Содержание

АКТИВНАЯ АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА. 1000 игр, заданий и упражнений для развития речи

АКТИВНАЯ АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА

Птенчик – статическое артикуляционное упражнение (с 2 лет)

Скажите малышу, что он птенчик, а себя назовите птичкой-мамой. Сообщите птенчику, что сейчас будете его кормить.

Попросите ребенка широко открыть рот (покажите) и подержать его в таком положении несколько секунд. При этом язык спокойно лежит на дне ротовой полости. Положение губ, как при произнесении звука А.

Поднесите щепоть правой руки к открытому рту ребенка, изображая, как будто что-то туда кладете или насыпаете. При этом можете прочитать рифмовку:

Ротик шире открывай – Кушай, птенчик, не зевай!

Затем уберите руку, а ребенок пусть закроет рот. Повторите упражнение не менее 3 раз.

? Игра учит ребенка управлять движениями нижней челюсти, готовит его к произнесению звука А.

Трубочка – статическое артикуляционное упражнение (с 2 лет)

Покажите ребенку, как надо с напряжением вытянуть вперед губы, чтобы они напоминали трубочку. Попросите малыша самого повторить упражнение и держать губы в таком положении 3–5 секунд. При этом можете прочитать рифмовку:

Губки в трубочку сложи Хоботок всем покажи.

? Игра учит ребенка управлять движениями губ, готовит его к произнесению звука «У».

Улыбка – статическое артикуляционное упражнение (с 2 лет)

Широко улыбайтесь, обнажив сомкнутые зубы. Положение губ, как при произнесении звука И. Прикус естественный. Нижняя челюсть не должна выдвигаться вперед.

Попросите ребенка улыбнуться в ответ и держать губы в улыбке 3–5 секунд. Можете прочитать малышу рифмовку:

Улыбнись мне поскорей, Тяни губки до ушей!

? Игра учит ребенка управлять движениями губ, готовит его к произнесению звуков И, С, З.

Колечко – статическое артикуляционное упражнение (с 2 лет)

Скажите малышу, что умеете делать колечко вот так: открываете рот, округлив губы рупором, вытягиваете их вперед. Положение губ, как при произнесении звука О.

Спросите малыша, сумеет ли он сделать такое же колечко. Пусть малыш удержит губы в таком положении 3–5 секунд. Можете прочитать ребенку рифмовку:

Губки круглые сложи И колечко покажи.

? Игра учит ребенка управлять движениями губ, готовит его к произнесению звуков О, Н, Ш, Ж.

Малыш – динамическое артикуляционное упражнение (с 2 лет)

Скажите малышу, что, когда маленький ребенок плачет, он кричит: «Уа-уа!» При этом младенец сначала вытягивает губки трубочкой, а потом широко открывает рот. Произносите звукоподражание «Уа», но беззвучно, только шевеля губами. (Таким образом вы выполните одно за другим артикуляционные упражнения «Трубочка» и «Птенчик».)

Попросите ребенка повторить эти движения губами.

Сменить положение губ нужно 2–5 раз подряд.

? Игра вырабатывает у ребенка навык переключаемости – умение быстро переходить с одного положения губ на другое.

Веселый-грустный – динамическое артикуляционное упражнение (с 2 лет)

Расскажите ребенку, что, когда человеку весело, он улыбается, а когда грустно, его губы собираются в трубочку. Изобразите малышу сначала веселого человечка, а потом грустного. Движение губ, как при последовательном произнесении звуков ИУ.

Сменить положение губ надо 2–5 раз.

? Игра вырабатывает навык быстрого переключения одного положения губ на другое.

Шарик – статическое и динамическое артикуляционное упражнение (с 2 лет)

Покажите ребенку, как можно надуть щеки воздухом и удерживать их в таком положении 3–5 секунд.

Если у ребенка не получается, предложите ему просто подуть, сжав в этот момент губы пальцами. В результате воздух изнутри надует щеки. Удерживать щеки надутыми надо в течение 2–5 секунд.

Покажите, как можно поднести к щекам кулачки и слегка ударить ими по щекам. «Шарик» лопнет, а воздух, издав звук, выйдет наружу. Во время выполнения упражнения произносите команды: «Шарик надувай!», «Воздух выпускай!»

? Игра учит ребенка управлять движениями щек, плотно смыкать губы, готовит ребенка к произнесению звуков М, П, Б.

Поцелуй – динамическое артикуляционное упражнение (с 2 лет)

Покажите малышу, как можно втянуть щеки внутрь ротовой полости, всосав в себя воздух. (При этом нижняя челюсть слегка опущена, губы сомкнуты.) Удерживайте такую позу в течение 2–5 секунд, а затем с усилием разомкните губы, слегка причмокнув.

Если у ребенка не получается втянуть щеки, предложите ему вытянуть губы немного вперед и причмокнуть. Повторить упражнение надо 2–5 раз.

Научите малыша посылать воздушный поцелуй. Последите за тем, чтобы ребенок чмокал губами именно в тот момент, когда подносит свою ладошку к губам, а не раньше и не позже.

При выполнении артикуляционного упражнения прочитайте малышу рифмовку:

Губки в трубочку сложу я, Потом маму поцелую.

? Игра учит ребенка управлять движениями губ, готовит его к произнесению звуков М, П, Б.

Рыбка – динамическое артикуляционное упражнение (с 2 лет)

Скажите малышу, что рыбка разговаривать не умеет:

Ротик открывает, Что сказать, не знает!

Покажите, как рыбка открывает ротик. Для этого то широко открывайте рот, то резко закрывайте его, плотно смыкая губы. В результате будет слышен звук. Постепенно наращивайте темп.

Теперь предложите малышу самому изобразить рыбку, пускающую пузыри. Когда малыш научится выполнять упражнение, прочитайте ему рифмовку:

Рыбка ротик открывает – Пузыри она пускает.

? Игра учит ребенка управлять движениями губ, готовит его к произнесению звуков М, П, Б.

Тигр – статическое артикуляционное упражнение (с 2 лет)

Предложите малышу изобразить тигра. Для этого продемонстрируйте оскал – отводите губы в стороны и обнажаете зубы, говоря, что тигр, когда сердится, всегда показывает зубы.

Теперь попросите ребенка не только оскалиться, но и выставить «когти».

Для этого ему нужно поднять кисти рук на уровень лица и напряженно согнуть пальцы.

Можете прочитать малышу рифмовку:

Злого тигра всякий знает – Тигр всех вокруг пугает.

? Игра, развивая подвижность губ, подготовит их к произнесению звуков О, Н, Ы.

Заборчик – статическое артикуляционное упражнение (с 2 лет)

Покажите ребенку, как можно изобразить с помощью зубов заборчик. Для этого надо закрыть рот, сжать зубы, а губы раздвинуть, обнажив при этом зубы. Удерживать губы в таком положении нужно в течение 3–5 секунд.

Попросите малыша повторить упражнение не менее 3 раз. Удивитесь тому, какой крепкий получился заборчик, – ведь в нем нет ни одной щелочки!

? Игра развивает подвижность губ.

Лопатка – статическое артикуляционное упражнение (с 2 лет)

Посмотрите на малыша, улыбнитесь, откройте рот и положите широкий расслабленный язык на нижнюю губу.

Скажите малышу, что язычок похож на лопатку, и предложите ребенку показать свою лопатку. Пока ребенок удерживает в течение 3–5 секунд артикуляционную позу, прочитайте ему рифмовку:

Вот она, лопатка, – Широка да гладка.

У Игра учит ребенка расслаблять язык, готовит артикуляционный аппарат малыша к произнесению звуков С, З, Ш, Ж, Л.

Прятки – динамическое артикуляционное упражнение (с 2 лет)

Расскажите малышу, что язык умеет играть в прятки и покажите, как он это делает. Улыбнитесь, откройте рот, положите широкий расслабленный язык на нижнюю губу, как и в предыдущем упражнении, а затем отодвиньте язык за нижние зубы – «язычок спрятался».

Предложите малышу поиграть в прятки со своим язычком и совершить 3–5 таких движений.

Можно заинтересовать ребенка еще одним игровым приемом. Скажите, что будете ловить язычок малыша. Поднесите ладонь ко рту ребенка, произнесите «Цап!» и покажите хватательное движение около губ ребенка, как будто хотите поймать высунутый язык малыша. В этот момент ребенок спрячет язык в рот.

Мы играем в прятки. Где ж твоя лопатка?

? Игра развивает подвижность языка, подготавливает артикуляционный аппарат ребенка к произнесению звуков К, Г, С, З.

Горка – статическое артикуляционное упражнение (с 2 лет)

Расскажите ребенку, что язычок умеет не только в прятки играть, но и с горки кататься. «Смотри, какая большая горка!» Улыбнитесь, откройте рот, кончиком языка упритесь в нижние зубы, как в упражнении «Прятки». Затем, не отрывая кончика, приподнимите среднюю часть языка и выгните ее горкой вверх. Предложите ребенку самому показать горку. Пока ребенокудерживает артикуляционную позу, прочитайте ему рифмовку:

Вот она какая,

Горочка крутая!

? Игра подготавливает артикуляционный аппарат ребенка к произнесению звуков К, Г, Ы, С, З.

Кошечка – динамическое артикуляционное упражнение (с 2 лет)

Расскажите малышу, что кошка лакает молоко из блюдца язычком. Покажите, как она это делает: высовываете изо рта и втягиваете обратно широкий, как лопатка, язык.

Предложите малышу изобразить кошечку, которая лакает молоко из блюдца, и совершить для этого 3–5 движений языком.

Покажите ребенку, как можно сложить ладони чашечкой, изображая блюдце или плошку, и «лакать» из нее молочко:

Полакай, как кошка, Молоко из плошки.

? Игра развивает подвижность языка, подготавливает артикуляционный аппарат ребенка к произнесению звуков Ш, Ж, Л.

Иголочка – статическое артикуляционное упражнение (с 2 лет)

Откройте рот и, улыбаясь, высуньте как можно дальше изо рта напряженный язык. Придавайте языку форму длинного и тонкого жала и удерживайте эту позу в течение 3–5 секунд.

Попросите малыша повторить упражнение и скажите ребенку, что его язык похож на длинную и острую иголочку. Изобразите, что хотите прикоснуться ладонью к «иголочке», но затем, не донося руки до рта малыша, отдерните ее со словами: «Ой, какая острая!» Можете прочитать рифмовку:

Вот она, иголка, – И остра, и колка.

? Игра учит малыша напрягать кончик языка. Подготавливает артикуляционный аппарат ребенка к произнесению звуков Т, Д, Л, Р.

Часики – динамическое артикуляционное упражнение (с 2 лет)

Высуньте изо рта длинный и тонкий, как жало, язык. Совершайте им движения из одного угла рта к другому и обратно. Скажите малышу, что так же качается маятник у часов.

Попросите ребенка показать свои часики. Пусть он сделает 4–8 движений языком из стороны в сторону. Обязательно следите за тем, чтобы нижняя челюсть ребенка оставалась неподвижной, и, если необходимо, фиксируйте ее рукой.

При выполнении ребенком упражнения произносите звукоподражания: «Тик-так, тик-так…», задавая темп движений.

? Игра учит малыша напрягать кончик языка и управлять его движениями.

Качели – динамическое артикуляционное упражнение (с 2 лет)

Высуньте язык изо рта. Совершайте им движения вверх-вниз, как будто тянетесь языком то к носу, то к подбородку. Скажите малышу, что так язычок качается на качелях.

Предложите ребенку, покачать на качелях свой язычок. Пусть он сделает 4–8 движений.

Следите за тем, чтобы нижняя челюсть оставалась неподвижной, и, если необходимо, фиксируйте ее рукой.

При выполнении ребенком упражнения произносите слова: «Вверх-вниз, вверх-вниз.», задавая темп движений.

? Игра развивает подвижность языка, подготавливает артикуляционный аппарат ребенка к произнесению звуков: К, Г, С, З, Ш, Ж.

Чистим нижние зубки – динамическое артикуляционное упражнение (с 3 лет)

Покажите ребенку, как можно языком почистить нижние зубы. Для этого надо открыть рот и широким кончиком языка погладить нижние резцы с внутренней стороны.

Движения языком следует совершать вверх-вниз под счет: «Раз-два, раз-два…», в спокойном темпе, 6-10 раз.

Попросите ребенка повторить упражнение и похвалите за то, что он хорошо почистил зубы.

? Игра учит ребенка удерживать язык за нижними зубами, готовит ребенка к произнесению звуков С, З.

Бантик – статическое артикуляционное упражнение (с 3–4 лет)

Покажите ребенку, как можно придать языку форму бантика. Для этого надо открыть рот и широким кончиком языка упереться в основание нижних резцов. Затем выгнуть среднюю часть языка вверх и вперед.

В тот момент, когда средняя часть языка «выгнется» изо рта наружу, нужно слегка прикусить язык верхними зубами. Оказавшаяся снаружи средняя часть языка по форме будет напоминать бантик за счет того, что посередине языка окажется желобок.

Удерживать язык в таком положении, под счет, нужно 5-10 секунд. Повторить упражнение 3–5 раз.

? Игра учит малыша удерживать кончик языка за нижними зубами, делать желобок посередине языка, готовит ребенка к произнесению звуков С, З.

Смешные обезьянки – статическое артикуляционное упражнение (с 2 лет)

Изобразите обезьяну: приоткройте рот и поместите кончик языка между верхней губой и верхними зубами. Скажите, что это обезьянка-мама.

Попросите малыша самого изобразить смешную обезьянку и удерживать такую позу в течение 3–5 секунд.

В следующий раз покажите обезьянку-папу: поместите кончик языка между нижней губой и нижними зубами. Предложите малышу повторить. Прочитайте ребенку рифмовку:

Мы покажем обезьян:

За губой у них карман,

А в кармашке – язычок

Спать улегся на бочок.

? Игра учит малыша напрягать кончик языка: чувствовать его, управлять его движениями, подготавливает артикуляционный аппарат ребенка к произнесению звуков С, З, Ш, Ж.

Обезьянка и банан – динамическое артикуляционное упражнение (с 2 лет)

Расскажите малышу, что обезьяна очень любит бананы: «Вот она откусила кусочек банана и спрятала его за щеку». Кончиком языка оттопырьте правую щеку и удерживайте эту позу в течение 3–5 секунд. Предложите малышу самому изобразить, как обезьяна прячет за щекой банан.

Покажите, как обезьянка спрятала кусочек банана за другой щекой. Для этого изнутри оттопырьте языком левую щеку. Затем попросите ребенка спрятать «банан» то за одну, то за другую щеку. Скажите, что сейчас будете отгадывать, за какой щекой у него банан. При этом дотрагивайтесь до оттопыренной щеки малыша пальцем, говоря: «Здесь банан!» Можете прочитать ребенку рифмовку:

Прячут обезьяны За щекой бананы.

? Игра учит малыша напрягать кончик языка: чувствовать его, управлять его движениями, подготавливает артикуляционный аппарат ребенка к произнесению звуков Т, Д, Л, Р.

Лошадка динамическое артикуляционное упражнение (с 2–3 лет)

Покажите малышу, как можно изобразить скачущую лошадку: приоткрыть рот, присосать широкий кончик языка к твердому нёбу за верхними зубами, а затем со щелчком оторвать его. Сначала цокайте медленно, затем постепенно увеличивайте темп.

Предложите малышу «поскакать на лошадке» вместе с вами.

Можете согнуть руки в локтях, сжать их в кулаки и слегка покачивать руками, изображая всадника, держащего в руках вожжи.

Прочитайте рифмовку:

Скачем на лошадке По дорожке гладкой!

? Игра развивает подвижность языка, готовит артикуляционный аппарат ребенка к произнесению звуков Ш, Ж, Л, Р.

Стой, лошадка! – динамическое артикуляционное упражнение (с 2 лет)

Скажите малышу, что пора остановить лошадку. Покажите ребенку, как конюх останавливает лошадь: закройте рот, сомкните губы и выпустите воздух так, чтобы воздушная струя заставила губы вибрировать. Надо на одном дыхании дуть через губы как можно дольше. В результате получится звук, похожий на «тпру».

Теперь предложите малышу остановить и свою лошадку. Прочитайте рифмовку:

Стой, моя лошадка, стой!

Прискакали мы домой!

(Остановите лошадей, произнеся: «Тпру!»)

? Игра развивает подвижность губ, готовит артикуляционный аппарат ребенка к произнесению звука «Р».

Вкусное варенье – динамическое артикуляционное упражнение (с 3–4 лет)

Предложите ребенку представить себе, что он сейчас кушал варенье и измазал в нем верхнюю губу.

Покажите малышу, как можно губу облизать. Для этого надо открыть рот и широким кончиком языка облизать верхнюю губу, совершая движения языком сверху вниз. Движение нужно выполнить 3–6 раз.

? Игра развивает подвижность языка, готовит артикуляционный аппарат ребенка к произнесению звуков Ш, Ж, Л, Р.

Чашечка – статическое артикуляционное упражнение (с 3 лет)

Покажите ребенку, как можно высунуть изо рта язык и придать ему форму чашечки. Для этого надо поднять боковые края языка и его кончик, а среднюю часть прогнуть книзу.

Предложите малышу самому сделать чашечку и удерживать язык в таком положении как можно дольше (до 10 секунд).

Сложите пальцы щепотью и поднесите их ко рту ребенка. Скажите, что это вы из чайника наливаете ему в чашечку сладкий чай.

? Игра готовит артикуляционный аппарат ребенка к произнесению звуков Ш, Ж, Л.

Маляр – динамическое артикуляционное упражнение (с 3–4 лет)

Предложите малышу сделать ремонт в домике-ротике. Для этого надо открыть рот и языком-кисточкой погладить нёбо, делая движения вперед-назад (от зубов в глубь ротовой полости и обратно).

Пусть ребенок сделает 4–8 движений.

? Игра готовит артикуляционный аппарат ребенка к произнесению звуков Ш, Ж, Л, Р.

Лопатка-иголочка – динамическое артикуляционное упражнение (с 3–4 лет)

Попросите ребенка по очереди показывать упражнения «Лопатка» и «Иголочка», удерживая язык в каждом положении в течение 3–5 секунд.

Сначала язык надо расслабить и положить на нижнюю губу (см. упражнение «Лопатка»), а затем, наоборот, напрячь и, выдвинув вперед, придать ему заостренную форму (см. упражнение «Иголочка»).

Во время выполнения ребенком артикуляционного упражнения давайте ему команды: «Лопатка, иголочка, лопатка, иголочка.»

? Игра развивает подвижность языка, учит ребенка то расслаблять, то напрягать кончик языка и подготавливает артикуляционный аппарат ребенка к произнесению твердого звука Л.

Грибок – статическое артикуляционное упражнение (с 3 лет)

Попросите ребенка показать грибок с помощью языка. Для этого надо широко открыть рот, прижать широкий язык всей плоскостью к нёбу и присосать его. Удерживать язык в таком положении нужно как можно дольше (до 10 секунд). Язык будет напоминать шляпку грибка, а растянутая подъязычная связка – его тоненькую ножку. Попросите малыша повторить упражнение 2–3 раза.

? Игра готовит артикуляционный аппарат ребенка к произнесению звука Р.

Фокус – дыхательно-артикуляционное упражнение (с 4–5 лет)

Предложите ребенку выполнить цирковой номер. Для этого надо положить на кончик носа маленький кусочек ватки, высунуть изо рта язык, придать ему форму «чашечки» и подуть на кончик носа так, чтобы ватка подлетела высоко вверх (воздушная струя при этом направляется вверх).

Если «чашечка» будет недостаточно глубокой, то воздушная струя изменит направление. В результате ватка останется лежать на носу.

Повторите упражнение 3–5 раз.

Посоревнуйтесь, чья ватка подлетит выше.

? Игра учит малыша удерживать язык в положении «чашечка», готовит к произнесению звуков Ш, Ж, Р.

Индюк – динамическое артикуляционно-голосовое упражнение (с 3 лет)

Покажите ребенку, как можно изобразить голос индюка. Для этого приоткройте рот, слегка улыбнитесь.

Производите широким передним краем языка движения по верхней губе вперед-назад, стараясь не отрывать язык от губы. Кончик языка слегка загните, чтобы было удобнее им поглаживать.

Сначала производите медленные движения, потом увеличьте темп и добавьте голос, пока не послышатся звуки: «Бл, бл, бл…»

Попросите ребенка тоже изобразить индюка. Упражнение выполнять следует как можно дольше.

? Игра учит малыша плотно прижимать широкий язык к верхней губе, готовит ребенка к произнесению твердого звука Л и звука Р.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

med.wikireading.ru

АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА ДЛЯ ЯЗЫКА | Социальная сеть работников образования

На начальном этапе для развития, уточнения и совершенствования основных движений органов речи эффективна артикуляционная гимнастика. Проводить гимнастику нужно ежедневно, чтобы вырабатываемые движения у детей закреплялись, становились более прочными. СОВЕТЫ: • каждый день играйте перед зеркалом в логопедическую зарядку; • нежелательно выполнение гимнастики сразу после еды; • взрослый следит за качеством и точностью выполняемых движений; • заниматься по 3-5 минут каждый день.

«Лопаточка» Широкий язык высунуть, расслабить, положить на нижнюю губу. Следить , чтобы язык не дрожал. Удерживать язык в таком положении 5-10 сек.

«Чашечка» Рот широко раскрыть. Широкий язык поднять кверху. Потянуться к верхним зубам, но не касаться их. Удерживать язык в таком положении 5-10 сек.

«Иголочка» Рот открыть. Язык высунуть далеко вперед, напрячь его, сделать узким. Удерживать язык в таком положении 5-10 сек.

«Горка» Рот приоткрыть. Боковые края языка прижать к верхним коренным зубам. Кончик языка упереть в нижние передние зубы. Удерживать язык в таком положении 5-10 сек.

«Трубочка» Высунуть широкий язык. Боковые края языка загнуть вверх. Подуть в получившуюся трубочку. Выполнять в медленном темпе. Удерживать язык в таком положении 5-10 сек.

«Часики» Высунуть широкий язык.Тянуться попеременно то к правому уху, то к левому. Двигать языком из угла рта в медленном темпе под счет логопеда. Удерживать язык в таком положении 5-10 сек.

«Лошадка» Цокать языком .Тянуть подъязычную связку . Проделать 10 раз. «Грибок» Раскрыть рот. Присосать язык к небу. Не отрывая язык от неба, сильно оттягивать вниз нижнюю челюсть. Проделать 10 раз. 

«Качели» Высунуть узкий язык. Тянуться языком попеременно то к носу, то к подбородку. Рот при этом не закрывать. Упражнение проводится под счет.

«Вкусное варенье» Высунуть широкий язык, облизывать верхнюю губу и убрать язык в глубь рта.

«Змейка» Рот широко открыть. Язык сильно высунуть вперед, напрячь,сделать узким. Узкий язык максимально выдвигать вперед и убирать в глубь рта.

«Маляр» Высунуть язык , рот приоткрыть . Облизать сначала верхнюю, затем нижнюю губу по кругу.

«Катушка» Кончик языка упереть в нижние передние зубы. Боковые края прижать к верхним коренным зубам . Широкий язык » выкатывать» вперед и убирать в глубь рта.

nsportal.ru

Артикуляционная гимнастика.

 

 

 Артикуляционная гимнастика – это комплекс упражнений, направленный на развитие движения органов речи, необходимых для правильного произношения звуков. Каждый звук имеет свое, определенное положение органов артикуляции. Артикуляционные упражнения, похожие на упражнения обычной гимнастики, только предназначены они для органов речи.
Подвижность и точность работы органов артикуляции: языка, губ, маленького язычка (небной занавески) являются одними из главных условий правильного звучания гласных и согласных звуков. Наиболее подвижным органом артикуляции, от которого зависит качество произношения звуков, является язык. Большая часть упражнений артикуляционной гимнастики относится именно к языку как наиболее рабочему органу.

  Цель:

  • развить мышцы артикуляционного аппарата;
  • сформировать правильные артикуляционные уклады;
  • научить детей переключаться с одной артикулемы на другую;

Общие рекомендации;

Артикуляционная гимнастика проводится утром перед зеркалом.В логопедической работе артикуляционная гимнастика проводится во время подготовительного этапа обучения( вторые 2 недели сентября). Гимнастика должна проходить в непринуждённой обстановке, в форме игры.За любое правильно выполненное задание ребёнка надо похвалить и поблагодарить(сказать:»Спасибо», если не получилось упражнение , сказать:» Как жалко,что я не смогла тебя поблагодарить»).Обычно ребёнку предлагается выполнить 2-3 упражнения, вот некоторые из них(базовые упражнения для постановки звуков):

«Улыбочка»:

зубы вместе, губы весело улыбаются.

«Трубочка»:

зубы вместе, губы вытянуты в трубочку.

«Лопаточка»:

рот широко открыт,губы улыбаются, широкий распластанный язык лежит на нижней губе

.

«Иголочка»:

рот широко открыт, губы улыбаются. Язык выдвинут вперёд, кончик языка напряжён. Неважно, поднимается он, или нет.

«Болтушка»:

рот широко открыт, губы улыбаются. Плечи вниз .Весело поболтать языком от верхних альвеол к нижним.

«Часики №1:

губы улыбаются, кончик языка прячется то в один угол рта,то в другой.

Правильность: без поворота головы,язык точно попадает в угол рта.

«Орешек»:

рот приоткрыт, язык изнутри упирается то в одну щёку, образуя шарик, то в другую.Правильность выполнения: ребёнок выполняет упражнение без поворотов головы, язык попадает точно в центр.

«Вкусное  варенье»:

рот приоткрыт, губы улыбаются. Кончик языка медленно описывает сначала верхнюю,затем нижнюю губу.Неправильно, когда язык совершает хаотичные движения.

«Качели»:

рот широко открыт, губы улыбаются.Язык выдвинут вперёд.Кончик языка то опускается вниз, то поднимается вверх( это упражнение готовит язык для переключения от «мостика» к «чашечке».

«Мостик»:

Рот широко открыт,губы улыбаются. Язык выгнут горбиком, кончик языка упирается в альвеолы за нижними зубами. Вдоль языка-желобок.

«Грибочек»:

губы улыбаются, рот широко открыт, присосать язык к нёбу.

«Чашечка»:

рот открыт, губы улыбаются. Язык сделать чашечкой- загнуть края и кончик языка в чашечку.

 

  1. Дыхательная гимнастика.
  2. Пальчиковая гимнастика.
  3. Постановка звуков.
  4. Пескотерапия.
  5. Су-джок терапия в логопедии.

 

logoznanie.ru

Картотека по логопедии на тему: Артикуляционная гимнастика

                         Артикуляционная гимнастика

Часики

  Тик – так, тик – так – 
Ходят часики – вот так! 
Влево тик, 
Вправо так. 
Ходят часики – вот так!

Описание: Рот широко раскрыть. Язык медленно горизонтально передвигать из стороны в сторону, тянуть язык к уголкам рта. Поочередно менять положение языка 4 – 6 раз.

Лопата

Пусть язык наш отдыхает, 
Пусть немножко подремает.

Описание: Рот открыт, широкий расслабленный язык лежит на нижней губе.

Окошко

Рот приоткрою я немножко, 
Губы сделаю «окошком». 
Зубки рядышком стоят 
И в окошечко глядят.

Описание: широко открыть рот — «жарко» закрыть рот — «холодно»

Варенье

Нашей Маше очень смело, 
На губу варенье село, 
Нужно ей язык поднять, 
Чтобы капельку слизать.

Описание: Улыбнуться, приоткрыть рот и широким языком в форме «чашечки» облизать верхнюю губу и спрятать в рот

Лошадка

Я лошадка – серый бок (цок, цок), 
Я копытцем постучу (цок, цок), 
Если хочешь, прокачу (цок, цок).

Описание: Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и, присасывая язык к нёбу, пощёлкать кончиком языка. Рот широко открывать (как лошадка цокает копытами). 
«Остановить лошадку»: сомкнуть губы и достаточно сильно подуть через них. Губы вибрируют и слышен характерный звук: «тпру-у-у».

Чистим зубы

Рот откройте, улыбнитесь, 
Свои зубки покажите, 
Чистим верхние и нижние, 
Ведь они у нас не лишние.

Описание: улыбнуться, открыть рот кончиком языка с внутренней стороны «почистить» поочередно нижние и верхние зубы

Заборчик

Широка Нева – река, 
И улыбка широка. 
Зубки все мои видны – 
От краёв и до десны.

Описание: Улыбнуться, с напряжением так, чтобы были видны передние верхние и нижние зубы. Удерживать губы в таком положении под счёт от 1 до 5-10.

Заборчик

На дудочку губы положим, 
И даже сыграть на ней сможем. 
Ду-Ду-Ду.

Описание: С напряжением вытянуть вперед губы (зубы сомкнуты).

Грибок

На лесной опушке, 
Где жила кукушка, 
Вырос гриб волнушка, 
Шляпа на макушке.

Описание: улыбнуться, широко открыть рот, присосать язык к нёбу, чтобы подъязычная связка была натянута («ножка гриба»). Удерживать в таком положении 5-10 секунд.

Орешки

Словно белки мы без спешки, 
Ловко щёлкаем орешки.

Описание: рот закрыт, кончик языка с напряжением поочередно упирается в щёки, на щеках образуются твердые шарики — «орешки».

Качели

На качелях
Я качаюсь
Вверх – вниз,
Вверх – вниз,
И все выше поднимаюсь,
А потом вниз.

Описание: Улыбнуться, открыть рот, кончик языка за верхние зубы, кончик языка за нижние зубы.

Лесенка

Раз ступенька – язык обнимает верхнюю губу.
Два ступенька — язык обнимает верхние зубы.
Три ступенька – язык прыгает за зубки.

Описание: Улыбнуться, открыть рот, установить язык в форме чашечки на верхней губе, затем перевести «чашечку» на верхние зубы, а затем за верхние зубы. Удерживать в таком положении 3-5 секунд.

Гармошка

Присосу язык на нёбо,
А теперь смотрите в оба:
Ходит челюсть вверх и вниз –
У неё такой круиз.

Описание: Улыбнуться, открыть рот, присосать язык к нёбу, открывать и закрывать рот (как растягивают меха гармошки). При этом растягивается подъязычная связка. Постепенно надо раскрывать рот всё шире и дольше удерживать язык в верхнем положении.

Иголочка

Улыбаюсь: вот шутник –
Узким-узким стал язык.
Меж зубами, как сучок,
Вылез длинный язычок.

Описание: Открыть рот, язык высунуть как можно дальше, напрячь его, сделать узким и удерживать в таком положении под счёт от 1 до 5-10.

Пароход

Вывожу язык вперёд,
Закушу его – и вот:
«Ы» — так гудит пароход.

Описание: Слегка улыбнуться, высунуть язык, зажать его зубами и петь звук «ы»: «ы-ы-ы» (пароход гудит).

Маляр

Язык – как кисточка моя,
И ею нёбо крашу я.

Описание: Улыбнуться, открыть рот и «покрасить» кончиком языка твёрдое нёбо («потолок»), двигаясь то зубов до горлышка.

Печем блинчики

Описание: Рот открыт, широкий расслабленный язык лежит на нижней губе. Верхней губой шлёпаем по языку: пя-пя-пя. Слегка прикусываем язык: та-та-та.

Заводим мотор

Описание: Рот закрыт. Напряженным кончиком языка постучать в верхние зубы, многократно и

отчетливо произнося: [д-д-д-д-д-д-д]. Постепенно убыстрять темп.

nsportal.ru

Статья на тему: Артикуляционная гимнастика

 

Артикуляционная гимнастика – это выполнение специально подобранных упражнений подвижными органами (губами, нижней челюстью, языком) с целью тренировки и совершенствования их мышц.

Пассивные упражнения.

·                   Растягивание губ в улыбку одним – двумя пальцами снизу или сверху;

·                   Собирание губ трубочкой;

·                   Поочередное или одновременное приподнимание и оттягивание углов рта;

·                   Подтягивание верхней губы для открывания верхних зубов и десен;

·                   Оттягивание нижней губы для открывания нижних зубов и десен;

·                   Поднятие кончика или других частей языка к небу за верхними зубами с помощью взрослого;

·                   «Маятник» — ритмические движения языком ребенка влево-вправо, который захватывается стерильной марлевой салфеткой или большим и указательным пальцами взрослого, одетыми в напальчник.

Упражнения на развитие мышц нижней челюсти.

·                   Опускание и поднимание нижней челюсти;

·                   Выдвигание вперед нижней челюсти и задвигание назад сначала при закрытом, затем при открытом рте. Губы при этом отведены в улыбку;

·                   Подражание жеванию;

·                   Опускание нижней челюсти с преодолением сопротивления рукам взрослого;

·                   Широкое открывание рта с одновременным запрокидыванием головы назад;

·                   Широкое открывание рта с одновременным запрокидыванием головы назад и преодолением сопротивления рукам взрослого.

Упражнения на развитие мимических мышц.

·                   Поднимание и опускание бровей;

·                   Одновременное открывание и закрывание глаз;

·                   Одновременное, затем поочередное прищуривание глаз;

·                   Поочередное, затем одновременное надувание щек;

·                   По заданию взрослого изобразить выражение лица удивленного, радостного, грустного, сердитого человека.

Упражнения на развитие губных мышц.

·                   Вытягивание губ вперед трубочкой – «поцелуй», затем воронкой при открытых зубах;

·                   Приподнимание верхней губы так, чтобы показались верхние зубы;

·                   Дрожание губ (подражание фырканью лошади;

·                   Поочередное наполнение воздухом пространства под верхней, а затем под нижней губой;

·                   Беззвучное произнесение (без голоса) звуков «п-п-п», «у», «о», «и», «ы».

Упражнения на развитие мышц языка.

·                   «Лопаточка» — широкий расслабленный язык неподвижно лежит на нижней губе в течение 8-10 сек. Стараться не допускать его дрожания или опущения.

·                   «Чашечка» — широкий язык высунуть изо рта, затем прогнуть посередине, чтобы приподнялись вверх его передние и боковые края. Удерживать язык в таком положении 8-10 сек.

·                   «Воронка» — Если сразу не удается прогибание посередине широкого языка с одновременным поднятием его передних и боковых, можно попробовать свернуть язык узкой воронкой. В этом варианте упражнения передний край языка не приподнимается.

·                   «Чашечка в движении» — рот широко открыт, язык в этом положении выдвигается изо рта, затем задвигается обратно (повторить 4-5 раз).

·                   «Иголочка» — напряженный, прямой, суженный по краям язык высунуть вперед и удерживать в этом положении 8-10 сек., не давая языку расшириться и, не помогая ему зубами или губами.

·                   «Почисти зубы» — ритмическое проведение языком сначала по верхним, затем по нижним зубам в левую и правую стороны при сжатых губах.

·                   «Шаги» — рот широко открыт, губы в улыбке, язык поочередно ставится за верхние зубы, перед ними, за нижние зубы, перед ними, как будто шагает через них (повторить 4-5 раз).

·                   «Горка» — широкий язык поставить за передние нижние зубы, упереться в них и выгнуть спинку языка. Удерживать это положение в течение 8-10 сек. Не допускать поднятие языка за верхние зубы или нижнюю губу.

·                   «Часики» — узким языком поочередно дотрагиваться до правого и левого углов рта. Выполнять упражнения в медленном темпе, с усилием, можно под счет 4-5 раз.

·                   «Качели» — широкий язык прижать к верхней губе, будто стараясь дотянуться им до носа, затем наоборот, тянуться до подбородка, прижимая язык к нижней губе.

·                   «Сладкое варенье» — широким языком облизать поочередно верхнюю и нижнюю губы, двигаясь по кругу сначала в левую, затем в правую сторону.

·                   «Змейка» — узкий напряженный язык, как при упражнении «Иголочка», ритмично выдвигать вперед и снова убирать вглубь рта. Движения выполнять ритмично, с усилием, в медленном темпе, будто стараясь дотронуться до какого-то предмета (повторить 4-5 раз). При выполнении не придерживать язык губами.

·                   «Накажи непослушный язычок» — губы в улыбке, зажать широкий язык зубами, затем, открывая и закрывая рот, легко постучать по языку зубами (4-5 раз).

·                   «Орешек во рту» — при закрытом рте сильно упереться языком в левую и правую щеку так, будто во рту катается орех.

·                   «Лошадка» — рот открыт, широкий язык присосать к небу до появления щелчка, затем цокать языком медленно и сильно, растягивая подъязычную связку (8-10 раз). Если у ребенка не получается, можно положить на язык липкую конфету или жевательную резинку.

·                   «Грибок» — язык прищелкнуть к небу и пытаться удержать его в этом положении 5-10 сек.

·                   «Автомат» — быстрое ритмичное произнесение звуков «т-т-т» или «д-д-д». Рот при этом открыт, кончик языка упирается в верхние зубы и отталкивается от них, нижняя челюсть неподвижна.

Упражнения для развития речевого дыхания.

Упражнения выполняются в течение 5-7 минут в положении сидя или стоя, в удобной, расслабленной позе, без напряжения.

 

Дятел.

Пестрый дятел тук да тук,

Слышим мы знакомый звук.

Это с той зеленой ели

Раздается громкий стук.

Погладить нос (боковые части носа) от кончика к переносице – сделать вдох. На выдохе постучать по крыльям носа указательным пальцем (5-6раз).

 

Василек.

Распустился наш цветок –

Ярко-синий василек.

Ну, пойдем скорей гулять,

Аромат его вдыхать!

Сделать по 8-10 вдохов и выдохов через правую ноздрю, затем – через левую, по очереди закрывая отдыхающую указательным пальцем.

 

Бычок.

Вышел на лужок бычок

С черным пятнышком бочок.

Ты уж не бодайся,

С нами занимайся!

Сделать вдох носом. На выдохе протяжно тянуть звук (м), одновременно постукивая пальцами по крыльям носа.

 

Замочек.

Дверь с тобой мы закрываем,

На замочек запираем.

Не успели мы закрыться,

Кто-то в дверь уже стучится.

При вдохе оказывать сопротивление входящему воздуху, надавливая на крылья носа пальцами. Во время более продолжительного выдоха сопротивление должно быть переменным за счет постукивания по крыльям носа.

Гномик.

Наш веселый добрый гном

Часто размышляет.

Звуки «ба-бо-бу» и «гм-м-м»

Вслух он повторяет.

Спокойный вдох через нос. На выдохе одновременно с постукиванием по крыльям носа произнести «ба-бо-бу» и «гм-м-м».

Шарик.

Будто шариком играем;

Наш животик мы сдуваем.

Дружно все вздохнули:

Шарик наш надули.

Быстро втянуть внутрь живота брюшные мышцы, одновременно сделав резкий выдох через нос (3-4 раза).

 

Доктор.

Горлышко свое мы

Доктору покажем.

Чтобы все увидел –

«А-а-а» ему мы скажем.

Во время выдоха широко раскрыть рот и, насколько возможно, высунуть язык, стараясь кончиком его достать до подбородка, произнести « а-а-а» (5-6 раз).

Обогащение словаря.

Пополнение словарного запаса может включать в себя использование различных игр, где ребенок принимает непосредственное участие, использование потешек, скороговорок, чистоговорок, сказок небольших стихотворений.

Скороговорки.

А

Актер театра.

        

Алеша Ульяне

сигнал подает,

Ульяна услышит –

Алешу зовет.

Аист с нами прожил лето,

А зимой гостил он где-то.

Б

Белые бараны били в барабаны.

Купила бабуся бусы Марусе.

Забавной обезьяне

бросили бананы.

Бросили бананы

Забавной обезьяне.

Отлежал бычок бочок.

Не лежи, вставай, бычок!

В

В зимний холод

Всякий молод.

Уточка – вертихвостка

Ныряла да выныривала,

Выныривала, да ныряла.

Г

Га-га-га! –

Гогочет гусь.

Я семьей своей горжусь!

На иве галка,

На берегу – галька.

Гусь Гога

И гусь Гага

Друг без друга

Ни шага.

Д

Дятел дуб долбил,

Да не додолбил.

Дарья дарит Дине дыни.

Дятел дерево долбит,

День-деньской кору дробит.

Дед Данила делил дыню:

Дольку – Диме,

Дольку – Дине.

Е

Еле-ле-

Ели-зар

Едет-едет

На базар.

А с базара,

А с базара

Не догонишь

Ели-зара.

Еле-еле Лена ела,

Есть из лени не хотела.

Ж

-Еж, еж, где живешь?

Еж, еж, что несешь?

У ежа – ежата,

У ужа – ужата.

Слишком много ножек

У сороконожек.

Жук упал

и встать не может,

Ждет он,

кто ему поможет.

Задрожали зайки,

Увидев волка на лужайке.

З

Зоиного зайку

Зовут Зазнайка.

У Зины болит зуб,

Она не может есть суп.

Змея шипит,

А жук жужжит.

И, Й

Иней лег на ветви ели,

Иглы за ночь побелели.

Играл Егорка с Игорьком –

Скатился с горки кувырком.

Тащил Авдей мешок гвоздей,

Тащил Гордей мешок груздей.

К

Клубок упал на пол.

Кот катал клубок.

Кошка Крошка на окошке

Кашку кушала по крошке.

Покатил Костя

В Кострому в гости.

Вот веселый колобок

Покатился, как клубок.

Л

Леня лез по лесенке,

Срывал Леня персики.

Лена искала булавку,

А булавка упала под лавку.

Лиса по лесу шла,

Лиса лычки драла,

Лиса лапотки плела.

М

Мед в лесу медведь нашел,

Мало меду – много пчел.

Наши руки были в мыле.

Мы посуду сами мыли,

Мы посуду мыли сами,

Помогали нашей маме.

Не жалела мама мыла,

Мама Милу мылом мыла.

Н

Мандаринки у Маринки,

У Маринки – мандаринки.

Соня-незнайка,

А Зина – зазнайка.

О

В зимний холод всякий молод.

Чем меньше слов,

Тем больше дров.

П

Петя пилил пилой пень.

Пара птиц порхала, порхала –

Да и выпорхнула.

Рыбы в проруби – пруд пруди.

У пеньков опять пять опят.

Из-под пилки сыплются опилки.

Р

Варвара варенье доваривала,

Ворчала и приговаривала.

На горе Арарат

растет крупный виноград.

Орел на горе, перо на орле.

Проворонила ворона вороненка.

Роет землю старый крот,

разоряет огород.

Тридцать три вагона в ряд

Тараторят, тараторят,

Тараторят, тарахтят.

С

Вася косил косилкой

спелый овес.

Сеня вез воз сена.

Саша любит сушки,

Соня – ватрушки.

У Сени и Сани

в сетях сом с усами.

У осы не усы, не усище,

А усики.

Спит спокойно старый слон,

Стоя спать умеет он.

Спасибо, мороз,

Что снегу нанес.

Т

От топота копыт

Пыль по полю летит.

Грабли-грести,

Метла – мести,

Весла – везти,

Полозья – ползти.

У Тамары – тараторки

33 скороговорки.

Только Таня утром встанет,

Танцевать Танюшу тянет.

Что тут долго объяснять! –

Таня любит танцевать.

У

Стала утка на пруду

Учить своих утят;

Утята плавать на виду

У мамы не хотят.

Летел на болото

Носатый удод,

Глядел на удода

Усатый Федот.

Ф

У Фани – фуфайка,

У Феди – туфли.

Флот плывет к родной земле,

Флаг на каждом корабле.

Х

Муха – горюха

Села на ухо.

Прохор и Пахом

Ехали верхом.

Хохотушка буква Х

Рассмеялась:

— Ха-ха-ха!

Ц

Бегают две курицы

Прямо на улице.

В цветнике цветут цветы.

Очень часто бьются

У Танечки блюдца.

Из соседнего колодца

Целый день водица льется.

У кольца нет конца.

Цыпленок цапли

цепко цепляется за цепь.

Ч

Пекарь пек калачи в печи.

У нас в печурочке

Золотые чурочки.

Шубка овечки

Теплее любой печки.

Часовщик, прищурив глаз,

Чинит часики для нас.

Чайные чашки в печали,

Стуча и бренча, закричали.

Черепаха, не скучая,

Час сидит за чашкой чая.

Ш

В шалаше шесть шалунов.

Шапка да шубка –

Вот и весь Мишутка.

Шишки скользкие шуршали,

Шумно шлепались с сосны.

Саша шапкой шишку сшиб.

Пыхтит, как пышка,

Наш пухлый Мишка.

Простоквашу дали Клаше.

Недовольна Клаша:

«Не хочу я простоквашу,

Дайте просто кашу».

Щ

Волки рыщут,

Пищу ищут.

Мой руки чище и чаще.

Щеткой чищу я щенка,

Щекочу ему бока.

Щипцы да клещи –

Вот наши вещи.

Этой щеткой чищу зубы,

Этой щеткой башмаки,

Этой щеткой чищу брюки,

Все три щетки мне нужны.

Щуку я тащу, тащу,

Щуку я не отпущу.

Ы

Мыла Мила мишку мылом,

Мила мыло уронила.

Милая Мила мылась мылом.

Ю

Юла возле Юльки

Крутится, поет,

Юле и Юре спать не дает.

Я

Ящерка яблоки на ярмарку везла.

Яхта легка и послушна моя,

Я бороздить на ней буду моря.

 

Дидактическая игра «Добавь словечко».

 

Мама сыплет соль в солонку.

Масло я кладу в …

Много хлеба в хлебнице,

А конфет в …

Льется чай из чайника,

Кофе — из …

Вот салат в салатнице,

А сухарь в …

Вот идет усатый кот

И ведет …

На поляне рыжий лис,

А рядом два …

Белка спит в дупле с …

Зайчиха прыгает с …

Придумала я три словечка:

Река, реченька и речка.

Ну а хитренький мальчонка

Подсказал слово …

Бородатый старичище

Вдруг назвал слово …

А с косичками девчушка

Слово вспомнила …

У реки песок какой?

Все ответили …

На реке цветы какие?

Ну, конечно же …

А вода в реке какая?

Ясно всем, она …

Пальчиковые игры (развитие мелкой моторики).

·                   Различные игры с пальчиками (сгибание, разгибание, массаж, катание мячика – «ежика» в руках.

·                   Можно изготовить пальчиковый бассейн (в большой коробке из-под обуви делается несколько отделений, каждое из которых заполняется различными материалами, например, шишками, желудями, рисом, горохом, песком и т.д.

·                   Погрузить пальцы в песок или воду и легкими движениями создавать «волны».

·                   Использовать логоритмические упражнения – рассказывание стихов с помощью рук.

Мы большой арбуз купили (показываем какой большой арбуз)

И домой скорей пошли (шагаем).

Там его мы долго мыли (показываем как моем арбуз),

Обтирали как могли (показываем как обтираем),

Разрезали вдоль полосок, (действия

А потом и поперек. соответствуют

По щекам и подбородку проговариваемому),

Сладкий сок арбузный тек.

Едем, едем на машине,

Нажимаем на педаль.

Газ включаем, выключаем,

Смотрим пристально мы вдаль.

Дворники счищают капли

Вправо-влево, чистота,

Волосы ерошит ветер,

Мы шоферы хоть куда!

Ананас похож на шишку,

Хомячок похож на мышку.

Вертолет — на стрекозу,

Антилопа — на козу.

Маленький верблюд — на ламу,

Ну, а я похож на маму.

Фонетическая ритмика – сиситема специальных упражнений, сочетающая речь и движение, где проговаривание речевого материала (звуков, слогов, слов, текстов) сопровождается движениями (рук, ног, головы, корпуса).

В комплекс утренней гимнастики или при изучении букв и звуков можно включать упражнения на выделение фонем.

«А» — дети вытягивают руки вперед, соединив ладони. Произнося гласный, они плавно разводят руки в стороны ладошками вверх. Интонация радости.

«О» — дети соединяют опущенные руки перед собой так, чтобы кончики пальцев касались друг друга. Произнося гласный, они плавно поднимают руки вверх и соединяют их в кольцо над головой. Интонация удивления.

«У» — и.п. руки согнуты на уровне груди, ладошки повернуты от себя. Произнося звук, дети давящим движением выпрямляют руки вперед и вниз. Интонация угрозы.

«Цапля» — «цап»- дети делают хватательное движение к себе.

«ля» — делают одно вращательное движение кистями рук («фонарик»).

Развитие фонематического слуха.

«Спрячь ручки» — прятать руки в песок или воду, услышав заданный звук.

«Слоговые дорожки» — рисовать круги на песке и воде, проговаривая слоговые дорожки.

«Водолаз» — со дна таза ребенок достает, называет и откладывает разные игрушки, предметы или специальные картинки для игр в воде с дифференцируемыми звуками.

«Два моря» — таз делится перегородкой на две части. Ребенок опускает предметы или игрушки с дифференцируемыми звуками в разные моря ( например, в море «с» или море «з»).

«Ширма» — за ширмой взрослый прячет некоторые предметы, которые могут звучать, например, колокольчик, барабан, стеклянная банка, деревянный кубик. Педагог издает звук при помощи предмета, а дети должны догадаться, какой предмет прозвучал.

Формирование слоговой структуры слова.

«Полоски» — ребенок чертит заданное количество полосок, а затем по их количеству придумывает слово. Можно рисовать полоски на воде. Тогда задача усложняется, т.к. нужно удерживать в памяти количество полосок.

«Рассели картинки в домик» — дети учатся выделять первый и последний звуки в слове и соотносить их со схемой.

«Исправь ошибку» — логопед чертит ошибочное количество полосок. Ребенок анализирует количество слогов в слове и исправляет ошибку, добавляя или убирая лишнюю полоску.

Формирование лексико-грамматического строя речи.

«Подбери слово» — ребенок обнаруживает спрятанные (в воде или песке) различные предметы или игрушки и подбирает к их названиям прилагательные, согласовывая их с существительными.

Возможно использование пиктограмм, например

Рисунок – заяц,

задание – назови ласково,

образец ответа – заинька, зайчик, зайчишка.

«Кто (что) лишний (-ее)? – найти среди животных того, кто чем-то отличается от остальных (волк, рысь, лиса,собака).

Коррекция дисграфии.

·                    Игра «На что похож предмет»?

·                    Срисовывание серии изображений.

·                    Находить сходства и различия по предъявляемым рисункам.

·                    Из представленных элементов сложить буквы.

·                    Реконструирование букв (Р в В, Ж в К).

·                    Применение изограмм (обведи рисунок по точкам; прочитай слово).

Развитие связной речи.

·                    Деформированные предложения, текст.

·                    Игра в «потому что» — где взрослый начинает предложение, а ребенок, начиная со слов «потому что», продолжает.

·                    Использование картинок – символов при пересказе или составлении рассказа (сказки).

·                    Составление рассказа по плану.

План рассказа:

— семечко; — способы ухода; — всходы; — плоды.

·                       Загадки – описания:

Форма – овальная, величина – большая, цвет – рыжий, мех – пушистый, живет – в норе.

nsportal.ru

АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА

 


       

        Артикуляционная гимнастика выполняется как на логопедических занятиях, так и дома, ежедневно в течение 15-20 минут под контролем родителей, которые следят за качеством выполняемых ребёнком движений: правильностью, точностью, плавностью и темпом выполнения.

Для занятий ребёнку нужны:

1) Зеркало на подставке.

Выполняя перед ним упражнения, ребёнок видит движения и положение органов артикуляции и может их контролировать. 

2) Салфетки или носовой платок.

При активном выполнении упражнений имеет место повышенная саливация ( слюноотделение).

3) Рекомендованные логопедом приспособления для развития речевого дыхания.

     Руки ребёнка во время занятий должны быть чистыми.

                      КОМПЛЕКС АРТИКУЛЯЦИОННЫХ УПРАЖНЕНИЙ:

1) «ТОЛСТЯЧКИ» — надуть щёки и удерживать их в таком положении на счёт 1…7 (10), то есть в течение 7-10 секунд. Считает при этом взрослый.

2) «ХУДЫШКИ» — втянуть щёки в себя и удержать на счёт 1…7 (10)

3) «ТОЛСТЯЧКИ-ХУДЫШКИ» — попеременно выполнять упражения №1 и №2.

4) «УЛЫБКА» — улыбнуться, растянув широко губы (зубы не выдны), удержать положение на счёт 1…7 (10). 

5) «БУБЛИК» — произнести беззвучно звук «О» и удержать положение на счёт 1…7 (10).

6) «ДУДОЧКА» — вытянуть вперёд губы (губы сомкнуты), и удержать на счёт 1…7 (10)

7) » ХОБОТОК «- вытянуть вперёд губы ( губы немного разомкнуты) и удержать на счёт 1…7 (10).

8) » ЗАБОРЧИК » — улыбнуться, растянуть широко губы ( зубы хорошо видны) иудержать на счёт 1…7 (10).

9) «ДУДОЧКА-ЗАБОРЧИК» — попеременно выполнять упражнения №6 и №8.

10) » ПОЦЕЛУЕМ МАМУ» — вытянуть губы ( см. упражнение №6) как можно дальше и с силой их разомкнуть 7 — 10 раз.

 11) » УТЁНОК » — вытянуть вперёд губы, положив на их уголки середины указатльных пальцев. Соединить пальцы, сжимая губы, и удержать положение на счёт 1…7 (10).

12) » ГУБЫ ТАНЦУЮТ «- положить один указательный палец на верхнюю губу, другой — на нижнюю ( концы пальцев смотрят друг на друга ). Сдвигать губы встречными движениями пальцев 7 (10) раз.

13) » РАСЧЁСКА » захватить нижними зубами верхнюю губу и «причесать» 7 (10) раз. Затем «причесать» верхними зубами нижнюю губу.

14) » ПТЕНЧИК » — широко раскрыть рот, удержать широкий расслабленный спокойный язык за нижними зубами на счёт 7… (10).

15) » МЕСИМ ТЕСТО » — раскрыть рот, положить язык на нижнюю губу и пошлёпать по нему губами с произнесением: «пя-пя-пя» 7 (10) раз.

16) » БЛИНЧИК » — раскрыть рот, положить широкий раслабленный язык на нижнюю губу так, чтобы боковые края языка касались уголков губ. Удержать положение на счёт 7… (10).

17) » МАЛЕНЬКИЕ КАЧЕЛИ » — раскрыть рот, попеременно поднимать язык к бугоркам (альвеолам) за верхними зубами и опускать к бугоркам нижними 7 (10) раз.

18) » БОЛЬШИЕ КАЧЕЛИ » — раскрыть рот, попеременно поднимать язык вверх к верхней губе и опускать к нижней 7 (10) раз.

19) » ЧАСИКИ » — раскрыть рот, попеременно сдвигать язык то к правому уголку губ, то к левому 7 (10) раз.

20) » ВКУСНОЕ ВАРЕНЬЕ » — облизывать языком то верхнюю, то нижньь губы по кругу 7 (10) раз.

21) » СТУПЕНЬКИ » :

1 ступенька — широкий язык положить на верхнюю губу и удержать на счёт
 1…7 (10).
2 ступенька — перевести широкий язык за верхние зубы под губу и удержать
 на счёт 1…7 (10).
3 ступенька — первести широкий язык за верхние зубы и удержать на счёт
 1…7 (10).

22) » МАЛЯР » — раскрыть рот, поднять язык к нёбу и сильно прижать. Кончиком прижатого языка совершать движения, как кисточкой, от зубов к горлу 7 (10) раз.

23) » ГОРКА » — раскрыть рот, кончик языка заправить за нижние зубы. Середину языка выгнуть дугой между зубами и удержать на счёт 1…7 (10).

24) » ТРУБОЧКА» — раскрыть рот, положить широкий язык на нижнюю губу. Загнуть вверх боковые края языка и удержать на счёт 1…7 (10).

25) » ЧАШЕЧКА » — раскрыть рот, поожить широкий язык на нижнюю губу. Приподнять вверх кончик и боковые края языка и удержать на счёт 1…7 (10).

26) » КОШКА ЛАКАЕТ МОЛОКО » — положить широкий язык на верхнюю губу и быстро её поглаживать кончиком языка сверху вниз 7… (10) раз.

27) » ИНДЮКИ БОЛТАЮТ » — выполнять упражнение № 26 с одновременным произнесением:» бл-бл-бл» 7 (10) раз. Движение языка сверху вниз.

28) » ГРИБОК » — раскрыть рот, присовать кончик языка к нёбу и удержать его на счёт 7…(10).

29) » ЛОШАДКА» — раскрыть рот, присосать кончик языка к нёбу. Громко поцокать языком, с силой отрывая его от нёба 7 (10) раз.

30) » ГАРМОШКА » — раскрыть рот, присосать кончить языка к нёбу и, не отрывая его, поднимать и опускать нижнюю челюсть 7 (10) раз.

31) » ИГОЛОЧКА » — раскрыть рот, вытянуть как можно дальше узкий язык и удержать на счёт 1…7 (10).

32) » ЗМЕЙКА» — раскрыть рот, быстро вытягивать как можно дальше и убирать в рот узкий язык 7 (10) раз.

33) » ФУТБОЛ » — рот закрыт, кончиком языка сильно упираться то в одну щёку, то в другую 7 (10) раз.

34) » АВТОМАТ » — принять положение губ и языка как в упражнении № 8. С силой упираться кончиком языка в бугорки (альвеолы) за верхними зубами, произнося быстро и длительно: «д-д-д».

35) » ПУЛЕМЁТ » — упражнение выполняется аналогично упражнению № 34, но со звуком: «т-т-т».

36) » ПАРАШЮТ » — на кончик носа положить очень маленький и пушистый кусочек ваты. Широкий язык поднять к верхней губе ( к губе не прижимать!) и, направляя по середине языка вверх на нос воздушную струю, плавно сдуть ватку.

logos-kate.ru

Артикуляционная гимнастика для детей и взрослых

Артикуляционные органы нужны для правильного произношения звуков. Благодаря их силе мы говорим сплошным потоком речи, а не вырываем отдельные звуки. С малых лет человек совершает множество манипуляций артикуляционным аппаратом, благодаря чему развивается речевой навык. Иногда у ребенка возникают трудности с произношением слов. Тогда на помощь приходит артикуляционная гимнастика – комплекс упражнений, направленных на развитие речи.

Цель артикуляционной гимнастики – развитие силы речевого аппарата, оттачивание верных движений органов, важных для четкого произношения звуков, слов, соединения их в единый поток речи.

Подбираем гимнастику правильно

Артикуляционная гимнастика для детей состоит из множества комплексов, каждый из которых направлен либо на общее формирование речи, либо на устранение речевых дефектов. Правильно составить комплекс может логопед. Но к нему обращаются, как правило, только при выявлении каких-либо недостатков.

Внимание! Если дефекты произношения кажутся вам слишком сильными, кроме логопеда, стоит посетить врача-невролога. Недостатки могут быть симптомами серьезных патологий.

Если здоровье в порядке, родители могут заниматься с ребенком в домашних условиях. Артикуляционные упражнения для детей развивают мышцы речевого аппарата и стимулируют активную и правильную речь.

Полезные советы

Артикулярная гимнастика будет полезна, если выполнять такие рекомендации:

  • Артикуляционные упражнения для детей нужно подавать в игровом стиле. В малом возрасте ребята еще не осознают, что гимнастика им необходима. Поэтому стараться и правильно выполнять просьбы родителей они будут, если им интересно.
  • Под каждое занятие можно распечатать красочные картинки, так интерес малыша усилится еще больше.
  • Ребенок не видит своего лица, поэтому желательно поставить перед ним зеркало.
  • Если малыш не справляется с упражнением языка, ему стоит помочь. Для этого его язык нужно направить в нужную сторону с помощью ложки или другого безопасного предмета.
  • Пока малыш еще не привык к занятиям, в комплексе должно быть не более 2-3 упражнений. Постепенно со временем можно добавлять по 1-2 упражнения за занятие.

Артикуляционная гимнастика для детей должна проводиться регулярно. Важно следовать таким правилам:

  • Занятия стоит проводить каждый день. Оптимальный вариант – 3-4 раза в день по 3-5 минут. При большей нагрузке малыш устанет.
  • Каждое упражнение должно повторяться не менее 5 раз.
  • Если подразумевается статическая нагрузка, нужно выполнять задание в течение 10-15 секунд.
  • В начале занятия ребенку нужно предложить самые простые упражнения, а потом постепенно переводить его к более сложным.
  • Если подопечный не может окончательно освоить какое-либо из упражнений, не стоит вводить в комплекс что-то новое. Нужно дождаться, пока малыш сможет выполнять уже присутствующие в комплексе упражнения.
  • Нельзя вводить в комплекс более 1 нового упражнения. Например, если занятие состоит из 2 упражнений, то за один раз можно ввести только одно, чтобы в сумме их было 3, но не более.
  • Оптимальная поза для выполнения упражнений – сидя, руки расслаблены, спина прямая. Но если ребенку не комфортно сидеть, нужно позволить ему стоять.
  • Малыш должен отлично видеть не только свое лицо, но и лицо родителя. Поэтому перед зеркалом должен находиться не только он, но и взрослый.
  • Родитель должен показать, как правильно делать упражнение, а затем контролировать правильность выполнения.

Сначала упражнения артикуляционной гимнастики могут даваться с трудом, но со временем малыш их полностью освоит.

Артикуляционная гимнастика для детей 3-4 лет

Малыши такого возраста не способны концентрироваться на чем-то длительный промежуток времени. Они очень быстро утомляются, поэтому в комплекс нужно включать по 2-3 упражнения. Вот оптимальные динамичные занятия для детей до 4 лет:

  • «Змейка». Скажите ребенку, чтобы он высунул язычок и тянулся им вперед как можно дальше. При этом он должен быть максимально узким, то есть напоминать маленькую змейку.
  • «Тесто». Ребенок должен расслабить язычок, уложив его на нижнюю губу. Затем нужно то открывать, то закрывать ротик. Язык должен находиться в одном и том же положении.
  • «Чистка зубов». Кончик языка должен скользить по верхнему и нижнему ряду зубов слева направо. Это упражнение повторяется по 2 раза с верхним и нижним рядом.
  • «Часы». Малыш должен с помощью языка имитировать часовой маятник. Для этого нужно приоткрыть рот, а затем кончиком языка касаться то правого, то левого уголка.
  • «Качельки». Это упражнение, очень похожее на предыдущее, только язычок должен то подниматься вверх, то опускаться вниз, имитируя качели.
  • «Хомячок». Ребенок должен надуть обе щеки, показывая хомячка, который кушает что-то. Затем нужно поочередно надувать то правую, то левую щеку.
  • «Шарики». Как и в прошлом упражнении, ребенок должен максимально надуть щеки. Затем попросите его, чтобы он ручкой слегка ударил по ним, чтобы воздух полностью вышел.

Все динамические упражнения выполняются в соответствии с рекомендациями, данными в предыдущем разделе. Вот несколько полезных статических занятий. Напоминаем, в статических упражнениях ребенок должен сидеть 10-15 секунд:

  • «Бегемотик». Малыш должен широко раскрыть ротик и остаться в такой позе.
  • «Улыбка». Попросите ребенка сильно улыбнуться, но при этом не показывая зубов, и замереть в таком положении.
  • «Хобот». Ребенок должен скрутить губы в трубочку, как уточка, и замереть в таком положении.
  • «Блинчик». Нужно полностью расслабить мышцы языка, уложив его на нижнюю губу, замереть в такой позе.
  • «Голодный хомячок». Полная противоположность упражнению «хомячок». Ребенок должен максимально втянуть щеки.

Для максимального эффекта статические и динамические занятия нужно менять. Чередуйте их, показывайте малышу все на своем примере, параллельно проводите логичные ассоциации. Например, упражнение «Хобот» можно ассоциировать с маленьким слоненком.

Артикуляционная гимнастика для детей 5-7 лет

Дети от 5 лет, если с ними занимались ранее, уже хорошо подготовлены к выполнению упражнений, поэтому время занятий можно продлить на 3-5 минут. Упражнения из предыдущего комплекса вполне подойдут для этой возрастной категории, но их нужно постоянно дополнять. И делать это можно с помощью таких упражнений:

«Заборчик». Как в одном из предыдущих упражнений, ребенок должен широко улыбнуться. Отличие в том, что теперь зубы должны быть максимально обнажены.

«Парус». Ребенок должен кончик языка опереть о верхние зубки, замерев в таком положении.

«Маляр». Малыш должен представить, что его язычок – это кисточка, с помощью которой он должен покрасить небо. Кончиком языка нужно проводить по небу от горла к зубам.

«Индюк». Малыш должен двигать языком по верхней губе вправо и влево в быстром темпе.

«Чашка». Ребенок должен широко раскрыть ротик, поднять язычок вверх, но при этом не задевать им зубки.

«Варенье». Ребенок должен представить, что его верхняя губа испачкалась в варенье. Язычком нужно слизать лакомство. Для более творческого подхода и заинтересованности малыша его губу действительно можно измазать в варенье.

«Дятел». Ребенок должен представить, что его язычок – это клюв дятла. Им нужно в быстром темпе стучать по верхнему ряду зубов.

«Лошадка». Малыш должен «цокать» язычком, имитируя стук лошадиных копыт. С первого раза это упражнение может не получиться, но со временем он его полностью освоит.

«Грибок». Малыш должен «приклеить» язычок к небу и остаться в таком положении на несколько секунд.


«Гармошка». Сначала ребенок должен принять позу из предыдущего положения. Затем ему нужно несколько раз открыть и закрыть ротик.

В 3-4 года уже можно понять, насколько активно и правильно развивается детский артикуляционный аппарат, есть ли у ребенка отклонения. Артикуляционная гимнастика – это способ ускорить развитие речи, не допустить появления недостатков.

Но если они уже имеются, наилучшим вариантом будет визит с ребенком к доктору. Он составит индивидуальную программу занятий, подберет оптимальные упражнения, объяснит, можно ли заниматься в домашних условиях или лучше отдать инициативу в руки педагогов-логопедов.

Упражнение для детей от 7 лет

Развитие артикуляции связано с постоянным закреплением предыдущих результатов и освоением новых упражнений. Поэтому к предыдущей программе можно добавить и новые занятия:

  1. «Кролик». Ребенок должен сильно сомкнуть зубки, приподняв верхнюю губу, чтобы приоткрыть резцы. В таком положении нужно замереть.
    Можно чередовать упражнения «Улыбка» и «Трубочка».
  2. «Пятачок». Нужно вытянуть губы трубочкой, как уточка, а затем плотно сомкнутыми губами вращать по кругу в разные стороны.
  3. «Рыбка». Ребенок должен имитировать движения губами рыб. Для этого он должен беззвучно хлопать губами.
  4. «Злая лошадка». Нужно изображать «фырканье» лошади. Для этого необходимо вдохнуть как можно больше воздуха и с силой выдохнуть его ртом, не раскрывая его. Губы начнут вибрировать, имитируя лошадку. Ребенок должен широко раскрыть рот, а затем втягивать губы внутрь как можно дальше.
  5. «Кошечка». Язычок ребенка должен изображать кошку, которая сердится и поэтому выгнула спинку. Для этого малыш должен приоткрыть ротик, кончик языка опереть о нижние зубки, чтобы спинка язычка смотрела вверх.
  6. «Покалывание». Нужно плотно закрыть ротик, кончиком языка покалывая то одну, то вторую щеку.

Цель артикуляционной гимнастики – это выработка правильной речи. Если проблемы не устранены в детстве, то такая методика применяется и во взрослом возрасте. Хотя в большинстве случаев в лечении дефектов у взрослых людей может помочь только врач.
Эффективность выполняемых упражнений будет заметна уже через 2-3 месяца регулярных занятий. Но при этом важно, чтобы ребенок выполнял их с интересом и правильно.

vseorechi.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *