Методическая разработка по теме: Игры-забавы

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад №45 компенсирующего вида

Красносельского района Санкт-Петербурга

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

«ИГРЫ-ЗАБАВЫ»

Составитель: Денисова В.Л, воспитатель

Санкт-Петербург,

2014 год


Одной из основных задач, стоящих перед родителями и воспитателями групп раннего возраста, является проведение игр-забав.

Что ее отличает от других игр?

Игры – забавы позволяют детям и взрослым получить чувственный опыт; учат регулировать свои чувства и силу физического воздействия друг на друга. Они имеют особое значение в развитии детей раннего возраста. Кроме эмоций игры-забавы развивают коммуникативные умения: умение общаться со сверстниками и взрослыми, выполнять простые движения, петь песенки, сопровождать жестами и движениями попевки и маленькие стихотворения.

Прежде всего, элемент неожиданности, сюрпризности. Играм-забавам должен сопутствовать элемент веселого удивления. Веселое настроение человека – это богатейший капитал. Никто так не ценит хорошую шутку-забаву, как дети. Проводя игру-забаву, можно не только передавать хорошие умения интересы, вкусы, привычки, но и воспитывать детей без нравоучений, подмечать много интересного в поведении, темпераменте, характере ребенка.

«Еду-еду к бабе,  к деду,

на лошадке в красной шапке

по ровной дорожке на одной ножке,

в старом лопаточке, по рытвинам, по кочкам.

Все прямо и прямо,

А потом вдруг в … в яму! Бух! »

Звонок

Расскажите малышу стихотворение:

Стенка, стенка,

(по очереди дотроньтесь до каждой из щечек ребенка)

Потолок,

(дотроньтесь до лба или поцелуйте в лоб)

Два окошка

(покажите на глазки)

И звонок

(прикоснитесь пальцем к носику ребенка и скажите:«Динь!»)

Чмок

Расскажите ребенку потешку и дотрагивайтесь до называемых частей тела:

Ручки-ручки – потягушки

И ладошки – похлопушки.

Ножки-ножки – топотушки,

Побегушки, попрыгушки.

С добрым утром, ручки,

Ладошки и ножки,

Щёчки-цветочки –

Чмок! На последней строчке расцелуйте малыша.

Раз, два, три, бум!

Усадите ребенка на колени лицом к себе. Скажите: «Раз, два, три, бум!» и очень аккуратно столкнитесь лбами. Снова скажите «Раз, два, три, бум!» и прижмитесь друг к другу носами (в следующий раз ушами, щеками, подбородком, ладошками, локтями, коленями и т.д.).

Ой ты, заяц

Расскажите малышу, лежащему перед вами на диване, потешку:

Ой ты, заяц косой – вот так!

(обнимите малыша)

Не ходи ты за мной – вот так!

(погрозите пальчиком)

В огород попадешь – вот так!

(подбросьте малыша)

Всю капусту сгрызешь – вот так,

(пощекочите малыша под шейкой)

Как поймаю тебя – вот так,

(обнимите)

Как за уши схвачу – вот так,

(потрепите малыша за ушки)

Да и хвост откручу – вот так!

(пощекочите малыша за попку).

Мы на лодочке плывем

Сядьте на пол, вытяните ноги вперед. Посадите сверху малыша, обнимитесь с ним или возьмитесь за руки. Раскачивайтесь в разные стороны и напевайте:

Мы на лодочке плывем,

Эту песенку поем.

Ветер по морю гуляет,

Нашу лодочку качает.

Ни одна игра-забава не может обойтись без соответствующего оборудования. Поэтому в совместной деятельности с детьми очень важно применять игрушки-забавы.

По определению Е. А. Флериной, игрушки-забавы — «веселые игрушки», используются для развлечения детей. Они представляют собой смешные фигурки людей, животных: клоун, кувыркающийся на вертикальной лестнице, бодающиеся козлики, мишка — «дергунчик», повар, ловко пекущий блины, и др.

Особенность игрушек-забав в движении, сюрпризе, неожиданности, необычности игровых эффектов. Все это будит в ребенке острую заинтересованность, яркие эмоции, развивает чувство юмора. Игрушки-забавы помогают и воспитателю: установить контакт с детьми, снять напряжение, отвлечь от нежелательных действий.

Игрушка-забава — это нестандартный игровой предмет, вызывающий у ребенка чувство восторга и эмоциональный подъем, побуждающий к интенсивной веселой игре. Изначально взрослые создавали для детей игрушки для того, чтобы дети узнавали, что такое работа, учились играючи, забавляясь делать полезные дела.

Игрушка забава позволяет:

  • воспитывать чувство юмора у ребенка
  • отвлекать от неприятных ситуаций, снимать стресс, успокаиваться
  • относится к сложным ситуациям спокойно
  • учиться позитивному взаимодействию с окружающими людьми
  • развивать навыки исследователя

Виды игрушек забав:

1. Игрушки «Неожиданности». Например, из коробочки выскакивает клоун и смеется.

2. Игрушки каскадные. Самый яркий вариант – пружинки. Хорошо известна пружинка Корнея Чуковского, бегающая по лестнице и забавляющая детей. Игра в такую игрушку у детей может продолжаться от 3 минут до часа. Достаточно поставить на край ступеньки и слегка подтолкнуть пружинку и она весело «пройдет» весь путь сверху вниз по ступенечкам. Пружинка должна быть металлической, в пластмассовом варианте она ломается, с трудом может пройти весь путь по лестнице. Еще один пример каскадной игрушки забавы – «Ведерки», когда шарик, попадая в самое верхнее ведерко, бренчит, стучит и вдруг оказывается внизу.

3. Игрушки динамичные (иногда веревочные), механические. Это, как правило, народные игрушки, выточенные из дерева. Игровое действие крутится вокруг маленьких сценок, Например, курочки клюют семечки, достаточно игрушку просто поводить по кругу. Или медведь и мужик бьютмолоточками по наковальне и т.д.

4. Игрушки динамичные (поют песню, танцуют, мигают множеством огоньков, прыгают) на батарейках. Это танцующие коровы, собаки, куклы на подставках.

5. Игрушки динамичные на радиоуправлении. Это, как правило, оригинальные машинки, животные, насекомые, которые интересно перемещаются, издают звуки и светятся огоньками. Классический вариант,
машинки-перевертыши, танцующие коровы.

Веселые игрушки-забавы нравятся детям раннего возраста. Они специально предназначены, для того, чтобы радовать, веселить детей, воспитывать чувство юмора. Игрушки-забавы помогают воспитателю организовать коллективные развлечения. К этому типу относятся игрушки-сюрпризы  с разнообразными движениями, звуковыми, световыми и другими эффектами.

Конструкция их основана на разных механических принципах: движения при помощи различных механизмов – заводные игрушки, центробежные силы —  волчки, медведи на планках; центра тяжести и равновесия – неваляшки; звуковых приборах – озвученные игрушки и т. д.

Богаты по содержанию и остроумны по конструкциям народные игрушки: ходящие по наклонное плоскости бычки, матрешки, вращающиеся мельницы, клоуны, кони в упряжках. Особенно славятся богородские резные игрушки  из дерева: танцующий медведь, медведь на качающемся бревне, заяц-барабанщик; клюющие куры, дровосеки и др. Игрушки просты, динамичны, с мягким юмором. В них проявляется мудрость смекалка, изобретательность народных мастеров, их любовь к детям, стремлении их позабавить.

Среди игрушек-забав значительное место занимают музыкальные и звуковые игрушки – это различные органчики, шкатулки, дудки, гармошки.

Игрушки детям воспитатель показывает сам чтобы позабавить и отвлечь детей от капризов. Для самостоятельной игры дают неваляшек, органчики, волчки, озвученные мягкие из плюша и байки игрушки.

При проведении игр-забав с детьми раннего возраста обязательным условием является предоставление им в свободное пользование той игрушки, с которой дети действовали под руководством взрослого. По истечении определенного времени, когда дети утратят интерес к игрушке, педагог может убрать ее из группы, а затем вновь использовать для проведения игр-забав с ней. В результате наблюдений за поведением детей раннего возраста, было отмечено, что повторное возвращение к известным им играм вызывает еще больший восторг, чем при первоначальном их проведении. Поэтому повторять игры-забавы надо обязательно. Играйте с детьми и радуйтесь вместе с ними!

Ситуация 1. Ребенок не знаком с игрушками забавами.

Ребенок плачет, не может переключиться с негативных эмоций. Дайте ему в руки любую из игрушек серии «Неожиданности» или динамичные со словами: «Что сейчас будет» и продемонстрируйте игрушку в действии.

Ситуация 2. Ребенок знаком с игрушками забавами.

Игры с пружинкой строятся на вопросах и задачах. Например, сможет ли пружинка спуститься с 5 ступеньки на 1? Сколько ступенек пройдет пружинка? Что будет, если к пружинке привязать веревочку?

Игры-забавы с детьми раннего возраста рекомендуется проводить ежедневно в утреннее или вечернее время, когда у воспитателя и детей есть «свободное минутка». Длительность проведения игр-забав не может быть определена точно. Играть с детьми надо до тех пор, пока они действительно забавляются, радуются и веселятся. Это время колеблется от 1 до 5 минут. Увеличивать длительность игр-забав нецелесообразно, потому что перевозбуждение и переутомление отрицательно сказывается на здоровье детей.

При проведении игр-забав с детьми раннего возраста обязательным условием является предоставление им в свободное пользование той игрушки, с которой дети действовали под руководством взрослого.

Все действия педагога целесообразно сопровождать словами:

• сначала прямыми указаниями,

• потом словесными инструкциями, разумеется, при этом ориентируясь на имеющийся у ребенка опыт.

Содержание игр-забав (показов) должно быть более «затейливым», чем действия детей в самостоятельной игре, но взятым из реальной, близкой ребенку действительности.

Что требуется при этом от малыша? Внимательно следить за действиями воспитателя, слушать его объяснения. А это возможно только в том случае, если ему будет интересно.

Проводя с малышами игру-развлечение, следует держать их всех в поле зрения, направлять деятельность ребят, немедленно реагировать на возникающие конфликты, подсказывать дельнейший ход действий.

Особая задача педагога — вызвать у детей живой интерес к игре, порадовать их, насмешить, создать хорошее настроение.

Итоги использования игр-забав в образовательной деятельности:

• создают у детей хорошее, радостное настроение;

• способствуют установлению положительных взаимоотношений между педагогом и детьми;

• развивают речь детей;

• развивают мелкую моторику рук;

• знакомят ребенка с игрушками-забавами;

• обогащают эмоциональные переживания детей;

• способствуют раскрытию творческого потенциала педагога.

nsportal.ru

Материал на тему: Игры — забавы

Игры-забавы

как форма культурно-досуговой и творческой деятельности дошкольников

Одним из видов развлечений являются забавы, в которые входят шутки, фокусы, загадки, сюрпризные моменты, аттракционы.

Небольшие, короткие по времени развлекательные моменты хорошо помогают воспитателю собрать внимание детей, переключить их с одного вида деятельности на другой, дать им возможность отдохнуть, создать веселое настроение, развить чувство юмора.

Фокусы всегда вызывают живой интерес у ребят. Они знакомы им с раннего детства и обладают особой притягательной силой, ибо с ними связано нечто загадочное, поражающее воображение. Дети любят смотреть, как показывают фокусы.         Фокусы обычно делят на две группы: основанные на иллюзиях и основанные на манипуляциях. Иллюзионисты для показа своих фокусов пользуются специальными, довольно сложными приборами и механизмами. Искусство же манипулятора состоит в особой ловкости рук, гибкости пальцев.         Фокусы, которые показывают дошкольникам и младшим школьникам, нельзя отнести ни к той, ни к другой категории. Это скорее забавные и поучительные опыты, веселые игры и шутки, не требующие ни сложного инвентаря, ни особого умения. Самые простые предметы обихода: бумага, ножницы, графин, щетка, шнурок и др.         Успех проведения фокусов во многом  зависит от умения интересно объяснить и преподнести их детям.        

Шутки — это то, что говорят или делают не всерьез, а ради развлечения, веселья. Шутке ребята всегда рады. Их можно использовать в перерывах между играми, вставлять в праздничные утренники и развлечения.

 Но одно необходимо помнить: ни в коем случае не следует приводить шутки одну за другой. В группе полезно разучивать шутки со стершими детьми с тем, чтобы они могли их рассказать младшим. Это научит детей младшего возраста понимать шутку и шутить самим, лучше видеть многообразней окружающий мир и понимать его.

Шарады- это отгадывание слов по частям (обычно—но слогам).

Прежде чем загадывать шарады, надо показать детям на примере одной из шарад технику их отгадывания. Например, зашифровано слово «фасоль»: первый слог — нота (фа), второй — тоже нота (соль), а целое — на горох похоже (фасоль).

Загадывать и отгадывать загадки любят все дети. Найдя правильный ответ, они радуются, что сумели проявить находчивостъ и сообразительность.

 Одновременно велико воспитательное значение загадок. Они расширяют кругозор детей, знакомят их с окружающим миром, явлениями природы, развивают пытливость, тренируют внимание и память, обогащают речь.

Для загадок характерны ясность, краткость, конкретность изложения, выразительность и меткость определений. Чаще всего в загадках содержится перечисление признаков, по которым надо догадаться, о каких предметах или явлениях идет речь.

От того, сколько этих признаков, насколько они подробно характеризуют то, что задано, зависит простота или сложность загадки. Надо постараться в доступной форме объяснить это детям, разобрать с ними подробно ту или иную загадку, тогда процесс отгадывания будет более осмысленным.

Загадав загадку, не надо торопить детей с ответом. Если загадку никто не может отгадать, следует пояснить ее, задать несколько наводящих вопросов, подсказать правильный путь в поисках решения.

У педагога должно быть в запасе значительное много загадок. Они могут быть темой самостоятельной деятельности детей, а также использованы в перерыве между видами деятельности, во время отдыха, прогулки.

Надо подбирать загадки по темам. Прогулке в лес можно посвятить целую серию загадок о растениях, явлениях природы. Особое содержание этого вида забавы заключено в жизни города, поселка, деревни и т.п.

Гуляя , дети видят транспорт, работу различных машин. Эти наблюдения желательно подкрепить подбором соответствующих загадок.

Планируя использовать загадки в развлечении, надо продумать их организацию. При этом следует помнить, что они имеют две цели: одна — развлекательная, а другая, более сложная, связана с задачами обучения. И поэтому загадки могут быть направлены на закрепление и обобщение знаний и представлений детей о том или ином предмете, заставить ребенка обратить внимание на ту или иную особенность, характерную черту иди на ряд свойств.

        Подбор загадок будет зависеть от цели, от того, на что воспитатель хочет сделать акцент, а также и от возраста детей. Такой вид развлечений может быть проведен как со всеми детьми группы, так и с каждой возрастной подгруппой. Но, как правило, в таких мероприятиях любят принимать участие все дети. Поэтому загадки должны быть подобраны для каждого возраста, т.е. простые и сложные. Затем следует хорошо представить себе последовательность их загадывания. Здесь надо соблюдать принцип от простого к сложному. Когда основные моменты будут продуманы, надо придумать форму их преподнесения детям. Так, например, в группу после дневного сна может прийти гостья — Бабушка-загадушка. Ее приход создаст ситуацию сюрпризности, неожиданности, что так всегда привлекает маленького ребенка. Можно организовать и соревнование: «Кто больше отгадает загадок?» Для этого необходимо составить равносильные команды, чтобы в них вошли дети, всех возрастов. Так как это соревнование и будут победители, то нужно подумать и о вознаграждении. Это могут быть игрушки, открытки или конфеты.

        Иногда в практике используется и такая форма, когда дети загадывают загадки друг другу сами. Надо отметить, что это очень хорошо, так как дети овладевают не только навыками отгадывать, но и умением загадывать загадки и тем самым приобретают опыт задавать вопросы, уметь логично мыслить, развивают память.

        Аттракционы— это хорошие подвижные игры. Они дают возможность детям посоревноваться в ловкости, смелости, смекалке. Организация аттракционов может быть самой разнообразной.

        Первое, о чем должен подумать педагог, это о том, чтобы силы соревнующихся были равными. В них могут участвовать дети, организованные в две или три команды.

        Составлять команды можно двумя способами: по возрастному принципу, т.е. всем участникам по пять лет или шесть, семь, или в подгруппы входят дети разного возраста.

        И сами аттракционы могут быть рассчитаны на участие детей младшего и старшего возрастов. Так, например, аттракцион «Собери листья»: малышам предлагается более простое задание — кто скорее разбросает листочки по залу, а детям старшего возраста — кто быстрее и красивее составит букет. Педагогу необходимо помнить, что, когда игра закончится, победителей требуется поощрить. Поощрение может быть моральным и материальным. Моральное поощрение — когда педагог дает положительную оценку и дети хлопают выигравшему ребенку. Материальное — когда дается «медаль» или флажок за умение побеждать.

        Сюрпризы — это неожиданные, веселые забавные моменты, которые по своему содержанию эмоциональны, интересны, привлекательны.

        Дети активно действуют, когда возникает сюрпризная ситуация. В результате игрового приема ребенок реагирует на это и в его деятельность активно включаются интеллектуальные и эмоциональные силы.

        Кроме того, сюрпризные моменты создают ситуацию новизны, в которой ребенок нуждается. Потребность новых впечатлений перерастает в познавательную, продолжает играть свою роль в развитии, становлении ребенка. Сюрпризные моменты могут быть включены в занятие, прогулку, праздники и, вообще, в любой момент повседневной жизни ребенка в детском саду.

        При организации развлечений надо правильно выбрать методы и приемы, которые помогут педагогу решить поставленные задачи. Они могут быть игровыми, трудовыми и учебными. Для того, чтобы культурно-досуговая деятельность детей в ходе подготовки развлечения носила увлекательный характер, учебные методы должны быть тесно связаны с игровыми и трудовыми. Так, при подготовке к развлечению — показ сказки плоскостного театра «Колобок» можно организовать сюжетно-ролевую игру «Театр», в процессе которой дети в игровой форме получат представления о том, как создаются художниками декорации, персонажи, как разучиваются роли артистами, люди каких профессий заняты в театре.

         В процессе подготовки декораций и рисования персонажей — героев сказки — дети закрепляют навыки в изображении фигур людей, животных, деревьев и. т.д. Разучивая роли, учатся передавать образы героев, приобретают навык показа сказки в плоскостном театре, а в результате у детей развивается творчество. В этой игре могут принять участие дети разного возраста, так как каждый ребенок может найти для себя интересное дело.

        Так, дети старшего возраста могут рисовать героев сказки, а дети пятого года раскрашивать и вырезать, наклеивать готовые фигурки. Учитывать возрастные возможности следует и при разучивании ролей. Так, роль зайчика, медведя, волка можно поручить выполнить детям младшего возраста. Более сложные — детям старшего возраста.

        Когда весь спектакль готов и выучены роли, то в общем продукте виден результат работы всех детей. При организации развлечений очень важно не допускать перегрузки детей, а также воспитателя. Работа должна равномерно распределяться между воспитателем и музыкальным работником, педагогом, ребенком и родителями. Очевидно, что многие формы развлечений педагог может подготовить и провести самостоятельно, только нужна инициатива и творческое отношение к этому разделу работы.

        Планировать развлечения музыкальному руководителю следует совместно. Продуманное планирование поможет углубить и разнообразить работу педагога и музыкального руководителя по воспитанию и обучению детей, а также осуществить взаимосвязь с другими видами детской деятельности.

        Чтобы намеченный план был выполним, надо учитывать общую нагрузку воспитателя, музыкального руководителя в течение месяца, участие их в общесадовских и групповых мероприятиях. В случае, когда воспитатель загружен, можно спланировать не требующие длительной подготовки развлечения:
просмотр телепередач, прослушивание грамзаписей, аудиокассет; показ диафильмов, мультфильмов или включить в план работы развлечения, где вся основная нагрузка ложится на музыкального руководителя.

        Целесообразно составлять план развлечений на месяц или квартал. Перспективно-календарное планирование позволяет рационально, с наименьшими затратами сил и времени музыкальному руководителю и воспитателю осуществлять руководство этим разделом работы.

          Следовательно, при планировании необходимо уделять этому вопросу особое внимание. Правильно включить музыкальное оформление в сценарий развлечения или досуга, организованного в группах, должен помочь воспитателю музыкальный руководитель, который подбирает музыкальные произведения и советует, что лучше использовать.

Игра – забавы в младшей группе

ПАЛЬЧИКИ   ШАГАЮТ

 Дети сидят на стульчиках по кругу на небольшом расстоянии друг от друга.

Вместе с воспитателем поют песенку.

Вытянув перед собой обе руки ладошками вверх, дети поочередно сгибают и разгибают пальцы, начиная с большого (пальцы растопырены).

На слова припева постепенно поднимают обе руки вверх, вращая кистями.

Вот как пальчики шагают,

И мизинец, и большой,

Указательный и средний,

Безымянный —вот какой!

Припев: Вот какие наши ручки —

Лихо пляшут у ребят!

Вот какие наши ручки —

Веселятся и шалят!

Продолжая вращать кистями, дети медленно опускают руки вдоль
туловища.        

Мелодия припева проигрывается еще раз на слова «Ля-ля-ля…».

                    В средней группе

ДЕНЬ  РОЖДЕНИЯ

        Воспитатель говорит детям, что у мишки (мягкая игрушка) сегодня день рождения: «Вставайте скорее в круг, споем ему песенку. А его посадим в середину на стульчик. Пусть послушает!»

Дети встают, берутся за руки и идут по кругу.

У Мишутки, у Мишутки день рождения.

Приготовили Мишутке угощенье:

                                  Мармелад и шоколад, вафли, торт и лимонад,

И орехов, и конфет.

Будь здоровым много лет!

С окончанием мелодии все останавливаются, разъединяют руки я, вытянув их перед собой ладошками вверх, кланяются мишке, говорят нараспев: «Будь здоровым много лет!»

 Воспитатель обращается к детям: «А теперь попляшем с Мишенькою нашем!» — и начинает петь.

                                      Мы с Мишуткой, мы с Мишуткой

                                      Будем польку танцевать,

                                      А ребята нам с Мишуткой

                                      Будут хлопать, подпевать.

Воспитатель берет мишку двумя руками и, поднимая и опуская его, идет, приплясывая, в середине круга.

 Дети, стоящие в кругу, хлопают в ладоши (могут подпевать).

Припев:     Очень весело сегодня

День рождения встречать,

Очень весело сегодня

Нам с Мишуткой танцевать!

Подняв Мишутку вверх, воспитатель кружится на месте. Дети продолжают петь и хлопать в ладоши.

Затем поочередно приглашаются дети (по желанию): они берут мишку и танцуют с ним польку.

                                                  В старшей группе

СТЫДНО   ССОРИТЬСЯ   ДРУЗЬЯМ

(показ для детей  младшего возраста)

        Дети сидят на стульчиках.

Недалеко от них (2—3 метра) находится стол, на котором стоит плоскостной домик с большим окном, за домиком лежат три обычные небольшие игрушки — кошка и две собаки (желательно разного цвета).

        Воспитатель, сидящий за столом лицом к детям, выводит из-за домика кошку, двигая ее не спеша, давая малышам возможность хорошо ее рассмотреть. Двигает постепенно ближе к окну.

Воспитатель говорит: «Какая красивая кошка! Зовут ее Мурка. Она идет в гости к собачкам Бобику и Тузику».

В   окне   внезапно   появляются   мордочки   сразу   двух   собак. Музыкальный руководитель поет, воспитатель  двигает за окном игрушки.

Две собаки громко лают,

Кошку в домик не пускают.

Гав! Гав! Уходи!

Гав! Гав! Не подходи!

Кошка по-прежнему стоит перед домиком. Собаки пролаяли и остались в окне.

Кошка рыжая не знает,

Почему с ней не играют. Мяу! Мяу! Мяу! Обидно мне!

Мяу! Мяу! Мяу! Пойду к себе!

Кошка отходит от домика, встает спиной к окну.

Заскучали две собачки.

 Стало стыдно. Кошка плачет!

Гав! Гав! Не сердись!

 Гав! Гав! Ну, помирись!

Собаки выглядывают из окна. Кошка медленно возвращается и останавливается перед окном мордочкой к детям.

Гав! Гав! Стыдно злыми быть.

Гав! Гав! Гав! Давай дружить!

Собаки выходят из домика, останавливаются около кошки по бокам.

Будем дружно все играть.

 Будут хвостики вилять!

 Гав! Мяу! Гав! Мяу!

 Будут хвостики вилять!

Выучив порядок показа, дети в дальнейшем могут вести его сами.

 В подготовительной группе

                                           МЯЧИКИ ЛЕТАЮТ

(показ для детей  младшего возраста)

Музыка: мелодия русской народной песни «Во саду ли, в огорода».

Двое взрослых, напевая песенку, стоят боком к сидящим на стульях детям, у каждого в руках большой мяч.

1. Мяч бросаем мы друг другу.

    Ну, лови его скорей!

Позабавим наших деток,        

Чтобы было веселей!

Обыграв мячи, перебрасывают их друг другу.

        2. Вверх летит зеленый мячик.

                                    Ну, лови его скорей!

                                    Позабавим наших деток,

Чтобы было веселей!

Поворачиваются к детям, каждый подбрасывает и ловит свой мяч.

3. А теперь ладошкой хлопну.

    Ну, подскакивай скорей!

    Позабавим наших деток,

    Чтобы было веселей!

        Хлопают правой рукой по мячу, стуча им об пол в такт мелодии.

        На возглас «Оп!» высоко подбрасывают и ловят мячи.

        В следующий раз можно использовать другие мячи, обязательно обращая внимание детей на их цвет.

 

nsportal.ru

Консультация для родителей «Значение игр-забав в развитии детей раннего возраста»

Значение игр-забав в развитии детей раннего возраста

Одной из основных задач, стоящих перед родителями и воспитателями групп раннего возраста, является проведение игр-забав.

Что ее отличает от других игр?

Игры – забавы позволяют детям и взрослым получить чувственный опыт; учат регулировать свои чувства и силу физического воздействия друг на друга. Они имеют особое значение в развитии детей раннего возраста. Кроме эмоций игры-забавы развивают коммуникативные умения: умение общаться со сверстниками и взрослыми, выполнять простые движения, петь песенки, сопровождать жестами и движениями попевки и маленькие стихотворения.

Прежде всего, элемент неожиданности, сюрпризности. Играм-забавам должен сопутствовать элемент веселого удивления. Веселое настроение человека – это богатейший капитал. Никто так не ценит хорошую шутку-забаву, как дети. Проводя игру-забаву, можно не только передавать хорошие умения интересы, вкусы, привычки, но и воспитывать детей без нравоучений, подмечать много интересного в поведении, темпераменте, характере ребенка.

«Еду-еду к бабе, к деду,

на лошадке в красной шапке

по ровной дорожке на одной ножке,

в старом лопаточке, по рытвинам, по кочкам.

Все прямо и прямо,

А потом вдруг в … в яму! Бух! »

Звонок

Расскажите малышу стихотворение:

Стенка, стенка,

(по очереди дотроньтесь до каждой из щечек ребенка)

Потолок,

(дотроньтесь до лба или поцелуйте в лоб)

Два окошка

(покажите на глазки)

И звонок

(прикоснитесь пальцем к носику ребенка и скажите: «Динь!».

Чмок

Расскажите ребенку потешку и дотрагивайтесь до называемых частей тела:

Ручки-ручки – потягушки

И ладошки – похлопушки.

Ножки-ножки – топотушки,

Побегушки, попрыгушки.

С добрым утром, ручки,

Ладошки и ножки,

Щёчки-цветочки –

Чмок! На последней строчке расцелуйте малыша.

Раз, два, три, бум!

Усадите ребенка на колени лицом к себе. Скажите: «Раз, два, три, бум!» и очень аккуратно столкнитесь лбами. Снова скажите «Раз, два, три, бум!» и прижмитесь друг к другу носами (в следующий раз ушами, щеками, подбородком, ладошками, локтями, коленями и т.д.).

Ой ты, заяц

Расскажите малышу, лежащему перед вами на диване, потешку:

Ой ты, заяц косой – вот так!

(обнимите малыша)

Не ходи ты за мной – вот так!

(погрозите пальчиком)

В огород попадешь – вот так!

(подбросьте малыша)

Всю капусту сгрызешь – вот так,

(пощекочите малыша под шейкой)

Как поймаю тебя – вот так,

(обнимите)

Как за уши схвачу – вот так,

(потрепите малыша за ушки)

Да и хвост откручу – вот так!

(пощекочите малыша за попку).

Мы на лодочке плывем

Сядьте на пол, вытяните ноги вперед. Посадите сверху малыша, обнимитесь с ним или возьмитесь за руки. Раскачивайтесь в разные стороны и напевайте:

Мы на лодочке плывем,

Эту песенку поем.

Ветер по морю гуляет,

Нашу лодочку качает.

Ни одна игра-забава не может обойтись без соответствующего оборудования. Поэтому в совместной деятельности с детьми очень важно применять игрушки-забавы [29].

По определению Е. А. Флериной, игрушки-забавы — «веселые игрушки», используются для развлечения детей. Они представляют собой смешные фигурки людей, животных: клоун, кувыркающийся на вертикальной лестнице, бодающиеся козлики, мишка — «дергунчик», повар, ловко пекущий блины, и др.

Особенность игрушек-забав в движении, сюрпризе, неожиданности, необычности игровых эффектов. Все это будит в ребенке острую заинтересованность, яркие эмоции, развивает чувство юмора. Игрушки-забавы помогают и воспитателю: установить контакт с детьми, снять напряжение, отвлечь от нежелательных действий.

Игрушка-забава — это нестандартный игровой предмет, вызывающий у ребенка чувство восторга и эмоциональный подъем, побуждающий к интенсивной веселой игре. Изначально взрослые создавали для детей игрушки для того, чтобы дети узнавали, что такое работа, учились играючи, забавляясь делать полезные дела.

Игрушка забава позволяет:

  • воспитывать чувство юмора у ребенка

  • отвлекать от неприятных ситуаций, снимать стресс, успокаиваться

  • относится к сложным ситуациям спокойно

  • учиться позитивному взаимодействию с окружающими людьми

  • развивать навыки исследователя

Виды игрушек забав:

1. Игрушки «Неожиданности». Например, из коробочки выскакивает клоун и смеется.

2. Игрушки каскадные. Самый яркий вариант – пружинки. Хорошо известна пружинка Корнея Чуковского, бегающая по лестнице и забавляющая детей. Игра в такую игрушку у детей может продолжаться от 3 минут до часа. Достаточно поставить на край ступеньки и слегка подтолкнуть пружинку и она весело «пройдет» весь путь сверху вниз по ступенечкам. Пружинка должна быть металлической, в пластмассовом варианте она ломается, с трудом может пройти весь путь по лестнице. Еще один пример каскадной игрушки забавы – «Ведерки», когда шарик, попадая в самое верхнее ведерко, бренчит, стучит и вдруг оказывается внизу.

3. Игрушки динамичные (иногда веревочные), механические. Это, как правило, народные игрушки, выточенные из дерева. Игровое действие крутится вокруг маленьких сценок, Например, курочки клюют семечки, достаточно игрушку просто поводить по кругу. Или медведь и мужик бьют молоточками по наковальне и т.д.

4. Игрушки динамичные (поют песню, танцуют, мигают множеством огоньков, прыгают) на батарейках. Это танцующие коровы, собаки, куклы на подставках.

5. Игрушки динамичные на радиоуправлении. Это, как правило, оригинальные машинки, животные, насекомые, которые интересно перемещаются, издают звуки и светятся огоньками. Классический вариант,
машинки-перевертыши, танцующие коровы.

Веселые игрушки-забавы нравятся детям раннего возраста. Они специально предназначены, для того, чтобы радовать, веселить детей, воспитывать чувство юмора. Игрушки-забавы помогают воспитателю организовать коллективные развлечения. К этому типу относятся игрушки-сюрпризы с разнообразными движениями, звуковыми, световыми и другими эффектами.

Конструкция их основана на разных механических принципах: движения при помощи различных механизмов – заводные игрушки, центробежные силы — волчки, медведи на планках; центра тяжести и равновесия – неваляшки; звуковых приборах – озвученные игрушки и т. д.

Богаты по содержанию и остроумны по конструкциям народные игрушки: ходящие по наклонное плоскости бычки, матрешки, вращающиеся мельницы, клоуны, кони в упряжках. Особенно славятся богородские резные игрушки из дерева: танцующий медведь, медведь на качающемся бревне, заяц-барабанщик; клюющие куры, дровосеки и др. Игрушки просты, динамичны, с мягким юмором. В них проявляется мудрость смекалка, изобретательность народных мастеров, их любовь к детям, стремлении их позабавить.

Среди игрушек-забав значительное место занимают музыкальные и звуковые игрушки – это различные органчики, шкатулки, дудки, гармошки. Игрушки детям воспитатель показывает сам чтобы позабавить и отвлечь детей от капризов. Для самостоятельной игры дают неваляшек, органчики, волчки, озвученные мягкие из плюша и байки игрушки.

Игрушки-забавы входят в жизнь ребенка в то прекрасное время, которое специально отведено ему природой для игр, и пробуждают в нем беззаботное веселье, радость. Но что мы называем игрушкой-забавой? Почему так часто слово «забава» употребляется в отношении детской игры и как синоним слова «игра»? Для уточнения понятий предлагаем обратиться к толковым словарям.

В зависимости от возраста дети по-разному воспринимают эти игрушки. Малышей интересует внешняя сторона действия игрушки, старших — секрет действия механизма, сюжет. Предметные действия ребенка связаны с его психофизическим развитием. Как только ребенок начинает сидеть, он любит манипулировать с игрушкой, пробует в подражание взрослому постучать молоточком по забавному яблочку, по колышкам.

Детям от пяти до девяти месяцев показывают игрушки, которые стимулируют ползание, в том числе крупные яркие неваляшки. И это одни из первых игрушек, которые мы относим непосредственно к разряду игрушек-забав.

С куклой-неваляшкой ребенок с удовольствием играет уже в самом раннем возрасте. Малыш с радостью рассматривает неваляшку, качает ее, толкает, наблюдает за движениями и прислушивается к звукам во время игры. Стоит ему уронить эту игрушку, как она тут же самостоятельно принимает стоячее положение. Неваляшка считается традиционной игрушкой для детей. Она совмещает погремушку и стабилизирующее устройство, привлекает яркостью цвета, формой, удобной и безопасной для малыша. По образному решению неваляшки — это, прежде всего куклы, медведи, собачки, птички как привычного для многих поколений, так и необычного дизайна. Есть также неваляшки-конструкторы с деталями различной степени твердости и разных размеров.

После первого года жизни ребенку показывают также игрушки-дергунчики, волчки среднего или крупного размера со звучащим эффектом, игрушки-пищалки (при дотрагивании до него, раздается звук, мелодия). Для забавы и развития есть развивающие игры для детей от 1 года до двух лет, придуманы книжки-игрушки (со звучащим устройством, для игр в воде и др.). Книжки-игрушки со звучащим устройством делают из ткани, из плотного картона.

Игрушки-забавы для детей до 3-х лет предназначены для игр со взрослым, под наблюдением взрослого. Но маленький волчок уже по силам запустить малышу полутора лет. Игрушка хорошо развивает мелкую моторику. Тонкая удобная ручка, небольшой вес, и ребенок с удовольствием учится правильно рассчитывать силу, точность движения пальцев рук и кисти.

Забавно звучащая игрушка — металлическая шарманка с сюрпризом. Шарманка издает приятный мелодичный звук. Игра с шарманкой способствует эстетическому развитию ребенка, улучшает эмоциональный фон. Сначала знакомят ребенка с обитателем шарманки, музицируют, а затем можно устроить сюрпризный момент.

При проведении игр-забав с детьми раннего возраста обязательным условием является предоставление им в свободное пользование той игрушки, с которой дети действовали под руководством взрослого. По истечении определенного времени, когда дети утратят интерес к игрушке, педагог может убрать ее из группы, а затем вновь использовать для проведения игр-забав с ней. В результате наблюдений за поведением детей раннего возраста, было отмечено, что повторное возвращение к известным им играм вызывает еще больший восторг, чем при первоначальном их проведении. Поэтому повторять игры-забавы надо обязательно.

Игры-забавы с детьми раннего возраста рекомендуется проводить ежедневно в утреннее или вечернее время, когда у воспитателя и детей есть «свободное минутка». Длительность проведения игр-забав не может быть определена точно. Играть с детьми надо до тех пор, пока они действительно забавляются, радуются и веселятся. Это время колеблется от 1 до 5 минут. Увеличивать длительность игр-забав нецелесообразно, потому что перевозбуждение и переутомление отрицательно сказывается на здоровье детей.

При проведении игр-забав с детьми раннего возраста обязательным условием является предоставление им в свободное пользование той игрушки, с которой дети действовали под руководством взрослого.

Все действия педагога целесообразно сопровождать словами:

• сначала прямыми указаниями,

• потом словесными инструкциями, разумеется, при этом ориентируясь на имеющийся у ребенка опыт.

Содержание игр-забав (показов) должно быть более «затейливым», чем действия детей в самостоятельной игре, но взятым из реальной, близкой ребенку действительности.

Что требуется при этом от малыша? Внимательно следить за действиями воспитателя, слушать его объяснения. А это возможно только в том случае, если ему будет интересно.

Проводя с малышами игру-развлечение, следует держать их всех в поле зрения, направлять деятельность ребят, немедленно реагировать на возникающие конфликты, подсказывать дельнейший ход действий.

Особая задача педагога — вызвать у детей живой интерес к игре, порадовать их, насмешить, создать хорошее настроение.

Итоги использования игр-забав в образовательной деятельности:

• создают у детей хорошее, радостное настроение;

• способствуют установлению положительных взаимоотношений между педагогом и детьми;

• развивают речь детей;

• развивают мелкую моторику рук;

• знакомят ребенка с игрушками-забавами;

• обогащают эмоциональные переживания детей;

• способствуют раскрытию творческого потенциала педагога.

infourok.ru

Картотека (старшая группа) на тему: Игры-забавы

Игры-забавы №1

«КАРТОШКА»

Цель: Побуждать к эмоциональной отзывчивости, воспитание навыков общения с взрослыми и сверстниками.

Ход: Все игроки становятся в круг и передают друг другу мяч, отбивая его. Если кто-то не отбил мяч, он садится на корточки в центр круга, а игра продолжается. Любой игрок по желанию может выручить «провинившегося». Для этого он, отбивая мяч, старается попасть им по сидящим в центре круга. «Освобожденный» (тот, кого коснулся мяч) вновь принимает участие в игре. Сидящие внутри круга стараются поймать летящий к ним мяч. Если кому-то это удается, то все «наказанные» возвращаются в игру, а игрок, бросивший мяч, занимает их место.

 

Игры-забавы №2

«КРАСКИ»

Цель: Побуждать к эмоциональной отзывчивости, воспитание навыков общения с взрослыми и сверстниками.

Ход: Один из игроков — «покупатель», другой — «продавец», все остальные — «краски». Каждая «краска» загадывала себе свой цвет и сообщала его «продавцу». «Краски и продавец» садятся на скамью и тут же приходит покупатель: «Тук-тук!» «Кто там?», — спрашивает продавец. «Я, покупатель». «Зачем пришел?» «За краской», «За какой?». Называется определенный цвет краски; если его нет, «продавец» отвечает: «Такой нет. Скачи по дорожке на одной ножке!» «Покупатель» делает круг на одной ножке и возвращается за новой краской. Если же краска присутствует, «продавец» говорит: «Есть такая. Плати … рублей». «Покупатель» «расплачивается» — хлопая нужное количество раз по ладошке, «краска» вскакивает и убегает. «Покупатель» старается поймать краску, если получилось — «краска» становится «покупателем».

 

Игры-забавы №3

«ТИШЕ ЕДЕШЬ — ДАЛЬШЕ БУДЕШЬ «

Цель: Побуждать к эмоциональной отзывчивости, воспитание навыков общения с взрослыми и сверстниками.

Ход: На расстоянии 30 метров друг от друга отчерчивается две линии — «старт» и «финиш». На старте стоят игроки, спиной к ним на финише стоит водящий. Он произносит фразу: «Тише едешь — дальше будешь. Раз, два, три!». За это время игроки стараются максимально приблизиться к финишу. Закончив говорить, «водящий» быстро поворачивается и осматривает участников игры, которые должны замереть. Тот, кто пошевелился, отправляется за линию старта. Побеждает игрок, первым добравшийся до старта. Он и становится водящим.

 

Игры-забавы №4

«ВЫШИБАЛЫ»

Цель: Побуждать к эмоциональной отзывчивости, воспитание навыков общения с взрослыми и сверстниками.

Ход: Все игроки, кроме двух, становились в шеренгу в центре площадки. Они, перебрасывая мяч друг другу, должны были выбить всех игроков. Тот, до кого дотрагивался летящий мяч, выходит! из игры. Когда все игроки были выбиты, игра начиналась сначала.

 

Игры-забавы №5

«КОЛЕЧКО»

Цель: Побуждать к эмоциональной отзывчивости, воспитание навыков общения с взрослыми и сверстниками.

Ход: Играют, сидя на скамеечке. Все складывают ладошки лодочкой, а ведущий, у которого в ладонях лежит мелкий предмет (колечко, камешек), проводит своими руками между ладонями каждого игрока, незаметно вкладывает кому-либо колечко. Отходя в сторону, говорит: «Колечко-колечко, выйди на крылечко!» Игрок с «колечком» должен быстро встать, а другие участники — его удержать. Удалось — он становился ведущим.

 

Игры-забавы №6

«ЗОЛУШКА»

Цель: Побуждать к эмоциональной отзывчивости, воспитание навыков общения с взрослыми и сверстниками.

Ход: Все игроки усаживаются на скамейке и снимают по одной туфельке, сваливая их в общую кучу. Водящий отворачивается, ему показывают обувь и спрашивают: «Кому?» Он называет имя игрока, который получает эту туфельку. Так продолжалось до тех пор, пока не заканчивалась обувь. Все игроки в конце игры веселятся в новой туфельке.

 

Игры-забавы №7

«Я ЗНАЮ…»

Цель: Побуждать к эмоциональной отзывчивости, воспитание навыков общения с взрослыми и сверстниками.

Ход: Игра развивает не только ловкость, но и эрудицию, память. Игрок отбивает мяч рукой об землю, приговаривая по одному слову на каждый удар: «Я знаю пять имен девочек: Маша — раз, Ира — два, Люда — три…» Затем назывались имена мальчиков, животные, птицы, цветы, деревья, города, реки… Если кто-то сбился или уронил мяч, то ход переходил к следующему игроку. Побеждал первый справившийся с заданием.

 

Игры-забавы №8

«СЪЕДОБНОЕ-НЕСЪЕДОБНОЕ»

Цель: Побуждать к эмоциональной отзывчивости, воспитание навыков общения с взрослыми и сверстниками.

Ход: Игроки выстраиваются в ряд. Водящий по очереди бросает каждому мяч, называя что-то съедобное, Мячик нужно поймать, если это съедобное, если нет, то отбить или просто не ловить. Правильно выполнивший задание игрок делает шаг вперед, если ошибся — возвращается на шаг назад. Самый внимательный, который первым добирается до водящего, становится водящим.

 

nsportal.ru

Методическая разработка (младшая группа) на тему: «Игры — забавы»

Муниципальное  бюджетное дошкольное образовательное учреждение

комбинированного вида детский сад №16

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

«ИГРЫ-ЗАБАВЫ»

                                                                     Составитель: Чугунова И.А., воспитатель

Одной из основных задач, стоящих перед родителями и воспитателями групп раннего возраста, является проведение игр-забав.

Что ее отличает от других игр?

Игры – забавы позволяют детям и взрослым получить чувственный опыт; учат регулировать свои чувства и силу физического воздействия друг на друга. Они имеют особое значение в развитии детей раннего возраста. Кроме эмоций игры-забавы развивают коммуникативные умения: умение общаться со сверстниками и взрослыми, выполнять простые движения, петь песенки, сопровождать жестами и движениями попевки и маленькие стихотворения.

Прежде всего, элемент неожиданности, сюрпризности. Играм-забавам должен сопутствовать элемент веселого удивления. Веселое настроение человека – это богатейший капитал. Никто так не ценит хорошую шутку-забаву, как дети. Проводя игру-забаву, можно не только передавать хорошие умения интересы, вкусы, привычки, но и воспитывать детей без нравоучений, подмечать много интересного в поведении, темпераменте, характере ребенка.

«Еду-еду к бабе,  к деду,

на лошадке в красной шапке

по ровной дорожке на одной ножке,

в старом лопаточке, по рытвинам, по кочкам.

Все прямо и прямо,

А потом вдруг в … в яму! Бух! »

Звонок

Расскажите малышу стихотворение:

Стенка, стенка,

(по очереди дотроньтесь до каждой из щечек ребенка)

Потолок,

(дотроньтесь до лба или поцелуйте в лоб)

Два окошка

(покажите на глазки)

И звонок

(прикоснитесь пальцем к носику ребенка и скажите:«Динь!»)

Чмок

Расскажите ребенку потешку и дотрагивайтесь до называемых частей тела:

Ручки-ручки – потягушки

И ладошки – похлопушки.

Ножки-ножки – топотушки,

Побегушки, попрыгушки.

С добрым утром, ручки,

Ладошки и ножки,

Щёчки-цветочки –

Чмок! На последней строчке расцелуйте малыша.

Раз, два, три, бум!

Усадите ребенка на колени лицом к себе. Скажите: «Раз, два, три, бум!» и очень аккуратно столкнитесь лбами. Снова скажите «Раз, два, три, бум!» и прижмитесь друг к другу носами (в следующий раз ушами, щеками, подбородком, ладошками, локтями, коленями и т.д.).

Ой ты, заяц

Расскажите малышу, лежащему перед вами на диване, потешку:

Ой ты, заяц косой – вот так!

(обнимите малыша)

Не ходи ты за мной – вот так!

(погрозите пальчиком)

В огород попадешь – вот так!

(подбросьте малыша)

Всю капусту сгрызешь – вот так,

(пощекочите малыша под шейкой)

Как поймаю тебя – вот так,

(обнимите)

Как за уши схвачу – вот так,

(потрепите малыша за ушки)

Да и хвост откручу – вот так!

(пощекочите малыша за попку).

Мы на лодочке плывем

Сядьте на пол, вытяните ноги вперед. Посадите сверху малыша, обнимитесь с ним или возьмитесь за руки. Раскачивайтесь в разные стороны и напевайте:

Мы на лодочке плывем,

Эту песенку поем.

Ветер по морю гуляет,

Нашу лодочку качает.

Ни одна игра-забава не может обойтись без соответствующего оборудования. Поэтому в совместной деятельности с детьми очень важно применять игрушки-забавы.

По определению Е. А. Флериной, игрушки-забавы — «веселые игрушки», используются для развлечения детей. Они представляют собой смешные фигурки людей, животных: клоун, кувыркающийся на вертикальной лестнице, бодающиеся козлики, мишка — «дергунчик», повар, ловко пекущий блины, и др.

Особенность игрушек-забав в движении, сюрпризе, неожиданности, необычности игровых эффектов. Все это будит в ребенке острую заинтересованность, яркие эмоции, развивает чувство юмора. Игрушки-забавы помогают и воспитателю: установить контакт с детьми, снять напряжение, отвлечь от нежелательных действий.

Игрушка-забава — это нестандартный игровой предмет, вызывающий у ребенка чувство восторга и эмоциональный подъем, побуждающий к интенсивной веселой игре. Изначально взрослые создавали для детей игрушки для того, чтобы дети узнавали, что такое работа, учились играючи, забавляясь делать полезные дела.

Игрушка забава позволяет:

  • воспитывать чувство юмора у ребенка
  • отвлекать от неприятных ситуаций, снимать стресс, успокаиваться
  • относится к сложным ситуациям спокойно
  • учиться позитивному взаимодействию с окружающими людьми
  • развивать навыки исследователя

Виды игрушек забав:

1. Игрушки «Неожиданности». Например, из коробочки выскакивает клоун и смеется.

2. Игрушки каскадные. Самый яркий вариант – пружинки. Хорошо известна пружинка Корнея Чуковского, бегающая по лестнице и забавляющая детей. Игра в такую игрушку у детей может продолжаться от 3 минут до часа. Достаточно поставить на край ступеньки и слегка подтолкнуть пружинку и она весело «пройдет» весь путь сверху вниз по ступенечкам. Пружинка должна быть металлической, в пластмассовом варианте она ломается, с трудом может пройти весь путь по лестнице. Еще один пример каскадной игрушки забавы – «Ведерки», когда шарик, попадая в самое верхнее ведерко, бренчит, стучит и вдруг оказывается внизу.

3. Игрушки динамичные (иногда веревочные), механические. Это, как правило, народные игрушки, выточенные из дерева. Игровое действие крутится вокруг маленьких сценок, Например, курочки клюют семечки, достаточно игрушку просто поводить по кругу. Или медведь и мужик бьютмолоточками по наковальне и т.д.

4. Игрушки динамичные (поют песню, танцуют, мигают множеством огоньков, прыгают) на батарейках. Это танцующие коровы, собаки, куклы на подставках.

5. Игрушки динамичные на радиоуправлении. Это, как правило, оригинальные машинки, животные, насекомые, которые интересно перемещаются, издают звуки и светятся огоньками. Классический вариант,
машинки-перевертыши, танцующие коровы.

Веселые игрушки-забавы нравятся детям раннего возраста. Они специально предназначены, для того, чтобы радовать, веселить детей, воспитывать чувство юмора. Игрушки-забавы помогают воспитателю организовать коллективные развлечения. К этому типу относятся игрушки-сюрпризы  с разнообразными движениями, звуковыми, световыми и другими эффектами.

Конструкция их основана на разных механических принципах: движения при помощи различных механизмов – заводные игрушки, центробежные силы —  волчки, медведи на планках; центра тяжести и равновесия – неваляшки; звуковых приборах – озвученные игрушки и т. д.

Богаты по содержанию и остроумны по конструкциям народные игрушки: ходящие по наклонное плоскости бычки, матрешки, вращающиеся мельницы, клоуны, кони в упряжках. Особенно славятся богородские резные игрушки  из дерева: танцующий медведь, медведь на качающемся бревне, заяц-барабанщик; клюющие куры, дровосеки и др. Игрушки просты, динамичны, с мягким юмором. В них проявляется мудрость смекалка, изобретательность народных мастеров, их любовь к детям, стремлении их позабавить.

Среди игрушек-забав значительное место занимают музыкальные и звуковые игрушки – это различные органчики, шкатулки, дудки, гармошки.

Игрушки детям воспитатель показывает сам чтобы позабавить и отвлечь детей от капризов. Для самостоятельной игры дают неваляшек, органчики, волчки, озвученные мягкие из плюша и байки игрушки.

При проведении игр-забав с детьми раннего возраста обязательным условием является предоставление им в свободное пользование той игрушки, с которой дети действовали под руководством взрослого. По истечении определенного времени, когда дети утратят интерес к игрушке, педагог может убрать ее из группы, а затем вновь использовать для проведения игр-забав с ней. В результате наблюдений за поведением детей раннего возраста, было отмечено, что повторное возвращение к известным им играм вызывает еще больший восторг, чем при первоначальном их проведении. Поэтому повторять игры-забавы надо обязательно. Играйте с детьми и радуйтесь вместе с ними!

Ситуация 1. Ребенок не знаком с игрушками забавами.

Ребенок плачет, не может переключиться с негативных эмоций. Дайте ему в руки любую из игрушек серии «Неожиданности» или динамичные со словами: «Что сейчас будет» и продемонстрируйте игрушку в действии.

Ситуация 2. Ребенок знаком с игрушками забавами.

Игры с пружинкой строятся на вопросах и задачах. Например, сможет ли пружинка спуститься с 5 ступеньки на 1? Сколько ступенек пройдет пружинка? Что будет, если к пружинке привязать веревочку?

Игры-забавы с детьми раннего возраста рекомендуется проводить ежедневно в утреннее или вечернее время, когда у воспитателя и детей есть «свободное минутка». Длительность проведения игр-забав не может быть определена точно. Играть с детьми надо до тех пор, пока они действительно забавляются, радуются и веселятся. Это время колеблется от 1 до 5 минут. Увеличивать длительность игр-забав нецелесообразно, потому что перевозбуждение и переутомление отрицательно сказывается на здоровье детей.

При проведении игр-забав с детьми раннего возраста обязательным условием является предоставление им в свободное пользование той игрушки, с которой дети действовали под руководством взрослого.

Все действия педагога целесообразно сопровождать словами:

• сначала прямыми указаниями,

• потом словесными инструкциями, разумеется, при этом ориентируясь на имеющийся у ребенка опыт.

Содержание игр-забав (показов) должно быть более «затейливым», чем действия детей в самостоятельной игре, но взятым из реальной, близкой ребенку действительности.

Что требуется при этом от малыша? Внимательно следить за действиями воспитателя, слушать его объяснения. А это возможно только в том случае, если ему будет интересно.

Проводя с малышами игру-развлечение, следует держать их всех в поле зрения, направлять деятельность ребят, немедленно реагировать на возникающие конфликты, подсказывать дельнейший ход действий.

Особая задача педагога — вызвать у детей живой интерес к игре, порадовать их, насмешить, создать хорошее настроение.

Итоги использования игр-забав в образовательной деятельности:

• создают у детей хорошее, радостное настроение;

• способствуют установлению положительных взаимоотношений между педагогом и детьми;

• развивают речь детей;

• развивают мелкую моторику рук;

• знакомят ребенка с игрушками-забавами;

• обогащают эмоциональные переживания детей;

• способствуют раскрытию творческого потенциала педагога.

nsportal.ru

Картотека (младшая группа) на тему: Игры забавы.

ПРЯТКИ

Описание. Воспитатель предлагает детям спрятаться вместе с ним от няни, которая в это время должна отвернуться и не смотреть, куда они прячутся. Дети вместе с воспитателем заходят за шкаф или приседают на ковре, а воспитатель закрывает их прозрачным платком. Воспитатель спрашивает у няни: «А где же наши дети? Тетя Катя, вы не видели их?» Няня начинает искать детей, нарочно заглядывая в другие места. Малыши с восторгом выскакивают из своего укрытия и с веселым смехом подбегают к ней. Няня обнимает их и приветливо говорит: «Где же вы так спрятались, что я не могла найти вас?»

Указания к проведению. После того как дети несколько раз прятались вместе с воспитателем, они смогут спрятаться самостоятельно, а воспитатель будет их искать. Прятаться может и воспитатель, тогда дети его ищут. Им это доставляет большое удовольствие. После многократных повторений игры искать детей сможет и ребенок.

 
 
 
             ЖМУРКИ

Описание. Воспитатель предлагает детям разойтись по комнате. Сам закрывает глаза или завязывает их косынкой и делает вид, что старается поймать детей: он осторожно передвигается по комнате и ловит детей там, где их нет. Дети смеются. Воспитатель спрашивает: «Где же наши дети?» Затем снимает повязку, поворачивается в сторону детей и говорит: «Вот где наши дети!»

Указания к проведению. В этой игре активную роль выполняет воспитатель. Он действует осторожно, чтобы не напугать детей, а лишь позабавить их.

Вместо повязки во время игры можно использовать яркий бумажный колпак (конус), который надевается глубоко, прикрывая верхнюю часть лица.

 
ЖМУРКИ С КОЛОКОЛЬЧИКОМ

(Усложненный вариант)

Описание. Одному из детей дают колокольчик. Двое других детей — жмурки. Им завязывают глаза. Ребенок с колокольчиком убегает, а жмурки его догоняют. Если кому-то из детей удастся поймать ребенка с колокольчиком, то они меняются.

Указания к проведению. Для этой игры нужно ограничить место, так как на большом пространстве малышам трудно ловить детей, особенно с закрытыми глазами.

 
ДАЙ КРОЛИКУ МОРКОВКУ

Описание. Дети сидят на скамейках на веранде или площадке. Одному из них, более подготовленному, дают в руки морковку, которую он должен дать игрушечному кролику. Ребенок становится на расстоянии 3 м от кролика, ему завязывают глаза. Малыш должен подойти к кролику и дать ему морковку (поднести морковку к мордочке кролика).

Указания к проведению. Обычно ребенку не удается сразу точно выполнить задание и его действия вызывают смех у остальных детей. Поэтому водящего в этой и подобных ей играх назначают по желанию.

МЫЛЬНЫЕ ПУЗЫРИ

Описание. Для игры надо приготовить пластмассовые трубочки или соломинки (спелой ржи или пшеницы) по количеству детей, развести мыльную воду в небольшом блюдце, мисочке. Все дети получают соломинки и делают попытки надуть мыльный пузырь. Если это удается, они с увлечением пускают мыльные пузыри, наблюдают за тем, как они летают, бегают за ними, следят, чей пузырь дольше летал и не лопнул.

Указания к проведению. Сначала надо показать детям, как сделать мыльный пузырь: один конец соломинки опустить в мыльную воду, затем, вынув ее из воды, осторожно подуть с другого конца.

 
 
НАПОИ ЛОШАДКУ

Описание. Условия игры те же, что и в игре «Дай кролику морковку».

Ребенок становится за линию на расстоянии 2-3 м от игрушечной Лошадки. Воспитатель дает ему в руки ведерко и завязывает глаза.

Малыш должен подойти к лошадке и напоить ее (поднести ведро к морде лошади).

Указания к проведению. Для игры желательно взять лошадку большого размера, на которую дети могут садиться. Это облегчит им выполнение задания — можно будет напоить лошадку, не нагибаясь.

Воспитатель вызывает детей только по их желанию. Если никто из них не изъявит желания начать первым, то воспитатель может сам попытаться выполнить задание. Можно предложить участвовать в игре кому-либо из детей старшей или подготовительной к школе группы. Пусть младшие дети сначала посмотрят, посмеются над неудачником, а затем и сами попробуют играть.

 
 
 

Описание. Игра проводится в зале или на площадке. Нужно ударить по мячу с завязанными глазами. Воспитатель кладет большой мяч на пол (на землю), на расстоянии 2-3 м от него проводит линию. Ребенок, согласившийся выполнить задание, подходит к мячу, становится к нему спиной, затем отходит к линии и поворачивается к мячу лицом. Воспитатель завязывает ему глаза. Водящий должен подойти к мячу и ударить по нему ногой.

Указания к проведению. Если задание выполнено удачно, то вызывают другого ребенка. Если же удар по мячу был неудачным, то можно предложить этому же ребенку повторить задание. Если неудача огорчит ребенка, надо подбодрить его, сказать, что в следующий раз и у него обязательно получится.

Водящего в этой игре назначают по его желанию

nsportal.ru

Дидактический материал (картотека) «Игры — забавы для детей дошкольного возраста»

Тема: «Игры — забавы».

Цель:

  1. Игры – забавы: значение, виды.

  2. Игрушки – забавы, их разнообразие, использование в работе с детьми.

    1. Игра – забава, игра – шутка!

Что ее отличает от других игр?

Прежде всего, элемент неожиданности, сюрпризности. Играм-забавам должен сопутствовать элемент веселого удивления. Веселое настроение человека – это богатейший капитал. Никто так не ценит хорошую шутку-забаву, как дети. Проводя игру-забаву, можно не только передавать хорошие умения интересы, вкусы, привычки, но и воспитывать детей без нравоучений, подмечать много интересного в поведении, темпераменте, характере ребенка.

  1. Игры для самых маленьких:

«Еду-еду к бабе, к деду,

на лошадке в красной шапке

по ровной дорожке на одной ножке,

в старом лапоточке, по рытвинам, по кочкам.

Все прямо и прямо,

А потом вдруг в … в яму! Бух! »

Мой маленький

Возьмите одеяло или простыню и запеленайте в него ребенка. Прижмите его к себе, как будто маленький, побаюкайте его, покачайте, спойте колыбельную.

А мы в домике сидим

Спрячьтесь с малышом под одеялом и включите фонарик. Такое уединение сблизит вас и ребенка.

Звонок

Расскажите малышу стихотворение:
Стенка, стенка,
(по очереди дотроньтесь до каждой из щечек ребенка)
Потолок,
(дотроньтесь до лба или поцелуйте в лоб)
Два окошка
(покажите на глазки)
И звонок
(прикоснитесь пальцем к носику ребенка и скажите:«Динь!»)

Чмок

Расскажите ребенку потешку и дотрагивайтесь до называемых частей тела:

Ручки-ручки – потягушки
И ладошки – похлопушки.
Ножки-ножки – топотушки,
Побегушки, попрыгушки.
С добрым утром, ручки,
Ладошки и ножки,
Щёчки-цветочки —
Чмок!
На последней строчке расцелуйте малыша.

Раз, два, три, бум!

Усадите ребенка на колени лицом к себе. Скажите: «Раз, два, три, бум!» и очень аккуратно столкнитесь лбами. Снова скажите «Раз, два, три, бум!» и прижмитесь друг к другу носами (в следующий раз ушами, щеками, подбородком, ладошками, локтями, коленями и т.д.).

Ой ты, заяц

Расскажите малышу, лежащему перед вами на диване, потешку:

Ой ты, заяц косой – вот так!
(обнимите малыша)
Не ходи ты за мной – вот так!
(погрозите пальчиком)
В огород попадешь – вот так!
(подбросьте малыша)
Всю капусту сгрызешь – вот так,

(пощекочите малыша под шейкой)
Как поймаю тебя – вот так,
(обнимите)
Как за уши схвачу – вот так,
(потрепите малыша за ушки)
Да и хвост откручу – вот так!
(пощекочите малыша за попку).

Мы на лодочке плывем

Сядьте на пол, вытяните ноги вперед. Посадите сверху малыша, обнимитесь с ним или возьмитесь за руки. Раскачивайтесь в разные стороны и напевайте:
Мы на лодочке плывем,
Эту песенку поем.
Ветер по морю гуляет,
Нашу лодочку качает.

За руки и за ноги

Двое взрослых встают недалеко от дивана и берут малыша за руки и за ноги. Раскачивают его вперед – назад, приговаривая: «Раз, два, три». На слове три осторожно подкиньте малыша на мягкий диван. 

Лети вверх!

Поверните ребенка к себе и возьмите подмышки. Подбросьте его невысоко в воздух, приговаривая: «Лети вверх!», и поймайте. Игру можно сопровождать потешкой:
Вот такая (ой) расти,
Ко мне в гости ходи,
Вот такая (ой) расти,
Нам на радости.
Кыши, кыши,
Расти (имя ребенка) выше,
Расти (имя ребенка) выше,
До хором, до крыши.

Спрыгивание

Поставьте ребенка на возвышение напротив себя. Проверьте, устойчиво ли он стоит, и отойдите на полшага назад. Скажите: «Раз, два, три, прыгай!». И поймайте прыгающего на вас ребенка, обнимите его покрепче и похвалите за проявленную смелость. На следующий прыжок крепко прижмите малыша к себе и скажите: «Вот как сильно я тебя люблю!»

Догоню и обниму

Малыш убегает от вас, вы бежите за ним, приговаривая: «Догоню-догоню». Затем поймайте малыша, прижмите к себе, обнимите и скажите: «Обниму-обниму».

«Ладушки», «Сорока-воровка», «Маленькие ножки», и др.

  1. Игры малой подвижности:

«Зайка беленький сидит,

он ушами шевелит,

вот так, вот так,

он ушами шевелит.

Зайке холодно сидеть,

Надо лапочки погреть.

Хлоп, хлоп, хлоп, хлоп,

Надо лапочки погреть.

Зайке холодно стоять,

Надо зайке поскакать,

Скок, скок, скок, скок.

Надо зайке поскакать.

Кто-то зайку испугал

Зайка прыг… и убежал ».

«Каравай», «Жучок-паучок», «Зеркало».

«Ровным кругом, друг за другом,

Эй, ребята, не зевать!

Что нам Анечка покажет,

Будем дружно выполнять!»

  1. Игры средней подвижности:

«Карусель».

«Еле, еле, еле, еле,

Завертелись карусели,

А потом кругом, кругом –

Все бегом, бегом, бегом.

Тише, тише, не спешите,

Раз и два, раз и два –

Вот и кончилась игра».

«Два бизона».

  1. Игры на развитие анализаторов:

«Глухой телефон», «Угадай, кто сказал», «Узнай, кто это?»

  1. Игры на развитие эмоций:

«Сын мой».

«Ох, как плачет малыш –

Что медведь рычит.

А смеется малыш –

Что ручей журчит.

А уж слезы текут –

Будто дождик льет.

Улыбается малыш –

Будто солнце взойдет.

Вот какой малыш –

Сын мой!»

« Капризуля, мальчик Марк,

Не узнать его никак.

Улыбнется он на миг,

Засияет солнца лик».

«Шел король Боровик

Через лес на прямик.

Он грозил кулаком

И стучал каблуком.

Был король Боровик не в духе,

Короля покусали мухи».

  1. Игры на развитие движений:

«Море волнуется раз!», «Летает, не летает», «Разные шаги».

  1. Игры на развитие воображения, сообразительности:

«Да и нет, не говорить!», «Фанты», «Я садовником родился».

  1. Игры – превращения:

«Иголка с ниткой», «Деревянные и тряпичные куклы».

  1. Игры «Стихи руками»:

«Солнечного зайчика

Поманил я пальчиком:

— Слезь со стенки на пол, Зая,

Я с тобою поиграю.

Покажу смешную книжку

Про слона и про мартышку.

Дам потрогать все игрушки,

Прокачу на легковушке!

Зайчик слушает, моргает,

А со стенки не слезает.

Я скорей на стул взобрался,

Потихонечку подкрался

И прикрыл его ладошкой

Чтоб не выскочил в окошко,

Приподнял ладошку – ой!

Где же зайчик золотой?!

На картинке его нету.

Нет за маминым портретом.

Может, спрятался за книжки,

И тихонько в щель глядит?

Глядь, а зайчик – вот плутишка!-

На руке моей сидит».

  1. Веселые игрушки-забавы нравятся детям всех возрастов. Они специально предназначены, для того, чтобы радовать, веселить детей, воспитывать чувство юмора. Игрушки-забавы помогают воспитателю организовать коллективные развлечения. К этому типу относятся игрушки-сюрпризы с разнообразными движениями, звуковыми, световыми и другими эффектами.

Конструкция их основана на разных механических принципах: движения при помощи различных механизмов – заводные игрушки, центробежные силы — волчки, медведи на планках; центра тяжести и равновесия – неваляшки; звуковых приборах – озвученные игрушки и т. д.

Богаты по содержанию и остроумны по конструкциям народные игрушки: ходящие по наклонное плоскости бычки, матрешки, вращающиеся мельницы, клоуны, кони в упряжках. Особенно славятся богородские резные игрушки из дерева: танцующий медведь, медведь на качающемся бревне, заяц-барабанщик; клюющие куры, дровосеки и др. Игрушки просты, динамичны, с мягким юмором. В них проявляется мудрость смекалка, изобретательность народных мастеров, их любовь к детям, стремлении их позабавить.

Среди игрушек-забав значительное место занимают музыкальные и звуковые игрушки – это различные органчики, шкатулки, дудки, гармошки.

В младшей группе игрушки воспитатель показывает сам чтобы позабавить и отвлечь детей от капризов. Для самостоятельной игры дают неваляшек, органчики, волчки, озвученные мягкие из плюша и байки игрушки.

В средней группе воспитатель показывает механические и электрифицированные игрушки. Дети играют забавными утятами, клюющими птицами и др.

В старшей группе дети игрушки выбирают сами, воспитатель показывает, как привести механизмы в действие.

Литература:

        1. В.И. Ядешко, Ф.А. Сохина «Дошкольная педагогика» с. 329.

        2. А.П. Усова «Русское народное творчество в детском саду».

infourok.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *