Содержание

Супружеские конфликты и их диагностика

Конфликтные взаимоотношения между супругами стали одной из самых любимых для операционализации и исследования тем в первой фазе развития семейного психологического консультирования (1980—1995). Было создано несколько интересных и разнообразных по содержанию методик; две из них мы приводим ниже.

Методика «Взаимодействие супругов в конфликтной ситуации» Ю.Е.Алешиной, Л.Я.Гозмана, Е. М.Дубовской

Анализ существующих работ по проблемам психологии семьи позволил авторам методики выделить восемь сфер семейной жизни, которые чаще всего выступают причиной межличностных конфликтов супругов [Алешина Ю. Е. и др., 1987].

  1. Проблемы отношений с родственниками и друзьями.
  2. Вопросы, связанные с воспитанием детей.
  3. Проявление супругами стремления к автономии.
  4. Ситуации нарушения ролевых ожиданий.
  5. Ситуации рассогласования норм поведения.
  6. Проявление доминирования супругами.
  7. Проявление ревности супругами.
  8. Расхождения в отношении к деньгам.

Параметрами для описания поведения человека в ситуации конфликта были выбраны активность (или пассивность) в ситуации конфликта, согласие (или несогласие) с партнером по взаимодействию.

Методика представляет собой 32 вербально описанные ситуации семейного взаимодействия, которые носят конфликтный характер. Для ответа испытуемым предлагается шкала возможных реакций, в которую заложены два признака: активность или пассивность реакции и согласие или несогласие с супругом (т.е. позитивность или негативность реакции).

Шкала сконструирована так, что один ее полюс (левый) составляет активное выражение несогласия, затем идут пассивное выражение несогласия, нейтральное поведение, пассивное выражение согласия и, наконец, другой полюс (правый) составляет активное выражение согласия. Соответствующим значениям шкалы приписываются числовые эквиваленты от -2 до +2.

Инструкция

В отношениях между супругами довольно часто бывают недоразумения, противоречия, столкновения интересов. Ниже приводятся достаточно типичные ситуации; такие (или почти такие же) возникают в каждой семье. Бывали они, наверное, и у вас. Пожалуйста, выберите тот вариант из предлагаемых ответов, который в наибольшей степени близок к тому, как вы Себя ведете в подобных ситуациях. Не стоит слишком долго задумываться над выбором ответа, так как в данном случае не может быть ответов «правильных» и «неправильных». Отметьте на ответном листе номер того варианта, который показался вам наиболее подходящим, и переходите к следующей ситуации. Все ответы будут сохранены в тайне.

Шкала возможных реакций методики «Взаимодействие супругов в конфликтной ситуации

-2

-1

0

1

2

Категориче

Не согласна

Ничего не

В целом со

Полностью

ски не со

с тем, что

предприни

гласна с тем,

согласна

гласна с тем,

муж делает

маю, не вы

что муж де

с тем, что

что муж де

и говорит

сказываю

лает и гово

муж делает

лает и гово

в данной си

своего отно

рит, но не

и говорит

рит в данной

туации, де

шения, жду

считаю необ

в данной си

ситуации,

монстрирую

дальнейшего

ходимым

туации, ак

активно воз

свое недо

развития со

открыто вы

тивно под

ражаю ему и

вольство, но

бытий

ражать свое

держиваю

настаиваю на

избегаю от

 

отношение

его и одоб

своем

крытого обсуждения

  

ряю

Тестовый материал

Испытуемым предлагаются типичные для семейных пар ситуации, на которые необходимо отреагировать так, как в жизни.

При работе с методикой необходимо использовать два разных варианта — для мужа и жены, так как общий вариант может вызвать непонимание и путаницу у респондента.

Текст методики

Вариант для женщин

  1. Вы пригласили своих родственников в гости; муж, зная об этом, неожиданно поздно вернулся домой. Вас это огорчило, и после ухода гостей вы высказываете мужу свое огорчение, а он не может понять причины недовольства. Вы…
  2. Муж уже много раз обещал вам сделать кое-что по дому, но по-прежнему им ничего не сделано. Вы…
  3. Вы долго стояли в очереди в магазине; продавщица все время отвлекалась, грубила покупателям. Когда подошла ваша очередь, муж, на ваш взгляд, слишком резко начал разговаривать с ней. Вы неприятно удивлены его тоном. Вы…
  4. Уже поздно, ребенку пора ложиться спать, но ему не хочется, а муж все-таки пытается отправить его в кровать. Вы вмешиваетесь и разрешаете ребенку еще немного поиграть, говоря, что завтра выходной. Муж настаивает на своем. Вы…
  5. Вы договорились выходной день провести вместе дома. Но неожиданно вам позвонили родители и позвали к себе. Вы сразу же начали собираться. Муж недоволен, что нарушились ваши совместные планы. Вы…
  6. У мужа плохое настроение, вы догадываетесь, что у него неприятности на работе, хотя он ничего не говорит. Вы пытаетесь вызвать его на беседу, но он уходит от разговора. Вы…
  7. Вы с мужем приглашены на день рождения друга, денег на подарок недостаточно, вам кажется, что именно муж в этом месяце потратил слишком много. Вы…
  8. Ваша подруга делится с вами и вашим мужем своими проблемами и переживаниями. Одно из замечаний мужа, на ваш взгляд, выпадает из общего тона разговора и обидно для собеседницы. Вы…
  9. Вам обоим нужно задержаться на работе и некому побыть с ребенком. Вы считаете, что ваши дела важнее и это должен сделать муж, но он не соглашается. Вы…
  10. Вы начали ремонт квартиры. Неожиданно оказалось, что эта затея обойдется дороже, чем вы предполагали. Муж с самого начала относился скептически к вашим планам, а теперь очень сердит на вас за непредвиденные расходы. Вы…
  11. У вас есть любимое занятие. Муж советует приобщить к этому делу ребенка. Вы же считаете, что ребенок будет вам мешать, а муж продолжает настаивать. Вы…
  12. Вы собираетесь уйти из дома по делам, а муж хочет с вами поговорить и недоволен, что вы отказываетесь задержаться на несколько минут. Вы…
  13. С юности у вас осталось много друзей-мужчин. Вы с удовольствием общаетесь с ними, они заходят к вам в гости. У мужа эти визиты вызывают недовольство. Вы…
  14. Вы зашли к мужу на работу. Его не оказалось на месте, и, пока вы его ждали, вам явно удалось завоевать симпатию его коллег-мужчин. Вас удивила негативная реакция мужа. Вы…
  15. Вам кажется, что муж периодически не на то тратит деньги. Вот он опять купил ненужную, на ваш взгляд, вещь, но он считает, что она необходима в доме. Вы…
  16. Вы просите мужа помочь ребенку приготовить уроки, потому что сами хуже знакомы с этим предметом, а муж продолжает заниматься своими делами и отсылает ребенка к вам, говоря, что ему некогда. Вы…
  17. В последнее время на работе вы много общаетесь с одним из ваших коллег. Вы часто звоните друг другу, упоминаете о нем в разговорах с мужем. Мужу это явно неприятно. Вы…
  18. Вы случайно встретили свою старую приятельницу, разговорились с ней, и она уговорила вас зайти к ней домой. Муж беспокоился и, когда вы вернулись, высказал вам свое недовольство. Вы…
  19. За несколько дней до зарплаты опять возник разговор о том, что денег не хватает. Муж считает, что вы недостаточно делаете для обеспечения семьи. Вы…
  20. Вы провели вечер с новыми друзьями, которые нравятся мужу, но вам не очень симпатичны. На ваш взгляд, с ними было скучновато, но вы пытались этого не показывать, а по дороге домой муж неожиданно высказал вам свое недовольство тем, как вы вели себя с его друзьями. Вы…
  21. Ваш муж собирается к своим старым друзьям в гости. Вам хотелось бы пойти с ним, но он не предлагает этого. Вы…
  22. У вас есть любимое увлечение, которому вы уделяете свободное время. Муж не разделяет этого интереса и даже выражает открытое недовольство. Вы…
  23. Муж наказал ребенка, но вам кажется, что проступок не столь серьезен, и вы начинаете играть с ребенком. Муж недоволен этим. Вы…
  24. В гостях у друзей вас познакомили с привлекательной женщиной. Ваш муж в течение всего вечера сидел с ней рядом, танцевал и о чем-то оживленно беседовал. Вас это задело. Вы…
  25. Вы собирались провести воскресенье дома, но оказалось, что муж обещал друзьям навестить их. Вам очень не хочется идти. Вы…
  26. Вы рассказали подруге о ваших семейных проблемах. Муж узнал об этом и был очень недоволен, так как считает, что не стоит рассказывать всем и каждому о подобных вещах. Вы…
  27. Муж давно просил вас зашить ему брюки. Сегодня он хотел надеть их, но они оказались незашитыми. Он высказывает свое недовольство, несмотря на то, что знает, что вам было некогда. Вы…
  28. Знакомый вашей семьи уже не в первый раз подвел вас, и вы считаете, что ему необходимо открыто высказать свое недовольство. Муж говорит, что не стоит придавать этому большого значения. Вы…
  29. У вас плохое настроение, и вам хочется поделиться с мужем своими переживаниями и сомнениями. Вы пытаетесь заговорить с ним, но он не замечает вашего состояния и отвечает, что поговорить можно позже, а сейчас ему некогда. Вы…
  30. Приятель мужа позвонил и попросил вас передать кое-что мужу, как только тот вернется домой. У вас было много дел, и вы вспомнили об этом только поздно вечером. Муж был очень недоволен и резко сказал, что ваша необязательность уже не в первый раз ставит его в неловкое положение. Вы…
  31. Вечером вы собирались вместе с мужем посмотреть телевизор, однако ваши интересы пересекаются — вам хочется смотреть передачи по разным программам. Каждый из вас настаивает на своем. Вы…
  32. Вы обсуждаете с друзьями планы совместного отпуска. Муж неожиданно начинает выступать резко против вашего предложения. Вы…

Вариант для мужчин

  1. Вы пригласили своих родственников в гости; жена, зная об этом, неожиданно поздно вернулась домой. Вас это огорчило, и после ухода гостей вы высказываете жене свое огорчение, а она не может понять причины недовольства. Вы…
  2. Жена давно обещала сделать кое-что по дому и опять ничего не сделала. Вы…
  3. Вы долго стояли в очереди в магазине; продавщица все время отвлекалась, грубила покупателям. Когда подошла ваша очередь, жена, на ваш взгляд, слишком резко начала разговаривать с ней. Вы неприятно удивлены ее тоном. Вы…
  4. Уже поздно, ребенку пора ложиться спать, ему очень не хочется, а жена все-таки пытается отправить его в кровать. Вы вмешиваетесь и разрешаете ребенку поиграть еще, говоря, что завтра выходной. Жена настаивает на своем. Вы…
  5. Вы договорились выходной день провести вместе дома. Но неожиданно вам позвонили родители и позвали к себе. Вы сразу же начали собираться. Жена осталась недовольна тем, что нарушились ваши совместные планы. Вы…
  6. У жены плохое настроение, вы догадываетесь, что у нее неприятности на работе, хотя она ничего не говорит. Вы пытаетесь вызвать ее на беседу, но она уходит от разговора. Вы…
  7. Вы с женой приглашены на день рождения друга, денег на подарок недостаточно. Вам кажется, что именно жена в этом месяце потратила слишком много. Вы…
  8. Ваш друг делится с вами и вашей женой своими проблемами и переживаниями. Одно из замечаний вашей жены, на ваш взгляд, выпадает из общего тона разговора и обидно для собеседника. Вы…
  9. Вам обоим нужно задержаться на работе и некому побыть с ребенком. Вы считаете, что ваши дела важнее и это должна сделать жена, но она не соглашается. Вы…
  10. Вы начали ремонт квартиры. Неожиданно оказалось, что эта затея обойдется дороже, чем вы предполагали. Жена с самого начала относилась скептически к вашим планам, а теперь очень сердита на вас за непредвиденные расходы. Вы…
  11. У вас есть любимое занятие, жена советует приобщить к этому делу ребенка. Вы же считаете, что ребенок будет вам мешать, жена продолжает настаивать. Вы…
  12. Вы собираетесь уйти из дома по делам, а жена хочет с вами поговорить и недовольна, что вы отказываетесь задержаться хотя бы на несколько минут. Вы…
  13. С юности у вас осталось много друзей-женщин. Вы с удовольствием общаетесь с ними, они заходят к вам в гости. У жены эти визиты вызывают недовольство. Вы…
  14. Вы зашли к жене на работу. Ее не оказалось на месте, и, пока вы ее ждали, вам явно удалось завоевать симпатию ее коллег-женщин. Вас удивила негативная реакция жены. Вы…
  15. Вам кажется, что жена периодически не на то тратит деньги. Вот она купила ненужную, на ваш взгляд, вещь, но жена считает, что она необходима в доме. Вы…
  16. Вы просите жену помочь ребенку приготовить уроки, потому что сами хуже знакомы с этим предметом, а она продолжает заниматься своими делами и отсылает ребенка к вам, говоря, что ей некогда. Вы…
  17. В последнее время на работе вы много общаетесь с одной из ваших сотрудниц. Вы часто звоните друг другу, упоминаете о ней в разговорах с женой. Ей это явно неприятно. Вы…
  18. Вы случайно встретили своего старого приятеля, разговорились с ним, и он уговорил вас зайти к нему домой. Вы пробыли с ним весь вечер и поздно вернулись домой. Жена беспокоилась и, когда вы вернулись, высказала вам свое недовольство. Вы…
  19. За несколько дней до зарплаты опять возник разговор о том, что денег не хватает. Жена считает, что вы недостаточно делаете для обеспечения семьи. Вы…
  20. Вы провели вечер с новыми друзьями, которые нравятся жене, но вам не очень симпатичны. На ваш взгляд, с ними было скучновато, но вы пытались этого не показывать, а по дороге домой жена неожиданно высказала недовольство тем, как вы вели себя с ее друзьями. Вы…
  21. Ваша жена собирается к своим старым друзьям в гости. Вам хотелось бы пойти с ней, но она не предлагает этого. Вы…
  22. У вас есть любимое увлечение, которому вы уделяете свободное время, жена не разделяет этого интереса, даже выражает открытое недовольство. Вы…
  23. Жена наказала ребенка, но вам кажется, что проступок не столь серьезен, и вы начинаете играть с ребенком. Жена недовольна этим. Вы…
  24. В гостях вас познакомили с интересным мужчиной. Ваша жена в течение всего вечера сидела рядом с ним, танцевала только с ним и о чем-то оживленно беседовала. Вас это задело. Вы…
  25. Вы собираетесь провести воскресенье дома, но оказывается, что жена обещала друзьям навестить их. Вам очень не хочется идти. Вы…
  26. Вы рассказали другу о ваших семейных проблемах, жена узнала об этом и была очень недовольна, так как считает, что не стоит рассказывать всем и каждому о подобных вещах. Вы…
  27. Жена давно просила вас починить утюг. Сегодня она хотела им воспользоваться, но он оказался непочиненным. Она высказывает вам свое недовольство, несмотря на то, что знала, что вам было некогда. Вы…
  28. Знакомая вашей семьи уже не в первый раз подвела вас, и вы считаете, что ей необходимо открыто высказать свое недовольство. Жена говорит, что не стоит этому придавать большого значения. Вы…
  29. У вас плохое настроение, и вам хочется поделиться с женой своими переживаниями и сомнениями. Вы пытаетесь заговорить с ней, но она не замечает вашего состояния и отвечает, что поговорить можно позже, а сейчас ей некогда. Вы…
  30. Приятельница жены позвонила и попросила вас передать кое-что жене, как только та вернется домой. У вас было много дел, и вы вспомнили об этом только поздно вечером. Жена была очень недовольна и резко сказала, что ваша необязательность уже не в первый раз ставит ее в неловкое положение. Вы…
  31. Вечером вы собирались вместе с женой посмотреть телевизор, однако ваши интересы пересекаются — вам хочется смотреть передачи по разным программам. Каждый из вас настаивает на своем. Вы…
  32. Вы обсуждаете с друзьями планы совместного отпуска, и жена неожиданно начинает резко выступать против любого вашего предложения. Вы…

Ключ к методике

Все ситуации группируются в восемь блоков (шкал) (табл. 14).

Кроме того, ситуации могут быть разделены на две группы по основанию «виновного в конфликте».

Блоки (шкалы) методики «Взаимодействие супругов в конфликтной ситуации»

Название блока

N° ситуации

1. Отношения с родственниками и друзьями

1, 5, 8, 20

2. Воспитание детей

4, 11, 16, 23

3. Проявление автономии одним из супругов

6, 18, 21, 22

4. Нарушение ролевых ожиданий

2, 12, 27, 29

5. Рассогласование норм поведения

3, 26, 28, 30

6. Проявление доминирования одним из супругов

9, 25, 31, 32

7. Проявление ревности

13, 14, 17, 24

8. Разногласия в отношении к деньгам

7, 10, 15, 19

Слово «вина» авторы методики берут в кавычки, так как речь идет не о реальной виновности в конфликте (которую часто вообще трудно выявить), а о поводе к ссоре. В ситуациях № 4, 5, 9, 10, 11, 13, 14, 17, 18, 19, 22, 23, 26, 27, 30, 31 в большей степени в возникновении конфликта «виноват» тот супруг, который работает с методикой, а в ситуациях № 1, 2, 3, 6, 7, 8, 12, 15, 16, 20, 21, 24, 25, 28, 29, 32 такой повод дал его супруг (супруга).

Результаты методики получают путем расчета общего индекса (среднее арифметическое ответов по всем ситуациям методики), а также частных индексов по блокам (среднее арифметическое по каждому блоку).

Значения индексов меняются в интервале от -2 до +2. Отрицательное значение индексов говорит о «негативных» реакциях респондента в конфликтных ситуациях, положительное — о «позитивных» реакциях. Значения в диапазоне от -1 до +1 подчеркивают пассивный характер поведения испытуемого в семейных конфликтах, а близкие к +2 или к -2 — об активной позиции в данных ситуациях.

Полученные данные дают возможность говорить и об общем уровне конфликтности в паре. Чем ближе значения общего индекса к -2, тем более конфликтный характер носит взаимодействие супругов.

Результаты, полученные с помощью данной методики, дают возможность охарактеризовать обследуемую семью по ряду параметров: наиболее конфликтогенные сферы семейных отношений, степень согласия (или несогласия) в ситуациях конфликта, уровень конфликтности в паре. Эти характеристики семьи в конфликтной ситуации могут быть полезны как в исследованиях разных сторон супружеских взаимоотношений, так и при диагностике семьи с целью консультирования и дальнейшей коррекции.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

pro-psixology.ru

Диагностика семейных отношений. Диагностика межличностных конфликтов в семье

Содержание

Введение…………………………………………………………….

с. 2

Методика проведения психологического исследования…………

с. 3

Анкета, направленная на выявление особенностей взаимоотношений в семье…………………………………………

с. 10

Диагностика межличностных конфликтов в семье………………

с. 11

Анализ семейных взаимоотношений (АСВ)

(опросник для родителей)………………………………………….

с. 15

Методика PARI (parental attitude research instrument)………….…

с. 32

Тест-опросник родительского отношения…………………………

с. 44

Рекомендуемый библиографический список……………….…….

с. 50

Введение

Одним из важнейших направлений работы практического психолога является работа с семьей (супругами, родителями, детьми). Ключевой момент в этой работе — получение полной и объективной информации.

Семью исследуют различные дисциплины (социология, демография, этика и т.п.). Не вызывает сомнения, что их данные могут расширить возможности оказания консультативной помощи семье. Но применить эти данные психологу в своей практической деятельности не всегда возможно, так как системы основных понятий, описывающих семейные явления, цели и содержание исследований, заметно отличаются.

Кроме того, обращаясь за консультативной помощью, родители и дети ждут от психолога не статистических данных, цифр, «громких слов», а реальную помощь для выхода из возникшей конфликтной внутрисемейной ситуации.

Иногда трудности, возникшие в семье, оказывают мобилизующее,  интегрирующее воздействие на ее членов, а иногда – ослабляют семью, усиливают противоречия. Для определения особенностей реакций членов семьи на возникшие затруднения, специфики детско-родительских отношений необходимо проведение диагностики, направленной на конкретизацию перечисленных ранее критериев.

В методической литературе достаточно полно освещены проективные методики обследования  ребенка («Рисунок семьи», «Кинестетический рисунок семьи» и т.д.). В данном же сборнике представлены опросные методики для родителей и детей младшего школьного и подросткового возраста.  Это обусловлено тем, что для диагностирования семьи и выявления особенностей семейного воспитания необходима диагностическая работа не только с обоими родителями, но и с ребенком.

Методика проведения психологического исследования

Психодиагностическое обследование — деятельность психолога, конечным результатом которой является психологический диагноз.

Проведение психодиагностического обследования предполагает наличие цели, объекта и предмета обследования.

Диагностирование может быть определено как социально-коммуникативный процесс получения и переработки психологом информации об оцениваемой личности. Применяя различные вспомогательные средства, экспериментатор получает все более и более точную картину индивидуальных особенностей человека в той мере, в какой это необходимо для выявления и психологической оценки ведущего фактора развития, решения поставленной диагностической задачи.

Начинать психологическое обследование рекомендуется со знакомства: вначале психолог должен представиться испытуемому, объяснить, что он намерен делать и зачем, далее предоставляется возможность представиться самому клиенту. При диагностике в обязательном порядке указывается возраст испытуемого (у детей дошкольного возраста отмечается полное количество лет и месяцев, прошедших со дня рождения). Достижение контакта и качественного взаимопонимания между диагностом и клиентом позволяет должным образом мотивировать испытуемого, поддерживать и стимулировать его интерес к выполняемым психодиагностическим процедурам, и, соответственно, дает основания ожидать получения объективных психодиагностических данных. А. Анастази подчеркивает, что во всех ситуациях психодиагностического обследования диагносту необходимо убедить испытуемых в том, что в их собственных интересах важно получить по методикам (тестам) показатели, правильно отражающие их возможности. Для этого используется не только прямое убеждение («это важно, чтобы…»), психолог также опирается на достигнутый эмоциональный контакт и доверительные отношения с клиентом. При объяснении целей обследования для снятия избыточной тревоги, стресса следует иметь в виду, что для большинства людей более приемлемой оказывается проверка внимания, памяти, состояния нервной деятельности, а не «ума», «интеллекта» или «способностей». По этой причине диагност должен заранее прогнозировать все возможные последствия того, как будет сформулирована цель обследования в предварительной беседе с клиентом.

При построении психодиагностического обследования важно учитывать, что в ряде случаев испытуемые негативно реагируют на предъявление простого задания. В других ситуациях диагност может столкнуться с тем, что неуверенность испытуемого и сомнения в своих способностях затрудняют его вхождение в ситуацию обследования. В такого рода случаях важно, опираясь на сведения, полученные в ходе предварительной беседы с испытуемым, правильно выбрать уровень сложности заданий, которые будут предъявлены на первом этапе, чтобы обеспечить необходимый интерес и мотивацию со стороны обследуемого к участию в эксперименте, гарантировать его положительное отношение к проводимому  обследованию.

В целом проводимая беседа с испытуемым представляет собой очень важный элемент психодиагностического обследования. Условно в ней можно выделить две части: первая часть осуществляется до эксперимента или после него, т.е. это беседа в узком смысле слова; ее направление задается поставленной практической задачей, необходимостью установить контакт с испытуемым, оценить его эмоциональное состояние и отношение к эксперименту и психологу, в ходе этой беседы не проводится экспериментов.

Вторая часть беседы — это беседа во время выполнения экспериментальных заданий. Эксперимент — это всегда та или иная форма, способ общения с испытуемым

vunivere.ru

3.5.5. Методика психологической диагностики и коррекции конфликтного общения в семье в.А. Смехова

Если можно предполагать, что супруги обладают богатыми внутренними ресурсами для самостоятельного разрешения конфликтной ситуации (высокий уровень образования, духов­ные ценностные ориентации), но повседневная динамика кон­фликтного взаимодействия не дает им включить в действие эти ресурсы из-за активизации защитных механизмов, то для пре­образования типичных образцов поведения в супружеском конфликте можно использовать методику

психологической диагностики и коррекции конфликтного общения в семье В.А. Смехова [1985].

223

Методика предполагает в процессе работы с клиентом ана­лиз 11 рефлексивных планов, которые помогают клиенту осоз­нать динамику психических явлений:

1. Краткое содержание конфликтной ситуации.

2. Как реально я себя вел.

3. Как я хотел бы вести себя в подобной ситуации.

4. Как я должен был бы вести себя в подобной ситуации.

5. Как реально он себя вел.

6. Как он должен был бы вести себя в подобной ситуации.

7. Как он хотел бы вести себя в подобной ситуации.

8. Каким он видел меня в этой ситуации.

9. Каким он предпочел бы видеть меня в подобной ситуа* ции.

10. Каким я предпочел бы видеть его в подобной ситуации.

11. Каковы причины, цели и обстоятельства всего проис­шедшего.

3.5.6. Методика «Реакция супругов на конфликт»

Супруги могут долгое время конфликтовать не только пото­му, что у них отсутствуют навыки конструктивного поведения в конфликтной ситуации, но и по иным, более глубинным при­чинам. Для исследования этих причин и последующей работы с ними можно использовать психодиагностическую методику «Реакции супругов на конфликт», разработанную украинским психологом А.С. Качаряном [см. Фурманов, Аладьин, Фурма-нова,1999, с. 175-178; 216-220].

Данный тест содержит 89 утверждений и дает информацию по 8 шкалам:

1. Неконструктивные установки супругов на брак (НУ), свя­занные с нежеланием обсуждать возникшие проблемы, совме­стно искать решения, что-то менять в своем поведении. Рабо­та с этими установками может заключаться в исследовании вместе с клиентом условий и факторов их генезиса.

224

2. Шкала депрессии (Д) выявляет классическую, астени­ческую, апатическую (снижение интереса, безразличие) де­прессии. В значительном большинстве случаев депрессия воз­никает как реакция на ситуацию, когда человек не имеет и не видит в будущем возможностей для удовлетворения своих наиболее значимых потребностей. Если помочь человеку осоз­нать наличие реальных путей для удовлетворения его потреб­ностей, то депрессия в значительном количестве случаев схо­дит на нет.

3. Шкала протективных механизмов (ПМ), препятствую­щих проникновению в сознание психотравмирующей инфор­мации — вытеснение, отрицание затруднений, регрессия.

4. Шкала дефензивных механизмов (ДМ) диагностирует тип защит, который можно охарактеризовать как «реинтер-претативная активность» — психотравмирующая информа­ция допускается в сознание за счет ее искаженной реинтерпре-тации (рационализация, изоляция, интеллектуализация и т.д.). Применительно к нарушениям, выявляемым с помо­щью данной и предыдущей шкал, необходимо использовать методы психоанализа (например, метод свободных ассоциа­ций), клиент-центрированного подхода (способствовать увели­чению уровня самопринятия).

5. Шкала агрессии (А), в том числе измеряет и смещен­ную агрессию. Важно проанализировать источники агрессив­ности личности. В настоящее время существует много мето­дик для работы с этим явлением (например, в рамках искусст-вотерапии).

6. Шкала соматизации тревоги (СТ) нездоровые ощуще­ния в области головы, сердца, желудка, общая озабоченность здоровьем. Работа может вестись как в направлении снижения тревожности личности (различные техники релаксации и де­сенсибилизации), так и в плане обучения формам приемлемого выражения любых отличных от тревоги эмоций в ситуации, которая раньше вызывала тревогу (тренинг ассертивности) [см. Нельсон-Джоунс, 2000, с. 256-271].

7. Фиксация на психотравме (Ф) человек долго не может простить обиду. Работа ведется, исходя из причин этого нару­шения поведения — та или иная степень выраженности опреде-

225

ленных черт характера или неправильные установки относи­тельно ошибок людей.

8. Контрольная шкала обеспечивает защиту от столь не­критичного отношения к ситуации опроса, что интерпрета­ция результатов теряет смысл.

studfiles.net

Диагностика супружеских конфликтов — КиберПедия

Необходимую информацию, позволяющую дать квалифицированную оценку взаимоотношений супругов, психолог получает с помощью диагностирующих опросников, выявляющих особенности общения и взаимоотношений, качества личности супругов, способы проведения семейного досуга, общность интересов и ценностей, а также позволяющих понять нравственно-психологические основы супружеских отношений.

Методы изучения особенностей общения и взаимоотношений в супружеской паре. Общение между супругами лежит в основе семейного благополучия и включает очень важную функцию – помогает человеку обеспечить личный комфорт себе и своим близким. Общение дает возможность проявиться одной из важнейших супружеских ролей – психотерапевтической. Общение и взаимоотношения супругов в благополучных семьях характеризуют открытость, интимность, доверие друг другу, высокий уровень взаимной симпатии, конструктивность, рефлексивность, гибкий, демократичный характер распределения ролей I) семье, моральная и эмоциональная поддержка (Е.В. Новикова, 1994).

Особенности распределения семейных ролей, ожиданий и притязаний в браке, совместимость супружеской пары исследуются с помощью специальных методик.

Опросник «Общение в семье» (Ю.Е. Алешина, Л.Я. Гозман, Е.М. Дубовская) измеряет доверительность общения в супружеской паре, сходство во взглядах, общность символов, взаимопонимание супругов, легкость и психотерапевтичность общения.

Проективный тест «Семейная социограмма» (Э.Г. Эйдемиллер) направлен на диагностику характера коммуникаций в семье.

Методика «Ролевые ожидания и притязания в браке» (А.Н. Волкова) выявляет представления супругов о значимости в семейной жизни тех или иных ролей, а также о желаемом распределении их между мужем и женой.

Методика «Распределение ролей в семье» (Ю.Е. Алешина, Л.Я. Гозман, Е.М. Дубовская) определяет степень реализации мужем и женой той или иной роли: ответственного за материальное обеспечение семьи, хозяина (хозяйки) дома, ответственного за воспитание детей, организатора семейной субкультуры, развлечений, сексуального партнера, психотерапевта.

Методика «Типовое семейное состояние» (Э.Г. Эйдемиллер, И.В. Юстицкис) позволяет выявить наиболее типичное состояние индивида в собственной семье: удовлетворительное – неудовлетворительное; нервно-психическое напряжение; семейную тревожность.

Известно, что характер общения и взаимоотношений в супружеской паре детерминирован эмоциональной атмосферой в родительской семье. Истоки модели общения супругов можно представить с помощью проективной методики «Семейная генограмма» I (Э.Г. Эйдемиллер). Методика позволяет изобразить в виде графической схемы родственные связи в семье, представить характер взаимоотношений, неосознаваемый членами семьи.



Методы исследования индивидуальности супругов. Результат индивидуально-психологического исследования используют для установления меры личностной совместимости и информирования супругов об особенностях характера друг друга (А.Н. Волкова, Т.М. Трапезникова).

Личностная совместимость (психологический уровень супружеской совместимости) – это автоматическое распределение психологической нагрузки, выработка оптимальных способов общения, понимание спонтанных проявлений партнера и адекватное реагирование на них.

Использование результатов исследования индивидуальности супругов – одна из форм коррекционной работы, направленной на улучшение взаимопонимания. Она осуществляется с помощь» таких методик, как определение типа темперамента (Г. Айзенк), личностных факторов» (Р. Кеттелл), методика рисуночной фрустрации (С. Розецвейг), цветовой тест (М. Люшер) и др.

Методы исследования семейного досуга, интересов и ценностей. Духовное взаимодействие партнеров, их духовная совместимость, проявляется на социокультурном уровне супружеских отношений. Это общность ценностных ориентации, жизненных целей, мотивации, социального поведения, интересов, потребностей, а также общность взглядов на проведение семейного досуга. Известно, что сходство интересов, потребностей, ценностей и т.д. является одним из факторов супружеской совместимости и стабильности брака.

Опросник «Измерение установок в семейной паре» (Ю.Е. Алешина, Л.Я. Гозман, кафедра социальной психологии МГУ) дает возможность выявить взгляды человека по десяти сферам жизни, наиболее значимым в семейном взаимодействии:



· отношение к людям;

· альтернатива между чувством долга и удовольствием;

· отношение к детям;

· ориентация на преимущественно совместную или преимущественно раздельную деятельность, автономность супругов или зависимость супругов друг от друга;

· отношение к разводу;

· отношение к любви романтического типа;

· оценка значения сексуальной сферы в семейной жизни;

· отношение к «запретное секса»;

· отношение к патриархальному или эгалитарному устройству семьи;

· отношение к деньгам.

Опросник «Интересы – досуг» (Т.М. Трапезникова) выявляет соотношение интересов супругов, меру их согласия в формах проведения досуга.

Самоактуализационный тест (САТ) (Ю.Е. Алешина, Л.Я. Гозман, Е.М. Дубовская) разработан на основе опросника личностных ориентации (РОУ) Шострома и используется индивидуально и в группах в исследовательских целях, а также в отдельных случаях коррекционной работы; позволяет определить ценностные ориентации, гибкость поведения, сензитивность к себе, самоуважение и самопринятие и т.д.

Методы изучения нравственно-психологических основ супружеских отношений. Большое число разводов свидетельствует о том, что неблагополучие семьи остается одной их актуальных общественных проблем. Условно среди них выделяют конфликтные, кризисные, проблемные (В.А. Сысенко), а также невротические (Э.Г. Эйдемиллер). В каждой из таких семей имеются постоянные сферы, где интересы, потребности, намерения и желания супругов приходят в столкновение, порождая особо сильные и продолжительные отрицательные эмоции. В таких случаях говорят об отрицательном психологическом климате семьи, в основе которого лежат нравственно-психологические факторы супружеских отношений. Практический психолог, приступая к изучению нравственно-психологических основ супружеских отношений, может использовать тесты, диагностирующие супружеские конфликты, удовлетворенность браком, его стабильность.

Тест-опросник удовлетворенности браком (В.В. Столин, Г.П. Бутенко, Т.Л. Романова, факультет психологии МГУ) предназначен для экспресс-диагностики степени удовлетворенности-неудовлетворенности, а также согласования-рассогласования удовлетворенности браком в конкретной супружеской паре. Опросник применяют индивидуально в консультативной практике и в процессе исследования той или иной социальной группы.

Методика «Характер взаимодействия супругов в конфликтных ситуациях» (Ю.Е. Алешина, Л.Я. Гозман) дает возможность охарактеризовать обследуемую семью по ряду параметров: наиболее конфликтные сферы семейных отношений, степень согласия (несогласия) в ситуациях конфликта, уровень конфликтное в паре.

Опросник «Конструктивно-деструктивная семья» (КДС) (Э.Г. Эйдемиллер, В.В. Юстицкис) облегчает диагностику отклонения семьи от конструктивного направления.

Кроме тестирования в исследовании супружеской пары можно использовать опрос, беседу, интервью. Метод опроса позволяет практическому психологу выявить социально-экономические и демографические характеристики супружеской пары: жилищные условия, семейный бюджет, стаж брака, возраст супругов и разницу в возрасте, образование, род занятий, количество и возраст детей. Положительное влияние на супружеский брак оказывают хорошие жилищные и материальные условия, приблизительное равенство возрастов супругов или более старший (3-7 лет) возраст мужа, отсутствие разницы в образовании, число детей от одного до четырех человек.

Метод беседы или интервью может быть использован в случае необходимости изучения микроокружения семьи. Этот фактор также имеет значение для стабилизации брака и семьи в целом. Кроме того, необходимо знать, на какой стадии супружества находится пара, так как для каждой стадии характерны типичные проблемы, структура отношений, уклад и образ жизни семьи. Эти знания психолог может получить только в результате свободной беседы.

Целесообразно после каждого комплексного исследования добрачного и брачного периодов супружеской пары составлять психограмму супружества (А.Н. Волкова, Т.М. Трапезникова) по следующим направлениям:

· зоны конфликтов супружества, потенциальный инициатор конфликта в каждой из зон;

· степень личной совместимости;

· общая мера взаимопонимания и согласия по различным сторонам семейной жизни;

· общий прогноз отношений в паре;

· рекомендации по формам и содержанию коррекционной работы с парой в целом и с каждым супругом в отдельности.

В основе психограммы супружества лежит сравнительный анализ результатов, полученных в процессе всестороннего исследования супружеских взаимоотношений.

 

cyberpedia.su

Причины семейных конфликтов, классификация и диагностика, пути разрешения, как их избежать и уладить, психология предупреждения ссор всех типов

Семейный конфликт – это понятие, обозначающее разногласия между членами семьи, возникающие на основе противоположных мотивов и целей, не совместимых в конкретной ситуации.

Он существует с момента появления в обществе групп людей, связанных общими обязательствами, чувствами, узами родства. Даже самая большая любовь однажды приходит к определенному этапу, когда любящим друг друга становится невыносимо вместе. Романтику заменяет череда ссор, а в каждом разговоре появляется непробиваемая стена непонимания. Все встречаются с этим. Но различия лишь в том, что одни пары несмотря ни на что остаются вместе, а другие разводятся.

В современном мире супругов практически ничего не сдерживает. При первой же неразрешимой проблеме они рушат свой союз и бросаются на поиски другого партнера, не задумываясь о том, что печальная история может повториться. Исходя из данных по бракам и разводам в XXI веке, получаем неутешительную статистику: половина заключенных браков распадается из-за неумения выразить свои мысли и ответить на накопившиеся претензии друг к другу.

В этой статье мы посмотрим на семейные отношения с точки зрения психологии и предложим варианты решения разногласий, возникающих между супругами.

Причины возникновения семейных конфликтов

 

Микроклимату в доме нужно уделять большое внимание, чтобы вовремя заметить причину назревающего разлада и попытаться исправить ее как можно быстрее.
Выделяют две большие группы: недовольство, возникающее между мужем и женой и между родителями и детьми. Ссоры между поколениями неизбежны. Они возникают по ряду следующих причин:

  • Слишком субъективное восприятие. Родители осознают, что ребенок не достигает идеала, нарисованного в их голове, и начинают его критиковать и сравнивать со сверстниками, что приводит к неизбежным обидам и выяснению отношений.
  • Тотальный контроль и опека. Непрестанный контроль действий и требование постоянного выполнения правил и указаний приводит к тому, что чадо начинает сопротивляться столь жестким рамкам и конфликтовать с родителями.
  • Гипоопека. Когда ребенку предоставлено слишком много самостоятельности, он начинает ощущать себя ненужным, лишним в семье. Из-за этого обостряется его недовольство родителями, появляется зависть к другим детям, он становится скрытным, раздражительным. 
  • Переходный возраст. Важный и сложный период в жизни ребенка, когда он может злиться по любым поводам и всячески доказывать свою значимость в обществе.

Но источник разногласий с детьми скрывается в отношениях родителей между собой. Поэтому более подробно рассмотрим причины проблемы непонимания между супругами. Она может носить эмоционально-психологический характер, либо быть обусловленной бытовыми неурядицами. Часто большинство ссор связано с неспособностью приспосабливаться к переменам в жизни, реже – с отсутствием объективных способов снятия напряженной атмосферы в привыкании к новым условиям.

Эмоциональные причины возникновения распространенных семейных конфликтов

 

  • Неудовлетворенность в разных сферах. Такая психологическая проблема не только отрицательно влияет на одного из партнеров, но и создает напряжение в отношениях и приводит к неминуемым ссорам. Неудовлетворенная потребность во внимании, нежности, подкрепленная проблемами в интимной сфере между партнерами, неизбежно приводит к появлению мыслей о расторжении брака и изменам, что ставит некогда стабильные отношения под угрозу.
  • Психологическая неготовность супругов к построению семьи. Этот важный фактор зависит не от возраста человека, а от его чувства общности и способности брать на себя ответственность за другого человека. Ситуация брака призывает к сопереживанию интересам другого и возможности поставить себя на его место. Неприятие этого ведет к разногласиям.

Психологи выявили определенные факторы, по которым можно понять, что человек не готов к браку:

  • стремление к постоянному соперничеству в отношениях;
  • нежелание что-то менять при выраженных проблемах;
  • постоянное желание одного из супругов критиковать и воспитывать другого;
  • нахождение человека в ситуации неопределенности и сознательный отказ выбрать для себя определенный род деятельности;
  • постоянные сомнения в собственном партнере.

Все эти факторы являются показателем неготовности вашей второй половины к реальным проблемам. Важно вовремя понять это и не торопить близкого вам человека, так как принудительное вступление в брак приводит к отрицательным последствиям в эмоциональной составляющей взаимоотношений между мужем и женой.

Причины конфликтов в семье: психология их зачинщиков и истоки в социологии

 

  • Разные взгляды на совместную жизнь. Важную роль играют модели, которые были заданы родителями обоих супругов (кто доминировал, от кого зависел основной доход и т. д.). Если они абсолютно разные, то это может стать поводом для постоянных ссор.
  • Неумение вовремя озвучить свои претензии. Здесь действует принцип «раздувания мухи до размеров слона». Своевременно не высказанное недовольство по поводу незакрытого тюбика пасты позже может вылиться в огромный скандал.
  • Неуважение по отношению друг к другу. В момент притирки снижается степень уважения, что может переходить в унижение и хамство. Негативное отношение к партнеру, неспособность его понять всегда приводит к ссоре.
  • Разные духовно-нравственные ориентиры. Неодинаковая система ценностей супругов станет причиной для многих разногласий в семье.
  • Противоположные особенности в темпераменте. Индивидуальные психофизиологические различия людей могут вызывать частые столкновения.
  • Недоверие и ревность. Две проблемы, обуславливающие друг друга и не позволяющие отношениям стать надежными и долговечными. Если один из партнеров не чувствует доверия к другому, то это приведет к многочисленным конфликтам.

Психологи установили, что бытовые причины разногласий в семье играют не такую значительную роль, как эмоционально- психологические. Но все равно, об этих факторах не стоит забывать. К ним относят:

  • Материальные проблемы – нехватка денег, существенная разница в доходах, завышенные материальные амбиции и невозможность их удовлетворения.
  • Жилищные трудности – отсутствие жилья, постоянные переезды, проживание с родителями жены/мужа, невыполнение своих обязанностей по дому.
  • Процесс воспитания детей – разные стили и методы воспитания.
  • Вредные привычки – алкоголизм, наркомания и другие, не позволяющие вести нормальный образ жизни. К этой же проблеме относится и нежелание менять себя.

Каждая семья проходит через 4 кризисных периода:

  • Первый год брака. В этот период активно проявляются психологические причины возникновения конфликтов в семье, связанные с притиркой характеров, которые могут усугубляться материальными и жилищными проблемами.
  • Появление детей – Смена социальных ролей. Партнеры из супругов переходят в родителей, что накладывает целый ряд новых обязанностей и огромную ответственность; происходит ущемление потребностей, а также возникают разногласия по поводу воспитания детей.
  • После 10-15 лет в браке. Происходит угасание чувств, пресыщение бытовой жизнью, обострение противоречий с подрастающими детьми.
  • После 20 лет совместной жизни. Время, когда усиливаются тревоги по поводу измен, недоверие партнеров, появляется синдром «опустевшего гнезда».

Так как семья это малый социальный институт, нельзя обойти стороной причины конфликтности с точки зрения социологии. Прежде всего здесь стоит назвать изменения, происходящие в современном обществе, которые коренным образом влияют на микроклимат отношений.

  • Рост социального отчуждения. Порой молодоженам просто невозможно включиться в общество из-за недостаточного образования, безработицы, бедности, дискриминации.
  • Ориентация супругов на популярный в современном мире культ потребления приводит к бракам по расчетам. Тем самым обесцениваются традиционные отношения.
  • Снижение моральных ценностей и нравственных принципов, в том числе норм сексуального поведения, влияет на наше отношение к браку как таковому. 

Диагностика и классификация семейных столкновений: типы и виды конфликтов в семье

 

Ссоры возникают на любой стадии отношений и формируются не одной, а комплексом причин, среди которых основная указывается лишь условно. Но по главному мотиву можно разграничить следующие разновидности конфликтов:

  1. Физиологический – подкрепляется психологическими причинами.
  2. Ценностный – рождается на основании неприятия мировоззрения.
  3. Материальный – основывается на бытовых причинах.
  4. Демонстративный – определенный тип, который проявляется лишь в обществе для определенной эмоциональной разрядки. Это так называемый скандал на публику.
  5. Недовольство по сценарию – манипулирование одного партнера другим.

Наиболее распространенная типология предполагает разделение всех семейных конфликтов на:

  • Конструктивные и деструктивные. В первом случае супруги настроены на разрешение разлада, а второй тип, наоборот, отдаляет партнеров друг от друга.
  • Подлинные и ложные. Подлинные возникают из-за объективных причин и воспринимаются сторонами адекватно. Ложные существуют только в субъективном восприятии мужа или жены.
  • Явные и скрытые типы семейных разногласий. Явный – характеризуется яркими эмоциональными проявлениями, вспышками невербальной и вербальной агрессии. Скрытый основывается на невысказанных обидах, нежелании партнеров общаться, тайных противоборствах, его трудно идентифицировать и устранить.

Каждый из типов неодинаково отражается на отношениях.

Причины и последствия конфликтов в семье

 

Тяжесть последствий зависит от типа ситуации, способа её разрешения и поведения участников. Бывают ссоры, которые идут на пользу, помогают выяснить сложившиеся недопонимания, устранить их и улучшить атмосферу. Но чаще всего последствия локальных столкновений носят негативный характер. Они сильно отражаются на психическом и физическом здоровье всех, кто живет в одном доме. Прежде чем злиться на супруга, подумайте, не пожалеете ли вы об этом, ведь причиненная рана от любимого человека очень долго заживает и порой не прощается никогда. Нарушается общение между мужем и женой, появляются обиды, недоверие, постепенно само существование ячейки общества теряет смысл, что приводит к неизбежному разводу.

Ссоры отрицательно сказываются на неокрепшей психике ребенка. Он тяжело воспринимает негативное отношение родителей друг к другу и потом все проецирует на себя, считая, что сам является главной причиной раздора. Это накладывает огромный отпечаток на все, что ребенок делает сейчас, каким он будет в дальнейшем. 

Чтобы избежать этих негативных последствий, лучше не доводить до ссоры, устраняя все разногласия мирным путем. Но если все-таки это не удается, есть определенные приемы, с помощью которых можно предупредить развитие недопустимого сценария.

Способы и пути разрешения семейных конфликтов

 

В процессе совместной жизни возникают определенные трудности и столкновения между супругами. Но за счастье стоит бороться, его нужно выстрадать в быту, поиске компромиссов, заботе друг о друге. Чтобы в доме царили любовь и взаимопонимания, а все размолвки разрешались только в конструктивном направлении, каждый партнер должен постараться и приложить максимум усилий.

Первое и самое важное, что вы должны сделать, это научиться терпеть. Воспринимать партнера как самого себя, закрывая глаза на недостатки, стать частью другого. Следует сопереживать, не игнорировать и не принижать его личности, а попытаться внимательно выслушать и понять. Нужно уметь договариваться и идти на компромиссы. Важно помнить, что всегда есть способ улучшения ситуации, какой бы сложной она ни была. Если супруги готовы вместе находить выход, а не обвинять друг друга, то у них все обязательно получится.

Как разрешить семейный конфликт

 

Ваши действия должны строиться по следующему плану:

  • выявление причины разногласия;
  • оценка вины каждого участника;
  • отключение эмоций, включение разума;
  • принятие компромиссного решения;
  • профилактика возникновения ссоры.

Психологи выделяют следующие способы профилактики семейно-бытовых конфликтов:

  • взаимное уважение;
  • стремление к компромиссу, толерантности; 
  • умение прощать ошибки своего спутника;
  • отсутствие взаимных обвинений, прямой критики, неодобрения;
  • здоровая самоирония партнеров;
  • сохранение доверительных отношений;
  • объективный взгляд на разные точки зрения;
  • умение сохранять общность позиций и переживаний.

В работах американской исследовательницы Д.Г. Скотт по психологии выделяются пять основных стилей или путей решения конфликтов в семейных отношениях:

  • Конкуренция – используется, когда один из партнеров стремится вынудить другого принять его решение, в угоду своих целей.
  • Уклонение – можно применить при неуверенности в положительном решении спора.
  • Приспособление – происходит, когда один субъект доминирует, а второй принимает его интересы без больших для себя потерь. Тем самым вырабатывается решение, удовлетворяющее обоих.
  • Сотрудничество – характеризуется желанием обоих супругов устранить разлад и прийти к обоюдовыгодному решению при условии равноправия (альтернативные варианты).
  • Компромисс – обе стороны идут на уступки, когда понимают что хотят одного и того же, но в данной ситуации это невыполнимо (временное решение проблемы).

Выбор какой-либо модели зависит от степени сложности ситуации. Чтобы понять, как избежать конфликтов в семье, найти способы их разрешения и уладить разногласия, вы должны выяснить, что привело к ссоре. Каждая пара в зависимости от своих особенностей сможет найти правильный выход из сложившихся обстоятельств.

Если у супругов не получается самостоятельно решить проблему, всегда можно обратиться к специалисту. Психотерапевт или психолог сможет создать условия для взаимодействия сторон, выявления первопричины недовольства собой и другим и подскажет способ устранения раздражения и напряжения. Многие специалисты придерживаются в практике консультирования модели «посредника». Это способ, когда муж и жена с помощью третьего лица приходят к разрешению конфликта.

Такое многообразие способов разрешения, профилактики и предупреждения семейных конфликтов не случайно, так как столкновение может иметь самую необычную форму, подкрепляться целым комплексом причин, которые не всегда подходят под какую-либо классификацию. Чем дольше коллизия существует, тем больше усилий потребуется для нахождения выхода из нее, поэтому нужно как можно быстрее подобрать правильный способ и воспользоваться им.

tv-gubernia.ru

6. Изучение конфликтного взаимодействия в семье

6.1. Опросник «Реакции супругов на конфликт»

(А.С. Кочарян, Г.С. Кочарян, А.В. Киричук)1

Назначение методики

Методика позволяет диагностировать восприятие и понимание супругами друг друга и конфликтной ситуации, а также индивидуально-специфические защитные паттерны супругов.

Описание методики

Опросник состоит из 89 утверждений, которые «работают» на 8 шкал: неконструктивные установки на брак, депрессия, протективные механизмы, дефензивные механизмы, агрессия, соматизация тревоги, фиксация на психотравме, контрольная шкала. Большая часть утверждений была сформулирована автором, ряд утверждений был взят из ММРI, а также из опросника Р. Нигневицкого по диагностике личностной ригидности (Залевский Г.В., 1976).

Инструкция: «Цель опросника — выяснить Ваши взгляды относительно некоторых семейных проблем. Вам предложен ряд утверждений. Если Вы согласны с утверждением, то поставьте в опросном листе знак «+» против соответствующего номера утверждения; если же Вы не согласны, поставьте знак «-». Избегайте ответов типа «затрудняюсь ответить». Вопросы слишком короткие, чтобы в них содержались все необходимые подробности. Поэтому представьте себе типичные ситуации, обычные для Вас, не задумываясь.

1. Кочарян Г.С., Кочарян А.С. Психотерапия сексуальных расстройств и супружеских конфликтов. М., 1994.

над деталями.

Возможно, некоторые утверждения Вам будет трудно отнести к себе, но попытайтесь представить себя в этой ситуации и дайте наиболее подходящий ответ.

Помните, что «плохих» и «хороших» ответов быть не может. Не пытайтесь произвести своими ответами благоприятное впечатление. Мы знаем, что Вам будет трудно, но попытайтесь ответить как можно искреннее.

Ответ долго не обдумывайте — давайте первый приходящий в голову. Не пропускайте ничего, обязательно отвечайте подряд на каждый вопрос».

Текст методики

1. Нельзя не считаться с настроением жены/мужа.

2. Я редко испытываю чувство вины.

3. Я часто задумываюсь над тем, чего ожидает от меня жена/муж: каких слов, дел и т.п.

4. В последнее время у меня часто что-либо болит.

5. После ссор я быстро прихожу в себя.

6. В последнее время у меня часто бывает такое чувство, будто голова стянута обручем.

7. Никогда не случалось, чтобы я нетактично поступил/ла по отношению к преподавателю.

8. Редко случается так, что я упрекаю жену/мужа в прошлых ошибках.

9. Я не имею никаких недостатков.

10. Я не могу быстро изменить линию своего поведения по отношению к жене/мужу в зависимости от требования ситуации.

11. Я почти никогда не ввязываюсь в ссоры в публичных местах (в очереди, автобусе, кинозале и т.п.).

12. В последнее время меня часто беспокоит желудок.

13. Меня стали раздражать знакомые, друзья, и я стал/ла чаще с ними ссориться.

14. Лучше прибегать к обману или замалчиванию, чем принимать радикальное решение по семейным проблемам.

15. Я часто сам/а себе неприятен/на.

16. За зло, которое мне причиняет жена/муж, я плачу ей/ему тем же.

17. Никогда не опаздывал/ла на работу или на учебу.

18. Временами мне так и хочется выругаться.

19. У моей/го жены/мужа практически нет достоинств.

20. Жена/муж часто намеренно хочет меня обидеть.

21. Я обычно очень тщательно, в деталях продумываю сложившуюся семейную ситуацию.

22. Если семейная жизнь не сложилась, то лучше сразу развестись.

23. У нас в семье все в порядке и я не пойму, почему моя/и жена/муж недовольна/ен.

24. У меня редко бывает плохое настроение.

25. Когда жена/муж меня очень обижает, я не могу долго этого забыть.

26. Вообще я неплохой человек, но жена/муж не достойна/ен хорошего отношения к себе.

27. Мне часто жалко себя.

28. За последнее время состояние моего здоровья не ухудшилось.

29. Я не желаю обсуждать с женой/мужем мои недостатки: у нее/него хватает своих.

30. Почти не бывает, что я иронично, с сарказмом подшучиваю над женой/мужем.

31. Обычно я пытаюсь не думать о конфликте с женой/мужем, стараюсь не замечать ее/его.

32. Меня многое интересует, я человек любознательный.

33. Порой у меня возникает такое чувство, что я больше не участник семейных ссор и конфликтов, я как бы их наблюдатель.

34. Никакие дела (работа, учеба и т.п.) не снижают моего внутреннего напряжения, не позволяют хоть на время забыть семейные проблемы.

35. В жизни не было ни одного случая, чтобы я нарушил/ла обещание.

36. Я часто уступаю жене/мужу, чтобы улучшить наши отношения.

37. Часто бывает так, что я долго не разговариваю с женой/мужем.

38. Считают, что любые кардинальные решения семейной проблемы опасны и неэффективны: нужно лишь немного изменить ситуацию, чтобы было возможно жить вместе.

39. Несколько раз в неделю меня стали беспокоить неприятные ощущения под ложечкой.

40. Все кажется мне каким-то серым, безликим и одинаковым.

41. Все, что происходит у меня в семье, ужасно неприятно, но я не одинок/а в своих проблемах (у многих так), и это меня несколько успокаивает.

42. Я мог/ла бы простить обиду, нанесенную мне женой/мужем, но не забыть ее.

43. У меня почти никогда не бывает желания крушить и ломать все вокруг.

44. Я часто задумываюсь, как на моем месте поступил бы другой человек.

45. В семейной жизни я всегда руководствуюсь благими намерениями, и странно, что жена/муж этого не понимает.

46. Иногда я люблю немного прихвастнуть.

47. Я понимаю тех людей, которые отдают значительную часть времени семье.

48. Я часто думаю о том, что детский период моей жизни был самым лучшим, и хочется снова стать ребенком.

49. Современный брак не имеет никакой ценности: обычно люди вступают в брак лишь по необходимости.

50. Мои мысли и действия бывают часто замедленны.

51. Предпочитаю уклоняться от выяснения отношений с женой/мужем.

52. У меня редко возникают раздражение и гнев по отношению к жене/мужу.

53. Из-за постоянных ссор с женой/мужем я зол/зла на весь мир: могу выместить раздражение на всяком, кто «подвернется под руку».

54. Иногда в голову приходят такие мысли, в которых никому не хочется признаваться.

55. Современные женщины/мужчины не могут быть хорошими женами/мужьями.

56. В последнее время я стала часто «ощущать» свое сердце.

57. Обычно я не говорю жене/мужу, что мы очень разные по характеру, темпераменту, интересам.

58. Жизнь неженатых/незамужних мужчин/женщин имеет значительные преимущества.

59. В последнее время я значительно больше стал(ла) интересоваться тем, как укрепить свое здоровье (диетой, бегом, йогой и т.п.).

60. Часто я ощущаю нереальность, неестественность своих отношений с женой/мужем.

61. Я редко грущу.

62. Сложившаяся семейная ситуация меня угнетает, но я считаю себя не в состоянии что-либо предпринять.

63. Обычно я заранее продумываю, как себя вести в сложной семейной ситуации.

64. Некоторые считают, что я бываю слишком строг/а к мнениям жены/мужа, но я уверен/а, что она/он этого заслуживает.

65. Я всегда пытаюсь понять жену/мужа, несмотря даже на то, что она/он таких попыток не предпринимает.

66. В последнее время я стал/а больше заботиться о своем здоровье.

67. Большинство проблем, возникающих в семейной жизни, не имеет однозначного решения.

68. Мне нравятся люди, с которыми мне приходилось встречаться, даже те, которым я не симпатичен/на.

69. Порой я могу причинять душевную или физическую боль жене/мужу.

70. В моей семье не все благополучно, но я верю, что все будет так, как суждено.

71. Ничего особенного не произошло: поскандалили, поссорились, в жизни всякое бывает.

72. Я почти всегда могу сдержаться и не наговорить лишнего, не сделать жене/мужу неприятное.

73. Когда я получаю от кого-нибудь письмо, то всегда отвечаю в тот же день.

74. В последнее время я часто и без причин стал(а) наказывать сына (дочь).

75. Я часто ощущаю свою бесполезность и бессилие.

76. На работе я почти никогда не ввязываюсь в ссоры и конфликты с сотрудниками и начальством.

77. Мне совсем не хочется, чтобы меня пожалели, посочувствовали мне.

78. Мне почти никогда не хочется сказать или сделать что-либо приятное родителям своей/его жены/мужа.

79. Иногда я люблю посмеяться, слушая неприличные шутки, остроты.

80. Я редко чувствую усталость.

81. Мои знакомые считают, что я не совсем правильно оцениваю семейную ситуацию: чрезвычайно упрощаю ее или, наоборот, усложняю.

82. Я часто злюсь на своих родителей и ссорюсь с ними.

83. Я ничего не могу сделать для улучшения семейной ситуации: это зависит не от меня, а является проявлением общей закономерности, характерной для современной семьи.

84. Хочется уехать, забыться.

85. Не собираюсь менять свои привычки, даже если они не нравятся жене/мужу.

86. Иногда случается, что я говорю неправду.

87. Я способен/на многое сделать.

88. Мне часто говорят, что я неправильно понимаю свою/его жену/мужа.

89. У меня часто бывает ощущение физической слабости.

Ключ

Каждый ответ, совпавший с ключом, оценивается в один балл.

1. Неконструктивные установки на брак:

«+» — 14, 22, 29, 38, 51, 85

«-» — 1, 8, 36, 44, 57, 65

2. Депрессия:

«+» — 15, 27, 40, 50, 75, 89

«-» -2, 24, 32, 61,80, 87

3. Протективные механизмы:

«+» — 19, 23, 31, 45, 48, 71, 81, 84, 88

«-» — 3, 21, 63, 77

4. Дефензивные механизмы:

«+» — 26, 33, 41, 49, 55, 58, 60, 62, 70, 83

«-» — 34, 47

5. Агрессия:

«+» — 13, 16, 18, 53, 69, 74, 82

«-» — 11, 30, 43, 52, 72, 76, 78

6. Соматизация тревоги:

«+» — 4, 6, 12, 39,,56, 59, 66

«-» — 28

7. Фиксация на психотравме:

«+» — 20, 25, 37, 42, 64

«-» — 5, 10, 67

8. Контрольная шкала:

«+» — 7, 9, 19, 35, 68, 73

«-» — 46, 54, 79, 86

Описание шкал

Шкала неконструктивных установок на брак (НУ) диагностирует такие виды установок брачного партнера, которые дезинтегрируют семейную структуру, препятствуют терапевтической реконструкции супружеских отношений.

Шкала депрессии (Д) включает утверждения, выражающие 3 вида депрессии: классическую («заторможенность», замедленность аффекта и интеллекта), астеническую (слабость, вялость и т.п.) и апатическую (снижение интереса, безразличие), а также чувство вины, которое может включаться в депрессию.

Шкала протективных механизмов (ПМ) диагностирует тот тип защит, который приводит к недопущению в сознание психотравмирующей информации (вытеснение, отрицание затруднений, регрессия и т.п.).

Шкала дефензивных механизмов (ДМ) диагностирует тот тип защит, который обозначен как «реинтерпретативная активность» — психотравмирующая информация допускается в сознание за счет ее искаженной реинтерпретации (рационализация, изоляция, интеллектуализация и т.п.).

В шкалу агрессии (А) вошли утверждения, связанные как с прямой физической и вербальной агрессией, так и со смещенной.

В шкалу соматизация тревоги (СТ) включены утверждения, касающиеся общей соматизации (голова — сердце — желудок, общая озабоченность здоровьем).

Шкала фиксации на психотравме (Ф) включает утверждения, свидетельствующие о «застревании» аффекта и интеллекта на психической травме.

Шкалы опросника являются внутренне согласованными, функционально независимыми.

Контрольная шкала интерпретируется по сырым баллам. Если пациент, набирает 6 и более баллов, то опросник не интерпретируется. В противном случае необходимо подсчитать полученные данные («сырые» баллы) и перевести их в Т-показатели по каждой шкале (см. таблицу № 1).

Таблица № 1

Перевод «сырых» баллов в Т-шкалу

«Сырые» баллы

Т — баллы

НУ

Д

ПМ

ДМ

А

СТ

Ф

0

25

20

23

31

30

34

29

1

31

24

27

36

33

40

35

2

36

29

31

41

37

45

41

3

41

33

36

46

40

50

47

4

47

37

40

51

44

51

53

5

52

42

45

59

47

60

59

6

58

46

49

61

51

66

65

7

63

50

54

66

54

71

71

8

68

55

58

70

58

76

77

9

74

59

62

75

61

10

79

64

67

80

65

11

84

68

71

85

68

12

90

72

76

90

72

13

80

75

14

79

Если испытуемый набрал менее 30 баллов, то выраженность признака низкая, если 30-40 баллов — наблюдается средняя выраженность признака с тенденцией к низкой, 60-70 баллов – средняя с тенденцией к высокой выраженности, свыше 70 баллов – признак ярко выражен.

studfiles.net

3.5.5. Методика психологической диагностики и коррекции конфликтного общения в семье в.А. Смехова

Если можно предполагать, что супруги обладают богатыми внутренними ресурсами для самостоятельного разрешения конфликтной ситуации (высокий уровень образования, духов­ные ценностные ориентации), но повседневная динамика кон­фликтного взаимодействия не дает им включить в действие эти ресурсы из-за активизации защитных механизмов, то для пре­образования типичных образцов поведения в супружеском конфликте можно использовать методику психологической диагностики и коррекции конфликтного общения в семье В.А. Смехова [1985].

223

Методика предполагает в процессе работы с клиентом ана­лиз 11 рефлексивных планов, которые помогают клиенту осоз­нать динамику психических явлений:

1. Краткое содержание конфликтной ситуации.

2. Как реально я себя вел.

3. Как я хотел бы вести себя в подобной ситуации.

4. Как я должен был бы вести себя в подобной ситуации.

5. Как реально он себя вел.

6. Как он должен был бы вести себя в подобной ситуации.

7. Как он хотел бы вести себя в подобной ситуации.

8. Каким он видел меня в этой ситуации.

9. Каким он предпочел бы видеть меня в подобной ситуа* ции.

10. Каким я предпочел бы видеть его в подобной ситуации.

11. Каковы причины, цели и обстоятельства всего проис­шедшего.

3.5.6. Методика «Реакция супругов на конфликт»

Супруги могут долгое время конфликтовать не только пото­му, что у них отсутствуют навыки конструктивного поведения в конфликтной ситуации, но и по иным, более глубинным при­чинам. Для исследования этих причин и последующей работы с ними можно использовать психодиагностическую методику «Реакции супругов на конфликт», разработанную украинским психологом А.С. Качаряном [см. Фурманов, Аладьин, Фурма-нова,1999, с. 175-178; 216-220].

Данный тест содержит 89 утверждений и дает информацию по 8 шкалам:

1. Неконструктивные установки супругов на брак (НУ), свя­занные с нежеланием обсуждать возникшие проблемы, совме­стно искать решения, что-то менять в своем поведении. Рабо­та с этими установками может заключаться в исследовании вместе с клиентом условий и факторов их генезиса.

224

2. Шкала депрессии (Д) выявляет классическую, астени­ческую, апатическую (снижение интереса, безразличие) де­прессии. В значительном большинстве случаев депрессия воз­никает как реакция на ситуацию, когда человек не имеет и не видит в будущем возможностей для удовлетворения своих наиболее значимых потребностей. Если помочь человеку осоз­нать наличие реальных путей для удовлетворения его потреб­ностей, то депрессия в значительном количестве случаев схо­дит на нет.

3. Шкала протективных механизмов (ПМ), препятствую­щих проникновению в сознание психотравмирующей инфор­мации — вытеснение, отрицание затруднений, регрессия.

4. Шкала дефензивных механизмов (ДМ) диагностирует тип защит, который можно охарактеризовать как «реинтер-претативная активность» — психотравмирующая информа­ция допускается в сознание за счет ее искаженной реинтерпре-тации (рационализация, изоляция, интеллектуализация и т.д.). Применительно к нарушениям, выявляемым с помо­щью данной и предыдущей шкал, необходимо использовать методы психоанализа (например, метод свободных ассоциа­ций), клиент-центрированного подхода (способствовать увели­чению уровня самопринятия).

5. Шкала агрессии (А), в том числе измеряет и смещен­ную агрессию. Важно проанализировать источники агрессив­ности личности. В настоящее время существует много мето­дик для работы с этим явлением (например, в рамках искусст-вотерапии).

6. Шкала соматизации тревоги (СТ) нездоровые ощуще­ния в области головы, сердца, желудка, общая озабоченность здоровьем. Работа может вестись как в направлении снижения тревожности личности (различные техники релаксации и де­сенсибилизации), так и в плане обучения формам приемлемого выражения любых отличных от тревоги эмоций в ситуации, которая раньше вызывала тревогу (тренинг ассертивности) [см. Нельсон-Джоунс, 2000, с. 256-271].

7. Фиксация на психотравме (Ф) человек долго не может простить обиду. Работа ведется, исходя из причин этого нару­шения поведения — та или иная степень выраженности опреде-

225

ленных черт характера или неправильные установки относи­тельно ошибок людей.

8. Контрольная шкала обеспечивает защиту от столь не­критичного отношения к ситуации опроса, что интерпрета­ция результатов теряет смысл.

studfiles.net

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *