Содержание

Развитие ребенка в 2-3 года.

Что будет интересовать ребенка после двух лет и как он будет дальше развиваться? Период с 2 до 3 лет для ребенка является переходным. За этот год малыш научится активно использовать накопленный словарный запас, усовершенствует уже имеющиеся у него навыки, научится использовать предметы не по прямому их назначению, к 3 годам адаптируется к игре со сверстниками при взаимодействии с ними, а не просто рядом… и еще многое, многое другое. Итак, все по порядку.

Вам необходима консультация детского психолога?

Возможна работа по Skype.  Контакты для связи.

Физическое развитие.

  • Любит ходить, ускоряясь и замедляясь, использует ходьбу задом наперед.
  • Ходит по узкой дорожке (доска 15-20 см шириной), приподнятой над землей на 15 см.
  • Свободно переступает через предметы – поднимает ногу и переносит ее приставным шагом.
  • Умеет переступать через натянутую на высоте 10-20 см от пола веревку без поддержки.
  • Прыгает на месте, отрывая от пола обе ноги, вокруг обруча, как зайка. Впрыгивает внутрь обруча.
  • Перепрыгивает с поддержкой по островкам (пенечкам, колесам, через ручеек).
  • Учится вертеться на одной ноге.
  • Бегает как в одном направлении, так и в разных (до 30 сек.). Любит останавливаться по сигналу СТОП. Имитирует бег лошадки, мышонка.
  • Поднимается и спускается по ступеням, иногда придерживаясь за поручень.
  • Взбирается на гимнастическую стенку и слезает с нее, держась руками.
  • Свободно открывает двери, как толкая вперед, так и потянув ручку на себя.
  • Учится держать равновесие, стоя на одной ноге.
  • Подлезает под кровать или натянутую веревку, высотой 30-40 см от пола.
  • Перелезает через препятствия.
  • Мяч – гоняет ногами.
  • Катает и ловит катящийся мячик, сидя на полу. При этом отталкивает его как двумя, так и одной рукой.
  • Закатывает мяч  на расстоянии 1,5-2 м в ворота, шириной от 50 см.
  • Учится стоя ловить мячик руками. Подбрасывает его вверх, но поймать — еще не удается.
  • Перебрасывает мячик через натянутую веревку на высоте вытянутой вверх руки малыша.
  • Бьет об пол мяч и пытается его поймать.

 

Развитие речи, связь и общение.

  • Продолжает комментировать все, что видит. Речь еще не четкая, но понятная.
  • Построение предложений из 3 и более слов.
  • Использует прилагательные.
  • Применяет вежливые слова – спасибо, пожалуйста, здравствуйте.
  • Задает вопросы:

к 2 годам и 6 месяцев: Где? Куда? (Где собака? Куда убежала собачка?)

к3 годам: Почему? Когда? (Когда придет мама?).

  • Понимает и вспоминает поступки из недавнего опыта своей жизни.

Например, мама сегодня говорит: «Пойдем на те качели, на которых катались вчера? Там рядом есть каруселька. Покатаемся». Для ребенка ситуация воспринимается как новая, но со знакомыми действиями, которые уже совершались.

  • Рассказывает стихи с мамой, вначале дополняя последнюю фразу, а к трем годам может рассказывать короткие четверостишья наизусть:

Муха, муха – Цокотуха

Позолоченное брюхо

Муха по полю пошла

Муха денежку нашла.

 

У меня зазвонил телефон.

Кто говорит? Слон!

Откуда? От верблюда

Что вам надо? Шоколада.

Для кого? Для сына моего.

 

  • Из сказок «Колобок», «Курочка Ряба», «Теремок», «Репка» по картинкам:

к 2г 6мес — понимает сюжеты и учится пересказывать;

к 3г – пересказывает знакомые сказки.

  • Продолжает пополнять свой словарный запас, с замиранием слушает, как звучат сложные слова.
  • Повышается интерес к играм своих сверстников. Наблюдает и повторяет их движения, используя речь.
  • Малыши в этом возрасте могут улыбаться друг другу и тут же толкаться и отбирать понравившуюся игрушку.
  • Для ребенка по-прежнему важен эмоциональный контакт с родителями, близкими. Малыш ждет одобрения своих действий со стороны родителя:

Какой Ваня молодец! Как красиво  построил башню! Умничка Ваня!

  • К 3 годам все чаще проявляет свою самостоятельность. Пытается демонстрировать свою независимость. Приближается к кризису 3 лет.

Моторика.

Для крохи очень важна правильно подобранная развивающая среда. Какие игрушки купить, чтобы они не оказались лишними и ненужными? Как подобрать в магазине именно то, что необходимо малютке по возрасту? Все это читайте в статье: » Какие игрушки нужны!»

Навыки:

  • Самостоятельно раздевается и одевается (рубашка, колготки, штанишки, шапка).
  • Свободно манипулирует в одежде кнопками.
  • Учится застегивать пуговицы. Крупные пуговки даются легко, мелкие – сложно.
  • Завязывать шнурки еще не умеет.
  • Приносит тарелку и ложку для еды.
  • Может самостоятельно есть ложкой густую и жидкую пищу.  При этом ложку держит в правой руке, опуская ее в тарелку, слегка наклоняясь над столом.
  • Пьет из чашки, не проливая содержимое. Старается не пачкать одежду и стол.
  • Удерживает хлеб левой рукой, умеет откусывать небольшие кусочки.
  • Обращает внимание на испачканные руки, лицо, показывает взрослому, что испачкался, пытается вытереться самостоятельно салфеткой.
  • Улавливает непорядок за столом (отсутствие салфетки, наличие крошек) и демонстрирует свои замечания.
  • Гигиена – намыливает руки мылом, моет их круговыми движениями, подставляет ладошки под струю воды, стряхивает капельки с рук, вытирает их полотенцем. Уверенно водит зубной щеткой по зубам, расческой по волосам.
  • Продолжает играть в песочнице и делать куличики разных форм.

Лепка

  • От мягкого пластилина или теста отщипывает кусочки, крошит его.
  •  Умеет катать колбаски, шарик, любит сдавливать шарик в лепешку в виде блюдечка. На лепешках пластилина выдавливает печати в виде рисунка.
  • При помощи стеки (пластмассового ножичка в наборе с пластилином) учится разрезать колбаски на маленькие кусочки.

Изобразительная деятельность

  • Продолжает любить рисовать красками, фломастерами.
  • Рисовать карандашами не очень любит, так как их приходится надавливать. (Для правильного захвата лучше использовать трехгранный карандаш).
  • Умеет не просто рисовать линии – вертикальные, горизонтальные, пересекающиеся, а связывает их уже с конкретными образами (Дождь капает, травка растет).
  • Рисует округлости (круги) наподобие мяча, солнце.

Конструирование и игры с предметами:

  • Активно использует предметы заместители:

 «Мама, на кашу!» — протягивает ребенок пластиковую кастрюльку, полную песка.

«Это лошадка!» говорит мальчик, оседлав палку и прыгая по комнате.

  • Быстро складывает пирамидку из 6 колец.
  • Строит из кубиков различные постройки, которые участвуют уже в сюжете. (Дом с трубой для куколки из цилиндров, кирпичиков и призмы, машина из кубиков, гараж из кирпичиков).
  • По-прежнему привлекают шершавые кубики, которые между собой могут сцепляться. Активно проявляет интерес к конструированию из Lego.
  • Складывает крупную мозаику. Формирует  из нее цветочки – серединка белая, лепестки красные и т.д.
  • Учится играть в лото-животные. Находит одинаковые картинки, кладет их рядом.
  • Формирование навыков работы с бумагой – отрывать, сминать ее в комочки.
  • Использует инструменты для сюжетных игр. Если нужно починить стол или отремонтировать машинку – находит пилу, отвертку, плоскогубцы и применяет по назначению.
  • Овладевает навыками создания общего рисунка из 2 разрезных картинок.
  • Добавляет к играм шнуровку с большими дырками. (Дерево с фруктами).
  • Играет вместе со взрослым в пальчиковый кукольный театр.

 

Интеллектуальное развитие.

 

  • Во время игры обдумывает и планирует свои действия.
  • Отчетливо понимает свое имя и фамилию и отзывается на них.
  • Делает выбор исходя из своих предпочтений.
  • Наблюдает за действиями взрослого и подражает ему.
  • Продолжает играть с различными геометрическими формами. Различает на слух фигуры по форме и цвету: кирпичик, кубик, призма, шар. Если мама просит «Дай мне синий кубик» или «Дай мне красный кирпичик», ребенок может их находить и показывать.
  • Знает, называет и находит все основные цвета. Как научить ребенка различать цвета читайте здесь.
  • Различает количество предметов — где одна игрушка, а где много.
  • Отчетливо различает большой – маленький. На просьбу: «Покажи, где большая матрешка? А где маленькая?» показывает пальчиком.
  • Учится выстраивать кубики, матрешек с разницей в 3 см в размерах по росту – от большого к маленькому и наоборот.
  • Подбирает и группирует предметы, с которыми знаком в быту по общему признаку (посуда, одежда, обувь, транспорт, мебель).
  • Умеет листать страницы книг, указывает пальчиком на рисунки и описывает (пересказывает) знакомый сюжет сказок.
  • Продолжает рисовать на бумаге в ее пределах. Видит четкие границы.
  • В танце — приседает, пружинит, крутит туловищем, хлопает в ладоши, замирает в какой-нибудь позе, по сигналу  изображает действия животного.
  • Продолжает выполнять просьбы взрослого.
  • По надобности регулярно просится на горшок. Как приучать к горшку, смотрите здесь.
  • Применяет безобидные хитрые уловки.

 Выражение чувств и эмоций.

  • Продолжает получать удовольствие от возможностей своего тела – ходить вперед-назад, бегать, прыгать, переступать через предметы.
  • Пересказывая сюжет сказок, сопереживает главным героям, сопровождая свои чувства жестами и мимикой. Использует цитаты из сказок: «Беда, беда, бегите скорее сюда!»
  • Активно выражает недовольство. Может сердиться, возмущаться, жаловаться, бормоча и жестикулируя.
  • Выражает свою любовь через объятия и поцелуи.
  • По-прежнему ожидает от родителей проявления их любви и внимания.
  • Расплывается в улыбке, когда получает одобрение и похвалу за свои достижения. Ждет словесного поощрения своих успехов.

 Что любит и хочет.

  • Все подвижные игры (прятки, догонялки, лазалки).
  • Упражнения в равновесии, бег, ползание, прыжки: «Давай будем ползать, как змея, или прыгать как зайчик?!»
  • Физкультурные минутки со стихами, хороводы.
  • Игры в мяч: бить по нему ногой и бежать за ним вдогонку.
  • Логоритмика. Слушать, повторять слова, двигаться в такт.
  • Танцевать под веселые песни.
  • Любые игры на музыкальных инструментах с элементами угадывания: «Что звучит?»
  • Кататься на качелях, каруселях.
  • Всевозможные игры с песком, крупой, водой.
  • Игры на исследование и наблюдение (бросать камень в лужу и следить за брызгами, ловить игрушечных рыбок на магнитную удочку, наблюдать, как ползет жук по дорожке и т.д.).
  • Играть со взрослым в пальчиковые игры, дыхательные упражнения.
  • Слушать, когда читают стихи о животных, потешки.
  • Листать любимые сказки, пересказывать сюжет по картинке.
  • Книжки с иллюстрациями зверей, животных, птиц.
  • Конструировать постройки уже в сюжетной игре (дом для куклы, гараж для машинки).
  • Складывать сортер.
  • Пирамидки, матрешки, вкладыши, мозаика, лото-животные, шнуровка.
  • Цеплять и снимать прищепки, вешать магниты.
  • Использовать строительные инструменты в сюжете (бить молоточком по гвоздику, ремонтировать машину отверткой)
  • Ролевые игры (покормить куклу, разговаривать по телефону и т.д.).
  • Смотреть кукольный театр.
  • Лепить из теста, пластилина (катать, плющить, соединять, разрезать).
  • Рисовать красками, фломастерами, цветными ручками.
  • Помогать маме в быту (подмести и помыть пол, принести ложки, поставить чашки).

Помните, что ребенок  2-3 лет еще очень быстро утомляется и имеет непоследовательное поведение. Поэтому, подбирая развивающие игры для малыша, чередуйте смену его игровой деятельности каждые 2-3 мин. Ведь 5 минут одного и того же дела – это очень много для него. Более длительное время кроха может  проводить за занятием с водой, песком или творчеством (рисованием красками, лепкой).

Вам необходима консультация детского психолога?

Возможна работа по Skype.  Контакты для связи.

 

У вас появились дополнительные вопросы? Задавайте их напрямую в Чате и делитесь своим опытом в комментариях.

Понравилась статья? Поделитесь ею с друзьями!

 

Вам будет интересно

rebenokplus.ru

Кризис возраста 2-3 лет у ребенка: советы для родителей

Само появление ребенка в семье — это серьезное испытание не только для матери и отца, но и для других ее членов. Самым сложным считается первый год, когда маму и папу ждут бессонные ночи, боли в животе, появление зубов. 2-3 года не менее сложный возраст, когда ребенок начинает устанавливать свои границы и проверять на прочность родительские. Этот период характеризуется повышенной капризностью и упрямством малышей и является настоящим испытанием для их родителей.

Развитие ребенка в 2-3 года

Развитие ребенка в 2-3 года

В 2-3 года ребенок переживает первый переходный возраст — от младенчества к младшему дошкольному. Он постепенно осваивает новые социальные и поведенческие навыки, учится общаться с другими детьми и взрослыми. Кроме этого он воспринимает себя как самостоятельную личность, у него начинают формироваться собственные вкусы и предпочтения.

Особенности познавательного развития ребенка 2 лет включают в себя умение различать геометрические фигуры, цвета, характеристики предметов по весу, длине, ширине и высоте. В этом возрасте малыши начинают рисовать и умеют показывать то, что рисуют.

В возрасте 3 лет навыки ребенка постепенно усложняются. Он уже способен играть в более сложные игры, рисует осмысленные рисунки, активно взаимодействует со сверстниками. Если какие-то действия не удаются, он огорчается, и радуется, если хвалят родители, воспитатели и другие значимые взрослые.

Самый главный навык малыша — постепенное освоение человеческой речи. В 2 года дети учатся разговаривать фразами и предложениями, а в 3 уже знают до 1500 слов, умеют задавать вопросы и отвечать на них, составлять рассказ по картинке и даже сочинять стихотворения. Они уже могут объяснить свои желания и стремятся к самостоятельности.

Кризис возраста не является чем-то ужасным и пугающим. Это закономерный этап в развитии каждого человека, после которого он переходит на новый уровень. При благоприятной обстановке в семье и демократичном стиле воспитания кризис может закончиться через несколько месяцев. Но нередки случаи, когда он длится 2 года.

Что такое «кризис возраста 3 лет»?

Родители, особенно мамы, на которых ложится большая часть забот о малыше, часто жалуются на неуправляемость, упрямство, капризы, истерики у своих 2-3-летних детей. Сложность протекания кризиса возраста 2-3 лет зависит от следующих факторов:

  • темперамент. Больше всего ярких проявлений наблюдается у холериков — активных и эмоциональных малышей;
  • стиль воспитания. В авторитарной семье дети могут проявлять больше негативизма;
  • взаимоотношения матери и малыша. Чем лучше отношения, тем легче пройдет кризис возраста 2-3 лет.

Самыми болезненными и невыносимыми для матерей и отцов являются такие проявления кризиса, как негативизм, упрямство и даже деспотизм. К примеру, малыш может отказываться есть, несмотря на то, что проголодался, или идти спать, пока не достроит пирамидку. Негативизм может проявляться в случае, когда он отказывается уходить с детской площадки и делает это специально.

В 2-3 года некоторые дети даже учатся манипулировать взрослыми. Если в семье 2 и более детей, то это может проявляться в ревности и стремлении заставить взрослых поступать только так, как хочет один из них. При этом он может обижать братьев или сестер, отнимать игрушки и пытаться делать все, чтобы мать или отец поступали только так, как хочет этот малыш.

Также в этом возрасте дети стремятся к самостоятельности. Это один из способов познания окружающего мира. Но не всегда у малышей хватает навыков, чтобы сделать что-то действительно самим. Приятно, если дети сами одеваются и обуваются, но переходить улицу самостоятельно без участия взрослых для них опасно.

Основная задача взрослых в кризисный период — умение прислушиваться к потребностям детей, быть спокойными и настойчивыми в установлении границ дозволенного и не оказывать давления.

Советы родителям по общению с ребенком 2-3 лет

Советы родителям по общению с ребенком 2-3 лет

Чем лучше взрослые разбираются в возрастных особенностях детей 2-3 лет, тем легче им будет преодолеть этот непростой момент во взаимоотношениях. Самое главное — понять, что упрямство и капризы — это не проявления дурного воспитания, наследственности и характера, а закономерные особенности развития. По сложности кризис 2-3 лет может сравниться с подростковым возрастом.

Отношения с детьми не становятся хуже, они должны перейти на другой уровень. Чтобы поведение детей не воспринималось как кошмар, взрослым следует прислушаться к рекомендациям детских психологов и педагогов. Например:

  • давать детям больше самостоятельности. В 2-3 года они уже могут выполнять несложную работу по дому — мыть небъющуюся посуду, закладывать одежду в стиральную машину. Им будет приятно осознавать, что они умеют что-то делать сами;
  • сохранять спокойствие. Если мама чересчур эмоционально реагирует на капризы или истерики, то они будут только усиливаться. Спокойное поведение матери или другого значимого взрослого будет способствовать улучшению поведения;
  • предоставить право выбора. Если малыш отказывается надевать какой-либо предмет одежды или обесценивает то, что нравилось раньше, то следует предложить ему два или три альтернативных варианта;
  • договариваться о приобретении игрушек перед походом в магазин. Это существенно снизит вероятность такого неприятного явления, как истерика;
  • не объяснять малышу недостойность его поведения, когда он находится в состоянии аффекта. Лучше подождать, пока он успокоится, и поговорить о том, что именно он сделал не так;
  • в случае публичной истерики в магазине малыша следует немедленно увести и отвлечь его внимание. Это существенно снизит вероятность ее повторения в будущем.

В возрасте 2-3 лет все дети проходят этап формирования самостоятельности. Им важно доводить до конца собственное начатое дело, получить одобрение взрослых. Удачи способствуют ее повышению, а неодобрение может обидеть. Неадекватная самооценка может проявляться в таких чертах, как настойчивость, обидчивость или хвастливость. Неодобрение со стороны взрослых может негативно отразиться на самооценке ребенка в будущем.

Взрослым важно понять, что дети в 2-3 года сами по себе не «плохие и испорченные». Они просто учатся быть самостоятельными и проходят необходимый этап взросления.

Пройдите тестНасколько общителен ребенокНасколько общителен ребенокС помощью этого теста попробуйте определить уровень коммуникабельности вашего ребенка.

medaboutme.ru

от 2 до 3 лет

Оцените статью:

Развитие ребенка в 2 года уже не такое стремительное, как сразу после рождения. Но к этому возрасту дети обрели множество новых навыков. Они ходят и бегают, отлично владеют своим телом, у них неплохо развита мелкая моторика. Малыши сами едят, пробуют одеваться, многие самостоятельно ходят на горшок.

Особенности развития ребенка в 2 года

Речь становится богаче, детки начинают говорить короткими предложениями, прекрасно понимают взрослых. Сложности двухлеток связаны с очередным переходным возрастом. Ребенок все больше утверждается, как самостоятельная личность, но детям еще трудно справится со всеми вызовами.

Физическое развитие двухлетнего ребенка

Вес двухлетнего мальчика в среднем достигает 11-14,5 кг, девочки – 10,8-14 кг. Рост – 83,5-93 см и 84-90,4 см соответственно. Окружность головы у мальчиков 47,6 – 50,9 см, а груди – 48,4-54,7 см. У девочек голова в окружности имеет 46,6-50,0 см, грудка – 48,5-54,0 см. Эти показатели не нужно воспринимать, как абсолютную норму, они усредненные. Например, таблица физического развития ВОЗ предлагает большие вариаций по годам и месяцам. Потому отставание может установить только врач, проведя специальные тесты.

Двигается малыш к двум годам уже хорошо. Он ходит и бегает, взбирается на лестницу, поднимается и спускается по ступенькам. Может пятиться задом, кружиться, делать резкие повороты. Дети спокойно припрыгивают через препятствия, могут стоять на одной ноге. Поднимаются на носочки или на цыпочки, чтобы достать нужную им вещь. Переставляют стулья, выкладывают игрушки из ящика, и складывают их обратно. Ребенок может сохранять равновесие на перекладине, копать ногой мячик.

Активно развивается и мелкая моторика. Ребенок в 2 года должен складывать башенки из кубиков, уверенно рисовать вертикальные линии, держать в руках ножницы и резать бумагу. Некоторые дети могут выполнять и более сложные задачи. Большинство в этом возрасте начинают разбирать игрушки на детали. Нельзя за это ругаться за это с детьми, иначе они могут потерять интерес окружающему миру. Не разобрав игрушку, они не смогут понять, как она устроена и функционирует.

Совершенствуются и бытовые навыки ребенка. Он хорошо ест ложкой и не проливает даже суп, пьет из кружки. Многим детям маленькие столики уже не нравятся, они хотят сидеть за большим столом. Малыш сам умывает ручки и личико, пробует чистить зубы. Некоторые дети умеют к двум годам самостоятельно одеваться. Правда у них пока проблемы с застегиванием пуговичек и завязыванием шнурков. Пальчики еще недостаточно развиты, потому родители должны им немножко помогать. Если вы еще не приучили малыша ходить на горшок, самое время начинать. Двухлетним детям уже получается контролировать свои физиологические потребности, они могут учиться ходить в туалет вполне осознанно.

Умственное развитие ребенка

На втором году жизни эмоциональное и интеллектуальное развитие ребенка продолжается. Его сенсорные навыки совершенствуются. Малыш различает около восьми оттенков. Может по образцу подобрать несколько карточек или кубиков одного цвета. Хорошо ориентируется в размерах и формах предметов, может без ошибок сложить фигурки в рамку. Он уже оперирует такими понятиями, как «большой» и «маленький», «высокий» и «низкий», «теплый» и «холодный». Может сортировать предметы по их признакам. Начинают ориентироваться во времени, понимают, что значит «сейчас», «потом», «через несколько минут». Правда более отдаленные временные промежутки пока для детей ничего не означают. Они не ориентируются в понятиях «всегда», «через год» и т.д.

Игры малыша становятся более осмысленными и сложными. Он может построить гараж для машинки, завезти ее туда. Нагружает в кузов кубики и выгружает их. Девочки кормят куклу из ложечки, качают, пытаются одевать ее. Дети активно разговаривают и комментируют свои действия. Любят болтать по детскому телефону, копируя поведение взрослых. Очень важно поддержать в этом возрасте желание крохи помочь вам по дому. Если он хочет вытирать пыль или мыть посуду, дайте ему тряпочку, пусть работает вместе с вами. Игрушки собирайте только вместе с детьми, чтобы приучать их к порядку.

У ребенка хорошо развивается речь

Речь двухлетних детей становится богаче. К концу года ребенок должен знать 200-300 слов. Многие предметы он называет по-своему, но это уже осознанные названия, а не случайные звуки или слоги. Малыши начинают говорить короткими предложениями, пытаются использовать предлоги, прилагательные. Себя детки еще называют в третьем лице. Речевое развитие девочек происходит быстрее, чем у мальчиков. Многие в два годика уже могут повторять за мамой короткие стишки, песенки, говорят довольно большими предложениями, из трех или четырех слов. Тогда как у мальчиков интенсивнее развиваются двигательные функции. Если малыш гиперактивный, говорить он начинает позже, чем спокойные дети. Особо пугаться не нужно, ведь развитие детей индивидуальное. Бывает, что малыши к трем годам срезу начинают разговаривать четко, и большими предложениями. Но если ребенок не начал говорить после трех лет, следует пойти к логопеду.

Пассивный словарный запас у ребенка еще больше, он прекрасно понимает взрослых. Более того, знает какие действия последует после тех или иных слов. Например, когда мама говорит «пошли гулять» ищет одежду, при словах «давай порисуем» начинает вытаскивать альбом и краски. Выполняет довольно сложные просьбы – «положи игрушку в ящик», «помой руки и иди ко мне», «принеси кубики и сложи башенку». Малыш хорошо ориентируется, где лежат его вещи (одежда, игрушки, посуда), может находить спрятанные предметы. Если с детьми разглядывать картинки в книжке, они будут безошибочно показывать их по просьбе родителей.

Усиленно в два года идет развитие памяти. Когда вы идете гулять с детьми, они будут вести вас на уже знакомую площадку. Многие предметы в доме у них ассоциируется с другими людьми. Малыши знают, что куртка папина, а сумочка мамина. Детки к двум годам жизни хорошо запоминают новые материал, короткие стишки, картинки в книжках и даже буквы. Конечно, у каждого ребенка есть свои возрастные особенности, одни разговаривают и учатся быстрее, другие более медленно. Потому советчиком мамы должен быть не форум в интернете, а опытный врач или психолог.

Эмоциональное развитие ребенка и кризис второго года

Эмоциональное развитие ребенка претерпевает не меньшие изменения, чем интеллектуальное. Он все больше осознает свою индивидуальность, утверждает себя, как личность. Многие вещи ребенок хочет делать самостоятельно. Когда ему не дают, впадает в гнев. Приступы гнева – довольно типичное явление для двухлетки. Родители удивляются, почему их милый малыш вдруг стал капризный, часто бывает агрессивен. Они не понимают, как себя вести в таких ситуациях. Часто считают, что неправильно обращаются с детьми, не уделяют им достаточно внимания, допускают ошибки в воспитании.

Нужно понимать, что приступы гнева у ребенка не вина родителей или недостаток воспитания. Он еще не научился контролировать свои эмоции и понимать их. Ребенок испытывает пределы дозволенного и своих возможностей. В такие моменты для родителей важно сделать две вещи – понять, почему ребенок злится, и не раздражатся самому.

Причины гнева взрослым могут показаться совсем мелочными, а для малыша они очень значительные. Но не всегда стоит уступать, хотя слишком строгими с детьми тоже нельзя быть. Надо четко определить для малыша, что «можно», а что «нельзя» и никогда не отступать от этого принципа. Маленький ребенок нуждается в ограничениях, он так чувствует себя в безопасности. Если мама всегда идет у него на поводу, он становится неуверенным в себе, становится еще более капризным и неуправляемым. Ограничений не должно быть слишком много, бесконечное количество запретов детьми просто не воспринимается.

Разговаривать с ребенком нужно, как со взрослым. Если малыш упал на пол, кричит, швыряет игрушки, но еще не впал в истерику, постарайтесь с ним поговорить. Присядьте рядом, постарайтесь вполне взрослыми фразами и аргументами объяснить, почему не можете выполнить его просьбу. Отвлечь малыша другими делами в этом возрасте получается все реже, через некоторое время он опять возвращается к своим требованиям. Годам к четырем проблема проходит. Если агрессивное поведение сохраняется, необходима консультация психолога, который имеет опыт работы с такими детьми.

Ребенок начинает активнее взаимодействовать с другими людьми

Взаимодействие с другими людьми у двухлетки более активное. Он четко различает, чем может заняться с мамой и папой, бабушкой и дедушкой. Малыш становится хитрым, он понимает, что от кого можно требовать, на кого действуют его капризы, а на кого не очень. С чужими людьми кроха по-прежнему ведет себя настороженно, молчит, прячется за маму. Есть и более общительные дети, которые быстро идут на контакт с незнакомцами, все зависит от характера. Другими детьми ребенок интересуется, но их взаимодействие по-прежнему слабое. Скорее всего малыши будут играть рядышком, время от времени забирая друг у друга игрушки, могут даже подраться. Если ребенок жадничает, не слишком охотно играет с другими, переживать не стоит. Настоящее взаимодействие между детьми начнется лишь через несколько месяцев, ближе к трем годам.

Режим и питание ребенка

Двухлетний ребенок уже хорошо пережевывает пищу, у него есть почти все молочные зубы, потому детское питание можно разнообразить. Мяско дают не только в перемолотом виде или в виде паровых котлеток, но и кусочками. Лучше всего его тушить или запекать в духовке с разными соусами. Деткам уже можно давать нежирную свинину, баранину, а вот с уткой и гусем стоит подождать. Основу мясного рациона должна составлять говядина или телятина, курочка, кролик, индейка. Оптимальное суточное количество мяска – 90 грамм. Рыбка тоже полезна малышу, дают ее дважды в неделю, приблизительно по 90-100 грамм. Копченое мяско не рекомендуется, зато к двум годам в рацион вводят мучные изделия, блинчики, оладушки.

Овощи должны составлять основу меню. На их основе варят супчики, делают пюре, салатики, запеканки. Полезными для ребенка будут тыковка, кабачок, морковка, картошка, брокколи, цветная капуста, салат и шпинат, можно добавлять баклажаны. Фрукты и ягодки, содержащие витамины, кроха должна есть каждый день. Разрешены практически все, с осторожностью дают лишь клубнику и цитрусовые, так как на них может быть аллергия. А вот с конфетами шоколадом и сладостями стоит подождать до трех лет. Не утратили своей актуальности и каши. Их нужно делать вязкими, жидкость и крупу смешивают в соотношении 3:1. Если малыш не любит есть кашки, делайте из них котлетки наполовину с мяском, или запеканки с овощами. Молока и кисломолочных продуктов ребенок должен выпивать приблизительно 600 грамм в сутки. Пить малышу можно давать соки разбавленные, компот, чай, мусс из ягодок.

Вот приблизительное дневное меню для ребенка, которому два годика:

  • Утренний прием пищи. Кашка рисовая с курагой, творожок, хлебушек с маслом, чай.
  • Обед. Салатик овощной из огурчика и зелени, супчик фасолевый с морковкой и картошкой, зразы из картошки, фаршированные мяском, яблочный кисель.
  • Полдник. Банан, йогурт, сухое печенье.
  • Вечерний прием пищи. Котлетка из индейки, цветная капуста тушенная, пюре из ягодок (клубнички, черники, земляники), детское молочко, хлебушек с маслом.

Спит ребенок в два года ночью около 9-10 часов, днем – 2-3 часа. В этом возрасте малыш уже переходит на одноразовый сон, период дневной активности длится около 4-5 часов. Дети еще могут просыпаться ночью, особенно если день выдался насыщенным и нервная система перевозбуждена. Если такое случается регулярно, малыш подолгу капризничает, потом вялый целый день, нужно посоветоваться с врачом. Очень важны для двухлетнего ребенка прогулки. В теплое время года его нужно выводить на улицу утром и вечером на 2-3 часа. Зимой прогулки с детьми должны длиться не менее часа. Купать кроху нужно каждый вечер, в ванную обязательно положите игрушки, учите понемножку его мыться самостоятельно.

Гимнастика с ребенком двух лет

Физические упражнения и дальше должны проходить в виде игры, но они могут быть более разнообразными. Полезной ребенку будет гимнастика. Подготовьте план занятия, возьмите мячик, кубики, палку, доску, лесенку (хорошо если в комнате есть шведская стенка). Первое упражнение с детьми – ходьба по наклонной плоскости. Положите доску одним концом на пол, а другим на возвышение. Помогите малышу подняться и спуститься по ней. Дальше перейдите к занятиям с палкой. Ребёнок ложится на коврик, вы просите дотянуться его ножками к палке, которая размещена горизонтально на уровне его груди.

Разложите слева от малыша кубики, попросите его переложить их на правую сторону. Поиграйте с мячиком, сначала перебрасывайте их друг другу, затем предложите крохе попасть мячиком в цель, например, в коробку. Помогите малышу взобраться и спуститься по стремянке или шведской стенке. Все упражнения стоит повторять 4-6 раз, занимайтесь с ним, пока он воспринимает урок, как игру.

Если ребенок жалуется, что устал, гимнастику нужно прекратить. Делайте гимнастику под музыкальное сопровождение, так детям веселее заниматься, и они будут дольше проявлять интерес к физическим упражнениям. На улице попробуйте побегать с ним, поиграть в догонялки. Меньше возите карапуза в коляске, пускай он на прогулке шагает пешком, сам толкает свой «транспорт». Стимулируйте его игры с другими детьми, тогда малыши больше двигаются и лучше физически развиваются.

Занятия на умственное и сенсорное развитие ребенка

В 2 года интеллектуальное развитие ребенка позволяет с ним уже серьезно заниматься. Важно уделить внимание развитию речи, сенсорики, логики у ребенка. Для этого можно выбрать одну из методик раннего развития, или просто регулярно заниматься с малышом. Для совершенствования речевых навыков очень важно читать с детьми книги, заучивать стихи. Для того, чтобы выучить стихотворение, сначала прочитайте его несколько раз, затем попросите малыша повторять последнее слово в строчке. Прочитайте одну строчку, а вторую попросите ребенка продекламировать самому вторую. Многим детям проще петь, чем рассказывать стишок, потому попробуйте разучивать с малышом песни. Комментируйте свои действия, называйте окружающие предметы и картинки в книжке, чтобы ребёнок к двум годам лучше пополнял свой пассивный словарный запас.

В 2 года ребенок уже хорошо запоминает цвета. Не обязательно учить их на отдельных занятиях. Просто называйте цвета окружающих малыша предметов, например, «оденем сегодня зеленый свитер», «посмотри, какой белый котик сидит на окошке», «во дворе стоит папина красная машина». Положите перед малышом кубик определенного цвета и предложите ему найти точно такие же. Когда малыш рисует, постоянно называйте цвета красок. Уроки рисования важны не только для знания цветов, но и для развития мелкой моторики рук, творческих способностей. Развитие моторики в 2 года у ребенка позволяет разнообразить материал для творческого занятия. Он может учиться рисовать кисточкой, карандашом, фломастерами.


Очень хорошо развивает моторику рук у малыша лепка. Купите ему цветной пластилин с разными формочками. Попробуйте лепить животные, птицы, простые и сложные фигуры, деревья, предметы быта. Пускай у крохи не все хорошо получается, но он учится замечать и воспроизводить основные признаки окружающих его вещей. Можно делать с малышом бумажные поделки, если он уже научился обращаться с ножницами и клеем. Купите большие пазлы с несколькими элементами. Увидите, как быстро малыш научится складывать картинку. Такие занятия с детьми развивают их мышление, улучшают восприятие мира.

Ближе к двум годам ребенка можно учить читать. Для этого можно изготовить в домашних условиях обучающие кубики Зайцева или карточки Домана. На них написаны буквы и слоги, которые ребенок в этом возрасте запоминает пассивно. Но уже через короткое время он сможет их воспроизводить. Чтобы правильно проводить занятия, скачайте на сайтах, или приобретите специальное пособие. Все методики раннего развития требуют четко соблюдать рекомендации, иначе они не дадут желаемого результата. Освоить их помогут не только книги, но и специальная школа, куда можно ходить самому или записать малыша. Поищите для ребенка и другие развивашки, обучающие видео на компьютер, которые помогут ему совершенствовать разговорную речь и умственные способности. Обучение детей должно быть индивидуальным, постарайтесь делать то, что нравится вашему ребенку, приносит ему удовольствие.

sputnikdetstva.ru

Воспитание ребенка от 2 до 3 лет

Основная цель психологии воспитания детей – это становление гармонии в процессе их развития, правильная его последовательность, решение проблем связанных с формированием их личностных качеств, развитие нравственности поведения. Второй и третий годы жизни являются очень особенными и важными для психологии воспитания и дальнейшего развития маленьких проказников.

В этот период начинается активное формирование детской личности, что обуславливается развитием определенных черт характера, пониманием общей картины окружающего мира. В таком возрасте происходит реализация индивидуальности, нахождение своего собственного «я».

Развивается чувство гордости, самолюбия, появляется стремление проявить себя пред взрослыми, желание быть с ними на равных.

Однако, малыш лишь начинает свое познание мира и долг родителей обеспечить для него необходимую атмосферу, в которой будет воспитываться нормальная, психологически уравновешенная личность.

Воспитание детей особенности

Воспитание ребенка в 2-3 года имеет ряд особенностей и не всегда приятных. Родители встречаются со множеством проблем, в решении которых помогает психология, но для этого стоит уделять достаточное количество времени на воспитание своего ребенка.

Дети, достигшие двухлетнего возраста часто показывают свой характер, докучают взрослым своим упрямством, капризами, отвергают их помощь, закатывают истерики, могут стать почти тиранами в доме. Родители в свою очередь не могут понять, что происходит с цветами их жизни.

Также в этом возрасте активно развивается двигательная функция, поэтому они становятся очень активными и норовят ко всему прикоснуться побывать везде. Взрослым следует быть терпимыми и относится к этому с пониманием, проявлять гибкость в воспитании своего чада.

Малыши, которым исполнилось три, начинают ощущать себя личностью, однако из-за отсутствия опыта не знают, как правильно показывать свою индивидуальность, самостоятельность, настойчивость, в какое русло направлять свою активность для достижения поставленных целей.

Детей в этот период следует обучать и направлять, давать им чувствовать себя на равных со взрослыми, уделять должное внимание их воспитанию.

Задачи воспитания и обучения детей

Воспитание ребенка от 2 лет должно включать в себя ряд действий, которые необходимо совершать в этот тяжелый период для облегчения, как и его жизни, так и родителей:

  • быть последовательными, обеспечить определенный режим дня, для того, чтоб малыш знал, чего ему ожидать и привыкал к этому;
  • стараться избегать стрессовых ситуаций, не заставлять делать что-то против воли, а если это необходимо, попробовать увлечь процессом;
  • уметь понимать малыша и ставить себя на его место, тем самым сглаживать острые углы в его поведении, это может помочь избежать множества проблем;
  • использовать искусство отвлечения, если чадо отказывается делать что-то, что требует взрослый, не стоит его заставлять, лучше попробовать отвлечь чем-то другим не менее полезным;
  • в любой ситуации давать время на осмысление, поступков, слов, действий;
  • сохранять уравновешенность и спокойствие во время истерик, находить мягкие пути успокоения;
  • поощрять за хорошее поведение, акцентировать на этом внимание;
  • уметь идти на компромисс, не требовать слишком многого, знать отличие между «нужно» и «не обязательно».

Сенсорное развитие детей 2-3 лет через дидактические игры помогает добиться хороших результатов. Оно направлено на правильное формирование: слуха, зрения, вкуса, обоняния и осязания. Развитие через такие игры можно начинать и раньше, но по имению психологов именно с 2 до 3 лет, дети очень быстро схватывают новую информацию.

Несколько примеров дидактических игр:

  1. предложить украсить лист бумаги разноцветными узорами по предложенному образцу;
  2. собрать картинку из различных фигур в соответствии с рисунком;
  3. попросить найти предметы, напоминающие простые геометрические фигуры.

Как воспитать ребенка правильно советы

Во всех книгах по психологии советуют начинать воспитание самостоятельности до 2 лет, это будет основой становления личности малыша в дальнейшем, особенно когда придет время отдавать его в детский сад.

Психология воспитания ребенка 2-3 года советы:

  • установление распорядка дня, это позволит ребенку быть более уверенным во всем, что он делает;
  • быть хорошим примером для подражания, каждый малыш старается походить на своих родителей, поэтому очень важно вести себя достойно, тогда будет логично требовать того же от своего сына или дочки;
  • дать правильное понимание, того что хорошо, а что плохо, приводя примеры из жизни, читая детские сказки;
  • устанавливать простые, но четкие правила поведения, объяснять для чего их следует придерживаться.

Психология мальчиков и девочек до и после 2 лет отличия

Развитие детей в этом возрасте имеет некоторые отличия, хотя и разница совсем невелика.

Психология воспитания ребенка 2 года и 3 года:

1. Дети двухлетнего возраста стараются многое узнать, разведать, потрогать, везде побывать, родители в свою очередь не должны им препятствовать, им стоит помогать, давать советы, все объяснять;

2. В три формируется личность, что влечет за собой множество вопросов, следует давать на каждый исчерпывающий ответ, помогать узнавать новое, заставить почувствовать себя на равных со взрослыми, давать право выбора.

С точки зрения психологии воспитание мальчиков и девочек должно отличаться не только из-за половых отличий, но и по причине того, что их поведение и развитие также имеют свои особенности с самого рождения.

Воспитание мальчика 2 года особенности:

  • воспринимают информацию через зрительное восприятие, поэтому им лучше показать пример хорошего поведения чем объяснять;
  • в обучении не любят повторений, для них более действенен быстрый темп;
  • учить уважению к женскому полу, объяснять, как правильно общаться с девочками, как проявлять уважение;
  • мальчики порой бывают более эмоциональны чем девочки, поэтому не стоит запрещать им проявлять чувства, даже если это слезы, но только если для них есть весомая причина;
  • следует давать больше пространства для игр чем девочки, так как они ориентируются на дальнее зрение, им свойственно бегать, бросать предметы;
  • мальчики больше стараются выделяться, отличаться, это стремление можно направить в какой-то полезное для развития русло;
  • любят игрушки которые можно собирать, разбирать и двигать, поэтому для развития больше подойдут конструкторы, машины и т.д.

Воспитание девочек с 2 лет требует деликатного и внимательного подхода:

  • девочки лучше воспринимают информацию на слух, поэтому им лучше объяснять, чем показывать;
  • воспитывать чувство собственного достоинства и уважение к себе;
  • к девочкам следует относиться с большей нежностью, так как они более чувствительны к телесным ощущениям;
  • в обучении лучше воспринимают процесс поэтапно, любят повторно проверять собственные знания;
  • предпочитают красивые и яркие вещи, девочкам следует покупать мягкие игрушки, куклы, эти вещи будут развивать у них материнские чувства, учить заботиться о ком-то и любить.

Нравственное воспитание — как воспитывать правильно советы психолога

Психология выделяет этот вид воспитания как крайне важный, поэтому нравственное воспитание следует начинать с первых трех лет жизни. В психологии главным фактором в становлении нравственности ребенка считается формирование хороших отношений с другими детьми и взрослыми.

С ранних лет нужно начинать прививать уважение, общительность, приветливое обращение с людьми, развивать сочувствие, умение считаться с окружающими, потребность в помощи другим.

Каждый ребенок перенимает поведение взрослых, соответственно, главный из аспектов хорошего воспитания – правильное поведение матери и отца в семье.

Трудности в воспитании ребенка 2 — 3 года

В этот период характеризуется кризисом двухлетнего возраста. Происходит внезапное изменение поведения в худшую сторону. Основной чертой этого кризиса является истеричное поведение: крики, слезы, упрямство, невиданная ранее агрессия.

С точки зрения психологии в это время следует очень аккуратно относиться к воспитанию ребенка:

  1. реагировать спокойно, находить компромиссы;
  2. во время истерики лучше ненадолго оставить малыша одного в комнате, чтобы он без публики быстрее успокоился;
  3. объяснять причины своих действий, если он возражает против них;
  4. избегать мест, где ребенок может переутомиться, проголодаться, начать капризничать;
  5. не заставлять давать другим детям свои игрушки, в этом возрасте малыш не понимает почему он должен отдавать любимые вещи другим;
  6. не ругать, если малыш испытывает чувство злости, лучше его обнять и успокоить.

Любая ситуация и проблема на протяжении этого времени должна решаться спокойно и полюбовно. Дети, какими маленькими они бы ни были, всегда чувствуют любовь, поддержку, уважение, понимание и учатся этому у своих родителей.

mentallab.ru

Как воспитывать ребенка в 2-3 года: особенности, психология, рекомендации психолога

Воспитание

На чтение 7 мин.

Чем старше становится ребёнок, тем меньше он начинает нуждаться в уходе за собой. После 2 лет дети намного самостоятельнее, поскольку овладевают всё большим числом навыков (в частности, самообслуживания), могут с помощью речи сообщать о своих потребностях, становятся ещё активнее и действуют увереннее.

Но это вовсе не означает, что малыш требует к себе меньше внимания. Скорее, наоборот. Ещё тщательнее нужно за ним следить и прилагать ещё больше усилий для развития личности ребёнка и направления его энергии в правильное русло. Отчего и вопрос о том, как следует воспитывать ребёнка в 2-3 года, остро стоит перед большинством родителей и стимулирует к изучению особенностей этого возраста и поиску наилучших способов взаимодействия со своим крохой.

Особенности развития детей в 2-3 года

  1. После 2 лет у большинства детей заметно совершенствуется речь, растёт словарный запас, они начинают строить простые предложения из 2-3 слов.
  2. В этом возрасте дети практически полностью овладевают навыками самообслуживания: самостоятельно ходят на горшок, моют руки, аккуратно кушают ложкой, пьют из кружки, могут одеться и раздеться.
  3. Полностью уходит кормление грудью, ребёнок кушает взрослую пищу и ещё более ярко проявляет свои кулинарные предпочтения.
  4. Большинство детей в 2-3 года начинают ходить в садик. Наиболее благоприятным периодом для начала его посещения считается достижение ребёнком возраста 3 лет, когда связь с матерью постепенно начинает ослабевать, появляется стремление к общению со сверстниками. Адаптация к детскому саду в таком случае проходит менее болезненно.
  5. Ребёнок активно исследует границы дозволенного, усваивает правила поведения и проверяет родителей на прочность. Наверняка вы замечали, что ваше чадо уже научился «хитрить», наблюдает за реакцией взрослых на свои действия, может совершенно по-разному вести себя с мамой, папой, бабушкой и другими родственниками.
  6. Малыш ещё активнее продолжает манипулировать предметами, его действия становятся более точными, улучшается координация движений.
  7. К двум годам ребёнок знает действия людей, животных, назначение предметов, например, что «птица летает», «машинка едет», «мылом моют руки» и т. д.
  8. Малыши в этом возрасте очень возбудимы. А вот успокоить их бывает подчас очень трудно.
  9. Подражание взрослым становится основным способом научения разным навыкам.
  10. Усиливается тяга малыша к самостоятельности, ведь он уже так много всего умеет! Всё чаще можно услышать от него фразу: «Я сам!», когда в очередной раз хотите ему в чём-то помочь. Поэтому воспитание ребёнка в возрасте 2-3 лет важно строить на предоставлении ему возможности выбора, поощрении инициативы и двигательной активности.
  11. Многие дети в возрасте 2-3 лет проявляют склонность к тому или иному виду деятельности: рисование, лепка из пластилина, собирание конструктора, сюжетно-ролевые игры и пр. Конечно, пока это ещё нельзя назвать устойчивыми интересами, но определённые черты личности ребёнка уже могут проявляться в ходе этих занятий.
  12. Активно развивается воображение, малыш фантазирует. Это обычно заметно в его речи, игре, рисунках.
  13. Спектр проявляемых эмоций значительно расширяется. Ребёнок может демонстрировать радость, восторг, удивление, ласку, смущение, жалость, разочарование, гнев, страх, сочувствие и др.
  14. После 2 лет появляется интерес к сверстникам, малыш хочет общаться, играть, дружить с другими детьми. При этом взаимодействие со взрослыми для него также остаётся значимым.

Психология мальчиков и девочек в 2-3 года: есть ли различия?

В этом возрасте дети могут различать между собой мальчиков и девочек по внешним признакам: по одежде и поведению.

  • Различия проявляются на уровне тенденций. Например, нельзя сказать, что у всех девочек речевое развитие протекает быстрее, чем у мальчиков. Но всё же чаще девочки овладевают речью раньше мальчиков.
  • У мальчиков быстрее развиваются зрительно-пространственные способности.
  • В большинстве случаев мальчики позже привыкают к горшку.
  • У мальчиков быстрее развивается крупная моторика, у девочек – мелкая.

Кризис 2-3 лет: почему он возникает и как его преодолеть?

Возникновение кризиса связано с несколькими факторами:

  •  Ребёнок достигает значительного уровня развития и овладевает большим количеством навыков, что позволяет ему ощущать себя во многом самостоятельным. Поэтому малыш сопротивляется любым попыткам взрослых ограничить его свободу и активность.
  • Происходит формирование личности ребёнка, его характера, осознание своего «Я». Ему важно выражать свои предпочтения, он стремится чётко обозначить позицию «моё», ревностно относится к своим вещам, игрушкам и т. д.

Характерные черты в поведении ребёнка, указывающие на кризис:

  • Упрямство: малыш что-то требует и долгое время продолжает настаивать на своём, следуя первоначальному решению.
  • Сопротивление просьбам, указаниям, решениям взрослых; протест.
  • Стремление к самостоятельности.
  • Частые капризы и истерики.
  • Проявление деспотизма.

Как преодолеть кризис?

  1.  Прежде всего, примите как данность то, что у ребёнка наступил кризис и вооружитесь знаниями о детской психологии и развитии в этот период.
  2. Заручитесь принципом: проявлять максимум терпения. При воспитании ребёнка после 2 лет его потребуется ещё больше.
  3. Воспринимайте сопротивление и отказы своего крохи как тренировку высказывать своё мнение. Так уж сложилось, что малыш сначала на родителях должен «отработать» разные приёмы и способы поведения и только потом перенести их в общество. Если ему не дать такой возможности, то в дальнейшем у него могут возникнуть проблемы с адаптацией в социуме.
  4. Не пытайтесь «ломать» и жёстко пресекать протест и выражение ребёнком гнева. Это только усилит дистанцию между вами и подорвёт его доверие к вам. Старайтесь «мягко направлять» и спокойно отстаивать свою позицию.
  5. Вместо «нельзя» чаще говорите, как нужно действовать и вести себя.
  6. Не кричите и не применяйте физических наказаний. Если ребёнок ведёт себя агрессивно, дайте ему понять с помощью своей мимики и интонации, что вам неприятно и он делает что-то нехорошее.
  7. Позволяйте ему действовать самостоятельно там, где это возможно. Будьте рядом, направляйте, поддерживайте.

Советы по воспитанию детей в 2-3 года

Задачи воспитания и обучения детей:

  •  благоприятно преодолеть возрастной кризис;
  •  соблюсти золотую середину между запретами и излишней свободой действий;
  • развивать творческие способности;
  • способствовать речевому развитию;
  • помогать активно усваивать нормы и правила поведения в обществе;
  • развивать эмоциональную сферу, позволять открыто проявлять свои чувства;
  • прививать отзывчивость к людям, дружелюбие;
  • поощрять инициативу и желание быть самостоятельным.

Как воспитывать ребёнка после 2 лет

  1. Главный пример для ребёнка – это вы. Он наблюдает за вашим поведением, копирует его, отражает ваше эмоциональное состояние, подчас находится в том же настроении, что и вы. Поэтому сначала нужно воспитать себя, и только потом – ребёнка.
  2. Хвалите малыша за его умения и правильное поведение.
  3. Относитесь серьёзно ко всем проблемам и страхам ребёнка, даже если вам кажется, что они «ну совсем пустяковые». Для вашего крохи всё, что его беспокоит, — это важно. Позволяйте ему высказываться, внимательно слушайте, будьте рядом и поддерживайте.
  4. Активно играйте с малышом, давайте разным персонажам характеристики. С помощью игры ребёнок лучше усваивает то, как нужно себя вести.
  5. Используйте сказки (в том числе придумывайте сами), чтобы эффективнее воздействовать на ребёнка: формировать правильные установки, нормы поведения, помогать справляться со страхами.
  6. Интересуйтесь предпочтениями малыша: «Какой твой любимый цвет?», «Во что тебе нравится играть?», «Каких животных ты любишь?»
  7. Позволяйте ребёнку выражать свои чувства, называйте их, чтобы помочь ему научиться их понимать. Например: «Ты сердишься» или «Девочка плачет, тебе её жалко, да?»
  8. Просматривая мультфильмы или читая книги, комментируйте поведение героев, обсуждайте вместе с малышом, кто из них поступил хорошо, а кто – плохо. Спрашивайте у крохи, что они чувствуют, кто из них ему нравится.
  9. Способствуйте знакомству ребёнка с другими детьми: регулярно бывайте на детских площадках, в гостях. Разговаривайте с малышом о дружбе и помощи другим. Обычно хорошо сказывается на развитии посещение специального детского центра, где ребёнок одновременно находится вместе с мамой и взаимодействует со сверстниками.
  10. Активно вовлекайте своё чадо в совместные дела, давайте простые задания, поощряйте его желание вам помочь.
  11. Проявляйте гибкость и за любым непослушанием и протестом старайтесь увидеть истинные причины такого поведения, чтобы мягко его скорректировать.
  12. Всегда с помощью ласки и слов давайте ребёнку понять, что любите его, как бы он себя ни вёл.

Каким бы трудным и ответственным ни казалось воспитание ребёнка в 2-3 года, процесс этот, вместе с тем интересный и способствующий развитию самих родителей. Любовь к своему крохе и умение выбрать правильный вариант поведения по отношению к нему создадут почву для превращения из бунтаря в вашего помощника и самостоятельную инициативную личность.

 

detiivzroslie.ru

Развитие детей 2-3 лет: рекомендации и полезные советы

У детей 2-3 лет, в отличие от более раннего периода, действия приобретают осознанность и последовательность, что и влияет на развитие основных навыков в первую очередь. Специалисты рекомендуют родителям завести специальный дневник и регулярно отмечать в нем не только рост и вес ребенка, но и заносить туда новые знания и умения своего чада.

Взяв за основу перечень всего, что должен уметь карапуз в столь критичном возрасте, они смогут отслеживать его прогресс, поймут, на какие моменты необходимо обратить дополнительное внимание, а к чему у малыша проявляется предрасположенность. Записи лучше вносить не по итогам какого-либо теста по окончании месяца, а сразу же после обнаружения или выработки навыка. При этом нельзя забывать, что каждый человек индивидуален. Если малыш в 3 года еще не умеет чего-то характерного для возраста, это еще не говорит о патологии или отставании в развитии.

Уровень физического развития

В первую очередь нужно следить за прибавкой в росте и весе у ребенка. Здесь многое зависит от генетики, особенностей питания и активности малыша, но усредненные показатели все же существуют:

  • Рост мальчиков на протяжении года должен увеличиться примерно на 8-10 см. В среднем с 84-89 см до 92-99 см. Что касается девочек, то их показатели будут чуть меньше, примерно на 1 см.

Совет: Категорически запрещено вводить в режим малыша упражнения, призванные «ускорить рост», или корректировать рацион по принципу диет (похудение, усиленное питание). Только после постановки какого-либо профильного диагноза можно приступать к специфическим мероприятиям, строго под контролем врача.

  • Если вес у мальчика в 2 года будет составлять около 12-13 кг, то к 3 годам этот показатель достигнет 14-16 кг. Границы веса для девочек обычно чуть ниже, примерно на 0,5 кг.

Помимо этого, ребенок в возрасте 2-3 лет должен обладать следующими навыками, свидетельствующими о его нормальном физическом развитии:

  1. Он ходит, прыгает, бегает, встает на цыпочки, перешагивает через препятствия, приседает, может подниматься по наклонной доске.
  2. Умеет бросать мяч другому человеку, пытается попадать снарядом в цель. Сам ловит мяч или другие крупные предметы двумя ручками.
  3. По итогам каждого месяца у него появляются новые навыки, он постоянно совершенствуется в физическом плане.
  4. После нескольких повторений малыш может копировать действия взрослого.
  5. Уже в 2 года и 2 месяца (иногда чуть позже) дети способны одновременно выполнять два действия (например, прыгать и хлопать). Если со временем это не приходит, необходимо дополнительно позаниматься.

К 2-3 годам малыши уже координированы настолько, что могут кататься на 3-колесном велосипеде, подходящем по возрасту самокате. Они с успехом могут делать первые попытки катания на коньках, лыжах, держатся на воде.

Рекомендованные границы математических познаний

К сожалению, далеко не все родители обращают должное внимание на развитие их малыша в данном направлении. Как показывает практика, если из месяца в месяц заниматься с малышом простыми и интересными вещами, затрагивающими его математические способности, можно уже в столь нежном возрасте простимулировать отделы мозга, отвечающие за уровень интеллекта. Это не только облегчает будущую учебу детей, но и позволяет на ранней стадии выявить некоторые проблемы с нервной системой.

Ребенок 2-3 лет должен знать и уметь следующие вещи:

  1. Различать и самостоятельно рисовать простейшие геометрические фигуры.
  2. Понимать значение понятий «вверху» и «внизу», «много» и «мало».
  3. Считать пальчики одной руки, проецировать счет на другие вещи (например, определять, сколько лапок у кошки, сколько яблок в тарелке).

Если данные навыки не приходят к малышу автоматически, то начиная в 2 года и 3-4 месяца стоит приступить к его целенаправленному обучению. Для этого рекомендуется использовать специальные карточки, красочные книги, детские счеты и кубики, геометрические фигуры.

Уровень развития памяти, мышления и внимательности

Не стоит переживать, что ребенок еще слишком мал для запоминания внушительного объема информации. Его развитие происходит стремительно, мозг впитывает новые умения и знания, как губка. Конечно, не нужно с утра до ночи мучать маленьких детей вопросами и поставленными целями, но есть вещи, которые должен уметь каждый малыш, к тому времени, как ему исполнится 3 года.

  • Составлять простейшие паззлы из 2-8 частей, собирать пирамидку из колец разного размера.
  • Уметь различать основные цвета и сортировать вещи по этому принципу.
  • Определять, какая часть характерна для какого предмета (например, колесо – часть машины).
  • Отличать одинаковые и разные предметы, определять недостающие части у привычных вещей.
  • Для детей 2-3 лет характерна неплохая память на недавние события, они могут рассказывать, чем занимались вчера или пару дней назад, что кушали, какие планы на завтрашний день.

Если после проверки оказывается, что у ребенка есть какие-то пробелы по приведенным навыкам, необходимо заняться их заполнением. При правильном подходе уже в течение месяца малыш начнет показывать первые успехи и довольно быстро освоит всю программу. Если этого не происходит, необходимо сменить подход к обучению или посоветоваться с педиатром.

Сегодня разработано немало логических игр и паззлов для детей, которые не только занимают их время, но и существенно стимулируют развитие. Вместо мягких игрушек, которые в целом бесполезны, лучше уже в 2-3 года приучать малыша к полезным занятиям, тогда он всю жизнь будет заинтересован в учебе и самообразовании.

Качество и особенности речи малыша

В данной сфере развитие происходит особенно стремительно, у ребенка с каждым днем все больше расширяется активный и пассивный словарный запас. К возрасту 3 лет малыш должен знать не менее 1500-2000 слов и уметь складно формулировать свои мысли. Уже в 2 года для детей характерны навыки связывания слов в связки, построение предложений, правильная постановка вопросов и ответов на них.

Помимо этого, после того, как малышу исполнится 2 года и 3-4 месяца, желательно, чтобы у него были следующие умения:

  • Он должен простыми словами описывать известные ему или уведенные вещи, рассказывать, из каких элементов состоят некоторые сложные предметы.
  • Способен угадывать предмет после его детального или характерного описания. Может сам описывать предметы.
  • Дети 3 лет должны уметь поддержать складную беседу с взрослым человеком, они уже с легкостью описывают текущие события и начинают фантазировать.

Несмотря на то, что перечисленные навыки неплохо развиваются и в повседневной жизни, не стоит полагаться на способности детей. Если всего несколько минут в день целенаправленно заниматься с ребенком, читать ему, просто тесно общаться, развитие пойдет намного быстрее, его познания будут глубже.

Личностное развитие и социальные показатели

Один из важнейших моментов для ребенка 2-3 лет, отслеживая который можно с легкостью определить наличие проблем, влияющих на развитие малыша как индивидуальной личности. Стоит учесть, что, если один из перечисленных навыков не сформировался у детей к 2,5 годам, за 2-3 месяца без помощи взрослых он и не разовьется. Сразу после обнаружения проблемы стоит обратиться к профессионалу, чтобы не упустить момент.

  • Малыш должен уметь хотя бы минимально ухаживать за собой. Это выражается в попытках помыть руки, умыться, почистить зубы, вытереть лицо или тело после гигиенических процедур.
  • Возраст 2-3 лет характеризуется присутствием у ребенка желания всем и во всем помогать. Он с удовольствием убирает игрушки, подметает, моет посуду, чинит с папой мебель (конечно, в силу своих возможностей).
  • К данному периоду детей нужно уже научить самостоятельно садиться на горшок, снимать и правильно надевать штанишки.
  • Хорошо, если после 2 лет малыш пытается одеваться и раздеваться самостоятельно, даже если у него еще не все получается.
  • Развитие карапуза должно развиваться в нескольких направлениях, нельзя допускать, чтобы ребенок был зациклен на себе. Современные мамы все чаще отказываются от услуг развивающих школ, детских садиков и подготовительных учреждений, из-за чего потом отмечают «нелюдимость» малыша или его эгоистичный настрой по отношению к другим детям. Этого можно избежать, если вовремя ввести свое чадо в коллектив.

Хоть развитие каждого человека и происходит по индивидуальному плану, перечисленные навыки у малыша в 2-3 года должны быть полностью сформированы. Лучше изначально все сделать правильно, чем потом пытаться перекроить уже сформировавшиеся понятия и привычки.

therebenok.ru

Возрастные особенности детей 2-3 лет (ясельная группа)


Детки 2-3 лет – личности уже более зрелые и понятные. Благодаря своим бесконечным наблюдениям они познакомились и освоились во внешнем мире, разработали свой тип взаимоотношений со взрослыми. Этот возрастной период еще относится к раннему детству, но считать ребенка беспомощным малышом уже не стоит. Он очень многое может, круг его интересов расширяется, поэтому от вас требуется еще больше терпения и внимания, чтобы помочь ему во всем разобраться.

Двигательные навыки

Хорошо управляет своим телом при ходьбе и беге, подъемах и наклонах. Ребенок с удовольствием учится новым упражнениям и движениям – прыгает с высоты, кувыркается, лазает на лестницы, скачет на одной ноге, ездить самостоятельно на велосипеде. Он превращается в маленького скалолаза, потому что научился ловко забираться на все возможные препятствия. Ребенок стремится довести этот навык до совершенства, в связи, с чем требует к себе повышенного внимания, так как чувство опасности ему незнакомо, и многие не смотря на шишки, продолжают бесстрашно покорять новые вершины.

Развитие речи

В возрасте 2-3 лет обычно наступает пик в развитии речи ребенка. Он начинает активно слушать все, о чем говорится вокруг (взрослыми и телевизором), при чем запоминает и анализирует информацию, поражает нас порой своими умозаключениями. Очень важно предоставить ребенку возможность для пополнения активного и пассивного словарного запаса, и общаясь и занимаясь с ним способствовать развитию его речи. Дети в этом возрасте уже должны разговаривать, а не просто говорить (повторять). Возможно пока в небольшом объеме, но в их речи должны присутствовать предложения, и они могут вести беседу, на простые темы – как зовут его и членов семьи, что он делает, куда ходил. Однако некоторые молчуны могут ограничиваться простыми словами и фразами, если ребенок при этом вашу речь, то пока не стоит беспокоиться. К трем годам ребенок в состоянии понимать все, что вы говорите. Поэтому, чем больше времени вы уделяете беседам с ним, тем лучше он развивается. Общайтесь на интересующие его темы, оценивая при этом его уровень понимания речи (если вы будете говорить что-то не понятное излишне сложными словами и оборотами, то можете затормозить его развитие, испугать его).

Эмоциональное развитие

Ребенок уже пытается контролировать свои эмоции и учится выражать их. Родителям следует помнить, что ему, как и любому взрослому человеку присущи не только положительные, но и отрицательные эмоции, и выражение последних, не должно вызывать недовольство. Ваша цель – научить своего ребенка выражать свои отрицательные эмоции приемлемым способом. Это очень непростая, но важная задача, часто требующая много времени и терпения. Вам придется каждый раз говорить ему о том, как себя нужно себя вести, старайтесь не используйте любимый нами оборот «так делать нельзя», а вместо этого объясните, как следует поступать. (Например, если ребенок бьет другого малыша за то, что у него забрали игрушку, не следует говорить, что драться это плохо, а нужно объяснить, что игрушку нужно попросить, научить его менять свою игрушку на ту, которую он хотел бы взять у другого).

Для периода 2-3 лет очень характерно спонтанное выражение эмоций – гнева или наоборот любви. Поощряйте ребенка, когда он говорит, что любит вас, всегда найдите время, чтобы обнять его в этот момент и сказать ему, что вы его тоже очень любите. Когда же он выказывает недовольство, то прислушайтесь, если ли у него какие-то обоснования, может быть он не просто капризничает, а действительно чем-то обеспокоен, переживает, что вы его не понимаете или не любите. Это вовсе не будет означать, что вы потакаете ребенку, он просто имеет такое же право, как и все выражать свои отрицательные эмоции, но в ограниченных вами рамках.

Особенности поведения

Активно занимается изучением качества предметов и действий, которых с ними можно осуществлять. Он меньше времени уделяет рассматриванию предметов, и в основном его энергия направлена на познание их сути (в доме появляются первые разобранные игрушки).

Возраст 2-3 лет – это период развития воображения, ребенок начинает фантазировать. Поощряйте его в этот, присоединяйтесь к его игре. Считается, чем ярче разнообразнее фантазии у детей в этом возрасте, тем выше их уровень развития.

Просмотр телевизионных передач и мультфильмов становится более осознанным, он уже не просто созерцает, а наблюдает и анализирует, а также может повторять наиболее понравившиеся моменты в своей жизни (поэтому в этот период имеет особое значение просмотр «правильных» мультфильмов).

Социальное развитие ребенка 2-3 лет

Ребенку в возрасте 2-3 лет по прежнему нравится общение с взрослыми, но он проявляет все больший интерес к своим сверстникам. Ваша задача научить его правильному поведению в разных социальных группах. Конечно, многое зависит от темперамента ребенка, но, тем не менее, наблюдая за его игрой с разными детками, отметьте для себя умеет ли он играть в коллективе, сотрудничает ли он с ними, прислушивается ли к «вожаку» или же сам является лидером. Ваши наблюдения помогут понять насколько адаптирован ваш ребенок к общению с детьми, нужно ли его чему-то научить, или что-то объяснить. Только проявляйте мудрость, не критикуйте ребенка, а разыгрывайте дома с игрушками ситуации, которые бы вы хотели прояснить для него, показывая поведение, которое было бы более подходящим. Ребенок очень мудрый он поймет и попытается использовать новые знания, а вы опять же наблюдайте, что из этого получается.

Психологические особенности

Ребенок по прежнему пытается выяснить, «кто в доме хозяин» и проводит различные эксперименты по уровню дозволенности тех или иных поступков и явлений. Так как в большинстве случаев рядом находится мама, то он активно сопротивляется ей, изучая границы дозволенного. Вы должны стараться в мягкой, но категоричной форме помочь ему расставить эти границы, не поддаваясь на провокационные истерики.

Дети 2-3 лет еще рассматривают окружающий мир с эгоцентричной точки зрения, они считают, что этот мир и все что в нем происходит, связано только с ними. Именно поэтому, очень трудно объяснить ребенку, что кто-то его не увидел, поэтому стукнул, а конфета не ему, а другому мальчику. Сталкиваясь с такими ситуациями, ребенок пытается максимально привлечь внимание на себя – громко и бурно плачет, кричит, возмущается. Очень важно в этот период научить ребенка выражать свои эмоции и требования в социально разумных рамках. Терпеливо объясняйте ему, что можно, а что нельзя, что хорошо, а что плохо, но только не в минуты скандала, а когда он спокоен и слышит вас (используйте сказки – воспиталки, стихи про воспитанных детей, книг сейчас много, но часто нужна сказка для конкретно вашего случая, тогда фантазируйте сами).

Ребенок этого возраста очень часто использует взрослого как опору, чтобы справится с какими-то сложными задачами, но он уже мудр, поэтому может просто манипулировать вами, что бы привлечь внимание или просто-то не делать самому. Ваше задача четко разграничить требования о помощи и в те моменты, когда вы знаете, что он может справиться сам, просто приободрите его, но не выполняйте за него задачу. Это очень важно для развития его самостоятельности и уверенности в себе.

Очень важным моментом психологического развития детей 2-3 лет является появление способности управления своими сверстниками (зарождении лидерского потенциала). Ваша задача поощрять развитие этого важного качества. Позволяйте дома проявлять ребенку инициативу в доступных ему делах и поступках, выражайте одобрение его успехам.

Развитие умственных способностей

Интеллект ребенка при правильном уходе за ним достигает нового уровня, он начинает проделывать различные умственные операции, теперь он не сразу действует, а сначала обдумывает возможные варианты (если раньше, видя интересную игрушку в недоступном месте, мгновенно пытался ее достать различными способами, то теперь подумает и принесет стул, чтобы ему было удобно). Ребенок становится мыслителем, ведь теперь он знает больше о мире предметов, знает, что они существуют даже, если он их не видит, он может заранее предугадать последствия от действия с предметом (мяч отпрыгнет назад от удара о стену), отсюда и появляется склонность к продумыванию ситуаций.

В возрасте 2-3 лет следует активно развивать внимательность и наблюдательность ребенка. Рассматривая с ним картинки в книжках, описывайте детали. (Например, не просто «Ой какая машина», а «Ой какие у нее колеса, руль, фары, а интересно с другой стороны тоже есть дверь»). Еще один вариант игры – это найти отличие – чем одна картинка отличается от другой.

Ребенок активно начинает что-то конструировать и строить, поэтому среди игрушек обязательно должны быть конструкторы и кубики.

Развитие творческих способностей

Ребенок 2-3 лет очень может очень активно заниматься творческой деятельностью, при чем уже на новом уровне. Появляются первые тематические рисунки и фигурки из пластилина. Постарайтесь поощрить эти занятия, чтобы вызвать в нем еще больший интерес – устраивайте персональные выставки, дарите рисунки родственникам.

apsych.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *