Этапы подготовки и проведения ктд

Принято выделять несколько этапов подготовки и проведения КТД.

1. Этап задумки, накопления идей, выдвижение цели и задач, доведение их до принятия каждым участником — детьми и подростками и взрослыми. При этом используются самые разнообразные приёмы: коллективное общение, «продажа идей», «мозговой штурм» (атака), когда предлагается много невероятных идей.

2. Этап начальной организации (коллективное планирование): отбор идей к осуществлению, выборы «совета дела», определение задач и функций каждого члена совета, всех участников, приглашённых, гостей.

3. Этап оповещения и доведения всех идей и содержания дела до сведения всех участников и гостей. Приёмы: различного рода необычные афиши, другие формы оповещения — театрализация, костюмированное приглашение, необычные пригласительные билеты и письма с предложениями об участии. Создание атмосферы ожидания.

4. Этап распределения поручений по подготовке отдельных фрагментов дела (по группам, индивидуальные задания): жеребьёвка, творческое деление на группы, коллективное определение, кто какое поручение может выполнить наилучшим образом, личные предложения и идеи. Подготовка необходимой атрибутики и бутафории, костюмов, музыкального кино, видео-оформления.

5. Проведение самого дела.

Здесь выделяются несколько важных шагов:

— Сбор гостей, различные действия в преддверии события (представление гостей, тематические выставки, театрализованные и музыкальные эпиграфы, шуточные испытания, аттракционы, сюрпризы, символические сувениры).

— Торжественное начало, «зачин» — песенное, театрализованное, музыкальное, видеофильм, постановка проблемных вопросов и задач, произнесение вступительных слов, чтение стихов и другое.

— Основная часть — содержание и методика определяются основным видом деятельности, жанром избранной формы, возрастом участников, отобранным и подготовленным содержанием, избранными коллективно приёмами.

— Финальная, завершающая часть — творческое подведение итогов, принятие решения или обращения, награждение победителей, общая ритуальная часть — линейка, итоговая объединяющая песня, театрализованное действие, трогательное прощание и так далее.

6. Этап подведения итогов. Сначала — среди всех участников: по кругу или избранно все высказывают своё мнение о том, что было хорошо, что — не очень, и как надо было делать. После этого следует психолого-педагогический анализ проведённого дела, осуществляемый педагогами. Проектируется деятельность на будущее.

Планирование КТД отвечает на вопросы: кто, почему, когда, где, зачем, что, как.

  1. Кто? Участники, зрители, жюри.

  2. Почему? Определение актуальности, необходимости.

  3. Когда? Определение временных рамок (сроки, продолжительность).

  4. Где? Определение возможного места проведения мероприятия.

  5. Зачем? Определение целей и задач.

  6. Что? План дела, его краткое описание.

  7. Как? Подробное описание дела.

Область действия и содержания КТД сегодня должны отвечать тем процессам обновления, которые происходят во всех областях жизни страны. Главное, чтобы это были дела, в которых детей и взрослых объединяли бы общие цели, общие жизненно важные заботы, а их отношения строились бы на принципах сотрудничества и сотворчества.

Как известно, один к одному повторить чью-то авторскую идею КТД невозможно, но «схватить» эту идею, почувствовать её и разработать с детьми в обновлённом варианте — это уже творчество.

Существуют сотни и тысячи моделей работы с детьми. У каждой свой сценарий, своя композиция, свой монтаж, своё содержание, свой набор творческих ролей. Здесь важен замысел коллективно творческого дела. Сам потенциал коллективного дела (в котором куча индивидуальных ролей, положений, заданий, ситуаций, находок) богат коллективными мыслями и идеями ребят и взрослых.

Совместная творческая импровизация — высшее достижение КТД. И у каждого из нас всё получается по-разному. Любую модель можно насытить содержанием разных направлений воспитательной деятельности. Главное, чтобы дети нашли себя, реализовались в деле, насытились роскошью общения, содружеством и сотворчеством.

В работе с КТД педагог постоянно опирается на микроколлективы: отряды, звенья, команды, советы дела, творческие объединения, приятельские группы, чтобы дойти до каждого в том или ином КТД. Дети могут на разных этапах подготовки, проведения и анализа быть в разных микрогруппах. И это очень важно. В разных группах ребёнок вступает в новые отношения, занимает новые положения.

Разбить ребят на «группы действия» помогут такие приёмы, как жеребьевки, считалки, добровольные желания, заявки на участие. Ребят можно «развести» по группам — по игровым и даже шуточным приметам: по цвету волос, глаз, росту, именам, по месту жительства. Можно назвать трёх — четырёх первых членов группы, те выберут по одному партнёру, выбранные назовут следующих, так быстро укомплектуется команда. Можно разложить цветные кружочки, эмблемы и другие «амулеты», дети выберут их произвольно, создав группу.

Группа — главный «инструмент» КТД. Ребят надо учить работать вместе, уважая мнение каждого своего товарища, считаясь с его интересами и желаниями. Если все хотят делать что-то, используйте конкурс, если никто не хочет жеребьёвку. Каждому предоставляется возможность определить для себя долю, характер своего участия и ответственности.

КТД позволяет создать широкое игровое творческое поле, которое заключается в том, что каждый участник находится в ситуации придумывания, сочинительства, фантазии, т.е. творчества, создания чего-то нового. Результатом такого творчества становятся написанные детьми или взрослыми по отдельности, или совместно, сценарии, сочинения, стихи, песни, на сцене демонстрируются спектакли, миниатюры и т.д. Выставки, организуемые почти всегда во время проведения КТД, демонстрируют широкий спектр творческих работ прикладного характера.

Большие выставки прикладного и письменного творчества, а также публичные выступления ребят на сцене друг перед другом, часто не просто перед ровесниками, а перед младшими и старшими, создают ситуации демонстрации успеха, ситуации оценки своих достижений относительно успехов других. КТД имеет огромное влияние на личность каждого человека, на отряд, который является первичным коллективом, также и на весь большой коллектив.

В процессе КТД ребята приобретают навыки общения, учатся работать в коллективе, делить успех и ответственность с другими, узнают друг о друге много нового, наконец, просто знакомятся, приобретают друзей. В процессе общей работы происходит взаимодействие людей разных возрастов, старшие помогают младшим, младшие учатся у старших. КТД становятся мощной силой, обеспечивают широкую внеурочную занятость детей. Положительно эмоциональный настрой, гарантированная ситуация успеха высвобождают добрые чувства, сопереживания всех всем.

КТД — это верный путь соединения и создания общности в коллективе на длительное время, создание и расширение пространства, способствующего развитию личности.

КТД дают возможность детям и подросткам:

— реализовать и развивать свои способности;

— расширять знания об окружающем мире;

— приобрести навыки проектирования;

— проявить организаторские умения;

— развить и закрепить коммуникативные навыки;

— формировать способности к рефлексии (анализу).

Педагогу, родителям и взрослым:

— развивать творческий потенциал;

совершенствовать организаторские возможности;

— изучить детский коллектив;

— объединить учащихся, педагогов, родителей;

— управлять процессом развития личности ребенка;

— развивать рефлексивные возможности.

studfiles.net

6.12. Методика коллективной творческой деятельности (ктд): сущность, особенности методики

Понятие «Коллективное Творческое Дело» (КТД) было введено в научный контекст академиком РАО Ивановым Игорем Петровичем (1925 – 1991 гг.) как социальная деятельность ученической группы, направленная на создание нового творческого продукта.

Коллективные творческие дела – это социальное творчество, направленное на служение людям, Родине. Это творчество самостроительства личности. Содержание коллективных творческих дел – забота о себе, о друге, о своем коллективе, о близких и других людях в конкретных социальных ситуациях. Мотивом деятельности воспитанников в КТД является стремление их к самоутверждению, самовыражению. Широко используется игра и состязательность.

Отличительными признаками КТД являются:

– диалог всех возникающих точек зрения;

– уважение самости учащегося, его уникальной позиции в мире;

– коллективная деятельность как средство создания мощного творческого поля;

– создание условий для проявления и формирования основных черт творческой деятельности.

Особенности методики проведения КТД:

– свободные группы учащихся;

– педагогика сотрудничества, сотворчество педагога и учащегося;

– применение методик коллективной работы: «мозговой штурм», организационно-деятельностная игра, свободная творческая дискуссия, применение игровых методик;– внутренняя мотивация каждого воспитанника.

КТД обеспечивает развитие интеллектуальных, творческих способностей, формирование коммуникативных умений, умений работать в команде.

Три основных типа КТД:

1. Представление: коллективные песни, игры, концерт

2. Малое творческое дело (МТД): телевизионные игры, конкурсы, несценарные ролевые игры.

3. Большое творческое дело (БТД): конкурс или набор постановок, сценарные ролевые игры, разновидности диспутов.

БТД требует предварительной подготовки организаторов данного дела, так и участников. Как правило, организаторы дают задание участникам.

МТД не требует предварительной подготовки участников: все задания, которые дают им организаторы, должны выполняться непосредственно при проведении дела.

Представление не подразумевает выдачи заданий участникам. Участников представления правильнее называть зрителями.

Основные задачи организаторов КТД:

1. Назначить координатора.2. Определить ресурсное обеспечение КТД.

3. Создать рекламу. Оформить место проведения мероприятия.

5. Подготовить состав жури и критерии оценки.

6. Подготовить призы победителям. Организовать фото, видео, статьи.

8. Определить вероятные препятствия, разработать способы их предотвращения и преодоления.

Оценивание результатов творчества: похвала за любую инициативу; публикация работы; выставка работ; награждение грамотами.

6.13. В учреждениях профессионального образования положительно зарекомендовали себя следующие формы воспитательной работы:

– интерактивные игры, направленные на профилактику противоправного, девиантного поведения учащихся;

– правовые информационные дни;

– встречи с работниками правоохранительных органов, юристами;

– встречи с сотрудниками  ГАИ;

– конкурсы плакатов;

– программы КВН;

– олимпиада по правовым знаниям;

– конкурсы на лучшего знатока правил дорожного движения;

– викторины по правовой тематике, здоровому образу жизни;

– дни экологических правовых знаний,

– выставки книг «Я и мои права»;

– лекции, кинолектории;

– тематические вечера;

– диспуты, дискуссии;

– выпуски телепередач, газет, журналов учреждения образования и др.

Оптимальный выбор методов воспитания

1 Все виды деятельности, имеющие социально и профессионально значимые цели, потенциально обладают опред. развив-ми и воспит-ми возможностями. Каждый вид деятельности содержит все необходимые компоненты для усвоения определенных знаний, умений, переживаний. Однако одна деятельность не может заменить все остальные. Поэтому в процессе воспитания целесообразно использовать комплекс различных видов деятельностей.

2 Деятельность должна иметь для воспитанника «личностный смысл».

3 В рез-те воспитания у учащихся формируется готовность к выбору цели и способов деятельности. Цель человека является той силой, которая определяет способ и характер его действий.

4 Деятельность остается нейтральным процессом, если не найдены и не реализованы различные методы и приемы, обеспечивающие формирование у учащихся опыта общественного поведения.

Методы воспитания должны соответствовать идеалам общества, целям, принципам и содержанию воспитания. В основу воспитательного процесса включаются не отдельные методы, а их система. При этом необходимо учитывать возрастные и индивидуальные особенности воспитанников.

Игра — это вид д-ти, отличный от «обыденной» жизни, более того, на время игры течение обычной повседневной жизни, как бы прерывается, обыденность отменяется.

Ф-ции игры: развл-ая, коммуникативная, игротерапевтическая, диагностическая и др.

Деловая игра – метод обучения обеспечивающий воссоздание предметного или социального содержания проф деятельности, т.е. моделируется отношения, которые существуют в реальной жизни(на производстве).

Деловые игры(ДИ) впервые начали проводится в 50-е годы ХХ века в США для подготовки экономистов и руководителей.

ДИ по видам деятельности делят на учебные; исследовательские, управленческие, аттестационные.

По методологии проведения ДИ бывают:

  1. Ролевые игры– каждый участник выполняет определенные функции

  2. Иммитационные игры – у участников создается представление, как следует вести себя в опред ситуации.

  3. Организационно-деятельностные игры (Щедровицкий)– у участников нет ролей, и жестких правил. Такие игры проводятся при жестком давлении на каждого учатсника со стороны организаторов.

  4. Инновационные игры (Дудченко) – направлены на то, чтоб выработать инновационные идеи в традиционной системе действий. При этом разрабатывают модели реальной ситуации и идеальной.

  5. Ансамблевые проводятся для развития управленческого мышления. Организовывается деловое партнерство, сотрудничество между командами.

Методика проведения ДИ:

  1. Создание проблемной ситуации. Формулирование проблемы.

  2. Формирование команд (3-5 чел), желательно на основе личностных интересов и потребностей участников. Выбор модератора (Модератор – организатор общения в команде)

  3. Самостоятельная работа, выполнение задания, разработка проекта.

  4. Выступление команд со своим проектом, отчетом.

  5. Общее обсуждение, выработка согласованного мнения.

  6. Рефлексия.

  7. Формулирование новой проблемы.

Методика проведения мозгового штурма:

– Создание проблемной ситуации. Формулирование проблемы.

– Избираются секретари.

– В течении 3-5 минут выработка возможных вариантов решения проблемы, секретари записывают мнения.

– Эксперты обрабатывают варианты и выбирают оптимальное решения проблемы.

Особенностью инновационных методов воспитания является то, что усвоение субъектом новой информации, нового опыта, новых качеств личности происходит в режиме индивидуальной и коллективной мыследеятельности, основанном на самоорганизации и самоуправлении.

Инновационные методы воспитания обеспечивают творческую активность учащихся, формируют у них персональную и коллективную ответственность, создают условия для развития потребностей, способностей, критического мышления, что позволит воспитанникам стать конкурентоспособными специалистами.

Дискуссия – метод воспитания, суть которого заключается в том, что организуется коллективное обсуждение, диалог различных точек зрения по одному вопросу. В процессе дискуссии развиваются умения обучающихся отстаивать свою точку зрения, подбирать аргументы, обосновывать свою позицию. Обязательное условие дискуссии — наличие противоположных мнений по обсуждаемому вопросу.

Интерактивная игра – метод воспитания, суть которого заключается в организации общения между учащимися с целью выработки коллективного решения проблемы на основе самоорганизации и рефлексии.

Важно отметить, что коллективная и индивидуальная рефлексия учебно-познавательной деятельности учащихся является системообразующим фактором эффективности интерактивной игры.

Метод «мозгового штурма» широко применяется педагогами, так как он позволяет создавать творческий микроклимат и ситуации успеха. Сущность метода заключается в коллективном поиске нетрадиционных путей решения возникшей проблемы за ограниченное время. Этот метод эффективен, когда необходимо объединить творческие усилия группы учащихся в целях поиска выхода из нравственного или интеллектуального затруднения. Способствует снятию психологической инерции, раскрепощает учащихся, развивает их фантазию, позволяет поверить в свои силы.

Проблемный семинар проводится с целью углубленного рассмотрения того или иного вопроса, приобретению навыков исследовательского подхода к решению проблем. В процессе подготовки семинара перед учащимися должны быть четко поставлены проблемы, обеспечено стремление связать теоретический материал с практическим его использованием. Основное на семинаре – это диалог и дискуссия. Во время дискуссии очень важно привлекать учащихся к аргументации, доказательствам и обоснованиям своей точки зрения. Стиль проведения семинара должен быть оживленным, с постановкой общих вопросов и привлечения к обсуждению всех участников. При проведении семинара можно заслушать проблемные сообщения, реферативные доклады.

6.14Существует предположение, что 3,5% одаренных людей обеспечивают 95 – 97% национального дохода. Именно образовательные учреждения являются основными поставщиками интеллектуально развитых людей.

Признаки одаренного воспитанника [17]

Одаренными можно считать воспитанников, если они:

— часто «перескакивают» через последовательные этапы своего развития, имеют отличную память;

— рано начинают классифицировать поступающую к ним информацию и собственный опыт, с удовольствием отдаются коллекционированию;

— способны заниматься несколькими делами сразу;

— очень любопытны, активно исследуют окружающий мир и не терпят каких-либо ограничений в исследовании;

— способны прослеживать причинно-следственные связи, делать правильные выводы, а также строить альтернативные модели и системы происходящих событий;

—легко справляются с познавательной неопределенностью, с удовольствием воспринимают сложные долгосрочные задания и терпеть не могут, когда им навязывают готовый ответ;

— способны длительное время концентрировать свое внимание на одном деле,

— имеют развитое чувство справедливости;

— имеют хорошо развитое чувство юмора;

— постоянно пытаются решать проблемы, которые им пока еще «не по зубам», и в решении некоторых из них добиваются успеха;

– имеют развитые познавательные способности;

– стремятся доводить все до полного совершенства;

– отличаются разнообразием интересов

— в общении между собой производят впечатление говорящих разом и не слушающих друг друга, однако они всегда могут тут же перейти на «нормальное» общение и доказать, что это не так;

– часто дружат со взрослыми;

Лидерство – это отношения доминирования и подчинения, влияния и следования в системе межличностных отношений в группе.

Развитие лидерских качеств у учащихся могут обеспечить только те технологии, которые основаны на принципах активности, творчества, диалога, индивидуальной и коллективной мыследеятельности, группового взаимодействия.

Технология «Открытое пространство» (OpenSpace)

На встречах в формате «OpenSpace» участники создают свою собственную повестку и управляют ею, параллельно работая в малых группах вокруг одной и той же темы. Результатом становятся объединение сил, эффективное взаимодействие и реальные планы деятельности, обучение, ответственность, активность, участие и управление. В «OpenSpace» соблюдается правило «двух ног»: на протяжении всего мероприятия нет фиксированных групп, то есть участники могут во время обсуждения переходить из одной группы в другую.

Этапы проведения мероприятия «OpenSpace» следующие:

1 этап – презентация. На этом этапе ведущие озвучивают регламент, объясняют принципы и правила работы.

2 этап – рынок. Любой из участников пишет на листе бумаге проблему, которую он хочет обсудить в рамках общей темы. Этот участник считается созывающим: сколько тем, столько и созывающих.

Результаты обсуждения проблемы, то есть все идеи и предложения, каждая группа фиксирует в протоколе, который после обсуждения сдается ведущему. После обсуждения одной проблемы, группа обсуждает другую проблему. После двух – трех часов работы традиционно организуется кофе-пауза.

3 этап – конвергенция. Участники просматривают протоколы работы всех групп и на специальных бланках оценивают значимость и актуальность каждой темы от 1 до 10 баллов. Ведущий объявляет пять тем, набравших большее число баллов. Далее идет обсуждение по этим 5 темам. Созывающие озвучивают суть предлагаемого проекта сотрудничества, план его реализации, а также имена тех ребят, которые предложили себя в качестве участников и организаторов, при этом все фиксируется в протоколах, вывешенных на стенде.

4 этап – рефлексия хода и результатов проведения мероприятия.

6.16. Обсуждение актуальных для подростков проблем предлагаем провести в рамках тренинга. В процессе проведения тренинга обеспечивается мыслительная, двигательная, вербальная активность подростков. При проведении тренинга можно обсуждать конкретные ситуации, которые возникают с учащимися на учебных занятиях, дома, на улице. Важно организовывать работу учащихся в командах на основе дискуссий и диалога.

Проведение тренингов эффективно, так как человек запоминает 10% того, что читал, 20% того, что слышал, 30% того, что видел, 70% того, что говорил, 90% того, что делал сам.

Принципы проведения тренинга:

– Принцип активности. В тренинге участники вовлекаются в специально разработанные действия. Активность возрастает в том случае, если каждый может включиться в действия в любой момент.

– Принцип творчества. В ходе тренинга участники осознают, обнаруживают, открывают идеи, закономерности, а также свои личные ресурсы, возможности и особенности. Тренер должен проектировать и организовывать такие ситуации, которые давали бы возможность членам группы осознавать и тренировать новые способы поведения, экспериментировать с ними. Во время тренинга должна создаваться ситуация неопределенности. Принцип партнерства. Необходимо учитывать интересы, чувства и эмоции каждого из участников.

Основные этапы проведения тренинга:

1 Диагностический этап (на каком этапе по сплоченности находится группа, состав группы: пол, возраст). 2 Организационный этап. Обсуждение регламента работы.

3 Выбор упражнения. Выбирая упражнение, тренер прогнозирует следующее: как изменится состояние группы как целого; как изменится состояние каждого из участников группы в отдельности; будет ли получен материал для дальнейшего развития. 4 Содержание работы – инструкция. Эффективность упражнения во многом зависит от ясности, лаконичности инструкции. Не следует перегружать её деталями, излишними пояснениями. Иногда целесообразно в процессе проговаривания инструкции привести пример, иллюстрирующий выполнение упражнения. Приступать к выполнению упражнения следует только тогда, когда тренер убедится в том, что все поняли инструкцию и знают, что надо делать.

5 Остановка и обсуждение. Упражнение стоит завершать, когда степень вовлеченности, удовольствия от его выполнения достигнет максимума. Характер обсуждения упражнения, вопросы тренера после его завершения будут зависеть от того, на что оно было направлено.

6 Рефлексия. Последним этапом в проведении тренинга должна стать рефлексия, то есть самоанализ, самооценка своей деятельности, фиксирование изменения своего состояния и определение причин

6.15 Трудновоспитуемость– это сознательное или бессознательное сопротивление воспитанника целенаправленному пед. воздействию, вызванное самыми разными причинами, включая пед. просчеты воспитателей, родителей, дефекты психического и социального развития, особенности характера, другие личностные характеристики учащихся, затрудняющие социальную адаптацию, усвоение учебных программ и социальных ролей.

Причины возникновения девиантного поведения у подростков: – взаимоотношение с родителями, педагогами, другими взрослыми;– взаимоотношение с друзьями, одноклассниками, другими сверстниками;– формирование жизненных ориентиров, идеалов, “кумиров”, ценностей;– переживание собственной неудачливости, проблемности;– отсутствие волевого контроля и способности к самообладанию;– неорганизованность;– трудности в обучении;– отсутствие адекватных способов поведения в трудных ситуациях и др.

Профилактика правонарушенийсоциально-правовая деятельность гос. и негос. органов, организаций и учреждений, а также общественных объединений и отдельных граждан по выявлению, устранению либо нейтрализации причин и условий правонарушений и оказанию корректирующего воздействия на лиц, склонных к совершению правонарушений.

Основными целями профилактики правонарушений среди несовершеннолетних является научно обоснованная коррекционная работа по изменению деформированного нравственного и правового сознания подростков, их отрицательных жизненных установок посредством воздействия на причины и обстоятельства, обуславливающие совершение правонарушений, и через формирование навыков устойчивого законопослушного поведения.

Гос. учреждения, общественные институты и, осуществляемые ими, профилактические меры в совокупности образуют систему профилактики (предупреждения) правонарушений среди несовершеннолетних.

К субъектам профилактики правонарушений несовершеннолетних относятся все гос. (правоохранительные органы) и общественные институты (культурно-воспитательные, спортивные учреждения, молодёжные организации), формирования граждан, своей деятельностью влияющие на предупреждение преступности, исполнительные комитеты, обеспечивающие на своей территории соблюдение законов, охрану государственного и общественного порядка.

Центром организации работы по предупреждению правонарушений несовершеннолетних на местах являются комиссии по делам несовершеннолетних (КДН).Практическая деятельность КДН ведётся по следующим направлениям: 1. Разработка, реализация и координация мероприятий, направленных на предупреждение безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних.2. Осуществление контроля за условиями воспитания и содержания детей и подростков в различных учебно-воспитательных учреждениях; за соблюдением администрацией предприятий и организаций режима и условий работы несовершеннолетних; за организацией свободного времени несовершеннолетних по месту жительства.

Профилактика правонарушений обеспечивается инспекциями по делам несовершеннолетних (ИНД) посредством:– применения официального предостережения родителей или лиц, их заменяющих, злостно не выполняющих обязанности по воспитанию детей и имеющих антиобщественное поведение;– доставки в органы внутренних дел подростков в установленном порядке, совершивших правонарушения, применения к ним официального предостережения о недопустимости антиобщественного поведения.

Также для профилактики правонарушений и оказания помощи детям и подросткам функционируют приёмники-распределители и специальные школа (спецшколы), специальные профессионально-технические училища.

Профилактическая деятельность в РБ осуществляется на различных уровнях и направлениях. КНД как специальный субъект профилактики относится к органам исполнительной власти, ИНД – к органам Министерства внутренних дел, специальные школы и специальные училища – к Министерству образования. Взаимодействие всех субъектов профилактики, их скоординированность в действиях достигается путём разработки совместных планов работы.

6.17. Цель работы пед. коллектива с семьей обучающегося:

  1. выработка согласованных требований и действий м/д педагогами и родителями по отношению к учащимся;

  2. ознакомление с условиями для самостоятельной учебной деятельности и выработка рекомендаций по улучшению этих условий;

  3. выявление или ознакомление с семейными традициями, которые влияют на воспитание уч-ся;

  4. социально-пед. помощь родителям совместно с социальным педагогом;

  5. повышение уровня психолого-пед. грамотности родителей (ч/з консультации и рекомендации).

Содержание работы – консультирования родителей.

С семьей уч-ся проводят работу – директор, его заместители, педагог социальный, психолог, куратор и мастер ПО.

Директор и его замы – организ. Собрания с родителями; орган.работу попечительского совета; орган. работу родительского комитета; проводят общие собрания с родителями.

Педагог социальный – осуществляет социально-пед. сопровождение детей сирот, детей оказ. в социально-опасном положении ; изучает условия для учебы.

Девиантное поведение – отклонение поведения от нормы, оно может носить асоциальныйхар-р или творческий.

Аддиктивное поведение – связано с употреблением наркотиков, алкоголя, никотина.

Психолог – проводит беседы, анкетирование, психолог.исследования, выраб. Рекомендаций и для уч-ся и для родителей.

При орган.проведения экскурсий приглшать родителей для сопровождения уч-ся.

Сочетание общественного и семейного воспитания – важная предпосылка повышения его эффективности. Объединяя педагогические усилия, учителя и родители должны хорошо знать те проблемы, над решением которых им следует работать совместно.

Главная нагрузка по обеспечению реальной связи семьи и УО ложиться на плечи куратора. Свою деятельность он организует через родительский комитет, собрания, а также через преподавателей, работающих в данной группе. Важной частью практической деятельности куратора является регулярное личное посещение учащихся дома, изучение условий их жизни на месте, согласование и координация с родителями совместных мер по усилению воспитательного воздействия на детей, предотвращению нежелательных педагогических эффектов воспитания. Традиционной функцией педагогической деятельности куратора с родителями учеников остается просвещенческая функция.

Повышение психолого-педагогической культуры родителей

Задачи координации педагогических усилий ведущих субъектов воспитания подрастающего поколения (семья, школа, общественные организации) осуществляется по следующим направлениям.

  • Координация планов воспитательной работы педагогического коллектива УО, родительского комитета, советов общественности по месту жительства, клубов, библиотек, стадионов, милиции, здравоохранительных органов с четким распределением функций каждого из этих субъектов воспитательного процесса.

  • Организация усилиями УО систематического обучения родителей и представителей общественности наиболее эффективным приемам работы с детьми.

  • Тщательное изучение и совместное обсуждение хода и результатов воспитательной работы, выявление причин обнаруживаемых недостатков и осуществление совместных мер по их устранению.

Основную часть работы с родителями УО проводит через родительские объединения различных форм – комитеты, советы и т.д. Ключевым требованием комплекса «семья-УО» является обеспечение родительского контроля за всеми направлениями деятельности учащихся.

 Таким образом, инстинкт родственности, «голос крови» интенсивно проявляется тогда, когда родители и дети по-человечески близки друг другу, связаны уза­ми не только родственной, но и духовной близости. Это важная предпо­сылка успешного воспитательного процесса в семье, проникновения во внутренний мир детей и успешного воздействия на них.

studfiles.net

3.Виды, формы, структура коллективных творческих дел

Коллективные творческие дела отличаются друг от друга прежде всего по характеру общей практической заботы, которая выступает на первый план. Но в каждом КТД решается целый «веер» (А.С.Макаренко) педагогических задач, происходит развитие коллективистских, демократических основ жизни, самостоятельности, инициативы ребят, самоуправления, активного, гражданского отношения к людям и окружающему миру. КТД, обогащая коллектив и личность социально ценным опытом, позволяет каждому проявить и совершенствовать лучшие человеческие задатки и способности, потребности и отношения, расти нравственно и духовно.

Трудовые КТД.Цель: обогатить знания ребят об окружающем, выработать взгляды на труд как основной источник радости, воспитать стремление вносить свой вклад в улучшение действительности, а также умение и привычку реально, на деле заботиться о близких и далеких людях, работать самостоятельно и творчески на пользу и радость (трудовая атака, десант помощников, подарок далеким друзьям, почта, «Снежная сказка», трудовой сюрприз, фабрика, мастерская).

Познавательные КТД. Цель: формировать потребности в познании, сознательного, увлеченного, действенного отношения к непосредственным источникам открытия мира. Познавательные КТД обладают богатейшими возможностями для развития у школьников таких качеств личности, как стремление к познанию непознанного, целеустремленность, настойчивость , наблюдательность и любознательность, пытливость ума, творческое воображение, товарищеская заботливость, душевная щедрость (вечер веселых задач, вечер-путешествие, вечер разгаданных и неразгаданных тайн, город веселых мастеров, защита фантастических проектов, пресс-бой, пресс-конференция, рассказ-эстафета, собрание-диспут, турнир-викторина, турнир знатоков, устный журнал).

Художественные КТД. Цель: развивать художественно- эстетические вкусы детей и взрослых; укреплять тягу к духовной культуре, к искусству и потребность открывать прекрасное другим людям; пробуждать желание испробовать себя в творчестве; воспитывать восприимчивость, благородство души; обогащать внутренний мир человека (кольцовка песен, концерт-«молния», кукольный театр, литературно-художественные конкурсы, турнир знатоков поэзии, эстафета любимых занятий).

Спортивные КТД.Цель: развивать гражданское отношение к спортивно-оздоровительной стороне жизни, к физической культуре, к себе как здоровым и закаленным гражданам общества; вырабатывать быстроту, ловкость, выносливость, находчивость и настойчивость, смелость и мужество, коллективизм и дисциплинированность (веселая спартакиада, «Космонавты и метеоры», спартакиада народных игр, сюита туристских игр, «Тайна», «Следопыт»).

Общественно-политические КТД. Цель: укрепить гражданское отношение к своей семье, школе, большой и малой родине; расширять и углублять свои знания об истории и культуре своей страны, учиться видеть и понимать красоту жизни (День знаний, День Конституции, Новогодний праздник, День Защитников Отечества, Международный женский день 8 Марта, День Победы).

Организаторские КТД. Любое практическое дело становится коллективным и творческим только в живой совместной -организаторской деятельности (газета-«молния», день рождения коллектива, «живая газета», журнал-эстафета,коллективное планирование,общий сбор, гайдаровская разведка, сбор-рождение коллектива, смотр дружбы, ЧТП(чередование традиционных поручений, эстафета дружбы)

Каждое коллективное творческое дело может проходить от нескольких минут до нескольких недель в зависимости от целей, характера и состава участников.

Структура каждого коллективного творческого дела определяется шестью стадиями коллективного творчества.

1 стадия – предварительная работа коллектива(намечаются исходные действия, проводятся воспитательные занятия /беседы, экскурсии и т.д./, готовятся к коллективному планированию.)

2 стадия – коллективное планирование.Начинается в (микро)коллективах. Здесь каждый высказывает свое мнение, оно обсуждается, в результате вырабатывается мнение (микро)коллектива. На сборе-старте выступают представители каждого (микро)коллектива. Принимается коллективное решение.

3 стадия – коллективная подготовка КТД. Для подготовки и проведение выбранного коллективного творческого дела создается совет дела, в который входят представители от каждого (микро)коллектива. Проект КТД уточняется сначала советом дела, затем – в (микро)коллективах, которые планируют и начинают работу по воплощению общего замысла.

4 стадия – проведение КТД.

5 стадия – коллективное проведение итогов КТД. Происходит на общем сборе-огоньке: Что у нас было хорошо и почему? Что не удалось осуществить и почему? Что предлагаем на будущее?

6 стадия – стадия ближайшего последействия КТД. Реализуются выводы и предложения, выдвинутые при подведении итогов проделанной работы.

Каждый из этапов организации КТД оснащен своими методическими приемами. «Финишная» рефлексия – коллективный анализ свершенного – тоже имеет свое методическое обеспечение. По И.П.Иванову на общем сборе обсуждаются три основных вопроса:

1. Что было хорошего, что удалось и почему?

2. Что не получилось и почему?

3. Что предлагаем на будущее?

Принципиальное значение имеет также их последовательность.

Методика рефлексии по Иванову помогает снимать психологическое напряжение, разряжать и предотвращать конфликты. Этот положительный эффект достигается, когда начинают не с «негатива», а с хорошего: что понравилось, удалось, обрадовало, кто особенно отличился, кому спасибо скажем.

Когда коллектив не только оценивает прошлое, но и намечает программу своих дальнейших действий, когда «финишная» рефлексия становится «стартовой», у людей появляется перспектива, оптимизм, желание действовать.

Сила каждого творческого дела в том, что оно требует общего поиска, дает толчок и открывает для него широкий простор. Поэтому в каждом из таких дел – гибкая форма, богатое содержание, нестандартные варианты.

Коллективная творческая деятельность будет проходить успешнее тогда, когда ее девизами будут: «Наша цель – счастье людей!» и «Все – творчески, иначе – зачем!»

studfiles.net

Стадии коллективного творческого дела

Стадии коллективного творческого дела (по методике И. П. Иванова)

Стадии

Педагогические целеполагания

Методы, формы деятельности коллектива

Предварительная

работа

воспитателя

(1-я стадия)

— Что лучше сделать?

— С какой целью?

— Для чего, с кем?

— Кто может помочь?

— Как можно подключить детей?

— Кому быть организатором?

«Нацеливающие» воспитательные мероприятия:

«стартовые беседы», товарищеская беседа, рассказ-размышление, убеждение на собственном опыте. При этом взрослые не диктуют, не навязывают, а размышляют вместе с ребятами. Тон разговора – доброжелательный, заинтересованный.

Коллективное

планирование

(2-я стадия)

— Какое дело проведём?

— На радость и пользу кому?

— Где его провести?

— Как лучше провести?

— С кем вместе провести?

— Кто будет ответственным?

— Кто будет ведущим?

Сбор-старт: обоснование предложений, анализ задач на размышление. Творческий поиск. Открытая дискуссия. Деловая игра. Побуждение (ободрением и похвалой, помощью, советом, доверием). Выборы совета дела, творческой или инициативной группы. Взрослые принимают участие в общей работе на равных основаниях.

Подготовка

дела

(3-я стадия)

— Как развивать положительные качества ребят?

— Как преодолеть отрицательные качества ребят?

— Как включить всех ребят в активный творческий поиск?

— Как научить ребят преодолеть трудности, не поддаваться соблазнам?

Увлечение добрым сюрпризом. Помощь товарищеским советом. Доверие. Товарищеское требование. Подготовка проекта по «секрету». Товарищеский контроль. Товарищеское обсуждение. Увлечение делом, поиском, романтикой, героическим, игрой. Уточнение проекта коллективного творческого дела. Товарищеское поощрение от имени коллектива. Традиции общей коллективной работы. Позиция взрослых – выполнять стимулирующую функцию.

Стадии

Педагогические целеполагания

Методы, формы деятельности коллектива

Проведение

дела

(4-я стадия)

— Как воодушевить воспитанников и помочь им сосредоточиться на главном в КТД?

-Как увлечь воспитанников личным примером?

— Как добиться радостной перспективы близкого успеха?

— Как научить ребят выходить из затруднительного положения?

Общественно-политические КТД. Трудовые КТД. Познавательные КТД. Художественные КТД. Спортивные КТД. Формы: операции, эстафеты, конкурсы, смотры, диспуты, соревнования и др. Задача взрослых – возбудить и утвердить уверенность в своих силах и стремление преодолеть трудности. Главное – спокойствие, выдержка, мажор.

Подведение

итогов

(5-я стадия)

— Как ребят научить коллективно подводить итоги своей работы?

— Как помочь воспитанникам анализировать и оценивать проделанную работу?

— как сделать, чтобы коллективный анализ стал традицией?

Товарищеский разбор Сборы-«огоньки». Похвала. Поддержка. Побуждение. Товарищеское приучение. Деловой спор. Награда. Контроль. Требование. Обсуждение. Критика. Наказание. Взрослые должны помочь ребятам выяснить причины, породившие успех или неудачу.

Ближайшее

последствие

(6-я стадия)

— Как научить ребят реализовать выводы и предложения?

— Как научить воспитанников использовать полученный опыт в жизни коллектива?

— Как научить учащихся осуществлять собственные решения?

— Как убедить ребят в необходимости дальнейшего улучшения своей и окружающей жизни?

Радостная перспектива. Творческие группы. Расстановка сил. Доверие. Изменение режима. Выполнение чередующихся поручений. Преемственность в делах. Взаимопомощь. Приучение. Педагоги и друзья ребят по-товарищески помогают в выполнении тех решений, которые были приняты общим сбором. Смысл последствия в расширении круга добрых дел.

______________________________________________________

Ответ. за выпуск Кабуш В. Т.

Тираж 600. Зак.13. Р-т БИПКРиПКНО

studfiles.net

Технология КТД И.П.Иванова (коллективные творческие дела)

«Идея обшежития, как совместного жития в полной любви, единомыслии и экономическом едиистве — назовётся ли она по-гречески киновией, или по-латыни коммунизмом, всегда столь близкая русской душе и сияющая в ней, как вожделеннейшая заповедь жизни, — была водружена и воплощена в Троице-Сергиевой Лавре преподобным Сергием и распространилась отсюда, от дома Троицы как от центра колонизации и территориальной, и хозяйственной, и художественной, и просветительской, и, наконец, моральной»

 Павел Флоренский 

 Основной источник изучения методики организации коллективных творческих дел – труды И. П. Иванова («Коллективные творческие дела как средство коммунистического воспитания младших школьников», «Энциклопедия коллективных творческих дел»).

   Пусть вас не смущают названия книг. Игорь Петрович Иванов — доктор педагогических наук, академик АПН СССР, педагог-новатор и как страстный поклонник наследия С. Т. Шацкого и А. С. Макаренко. С. Т. Шацкий еще в 1903 г. записал в своем студенческом дневнике, мысль о том, что «новый уклад жизни, новых людей должна дать новая школа». Заметим, что не только «новых людей», с чем трудно не согласиться, а ещё и «новый уклад жизни». Тогда же он писал, что настоящее «воспитание человека должно быть воспитанием его самодеятельности». Эта мысль и через сто с лишним лет многим педагогам кажется не очень-то понятной … Речь ведь идёт не о том, что в наше время называется «художественной самодеятельностью». То, что творили С. Т. Шацкий и А. У. Зеленко с дюжиной приютских сирот на даче летом 1905 г. можно было бы назвать «конституционной педагогикой». Уже в 1918 г., когда С. Т. Шацкий открыто отказывался сотрудничать с Советской властью, а наркома просвещения А. В. Луначарского называл дилетантом, в его летней колонии «Бодрая жизнь» детям присваивали звание «коммунист», — тем, кто своим физическим трудом полностью «окупал» свое содержание. Видимо, разное содержание в слово «коммунист» вкладывали нарком и руководитель детской колонии. «Конституционную педагогику» С. Т. Шацкого блестяще продолжили Антон Макаренко и Януш Корчак. Их объединяло то, что теперь последователи И. П. Иванова называют «Педагогикой общей заботы».

Коллективное творческое воспитание — особый способ организации жизнедеятельности детей и взрослых, предполагающий совместную деятельность, направленную на улучшение совместной жизни. Коллективное творческое дело (КТД) является важнейшим структурным компонентом методики коллективно-творческого воспитания. Данная методика предполагает широкое участие каждого в выборе, разработке, проведении и анализе коллективных дел. Каждому предоставляется возможность определить для себя долю, характер своего участия и ответственности. КТД позволяют создать в школе широкое игровое творческое поле, которое заключается в том, что каждый участник дела находится в ситуации придумывания, сочинительства, фантазии, то есть создания чего-то нового. В процессе КТД ребята приобретают навыки общения, учатся работать, делить успех и ответственность с другими, узнают друг о друге много нового. Таким образом, идут два важных процесса одновременно — формирование и сплочение классного коллектива, и формирование личности школьника, развитие тех или иных качеств личности. В процессе общей работы происходит и взаимодействие людей разных возрастов. Во время планирования и организации КТД взрослые и дети приобретают большой организаторский опыт, каждый может подать идею, предложить новый способ действия, взяться за реализацию определенного этапа коллективного творческого дела. КТД становятся мощной силой, притягивающей в школу, обеспечивают широкую внеурочную занятость детей. КТД, обогащая коллектив и личность социально ценным опытом, позволяют каждому проявить и совершенствовать лучшие человеческие задатки и способности, потребности и отношения, расти нравственно и духовно. Сила каждого КТД в том, что оно требует общего поиска, дает ему толчок и открывает для него широкий простор. Поэтому в каждом из таких дел важны гибкая форма и богатое, разнообразное содержание, нестандартные варианты. В целом методика КТД вполне созвучна идее метода проектов С.Т. Шацкого и современным моделям социального проектирования – все это наследие Шацкого, Макаренко и Иванова!

 Из работ И.П. Иванова:

И как напутствие идущим вслед за нами — два коммунарских девиза: «Наша цель — счастье людей!» и «Всё — творчески, иначе — зачем!»

 КТД — это способ организации яркой, наполненной трудом и игрой, творчеством и товариществом, мечтой и радостью жизни и в то же время основное воспитательное средство (инструмент) коммунарской методики. Суть каждого дела — забота о своем коллективе, друг о друге, об окружающих людях, о далеких друзьях. Каждое коллективное творческое дело — это проявление практической заботы об улучшении обшей жизни, иначе говоря, это система практических действий на общую радость и пользу. Поэтому оно — ДЕЛО. Оно — коллективное дело, потому что планируется, готовится, совершается и обсуждается воспитанниками и воспитателями, как младшими и старшими товарищами по жизненно практической гражданской заботе — морально-политической, трудовой, познавательной, художественной, спортивно-оздоровительной, организаторской. Оно — творческое коллективное дело, потому что на каждой стадии его осуществления все воспитанники вместе с воспитателями и во главе с ними ведут поиск лучших путей, способов, средств решения жизненно важной практической задачи. Оно — творческое еще и потому, что не может совершаться по шаблону, а всегда осуществляется в новом варианте. Необходимо иметь в виду, что именно в коллективных творческих делах происходит непосредственное обогащение каждого участника собственным опытом гражданского отношения к окружающей жизни и к себе как товарищу других людей. И что особенно важно — в этом процессе теснейшим образом соединяется развитие всех трех сторон личности нового человека: познавательно-мировоззренческой (научные знания, коммунистические взгляды, убеждения, идеалы), эмоционельно-волевой (высокие чувства, стремления, интересы, потребности), действенной (общественно-необходимые умения, навыки и привычки, творческие способности, общественно-ценные черты характера).

Необходимо иметь в виду, что только целенаправленное осуществление коллективных творческих дел как системы — в единстве трех ее существенных сторон — может обеспечить реализацию воспитательных возможностей КТД.

Первичная из сторон этой системы — внутренние связи каждого коллективного творческого дела, как микросистемы необходимых развивающих действий воспитателей и воспитанников.

Вторая сторона — взаимосвязи различных КТД, познание и осуществление которых позволяют реализовывать в целостном процессе воспитательные возможности коллективных творческих дел всех видов. Взаимосвязи данного типа непосредственным образом определяют систему КТД.

Третья сторона — те взаимосвязи коллективных творческих дел с остальными средствами (формами) учебно-воспитательной работы, познание и осуществление которых позволяют подкреплять, усиливать воспитательную роль коллективных творческих дел другими источниками; здесь система КТД реализуется в качестве компонента общей системы средств воспитания.

 Воспитательные возможности КТД могут быть реализованы благодаря нескольким взаимосвязанным стадиям. Структура любого КТД определяется шестью стадиями коллективного творчества.

Первая стадия — предварительная работа. На этой стадии педагог составляет модель, образ будущего КТД. Осмысливает воспитательные цели, задачи. Анализирует сложившуюся обстановку в детском коллективе. Определяет место КТД в общей системе воспитательной работы. Таким образом, педагог отвечает на следующие вопросы:

  • Какова основная идея КТД?
  • В какой форме будет проходить КТД?
  • Кого привлечь к участию? К кому обратиться за помощью?
  • Когда провести стартовую беседу?

 В конце данной стадии педагог проводит стартовую беседу. Ее суть заключается в том, что руководитель детского коллектива «зажигает” детей интересным и полезным делом. Здесь в черновом варианте обсуждается где? Что? Когда?

Вторая стадия — коллективное планирование КТД. Планирование происходит в микрогруппах, а также на общем собрании детского коллектива. Составляется общий план жизни коллектива и планируется конкретное КТД. На сборе-старте выступают представители микроколлективов и отвечают на вопросы:

  • Что и для кого будем делать?
  • С кем вместе это будем делать?
  • Кто будет участником?
  • Кто и кому будет помогать?

Третья стадия — коллективная подготовка КТД. Самая сложная и ответственная стадия. Для подготовки и проведения выбранного КТД создается специальный орган-Совет дела, в который входят представители каждого микроколлектива. Это объединение действует только во время подготовки и проведения данного КТД. Для следующего дела подобный орган создается уже в новом составе. Проект КТД уточняется и конкретизируется сначала Советом дела, с участием руководителя коллектива, затем в микроколлективах, которые планируют и начинают работу по воплощению общего замысла.

Четвертая стадия — проведение КТД. Здесь предваряется в жизнь все, что было задумано. Длительность от 15 минут до целого дня. Главное для педагога на этом этапе — создание психологического комфорта. Пятая стадия — подведение итогов КТД. Подведение итогов происходит на общем сборе, которому может предшествовать письменный опрос-анкета, содержащая первичные вопросы-задачи на размышление: что у нас было хорошо и почему? Что не удалось осуществить и почему? Что предлагаем на будущее? Анализ проходит сразу после КТД. Педагог должен иметь в виду, что коллективный анализ включает в себя три ключевых момента: отметить все положительное. И его должно быть больше, чем негативного. Обсудить негативные моменты, имевшие место в подготовке и проведении дела. Наметить перспективы позитивного развития детского коллектива и отдельных личностей.

Шестая стадия — последействие. На этой стадии в исходных направляющих действиях воспитателей непосредственно реализуются выводы и предложения, выдвинутые при подведении итогов проделанной работы. Руководитель коллектива организует использование воспитанниками и в учебной работе, и во время внеучебной жизни опыта, накопленного при планировании, подготовке, проведении и обсуждении результатов КТД.

Успешное использование системы КТД, а значит реализация их воспитательных возможностей, определяется целеустремленным, полным и глубоким воплощением в воспитательной работе трех основныхусловий, как существенных сторон того решающего условия комплексного подхода к воспитанию, о котором сказано выше.

1-ое условие  — развитие отношений творческого содружества воспитателей и воспитанников, как старших и младших товарищей по общей гражданской заботе, направляемой товарищеской воспитательной заботой педагогов; подкрепление этого типа отношений отношениями товарищеского творческого обучения; преодоление традиций чрезмерной опеки над воспитанниками, сочетающейся с пережитками авторитаризма и «свободного воспитания».

2-ое условие — развитие отношений творческого содружества между воспитанниками старших и младших поколений; подкрепление этих отношений отношениями товарищеского творческого обучения старшими воспитанниками младших, младшими — друг друга и старшими — друг друга; преодоление традиций чрезмерной опеки старших воспитанников над младшими  — односторонне понимаемого и осуществляемого «шефства».

3-е условие  —  всемерное развитие отношений творческого содружества между самими воспитателями, как старшими товарищами воспитанников, как сотрудниками по товарищеской воспитательной заботе о них; подкрепление этих отношений отношениями взаимного товарищеского творческого обучения; преодоление пережитков чрезмерной опеки и авторитаризма в отношениях между воспитателями как основного источника формализма в воспитательских коллективах.

И.П.Иванов выделяет несколько видов КТД по направленности деятельности: Познавательные дела, Трудовые дела. Художественные дела, Спортивные дела, Экологические и Досуговые дела и др.

http://modpk7.narod.ru/index/0-11

nsportal.ru

виды, этапы подготовки и проведения. Коллективная творческая деятельность

Детский коллектив играет важную роль в воспитании ребенка. От того, как сложатся отношения в классе, во многом зависит самооценка школьника, его жизненная позиция. Хорошо, если ребята дружат друг с другом, если их досуг наполнен играми, конкурсами, общественно полезным трудом, если у каждого есть возможность для самореализации. Эффективными способами развития школьников являются различные виды коллективной творческой деятельности (КТД).

Определение

Этот термин возник в 60-е годы прошлого века. Создателем методики считается доктор педагогических наук И. П. Иванов. Он был последователем А. С. Макаренко, скрупулезно изучал его наследие и сделал вывод, что именно «педагогика сотрудничества» помогает избежать таких перекосов в воспитании, как излишняя опека, авторитарность педагога или, наоборот, вседозволенность.

Широко применяются технологии КТД в начальной школе, среди подростков и юношества. В самом названии содержится расшифровка:

  • Дело — т.е. активная деятельность, призванная улучшить жизнь класса или окружающих людей.
  • Коллективное, т. к. в нем задействован весь класс. Дети и взрослые сообща придумывают, планируют, готовятся и проводят мероприятие.
  • Творческое, потому что школьники не действуют по шаблону, а самостоятельно ищут пути решения задачи, совершают «открытия», генерируют идеи.

Цели

Предполагается, что дети сами выбирают виды КТД, заинтересовавшие их, придумывают ход мероприятия, распределяют роли, занимаются оформлением и организацией. При этом для каждого ребенка находится свое дело. Кто-то генерирует идеи, другие распределяют задачи, третьи выполняют их. Педагог становится равноправным партнером для школьников, помогает реализовать задуманное, но при этом не давит своим авторитетом.

Во время такой деятельности:

  • дети учатся взаимодействовать друг с другом, работать на общий результат;
  • удовлетворяется их потребность в общении;
  • появляется возможность для творческой самореализации, как индивидуальной, так и коллективной;
  • развивается личность каждого ребенка, раскрываются новые таланты и способности.

Виды КТД

И. П. Ивановым была предложена следующая классификация:

  1. Познавательные дела, развивающие пытливость ума, пробуждающие интерес к разгадыванию тайн, загадок. Сюда относятся турниры знатоков, викторины, вечера занимательных задач, игровые путешествия, защита самостоятельно разработанных проектов.
  2. Трудовые дела. Они побуждают школьников заботиться о других людях, улучшать окружающую действительность. Широко применяются трудовые десанты, сюрпризы, мастерские и т.д.
  3. Художественные дела. Они развивают эстетический вкус, позволяют детям приобщиться к искусству. При этом школьники участвуют в художественных конкурсах, ставят кукольные спектакли, готовятся к концертам.
  4. Спортивные дела развивают физические качества ребят, а также настойчивость, дисциплинированность. Сюда относятся спартакиады, «Дни здоровья», турниры.
  5. Общественные дела обычно приурочены к праздникам (Новый год, 9 Мая, 23 Февраля и др.). Они расширяют представления детей об истории, культуре своей страны.
  6. Экологические дела воспитывают любовь к родной природе, стремление заботиться о ней. Школьники совершают экспедиции по области, убирают мусор в парках, спасают ручьи, изучают птиц, растения, устраивают выставку даров леса.
  7. Досуговые дела позволяют сделать жизнь коллектива яркой, радостной. Сюда относятся балы, дискотеки, всевозможные игры, карнавалы, конкурсы, праздники, дни именинника и чаепития.

Этапы подготовки

Участие в КТД делает школьников самостоятельными. Мероприятия готовятся общими силами, с учетом детских интересов, что значительно повышает мотивацию. Можно выделить следующие этапы организации КТД:

  1. Предварительная работа. Для начала необходим замысел. Дети делятся своими идеями, защищают их, проводят «мозговой штурм». Педагог может привести примеры КТД из своей практики, но не стоит их навязывать. Ребятишки должны понимать, ради чего или кого проводится мероприятие, что изменится в мире или классе после его проведения. Учитель ставит педагогические цели, определяет способы их реализации.
  2. Коллективное планирование. На этом этапе определяется форма и содержание общего дела, распределяются обязанности, ставятся конкретные сроки. Дети обмениваются своими мнениями в микрогруппах, затем выносят их на общее обсуждение. В итоге принимается окончательное решение о том, как лучше все организовать. Выбирается инициативная группа, на плечи которой ложится разработка сценария и делегирование обязанностей.
  3. Коллективная подготовка. Инициативная группа раздает поручения другим школьникам. Каждый ребенок или микрогруппа отвечает за свой эпизод. Готовятся костюмы, реквизит, подбирается музыка, организуются репетиции. Часто на этом этапе некоторые участники сдаются, столкнувшись с трудностями, кто-то не хочет принимать участие в общем деле, организаторы не справляются со своими обязанностями. Педагог должен выступать в роли старшего, опытного товарища, который помогает избегать конфликтов. Необходимо оказать школьникам поддержку, но не диктовать им свои условия.

Проведение КТД

Этого события класс ожидает с радостью и волнением. Важно, чтобы каждый осознавал свой вклад. Конечно, по ходу мероприятия возможны ошибки. Дети не имеют такого организаторского опыта, каким обладает взрослый человек. Старайтесь, чтобы они учились на промахах, делали выводы. Не менее важно замечать успехи, даже самые мелкие, радоваться им.

Видов КТД много, и после каждого на общем сборе подводятся итоги. Нужно учить школьников анализировать приобретенный опыт, делать выводы из него. Иногда проводят анонимное анкетирование, которое позволяет учесть мнение каждого ребенка. При организации следующего коллективного дела обязательно принимают во внимание все допущенные промахи.

КТД в начальной школе

В своей работе педагоги учитывают возрастные особенности воспитанников. Так, младшие школьники еще не могут самостоятельно организовать мероприятие. Учитель берет на себя роль руководителя или координатора, со временем предоставляя детям все больше самостоятельности. Важно учитывать их мнения, поощрять инициативу. Иногда полезно передать руководящую роль родителям или старшеклассникам.

После разработки сценария класс разбивается на микрогруппы, каждой дается задание. Важно, чтобы дети учились выполнять свою часть работы самостоятельно, с минимальной помощью взрослых. Проводя спортивные и художественные конкурсы, предусматривайте большое количество номинаций, чтобы никого не обидеть.

КТД в средних и старших классах

Чем старше дети, тем более самостоятельными они становятся. Если речь идет о подростках, то учитель может смело взять на себя роль наблюдателя. При этом следует:

  • Незамедлительно вмешиваться в случае конфликта.
  • Каждый раз заново формировать микрогруппы для мероприятия, чтобы дети вступали в новые виды отношений.
  • Обеспечивать смену деятельности для каждого воспитанника, проводить разные виды КТД.
  • Задействовать малоактивных школьников, стараясь найти им дело по душе.

Удачных примеров КТД много, они описаны И. П. Ивановым и его последователями. Главное — не действовать по шаблону, чтобы совместное дело стало импровизацией, полетом души и фантазии.

fb.ru

Технология коллективной творческой деятельности во внеурочной деятельности

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа № 5 г. Пушкино

Московской области

Технология коллективной творческой деятельности.

Выполнил:Ермакова Л.А.

преподаватель-организатор ОБЖ

МБОУ СОШ № 5 г. Пушкино

2015 г.

Содержание

Введение

Организация коллективной творческой деятельности учащихся

Структура КТД – 6 стадий коллективной творческой деятельности

Основные виды КТД:

Описание опыта работы по организации коллективных творческих дел в школьной театральной студии «Этюд»

Заключение

Список литературы

Введение

Демократические преобразования в обществе, динамизм окружающей действительности, конкурентоспособность и другие явления рыночной экономики на первое место ставят индивидуальность и неординарность личности человека, его умения взаимодействовать с этим миром на разных уровнях: от исполнительского до творческого, созидательного.

Все это предъявляет подрастающему поколению особые требования: быть активными и инициативными, самостоятельными и ответственными, творческими личностями, доброжелательными и толерантными, умеющими владеть собой в любых обстоятельствах.

Особого внимания заслуживает школьный возраст, потому, что именно в этот период становления личности ребенка происходит дальнейшее расширение диапазона совместных с другими людьми действий, развиваются такие черты личности, как организованность, позитивная направленность, целеустремленность, предприимчивость, формируются жизненные ценностные ориентиры и отношения, определяющие в целом его поведение в разнообразных условиях жизнедеятельности.

Для того чтобы происходило расширение диапазона нужны специальные педагогические действия. Такие условия классному руководителю и его воспитанникам предоставляет методика коллективного творческого воспитания, технологическим ядром которой является коллективное творческое дело (КТД).

КТД — это такое взаимодействие взрослых и детей, которое опирается на коллективную организацию деятельности, коллективное творчество её участников, формирует отношения общей заботы и эмоционально насыщает жизнь.

Понятие «Коллективное творческое дело» было введено в середине 60х годов. Продолжил педагогическое наследие А.С. Макаренко и стал его последователем И.П. Иванов. Педагоги считают академика И.П. Иванова изобретателем методики КТД, создателем «педагогики сотрудничества» коллектива.

В настоящее время сотни тысяч педагогов работают по методике И.П. Иванова. «Энциклопедия коллективных творческих дел» известна широким кругам педагогической общественности. Ребята и педагоги с увлечением «играют» в защиту фантастических проектов, фабрики, ЧТП (чередование традиционных поручений) потому, что все это делается не по указанию со стороны, не под диктовку, а самостоятельно, на основе собственной инициативы, на пользу и радость людям.

Поэтому я считаю данную тему актуальной. Необходимо серьезное внимание педагога к ребенку, создание условий для проявления им собственной активности во взаимодействии с другими сверстниками и взрослыми.

Приступая к работе, я определила её параметры:

Объект — воспитательный процесс.

Предмет — коллективная творческая деятельность.

Цель — обосновать роль коллективных творческих дел в формировании взаимодействия детей младшего школьного возраста.

Задачи:

1. Изучить психолого-педагогическую литературу по теме с целью её теоретического обоснования.

2. Описать свой опыт работы по формированию взаимодействия детей младшего школьного возраста в ходе подготовки и проведения коллективных творческих дел.

Практическая значимость работы заключается в том, что был систематизирован материал по теме, который может быть использован учителями начальной и основной школы в организации воспитательной работы с детьми и рассматриваться на заседаниях методического объединения классных руководителей.

Организация коллективной творческой деятельности учащихся

Коллективное творческое воспитание — особый способ организации жизнедеятельности детей и взрослых, предполагающий совместную деятельность, направленную на улучшение совместной жизни.

Это практическая забота о жизни, о самых разных ее сторонах, а не воспитание тех, кто все исполняет по сценарию педагога. КТД — это дела не для ребят и не только во имя их воспитания, это дела (и цели) самих ребят, коллектива, членом которого становится и взрослый, которые возвышают, развивают, способствуют становлению личности. Растет Гражданин — Хозяин — Друг — Работник.

Их важнейшие особенности: практическая направленность, коллективная организация и творческий характер проведения. Каждое коллективное творческое дело есть проявление практической заботы воспитанников и воспитателей об улучшении окружающей и своей жизни. Поэтому КТД — не простое дело, а жизненно важное, общественно необходимое.

Оно — коллективное, потому, что планируется, готовится, совершается и обсуждается совместно воспитанниками и воспитателями.

Оно — творческое, потому, что планируется, готовится, совершается и обсуждается каждый раз в новом варианте, в результате поиска лучших способов, средств решения жизненно важных задач.

Данная методика предполагает широкое участие каждого в выборе, разработке, проведении и анализе коллективных дел. Каждому предоставляется возможность определить для себя долю, характер своего участия и ответственности. Коллективные творческие дела позволяют создать в школе широкое игровое творческое поле, которое заключается в том, что каждый участник дела находится в ситуации придумывания, сочинительства, фантазии, то есть создания чего-то нового.

В процессе коллективной творческой деятельности ребята приобретают навыки общения, учатся работать, делить успех и ответственность с другими, узнают друг о друге много нового. Таким образом, идут два важных процесса одновременно — формирование и сплочение классного коллектива, и формирование личности школьника, развитие тех или иных качеств личности.

В коллективной творческой деятельности любой школьник может заявить о себе, продемонстрировать такие качества своей личности, как ответственность, исполнительность, инициативность, общительность, организованность, авторитет, а значит свои лидерские качества

Многосторонняя постоянная забота друг о друге, о своем коллективе, об окружающих людях, о далеких друзьях, поиск лучших средств этой заботы, все более четкая организация своей жизни, разнообразных дел на пользу и радость своему коллективу и другим людям — вот что сплачивает воспитателей и воспитанников.

В каждом коллективном творческом деле проявляется сущность педагогики общей заботы.

Суть каждого дела — забота о своем коллективе, друг о друге, об окружающих людях, о далеких друзьях.

Коллективные творческие дела отличаются друг от друга, прежде всего по характеру общей практической заботы, которая выступает на первый план: трудовой или общественной, познавательной или художественно-эстетической, спортивной или досуговой.

Таким образом, творческое дело имеет огромное влияние на личность каждого школьника, поскольку является способом организации яркой, наполненной трудом и игрой, творчеством и товариществом, мечтой и радостью жизни и в то же время, являясь основным воспитательным средством

Структура КТД – 6 стадий коллективной творческой деятельности

1 стадия – предварительная работа коллектива (намечаются исходные действия, проводятся воспитательные занятия /беседы, экскурсии и т.д./, готовятся к коллективному планированию.)

2 стадия коллективное планирование. Обсуждение мнений в (микро)коллективах, в результате вырабатывается общее мнение. На сборе-старте выступают представители каждого (микро)коллектива. Принимается коллективное решение.

3 стадия коллективная подготовка КТД. Создается совет дела, в который входят представители от каждого (микро)коллектива. Проект КТД уточняется сначала советом дела, затем – в (микро)коллективах, которые планируют и начинают работу по воплощению общего замысла.

4 стадия – проведение КТД.

5 стадия коллективное проведение итогов КТД. Происходит на общем сборе-огоньке: Что у нас было хорошо и почему? Что не удалось осуществить и почему? Что предлагаем на будущее?

6 стадия стадия ближайшего последействия КТД. Реализуются выводы и предложения, выдвинутые при подведении итогов проделанной работы.

Основные виды КТД:

Сила каждого КТД в том, что оно требует общего поиска, дает ему толчок и открывает для него широкий простор. Поэтому в каждом из таких дел — гибкая форма и богатое, разнообразное содержание, нестандартные варианты.

Трудовые КТД. Цель: обогатить знания ребят об окружающем, выработать взгляды на труд как основной источник радости, воспитать стремление вносить свой вклад в улучшение действительности, а также умение и привычку реально, на деле заботиться о близких и далеких людях, работать самостоятельно и творчески на пользу и радость Модели — трудовая атака, десант помощников, подарок далеким друзьям, почта, «Снежная сказка», трудовой сюрприз, фабрика, мастерская.

Познавательные КТД. Цель: формировать потребности в познании, сознательного, увлеченного, действенного отношения к непосредственным источникам открытия мира. Познавательные КТД обладают богатейшими возможностями для развития у школьников таких качеств личности, как стремление к познанию непознанного, целеустремленность, настойчивость, наблюдательность и любознательность, пытливость ума, творческое воображение, товарищеская заботливость, душевная щедрость. Модели — вечер веселых задач, вечер-путешествие, вечер разгаданных и неразгаданных тайн, город веселых мастеров, защита фантастических проектов, рассказ-эстафета, собрание-диспут, турнир-викторина, турнир знатоков, устный журнал.

Художественные КТД. Цель: развивать художественно — эстетические вкусы детей и взрослых; укреплять тягу к духовной культуре, к искусству и потребность открывать прекрасное другим людям; пробуждать желание испробовать себя в творчестве; воспитывать восприимчивость, благородство души; обогащать внутренний мир человека Модели — кольцовка песен, концерт — «молния», кукольный театр, литературно-художественные конкурсы, турнир знатоков поэзии, эстафета любимых занятий.

Спортивные КТД. Цель: развивать гражданское отношение к спортивно-оздоровительной стороне жизни, к физической культуре, к себе как здоровым и закаленным гражданам общества; вырабатывать быстроту, ловкость, выносливость, находчивость и настойчивость, смелость и мужество, коллективизм и дисциплинированность. Модели — веселая спартакиада, «Космонавты и метеоры», спартакиада народных игр, сюита туристских игр, «Тайна», «Следопыт».

Общественные КТД. Цель: укрепить гражданское отношение к своей семье, школе, большой и малой родине; расширять и углублять свои знания об истории и культуре своей страны, учиться видеть и понимать красоту жизни. Модели — День знаний, Новогодний праздник, День Защитников Отечества, 8 Марта, День Победы.

Организаторские КТД. Любое практическое дело становится коллективным и творческим только в живой совместной — организаторской деятельности. Модели — газета — «молния», день рождения коллектива, «живая газета», журнал-эстафета, коллективное планирование, общий сбор, разведка дел, сбор-рождение коллектива, смотр дружбы, эстафета дружбы.

Экологические КТД. Природа — лучший учитель ребенка. Приобщение к миру природы, включение детей в экологическую заботу о живом мире природы — задача учителя. Операции «Родничок», «Муравейник», «Малая речка», «Озеро», «Поляна» — экологические КТД. Необходимо учить ребят «видеть Землю», помочь родной природе, осознавать ее значение, почувствовать красоту родного края.

Досуговые КТД. Многие формы КТД, упомянутые выше, имеют прямое отношение к досугу детей. И познавательные, и трудовые, и спортивные, и художественные. Все, что дети делают в свое удовольствие, добровольно, есть их досуговая деятельность. И все-таки есть особые игры, детские забавы, затеи, потехи, которые являются коллективными творческими делами. Их роль неоценима. Они — действенная сфера самовоспитания, ибо все «внешние» требования, которые к ним предъявляют взрослые, они предъяв

infourok.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *