Картотека (старшая группа) на тему: Игры на развитие произвольной сферы дошкольников

ИГРЫ, НАПРАВЛЕННЫЕ НА РАЗВИТИЕ

ПРОИЗВОЛЬНОЙ СФЕРЫ ДОШКОЛЬНИКОВ

«Графический диктант»

Цель: Вырабатывать у детей умение внимательно слушать и четко выполнять указания взрослого, не отвлекаясь на посторонние раздражители. Учить работать под диктовку и самостоятельно по образцу.

Подготовьте тетрадные листы в клеточку. На них поставьте точки в начале строки. Дайте детям карандаши и скажите: «Я буду говорить, в какую сторону и на сколько клеток провести линию. Каждую новую линию начинай там, где кончилась предыдущая, не отрывая карандаш от бумаги»

Пример: «Поставь карандаш на точку. Рисуй! Одна клетка вверх. Одна клетка направо. Одна клетка вверх. Одна клетка направо. Одна клетка вниз. Одна клетка направо. Одна клетка вниз. Одна клетка направо. Дальше продолжай самостоятельно рисовать этот узор до конца строки».

«Лабиринт»

Предложите ребенку нарисованные на листе бумаги лабиринты. Задача заключается в том, чтобы как можно быстрее выбраться из каждого лабиринта.

Правила игры.

1. В начале работы поставь карандаш в центр лабиринта и, пока выход не будет найден, не отрывай карандаш от бумаги.

2. Сразу начинай движение карандашом, на пытаясь предварительно просматривать путь следования.

3. Не задевай линии лабиринта, не пересекай их.

4. Нельзя поворачивать назад.

«Палочки и крестики»

Цель: Развитие уровня саморегуляции и самоконтроля.

Приготовьте для ребенка (или группы детей) тетрадный лист в клеточку с полями и попросите его писать палочки и крестики так, как это записано в образце, в течение 5 минут

I + I + I – I + I + I – I

Правила игры.

1. Писать крестики и палочки точно в такой же последовательности, как в образце.

2. Переходить на другую строчку только после знака “–“.

3. Нельзя писать на полях.

4. Каждый знак следует писать в одной клеточке.

5. Соблюдать расстояние между строчками – 2 клеточки.

«Да и нет»

Цель: Развитие умения ребенка действовать по правилу.

Взрослый задает ребенку вопросы. Отвечая на вопросы, ребенку нельзя говорить слова «да» и «нет».

Пример вопросов:

1. Ты хочешь идти в школу?

2. Ты любишь смотреть мультфильмы?

3. Тебе нравится играть?

4. Ты любишь мороженное?

5. Тебя зовут Света? И т. п.

«Копирование образца»

Цель: Развивать произвольную сферу, учить работать самостоятельно по образцу.

Ребенка просят скопировать нарисованный взрослым на листе бумаги графический образец.

«Тропинка»

Цель: Развивать произвольное поведение, дисциплинированность, организованность, сплоченность.

Дети берутся за руки, образуя круг, и по сигналу ведущего начинают движение по кругу в правую сторону до тех пор, пока ведущиё не произнесет слово-задание. Если ведущий говорит: «Тропинка! », все дети становятся друг за другом и кладут руки на плечи впереди стоящего. Если ведущий говорит: «Копна! », — дети направляются к центру круга, выставив руки вперед. Если говорит: «Кочки! », дети приседают, положив руки на голову. Задания ведущим чередуются.

«Расставить посты»

Цель: Способствует развитию произвольного поведения, организации и успокоению.

Дети маршируют друг за другом. Впереди идет командир. Когда командир подаст сигнал (хлопнет в ладоши и т. п., идущий последним ребенок должен немедленно остановиться и стоять на посту, не двигаясь, а остальные продолжают ходьбу. Так командир расставляет все детей в задуманном им порядке) линейка, круг, по углам). Затем назначается новый командир.

«Четыре стихии»

Цель: Способствует развитию произвольного поведения, организации.

Играющие встают в круг. Ведущий объясняет правила игры: если он скажет слово земля, все должны опустить руки вниз, если слово «вода» – вытянуть руки вперед, слово «воздух» — поднять руки вверх, слово «огонь» — произвести вращение в лучезапястных и локтевых суставах.

 «Раскрась фигуры»

Цель: Развивать произвольную регуляцию деятельности, терпеливость при выполнении малоинтересной и монотонной работы.

Ребенку показывают лист с нарисованными геометрическими фигурами и просят закрасить цветными карандашом каждую из них. Предупредите ребенка, что он должен делать это очень аккуратно, время не имеет значения. Как только ребенок начинает проявлять небрежность, работа прекращается.

Ребенок 6-7 лет аккуратно закрашивает 15-20 фигур. Это хороший показатель произвольной регуляции деятельности.

«Раскрась»

Цель: Развитие произвольной сферы, произвольного внимания.

Ребенку (детям) дают лист бумаги, цветные карандаши и просят его нарисовать в ряд 10 треугольников. Когда эта работа будет завершена, ребенка предупреждают о необходимости быть внимательным, так как инструкция произносится только один раз: «Будь внимательным, заштрихуй красным карандашом третий, седьмой и девятый треугольники». Можно придумывать и усложнять задания для детей, вводя несколько правил.

«поскакать на одной ножке» и т. п.

«Замри! «

Цель: развитие произвольного внимания и произвольных движений.

Играет веселая музыка. Дети подпрыгивают и свободно двигаются в такт музыке. Внезапно музыка обрывается, и дети замирают в тех позах, в которых застал из музыкальный перерыв. Затем через минуту снова включается музыка и игра продолжается. В конце выбирается самый внимательный — победитель.

«Слушай хлопки»

Цель: развитие произвольного внимания и поведения.

Играющие идут по кругу. Когда ведущий хлопнет в ладоши 1 раз – они приседают, два раза – вытягивают руки вверх, три раза – замирают. После выполнения команды движение «поскакать на одной ножке» и т. п.

«Замри! «

Цель: развитие произвольного внимания и произвольных движений.

Играет веселая музыка. Дети подпрыгивают и свободно двигаются в такт музыке. Внезапно музыка обрывается, и дети замирают в тех позах, в которых застал из музыкальный перерыв. Затем через минуту снова включается музыка и игра продолжается. В конце выбирается самый внимательный — победитель.

«Слушай хлопки»

Цель: развитие произвольного внимания и поведения.

Играющие идут по кругу. Когда ведущий хлопнет в ладоши 1 раз – они приседают, два раза – вытягивают руки вверх, три раза – замирают. После выполнения команды движение

И тут на помощь приходит общение с взрослым. Родители и педагоги объясняют малышу, что можно делать, чего нельзя, что хорошо и что плохо. Но такие методы обучения нравственности редко приводят к успешному формированию произвольного поведения.

Ребенка нужно увлечь, он сам должен захотеть соблюдать конкретные правила и установки.

Интересные упражнения на развитие произвольности поведения научат дошкольника долго придерживаться заданного правила, пока задание не будет выполнено.

Очень эффективным средством в данном процессе считается продуктивная деятельность. Дети очень любят рисовать, лепить, делать различные поделки в виде аппликации и так далее.

В процессе продуктивной деятельности ребенок видит результаты своего творчества, хочет увидеть и его завершение, что получится в итоге. Это стимулирует его для окончания проекта, что ведет к формированию произвольных качеств.

nsportal.ru

Консультация на тему: Игры на развитие произвольности детей старшего дошкольного возраста.

Игры на развитие произвольности детей старшего дошкольного возраста

«Звучащая игрушка»

Цель: развитие произвольности и самоконтроля, быстро и точно реагировать на сигнал, развитие умения контролировать свои действия.

        Взрослый обращает внимание детей на музыкальные инструменты, которые находятся на столе. Просит назвать те, из них какие дети знают. Сейчас я вам сыграю на каждом, чтобы вы послушали и запомнили, как они звучат. А теперь я поставлю ширму,  вы слушайте. Ваша задача — определить, какой из музыкальных инструментов прозвучал. Отвечать будет тот, кого я назову.

«Ответь по сигналу»

Цель: коррекция импульсивности, развитие волевой регуляции

        Ребенку задают любые несложные вопросы, но ответит  он не сразу, а только когда увидит условный сигнал. Если же вы задали вопрос, но не подали сигнал, ребенок  молчит. 

«Прошепчи ответ»

Цель: развитие произвольности и самоконтроля, коррекция импульсивности

        Взрослый задает вопросы. Каждый, кто знает ответ, протягивает вперед руку, пальцы сжаты в кулак, а большой палец поднят вверх (показ).

Когда поднятых пальцев много, взрослый считает «Раз, два, три – шепотом говори». Задача детей — прошептать ответ.

«Самый внимательный»

Цель: развитие произвольного внимания, быстроты реакции, обучение умению управлять своим телом и выполнять инструкции.

        Дети берутся за руки и идут по кругу. По сигналу ведущего останавливаются, хлопают 4 раза в ладоши, поворачиваются и идут в другую сторону. Кто не успевает выполнить задание, выбывает из игры.

Важно добиться синхронности выполнения движений. Затем алгоритм движений можно усложнить или изменить.  

«Копна – Тропинка – Кочки»

Цель: развитие дисциплинированности, организованности, сплочённости

        Дети берутся за руки, образуя круг, и по сигналу ведущего идут по кругу до тех пор, пока ведущий не произнесёт слово-задание.

Когда ведущий говорит: «Тропинка!», все дети становятся друг за другом и кладут руки на плечи впереди стоящего.

Когда ведущий говорит: «Копна!», — дети направляются к центру круга, выставив руки вперёд.

Когда ведущий  говорит: «Кочки!», дети приседают, положив руки на голову.

Задания ведущим чередуются. Кто быстрее и точнее выполнит все задания, получит поощрительные очки. Чемпионом становится ребёнок, набравший наибольшее количество поощрительных очков.

«Кулак – ладонь – ребро»

Цель: развитие произвольного внимания, зрительно – моторной координации, коррекция импульсивности.

        По команде дети кладут ладони обеих рук на стол, сжимают их в кулаки, ставят ребром. Темп и последовательность положения рук меняются.

Затем взрослый путает детей: своими руками показывает одно, а говорит – другое. Дети должны внимательно слушать и не ошибаться.

«Пол – нос – потолок»

Цель: развитие пространственного восприятия, произвольного внимания

        Педагог произносит «пол», «нос», «потолок» и вместе с детьми указывает на них (руки вверх, к носу, руки вниз). Сначала педагог делает правильно, а затем начинает путать детей – говорить «пол», а показывать на нос. Дети должны быть внимательными и не ошибаться.

«Да и нет» — не говори

Цель: коррекция импульсивности, развитие произвольности, лабильности мышления, развитие воображения.

Дети по очереди ловят мяч и отвечают на вопрос, избегая слов «да» и «нет»

 «Молчу — шепчу – кричу»

Цель: коррекция гиперактивности, развитие волевой регуляции громкости речи и поведения.

        Ребенку предлагается действовать и говорить в соответствие с определенными знаками. Картинки- символы предварительно показать детям, рассказать значение их.

Можно предложить знаки: большой барабан – кричать, маленький барабан – шептать, барабан зачеркнут – молчать.

Можно предложить цветовые знаки: красный – молчать, желтый – шептать, зеленый – кричать.

Эту игру лучше заканчивать на этапе «молчу» или «шепчу», чтобы снизить игровое возбуждение при переходе к другим занятиям.

 «Слушай хлопки»

Цель: тренировка внимания и контроль двигательной активности.

        Все идут по кругу или передвигаются по комнате в свободном направлении. Когда ведущий хлопнет в ладоши один раз, дети должны остановиться и принять позу  какую-либо по договоренности.

Если ведущий хлопнет два раза, играющие должны изменить  позу 

На три хлопка играющие возобновляют ходьбу.

«Расскажем и покажем»

Цель: развитие слухового внимания, самоконтроля координации движений.

Дети выполняют движения под рифмовку.

Руку правую – на плечо

Руку левую – на бочок

Руки в стороны, руки вниз

И направо повернись

Руку левую – на плечо

Руку правую – на бочок

Руки верх, руки вниз

И налево повернись

Упражнение повторяется несколько раз

«Повторение ритма»

Цель: развитие произвольного внимания и контроля двигательной активности.

        Взрослый отстукивает (прохлопывает) любой ритмический рисунок, ребенок должен его повторить. Ребенок может слушать ритм с закрытыми глазами. Затем водящим становится ребенок. В конце игры детям задают вопрос: «Что было легче: задавать ритм или повторять?»

nsportal.ru

Подборка игр для развития произвольности у дошкольников

Подборка игр для детей старшего дошкольного возраста для коррекции произвольности, и внимания.

Одна из главных проблем в процессе развития детей дошколят — это неусидчивость, не способность фокусировать длительное время свое внимание.. Дети в возрасте 5-6 лет часто страдают неумением удерживать внимание. Им сложно сосредоточиться на чём-то одном. Любой процесс обучения переходит в пытку. Ребёнок постоянно отвлекается, балуется и не может запомнить необходимую информацию. Умение сосредоточить своё внимание играет огромную роль. Поэтому особенно важно использовать возраст 5-6 лет для развития внимания у детей. Это развитие является одним из основных для подготовки детей к школе. Развивать внимание так же важно, как и обучать чтению и письму.

Внимание – это сосредоточение сознания на каком – либо внешнем объекте. Это может быть что угодно – предметы, явления, отношения, чувства, или внутренний мир человека. Для сосредоточения внимания на каком-либо объекте необходимо приложить усилия, и собрать восприятие на чём-то одном. Внешний мир и уклад жизни окружает человека с рождения огромным количеством информации. Полностью усваивать все это человек не способен. Ему требуется система, которая помогает выделять самую главную и нужную информацию.

Зеваки (для детей с 5 лет)

Цель: развитие произвольного внимания, быстроты реакции, обучение умению управлять своим телом и выполнять инструкции.

Дети берутся за руки и идут по кругу. По сигналу ведущего останавливаются, хлопают 4 раза в ладоши, поворачиваются и идут в другую сторону. Кто не успевает выполнить задание, выбывает из игры. Важно добиться синхронности выполнения движений. Затем алгоритм движений можно изменить (3 притопа, поворот вокруг себя, 1 хлопок)

Молчу — шепчу — кричу (для детей с 5 лет)

Цель: коррекция гиперактивности, развитие волевой регуляции громкости речи и поведения.

Ребенку предлагается действовать и говорить в соответствие с определенными знаками. Заранее договоритесь об этих знаках. Например, когда вы прикладываете палец к губам, то ребенок должен говорить шепотом и передвигаться очень медленно. Если вы положили руки под голову, как во время сна, ребенку следует замолчать и замереть на месте. А когда вы поднимете руки вверх, то можно разговаривать громко, кричать и бегать.

Можно предложить цветовые знаки: красный – молчать, желтый – шептать, зеленый – кричать. Эту игру лучше заканчивать на этапе «молчу» или «шепчу», чтобы снизить игровое возбуждение при переходе к другим занятиям.

Говори по сигналу (для детей с 5 лет)

Цель: коррекция импульсивности, развитие волевой регуляции

Ребенку задают любые несложные вопросы, но отвечать он должен не сразу, а только когда увидит условный сигнал, например сложенные на груди руки или почесывание затылка. Если же вы задали вопрос, но не сделали оговоренное движение, ребенок должен молчать, как будто не к нему обращаются, даже если ответ вертится у него на языке. Условные сигналы можно изменять: отвечать после хлопка, стука под столом, притопа и т.д. Паузы следует чередовать – длинные с короткими.

Примечание. Во время этой игры-беседы можно достигать дополнительные цели в зависимости от характера задаваемых вопросов. Так, с интересом расспрашивая ребенка о его желаниях, склонностях, интересах, привязанностях, вы повышаете самооценку своего сына (дочери), помогаете ему обратить внимание на свое «я». 

Слушай команду (для детей с 5 лет)

Цель: развитие внимания, произвольности поведения.

Звучит спокойная, но не слишком медленная музыка. Дети идут в колонне друг за другом. Вне-запно музыка прекращается. Все останавливаются, слушают произнесенную шепотом команду ве-дущего (например: «Положите правую руку на плечо соседа») и тотчас же ее выполняют. Затем снова звучит музыка, и все продолжают ходьбу. Команды даются только на выполнение спокойных движений.   

Игра проводится до тех пор, пока группа в состоянии хорошо слушать и выполнять задание. Игра поможет воспитателю сменить ритм действия расшалившихся ребят, а детям — успокоиться и без труда переключиться на другой, более спокойный вид деятельности

Слушай хлопки (для детей с 5 лет)

Цель: тренировка внимания и контроль двигательной активности.

Все идут по кругу или передвигаются по комнате в свободном направлении. Когда ведущий хлопнет в ладоши один раз, дети должны остановиться и принять позу «аиста» (стоять на одной ноге, руки в стороны) или какую-либо другую позу. Если ведущий хлопнет два раза, играющие должны принять позу «лягушки» (присесть, пятки вместе, носки и колени в стороны, руки между ступнями ног на полу). На три хлопка играющие возобновляют ходьбу.

Расставь посты (для детей с 5 лет)

Цель: развитие навыков волевой регуляции, способности концентрировать внимание на определенном сигнале.

Дети маршируют под музыку друг за другом. Впереди идет командир, который выбирает на-правление движения. Как только командир хлопнет в ладоши, идущий последним ребенок должен немедленно остановиться. Все остальные продолжают маршировать и слушать команды. Таким образом, командир расставляет всех детей в задуманном им порядке (в линейку, по кругу, по углам и т. д.). Чтобы слышать команды, дети должны передвигаться бесшумно.

Расскажем и покажем (для детей с 5 лет)

Цель: развитие слухового внимания, самоконтроля координации движений.

 Дети выполняют движения под рифмовку.

Руку правую – на плечо

Руку левую – на бочок

Руки в стороны, руки вниз

И направо повернись

Руку левую – на плечо

Руку правую – на бочок

Руки верх, руки вниз

И налево повернись

     Упражнение повторяется несколько раз

Повторение ритма (для детей с 6 лет)

Цель: развитие произвольного внимания и контроля двигательной активности.

Взрослый отстукивает (прохлопывает) любой ритмический рисунок, ребенок должен его повторить. Ребенок может слушать ритм с закрытыми глазами. Затем водящим становится ребенок. В конце игры детям задают вопрос: «Что было легче: задавать ритм или повторять?»   

Прошепчи ответ (для детей с 5 лет)

Цель: развитие произвольности и самоконтроля, коррекция импульсивности

Взрослый задает вопросы. Каждый, кто знает ответ, протягивает вперед руку, пальцы сжаты в кулак, а большой палец поднят вверх (показ). Когда поднятых пальце много, взрослый считает «Раз, два, три – шепотом говори». Задача детей — прошептать ответ. Вопросы:

  • Какое сейчас время года?

  • Как называется наш город?

  • Как называется детеныш коровы?

  • Сколько лап у собаки?

  • Какие дни в недели выходные? И.т.д.

Невидящий — неслышащий

Цель: развитие внимания и произвольности, коррекция импульсивности

Ведущий дает команду: «Невидящий» — дети выполняют движения только по словесному сигналу. Когда говорит: «Неслышащий» — дети выполняют задание только по показу.

Схвати предмет (для детей с 5 лет)

Цель: коррекция импульсивности, баланс механизмов возбуждения и торможения.

Маленький предмет лежит на столе посередине. Двое кладут ведущие руки по разные стороны от предмета на одинаковом расстоянии. Ведущий называет различные числа. Когда называется, например, число 5, нужно схватить предмет.

Копна – Тропинка — Кочки (для детей с 5 лет)

Цель: развитие дисциплинированности, организованности, сплочённости

Дети берутся за руки, образуя круг, и по сигналу ведущего идут по кругу до тех пор, пока ведущий не произнесёт слово-задание. Если ведущий говорит: «Тропинка!», все дети становятся друг за другом и кладут руки на плечи впереди стоящего. Если ведущий говорит: «Копна!», — дети направляются к центру круга, выставив руки вперёд. Если говорит: «Кочки!», дети приседают, положив руки на голову. Задания ведущим чередуются. Кто быстрее и точнее выполнит все задания, получит поощрительные очки. Чемпионом становится ребёнок, набравший наибольшее количество поощрительных очков.

Рояль (для детей с 6 лет)

Цель: развитие внимания, тактильного восприятия, коррекция импульсивности, сплочение группы

Дети сидят в кругу, положив левую руку на правое колено соседа слева, а правую на левое колено соседа справа. Колени – клавиши. По часовой стрелке начинают хлопать ладошками по коленям соседей, увеличивая скорость. Если кто-то ошибся, то он убирает одну руку, если ошибся второй раз – выбывает из игры. Победит самый внимательный. Упражнение лучше выполнять, когда группа уже сплочена, дети доверяют друг другу.

Кулак – ладонь – ребро (для детей с 5 лет)

Цель: развитие произвольного внимания, зрительно – моторной координации, коррекция импульсивности.

По команде дети кладут ладони обеих рук на стол, сжимают их в кулаки, ставят ребром. Темп и последовательность положения рук меняются. Затем взрослый путает детей: своими руками показывает одно, а говорит – другое. Дети должны внимательно слушать и не ошибаться.

Пол – нос – потолок (для детей с 5 лет)

Цель: развитие пространственного восприятия, произвольного внимания

Психолог произносит «пол», «нос», «потолок» и вместе с детьми указывает на них (руки вверх, к носу, руки вниз). Сначала психолог делает правильно, а затем начинает путать детей – говорить «пол», а показывать на нос. Дети должны быть внимательными и не ошибаться.

infourok.ru

Игры и упражнения на развитие произвольности деятельности.

Упражнение 1. « Раскрась фигуры».

         Ребенку показывают бланк с нарисованными геометрическими фигурами и просят    закрасить цветным карандашом каждую из них. Предупредите ребенка, что он должен делать это очень аккуратно, время не имеет значения.

Как только ребенок начинает проявлять небрежность, работа прекращается.

Ребенок 6-7 лет аккуратно закрашивает 15-20 фигур. Это хороший показатель произвольной регуляции деятельности, терпеливости при выполнении малоинтересной и монотонной работы.

 

Упражнение 2. «Копирование образца».

         Попросите ребенка как можно точнее скопировать образец, представленный на бланке.

Анализируя результат, посмотрите, насколько число и расположение точек соответствует образцу. Возможно небольшое (но не более чем в 2 раза) увеличение или уменьшение общего размера рисунка. Большинство детей 6-7 лет справляются с этим заданием с небольшим отклонением точек от строки или колонки.

 

Упражнение 3. «Зачеркни фигуры».

          Детям предлагается бланк с предметами. Предлагается зачеркнуть все домики, мячики, елочки или только два любых предмета, по выбору педагога. Время работы ограничивается до 2,5 мин.

 

Упражнение 4. «Закончи ряд до конца».

          Детям выдаются бланки .Начало задания показано на образце. Задание: «Продолжите рисунок и закончите ряд».

 

Упражнение 5. ««Да» и «Нет» не говорить».

 Цель: Развитие умения действовать по правилам.

          Детям дается инструкция: «Сейчас я буду задавать вам вопросы, а вы должны мне на них правильно отвечать, но существует правило, при ответе на вопрос нельзя говорить «Да» и «Нет»». Примерные вопросы:

1.       Ты хочешь идти в школу?

2.       Ты любишь, когда тебе читают сказки?

3.       Ты любишь смотреть мультфильмы?

4.       Ты хочешь остаться еще на один год в детском саду?

5.       Ты любишь гулять?

6.       Ты любишь играть?

7.       Ты хочешь учиться?

8.       Ты любишь болеть?

      Чтобы правильно ответить на вопрос, ребенку необходимо постоянно, не отвлекаясь, удерживать в памяти условия игры и принятое им намерение отвечать определенным образом, контролировать свои ответы, сдерживать непосредственное желание ответить словами «да» и «нет» и одновременно обдумывать содержательный ответ.

 

 

Упражнение6. «Сделай так же».

        Детям предлагаются рабочие листы. Задание: «Соедините фигуры так же как на образце».

 

Игра 7. «Сосед!»

        Играющие, сидя или стоя (в зависимости от условий), образуют круг. По жребию выбирают водящего, который встает внутри круга. Он спокойно ходит по кругу, затем останавливается напротив одного из игроков и громко произносит: «Сосед!» Тот игрок, к которому обратился водящий, продолжает стоять (сидеть), не меняя положения. Водящий должен останавливаться точно напротив того ребенка, к которому он обращается. А оба его соседа должны поднять вверх одну руку: сосед справа – левую, сосед слева – правую, т.е. ту руку, которая ближе к игроку, находящемуся между ними. Если кто-то из ребят ошибся, т.е. поднял не ту руку или вообще забыл это сделать, то он меняется с водящим ролями. Игрок считается проигравшим, даже если он пытался поднять не ту руку.

 

Игра8. «Летает – не летает».

        Дети садятся или встают в круг. Ведущий (обычно это взрослый) объясняет правила игры: «Я буду называть предметы и спрашивать: «Летает?» Например: «Муха летает? Стол летает?» Если я назову предмет, который в самом деле летает, вы поднимите руки. Если я назову нелетающий предмет, не нужно поднимать рук. Пожалуйста, будьте внимательными».

Затем ведущий начинает игру: «Голубь летает?» — и поднимает руки. Дети говорят:»Летает» и тоже поднимают руки. «Автомобиль летает?» – спрашивает взрослый и провокационно поднимает руки. Дети, как правило повторяют этот жест и проигрывают.

Игра заключается в том, что дети должны сохранить бдительность во время уловок взрослого и всегда различать зрительный сигнал и содержание вопроса.

 

Игра 9. «Нарисуй домик».

         Ребенку предлагают как можно точнее срисовать домик, отдельные детали которого составлены из элементов прописных букв и цифр. Взрослый говорит: «Перед вами лежит лист бумаги и карандаш. На этом листе нарисуйте, пожалуйста, точно такую же картинку, какую вы видите на этом рисунке. Не торопитесь, постарайтесь быть внимательными, чтобы рисунок был точно таким же, как образец. Если вы что – то не так нарисуете, то не стирайте, а нарисуйте поверх неправильного или рядом правильно».

        При сравнении рисунка с образцом следует обращать внимание:

 А) на соотношение размеров деталей,

 Б) на присутствие всех деталей,

 В) на правильность изображения  – нет ли зеркального отражения, не путает ли  ребенок верх и низ,

 Г) на количество деталей и способ их изображения – считает ли ребенок или    рисует на «глазок».

 

Игра 10. «Скучно, скучно так сидеть»

Цель: Развитие раскованности; тренировка самоорганизации.

Вдоль противоположных стен комнаты расставлены стулья. Возле одной – по количеству детей, возле другой – на один стул меньше. Дети садятся на стулья вдоль стены. Ведущий читает стишок:

Скучно, скучно так сидеть.

Друг на друга все глядеть;

Не пора ли пробежаться

И местами поменяться.

Как только ведущий заканчивает читать, все дети бегут к противоположной стене и стараются занять стулья. Проигрывает тот, кто остался без стула. Продолжая игру, каждый раз нужно убирать по одному стулу

infourok.ru

Картотека на тему: Упражнения и игры по развитию произвольности детей 6-7 лет

Рекомендации педагога-психолога по развитию произвольности

детей 6-7 лет. Упражнения и игры.

Упражнение 1. « Раскрась фигуры».

         Ребенку показывают бланк с нарисованными геометрическими фигурами и просят    закрасить цветным карандашом каждую из них. Предупредите ребенка, что он должен делать это очень аккуратно, время не имеет значения.

Как только ребенок начинает проявлять небрежность, работа прекращается.

Ребенок 6-7 лет аккуратно закрашивает 15-20 фигур. Это хороший показатель произвольной регуляции деятельности, терпеливости при выполнении малоинтересной и монотонной работы.

 

Упражнение 2. «Копирование образца».

         Попросите ребенка как можно точнее скопировать образец, представленный на бланке.

Анализируя результат, посмотрите, насколько число и расположение точек соответствует образцу. Возможно небольшое (но не более чем в 2 раза) увеличение или уменьшение общего размера рисунка. Большинство детей 6-7 лет справляются с этим заданием с небольшим отклонением точек от строки или колонки.

 

Упражнение 3. «Зачеркни фигуры».

          Детям предлагается бланк с предметами. Предлагается зачеркнуть все домики, мячики, елочки или только два любых предмета, по выбору педагога. Время работы ограничивается до 2,5 мин.

 

Упражнение 4. «Закончи ряд до конца».

          Детям выдаются бланки .Начало задания показано на образце. Задание: «Продолжите рисунок и закончите ряд».

 

Упражнение 5. ««Да» и «Нет» не говорить».

 Цель: Развитие умения действовать по правилам.

          Детям дается инструкция: «Сейчас я буду задавать вам вопросы, а вы должны мне на них правильно отвечать, но существует правило, при ответе на вопрос нельзя говорить «Да» и «Нет»». Примерные вопросы:

1.       Ты хочешь идти в школу?

2.       Ты любишь, когда тебе читают сказки?

3.       Ты любишь смотреть мультфильмы?

4.       Ты хочешь остаться еще на один год в детском саду?

5.       Ты любишь гулять?

6.       Ты любишь играть?

7.       Ты хочешь учиться?

8.       Ты любишь болеть?

      Чтобы правильно ответить на вопрос, ребенку необходимо постоянно, не отвлекаясь, удерживать в памяти условия игры и принятое им намерение отвечать определенным образом, контролировать свои ответы, сдерживать непосредственное желание ответить словами «да» и «нет» и одновременно обдумывать содержательный ответ.

 

Упражнение 6. «Сделай так же».

        Детям предлагаются рабочие листы. Задание: «Соедините фигуры так же как на образце».

 

Игра 7. «Сосед!»

        Играющие, сидя или стоя (в зависимости от условий), образуют круг. По жребию выбирают водящего, который встает внутри круга. Он спокойно ходит по кругу, затем останавливается напротив одного из игроков и громко произносит: «Сосед!» Тот игрок, к которому обратился водящий, продолжает стоять (сидеть), не меняя положения. Водящий должен останавливаться точно напротив того ребенка, к которому он обращается. А оба его соседа должны поднять вверх одну руку: сосед справа – левую, сосед слева – правую, т.е. ту руку, которая ближе к игроку, находящемуся между ними. Если кто-то из ребят ошибся, т.е. поднял не ту руку или вообще забыл это сделать, то он меняется с водящим ролями. Игрок считается проигравшим, даже если он пытался поднять не ту руку.

 

Игра 8. «Летает – не летает».

        Дети садятся или встают в круг. Ведущий (обычно это взрослый) объясняет правила игры: «Я буду называть предметы и спрашивать: «Летает?» Например: «Муха летает? Стол летает?» Если я назову предмет, который в самом деле летает, вы поднимите руки. Если я назову нелетающий предмет, не нужно поднимать рук. Пожалуйста, будьте внимательными».

Затем ведущий начинает игру: «Голубь летает?» — и поднимает руки. Дети говорят:»Летает» и тоже поднимают руки. «Автомобиль летает?» – спрашивает взрослый и провокационно поднимает руки. Дети, как правило повторяют этот жест и проигрывают.

Игра заключается в том, что дети должны сохранить бдительность во время уловок взрослого и всегда различать зрительный сигнал и содержание вопроса.

 

Игра 9. «Нарисуй домик».

         Ребенку предлагают как можно точнее срисовать домик, отдельные детали которого составлены из элементов прописных букв и цифр. Взрослый говорит: «Перед вами лежит лист бумаги и карандаш. На этом листе нарисуйте, пожалуйста, точно такую же картинку, какую вы видите на этом рисунке. Не торопитесь, постарайтесь быть внимательными, чтобы рисунок был точно таким же, как образец. Если вы что – то не так нарисуете, то не стирайте, а нарисуйте поверх неправильного или рядом правильно».

        При сравнении рисунка с образцом следует обращать внимание:

 А) на соотношение размеров деталей,

 Б) на присутствие всех деталей,

 В) на правильность изображения  – нет ли зеркального отражения, не путает ли  ребенок верх и низ,

 Г) на количество деталей и способ их изображения – считает ли ребенок или    рисует на «глазок».

 

Игра 10. «Скучно, скучно так сидеть»

Цель: Развитие раскованности; тренировка самоорганизации.

Вдоль противоположных стен комнаты расставлены стулья. Возле одной – по количеству детей, возле другой – на один стул меньше. Дети садятся на стулья вдоль стены. Ведущий читает стишок:

Скучно, скучно так сидеть.

Друг на друга все глядеть;

Не пора ли пробежаться

И местами поменяться.

Как только ведущий заканчивает читать, все дети бегут к противоположной стене и стараются занять стулья. Проигрывает тот, кто остался без стула. Продолжая игру, каждый раз нужно убирать по одному стулу

Желаю успехов!

Педагог-психолог Валина Ю.В.

nsportal.ru

Игры для развития самоконтроля у детей (или тренируем силу воли)


Многие неравнодушные родители заботятся о том, чтобы их ребёнок к моменту поступления в школу много знал, был внимательным, хорошо запоминал разнообразную информацию, умел думать, правильно говорил. А вот о развитии такого важного качества, как произвольность поведения (то есть умение контролировать себя), задумываются единицы. А жаль, потому что самоконтроль – важнейшее условие успешного обучения в школе, да и просто жизни в обществе.  Подумайте сами: ведь чтобы хорошо учиться, ребёнку необходимо внимательно и до конца слушать то, что говорит не только учитель, но и сверстники, вне зависимости от того, интересно ему или нет, знает он уже этот материал или не знает. Нужно уметь не выкрикивать ответ с места, а поднять руку и дождаться, когда спросят. Нужно говорить то, что спрашивают, что имеет отношение к уроку, а не то, что хочется. Надо делать то, что задано учителем и доводить начатое до логического завершения, даже если плохо получается и совсем не хочется. Другими словами, маленький ученик должен не только знать, как вести себя на уроке, но и уметь это делать (то есть иметь для этого силы и терпение). Вот для всего этого и нужна произвольность, развитые волевые процессы. Как и все остальные умения, формирование и развитие самоконтроля у детей-дошкольников происходит в игре. Предлагаю некоторые игры, которые помогут справиться с этой непростой, но очень важной задачей, а заодно и развлекут как детей, так и взрослых.

Секретное слово

Для кого. Для детей от 4 лет. Какая польза. Игра помогает ребёнку развить умение контролировать себя, длительное время руководствоваться заданным правилом, а также тренирует память и внимание.

Как играть.

Ведущий договаривается с игроками, что они будут повторять за ним все слова, кроме, например, названий растений (имён мальчиков, слов со звуком «У» и др.) – их повторять нельзя. Вместо этого, услышав название растения, нужно хлопнуть в ладоши (топнуть ногой, подпрыгнуть и т.п.) Можно ввести штрафные очки за ошибки (конечно, когда ребёнок уже хорошо поймёт суть игры). Когда ошибок станет мало, можно перейти к игре с соблюдением уже двух правил. Например, названия птиц заменяем на один хлопок, а названия предметов красного цвета – на два хлопка. Хорошо будет, если вы станете записывать количество очков, набранных в каждой игре: так ребёнку будет видно, как с каждым разом к лучшему меняется его результат. И не забывайте меняться ролями!

Репка

Для кого. Подходит для разных возрастов (начиная лет с 4 и до бесконечности). Какая польза. Игра помогает ребёнку развить умение контролировать себя, а также тренирует память, внимание и быстроту реакции. Как играть. Суть этой игры схожа с предыдущей. Интереснее, когда играют несколько человек (от 2 и больше). Игроки рассказывают сказку «Репка» по одному предложению, друг за другом. При этом заменяют названия и имена главных персонажей таким образом: Репка – на два хлопка в ладоши Дедка – на слова «кхе-кхе» Бабка – на слова «ой-ой» Внучка – на слова «ля-ля» Жучка – «гав-гав» Кошка – «мяу-мяу» или «мур-мур» Мышка – «пи-пи» Получается примерно следующее: Посадил кхе-кхе хлоп-хлоп (два хлопка). Выросла хлоп-хлоп большая-пребольшая. Пошёл кхе-кхе тянуть хлоп-хлоп. Тянет-потянет – вытянуть не может. Позвал кхе-кхе ой-ой. Ой-ой за кхе-кхе, кхе-кхе за хлоп-хлоп, тянут-потянут…Ну, и т.д. Главное – не ошибиться и не пропустить нужное слово. На начальном этапе можно заменять не всех персонажей сразу, а одного-двух. По мере освоения игры добавлять и другие замены. Можно вместо сказки «Репка» взять любую другую, недлинную и хорошо знакомую всем игрокам, или небольшое стихотворение с часто повторяющимися словами.

Да и нет не говорите

Для кого. Подходит для разных возрастов (начиная лет с 5-6 и до бесконечности). Какая польза. В игре ребёнок учится контролировать свою речь. Кроме того, игра способствует обогащению словарного запаса за счёт синонимов, развивает быстроту реакции. Как играть. Правила этой игры, наверное, хорошо знакомы всем с детства, но на всякий случай я их всё же расскажу (мало ли, вдруг забылось?). Перед игрой нужно договориться, какие слова будут запрещёнными (как правило, это «да» и «нет», «чёрный» и «белый», но можно и другие). Затем водящий задаёт каждому игроку по очереди любой вопрос так, чтобы спровоцировать его на ответ запрещённым словом. Игроки в свою очередь, отвечая на вопрос, стараются избежать запрещённого слова, заменяя его на другие, подходящие по смыслу. Например:  — Ты любишь мороженое?  — Обожаю! (Вместо: «Да!») Тот игрок, который всё же ответил запрещённым словом, считается проигравшим и либо становится сам водящим, либо выходит из игры.

Сокровища пирата

Для кого. Подходит для разных возрастов (начиная лет с 4 и старше). Какая польза. Игра развивает умение контролировать свои двигательные и эмоциональные реакции, выдержку. Как играть. Водящий (обычно – взрослый, но можно и меняться ролями) – это пират. Он сидит в определённом месте комнаты, а рядом с ним, на расстоянии примерно в полметра лежит какой-либо небольшой предмет (сокровища). Пока пират «спит», остальные игроки медленно, на цыпочках, подкрадываются к нему, стараясь забрать «сокровища». Если пират услышит какие-либо звуки, он открывает глаза, и крадущиеся игроки должны тут же замереть, чтобы их «не заметили». Тот, кто не успел замереть, отходит назад на несколько шагов. Кто успел, тот продолжает движение, когда пират снова «уснёт». Выигрывает тот, кто сможет тихо подкрасться и забрать пиратские сокровища.

Разведчики

Для кого. Для детей от 5 лет. Какая польза. Игра развивает наблюдательность, умение контролировать свои двигательные и эмоциональные реакции. Как играть. Ведущий прячет (ставит или кладёт где-либо на видном месте)  в комнате какой-то небольшой предмет (игрушку из киндер-сюрприза, например), который игроки будут искать. Они могут  повсюду ходить и заглядывать во все углы, но  открывать шкафы не нужно, так как он лежит на видном месте. Тот, кто найдет игрушку, дол­жен сохранить свою находку в тайне, не выдавая себя ни смехом, ни на­меками. Он просто должен сесть и молча наблюдать, как остальные продолжают поиск. Тот, кто первым найдет спрятанную игрушку, в следующий раз прячет её.

Внимательный сыщик

Для кого. Для детей от 5 лет. Какая польза. Игра развивает у ребёнка усидчивость, наблюдательность, умение действовать не спеша, контроль и самоконтроль.

Как играть. Найдите небольшой лист бумаги с достаточно крупным текстом небольшого размера (для начала это может быть 1-2 строчки). Дайте ребёнку текстовый маркер или фломастер и расскажите ему сказочную историю, например, такую: «Буквы собирались на праздник. Буква А надевала красное платье. Найди на страничке все буквы А и одень их в красное». 

По мере освоения игры можно искать не одну букву, а сразу несколько разных. Если ребёнок уже достаточно большой, знает все буквы и может их писать, можно предложить ему переписать текст, вставляя вместо некоторых букв (например, О или П) точки, чёрточки или что-то ещё. Только взрослым не стоит переоценивать возможности ребёнка (не давайте текст большого размера и большое количество букв для поиска).

Большие пальцы вверх, шепчем все вместе (автор — Клаус Фопель)

Для кого. Для детей от 6 лет. Какая польза. В этой игре дети учатся сдерживать свои эмоциональные реакции, контролировать свою речь, дожидаться других (то есть развивается терпение, выдержка  и самоконтроль). Как играть. Для этой игры нужно несколько игроков (от 3 и больше). Ведущий задаёт вопрос (загадывает загадку), тот игрок, который знает ответ, молча поднимает руку, складывает пальцы в кулак, а большой палец поднимает вверх. Когда все игроки догадаются, как нужно ответить на вопрос, и тоже поднимут пальцы вверх, ведущий начинает считать: «Раз, два, три…» На счёт «три» все игроки вместе шепчут ответ.

Черепашьи бега

Для кого. Для детей от 5 лет. Какая польза. Эта игра может помочь ребёнку-непоседе научиться в некоторых ситуациях сдерживать свою чрезмерную активность и подвижность (то есть развивает всё те же самоконтроль и терпение). Как играть. Лучше, если игроков будет несколько. Все выстраиваются в одну линию и по сигналу начинают очень медленно двигаться вперёд (заранее оговорить, до какого ориентира – например, до стола, до дивана, до скамейки и т.п.) Самое интересное, что победителем считается тот, кто придёт к финишу последним! Вы не представляете, как это может быть трудно для детей (особенно очень активных )! Если игрок – только один, то можно использовать секундомер, чтобы отмечать, улучшается ли, и насколько, от игры к игре, его результат. (Приз победителю будет очень кстати!)

Кроме этих игр, для развития воли у ребёнка подойдут любые, в которых нужно соблюдать правила (домино, лото, шашки и шахматы, «ходилки» с кубиком и фишками и другие) и даже подвижные типа старых добрых «классиков», «резиночек», догонялок, вышибал, футбола и т.д. И ещё одно: играя с ребёнком, не старайтесь всё время поддаваться ему (по крайней мере, не делайте этого постоянно и явно). Потому что умение достойно проигрывать (ну, и выигрывать, естественно!) —  тоже один из показателей высокого уровня самоконтроля.

www.odnamama.net

Игры для развития произвольной сферы дошкольника

Игры для развития произвольной сферы дошкольника

Жизнь будущего первоклассника предъявляет большие требования к воле ребенка: надо вовремя встать, успеть в школу точно до звонка, в классе надо сидеть положенное время и только на одном месте. Нужно выполнять многие правила на уроке: вставать когда хочешь ответить или о чем-то спросить, поднимать руку и не выкрикивать ответ. А первокласснику очень хочется, чтобы спросили именно его, когда он знает ответ. Надо внимательно слушать учителя и выполнять все указания. Писать можно только то и только там, где указала учительница.

И каждое такое правило, каждое «надо» требует, чтобы ребенок подчинял им свои действия, мыли, желания, умел сдерживаться и контролировать свое поведение. Следует обратить особое внимание на эту сторону психического развития, ели ребенок отличается повышенной двигательной активностью, ели он непоседлив, ели он импульсивен и рассеян.

Сформированность произвольной сферы дошкольника поможет ему быстрее и легче адаптироваться к школе.

ИГРЫ, НАПРАВЛЕННЫЕ НА РАЗВИТИЕ

ПРОИЗВОЛЬНОЙ СФЕРЫ ДОШКОЛЬНИКОВ

«Графический диктант»

Цель: Вырабатывать у детей умение внимательно слушать и четко выполнять указания взрослого, не отвлекаясь на посторонние раздражители. Учить работать под диктовку и самостоятельно по образцу.

Подготовьте тетрадные листы в клеточку. На них поставьте точки в начале строки. Дайте детям карандаши и скажите: «Я буду говорить, в какую сторону и на сколько клеток провести линию. Каждую новую линию начинай там, где кончилась предыдущая, не отрывая карандаш от бумаги»

Пример: «Поставь карандаш на точку. Рисуй! Одна клетка вверх. Одна клетка направо. Одна клетка вверх. Одна клетка направо. Одна клетка вниз. Одна клетка направо. Одна клетка вниз. Одна клетка направо. Дальше продолжай самостоятельно рисовать этот узор до конца строки».

«Лабиринт»

Предложите ребенку нарисованные на листе бумаги лабиринты. Задача заключается в том, чтобы как можно быстрее выбраться из каждого лабиринта.

Правила игры.

1. В начале работы поставь карандаш в центр лабиринта и, пока выход не будет найден, не отрывай карандаш от бумаги.

2. Сразу начинай движение карандашом, на пытаясь предварительно просматривать путь следования.

3. Не задевай линии лабиринта, не пересекай их.

4. Нельзя поворачивать назад.

«Палочки и крестики»

Цель: Развитие уровня саморегуляции и самоконтроля.

Приготовьте для ребенка (или группы детей) тетрадный лист в клеточку с полями и попросите его писать палочки и крестики так, как это записано в образце, в течение 5 минут

I + I + I – I + I + I – I

Правила игры.

1. Писать крестики и палочки точно в такой же последовательности, как в образце.

2. Переходить на другую строчку только после знака “–“.

3. Нельзя писать на полях.

4. Каждый знак следует писать в одной клеточке.

5. Соблюдать расстояние между строчками – 2 клеточки.

«Да и нет»

Цель: Развитие умения ребенка действовать по правилу.

Взрослый задает ребенку вопросы. Отвечая на вопросы, ребенку нельзя говорить слова «да» и «нет».

Пример вопросов:

1. Ты хочешь идти в школу?

2. Ты любишь смотреть мультфильмы?

3. Тебе нравится играть?

4. Ты любишь мороженное?

5. Тебя зовут Света? И т. п.

«Копирование образца»

Цель: Развивать произвольную сферу, учить работать самостоятельно по образцу.

Ребенка просят скопировать нарисованный взрослым на листе бумаги графический образец.

«Тропинка»

Цель: Развивать произвольное поведение, дисциплинированность, организованность, сплоченность.

Дети берутся за руки, образуя круг, и по сигналу ведущего начинают движение по кругу в правую сторону до тех пор, пока ведущиё не произнесет слово-задание. Если ведущий говорит: «Тропинка! », все дети становятся друг за другом и кладут руки на плечи впереди стоящего. Если ведущий говорит: «Копна! », — дети направляются к центру круга, выставив руки вперед. Если говорит: «Кочки! », дети приседают, положив руки на голову. Задания ведущим чередуются.

«Расставить посты»

Цель: Способствует развитию произвольного поведения, организации и успокоению.

Дети маршируют друг за другом. Впереди идет командир. Когда командир подаст сигнал (хлопнет в ладоши и т. п., идущий последним ребенок должен немедленно остановиться и стоять на посту, не двигаясь, а остальные продолжают ходьбу. Так командир расставляет все детей в задуманном им порядке) линейка, круг, по углам). Затем назначается новый командир.

«Четыре стихии»

Цель: Способствует развитию произвольного поведения, организации.

Играющие встают в круг. Ведущий объясняет правила игры: если он скажет слово земля, все должны опустить руки вниз, если слово «вода» – вытянуть руки вперед, слово «воздух» — поднять руки вверх, слово «огонь» — произвести вращение в лучезапястных и локтевых суставах.

«Раскрась фигуры»

Цель: Развивать произвольную регуляцию деятельности, терпеливость при выполнении малоинтересной и монотонной работы.

Ребенку показывают лист с нарисованными геометрическими фигурами и просят закрасить цветными карандашом каждую из них. Предупредите ребенка, что он должен делать это очень аккуратно, время не имеет значения. Как только ребенок начинает проявлять небрежность, работа прекращается.

Ребенок 6-7 лет аккуратно закрашивает 15-20 фигур. Это хороший показатель произвольной регуляции деятельности.

«Раскрась»

Цель: Развитие произвольной сферы, произвольного внимания.

Ребенку (детям) дают лист бумаги, цветные карандаши и просят его нарисовать в ряд 10 треугольников. Когда эта работа будет завершена, ребенка предупреждают о необходимости быть внимательным, так как инструкция произносится только один раз: «Будь внимательным, заштрихуй красным карандашом третий, седьмой и девятый треугольники». Можно придумывать и усложнять задания для детей, вводя несколько правил.

«Запретный номер»

Цель: развитие самоконтроля, самодисциплины, укрепление навыков счета, развитие внимания.

Выбирается определенная цифра, например 4. Дети встают в круг и по часовой стрелке считают по очереди: 1, 2, 3… Когда доходит очередь до четвертого ребенка, он не произносит цифру, а хлопает в ладоши 4 раза. В качестве «запретных» выбираются цифры: 4, 7, 11, 14, 15, 18, 21, 23, 25.

«Тень»

Цель: развитие наблюдательности, произвольности поведения, внутренней свободы и раскованности.

Из группы детей выбираются два ребенка. Остальные – «зрители». Один ребенок – «путник», другой – его «тень».

«Путник» идет через поле, а за ним на два-три шага сзади идет второй ребенок, его «Тень». Последний старается точь-в-точь скопировать движения «путника».

Желательно стимулировать «путника» к выполнению разных движений: «сорвать цветок», «Присесть», «поскакать на одной ножке» и т. п.

«Замри! «

Цель: развитие произвольного внимания и произвольных движений.

Играет веселая музыка. Дети подпрыгивают и свободно двигаются в такт музыке. Внезапно музыка обрывается, и дети замирают в тех позах, в которых застал из музыкальный перерыв. Затем через минуту снова включается музыка и игра продолжается. В конце выбирается самый внимательный — победитель.

«Слушай хлопки»

Цель: развитие произвольного внимания и поведения.

Играющие идут по кругу. Когда ведущий хлопнет в ладоши 1 раз – они приседают, два раза – вытягивают руки вверх, три раза – замирают. После выполнения команды движение по кругу продолжается.

«Салочки — догонялочки»

Цель: Воспитание у детей смелости, способности мобилизироваться и избежать опасности.

На полу выделяются две «зоны» — дом для салочки и дом для остальных ребят. Между ними остается свободное пространство. Дети берутся за руки, строятся в шеренгу и дружно шагают от черты со словами: «мы веселые ребята, любим бегать и скакать, ну, попробуй нас догнать! » — с последними словами текста, но не раньше, все поворачиваются спиной к салочке и бегут в свой дом, а салочка старается их догнать. Если ей это удается, то пойманный ребенок идет в дом для салочки, а игра продолжается, если нет, то выбирается новый водящий.

Правила игры.

1. Идти к салочке дружно, смело, ровной шеренгой, держась за руки и согласуя

свои движения с движениями других детей.

2. Бежать только после того, как будет сказано последнее слово «догнать».

3. Не ловить тех, кто намеренно замедляет движение к дому.

Со всеми правилами игры следует познакомить детей наглядно. В конце игры следует поощрить тех участников, которые соблюдали правила.

«Пустое место»

Цель: Формирование волевых качеств и овладение своим поведением. В отличие от предыдущих игр в данной дошкольникам предлагается не воображаемая ситуация, а конкретная задача, решение которой требует от ребенка мобилизации своих усилий. Ребенок должен сам выбрать себе партнера, получая таким образом возможность выразить симпатию одному из сверстников. Содержащийся в ней элемент соревнования заставляет ребенка быть очень внимательным, собранным, а также не нарушая правила поведения в совместной деятельности.

Дети берутся за руки, строятся в круг и садятся на пол лицом внутрь круга. Взрослый, находясь за кругом, обходит его, приговаривая: «огонь горит, вода кипит, тебя сегодня будут мыть, не буду я тебя ловить! ». Дети повторяют за ним слова. На последнем слове взрослый дотрагивается до кого — нибудь из ребят, просит его встать, повернуться к нему лицом, а затем говорит: «раз, два, три — беги! » — и показывает, в каком направлении нужно бежать за кругом, чтобы первым занять освободившееся место. Взрослый и ребенок с разных сторон обегают круг. Взрослый дает малышу возможность первому занять свободное место и снова становится водящим. Он еще раз обходит круг и повторяет слова, давая детям возможность освоить правила игры. Выбрав другого ребенка, взрослый на этот раз старается первым занять место в кругу. Теперь ребенок становится водящим и сам выбирает себе партнера по соревнованию. Так по очереди дети соревнуются друг с другом.

Правила игры.

1. Выбирать в партнеры того, кто еще ни разу не бегал.

2. Бежать по кругу в противоположные стороны.

3. Тот, кто не успел занять место в кругу, становятся водящим.

infourok.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *