Содержание

Гимнастика для детей 7 лет

Гимнастика является спортом, требующим огромного мастерства, выдержки, трудолюбия и преданности делу. Прививая такие замечательные качества, гимнастика для детей 7 лет и более часто критикуется врачами, которые считают, что такой жесткий вид спорта может тормозить нормальное физическое развитие молодого организма, и, в конечном итоге, может принести больше вреда, чем пользы для благополучия ребенка. Является ли этот вид спорта подходящим для детей 7 лет, или же представляет угрозу для физического развития и здоровья?

Гимнастика для детей 7 лет: за и против

В среднем заниматься гимнастикой дети начинают ранее семилетнего возраста, зачастую примерно в 4-5 лет. Участие в организованном спорте, направленном на обучение работе в команде (ведь в детском возрасте дети занимаются в небольших группах, и лишь достигнув определенного мастерства и более взрослого возраста, начинают работать в парах или в одиночку) дает гимнастам много преимуществ. Во-первых, регулярная физическая активность помогает избежать риска развития серьезных проблем со здоровьем, таких как диабет, болезни сердца и ожирение. Во-вторых, постоянные спортивные тренировки, мероприятия и соревнования с ранних лет учат детей работе с другими людьми в команде, благодаря чему они становятся более коммуникабельными.

Однако существует и определенный риск при занятии гимнастикой для детей 7 лет. Согласно статистическим данным, более 260 000 детей в мире ежегодно получают различные серьезные травмы во время гимнастических тренировок, примерно такой же травматизм наблюдается у детей занимающихся футболом, баскетболом и черлидингом.

Физические травмы являются не единственной проблемой юных гимнастов. Другой негативной стороной гимнастики является чрезмерная эмоциональная нагрузка, которая ложится на плечи ребенка слишком рано. Постоянные ожидания со стороны тренера или родителей, возлагаемые на ребенка, заставляют его испытывать чувство неудачи и разочарования, когда эти требования превышают его умственные и физические способности. Маленькие дети не готовы к возлагаемой на них ответственности, и далеко не каждый может справиться с встречаемыми в спорте поражениями и разочарованиями. Поэтому у гимнастов, наравне с физической травматичностью, наблюдаются и психологические травмы.

Для некоторых детей достижение спортивных высот становится образом жизни, и нормальное детство для них заканчивается, ведь перед гимнастами ставятся далеко не детские цели, для достижения которых все свое свободное время ребенок проводит на постоянных тренировках, которые не оставляют времени на детские забавы.

Художественная гимнастика для детей 7 лет

Спортивная или художественная гимнастика для детей 7 лет, конечно же, являются очень красивыми видами спорта, однако за внешней красотой и легкостью скрываются годы жестких тренировок, постоянные недоедания, из-за которых развиваются гастриты и язвы, а также полное отсутствие свободного времени на детские игры и шалости. Однако не обязательно заниматься гимнастикой профессионально, элементы этого вида спорта можно использовать в утренней гимнастике, а также можно посещать детские секции, где в комплексе различных упражнений входят и элементы этого вида спорта. Такие занятия помогут ребенку развить гибкость, а также могут быть профилактикой сколиоза и прочих физических недостатков.

Положительным фактором занятий художественной гимнастикой для детей 7 лет, не смотря на всю жесткость и высокие требования тренировок, является всестороннее развитие ребенка, ведь с ранних лет гимнасты учатся работать с различными предметами (скакалками, мячами, лентами, обручами и булавами), движения с которыми необходимо синхронно исполнять с другими детьми под разнообразную музыку. Музыкальное сопровождение вырабатывает у гимнастов с раннего возраста слух и чувство ритма, а также улучшает координацию движений, которые в итоге окажутся полезными навыками, если ребенок решит заниматься танцами. К тому же занятия гимнастикой для детей 7 лет формирует правильную осанку и пропорционально развитую фигуру, учат ребенка целеустремленности и развивают волевые качества.

Артикуляционная гимнастика для детей 7 лет

Для того чтобы ребенку семи лет было легче научиться произносить сложные звуки, важно укрепить его губы и язык, чтобы они могли долго удерживать нужное положение и без усилий осуществлять переход от одного движения к другому. Всем этим навыкам обучает артикуляционная гимнастика.

Очень важно, чтобы ребенок начинал заниматься артикуляционной гимнастикой своевременно, так как чем раньше начинается процесс исправления дефекта речи, тем легче и быстрее он будет проходить.

Артикуляционная гимнастика для детей 7 лет может помочь не только детям с неправильным произношением, но и тем, у которых звукопроизношение является вялым и нечетким. Такие занятия будут полезны как детям, так и взрослым, ведь в итоге и те, и другие имеют возможность научиться говорить четко, правильно и красиво. Заниматься исправлением дефектов речи может как специализированный врач-логопед, так и родители ребенка в домашних условиях.

Первые занятия артикуляционной гимнастикой проводятся перед зеркалом таким образом, чтобы ребенок с дефектом речи непосредственно видел, как должен двигаться язык и через зрительное восприятие учился доводить до автоматизма движения, которые родители делают, не задумываясь о том, где и как должен находиться и двигаться язык. Не стоит расстраиваться, если у ребенка и у родителя упражнения не получаются с первой попытки, ведь тогда ребенок будет видеть, что и взрослому сложно справиться с таким заданием и не будет огорчаться.

На первых занятиях ребенок должен усвоить основные положения губ и языка, для чего можно использовать интересное и очень полезное пособие «Веселые истории о Язычке». Каждое упражнение выполняется не более 2-3 раз, после чего можно переходить к занятию с дидактическими карточками для занятий с детьми. Артикуляционная гимнастика для детей 7 лет должна применяться в комплексе с упражнениями, направленными как на развитие голоса, так и речевого слуха и дыхания, что поможет развивать правильное звукопроизношение.

Все движения на первом этапе выполняются очень медленно и только перед зеркалом, его можно будет убрать тогда, когда ребенку удастся немного освоиться. Во время занятий родители должны периодически задавать ребенку вопросы о местонахождении языка при тех или иных движениях (язык находится сверху или снизу?) или что делают губы.

Буквально через 2-3 занятия темп выполнения упражнений можно понемногу увеличивать и выполнять их под счет, так как ребенок 7 лет будет быстро усваивать получаемую информацию. Важно чтобы родители следили за правильностью и точностью выполнения ребенком упражнений, иначе они утратят всякий смысл.

Занятия артикуляционной гимнастикой для детей 7 лет длятся в среднем 7-10 минут и должны проводиться ежедневно. Лучше всего, чтобы они проходили в форме игры, тогда ребенку будет легче запоминать и повторять движения.

www.neboleem.net

Дети в художественной гимнастике: вред или польза здоровью?

Художественная гимнастика один из самых красивых и грациозных видов спорта. Гимнастика является относительно молодым спортом, она образовалась только в 1913 году благодаря артистам Мариинского балета. Упражнения по художественной гимнастке включают в себя элементы хореографии и полуакробатики. Дети в художественной гимнастике развиваются не только физически, но и психологически.

Прежде чем отвести юную спортсменку на первое занятие, оцените все плюсы и минусы художественной гимнастики.

Юных спортсменок привлекают яркие купальники, а родителей успешность и грациозность спортсменок. Однако за внешним лоском этого исключительно женского вида спорта скрываются травмы, ежедневный тяжкий труд и горечь первых поражений.

Гимнастки порхают по ковру и выполняют сложнейшие элементы с легкостью и воздушностью. Во время выступления они демонстрируют искусное владение своим телом. Тем не менее какими способами добиться такого мастерства, знают только спортсменки и их наставницы. Прежде чем отвести юную спортсменку на первое занятие, оцените все плюсы и минусы художественной гимнастики.

Почему не стоит заниматься художественной гимнастикой

Многие родители говорят, что занятия художественной гимнастикой для детей – это лучший спорт для девочек. Они видят легкость и изящество выступающих и не подозревают, что каждое движение оттачивается по несколько часов, что каждый взмах руки отточен до автоматизма.

Для начала, необходимо понять, стоит ли отдавать ребенка на гимнастику. Для этого рассмотрим негативные стороны художественной гимнастики.

Боль при растяжке

Для выполнения специальных гимнастических элементов юная гимнастка должна обладать хорошей физической формой. Поэтому в первые несколько лет юные спортсменки занимаются в основном общей физической подготовкой. Основной упор у детей в возрасте до 6-7 лет делается на растяжку. При этом начинающие гимнастки, даже очень пластичные от природы, чувствуют сильную боль в связках.

Боль в мышцах

С каждым годом гимнастки тратят на тренировки все больше и больше времени. В начале пути тренировки проходят 2-3 раза в неделю примерно по 1,5 часа. Однако с получением нового разряда время и количество тренировок увеличивается. Так, взрослые спортсменки (12-14 лет), готовясь к программе выступления тренируются не менее 10 часов в день. Такие многочасовые занятия приводят к болям в мышцах, а также к профессиональным травмам. Чаще всего гимнастки подвержены травмам голеностопов, коленей и позвоночника.

Лишний вес

На выступлениях мы видим только стройных и худых художественных гимнасток. Однако это не значит, что абсолютно все гимнастки не склонны к полноте. Просто если тренер видит лишний весспортсменку сразу сажают на жесткую диету. При этом физические нагрузки не сокращаются, из-за этого многие гимнастки страдают «голодными обмороками».

Среди популярных гимнасток склонных к полноте можно выделить Алину Кабаеву и Ляйсан Утяшеву. Обе гимнастки для того чтобы добиться высоких результатов в спорте сидели на строжайших диетах. Ляйсан часто вспоминает, что диета была настолько жесткая, что она воровала корм у собаки тренера.

Учеба в школе

Даже если ребенок не претендует на соревнования международного уровня, ей придется пропускать занятия в школе. А те гимнастки, которые нацелены на высокие результаты в спорте чаще всего переходят на индивидуальное обучение.

Финансовая составляющая

Художественная гимнастика один из самых дорогих видов спорта. Кроме постоянных затрат на оплату занятий и покупку обуви родители должны быть готовы к покупке недешевых костюмов, спортивных аксессуаров и оплату выездных соревнований.

Если Вас и Вашего ребенка не пугают негативные стороны художественной гимнастки, то смело отводите юную спортсменку на ее первое занятие.

Кому противопоказана художественная гимнастика

Каждый ребенок перед занятиями должен получить одобрение у врача.

Художественная гимнастика – это очень травмоопасный и тяжелый спорт. Поэтому каждый ребенок перед занятиями должен получить одобрение у врача. Среди противопоказаний к занятиям по художественной гимнастике выделяют:

  • Сахарный диабет;
  • Порок сердца;
  • Болезни опорно-двигательного аппарата;
  • Сколиоз;
  • Любое нарушение зрения.

Тренера советуют в первые несколько лет постоянно наблюдаться у врачей, чтобы выявить каким образом спорт влияет на юную гимнастку. Если влияние отрицательное, следует перевести ребенка на менее тяжелый вид спорта.

Почему стоит отдать малышку на гимнастику

Польза художественной гимнастики для детей несомненна. Это подтверждают профессиональные врачи и квалифицированные психологи. Рассмотри положительное влияние художественной гимнастики на детей.

Внешний вид

Девочки, которые занимаются художественной гимнастикой отличаются от своих сверстниц гибкостью, стройностью и красивой фигурой. Ежедневные физические нагрузки формируют правильную осанку и красивую походку.

Здоровье

Постоянные физические нагрузки позволяют детскому организму гармонично формироваться. Занятия художественной гимнастикой помогают справиться с начальными стадиями сколиоза, благодаря элементам, растягивающим позвоночник, а также с косолапостью.

Характер

Художественная гимнастика кроме здорового организма формирует сильный характер. Все гимнастки уверяют, что достигли своих целей благодаря закаленному спортом характеру. Гимнасткам присущи твердость характера, целеустремленность стрессоустойчивость, выдержка, стойкость и самообладание.

Кому подойдет художественная гимнастика

В художественную гимнастику берут исключительно девочек.

В группах по художественной гимнастике идет жесткий отбор. Каждый тренер хочет заполучить себе самых перспективных девочек.

Во-первых, учитывается возраст будущих спортсменок, желательно приводить детей на отбор в возрасте 4-5 лет. Во-вторых, девочек рассматривают по внешнему виду. Преимущество имеют стройные и высокие девочки.

Желательно, чтобы у малышки был музыкальный слух, и она имела чувство ритма. Характер ребенка немаловажен, выбирают детей «с характером», упорных и напористых. Плаксивых и «ноющих» детей быстро отсеют.

Значительным качеством является координация движений. В будущем гимнастке придется работать со спортивным инвентарем, поэтому уже в начале пути желательно узнать сможет ли ребенок справиться с ним.

Существенным при выборе гимнасток является хорошая память. Будущая гимнастка должна отлично запомнить в каком порядке и под какой музыкальный фрагмент совершать элементы в процессе выступления.

Кроме того, будущих гимнасток проверяют на гибкость, пластичность и выворотность. Хороший тренер определяет потенциал юной спортсменки через 3-4 недели. Если ваш ребенок не подходит под рассмотренные параметры, то не стоит отчаиваться. Бывали случаи, когда девочки не имеющие хороших данных добиваются больших успехов, чем талантливые, в силу того, что с детства привыкают преодолевать себя.

Наряду с этим, необходимо помнить, что успеха добивается одна гимнастка из тысячи и можно развиваться без направленности на высокий результат. Некоторые ходят на занятия для улучшения осанки, исправления косолапости или просто для общего физического развития.

Когда отдать ребёнка на занятия

Возраст для занятий художественной гимнастикой зависит от поставленных целей. Если целью является профессиональный спорт, то чем раньше вы приведете ребенка, тем лучше.

Со скольки лет желательно начинать занятия? В 3 года преподаватели художественной гимнастики рассматривают только самостоятельных и сообразительных детей. В этом возрасте стоит приводить ребенка на часовые занятия два раза в неделю. При этом одному из родителей стоит находиться в шаговой доступности от спортивной школы, чтобы в любой момент забрать ребенка с занятий.

Официальный набор в секции по художественной гимнастике начинается в возрасте 4-5 лет.

Это идеальный возраст, чтобы отдать ребенка в художественную гимнастику. Если у ребенка очень хорошие физические данные могут рассмотреть и в 7-8 лет.

При условии, что гимнастика рассматривается как любительская секция, то можно попробовать прийти в спортивную школу и позже, но желательно до подросткового возраста, после 14 лет трудно растянуть мышцы девочки до необходимого уровня.

Как проходят тренировки

Первый год с детьми занимаются в игровой форме. Кроме того, в первые пару лет юные спортсменки развиваются с помощью общефизических упражнений. Наряду с этим, детей тянут на шпагаты. При этом тренер присматривается у кого из детей есть данные для профессионального спорта, а кто так и останется в «любителях».

Примерно через 2-3 года тренер приступает к обучению простейших гимнастических элементов. Упражнения для гимнастики для детей включают в себя мостики, шпагаты, простейшие равновесия, прыжки, колесо и другие простейшие элементы. После получения разряда детей знакомят с предметами и учат ими пользоваться. В первых соревнованиях по художественной гимнастике дети начинают участвовать после 2-3 лет обучения.

Спортивная карьера и ее завершение

Спортивная карьера гимнасток недолговечна. В возрасте 3-7 лет юная гимнастка начинает заниматься и строить свой спортивный путь, развивается гибкость и растяжка, участвует в детских турнирах. В 7-12 лет она обучается основным элементам и работе с предметами. С 12-16 ежедневные тренировки для отработки техники. Далее соревнования и чемпионаты разных уровней: победы и поражения. В возрасте 20 лет гимнастка завершает карьеру и уступает место новым молодым и талантливым спортсменкам. Однако заканчивается карьера только в качестве действующей гимнастки, при том открывается множество возможностей для саморазвития.

Для того, чтобы получить звание Мастера спорта по художественной гимнастике ребенок должен с детства жить этим спортом.

Чаще всего девушки выбирают путь тренера, ведь к окончанию карьеры они уже имеют необходимые для этого навыки. Кроме того, многие могут закончить высшее образование по направлению «Физическая культура». Однако это не единственное направление, в котором можно себя реализовать.

Если гимнастка целеустремленная и имеет множество планов и идей она может реализовать себя в любой сфере. Например, всеми известная Алина Кабаева, которая построила хорошую политическую карьеру, после чего ушла в бизнес. Или не менее популярная Ляйсан Утяшева, которая после завершения спортивной карьеры устроилась на телевидение.

Некоторые гимнастки после спорта полностью уходят в семейную жизнь, обустраивают семейный быт и воспитывают детей, примером может служить знаменитая Женя Канаева.

Таких примеров можно рассмотреть бесчисленное множество. Завершение спортивной карьеры – это открытие новых идей, воплощение старых планов и построение новой не менее важной карьеры.

Вред или польза

Для того, чтобы получить звание Мастера спорта по художественной гимнастике ребенок должен с детства жить этой гимнастикой. Если юная спортсменка на самом деле хочет посвящать этому все свое свободное время, то вы должны подготовить ее ко всем плюсам и минусам художественной гимнастики.

По мнению профессиональных преподавателей, квалифицированных психологов и родителей, чьи дочки уже прошли спортивный путь, художественная гимнастика может нести в себе и вред, и пользу. Поэтому только от вас и от тренера будет зависеть, что получит ребенок от гимнастики.

Помните, основное на что нужно ориентироваться при выборе отдавать или нет девочку в спортивную школу – это желание ребенка. Поддерживайте юную спортсменку и гордитесь ею. Воспользуйтесь следующими советами:

  • Постоянно проводите мониторинг здоровья ребенка, проходите врачей как минимум в год, особенно в период 3-7 лет;
  • Привыкните подстраиваться к расписанию ребенка, гимнастика повлияет не только на ребенка, но и на всю семью;
  • Научите ребенка уважать конкуренток, необходимо уметь не только красиво выигрывать, но и красиво проигрывать;
  • Найдите профессионального тренера, которому сможете доверить психологическое и физическое состояния дочери;
  • Доверяйте ребенку, если юная спортсменка хочет перейти к другому тренеру прислушайтесь к ее мнению.

После получения разряда детей знакомят с предметами и учат ими пользоваться.

Самый главный совет для родителей будущей гимнастки: перед тем как отдавать юную спортсменку в спортивную школу по художественной гимнастике узнайте нравиться ли ей данный спорт. Если вы будете заставлять ребенка ходить на занятия, то художественная гимнастика принесет только вред и не помогут ни профессиональные тренера ни уговоры. С другой стороны, если ребенок влюбился в гимнастику, тренируется с удовольствием и мечтает о высоких достижениях, помогите ей преодолеть все препятствия и художественная гимнастика принесет только пользу.

ogimnastike.com

Художественная гимнастика для детей: а надо ли?

Хорошая физическая форма. С юных лет у девочек-гимнасток формируются красивая правильная осанка и походка. Маленькие спортсменки отличаются от сверстниц подтянутыми рельефными мышцами, грациозностью, выносливостью, пластичностью. У девочек развито чувство ритма, они прекрасно двигаются практически под любую музыку. А еще гимнастки очень артистичны и уверены в себе.

Здоровье. Спорт обеспечивает гармоничное развитие растущего детского организма. По мнению врачей, регулярные физические нагрузки укрепляют опорно-двигательный аппарат и мышцы. Посредством художественной гимнастики можно избавить девочку от косолапости и начинающегося сколиоза. Неоспоримо и то, что маленькие спортсменки менее подвержены простудным заболеваниям.

Закалка характера. Гимнастика обеспечивает эмоциональную устойчивость, делает ребенка дисциплинированным, целеустремленным. Девушки и женщины, которые в детстве занимались гимнастикой, в один голос твердят, что спорт закалил их характер, научил решать проблемы без лишних эмоций, добиваться целей и самосовершенствоваться.

Позитивное увлечение. Занятия спортом – один из лучших и самых доступных антидепрессантов. Дело в том, что во время тренировок в организме вырабатываются так называемые гормоны счастья – эндорфины. Кроме того, художественную гимнастику можно рассматривать в качестве интересного хобби.

Родители чувствуют себя гораздо спокойнее, когда знают, что их чадо посвящает свободное время достойному делу, а не слоняется без цели во дворе, подвергаясь дурному влиянию сверстников и старших ребят.

Пойти или не пойти: мнение родителей

«В регионах не стоит рассчитывать на глобальные спортивные успехи, здесь речь идет лишь о массовом спорте. Если родители хотят, чтобы их дети стали звездами художественной гимнастики, то нужно ехать в Москву и тренироваться там.

Художественная гимнастика – очень дорогой вид спорта: купальники стоят от 5 000, мяч – от 3 000 рублей. А еще нужно купить скакалку, обруч, ленту. При этом предметы «растут» вместе с ребенком. Также определенных финансовых затрат требуют соревнования и выезды на сборы.

В Севастополе приходится арендовать зал, так как пригодных для этого вида спорта залов у нас практически нет или же они в полуразрушенном состоянии. Поэтому родители, отдавая ребенка в художественную гимнастику, должны понимать, что расходов потребуется много», – делится мнением руководитель одной из севастопольских компаний Вячеслав Тертус, который записал свою дочь на занятия художественной гимнастикой, когда девочке было 4,5 года.

По мнению родителя, решение о том, записывать ли ребенка в секцию художественной гимнастики, мамы и папы должны принимать совместно с врачом. В первые годы тренировок нужно пристально наблюдать за дочерью, чтобы вовремя заметить возможные ухудшения самочувствия. Если художественная гимнастика очевидно вредит здоровью дочери, то можно переключиться на альтернативный вид спорта – эстетическую гимнастику, нагрузка в которой менее интенсивна.

Пойти или не пойти: мнение преподавателя

Преподаватель по хореографии, специалист-консультант сервиса «Помогатель.ру» Марина Будаева рекомендует отдавать ребенка в профессиональный спорт с четырех лет, так как в этом возрасте легче всего развиваются необходимые для гимнастики данные: выворотность, гибкость, выносливость и дисциплина.

«При хороших природных данных в любительскую группу по художественной гимнастике можно попасть до 10–12 лет. В более позднем возрасте очень трудно растянуть ребенка до необходимого уровня, а строгая дисциплина, которая бывает в гимнастике, может травмировать хрупкую психику подростка в пубертатном периоде», – отмечает эксперт.

По мнению Марины Будаевой, регулярные занятия художественной гимнастикой укрепляют иммунную систему, мышцы, суставы. Также улучшается работа сердца и кровеносных сосудов. Но все лекарства в больших количествах – это яд: чрезмерные нагрузки вредны для здоровья.

«Еще один существенный минус художественной гимнастики – девочки должны ограничивать себя в питании, чтобы выходить на ковер без грамма лишнего жира. К сожалению, зачастую такая погоня за стройностью приводит к развитию нервной анорексии, а также к диагнозу «первичная аменорея»: из-за недостаточной жировой прослойки организм не может синтезировать половые женские гормоны, и девочка начинает отставать в развитии от сверстниц», – отмечает хореограф.

Художественной гимнастикой не рекомендуется заниматься детям, у которых плохо восстанавливаются микротравмы мышц. Из-за постоянных растяжений волокна не будут успевать восстановиться, и тренировки превратятся в пытку.

«Кроме того, я бы не рекомендовала занятия художественной гимнастикой детям с чувствительной психикой. Можно обратить внимание на такие виды спорта, как синхронное плавание, фигурное катание, бальные танцы», – советует Марина Будаева.

И напоследок – совет для мам и пап: прежде чем записать ребенка в секцию художественной гимнастики, поинтересуйтесь, насколько ему интересен этот вид спорта. Если ваша малышка не хочет делать упражнения, никакие уговоры не помогут. В ином случае, когда девочка любит художественную гимнастику, интенсивно тренируется и грезит спортивными достижениями, поддерживайте ее увлеченность и не забывайте говорить о том, как гордитесь ею. Пусть спорт будет в радость!

Пойти или не пойти: мнение психолога

По данным психолога, доктора педагогических наук, профессора кафедры психологии НОУ ВПО «Московский институт психологии» Елены Конеевой, отбор для спортивных занятий начинается с семи лет. На любительском уровне художественной гимнастикой можно начинать заниматься до окончания благоприятного (сенситивного) периода развития гибкости – до 11–14 лет.

«В некоторых школах художественная гимнастика проводится третьим уроком физической культуры, даже в старших классах. Поскольку этот вид гимнастики чисто женский, то в числе плюсов от занятий – формирование осанки, грации, музыкальности, танцевальной и хореографической подготовки. Чтобы сохранять изящные формы, девочек с первых дней занятий приучают есть полезную пищу, и эта привычка остается у них на всю жизнь», – подчеркивает Елена Конеева.

Единственный минус для тех, кто занимается художественной гимнастикой, по мнению эксперта, возникает на этапе достижения высшего спортивного мастерства. Участие в соревнованиях международного уровня приводит к перегрузкам, переутомлению, перенапряжению, которые, в свою очередь, могут привести к травмам.

Что касается финансовых расходов родителей, чьи дочери увлекаются художественной гимнастикой, то, как отмечает Елена Конеева, если ребенок проходит отбор в спортивную школу, то занятия там бесплатные. Занятия в секции при школе или клубе обойдутся в 5 000 рублей в месяц.

И напоследок – совет для мам и пап: прежде чем записать ребенка в секцию художественной гимнастики, поинтересуйтесь, насколько ему интересен этот вид спорта. Если ваша малышка не хочет делать упражнения, никакие уговоры не помогут. В ином случае, когда девочка любит художественную гимнастику, интенсивно тренируется и грезит спортивными достижениями, поддерживайте ее увлеченность и не забывайте говорить о том, как гордитесь ею. Пусть спорт будет в радость!

Автор: Алина Васнецова

letidor.ru

Личный опыт: моя дочь — гимнастка

Гибкость, грациозность, ловкость — эти качества так же важны для занятий художественной гимнастикой, как и сила, выносливость, умение чувствовать ритм. У маленькой гимнастки Василисы, в активе которой уже несколько медалей, все это есть. Как меняется жизнь семьи, в которой растет будущая чемпионка? Что меняется в самом ребенке, когда он серьезно занимается спортом? На эти вопросы отвечает мама Василисы.

Ирина Гусева, мама Василисы

Привет! Меня зовут Ирина, я живу со своей семьей в Туле. Моей дочери Василисе семь лет, из которых два с половиной года она занимается художественной гимнастикой.

Как все начиналось

Мне самой безумно нравится этот вид спорта, очень красивый, грациозный — на мой взгляд, самый женственный из всех видов! Но я бы никогда не подумала, что мы отдадим дочку в гимнастику. В детстве я занималась обычными танцами, была очень гибкой, и мою маму постоянно уговаривали отдать меня в гимнастику. Но она считала эту дисциплину травматичной, да и вообще не хотела связывать мою жизнь со спортом. Могло бы показаться, что теперь я решила реализовать детские мечты при помощи дочери, но это не так.

Василиса с самого младенчества была очень «мягкая». Для себя я объясняла это тем, что все малыши такие — мне так казалось. Как-то раз преподаватель по физкультуре в детском саду после занятий гимнастикой сказал нам, что у Василисы незаурядная гибкость, и попросил разрешения позаниматься с ней индивидуально. Через некоторое время он начал уговаривать нас отдать ее в спортивную гимнастику. Но я, как когда-то моя мама, боялась этого вида спорта, опасных снарядов и травм. Тогда я решила, что художественная гимнастика менее травматична (наивная!).

Осенью 2015 года мы с дочкой пошли на наши первые занятия. Тренер сразу же заинтересовалась Василисой, когда она только вошла в зал на своих тоненьких худеньких ножках. Дело в том, что в гимнастике очень ценится фактура, девочки должны быть худенькие и высокие, как моя дочь. У нее все стало получаться с самого начала. С тех пор, с того самого первого занятия, когда тренер Василисы в нее поверила, дочка занимается у нее и очень ее любит.

Я скажу банальную вещь, но тренер — это, конечно, один из самых главных людей в жизни гимнастки. Это фактически вторая мама, на глазах которой малыши вырастают, меняются, а кто-то превращается в профессионалов и даже коллег. Это и наставник, который требует от тебя возможного и невозможного, участвует во всех твоих достижениях. Это и друг, который правильно настроит тебя на удачу или поддержит в неудачах. Возможно, не все тренеры такие. Но нам повезло.

У Василисы есть очень вдохновляющий пример — гимнастка Яна Кудрявцева. Это и моя любимая спортсменка тоже. Мне кажется, ее природные данные безграничны! А характер, сила духа очень сильно опережают ее возраст. И у нее какая-то своя уникальная манера выступлений, особенная, ни на кого не похожая. Безумно жаль, что она так рано оставила спорт.

Растяжка — важный элемент тренировок

Растяжка — важный элемент тренировок

arrow_back

arrow_forward

Как проходят занятия

Тренировки длятся по три, а иногда и по четыре часа каждый день, кроме воскресенья, даже в каникулы. Летом только один месяц отдыха — как правило, в июле, а с августа опять шесть раз в неделю. А кто-то и в июле уезжает в спортивный лагерь. Долго отдыхать гимнасткам нельзя, иначе ухудшается растяжка, и потом приходится начинать все заново.

Василиса, конечно, устает. После уроков приходится сразу ехать на тренировку, кто-то приезжает прямо в школьной форме и переодевается уже на месте. А потом еще дома нужно делать уроки, когда нет сил.

Самое главное, что несмотря на усталость, Василисе нравится заниматься спортом, она очень трудолюбивая и выносливая девочка. В художественной гимнастике на тренировках есть и силовые упражнения, и растяжка, и работа с предметом, и хореография. Растяжка — это всегда болезненно. Маленьких детей очень сильно тянут, почти все малыши плачут и потом не хотят идти на тренировку, потому что это действительно очень больно. Василиса стойко все переносит, и у нее никогда не было и мысли бросить гимнастику. К тому же все ее усилия не проходят даром: пока еще ни на одних соревнованиях она не осталась без медали. У нее всегда есть стимул тренироваться, чтобы получать первые места. Я иногда подшучиваю над ней: «Давай не поедем на соревнования, что-то надоело уже». Она обижается: «Нет! Ну я же хотела!». Я ей говорю: «Молодец! Так и надо!».

Василиса сражается за медаль

Василиса сражается за медаль

arrow_back

arrow_forward

Успехи Василисы

Медалей у Василисы всего 10: одна из них серебряная, одна бронзовая, остальные золотые. Четыре из них — с межрегиональных турниров, одна с областного, остальные 5 — школьные. Великих планов на будущее мы пока не строим. Понятно, что все родители гимнасток хотят видеть вторую Алину Кабаеву, но надо понимать, что для этого нужно, чтобы совпало слишком много разных факторов.

Конкуренция в этом виде спорта в России крайне высока. У нас очень большая страна, в которой, наверное, каждую третью девочку отдают в художественную гимнастику. И талантливых детей очень много. Василиса пока не думает об Олимпиадах, она просто тренируется и радуется своим маленьким победам.

Как спорт влияет на жизнь всей семьи

С тех пор как дочь стала заниматься спортом, полностью изменился ритм жизни всей семьи. Если нет на подмоге бабушек, дедушек, теть, дядь, подруг, нянек, то возить на тренировки ребенка и забирать с них шесть раз в неделю настоящая проблема! Многие мамы бросают работу в офисах, переходят на удаленную или становятся самозанятыми. Некоторые, к примеру, начинают зарабатывать шитьем купальников для художественной гимнастики.

Пока Василиса учится только в первом классе, поэтому проблем с учебой нет. Но обычно приходится нестись на тренировку прямо из школы, уроки удается делать поздно вечером, когда уже хочется упасть и уснуть. Я с ужасом думаю, что будет дальше, ведь это только первый класс! Но многие наши знакомые девочки-гимнастки постарше учатся в гимназиях и школах с углубленным изучением отдельных предметов, и все успевают. Ведь им некогда тратить время на всякую ерунду, весь день расписан по часам. Их сверстники, у которых нет никаких хобби, просиживают это время в социальных сетях.

Финансовая сторона занятий гимнастикой

Художественная гимнастика — очень дорогой вид спорта, наверное, как и любой другой. Особая статья расходов — гимнастические купальники: их цена может доходить до нескольких десятков тысяч рублей, как стоимость поездки на курорт для одного человека! Все дело в том, что при их изготовлении часто используются дорогие ткани и, самое главное, дорогие кристаллы, которых должно быть много.

Профессиональные предметы для выступлений, соответствующие требованиям FIG (Международной федерации гимнастики), тоже недешевы. Кроме того, девочки имеют свойство из них вырастать: из обручей и мячей — по диаметру, из скакалок и лент — по длине, из булав — еще и весу. Желательно, чтобы предмет гармонировал с купальником. Если девочке он уже мал, то под новую форму нужно приобретать новый спортивный снаряд.

За право участия в соревнованиях платится стартовый взнос. Выезды на состязания могут стоить как еще один купальник. Вообще заниматься спортом очень дорого. Не все могут быть готовы к таким расходам.

Советы родителям, чьи дети занимаются спортом

Если ребенок одарен физически, а у родителей есть желание, время и возможности, то, конечно, стоит попробовать отдать ребенка в спорт. Но нужно быть готовыми вкладываться в это со всех сторон. С ребенком-спортсменом вся семья будет жить спортом. Возможно, все станут соблюдать его диету, перекроят свои графики и перестроят жизнь в соответствии с расписанием занятий у ребенка. Родители в одночасье станут психологами. Мама гимнастки научится делать некоторые пируэты, пытаясь помочь дочери разучить какой-то элемент.

Но нужно быть также готовым к огорчениям, травмам и боли. Есть еще один очень неприятный момент, который оказался лично для меня большим разочарованием. Среди родителей маленьких спортсменов сплетни и интриги — обычное дело. Почти все мамы и папы тщеславны. Приведя ребенка в секцию «для здоровья и осанки», через некоторое время они начинают требовать результатов. А если их нет, то в этом, по версии старших, могут быть виноваты все вокруг, но только не их ребенок. Поэтому хочется посоветовать родителям, собирающимся связать жизнь ребенка со спортом, побольше здравого смысла и терпения.

Как спорт воспитывает личность

Спорт закаляет характер в правильном направлении. Дети с малых лет учатся добиваться цели ценой собственных усилий, рано начинают улавливать взаимосвязь упорного труда и результата. Они соревнуются друг с другом в условиях настоящей здоровой конкуренции, а не меряются смартфонами. Они более дружные, всегда болеют друг за друга, поддерживают, старшие опекают маленьких — они как одна большая семья.

Еще это учит детей невероятной дисциплине. Дети, занимающиеся спортом, другие. Они не те, которых мы раньше видели курящими за школой или сидящими на лавочках поздно вечером. Если говорить о художественной гимнастике, то для девочек это вообще самый лучший вид! Все приобретают очень красивые фигуры, осанку, грацию. Гимнастика развивает не только гибкость — это очень сложнокоординированный и многозадачный вид спорта. В одну секунду нужно одновременно много всего сделать и много о чем помнить. Поэтому совершенствуются и тело, и мозг одновременно.

Самое главное, дети-спортсмены заняты на 100%. А их победы — это такое счастье для всей семьи! И когда твой ребенок делает то, что ты никогда в жизни не сможешь физически, — это неповторимые ощущения.

Читайте также:

Как развивать чувство юмора у детей

Личный опыт: мой сын — маленький ученый

Личный опыт: моя дочь — актриса

Фото: Dmytro Vietrov/Max Katsubo/alexkatkov/shutterstock.com; личный архив автора

www.kanal-o.ru

Каким детям подойдут занятия художественной гимнастикой. Рекомендации

«Художественная гимнастика – это спорт для сильных, очень сильных девочек. Сесть на шпагат впервые – это очень больно, и любое достижения дается через сильную боль, которую может выдержать далеко не каждый ребенок» — рассказывает бронзовая медалистка Олимпийских игр 2012 года Любовь Черкашина.

Опытная спортсменка считает, что важнейшую роль в становлении девочки- гимнастки играют родители. Если вы будете все время жалеть дочку, то чемпионки из нее не выйдет, многие уходят именно потому, что не могут перетерпеть боль – отмечает она. Так стоит ли вообще отдавать свою малышку в столь жестокий спорт?

Почему стоит отдать малышку на гимнастику?

  • У девочки сформируется подтянутая фигура, правильная походка и ровная осанка.
  • Успешные гимнастки имеют «железный» характер, ведь им приходится терпеть адскую боль. Нужен ли вашей малышке такой характер – решать вам.
  • Сила воли, выносливость, дисциплинированность, терпеливость – все эти качества воспитывает гимнастика.
  • Кроме физических данных, у девочки будет развиваться музыкальный слух.
  • Развитые и растянутые мышцы дают возможность позабыть о рядовых детских травмах вне тренировок.

Почему не стоит заниматься художественной гимнастикой?

На выступлениях девочки словно порхают по ковру, гнуться, как пластилиновые куколки, но такие навыки даются им очень трудно. Первые годы занятий становятся для них настоящей пыткой, чтобы растянуть мышцы приходится терпеть сильную боль.

«Мне всегда очень нравилась художественная гимнастика, с удовольствием отдала дочку и ждала красивых выступлений. Родителей на время тренировки в зал не пускали, но моя дочка все время выходила заплаканной. Тренер говорила, что это нормально, первые два-три года, действительно, очень больно. На открытом уроке я в этом убедилась сама, малышка моя с горючими слезами впервые села на шпагат. Я пожалела ее, на тренировки мы больше не стали ходить» — рассказывает мама несостоявшейся пятилетней спортсменки Виктория Каткова.

Итак, главный недостаток этого вида спорта – сильная боль, которую придется терпеть ребенку. И здесь уместен вопрос: ради чего? Олимпийской чемпионкой становится одна из миллионов, а остальные в 20 лет заканчивают карьеру, в лучшем случае становясь тренером. Кроме того, гимнастки получают растяжения, а иногда и разрывы связок, сидят на диетах, тренируются по пять раз в неделю.

Еще один недостаток – финансовая составляющая. Гонорары и призовые фонды куда меньше, чем в массовых видах спорта. А вот купальники и спортивные приборы стоят недешево. Например, детский купальник для занятий обойдется минимум в пять тысяч рублей, а наряд для выступлений может стоить все 50 тысяч.

Кому противопоказана художественная гимнастика?

  • Детям, больным сахарным диабетом.
  • При пороке сердца.
  • При любых заболеваниях опорно-двигательного аппарата.
  • Девочкам, у которых выявлен сколиоз.
  • Тем, у кого нарушено зрение.

Кому подойдет художественная гимнастика?

  • Хрупкой, изящной девочке.
  • Девочке среднего и маленького роста.
  • Той малышке, которая имеет чувство ритма и музыкальный слух.
  • Девочке «с характером», никак не маленькой плаксе.

Когда отдать малышку на занятия?

Любой тренер скажет, что начинать занятия нужно как можно раньше. Детская гибкость и пластичность без должных тренировок с каждым годом «слабеет», а потому многие мамы приводят дочек в спортивную школу уже в три года. Педиатры выступают резко против такого раннего приобщения к суровому спорту, они советуют начинать занятия не раньше пяти лет.

Если вы всерьез задумываетесь о карьере гимнастки для своей малышки, то не тяните время! После шести лет гибкость начинает снижаться, и к восьми годам влиться в этот спорт почти невозможно.

Как проходят занятия по гимнастике?

Первый год малышку никто не будет «растягивать» изо всех сил, сажать ее на шпагат и ставить на мостик. Поначалу тренер «проверит» на что способен ребенок, оценит его природные данные, а уже потом приступит к их совершенствованию. Первые несколько месяцев тренировки проходят в игровой форме, затем вводятся самые простые элементы: стойка на лопатках, волна, мостик, и уже на втором году обучения девочки начинают тренироваться в полную силу.

Если вы решили отдать дочь в этот спорт, то первое, что стоит сделать – довериться тренеру! Не стоит давать советы, принимать участие в тренировке. Не диктуйте свои правила, даже если вам кажется, что тренер чересчур строг по отношению к вашей малышке.

Мы рассказали вам о том, что представляет из себя художественная гимнастика, и как трудно даются юным спортсменкам красивые и изящные выступления. Отдавать ли свою дочку в этот спорт? Да, если хватит смелости! И не девочке, а вам – родителям. Вам придется утешать и поддерживать ее после каждой тренировки, и убеждать в том, что она сможет вытерпеть очередную растяжку.

А вы никогда не представляли свою дочку в роли художественной гимнастки?

В чем польза детского большого тенниса?

Отдавать ли ребенка на боевые искусства? Часть 1

viline.tv

Художественная гимнастика: характер, воля и красота

Художественная гимнастика – безумно красивый, но жестокий вид спорта. Кстати, один из самых популярных  в нашей стране. О том, что именно дает художественная гимнастика детям, когда ею нужно начинать заниматься, и кто становится чемпионом — мы решили узнать у руководителя ДЮСК «Гармония-НВ» — Акжигитовой Натальи Васильевны. Наталия Васильевна, добрый день!

— Сегодня мы разговариваем о художественной гимнастике и сразу же вопрос, который интересует многих родителей — чем она отличается от спортивной гимнастики?

— Художественная гимнастика – это, прежде всего, работа с предметами под музыку. В художественную гимнастику входит и хореография, и акробатика, и виртуозное владение такими предметами как скакалка, обруч, мяч, булавы, лента. Спортивная гимнастика – это другое: акробатический подъем с пола, затем упражнения на брусьях, бревне, прыжок через коня.

— Можно поподробнее о том, что входит в художественную гимнастику?

— Можно бесконечно продолжать, настолько это разнообразный вид спорта. У нас всю жизнь ребенок будет заниматься, и всю жизнь мы будем его обучать, даже когда он станет мастером спорта. Так велико разнообразие движений тела, манипуляций с предметами — все объять невозможно. Есть определенные тенденции, есть направления, мы и делаем упор на них. Правила в художественной гимнастике меняются в среднем раз в четыре года. После изменений в правилах какие-то старые элементы исчезают, приходится обучать новым  движениям и элементам.

— В художественной гимнастике очень много элементов. Как же в таком случае составляется программа выступления — есть какие-то обязательные элементы?

— Есть такая толстая-претолстая книжка страниц так на 250. Называется она «Правила по художественной гимнастике». В этих правилах прописана стоимость всех элементов. Так, например, самый «дешевый» элемент тела стоит 0,1 балла, а самый дорогой – 1 балл. А еще есть смешанные элементы – когда ты берешь элемент с трудностью в 1 балл, добавляешь элемент с трудностью в 0,3 балла, то в итоге можешь заработать 1,4 балла (+0,1балла  за соединение 2-х трудностей)

— Получается, что выступления, которые мы видим – некая смета, где просчитано каждое движение.

— В правилах помимо стоимости прописываются обязательные элементы. Например, по программе мастеров спорта в упражнении должно быть 12 элементов движений телом. При выступлении с обручем всего должно быть поровну – поворотов, равновесий, наклонов, прыжков, а в упражнении с  мячом основные элементы – прыжки и наклоны, т.е. я должна сделать 12 элементов, из них обязательно у меня должно быть 4 прыжка, 4 элемента на гибкость, а остальные 4 элемента я могу выполнить из любых групп трудностей элементов тела (прыжки, равновесия, повороты, гибкость и волны). Элементы телом, выполненные без работы предмета (например, статика предмета), не защитываются. Каждое движение с предметом дает определенное количество баллов. А еще есть так называемые риски – это выполнение предметом броска, когда под летящим предметом необходимо выполнить минимум 2 (база) вращательных движения телом. Вращательные движения  могут быть вокруг вертикальной или горизонтальной оси тела, разных уровней. Надбавки идут за ловлю предмета: в прыжке, без зрительного контроля, на полу, без помощи рук (например, ногами), за  каждое дополнительное вращательное движение. Это на самом деле сложно – составить упражнение, учесть все требования и использовать индивидуальные способности гимнастки, чтобы  в итоге получить красивое упражнение.

— Действительно сложно. Интересно, кто оценивает такие непростые программы? Как проходит судейство?

— Судейская бригада состоит из 12 человек, которая делится на 3группы судей. У каждой из них свои цели: первая группа оценивает техническую ценность композиции, ценность элементов с предметом, вторая – артистическую ценность базовой композиции (хореографию, передвижение по площадке, музыкальное сопровождение), третья — следит за техникой исполнения –потеря предмета, грамотная и правильная работа телом и предметом.  Вот из этого всего и суммируются оценки. Если я могу что-то отлично сделать телом, но предмет просто держу в руке, то и оценку получу низкую. Многие родители недоумевают: ребенок так замечательно выступил — а оценки низкие! Но по сути, он ничего и не сделал — потанцевал, поулыбался и получил, соответственно, 3 копейки. Во время соревнований на каждую гимнастку предоставляется карточка, в которой записана ее программа – последовательность всех движений телом и предметом. Она должна ее выполнить точь-в-точь, как в этой карточке. У каждого движения телом и предметом есть свой символ, со стороны это очень похоже на китайские иероглифы. Разобраться в этом достаточно сложно, поэтому судьи постоянно проходят обучение, семинары, сдают экзамены и, конечно, необходима практика судейства.

— С какого возраста стоит отдавать ребенка в художественную гимнастику? Когда уже поздно? Можно прийти в 25 и добиться чего-то?

— В 25 можно прийти и добиться чего-то лично для себя. Если же говорить о соревнованиях, то тут жесткий возрастной ценз. У нас четкие ограничения. Вот сейчас, например, по программе кандидатов в мастера спорта выступают гимнастки 97-98 года рождения. Выставить другой возраст я не имею права. А для себя добиться чего-то очень даже реально. В нашем клубе есть группа «Несбыточная мечта детства». Туда ходят девушки и 25, и 30 лет, которые легко садятся на шпагат. А еще есть эстетическая гимнастика. Это такой вид спорта, где нет ограничений по возрасту. Что касается начала занятий, то у нас есть группа раннего физического развития, где детей подготавливают к занятиям спортом, не обязательно к художественной гимнастике. Приводят детей с 2,5 лет, приводят много. Я считаю, что это полезно. А на художественную гимнастику детей приводят и в 3,5, и в 4 года, и в 7 лет. Осознанно дети начинают заниматься художественной гимнастикой, когда идут в школу, когда начинают немного соображать. Потому что, если голова не соображает, то ручки и ножки просто не сделают так, как надо. Когда родители говорят, что их детки с 4-х лет занимаются художественной гимнастикой, то они глубоко ошибаются. Да, мы принимаем в секцию художественной гимнастики, но как таковой они художественной гимнастикой не занимаются, они осваивают начальную подготовку для занятий художественной гимнастикой.

— Т.е. настоящая художественная гимнастика начинается с 6-7 лет?

— Настоящая художественная гимнастика  начинается с того момента, когда гимнастка  начинает чувствовать свое тело и предмет, когда она может и телом, и предметом выразить музыку. Очень долго спорили  — художественная гимнастика, это спорт или искусство. А чувствовать и владеть и телом, и предметом девочки обычно начинают лет с 13, 14 .Остальное время – это обучение!!!!!!!!!!!!

— Какого ребенка Вы не возьмете на занятия по художественной гимнастике?

— Однозначно — больного, со сколиозом. Многие именно со сколиозом идут в художественную гимнастику, т.к. «посоветовали». Я сразу им говорю, что это не лечебная гимнастика. Да, она может в каких-то случаях помочь, выправить позвоночник, а в каких-то наоборот усугубить ситуацию. В первую очередь ребенок должен быть здоровым.

— Лишний вес тоже является ограничением?

— Лишний вес тем более. Конечно, у нас есть несколько детей, у которых лишний вес, хотя я родителям сразу сказала – просто для здоровья два раза в неделю по часу, на большее рассчитывать не стоит.

— А если лишний вес уйдет в результате тренировок?

— Не уйдет, т.к. дело не в физических нагрузках. Родители приводят детей в надежде, что физическими нагрузками смогут решить проблему с лишним весом у ребенка, а на самом деле в большинстве случаев все проблемы из-за неправильного питания ребенка. Когда мы приезжаем в наш летний спортивный лагерь, то многие дети начинают жаловаться «я не ем суп, я не ем овощи». Не едят не потому, что не нравится, а потому, что дома их к этому не приучили, не приучили к нормальной здоровой пище. Когда детей начинаешь грамотно правильно кормить, не даешь им перекусывать булочками и конфетами между основными приемами пищи, то они худеют – за две недели лагеря по 3 килограмма сбрасывают.

 

Когда можно будет понять – станет ли ребенок звездой художественной гимнастики или это будут занятия «для здоровья»?

— Очень часто родители своими амбициями забивают ребенка и не дают ему возможности показать себя. Вот приводят они ребенка — чисто внешне удивительно красивого… Вообще внешний вид играет огромное значение в художественной гимнастике: красивый ребенок — замечательно, но ведь ребенок должен быть «с головой» — у девочки должна быть хорошая координация, зрительная память, она должна быстро запоминать, улавливать. Такое сочетание встречается нечасто: допустим, у ребенка отличные внешние данные, но запомнить ничего не может – все, можно ставить крест.

— А наоборот бывает – все запоминает, но внешние данные не очень?

— Да, бывает – такие дети, как правило, добиваются больших успехов. Вообще, часто родители слишком рано начинают думать, что их ребенок звезда. Да, она выиграла первое место на юношеских олимпиадах, но это еще ни о чем не говорит. Некоторые дети сразу уловили смысл, дали хороший старт, но встали на одном месте, а другие будут целый год долбать, зато потом, когда они усвоят, делают такой большой скачок, что первым их просто не догнать. Во-вторых, сейчас гимнастика воспринимается как очень дорогой вид спорт. Он и всегда считался элитным. Отсев из-за финансовой стороны дела идет постоянно, потому что родители поначалу не понимают, что оплата занятий – это только полдела. Если они не готовы вкладывать в ребенка, то не смысла заниматься. Скажем, купальники дорогие – на самую маленькую кроху купальник будет стоить 7-8 тысяч рублей, для детей постарше купальники идут от 14 тысяч. Приклеили стразы (а на купальник их нужно около 5-6 тысяч штук) – цена разу же выросла в несколько раз. Стоимость купальников для выступлений доходит до 50 тысяч рублей. Предметы также дорогие. Ни один тренер не будет возить ребенка на соревнование с ширпотребом – это просто нонсенс. Мы в основном пользуемся товарами японского производства. От качества предмета зависит очень многое. Дешевый мяч стоит 2500-3000 руб., мяч получше обойдется в 4000-4500, лента стоит где-то 1500 руб., палочка булавы от 2500 руб., скакалку можно купить за 1000 руб., ну и обруч до 2000, тут цена зависит от размера.

— С предметами понятно – их качество напрямую влияет на результат, а купальник может быть не таким дорогим? Ребенок очень талантливый, но выступает в среднем купальнике.

— В жюри есть бригада артистизма, и когда выходит девочка красивая, то Вы проникаетесь к ней. Она может технически что-то завалить, но с точки зрения артистизма будет смотреться здорово – просто, потому что красивая. А иногда выходит девочка толстенькая, кривоногая, и вроде шпарит как надо, но эстетически проигрывает. К сожалению, у нас вид спорта такой жестокий, что девочки способные, но без внешних данных проигрывают.

— Получается, что посмотреть на ребенка и сказать, что он будет звездой – нельзя.

— Это будет просто неправильно. Все зависит от труда и от здоровья. Чтобы добиться результатов, хотя бы попасть в сборную России, нужно тренироваться минимум 8 часов в день.

— 8 часов в день?

— Минимум. Простые гимнастки, которые выполняют программу мастера спорта, тренируются 4-5 часов в день. Это титанический труд. Вы не представляете, как дети в кровь разбивают ноги, пальцы, в синяках ходят, в ссадинах. Вот летят две булавы, каждая по 150 грамм, их бросают 6-7 метров вверх. А ведь может попасть в зубы, может в глаз. У моей дочери шрам от такой булавы, другой девочке на соревнованиях выбило зубы. Многие не думают об этом, но это все не так просто, как кажется на первый взгляд. У меня одна мама привела девочку: «Как здорово, художественная гимнастика, все замечательно», а потом отказались заниматься: «Мы не думали, что у Вас так трудно. Вот Кабаева, она так улыбается, когда выступает». А у нас все улыбаются, потому что это спорт такой: ты всем своим телом должен выражать эмоции, быть артистичным.

— Непросто улыбаться при таких нагрузках.

— Это выдержка, спокойствие. Сложно, конечно. А растяжка? Прыжок шагом-шпагат – представьте, насколько должен быть растянут ребенок, чтобы в прыжке шагом делать шпагат? Многие бросают занятия по причине проблем со здоровьем. Часто бывают проблемы с позвоночником, особенно когда организм идет в сильный рост, начинают болеть суставы, не все выдерживают.

— Одни родители просто хотят видеть ребенка гибким и подтянутым, другие же ориентированы на результаты и звания. Как в этом случае строится работа с детьми?

— Это вначале говорят, что хотят просто стать гибкими и подтянутыми. Прозанимавшись год-два 99,9% из них начинают хотеть результатов – все амбициозны. У нас в одном разряде выступают 50 человек, призовых мест всего 3. Не могут все быть успешными. Хотя мы стараемся устраивать больше  всероссийских турниров, чтобы дать детям возможность показать себя.

— Многие мои знакомые руководители детских творческих студий, клубов отказываются от участия в соревнованиях как раз по этой причине – призовых место всего три, а дети очень ранимые, очень глубоко переживают поражения. Они предпочитают более спокойную жизнь, чтобы не травмировать своих детей.

— У нас родители просто уходят к другим тренерам, если их дети не участвуют в соревнованиях. Они приходят и сразу спрашивают: «На каком уровне мы участвуем в соревнованиях? Где? Как?».

— Т.е. большая часть родителей все-таки ориентированы на звания, на победы? 

— В большинстве своем да. А спорт-то жестокий сам по себе. Многие дети так и не доходят до больших соревнований. Внутри клуба да, но не более того. На вопросы родителей по этому поводу мы популярно объясняем, что не всем это дано.

— Как в таком случае реагируют родители?

— Знаете, как говорят: «Когда ребенок учится хорошо, то это заслуга ребенка, а если плохо, то виноват учитель». Резко кончено, но в основном это так. Чаще всего родители обижаются, уходят к другому тренеру, если туда берут (как правило, не берут). Понимаете, если растянуть можно любого, растянуть грамотно, без последствий, то позвоночник-то мы ломать не будем. Мы с помощью упражнений можем сделать его более гибким, но у каждого есть свой предел этой самой гибкости. Хотя, даже в таких случаях мы стараемся дать ребенку шанс: не хватает гибкости, но может хорошо прыгать, значит будем включать в программу сложные прыжки.

— Как сделать так, чтобы соревнования стали стимулом для ребенка? Ведь действительно не все могут победить. Ну, раз он проиграл, второй раз ничего не занял – на третий раз он может просто отказаться.

— Должен быть психологический настрой со стороны родителей и тренера, конкретная цель на каждое соревнование. Если нужно, чтобы ребенок победил, и он готов к этому, то ты настраиваешь его: «Эти соревнования для тебя очень важны, ты должна показать себя, ты можешь это». А есть соревнования, на которых просто обкатывается новая программа. Потому что бывает так, что от выступления к выступлению повторяется одна и та же ошибка, в одном и том же элементе — ребенок застопорился на одном месте. Есть соревнования, когда ребенок знает, что не выиграет, т.к. там дети сильнее, но нужно приблизиться к ним. Т.е. цели разные, разные задачи. А бывают соревнования, где не важно, кто какое место займет – главное выполнение разряда. Т.е. главное — набрать нужное количество баллов. Ребенок может не стать призером в таких соревнованиях, но он наберет баллы для разряда.

— Получается, что есть соревнования за места, а есть на выполнения разряда?

— Конечно. Тут все зависит от того, как тренер настроит ребенка, как родители все ему преподнесут. Но к сожалению, если цели и задачи тренера и родителей не совпадают, если они работают не в тандеме, то пиши пропало. Ведь бывает так, что родители нацеливают ребенка на достижение каких-то результатов, на какие-то места, а ребенок просто не готов, еще не умеет делать этого. Такие моменты очень сложные для него психологически. Есть дети, которые в 6 лет начали заниматься, есть те, которые пришли в 7-8. На первом этапе имеет большое значение, когда ребенок начал заниматься. Это потом они уже уравниваются. Ну и дружба с головой играет свою роль. Как правило, двоечников-троечников у нас нет, все хорошо учатся в школе.

— Кстати, по поводу отличников – если гимнастки занимаются по 5-8 часов в день, то когда они успевают учиться?

— Моя дочь с медалью закончила школу – каждый день сидела до 2-3 часов ночи.

— Не жалеет?

— Ничуть. После окончания школы ее пригласили в Санкт-Петербургский железнодорожный институт, где очень культивируется художественная гимнастика в ВУЗах. Она прошла собеседование, во время учебы выступала за свой институт, неоднократно становилась чемпионкой России по соревнованиям среди ВУЗов.

Какой оптимальный график тренировок для самых маленьких?

— Дети 4-5 лет занимаются 2 раза в неделю по часу. Потом уже смотрим по детям: способных переводим на 3 раза в неделю по часу. Длительность тренировок постепенно увеличивается – до 1,5 часов, потом до 2-3 часов. К 8-9 годам дети, обычно, тренируются уже 5 раз в неделю по 3 часа, но, опять же, все зависит от ребенка.

— Вы говорите, что идет постоянный отсев. А какой процент остается?

— Сложно сказать. Для примера, вот у меня была группа 91-92 года рождения из 16 человек. Из них до звания мастера спорта дошли две девочки. Из группы 93 года рождения осталась одна девочка. В 9-м классе она дошла до кандидатов в мастера спорта и закончила занятия. Здесь очень важна сила воли родителей. Девчонки в 8-м классе уже хотят гулять, хотят хвосты крутить, а нужно идти на тренировки. Одна из моих девочек в 8-м классе была близка к тому, чтобы бросить. Так ее мама в обеденный перерыв с работы приезжала домой, брала дочь и везла на тренировку. И так весь год. Девочка этот переломный год преодолела и стала нормально заниматься, получила звание мастера спорта. Кстати, звание мастера спорта приравнивается к среднему специальному образованию и дает право работать в качестве тренера. Я сама лично начала работать в 9-м классе, тогда у меня было звание мастера спорта. Набрала детишек из 1-го класса и начала тренировать. Мои первые ученики были младше меня всего на 9 лет.

— Очень часто бывает так, что столкнувшись с первыми трудностями, скажем, с той же растяжкой, ребенок начинает хныкать. Бывает даже, что отказывается продолжать занятия. Как вы в таких случаях поступаете?

— Без растяжки никак, через это все проходят. Да это больно, да сложно. Нужно уговаривать, нужно заставлять. Дело в том, что если ребенок не растянется, то на художественной гимнастике можно ставить крест. Самое трудное растянуться на шпагат и чуть-чуть больше — это самое больное, а вот дальше – уже удовольствие, уже получаешь удовольствие от растяжки. Хотя прыжок шагом на соревнованиях «стоит» всего 0,3 балла.

— Сколько может понадобиться времени, чтобы сесть на шпагат, без травм?

— Все зависит от эластичности мышц – у каждого человека это индивидуально. Некоторые садятся на шпагат в первую же тренировку.

— Программа выступления, набор элементов – это похоже на симбиоз творчества с математикой.

— Можно сказать и так. Для каждой девочки я подбираю музыку, которая будет ей нравится, будет подходить к ее характеру. Потом я расписываю элементы, которые нам нужны, потом накладываем это на музыку, чтобы все было гармонично.

— Расскажите, пожалуйста, о соревнованиях по художественной гимнастике.

— В своем клубе я провожу соревнования 2 раза в год: в декабре, перед Новым годом и в конце мая, подводя итоги уходящего учебного года. Новички в новогодних соревнованиях не участвуют. С ними мы проводим открытые уроки, чтобы дети могли показать родителям, чему они научились за эти 3-4 месяца. Если говорить о городских или областных соревнованиях, различных турнирах, то их достаточно много, поэтому, обычно, решение об участии принимает непосредственно тренер. У нас только по городу проводится около 5 соревнований в год, плюс по области около 5-6, плюс различные турниры. По результатам областных соревнований формируется сборная области. У нас свой клуб, поэтому мы считаем очень важным участие в первенстве России по клубам. Мы ездим по разным городам, выезжаем за границу, нас много куда приглашают. Конечно, тут многое зависит от финансовых возможностей родителей. Недавно нас, например, пригласили на сборы в Болгарию, где  один только день пребывания в зале стоит 110 евро. Умножьте на семь дней, плюс проезд, проживание, оплата тренеру. В результате получается 40-50 тысяч рублей. Все ли потянут такие траты?

— И? Родители идут на это?

— Тут опять же все дело в амбициях. Некоторые потом очень любят рассказывать друзьям: «Мы вот на сборы в Италию едем », а смысл? Я всегда говорю родителям, что, если мы едем на сборы за границу, то ребенок не увидит ни одного города, ни одной достопримечательности. Ехать на сборы за рубеж с туристической целью нет никакого смысла.

— Результаты, которые покажет гимнастка на подобных турнирах у нас в России учитываются?

— Нет. Все официальные соревнования зарегистрированы через международную Федерацию художественной гимнастики, и все вызовы приходят официально уже в наши российские федерации, где формируется команда, которая будет защищать честь страны. Вот здесь уже смотрят на баллы. А в выездных турнирах может принять участие любая гимнастка. Приехать, поучаствовать, получить красивую грамоту, чтобы потом показать ее родственникам, друзьям, знакомым. Приглашения на выездные турниры обычно просто рассылаются клубам на электронную почту.

— Что дает гимнастика девочкам?

— Очень многое. Это и осанка, и поведение. Девочки приобщаются к культуре, учатся хорошим манерам. Все наши гимнастики очень аккуратные, очень опрятные. Те же уроки хореографии не проходят даром: привычка постоянно следить за своими движениями, за положением тела и дают эту грациозность, это умение держать себя.

— Многие, кстати, думают, что художественная гимнастика – это творчество, но, познакомившись поближе, понимают, что главное тут – дисциплина и преодоление: нагрузок, усталости, лени. А как на самом деле?

— Художественная гимнастика – это все-таки творчество. Ни одна наша тренировка не похожа на другую. Но с другой стороны, если у девочки не получается какой-то элемент, то я заставляю его отрабатывать и 2, и 3 часа. Потом контрольное выступление. Если не получается, то идем обратно в зал. И так до тех пор, пока из 10 раз все 10 не будут успешными.

— Программу составляет тренер, все элементы жестко регламентированы. Получается, что все зависит от техники.

— От техники, да. Элементы могут быть одинаковыми, но вот как их свяжет гимнастка, какими она сделает переходы между ними – это уже только ее. Одна переход сделает плавным, другая предпочтет более резкие движения.

— Гимнастки принимают участие в составлении программы выступлений?

— Более взрослые гимнастки принимают, а те, кто помладше – нет. Тут больше работает метод проб и ошибок. Мы ищем характер, что вначале очень сложно.

— Говорят, что «физкультура лечит, а спорт калечит», что у «продвинутых» гимнасток серьезные проблемы с позвоночником. Как после этого отдавать ребенка в спорт?

— У моей дочери была травма позвоночника, девочка неудачно приземлилась. Она лечилась, вправляла в Питере позвонки. Тем не менее, она сейчас говорит мне «даже зная, что придется пройти через это все, я все равно бы пошла в гимнастику». Это втягивает, это совершенно другой мир. Это красиво, это особый уровень общения. А по поводу здоровья, есть еще один миф, по поводу того, что у гимнасток сложно обстоят дела с детьми, на что я всегда отвечаю: покажите мне хотя бы одного тренера, у которого нет детей. Нет таких – у кого двое, у кого трое, а у некоторых и четверо. Что касается позвоночника, то нагрузки, конечно, большие. Но для этого у нас есть мануальный терапевт, раз в полгода нужно ходить к нему, есть массаж, есть баня.

— Так кто же становится чемпионом? Можете дать какой-то общий портрет?

— Все разные. Взять даже известных гимнасток, Кабаева, Чащина – они очень разные. Если говорить об особенностях характера, то нужно быть упертой, быть стервой. Представьте, какой страх у ребенка, который выступает – на него смотрят 12 судей, а если упражнение-вертушка, то все 24 человека из судейства, плюс наверху секретариат – человек 10-15. Т.е. судейская коллегия около 50 человек и зал, а он один. Маленькие детишки не боятся, т.к. еще не понимают всего, но чем взрослее девочка, тем сложнее ей справиться с этим страхом. А если это Олимпийские игры и ты защищаешь честь страны? Ты должна выйти с уверенностью – «Я самая лучшая, а вам всем это докажу». Если ты тюня-матюня, то не добьешься ничего. У меня была гимнастка, которая в зале показывала нечто фантастическое, но как только выходила на ковер, то я просто ее не узнавала – это был совершенно другой ребенок. Она не могла собраться, не могла показать, на что способна. Она так и не достигла каких-то высот. Хотя все тренеры, которые видели ее на тренировках, удивлялись, почему я ее не выставляю на соревнования.

— Можно сказать, что гимнастика воспитывает характер.

— Да, воспитывает: я смогу, я добьюсь, я докажу. Люди, которые в зале доказывают и себе и окружающим, что они лучшие – они и потом и в жизни добиваются очень многого. Умение не спасовать в нужный момент – это очень важное качество. Дело в том, что сейчас дети какие-то бесцельные. Они пассивные. Что им мама с папой сказали, то они и сделают. Я вспоминаю себя в детстве: мы с подругой в 5 лет пошли и записались в бассейн. Родителям ничего не сказали. И в гимнастику я пошла, потому что я сама этого захотела, мне это было интересно. У меня была цель, и я ее достигала. А сейчас детям ничего не надо – они до последнего не знают, куда они будут поступать после окончания общеобразовательной школы. Ждут, когда мама скажет, когда возьмет за ручку и поведет.

— Почему так происходит? В какой момент родители допустили ошибку?

— Я думаю, что все это связано с деньгами. Если все можно купить – зачем тогда стараться, к чему-то стремиться? При советской власти все было бесплатно, но из группы в 30 человек на соревнования летели только 5 самых лучших. Мне не нужно было кричать на тренировках, заставлять, как сейчас – я просто проводила тренировку, и дети знали, что выберут лучших. В итоге пятеро детей уезжали, а остальные продолжали заниматься еще усерднее, чтобы в следующий раз попасть в эту пятерку. А сейчас получается так – провели тренировку, выбрали лучших, но в итоге едут не они, а те, у кого есть деньги. Было много таких моментов, когда мы готовим девочку, она надеется попасть на соревнования, а родители в конце говорят:  «Мы никуда не едем, у нас нет денег».

— Мне кажется, что у ребенка может пропасть интерес к гимнастике после такого, ведь трудиться нужно ради реальной цели.

— Да. Вся эта осанка и прочее – это все они оценят позже, а сейчас для них важно участие в соревнованиях. У нас недавно была ситуация: мы должны были ехать в Москву на соревнования, и за неделю до отъезда ко мне обратилась одна из мам с просьбой убрать ее дочь из списка, т.к. ехать банально было не на что. Мы убрали, а ребенок не захотел больше заниматься, т.к. был очень расстроен тем, что остальных взяли, а ее нет. Видимо, мама неверно все объяснила.

— Как же воспитывать ребенка, чтобы не допустить пассивности, о которой шла речь, бесцельности. Быть строже – пусть сами всего добиваются?

— Родители должны стимулировать ребенка. У нас в семье мы так и делаем: если ребенок чего-то хочет, то мы мешать не будем. Когда моя старшая дочь сказала, что хочет ехать учиться в Питер, то мы с мужем были в шоке, но согласились, т.к. должны были дать шанс своему ребенку. Думали, что если она не поступит, то это уже другое дело, но дать ей возможность попытаться, попробовать мы должны. В итоге она поступила, выучилась, вышла замуж. Сейчас обе дочери живут там. Если ребенок к чему-то стремится, нужно помочь ему этого добиться, а не дать это в готовом виде. Многие родители приводят ребенка и говорят: «Пусть она одно занятие позанимается, и посмотрим – хочет она или не хочет». Да она сама еще не знает, чего она хочет. После первой тренировки она может прийти радостная, а потом, когда что-то не получается и ее ругают, то она начинает плакать. А мы не можем всегда хвалить. Я всегда родителям говорю: Ваши дети нужны только Вам. Как Вы будете с ними заниматься, как развивать – так они расти и будут. Если Вы считаете, что воспитание – это нарядил и покормил, то Вы можете очень быстро потерять связь с ребенком. Родители должны участвовать в формировании характера, личности своего ребенка.

— Когда начинается новый набор в группы по художественной гимнастике?

— У нас новый набор начинается в августе, но и в течении года мы берем детей. Естественно, жаль, когда детей приводят с целью «лишь бы куда-нибудь пристроить». Родитель должен морально себя подготовить, взять на себя всю ответственность, т.к. ребенок в 4 года не может сам решить – чего он хочет, а чего нет.

— У гимнасток есть летние каникулы или тренировки продолжаются в течении всего года?

— Каникулы — 20 дней в летний период. Если гимнастки будут отдыхать по 3 месяца, то можно завязывать с этим делом – все, что мы растянули и разогнули, пропадет.

— Вы для этого возите детей в спортивный лагерь, чтобы не потерять спортивные навыки?

— У нас очень много того, что нам нужно осваивать с предметами, элементы с телом, которые нужно прорабатывать, на что у нас нет времени, т.к. зал мы арендуем на конкретное время. В лагере же мы находимся целый день. Там у нас с 10:00 до 13:30 тренировка, в 14:00 обед, потом тихий час – все спят без задних ног, с 17:00 до 19:30 вторая тренировка, а вечером с 21:00 до 23:00 разные культурно-развлекательные мероприятия.

— Наталия Васильевна, можно сказать, что Вы сами — первое поколение гимнасток в нашей стране?

— Можно сказать, что да. В то время ходили тренеры по школам, отбирали детей. Во втором классе я начала заниматься художественной гимнастикой.

— Как возникла идея открыть свой клуб?

— СК «Заря»(от завода «Металлист») закрыли за долги. Многие сидели думали – что делать дальше? Один из наших друзей подал идею открыть свой клуб. На меня тогда смотрели как на сумашедшую – все вино-водочные ларьки открывали(1992г.), а я пошла спортивный клуб открывать.

— Что самое сложное в работе тренера?

Общаться с родителями. Дети хотят не трудясь стать чемпионами. А родители хотят воплотить свои несбыточные мечты. От родителей зависит очень многое – будет ли заниматься ребенок, чего он достигнет. Прежде чем добиться успеха, нужно всем хорошо потрудиться – и ребенку, и родителю, и тренеру.

— Получается, что успех ребенка в художественной гимнастике зависит от трудолюбия не только ребенка, но и родителя.

— Это очень большое трудолюбие. Взять хотя бы необходимость возить ребенка на занятия – 2 раза в неделю по часу. Т.е. нужно приехать отвезти ребенка, потом приехать забрать. Через какое-то время они занимаются уже 5 раз в неделю по 3 часа, т.е. родитель 5 раз в неделю приезжает с работы. Приходится бросить все и посвятить себя художественной гимнастике. А соревнования? Многие родители говорят, что они не могут поехать на соревнования, т.к. они на выходные уезжают. Извините, если Вы пошли в художественную гимнастику, то придется делать выбор. Мы, тренеры, в течение года, работаем ,практически, без выходных.

— Вы строгий тренер?

— Тренер должен быть строгим, как и любой учитель. В воспитании должна быть строгость, но не жестокость. Если с ребенка не будешь требовать – ничего он делать не будет. Всем нравится, когда с ним ути-пути, но результата в этом случае не будет. А мы ставим задачу, и тут  плачь — не плачь, а делать нужно. И конечно, тренер должен быть образцом, примером для подражания. Я вспоминаю своего тренера: мне всегда нравилась ее интеллигентность, ее внешность – как она выглядит, как она общается, как она держит себя. Я хотела быть похожа на нее.

— Дайте, пожалуйста, совет, родителям, которые сомневаются — вести ли своего ребенка в художественную гимнастику.

— Я хочу сказать, что если родители решили отдать ребенку в художественную гимнастику, то они должны жить этой гимнастикой, в первую очередь, сами. Потому что у всех выходные, а у нас соревнования, у всех отпуск, а нам в лагерь ехать нужно. Им нужно запастись терпением, потому что обучить чему-либо ребенка – это долгий процесс. А когда будет трудно – не пасовать, а идти дальше, т.к. трудно бывает очень часто. Им нужно научиться не идти на поводу у ребенка, особенно если тренер говорит, что у ребенка талант. Не зацикливаться на первых местах, т.к. дети, которые даже не занимают призовых мест, которые даже закончили на 1-м разряде, прекрасно двигаются, они красивые, они стройные, они прекрасно чувствуют музыку, они гордятся собой – для жизни это много дает. И, конечно, очень важно, что в переходный сложный период девочки находятся не где-то, а занимаются в зале – тренируют свой разум, свое тело, свою волю. Где вот сейчас Ваша девочка? Она не где-то, она на ТРЕНИРОВКЕ!

Наталья Тилли


www.bebinka.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *