Содержание

Детские афазии — причины, симптомы, диагностика и лечение

Детские афазии

Детские афазии – это гетерогенная группа патологий ЦНС, которые проявляются частичной или полной потерей ранее присутствовавшей речи. Кроме того, они могут сопровождаться нарушениями чтения, письма, восприятия, счета, эмоциональными и поведенческими реакциями. Основа диагностики детских афазий – непосредственная оценка речевых и неречевых функций ЦНС, а также определение структурных и функциональных нарушений коры головного мозга при помощи КТ, МРТ и ЭЭГ. Лечение включает в себя прохождение курса специального восстановительного обучения и ликвидацию этиологического фактора (по возможности). При синдроме Ландау-Клеффнера также проводится противосудорожная терапия.

Общие сведения

Детские афазии – это группа полиэтиологических нарушений центральной нервной системы, которые характеризуются частичной или тотальной потерей речевых функций у детей с ранее сформировавшейся речью. В педиатрии такие состояния встречаются редко – данные патологии больше распространены у взрослых. Суммарная встречаемость среди детей – менее 1%. Детские афазии чаще наблюдаются у мальчиков. В детском возрасте афазии проявляются менее разнообразно, чем у взрослых, поскольку речь у детей не столь развита. Чем младше ребенок – тем менее разнообразны клинические симптомы детской афазии. Также для пациентов детского возраста характерен быстрый регресс возникших симптомов – спустя несколько месяцев речевые функции могут полностью восстановиться.

Детские афазии

Детские афазии

Причины детских афазий

Детская афазия – это гетерогенное состояние. Он развивается в результате поражения речевых систем ЦНС в период сформированной речи. В большинстве случаев подобные состояния диагностируются на фоне черепно-мозговых травм и патологии сосудов, кровоснабжающих головной мозг – внутренней сонной или средней мозговой артерии. Среди ЧМТ ведущую роль играют открытые повреждения, сопровождающиеся потерей мозгового вещества. Закрытые травмы головного мозга провоцируют детские афазии значительно реже.

Также в роли этиологических факторов выступают опухоли, аневризмы, гематомы, абсцессы головного мозга, энцефалит. При синдроме Ландау-Клеффнера потеря речи возникает совместно с эпилептическими припадками. Точная этиология этой формы детской афазии не установлена. По мнению многих авторов, она может быть вызвана генетической или приобретенной структурной склонностью к эпилептиформной активности. Развитие приобретенной эпилептической афазии предположительно может провоцировать ранее перенесенный энцефалит.

Классификация детских афазий

Согласно Международной классификации болезней (МКБ-10) детские афазии можно разделить на две группы:

1. Детские афазии, возникшие в результате органического или структурного изменения коры головного мозга. Сюда относятся речевые нарушения вследствие опухолей, травм, патологии сосудов и др. В зависимости от места поражения и патогенетических механизмов эта группа разделяется на подгруппы, которые будут рассмотрены далее.

2. Синдром Ландау-Клеффнера или приобретенная эпилептическая детская афазия. В данном случае речевые нарушения возникают без органических патологий головного мозга, основой их развития является эпилептиформная активность.

Отдельно стоит выделить сочетание этих синдромов. Данное состояние развивается в тех ситуациях, когда на фоне новообразования, гематомы или других структурных изменений головного мозга появляются судорожные приступы, существенно утяжеляющие клиническую картину и стимулирующие прогрессирование детской афазии.

Симптомы детских афазий

Характерный возраст для детских афазий – 3-7 лет. Однако во многих случаях время начала заболевания зависит от того, в какой момент подействовал этиологический фактор – возникла гематома или произошла травма. В зависимости от речевых и неречевых симптомов, а также локализации поражения в педиатрии и логопедии выделяют следующие формы структурных детских афазий: акустико-гностическая или сенсорная, акустико-мнестическая, афферентная и эфферентная моторные, динамическая. Присутствующей у взрослых семантической формы в детском возрасте не наблюдается, поскольку в этом периоде еще не сформирована система символически-знакового обобщения сигналов.

Акустико-гностическая или сенсорная форма. Зона поражения – задняя 1/3 верхней темпоральной извилины левой половины головного мозга. Эта форма детской афазии возникает из-за нарушения акустического анализа и обработки звуков речи, что характеризуется поражением фонематического слуха. Клинически проявляется нарушением всех форм устной и письменной речи, чтения и устного счета, ритмическим воспроизведением. Также у таких детей наблюдается чрезмерная тревога и возбудимость, эмоциональная нестабильность.

Акустико-мнестическая афазия. Локализация поражения – средние и задние участки темпоральной области. Суть этой детской афазии – повышение тормозимости слуховых следов, приводящее к нарушению слуховой и речевой памяти. Также присутствует дефект зрительных и предметных образов-представлений. Такие дети не понимают подтекста, аллегорий, не могут называть предметы. Отмечается умеренное нарушение устной речи и ее восприятия. Может возникать повышенная активность и эмоциональная нестабильность, тревога.

Афферентная моторная афазия. Место поражения – нижние париетальные участки доминирующего полушария. Патогенетически основывается на нарушениях кинестетического восприятия. Основной признак – аномалии мелких артикуляционных движений губ и языка. Такие дети или неспособны к экспрессивной речи или имеют большое количество литеральных парафазий. Непроизвольная и автоматизированная (песни, стихи) речь, письмо и чтение сохранены.

Эфферентная моторная форма детской афазии. При этой форме поражаются задние лобные участки. Страдает инертность сформировавшихся стереотипов, что проявляется персеверациями. Способность к устным высказываниям минимальная или полностью отсутствует. Могут сохраняться отдельные звуки, автоматизированная речь. Наблюдается нарушение чтения, письма, апраксия.

Динамическая афазия. Крайне редкая форма в педиатрии, может наблюдаться у детей старших возрастных групп. Локализация патологического очага – задние лобные отделы. Патогенетически данная разновидность заболевания обусловлена дефектами внутренней речи, нарушением сукцессивной организации высказывания. Проявляется расстройством продуктивной речи, неспособностью активного общения – нормальные предложения заменяются стереотипами или шаблонами, глаголы полностью отсутствуют. Больные с данной формой детской афазии почти никогда ничего не спрашивают и не вступают в диалоги, но охотно отвечают на поставленные вопросы. Чтение и письмо могут быть сохранены.

Синдром Ландау-Клеффнера. Локализация пароксизмальной активности может быть разной, наиболее часто поражаются височные области. Потеря речи может происходить как резко (чаще всего), так и постепенно, на протяжении нескольких месяцев. Также теряется способность к восприятию речи, возможны нарушения поведения и эмоциональной сферы – гипервозбудимость, эмоциональная лабильность. Характерная черта данной формы детской афазии – судорожные припадки, которые, однако, наблюдаются не у всех больных.

Диагностика детских афазий

Диагностика детских афазий включает в себя сбор анамнестических данных, объективный осмотр и общение с ребенком, лабораторные и инструментальные методы исследования. При выяснении анамнеза у родителей устанавливают этиологические факторы (травмы, сопутствующие заболевания), а также динамику симптомов от возникновения до момента обследования. При объективном осмотре ребенка обращают внимание на возможные неврологические расстройства, которые могут указывать на характер поражения головного мозга. При общении с ребенком педиатр или детский психиатр оценивают способность пациента к устной речи, письму, чтению и счету, другие речевые и неречевые функции, что позволяет определить форму детской афазии.

Лабораторные анализы, как правило, малоинформативны. В некоторых случаях они могут указывать на возможную этиологию (лейкоцитоз со сдвигом формулы влево при абсцессе и т. д.). Среди инструментальных методов применяются ЭЭГ, рентгенография черепа, КТ и МРТ. ЭЭГ используется для оценки активности того или иного участка коры головного мозга, а при синдроме Ландау-Клеффнера – для выявления эпилептиформных припадков. Рентгенография и КТ черепа показаны при травмах головы, поскольку позволяют определить состояние костей черепа, диагностировать их переломы. МРТ головного мозга – наиболее информативный метод оценки структуры ЦНС. Она почти всегда дает возможность установить этиологический фактор детской афазии и распространенность патологического процесса и определить дальнейшею терапевтическую тактику.

Лечение детских афазий

Лечение детских афазий подразумевает специальное восстановительное обучение под контролем логопеда. Его суть заключается в активации компенсаторных механизмов головного мозга при помощи прямых и непрямых способов. Прямые методы показаны на ранних сроках, основаны на использовании активации резервных способностей клеток. Непрямые или обходные методы компенсируют утраченные функции за счет функциональных перестроек. В зависимости от ситуации и формы детской афазии в качестве материалов для обучения применяются тексты, карточки, картинки, компьютерные программы, различные предметы, однако ведущую роль играют упражнения с логопедом.

Эффективность восстановительного обучения зависит от целого ряда факторов: формы и длительности заболевания, тяжести поражения ЦНС, этиологического фактора, возраста ребенка и момента начала терапии. Детский мозг очень пластичен, поэтому при легких формах зачастую наблюдается быстрый регресс симптомов. При структурных детских афазиях легкой степени тяжести способность к коммуникации возвращается на протяжении 3-5 недель, при средней – через 1-6 месяцев. При синдроме Ландау-Клеффнера помимо обучения может использоваться соответствующее медикаментозное противосудорожное лечение. Однако даже на фоне позитивной динамики возрастной нормы достичь удается достаточно редко.

Прогноз и профилактика детских афазий

Прогноз при детской афазии зачастую благоприятный. При ранней диагностике и своевременно начатом восстановительном обучении на протяжении первых нескольких недель или месяцев удается добиться быстрого регресса патологии. При тяжелых формах поражения ЦНС или синдроме Ландау-Клеффнера прогноз сомнительный. Прогностически неблагоприятным признаком считается отсутствие позитивной динамики на протяжении первых нескольких недель. Специфической профилактики детских афазий не существует. Неспецифические меры подразумевают исключение всех возможных этиологических факторов: раннюю диагностику и лечение фоновых заболеваний ЦНС и сосудов, которые могут вызвать ишемию коры головного мозга, минимизацию риска травм головы.

Афазия у детей: причины, симптомы и коррекция

Не всегда речевые проблемы появляются в дошкольном возрасте или с рождения. Их провоцируют болезни, травмы, стрессы. Разделение диагнозов − сложное дело, не каждый специалист правильно определит болезнь.

СодержаниеСвернуть

Афазия у детей появляется очень редко, так как это нарушение больше характерно для взрослых. Появляется она из-за серьезного нарушения кровообращения в головном мозге, что приводит к утрате речи.

Причины появления

Этиология детских афазий

При афазии происходит поражение определенных участков мозга, которые отвечают за речь. Чаще всего это происходит на фоне инсульта, черепно-мозговых травм, аневризмы сосудов. Риск появления болезни есть у подростков и молодых людей.

Детская афазия возникает из-за следующих причин:

  • опухолей головного мозга;
  • травмы;
  • тяжелой инфекционной болезни.

Это тяжелое нарушение, которое затрагивает все виды речевой деятельности. Степень выраженности проблемы зависит от локализации очага поражения, его размера, нарушенных функций.

Имеет значение реакция человека на дефект, его осознание. Учитывается степень развития навыков, например, чтения, до появления дефекта.

Афазию нельзя путать с другими проблемами: алалией, дизартрией. У ребенка появляется ряд специфических симптомов. Причина нарушения всегда органической природы.

У детей афазия возникает редко — около 10% случаев приходится на дошкольный и школьный возраст. Остальная масса больных — это лица, старше 18 лет.

Из-за малоподвижного образа жизни, ухудшения криминогенной обстановки инсульты и черепно-мозговые травмы значительно помолодели. Увеличилось количество опухолевых заболеваний. Поэтому разработка методов восстановления речи актуальна.

У детей чаще диагностируют моторную и сенсорную афазию. У взрослых формы болезни разнообразны.

Моторная афазия

Встречается в 90% случаев, возникает при поражении речедвигательного центра головного мозга. При данной патологии человек не говорит либо воспроизводит отрывистые фразы.

При моторной афазии больной понимает обращенную речь, но сам воспроизвести ее не в состоянии.

Он не способен повторить звуки, слога, слова, простые фразы. Иногда спонтанно что-то говорит — расхожие выражения, бытовые предложения, случайные слоги. Невозможна спонтанная речь.

У детей отмечается частичный или полный распад письменной речи, чтение страдает больше, чем письмо. Попытки прочитать текст вслух сопровождаются паралексией — неправильным узнаванием букв, неспособностью соединять их в слоги.

В процессе логопедических исследований было обнаружено, что при моторной афазии дети способны правильно записывать цифровую последовательность, складывать из разрезной азбуки имя и фамилию.

Личностные особенности:

  • самокритичность;
  • ощущение беспомощности;
  • осознание дефекта;
  • неуверенность.

В тяжелых случаях совокупность этих проблем приводит к депрессии. Она плохо влияет на развитие детей.

Сенсорная афазия

При сенсорной афазии ребенок не понимает обращенную к нему речь

Этиология появления — поражается центр мозга, отвечающий за восприятие речи. У больного отличный слух, но он не понимает ничего из услышанного. Подобные чувства возникают у людей, которые слышат иностранную речь.

Специалисты выделяют две степени тяжести. При тяжелой человек не воспринимает свою, чужую речь. При легкой он не понимает определенные смысловые конструкции. При отсутствии работы над устранением дефекта количество узнаваемых слов снижается.

У детей эта форма встречается редко. Вторичные нарушения:

  • низкая степень концентрации внимания;
  • интеллектуальные нарушения;
  • отсутствие потребности в социальном взаимодействии.

В процессе восстановительной работы уделяют внимание развитию контакта, стимуляции положительных эмоций. Коррекция идет долго и требует много сил от специалистов и родителей.

При сенсорной афазии ребенок разговорчив, использует речь, но не контролирует ее. Несмотря на многословность, речевой поток лишен смысла.

Разграничение диагнозов

Определить точное речевое нарушение не всегда легко. В логопедии выделяют разные болезни, которые имеют определенные особенности. При дизартрии поражаются подкорковые структуры мозга, возникают проблемы с произносительной речью. При афазии грубые двигательные нарушения возникают вследствие поражения участков коры. Для дизартрии характерна ограниченность артикуляционного аппарата, которая наблюдается во всех ситуациях.

Симптоматика схожа с алалией, но это два разных диагноза. Афазия — это распад речи, которая начала нормально формироваться. Ребенок произносит звуки раннего онтогенеза, строит простые фразы, накапливает словарь. При алалии этого не происходит — нет слов, слогов, иногда только простые звукоподражания («ма», «биби»).

При афазии отмечается нормальный уровень физического слуха. Ребенок реагирует на раздражители, выделяет звуки речи из окружающей среды.

Дифференциальная диагностика моторной алалии и детской моторной афазии

Если есть психические нарушения — задержка развития, умственная отсталость, аутизм – афазия не ставится. На ее фоне могут развиваться вторичные дефекты, но они не приводят к подобной проблеме.

Способы диагностики

Прежде чем начинать устранение проблемы нужно правильно определить причину нарушения. Это позволит выбрать направление восстановительной работы, провести лечение. Обследования назначает невролог.

МРТ (магнитно-резонансная томография) или компьютерная томография помогает определить локализацию проблемы. Знание того, какие зоны коры мозга повреждены, помогут определить необходимую работу.

При сенсорной форме страдает зона Вернике, при моторной — Брока.

Желательно провести УЗИ сосудов мозга — это позволит выявить нарушения кровообращения.

Психолог оценивает состояние высших психических функции (ВПФ):

  • памяти;
  • мышления;
  • внимания.

Это важный этап обследования, так как он дает возможность определить вторичные нарушения. При зрительной агнозии больной видит предмет, но не способен его узнать. То есть описывает стул, его функции, но не может назвать его.

Логопед проводит педагогическую диагностику. Она направлена на изучение общей, мелкой моторики, органов артикуляции. При моторной форме появляются апраксии — неспособность выполнить серию движений.

Логопедическая диагностика афазии

Во время разговора возникают перестановки в слогах. В тяжелых случаях отмечается «телеграфный» стиль речи, то есть больной не использует глаголы, предлоги, его фразы короткие и обрубленные.

У детей школьного возраста проводится диагностика письменной речи. Дается текст для списывания, один образец с письменными буквами, другой с печатными. Третий тест — запись под диктовку. Обязательно проводится проверка чтения.

При тяжелой форме моторной афазии ребенок способен записать слово, только если его четко проговаривают по слогам — это проявление аграфии. При сенсорной больной легко списывает текст с образца, читает его. Но без слухового контроля это не всегда звучит четко, ясно.

Первую помощь оказывают в стационарах, где детей проверяет консилиум специалистов. При ранних формах афазии сложно делать прогноз, так как многое зависит от степени поражения, начала оказания помощи, квалификации специалистов.

Методы лечения

Для устранения афазии используют два направления — логопедическое и медицинское. Невролог назначает курсовой прием препаратов, которые расширяют сосуды, улучшают метаболизм и кровообращение. Дополнительные средства стимулируют работу нервной системы — это лечебная физкультура, массаж, физиотерапия.

Афазия может характеризоваться разными проявлениями, поэтому логопед составляет коррекционную работу исходя из индивидуальных особенностей больного. Работа проводится под контролем лечащего врача, так как ухудшение состояния ребенка (снижение речевых функций) свидетельствует о повышении артериального давления и развития других проблем.

Первые занятия длятся по 10 минут, постепенно время увеличивается. Важно не перегрузить больного. На каждого ребенка заводится персональная тетрадь, куда записывается информация о занятии.

Логопедическое занятие в игровой форме

По возможности используют групповые занятия. Они восстанавливают коммуникативную функцию речи, убирают фобии и страхи. Детей подбирают по 3-4 человека с примерно одинаковой степенью дефекта. Для сенсориков группы делают по 2-3 человека.

При моторной афазии широко используются бытовые темы, домашние инсценировки. В начале занятия логопед четко проговаривает план урока.

Для детей дошкольного возраста есть специальные детские сады, для школьников – школа V типа. В условиях учебных заведений им оказывают всю необходимую помощь.

Особенности логопедической помощи

Для устранения нарушения у подростков потребуется около пяти лет упорного труда. Только при четком осознании дефекта, стремлении с ним справиться, можно добиться значительного улучшения. В силу возраста дети не всегда понимают серьезность положения, они надеются на спонтанное излечение, не видят необходимости в систематичности.

Специалисту необходимо развивать все виды психической деятельности, вырабатывать мотивацию, умение планировать, отрабатывать движения. Каждое занятие должно быть интересным.

Весь материал подбирается с учетом возраста ребенка. Для дошкольников и младших школьников используют лепку, конструирование, рисование, игры. Детей подготовительной группы обучают чтению, письму, складыванию слов из разрезной азбуки, дают им основы звукобуквенного анализа.

У школьников отмечаются сложности с ориентированием во времени, пространстве. Поэтому проводится работа по развитию математических представлений. Подросткам также восстанавливают навыки иностранного языка.

Детали работы

Классификация слоговой структуры слова по Марковой А.К.

При моторной афазии большое внимание уделяется отработке артикуляционных движений, переключаемости. Проводится работа по развитию слоговой структуры начиная с первого класса слов (классификация Марковой).

Расширяется словарный запас, отрабатывается устранение аграмматизмов. Для развития связной речи используют сюжетные картинки либо комиксы. Работу начинают с сохранных звуков, после восстанавливают утраченные. Внимание ребенка обращают не только на акустические характеристики, но и на графические, артикуляционные.

Применяются лепка, срисовывание, неречевые игры. Это формирует мотивацию, развивает моторику.

Для сенсорной формы нет готовых методик лечения. Специалисту приходится самостоятельно подбирать программу восстановления.

На устранение нарушения уйдет около 5 лет. В некоторых случаях ребенку показана коррекционная школа, где у него будет облегченная программа. В обычной школе ему будет тяжело учиться, что скажется на психологическом состоянии и приведет к ухудшению.

Афазия у детей: причины, симптомы, лечение

Афазия у детей — это очень редкое явление. Она встречается в 1% среди детей всего мира. Ребёнок, страдающий афазией, очень наблюдательный, но при этом у него серьёзные трудности в отношения со сверстниками. Какой прогноз у ребенка, страдающего детскойафазией?

Понятие афазии

Детская афазия — это нарушение, концентрирующееся в центре коры головного мозга. Эти центры ответственны за речевую функцию. Чаще всего расстройства концентрируются в проводящих путях мозга. Так же как у взрослых, оно характеризуется нарушением восприятия речи. Нарушение может быть, как частичным, так и полным.

Ребёнок не способен грамотно построить предложение, произнести определенные слова и звуки. Дети, страдающие афазией, не могут выразить свою мысль с помощью речи. Такие дети очень наблюдательны, но из-за того, что они не могут внятно разговаривать, у них складываются проблемы в общении со сверстниками.

Так как заболевание связано с повреждением головного мозга, у детей оно диагностируется намного реже чем у взрослых. Механизм действия заболевания заключается в следующем. Каждое полушарие головного мозга отвечает за определенный вид деятельности. Часто для выполнения какой-либо функции необходимо участие сразу двух полушарий.

За речевую деятельность у человека несет ответственность левое полушарие. Оно контролирует не только способность говорить, писать и читать, но также слушать. В 95% случаях афазия формируется из-за нарушения работы левого полушария.

Почему возникает афазия у детей

Признаки развития детской афазии и ее симптоматика

Проявления детской афазии такие же, как у взрослых. Основными факторами являются:

  • Процесс развития опухоли.
  • Инфекции.
  • Черепно-мозговые травмы.

Причины возникновения афазии

У взрослых афазия может возникать из-за острого нарушения мозгового кровообращения в форме инсульта. Но у детей такая причина встречается в единичных случаях.

Афазия — это серьезная патология, у взрослых она проявляется во множестве форм: моторная, сенсоматорная, семантическая, общая, глобальная и др. Но у детей большого количества форм проявления патологии не наблюдается. Первый симптом проявления детской афазии, который могут обнаружить родители, это сложность у ребёнка в подборе нужного слова.

Он никак не может вспомнить его, часто вместо необходимого слова он пытается употребить синонимы, подобрать новые слова, обозначающие этот предмет. Если ребенку так и не удалось найти необходимое слово, он может не закончить свою фразу. Многие путают это явление с нарушением памяти. Но это всего лишь трудности в подборе слова в необходимый момент.

Симптомы возникновения афазии

Ребёнок не может связать вместе два слова, например, цветок роза. Для него это очень сложно, эти слова существует в его понимании по отдельности.

Детская афазия чаще всего сопровождается нарушением восприятия времени. У ребенка возникают трудности с выполнением последовательности действий. Он не может разложить в хронологическом порядке поступки.

Симптомы афазии у детей

У детей, страдающих афазией, возникают большие трудности в коллективе. У них нет желания разговаривать, чаще всего потому что не могут. Из-за этого они стараются реже общаться со сверстниками. Иногда может наблюдаться сложности с артикуляцией, звуки произносятся очень растянуто, речь быстрая. Такое произношение собеседники воспринимают с большим трудом. В связи с этим нарушает синтаксическая сторона речи.

Ребенок, страдающий детской афазии, испытывает трудности не только в разговоре с окружающими людьми, но и с пониманием их речи. Он может хорошо воспринять только короткие предложения.

Виды афазии

Патология подразделяется на виды в зависимости от психологических и лингвистических нарушений. Выделяются следующие виды:

  • Эфферентная моторная – при такой патологии человек не может переставлять слоги и фразы. У больного наблюдается скудная речь.
  • Тотальная афазия – при таком виде патологии больной не может ни воспринимать чужую речь, ни воспроизводить слова самостоятельно.
  • Амнестико-семантическая – у больного наблюдается нарушение с памятью и трудности в восприятии сложных конструкций.
  • Афферентная моторная – у детей нарушается функция правильного произношения звуков.
  • Акустическо-гностическая – при развитии такой формы заболевания у пациента возникает нарушение в восприятии речи собеседника.

Также могут встречаться смешанные формы патологии.

Диагностика и методы лечения

Диагностика детской афазии заключается прежде всего в обнаружении очага патологии. Для этого производится полное сканирование мозга. Очень важно для постановки диагноза найти причину, которая вызвала отклонение.

Лечение должно быть в первую очередь направлено именно на устранение этой причины, включая в себя занятия по обучению чтению и письму. Таким детям назначаются регулярно индивидуальные занятия с логопедом. Они обучаются навыкам речи.

Большую роль играет домашняя работа с родителями. Родители должны научить ребёнка выполнять упражнения дома, правильно общаться. Если у ребёнка повреждены обширные участки мозга, лечение афазии бывает редко эффективным. Положительная динамика будет наблюдаться только в том случае, если удастся восстановить некоторые структуры головного мозга.

Лечение афазии у детей

Очень важно для родителей понять, что они играют важную роль в процессе выздоровления ребёнка. Регулярные занятия с малышом, поддержка разговора, внимательное выслушивание его ответов, терпение и понимание окажут наибольшее влияние на процесс выздоровления.

Если ребёнок страдает моторной афазией, у него сохраняется критическое отношение к себе. Он осознает, что произносит фразы неправильно. Это может привести к развитию депрессивного состояния. Ребёнок становится замкнутым. Если происходит такой процесс, это может привести к углублению проблемы.

Чтобы этого избежать, необходимо проводить консультации с психологом. Важно, чтобы маленький пациент был уверен в себе. Это повлияет на результат лечения.

Афазия у детей – заболевание, связанное с нарушением функций головного мозга

Чем раньше будет проводиться коррекция афазии, тем успешнее будет прогноз на лечение. Прогноз до начала лечения ни один врач поставить не сможет. Восстановление речевой функции будет зависеть от участка поражения головного мозга и степени нарушения.

Лучше всего коррекция проходит у подростков. Лечение детской афазии — это длительный процесс, и только комплексный подход даёт шансона эффективное выздоровление.

Особенности детской афазии | MedBoli.ru

По статистике, афазия у детей возникает гораздо реже, чем у взрослых. Эта особенность объясняется лучшей амортизацией головного мозга при черепно-мозговых травмах, меньшей вероятностью влияния на организм негативных факторов. В случае с детьми состояние также проявляется полной или частичной утратой уже сформированных речевых функций. Ребенок может испытывать проблемы с чтением, письмом и счетом. Особенностью считаются специфические поведенческие и эмоциональные реакции, которые у взрослых выражены не так ярко.

По статистике, афазия у детей возникает гораздо реже, чем у взрослыхПо статистике, афазия у детей возникает гораздо реже, чем у взрослых.

Детские афазии

В основе детских речевых расстройств лежит поражение тканей центральной нервной системы, приводящее к изменению их структуры, снижению функциональности. Состояние диагностируется не более, чем у 1% детей, причем, мальчики страдают от него чаще девочек.

Независимо от формы, детская афазия имеет ряд особенностей:

  • клиническая картина не такая яркая, как у взрослых;
  • симптомы не очень разнообразны;
  • чем меньше пациент, тем менее выражены тревожные признаки, что осложняет постановку диагноза;
  • в педиатрии нередко проявляется быстрый регресс патологии, когда утраченные функции стремительно восстанавливаются в течение нескольких месяцев терапии.

Детскую афазию важно научиться отличать от алалии. В первом случае расстройство проявляется в виде проблем с уже сформированной речью, возникает ее регресс. Во втором нарушение заключается в недоразвитости или полном отсутствии функции изначально.

В педиатрии нередко проявляется быстрый регресс патологии, когда утраченные функции стремительно восстанавливаются в течение нескольких месяцев терапииВ педиатрии нередко проявляется быстрый регресс патологии, когда утраченные функции стремительно восстанавливаются в течение нескольких месяцев терапии.

Причины детских афазий

Нарушение речи у детей становится результатом изменения структуры тканей на определенных участках коры головного мозга. Процесс может возникнуть на фоне воспалительного, инфекционного или дегенеративного процесса, отека, сдавливания или гипоксии. В зависимости от локализации очага проблемы развивается та или иная форма заболевания. В педиатрии афазия чаще всего становится последствием перенесенной черепно-мозговой травмы.

Одним из факторов риска считаются проблемы во время беременности или родов.

В таких ситуациях урон, нанесенный центральной нервной системе, способен проявиться через несколько лет полноценной жизни.

Также афазия у детей может развиться в результате врожденных церебральных сосудистых аномалий, гематом, опухолей. Опасность представляют перенесенные воспалительные или инфекционные заболевания головного мозга. В отдельную группу выделяют нарушения речи при синдроме Ландау-Клеффнера. Такой недуг дополняется эпилептическими приступами. Механизм развития патологии до конца не изучен, но его связывают с наследственной или приобретенной предрасположенностью к повышенной эпилептической активности.

Патологический процесс может возникнуть на фоне воспалительного, инфекционного или дегенеративного процесса, отека, сдавливания или гипоксии мозгаПатологический процесс может возникнуть на фоне воспалительного, инфекционного или дегенеративного процесса, отека, сдавливания или гипоксии мозга.

Классификация детских афазий

Все афазии, встречающиеся у детей, официально делят на две группы. В первую входят патологии, которые развиваются в результате изменения тканей головного мозга на структурном или органическом уровне. Это нарушения речи, возникающие из-за опухолей, сосудистых патологий, травм, отравлений медикаментами или ядами и т.д. Все патологии разбиваются на несколько подгрупп в зависимости от локализации очага основного заболевания. У каждой формы есть свои особенности, для них свойственны характерные клинические проявления, что нужно учитывать в ходе терапии.

Патологический процесс может возникнуть на фоне воспалительного, инфекционного или дегенеративного процесса, отека, сдавливания или гипоксии мозга

Вторую группу представляет приобретенная эпилептическая афазия (синдром Ландау-Клеффнера). Речевые расстройства в этом случае становятся последствием патологической эпилептической активности головного мозга. Состояние не сопровождается изменением структуры нервной ткани. В редких случаях механизмы развития, характерные для обеих групп, сочетаются и выливаются в один недуг. Это существенно утяжеляет ситуацию, усугубляет клиническую картину, ускоряет прогрессирование патологии.

Симптомы детских афазий

Афазия у детей может развиваться в любом возрасте, но обязательно после формирования полноценной речи. Чаще всего расстройство фиксируют у малышей 3-7 лет. В одних случаях клиническая картина проявляется резко и нарастает стремительно. В других процесс растягивается на годы – все зависит от типа негативного фактора, влияющего на мозг, площади поражения ЦНС.

Признакии проявления афазии у детей зависят от ее формы:

  • сенсорная – очаг поражения расположен в левом полушарии, задней трети верхней височной извилины. Страдает фонематический слух из-за сбоя процесса приема, анализа и обработки звуков. У детей афазия проявляется в виде общих проблем с устной и письменной речью, счетом и чтением, пропадает чувство ритма. Дополнительно у пациента фиксируются эмоциональная лабильность, повышенная возбудимость, необъяснимая тревога;
  • акустико-мнестическая – поражение средних и задних областей височной зоны. Состояние характеризуется ухудшением речевой и слуховой памяти, проблемами со зрительным восприятием образов. У таких детей сложности с называнием предметов, восприятием и продуцированием устной речи. Обычно малыши чрезмерно активны, тревожны, нестабильны в эмоциональном плане;
  • моторная афферентная – очаг поражения в доминирующем полушарии, нижних теменных участках. Проявляется в виде невозможности совершать необходимые для воспроизведения задуманной речи движения языком и губами. Дети не продуцируют спонтанную речь или делают ее неразборчивой. У них сохранены навыки в письме и чтении, они способны издавать непроизвольные звуки, автоматом выдавать стихи или песни;
  • моторная эфферентная – поражение задних лобных участков приводит к навязчивому повторению одних и тех же простых слов или слогов. Устные высказывания невозможны или сильно нарушены. Может сохраняться автоматизированная речь, иногда дети издают отдельные осознанные звуки. Письмо и чтение нарушены;
  • динамическая – очень редкое явление, которое диагностируется у детей старшего возраста. Очаг поражения расположен в задних лобных отделах. Болезнь проявляется невозможностью ведения активного общения из-за отсутствия в высказываниях пациента глаголов, использования шаблонов. Такие дети не задают вопросов, не становятся инициаторами диалога, но отвечают, когда их спрашивают. Письмо и чтение не нарушены;
  • приобретенная эпилептическая – проблема обычно расположена в височных отделах головного мозга, но не исключена и другая локализация. Чаще всего нарушение речи проявляется резко, иногда процесс может быть растянут на месяцы. Дети не воспринимают устную информацию, становятся эмоционально нестабильными, возбудимыми. Характерной чертой патологии являются судорожные приступы, но в редких случаях они отсутствуют.

Сенсорная афазия характеризуется наличием тревоги у ребёнкаСенсорная афазия характеризуется наличием тревоги у ребёнка.

Примечательно, что семантическая афазия у детей не диагностируется. В юном возрасте мозг человека еще не способен обобщать сигналы по символически-знаковому принципу.

Диагностика детских афазий

Предварительный диагноз ставится на основе клинической картины, анамнеза. Ребенок должен быть осмотрен неврологом, при необходимости – логопедом. Обязательно проводятся лабораторные и аппаратные методы исследования, с помощью которых устанавливается причина нарушения работы головного мозга.

В зависимости от ситуации в этомперечне могут быть КТ или МРТ, ЭЭГ, рентген черепной коробки. Для исключения других патологий ребенок может быть осмотрен психиатром.

Лечение детских афазий

В первую очередь терапия при афазии у детей должна быть направлена на устранение фактора, провоцирующего речевое расстройство. В педиатрии предпочтение отдается максимально щадящим комплексным подходам, по возможности ограничиваются консервативными приемами. Параллельно занимаются самой афазией. Методы ее устранения подбирает целая группа врачей, состоящая из педиатра, невролога, логопеда, дефектолога. Важно понимать, что даже при самом лучшем раскладе достижение показателей возрастной нормы случается редко.

Логопедические занятия направлены на запуск компенсаторных свойств клеток головного мозга, окружающих пораженный участок. В ход идут прямые способы, основанные на стимулировании резервных функций нервной ткани, и непрямые – нацеленные на функциональные перестроения внутри проблемного отдела. В детской логопедии активно используются карточки, устные и письменные упражнения, работа с предметами, программное обеспечение. Сегодня все чаще в ход идут приемы нетрадиционной медицины, при которых дети проводят время с различными животными.

Благодаря особенностям головного мозга у детей и гибкости происходящих в нем процессов прогноз по афазии в большинстве случаев благоприятный. В каждой конкретной ситуации важную роль играет тип нарушения, площадь поражения нервной ткани, корректность подобранного лечения. При легких формах расстройств признаки положительной динамики проявляются уже через несколько недель терапии. Примерно через месяц восстанавливается коммуникативная функция. При средней степени тяжести состояния на получение стойкого эффекта уходит до полугода.

Сенсорная афазия характеризуется наличием тревоги у ребёнка Загрузка…

симптомы, причины, лечение, профилактика, осложнения

Причины

Афазия развивается как результат при поражении речевых центров и нервных окончаний, отвечающих за речевые сигналы, коры головного мозга. Этот синдром относится к органическим нарушением височных, лобной, теменной или затылочной частей мозга.

Чаще всего афазийные расстройства происходят по следующим причинам:

  • заболевания сосудов головного мозга и кровеносной системы, они встречаются у детей крайне редко,
  • черепно-мозговые травмы и сотрясения, эта причина является одной из ведущих в детском возрасте,
  • воспалительные процессы в головном мозге (энцефалит, абсцесс),
  • новообразования внутри черепной коробки (злокачественные и доброкачественные опухоли),
  • заболевания центральной нервной системы, имеющие прогрессирующее течение (болезнь Альцгеймера, например),
  • операции на головном мозге,
  • наличие наследственного фактора.

Степень тяжести афазии и возможности её устранения зависят от того, какой участок коры головного мозга повреждён, каковы причины синдрома и насколько сильны компенсаторные функции организма.

У маленьких детей в силу несформированности центральной нервной системы афазийные процессы могут начать своё обратное развитие.

Симптомы

У детей чаще всего встречаются моторная и сенсорная формы афазийного расстройства. Рассмотрим их основные признаки и особенности.

Моторную афазию разделяют на афферентную и эфферентную.

Признаки афферентной речи(устной и письменной):

  • невозможность спонтанной речи,
  • развитие литеральных парафазий (замена звуков, слогов, перестановка их местами),
  • трудности со звукоразличием,
  • сохранение навыков автоматизированной речи (имена близких, выученные наизусть стихи и песни).

Признаки эфферетной речи:

  • патологическое повторение одного слова, слога, звука,
  • невозможность конструирования предложений,
  • полное отсутствие устной речи,
  • нарушаются правила ударения, интонации,
  • трудности включения в диалог.

Сенсорная афазия (она же акустико-гностическая) проявляется следующей картиной:

  • грубые нарушения понимания слов и речи,
  • нарушение чтения и письма,
  • потеря ритмичности,
  • тревожность, возбудимость, перепады настроения.

Данные признаки могут быть проявлениями клинической картины и других детских заболеваний, связанных с восприятием устной и письменной речи (тугоухость, алалия).

Диагностика афазии у ребёнка

Для точной постановки диагноза необходима полная проверка детской речи, слуха, памяти, других интеллектуальных процессов. Для этого используются специальные тесты.

  • Диагностика устной речи. Проводит её логопед в ходе беседы с ребёнком. Во время общения выясняются способности к пониманию слов и предложений, построению фраз. Определяется связность детской речи, её динамические характеристики и особенности голоса у ребёнка.
  • Диагностика письменной речи. Проводится в форме изложения, диктанта, чтения и пересказа.
  • Диагностика слухоречевой памяти. Самая распространённая методика — тесты на запоминание цепочки слов.
  • Для определения поражённых участков и выявления первопричины синдрома необходимо проведение клинических исследований:
  • магнитно-резонансная и компьютерная томография головного мозга,
  • ангиография,
  • ультразвуковое диагностирование кровеносных сосудов головы и шеи,
  • дуплексное сканер мозговых сосудов,
  • биопсия.

Осложнения

При несвоевременном обращении к логопеду афазийные процессы могут стать необратимыми и приведут к более серьёзным речевым нарушениям и даже полной потерей речи.

При резком выходе из синдрома (при моторных видах афазии) возможно развитие заикания.

Детям с проблемами речи будет сложно общаться со сверстниками и другими людьми. Это может повлечь за собой психологические расстройства.

Лечение

Что можете сделать вы

При проблемах с речью после того, как ребёнок уже свободно говорил (и даже писал), родители должны немедленно обратиться к логопеду. В детском возрасте афазийные процессы имеют обратимый характер, если выявить их в самом начале и начать немедленную коррекцию.

Только сотрудничество специалистов, родителей и самого пациента может привести к хорошему результату. Во время лечения рекомендуются домашние занятия на восстановление речи. Занятий у специалиста может быть недостаточно для скорейшего восстановления детской речи.

Родители должны в полной мере выполнять все показания специалистов, касающихся лечения основного заболевания и устранения афазии.

Что делает врач

Лечение одновременно протекает в двух направлениях. Лечение основного заболевания:

  • использование медикаментозных препаратов,
  • операции при необходимости,
  • восстановительная терапия (массаж, лечебная физкультура, физиотерапия).

Коррекция речи. Схема лечения зависит от степени афазийного расстройства у ребёнка, его типа. В любом случае она проводится в первую очередь логопедом.

Профилактика

Не существует специфических мер по профилактике детской афазии. Во избежание данного синдрома родители должны:

  • регулярно проходить профилактические осмотры ребёнка,
  • своевременно лечить инфекционные и воспалительные заболевания;
  • обезопасить ребёнка от черепно-мозговых травм,
  • укреплять детский иммунитет;
  • при жалобах ребёнка (особенно после сильных ударов или стрессов) обращаться к педиатру.

Оцените материал:

спасибо, ваш голос принят

Вооружайтесь знаниями и читайте полезную информативную статью о заболевании афазия у детей. Ведь быть родителями – значит, изучать всё то, что поможет сохранять градус здоровья в семье на отметке «36,6».

Узнайте, что может вызвать недуг , как его своевременно распознать. Найдите информацию о том, каковы признаки, по которым можно определить недомогание. И какие анализы помогут выявить болезнь и поставить верный диагноз.

В статье вы прочтёте всё о методах лечения такого заболевания, как афазия у детей. Уточните, какой должна быть эффективная первая помощь. Чем лечить: выбрать лекарственные препараты или народные методы?

Также вы узнаете, чем может быть опасно несвоевременное лечение недуга афазия у детей, и почему так важно избежать последствий. Всё о том, как предупредить афазия у детей и не допустить осложнений.

А заботливые родители найдут на страницах сервиса полную информацию о симптомах заболевания афазия у детей. Чем отличаются признаки болезни у детей в 1,2 и 3 года от проявлений недуга у деток в 4, 5, 6 и 7 лет? Как лучше лечить заболевание афазия у детей?

Берегите здоровье близких и будьте в тонусе!

Статья по логопедии на тему: Афазии у детей

Афазии у детей

Классическое определение афазии дано создателем отечественной нейропсихологии А.Р.Лурией.  По А.Р. Лурии, это  системное нарушение речевой функции, обусловленное очаговым поражением той или иной или тех или иных речевых зон мозга. Такая трактовка афазии  соответствует представлениям о ней классических неврологов P.Broca, K. Wernice, P.Маri, Н. Jacksona и других.

Однако это определение, ставшее аксиомным в отношении взрослых больных с афазией, становится проблемным при попытке его применения к детям. То, что афазия носит системный характер, т.е. охватывает все стороны речи,    и   у детей тоже, не вызывает сомнений, а то, что она обусловлена локальным поражением мозга, требует обсуждения.

Как известно, функциональная специализация мозговых зон не определена изначально (природно), она складывается в течение онтогенеза, меняя параметры на его разных этапах. Это относится к ВПФ в целом и к речевой функции в особенности. Согласно  данным литературы (Лурия А.Р., Семенович А.В.)  в речевом онтогенезе происходят серьезные локализационные трансформации. В ранний период   жизни в мозговой организации   речевой функции важная функциональная роль принадлежит подкорке.  Гуление, лепет осуществляются со значительной функциональной долей подкорковых структур мозга, обеспечивающих элементарную итеративную ритмизацию этих первых речевых опытов.  Кортикализация речевой функции  становится ощутимой уже к 2,5 годам.  В этом возрасте  имеет место приоритетная активизация коры правого полушария мозга.  Параллельно начинаются процессы левополушарной латерализации, которым придается разными авторами (Кинзборн М.) большое значение. Отдельные наиболее упроченные речевые действия вновь латерализуются справа, а некоторые, возможно, получают даже подкорковое представительство.  Локализационная концентрация в левом, доминантном по речи полушарии, становится очевидной в 5-6-летнем возрасте.  Это относится к так называемым правшам. У левшей вклад правого полушария остается более существенным.

Принципиально при этом то, что у всех детей  формирующаяся речевая функция, представленная в мозге, имеет двуполушарную представленность. Такая многофокусная локализационная  картина  и является основанием для сомнений о том,  является ли очаговое поражение достаточным для «запуска» афазии или же она следствие более развернутых по мозговой площади выпадений. Кроме того, нельзя не учитывать высокую пластичность мозга детей, перекрывающей локальные выпадения за счет мощных процессов спонтанной компенсации.  

Обсуждаемая проблема более актуальна, что с появлением высоких технологий нейровизуализации  (КТ, МРТ, ЯМР и др.), в литературе появились  сведения о том, что  даже кисты непосредственно в речевых зонах мозга не вызывают речевых расстройств.   Вместе с тем имеются и такие источники, где описаны детские афазии,  обусловленные инсультной или травматической этиологией.

Немногочисленные описания клинической картины детской афазии в тех случаях, когда она развивается (РозенфельдФ.С., 1946; Э.Г.Сименицкая, 1985; Трауготт Н.Н., Кайданова С.И., 1985; Храковская М.Г., 1999; Renata Whurr, Sarah Evans, 1999; F.William  Black, 2000),  содержат утверждения, что  она отличается  от афазии у взрослых. 

Практически все  исследователи детской афазии согласны друг с другом  по поводу следующего:

  • Афазия у детей в среднем протекает легче, чем у взрослых.
  • Симптоматика нарушения речевой и сопутствующие расстройства неречевых функций  носят менее локальный характер, чем у взрослых. Они в большей степени рассеяны по отдельным зонам мозга.
  • Форму афазии часто нельзя установить с достаточной долей определенности.
  • Обратное развитие речевых расстройств у детей происходит быстрее, чем у взрослых и конечный эффект восстановления выше.
  • В связи с этим тяжесть расстройств в инициальный и резидуальный периоды резко различна.
  • Письменная речь страдает грубее, чем у взрослых.
  • У детей в сравнении со взрослыми  грубее выражены нейродинамические изменения.

Вместе с тем, несмотря на столь ценные сведения, содержащиеся в литературе, практически не обсуждается вопрос об особенностях мозговых механизмов детской афазии. Еще менее рассматривается вопрос о зависимости клинических особенностей афазии у детей в зависимости от возраста ее приобретения.

Такое положение обусловило необходимость проведения собственного исследования, целью которого явилось уточнение представлений об особенностях мозговой организации речевой и других ВПФ у детей разных возрастов, а также  об отличии мозговых механизмов ее развития, отличных от тех, которые имею место у взрослых.  

Прежде всего, предстояло выяснить:

  1. Может ли локальное поражение мозга обусловить у ребенка афазию, учитывая  высокую пластичность его мозга? 
  2. Каково значение возрастного показателя в развитии афазии у детей?

Было изучено 16 детей с афазией. Такое ограниченное число испытуемых обусловлено редкостью детской афазии.  У 9-и детей афазия была сосудистой этиологии, у 7-и — травматической. 

Наиболее часто регистрировались  смешанные афазии: моторно-сенсорная (с преобладанием моторного компонента) или реже    сенсо-моторная афазия (с преобладанием сенсорного компонента).

При моторно-сенсорной афазии наиболее ярко выступала артикуляционная апраксия (афферентная и эфферентная) и соответствующие артикуляционные затруднения в речи, менее грубо — нарушения понимания речи. При сенсо-моторной — нарушения понимания были более яркими, а затруднения в артикулировании  — меньшими.

Другие формы афазии практически отсутствовали, хотя всегда присутствовали компоненты  акустико-мнестической (сужение объема слухо-речевой памяти) и часто динамической афазии (снижение речевой активности).

Диагностически особый интерес представили дети 3-х и менее лет.

Постановка определенного  речевого диагноза оказывалось затруднительной. Как известно, маленькие безречевые дети квалифицируются как алалики.  Решить, потерял ли речь такой ребенок, а, следовательно, у него развилась афазия, или речь не развилась, как у алалика, очень трудно.

В анамнезе у всех изученных детей с афазией отмечались перинатальные неблагополучия — пренатальные, внутриутробные натальные или ранние постнатальные. Их последствия выступали либо в наличии явной неврологической симптоматики, либо в виде патопластического фона.

Динамика обратного развития афазии у детей  оказалась имеющей четкую зависимость от возраста, в котором  она приобретена.  В раннем возрасте (от 2 до  4 лет)  была отмечена слабая динамика восстановления речи. В более позднем возрасте (5-8 лет) показатели динамики гораздо  выше. Устная речь часто достигала уровня практического восстановления. Правда, при этом письменная речь оставалась заметно отстающей. Явления дислексии и дисграфии держались долго и  без специальной работы по их устранению не преодолевались. Медленно восстанавливалась и слухо-речевая память, а также понимание сложно построенной речи. Афазия, приобретенная в пубертатный период — от 13 до 15 лет, выступала грубо и преодолевалась медленно. Очевидно, в этом возрасте процессы левополушарной латерализации речевой функции завершаются, а высокая упроченность преморбидных речевых навыков отсутствует. 

Наконец, само собой разумеется, что эффективность преодоления детской афазии  тем выше, чем раньше начаты лечение и обучение, а их объемы максимальны.

виды, причины, симптомы и лечение

Острое нарушение мозгового кровообращения, что в народе называют инсультом, является одним из самых распространенных неврологических заболеваний. Афазия Брока – клиническое проявление инсульта, при котором человек не способен синтезировать речь. Нарушение кровотока – не единственная причина возникновения данного вида афазии, но точно наиболее распространенная.

СодержаниеСвернуть

В этой статье мы разберем, какой механизм возникновения нарушения речи, каковы клинические проявления. Вы узнаете о способах диагностики причин моторной афазии, методах медикаментозной терапии и логопедической коррекции.

Что такое афазия и ее разновидности

Полная или частичная утрата речи

Афазия – это выраженное нарушение речи. Оно проявляется одним из двух симптомов: расстройством восприятия речи или отсутствием синтеза. В первом случае говорят о сенсорной афазии, во втором – о моторной афазии.

При развитии сенсорного вида расстройства речевой функции больной без труда говорит логично связанные предложения, но чужая речь звучит для него как иностранный язык. Слуховой аппарат не поврежден. При моторном речевом нарушении пациент понимает обращенную речь, но не способен ответить. При этом отсутствует органическое повреждение голосовых связок или гортани.

Моторная афазия – это симптом, который редко присутствует в чистом виде. Состояние, когда больной может говорить, но с трудом подбирает слова, называют дисфазией или элементами афазии. Выделяют такие разновидности этого симптома:

  • Эфферентная – проявляется расстройством артикуляции и неспособностью к целенаправленной двигательной активности (апраксия).
  • Афферентная – характеризуется затруднением в произношении отдельных звуков.

В Международной классификации болезней (МКБ) выделяют отдельную патологию под названием «Дисфазия и афазия», код – R47.0.

Расстройство речи может быть не только симптомом других болезней, но и самостоятельной патологией.

Причины появления симптома

Данное клиническое проявление возникает при серьезных нарушениях обмена веществ в коре головного мозга. То есть должно быть поражение центрального отдела нервной системы (ЦНС), а не периферического. К этому приводят такие заболевания и патологические состояния:

  • Острое нарушение тока крови в сосудах головного мозга (инсульт).
  • Закрытая или открытая травма ЦНС.
  • Злокачественные или доброкачественные новообразования ЦНС.
  • Инфекционные поражения мозга и его оболочек (менингит, энцефалит, церебральный арахноидит).
  • Хронические нейродегенеративные патологии (деменция при болезни Альцгеймера, Пика, паркинсонизм).
  • Состояние после операции на головном мозге.

Есть группы людей, которые находятся в факторе риска по развитию этих патологий. Это больные артериальной гипертензией (с высоким давлением), сахарным диабетом, ожирением, системными патологиями соединительной ткани (ревматизм, красная волчанка, дерматомиозит). Большую роль играет генетическая предрасположенность, наличие вредных привычек (курение, употребление алкоголя). Сведение к минимуму этих факторов риска снижает вероятность развития инсульта, нейродегенеративных заболеваний.

Механизм развития моторной афазии

В головном мозге находятся две главные зоны, отвечающие за функцию речи. Они получили названия соответственно ученым, открывшим их. Зона, выполняющая функцию синтеза речи, называется Брока. Область, отвечающая за понимание слов, – Вернике.

Центр Брока и зона Вернике в головном мозге

Эфферентная моторная афазия возникает при очаге в зоне Брока. Она расположена в задних отделах наиболее выступающей вперед части головного мозга – лобной доле. Локализация центра может варьировать, но у большинства людей он находится в задних отделах нижней лобной извилины. Зона непосредственно примыкает к префронтальной извилине, где находится представительство мускулатуры лица.

Главная функция центра Брока – составление последовательных артикуляционных движений на основе закодированных нервных импульсов. За счет функционирования моторного центра человек составляет грамматически правильные предложения, логично связанные между собой. Из-за повреждения этой зоны невозможно подавление одних артикуляционных движений и переход на другие. Так возникает эфферентная, или кинетическая, моторная афазия.

При нарушении функции зоны коры головного мозга позади центральной борозды развивается симптом афферентной моторной афазии. То есть повреждается не лобная область, а теменная. При этом отсутствует нормальное прохождение импульса, сообщающее о положении губ, языка и другой артикуляционной мускулатуры в кору. Из-за этого нарушается размах, сила и направление артикуляции, что является основой для речи.

Раньше четко разграничивали моторную и сенсорную афазии. Но сейчас пришли к выводу, что эти понятия взаимосвязаны. При афферентной моторной афазии впоследствии может развиваться сенсорное расстройство. Механизм появления этого симптома основан на нарушении восприятия звуков. В итоге это неизбежно влечет за собой непонимание речи в целом.

Степени тяжести моторной дисфазии в зависимости от клинических проявлений

Четыре степени выраженности афазии

Существует 4 степени тяжести симптома:

  • Легкая.
  • Умеренная.
  • Выраженная.
  • Тотальная.

При легкой степени речь незначительно замедлена, словарный запас слегка уменьшен. Пациент активно использует бытовой лексикон, иногда встречаются слова в переносном значении. Больной описывает ситуации, произошедшие с ним или другими людьми.

Умеренная дисфазия характеризуется ограничением устной речи. Пациент говорит простыми фразами. В словарном запасе сохранены только простые слова на бытовую тему. Больной говорит неактивно, ему тяжело использовать предлоги.

Выраженная дисфазия сопровождается резким ограничением устной речи. При общении больные используют мимику и жесты. Пациент произносит фразы, но они очень простые, грамматически неверные.

Тотальной афазией называют полное отсутствие понимания речи и невозможность произносить слова. Больной абсолютно безмолвен.

Полное отсутствие всех видов речи

Сопутствующие симптомы и основные отличия афазий

При постановке диагноза, невролог первым делом выясняет вид речевого расстройства. В таблице приведена сравнительная характеристика двух главных видов дисфазий.

Дисфазия Брока (моторная)Дисфазия Вернике (сенсорная)
Больной запинается, говорит прерывистоРечь быстрая и плавная
Пациент склонен повторять отдельные слова или целые фразы (персеверация)Персеверация не характерна
Нарушен синтаксис и грамматикаСинтаксис и грамматика сохранены
Больной неправильно произносит звукиПациент придумывает новые слова
Понимание речи не нарушеноДефект понимания письма и говорения

После того как доктор определил вид расстройства, он обращает внимание на сопутствующие клинические проявления. При инсультах редко возникает изолированная эфферентная афазия. Обычно она сопровождается нарушением движений в конечностях (парезом) или полным их обездвиживанием (плегией). У некоторых пациентов нарушена чувствительность половины туловища (гемигипестезия).

Характерно нарушение двигательной активности в правых конечностях, так как у большинства людей центры Брока и Вернике расположены в левом полушарии. А при наличии дефекта в головном мозге расстройства движений и чувствительности наблюдаются с противоположной стороны.

Дисфазия у детей

Афазия у детей встречается значительно реже, чем у взрослых

Моторная и сенсорная афазии чаще всего развиваются у взрослых, но и дети не застрахованы от этой проблемы. У пациентов старшего возраста самая распространенная причина – сосудистые изменения в головном мозге. У ребенка в основе лежат другие этиологические факторы:

  • Внутриутробное заражение инфекциями матери (краснуха, сифилис, цитомегаловирус, токсоплазмоз).
  • Воздействие на плод ионизирующего излучения или химических агентов.
  • Недоедание во время беременности или дефицит йода.
  • Родовая травма.
  • Асфиксия при прохождении по родовым путям.
  • Дефицит питательных веществ в рационе ребенка раннего возраста.
  • Аутизм.

У детей с дисфазией поздно появляется речь. Они имеют бедный словарный запас. Дети молчаливы, но при этом активно используют мимику и жесты. Для некоторых маленьких пациентов характерна эхолалия – повторение только что услышанных слов и звуков без понимания их смысла.

Диагностика речевых расстройств

В неврологии специалисты не склонны долго опрашивать пациента, чтобы дифференцировать вид речевого расстройства. После быстрого осмотра, определения вида афазии, пациента отправляют на нейровизуализацию (компьютерную или магнитно-резонансную томографию) для выяснения причины. Но это в корне неверно. Адекватная логопедическая диагностика дает возможность следить за динамикой пациента, помогает понять прогноз для жизни и работы.

Логопедическая диагностика афазии

В остром периоде неврологических заболеваний упражнения максимально упрощены. Логопед должен выяснить, сохранены ли следующие аспекты речи:

  1. Понимание – больного просят повторить элементарные команды (закрыть глаза, показать язык), потом задание усложняют (дотронуться пальцем правой руки до левого уха).
  2. Называние – просят назвать реальные предметы, части тела, описать картинки.
  3. Повторение – больной повторяет за логопедом отдельные слова, слоги, а потом предложения.
  4. Спонтанная речь – пациент должен посчитать от 1 до 10, перечислить дни недели. Потом с ним пытаются вести развернутый диалог.
  5. Чтение – сначала дают прочитать отдельные короткие слова, а потом целые абзацы.
  6. Письмо – пациент пишет собственные инициалы, простые слова под диктовку. В дальнейшем его просят письменно отвечать на вопросы.

Особенности коррекции речевых нарушений в остром периоде

В острый период неврологической патологии логопед должен наладить контакт с пациентом. Для этого говорят с больным на близкие ему темы. Лечение в ранние сроки после мозговой катастрофы направлено на расторможение речи. На этом этапе более активному восстановлению способствует пение, описание ситуаций, значимых для пациента. Логопед произносит простые речевые ряды, а больной повторяет их.

В подостром периоде заболевания специалист пытается вовлечь подопечного в лечебный процесс. При этом необходимо восстанавливать индивидуальные речевые эффекты, которые логопед выясняет при оценке речевого статуса.

Излечение возможно только при осознании пациентом выполняемых действий.

Восстановительные программы при разных видах речевых расстройств

Занятие по восстановлению речи у пациентки с афазией

Коррекционные методики отличаются в зависимости от вида моторной афазии. При афферентной дисфазии работа направлена на восстановление артикуляции отдельных звуков. При сенсорном речевом расстройстве специалисты возобновляют способность к реализации серий артикуляционных движений. Сначала необходимо лечить расстройства устной речи, а потом возвращать возможность писать.

Выбор программы также зависит от степени выраженности дефекта. В таблице ниже приведены примеры логопедических методик в зависимости от вида и тяжести дисфазии.

Афферентная моторная афазия
Грубые нарушения речи
  1. Устранение нарушений понимания бытовой речи.
  2. Растормаживание речевой активности.
  3. Стимуляция произношения элементарных слов и фраз для бытовой коммуникации.
Нарушения средней тяжести
  1. Преодоление нарушений произношения отдельных слов и простых фраз.
  2. Коррекция грамматики и семантики речи.
Расстройства легкой степени
  1. Продолжение регулирования произносительного аспекта речевой функции.
  2. Формирование сложной, развернутой речи.
  3. Восстановление способности к произношению сложных логических оборотов.
Эфферентная моторная афазия
Грубые нарушения речиМетодика соответствует таковой при афферентной дисфазии
Нарушения средней тяжести
  1. Преодоление нарушений произношения отдельных слов.
  2. Восстановление говорения фраз.
Расстройства легкой степени
  1. Продолжение регулирования произношения.
  2. Восстановление развернутой, сложной, плавной речи.

Прогноз при моторной афазии зависит от степени поражения тканей мозга, величины очага. В целом он условно благоприятный. При своевременных и качественных коррекционных мероприятиях, ранней медицинской помощи выраженность симптома существенно уменьшается.

Информация о здоровье детей: языковые расстройства Афазия

Афазия — языковое расстройство, вызывающее от повреждения частей мозга, которые управляют языком. Афазия влияет на способность ребенка использовать слова для выражения идей и понимать речь других людей. Логопед может диагностировать языковые расстройства и научить вашего ребенка методам оказания помощи.

Что такое языковые расстройства?

Нарушения речи после черепно-мозговой травмы обычно называют афазией.Афазия может повлиять на все аспекты языка ребенка, такие как правильное мышление слово, используя правильную грамматику, когда они говорят или пишут и понимают то, что они слышат или читают.

Наиболее частой причиной афазии является: инсульт. Черепно-мозговые травмы, опухоли головного мозга и некоторые болезни также могут вызывать афазию. Характер и тяжесть задача для каждого ребенка разная в зависимости от количества и место поражения головного мозга.

Восприимчивый язык расстройства


Восприимчивый язык — это способность ребенка понимать и обрабатывать устную или письменную речь.Дети могут столкнуться со всеми или некоторыми из следующих проблем:

  • Следуя указаниям или завершая инструкции.
  • Понимание длинных или сложных предложений.
  • Понимание смысла и контекста слов и предложений.
  • Признавая разницу между звуки.
  • Может показаться, что они не слушают или игнорируют вас большую часть время.
  • Они тоже могут не поспевать за одноклассниками со школьной работой или в обществе.
  • У них могут быть проблемы с поведением или они могут вести себя плохо в классе.
  • Они могут легко отвлечься или отвлечься, когда слушать речь или рассказы.
  • Они могут казаться забывчивыми. Для Например, они выполняют только часть инструкции или запоминают часть списка покупок.
Выразительный язык расстройства


Выразительный язык — это способность ребенка выражать сами и доносят их смысл, говоря или письмо.Дети могут столкнуться со всеми или некоторыми из следующих проблем:

  • Плохое предложение или грамматическая структура.
  • Ограниченное содержание их речи.
  • Неправильное значение и грамматика.
  • Обычно они используют короткие простые предложения.
  • Сложность перехода к делу.
  • Проблемы с запуском или участием в разговоры.
  • Затруднения при припоминании или пересказе Информация.
  • Устные и письменные затруднения при заполнении рассказы и / или задания.
  • Не могу подобрать нужные слова.

Диагностика

Логопед может определить, есть ли у вашего ребенка языковые трудности или другие трудности с речевым и языковым развитием. Если возможно, это самое Вашему ребенку будет полезно посетить детского логопеда, имеющего опыт присмотр за детьми с черепно-мозговой травмой.Ваш местный мозг В травматологической службе обычно работает логопед или может посоветовать как найти подходящего логопеда в вашем районе.

Лечение

Логопед изучает формальный язык оценка для выявления конкретных проблем и сильных сторон вашего ребенок может иметь. Информация от нейропсихолога также может помочь выявить любые другие когнитивные проблемы, которые могут повлиять на язык.

Для начала некоторым детям может потребоваться индивидуальный терапия для управления и развития специфических языковые навыки.Языковое вмешательство в школе также очень полезно, чтобы помочь вашему ребенку развить навыки и стратегии, чтобы справиться со своими трудностями. Школы и Учителя специального образования могут помочь настроить индивидуальное обучение программы для детей с языковыми трудностями. Поддержка помощника учителя также может потребоваться в более серьезных случаях. языковые нарушения.

Ключевые моменты, которые следует запомнить

  • Афазия — языковое расстройство, возникающее в результате повреждения к определенным языковым центрам мозга.
  • Серьезность проблемы зависит от количества и место поражения головного мозга.
  • Логопед может диагностировать языковые расстройства и помочь в разработке стратегий, которые помогут вам ребенок.

Для получения дополнительной информации

.

Апраксия речи у детей. Симптомы и причины

Обзор

Детская апраксия речи (CAS) — это необычное речевое расстройство, при котором ребенку трудно делать точные движения при разговоре.

В CAS мозг изо всех сил пытается разработать планы речевых движений. При этом заболевании речевые мышцы не слабы, но они не работают нормально, потому что мозгу трудно направлять или координировать движения.

Чтобы говорить правильно, мозг вашего ребенка должен научиться составлять планы, которые сообщают его речевым мышцам, как двигать губами, челюстью и языком таким образом, чтобы в результате звуки и слова произносились с нормальной скоростью и ритмом.

CAS часто лечат с помощью логопеда, при котором дети практикуют правильное произношение слов, слогов и фраз с помощью логопеда.

Продукты и услуги

Показать больше продуктов от Mayo Clinic

Симптомы

Дети с детской апраксией речи (CAS) могут иметь много речевых симптомов или характеристик, которые различаются в зависимости от их возраста и серьезности их речевых проблем.

CAS может быть связан с:

  • Отсроченное начало первых слов
  • Ограниченное количество произносимых слов
  • Способность образовывать только несколько согласных или гласных звуков

Эти симптомы обычно наблюдаются в возрасте от 18 месяцев до 2 лет и могут указывать на подозрение на CAS .

По мере того, как дети начинают больше говорить, обычно в возрасте от 2 до 4 лет, характеристики, которые, вероятно, указывают на CAS , включают:

  • Искажения гласных и согласных
  • Разделение слогов в словах или между ними
  • Ошибки озвучивания, например «пирог» звучит как «до свидания»

Многим детям с CAS трудно поставить челюсти, губы и язык в правильное положение, чтобы издать звук, и им может быть трудно плавно перейти к следующему звуку.

Многие дети с CAS также имеют языковые проблемы, такие как ограниченный словарный запас или трудности с порядком слов.

Некоторые симптомы могут быть уникальными для детей с CAS и могут быть полезны для диагностики проблемы. Однако некоторые симптомы CAS также являются симптомами других типов речи или языковых расстройств. Диагностировать CAS сложно, если у ребенка есть только симптомы, которые обнаруживаются как в CAS , так и при других типах речевых или языковых расстройств.

Некоторые характеристики, иногда называемые маркерами, помогают отличить CAS от других типов речевых расстройств. Те, которые особенно связаны с CAS , включают:

  • Проблемы с плавным переходом от одного звука, слога или слова к другому
  • Нащупывание челюстью, губами или языком для правильного воспроизведения звуков речи
  • Искажения гласных, например, попытка использовать правильный гласный звук, но произнесение его неправильно
  • Использование неправильного ударения в слове, например, произнесение слова «банан» как «BUH-nan-uh» вместо «buh-NAN-uh»
  • Использование одинакового ударения для всех слогов, например, «BUH-NAN-UH».
  • Разделение слогов, например установка паузы или пробела между слогами
  • Непоследовательность, например, разные ошибки при попытке повторить одно и то же слово во второй раз
  • Сложность подражания простым словам
  • Непоследовательные ошибки при озвучивании, например «вниз» вместо «город».

Другие характеристики наблюдаются у большинства детей с речевыми или языковыми проблемами и не помогают отличить CAS .Характеристики, наблюдаемые как у детей с CAS , так и у детей с другими типами речи или языковых расстройств, включают:

  • Меньше лепет или издает меньше звуков голоса, чем обычно в возрасте от 7 до 12 месяцев
  • Позднее произнесение первых слов (в возрасте от 12 до 18 месяцев)
  • Использование ограниченного количества согласных и гласных
  • Часто пропускаются (пропускаются) звуки
  • Использование трудной для понимания речи

Другие речевые расстройства иногда путают с CAS

Некоторые речевые звуковые расстройства часто путают с CAS , поскольку некоторые характеристики могут совпадать.Эти нарушения звука речи включают нарушения артикуляции, фонологические нарушения и дизартрию.

Ребенок, которому трудно научиться издавать определенные звуки, но который не имеет проблем с планированием или координацией движений, чтобы говорить, может иметь артикуляционное или фонологическое расстройство. Артикуляционные и фонологические нарушения встречаются чаще, чем CAS .

Артикуляционные или фонологические речевые ошибки могут включать:

  • Замена звуков, таких как «фум» вместо «большой палец», «ваббит» вместо «кролик» или «туп» вместо «чашка»
  • Исключение (пропуск) конечных согласных, таких как «да» вместо «утка» или «ээ» вместо «вверх».
  • Остановка воздушного потока, например, произнесение «тун» вместо «солнце» или «ду» вместо «зоопарк»
  • Упрощение звуковых комбинаций, например, произнесение «тинг» вместо «струна» или «туман» вместо «лягушка».

Дизартрия — это моторное расстройство речи, которое возникает из-за слабости, спастичности или неспособности контролировать речевые мышцы.Сложно произносить звуки речи, потому что речевые мышцы не могут двигаться так далеко, быстро или так сильно, как обычно. У людей с дизартрией также может быть хриплый, мягкий или даже напряженный голос, невнятная или медленная речь.

Дизартрию часто легче идентифицировать, чем CAS . Однако, когда дизартрия вызвана повреждением определенных областей мозга, влияющих на координацию, может быть трудно определить различия между CAS и дизартрией.

Причины

Детская апраксия речи (CAS) имеет ряд возможных причин, но во многих случаях причину определить невозможно.Часто врачи не замечают проблемы в мозгу ребенка с CAS .

CAS может быть результатом мозговых (неврологических) состояний или травм, таких как инсульт, инфекции или черепно-мозговые травмы.

CAS может также возникать как симптом генетического нарушения, синдрома или метаболического состояния. Например, CAS чаще встречается у детей с галактоземией.

CAS иногда называют апраксией развития.Однако дети с CAS не обязательно вырастают из CAS по мере развития. У многих детей с задержкой речи или нарушениями развития дети следуют обычным схемам в развитии речи и звуков, но они развиваются медленнее, чем обычно.

Дети с CAS не делают типичных звуковых ошибок развития. Им нужна логопедия, чтобы добиться максимального прогресса.

Факторы риска

Нарушения гена FOXP2, по-видимому, увеличивают риск апраксии речи у детей (CAS) и других расстройств речи и языка.Ген FOXP2 может участвовать в развитии определенных нервов и проводящих путей в головном мозге. Исследователи продолжают изучать, как отклонения в гене FOXP2 могут влиять на координацию движений и обработку речи и языка в мозге.

Осложнения

Многие дети с детской апраксией речи (САР) имеют другие проблемы, которые влияют на их способность к общению. Эти проблемы не связаны с CAS , но их можно увидеть вместе с CAS .

Симптомы или проблемы, которые часто присутствуют вместе с CAS , включают:

  • Задержка языка, например трудности с пониманием речи, ограниченный словарный запас или трудности с использованием правильной грамматики при объединении слов во фразу или предложение
  • Задержка умственного и моторного развития и проблемы с чтением, правописанием и письмом
  • Трудности с крупной и мелкой моторикой или координацией
  • Гиперчувствительность, при которой ребенку могут не нравиться некоторые текстуры одежды или текстура определенных продуктов, или ребенку может не нравиться чистка зубов.

Профилактика

Диагностика и лечение детской апраксии речи на ранней стадии может снизить риск долгосрочного сохранения проблемы.Если у вашего ребенка проблемы с речью, рекомендуется попросить речевого патолога оценить вашего ребенка, как только вы заметите какие-либо проблемы с речью.

.

Какие бывают типы афазии?

В рамках Месяца осведомленности об афазии широкой публике предоставляется общая информация об афазии. Широкая публика часто не знает, что существует много типов афазии, каждый из которых проявляется по-разному, и им помогают разные виды терапии или советы по общению. Мы создали краткое руководство по нескольким типам афазии, которым можно поделиться. Это наиболее распространенные, но не единственные виды афазии.

types of aphasia

Афазия Брока

Чтобы сказать слова или связать предложения, требуется много усилий. Человек с афазией Брока может сказать за раз только три или четыре слова. Люди с этим видом афазии имеют ограниченный словарный запас и им сложно подобрать слова, которые они хотят использовать. В то же время люди с афазией Брока обычно понимают речь. Афазию Брока иногда называют «нелегкой афазией».

Сара Скотт и ее мать сняли много видеороликов после инсульта, но это более раннее видео, в котором подчеркивается афазия Брока:

Афазия Вернике

Говорить не сложно; фактически, слова с легкостью вылетают изо рта.Проблема в том, что человек не формирует связные слова или эти слова не складываются в связные предложения. Афазия Вернике также влияет на чтение и письмо. Афазию Вернике иногда называют «беглой афазией».

Пример афазии Вернике:

Аномическая афазия

Люди с аномальной афазией не могут подобрать слова, которые они хотят использовать, и это особенно верно, когда они пытаются придумать правильное существительное или глагол.Они обходят недостающие слова, используя множество других похожих слов или заполняя пустые места неопределенными заполнителями, такими как «материал» или «вещь». Люди с аномальной афазией понимают речь и обычно умеют читать, но вы видите те же трудности с поиском нужного слова в их письме.

Вот пример аномальной афазии, когда используется терапевтическая техника, чтобы подобрать правильное слово:

Глобальная афазия

Это самая тяжелая форма афазии.Люди с глобальной афазией не могут говорить много слов и иногда не понимают речь. Они не умеют ни читать, ни писать. Люди могут иметь глобальную афазию в течение короткого периода времени после черепно-мозговой травмы или инсульта, а затем перейти к другому типу афазии, когда здоровье их мозга начнет улучшаться.

На этом видео показан пример глобальной афазии после инсульта:

Первичная прогрессивная афазия

Первичная прогрессирующая афазия — это фактически форма деменции, при которой люди со временем теряют способность говорить, писать и читать.Это постепенная потеря языка, переходящая от незаметной к серьезной на начальных стадиях.

На этом видео показан мужчина с первичной прогрессирующей афазией через 2,5 года после постановки диагноза:

Это всего пять видов афазии, и вы можете прочитать больше определений афазии здесь.

.

Афазия — Симптомы и причины

Обзор

Афазия — это состояние, которое лишает вас возможности общаться. Это может повлиять на вашу способность говорить, писать и понимать язык, как устный, так и письменный.

Афазия обычно возникает внезапно после инсульта или травмы головы. Но это также может происходить постепенно из-за медленно растущей опухоли головного мозга или болезни, которая вызывает прогрессирующие необратимые повреждения (дегенеративные). Тяжесть афазии зависит от ряда условий, включая причину и степень повреждения головного мозга.

После того, как причина устранена, основным методом лечения афазии является логопедия. Человек с афазией заново учится и практикует языковые навыки и учится использовать другие способы общения. Члены семьи часто участвуют в процессе, помогая человеку общаться.

Продукты и услуги

Показать больше продуктов от Mayo Clinic

Симптомы

Афазия — признак другого заболевания, например инсульта или опухоли головного мозга.

Человек с афазией может:

  • Говорите короткими или неполными предложениями
  • Говорите бессмысленными предложениями
  • Заменить одно слово на другое или один звук на другой
  • Говорить до неузнаваемости
  • Не понимаю чужой разговор
  • Пишите предложения, которые не имеют смысла

Модели афазии

Люди с афазией могут иметь разные модели сильных и слабых сторон.

  • Комплексная афазия. Это также называется афазией Брока или нелегкой афазией. Люди с этим типом афазии могут понимать, что говорят другие, лучше, чем они могут говорить. Людям с этим типом афазии сложно выговорить слова, они говорят очень короткими предложениями и пропускают слова. Человек может сказать: «Хочу поесть» или «Прогуляйся по парку сегодня».

    Слушатель обычно может понять смысл, но люди с этим типом афазии часто осознают свои трудности в общении и могут расстраиваться.У них также может быть правосторонний паралич или слабость.

  • Выразительная афазия. Люди с этим типом афазии (также называемой бегло или афазией Вернике) могут легко и бегло говорить длинными, сложными предложениями, которые не имеют смысла или включают неузнаваемые, неправильные или ненужные слова. Обычно они плохо понимают разговорный язык и часто не понимают, что другие не могут их понять.
  • Глобальная афазия. Этот паттерн афазии характеризуется плохим пониманием и трудностями при формировании слов и предложений.Глобальная афазия возникает в результате обширного повреждения языковых сетей мозга. Люди с глобальной афазией имеют серьезные нарушения с точки зрения выражения и понимания.

Когда обращаться к врачу

Поскольку афазия часто является признаком серьезной проблемы, такой как инсульт, обратитесь за неотложной медицинской помощью, если у вас внезапно разовьется:

  • Затруднения при разговоре
  • Проблемы с пониманием речи
  • Затруднения с воспроизведением слов
  • Проблемы с чтением или записью

Причины

Наиболее частой причиной афазии является повреждение головного мозга в результате инсульта — закупорка или разрыв кровеносного сосуда в головном мозге.Потеря крови к мозгу приводит к гибели клеток мозга или повреждению в областях, контролирующих язык.

Повреждение мозга, вызванное тяжелой травмой головы, опухолью, инфекцией или дегенеративным процессом, также может вызвать афазию. В этих случаях афазия обычно возникает вместе с другими типами когнитивных проблем, такими как проблемы с памятью или спутанность сознания.

Первичная прогрессирующая афазия — это термин, используемый для обозначения языковых затруднений, которые развиваются постепенно. Это связано с постепенной дегенерацией клеток мозга, находящихся в языковых сетях.Иногда этот тип афазии прогрессирует до более генерализованной деменции.

Иногда могут возникать временные эпизоды афазии. Это может быть из-за мигрени, судорог или транзиторной ишемической атаки (ТИА). TIA возникает, когда кровоток временно блокируется в определенной области мозга. Люди, у которых была TIA , в ближайшем будущем подвергаются повышенному риску инсульта.

Осложнения

Афазия может создать множество проблем с качеством жизни, потому что общение является неотъемлемой частью вашей жизни.Проблемы со связью могут повлиять на ваш:

  • Работа
  • Отношения
  • Повседневная работа

Языковые барьеры могут привести к смущению, депрессии и проблемам в отношениях.

.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *