Авторское пособие «Дерево настроения»

Автор:

Прохорова Светлана Дмитриевна,

воспитатель,

высшая кв. категория

МАДОУ ЦРР д/ с №146 города Тюмени

Как часто мы не обращаем внимания на наше настроение, на настроение наших детей. Приводя детей в детский сад, торопимся, бежим на работу и не всегда обращаем внимание с каким настроением ребенок пришел в группу, а с каким его забираем.
   Настроение – это душевное состояние. Настроение ребенка можно понять по его мимике, так как он еще не научился скрывать свои чувства и переживания. А можно оценить и по действиям, поступкам, по игрушкам которые выбирает.  Но можно и разглядеть настроение в цветовой гамме: карандаши, которыми рисует ребенок, цвет игрушки и т.д.

   Именно поэтому у нас в группе появилось данное пособие. Которое позволяет отслеживать настроение детей, приходящих в детский сад и следить за изменением настроения в течении дня. Оно помогает как воспитателям, так и родителям контролировать и положительно влиять на детей.  Да и учить детей самих совершенствовать умение определять своё настроение.

  Место размещения уголка настроения не случайное. Ребенок разделся,  проходит  в группу и отражает свое настроение в виде цветной медали, сразу у входа в групповую комнату. А родитель имеет возможность увидеть и оценить, что в душе малыша. В помощь родителям  цветные лепестки рассказывают  характеристику цвета, а цветок настроения, помогающий узнать настроение ребёнка. Провожая ребят, домой, родитель сможет проконтролировать смену настроения,  посмотрев на чудо-дерево.  Диагностика настроения воспитателем и родителями позволяют создавать комфортное настроения каждому ребенку и определять характер.

Цветопись настроения: Красный – восторг, Оранжевый или жёлтый – радость, Зеленый – спокойствие, Синий – грустное настроение, Черный – унылое настроение, Белый – состояние страха.

Данное дерево выполнено  из куска ДВП и  отрезка доски. Понадобилась краска белая, коричневая и монтажная пена. Листья подойдут любые. Использовали: крупную мозаику, с петелькой из тонкой проволочки для подвешивания на крючок и уложенные в корзину.  Цветные медали развешиваем на крупные шубные крючки. Ну и конечно индивидуальные фотографии детей. Так этот перечень материалов стал уголком настроения.

Но на этом обустройство дерева не окончилось. Оно стало многофункциональным. Наше дерево стало отражать дни рождения детей. У именинника появляется медаль, а  весёлая картинка в виде обезьянки напоминает о том, что у нас в группе день рождения.

 

 А еще поздравления с праздниками обрели свои эмблемы. Так с 23 февраля, мальчики получили  медали, а девочек к 8 марта ждут свои.

 

 В течение  дня проходит много интересного. И кто- то был активнее, внимательнее и быстрее. Для поощрения, для оценки и активации детей стали использовать медали «молодец» и даже ордена. Так дерево приняло на себя еще одну функцию. Родители могут поинтересоваться достижением за день своего ребенка,  и узнать в чем он проявил себя лучше.

И ещё,  дерево разместило на своей  кроне куколку- «время года».  Её наряд, напоминает детям о наступившем времени года и учит легко его определять. 

Так наше «дерево настроения»  стало центров внимания детей и родителей. А под деревом разместился «стульчик доброты», который помогает научиться быть добрым.

 

 

За эту работу отдан 1 голос.

Голосование закончено 13 апреля 2014 года в 23:00. Спасибо всем за участие!

tmndetsady.ru

Конспект открытого занятия » Дерево чувств»

Открытый занятие по теме: «Дерево чувств»

Цели и задачи:

актуализировать эмоциональный опыт детей;

развивать умение осознанно выражать свои эмоции и чувства, навыки эмоционального самоконтроля;

выстраивать доброжелательные взаимоотношения с окружающими.

Оборудование : сюжетные карточки с названиями эмоций и чувств, карточки «Ситуации», раздаточный материал «Эмоции и жесты», «Названия эмоций и чувств», карточки для игры «Ромашка», макет «Дерево настроения».

Ход занятия

Приветствие воспитателя:

— Здравствуйте, ребята! Давайте поприветствуем друг друга. Каждый из вас в момент приветствия должен показать свое «особенное» движение, а все остальные его повторить. Например, Настя говорит: «Здравствуйте, ребята!» и показывает свое особенное движение. Ребята отвечают: «Здравствуй, Ира!» и повторяют ее движение.

— Понравилось вам приветствие?

— Что вы чувствовали? (радость, удовольствие)

Разминка

Игра «Я в кругу люблю …»

Дети стоят в кругу. Ведущий говорит: «Я в кругу люблю всех, но особенно тех, кто любит (например, мороженое)». Те, кто любит мороженое должны поменяться местами.

Игра «Испорченный телевизор»

Все участники игры, кроме одного, закрывают глаза, «спят». Ведущий молча передает «неспящему» участнику какую-либо эмоцию при помощи мимики и жестов. Этот участник, «разбудив» второго игрока, передает увиденную эмоцию, как он ее понял, тоже без слов. Далее второй участник «будит» третьего и передает ему свою версию увиденного. И так пока все не «проснутся».

После этого ведущий спрашивает детей, начиная с последнего и кончая первым, о том, какую эмоцию, по их мнению им показали. Так можно найти звено, где произошло искажение информации или убедиться, что «телевизор» был полностью исправлен.

Понравилось вам игра?

Что вы чувствовали? (Радость, удовольствие)

Как иначе это можно назвать? (Эмоции)

Основное содержание занятия

Беседа «Эмоции и чувства»

— Что такое эмоции? (Короткие душевные переживания)

— Что такое чувства? (Длительные душевные переживания)

— Какие вы знаете эмоции и чувства? (Радость, грусть, обида, удивление, вина, интерес, гнев, отвращение, страх, презрение, стыд)

— С помощью чего люди выражают свои эмоции и чувства? (Мимики, жестов, интонации)

Работа с карточками

Один ученик работает у доски с сюжетными карточками и названиями эмоций и чувств.

Задание.

Соединить чертой ситуации на карточках с подходящими им названиями эмоций и чувств.

(Приложение № 1)

Остальные дети работают на местах с карточками «Эмоции и жесты».

Задание.

Догадайтесь, какое настроение, эмоциональное состояние передают эмоции и жесты на рисунках. Соедините чертой рисунки и подходящие им названия.

(Приложение № 2)

Игра «Море волнуется раз…»

Дети стоят в кругу. Ведущий говорит: «Море волнуется раз, море волнуется два, море волнуется три — эмоция радости (грусти, печали, удивления…) замри.

Дети изображают загаданные эмоции с помощью мимики и жестов.

Игра «Угадай эмоцию по интонации»

На карточках написаны названия эмоций. Дети по одному, молча читают карточку с названием эмоции и произносят вслух фразу «Завтра каникулы» с эмоциональной окраской. Остальные должны угадать эмоцию.

(Приложение № 3)

Беседа «Культура эмоций и чувств»

Сегодня на занятии мы с вами поговорим о культуре эмоций и чувств. А также будем учиться управлять своими эмоциями и чувствами, т.е. воспитывать в себе эмоциональную культуру.

— Что такое культура?

Культура – это процесс раскрытия и развития способностей человека.

— Как вы понимаете, что такое культура эмоций и чувств?

Культура эмоций и чувств – это единство и взаимосвязь эмоций и чувств, развитие умения положительно и бесконфликтно решать свои эмоциональные проблемы.

Работа с карточками «Ситуации»

Учитель просит детей «прочитать» по лицам, что происходит с ребятами в каждой изображенной на карточке ситуации. Придумать и рассказать историю об этом.

— Почему у ребят такие выражения лиц?

— Что могло случиться?

— Что можно было сделать, чтобы ссоры не произошло?

— У кого из вас случались подобные ситуации в жизни? Что вы при этом чувствовали? Как находили выход?

(Приложение № 4)

Игра «Ромашка»

Дети вытягивают лепесток «Ромашки», читают ситуацию и находят выход. Ситуация «Если бы…»:

ты остался дома один;

друг не пригласил тебя на свой день рождения;

ребята не берут тебя в игру;

тебе очень хочется что-то рассказать ребятам, но идет урок;

учитель тебя вызывает отвечать к доске, ты очень боишься, что не справишься с заданием;

ты получил плохую оценку;

мама домой принесла целую сумку покупок, но без ее разрешения сумку открывать нельзя;

тебе родители не купили долгожданную игрушку;

ты опоздал на урок.

(Приложение № 5)

История про мальчика (воспитатель читает вслух)

Однажды один мальчик шел по улице и ел мороженое. Мороженое было вкусное, сладкое, прохладное. Он только начал его есть. И вдруг мимо него на велосипеде проехал парень, толкнул мальчика, тот упал и уронил мороженое. У мальчика от огорчения даже слезы выступили на глазах. Но мороженое из лужи уже не вытащить. И отлупить парня нельзя, и обидных слов ему не сказать – не услышит он, уехал. И вдруг мальчику показалось, что обида и злость превратились в шарики прямо внутри него. Он выдохнул их, и они улетели. Они стали все меньше и меньше и исчезли совсем. Мальчик почувствовал, что злость пропала, обида ушла. Ну, упало мороженое и упало. «Повезло какой-нибудь собаке», — подумал мальчик и пошел дальше.

— Вспомните обидную ситуацию, которую когда-нибудь сами переживали? (Например, вас кто-нибудь обидел или расстроил: не брали играть в какую-нибудь игру, мама не давала смотреть телевизор, брат или сестра отнимали игрушку).

— Расскажите, как вы себя чувствовали в этой ситуации?

— Как вышли из этой ситуации?

Игра «У-у-у-х»

Ребята, вы хотите избавиться от своей обиды и злости? Давайте попробуем сделать так же, как этот мальчик. Представьте, как обида и злость превращаются в шарики внутри вас, и выдохните их. Ух-ух-ух.

— У всех получилось?

А теперь представим по-другому: берем шарик и надувает его своей злостью или грустью и… отпускает.

— Что вы сейчас чувствуете?

— Можем ли мы сами управлять своими эмоциями?

— Что можно сделать, чтобы улучшить настроение? (Почитать, поиграть, оказать помощь, подарить комплимент и т. д.).

— От чего зависит наше настроение?

(Оно зависит от того, как мы умеем управлять своими эмоциями и чувствами).

Итог урока

— Какую роль играют эмоции и чувства в нашей жизни?

— Почему необходимо воспитывать в себе эмоциональную культуру?

Рефлексия урока

Закончите предложение:

— Мне сегодня на уроке …

— Я себя на уроке чувствовал …

«Дерево настроения»

Воспитатель просит детей сорвать с «Дерева настроения» яблоко, которое отражает их настроение в конце урока.

Красное яблоко – очень хорошее настроение.

Желтое яблоко – хорошее настроение.

Зеленое яблоко – грустное настроение.

infourok.ru

Конспект занятия . Дерево настроения.

МБОУ СОШ №7 г. Минеральные Воды

летний пришкольный лагерь «Журавушка»

II поток

«Мир вокруг — такой чудесный»

«ДЕРЕВО НАСТРОЕНИЯ»

Воспитатель : Бокарева Ирина Васильевна.

2018 г.

Задачи:

Образовательные

  • Учить детей отражать в рисунке свои впечатления, побуждая к самостоятельному нахождению выразительных средств;

  • Формировать навыки использования рациональных приемов при рисовании однородных предметов (сначала рисуют все стволы и ветки деревьев, потом листву на всех деревьях)

  • Учить дополнять изображение дерева, полученным методом «пальчикового рисования»

Развивающие

  • Развивать мелкую моторику рук, координацию движений;

  • Развивать творчество: умение самостоятельно выбирать содержание своих работ и воплощать собственные замыслы;

  • Развивать связную речь детей при составлении коротких рассказов о деревьях.

Воспитательные

  • Воспитывать любовь и бережное отношение к природе;

  • Воспитывать умение приходить на помощь, доброту.

  • Формировать трудовые навыки и умения: организовать своё рабочее место, подготовить необходимые для работы материалы;

  • Воспитывать коммуникативные навыки: умение действовать совместно, договариваться, уступать.

Программное содержание.

Ознакомление с техникой пальчикового рисования, аэрографией

Развивать воображение, учить видеть в знакомом предмете новый образ.

Материал:

Лист ватмана, кисти, палитры, стаканы с водой, фломастеры для аэрографики, салфетки, письмо от волшебницы.

ХОД ЗАНЯТИЯ

Вступительная часть.

-Тему нашего сегодняшнего занятия вы узнаете, отгадав загадку:

«Весной веселит,

Летом холодит,

Осенью питает,

Зимой согревает». (Дерево)

-Как вы догадались, что это дерево? (а потому что, оно и веселит, и питает, и согревает).

-Объясните, как дерево весной веселит? (появляются зеленые листочки)

-Как летом холодит дерево? (под деревом в жару прохладно, тень)

-Как осенью дерево питает? (на деревьях созревают плоды: яблоки, груши)

-Как вы понимаете, что дерево зимой согревает? (печки топят поленьями)

— Ребята, сегодня потребуется наша помощь. Я получила необычное письмо.(Зачитывается текст письма).

Письмо от волшебницы.

— Дорогие ребята! У меня есть чудесный сад, где растёт необычное дерево. Оно цветет невероятно красивыми цветами. И когда в саду останавливаются путники и садятся отдохнуть под это дерево, то они становятся добрыми. Но в этом году цветы почему-то не распустились.

(Воспитатель: Почему не распустились цветы, ребята? )

— Дело в том, что злая волшебница заколдовала дерево: у неё тоже есть сад, но деревья там мрачные, колючие, некрасивые, и цветы у них такие же. И из зависти она решила погубить сказочное дерево доброй волшебницы. Помочь расколдовать его можете только вы, ребята.

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА.

-Кто знает, с чего мы начнем рисовать дерево? 

— Сначала мы с вами начинаем не с рисунка самого дерева, а с его композиции его расположения на листе.

— Возьмите лист ватмана. В начале рисования нам нужно выбрать правильное расположение листа. Как вы думаете, ребята, как правильно лучше положить лист – вертикально или горизонтально?

(ответы детей)

Педагог: А почему?

(ответы детей)

— Но сегодня мы с вами будем рисовать не просто дерево – а волшебное дерево. Его мы будем рисовать при помощи своих пальчиков.

(Рисование в группах. Дети определяют кто будет рисовать фон, кто ствол дерева с ветвями.)

— Сначала мы раскрашиваем красками фон (техника набрызга (аэрография).

Физкультминутка «Деревья».

Выросли деревья в поле.

Хорошо расти на воле!

(Потягивания – руки в стороны)

Каждое старается,

К небу, к солнцу тянется.

(Потягивание рук вверх).

Вот подул весёлый ветер,

Закачались тут же ветки,

(Дети машут руками).

Даже толстые стволы

Наклонились до земли.

(Наклоны вперёд).

Влево-вправо, взад-вперед-

Так деревья ветер гнёт.

(Наклоны влево-вправо, вперёд-назад).

Он их вертит, он их крутит
Да когда же отдых будет?

(Вращение туловищем).

Ветер стих. Взошла луна.

Наступила тишина.

(Дети садятся за столы).

— После, когда у нас подсох фон, мы раскрашиваем ствол дерева с ветками. А затем, обмакивая пальчики в краску, делаем цветочки для нашего дерева.

— Какие краски мы выберем для нашего дерева?

(Ответы детей: светлые, яркие, радостные.)

ИТОГОВАЯ ЧАСТЬ.

— Давайте посмотрим, что же у нас получилось? Какие вы все молодцы! Все справились! Ребята, давайте вспомним, какими новыми способами мы рисовали на сегодняшнем занятии?

Ответы детей: Методом пальчикового рисования и аэрографии.

— Мы помогли доброй волшебнице. У нас получилось дерево сказочной красоты. Оно будет дарить радость людям и мир станет добрее.

multiurok.ru

Конспект непосредственно образовательной деятельности с интеграцией образовательных областей:»Дерево настроения»

Конспект непосредственно образовательной деятельности с интеграцией образовательных областей:

«Художественное творчество», «Социализация», «Коммуникация»

для детей подготовительной к школе группы (6 – 7 лет)

Тема: «Дерево настроения»

Виды детской деятельности:

Социализация

Коммуникация

Коммуникативная

Формы работы с детьми:

Цель: Изготовление детьми коллективного панно путём создания декоративных цветов.

Задачи:

Образовательные:

Формировать представления детей о том, что с помощью средств выразительности (цвета и линий, музыки, пластических этюдов) можно создавать образы сказочных цветов.

Совершенствовать умение детей создавать выразительный образ цветов, подчиняя средства, способы изображения поставленным задачам.

Развивающие:

Развивать у детей творческую самостоятельность, эмоционально-чувственную сферу, творческие способности.

Воспитательные:

Создавать условия, способствующие формированию внимательного, заботливого отношения к окружающим.

Приёмы:

  • Беседа;

  • Рассказывание воспитателем сказки о дереве настроения;

  • Слушание музыки;

  • Пластические этюды;

  • Решение проблемной ситуации;

  • Пальчиковая гимнастика «Цветки»;

  • Деятельность детей (рисование цветов, вырезание с помощью ножниц, наклеивание на панно).

Индивидуальная работа: с Ваней Б., упражнять в выборе цветовой гамы для передачи образа цветка.

Демонстрационный материал и оборудование: Панно с изображением дерева выполненное воспитателем, ноутбук. Музыкальный фрагмент: П.И. Чайковский. «Подснежник», «Баба-Яга», таблица «Тёплые и холодные тона».

Раздаточный материал: гуашь, беличьи кисти № 4, 2; палитра, стаканчики, салфетки, восковые мелки, фломастеры, цветные карандаши, ножницы, клей.

Ход непосредственно-образовательной деятельности:

Дети свободно сидят на ковре, перед ними разложены карточки тёплых и холодных тонов.

Мотив

Воспитатель: Ребята, скажите, с каким настроением вы сегодня пришли в детский сад? Почему у вас такое настроение? Мне тоже сегодня немножко грустно, за окном осень, облетела листва с деревьев, пожухла трава, завяли и замёрзли осенние цветы. Но цветы встречаются в нашей жизни на протяжении всего времени года и поздней осенью, и зимой, и весной. Ребята, а где мы можем встретить цветы?

Дети: Цветы мы выращиваем дома (комнатные цветы), в цветочных магазинах; написаны в картинах художников; в узорах ковров, обоев, одежды; искусственные цветы.

Воспитатель: Как вы считаете, для чего нужны цветы?

Дети: Цветы нужны для красоты, украшения дома, цветы – растения они выделяют кислород, а поглощают углекислый газ.

Воспитатель: Оказывается, цветы очень полезны для человека. А хотите, я расскажу сказку о цветах?

«Жила-была на свете волшебница. Среди многих чудес, которыми она себя окружала, был волшебный сад, где росло заколдованное дерево настроения. Весной, когда дерево цвело, на нём распускались разные по характеру и настроению цветы…».

Послушайте музыку и постарайтесь определить, какими были цветы на первой половине дерева (звучит музыка «Танец цветов» П.И. Чайковского). Как выдумаете, какими по цвету были цветы на этой половине дерева настроения, выберете карточку и покажите.

Дети показывают цвета карточек.

Воспитатель: Все цвета, которые показали, каких тонов?

Дети: Тёплых тонов.

Воспитатель: «… По ночам, когда цветы никто не видел, они спускались с дерева и танцевали». Давайте мы попробуем представить и передать их танец.

Дети выполняют танцевальные движения.

Воспитатель: Какие по характеру движения вы изображаете;

Дети:мягкие, плавные, лёгкие.

Воспитатель:Покажите, как они смотрели друг на друга во время танца.

Дети показывают, и комментируют.

Дети: Радостно, с улыбкой и добрым взглядом.

Воспитатель: А теперь присаживайтесь. Как вы считаете, какими по характеру были цветы?

Дети: Цветы были ласковые, добрые, нежные.

Воспитатель: Молодцы, ребята, вы верно определили.

«А на другой половине дерева росли другие цветы»

Звучит музыка П.И. Чайковского «Баба-Яга»

Послушайте музыку и определите, какими были цветы по цвету? Покажите карточки. Цвета каких тонов вы выбрали?

Дети: Все эти цвета холодных оттенков.

Воспитатель: Как эти цветы могли танцевать, передайте движениями тела, рук.

Дети выполняют танцевальные движения, комментируют.

Дети: Движения резкие, быстрые.

Воспитатель:Как они смотрели друг на друга во время танца, покажите?

Дети мимикой показывают злость, сердитость.

Воспитатель: Спасибо ребята, присядьте, пожалуйста. Так какими цветы были со второй половины дерева?

Дети: Злыми, колючими, сердитыми.

Воспитатель вывешивает панно.

Воспитатель: Посмотрите на дерево, изображённое на нашем панно, это и есть волшебное дерево настроения, о котором говорилось в сказке.

«Наступила осень, облетели с него волшебные цветы. Дерево стало похоже на обыкновенное, но на самом деле оно продолжало быть заколдованным. Когда в саду волшебницы останавливались путники и садились под добрую половину, то они добрели душой. Тот же, кто попадал под его злую половину, становился злым, жестоким и жадным. Волшебница же хотела, чтобы все кто побывал в её саду оставался добрым и хорошим человеком»

— Ребята, а мы с вами можем предупредить людей, что в саду у волшебницы есть такое дерево? Как мы можем это сделать?

Постановка цели детьми:

Дети: Написать объявление, выставить охрану, нарисовать «добрые», «злые» цветы.

Воспитатель: Вы замечательно придумали, молодцы ребята. Что из всего перечисленного мы с вами выберем?

Дети: Нарисуем цветы разные по характеру, цвету и.д.

Совместная деятельность взрослого и ребёнка по решению поставленной цели:

Воспитатель:Но как вы нарисуете «Добрый» цветок, а как «злой».

Дети: Добрые цветы будут теплых оттенков: жёлтые, красные, оранжевые, а «Злые» холодных тонов: «фиолетовые», «синие»; чёрные и серые и т.д. Контур цветков тоже будет отличаться. «Добрые» с плавными, мягкими, округлыми линиями, а «Злые» с изломанными, кривыми и резкими.

Воспитатель: прежде чем вам приступить к работе, давайте приготовим наши пальчики.

Пальчиковая гимнастика «Цветки»:

Наши алые цветки (пальчики сжаты в кулачках)

Открывают лепестки, (попеременное разжимание пальчиков из кулачка)

Ветерок чуть дышит – (покачивание раскрытых ладоней вправо, влево)

Лепестки колышет.

Наши алые цветки, (попеременное сжимание пальчиков в кулак, начиная

Закрывают лепестки, с мизинца)

Головками качают — (покачивание сжатых кулачков)

Тихо засыпают.

Детям предлагается пройти и сесть за столы, им предлагается на выбор материал (гуашь, графический материал).

Воспитатель: Вы можете изобразить тот цветок, какое у вас настроение. Если хорошее, весёлое, то «добрый» цветок, если грустное, печальное, может вы на кого то обиделись или рассердились, то и цветок будет «злым».

Самостоятельная деятельность детей:создание (рисование, вырезание) образа цветка, наклеивание.

В ходе работы воспитатель выполняет работу одновременно с детьми.

После того как дети нарисовали цветы, им предлагается вырезать цветок с помощью ножниц и наклеить на половинки дерева.

Рефлексия. Подведение итогов:

Воспитатель: Ребята, мы с вами сегодня сделали доброе дело, помогли волшебнице?

Дети: Нарисовали цветы, чтобы показать людям, где какая половина.

Воспитатель: Может ли волшебное дерево настроения помочь тем, кто ссорится, обижает других? У кого было печальное настроение, оно улучшилось?Хотели бы вы оставить у себя это волшебное дерево? Давайте для него выберем место.

Дети совместно с воспитателем определяют место для коллективного панно.

infourok.ru

Дерево и образ дерева в интерьерах. Подборка для настроения

Совсем не удивительным является тот факт, что в условиях активно развивающейся цивилизации и всех вытекающих из этого последствий, человек все больше стремиться оградить себя от негативных факторов, создать не только комфортные, но и безопасные условия жизни. В этом существенную помощь нам оказывают природные материалы, используемые в дизайне интерьеров.

Дерево – природный, экологически чистый материал, который способен создать атмосферу спокойствия и умиротворения в доме. Ведь о его полезных свойствах написано тысячи трудов, а тесная взаимосвязь с человеком использовалась еще нашими дальними предками. Именно поэтому дерево возглавляет топ самых популярных природных материалов, используемых в разработке дизайнов квартир и загородных домов.

Хочу поделиться с вами симпатичными интерьерами с использованием дерева. В подборке размещены фото дерева как образ и дерева как элемент интерьера.

Дерево всегда будет украшением, оно есть воплощение Природы, а все мы родом оттуда. И потому так тянет к себе, вдохновляет и радует глаз.

Хороших выходных и приятного просмотра!

Использованы материалы с открытх интерент-ресурсов.

www.livemaster.ru

Авторское пособие «Дерево настроения»

Автор:

Южакова Наталья Юрьевна,

воспитатель

МАДОУ д/с №146 города Тюмени

Стаж работы воспитателем 14 лет.

Пособие можно использовать в работе с детьми от 3 до 7 лет. Оно выполнено следующим образом: из листа ватмана вырезается форма березы без ствола. Затем эта форма крепится на основу, например, на стену или на дверь. Я прикрепила с помощью скотча на дверь, разделяющую раздевалку и групповую комнату. Затем из потолочных плинтусов вырезается ствол березки и её веточки.  Ствол и веточки я приклеила на двусторонний скотч, черным лаком нарисовала на них рисунок березки. Потом я приклеила искусственные листочки и фотографии детей. К низу каждой фотографии я прикрепила маленький крючок. На этот крючок ребенок вешает ленточку того цвета, которая ему больше всего нравится.

Справа от ствола расположен цветок, состоящий из лепестков разного цвета. На каждом лепестке есть разъяснение для родителей, что обозначает выбранный ребенком цвет.

Красный – агрессивность, возбуждение.

Голубой – спокойствие, удовлетворенность.

Зелёный – спокойствие, уверенность.

Розовый – романтика, доброта.

Белый – напряженность, огорчение.

Чёрный – стресс, злость, гнев.

Коричневый – обида, напряженность, тревожность.

Оранжевый – бодрость, веселье.

Жёлтый – веселье, активность, мечтательность.

Синий – спокойствие, грусть.

Фиолетовый – «загадочные» дети, нежные, ранимые, эмоциональные.

    Слева от ствола есть изображения юноши и девушки в русских народных костюмах. Для «Дерева настроения» была выбрана берёзка не случайно. Наша группа работает по русской народной культуре, а берёзка занимает важное место в культуре русского народа. Я познакомила детей с христианским праздником «Святая Троица», где берёзу украшали цветными лентами, бусами, цветами. Берёзу, символ праздника, называли «гостенькой», «кумушкой», «венком». На Троицу девушки плели венки из цветов и зелени на голову. Изготовление венков имело магический смысл. Украшая себя зеленью, девушки приобщали себя к жизненной силе, заключенной в растительности. Свивание, сплетение в венок лозы, хмеля, цветов, листьев является так же символом брака.

    Таким образом, дети не только показывают свое настроение, выбирая ленточку того или иного цвета, но и получают дополнительные знания из истории русских праздников.

    Кроме этого, данное пособие можно использовать в различных направлениях развития личности ребенка:

— Познавательное развитие: детям даются знания о строении дерева (ствол, ветки, листья), ребята узнают много нового из истории русских народных праздников, закрепляют названия цветов, считают цветочки, бабочки, называют размер и форму предметов. Ребята наблюдают за изменением березки по временам года.

— Речевое развитие: дети учатся рассказывать о березке, составляют предложения, небольшие рассказы, согласуют прилагательные с существительным в роде, числе и падеже, пополняют словарный запас новыми словами.

— Социально-коммуникативное развитие: дети рассматривают фотографии других детей, рассказывают, с кем они дружат, кого из детей нет в группе, с кем бы они хотели играть.

— Художественно-эстетическое развитие: пособие выполнено в ярких цветах, детям прививается художественный вкус, развивается эмоциональная отзывчивость на прекрасное, появляется желание созидать, украшать, делать аккуратно и красиво.

За эту работу отдано 2 голоса.

Голосование закончено 13 апреля 2014 года в 23:00. Спасибо всем за участие!

tmndetsady.ru

График настроения — Летний лагерь

Графики настроения — это нехитрая и простая методика выявления психо-эмоциональной атмосферы в отряде.


Вот опробованные варианты:

«Ночные окна» — на темном фоне рисуются дома (многоэтажки) с окошками, одна палата – один дом. Количество окошек в каждом доме равно дням смены. Ежевечернее каждая палата замалякивает своё окошко:

  • желтый – отличное настроение
  • желтый с приспущенными шторками – среднее
  • темное окно – плохое настроение

Можно дополнять разными фишками:

  • горшок с цветком на окошке – у нас в отряде/палате день

рождения/победа, призовое место/

  • кот на окошке – сегодня наша палата самая чистая
  • паутина – соответственно самая неаккуратная палата

Собственно можно придумывать до бесконечности…

«Чайки над морем» — чайки рисуются по количеству дней в смене карандашом

  • белая чайка – отличный день
  • серая чайка – хороший день
  • чёрная чайка – неудачный день

чайка с рыбкой в лапках – победа отряда в мероприятии в лапах у чайки может быть всё что угодно, лишь бы это отражало происходящее в отряде.

«Закат» — рисуется солнце, погружающееся в море, делится на сектора, которые зарисовываются разными цветами: красным, желтым, темно-бордовым. К концу смены получается очень-очень красивое солнце. Если, конечно, смена была интересной и радостной.

«Шарики» — подходит для младших отрядов. Рисуется любой популярный в детском возрасте персонаж, который держит связку шариков. Шарики раскрашиваются в цвета, согласно настроению малышни. Рекомендация: не вводить темные цвета (чёрный, коричневый, серый), заменить их на синий, зеленый, сиреневый. Получается не так красиво, как солнышко, но вполне достойно. На прощание можно детям дарить шарики того цвета, который обозначал «отличный день» с пожеланиями на бумажке внутри.

«Смайлики» — самая простая и доступная форма, но симпатичная. Рисуются смайлики – кружочек и два глазика. Каждый вечер дорисовывается ротик – улыбка, равнодушный, грустный, кричащий, улыбка до ушей и т.д. насколько хватит фантазии.

«Флаги» — если название отряда похоже на что-то историческое, средневековое (Камелот, например), можно нарисовать замок, и выставлять флаги по зубчатым стенам, получается здорово. Мы, например, сделали из куска материи флаг на все общелагерные мероприятия брали его с собой и так «болели» за своих.

«Нотки» — тоже больше для малышей. Нарисовать нотную линейку и выставлять нотки в соответствии с настроением «выше-ниже».

«Свечи» — для зимней смены, на которую выпадает Новый год. Рисуем елку и свечки на ней. Каждый вечер «зажигаем» свечи разноцветными огоньками. Если отряд где-нибудь победил, то добавляем подарок под ёлку, если очень хочется домой, то дорисовываем чемодан под ёлкой. Интересно это тем, что каждый может рисовать свою собственную свечку и выразить свое настроение, а не отрядное. Так к концу смены ёлка становится невидна из-за свечей

«Цветопись настроения» — это еще один вариант графика настроений.

Как можно определить настроение ребенка после проведенного дня? Можно использовать цветопись или ее еще называют «экран настроения». С его помощью можно наблюдать настроение каждого ребенка ежедневно, анализировать причины изменения настроения.

  • Красный цвет — восторженное настроение;
  • оранжевый цвет — радостное;
  • желтый цвет — спокойное;
  • зеленый цвет — мне все равно;
  • черный цвет — плохо, уныние;
  • фиолетовый цвет — тревожное, грустно.

Оформить «экран настроения» можно различными способами и поместить его на ваш отрядный уголок.

Появление сине-фиолетово-черных оттенков на экране свидетельствует о наличии проблем в работе вожатого и требует с его стороны срочной помощи детям, выбирающим эти «цвета».

Условием цветописи является ее анонимность. Чтобы легче было проследить настроение каждого ребенка в течение смены, можно создать на вашем отрядном месте лист «индивидуальных настроений». Он может выглядеть следующим образом:

Личный, секретный знак каждого ребенка 24.07 24.07 24.07

Каждый день ребята закрашивают свою клеточку соответствующим их настроению цветом.

или

  • тревожные сообщения
  • общее дело;
  • отношения с детьми;
  • отношения со взрослыми;
  • успехи, неудачи;
  • отсутствие нового;
  • отсутствие свободы;
  • усталость;
  • тоска по дому;
  • хорошее или плохое питание;
  • что-то еще;
  • очень личное;
  • погода.

Цветопись — это материал к размышлению, осмыслению. Это рефлексия дня. Педагог сразу сможет увидеть, что ребята «сидят» в черном или фиолетовом цвете, или, наоборот, надолго в красном, — нужно ли ждать срыва в поведении. Бесконечное нудное настроение — повод для размышления.

«Аквариум»

В рефлексии дети ежедневно выбирают волну (рыбку) определенного цвета, соответствующую их настроению, и составляют свой личный аквариум. Это невербальное выражение эмоционального самочувствия ребенка — материал к размышлению, осмыслению деятельности вожатых:

  • красный- всё отлично;
  • жёлтый — хорошо, нормально;
  • зелёный – «тоска зелёная», плохо.


«Радуга настроения»

Есть еще одна очень интересная форма работы в помощь вожатому — «Радуга настроения». Её можно сделать по-разному.

Если вожатому важно знать общее, среднее настроение отряда, то можно повесить на отрядном месте рисунок — дерево, дом или комету с длинным хвостом, а рядом — конвертики с маленькими листочками, кирпичиками, звездочками разных цветов. Каждый вечер перед тем как лечь спать, каждый ребенок приклеивает к рисунку цвет, соответствующий его настроению. Например, если у вас на отрядном месте «Дерево настроения «, то в конвертах — листики разного цвета: зеленые — отличное, радостное настроение; желтые — хорошев, спокойное; оранжевые — грустное, печальное; красные удрученное , плохое. Чем зеленее ваше дерево, там лучше у ребят настроение. Но если в вашем отряде наступила «осень», это знак тревоги для вожатых, нужно срочно что-то придумывать, поднимать настроение. На дерево можно для каждого дня отвести отдельную ветку, в доме — этаж и т.д. И в конце смены вы получите эмоциональную картинку отрядной жизни.

Если же вожатого и нтересует настроен и е каждого ребенка, тогда нужно сделать карточки настроения отдельно для каждого. На отрядном месте нужно повесить красочный плакат с обозначениями цветов. Здесь их может быть уже больше. Например: желтый — отличное, хочется петь, смеяться, летать; оранжевый — хорошее, радостное, веселое; голубой — светлое, спокойное, безмятежное; белый — равнодушное, безразличное; зеленый — печальное, грустное; красный — неспокойное, тревожное, что-то не так, не пойму, что; черный — ужасное, мрачное, хочется плакать. Каждый вечер вожатый или дежком раздает ребятам их карточки. И ребята, закрасив клеточку сегодняшнего дня соответствующим цветом, опускают ее в специальный почтовый ящик. (И ящик, и плакат, и карточки ребята могут сделать сами в первый — во второй день. Это может быть одним из заданий.) После отбоя вожатый вынимает из ящика карточки и смотрит, у кого какое настроение. Вожатый не всегда знает, почему у ребенка плохое настроение. Иногда дети используют черный цвет, чтобы просто вызвать к себе внимание вожатого. Причины могут быть самые неожиданные. Но к любым из них следует отнестись серьезно. Подойдите, побеседуйте, но и не навязывайтесь. Вы не всегда сможет е помочь, но попытаться надо обязательно. Изучение настроения детей займет у вас 15-20 минут в день, а пользу принесет огромную.


Что может повлиять на настроение ребенка?

  • состояние здоровья;
  • тревожные сообщения из дома;
  • отсутствие информации из дома;
  • жизнь в семейке;
  • общее дело;
  • отношения с детьми;
  • отношения со взрослыми;
  • успехи, неудачи;
  • отсутствие нового;
  • отсутствие свободы;
  • усталость;
  • тоска по дому;
  • хорошее или плохое питание;
  • что-то еще;
  • очень личное;
  • погода.

Еще варианты:

  • Можно делать ромашки, где в серединке пишем мероприятия, которые были сегодня, а лепесточки дети красят разными цветами на свое усмотрение. Цвет обозначает их настроение.
  • Мелким интересно абсолютно всё яркое и красочное…Большинству..Для детей старшего возраста можно делать колоночки пошире, чтобы они писали словами своё настроение..Метафорами приветствуется… «Буря в стакане» к примеру…
  • Можно сделать чтобы график настроения выглядел как кардиограмма… И качественная характеристика настроения была показана при помощи амплитуды
  • Можно сделать график настроения в виде радуги, где каждый цвет—палата + вожатская, а вверху дни.
  • Можно сделать дерево, на которое дети вешают разноцветные яблоки или листочки. Цвета соответствовали настроению.

И т. д., варианты могут зависеть только от фантазии вожатых и детей…


Экран настроения может быть размещён и рядом с отрядным уголком. Для определения настроения ребят в конце дня используются различные методики. Например, методика «Цветопись» предполагает обозначение эмоционального самочувствия ребёнка каким-либо цветом. В конце дня, уходя на отбой, ребёнок берёт один квадратик бумаги того цвета, который соответствует его настроению и опускает в специальный ящик. После этого подсчитываются результаты и создается цветное графическое изображение на экране настроения.

Очень наглядными, интересными и эффективными являются также рефлексивные методики «Острова», «Рефлексивная мишень», «Цепочка пожеланий» и т.д… Оценку настроения детей можно также проводить после каждого крупного мероприятия в лагере.


Смотреть также

Дополнительно

summercamp.ru

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о