заговаривает мама, прислушивается.

На втором месяце развитие ребенка идет быстрыми темпами. Мамы отмечают что-то новенькое каждый день. Малыш начинает приподнимать голову (когда лежит на животе), поворачивать ее вправо и влево, следить за движущимися предметами. В этом возрасте ребенок улыбается почти всем взрослым, которые склонились над ним, чтобы пообщаться.

Обращение взрослых к малышу приводит к «комплексу ожив­ления» — вскидывание ручек и ножек, размахивание и движение ими в разные стороны. «Комплекс оживления» очень полезен для развития ребенка.

Развитие ребенка на третьем месяце жизни характеризуется новыми умениями. Он учится поворачиваться со спины на бочок. Иногда ему удается перевернуться на живот, но чаще ─ это случайность в таком возрасте.

К трем месяцам ребенок хорошо следит за предметами, которые движутся, узнает лица близких ему людей, тянется к игрушкам и ярким предметам. Появляется восприятие цветов. Сначала малыш видит красный цвет, затем желтый и зеленый, после этих цветов ─ синий. Ребенок в 3 месяца поворачивает голову в направлении источника звука.

На что должно быть направлено развитие ребенка

На что должно быть направлено развитие ребенка

Учитывая особенности ребенка первых трех месяцев жизни, следует определить план его развития. Хоть бодрствует малыш мало, это время должно быть временем его активных движений. Желательно в периоды бодрствования его не пеленать, освободить ручки и ножки.

Очень полезно выкладывать ребенка на животик. Стоит делать это перед кормлением. В этом положении ребенок будет тренироваться поднимать голову, поворачивать ее и наблюдать за всем происходящим вокруг.

Следует заниматься с детьми гимнастикой, делать материнский массаж. Все упражнения в этом возрасте направлены на разгибание конечностей. Выполнять упражнения нужно не насильственно, а используя врожденные рефлексы.

Ребенку очень важно, чтобы с ним много разговаривали, общались. Не нужно бояться приучить малыша к своим рукам. Руки родителей и их ласковый голос просто необходимы для гармоничного развития ребенка. Чтобы освободить руки для домашних дел, можно использовать периодически слинг.

На осмотре у невролога можно задать вопрос, касаемо плавания с надувным кругом на шее. Многим детям это очень нравится, но необходимо выяснить, нет ли противопоказаний у ребенка к таким занятиям.

Игрушки и другие средства для развития ребенка первых 3 месяцев

Игрушки и другие средства для развития ребенка первых 3 месяцев

С появлением в доме малыша, в доме «поселяются» игрушки в большом количестве. Необходимо выбирать только качественные и безопасные игрушки. Особенности ребенка первого года таковы, что он все «пробует на зуб». Поэтому краска на них должна быть стойкая, нетоксичная. Сами игрушки могут быть деревянными, пластмассовыми и др. Какие же игрушки подходят в данном возрасте для развития ребенка?

  • Погремушки и небольшие игрушки.

Погремушки должны быть разные и по форме, и по цвету, и по материалу, из которых они сделаны. Следует иметь хотя бы несколько таких погремушек, которые можно легко удержать в маленькой ручке. Многие современные игрушки многофункциональны, они могут и звенеть, и пищать, и шуршать. Не следует предлагать малышу сразу много погремушек, лучше половину припрятать и время от времени менять их. Сначала ребенок следит за погремушкой из рук мамы, прислушивается к ее звучанию. Потом мама вкладывает ее в ручку малыша. Постепенно ребенок научится брать игрушку сам.

  • Музыкальная карусель или мобиль.

Такая конструкция обычно подвешивается над кроваткой. Дети очень любят следить за движущимися по кругу зверятами и слушать приятную мелодию.

  • Гирлянда из игрушек.

Такая гирлянда представляет из себя подвеску с игрушками, которая натягивается над кроваткой, или в люльке коляски. Сначала ребенок просто рассматривает игрушки, потом начинает к ним тянуться и случайно наталкиваться. К трем месяцам большинство детей уже активно стучат ручками по гирлянде и трогают игрушки.

  • Музыкальные игрушки.

Они могут быть в виде игрушек-погремушек, которые при включении поют песенки. Можно приобрести картонные музыкальные книжки. Также для развития ребенка будут незаменимы наборы детских музыкальных инструментов, всевозможные колокольчики и бубны.

  • Развивающий коврик.

Современные коврики очень красочные и интересные. Над ковриком перекрещиваются дуги, к которым можно подвесить игрушки на таком расстоянии, чтобы малыш мог дотянуться до них.

  • Большой надувной мяч.

Он пригодится для занятий гимнастикой с детьми. Для начала можно просто покачивать ребенка на мяче. Это станет хорошей тренировкой мышц всего тела и вестибулярного аппарата.

  • Воздушные шары.

Воздушные шары, наполненные гелием можно привязать к бортикам кроватки, ребенок будет рассматривать их. Можно нарисовать на шарике маркером глаза и улыбку, чтобы привлекать еще большее внимание малыша.

  • Игрушки из подручных материалов.

Зачастую именно самодельные игрушки привлекают детей больше всего. Можно в небольшую пластиковую бутылку насыпать макарон или цветных пуговиц. Затем плотно закрутить крышку, и чудесный маракас готов! Можно сложить в мешочек из ткани кусочки фольги, шуршащие фантики от конфет, крупные бусины. Сам мешочек нужно крепко и надежно перевязать. Сначала мама будет показывать, как шуршит мешочек, а потом и малыш заинтересуется.

  • Черно-белые картинки.

Особенности ребенка первых месяцев жизни относительно зрения таковы, что он хорошо различает контрастные цвета ─ черный и белый. Рекомендуется в поле зрения ребенка развесить ему черно-белые картинки с узорами и изображением разных предметов. Многие дети очень любят их разглядывать. Необходимо периодически менять картинки.

Дети растут и развиваются очень быстро. Очень важно быть бдительными и не оставлять ребенка одного, смотреть вперед на несколько шагов. Еще вчера он не умел переворачиваться, а сегодня чуть не упал с кровати. Кроме того, необходимо следить за мелкими предметами, которые ребенок может проглотить или вдохнуть.


medaboutme.ru

развитие ребенка от 0 до 1 месяца, поведение

Когда малыш впервые появляется в доме после рождения, это становится началом новой жизни не только для него, но и для молодых родителей, которые часто совершенно не знают, что делать с такой крошкой. Первый месяц всегда самый трудный, ведь молодую маму ждут новые обязанности и волнения — именно в возрасте 0-28 дней малыш называется новорожденным.

Прибавка веса и роста

Новорожденный малыш первого месяца ежедневно набирает по 20 г, т.е. по итогам месяца ребенок поправляется примерно на 600 г. Такая прибавка меньше тех, что ожидают малыша в будущие месяцы — это связано с тем, в первую неделю новорожденный теряет до 8% от своего первоначального веса. Такой феномен наблюдается практически у всех 1-месячных деток и вполне объясним с медицинской точки зрения:

  • ребенок выделяет много первородного кала, который называется меконий;
  • молока у мамы еще не так много;
  • большое количество затрачиваемой энергии.

Есть мнение, что доношенные детки, появившиеся на свет в положенный срок, но при этом с небольшим весом, набирают его более интенсивно, чем пухленькие сверстники. Если ребенок родился недоношенным, то набирать нужный вес он будет значительно медленнее. В среднем 1-месячный малыш вырастает на 3 см.

Врожденные рефлексы

У всех новорожденных первого месяца присутствуют врожденные рефлексы, которые приобретаются независимо от каких-либо причин и являются безусловными. На осмотре педиатр обязательно проверяет, хорошо ли развит рефлекс отталкивания ножками от взрослой ладони, как развит хватательный рефлекс, держится ли малыш за палец, вложенный в его ладошку, опирается ли он на стопу, когда его приподнимают в вертикальное положение, изучает другие рефлексы. Общая координация движений у новорожденного пока отсутствует.

К 3-4 неделе жизни крохи некоторые рефлексы начинают угасать, движения его становятся более целенаправленными и менее импульсивными

При регулярных тренировках уже к концу 1 месяца малыш может приподнимать головку на некоторое время из положения лежа на животике (рекомендуем прочитать: что должен уметь новорожденный ребенок в 1 месяц?). Данный период также характеризуется фиксацией взгляда на ярком предмете, даже непродолжительное слежение за игрушкой говорит о прогрессировании развития.

Также новорожденный начинает проявлять активность и даже улыбаться, если с ним начинают разговаривать ласковым голосом (рекомендуем прочитать: когда начинает улыбаться новорожденный и почему?).

Этап новорожденности — самый первый кризисный период в развитии малыша. Это переход от зависимого типа существования к индивидуальной форме жизни, от темноты к свету, от тепла к холоду, от одного типа дыхания и питания к совершенно иным. В действие вступают другие виды физиологической регуляции поведения, и большинство систем начинает фактически функционировать заново. Появление «комплекса оживления» — это психологический критерий конца кризиса новорожденности.

Как ухаживать за новорожденным?

Правильный уход за 1-месячным малышом жизненно важен:

  • Тщательно обрабатывайте пуповину. Время, когда пупочек заживает – ближе ко второй неделе. Следите, чтобы не было припухлостей или покраснений.
  • Следите за родничками. Их следует мыть во время каждого купания. Маленький родничок затягивается к 3 месяцам, а большой только к 18.
  • Если у вас мальчик, следите за реакцией организма во время плача. Заметив выпячивания в области мошонки, паха или пупка, обратитесь к врачу. Это может говорить о том, что у ребенка есть пупочная грыжа.
  • Делайте массаж, чтобы укрепить мышцы ребенка и поспособствовать физическому развитию. Массаж нужно выполнять около 10 минут, идеальное время – минимум через полчаса после еды.
  • Следите за чуткой детской кожей, она является очень уязвимой в первые месяцы жизни. Моча, кал и прочие раздражители могут привести к покраснениям, поэтому выбирайте мягкие подгузники и дополняйте уход смазыванием чувствительной кожи детским маслом.
  • Не забывайте о гигиене: девочек нужно подмывать только спереди назад и делать это после каждой смены подгузника или пеленки, аналогично следует подмывать и мальчиков, только нужно уделить особое внимание крайней плоти — ее надо промывать проточной водой без мыла каждые 7 дней. Купание деток нужно проводить ежедневно.
Массаж для новорожденного — не только удовольствие и забава, но и благотворное воздействие на развитие мышц. Его рекомендуется выполнять ежедневно

Как часто ребенок какает и писает?

Младенцы писают примерно со следующей частотой: в первые сутки – 1-2 раза, к 5 суткам количество увеличивается до 15 раз в сутки. К концу новорожденного периода количество мочеиспусканий составляет 20-25 раз в сутки. Малое количество мочеиспусканий после рождения связано с малым количеством потребляемой жидкости и несформированными почками.

Стул у 1-месячных малышей неодинаков и меняется практически каждый день. В первые 2 дня характерно выделение густого зеленовато-коричневого мекония, следом за ним появляется частый стул, который отличается по консистенции (возможно появление слизи, зелени или непереваренных комочков) — такой стул бывает 8 раз в сутки и называется он переходным. Спустя неделю после рождения ребенок начинает какать 3-8 раз в сутки, стул при этом имеет кисловатый запах, цвет желтый, а консистенция – кашицеобразная. Малыши на искусственном виде вскармливания какают реже. Частота испражнений составляет 3-4 раза в сутки.

Если ребенок питается хорошо усваиваемым грудным молоком, могут наблюдаться задержки стула в 2 дня, но при этом будет совершенно обычное поведение. Малыш не испытывает дискомфорта, не мучается от вздутия животика или срыгивания.

Сон малыша

Большую часть времени новорожденные дети проводят во сне, общее время сна за сутки составляет около 18 часов. Время бодрствования тратится в основном только на еду и на гигиену. Периоды «гуляния» относительно небольшие – около 15-20 минут.

С возрастом ребенок будет становиться все более активными, а сейчас детки часто детки засыпают сразу после кормления или даже во время него. При наличии других причин возможно и пробуждение между кормлениями — к таким причинам можно отнести не смененный вовремя подгузник, резкий громкий звук или неудобное положение.

Питание ребенка

1 месяц жизни – адаптационный период, когда весь организм малыша привыкает к новым условиям жизни. Это же относится и к питанию. Дети-груднички, получающие только мамино молочко, как правило, не имеют четких временных границ между приемами пищи. Мама кормит малыша по требованию — подобный способ называется свободным вскармливанием. В 1 месяц жизни малыш прикладывается к груди часто — около 12 раз, однако бывает и более частое желание пососать мамину грудь. Не переживайте, у ребенка еще не установился собственный режим кормления, через некоторое время график поменяется. Частое требование груди связано не только с утолением голода, но и с удовлетворением сосательного рефлекса, что благоприятно сказывается на психологическом состоянии малыша.

Дети-искусственники получают адаптированную смесь около 8 раз в сутки в течение двух недель после рождения. Кормить малышей на искусственном вскармливании следует строго по графику, а когда малышу уже больше 2 недель, можно попробовать сделать ночной перерыв и сон, таким образом, будет длиться около 6 часов, а количество кормлений за сутки будет равным 7. Малыши, кушающие смесь, должны допаиваться водичкой, предлагать которую можно между кормлениями.

Рассчитать необходимую дозу адаптированной смеси достаточно просто: 80хY или 70хY, где Y – это день жизни малыша. Такая формула действует для детей первых 10 дней жизни. Вес при рождении влияет на выбор первого или второго варианта формулы. Детки с массой тела более 3200 г при рождении получают смесь по первой части формулы, если вес был ниже этого показателя – по второй. Разовый объем адаптированной смеси рассчитывается так: полученное значение следует разделить на количество кормлений.

Подсчитывать количество рекомендуемой смеси необходимо для избежания перекармливания, которое может негативно сказаться на здоровье ЖКТ ребенка

Прогулки

Сколько гулять с новорожденным первого месяца жизни, зависит от времени года и погоды. В теплое летнее время с малышом можно гулять уже практически на следующий день после выписки из роддома, но продолжительность прогулок сначала должна быть небольшая. Начните с 15-30 минут и постепенно увеличивайте время пребывания на свежем воздухе. Уже через неделю ваши прогулки с новорожденным могут длиться почти 2 часа, т.е. практически занимать все свободное время между кормлениями.

Доктор Комаровский советует гулять 2 раза в день при наличии хорошей погоды. Детки, рожденные в холодное время года, должны сперва немного адаптироваться дома. Через 1-2 дня можно начинать первые прогулки на свежем воздухе, но учитывайте, что с новорожденным не следует гулять, если температура воздуха ниже отметки –10°С или если на улице сильный ветер. Продолжительность прогулок составляет около 10 минут на первых порах и увеличивается постепенно до 40 минут. Если погода позволяет, время прогулки может быть продлено даже до часа.

Обследования первого месяца жизни

Достигнув возраста в 1 месяц, ребенок отправляется на первый прием к врачу.

  1. Мамы должны показать свое дитя не только педиатру, но и другим специалистам: неврологу, ортопеду, хирургу.
  2. При наличии показаний список специалистов может быть увеличен — педиатр дает направление на обследование к кардиологу или офтальмологу.
  3. Месячного кроху следует обязательно проверить с помощью ультразвукового обследования, чтобы выявить возможные патологии в развитии тазобедренного сустава.
  4. Наряду с этим проводится УЗИ головного мозга и внутренних органов — такое тщательное обследование поможет выявить заболевания на самом раннем этапе.
  5. В этом возрасте ребенку следует сделать ЭКГ (электрокардиограмму), где опытный врач разберет работу сердца вашего малыша.

Врач-педиатр 2 категории, аллерголог-иммунолог, окончила БГМУ Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию. Подробнее »

Поделитесь с друьями!

vseprorebenka.ru

Развитие ребенка от 0 месяцев до 1 года.

Развитие ребенка от рождения до года: 

1 месяц (новорожденный).

2 месяца.

3 месяца.

4 месяца.

5 месяцев.

6 месяцев.

7-9 месяцев.

10-12 месяцев.

Развитие ребенка 1 месяц (новорожденный).

Когда малыш рождается у него еще отсутствуют хорошо выраженные слуховые и зрительные реакции, но тем не менее он нормально слышит и видит. Новорожденный кроха замирает если слышит дыхание и голос мамы. А примерно через месяц  ребенок по разному глядит на маму и на незнакомого человека. Если новорожденный смотрит на мать, его взгляд ожидающий, смотрит он неподвижно. А если  крошка глядит в лицо незнакомству, его глазки изучают человека, «гуляют» по лицу.

Что любит ребенок 1месяц (новорожденный).

Новорожденный кроха любит:

  • Нежное и плавное укачивание на руках у мамы. Когда мама укачивает малыша, он вспоминает о своей «прошлой жизни» у мамы в животике.
  • Любит всё предсказуемое, то есть он должен знать, что будет дальше. Например: своеобразный ритуал, когда мама наклонилась над ним, взяла к себе, открыла грудь – это знак – пора покушать!


Чего боится (не любит)  ребенок 1 месяц (новорожденный).

Новорожденный кроха не любит:

  • Когда слишком часто меняются ухаживающие лица. Это  случается тогда, когда  родители работают. В таком случае будет лучше если за маленьким ребенком будет ухаживать одна бабушка или нянечка.
  • Ненадежных рук взрослого человека. Если человек держит кроху одной рукой или неполной ладонью, малыш при этом чувствует тревогу и беспокойство.  Всегда держите ребеночка плотно, обвалакивающе, но не сдавливайте его, это придаст ему уверенности.

Умения ребенка 1 месяц (новорожденный).

К концу 1 месяца должен уметь:

  • Хорошо реагировать на свет – должен жмурится от яркого освещения.
  • От  сильного резкого звука должен вздрагивать и моргать, поворачивать голову в сторону источника звука.
  • Улыбается в ответ на ласковые слова взрослых.
  • Начинает ненадолго поднимать голову лёжа на животе.

Родители и малыш 1месяц (новорожденный).

Что делать родителям с новорожденным ребенком:

  • Если новорожденный малыш плачет, не нужно нервничать, тогда он сможет быстрее успокоиться. Ласка, терпение и любовь родителей творят чудеса. Если  вы будете сами нервничать, ребенок это почувствует и не сможет успокоиться.
  • Не нужно бояться избаловать новорожденного малыша. Ласкайте его , качайте, носите на руках!
  • Если вам нравится то, что сделал малыш, одарите его улыбкой, и он это еще раз повторит.
  • Если вы устали, отдохните, попросите помощи близких.

Вернуться к выбору.

Развитие ребенка  2  месяца.

Что любит ребенок в 2 месяца.

Любит, то же, что и в 1 месяц.

Чего боится (не любит)  ребенок в 2 месяца.

Любит, то же, что и в 1 месяц.

Умения ребенка  в 2 месяца.

К концу 2 месяца должен уметь:

  • В положении на животе поднимать голову и пытается ее удержать.
  • Удерживает вложенную в руку игрушку.
  • Умеет фиксировать взгляд и следит за движениями людей.
  • Подолгу рассматривает лицо мамы.
  • Должен уметь поворачивать на звук голову.
  • Начинает гулить, улыбается при общении с родителями.

Родители и малыш в 2 месяца

Рекомендации те же, что и в 1 месяц.

Вернуться к выбору.

Развитие ребенка  3 месяца.

Ребенок  подрос и привык жить со своими мамой и папой. Он уже начинает непроизвольно «управлять» своими родителями, различает происходящие явления в своей жизни и сопоставляет их. Например: помочился, стало мокро – заплакал – мама переодела – стало сухо.  Уже в этом возрасте малыш начинает понимать причинно-следственную связь всего происходящего  и усваивает  то, что плач – это способ добиться желаемого.

Что любит ребенок  в 3 месяца.

Кроха в 3 месяца любит:

  • Всё, что и раньше.
  • Комфорт и свободу своим движениям.
  • Различные проишествия в окружающем его мире.  Ребенку нравится смотреть подолгу на улицу с лоджии или на прохожих на прогулке. Слишком большое количество всего происходящего утомляет малыша и во время прогулки он может заснуть.

Чего боится (не любит)  ребенок в 3 месяца.

Кроха в 2 месяца не любит:

  • Не любит все те проишествия или явления, которых боятся его родители. Кроха копирует поведение и страхи родителей и это может сохранятся до возраста 5 лет.
  • Слишком шумных и людных мест. Если вы с малышом находитесь в большом магазине или на рынке, возьмите его на руки и поверните к себе лицом, так он будет чувствовать себя защищённым.

Умения ребенка  в 3 месяца.

К концу 3 месяца должен уметь:

  • Держать голову (неуверенно).
  • В положении на животе опираться на руки под острым углом.
  • Тянется к игрушкам и пытается их захватить
  • Уверенно держит голову лежа на животе.
  • Умеет упираться ножками.
  • Начинает переворачиваться со спины на бок и живот.
  • Внимательно изучает и рассматривает предметы.
  • Увидев  взрослого, оживляется: улыбается, гулит, двигается.
  • Щупает и рассматривает свои ручки.
  • Гулит на распев, подражает голосам взрослых.

Родители и малыш в 3 месяца.

  • Те же правила, что и в первом месяце.
  • Кроха привык жить по своему режиму дня, не нужно пытаться поменять его, лучше будет, если родители подстроятся под ребенка.
  • Применяйте в режиме дня ребенка ритуалы. Например: купание перед сном – колыбельная – сон.
  • Относитесь внимательно к своеобразным знакам, которые подает малыш, тогда вы сможете поиграть и пообщаться с крохой. Многие детки размахивают ручёнками перед  лицом родителей, если хотят поиграть.

Вернуться к выбору.

Развитие ребенка  4 месяца.

Что любит в 4 месяца.

Любит, то же, что и в 3 месяца.

Чего боится (не любит) в 4 месяца.

Не любит, то же, что и в 3 месяца.

Умения ребенка  в 4 месяца.

К концу 4 месяца должен уметь:

  • Совершает полный объем движений головой, переворачивается со спины на живот и обратно.
  • Когда лежит на животе опирается на ручки под прямым углом, если потянуть за руки, то сгибает их в локтях, подтягивается.
  • Может узнавать людей, различать голоса.
  • Тянется к игрушкам  и хватает их руками.
  • Смеется, гулит.
  • Трогает свои ручки, ножки, тянет всё в рот.

Родители и малыш в 4 месяца.

Те же правила, что и в 3 месяца.

Вернуться к выбору.

Развитие ребенка в  5 месяцев.

Что любит в 5 месяцев.

Любит, то же, что и в 3 месяца.

Чего боится (не любит) в 5 месяцев.

Любит, то же, что и в 3 месяца.


Умения ребенка  в  5 месяце.

К концу 5  месяца должен уметь:

  • Совершает полный объем движений головой, переворачивается со спины на живот и обратно.
  • Захватывает и держит предмет всей кистью руки.
  • Когда лежит на животике, опирается на кисти рук, высоко поднимает плечи. Если потянуть на ручки, присаживается.
  • Отличает своих от чужих.
  • Гулит, в речи появляются согласные звуки, начало слоговой речи.
  • Хватает предметы, держит бутылочку двумя ручками.

Родители и малыш в  5 месяцев.

Те же правила, что и в 3 месяца.

Вернуться к выбору.

Развитие ребенка  6 месяцев.

Кроха уже почти освоил свои органы чувств и научился ими пользоваться. Теперь карапуз чувствует себя центром вселенной —  он полагает, что все вокруг  происходит по его желанию. Он стремится изучить окружающий мир всеми способами, которые ему знакомы: на ощупь, на запах, на зуб, на вкус.


Что любит ребенок в  6 месяцев.

  • Любит то же самое, что и раньше.
  • Веселые и развивающие игры: «Сорока-белобока», «Прятки», «Коза рогатая» и т. д.
  • Любит быть самостоятельным. Если ребенок пытается сделать что-то сам , например схватить игрушку или пить из бутылочки , не мешайте этому. Можете немного помочь ему, но только не заметно, пусть малыш думает, что он сам сделал это.

Чего боится (не любит)  ребенок в 6 месяцев.

  • Не любит, то же, что и раньше.
  • Пугается новых ощущений. Например когда крошка укололся колючкой кактуса, не надо сразу жалеть его, а кактус ругать – лучше объясните, кто такой этот колючий предмет и как с ним нужно обращаться.

Умения ребенка  в 6 месяцев.

К концу 6  месяца должен уметь:

  • Совершать полный объем движений головой, переворачиваться со спины на живот и обратно.
  • Делать первые попытки сидеть, опираясь на руки.
  • Хватать и держать  игрушку всей кистью, перекладывать из одной руки в другую.
  • Должен отличать близких от чужих.
  • Должен уметь искать предмет, который не видит по звуку (например: игрушку).
  • Должен выражать различные эмоции, подкрепляя их мимикой. Улыбаться, громко смеяться, гулить,  произносить отдельные слоги.
  • Различать тон, которым к нему обращаются.
  • Играть с игрушками.
Если Ваш ребенок не умеет делать большую часть каких-либо действий, вам очень полезно будет прочесть вот эту статью «Отклонения в развитии ребенка»

Родители и малыш в  6 месяцев.

  • Применимы все правила, что и раньше.
  • Не старайтесь сажать или тем более ставить на ножки ребенка раньше, чем малыш начнет делать это сам. Лучше развивайте то, что ребенок пробует сам.
  • Родителям нужно научиться говорить «Можно вот тут, с этим предметом, так…», вместо слова «Нельзя»
  • Ребенок уже понимает разговоры родителей, поэтому необходимо следить за тем, какие разговоры вы ведете при ребенке.
  • В этом возрасте малыш осознанно начинает руководить родителями. Он может жалобно плакать или морщить носик, если вы не хотите взять его на руки. Если у вас есть дела, объясните ребенку, что сейчас вы сделаете то-то или то-то и обязательно возьмете его. Разговаривайте с ребенком. Он все понимает.

Вернуться к выбору.

Развитие ребенка в  7-9 месяцев.

В этот период ребенок учится управлять своим телом и этим он очень активно будет заниматься довольно длительное время. Теперь ребенок знает, что он хоть и  центр вселенной, но вселенная почему-то не всегда ему подчиняется. Ребенок узнает значение многих слов – названия явлений, предметов , и уже не только посредством зрения, но и через их имена.


Что любит ребенок в 7-9 месяцев.

  • Любит прикосновения и ласку, укачивание на руках, быть на руках.
  • Управлять родителями с помощью звуков и интонаций.
  • Танцевать и гулить нараспев под понравившиеся мелодии.

Чего боится (не любит)  ребенок в 7-9 месяцев.

  • Различные ограничители движений (манежи, вожжи)
  • Незнакомцев, которые хотят взять его на руки.
  • Наказания.

Умения ребенка  в  7-9 месяцев.

К концу 9  месяца должен уметь:

  • Садиться, ползать, переступать ногами держась за опору, ходить за ручки.
  • Понимать речь родителей. Например: различать игры, которые вы ему предлагаете или выполнять поручения по вашей просьбе.
  • Привлекать к себе внимание взрослых жестами, звуками или словами.
  • Проявлять эмоции: ласкаться, обниматься, прощаться  (махать ручкой).
  • Повторять за взрослыми восемь слогов или звукосочетаний.

Родители и малыш в  7-9 месяцев.

  • Родителям нужно понимать: каждый ребенок развивается по-своему. Один начинает, сначала ползать, затем ходить,  а потом разговаривать. Другой ребенок – сначала учится говорить, а потом ходить. Третий кроха, когда научился ползать, думает, что ходить и говорить – это подождёт, а вот бросать мячик ему нужно научиться прямо сейчас. Оценивайте успехи своих малышей комплексно.
  • В этом возрасте ребенок копирует поведение взрослых. Следите за своими разговорами и действиями. Помните об этом выбирая няню ребенку.
  • Активно помогайте ребенку осваивать речь: выучите пальчиковые игры и игры для язычка, правильно говорите слова, не сюсюкайте.
  • Ведите словарик новых звуков и слов, так Вам будет легче контролировать развитие ребенка.
  • С 9 месяцев неплохо было бы посещать с малышом специальные детские центры с элементами системы Монтессори, которые помогут быстрее развить у него: речь, мелкую моторику, социальные навыки и самостоятельность.

Вернуться к выбору.

Развитие ребенка в  10-12 месяцев.

Один из главных моментов в жизни малыша: ребенок становится прямоходящим! Он во всех смыслах этого слова встал на ноги. Теперь он лучше может чувствовать и осваивать пространство.


Что любит ребенок в 10-12 месяцев.

Кроха в  10-12 месяцев любит:

  • Играть в «ку-ку», прятки, «ладушки», «козу», в мячик и т.д.
  • Делать гимнастику и активно двигаться.
  • Подниматься по лесенке, держась за перила или за руку мамы, залезать на горку или другую высокую поверхность и сходить с нее.

Чего боится (не любит)  ребенок в 10-12 месяцев.

Кроха в  10-12 месяцев не любит:

  • Любые запреты, наказания и слово «нельзя»
  • Быть одним.
  • Умываться, купаться, лечиться, гулять в коляске.

Умения ребенка  в  10-12 месяцев.

К концу первого года должен уметь:

  • Делать несколько шагов самостоятельно или ходить.
  • Повторять любые действия взрослых, которые вызывают смех и радость у окружающих (корчить рожицы)
  • Махать головой «да» или «нет», махать рукой «до свидания».
  • Показывать предметы или части тела у животных на картинках по просьбе взрослых.
  • На фотографиях узнает маму, папу и других знакомых.
  • Выполнять поручения мамы или папы: принеси, возьми, положи.
  • Говорить несколько слов (от 6 до 10) Например: мама, кися, ням-ням, ля-ля.

Родители и малыш в 10-12 месяцев.

  • Не ругайте ребенка, если он не хочет ходить или мало ходит. Покажите малыша ортопеду – возможно у ребенка какие-то проблемы.
  • Приучайте малыша быть самостоятельным, только не нужно на долго оставлять его одного. Дети в этом возрасте быстро теряют интерес к игрушкам. Каждые полчаса меняйте игрушки в манеже ребенка или играйте с ним.
  • Будьте готовы к неожиданным заявлениям ребенка «Я сам!» Проявляйте терпение. Если малыш самостоятельно одевает носок, дайте ему такую возможность, даже если на это он потратит полчаса.
  • Если Вы за что-то наказываете ребенка, помните о том, что малыш воспринимает наказание сразу же после своего действия, если прошло хотя бы 10-15 минут, ребенок не поймет за что его наказали.
  • Вы ни каким образом не сможете ускорить развитие и рост малыша. Не нужно его торопить! Сравнивайте достижения ребенка с его же собственными, а не с успехами знакомого ребенка.  

Вернуться к выбору.

zaykapobegayka.ru

развитие крохи в первые дни после рождения

В этой статье:

В первые недели после рождения малыш большую часть времени спит, а в период бодрствования ест и требует маминого присутствия. С каждым днем ребенок приобретает новые навыки, которые свидетельствуют о том, что развитие на первом месяце жизни идет своим чередом.

Что умеет малыш в первые недели жизни?

Если направить на лицо ребенка свет, он обязательно сморщится, демонстрируя недовольство, или закроет глаза. В первые же дни после рождения малыш способен реагировать на свет.

Если слегка коснуться носа крохи или похлопать его по переносице, малыш также закроет глаза. Связано это с тем, что ребенок ассоциирует касания носа с кормлением, когда его накрывает материнская грудь и во время которого он от удовольствия закрывает глаза.

Если выложить ребенка на живот, уже в первые недели после рождения он будет пытаться поднять голову. Чем старше будет становиться кроха, тем более успешны будут эти попытки. К концу первого месяца ребенок, лежа на животе, сможет удерживать голову на протяжении нескольких секунд.

Старайтесь выкладывать кроху на живот перед каждым кормлением в течение дня на несколько минут, чтобы он имел возможность потренировать шейные мышцы.

Если в ладошку новорожденного ребенка вложить палец, то он обязательно его схватит. Тот же эффект можно будет наблюдать, если коснуться подошвы младенца: рефлекторно его пальчики должны будут сжаться.

Во второй половине первого месяца жизни кроха уже начнет проявлять интерес к звукам, пытаясь отследить их источники. Выражаться это будет поворотами головы на несколько секунд по направлению к источнику звука. Яркий свет и громкие звуки в этот период особенно занимают ребенка.

Когда малышу исполнится месяц, он уже должен будет свободно удерживать подбородок в положении лежа на животе не менее 5 секунд. А подарком для родителей станет первая улыбка, которой кроха озарит все вокруг примерно к концу первого месяца. Она будет означать, что ребенок счастлив, ему комфортно и он рад вас видеть.

Как комплексно развивать малыша?

Комплексное развитие с первых дней жизни ребенка включает в себя целенаправленную работу по развитию его слуха, зрения, внимания. Для этого можно использовать игрушки для самых маленьких.

Если это погремушки, то выбирать нужно самые яркие, желательно контрастных цветов. Также подойдут музыкальные подвески над кроваткой и красочные развивающие коврики.

Особенности развития зрения у младенца

Развивать зрение малыша можно, начиная с первых дней его появления в доме. Ниже полезные рекомендации относительно того, как это можно сделать:

  1. Повесьте над кроваткой яркую музыкальную игрушку (на расстоянии не менее 40 см от глаз ребенка). Пребывая в хорошем расположении духа, малыш будет следить за ней глазами, учась фокусировать взгляд.
  2. Используйте движущиеся игрушки ярких цветов, которые смогут привлечь внимание ребенка и заставить его проследить за ними взглядом.
  3. Подвигайте фонариком или светящейся игрушкой вверх, вниз и по сторонам, наблюдая за реакцией малыша. Чтобы не ослепить кроху, накройте источник света неплотной тканью, бумагой и т.д.
  4. Носите дома одежду контрастных цветов, например тельняшку, за которой малыш будет следить с особенным интересом.
  5. Прикрепите к кольцу от погремушки цветные ленты и повесьте их в поле зрения малыша. Откройте окно, если на улице тепло, или включите вентилятор, чтобы ленточки разлетались. Такое развлечение особенно по душе придется малышу в вечернее время перед сном.

В свободное время не упускайте возможности насладиться обществом друг друга. Выкладывайте кроху к себе на живот или на грудь. Тесный контакт благоприятно действует на ребенка, который, ко всему прочему, получит возможность ближе рассмотреть маму с непривычного для него ракурса — сверху.

Как развивать слух младенца в первые дни жизни?

Так же как и зрение, слух малыша можно начинать развивать уже в первые недели жизни. Сделать это можно следующим образом:

  1. Закрепите над кроваткой небольшой колокольчик, который будет мелодично звенеть при малейшем касании.
  2. Вместе с ребенком на руках танцуйте под любимую музыку (спокойные размеренные движения успокоят кроху, а интенсивные и активные — повеселят).
  3. Звените погремушкой по обеим сторонам от малыша, меняя интенсивность звука. Ребенок должен понять, откуда идет звук, и повернуть голову. Выбирайте погремушки с не слишком громким звучанием, чтобы не расстроить и не напугать кроху. В первые недели жизни кроха уже умеет отличать голоса родных от других звуков, но его слуховая система пока несовершенна. Побуждая малыша к поиску источников звука, можно будет ускорить развитие слуховой координации.

Не забывайте прикладывать новорожденного кроху к груди как можно чаще, давая ему возможность слышать биение своего сердца. В первые недели после рождения этот звук особенно важен для крохи: он вселяет в него чувство безопасности и покоя.

О физическом развитии крохи

В периоды, когда малыш не спит и находится в хорошем настроении, постарайтесь обучить его разным позам. Например, можно выложить ребенка на живот, спустя несколько минут положить на бок, а потом перевернуть на спину.

Смена положений позволит крохе освоить движения ногами и руками, укрепить мышцы спины и шеи. Получайте удовольствие от совместного времяпрепровождения, не относитесь к таким занятиям с преувеличенной серьезностью.

Конечно же, в первый месяц последнее, о чем нужно думать, так это о том, что вы можете разбаловать малыша. Старайтесь своевременно реагировать на потребности крохи, будьте всегда с ним рядом, дарите тепло, ласку, чаще берите на руки.

Не забывайте о том, что для нормального развития ребенка в этот период ему необходимо будет делать общий массаж тела. Проконсультируйтесь у педиатра, как именно его делать, когда и в течение какого времени.

Особенности ухода за крохой в первые недели

В первый месяц, помимо кормления и укачивания, малыша необходимо будет каждый день купать в теплой воде с отваром ромашки или череды. Это необходимо для того, чтобы ускорить заживление пупочной ранки, и для расслабления крохи перед ночным сном.

Если вы использует подгузники, то следите за тем, чтобы ребенок не находился подолгу в переполненном подгузнике. Контакт испражнений с нежной кожей малыша может стать причиной появления раздражений.

Несколько раз в день протирайте складочки на теле малыша, его глаза, рот, шею и подмышки ватными дисками, смоченными в теплой кипяченой воде. Обязательно вытирайте кроху после того, как он срыгивает. Обрабатывайте пупочную ранку в соответствии с рекомендациями педиатра до полного ее заживления.

В первые недели жизни уже нужно ухаживать за ногтями младенца на руках и ногах. Они достаточно быстро отрастают и могут стать причиной появления царапин на коже ребенка. Используйте специальные распашонки с зашитыми рукавами или рукавички.

Не кладите подушек в постель ребенка. До года он совершенно не нуждается в подушке, даже самой тонкой.

Прогулки с малышом

Прогулки оказывают положительное влияние на физическое и психическое развитие ребенка. Выходить на улицу с младенцем можно уже на третий день после рождения, причем в любую погоду. Важно помнить о несовершенности систем терморегуляции у детей и правильно одевать их для прогулки. Контролировать, не замерз ли ребёнок, можно, касаясь его носа. В летнее время с ребенком нужно будет гулять в часы безопасного солнца — до 11 и после 16.

Прогулки должны быть ежедневными. Если возможности выходить с крохой в первое время нет, можно выносить его подышать воздухом на балкон, начиная с получаса и постепенно увеличивая время до двух часов. В первые месяцы, выбирая места для прогулки на улице, избегайте тех, где слишком много людей.

rebenkoved.ru

от 0 до 3 месяцев. Родители и дети

У здорового младенца есть множество врожденных рефлексов, которые помогают ему выжить. На основе этих рефлексов строятся массаж и специальная гимнастика, которая заслуживает отдельного разговора. Пока же можно поупражняться в рефлекторной ходьбе и ползании.

Если крохотному младенцу, лежащему на животе, подставить под пятки свою ладонь ребром, он упрется в нее ступнями и, разгибая ножки, чуть-чуть проползет вперед.

Наблюдаем

Какие игрушки могут понадобиться в этом возрасте? Практика показывает, что неизменным успехом у детишек многих поколений пользуется большая кукла-неваляшка. Их привлекает ее яркий, насыщенный цвет, выразительное лицо и нежный, мелодичный звон. Поставьте неваляшку в кроватку и покажите малышу, как можно двигать игрушку, чтобы та зазвучала. Потом, когда вашему младенцу исполнится 3-4 месяца, привяжите к неваляшке ленту и научите его управлять игрушкой с помощью ленты. Между прочим, это не просто забава – таким образом малыш учится прослеживать причинно-следственные связи между действием и результатом.

«Совершенно случайно я изобрела потрясающую игрушку для своего двухмесячного Саньки. Однажды нам подарили блестящий воздушный шарик, надутый гелием. Сначала шарик просто летал под потолком, а Саня, забыв обо всем на свете, пристально следил за ним. Потом я привязала ленточку от шарика к ручке малыша, и восторгу просто не было предела, ведь за ленточку можно было дергать – и шарик мгновенно «откликался» и прыгал под потолком. Потом точно так же мы привязывали шарик и к ножке. «Волшебный шарик» не раз выручал нас, когда Саню нужно было отвлечь и дать, например, ему лекарство или просто занять его на довольно продолжительное время».

Вообще старайтесь, чтобы в этом возрасте ребенка окружали яркие одноцветные игрушки, однако они не должны загромождать собою все пространство. Показывайте предметы по одному, чтобы внимание малыша не рассеивалось, и не забывайте четко называть их.

Любят младенцы и мобили, очень популярные у нас в последнее время. Мобили – это легкие подвесные конструкции, тщательно сбалансированные и движущиеся от малейшего дуновения ветерка. А стоит ли, скажете вы, конструировать мобили, если сейчас в продаже полно всяческих музыкальных каруселей с клоунами, рыбками и всем, что душе угодно? Во-первых, карусели нужно постоянно заводить, а мобиль – этакий вечный двигатель, не требующий вашего постоянного присутствия. Во-вторых, фигурки на мобилях можно легко менять. И разнообразию мобилей поистине нет предела! Они делаются из бумаги, картона, ткани, кусочков проволоки, пластика, фетра, природных материалов и пр. Кстати, в их изготовлении могут принять участие и старшие дети.

Подобные игрушки развивают зрение малыша, помогают ему фокусировать взгляд, следить за движущимися предметами, различать цвета.

«Хорошую службу в этом возрасте нам сослужило кресло-шезлонг (оно подходит для малышей с рождения). Кресло за ручки можно было носить по всей квартире, но кухня была у нас вне конкуренции – там столько всего интересного и маму всегда хорошо видно!»

«Нам очень нравится развивающий коврик с турничком, на котором крепятся игрушки (турничок от коврика отстегивается), иногда мы кладем чадо на коврик – тогда оно стучит ножкой или ручкой по разным «шуршалкам» и веселится (нам 3 мес)».

Очень привлекательно для малыша в этом возрасте человеческое лицо. Над кроваткой можно повесить какую-нибудь забавную рожицу или укрепить фотографии членов семьи. Когда вы держите кроху на руках лицом к себе, попробуйте погримасничать (показывайте язык, открывайте и закрывайте глаза, стройте смешные рожи). Малыш очень оценит ваши актерские способности, а когда пройдет совсем немного времени, он будет пытаться вам подражать.

Развиваем осязание

Старайтесь развивать тактильную чувствительность ребенка – это очень полезно для развития мелкой моторики. Давайте ребенку прикоснуться к самым разнообразным материалам, четко называя их – это мамина шелковая блузка, а это – шершавая кирпичная стена. Пусть вашему малышу в руки попадают не только стандартные пластмассовые погремушки! Можно трогать (кстати, не только ручками, но и ножками!) ствол дерева, полированный письменный стол, различные ткани – от нежного шифона или гладкого атласа до грубоватой рогожки, бархатистого велюра. Из тканей различной фактуры можно сшить целое лоскутное одеяльце или мягкий кубик. Для разнообразия тактильных ощущений на него можно пришить пуговицы, бусины, сделать объемные аппликации из других тканей.

Очень любят малыши и самодельные погремушки. Принцип их изготовления очень прост. Сначала нужно найти подходящий полый пластмассовый корпус небольшого размера (это может быть колпачок от фломастера, коробочка от киндер-сюрприза, маленькие пузырьки из-под лекарств или баночки из-под крема, футляры от фотопленки и пр.). Заполняем наш контейнер каким-нибудь гремящим или шуршащим наполнителем (подойдут различные крупы, бисер, пластмассовые шарики и пр.), а теперь обтягиваем будущую погремушку кусочком ткани и крепко-накрепко зашиваем.

Другой вариант – не обтягивать контейнер тканью, а обвязать крючком, используя пряжу разных цветов и фактуры. Желательно, чтобы цвет и звук находились в некотором соответствии друг с другом: например, если контейнер заполнен звонкими монетками или металлическими скрепками, обшивка пусть будет яркой, а если погремушка негромко шуршит рисом, к ней больше подойдет «одежка» бледных, пастельных тонов. К погремушке можно пришить ленточки или петельки для подвешивания.

Тактильная чувствительность развивается и во время массажа, особенно если не ограничиваться традиционным поглаживанием и растиранием, а использовать для массажа различные материалы – легко погладить нежное тельце перышком или пушистым мехом, похлопать по нему плотной губкой, покатать массажным резиновым ежиком с «иголками». Для ребенка это будут новые ощущения от прикосновения к вещам, что в свою очередь развивает активность и стремление к новым впечатлениям.

А весной можно выходить на улицу и смотреть, как распускаются почки. Малыш погладит их своими крошечными пальчиками и потеребит только что появившиеся клейкие листочки. Наверное, это не только развитие мелкой моторики, это еще и прикосновение к новой жизни.

Слушаем

Сейчас ни для кого не секрет, что слух развивается у малыша, когда тот находится еще в животе у мамы. Чтобы стимулировать дальнейшее развитие слуха, приучайте ребенка к различным звуковым контрастам. Например, можно сначала позвенеть маленьким бубенчиком, а потом колокольчиком побольше. На кухне покажите, какой звук получится, если постучать ложкой по хрустальному бокалу (только не очень сильно), по большой кастрюле, по столу и пр. (изобретательный родитель всегда найдет, по чему бы еще постучать). Попробуйте поиграть с разными звуками так, чтобы малыш не видел, откуда они исходят. Он прислушается и попытается найти источник звука.

Изображайте различные звуки голосом, пойте песни (и не только нежные колыбельные, но и громкие, веселые).

На улице можно обратить внимание малыша на голоса птиц, на глухое урчание машин или на пронзительный звук сирены – все это обогатит его багаж слуховых впечатлений. Прекрасно, если есть возможность послушать живые голоса животных или птиц. Между прочим, в былые времена няньки выносили плачущих младенцев в курятник. Куры при виде маленького орущего пришельца устраивали страшный переполох, и их квохтанье и хлопанье крыльев удивительным образом успокаивало самый безутешный плач. Если же вы по каким-то причинам не желаете кудахтать над своим чадом, можно попробовать послушать вместе с ним какой-нибудь не очень громкий монотонный звук (например, шум работающего пылесоса или стиральной машины).

Не стоит забывать и о музыке, и пусть она тоже будет достаточно разнообразной. Большинство младенцев любит классическую музыку (Моцарт, Бетховен, Верди, Вивальди, Чайковский). Можно послушать мужские и женские голоса в отрывках из опер (желательно, без накала страстей, чтобы малыш не испугался).

Удивительно, но ребенок в возрасте уже одного месяца по-разному реагирует на звуки веселой и грустной мелодии: при грустной он затихает, а при веселой оживляется, начиная радостно махать руками и ногами – «танцевать». Таким образом развивается слуховая и двигательная активность, малыш учится координировать движения своего тела.

Ребенок в первые три месяца жизни гораздо интенсивней воспринимает окружающую действительность, чем принято считать. И поэтому пусть его первые впечатления будут самыми разнообразными и интересными!

Инесса Смык

medportal.ru

Развитие ребенка от 0 до 2 месяцев, внимание у детей от 0 до 2 месяцев

В жизни этого человека будут сотни месяцев и десятки лет, однако ПЕРВЫЙ месяц – это четыре недели особой ответственности и внимания родителей, это тридцать дней новых ощущений и узнавания этого мира малышом, новых необычайных впечатлений и переживаний мамы и папы. Это месяц, когда новая жизнь в прямом и переносном смысле вливается в ваш дом. В родильном доме, как выстрел стартового пистолета, раздается крик нового гражданина нашей планеты. Старт дан, и впереди – марафонская дистанция длиною в жизнь.

В период первого месяца после родов малыша принято называть новорожденным. Только родившись, после нелегкого первого вдоха и оглушающего родового катарсиса, органы и системы малыша начинают активно адаптироваться к внеутробной жизни. Сразу в роддоме, по правилам, в первые 12 часов жизни, новорожденному делают первую в жизни вакцинацию против вирусного гепатита, в течение 3-7 дней — прививают против туберкулеза (БЦЖ). Следующей прививкой будет повторная вакцинация против гепатита В в возрасте 1 месяц.

Значительно перестраивается система кровообращения, стремительно разрушаются красные кровяные клетки с плодовым типом гемоглобина (его еще называют фетальным), теперь неактуальные для организма, активизируется иммунная система, решают свои первые проблемы почки, пищеварительная и эндокринная системы ребенка, а его кожа, дыхательные пути и кишечник впервые сталкиваются с ранее незнакомыми им микробами.

Возможно, что в первую неделю после родов ребенок потеряет около десяти процентов массы тела. Это следствие адаптации организма новорожденного к внеутробной среде. Родителям не следует паниковать и волноваться в этой связи. В дальнейшем малыш быстро восстановит и наберет массу. В первую неделю весь организм новорожденного работает с большим напряжением, а более стабильное и спокойное состояние наступает только к началу второй недели. Первый месяц малыш значительную часть суток (до 20 часов) проводит во сне. Новорожденный, как правило, спит в позе лягушки, то есть лежа на спине, с согнутыми в локтях и поднятыми вверх ручками и с ножками, согнутыми в коленных суставах и раздвинутыми в стороны. У новорожденного в этот период различают пять состояний: глубокий сон, когда малыш абсолютно расслаблен, медленно и ровно дышит, глаза закрыты и лицо расслабленно; неглубокий сон, когда у ребенка более учащенное, не совсем ровное дыхание, возможно подергивание рук и ног, можно различить, как двигаются глазные яблоки под веками; дремотное состояние, возникающее во время кормления или перед засыпанием, характеризующееся полузакрытыми глазами; бодрствование, когда малыш активен, совершает движения всем телом, руками и ногами; плач, обозначающий, что у новорожденного дискомфортное состояние, например, он голоден, напуган или мокрый.

В первый месяц у малыша наблюдаются следующие особенности моторики — лежа на животе, он пытается приподнимать голову, а иногда ему даже удается удержать ее в таком состоянии несколько секунд. За первых тридцать дней новорожденный прибавит к своей изначальной массе около 600 граммов и вырастет приблизительно на 3 сантиметра, окружность головы увеличится на 1,5-2 сантиметра.

В первый месяц очень важно наладить кормление ребенка. Очевидно, что наилучшей пищей для него является материнское молоко. В первые дни жизни ребенка количество молока у женщин постепенно увеличивается, но у некоторых (особенно у первородящих) это увеличение недостаточно. В этой связи актуальны рекомендации врачей по стимуляции лактации. Одним из главных способов стимуляции лактации является более частое прикладывание ребенка к груди при первых признаках беспокойства ребенка. Этот способ называют «режимом свободного вскармливания» или «кормлением по требованию». Таким образом, у некоторых мам получается 10-12 кормлений за сутки. 

Важно правильно вкладывать сосок в рот малыша – он должен захватывать весь околососковый кружок. Установлено, что основной объем грудного молока ребенок высасывает за первые 5- 10 минут кормления. Однако есть дети, которые быстро устают, засыпают у груди, их необходимо побуждать к сосанию, легко похлопывая по щечкам, вынимая изо рта и вновь вкладывая сосок. При сосании младенец заглатывает не только молоко, — вместе с питательной жидкостью поступает и воздух, от которого малыш стремится избавиться. Поэтому процедура срыгивания, когда выходят излишки накопившегося воздуха, является очень важной. При грудном вскармливании срыгивание оптимально через каждые 5 минут (или при перемене грудей) и через каждые 50 г при кормлении из бутылочки. Обычно это делается тремя способами – вертикально на вашем плече, вниз лицом на ваших коленях или в сидячем положении, — и совсем неплохо попробовать все три способа, чтобы определить, какой из них больше всего подходит вам и вашему ребенку.

Вздутие живота, кишечные спазмы, «колики» — частые спутники первых месяцев жизни даже у практически здоровых детей. Домашние способы помощи ребенку при этих состояниях: легкий массаж животика по часовой стрелке; вертикальное положение на руках у взрослого или так называемый контакт «кожа к коже» — малыш кладется животиком на обнаженную грудь матери, полулежащей в кресле, сверху прикрывается одеялом, мама поглаживает его по спинке; использование газоотводной трубочки, выкладывание малыша на живот на 3-5 минут, прием плантекса (содержащего в своей основе укроп). Все эти способы позволяют предотвратить «колики», способствуя выведению газов из кишечника.


Очень важный момент первых недель жизни ребенка — заживление пупочной ранки. При выписке из роддома в обычные сроки (пятый — седьмой день) полностью зажить пупочная ранка не успевает. Традиционно принято обрабатывать пупок раствором бриллиантового зеленого (зеленкой). И делать это надо ежедневно, до тех пор, пока ранка не станет полностью сухой утром при туалете ребенка и вечером после ежедневного купания. Пока корочка не отпала, рекомендуют добавлять в воду при купании слабо-розовый раствор марганцовки, настой ромашки или зверобоя. Температура воды для купания 37-37,5°С, продолжительность купания — не более 5-7 минут. Если у ребенка появляются выделения из пупочной ранки или покраснение и припухлость пупочного кольца — нужна консультация врача. К врачу следует обратиться также, если корочка с пупочной ранки не отпадает по достижении ребенком возраста 14-15 дней.

Психическое развитие

Адаптации малыша к внеутробной среде способствуют врожденные рефлексы. Некоторые из них исчезают в первые месяцы жизни, другие трансформируется в приобретенные рефлексы, выходя на уровень сознания. Такие врожденные рефлексы, как рефлекс чихания, вздрагивания, моргания, зевоты, коленные рефлексы сохраняются у малыша на всю жизнь. В период первого месяца жизни у ребенка выделяют семь основных рефлексов:

ХВАТАТЕЛЬНЫЙ — проявляется во время поглаживания или легкого касания ладошки ребенка. Рефлекторно малыш схватывает и удерживает все, что касается его ладони.

ПОИСКОВЫЙ — малыш поворачивает головку, если касаются или поглаживают его щёчку. Этот рефлекс является необходимой составляющей инстинкта поиска пищи и питания.

СОСАТЕЛЬНЫЙ — у малыша заметны сосательные движения губ, если провести вокруг рта пальцем или соской. Сосательный рефлекс так же, как и поисковый, прочно связан с инстинктом питания. РЕФЛЕКС БАБИНСКОГО — при проведении пальцем по внешнему краю стопы пальчики ноги расходятся в разные стороны вместе с поворотом стопы.

РЕФЛЕКС МОРА — новорожденный разводит и сводит руки и ноги, реагируя на громкий и внезапный звук.

РЕФЛЕКС БАБКИНА — при надавливании малышу на ладонь он поворачивает голову и открывает рот. ПЛАВАТЕЛЬНЫЙ РЕФЛЕКС — малыш совершает движения, подобные плавательным, если положить его на живот.

РЕФЛЕКС ХОДЬБЫ — новорожденный совершает движения, имитирующие ходьбу, если поддерживать его под руки так, чтобы он касался ножками какой-либо поверхности.

А как развиваются органы чувств в этот период? Многие новорожденные к середине второй недели жизни умеют удерживать в поле зрения движущийся предмет, например, яркую погремушку диаметром около десяти сантиметров. Если на расстоянии 40-50 см от лежащего на спине малыша поместить яркую игрушку и начать медленно перемещать ее вправо-влево, то ребенок на несколько секунд фиксирует игрушку взглядом. Малыш трехнедельного возраста обычно уже способен фиксировать взглядом более или менее крупные неподвижные предметы, например, лицо мамы или папы. Если приблизиться к лежащему на спине новорожденному на расстояние 40-50 см и привлечь его внимание разговором, а потом замолчать, оставаясь неподвижным, малыш тоже замрет, внимательно вглядываясь в ваше лицо. К четвертой неделе движения глазных яблок малыша уже более плавные и координированные.

Несколько слов об органах слуха. В середине второй недели жизни на громкий резкий звук, источник которого находится вне поля зрения ребенка, ваше чадо отреагирует вздрагиванием и миганием. К третьей неделе жизни новорожденный придает звукам внешней среды гораздо большее значение. Звуковые раздражители интенсивно учат его головной мозг принимать первые решения.

К концу четвертой недели жизни малыши обычно радуют мам и пап не только прогрессирующим улучшением работы органов зрения и слуха. Необычайно приятным бывает обнаружение первых положительных эмоциональных реакций малыша на родительское присутствие. Четырехнедельный новорожденный способен улыбаться! Наиболее вероятно, что первая улыбка ребенка будет ответом на многократные ласковые обращения к нему. Чем больше вы будете улыбаться малышу, тем скорее он ответит вам аналогичным образом. В целом важно родителям в семье сохранять положительный эмоциональный фон, не конфликтовать при ребенке, не выяснять отношений. Новорожденный впитывает всё, как губка, и чувствует до нюансов психологический климат вокруг. Сейчас малыш требует ласкового общения. Нельзя недооценивать сенсорные возможности новорожденного.

www.baby.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *