Методика выявления проблемы текста с помощью денотатного графа — Мегаобучалка

Денотатный граф.

Денотатный граф — инструмент контент-анализа текста.

Денотатный граф – это весьма эффективный приём технологии критического мышления. [от лат. denoto — обозначаю и греч. — пишу]

Он является хорошим способом вычленения из текста существенных признаков ключевого понятия.

Для Денотатного графа характерно чередование существительных и глаголов. Поэтому на следующем уровне необходимо представить комментарии к глаголам существительными, иногда связанными с ними прилагательными.

На следующем уровне ученик подбирает глаголы к предыдущим существительным.

Ключевое слово по мере построения графа дробится на слова-«веточки». Приём можно эффективно использовать при проведении анализа нового понятия, определения с разных позиций его содержания.

В отличие от Синквэйна, как правило, используемого для обратной связи, приём Денотатный граф необходим ученику, прежде всего, для осмысления учебного материала.

Денотатный граф — [от лат. denoto — обозначаю и греч. — пишу] — способ вычленения из текста существенных признаков ключевого понятия.


Способ создания денотатного графа:

• Выделение ключевого слова или словосочетания

• Чередование имени и глагола в графе (именем может быть одно существительное или группа существительных в сочетании с другими именными частями речи; глагол выражает динамику мысли, движение от понятия к его существенному признаку)

• Точный выбор глагола, связывающего ключевое понятие и его существенный признак (глаголы, обозначающие цель — направлять, предполагать, приводить, давать и т.д.; глаголы, обозначающие процесс достижения результата — достигать, осуществляться; глаголы, обозначающие предпосылки достижения результата — основываться, опираться, базироваться; глаголы-связки, с помощью которых осуществляется выход на определение значения понятия)

• Дробление ключевого слова по мере построения графа на слова — «веточки»

• Соотнесение каждого слова — «веточки» с ключевым словом с целью исключения каких-либо несоответствий, противоречий и т.д.



 

 

 

 

 

 

Методика выявления проблемы текста с помощью денотатного графа

С позиции теории речевой деятельности работа с текстом имеет следующую структуру: этап ориентировки, этап планирования, этап реализации плана, этап контроля (см. Выготский Л.С., Леонтьев А.А., Жинкин Н.И.). На стадии ориентировки (ориентировка в описываемой ситуации) определяется (осмысливается) объем содержания, границы темы. При написании сочинения-рассуждения по исходному тексту на этапе ориентировки необходимо выявить тему и микротемы, проблематику (комплекс проблем) и наиболее острую проблему текста. Ориентировка сводится к анализу внутреннего состояния (о чем буду говорить? что скажу?). Практика показывает, что это наиболее трудный и важный этап речевой деятельности, так как качество всего сочинения зависит от правильности выбранного направления рассуждений. В данной работе рассмотрим более подробно вопрос об определении авторского отношения к одной из проблем текста и способах его выражения.

В основу предлагаемой методики выявления проблемы текста положено понятие денотатного графа.Денотатный граф (от лат. “обозначаю” и греч. “пишу”) – способ вычленения из текста существенных признаков ключевого понятия [Даутова; 112]. В электронной “Энциклопедии Кирилла и Мефодия” дается следующее определение слову денотат: “предметное значение имени (знака), т. е. то, что называется этим именем, представителем чего оно является в языке”. В “Толковом словаре иностранных слов” Л.П.Крысина находим: “ДЕНОТАТ

, а, м.[< лат. denotatum названное, обозначенное]. Филос., лингв. Предмет как объект обозначения с помощью знаков, в том числе — языковых”. Под графом, составленным по тексту, следует понимать наглядное изображение, отражающее одну из проблем текста, сформулированную в вопросной форме; аргументы-цитаты, с помощью которых автор определяет свою позицию по отношению к этой проблеме; используемые автором текста для воздействия на читателя языковые средства; авторскую позицию (ответ на проблемный вопрос). Этот прием графической обработки информации о тексте назовём “Скелет рыбы” (“Fish-bone”). Новизна этого приема в том, что информация, извлекаемая из прочитанного (исходного) текста, располагается в левой, срединной и правой частях графа и служит основой для построения нового (вторичного) текста. В общем виде денотатный граф выглядит так.

Алгоритм построения графа:

1. Выявить “веер” проблем текста (проблематику текста).

2. Выбрать наиболее значимую проблему, рассмотрению которой автор текста уделяет особое внимание.

3. Сформулировать проблему в виде вопроса и записать в левой части графа (“голове” рыбы).

4. Найти в тексте аргументы, с помощью которых автор раскрывает проблему. Их может быть несколько. Записать внизу графа короткие цитаты-аргументы.

5. Определить, какие художественные средства (фигуры, тропы) использует автор, чтобы убедить читателя. Коротко запишите вверху графа (с указанием номеров предложений).

6. Сформулировать авторское отношение к поставленной проблеме в виде утверждения (ответа на проблемный вопрос) и записать в правой части графа (“хвосте” рыбы).

Заметим, что к одному тексту может быть составлен не один граф: к каждой проблеме составляется отдельное изображение.

Наблюдения, сделанные с помощью денотатного графа, учащимся 11 класса помогут прокомментировать одну из проблем текста (критерий К2). Конечно, на экзамене нет большого количества времени на составление графа, но умения и навыки работы с текстом, сформированные за годы учебы, помогут выполнить работу повыявлению проблемы текста без дополнительных графических изображений. Поэтому рационально работу по составлению денотатного графа по проблемам текста начинать с 5-6 класса.

Пример использования приема построения денотатного графа по заданию 39 из “Рабочей тетради по русскому языку “Читаем и пишем на “5” С.И. Львовой (6 класс, Часть 1, Нижний Новгород, 2008 г., с.46).

Текст. (1) Хорошо известно, что все тела при нагревании расширяются, а при охлаждении сжимаются. (2) Это относится и к частицам веществ, из которых состоит Земля.

(3) Так как земной шар всё время остывает, то его частицы сжимаются и притягиваются друг к друг. (4) Это сжатие вызывает более быстрое движение частиц. (5) Ученые установили, что такое усиление движения ведет к повышению температуры, к нагреванию тел. (6) Это нагревание вызывает расширение тел и отталкивание частиц друг от друга. (7) Таким образом, в недрах Земли сначала её образования и по настоящее время идет борьба сил притяжения и отталкивания. (8) В результате этой борьбы земная кора колеблется, и на её поверхности создаются неровности.

 

Таким образом, граф, который содержит упорядоченную особым образом информацию о тексте, представляет собой строгую объяснительную модель. Составляя денотатный граф, учащиеся соотносят “компоненты формы произведения” (язык произведения, композиция) и “компоненты содержания произведения” (тематика, аргументация) [Гуковский; с. 88-89]. Лингвистическая (опознавать, анализировать и оценивать языковые факты, группировать и классифицировать языковой материал и др.) и коммуникативная (умение проводить языковой анализ текста, пересказывать, создавать тексты и др.) компетенции проверяются при тестировании на экзамене по русскому языку. Очевидно, что нужна целенаправленная работа в этом направлении с использованием различных приемов работы с текстом.

Чтобы ответить на вопрос о результативности этого приема, обратимся к результатам Единого государственного экзамена по русскому языку за 2009 год (г.Нижний Новгород). 84 процента учащихся, работавших на экзаменах по заданиям типа С при помощи денотатного графа, получили максимальное количество баллов по критерию К2 и К3. В контрольной группе, где учащихся не знакомили с методикой “Скелет рыбы”, максимальное количество баллов по критериям К2 и К3 получили только 77% писавших сочинение.

 

megaobuchalka.ru

Способ создания денотатного графа



Обратная связь

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ

Сила воли ведет к действию, а позитивные действия формируют позитивное отношение


Как определить диапазон голоса — ваш вокал


Как цель узнает о ваших желаниях прежде, чем вы начнете действовать. Как компании прогнозируют привычки и манипулируют ими


Целительная привычка


Как самому избавиться от обидчивости


Противоречивые взгляды на качества, присущие мужчинам


Тренинг уверенности в себе


Вкуснейший «Салат из свеклы с чесноком»


Натюрморт и его изобразительные возможности


Применение, как принимать мумие? Мумие для волос, лица, при переломах, при кровотечении и т.д.


Как научиться брать на себя ответственность


Зачем нужны границы в отношениях с детьми?


Световозвращающие элементы на детской одежде


Как победить свой возраст? Восемь уникальных способов, которые помогут достичь долголетия


Как слышать голос Бога


Классификация ожирения по ИМТ (ВОЗ)


Глава 3. Завет мужчины с женщиной


Оси и плоскости тела человека — Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д.


Отёска стен и прирубка косяков — Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу.


Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) — В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар.

Семинар № 1

Тема: Семья как институт социализации.

  1. Психологические механизмы социализации личности в семье.
  2. Стили семейного воспитания.
  3. Братья и сестры в одной семье — взаимоотношения.
  4. Отклонения в семейном воспитании-типы неправильного воспитания.

Литература.

1. Розум С.И. Психология социализации и социальной адаптации человека. — СПб.,2006.

2. Бордовская Н.В.,Реан А.А. Педагогика-СПб.,2000. [Электронный ресурс]. Режим доступа http://www.koob.ru/rean_a_a/

3. Гамезо М.В., Петрова Е.А., Орлова Л.М. Возрастная и педагогическая психология: Учеб. пособие для студентов всех специальностей педагогических вузов. — М.: Педагогическое

общество России, 2003. [Электронный ресурс]. Режим доступа http://www.koob.ru/gamezo_m_v/

4. Кон И.С. Бить или не бить? — М.,2012. [Электронный ресурс]. Режим доступа http://www.koob.ru/kon/

5. Кон И.С. Мальчик-отец мужчины. [Электронный ресурс]. Режим доступа. http://www.koob.ru/kon/

6. Мудрик А.В. Социализация человека. — М.,2006. [Электронный ресурс]. Режим доступа http://www.koob.ru/mudrik/sotcializatciya_cheloveka

Письменное домашнее задание:Написать — эссе на тему: «Особенности воспитания ребенка в современной семье»

Эссе – это сочинение небольшого объема, свободно выражающее индивидуальные впечатления и размышления по поводу прочитанного, просмотренного. Цель работы – раскрыть предложенную тему путем приведения каких-либо аргументов.


При написании эссе старайтесь отвечать четко на поставленный вопрос и не отклоняйтесь от темы.

Материал должен быть представлен в печатном виде. Объеме 3-5 страниц формата А 4. Размер шрифта Times New Roman 12,междустрочный интервал 1.5,все поля 20 мм. Если необходимо: выделить важные моменты курсивом или жирным шрифтом; оформить сноски, цитаты. Обязательно указать, список использованной литературы. На первой странице по центру большими буквами – название темы исследовании. Под названием темы Фамилия, имя, отчество (полностью) факультет, специальность, группа. Далее текст работы, выровненный в ширину.

Написание эссе.Прежде чем приступить к написанию эссе, проанализируйте имеющуюся у вас информацию, а затем составьте тезисный план. Структура эссе: вступление, основная часть (развитие темы), заключение.

Вступление. Должно включать краткое изложение вашего понимания и подход к ответу на данный вопрос. Полезно осветить то, что вы предполагаете сделать в работе, и то, что в ваше эссе не войдет, а также дать краткие определения ключевых терминов. При этом постарайтесь свести к минимуму число определений.

Основная часть. Данная часть предполагает развитие вашей аргументации и анализа, а также обоснование их, исходя из имеющихся данных, других аргументов и позиций по этому вопросу. Предлагаемая вами аргументация (или анализ) должна быть структурирована. В основной части вы должны логически обосновать, используя данные или строгие рассуждения, вашу аргументацию или анализ. Необходимо писать коротко, четко и ясно.

Заключение. Наличие необходимых выводов из работы. Обоснование выводов автора.

Критерии оценивания работы: Логичность изложения материала; Аргументированное раскрытие темы на основе собранного материала; Обоснованность выводов автора; Оригинальность выводов автора; Отсутствие лишнего материала, не имеющего отношение к работе; Самостоятельное выполнение работы-отсутствие плагиата;

Семинар № 2

Тема: Дети в информационном обществе.

  1. Феномен информационной культуры личности.
  2. Влияние (СМИ) и (ИКТ) на процесс социализации личности
  3. Цифровой разрыв ценностей поколений.
  4. Закономерности поведения в социальных сетях.

Литература.

1. Концепция формирования информационной культуры личности. [Электронный ресурс]. Режим доступа http://nii.kemguki.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=99%3A2010-09-27-02-48-37&catid=13&Itemid=102

2. Лобанов Ю.И., Колосов Д.Э. Самообразование в условиях информационного общества. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://iuorao.ru/20120930/224-2012-10-02-09-07-17

3. Образование как процесс становления человека.: [Электронный ресурс]. Режим доступа:http://kursak.net/obrazovanie-kak-process-stanovleniya-cheloveka/

4. «Дети on-line»[Электронный ресурс]. Режим доступаhttp://detionline.com/news

5. «Дети в информационном обществе» [Электронный ресурс]. Режим доступа http://detionline.com/journal/numbers/20

6. Вешняковская Е. Скажи мне, кто твой френд…//Наука и жизнь № 2, 2011 . [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.nkj.ru/archive/articles/19206/

Письменное домашнее задание:Используя SWOT-анализпроанализируйте процесс формирования информационной культуры личности подростка при использовании Интернет ресурсов.

SWOT-анализ —это определение сильных и слабых сторон объекта, а также возможностей и угроз, исходящих из его ближайшего окружения (внешней среды).

SWOT — метод анализа в стратегическом планировании, заключающийся в разделении факторов и явлений на четыре категории: strengths (сильные стороны), weaknesses (слабые стороны), opportunities (возможности) и threats (угрозы).

Этот акроним -SWOT [1]может быть представлен визуально в виде таблицы:

  Положительное влияние Отрицательное влияние
Внутренняя среда Strengths (сильные стороны) Weaknesses (слабые стороны)
Внешняя среда Opportunities (возможности) Threats (угрозы)

 

[1] Акроним — это устоявшееся сокращение, которое применяется как самостоятельное слово, например, США, СПИД и т.д.

Семинар № 3

Тема: Инклюзивное образование в контексте современной образовательной политике и практике.

  1. Инклюзивное образование. Правовая основа обучение детей с ограниченными возможностями.
  2. Аспекты развития инклюзии
  3. Принципы инклюзивного образования.
  4. Барьеры в продвижении инклюзивного образования.
  5. Условия организации успешного обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья.
  6. Новые требования к современному педагогу в условиях инклюзивного образования.
  7. Открытые вопросы в развитии инклюзивного образования.

 

Письменное домашнее задание: составить денотатный граф на тему «инклюзивное образование».

Денотатный граф — [от лат. denoto — обозначаю и греч. — пишу] — способ вычленения из текста существенных признаков ключевого понятия.

Назначение графа

Денотатный граф — [от лат. denoto — обозначаю и греч. — пишу] — способ вычленения из текста существенных признаков ключевого понятия.

 

Пример графа

Способ создания денотатного графа

  • Выделение ключевого слова или словосочетания.
  • Чередование имени и глагола в графе (именем может быть одно существительное или группа существительных в сочетании с другими именными частями речи; глагол выражает динамику мысли, движение от понятия к его существенному признаку).
  • Точный выбор глагола, связывающего ключевое понятие и его существенный признак (глаголы, обозначающие цель — направлять, предполагать, приводить, давать и т.д.; глаголы, обозначающие процесс достижения результата — достигать, осуществляться; глаголы, обозначающие предпосылки достижения результата — основываться, опираться, базироваться; глаголы-связки, с помощью которых осуществляется выход на определение значения понятия). Дробление ключевого слова по мере построения графа на слова — «веточки».
  • Соотнесение каждого слова — «веточки» с ключевым словом с целью исключения каких-либо несоответствий, противоречий и т.д.

 

Семинар № 4


megapredmet.ru

Статья по теме: Технологический прием работы с понятием – денотатный граф

Учитель химии и биологии

 ГБОУ СОШ № 250 Кировского района Санкт-Петербурга

Артюнина Ирина Петровна

Прием работы с понятием – денотатный граф

Сегодня для всех очевидно, что целью качественного образования не может быть просто накопление предметных знаний, умений и навыков. Успешный ученик должен обладать не просто определенным багажом знаний, а умением учиться. И задача учителя — научить его этому, научить мыслить, потому что только развитый ум и владение универсальными приёмами учебной деятельности могут стать залогом его успеха, чем бы он ни занимался в жизни. Соответственно учитель должен владеть методическими приемами, которые позволят его ученикам научиться анализировать , обобщать, делать выводы, и т.д.

Сегодня ученики должны усваивать большие объемы информации. Существуют различные способы графического представления информации, которые позволяют значительно сократить объем получаемой информации без потери качества знаний.  Одним из приемов свертывания (сокращения) информации является денотатный граф

Денотатный граф — способ вычленения из текста существенных признаков ключевого понятия. Перевод словосочетания «Денотатный граф»: «обозначаю» и «пишу».

Денотатный граф представляет собой схему, достаточно сложную по строению и вбирающую в себя большую информацию.

Примерная схема «денотатного графа»

                                                                     Ключевое слово

                                             глагол                        глагол                            глагол

                                        имя   имя                     имя       имя               имя                       имя

                                   глагол                глагол      глагол   глагол    глагол         глагол     глагол

                                       имя                имя           имя     имя        имя                 имя           имя

Правила составления денотатного графа.

1. Выделяем в тексте ключевое слово или понятие

2. Чередуем в графе имена существительные (или группу слов с ними) и глаголы.

3. Каждое слово графа по смыслу связываем с ключевым словом.

4. Строки-«веточки» получаем разной длины и объема.

5. Проверяем смысловые связи любого слова графа с ключевым словом.

Пример составления денотатного графа по сказке «Колобок»

Колобок

                                                         испекли                               положили

                                           бабка              дедка                       подоконник

                                            укатился

                             в лес

                               встретил

                        медведя    волка        зайца       лису

                   укатился        укатился     укатился       съела

Для работы в классе денотатный граф можно использовать  на этапе проверки домашнего задания, на обобщающих уроках, в групповой работе, в качестве творческого домашнего задания. При закреплении изученного материала можно предложить учащимся готовый денотатный граф с пропущенными словами.

Преимущества использования денотатного графа

  • с использованием графических схем можно представить всю проблему целиком;
  • графика помогает наглядно и понятно для себя и других слушателей представить структуру проблемы;
  • когда информация представлена графически, легче генерировать новые идеи;
  • повышается мотивация, легче воспринимать информацию, легче составить ответ, вспомнить, выучить;

Примеры денотатного графа:

ЛИСТ

Питает

Дышит

Испаряет

Удаляет

Фотосинтез

Кислород

Вода

Вредные вещества

Образуются

Открываются и закрываются

Опадают

Кислород  

                    глюкоза

Устьица

Листопад

ДЕНОТАТНЫЙ ГРАФ

Составляется

   Показывает

       Развивает

Сверху вниз

Состав и структуру понятия

         Логику

Подбираются

глаголы

Уточняются

 

Понятия

nsportal.ru

Схемы и таблицы

Схемы и таблицы помогают визуально представить информацию, увидеть связи между объектами и явлениями. Графические схемы позволяют представить тему целиком, наглядно и понятно, обеспечивают скорость, точность и прочность восприятия, запоминания и переработки информации учащимся, что служит основой для генерации идей и принятия решений.

Несмотря на то, что визуализации материала нас учат со школы, создание схем и написание таблиц не всегда получается успешным. Для более эффективной работы со схемами и таблицами можно выделить критерии их оценки:

  • наглядность, ясность схематических обозначений, условных знаков

  • лаконичность формулировок; использование ключевых слов;

  • соответствие теме задания;

  • полнота отражения материала;

  • аккуратное оформление; творческий подход (яркие образы, символы).

Денотатный граф

Денотатный граф (от лат. denoto — обозначаю) — очень эффективный способ вычленения из текста существенных признаков ключевого понятия. Правила построения:

  • Выделите ключевое понятие (слово или словосочетание) и проанализируйте его существенные признаки. Впишите ключевое понятие в верхний прямоугольник.

  • Максимально точно подберите глаголы, связывающие ключевое понятие и его существенные признаки. Впишите глаголы в блоки второго уровня.

  • Конкретизируйте в пространстве следующего уровня смысл выбранных вами глаголов для раскрытия ключевого понятия.

  • Следите за чередованием имени (именем может быть одно существительное или группа существительных в сочетании с другими именными частями речи) и глагола.

  • Проверяйте каждый блок информации с целью исключения возможных ошибок, несоответствий и противоречий.

Пример денотатного графа:

КОЛЛАЖ

Коллаж — произведение художественно-научного творчества, которое представляет собой сочетание самых разнообразных изображений, наклеенных на бумагу или скомпанованных в цифровом варианте. Коллаж предполагает наглядное схематическое отражение учебного вопроса или проблемы.

Существуют различные типы коллажей:

  • «солнечная система», в центре которой — «ядро» с ключевым понятием и «лучами» — дополнительной информацией;

  • «слепое пятно», где часть информации заполнена, а часть — нет;

  • «вспышка», где заполняется как ядро, так и лучи и др.

Критерии оценки коллажа:

  • Разносторонний характер, полнота представленной информации;

  • Наличие логики отражения материала;

  • Нестандартный подход к оформлению; аккуратность оформления;

  • Релевантность изображений.

Рецензия

Рецензия — статья, раскрывающая содержание рецензируемого художественного или научного произведения, и дающая экспертизу, анализ и мотивированную критическую оценку, как отдельным его положениям, так и тексту в целом. В зависимости от значимости рецензируемого произведения, его объема рецензии может быть сравнительно небольшой или пространной. Язык изложения — научный или научно-популярный.

Примерный план рецензии:

  • Полное название статьи, Ф.И.О. автора.

  • Краткое описание проблемы, которой посвящена статья;

  • Степень актуальности заявленной темы;

  • Формулировка основного тезиса;

  • Анализ отдельных элементов работы (позиции автора, глубины раскрытия темы, практической или теоретической значимости работы и т.д.).

  • Общая оценка;

  • Недостатки, недочеты;

  • Выводы.

Оценочные выводы должны быть мотивированы и сформулированы либо по ходу рассуждений, Либо как завершение анализа.

Для написания рецензий используют речевые стандарты. Для различных частей рецензии могут быть использованы следующие фразы или их эквиваленты:

«Работа посвящена актуальной теме…»,

«Актуальность темы определяется…»;

«В начале работы автор указывает, что…»;

«Рассматривает вопрос о…»;

«…приходит к выводу о том…»;

«Основное внимание в работе уделяется вопрос о…»;

«Центральным вопросом работы является вопрос о…»;

«Очевидным достоинством является актуальность поднятых в ней проблем…»;

«Работа отличается богатым эмпирическим материалом…»;

«…творческим подходом к анализу проблемы…»;

«Автор справедливо отмечает…»;

«К недостаткам работы следует отнести излишнюю категоричность выводов…»; «Автору не удалось показать…».

«В целом, на наш взгляд, это интересная и полезная работа»;

«Представляется, что в целом работа (статья) имеет важное значение…».

studfiles.net

Денотатный граф

Денотатный граф

Я полагаю, что ни в каком учебном

заведении образованным человеком стать

нельзя. Но во всяком хорошо поставленном

учебном заведении можно приобрести навык,

который пригодится в будущем, когда

человек вне стен учебного заведения

станет образовывать себя сам.

М. Булгаков

Важнейшими приемами организации активной самостоятельной познавательной деятельности обучающихся на уроках, являются графические способы представления изучаемой информации. Графика помогает наглядно и понятно представить изучаемую проблему целиком и ее структуру. При графическом представлении повышается мотивация к изучению материала, графическое изображение материала в любой интерпретации, позволяет обучающимся «включить» все виды памяти и усвоить изучаемый материал не менее чем на 90%. Эти способы универсальны, так как они могут использоваться при организации учебного процесса по любому учебному предмету. Данные приѐмы не только помогают обучающимся работать с информационным текстом, но и зримо демонстрируют процессы продвижения от незнания к знанию, помогают выделять основные аспекты в изучаемой информации, формируют умение графически представлять результаты работы с текстом. Графическое представление информации обеспечивает системнодеятельностный подход к обучению, формирует универсальные учебные действия обучающихся: синтез, анализ, самостоятельные поисковые действия.

Один из таких приемов- весьма эффективный графический прием Технологии Развития критического мышления-Денотантный граф.

Цель данного приема: Систематизация и наглядное графическое представление существенных признаков рассматриваемого понятия.

Денотатный граф предлагает способ вычленения из текста существенных признаков ключевого понятия, а затем подбор глаголов, описывающих наиболее важные процессы, происходящие с данным понятием .

Для денотатного графа характерно чередование существительных и глаголов. Поэтому на следующем уровне необходимо представить комментарии к глаголам существительными, иногда связанными с ними прилагательными.

Далее подбираются глаголы к предыдущим существительным.

Ключевое слово по мере построения графа дробится на слова-«веточки». Элементы логики изображаются стрелками, указывающими , к чему относятся частные понятия или признаки понятий, то есть направления чтения логической структуры. В структурах не допускается пересечения линий или стрелок.

Правила построения:

1этап . Выделите ключевое понятие (слово или словосочетание) и проанализируйте его существенные признаки.

2 этап.Максимально точно подберите глаголы, связывающие ключевое понятие и его существенные признаки. Рекомендуется использовать следующие группы глаголов:

глаголы, обозначающие цель — направлять, предполагать, приводить, давать и т.д.;глаголы, обозначающие процесс достижения результата — достигать, осуществляться;

глаголы, обозначающие предпосылки достижения результата — основываться, опираться, базироваться;

глаголы-связки, с помощью которых осуществляется выход на определение значения понятия.

3 этап – подобрать существенные признаки ключевого понятия, которые связываются с ним через выбранные глаголы. Для каждого глагола можно найти 1-3 признака.

Внимание! Денотатный граф составляется сверху вниз. Вначале нужно подобрать глаголы, а только потом сопоставить с ними признаки.

Приём можно эффективно использовать при проведении анализа нового понятия, определения с разных позиций его содержания.

Рассмотрим примеры.

Урок литературного чтения. Образ Ильи Муромца.

1.Выделяем ключевое понятие

2.Подбираем глаголы которые будут связывать наше понятие с его признаками

3.Подбираем признаки.

4 Делаем вывод, что Илья Муромец –Русский богатырь.

Рассмотрим еще один пример построения денотантного графа по теме «Словоизменение глаголов»

  1. Выделяем ключевое понятие –ГЛАГОЛ.

  2. Подбираем глаголы которые будут связывать наше слово с его признаками.

  3. Затем подбираем существенные признаки нашего понятия, через глаголы.

  4. Наше следующие ключевое понятие мы разделили на «веточки»

И продолжили построение нашего графа.

Прием денотатный граф направлен на рефлексию, поэтому лучше всего использовать его именно на этом этапе урока.Но также его можно применять на этапах: познания нового, контроля и т.д.

Денотантный граф помогает:

  • развить интеллектуальные возможности ученика: способность к анализу и синтезу, к вычленению главного и т.п.;

  • разложить материал «по полочкам», осознать его;

  • усвоить связь между различными понятиями, суть их отношений.

Этот методический прием можно использовать на любом уроке, с любым материалом.

В отличие от Синквэйна, как правило, используемого для обратной связи, приём Денотатный граф необходим ученику, прежде всего, для осмысления учебного материала.

videouroki.net

Использование приёма «Денотатный граф» при герменевтическом анализе текста на уроках литературы

На сегодняшний день существует огромный арсенал технологий активного обучения, имеющих свою специфику и область возможностей. Несомненно что, для формирования ключевых компетенций воспитанников школы-интерната необходимо использовать такие, при которых будет системно формироваться столь дефицитные: самостоятельность, умение планировать, организовывать деятельность, самоконтроль, оценка своих действий и деятельности в целом и т.д. с учетом главного требования: — систематичность и преемственность.

Использование приёма «Денотатный граф»

при герменевтическом анализе текста на уроках литературы

Черненко О.А., учитель русского языка и литературы

В рамках школьного инновационного проекта по комплексному сопровождению учащихся школы-интерната мною решается задача поиска эффективных путей формирования социально-значимых компетенций учащихся основной школы в рамках преподавания уроков русского языка и литературы.

Одним из способов решения поставленной задачи стало применение в процессе образовательной деятельности герменевтического подхода к изучению литературы как средства формирования ответственности за социально-моральный выбор у учащихся и развития социально-значимых личностных качеств подрастающего человека.

Главный педагогический акцент моей деятельности – развитие операциональных механизмов анализа и поисков смысла средствами предметных особенностей с целью познавательного и речевого развития, развития эмоционально-волевой сферы, сферы ценностей и самооценки, социализации наших учащихся.

Деятельность учащихся организуется в два этапа:

1 этап – активная аналитическая деятельность на основе блока стимулирующих вопросов.

2 этап — активная аналитическая деятельность на основе блока стимулирующих вопросов и технологий позволяющих создать условия для активной, осмысленной аналитической деятельности (анализ текста, адаптированный денотатный граф, исследование дополнительных литературных источников) + рефлексивный анализ и организация совместной работы.

Герменевтический подход используется как на уроке литературы, так и на внеурочных занятиях. Только при систематическом использовании герменевтического подхода достигается положительная динамика и результат.

Слайд. Подобраны технологии и методики, способствующие формированию ответственности за социально-моральный выбор у учащихся в рамках реализации деятельности:

  • Информационно-коммуникационные технологии — Основная цель – помочь детям познать окружающую действительность, развить у них наблюдательность, научить шире и разностороннее видеть окружающий мир, воспитать в них чувство прекрасного, развить личностные способности.

  • Использование элементов технологии обучения в сотрудничестве (интерактивные технологии) — между педагогом и учащимся возникают отношения Диалога, партнёрства, сотрудничества, основанные на вдохновении, внимании к инициативе учащегося.

  • Технологии диалогового взаимодействия. 2 этап – опора на организацию проблемного обучения — учащиеся работают с текстом, ищут аналогии, приводят примеры, формулируют проблему. Слайд

  • Личностно-ориентированный подход — модель личностно-ориентированного обучения направлена на создание необходимых условий (социальных, педагогических) для раскрытия и развития индивидуально-личностных черт ребёнка. В данной модели базовыми понятиями являются: субъектный опыт ученика, траектория личностного развития, познавательная избирательность.

  • Текстоцентричный подход — Аналитические задания формируют у учащихся умения выделять признаки текста, средства связи, тип и стиль текста, осуществлять коммуникативную оценку языковых средств. Они дают школьникам возможность осознать зависимость содержания и его речевого оформления от коммуникативных установок автора, которые диктует ему речевая ситуация. В особую группу аналитических упражнений следует выделить задания на поиск и дифференциацию текстовой информации. Поскольку текст может содержать информацию разнообразного характера, учащиеся должны ориентироваться в видах информации, чтобы уметь правильно и безошибочно находить ее в тексте.

Сегодня, в рамках мастер-класса, познакомимся с практическим применением адаптированного метода «Положительного и отрицательного денотатного графа» (Д.Х. Вагапова), который относится к технологии развития критического мышления. Слайд

Денотатный граф (от лат. “обозначаю” и греч. “пишу”) – способ вычленения из текста существенных признаков ключевого понятия [Даутова О.Б. «Современные педагогические технологии основной школы в условиях ФГОС»].

Слайд. В тексте выделяется ключевое слово или словосочетание (как правило имя существительное). Подбираются из текста глаголы, связывающие ключевое понятие и его существенные признаки, обозначающие действия. К глаголам подбираются характеристики (выраженные прилагательными или другими частями речи). Образуется сочетание: ключевое слово – глагол – другая часть речи, характеризующая основные признаки ключевого понятия (граф дробится и разветвляется по мере работы с текстом).

Предмет как объект обозначения с помощью знаков, в том числе — языковых”. Под графом, составленным по тексту, следует понимать наглядное изображение, отражающее одну из проблем текста, сформулированную в вопросной форме; аргументы-цитаты, с помощью которых автор определяет свою позицию по отношению к этой проблеме; используемые автором текста для воздействия на читателя языковые средства; авторскую позицию (ответ на проблемный вопрос).

Слайд. Главной ценностью данного приема (метода) является вычленение из текста существенных признаков ключевого понятия. Это помогает учащимся структурировать тексты, включая умение выделять главное и второстепенное, это метод поддерживает принцип герменевтического исследования текста.

Слайд. Применение данного опыта на практике позволяет научить учащихся:

Во-первых: структурировать тексты, включая умение выделять главное и второстепенное, главную идею текста, выстраивать последовательность описываемых событий;

Во-вторых, в процессе коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнёру необходимую информацию как ориентир для построения действий.

И в третьих, данная стратегия позволяет учащимся более вдумчиво работать с текстом, определять ценностные ориентиры, стимулировать эмоционально-волевую сферу и получать социально-значимый опыт.

Слайд. Например, учащимся 5 класса был предложен ряд русских народных сказок, в которых присутствовал образ Бабы Яги. После прочтения сказок ребятам было предложено заполнить две таблицы адаптированного «Положительного и отрицательного денотатного графа».

В результате у нас получилось следующее:

Еще один вариант использования этого метода при изучении рассказа К. Г. Паустовского «Заячьи лапы». Ребятам перед знакомством с текстом было дано задания составить Денотатные графы на тему «Роль человека в жизни природы».

Практическое задание для участников мастер-класса.

Тема: «Это и называется у нас — человек» (В.И. Носов)

Я хочу написать такую книгу,

чтобы каждый, кто прочитает её,

положил бы на своём окне

по тридцати конопляных зёрен.

Е.Носов

Цели урока:

1) помочь учащимся понять идейный смысл рассказа;

2) закрепить представление о способах выражения авторской позиций;

3) развивать умение учеников работать с многозначными словами и находить в тексте слова с символическим значением; развивать навыки герменевтического анализа художественного текста;

4) прививать учащимся гуманное отношение к природе, к «братьям нашим меньшим».

Эмоциональное погружение в урок.

Где просыпается солнце? Как догнать радугу?

Вероятно, только в раннем детстве эти вопросы тревожат ребёнка и не дают спокойно воспринимать окружающий мир.

Оказывается, нет. И взрослый человек тоже может задавать эти вопросы. Себе. Другим. А, может быть, и читателям, если этот взрослый — писатель, такой, как Евгений Носов.

Мир вокруг нас полон людей, очень не похожих друг на друга. Каждый — индивидуальность. Не каждому легко строить взаимоотношения с другими. Однако все вместе мы — человечество, которое не может жить без определенных правил, ограничивающих чрезмерное насилие. Познакомьтесь с размышлениями писателя Е. Носова о том, что человек несет ответственность за мир, в котором он живет, и поэтому должен всегда оценивать последствия своих поступков. В произведении «30 зёрен», с которым мы сегодня познакомимся и которое очень люблю, есть простой и одновременно сложный вопрос — Кто ты? Мы постараемся ответить сегодня на него.

— Прошу вас подумать о том, какие качества делают человека человеком.

Делимся на две группы и создаем денотатный граф на основе качеств человека в обычной жизни положительные качества и отрицательные.

Одна группа создаёт положительный денотатный граф, вторая — отрицательный.

(напоминаю во второй графе – глаголы, обозначающие положительные и отрицательные действия человека, в третьей граф – характеристики этих глаголов).

Предлагаю вам посмотреть, что получилось у детей. Слайд

Практическая часть.

Использование приёма «Денотатный граф» при разборе литературного произведения В.И. Носова «Тридцать зерен»

Уважаемые участники мастер-класса сегодня мы познакомимся с текстом Виктора Ивановича Носова «Тридцать зёрен».

2. Чтение текста. Беседа по тексту. Герменевтический анализ текста.

– Назовите действующих лиц рассказа. (Синичка и писатель).

– Как автор называет птицу?

— Почему вместо слова синица писатель говорит синичка?

– Найдите в тексте другие слова с уменьшительно-ласкательным суффиксом.

– Только ли нежность, любовь выражает автор в этих словах? Ведь суффикс уменьшительно-ласкательный. (Таким образом, автор подчёркивает беззащитность птички).

— Герои рассказа живут в одном мире или в разных?

— «Как же теперь быть?» Как вы думаете, кому задаёт этот вопрос Синичка? (Правильно, именно человек услышал в тихом вопросе Синички крик о помощи).

Как же он поступил? Мог поступить иначе? Есть ли выбор у Синички в этом произведении? (30 зёрен – это не только пища, но и шаги навстречу неведомому миру, навстречу друг другу).

— Труден ли был этот путь?

– Давайте проследим по тексту, как постепенно меняется отношение синички к Человеку.

— С боязливым любопытством вглядывалась она в неведомый мир, мир Человека. Из каких предметов складывается в произведении образ дома? ( Книги, цветы, свет).

-Подумайте, почему из такого большого количества окружающих нас вещей, Е. Носов выбирает эти? Что между ними общего?

— О каких качествах человека нам они говорят?

— «Я хочу написать такую книгу…» О чём думал писатель, произнося эти слова?

— В начале рассказа Синичка, оказавшись в мире холодном, одиноком, спрашивала: «Как же теперь быть?» Ответьте на вопрос Синички цитатой из текста или своими словами. ( « Я – человек).

— Как писатель объяснил Синичке, кто такой Человек?

«Каждый поступок – это посеянное зерно».

Анализ диалога с целью выявления основной мысли рассказа

-Диалог, который мы прочли, на самом деле был или он воображаемый? Подтвердите ответ словами из текста («…Она озабоченно посмотрела по сторонам, словно спрашивая: «Как же теперь быть?»).

-Чему посвящен этот воображаемый диалог? ( Размышлениям о человеке.)

-Сформулируйте основные качества человека, о которых говорит писатель в данном произведении? (Стремление к знаниям; доброта; обязанность трудиться).

-Как вы думаете, зачем В.И. Носов написал этот рассказ?

(Цель Носова – помочь читателям понять, какими качествами должен обладать человек).

— Скажите, пожалуйста, если мы с вами составим по данному произведению Денотатный граф, он будет положительным или отрицательным?

Приложение

7. Выводы по произведению.

Кто из Вас знает, а почему на линейке 30 зёрен, а не 29, не 10?

Как вы объясните смысл заглавия? Символ гармонии, шаги навстречу.

Е.Носов – писатель мыслящий, много знающий, и, конечно, цифра «30» выбрана в название рассказа неслучайно. Она была подсказана библейским сюжетом. «Вошёл же Сатана в Иуду, прозванного Искариотом, одного из числа 12, и он пошёл и говорил с первосвященниками, как предать им Иисуса Христа. Они обрадовались и согласились дать ему денег». За 30 сребренников предал Иуда своего учителя.

Носов переосмыслил этот сюжет, и цифра «30» имеет здесь другое значение. Какое? (Символ веры, доверия, спасения).

infourok.ru

Тема 1.Психология как наука. Предмет и методы психологии

1.1. Что изучает психология

1.2. Место психологии в системе наук. Отрасли психологической науки

1.3. Методологические принципы психологии. Методы психологии

1.1. Как понять поведение другого человека? Почему люди обладают разными спо­собностями? Что такое «душа» и какова ее природа? Эти и другие вопросы всегда занимали умы людей, причем со временем интерес к человеку и его поведению постоянно возрастал.

Рациональный подход к познанию мира основывается на том, что окружаю­щая нас действительность существует независимо от нашего сознания, может быть исследована опытным путем, а наблюдаемые явления вполне объяснимы с науч­ных позиций.

Современной наукой человек, во-первых, изучается как представитель биологического вида; во-вторых, он рассматривается как член общества; в-третьих, изучается предметная деятельность человека; в-четвертых, изучаются закономерности развития конкретного человека.

Психология изучает этот внутренний мир психических явлений чело­века, осознаваемых или не осознаваемых им.

Слово «психология» в переводе с древнегреческого буквально означает «наука о душе» (psyche — «душа», logos«понятие», «учение»). В научном употреблении термин «психология» появился впервые в XVI в. Первоначально он относился к особой науке, которая занималась изучением так называемых душевных, или психических, явлений, т. е. таких, которые каждый человек легко обнаруживает в собственном сознании в результате самонаблюдения. Позднее, в XVII-XIX вв. область, изучаемая психологией, расширяется и включает в себя не только осо­знаваемые, но и неосознаваемые явления.

Понятие «психология» имеет как научный, так и житейский смысл. В первом случае оно употребляется для обозначения соответствующей научной дисциплины, во втором — для описания поведения или психических особенностей отдельных лиц и групп людей. Поэтому в той или иной степени каждый человек знакомится с «психологией» задолго до ее систематического изучения.

Психология наука о закономерностях возникно­вения, функционирования и развития психики. Психику нельзя свести просто к нервной системе. Психические свойства являются результатом нейрофизиологической деятельности мозга, однако содержат в себе характеристики внешних объектов, а не внутренних физиологических процессов, при помощи которых психическое возникает. Преобразования сигналов, совершающиеся в мозгу, воспринимаются человеком как события, разыгрывающиеся вне его, во внешнем пространстве и мире. Мозг выделяет психику, мысль подобно тому, как печень выделяет желчь. Недостаток этой теории в том, что отождествляют психику с нервными процессами, не видят качественных отличий между ними.

Следовательно, объектами отечественной психологии в настоящее время выступают система психических явлений живых существ (людей и животных), а также психология больших (общественных, этнических, религиозных и т.д.) и малых (корпоративных, производственных и т.д.) групп людей. В свою очередь, ее предметом являются закономерности формирования, функционирования и развития названных психических и психологических (социально-психологических) явлений.

Объекты и предмет психологии определяют перечень решаемых в ее рамках научных задач.

Таким образом, психология — это наука о психике и психических явлениях. Для того чтобы ответить на этот вопрос, необходимо построить классифика­цию психических явлений. Психические явления (конечно, на ином уровне организации) есть и у животных. Поэтому психология, изучая человека, интересуется и пси­хикой животных: как она возникает и изменяется в процессе эволюции животного мира, в чем причины отличия человеческой психики от пси­хики других живых существ.

Для того чтобы заниматься какой-либо деятельностью, общаться с другими людьми, чтобы ориентироваться в окружающем мире, человеку прежде всего необходимо его познать. Психология изучает, какие свой­ства действительности познает человек посредством психических про­цессов — ощущений, восприятия, мышления, воображения и пр. Пси­хология рассматривает также психологические особенности различных видов деятельности и общения и их влияние на психику.

Хотя психические явления подчиняются общим закономерностям, для каждого человека они индивидуальны. Поэтому психология изучает ин­дивидуально-психологические особенности людей, их личности, моти­вы поведения, темперамента и характера. Мы будем разделять психические явления на три основных класса: психические процессы, психические состояния и психические свойства личности.

Задачи психологии в основном сводятся к следующим:

• научиться понимать сущность психических явлений и их закономерности;

• научиться управлять ими;

• использовать полученные знания с целью повышения эффективности тех отраслей практики, на пересечении с которыми лежат уже оформившиеся науки и отрасли.

Система психических явлений, изучаемых современной психологией.

Психические явления — это совокупность всех явлений и процессов, которые отражают основное содержание психики человека и которые изучает психология, как наука.

1. К познавательным психическим процессам относятся психические процессы, связанные с восприятием и переработкой информации. Они делятся на:познавательные, эмоциональные, волевые.

2. Под психиче­скими свойствами личности принято понимать наиболее существенные особенно­сти личности, обеспечивающие определенный количественный и качественный уровень деятельности и поведения человека. К психическим свойствам относят направленность, темперамент, способности и характер.

3.Психические состояния — это определённый уровень работоспособности и качества функционирования психики человека, характерный в конкретный момент времени (подъем, угнетенность, страх, бодрость, уныние.и т.д.)

Явления, изучаемые психологией, связаны не только с конкретным человеком, но и с группами. Психические явления, связанные с жизнедеятельностью групп и коллективов, подробно изучаются в рамках социальной психологии.

Все групповые психические явления могут быть также разделены на психические процессы, психические состояния и психические свойства. В отличие от индивидуальных психических явлений психические явления групп и коллективов имеют более четкое деление на внутренние и внешние.

К коллективным психическим процессам, выступающим в качестве первичного фактора регуляции существования коллектива или группы, относят общение, межличностное восприятие, межличностные отношения, формирование групповых норм, межгрупповые взаимоотношения и др. К психическим состояниям группы относятся конфликт, сплоченность, психологический климат, открытость или закрытость группы, паника и др. К числу наиболее значимых психических свойств группы относят организованность, стиль руководства, эффективность деятельности.

1.2. Так, долгое время, являясь одним из разделов философии, психология неизбежно взяла из этой науки принципиально важные теоретические положения, определяющие подход к решению проблем. Таким образом, философия является методологической основой психологии.

Очевидна связь психологии с естественными науками — биологией, физиологией, химией, физикой и др., с помощью которых можно изучить физиологические и биологические процессы мозга, лежащие в основе психики.

Психологию сближают с гуманитарными науками (социологией, историей, языкознанием, искусствоведением и др.) изучение взаимо­действия личности и ее ближайшего окружения; интерес к особенностям психического, душевного склада человека в различные исторические эпохи; роль языка в культурном и психическом развитии человека, про­блема творчества.

Не менее очевидна связь психологии с педагогикой. Эффективно обучать и воспитывать можно только на основе знания закономерностей, по которым развивается психика человека.

Многообразны связи психологии с медициной. Общие точки сопри­косновения эти науки находят в изучении проблемы нарушения психи­ческой деятельности, психологическом обосновании особенностей взаи­модействия врача и пациента, диагностике и лечении ряда заболеваний.

Взаимосвязь психологии и технических наук проявляется, с одной стороны, в выявлении оптимальных психологических условий взаи­модействия человека и машины, с другой — в разработке технических средств, приборов для изучения проявлений психики.

Современная психология находится в ряду наук, занимая промежуточное положение между философскими науками, с одной стороны, естественными – с другой, социальными – с третьей. Объясняется это тем, что в центре ее внимания всегда остается человек, изучением которого занимаются и названные выше науки, но в других аспектах. Известно, что философия и ее составная часть – теория познания (гносеология) решает вопрос об отношении психики к окружающему миру и трактует психику как отражение мира, подчеркивая, что материя первична, а сознание вторично. Психология же выясняет ту роль, которую играет психика в деятельности человека и его развитии.

Согласно классификации наук академика А. Кедрова психология занимает центральное место не только как продукт всех других наук, но и как возможный источник объяснения их формирования и развития.

Рис. 1. Классификация А. Кедрова

Структура современной психологии включает широкий круг отраслей психологической науки.

Так, особенности психики животных изучает зоопсихология. Психика человека изучается другими отраслями психологии: детская психология изучает развитие сознания, психических процессов, деятельности, всей личности растущего человека, условия ускорения развития. Социальная психология изучает социально-психологические проявления личности человека, его взаимоотношения с людьми, с группой, психологическую совместимость людей, социально-психологические проявления в больших группах (действие радио, прессы, моды, слухов на различные общности людей). Педагогическая психология изучает закономерности развития личности в процессе обучения, воспитания. Можно выделить ряд отраслей психологии, изучающих психологические проблемы конкретных видов человеческой деятельности: психология труда рассматривает психологические особенности трудовой деятельности человека, закономерности развития трудовых навыков. Инженерная психология изучает закономерности процессов взаимодействия человека и современной техники с целью использования их в практике проектирования, создания и эксплуатации автоматизированных систем управления, новых видов техники. Авиационная, космическая психология анализирует психологические особенности деятельности летчика, космонавта. Медицинская психология изучает психологические особенности деятельности врача и поведения больного, разрабатывает психологические методы лечения и психотерапии. Патопсихология изучает отклонения в развитии психики, распад психики при различных формах мозговой патологии. Юридическая психология изучает психологические особенности поведения участников уголовного процесса (психология свидетельских показаний, психологические требования к допросу, и т. п.), психологические проблемы поведения и формирования личности преступника. Военная психология изучает поведение человека в условиях боевых действий.

.

1.3. В целом методология определяет те принципы, приемы, которыми руководствуется человек в своей деятельности.

Отечественная психология в качестве методологических выделяет следующие принципы материалистической психологии:

1. Принцип детерминизма, который применяется для анализа при­роды и сущности психических явлений при рассмотрении послед­них во взаимосвязи с явлениями внешнего мира. Согласно этому принципу психика определяется образом жизни и изменяется с из­менением внешних условий, являясь при этом детерминантой пове­дения и деятельности человека.

2. Принцип единства сознания и деятельности, утверждающий, что сознание и деятельность находятся в неразрывном единстве, кото­рое выражается в том, что сознание и вообще все психические свой­ства человека не только проявляются, но и формируются в деятель­ности. Этот принцип позволяет при изучении деятельности выя­вить те психологические закономерности, которые обеспечивают успешность достижения ее цели.

3. Принцип развития означает, что проявления психики могут быть правильно поняты, если они рассматриваются в непрерывном раз­витии как процесс и результат деятельности.

Методологические принципы воплощаются в специальных эмпири­ческих методах психологии, с помощью кото­рых выявляются существенно важные факты, закономерности и меха­низмы психики.

К основным методам психологического исследования относят на­блюдение и эксперимент.

Наблюдение как метод психологии заключается в фиксации прояв­лений психических явлений в поведении на основе их непосредствен­ного восприятия.

Научное наблюдение предпринимается со строго определенной це­лью, заранее определенными ситуациями и особенностями поведения, которые должны стать объектом изучения, а также разработанной систе­мой фиксации и записи результатов. При этом важно, чтобы в наблюде­нии участвовало несколько человек, а окончательная оценка должна пред­ставлять собой среднее из наблюдений. Эти меры предпринимаются для уменьшения влияния характеристик наблюдателя на процесс восприятия.

Различают следующие виды наблюдения:

  • нестандартизированное, когда исследователь пользуется общим планом наблюдения;

  • стандартизированное, при котором регистрация фактов идет на основе детальных схем наблюдения, заранее определенных образ­цов поведения.

В зависимости от положения наблюдателя выделяют наблюдение:

включенное, когда исследователь является участником той груп­пы, за которой он наблюдает;

простое, когда особенности поведения фиксируются со стороны. Это пассивный метод получения психологических фактов, поскольку исследователь не может повлиять на ход событий или повторить их. С помощью этого метода сложно установить точную причину поступка, действия, так как фиксируются только внешние их проявления. В то же время пассивность наблюдателя позволяет изучать поведение в есте­ственных условиях, не искажая естественного хода событий в резуль­тате вмешательства, как это может произойти в эксперименте.

Эксперимент отличается от наблюдения в первую очередь тем, что предполагает целенаправленную организацию психологом ситуации ис­следования; это позволяет относительно строго контролировать условия его проведения, не только описать психологические факты, но и объяс­нить причины их появления.

Это достоинство эксперимента зачастую оборачивается недостатком: сложно организовать экспериментальное исследование так, чтобы испы­туемый о нем не догадывался. Знание человека о том, что он—предмет изучения, как правило, вызывает скованность испытуемого, тревогу и пр., особенно если исследование проводится в специальных условиях, напри­мер в оборудованной лаборатории (лабораторный эксперимент).

Поэтому часто используется естественный эксперимент, при котором исследователь активно влияет на ситуацию, но в формах, не нарушающих ее естественности, например в процессе трудовой деятельности человека.

В констатирующем эксперименте проверяют наличие связи между определенными фактами или явлениями. Формирующий эксперимент предполагает активное, целенаправленное воздействие экспериментатора на испытуемого с целью формирования его психики.

Кроме основных в психологии выделяют вспомогательные методы:

  • опрос—сбор первичной вербальной информации с помощью за­ранее составленной совокупности вопросов в процессе непосред­ственного (интервью) или опосредованного (анкетирование) кон­такта между исследователем и исследуемым;

  • тесты — система стандартизированных заданий, позволяющих измерить уровень развития определенной характеристики чело­века —интеллекта, творческих способностей и пр.;

  • изучение продуктов деятельности — количественно-качествен­ный анализ различных документальных источников (дневников, ви­деозаписей, газет, журналов и пр.).

В зависимости от задач конкретного исследования методы психологии воплощаются в частные методики (например, метод наблюдения реали­зуется различным образом в ходе исследования трудового коллектива и учебной группы).

Степень надежности результатов применения методики во многом зависит от условий, в которых организуется исследование (времени су­ток, наличия или отсутствия посторонних шумов, манеры поведения ис­следователя, самочувствия испытуемого и пр.).

studfiles.net

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *