Изобразительно-выразительные средства языка. Метафора

Разделы: Русский язык, Литература


Цель:

  1. Сформировать представление о метафоре как изобразительном средстве; научить составлять метафоры и находить их в тексте.
  2. Развивать мышление, коммуникативно-речевые умения.
  3. Воспитывать чувство взаимопомощи; дарить радость сотворчества.

Технология: развитие критического мышления, использование ИКТ.

Оборудование: компьютер, проектор, презентация, раздаточный материал.

Ход урока

I. Вызов

– Ребята, сегодня на уроке мы с вами раскроем смысл такого изобразительного средства языка как метафора, будем учиться быть чуткими, внимательными читателями, проникнем в тайну слова одного из стихотворений известнейшего поэта начала 20 века. Ведь слово – одна из великих загадок поэзии! Попадая в художественный контекст, оно часто приобретает переносный смысл, не одно, а несколько значений. Чтобы понимать поэзию, человек должен обладать богатым воображением, умением сопереживать и, конечно, определенной суммой знаний.

II. Осмысление содержания

– Найдите общее между словами. Придумайте связывающие их ассоциации, причем, чем больше, тем лучше.

  • 1 группа – дружба и цветок.
  • 2 группа – дружба и стол.
  • 3 группа – кошка и надежда.
  • 4 группа – кошка и лампочка.

(см. Приложение 1)

Варианты ответов:

  • Кошка и лампочка: кошка круглая и тёплая, как лампочка; усы, как спираль у лампочки; форма головы напоминает лампочку, глаза горят, как лампочки.
  • Кошка и надежда: обе успокаивают.
  • Дружба и цветок: похожи тем, что дружба может расцветать и увядать, как цветок.
  • Дружба и стол: бывают прочными; за одним столом могут сидеть несколько человек, и дружба может объединять нескольких людей.

Слово учителя. 

Что же мы с вами обнаружили? Между далекими, на первый взгляд, словами можно найти что-то общее, сравнив, сопоставив их. Вот на этом явлении, сравнении, основана метафора.

– А чем же метафора отличается от сравнения? Сопоставьте два предложения, сделайте вывод:

  1. Целый день осыпаются с кленов листья, словно силуэты багряных сердец.
  2. Целый день осыпаются с кленов силуэты багряных сердец.

(Приложение 1)

Во 2-ом предложении нет слов «как», «словно», «точно», «будто». Сравнение спряталось. Но мы догадались, ведь листья кленов очень похожи на сердечки. Такой прием в литературе называется метафорой. Таким образом, метафора – слово, словосочетание, развернутое высказывание, в котором содержится скрытое сравнение на основе сходства.

– Одним из видов метафоры является олицетворение. Что это такое? Приведите примеры.

– Чтобы лучше видеть метафоры в тексте, нам надо понять механизм их составления. Сейчас мы с вами попробуем сами их составлять. У вас на партах лежит алгоритм составления метафоры, внимательно прочитайте его.

Алгоритм составления метафоры. 

  1. Берётся объект 1 (например, радуга). Про него и будет составлена метафора.
  2. У этого объекта выделяется специфическое свойство (радуга разноцветная).
  3. Выбирается объект 2 с таким же свойством (например, цветочная поляна).
  4. Определяется место расположения объекта 1 (небо после дождя).
  5. Для метафорической фразы необходимо взять объект 2 и указать место расположения объекта 1 (цветочная поляна – небо после дождя).
  6. Составить предложение с этими словами (Цветочная небесная поляна ярко засияла после дождя).

Задание. Составление метафор.

    1. Метафора про дождь.
    2. Метафора про закат. (Приложение 1)

Обсуждение.

  1. Метафора про дождь. Дождь капает, как слёзы. (сравнение с объектом)
    Дождь идёт из туч (место расположения объекта)
    Слова для метафорической фразы: «слёзы туч»

    Предложения:
    Осенью тучи часто льют свои слёзы.
    Слёзы туч были очень грустными и холодными.

  2. Про закат.
    Закат пылает, как костёр (сравнение с объектом)
    Закат находится на вечернем небе (место расположения объекта)
    Словосочетание: «костёр вечернего неба»
    Предложение:
    За лесом пылал костёр вечернего неба.

– А теперь посмотрим, какова роль метафоры в поэтическом тексте. Послушаем стихотворение К. Бальмонта «Золотая рыбка» (на фоне музыки И. Штрауса)

Задание группам:

– найти яркую метафору, сделать необходимые пояснения, подумать, какова роль метафоры.

(«Пруд качал в себе звезду…» Как понять это выражение? Дул лёгкий ветерок, и на пруду появились волны. Звёздочка то поднималась на волне, то ныряла. Отблеск ночной звёздочки на воде напоминает золотую рыбку. «Золотая рыбка» – метафора.) (Приложение 1)

– Какова роль метафоры? (Придаёт красоту и музыкальность стихотворению, творит волшебство, преображает обыкновенное, привычное в чудо, создаёт сказку в поэзии!)

– Понравилось вам стихотворение? Давайте ещё раз прочитаем это замечательное стихотворение. Что будем стараться выразить интонацией? (чудесное настроение, чувство счастья, радости, любви)

III. Рефлексия.

– Продолжите, пожалуйста, каждое предложение:

  • На уроке мне было легко…
  • На уроке мне было трудно…
  • На уроке мне было интересно… (ответы пишут на листочках индивидуально)

19.02.2010

Поделиться страницей:

urok.1sept.ru

Два приема составления метафор — Летний лагерь

Красиво говорить не запретишь — тому, кто умеет.

Многие считают, что данное умение зависит только от врожденных способностей. А можно ли научиться (и научить!) говорить красиво? Мы утверждаем, что можно!

Итак, детский сад, а может быть рекламное бюро, не все ли равно… Учиться-то надо всем! Давайте попробуем украсить свою речь метафорами. Для этого научимся их изобретать!

Если рассматривать метафору как «перенесение свойств одного предмета на другой на основании признака, общего для обеих составляющих» (Советский энциклопедический словарь. — М., 1983. — С. 794), надо:

взять объект и сравнить его по какому-либо характерному признаку с другим.

Например: дождь капает (льет или течет) как что? Может быть, как капель или водопад… Все зависит от задач говорящего! Детям почему-то нравится сравнение со слезами. Получается: «Дождь течет, как слезы». Красиво? Нет предела совершенству — возьмем и

усилим оборот! Дождь идет откуда? Из туч, с неба…

соединить сравнение с местом происходящего.

Вот вам и первый прием составления метафор!

Но что же с нашим дождем? А он уже не просто дождь, а «слезы неба», или «водопад туч», или «капель небосклона».

Давайте потренируемся.

Возьмем близлежащие (стоящие, висящие) предметы и вместо унылых слов типа «…а не пора ли включить свет?» скажем: «Зажжем-ка потолочное солнце!» (люстра светит, как солнце; люстра где находится? — под потолком; результат: люстра — это «потолочное солнце»).

Или вместо обычной фразы: «Достань-ка из холодильника мороженое!» скажем: «Пусть отдаст домашний айсберг частицу своего вкусного холода…» (холодильник — ледяной, как айсберг; холодильник где находится? — в доме; метафоры: холодильник — «домашний айсберг», мороженое — «вкусный холод»).

Благодаря этому приему можно получить и «луговое солнце» (одуванчик), и «тротуарное зеркало» (лужа) — так составляют метафоры дети 6—7 лет.

А вот фразы, прозвучавшие на тренинге начинающих осваивать этот прием педагогов.

«После дождя появилось небесное семицветие» (радуга).
«Путников окутала сметанность воздуха» (туман).
«Приятно вечером освежать лицо прохладой утреннего тумана» (крем).
«С частокола крыш медленно капали слезы» (сосульки).

Понравилось? Тогда продолжим и отработаем второй прием составления метафор. Теперь объектом будет «кофе».

Выделим его основное свойство — «темный» (черный, крепкий, густой или еще какой-то).

Переведем прилагательное в существительное и сравним с другим предметом, где выявленное свойство ярко выражено, например: «чернота, как ночью» или «темнота, как во сне».

Получаем: кофе — «чернота ночи». А если метафору вставить в текст, получится: «По утрам я пью черноту ночи».

И опять тренинг.

«В ушах у Золушки — блеск инея или сияние звезд» (сережки — блестят — блеск, как у чего еще? — как у инея; метафора: сережки — «блеск инея»).

«Папа держит в руках новости дня» (газета — новая — новость, бывает днем; метафора: газета — «новость дня»).

«Мама повесила на окно пестроту полянки» (занавеска — пестрая — пестрота, как у поляны; метафора: занавеска — это «пестрота полянки»).

Второй прием позволяет детям сказать: глаза — «звезды лица», тюль — «облако окна» или «кружева зимы».

А как заманчиво звучит фраза: «Пить желтизну солнца (апельсиновый сок) и закусывать мягкостью поля (хлебом)»!

Объединение этих двух приемов позволяет шестилеткам создавать такие фразы:

«Темнота неба осыпала детей колючестью зимы».
«Веточки окутывала пушистость мороза» (вместо «шел снег» и «деревья в инее» в описании картины «Зимние забавы» Катей К.).
«Пушистые комочки раскатились по небесному зеркалу» (Максим Т., картина «Золотая осень»).
«Девочка боялась сверкания небесных глаз во время дождя» (Наташа К., картина «Гроза»).

Эти и другие метафоры придумали дети 5—7 лет. А вам слабо?

summercamp.ru

Слово о метафоре и речи дождя

Андрей Тавров

Вчера я гулял ночью под дождем по прудам Стрешневского парка со своей подругой. Мы шли молча, прислушиваясь к речи дождя и шуму ветра в кронах. Дождь шумел, ударяя в листья, булькал и заглатывал в водосточных трубах, гулко стучал по материи зонта и едва уловимой хрустальной ноткой звенел, падая на поверхность пруда. И я тогда подумал, насколько эта чистая речь, лишенная авторства, прекрасна и глубока, насколько она целомудренна и не похожа на то «бесстыдное говорение», которому год за годом предается авторская литература в стихах и прозе.
Что может встать рядом с речью дождя, не опозорившись, не раздуваясь от собственной значимости, не провалившись в мусор, но удерживая равновесие и выдерживая «конкуренцию»? Наверное, народная музыка и народное пение. Но не только. Авторская поэзия тоже может войти в этот чистый ряд, но для этого ей надо соблюсти несколько условий, а вернее, сохранить, не искажая, несколько даров, адресованных поэзии.

Первый из них – метафора.
Есть несколько способов приманить ничейную, бытийственную тишину, на которой замешан и дождь, и звезда, и человеческая плоть и речь – в стихотворение.
Метафора – это соположение двух непохожих «объектов», которые в результате неожиданного стяжения, образуют абсурдное, но внутренне естественное единство, входят один в другой «нераздельно и неслиянно», с восторгом демонстрируя возможность как собственного единого существования, так и существования между ними некоего трансцендентного, внесловесного пространства, нахождение в котором и обеспечивает совершенно, на первый взгляд, алогичную и невозможную схожесть-единство. Т.е. два «члена» метафоры, вообще, тропа, демонстрируют не только самих себя, как это может показаться на первый взгляд ( «на коснеющем блюде впотьмах виноградная кисть в серебре, словно аквалангист в пузырях»), но и внесловесную, трансцендентную зону между ними, в которой только это сравнение и возможно и осуществляемо. Вне этой зоны акта родства, соположения не происходит. Но этот факт не бросается обычно в глаза, а подчас и вовсе незаметен. Тем не менее, наше тонкое восприятие всегда реагирует на присутствие этого живого пространства метафоры – чувством радости, свободы, новизны, внутренней игры, наконец. Именно через эти чувства обнаруживает себя не артикулируемая зона, уникальное и невербальное пространство отношения, в котором и совершается метафора.
Я бы такую зону назвал на ходу – пространством дождя. Пространством бытия, о котором сказано, что в нем София творила вселенную «играя», «веселясь». И дождь, и дерево, и озеро – каждую минуту выходят как раз из этой «игровой» зоны, той самой, которая делает возможной и акт метафоры, и вообще все замечательные праздничные вещи на свете. Лицо человека, чернозем, на который падают листья, огонь, в котором сгорают поленья, волны, набегающие на берег… Можно назвать это выявление Бытия, тихим присутствием Бога, причащением к внесловесной сути мира, к ее струящемуся по предметам и словам свету.
Я часто думал, для чего, например, Алексею Парщикову понадобилось такое количество виртуазных метафор, такой насыщенный ряд соположений? Отчего это так же важно и для меня тоже?
Дело в том, что метафорическая поэзия, вводя в сопоставление «члены метафоры» один за другим, образуя череду метафорических пар, преследует, может быть, неосознанную, но единственную цель – схлопывание. Суть не в том, чтобы продемонстрировать свою изощренную возможность метафоризации. И не в том, чтобы множить бесконечные тропы барочной поэзии. Суть в том, что, когда метафор очень много, слишком много, они начинают «схлопываться» выявляя то, что остается в осадке – чистый свет пространства метафоры, его бессловесность, радость бытийствования. «Схлопнувшись», ряд метафор обнаруживает за собой присутствие тишины, глубокой, как море, и явленность света, пришедшего ниоткуда, про который сказано, что он «просвещает всякого человека, приходящего в мир» без слов.
Такая поэзия уже заявляет о своей способности конкурировать с португальской, например, народной песней (см. например, «Лиссабонскую историю» Вима Вендерса) и с речью дождя. Потому что в ней теперь больше Бога, чем бесстыдного говорения.

russgulliver.livejournal.com

Занятие литературнотворческого кружка на тему «Метафора»

ЗАНЯТИЕ ЛИТЕРАТУРНОТВОРЧЕСКОГО КРУЖКА НА ТЕМУ «Метафора»

Цель: углубить у учащихся знания изобразительно-художественных средств по сравнению с знаниями, полученными на уроках литературы; научить находить метафоры в художественных текстах; научить самих создавать метафоры; развивать вкус к хорошему языку, к хорошей литературе.

Оборудование: стихотворные тексты.

ХОД ЗАНЯТИЯ

У В.Шефнера есть такое стихотворение:

Гаснет русская словесность,

Разговорная краса;

Отступают в неизвестность

Речи русской чудеса.

Сотни слов родных и метких,

Сникнув, голос потеряв,

Взаперти, как птицы в клетках,

Дремлют в толстых словарях.

Ты их выпусти оттуда,

В быт обыденный верни,

Чтобы речь, людское чудо,

Не скудела в наши дни.

О том, что трудно бывает подобрать нужное слово, говорили многие мастера: “Как сердцу высказать себя!?” — восклицал Ф.И.Тютчев. Человек, внешне непривлекательный, он был прекрасен духовно, и мы видим это в его творениях. Человеческая красота — не только во внешности, но и в умении выражать свои мысли, ведь мысль человека — суть его духовной жизни. Примером высокой духовности являются для нас люди, обладающие даром слова, несущие яркие образы, чтобы доставлять радость, волнение… Скажите, какие средства нашего языка призваны воздействовать на чувства? (Средства выразительности).

Учитель: По-другому они называются “тропы”. Какие тропы вы знаете? (Эпитеты, сравнения, метафоры, олицетворения, повторы, гиперболы…)

Каждый из этих тропов по-своему красив, ярок, выразителен, но вот один из них может включать в себя еще и другие, он самый емкий из перечисленных здесь. Назовите его. (Метафора)

Именно о ней мы будем вести сегодня разговор. Что же это такое? (Употребление слова или выражения в переносном значении для создания образа).

А что лежит в ее основе? (Сравнение).

Сравнение — это самостоятельный троп, чем он отличается от метафоры? (В сравнении два объекта, есть сравнительные союзы, а в метафоре — один образ и нет сравнительных слов).

Если метафора основана на сравнении, значит, чтобы создать метафору, необходимо сначала сравнить объект с чем-то. Что значит сравнить? (Найти сходство по отдельным признакам).

Другими словами, определить ассоциации. Люди с давних пор старались найти способы сделать свою речь ярче и выразительнее. Вспомните, какие произведения фольклора основаны на метафоре? (Загадки).

Отгадайте загадки и определите, какие предметы или явления привлекались для их создания:

1.Пять братьев годами равные, ростом разные.

2.Среди двора стоит копна, спереди вилы, сзади метла.

3.Стоит старичок красный колпачок.

Наиболее выразительны поэтические метафоры, и мы сейчас поработаем с яркими примерами из стихотворений Ахматовой и Высоцкого.

“Здесь одиночество меня поймало в сети”. А. Ахматова

“Души застыли под коркою льда”. В. Высоцкий

Как вы думаете, почему Высоцкий сравнил мертвую душу с ледяной коркой, а не, скажем, бетонной или цементной? (Лед может таять, души могут ожить от теплого слова..).

Часто поэты используют для создания образа явления природы. Недавно шёл дождь. Давайте опробуем свои силы в создании образов, используя это явление. Составьте ассоциативный ряд к слову “дождь”.

Теперь попробуйте составить метафору или загадку, используя ассоциации.

Самостоятельная работа под звук дождя, записанный на аудиокассету.

Прочтите свои работы, а те которые понравятся больше, записывайте.

А сейчас послушайте, каким увидели дождь другие авторы…

1.Сыплет дождик большие горошины (Н.Заболоцкий)

2. И над всем блистающим Парижем дождь метался, гриву распустив.(В. Луговской)

3. Робкий дождик лапками сырыми пробует опавшие листы. (В. Луговской)

4. Шагал на огромных ходулях дождь, высок и в ниточку тощ. (С. Кирсанов)

У вас на столах лежат поэтические отрывки. Прочтите, пожалуйста, те, которые вам нравятся (5-6 примеров), называя при этом метафоры и объясняя, какие чувства они у вас вызвали.

Чтение отрывков:

1.Первый снег опушил у деревьев ресницы.

И в лесу и в полях – тишина, тишина.

Вдруг из сада доносится голос синицы

Как теперь ее песенка сердцу нужна!

Н. Рыленков.

2. Слов моих сухие листья ли

Заставят остановиться,

Жадно дыша?

Дай хоть

Последней нежностью выстелить

Твой уходящий шаг.

В. Маяковский

3 …Предательство, предательство –

Души незаживающий ожог.

А. Городницкий

4 О красном вечере задумалась дорога,

Кусты рябин туманней глубины.

Изба-старуха челюстью порога

Жует пахучий мякиш тишины.

С. Есенин

Придумывание метафор (15-20 мин)

Про лампочку можно придумать загадку, например: «Как груша, но не растет…», про пылесос: «Хобот есть, а мышей не боится…».

Сочинять загадки мы уже научились, а сегодня мы научимся придумывать метафоры — интересные, красочные, необычные сравнения.

Например, лампочка что делает? — светит, светит как что? — как солнце, а где это солнце находится — дома. И вместо обычного слова «лампочка» можно сказать красивую метафору «домашнее солнце».

Или пылесос — он засасывает воздух и выдувает его, похоже на ветер, только этот ветер в комнате — вот и можно сказать не «пылесос», а «комнатный ветер»…

Последовательность сочинения метафоры (записана на доске)

Что? (Выбрать объект.)

Что делает? (Назвать действие объекта.)

На что похоже? (Выбрать другой объект, совершающий такое же действие.)

Где? (Назвать место, где находится объект или где происходит действие объекта.)

П. 3 + п. 4 = метафора. (Прилагательное из пункта 4 плюс существительное из пункта 3.)

Примечание

Данный алгоритм не является строгим, допускаются небольшие отступления от него с целью усиления метафоры.

Слова для придумывания метафор по алгоритму: луна (небесный сыр), подсолнух (огородное солнышко), расческа (карманные грабли), чайник (кухонный вулкан), будильник (настольный петух), дождь (небесные слезы).

Можно предложить детям придумать свои метафоры (можно в виде загадок), а класс должен определить, что загадано.

Бывают метафоры мертвые (именно переносное значение):

лист бумаги ,ишак – упрямый человек, стрелка часов, ветер плачет, корень слова, кукла – бездушная женщина,

снежная каша – полужидкая масса снега

Авторские (свежие, оригинальные метафоры) несут в себе особенности стиля художника. Её нельзя повторить, её можно только цитировать.

«Глупая вобла воображения» (Маяковский)

«Стекло стрекоз сновало по щекам» (Пастернак)

«Приливы и отливы рук» (Мандельштам)

«Костер рябины красной» (Есенин)

Домашнее задание: найти в художественных текстах метафоры и попытаться придумать свои метафоры.

В итоге занятия читаю стихотворение о сравнениях Ю. Мориц «Что на что похоже?»:

На горе шумит ветла,

На ветле жужжит пчела,

Полосатая как зебра.

В нашу лодку иногда

Набирается вода.

В глубине плывет звезда

Серебристая, как рыба.

В роще клены и дубы,

А под ними есть грибы,

Каждый гриб похож на зонтик.

Вышел месяц молодой,

Небо кажется водой,

Туча кажется волной,

Месяц лодкой деревянной,

До чего же все похоже!

Значит, я, наверно, тоже

На кого-нибудь похож?

Я пошел и крикнул козам,

Овцам, уткам и стрекозам:

— На кого же я похож?

Белый козлик повернулся,

По-козлячьи улыбнулся

И сказал по-человечьи:

— Разве ты не видишь сам?

Ты добрее, чем теленок,

Веселее, чем козленок.

Ты совсем еще ребенок,

Но похож на человека!

infourok.ru

Дождь (незаконченная метафора)

Незаконченная метафора…

Дождь идет, уже который день. Целый день сидишь дома, и смотришь в окно. Там мутной пеленой стоит стена дождя. Делать нечего. Да и не хочется ничего делать. Дождь затопил всю землю, сравнял горы и долины, леса и поля, города и пустыни. Ничего нет вокруг, кроме дождя. Дождь сверху, дождь снизу, целое море дождя кругом.

Сяду-ка я в лодочку, и пусть дождь несет меня куда захочет. А я посмотрю, что еще на земле дождем не залито осталось. Сказано — сделано. Распахнул окно, перекинул ногу через подоконник, а лодочка под окном уже плавает. Плывет лодочка, подо мной качается. Хорошо, делать ничего не нужно, все само происходит. Тут я призадумался: “Как это так само происходит? Это же черт знает что произойти может! А как же тогда я?”

Огляделся вокруг — ничего нет, только в лодочке весла лежат. Ну и стал я этими веслами грести. Вот только куда — не знаю. Вдруг волны вспенились, и стала из глубины подниматься огромная рыба. Все, думаю, сейчас съест. Или не съест? Интересно, какие в этом дожде рыбы живут? Первое, что мне ясно стало, что рыбы здесь живут очень большие. Второе — что они говорящие.

Потому что как вынырнула рыба, так сразу и стала со мной разговаривать. Выспрашивать, кто я, откуда и куда плыву, как в школе учусь, кем быть собираюсь. Только я на некоторые вопросы ей ответить хотел, на те, на которые сам ответ знал, а она хвостом махнула и уплыла. Даром что большая, наверное, думает, что и так все знает. Зачем тогда спрашивает?

Поплыл я дальше. Тут и дождь потише стал, солнышко выглянуло. Чудно — с одной стороны от меня дождь стеной, а с другой солнышко светит. А я между ними. Куда захочу, туда и поверну. Стал я думать — может, лучше все время на солнышке плыть? Тепло, хорошо, загар опять же. Э, нет, так и до солнечного удара недалеко. Да и то сказать, на той части дождевого моря, где солнышко, все вокруг ясно и пусто.

Далеко-далеко видно, а ничего не видать. Нет ничего. Может, думаю, в дождевой стороне тоже ничего не видать, да мало ли с чем встретиться можно. Решил плыть туда. И, правда, чувствую, что оно все ближе и ближе. Интересно, какое оно и что с ним делать можно…”

www.nlp.ee

как подобрать подходящий из множества вариантов

Дождь – это всего лишь явление природы, вода, которая льется с неба на землю. Однако мало кто из людей воспринимает его так прямо и просто, ведь, совпадая с определенным настроением, он может приносить радость или печаль, пробуждать сильные чувства и эмоции. И каждый эпитет к слову «дождь» отражает разные стороны и оттенки этого явления природы.

О дожде часто пишут писатели и поэты, с этим словом составляют предложения и подбирают к нему эпитеты в школе, это явление природы может повлиять на планы и даже настроение человека. Он бывает разный не только сам по себе, но и с точки зрения восприятия конкретного человека. Это интересно узнать и проанализировать, сравнивая между собой эпитеты, которыми описывают льющуюся с неба воду.

Упоминание в литературе

Многие поэты и писатели упоминали в своем творчестве дождь, приписывая ему самые разные свойства, используя различные эпитеты. Иван Бунин писал: «Стеклянный, редкий и ядреный, с веселым шорохом спеша, промчался дождь …». Здесь он приписывает явлению природы человеческие качества, словно он живой со своим неповторимым характером. Каждый эпитет к слову «дождь» в этом небольшом отрывке пронизан любованием и восхищением.

Известный поэт Константин Бальмонт однажды упомянул совершенно другие эпитеты со словом «дождь»: «Шел дождь ленивый, вялый». Здесь совсем другое восприятие и характеристики, как будто капли с неба падают уставшие, неторопливые, монотонные.

В творчестве Валерия Брюсова встречается «хрустальный дождь», который ассоциируется с чем-то красивым, но недолговечным. Такие капли задерживаются на листьях растений и паутинках в лесу, играя на солнце и отражая погожую погоду после дождя.

Подбор эпитетов в процессе обучения

В школе ученикам часто дают задание: «Подберите эпитеты к слову «дождь», чтобы развить детское воображение и посмотреть, с какими словами у них ассоциируется это явление природы. Дети поражают необычностью мышления и нестандартными решениями этой задачи. Как правило, у учеников рождаются такие эпитеты к слову «дождь»:

  • Беспросветный.
  • Косой.
  • Кратковременный.
  • Шумный.
  • Мимолетный.
  • Радужный.
  • Моросящий и другие.

Детям дают задание, взять каждый эпитет к слову «дождь» и составить с ним предложение, вписать его в небольшой рассказ. В таком процессе хорошо развивается детская фантазия и воображение. В старших классах ученики расширяют свой словарный запас и называют такие эпитеты: непроглядный, затянувшийся, порывистый, торопливый, угрюмый, колкий и другие.

Психологическое отношение

В зависимости от настроения каждый человек может подобрать подходящий эпитет к слову «дождь». Когда на душе светло и радостно, это явление природы может быть бисерным, пролетным, шальным и золотым. В минуты печали и грусти оно кажется колючим, мутным, бесконечным, злым, въедливым, однообразным и даже мрачным.

Весной человек воспринимает его как долгожданный, плодородный и могучий подарок природы. Осенью каждый эпитет к слову «дождь» зачастую пропитан нотками грусти и тоски – унылый, хмурый, противный, докучный. Летом это явление природы бывает бойким, грозовым, порывистым, торопливым, стремительным, обильным и неумолимым.

Географические особенности отношения

В разных странах люди по-разному воспринимают дождь, поэтому и эпитеты к этому слову могут подбирать совершенно неодинаковые. Ведь есть такие районы, где постоянно засушливая погода, люди ждут осадков месяцами и даже молятся своим богам, чтобы наконец-то пошел дождь. Тогда он будет долгожданным, обильным, дарующим жизнь и могучим.

В других странах, например в Великобритании, часто стоит дождливая пасмурная погода. Поэтому иногда англичане описывают дождь как промозглый, пронизывающий, непроглядный, туманный, тягучий и даже занудный. Такие эпитеты применяют те, кто устал от постоянных пасмурных дней, кто хочет ясного и солнечного дня.

Сравнительные эпитеты

Подбирая любые описания и эпитеты к слову «дождь», люди сравнивают это природное явление с другими схожими существами и событиями. Примерами таких сравнений можно назвать:

  1. Золотистый или изумрудный – сравнение образовано от блеска, который создают капельки воды, схожего с блеском драгоценных металлов или камней.
  2. Тоскливый, унылый, меланхоличный дождь сравнивают с состоянием депрессии и хандры, когда на улицу выходить не хочется, долгое время под прохладными каплями воды не погулять.
  3. Сильный ливень сравнивают с беспощадным и неумолимым явлением, например, яростным воином, сметающим все на своем пути. Такой дождь размывает землю, подрывает асфальт, валит деревья и губит жизнь небольших растений.
  4. Веселый, звонкий дождик, который может капать, даже когда светит солнце, сравнивают с беспечным маленьким ребенком. Он длится недолго, никого не пугает своей силой и не погружает в уныние своей продолжительностью.

Можно перечислить и множество других эпитетов, описывающих воду, льющуюся с неба. В разном контексте и с неодинаковым окрасом они будут звучать совершенно по-разному, придавая этому природному явлению все новые оттенки и эмоции.

fb.ru

Ответы@Mail.Ru: Метафоры к словам: дождь и капли росы

Литература Норман Изсайлов 2 (74) Метафоры к словам: дождь и капли росы 6 месяцев

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *