Игры на знакомство, на сплочение коллектива.

Игры на знакомство

Мячик
Для знакомства ребят младшего школьного возраста подойдет игра «Мячик». Ведущий держит в руках мяч и говорит: 
Разноцветный мячик 
По дорожке скачет, 
По дорожке, по тропинке, 
От березки до осинки, 
От осинки – поворот – 
Прямо к Саше в огород! (имя одного из играющих.)
С последними словами ведущий бросает мяч вверх. Участники, чье имя было названо, должны поймать мячик. Тот, кто поймал, становится ведущим. Если названо имя участника, которого нет в игре, то мяч ловит ведущий и делает следующий бросок.

Карточки
Группе раздаются карточки, разделенные на квадраты. В каждом квадрате написано какое-то качество человека, например: «Я люблю петь», «У меня есть собака», «Я занимаюсь волейболом». Каждый должен найти людей с данными признаками и вписать их имена на свою карточку, чтобы были заполнены все клетки. 
В упражнение следует включать те качества, которые важны педагогу: интерес к профильной деятельности («Я люблю театр»), группы по увлечениям («Я люблю читать фантастику») и пр.

Телефон доверия
Коллективному знакомству учеников поможет игра «Телефон доверия». Участники садятся парами, мальчики напротив девочек. Девочки шепотом сообщают свои имена мальчикам, сидящим с ними в паре. После этого мальчик, сидящий в первом ряду, тихо говорит соседу имя своей напарницы, так, чтобы не слышали остальные мальчики. Второй игрок сообщает третьему имя первой девочки и имя той, что сидит напротив него, и т.д. 
Последний мальчик должен вслух назвать имена всех девочек. Если имя названо правильно, то девочка встает, если нет, то девочка остается сидеть. После этого девочки узнают имена мальчиков и называют их. Выигрывает та команда, которая будет наиболее точной.

Паровоз 

Все участники стоят в кругу. Ведущий подходит к любому игроку и говорит: «Привет, я – паровоз! Как тебя зовут?». Участник называет свое имя, а «паровоз» его повторяет. Кто представился, присоединяется к «паровозу». Далее при каждом новом участнике все игроки по очереди повторяют имя новенького

Шел король по лесу

Шел король по лесу, по лесу, по лесу.
Нашел себе принцессу, принцессу, принцессу. 
Давай с тобой попрыгаем, попрыгаем, попрыгаем,
И ножками подрыгаем, подрыгаем, подрыгаем.

И ручками похлопаем, похлопаем, похлопаем.
И ножками потопаем, потопаем, потопаем.
Давай с тобой покружимся, покружимся, покружимся.
Давай с тобой подружимся, подружимся, подружимся!

(выполняем действия по тексту; в конце здороваемся за руку, называем имя,прыгаем).

Игры на сплочение коллектива

Оп-паньки 

Игроки образуют круг. Участники игры расчитываются по порядку до 4-х. Каждый запоминает свой номер. Ведущий называет два любых номера. Ребята, номера которых назвали, говорят «Оп-паньки!» и быстро меняются местами друг с другом. Ведущий пытается занять место одного из них. Если ему удается это сделать, ведущим становится опоздавший.

Нужный цвет

По команде ведущего необходимо дотронуться до определенного цвета, причем нельзя касаться этого цвета на себе и на ведущем. Игра “на вылет”, то есть последний коснувшийся выбывает, однако на тех, кто не играет касаться цветов можно.

Угадай, кого нет.

Все участники закрывают глаза. В это время ведущий дотрагивается до одного игрока, и тот бесшумно покидает комнату. (в это время можно пошуметь). По сигналу ведущего все открывают глаза и смотрят, кого нет. Кто первым назвал имя отсутствующего, становиться ведущим.

Красные, синие, зелёные

Играющие образуют круг или встают в шеренгу. Ведущий (вожатый) каждому на спину прикрепляет лист определённого цвета. По сигналу все участники должны выстроиться в колонны: красные – в одну колонну, синие – в другую и т.д. Цвета можно использовать другие. Можно усложнить задание: строиться в полной тишине.

Глаза в глаза

Участники садятся в круг так, чтобы было хорошо видно каждого, руки кладут под ягодицы. Молча, не употребляя мимики лица, одними глазами необходимо найти себе пару (нельзя «договариваться» с соседями и с теми, кто сидит через одного). По сигналу ведущего все встают и подходят к своей паре. Скорее всего, сразу не все смогут «договорится глазами», поэтому упражнение повторяется, но при этом участники рассаживаются на другие места в кругу. Игра продолжается до тех пор, пока у каждого не будет своей пары.

Дом-дерево-собака

Упражнение выполняется в парах. Каждая пара получает один фломастер или одну кисточку с красками, один ватман. Обоим участникам завязывают глаза. Каждая пара, работая только одним инструментом, должна нарисовать дом — дерево — собаку. При этом игроки не должны разговаривать друг с другом.

Игры на выявление лидеров

Напиши зверя

Каждый пишет на бумажке какое-нибудь животное, никому его не показывая. После того, как все животные написаны, все по очереди их зачитывают. После этого предлагается, не общаясь друг с другом, еще раз написать какое-нибудь животное. Итоговая цель: у всех должен оказаться один и тот же зверь (это надо объяснить после первого круга). Позволяет выявить оппозицию, явных и теневых лидеров.

Проводник

Ребята выстраиваются в колонну по одному в затылок друг другу, положив руки на плечи. Вожатый объясняет правила:

1. Запрет на разговоры.

2. У всех, кроме стоящего последним, закрыты глаза.

3. Последний – машинист поезда.

4. Хлопок по левому ( правому ) плечу – поворот влево (вправо ).

5. Хлопок по обоим плечам – вперед.

6. Хлопок по обоим плечам двойной – назад.

7. Хлопок по обоим плечам дробью – стоп.

Задача машиниста – провести паровозик несколько поворотов. После чего последний становиться –впереди всех и повторяют. По умению управлять судят о лидерах.

Тень

Участники работают в парах. Необходимо проиграть роли – двое идут по дороге через поле: один впереди, другой на два шаха сзади. Второй участник – это «тень» первого. «Тень» должна повторить точно все движения первого участника, который то сорвет цветок на обочине, то нагнется за красивым камушком, то поскачет на одной ноге, то остановится и посмотрит из-под руки и т.д.

Пчелка

Чертится круг. Дети становятся по контуру круга. Им предлагается закрыть глаза, жужжать и двигаться в любом направлении. Затем дается команда «Стоп!» и все остаются на своих местах. Те, кто стоит в центре круга или ближе к центру круга являются по своим возможностям лидерами. Те, кто стоит по линии круга, обладают чертами лидер, но по ряду причин могут быть и могут не быть лидерами (не всегда стремятся к этому). Те, кто стоит за кругом, не стремятся быть лидерами. Кто стоит очень далеко от круга, одинокие люди.

Индикатор

Ведущий: «У вас есть 4 типа движений: руки вверх, присесть, сойтись в центр, разойтись по стенам. Ваша задача, чтобы максимальное число людей сделали одно и то же».

Потом отнимаем голос. Потом — жесты. Потом — мимику и многозначительные взгляды.

Внимательное наблюдение за группой позволяет узнать, кто выпадает, кто лидер, кто подчиняется.


 

xn--j1ahfl.xn--p1ai

Игры на знакомство и сплочение

Игры на знакомство и сплочение

Игра в круге «У всех у нас есть…»

Известная веселая игра, но по-прежнему очень популярная. Все участники встают в круг, и организатор по ходу игры произносит одну фразу: «У всех у нас есть…», только каждый раз произносит разные части тела. А участники двигаются по кругу по часовой стрелке и, как только, услышат, что ведущий называет новую часть тела – «хватают» за нее соседа справа. Например, если слышат: «У всех у нас есть шеи», то держат друг друга за шеи, не переставая двигаться.

Командная игра на сплочении «Геометрия»

Игра на знакомство и сплочение группы. Успех и настоящее удовольствие все игроки получат только в случае сложившегося доверия и взаимопонимания.

Игроки встают в круг и берутся обеими руками за прочную связанную концами длинную веревку.  Постепенно, отклонившись назад, игроки должны образовать из веревки ровную окружность. Можно попробовать сохранить эту окружность, держась за веревку только левыми руками, затем, — только правыми руками, повернувшись спиной к центру, вернувшись в исходное положение.

Если участники справились с заданием и еще не устали, можно перейти к более сложным заданиям: не отрываясь от веревки, с закрытыми глазами, используя только переговоры, построить квадрат, равносторонний треугольник, ромб.

Знакомство гостей через прикосновения.

После того, как дети прониклись друг к другу симпатией, замечательно организовать любую игру в круге,  которая предполагает прикосновение дтей друг к другу.

Все встают кружочком. Выбираете ведущего, завязываете ему глаза. Чтобы он запутался, желательно повернуть его вокруг себя несколько раз или быстренько поменяться между собой местами.

И вот только после этого приступить к процедуре рукопожатий. Пусть ведущий попробует угадать, кому он жмет ладонь. Правильно ответил – снимает повязку и становится в круг, а неправильно – жмет руки дальше, пока не угадает, кто из новых друзей стоит перед ним.

Любой тактильный контакт, поданный ненавязчиво и в игровой форме, усиливает доверительность между детьми.

Представление гостей «Шел по крыше воробей»

Эта игра на активизацию маленьких гостей на празднике —  может помочь представить всех детей друг другу, при этом имена всех гостей ведущему должны быть известны заранее. Первые три строчки не меняются, в четвертой — звучат имена всех детей по очереди. Чтобы повысить интерес детей к игре, можно, когда дети немного запомнят слова, предложить им говорить первые строчки хором.Такие игры устраиваются, чтобы «расшевелить»  и по-настоящему развлечь детей.

Шел по крыше воробей,

Собирал своих друзей,

Много, много, много нас,

Встанут Танечки (Ванечки и т.п.) сейчас.

Игра на активизацию «Бармалей!»

Очень простое развлечение на празднике, которое активизирует настроение детей и развивает внимание. Проводить ее лучше за столом и вместе со взрослыми, только попросить всех немного отодвинуться от стола, чтобы можно было легко встать. Суть игры заключается в следующем: ведущий обещает рассказать сказку, но предупреждает, что каждый раз при упоминании этого злостного персонажа по имени Бармалей – все должны быстро вставать с мест.

Конечно, словцо «Бармалей» должно появляться в повествовании невпопад и совершенно неожиданно. Например, «В этой волшебной стране жили совершенно добродушные обитатели: эльфы, гномики, белочки и зайчики. Бармалей! Они были не просто – Бармалей! – добрыми, но и обладали чудесными – Бармалей! — способностями» — полная импровизация ведущего.

Если ведущий не надеется на свой талант рассказчика, то он может заранее подобрать себе книжку с незамысловатым рассказиком и простым карандашом поставит себе метки, где он будет произносить ключевое слово.

 

Хлопалка для малышей.

Эту игру на столом на детском празднике лучше всего проводить в самом начале, особенно она подойдет для смешанной компании малышей и родителей. Весь текст игры произносит организатор праздника, говорить их желательно эмоционально и задорно.

Ведущий:

Всей компании пламенный привет,

Получить хочу я на вопрос ответ.

Кто здесь хлопать, умеет громче?

Родители, мальчишки иль девчонки

И первыми пусть начинают мальчики!

Хлопайте громче, не жалейте пальчики! (мальчики хлопают вместе с ведущим)

Молодцы!

А может, получится громче немножко,

Когда у нас захлопают девочек ладошки?! (девочки хлопают вместе с ведущим)

Молодцы!

Не определить никак нам победителей,

Послушаем, пожалуй, мы – родителей! (родители хлопают)

Молодцы! Хлопали громко и дружно!

А теперь всем сразу похлопать нужно! (все гости хлопают)

«Солнышко улыбается тому, кто …»

Эта игра тоже поможет детям познакомиться поближе и может стать переходным моментом между застольными и подвижными играми.

Позаботьтесь об изображении солнца заранее: это может быть мягкая игрушка или рисунок на ватмане. «Солнышко» крепится на одной из стен комнаты. Вдоль противоположной стены выстраиваем ребятишек, которых хотим перезнакомить между собой.

Объясняем правила: ведущий называет какой-нибудь признак с одной и той же присказкой «Солнышко улыбается тому, кто …». И, если ребенок считает, что признак к нему относится, то бежит к противоположной стене и прикасается к солнышку рукой.

Лучше всего ведущему начать с общих признаков, например, сказать: «Солнышко улыбается тому, кто сегодня в платьице». Конечно, какая-то часть девочек отправится гладить солнышко. Потом – что-нибудь для мальчиков (« … тому, кто в шортиках»). Затем что-то общее для большинства из присутствующих детей: у кого дома живет кошка/ собака. Обязательно задействовать эмоциональную составляющую: кто любит маму, помогает бабушке, слушается папу.

Добавьте еще и шуточные признаки, чтобы детки окончательно расслабились и смогли посмеяться сами над собой: кто сегодня чистил зубы вареньем, поливал апельсиновое дерево и т.д. Невнимательных ребятишек можно озадачивать разными фантами: загадать всем загадку, изобразить мышонка или лягушонка, спеть куплет из любимой песенки.

Так, с помощью объединяющих тем и вопросов можно создать легкую и веселую атмосферу и пробудить у детей интерес друг к другу.

«Давай, поздороваемся!»

Эта веселая игра на знакомство для малышей, посвященная теме приветствий, идеально подходит для первой подвижной игры в развлекательной программе праздника. Началом игры может послужить разговор с детьми, например, на тему как люди здороваются. Наверняка дети вспомнят традиционные способы приветствия: поклоны, кивок головы, поцелуи и рукопожатия. Вот здесь и стоит заинтриговать юных игроков, рассказав им, что в Индии молодые люди здороваются со старшими, прикасаясь к их ступням рукой, а некоторые индейские племена здороваются локтями. «Поэтому приветствовать друг друга возможно любыми приятными способами, и сейчас мы этим займемся!» — подытоживает ведущий.

Правила игры: пока звучит веселая музыка, всем разрешается танцевать, прыгать и т.д., но как только музыка стихнет, ведущий громко говорит: «Поплясали, поскакали, быстро-быстро в пары встали!». С этими словами дети быстренько разбиваются на пары. «Будем здороваться так!» — продолжает ведущий и показывает что-нибудь необычное. Изображение того типа приветствия, которое вы предлагаете малышам, обязательно. Для этого, если детей нечетно количество, ведущий выдирает себе пару из их числа. Если же ведущий остается без пары, то просто красочно изображает то, что хочет донести до игроков. А ведущему в голову могут прийти самые смешные варианты приветствия: прикоснуться к своему другу лбом, левой пяточкой, попой, макушкой и т.п.

После каждого приветствия снова звучит музыка, дети пляшут и одновременно подыскивают себе новую пару – об этом стоит предупредить ребят заранее. Поэтому игра будет продолжаться до тех пор, пока все участники не «перездороваются» друг с другом.

Игра на знакомство «Разрешите представиться!»

Эту игру-знакомство можно провести, когда дети уже собрались, но еще не сели за стол. Для начала можно объяснить, что когда-то давно люди, знакомясь друг с другом, произносили фразу «разрешите представиться!». Поэтому сейчас из знакомства ведущий сделает настоящее представление, потому что просто называть свои имена – это очень скучно. А вот представляться каким-нибудь забавным способом – здорово.

Например, вот так: и ведущий хлопает себя по бедрам, приседает и называет свое имя «Я – Вера!». При этом объясните, что все остальные должны повторить забавные движения и громко произнести «Ты – Вера!».

В течение игры ведущему придется подсказывать детям и подавать идеи разных смешных движений для представления. Игра очень оживляет ребят и избавляет от чувства стеснения.

Командная игра «Сообщение по «факсу».

Это современная версия известной игры в испорченный телефон. Для нее ведущий должен набрать две команды не менее чем по восемь человек. Они выстраиваются в ряд, глядя друг другу в затылок. Все игроки получают по простому карандашу. К каждому из стоящих с краю членов команды подходят ассистенты ведущего и показывают им незамысловатую картинку. Это может быть схематически изображенный дом, дерево. Вполне возможно нарисовать зайчика или собачку.

Тот, кому картинка была показана, поворачивается к своему товарищу по команде, вернее, к его спине, и тупой стороной выданного ранее простого карандаша рисует увиденное. Задача участника игры, на чьей спине рисуют, суметь угадать картинку и как можно достоверней отправить угаданное послание спине впередистоящего товарища. 

Самый последний берет листок бумаги и наносит на него тот предмет, который, по его мнению, только что пытались изобразить с тыльной стороны его тела. 

Выигрывает та команда, чей финальный шедевр будет больше похож на свой прототип.

«Межгалактические путешественники»

Эта игра предназначена для улицы или тех помещений, где будет не жалко чертить мелом на полу. Этим самым мелом нужно нарисовать от трех до пяти больших треугольников, которые будут изображать собой ракеты. Внутри «ракет» изображаем по несколько кругов такого размера, чтобы в него мог встать ребенок. Таких вот «посадочных мест» должно быть на одно меньше, чем маленьких игроков.

 

Сначала детей выстаивают в кружок 

и под строчки стихотворения они идут по кругу:

Ждут нас быстрые ракеты

Для прогулок по планетам.

На какую захотим, на такую полетим!

Но в игре один секрет: опоздавшим места нет

После этих слов детям предлагается разбежаться и занять посадочные места в ракетах. Естественно, кому-то одному места не хватит. Этот ребенок выбывает.

Для проведения второго тура игры мелом перечеркиваем один из кружков, чтобы при следующей посадке снова остался опоздавший. В том же духе игра продолжается до тех пор, пока останется один ребенок, сумевший занять последнее свободное место в убывающей к дальним планетам ракете.

Развивающая творческая игра «Игра в слова».

Игра подойдет детям, начиная с младшего школьного возраста. Детей выстраивают в кружок. Их руки должны соприкасаться так, чтобы правая ладошка одного ребенка лежала сверху левой ладони другого.

Игра начинается со считалочки, после которой ведущий называет ту область действительности, из которой и следует назвать слово:

Мы найдем слова везде: и на небе, и в воде,
На полу, на потолке, на носу и на руке.
Вы не слышали такого? Не беда, играем в слово…

Ведущий: Ищем слова на …небе!

Тут дети по кругу, в быстром темпе, должны назвать что-либо, встречающееся на небе: птица, самолет, облако, солнце. Называя слово, человек хлопает ладонью по ладони своего соседа.

Если кто-то из детей растерялся и не назвал слово или назвал, но неправильно, то он выбывает из игры. При этом ведущий снова начинает чтение считалочки, и тема меняется.

Игра «Ни бе.., ни ме..»

Многим, наверное, приходилось слышать, что про тех, кто не отвечает на поставленный вопрос говорят, что он: «ни бе, ни ме». Суть этой творческой игры в том, что надо сказать свои «бе» и «ме», а соперники должны угадать, что вы имели в виду.

Итак, ребята делятся на равные команды и получают карточку с названием сказки, отрывок из которой они должны рассказать, используя только первые слога. Например. Сказка «Репка» будет выглядеть так: «По де ре. Вы ре бо пре бо. Тя по тя де ре, а вы не мо…». Вторая команда отгадывает и предлагает свой вариант.

Это не столько конкурс, сколько просто повод повеселиться (карточек со сказками лучше запасти побольше, наверняка, ребята захотят повторить еще эту забаву).

«Знатоки живой природы».

Детей выстраиваем в кружок, в центре которого стоит ведущий. Сначала объясяем детям, что тот, на кого укажет ведущий и при этом скажет одно из слов «птицы», «рыбы» или «звери», должен будет быстренько назвать соответствующее название животного. Делать это надо сразу же и не повторяться, в противном случае, ребенок выбывает из игры.

Итак, ведущий в центре пару раз крутится вокруг своей оси с вытянутой рукой и повторяет: «рыбы, птицы, звери». На ком он остановится, произнося одно из трех слов, тот и должен назвать одно соответствующее животное.  

Игра продолжается до того момента, как в ней останется три игрока. Они и будут считаться победителями.

Творческий конкурс «Толковый словарь»

В каждом детском коллективе часто в обиходе бывают слова, которые как-то по-особенному произносятся или значение самых безобидных слов меняется настолько, что чужак ни за что не поймет. Можно предложить конкурс на самый богатый толковый словарь такого-то лагеря отдыха (название). Для примера: «уха-жер» — тот, кто любит питаться ушами, «сто-рож» —  несколько отрядов сразу в одном месте и т.п.

 Участникам выдаются чистые листы бумаги и ручки (время ограничено), затем победителя можно определить по наибольшему количеству новых значений известных слов и по реакции зрителей, какие больше всего понравились и вызвали смех.

«Супершифровальщики».

 В этом творческом конкурсе дети будут заниматься тем, что станут расшифровывать на первый взгляд простые и даже всем хорошо известные фразы, над которыми изрядно поработал коварный ведущий. Что же он должен сделать? Ведущий просто заготавливает предложения из любимых детских песенок и стихов, написанных на больших листах бумаги следующим образом: «втра весиде лкузне чик» — это означает «в траве сидел кузнечик». Как видите, прием прост: мы нарушаем границы слов и пишем слова практически всмятку, разбивая их на смешные отрезки. Так можно заготовить пять – десять плакатиков с зашифрованными фразами и предложениями. Конечно, эта игра годится для детей уже умеющих складывать «аз» и «буки».

Что касается порядка проведения игры, спрашивать следует только тех, кто первым поднял руку. Именно об этом и предупредите ребят, а тех, кто выкрикивает с места, можно лишать права на ответ в следующем туре.

infourok.ru

Картотека на тему: Игры на сплочение и знакомство

Привет фотографии (для детей с 3 лет)

 

Цель: обучение детей узнавать друг друга по фотографии, создание положительного настроя

     Дети сидят в кругу. В центре на столе лежат фотографии лицами вниз. Ребенок выходит в центр круга, берет любую фотографию, затем находит человека по фотографии, подходит к нему и здоровается (пожать руку и сказать «Привет») Ребенок, с которым поздоровались, сначала отвечает на приветствие, а затем выбирает следующую фотографию. Игра продолжается до тех пор, пока не останется ни одной фотографии.

 

Клубочек  (для детей с 4 лет)

 

Цель: знакомство, установление доверительного контакта с детьми, сплочение группы.

      Дети садятся в круг. Ведущий, держа в руках клубочек, обматывает нитку вокруг пальца, задает любой вопрос участнику игры (Например: «Как тебя зовут, хочешь ли ты со мной дружить, что ты любишь, чего ты боишься» и т.д.). Ребенок ловит клубочек, обматывает нитку вокруг пальца, отве-чает на вопрос, а затем задает свой следующему игроку. Таким образом, в конце клубочек возвращается ведущему. Все видят нити, связывающие участников игры в одно целое, определяют, на что фигура похожа, многое узнают друг о друге, сплачиваются. 

     Замечание: Если ведущий вынужден помогать затрудняющемуся ребенку, то он берет при этом клубочек себе назад, подсказывает и опять кидает ребенку. В результате можно увидеть детей, испытывающих затруднения в общении, у ведущего с ними будут двойные, тройные связи.

 

Ха – ха – ха! Хе – хе – хе! (для детей с 4 лет)

 

Цель: создание положительных эмоций, снятие напряжения.

     Дети стоят  в кругу, соединяют руки в замок. Ведущий показывает следующее:

• 3 раза прикасается к левому плечу, произнося «ха – ха – ха»

• 3 раза прикасается к правому плечу, произнося «хо – хо – хо»

• 3 раза прикасается к левому колену, произнося «хи – хи – хи»

• 3 раза прикасается к правому колену, произнося «хе – хе – хе»

     Затем все движения повторяются более  быстром темпе по 2 раза. Затем еще быстрее по 1 разу. Затем количество раз увеличиваем, а темп снижаем. Произнося последнее «хе», детям предлагается выплеснуть всю усталость, всю злость, всю обиду, которые накопились в их теле.

 

Перекличка — путанка (для детей с 4 лет)

 

Цель: Развитие произвольного внимания, закрепление знакомства

     Ведущий называет фамилии и имена присутствующих детей, путая при этом, то имя, то фамилию (имя называется правильно, фамилия – нет; фамилия правильна, имя не то). Дети внимательно слушают и откликаются только тогда, когда правильно названы и имя, и фамилия. Кто ошибается, выбывает из игры.

Ласковое имя (для детей с 4 лет)

 

Цель: формирование положительной самооценки и самопринятия, знакомство.

     Один из детей — водящий — встает в центр круга. Дети, передавая друг другу мяч, называют ласковую форму имени водящего. Он последним получает мяч и называет ту ласковую форму своего имени, которая ему понравилась. Упражнение продолжается до тех пор, пока в центре круга не побывает каждый ребенок.

     Вариант. Дети, передавая друг другу мяч, называют ласковую форму своего имени. Когда все дети назовут ласковые имена, мячик пойдет в обратную сторону. Нужно постараться не перепутать и бросить мяч тому, кто в первый раз бросил вам, а кроме того, произнести его ласковое имя.

     Вариант. «Назови своего соседа ласковым именем так, чтобы ему было приятно»

 

Передай игрушку по кругу (для детей с 4 лет)

 

Цель: разминка, разогрев группы, развитие внимания, быстроты реакции, умения действовать сообща

     Дети стоят в кругу. По кругу пускают игрушки. Передавая игрушку, дети говорят: «Дальше, дальше…» Сначала их в два раза меньше, чем детей. По мере увеличения скорости передачи игрушек из рук в руки количество игрушек увеличивается.

     Вариант.  Дети сидят на ковре и перекатывают друг другу мячи, не останавливаясь. Количество мечей от 2 до 5.

  Вариант. Можно добавить еще одно правило. Когда взрослый скажет: «Всё наоборот», игрушки или мячи передаются в обратном направлении.

 

Передай движение по кругу (для детей с 4 лет)

Цель: развитие выразительности движений, воображения, активизация и сплочение детей

     Дети передают друг другу воображаемые предметы: большой мяч, тяжелую гирю, горячий блин, младенца, паука на паутинке, стопку кубиков, горящую свечу.В конце упражнения дети берутся за руки. Взрослый, говоря «Привет», пожимает руку соседу справа, тот следующему по кругу. «Приветик» должен обойти круг и вернуться к взрослому

Животные (для детей с 4 лет)

Цель: активизация группы, развитие слухового внимания

     Детям раздаются карточки и изображением нескольких (2 – 4) видов животных. Дети должны, издавая характерные звуки того или иного животного, найти остальных членов своей подгруппы.

     Энергизатор в игровой форме помогает разделить большую группу на несколько подгрупп, вовлекает ребят в активную деятельность.

 

Невербальное приветствие (для детей с 4 лет)

 

Цель: разогрев группы, преодоления барьеров в общении, снижение эмоционального напряжения.

     Участникам предлагается молча здороваться друг с другом: а) руками с закрытыми глазами, б) коленками, в) спинами, г) мизинцами, д) плечами, е) локтями и т.д.

     Упражнение можно проводить при достаточной разогретости группы не в начале занятия.

Поварята (для детей с 4 лет)

Цель: развитие внимания, групповой сплоченности

     Все встают в круг – это кастрюля. Сейчас будем готовить суп (компот, винегрет, салат). Каждый придумывает, чем он будет (мясо, картошка, морковка, лук, капуста, петрушка, соль и т.д.). Можно раздать картинки. Ведущий выкрикивает по очереди, что он хочет положить в кастрюлю. Узнавший себя впрыгивает в круг, следующий, прыгнув, берет за руки предыдущего. Пока все «компоненты» не окажутся в круге, игра продолжается. В результате получается вкусное, красивое блюдо.

Комплименты (для детей с 4 лет)

Цель: повышение самооценки, создание положительного образа себя, развитие коммуникативных навыков

     Сидя в кругу, все берутся за руки. Глядя в глаза соседу, надо сказать ему несколько добрых слов, за что-то похвалить. Принимающий кивает головой и говорит: «Спасибо, мне очень приятно!» Затем он дарит комплимент своему соседу, упражнение проводится по кругу. 

     Предупреждение: Некоторые дети не могут сказать комплимент, им необходимо помочь. Можно вместо похвалы просто сказать «вкусное», «сладкое», «цветочное», «молочное» слово. Если ребенок затрудняется сделать комплимент, не ждите, когда загрустит его сосед, скажите комплимент сами. 

 

Путаница (для детей с 5 лет)

Цель: разогрев, сплочение группы, снижение напряженности.

      «Сейчас один из вас, доброволец, должен выйти за двери. Остальные должны встать в круг и взяться за руки. После того как образуется плотное кольцо, необходимо «запутаться», не разжимая рук. Когда «клубок» будет готов, мы пригласим ведущего, который «распутает» группу».

     Можно провести путаницу еще раз, предложив кому-либо из группы «запутать» всех остальных, а другому ведущему распутать.

 

«Здравствуйте!» по очереди (для детей с 5 лет)

     Цель: разогрев группы, снижение напряженности, рефлексия собственного эмоционального состояния, настрой на работу.

     Взрослый говорит, что сейчас он будет здороваться, но не со всеми сразу, а по очереди. Те, с кем он поздоровается, должны встать и сказать: «Здравствуйте». Далее игра проходит в два этапа.

     На первом этапе взрослый предлагает детям осознать свои эмоциональные состояния: «Те, кто сейчас в хорошем настроении, здравствуйте!», «Те, кто сегодня не выспался, здравствуйте!», «Те, кому грустно, здравствуйте!».

     На втором этапе настраиваем детей на выполнение различных видов деятельности: «Те, кто любит рисовать, здравствуйте!», «Те, кто хочет заниматься, здравствуйте!», «Те, кто хочет стать умным (уверенным), здравствуйте!»,

 

Приветствие с колокольчиком (для детей с 5 лет)

Цель: приветствие, настрой детей на доброжелательный лад.

     Дети стоят в кругу, Взрослый подходит к одному из них, звонит в колокольчик и говорит: «Здравствуй, Ваня, мой дружок!». После Ваня берет колокольчик и идет приветствовать другого ребенка. Колокольчик должен поприветствовать каждого ребенка.

 

Разные приветствия (для детей с 5 лет)

Цель: снятие эмоционального напряжения, развитие коммуникативных навыков

 Взрослый напоминает детям, что с разными людьми мы общаемся по-разному

     «Поздоровайтесь так, как вы здороваетесь:

С другом в детском саду

С воспитателем

С клоуном в цирке

С любимой бабушкой

С тем, на кого обиделись

С тем, кого рады видеть

     А теперь скажем все вместе: «Здравствуйте все!» и поаплодируем друг другу.

     Вариант. Здороваться с разным настроением: «Очень устали, Веселые, Опаздываем в детский сад, В Космосе (в невесомости)»

 

Ветер дует на… (для детей с 5 лет)

 

Цель: знакомство, разогрев, сплочение группы.

     Со словами «Ветер дует на…» ведущий начинает игру. Вопросы могут быть следующими: «Ветер дует на того, у кого светлые волосы» все светловолосые собираются в одну кучку. «Ветер дует на того, у кого… есть сестра», «кто любит животных», «кто много плачет», «у кого нет друзей» и т.д. Ведущего необходимо менять, давая возможность поспрашивать участников каждому.

 

Поменяйтесь местами (для детей с 5 лет)

 

     Цель: разогрев группы, снижение напряженности, активизация внимания и мыслительных процессов.

     Участники садятся в круг, в центре которого стоит психолог. Ведущий предлагает поменяться местами (пересесть) всем тем, кто обладает каким-то общим признаком. Например: «Пересядьте все те, у кого карие глаза (любит убирать игрушки, кататься с горки и т.п.)», — и все, у кого карие глаза, должны поме¬няться местами».

     При этом ведущий тоже принимает участие в игре и дол¬жен успеть занять освободившееся место, оставшийся без места продолжает игру. По окончании игры можно спросить: «Как вы себя чувствуете?»

     Затем делают вывод, что у всех есть много общего.

 

Встаньте те, у кого… (для детей с 5 лет)

 

     Цель: разогрев группы, снижение напряженности, активизация внимания, наблюдатель-ности и мыслительных процессов.

     Дети сидят на стульях. Ведущий говорит: «Встаньте те, у кого: Светлые волосы

Карие глаза

В одежде есть синий цвет

Пишет левой рукой

Любит танцевать

     Вариант: «Похлопайте в ладоши те, кто сегодня грустный (любит смотреть мультики и т.п.)»

     Затем делают вывод, что у всех есть много общего.

 

Разные, но похожие  (для детей с 5 лет)

 

Цель: разогрев и сплочение группы, снижение напряженности, развитие самосознания, активизация внимания.

     Взрослый говорит:

— Сейчас поднимут руки только девочки… А теперь поднимут руки мальчики… Попрыгают те, кто в брюках… У кого есть сестренка, обнимут себя… У кого есть брат, похлопают в ладоши… Те, кто ел сегодня кашу, погладят себя по голове и т.д.

     По окончании упражнения проводится краткая беседа, в ходе которой детей подводят к выводу о том, что все люди разные, но в чем-то они все-таки похожи.

 

Рулет  (для детей с 5 лет)

 

Цель: активизация группы, создание групповой сплоченности.

     Дети встают в шеренгу, держась за руки.

     Ребенок, стоящий первым, начинает поворачиваться вокруг своей оси, увлекая за собой стоящих следом. Таким образом, дети образуют некий «рулет». Обращается внимание детей на то, что в ходе упражнения важно не расцеплять руки. Задание можно усложнить, предложив детям «раскрутить рулет».

 

Фруктовый салат (для детей с 5 лет)

 

Цель: активизация группы, создание групповой сплоченности, усиления концентрации внимания.

     Участники сидят в круге. Ведущий просит первых 4-5 человек назвать по одному свои любимые фрукты (например, яблоко, груша, банан, апельсин). Следующие сидящие в круге по очереди, по-вторяют прозвучавшие названия фруктов. Таким образом, каждый «назван фруктом». Для лучшего запоминания можно раздать карточки с изображениями фруктов. Ведущий встает в центре круга и выкрикивает название фрукта, например апельсин, и все «апельсины» должны поменяться друг с другом местами. Человек в центре также старается занять одно из свободных мест, и другой участник остается без места. Новый ведущий опять называет какой-то фрукт и игра продолжается. Название «фруктовый салат» означает, что все меняются местами.

 

Прикосновение тела (для детей с 5 лет)

 

Цель: активизация и сплочение группы, развитие тактильного  внимания

     Объясните участникам, что вы дотронетесь до кого-нибудь. Потом они должны, используя только ту часть тела, до которой дотронулись вы, дотронуться до кого-то другого. Продолжайте игру, пока все участники не будут задействованы. Это упражнение заставляет тесно взаимодействовать друг с другом. 

 

Лицом к лицу (для детей с 5 лет)

 

Цель: создание положительного эмоционального фона и активизация детей, развитие внимания.

     Каждый находит себе пару. Ведущий называет действия, например «рука к носу», «спина к спине», «голова к колену» и т.д. Участники должны следовать инструкциям в своих парах. Когда ведущий говорит «человек к человеку», каждый должен найти себе другую пару. Упражнение можно применять в середине и в конце занятия.

     Вариант: Дети объединяются в пары только после команды ведущего. Например, после команды «Плечо к плечу», дети должны найти себе пару и соприкоснуться частями тела

 

Такси  (для детей с 5 лет)

 

Цель: активизация группы, деление группы на подгруппы, закрепление количества

     Выбирается 1 — 2 участника, которые будут выполнять роль таксистов. Их задача – двигаться по помещению, останавливаясь по команде ведущего. Предложите остальным участникам представить, что они садятся в такси. В такси может поместиться только определенное число участников, например 2, 3 или 4. Когда такси останавливается, участники должны бежать «занимать места в такси».

     Это полезное упражнение, если нужно объединить участников в группы с определенным числом членов в случайном порядке.

 

Привет!  Как твои дела? (для детей с 6 лет)

 

Цель: сближение участников, установление дружеских отношений, развитие кооперации, активизация внимания

     Все дети ходят по комнате, жмут друг другу руки и говорят: «Привет! Как твои дела?»

     Главное правило: здороваясь с кем-то, руку можно освободить только после того, как другой рукой начнешь здороваться еще с кем-либо. То есть каждый участник должен быть в контакте с кем-либо постоянно.

     Игру можно использовать в конце занятия, заменив слова: «Спасибо. С тобой было интересно»

 

Я сегодня вот такой (для детей с 6 лет)

 

Цель: эмоциональная разрядка, развитие умения понимать свое эмоциональное состояние и выражать его вербально и невербально.

     Каждый по очереди говорит: «Здравствуйте. Я сегодня вот такой» — и показывает невербально свое состояние. Остальные дети говорят: «Здравствуй, Ваня! Ваня сегодня вот такой» и копируют его жесты, мимику, позу.

     В игре должен принять участие каждый ребенок. В заключение дети берутся за руки и хором говорят: «Здравствуйте все!»

nsportal.ru

Игры на знакомство и сплочение коллектива

Хохрина Анна Павловна

Педагог дополнительного образования

МБУ ДО ДДТ им. В.П. Чкалова г. Нижнего Новгорода

Игры на знакомство и сплочение коллектива

Когда группа только образовалась, многие участники нового коллектива чувствуют себя скованно, некоторые застенчивые дети и подростки сильно волнуются. Чтобы быстро снять напряженность при первом знакомстве, узнать друг с друга и создать приятную, раскрепощенную атмосферу, можно провести ряд замечательных игр:

1. Бейдж: Участникам раздаются листки бумаги и фломастеры, предлагается создать свой бейдж, на котором написать своё имя и девиз, а также изобразить свой символ. Каждый участник представляет свой бейдж, объясняя, почему он выбрал именно такой девиз и символ.

2. Три слова о себе: По очереди участники произносят фразу: «Меня зовут … (имя), я поеду в … (название страны или города) и съем там … (название фрукта)». Названия стран и фруктов должны начинаться с той же буквы, с которой начинается имя участника. Каждый следующий участник должен придумать что-то своё: названия стран и фруктов не должны повторяться.

3. Если бы ты был… : Первый участник обращается ко второму участнику (своему соседу) с вопросом: «Если бы ты был …. ( книгой, деревом, животным, посудой, мебелью и т.д.), каким бы … ты был?» Второй участник отвечает, например: «Если бы я был книгой, я был бы детективом» и задаёт вопрос третьему участнику. И так по кругу. Можно изменить вопрос: «Если бы ты был ….. (тем-то, кем-то), что бы ты сделал?»

4. Веревочка: Первый участник держит в руках клубок веревки и обращается к любому другому участнику в круге, называя по имени: «…. (имя), я хочу поделиться с тобой ….» (называет что-то хорошее, что у него есть, например: настроением, знаниями, умениями и т.д.), потом передает ему клубок, продолжая держать конец веревки. Так каждый высказывается, и, передав клубок другому участнику, продолжает держать веревку. В конце получается своеобразная паутина из веревки.

Продолжение игры: «Всё, от чего мы хотим избавится, замотаем в клубок». Каждый говорит о своих слабостях и недостатках, от которых он хочет избавиться, и заматывает веревку обратно в клубок. В конце ведущий кладет клубок в центр круга и предлагает всем подуть на него, чтобы всё ненужное исчезло.

5. Электроток, 1 вариант: Участники держатся за руки, скрестив руки. Ведущий пожимает одновременно обеими руками, и сразу же, почувствовав пожатие одной руки, участник пожимает другой рукой руку соседа. Поочередные пожатия рук происходят очень быстро и идут в разных направлениях от ведущего. На кот-то «цепь сомкнется» — он становится ведущим.

2 вариант: В отличие от первого варианта, участники кладут ладони на колени своих соседей: правую руку на колено правой ноги соседа справа, а левую — на колено левой ноги соседа слева. Ведущий хлопает по коленям соседей обеими руками, далее хлопки производятся поочередно, в разных направлениях по порядку ног (нужно быстро сообразить, какой рукой хлопнуть).

6. Позитивный мячик: Предлагается вспомнить, что хорошего произошло, пока мы не виделись. Первый участник высказывается и обращается к любому из присутствовавших, бросая ему мячик: «А что хорошего произошло у тебя?» и т.д. Эта игра хороша для начала занятия в группе любого срока существования: как для новой, так и для давно существующей.

7. Счет вслепую: Участники считают, опустив головы (можно закрыть глаза), не договариваясь о порядке высказываний. Главное, чтобы каждое следующее число прозвучало из уст только одного участника. Если произошло совпадение (сказали одновременно) — начинаем сначала.

На музыкальных занятиях таким образом можно отрабатывать названия нот звукоряда — в восходящем и нисходящем движении.

Все вышеописанные игры с успехом можно применять на любых групповых занятиях. Все они развивают коммуникативные навыки, что способствует созданию комфортной обстановки для каждого члена детского или подросткового коллектива.

infourok.ru

Игры на сплочение и знакомство детского коллектива, на разогрев и организацию группы, снижение напряженности

Игры на сплочение и знакомство детского коллектива, на разогрев и организацию группы, снижение напряженности 

  ОСЕННЯЯ ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМНАСТИКА 

«Осень» 
Ветер по лесу летал, 
(Плавные, волнообразные движения ладонями) 
Ветер листики считал: 
Вот дубовый, 
(Загибаем по одному пальчику на обеих руках) 
Вот кленовый, 
Вот рябиновый резной, 
Вот с березки — золотой, 
Вот последний лист с осинки 
(Спокойно укладываем ладони на стол) 
Ветер бросил на тропинку. 

«Осенние листья» 
Раз, два, три, четыре, пять. 
(Загибают пальчики, начиная с большого) 
Будем листья собирать. 
(Сжимают и разжимают кулачки) 
Листья березы, 
Листья рябины, 
Листики тополя, 
Листья осины, 
Листики дуба мы соберем, 
Маме осенний букет отнесем. 
( «Шагают» пальчики по столу). 

«Осень, осень к нам пришла…» 
Осень, осень к нам пришла, 
Дождь и ветер принесла. 
(Стучим пальцем левой руки по ладони правой) 
Кап-кап-кап, кап-кап-кап, 
Дождь и ветер принесла. 
Пожелтел зеленый сад, 
Листья кружатся, летят. 
(Трём ладонью о ладонь) 
Шу-шу-шу, шу-шу-шу, 
Листья кружатся, летят. 
Песни птичек не слышны, 
Подождем их до весны. 
(Кисти рук накрест, движения кистями рук вверх-вниз) 
Чик-чирик, чик-чирик, 
Подождем их до весны. 

Грибы 
Мы сегодня рано встали, 
(Сжимать, разжимать пальцы на обеих руках) 
За грибами в лес пошли. 
(Сжать кулаки, делать шагающие движения указательным и средним пальцами) 
Грузди, рыжики, волнушки 
(Сложить пальцы обеих рук в щепоть) 
В кузовочке принесли. 
(Округлить ладони, соединить обе руки вместе, прикасаясь мизинцами) 

Перелетные птицы 
Снова осень наступает. 
(Касаться стола подушечками пальцев правой руки, начиная с большого) 
И до следующей весны 
(Касаться стола подушечками пальцев левой руки, начиная с большого) 
В птичьих стаях улетают 
(Касаться стола подушечками пальцев правой руки, начиная с большого) 
Ласточки, скворцы, грачи, 
Лебеди и журавли. 
(Касаться стола подушечками пальцев левой руки, начиная с большого) 

Осенняя одежда 
Я одежду надеваю 
(Поочередно соединять пальцы правой руки с большим) 
И ее вам называю: 
(Поочередно соединять пальцы левой руки с большим) 
Майка, брюки, а еще 
(Поочередно соединять пальцы правой руки с большим) 
Свитер, шарфик и пальто. 
(Поочередно соединять пальцы левой руки с большим) 

Пальчики-братики 
(движения по тексту, поочередно загибаем каждый пальчик) 
Этот пальчик в лес пошёл, 
Этот пальчик гриб нашёл, 
Этот пальчик чистить стал, 
Этот пальчик жарить стал 
Этот пальчик всё – всё съел, 
От того и потолстел! 
(сжимать, разжимать кулачки) 

«Засолка капусты» 
Мы капусту рубим, 
(Движения прямыми кистями вверх-вниз) 
Мы морковку трем, 
(Пальцы обеих рук сжаты в кулачки, движения кулаков к себе и от себя) 
Мы капусту солим, 
(Имитировать посыпание солью из щепотки) 
Мы капусту жмем. 
(Сжимать и разжимать пальцы).

Игры, формирующие благоприятный социально-психологический климат в детском коллективе

Привет фотографии (для детей с 3 лет)

Цель: обучение детей узнавать друг друга по фотографии, создание положительного настроя

Дети сидят в кругу. В центре на столе лежат фотографии лицами вниз. Ребенок выходит в центр круга, берет любую фотографию, затем находит человека по фотографии, подходит к нему и здоровается (пожать руку и сказать «Привет») Ребенок, с которым поздоровались, сначала отвечает на приветствие, а затем выбирает следующую фотографию. Игра продолжается до тех пор, пока не останется ни одной фотографии.

Клубочек  (для детей с 4 лет)

Цель: знакомство, установление доверительного контакта с детьми, сплочение группы.

Дети садятся в круг. Ведущий, держа в руках клубочек, обматывает нитку вокруг пальца, задает любой вопрос участнику игры (Например: «Как тебя зовут, хочешь ли ты со мной дружить, что ты любишь, чего ты боишься» и т.д.). Ребенок ловит клубочек, обматывает нитку вокруг пальца, отвечает на вопрос, а затем задает свой следующему игроку. Таким образом, в конце клубочек возвращается ведущему. Все видят нити, связывающие участников игры в одно целое, определяют, на что фигура похожа, многое узнают друг о друге, сплачиваются. 

Замечание: Если ведущий вынужден помогать затрудняющемуся ребенку, то он берет при этом клубочек себе назад, подсказывает и опять кидает ребенку. В результате можно увидеть детей, испытывающих затруднения в общении, у ведущего с ними будут двойные, тройные связи.

Ха – ха – ха! Хе – хе – хе! (для детей с 4 лет)

Цель: создание положительных эмоций, снятие напряжения.

Дети стоят  в кругу, соединяют руки в замок. Ведущий показывает следующее:

  • 3 раза прикасается к левому плечу, произнося «ха – ха – ха»

  • 3 раза прикасается к правому плечу, произнося «хо – хо – хо»

  • 3 раза прикасается к левому колену, произнося «хи – хи – хи»

  • 3 раза прикасается к правому колену, произнося «хе – хе – хе»

Затем все движения повторяются более  быстром темпе по 2 раза. Затем еще быстрее по 1 разу. Затем количество раз увеличиваем, а темп снижаем. Произнося последнее «хе», детям предлагается выплеснуть всю усталость, всю злость, всю обиду, которые накопились в их теле.

Перекличка — путанка (для детей с 4 лет)

Цель: Развитие произвольного внимания, закрепление знакомства

Ведущий называет фамилии и имена присутствующих детей, путая при этом, то имя, то фамилию (имя называется правильно, фамилия – нет; фамилия правильна, имя не то). Дети внимательно слушают и откликаются только тогда, когда правильно названы и имя, и фамилия. Кто ошибается, выбывает из игры.

Ласковое имя (для детей с 4 лет)

Цель: формирование положительной самооценки и самопринятия, знакомство.

Один из детей — водящий — встает в центр круга. Дети, передавая друг другу мяч, называют ласковую форму имени водящего. Он последним получает мяч и называет ту ласковую форму своего имени, которая ему понравилась. Упражнение продолжается до тех пор, пока в центре круга не побывает каждый ребенок.

Вариант. Дети, передавая друг другу мяч, называют ласковую форму своего имени. Когда все дети назовут ласковые имена, мячик пойдет в обратную сторону. Нужно постараться не перепутать и бросить мяч тому, кто в первый раз бросил вам, а кроме того, произнести его ласковое имя.

Вариант. «Назови своего соседа ласковым именем так, чтобы ему было приятно»

Передай игрушку по кругу (для детей с 4 лет)

Цель: разминка, разогрев группы, развитие внимания, быстроты реакции, умения действовать сообща

Дети стоят в кругу. По кругу пускают игрушки. Передавая игрушку, дети говорят: «Дальше, дальше…» Сначала их в два раза меньше, чем детей. По мере увеличения скорости передачи игрушек из рук в руки количество игрушек увеличивается.

Вариант.  Дети сидят на ковре и перекатывают друг другу мячи, не останавливаясь. Количество мечей от 2 до 5.

Вариант. Можно добавить еще одно правило. Когда взрослый скажет: «Всё наоборот», игрушки или мячи передаются в обратном направлении.

Передай движение по кругу (для детей с 4 лет)

Цель: развитие выразительности движений, воображения, активизация и сплочение детей

Дети передают друг другу воображаемые предметы: большой мяч, тяжелую гирю, горячий блин, младенца, паука на паутинке, стопку кубиков, горящую свечу.В конце упражнения дети берутся за руки. Взрослый, говоря «Привет», пожимает руку соседу справа, тот следующему по кругу. «Приветик» должен обойти круг и вернуться к взрослому

Животные (для детей с 4 лет)

Цель: активизация группы, развитие слухового внимания

Детям раздаются карточки и изображением нескольких (2 – 4) видов животных. Дети должны, издавая характерные звуки того или иного животного, найти остальных членов своей подгруппы. Энергизатор в игровой форме помогает разделить большую группу на несколько подгрупп, вовлекает ребят в активную деятельность.

Невербальное приветствие (для детей с 4 лет)

Цель: разогрев группы, преодоления барьеров в общении, снижение эмоционального напряжения.

Участникам предлагается молча здороваться друг с другом: а) руками с закрытыми глазами, б) коленками, в) спинами, г) мизинцами, д) плечами, е) локтями и т.д. Упражнение можно проводить при достаточной разогретости группы не в начале занятия.

Поварята (для детей с 4 лет)

Цель: развитие внимания, групповой сплоченности

Все встают в круг – это кастрюля. Сейчас будем готовить суп (компот, винегрет, салат). Каждый придумывает, чем он будет (мясо, картошка, морковка, лук, капуста, петрушка, соль и т.д.). Можно раздать картинки. Ведущий выкрикивает по очереди, что он хочет положить в кастрюлю. Узнавший себя впрыгивает в круг, следующий, прыгнув, берет за руки предыдущего. Пока все «компоненты» не окажутся в круге, игра продолжается. В результате получается вкусное, красивое блюдо.

Комплименты (для детей с 4 лет)

Цель: повышение самооценки, создание положительного образа себя, развитие коммуникативных навыков

Сидя в кругу, все берутся за руки. Глядя в глаза соседу, надо сказать ему несколько добрых слов, за что-то похвалить. Принимающий кивает головой и говорит: «Спасибо, мне очень приятно!» Затем он дарит комплимент своему соседу, упражнение проводится по кругу. 

Предупреждение:Некоторые дети не могут сказать комплимент, им необходимо помочь. Можно вместо похвалы просто сказать «вкусное», «сладкое», «цветочное», «молочное» слово. Если ребенок затрудняется сделать комплимент, не ждите, когда загрустит его сосед, скажите комплимент сами. 

Путаница (для детей с 5 лет)

Цель: разогрев, сплочение группы, снижение напряженности.

«Сейчас один из вас, доброволец, должен выйти за двери. Остальные должны встать в круг и взяться за руки. После того как образуется плотное кольцо, необходимо «запутаться», не разжимая рук. Когда «клубок» будет готов, мы пригласим ведущего, который «распутает» группу». Можно провести путаницу еще раз, предложив кому-либо из группы «запутать» всех остальных, а другому ведущему распутать.

«Здравствуйте!» по очереди (для детей с 5 лет)

Цель: разогрев группы, снижение напряженности, рефлексия собственного эмоционального состояния, настрой на работу.

Взрослый говорит, что сейчас он будет здороваться, но не со всеми сразу, а по очереди. Те, с кем он поздоровается, должны встать и сказать: «Здравствуйте». Далее игра проходит в два этапа. На первом этапе взрослый предлагает детям осознать свои эмоциональные состояния: «Те, кто сейчас в хорошем настроении, здравствуйте!», «Те, кто сегодня не выспался, здравствуйте!», «Те, кому грустно, здравствуйте!». На втором этапе настраиваем детей на выполнение различных видов деятельности: «Те, кто любит рисовать, здравствуйте!», «Те, кто хочет заниматься, здравствуйте!», «Те, кто хочет стать умным (уверенным), здравствуйте!»,

Приветствие с колокольчиком (для детей с 5 лет)

Цель: приветствие, настрой детей на доброжелательный лад.

Дети стоят в кругу, Взрослый подходит к одному из них, звонит в колокольчик и говорит: «Здравствуй, Ваня, мой дружок!». После Ваня берет колокольчик и идет приветствовать другого ребенка. Колокольчик должен поприветствовать каждого ребенка.

Разные приветствия (для детей с 5 лет)

Цель: снятие эмоционального напряжения, развитие коммуникативных навыков

Взрослый напоминает детям, что с разными людьми мы общаемся по-разному «Поздоровайтесь так, как вы здороваетесь:

  • С другом в детском саду

  • С воспитателем

  • С клоуном в цирке

  • С любимой бабушкой

  • С тем, на кого обиделись

  • С тем, кого рады видеть

А теперь скажем все вместе: «Здравствуйте все!» и поаплодируем друг другу.

Вариант. Здороваться с разным настроением: «Очень устали, Веселые, Опаздываем в детский сад, В Космосе (в невесомости)»

Ветер дует на… (для детей с 5 лет)

Цель: знакомство, разогрев, сплочение группы.

Со словами «Ветер дует на…» ведущий начинает игру. Вопросы могут быть следующими: «Ветер дует на того, у кого светлые волосы» все светловолосые собираются в одну кучку. «Ветер дует на того, у кого… есть сестра», «кто любит животных», «кто много плачет», «у кого нет друзей» и т.д. Ведущего необходимо менять, давая возможность поспрашивать участников каждому.

Поменяйтесь местами (для детей с 5 лет)

Цель: разогрев группы, снижение напряженности, активизация внимания и мыслительных процессов.

Участники садятся в круг, в центре которого стоит психолог. Ведущий предлагает поменяться местами (пересесть) всем тем, кто обладает каким-то общим признаком. Например: «Пересядьте все те, у кого карие глаза (любит убирать игрушки, кататься с горки и т.п.)», — и все, у кого карие глаза, должны поменяться местами». При этом ведущий тоже принимает участие в игре и должен успеть занять освободившееся место, оставшийся без места продолжает игру. По окончании игры можно спросить: «Как вы себя чувствуете?» Затем делают вывод, что у всех есть много общего.

Встаньте те, у кого… (для детей с 5 лет)

Цель: разогрев группы, снижение напряженности, активизация внимания, наблюдательности и мыслительных процессов.

Дети сидят на стульях. Ведущий говорит: «Встаньте те, у кого:

  • Светлые волосы

  • Карие глаза

  • В одежде есть синий цвет

  • Пишет левой рукой

  • Любит танцевать

Вариант: «Похлопайте в ладоши те, кто сегодня грустный (любит смотреть мультики и т.п.)» Затем делают вывод, что у всех есть много общего.

Разные, но похожие  (для детей с 5 лет)

Цель: разогрев и сплочение группы, снижение напряженности, развитие самосознания, активизация внимания.

Взрослый говорит:

— Сейчас поднимут руки только девочки… А теперь поднимут руки мальчики… Попрыгают те, кто в брюках… У кого есть сестренка, обнимут себя… У кого есть брат, похлопают в ладоши… Те, кто ел сегодня кашу, погладят себя по голове и т.д.

По окончании упражнения проводится краткая беседа, в ходе которой детей подводят к выводу о том, что все люди разные, но в чем-то они все-таки похожи.

Рулет  (для детей с 5 лет)

Цель: активизация группы, создание групповой сплоченности.

Дети встают в шеренгу, держась за руки. Ребенок, стоящий первым, начинает поворачиваться вокруг своей оси, увлекая за собой стоящих следом. Таким образом, дети образуют некий «рулет». Обращается внимание детей на то, что в ходе упражнения важно не расцеплять руки. Задание можно усложнить, предложив детям «раскрутить рулет».

Фруктовый салат (для детей с 5 лет)

Цель: активизация группы, создание групповой сплоченности, усиления концентрации внимания.

Участники сидят в круге. Ведущий просит первых 4-5 человек назвать по одному свои любимые фрукты (например, яблоко, груша, банан, апельсин). Следующие сидящие в круге по очереди, повторяют прозвучавшие названия фруктов. Таким образом, каждый «назван фруктом». Для лучшего запоминания можно раздать карточки с изображениями фруктов. Ведущий встает в центре круга и выкрикивает название фрукта, например апельсин, и все «апельсины» должны поменяться друг с другом местами. Человек в центре также старается занять одно из свободных мест, и другой участник остается без места. Новый ведущий опять называет какой-то фрукт и игра продолжается. Название «фруктовый салат» означает, что все меняются местами.

Прикосновение тела (для детей с 5 лет)

Цель: активизация и сплочение группы, развитие тактильного  внимания

Объясните участникам, что вы дотронетесь до кого-нибудь. Потом они должны, используя только ту часть тела, до которой дотронулись вы, дотронуться до кого-то другого. Продолжайте игру, пока все участники не будут задействованы. Это упражнение заставляет тесно взаимодействовать друг с другом. 

Лицом к лицу (для детей с 5 лет)

Цель: создание положительного эмоционального фона и активизация детей, развитие внимания.

Каждый находит себе пару. Ведущий называет действия, например «рука к носу», «спина к спине», «голова к колену» и т.д. Участники должны следовать инструкциям в своих парах. Когда ведущий говорит «человек к человеку», каждый должен найти себе другую пару. Упражнение можно применять в середине и в конце занятия.

Вариант: Дети объединяются в пары только после команды ведущего. Например, после команды «Плечо к плечу», дети должны найти себе пару и соприкоснуться частями тела

Такси  (для детей с 5 лет)

Цель: активизация группы, деление группы на подгруппы, закрепление количества

Выбирается 1 — 2 участника, которые будут выполнять роль таксистов. Их задача – двигаться по помещению, останавливаясь по команде ведущего. Предложите остальным участникам представить, что они садятся в такси. В такси может поместиться только определенное число участников, например 2, 3 или 4. Когда такси останавливается, участники должны бежать «занимать места в такси».

Это полезное упражнение, если нужно объединить участников в группы с определенным числом членов в случайном порядке.

Привет!  Как твои дела? (для детей с 6 лет)

Цель: сближение участников, установление дружеских отношений, развитие кооперации, активизация внимания

Все дети ходят по комнате, жмут друг другу руки и говорят: «Привет! Как твои дела?» Главное правило: здороваясь с кем-то, руку можно освободить только после того, как другой рукой начнешь здороваться еще с кем-либо. То есть каждый участник должен быть в контакте с кем-либо постоянно. Игру можно использовать в конце занятия, заменив слова: «Спасибо. С тобой было интересно»

Я сегодня вот такой (для детей с 6 лет)

Цель: эмоциональная разрядка, развитие умения понимать свое эмоциональное состояние и выражать его вербально и невербально.

Каждый по очереди говорит: «Здравствуйте. Я сегодня вот такой» — и показывает невербально свое состояние. Остальные дети говорят: «Здравствуй, Ваня! Ваня сегодня вот такой» и копируют его жесты, мимику, позу.

В игре должен принять участие каждый ребенок. В заключение дети берутся за руки и хором говорят: «Здравствуйте все!»

Игра «Радостная песенка» ( для детей с 5 лет)

Цель: положительный настрой, развитие чувства единства

— У меня в руках клубочек. Я сейчас обмотаю нитку вокруг пальца и передам клубочек своему соседу справа Диме и спою песенку про то, как я рада его видеть – «Я очень рада, что Дима в группе есть…».

 Кто клубочек получает, обматывает нитку вокруг пальца и передает его следующему, сидящему справа от него ребенку и мы вместе (все, у кого в руках нитка) поём ему радостную песенку. И так, пока клубочек не вернётся ко мне. Отлично!

— Клубочек ко мне вернулся, он пробежал по кругу и всех нас соединил. Наша дружба стала ещё крепче, а настроение улучшилось.

Игра «Угадай меня» ( для детей с 5 лет)

Цель: сплочение детского коллектива, установление доверительного контакта

Дети сидят на стульчиках. Водящий с закрытыми глазами ходит по кругу, кладет руки на плечи сидящих и угадывает, кто это. Если он угадал правильно, тот кого он угадал говорит: «Да, это я (свое имя)» .

После того как водящему завязали глаза, дети могут тихонечко поменяться местами на стульях.

Игра «Молекулы» (для детей с 6 лет)

Цель: эмоциональная разрядка, разделение на пары, тройки, пятерки.

infourok.ru

«Игры на сплочение и знакомство детских коллективов».

Игровое ассорти

В программе смены иногда случаются незапланированные паузы. Например, когда работа на станции в игре закончилась раньше. Очень часто дети скучают, когда возвращаются с экскурсии, во время регистрации на заезде, когда организовывают сбор отряда и ждут детей. Чтобы продуктивнее использовать это время, мы предлагаем вам поиграть в удовольствие себе и на радость детям.

Узел
Выводят одного или нескольких участников в другую комнату, остальные становятся в круг, берутся за руки и начинают «перепутываться», т. е. перешагивать через руки, проходить под руками, перекручиваться и т. д. Главное условие — нельзя расцеплять руки, иначе может ничего не получиться. Когда из участников игры образуется большой узел, начинается самое интересное — приглашают водящего, он распутывает этот узел (в итоге должен получиться круг, в котором все держатся за руки). Здесь также действует основной принцип соблюдения сцепления рук!

Сантики — фантики — лимпомпо
Участники становятся в круг. Выбираются двое водящих. Один из них по условиям игры показывает различные движения, которые все синхронно повторяют, незаметно меняя движения (назовём его условно — «танцор»). Второго водящего выводят в другую комнату, его задача — определить «танцора». Игра начинается всеми участниками со слов «сантики — фантики — лимпомпо». Затем «танцор» показывает различные движения, группа — копирует их, по-прежнему, сопровождая словами «сантики — фантики — лимпомпо». Задача водящего: с трех попыток определить «танцора». Таким образом, участники должны смотреть куда угодно, только не на «танцора»! Если водящий отгадал, то «танцор» автоматически занимает место водящего. Игра продолжается.

Арам-шим-шим
Участники берутся в кругу за руки (по принципу: мальчик и девочка). В центр круга выходит водящий, закрывает глаза и вытягивает руки (стрелой) в любом направлении. Круг начинает двигаться по часовой стрелке, а водящий — в противоположном направлении. При движении все повторяют хором слова: «арам-шим-шим, арам-шим-шим, арамия-дульсия — покажи-ка на меня! И раз, и два, и три!» На счет «три» все останавливаются. Игрок противоположного пола, на которого при остановке указал водящий выходит в центр круга. Эти игроки становятся спиной друг к другу и закрывают глаза, а остальные участники хором начинают считать до трех. На счет «три» игроки в центре поворачивают головы в любом направлении. Если повернули в одну сторону — целуются в щёчку, если нет — жмут друг другу руки.

Охотники
Участники образуют круг. Один из игроков в роли охотника должен сложить руки пистолетом и, направляя этот жест на кого — либо одного, должен имитировать выстрел, при этом необходимо сопровождать выстрел звуком «У». «Жертва» мгновенно реагирует на этот выстрел, отклоняется назад, поднимает руки вверх и произносит звук «У». Одновременно с ним, те участники, которые стоят слева и справа от «потерпевшего», наклоняются в его сторону, присоединяют ладонь к ладони и произносят тот же звук. Далее «жертва» становится охотником. Все это должно происходить очень быстро. Кто не успевает — покидает игру.

Летел лебедь
Участники становятся в круг, вытягивают руки, при этом ладони необходимо держать вертикально, положив свою правую ладонь на левую ладонь соседа справа. Все игроки поочерёдно произносят по одному слову из считалки, под каждое слово делают ход — хлопок по левой руке соседа слева. «Летел — лебедь — по — синему — небу — загадал — число — …». Тот человек, на кого выпало слово » число», называет вслух любое число и делает хлопок. Хлопки вслух поочерёдно считают. Задача игрока, на которого «выпада — ет» названное число, быстро убрать руку из под хлопка. Кто не успел — выбывает. Таким образом, выясняется самый ловкий в отряде.

100 пионеров
Участники становятся в круг и повторяют за водящим следующие слова и движения.

У нас в отряде 100 пионеров,
100 пионеров у нас в отряде.
Они играют, они смеются
И только делают вот так!

Затем водящий поочерёдно называет части тела, которыми необходимо начать трясти. Например, у нас в отряде ……и только делают вот так: правая рука (все начинают трясти правой рукой). Продолжаем: у нас в отряде ……делают вот так: правая рука, левая рука (продолжают трясти правой рукой и начинают левой трясти). Далее называют, правую и левую руки, правое и левое плечи, голову, туловище. Таким образом, через несколько туров играющие становятся похожи на «таракашек», что вызывает у ребят прилив положительных эмоций.

Себе — соседу
Для игры понадобится небольшой предмет: колечко, ключик, пуговица, брелок и т.д. Участники становятся в круг, руки вытягивают в стороны: ладонь левой руки — ковшиком, ладонь правой — как будто что-то держат пальцами. Одновременно повторяя слова: «себе — соседу», все игроки перекладывают из своей левой ладони в левую ладонь соседа справа небольшой предмет. Задача водящего: угадать у кого он в ладони.

Месим, месим тесто
Участники становятся в круг, взявшись за руки и дружно повторяют слова: «Месим, месим тесто, месим, месим тесто», при этом сходятся как можно плотнее. Под слова: «Раздувайся пузырь да не лопайся, раздувайся пузырь да не лопайся!», расходятся как можно шире, стремясь разорвать круг. Два человека, чей узел разорвался, становятся в центр круга, и их уже «месят». Находящиеся в кругу, имеют право помогать разрывать своими спинами «пузырь». Побеждают сильные и ловкие.

Ти — я — я
Участники становятся в круг, левая рука на плече соседа слева, правая рука на поясе соседа справа. Все участники, покачиваясь сначала вправо, потом влево, поют забавную песенку:

«Ти — я — я, ти — я — я, ти — я — я — о,
Ти — я — я, ти — я — я, ти — я — я — о,
Ти — я — я, ти — я — я, ти — я — я — о,
Ти — я — я, ти — я — я, о — я — о.

Я — о, я — о, ти — я — я, ти — я — я, ти — я — я — о,
Я — о, я — о, ти — я — я, ти — я — я, о — я — о.»

Когда произносят звук «о» — наклоняются вперёд. Игра продолжается, но теперь поют быстрее и быстрее…

Телеграмма
Участники становятся в круг, держатся за руки. В центре круга — водящий. Кто-нибудь из игроков начинает: » Я отправляю поздравительную открытку Кате, в которой желаю ей добра». Как только произносит слова, лёгким пожатием руки любого из соседей, «отправляет» открытку. По цепочке открытка должна дойти до адресата. Важно слегка пожимать руки друг другу, чтобы водящий не смог перехватить почту. Как только адресат получает открытку, сразу говорит слово «получил» и, теперь он, отправляет свою открытку кому-то в кругу. Отправлять можно письма, посылки, бандероли, телеграммы и т. д. Если водящий заметил, где пожимают руку, т.е. где проходит почта, тот игрок становится водящим.

Контакт
Один из игроков загадывает слово и говорит на какую букву оно начинается. Все остальные должны разгадать слово. Например, ведущий говорит, что слово начинается с буквы «л». Для того, чтобы ведущий открыл вторую букву, необходимо подобрать слово на букву «л» и дать ему небольшую характеристику. Например, кто-то из игроков говорит: «Это есть ночью на небе». Кто догадался, говорит «контакт» и вместе с игроком, который давал характеристику, считают до 10 и называют слово. Если слова оказались разными, тогда игроки продолжают подбирать слова на букву «л». Если слова совпали, тогда ведущий называет следующую букву, например буква «а» и тогда образуется слог «ла». Теперь начинают подбирать слова на этот слог, давать характеристику им, считать до 10 и т. д. Ведущий тоже может отгадывать слова, которые участники характеризуют. Если он отгадает, тогда придётся подбирать новые слова. В этой игре ведущему важно, чтобы его слово как можно дольше не смогли разгадать.

Тыр — тыр
Все участники произносят слова, сопровождая их движениями.

«Тыр — тыр, пулемёт, (держат обеими руками ручки «пулемёта»)
Выше, выше, самолёт, (рука движется снизу вверх наискосок)
Бац! — артиллерия, (хлопок)
Скачет кавалерия, (одной рукой машут воображаемой шашкой над головой)
Ура!»

Игра продолжается, но с каждым разом необходимо ускорять темп, стараться успевать и говорить, и правильно показывать движения.

infourok.ru

Игры на знакомство и сплочение

Цель: запомнить имена друг друга, узнать друг о друге как можно больше, сократить психологическую дистанцию.

Игры знакомства помогают познакомить друг друга за мини­мальное количество времени, что способствует быстрому формированию коллектива. Чем больше игр знакомств вы проведите в первый день общения, тем лучше участники запоминают друг друга. Использование данных игр возможно в любое время и в любых условиях, они легко переделываются.

Пример: «Снежный ком»:

— Все становятся в круг и берутся за руки. Каждый по очереди называет свое имя и имена тех, кто стоит впереди него. Свое имя игрок произносит в последнюю очередь.

— Вариант игры с движениями: один показывает движение, следующий игрок повторяет и добавляет свое.

— Каждый по очереди называет свое имя, добавляя к нему описательное прилагательное, начинающееся с первой буквы имени.

— Вариант игры с добавлением к имени фразы: «Я люблю…(печенье, солнце, собаку и т.д.)».

Психологические игры и упражнения

Цель: снимать психологическое напряжение, изучать межличностные отношения в группе.

Проведение в группе психологических игр и упражнений требует от ведущего определенных умений и навыков. Прежде всего при подборе игр необходимо учитывать психологический настрой в группе, постоянно фиксировать происходящие изменения в настроении участников, чтобы вовремя принять решение о прекращении игры. После завершения упражнения в группе необходимо провести рефлексию.

Пример: «Монолит»:

Все становятся в круг парами. Правую руку кладут на плечо соседа впередеи через одного. Левую – соседу сзади на талию. По команде ведущего приседают друг в другу на колени и идут по кругу.

Игры – розыгрыши

Цель: снять напряжение и настроить на работу.

Игры-розыгрыши отличаются от всех игр тем, что в них можно играть только один раз с одним коллективом. По своему содержанию игры-розыгрыши представляют собой некую шутку-загадку, разгадав которую, участники понимают, что над ним подшутили.

Пример: «Зоопарк»:

Все встают в круг. Ведущее называет одинаковое животное каждому на ухо. Затем ведущий говорит фразу: «Я пришел в зоопарк и увидел там…» (называет это животное). Задание: названное «животное» должно сесть, а соседи ему помешать. Но животное названо одно и все падают.

Игры-разбивки

Цель: поделить коллектив на несколько групп для проведения какого-либо мероприятия, не причинив неудобства участникам.

Игры-разбивки применимы для создания инициативных групп при подготовке мероприятий, для проведения дискуссий и ролевых игр.

Пример: «Молекулы»:

Все участники – это атомы, которые находятся в броуновском движении. По команде ведущего они собираются в молекулы по …. человек.

Разминки.

Разминки – короткие специальные упражнения, которые имеют целью привлечь или сконцентрировать внимание ребят, дать им разрядку. На мероприятиях, где собираются незнакомые люди, выбирается вариант разминки знакомства, с которой начинается мероприятие.

Кроме того, разминки могут служить в качестве мотивировки или «разогрева» к той или иной части занятия при соответствующем пояснении. Любая разминка имеет много разных подтекстов и может демонстрировать различные аспекты студенческой жизни. После каждой разминки желательно благодарить друг друга аплодисментами.

Пример: Штурм Зимнего дворца.

Разминка представляет собой мини-спектакль. Группа разбивается на 4 подгруппы. Ведущий говорит следующий текст: «Октябрь 1917 года. Прогремел выстрел Авроры (подгруппа № 1: «ба-бах!!!»; подгруппа № 2 изображает ворон: «Кар-кар-кар!»). Кадеты, охраняющие Зимний отстреливаются (подгруппа № 4: «Тра-та-та-та!! подгруппа № 2: «Кар-кар-кар!». Идет сражение(все подгруппы). Зимний взят (подгруппа № 3: «Ура-а!»)»

studfiles.net

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *