Содержание

Ребенку 1 год Что он умеет Осмотр в поликлинике Режим дня

Ну вот малыш и подрос. Ребенку 1 год . Что он умеет ?

Движения

  • В это время большинство детей умеет самостоятельно ходить. Если Ваш малыш еще не ходит, не расстраивайтесь — все индивидуально, некоторые детишки начинают ходить в 1г. и 3 месяца.
  • Малыш, обычно, умеет залезать на диван, кровать, стул и т.д, а вот слезать оттуда умеет не всегда. Пора его этому научить.

Речь Ребенку 1 год 

  • К 1 году большинство детей начинают говорить простые слова: «мама», «папа», «дай» и т. д. В среднем в возрасте 1 год дети произносят около 10 слов. Но и здесь все строго индивидуально.
  • Если Ваш малыш не произносит слов, но при этом все понимает: знает имена, узнает близких по фотографиям,  выполняет простые просьбы: «дай ручку», «помаши до свидания», «принеси мячик» и т. д. — расстраиваться тоже не стоит.
  • К 1 году ребенок узнает картинки в книжке, может показать на любимой картинке или кукле: глазки, носик, ротик или на машинке: колеса, руль, кабину. Ваш малыш еще это не умеет, пора учиться.

Навыки Ребенку 1 год

  • К 1 году ребенок хорошо пьет из чашки, придерживая ее руками. Этот навык очень сильно зависит от родителей — научили Вы его пить из чашки или нет. Если еще не научили — пора учить.
  • К 1 году малыш умеет разбирать и собирать пирамидку.
  • Некоторые дети к 1 году умеют проситься на горшок.

 

 

Осмотр в поликлинике Ребенку 1 год

Осмотр ребенка в поликлинике в 1 год включает в себя

  • общий анализ крови,
  • общий анализ мочи,
  • перианальный соскоб,
  • анализ кала на яйца глист,
  • реакцию Манту,

осмотры врачей

  • педиатра,
  • невролога,
  • окулиста,
  • ЛОРа,
  • хирурга,
  • стоматолога,
  • в некоторых поликлиниках еще имеется кабинет здорового ребенка, где прием ведет медсестра, которая оценивает умения и навыки Вашего ребенка и рассказывает как нужно заниматься с ребенком в этом возрасте и на что обратить внимание. Если в Вашей поликлинике такого кабинета нет, этим занимается Ваша участковая мед. сестра.
  • Если Вы еще не сделали ребенку ЭКГ (электрокардиограмму), это обследование также проводится в 1год.
  • прививку от кори, эпидемического паротита и от краснухи.

Начинать лучше с анализов и осмотров врачей специалистов.

Анализы

  • Общий анализ крови — рекомендуется всем детям в 1год. Чаще всего позволяет выявить анемию: снижение гемоглобина. Снижение гемоглобина ниже 100 г/л является показанием к назначению лечения препаратами железа и протвопоказанием к проведению прививок (р. Манту разрешается, уровень гемоглобина на ее результат не влияет).
  • Общий анализ мочи позволяет выявить заболевания мочевыводящих путей. Тут очень важно правильно собрать анализ.
  • Перианальный соскоб проводится для выявления энтеробиоза. Позволяет обнаружить яйца остриц на перианальных складках ребенка. Для достоверности этого анализа, ребенка не нужно подмывать утром в день обследования и вечером накануне. В случае обнаружения яиц гельминта, ребенку назначается лечение, затем контрольное обследование, а прививка проводится после излечения.
  • Анализ кала на яйца гельминтов проводится чтобы исключить энтеробиоз и другие гельминтозы.

Врачи

  • Невролог. Для невролога, в 1 год, кроме объективного осмотра с измерением окружности головы и большого родничка и оценкой рефлексов, большое значение имеет нервно психическое развитие ребенка. Умеет ли он самостоятельно ходить, говорит ли он и т. д. Если ребенок ходит самостоятельно, оценивается походка.
  • Хирург в очередной раз осматривает ребенка для выявления или оценки изменений грыж, гемангиом, у мальчиков водянки яичек и фимоза.
  • Ортопед. В этом возрасте дети начинают ходить — хирург может выявить искривление голеней и коленных суставов, а также уплощение свода стопы и назначить соответствующее лечение, в т.ч. физипроцедуры, массаж, ортопедическую обувь.
  • Окулист в очередной раз осматривает глазное дно для выявления повышения внутричерепного давления. К году у большинства детей большой родничок закрывается, УЗИ головного мозга становится невозможным, поэтому осмотр окулиста приобретает еще большую ценность.
  • ЛОР — этот специалист в 1 год впервые осматривает всех детей. Он может выявить узкие носовые ходы, искривление носовой перегородки, осматривает уши. У некоторых детей в 1 год уже отмечается увеличение аденоидов или небных миндалин.

зубки после «серебрения»

Стоматолог

К 1 году у ребенка обычно имеется 8 зубов: 4 верхних и 4 нижних резца. К тому списку, что может выявить стоматолог у ребенка в 9 месяцев — к 1 году добавляются начальные признаки кариеса: пятна на зубах, потемнение эмали, сколы. Эмаль молочных зубов более тонкая и чувствительная, чем эмаль постоянных — поэтому легко повреждается.

А у некоторых детей она особенно слабая. При выявлении начальных признаков кариеса доктор может предложить «серебрение» зубов: нанесение на зубы соединений серебра, в результате чего зубы покрываются тонкой  пленкой, которая защищает их от дальнейшего разрушения. Процедура безболезненная. Правда, при этом зубы окрашиваются в некрасивый черный цвет, зато разрушение зубов при этом значительно замедляется и отодвигается необходимость более серьезного лечения .

Педиатр

Далее следует осмотр педиатра со взвешиванием, измерением и т.д. В 1 год средний рост ребенка — 75см. Средний вес — 10 кг. Средняя окружность головы — 46см, груди — 49см. Большой родничок чаще всего закрыт и у ребенка имеется 8 зубов. Но все это всего лишь средние показатели — ориентиры. Если ребенок в чем то им не соответствует — это не делает его хуже или лучше других. Если ребенок здоров — дальше он направляется на реакцию Манту. Это не прививка, а кожная проба, поэтому она может разрешаться когда у ребенка есть мед.отвод от прививок. Но рекомендации в отношении ее тоже есть.(подробно о р.Манту).

Повторный осмотр педиатра.Через 72 часа после Манту (на третьи сутки) ребенок повторно приглашается к педиатру, для оценки результатов Манту. Далее, если с р.Манту все в порядке, педиатр осматривает ребенка и направляет его на прививку(точнее на 2): от кори+свинки и краснухи.

Прививки производятся живой, ослабленной вакциной.  Реакция на прививку оценивается на 10-14 день, может быть слабость, вялость, температура до 37,2, которые проходят самостоятельно. Выраженных реакций на эту прививку практически не отмечается. Подробнее об этой прививке в одной из следующих статей.

Ребенку 1 год Режим дня

В 1 год ребенок обычно спит днем 1 раз:2-3 часа, ночной сон продолжается 10-12 часов. За сутки ребенок бодрствует примерно 10-12 часов и спит 12- 14 часов. В 1 год рекомендуется кормить ребенка не реже 5 р/д.

Ребенку 1 год  Примерное меню

  • 7.00 — Завтрак: Каша 150- 180г, Молоко (кефир) 70-100г.
  • 10.00— Второй завтрак: Сок 80-100г и печенье.
  • 13.00 — Обед: Суп (с мясом 50г) 150—180 мл, Кусочек хлеба, Компот или кисель 70-100мл Суп с овощами в виде мягких кусочков (помять вилкой). Можно готовить суп для всех с учетом потребностей ребенка: не пережаривать овощи, а просто добавлять их в суп в процессе варки, использовать постное мясо, не добавлять острые приправы и соусы, солить слегка.
  • 16.00 — Полдник: творог 50- 70г. Фруктовое пюре или свежие фрукты 50-100г. Кефир (молоко) 70-100г.
  • 19.00 — Ужин: Овощное пюре 150-180г. Хлеб. Компот 70-100г.
  • Если требуется перед сном можно покормить ребенка грудью или дать ему 200г смеси, к которой он привык.

 

mamadoktor.ru

Неврологический осмотр (обследование неврологического больного): пробы, рефлексы, синдромы, инструментальные


Неврология представляет собой область медицины, которая исследует нервную систему человека, ее строение и функции в норме и при развитии того или иного неврологического заболевания.

Неврология подразделяется на общую и частную. Общее подразделение основано на изучении функций и строения нервной системы, а также методов диагностики. Частная неврология занимается отдельными заболеваниями нервной системы.

Центральную систему представляет спинной и головной мозг. Периферическая система включает в себя всевозможные структуры, которые соединяют центральную нервную систему и остальные органы и ткани организма человека.

Нервная система отвечает за нормальное функционирование всего организма и реакцию на изменения со стороны внешней и внутренней среды.

Как выносится заключение о диагнозе

Неврологический осмотр с целью постановки диагноза строится на трех диагностических «китах»:

Осмотр у невролога и в настоящее время является важнейшим этапом при выявлении того или иного заболевания нервной системы, несмотря на новейшие лабораторные и инструментальные методы диагностики.

При получении результатов инструментальной диагностики и после проведения осмотра специалист сможет назначить консервативное или хирургическое лечение своему пациенту.

Кто такой невролог и что он проверяет

Невролог — это специалист, который проводит осмотр неврологического больного, назначает инструментальные методы диагностики и рекомендует методы лечения при болезнях нервной системы.

Невропатолог проверяет наличие и при необходимости проводит лечение следующих заболеваний нервной системы:

Также осмотр у невролога необходим при наличии таких симптомов:

  • частые головные боли;
  • возникновение болевых ощущений в шее, грудной клетке, пояснице, верхних и нижних конечностях;
  • после травм головы;
  • речь становится невнятной;
  • уменьшение двигательной активности.

Цели неврологического осмотра

Что проверяет и оценивает невролог:

  • осмотр и общая оценка работы всех органов и систем в организме человека;
  • проводится осмотр кожных покровов;
  • определяется тип телосложения;
  • при общении специалист обращает внимание на форму, симметричность и размер головы;
  • затем проводится диагностика шеи и проверка ригидности затылочных мышц;
  • исследование грудной клетки;
  • пальпируются органы брюшины;
  • осматривается позвоночник.

Конкретно неврологический осмотр включает в себя следующие параметры:

  • оценка состояния сознания и на наличие его расстройств;
  • как больной может ориентироваться в пространстве, собственной личности и времени;
  • оценка общемозговой симптоматики;
  • проверка функции черепно — мозговых нервов;
  • исследование двигательной сферы;
  • проверяются рефлексы.

Нервная система выполняет в организме много функций и управляет работой всех органов и систем. Поэтому обследование неврологического больного в зависимости от состояния пациента и необходимых методов диагностики может продолжаться от 15 минут до нескольких часов.

Очень важное значение имеет квалификация специалиста при прохождении осмотра и постановке диагноза.

Молоток — главный инструмент невролога

Молоток неврологический предназначается для проверки рефлексов у пациента при первичном осмотре у невропатолога.

Это самый главный и незаменимый инструмент неврологов.

Он является предметом гордости специалистов, которые работают в области развития и исследования центральной нервной системы, разрабатывают методы диагностики, лечения и профилактики болезней.

Сбор анамнеза

На первом приеме врач знакомится с пациентом, его паспортными данными, родом деятельности и собирает анамнез. Активная позиция здесь отводится специалисту, а не больному.

Вначале невролог слушает жалобы пациента. Каждая предъявленная жалоба, является симптомом болезни. Анамнез играет большую роль при постановке диагноза. Очень важно внимательно выслушать пациента.

Врач задает вопросы о возникновении жалоб больного:

  • когда появились первые симптомы болезни;
  • прогрессирование заболевания;
  • длительность патологии;
  • период реабилитации;
  • частота обострений.

При сборе анамнеза специалист концентрирует свое внимание на следующих симптомах болезни:

Также специалист выясняет все хронические патологии у пациента, наличие наследственных факторов, то, какие он ранее перенес инфекционные заболевания. Опытный врач сразу оценивает при осмотре и сборе анамнеза походку пациента, движения, мимику лица. Все перечисленные показатели играют одну из ведущих ролей при постановке диагноза.

Стандартный оптимум неврологического обследования:

  • исследование шеи и головы;
  • пальпация органов брюшной полости;
  • исследование мозговых функций;
  • исследование на наличие сумеречного сознания.

Общий осмотр

В процессе сбора анамнеза возникает потребность в дополнительных методах обследования остальных систем организма пациента. Все зависит от наличия хронических процессов и индивидуальной особенности организма. Но есть обязательный минимум неврологического обследования больного.

Объективное диагностирование начинается с осмотра и оценки следующих систем:

  • сердечно — сосудистой;
  • дыхательной;
  • пищеварительной;
  • эндокринной;
  • опорно-двигательной;
  • мочевыделительной.

Исследование высших мозговых функций

При сборе анамнеза врач сможет быстро определить настроение пациента, его внимание, его манеру ответов на поставленные вопросы, характер одежды. Когда пациент внимательно слушает невролога, конкретно отвечает на вопросы, понимает их смысл, то такое поведение больного оценивается, как нормальное, и в дальнейшем тестировании нет смысла.

Если наоборот пациент ведет себя не адекватно, мысли его путаются, проявляется агрессия, то следует назначить углубленное исследование когнитивных функций. Задача специалиста провести дифдиагностику между нарушениями мозговых функций и психическими расстройствами.

Также дополнительно пациенту назначают исследование:

  • черепных нервов;
  • произвольных движений;
  • координации движений;
  • чувствительности;
  • патологии движений;
  • вегетативной нервной системы.

Проведение лабораторных методов исследования применяются поле сбора анамнеза и общего осмотра пациента. При необходимости больному проводят люмбальную пункцию. Она назначается для следующих целей:

  • измерение ликворного давления и для получения пробы спинномозговой жидкости для проведения ряда исследований;
  • как лечебная манипуляция для введения ряда препаратов непосредственно в спинной мозг;
  • введение воздуха при прохождении миелографии.

Проверка рефлексов и оценка синдромов

К наиболее распространенным рефлексам относят проверку сухожильного рефлекса коленной чашечки. Врач при помощи молоточка ударяет по сухожилию чуть ниже коленной чашечки. При нормальной реакции нога выпрямляется.

Аналогично проверяется рефлекс на мышце бицепса в области локтевого сустава. В результате рука дергается и напоминает сгибание. Можно проверить и наличие рефлексов самостоятельно. Но такая диагностика затрудняется, человек не может тщательно прогнуться, наклониться. Проверка рефлексов проходит без боли и за короткий период времени.

Менингеальный синдром — оценка

Менингиальные синдромы начинают проявляться при воспалении мозговых оболочек (менингит), при кровоизлиянии крови в субарахноидальную область, и повышении внутричерепного давления. К менингеальным синдромам относится ригидность затылочных мышц, синдром Кернига. Исследование проводится лежа на спине.

При клиническом обследовании пациента, невролог проверяет следующие симптомы:

  • кожные;
  • сухожильные;
  • вегетативные;
  • периостальные;
  • рефлексы со слизистой оболочкой.

Симптомы, характерные для менингеального синдрома:

  • пациент не может согнуть и разогнуть мышцы шеи;
  • наблюдается симптом Кернига, больной не может выпрямить ногу, которую согнул под прямым углом;
  • пациент не может переносить яркий свет и громкие голоса;
  • проявляется симптом Брудзинского;
  • больной постоянно хочет плакать;
  • нарушения координации движений и наступление временного паралича.

На руке врач проверяет рефлекс двуглавой и трехглавой мышцы, а также карпорадиальный рефлекс.

Проводится оценка следующих рефлексов:

  1. Рефлекс двуглавой мышцы. Над локтем врач при помощи молоточка ударяет по сухожилию. Рука у пациента должна быть согнута в локтевом суставе.
  2. Рефлекс трехглавой мышцы. Молоточком невролог ударяет по сухожилию на пару сантиметров выше от локтевого сустава. Предплечье больного должно свободно опускаться на 90 градусов или доктор сам поддерживает пациента под локоть.
  3. Карпорадиальный рефлекс. Молоточком невропатолог ударяет по шиловидной кости лучевой кости. Пациент должен согнуть рука в локте под 100 градусов. Лучевая кость находится на весу и ее придерживает врач. Также такой рефлекс можно проверить в лежачем положении.
  4. Проверка Ахиллова рефлекса. Доктор при помощи неврологического молоточка наносит удар по ахиллову сухожилию, который располагается на икроножной мышце. При этом пациент может лечь и согнуть ногу поочередно под прямым углом или стать на стул коленями, чтобы стопы свисали.

Диагностические методики и исследования

Неврологический осмотр пациента включает также инструментальные методы исследования и дополнительные анализы:

Неврологический осмотр младенцев

Важную роль при постановке диагноза у новорожденного играет сбор анамнеза еще в период беременности. Далее проводится проверка всех функций и рефлексов, согласно плану:

  • обследование черепных нервов;
  • движение;
  • проверка рефлекторных сфер;
  • исследование на чувствительность;
  • менингеальные симптомы.

О том, как проводит осмотр детский невролог и что он проверяет, можно узнать из видео-роликов:

При осмотре ребенок не должен плакать, в комнате температура составлять не более 25 градусов, новорожденный должен быть накормлен.

Осмотр проводится лежа на спине. Невропатолог проводит осмотр, начиная с головы и заканчивая нижними конечностями. При необходимости врач назначает дополнительное обследование.

Современные методы исследования и квалифицированные невропатологи помогут во время поставить диагноз и пройти лечение, во избежание серьезных осложнений и перехода заболевания в хроническую форму.

neurodoc.ru

Какие основные вопросы задают неврологу родители ребенка до года?

В первый раз невролог осмотрит новорожденного ребенка в роддоме, затем еще несколько раз на протяжение первого года во время плановых осмотров специалистов. Время младенчества считается в неврологии периодом адаптации к окружающей среде. Правильное и своевременное созревание центральной нервной системы напрямую влияет на формирование и развитие речевых и физиологических навыков. Работа невролога с ребенком до года сводится к оценке состояния ЦНС, ее развития и зрелости, влиянию на нее неблагоприятных факторов. Мы решили рассмотреть список наиболее актуальных вопросов к неврологу от родителей младенца.

Зачем нужен плановый осмотр?

Вопрос: Если роды прошли нормально и мой малыш родился без патологий, родовых травм и с хорошей оценкой по шкале Апгар, нужно ли показывать ребенка неврологу?

По существующим правилам абсолютно здоровому малышу необходимы четыре плановых осмотра у невролога в первый год жизни: в 1, 3, 6 и 12 месяцев. У малышей, даже получивших при рождении хорошую оценку по шкале Апгар, в процессе роста и развития могут проявляться нарушения центральной нервной системы (ЦНС). Важно выявить их как можно раньше, чтобы эффективно помочь крохе.

Помимо норм роста и веса малыша, важно не упустить признаки таких пороков развития, как внутричерепное давление, гипертензионно-гидроцефальный синдром, увеличение желудочков мозга и многих других. Именно на начальном этапе они поддаются коррекции, что позволит избежать серьезных и даже неизлечимых диагнозов в дальнейшем.

Повторные неврологические осмотры необходимы даже в том случае, если во время предыдущих консультаций никаких отклонений в деятельности ЦНС малыша не обнаруживалось — они могут проявиться позже.

Когда в 7 лет ваш ребенок отправится в школу и уже там обнаружится, что он «необучаемый», «трудный» или «проблемный», винить останется только себя или нерадивого невролога. Огромное количество неприятных синдромов и состояний в работе нервной системы могут не обнаруживаться визуально по причине того, что 6 – 7 лет – достаточно кризисный возраст, в котором «вылезают» пропущенные в более раннем возрасте неврологические отклонения. Заболевания нервной системы возможно успешно диагностировать и лечить в первые месяцы после родов. Чем позже начать лечение, тем сложнее болезнь будет поддаваться коррекции. Именно поэтому так важно регулярно посещать плановые осмотры и сдавать соответствующие анализы.

Неврологический молоточек

Вопрос: Зачем невролог использует молоточек? (стучит молоточком по колену и водит им перед глазами ребенка?)

Неотъемлемым атрибутом невролога является неврологический молоточек, он же молоток Тейлора, перкуссионный молоточек (перкуссия – это на языке медицины выстукивание), томагавк, молоток Бак, молоток Тромнера. Разновидностей инструмента очень много, каждый выбирает то, что ему удобнее.

Несмотря на простоту механизма и предвзятое отношение к нему многих пациентов («что можно понять, стукнув молотком по колену?»), неврологический молоточек – серьезный инструмент диагностики. Он позволяет эффективно выявлять всевозможные отклонения в работе нервной системы на ранних стадиях: состоянии глазодвигательных нервов, вестибулярного аппарата и мозжечка малыша, и соответственно предупредить развитие серьезных неврологических диагнозов. Бояться инструмента не нужно, даже несмотря на наличие игл на некоторых моделях – они предназначены для проверки рефлексов и чувствительности кожных покровов и не причинят ребенку боли.

Младенец перед телевизором

Мамам на заметку!

Девочки привет) вот не думала, что и меня коснется проблема растяжек, а еще буду писать про это))) Но деваться некуда, поэтому пишу тут: Как я избавилась от растяжек после родов? Очень буду рада, если и вам мой способ поможет…

Вопрос: Разве может быть опасным для ребенка до года просмотр телевизора? Ведь не обязательно смотреть зомбирующие передачи или вызывающие агрессию мультики, есть масса интересных мультфильмов для детей, развивающих передач для самых маленьких.

Врачи утверждают, что начинать смотреть телевизор можно с возраста не ранее двух лет.

  • Телевизор можно смотреть с двух лет не более 5-8 минут.
  • В три года можно увеличить просмотр до 25 минут.
  • В четыре года просмотр составит 30 минут.
  • В пять лет – 35 минут.

Младенцу нежелательно даже находиться в комнате, где работает телевизор. Это слишком серьезная нагрузка для его хрупкой нервной системы и глаз. Незаметное мерцание экрана способно вызывать судорожный синдром, нарушения зрения и сна. Ребенок становится легко возбудимым, капризным и нервным.

Отличной альтернативой гармоничного интеллектуального развития для ребенка до года станет чтение книг с яркими и красочными картинками, занятия с конструктором из крупных деталей.

Читаем также: Включать ли детям телевизор?

Спокойный сон – залог гармоничного развития

Вопрос: одним вопросом здесь не ограничишься. Самые частые: Почему ребенок не может долго заснуть? Почему ребенок всегда плачет перед засыпанием? Почему ребенок чрезвычайно возбужден перед сном и его невозможно уложить в течение долгого времени? Ребенок вдруг начал плакать и кричать по ночам. Как наладить сон малыша без лекарств?

Сон для ребенка до года – это не просто отдых, он включает огромное количество функций:

  • Расслабление организма и восстановление потраченной энергии;
  • Поддержание отличного уровня иммунной системы;
  • Выработка гормона роста;
  • Обработка и систематизация мозгом собранных в период бодрствования данных;
  • Стимуляция мозговой зоны, отвечающей за развитие мышления и памяти.
Усредненные значения норм сна для младенца

Для того, чтобы наладить режим сна без медикаментов, избежать плача и криков во сне, капризов и перевозбужденного состояния младенца перед сном, следует соблюдать несколько простых правил:

  • Строго и скрупулезно следуйте режиму сна и бодрствования, не позволяя текущим делам и событиям дня его нарушить. Больше времени проводите с ребенком на воздухе;
  • Установите определенный ритуал отхода ко сну, как днем, так и ночью. Всегда его придерживайтесь. Сюда могут входить ванна с успокаивающими травками (предварительно посоветуйтесь с неврологом), чтение книги, спокойные игры, рассказывание сказки, колыбельные песни;
  • Не опаздывайте с кормлением и сном;
  • Положите в изголовье ребенка подушечку с мятой или лавандой. Полезно также поить малышка детским чаем из этих трав — но только после того, как ему исполнится полгодика;
  • Изучайте признаки утомления малыша. Если они налицо, лучше уложить малыша немного раньше, иначе он может перевозбудиться и заснуть позже, чем положено. К признакам переутомления можно отнести трение лба или глаз, появление небольших кругов под ними, помутнение глаз, сонный взгляд, дерганье себя за уши. У каждого ребенка они индивидуальны;
  • Объясняйте и показывайте чаду различия между днем и ночью. Объясняйте, когда укладываете кроху в постель, что другие люди и звери тоже ложатся отдыхать, им нужно набраться сил перед новым днем, почему ночью не светит солнце и т.д. В позднее время не играйте с ребенком, снизьте уровень шума и света в комнатах, чтобы ребенок осознавал, что подходит время сна.

Читаем более подробно: Почему ребенок до года плохо спит ночью: как наладить сон ребенка?

Не забывайте о том, что ребенок в любом возрасте, а особенно до года, необычайно чувствителен к атмосфере в семье, поэтому очень важно исключить любые стрессы для малыша, проявления неуравновешенности эмоций и тем более агрессии в его присутствии.

Читаем также: Поход к педиатру: 7 важных правил

Прием у детского невролога. Мамина школа

Мамам на заметку!

Девочки привет! Сегодня я расскажу вам, как же мне удалось прийти в форму, похудеть на 20 килограммов, и, наконец, избавиться от жутких комплексов полных людей. Надеюсь, информация окажется для вас полезной!

Хотите первыми читать наши материалы? Подписывайтесь на наш телеграм-канал

razvitie-krohi.ru

Неврологическое развитие ребенка первого года жизни. Осмотр «Фундаментальный»

Развитие ребенка первого года жизни происходит в определенных временных рамках. Ко второму месяцу жизни ваш ребенок хорошо держит голову, следит за предметом, гулит, улыбается; в 3-3,5 месяца – переворачивается на бочок; в 4,5-5 – осуществляет поворот со спины на живот, берет игрушки; в 7 месяцев – сидит, ползает с 8, в 10-11 – встает у опоры и начинает самостоятельно ходить до полутора лет.

В целом по общепринятым представлениям – отсутствие темповой задержки развития важный показатель здоровья. Но бывает и так, что при относительно неплохом психомоторном развитии возникают некоторые нарушения в общей гармонии движений, «дискомфорт», который настораживает внимательных родителей. Диапазон жалоб очень широк – от стойкого наклона головы в одну сторону с 1,5-2 месяца до значительной ассиметрии в движениях, нарушения походки после года. Конечно, грубые аномалии выявляются уже в роддоме. Например, врожденная мышечная кривошея, поражения нервов плечевого сплетения (ручка малыша «вялая», разогнута во всех суставах, приведена к туловищу), врожденная деформация стоп и т. п.

Многие другие заболевания нервно-двигательной системы, как правило, диагностируются на протяжении первого года жизни, обычно при тесном сотрудничестве невролога и ортопеда. Поэтому сейчас даже пытаются выделить нейроортопедию как самостоятельную область в медицине.

Раннее распознавание нейроортопедических проблем, нарушений в развитии костей и функций суставов очень существенно, так как по мере роста и развития ребенка проявление этих состояний может усиливаться и соответственно – больше лечебных мер потребуется, чтобы справиться с болезнью.

Первое обследование происходит, в среднем, от 1,5 до 3 месяцев. Этот осмотр «фундаментальный». Тщательно собираются сведения о течении беременности и родов, оцениваются жалобы, ребенок осматривается (не удивляйтесь, что сам осмотр занимает не так много времени – здесь длительность может утомить ребенка и угнетать его ответные реакции). Если возникают подозрения на нарушения в двигательной сфере, то при последующем осмотре (например, через 1 месяц) – самое главное, понять, усугубляются ли эти признаки. К тому же часто нам помогают и дополнительные инструментальные методы диагностики – УЗИ шейного отдела позвоночника и головного мозга, УЗИ тазобедренных суставов, рентгенография (по строгим показаниям), электронейромиографическое исследование (анализ активности мышечных и нервных волокон). Но еще раз повторяю, что многие аномалии формы тела и функций движения у маленького ребенка диагностируются четко и окончательно путем сравнения в динамике.

Остановимся на основных моментах: «на что обратить внимание?» (частый вопрос родителей). Очень трудно дать ответ в простой форме, но, чтобы было понятно, пусть звучит так:

  • положение туловища
  • объем движений
  • наличие асимметрии в двигательной сфере.

Приведу примеры.

Когда малыш лежит на спине – его голова предпочтительно повернута в одну сторону (вынужденное положение?) В норме – голова по отношению к средней линии туловища меняется попеременно, может быть слегка согнута к груди.

Плечики малыша симметричны с двух сторон. У ребенка до 3-х месяцев предплечия могут быть слегка согнуты, кисти сжаты в кулачок, это норма. Но если при подтягивании за ручки, можно чувствовать ослабление сгибания с 2-х сторон или снижение мышечной силы на одной стороне – это нормой уже не является.

Так же обращаем внимание на ножки ребенка – не согнуты ли они сильно в тазобедренных и коленных суставах, нет ли сильного сопротивления при переодевании, пеленании, или наоборот – отмечается вялость, слабость, «переразгибание».

Вот малыш начинает переворачиваться и постоянно на один бочек (как – будто щадит другую половину тела). Берет игрушки смелее и четче одной рукой (другая «отстает»). Особенно это хорошо заметно после 5,5 – 6 месяцев.

Многим известна «поза фехтовальщика» (зависимость мышечного тонуса от поворота головы) – разогнута одна ручка и приподнята ближе к лицу, одновременно другая согнута, разница в ногах слабее, но тоже есть. В норме этот рефлекс исчезает в период от 4 до 6 месяцев жизни. Длительная его сохранность выходит за рамки нормы.

Когда малыш лежит на животе – в 4 месяца верхняя часть туловища опирается на предплечья и раскрытые ладони, ножки разогнуты в тазобедренных и согнуты в коленных суставах. К 6-ти месяцам, ножки уже разогнуты полностью. При патологии эти временные рамки значительно нарушаются.

Если грудного ребенка ставить вертикально, поддерживая «подмышки», то в 4-5-6 месяцев ножки могут быть разогнуты, и ребенок «стоит» на кончиках пальцев. Но к концу 6-7 го месяца ребенок уже опирается на всю стопу. Если же имеется переразгибание нижних конечностей со значительным их приведением, способность «стоять» на кончиках пальцев после 8 месяцев сохраняется – это симптомы заболевания.

Ребенок сидит, но мы видим, что это требует большого напряжения мышц-разгибателей – нас настораживает такая поза.

Очень ярко выглядит реакция «готовность к прыжку» (или реакция «реакция парашютиста» — прочитала в одной немецкой методичке). Она же реакция опоры верхних конечностей.

Взрослый держит ребенка за бедра и дает возможность «падать» вперед верхней части туловища. Ребенок «падает» на вытянутые ручки, в большинстве случаев с раскрытыми ладошками. В норме, проверяя это к 10-11 месяцам.

Можно многое перечислять в деталях, но основное, что надо понимать – реакции удержания туловища, реакции равновесия, четкие, целенаправленные движения, должны формироваться в определенной последовательности.

И вот наступает главное достижение ребенка – он пошел! Не только окреп его скелет и мышцы, но и ум дозрел, появилась потребность расширить границы своего «кругозора». Когда он самостоятельно, без поддержки пройдет метров 20-30 – оцениваем походку и если все хорошо, не ограничиваем потребность ходить, бегать, лазать, не забывая о постоянном чутком контроле (профилактика травм).

В дальнейшем здоровому малышу осмотры невролога и ортопеда потребуются на более 1 раза в год.

Ему предстоит теперь осваивать сложные двигательные навыки, во многом сознательно учится красоте и ловкости движений.

www.mc21.ru

Что смотрит невролог в первый месяц и как это отражается на жизни малыша?

Контроль развития ребенка в первый год его жизни имеет решающее значение для его благополучия в дальнейшем. Если грудничок здоров, развивается «по плану», то визиты к неврологу будут профилактическими. Если у малыша обнаружат патологические изменения, то своевременная коррекция предотвратит серьезные отклонения физического, когнитивного и психического развития.

На осмотре у невролога оцениваются основные показатели нервно-психического развития малыша посредством проверки его врожденных рефлексов. Необходимость ранней диагностики обусловлена особой гибкостью формирования структур мозга и чувствительностью ЦНС грудничка к внешним воздействиям (и негативным).

Прием невролога преследует несколько целей:

  • контроль развития малыша
  • информирование родителей о состоянии ребенка, потенциальных опасностей для здоровья, методах лечения или профилактики отклонений от нормы, о принципах и приемах развивающих занятий для здорового грудничка
  • лечение выявленных патологий

Диагностика показателей отставания развития в возрасте до 3 месяцев особенно важна. С большой точностью она помогает предсказать будущие проблемы в формировании у ребенка определенных навыков до года, а иногда и на весь дошкольный период его жизни.

Обратите внимание!

На приеме у невролога можно и нужно задавать все интересующие вас вопросы. Любые. Чтобы не забыть важные моменты – предварительно продумайте их дома и запишите. Активность родителя является действенной помощью работе врача!

Именно семья оказывает на малыша первого года жизни то влияние, которое становится основой его здоровья или патологии в будущем. Роль матери неоценима – постоянное взаимодействие ее и ребенка есть основное условие стимуляции развития.

Первый визит к неврологу – как подготовиться?

Осмотр новорожденного неврологом происходит еще в роддоме. Там грудничку делают ультрасонографию головного мозга через родничок. Позже, когда родничок зарастет, УЗИ головного мозга сделать будет невозможно – кости черепа не пропускают ультразвуковые лучи. Обследование проводят с целью обнаружения аномалий. Часто выявляют кисты головного мозга, но на сегодня нет объяснений их появлению. Небольшие, до 5 мм образования проходят самостоятельно. Если киста больше – за ней наблюдают в динамике.

Второй визит к неврологу должен состояться через месяц жизни грудничка. К нему следует подготовиться заранее. На чем необходимо акцентировать внимание маме при ежедневном уходе за малышом? Что смотрит невролог в 1 прием?

Беспокойство должны вызывать следующие вещи:

  • Слишком кратковременные периоды сна. Если малыш накормлен, то он обычно спит. Поводом проснуться для него: голод, холод, сильный шум, боль в животе. Желудочные колики заставляют ребенка плакать «сквозь сон», не просыпаясь. Здоровый ребенок спит большую часть суток.
  • Задержка психического развития. К концу первого месяца своей жизни малыш научается: фокусировать взгляд на лице матери, яркой игрушке. Поворачивать голову на звук. Если он остается безучастным к внешним раздражителям, то это серьезный повод для тревоги.
  • Дрожание (тремор) подбородка и рук, посинение носогубного треугольника, судороги.
  • Частые срыгивания, рвота после кормления. Все груднички часто срыгивают. Причиной тому служит воздух, попадаемый в желудок с молоком. Особенно этому подвержены дети на искусственном вскармливании. Грудничок отрыгивает воздух в первые минуты после кормления, с воздухом выходит немного пищи – это нормально. Тревогу должны вызывать обильные срыгивания, которые не связаны по времени с кормлением.
  • Фиксация ребенка в определенной позе. Здоровый грудничок постоянно двигает ногами и руками хаотично, не принимая определенной позы. При выкладывании на живот не может долго удерживать голову. Обязательно сообщите врачу, если ваш малыш «научился» хорошо держать голову или предпочитает определенную позу – это свидетельствует о гипертонусе его мышц.

Чего маме делать не нужно, так это пытаться самостоятельно проверять рефлексы. Это должен делать только специалист. Мама должна накормить дитя перед приемом за полчаса минимум и рассказать врачу о нем как можно больше подробностей.

Что смотрит врач на приеме?

Осмотр невролога в 1 месяц начинается с визуальной оценки малыша, его позы, движений.

Затем доктор последовательно проверяет:

  1. Развитие нервной системы. Испытывает все врожденные (безусловные) рефлексы, оценивает их сохранность и силу.
  2. Физическое развитие. Проводит посредством оценки формы и размера черепа, соответствия роста головы нормативным параметрам.

Оральные безусловные рефлексы

  • Сосательный. Малышу вкладывают соску, которую он принимается активно сосать. Автоматизм угасает к году. В это время необходимо отучать ребенка от соски и бутылочки, чтобы не переводить сосательный рефлекс в категорию условных (специально сформированных).
  • Поисковый. Этот рефлекс хорошо знаком внимательным родителям – любое прикосновение ко рту или щекам ребенка заставляет его поворачивать голову в эту сторону и открытым ртом искать грудь. Особенно ярко это выражено у голодного младенца.
  • Хоботковый. Автоматизм связан с непроизвольным сокращением круговой мышцы рта при легком хлопке по губам – грудничок тут же вытягивает губы трубочкой.
  • Ладонно-ротовой – сложный автоматизм, относящийся к спинально-оральным. При надавливании на ладони малыша в районе большого пальца он «группируется» вперед в грудном отделе, наклоняет голову и открывает рот.

Позотонические рефлексы

  • Шейный тонический ассиметричный. Если повернуть ребенку голову в сторону без его участия, то у него автоматически разгибаются на этой стороне рука и нога, на противоположной стороне тела конечности сгибаются. Срабатывают сгибатели-разгибатели, малыш «встает» в позу фехтовальщика.
  • Лабиринтный тонический. При выкладывании малыша на живот он автоматически вначале все подбирает под себя (сгибатели), затем совершает как бы плавательные движения. Завершается цикл элементами спонтанного ползания.
  • Шейный тонический симметричный. При пассивном наклоне головы ребенка вперед, он разгибает ноги и сгибает обе руки. При запрокидывании головы в обратном направлении, конечности действуют наоборот – ноги сгибаются, руки разгибаются.

Обратите внимание!

Только специалист знает куда и как следует нажать для проверки работы автоматизмов. Самостоятельная проверка рефлекторных реакций малыша вызовет у него как минимум дискомфорт, как максимум непроизвольное мочеиспускание, дефекацию (рефлексы Переса, Таланта).

Спинальные рефлексы

  • Нижний и верхний хватательные рефлексы – непроизвольное сгибание ладоней и стоп при нажатии на определенные точки. Верхний знаком родителям по тому, как крепко хватается ребенок при вкладывании в его ладошку пальца взрослого.
  • Верхний защитный рефлекс. Поскольку все врожденные рефлексы «даны» грудничку для выживания, то при выкладывании на живот малыш поворачивает голову в сторону. Его цель – не задохнуться. Проходит автоматизм к полутора месяцам.
  • Рефлексы Переса, Таланта и Объятий проверяют при помощи манипуляций на спине, ударов по пеленальному столику.
  • Рефлекс опоры, выпрямления, паттерн ходьбы. При касании опоры в положении «стоя» ноги грудничка непроизвольно выпрямляются, наклон его тела вперед провоцирует автоматическое вышагивание. К 3 месяцам эти «умения» угасают и появляются вновь к году, когда ребенок учится стоять и ходить самостоятельно. У малыша с отклонениями в развитии паттерн ходьбы сохраняется надолго.

Нарушение или угнетение спинальных рефлексов является тревожным симптомом, который может свидетельствовать о нарушении работы спинного мозга. Следует понимать, что на выраженность рефлексов оказывает значительное влияние состояние грудничка, то, как давно он ел и спал. Об этом мама должна сообщить врачу.

Оценка физического развития

Что проверяет детский невролог на приеме, так это рост головы малыша. В норме за первый месяц жизни голова увеличивается в окружности на 1,5 см. Вариативность размеров имеет место быть (девочка меньше мальчика), но слишком быстрый рост головы, как и слишком медленный, свидетельствует о возможных патологиях – гидроцефалии или микроцефалии. Обе патологии чреваты умственной отсталостью, задержкой физического развития.

Обследует невролог и состояние родничков. У здорового малыша роднички закрываются: большой (теменной) к 8-10 месяцам, малый (затылочный) к 2-3. Более быстрое закрытие родничков не дает голове нормально расти, более медленное – говорит о возможном внутричерепном давлении. Оценивается не только размер, но и форма головы.

Невролог оценивает общее состояние ребенка, его настроение, эмоциональные реакции, типичное выражение лица. Результаты обследования сообщает родителям.

Следующий осмотр невролога в 3 месяца и в 6. Эти осмотры отличаются от того, что смотрит невролог в 1 раз.

Визит к неврологу в 3 месяца

Если на первом приеме отклонений не выявлено, то осмотр невролога в 3 месяца носит больше профилактический характер.

Врач оценивает навыки грудничка, которые у него сформировались:

  • умение держать голову
  • умение поворачиваться на спину с живота
  • комплекс оживления по отношению к близкому человеку
  • реакции на речь, ласковый голос

В три месяца ребенок более расслаблен, быстро фокусируется на движущих предметах, проходящих людях. Поворачивает голову на мамин голос, отзывается на речь улыбкой, смехом, быстрыми движениями рук и ног. Начинает агукать.

Обратите внимание! Важный момент этого визита – получение допуска на проведение прививок. Доктор либо дает на это разрешение, либо грудничок получает медотвод – временное освобождение от прививок по медицинским показаниям.

Визит к неврологу в полгода

Что проверяет невролог в полгода? Это умения, которых уже очень много, если родители занимались их развитием.

Что должен уметь ребенок в 6 месяцев:

  • сидеть, переворачиваться с живота на спину и обратно, пытаться встать с поддержкой, играть с ногами, руками
  • самостоятельно брать игрушки, перекладывать их из руки в руку
  • кушать с ложки прикорм в виде полужидкой субстанции
  • держать бутылочку с водой, самостоятельно пить
  • произносить некоторые слоги, выражать эмоции мимикой, жестами, звуками
  • отличать «своих» от «чужих», выделять маму или одного значимого человека, который осуществляет постоянный уход

Этот визит впервые может принести трудности в обследовании ребенка, поскольку он научился реагировать на обстановку и незнакомых людей. Маме важно выбрать время для посещения врача так, чтобы ребенок не был сонным, уставшим или голодным. Стремитесь построить доверительные отношения с врачом, не игнорируйте даже профилактические визиты к доктору – это поможет избежать многих сложностей в воспитании и развитии ребенка.

spinous.ru

Когда ребенку нужен невролог

Что лечит невролог и когда он нужен ребенку?

Формирование нервной системы

Начинает формироваться нервная система ребенка еще в утробе матери и завершается на 1 году жизни. Самый интенсивный период — до 3 месяцев. Важно во время стремительного развития нервной системы заметить неполадки. Поэтому, если у малыша не закрылся родничок в положенное время, ему делают нейросонографию. Метод безопасный и эффективный, не требующий специальной подготовки. Ультразвуковое исследование головного мозга ребенка помогает определиться с диагнозом и, в случае надобности, подобрать необходимые лекарственные средства.

Что проверяет детский невролог у новорожденного ребенка?

Невролог определяет многие заболевания нервной системы и назначает соответствующее лечение. Проверку начинает с головного мозга. В обязанности невролога или невропатолога входит лечение таких нарушений, как:
  • Различные генетические отклонения.
  • Инфекции.
  • Токсические отравления и их последствия.
  • Травмы.
  • Гипоксия головного мозга.
  • Эпилепсия.
  • Различные синдромы.
В исследованиях кроме УЗИ, применяется УЗДГ, ЭЭГ и т. п.

К чему могут привести патологии нервной системы

Большинство случаев детской инвалидности основаны на заболеваниях центральной нервной системы, подавляющая часть которых является врожденными и берет начало еще в период развития будущего малыша внутри материнского организма.
Патология нервной системы приводит к расстройству работы головного мозга, что в свою очередь непосредственно влияет на успеваемость в учебе, поведение ребенка, его психическое состояние. Внешне проявляется в нарушениях моторики, работы опорно-двигательного аппарата, функционирования вегетативного отдела нервной системы.
 

График обязательного посещения детского невролога

Всем деткам желательно показаться неврологу до 1 года жизни. Существует график плановых посещений. Первый раз не позже 3 месяцев. Затем в 6. Следующее посещение в 9 месяцев и, естественно, в 12. Когда ребенку исполнится год, достаточно посещать невролога раз в 12 месяцев, если нет никаких проблем или жалоб на этот счет.

Когда показать ребенка неврологу внепланово

В обязательном порядке повести малыша к невропатологу следует, если:
  • Плохой сон.
  • Отстает в учебе, физическом или психическом развитии.
  • Не идет на контакт со сверстниками.
  • Частые головные боли, истерики, высокая утомляемость.
  • Случаются судороги при повышенной температуре тела.
  • Ребеночек поджимает пальчики, стоя на ножках.
  • Обильные и частые срыгивания.
Так же не мешает ребенку пройти обследование у невролога при треморе конечностей или подбородка.
Большинство нарушений нервной системы успешно лечатся, если своевременно обратиться за врачебной помощью. Оставлять без внимания подобные проблемы нельзя, они самостоятельно не проходят.

40-nedel.ru

7 важных советов невролога для родителей подростков

В 10-12 лет ребёнок постепенно превращается в подростка. Беззаботное детство в прошлом. В настоящем и будущем — риск, бунт и пробы жизни. Это время, когда мудрый родитель рядом важен вдвойне. Но не всегда сложные ситуации этого периода нужно решать в кабинете психолога. Сначала необходимо убедиться в том, что для ребёнка созданы естественные условия, позволяющие ему расти и развиваться

Рассылка «Мела»

Мы отправляем нашу интересную и очень полезную рассылку два раза в неделю: во вторник и пятницу

Психолог Дарья Сорокина побеседовала с неврологом, инструктором по ЛФК и мамой сына Алиной Гагариной, чтобы узнать у неё главные правила для поддержки физического здоровья детей этого возраста. В своей практике Алина не раз работала с детьми 10 — 12 лет. Она говорит о резком скачке роста, за которым не успевает опорно-двигательная система. Печальные результаты — зажатость, плохая координация, слабость, утомляемость, снижение иммунитета. Это, в свою очередь, может усугубить все прелести переходного возраста.

Алина Гагарина, инструктор по ЛФК

Вот простые рекомендации, которые помогут организму справиться с взрослением.

1. Делать уроки возле окна

Нужно постараться, чтобы стол, за которым школьник делает домашнюю работу, был у окна. Стремительно растущему человеку естественное освещение важно как никогда. Что касается настольной лампы, то её следует установить со стороны противоположной руке, которой ребёнок пишет. Если он левша, то лампа справа. Если правша, слева.

Лайфхак для мамы

Если нет возможности организовать в квартире полноценное рабочее место для школьника, используйте подоконник. Если он слишком узкий или короткий, то можно попробовать его расширить.

2. Отодвинуть компьютер

Если на столе, за которым школьник готовит уроки, есть компьютер, то его нужно отодвинуть вглубь. Минимум 70 сантиметров свободного пространства стоит оставить на рабочем столе для того, чтобы ученик мог разложить тетрадки, книжки, ручки и карандаши.

3. Сидеть на стуле правильно

Во время выполнения домашнего задания ребёнок должен разместиться на стуле таким образом, чтобы колени сгибались под углом 90 градусов. В этом случае нагрузка на тело распределится равномерно, а школьнику будет комфортно. Стоять рядом и пристально наблюдать за тем, чтобы ребёнок не горбился, необходимости нет.

Но время от времени, если вы заметили, что ученик слишком сильно склонился над тетрадками, можно обратить его внимание на это и попросить выпрямить спину. В то же время, в 10-12 лет школьник — уже далеко не малыш. Это даёт вам право надеяться и на его самоконтроль. Главное, чтобы в погоне за хорошей осанкой и отличными оценками, ребёнок не сидел на стуле слишком долго и без перерывов. Предлагайте отдых. Отвлечься от задачек и пройтись по квартире — очень полезно.

4. Спать по 9-10 часов в сутки

Очень часто бывает, что ребёнок в возрасте 10-12 лет вдруг меняется: отказывается ходить в школу, конфликтует с родителями или сверстниками, начинает получать плохие оценки. Не всегда дело в ситуации в семье или в школе, например. Может быть, что ему просто не хватает времени на сон. Норма для этого возраста — спать по 9-10 часов в сутки. Если ребёнок спит меньше, это приводит к снижению иммунитета. Я рекомендую каждой семье, в которой растёт школьник, завести собственные ритуалы. Они помогут сделать так, чтобы ребенок ложился спать вовремя и не чувствовал себя переутомленным.

Лайфхак для мамы

Выбирая матрас для детской кровати, отдайте предпочтение матрасу средней жесткости, без пружин и толщиной не более 1,5 сантиметров. У ребёнка 10-12 лет опорно-двигательный аппарат сформировался ещё не окончательно. Помните об этом и никогда не укладывайте его спать на мягкие перины или матрасы с пружинами. Идеальный матрас для детей этого возраста — упругий и жесткий.

5. Полюбить крупы и не злоупотреблять сладостями

Чтобы быть энергичным, здоровым и способным усваивать новую информацию, ребёнку нужно много есть. Дневная норма для этого возраста — 2000-2300 килокалорий. Обратите внимание, сейчас можно забыть про поощрение ребёнка сладким (если такой способ практиковался в семье раньше). Это не полезно. Мало того, что это ведёт к формированию неправильного пищевого поведения и нагрузкам на поджелудочную железу, так ещё и может обострить кожные проблемы. Дети в данный период внимательны к своей внешности.

Если вы не делали этого раньше, то сейчас самое время для знакомства ребёнка с крупами. Не затягивайте. Приучайте к крупам сейчас. Поверьте, что с пятнадцатилетним подростком, особенно мальчишкой, это будет в разы сложнее, чем с ребёнком 10-12 лет. Ну, и конечно, всей семьёй пейте много воды. Это важно.

Лайфхак для мамы

Добавьте в рацион ребенка желе. Это поддержит формирование связочного аппарата и поможет снизить риск травм. Попробуйте добавить в меню холодцы.

6. Заниматься спортом

Увы, мало кто из родителей действительно понимает, как это важно. А для подросткова — это правда необходимо. Ко мне приходят дети, которые не занимались спортом вообще. Я предлагаю простейшее задание — встать на одну ногу, поднять руку…и их тело просто начинает ходить из стороны в сторону. Проблемы с координацией — ключевые для этого периода.

Еще я замечаю дисбаланс в развитии мускулатуры, если школьник пишет правой рукой, то обычно правая сторона тела у него сильная, выдаётся вперед. А левая неразвита. В возрасте 10-12 лет на организм человека активно влияют гормоны. Дело в том, что действуют они на точки приложения. Это значит, что работающие мышцы под действием гормонов развиваются, а те, которые не работают, отстают с каждым днём всё сильней. Дисбаланс усиливается.

С помощью физических нагрузок как раз можно улучшить координацию, повысить симметричность, поработать над растяжкой. Ну и, конечно, спорт делает ребёнка более выносливым, сильным и уверенным в себе.

С выбором вида спорта всё просто — интересуйтесь у ребёнка, что ему по душе. Девочки обычно выбирают танцы, аэробику. Мальчики — бокс, футбол, хоккей. Плавание, кстати, — один из самых эффективных для повышения симметричности тела видов спорта. И любят его многие.

Если нет возможности заниматься спортом, рекомендую обратить внимание на лечебную физическую культуру (ЛФК). Идеально заниматься ЛФК три раза в неделю, но даже двух раз достаточно.

7. Закаливание без фанатизма

С закаливанием нужно быть осторожным. Выводить ребенка на мороз и обливать ледяной водой — не стоит точно. Действуйте адекватно. Следите за тем, чтобы комната ребёнка регулярно проветривалась, не одевайте его слишком тепло, не кутайте, как младенца.

В данном случае под закаливанием я подразумеваю не какие-то определенные процедуры, а стиль жизни. Это станет не только полезным занятием, но и приятным!

Фото: Flickr (Gwydion M. Williams), личный архив Алины Гагариной

mel.fm

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *