Содержание

изгой, 7 причин стать изгоем в школе, кто становится и почему

Стать изгоем очень легко, к этому не нужно прилагать никаких собственных усилий… «Этакое счастье» сваливается на голову самостоятельно в духе новомодных законов подлости…

А изменить ситуацию в другую, обратную, сторону? Тоже легко?!

Ну, давайте вначале разберемся

 

Кто и почему становятся изгоями? Изгоями в классе, в коллективе, в обществе?

Чем больше ребенок не похож на других, чем он необычнее — в поступках, суждениях, мыслях, тем больше шансов у него стать изгоем. Ну не любят у нас «белых ворон», не таких, как все, ненормальных, психов... Слишком толстый, слишком длинный, очкарик, лопоухий, шепелявит, шкет, шут гороховый, бормочет все время что-то под нос… Список эпитетов, получаемых от сверстников в фантике «обычной» детской жестокости  — масса.

 

Ну, возьмем самое распространенное,

что может не понравится или семь причин стать изгоем:

 

1. Нестандартная внешность (любые физические недостатки, дефекты речи, заикание, носит очки)

2. Проявления энуреза, энкопореза (недержание)

3. Тихость и бесконфликтность, не в состоянии за себя постоять

4. Чрезмерно опекаемый мамочкой и шумными бабушками ребенок

5. Часто пропускающий школу

6. В начальной школе — слабо успевающий, в средней и выпускных классах, с точностью до наоборот — отличник, «ботаник»

7. Ябеда, стукач

 

 

Как правило, изгоев «назначают» уже во 2-3 четверти первого класса, на поиски жертвы много времени не уходит, удостоиться такой «чести» могут и новенькие, не сумевшие сориентироваться и поставить себя в новом коллективе.

Жертвами часто становятся те ребята, кому уделяется повышенное внимание учителя. Причем, чем больше педагог хвалит и сравнивает его с другими, тем более услуга становится «медвежьей».

Иногда даже не верится, что учителя, особенно старой закалки, могут не понимать этого…

 

Как можно заподозрить родителям, что их ребенок — изгой?

1. Не хочет идти в школу, даже если сделаны домашние задания

2. Мало говорит о одноклассниках, практически никого не упоминает

3. Радуется, если заболел

4. Не знает, кому позвонить, чтобы узнать домашние задания. Или ни в какую не хочет никому звонить

5. Никто из одноклассников не звонит, не приходит в гости

6. Сам тоже никого не зовет, даже на день рождения

7. Приходит из школы взвинченным, нервным

8. Иногда появляются ссадины, царапины, о происхождении которых он «не знает»

9. Даже если ребенок аккуратен, пропадают и быстро портятся вещи

 

Попытки родителей сразу же во всем разобраться и, главное, во чтобы то ни стало, наказать преследователей, имеет некоторый вес в начальной школе, да и то не всегда. Ребенок тут же автоматически становится еще и ябедой, обидчики начинают действовать более изощренно, могут угрожать расправой, если он еще раз заикнется о травле. Преподаватели недовольны, так как они вынуждены встревать в конфликт и решать далеко непростую ситуацию с родителями жертвы, мучителей. Потом подключается администрация школы…

И кому после этого всего будет хуже?!  Правильно, вашему ребенку! Дело может закончиться сменой класса, а то и школы…

Нет, я не призываю, вообще не реагировать на то, что ребенок стал изгоем в школе. Не в коем разе!

Дело в том, что в 85% случаев дети становятся изгоями в классе именно тех родителей, которые сами не могли в свое время решить аналогичную проблему. И вроде бы неуверенность наследоваться не может, но способы реагирования на проблемы бессознательно копируются нашими детьми с нас, хотим мы того или нет.

А значит, если мы не в состоянии адекватно помочь ребенку, то это сможет помочь другой человек, родной дядя, психолог, двоюродный брат… Надо использовать любые возможности. И не пускать дело на самотек.

 

Агрессия против изгоев

На первый план в начальной школе выходят всевозможные обзывалки, которые с неизменным успехом вызывают злость, растерянность, слезы жертвы. И без разницы, начинает ли он плакать или  как-то иначе «интересно» реагировать, главное, вызвать чувства, растерянность, гнев, панику… Иногда даже кажется, что малолетние агрессоры собирают эти неконтролируемые выбросы негативной энергии и питаются ею, наращивают благодаря ей свою силу.

Часты советы родителей, да и учителей, в ответ на обзывалки — никак не реагировать! Мол, пообзываются и перестанут…

Но, к моему сожалению, это колоссально трудно сделать, иногда просто невозможно. И если взрослый выдержанный человек, вполне способен сделать вид, что слова обидчика ему по барабану, то зеленому первоклашке такие психологические изыски еще не по зубам.

Более полезен, с моей точки зрения, совет воспользоваться специальными отговорками, типа  «Кто обзывается, тот сам так называется», «вышел зайчик из ворот, стало все наоборот», «а я лесенку приставлю и все буквы переставлю» и немного более агрессивное — «а ну тюльпань отсюда, так засиреню, весь ромашками обсыплешься!»

Тут даже  более важен психологически сам факт ответа, что не промолчал, не проглотил обиду, не заплакал, не нажаловался… А знание универсальных формул очень помогает. В растерянности и не сообразишь сразу, как достойно ответить, а тут раз — и извлек из памяти! Чрезвычайно полезная штука! Можно поизвращаться и напридумывать еще варианты отговорок.

Если родители сядут как-нибудь вместе с детьми, в шутливой обстановке поделятся, как их обзывали когда-то, как они реагировали, какие обзывалки были в их классе вообще,  что можно придумать в ответ… Выполнить  вместе с детьми «этакое превентивное домашнее задание», » прививку» от ребячьей жестокости.

 

Наверное, одно и самых главных условий ХОРОШЕГО ответа обидчику — его НЕСТАНДАРТНОСТЬ.

Ожидает обидчик слез и кидания с кулаками. А получает что-то не ожидаемое, странное. А раз странное, не вписывающееся в стереотип, преследователь ребенка сбивается, не знает, как вести себя дальше, инициатива потеряна… Конечно, этот совет деткам постарше, подросткам изгоям.

Некоторые подростки, которым трудно живется в классе, даже специально идут на обострение ситуации. Ведут себя, как настоящие психи, бравируют экстраординарными выходками, чем зарабатывают себе репутацию бешеного, ненормального… Конечно, это не улучшает общение, но в подавляющем проценте случаев травля затихает.

Трудно, очень трудно быть изгоем… Но методы против этого есть!

 

Нестандартность вашего ребенка вызвала проблему, пусть и нестандартность вашего решения снимет ее!

 

А какие способы помощи детям изгоям знаете вы?

Блог «Я- псих! (Заметки нестандартного психолога)»  приглашает родителей и детей к разговору…

 

 

В помощь внимательному и любящему родителю —книга «Дети-изгои. Психологическая работа с проблемой» Кравцовой М.М. 

japsix.ru

Дети-изгои: психологическая работа с проблемой

В каждом детском коллективе есть популярные дети и не очень. Есть дети активные, общительные, а есть тихие, одиночки. Одних устраивает второстепенная роль в классе, другие страдают от такого положения, но не знают и не умеют его изменить. Некоторые дети так стремятся оказаться в центре внимания одноклассников, занять лидерскую позицию, не умея при этом вести себя в соответствии со своими притязаниями, выбирая неадекватные способы поведения, что добиваются внимания «со знаком минус» — становятся объектом насмешек и презрения. И вот эти активно отвергаемые сверстниками ребята — явление, к сожалению, частое и трудноисправимое.

Наверное, многие психологи и педагоги размышляют над тем, как помочь ребенку не чувствовать себя лишним в коллективе, можно ли научить его общаться, могут ли взрослые (педагоги, психологи, родители) специально обратить на него внимание сверстников, сделать его своим для окружающих. Но самый главный и трудноразрешимый вопрос: как избежать травли и что делать, если ситуация критическая?

Психологические аспекты проблемы отверженности

Собственные наблюдения, биографии разных людей и примеры из художественной литературы наводят на мысль, что в любом детском коллективе неизбежно есть популярные дети и дети-изгои. Иногда отверженных детей просто игнорируют, пассивно не любят или терпят, иногда у них находятся защитники. А другим везет меньше — их не любят активно. Они становятся объектами насмешек и травли со стороны одноклассников. Попробуем разобраться в природе такого явления, как отвержение одного или нескольких членов коллектива.

Действующие лица

Каждая драма предполагает четкое распределение ролей. В ситуации травли всегда есть зачинщики, их жертвы и, конечно, преследователи — основная масса детей, которая под руководством зачинщиков осуществляет травлю. Иногда в классе есть нейтральные наблюдатели. На мой взгляд, наблюдатели ничем не отличаются от преследователей, так как своим молчанием они поощряют травлю, никак ей не препятствуя. Часто дети про себя осуждают поведение агрессивных одноклассников, но ничего не предпринимают, боясь стать следующей жертвой.

«Любимой игрой Эндрю Саски (тогда обязательный в каждом классе хулиган и драчун) было снять с Колина штаны и спрятать их. Тогда как некоторые из нас сочувствовали Колину, большинство, я подозреваю, были рады, что он существует: с ним Эндрю Саски постоянно был занят и не трогал остальных» — вот как объясняет эту типичную для многих школьных коллективов ситуацию в своем романе «Скоро тридцать» английский писатель Майкл Гейл.

Бывает, что среди одноклассников находятся и защитники жертвы. Иногда появление защитника способно в корне изменить ситуацию (особенно если защитников несколько или с их мнением в классе считаются) — большинство преследователей оставляют изгоя в покое, конфликт сходит на нет в самом начале.

Например, пятиклассница Света, стремящаяся стать королевой класса, подговаривала одноклассников объявить бойкот своей сопернице Наташе. Света своими насмешками и проделками могла испортить жизнь любому, поэтому с ней никто не хотел связываться, хотя тихая Наташа многим нравилась. В бойкоте согласились участвовать все, кроме Аркаши. Он сказал, что Наташа его друг, поэтому он будет продолжать с ней дружить. Поступок Аркаши, который до этого ничем особым не выделялся, учился средне, мог начать плакать из-за двойки или испачканных брюк, опасаясь наказания, произвел на одноклассников такое впечатление, что Свете пришлось оставить Наташу в покое.

Но довольно часто защитник изгоя и сам становится изгоем. Например, когда, подчиняясь воле учителя, ребенок вынужден сидеть за одной партой с изгоем, то он может постепенно стать объектом насмешек, если только не начнет активно принимать участие в травле соседа по парте.

Рассмотрим психологические особенности основных действующих лиц:

Травля ребенка – истоки неприязни

Проблема любого детского коллектива состоит не только в активном неприятии или травле одного из членов группы (класса) — это явление заметное для окружающих, и, следовательно, его легче отследить и попытаться пресечь в самом начале. Но дело в том, что многим детям очень трудно войти в коллектив, почувствовать себя уютно и уверенно среди сверстников. Если ребенка не обижают, но и не принимают (например, последним выбирают в команду, не радуются его успехам), то ему не менее одиноко и плохо, чем жертве активной неприязни со стороны сверстников. Он думает: «Если однажды я вообще перестану ходить в школу, никто и не заметит». См. →

Типы отвергаемых детей

Типы отвергаемых детей, которые чаще всего подвергаются нападкам. См. →

Травля ребенка – моральное насилие

Чаще всего ребенок-изгой подвергается не столько физическим нападкам со стороны сверстников, сколько словесным. К моральному насилию можно отнести угрозы физической расправы, шантаж и ругань (в том числе обзывательства). Шантаж чаще всего связан с угрозой рассказать о чем-то взрослым, выдать им какой-то проступок жертвы, если та не будет выполнять требования преследователя. Также в качестве шантажа используется угроза перестать дружить с жертвой. См. →

Статьи:

Дети-изгои – последствия травли

В 1981 году американские психологи Ахенбах и Эдельброк провели исследование, результаты которого показали, что «уверенность ребенка в своем положении может способствовать развитию у него навыков жизни в коллективе, а неприятие сверстниками влечет за собой развитие замкнутости, но не приводит к ослаблению тех черт, которыми оно вызвано». Кроме того, появившаяся в детстве затрудненность отношений со сверстниками часто бывает предвестницей эмоционального неблагополучия в будущем. См. →

Ребенок-изгой в классе (советы учителям и родителям)

Самое главное — помнить: положение ребенка в классе вплоть до подросткового возраста на 90% зависит от того, как к нему относится учитель. А у первоклашек — на все 100. Поэтому, если у ребенка не складываются отношения с одноклассниками, решить проблему может учитель, подав ребятам знак, что ребенок ей нравится, что у него что-то (неважно что, хоть с доски вытирать) получается лучше всех, что он важен и нужен в классе. См. →

www.psychologos.ru

Ребенок-изгой в классе (советы учителям и родителям)

Самое главное — помнить: положение ребенка в классе вплоть до подросткового возраста на 90% зависит от того, как к нему относится учитель. А у первоклашек — на все 100. Поэтому, если у ребенка не складываются отношения с одноклассниками, решить проблему может учитель, подав ребятам знак, что ребенок ей нравится, что у него что-то (неважно что, хоть с доски вытирать) получается лучше всех, что он важен и нужен в классе. В этом возрасте авторитет учителя несоизмеримо выше авторитета сверстников и даже авторитета родителей, и именно сейчас важно уловить момент и не допустить формирования в детском коллективе роли «козла отпущения», «гадкого утенка». Классу к шестому это будет сделать намного труднее, ведь для подростков голос учителя — совещательный. А пока дети, как маленькие локаторы, считывают реакцию педагога и автоматически перенимают его отношение к одноклассникам. Ваша задача — просто подать правильный сигнал.

Если в классе есть ребенок, рядом с которым действительно опасно находиться другим детям, решение о его судьбе следует принимать вместе с коллегами и администрацией школы, не привлекая для этого «общественность». Не превращайте тяжелое, но необходимое административное решение в акт коллективного осуждения и изгнания «паршивой овцы». Отверженность и озлобленность сцеплены друг с другом, одно непременно вызывает другое. Надеюсь, ни вы, ни возмущенные родители не хотите, чтобы впоследствии подросший и доведенный до крайней степени озлобления ребенок встретил их собственных «нормальных» детей где-нибудь в темном углу.

Многие педагоги, застав детей дерущимися, говорят: «Мне не важно, кто первый начал, от перемены мест слагаемых сумма не меняется, оба виноваты». Это здравый подход, когда речь идет о стычке на равных. Но если в классе систематически обижают кого-то, а он вынужден обороняться, нельзя приравнивать вину преследователя и жертвы: это еще больше ранит ребенка-жертву, который чувствует себя абсолютно незащищенным даже в присутствии взрослых. Такой подход развращает ребенка-преследователя, и он очень скоро научится доводить исподтишка, так, чтобы самому оставаться в глазах педагога «белым и пушистым». Если при этом у жертвы сильный характер, она сделает свои выводы и в следующий раз будет драться уже не на жизнь, а на смерть — ведь поймет, что рассчитывать может только на себя.

Если травля в классе уже началась, прямо объявите детям, как вы к этому относитесь. Не бейте на жалость. Говорите не о жертве, а об обидчиках, фокусируйтесь на их качествах. Скажите, что вы будете очень огорчены, если узнаете, что в вашем классе есть дети, которым приятно кого-то обижать и мучить. Твердо объявите, что такое поведение недопустимо, и вы в своем классе этого терпеть не намерены. Обычно этого бывает достаточно, чтобы обидчики притихли (они всегда трусоваты). На фоне затишья можно принимать меры по повышению статуса ребенка-жертвы и найти для него комфортное место в классном коллективе.

Поговорите с ребенком, выступающим в роли жертвы. Во-первых, объясните ему, что вы не сможете защищать его, если не будете твердо уверены, что сам он никогда драку не начинает. Скажите, что вам очень важно быть справедливым учителем и никого не наказывать напрасно; возьмите с него слово, что он не будет переходить к рукоприкладству, даже если его дразнят. Во-вторых, подскажите ему, как лучше себя вести, чтобы скорее отстали. Обидчики получают удовольствие не от самого процесса произнесения обидных слов, а от эффекта, которого достигают. Когда жертва плачет, злится, пытается возражать, убегает, они чувствуют свою власть над ней. Если же бывшая жертва отвечает сама весело и технично, к ней перестают приставать.

Как научить таким «волшебным фразам» ребенка? Смотрите статьи Дразнилки: игра в аббревиатуры и Обзывалки. И что?

www.psychologos.ru

Ребенок-изгой в классе. Что делать? Как помочь в этой ситуации

Ребенок уже достаточно долго ходит в школу и вы вдруг стали замечать, что он становится все более замкнутым и не хочет рассказывать о том, что происходит в классе. Вы замечаете, что у сына или у дочери часто испачканы или порваны тетради, учебники, другие личные вещи. Ребенок не хочет ходить в школу, возможно, прогуливает уроки, у него нет друзей в классе, он даже затрудняется спросить домашнее задание у одноклассников. Все это набор очень тревожных признаков, говорящих о том, что ваше чадо подвергается травле в школе.

Почему ребенок становится изгоем

Самым главным признаком, по которому можно определить потенциальную жертву травли – непохожесть. Дети-«белые вороны», которые отличаются от общей массы одноклассников, очень часто подвергаются насмешкам, унижениям, разного рода издевательствам. Ребенок может выделяться не только своей внешностью. Он может обладать талантами вызывающими зависть или определенными чертами характера, которые, по тем или иным причинам, отвергаются детьми в классе.

В любом детском коллективе можно выделить лидера, популярных детей-«звезд», общую массу, которая «как все» — толпа, следующая за остальными, игнорируемых детей. Они, в принципе, не подвергаются преследованию, но и не являются популярными. Самым низшим звеном этой иерархии, будет ребенок-изгой, своего рода оппозиция, на котором весь класс «отыгрывается» и сбрасывает негативные эмоции.

Не всегда провокаторами травли выступают одноклассники. В некоторых случаях, зачинщиком может быть и учитель. А дети, подражая, просто подхватывают эту «волну» и продолжают начатое педагогом дело. В данном случае, причиной может быть конфликт преподавателя с родителями ребенка или нечто, не поддающееся обычной логике. Но, как правило, ребенка-изгоя учителя просто «не замечают» и делают вид, что ничего не происходит и все в рамках дозволенного, а между тем, гонимый ребенок сильно страдает.

Чаще всего, изгоями становятся дети, имеющие замкнутый характер, «тихони», которые предпочитают больше общаться с книгами, чем с другими учениками. Ребенок с необычной внешностью или какой-либо аномалией, часто становится жертвой своих одноклассников. Дети подсознательно чувствуют более слабого и не способного дать решительный отпор ученика и стараются спровоцировать его. Иногда достаточно всего одной серьезной словесной атаки, на которую жертва не смогла ответить и обидное прозвище надолго прилипнет к ребенку. Постепенно дети наглеют все больше и в последствии, переходят к силовым методам воздействия на жертву. Все это может серьезно поломать психику ребенку или даже довести до крайностей.

Если ребенок-изгой уходит из школы, где он подвергался травле, дети, почувствовавшие «вкус» агрессии и насилия, сразу же найдут ему замену.

Как помочь ребенку-изгою

  • Если вы узнали о том, что ваш ребенок подвергся травле, не стоит принимать необдуманных шагов и бежать в тот же день разбираться с обидчиками. Так вы можете только навредить. Возможно, на некоторое время, даже на несколько дней, агрессоры прекратят свои издевательства, но в результате, станет только хуже. Ребенка, который и так является изгоем, будут считать доносчиком, а это не добавит ему популярности. Обидчики станут изощреннее и начнут действовать более скрытно, но при этом не менее унизительно и агрессивно.

Как правило, дети, проживающие эту ситуацию изнутри, молчат до последнего, опасаясь спровоцировать еще большую агрессию. Поэтому не нужно оказывать своему чаду «медвежью услугу» своим вмешательством, не посоветовавшись с ребенком и не спросив его о том, как он представляет выход из ситуации и чем вы можете помочь, чтобы найти подходящее решение.

  • Никогда не обвиняйте ребенка в сложившейся ситуации. Чтобы вам при этом не говорили школьные «педагоги». Жертве травли и так очень тяжело. Не усугубляйте положение ребенка, который подвергся преследованию. Это может привести к самым непредсказуемым, но всегда трагическим последствиям. В этой ситуации нужно очень осторожно разобраться, чтобы не покалечить психику ребенка окончательно.

Вряд ли здесь помогут «задушевные беседы» с обидчиками или жертвой. В процессе травли страдают все: жертва, получившая заниженную самооценку и опыт унижений, агрессор, привыкший к безнаказанности, лишающий себя возможности иметь с кем-либо настоящие крепкие и душевные отношения и, наконец, общая масса, которая просто трусливо не вмешивается. В дальнейшем, каждый член этой толпы приобретает неспособность противостоять общественному мнению и боится любых проявлений нестандартных ситуаций в коллективе.

  • Самый правильный вариант в этом случае – перевести ребенка в другую школу, желательно подальше. Никакие доводы, что «нужно самому решать эти проблемы», «дай сдачи, не будь слюнтяем», «другая школа далеко и мне неудобно отводить туда ребенка» не должны помешать переводу.

Ваше неудобство – ничто, по сравнению с травмированной психикой. А перед тем, как отправить сына или дочь в новый детский коллектив, обязательно нужно обратиться к специалисту, психологу, который сможет повысить самооценку и правильно настроить ваше чадо на успешное взаимодействие с новыми одноклассниками.

Если ребенок подвергся травле, необходимо действовать очень осторожно, чтобы не навредить ему еще сильнее. Старайтесь больше уделять ему внимания, выстраивайте доверительные отношения. Как ни странно это звучит, ваш ребенок приобрел ценный опыт, пусть даже такой горький. А какие выводы он сделает и что принесет в новую жизнь, зависит уже от вас.

А вам приходилось сталкиваться с травлей в коллективе? Как еще можно помочь жертве?

viline.tv

Дети-изгои – последствия травли — Психологос

Стремление стать своим в коллективе, завоевать расположение одноклассников может толкнуть ребенка на неблаговидные поступки. Я уже говорила о добровольно принимаемой роли шута, о том, что ребенок превращается в бездумного последователя агрессора. Приведу еще один пример.

Пятиклассник Саша очень страдал от того, что у него не было в классе друзей, часто становился объектом насмешек со стороны одноклассников; сначала он дрался с обидчиками, затем стал специально дурачиться на уроках, чтобы повеселить остальных. Когда в класс пришел Вася, Саша сначала пытался с ним подружится. Но у Васи не сложились отношения с лидерами — Мишей и Филиппом. И тогда те стали подговаривать Сашу делать Васе разные неприятные вещи (прятать его портфель, обзывать обидными словами, подбросить ему огрызок на парту). Саша охотно подчинялся ребятам, потому что считал, что таким образом завоевывает их дружбу (естественно, ни Миша, ни Филипп не воспринимали Сашу всерьез). Вася же часто дрался с Сашей, считая его виноватым во всех своих неприятностях. Понятно, что такая ситуация способствует развитию весьма неприятных черт характера всех ее участников. Саша превращается в безвольного исполнителя, в шестерку. Вася перестает доверять окружающим, озлобляется, а Миша и Филипп упиваются собственной безнаказанностью, получают удовольствие, управляя людьми, стравливая двух одноклассников.

В 1981 году американские психологи Ахенбах и Эдельброк провели исследование, результаты которого показали, что «уверенность ребенка в своем положении может способствовать развитию у него навыков жизни в коллективе, а неприятие сверстниками влечет за собой развитие замкнутости, но не приводит к ослаблению тех черт, которыми оно вызвано». Кроме того, появившаяся в детстве затрудненность отношений со сверстниками часто бывает предвестницей эмоционального неблагополучия в будущем.

В ряде работ отечественных и зарубежных психологов отмечается, что неблагоприятные отношения в коллективе способствует возникновению у ребенка устойчивых отрицательных переживаний, исчезновению уверенности в себе и уменьшению способности и желания учиться. Они нередко являются причиной преждевременного ухода из школы. Дефицит социального признания и общения компенсируется поисками внешкольного круга сверстников, который характеризуется противоправным поведением. Плохие отношения в классе приводят и к другим негативным последствиям.

Ложь и хвастовство

Неуверенность в себе, потребность привлечь к себе внимание, стремление повысить свою значимость заставляют ребенка лгать. С помощью вранья и утаивания он надеется если не улучшить, то хотя бы не испортить окончательно впечатление о себе. Всеми осуждаемые хвастунишки — это обычно непопулярные у других детей ребята или дети с какими-то изъянами в развитии. Не находя в реальном мире того, что может повысить их ценность, они придумывают нечто, способное произвести на окружающих выгодное впечатление.

Отвергаемый сверстниками ребенок способен придумать что угодно, лишь бы привлечь к себе их внимание. Он хвастается несуществующими родственниками, обладающими чем-то, что считается престижным в данной кампании. Это может быть, например, какая-нибудь шикарная машина или редкая порода собаки. Ребенок рассказывает, как здорово было прокатиться на этой «супермашине» или как его любит эта «суперсобака». Часто дети придумывают свое родство с каким-нибудь известным человеком, и это, несомненно, способно повысить их статус. В большинстве случаев окружающие требуют доказательств, и ребенок начинает «выкручиваться», ему приходится врать все больше, и в конце концов он запутывается окончательно. А когда все раскрывается, он делается еще менее привлекательным для окружающих.

В детской художественной литературе описано множество подобных случаев. Приведу пример из собственной практики.

Как-то одна мама во время консультации с удивлением рассказала, что ее сын-третьеклассник, недавно переведенный в нашу школу, уже целую неделю носит в класс фотографии из папиных заграничных командировок. Он говорил, что взял их, чтобы показать ребятам. Мама не понимала, почему ребят могут интересовать эти фотографии. Надо сказать, что я давно наблюдала за этим классом, и у меня сложилось впечатление, что с некоторых пор значимыми для ребят стали не личные качества и достижения сверстников, а их «крутость» (это слово они сами употребляли, отвечая на мой вопрос о качествах идеального друга). Под «крутостью» подразумевалось наличие у родителей машины-иномарки, регулярное посещение «Макдоналдса», обладание дорогими игрушками и вещами, а также поездки во время каникул за границу. Только тому, кто мог похвастать хоть чем-нибудь из этого списка, удавалось почувствовать себя своим в классе. Мальчик, о котором я рассказываю, очень хотел быть принятым в новый коллектив, но, видимо, ничем таким похвастаться не мог, поэтому он и принес в школу папины фотографии, рассказав, будто бы он сам побывал в Оксфорде. Это произошло как раз в то время, когда интерес к загранпоездкам был в разгаре. (Я не раз наблюдала, как ребята оживленно рассматривали чьи-нибудь фотографии, интересовавшие их, к сожалению, только с точки зрения «крутости»).

Воровство

Отвергаемый сверстниками ребенок способен на отчаянные поступки: может украсть дома деньги, накупить на них конфет и раздать их другим детям, чтобы таким образом купить их любовь, дружбу, хорошее отношение. Ребенок повышает собственную значимость или пытается обратить на себя внимание окружающих единственно возможным, по его мнению, способом. В другом случае воровство становится средством мести окружающим за свои беды. Об одном таком случае мне рассказала учительница.

В классе у ребят стали пропадать учебные принадлежности (ручки, пеналы, учебники), и отыскивались они в портфеле мальчика, среди учителей имевшего репутацию хулигана из-за своего плохого поведения, но популярного среди одноклассников. Самое интересное, что он сам обнаруживал пропавшие вещи у себя в ранце и с неподдельным удивлением сообщал о находке окружающим. На все расспросы он отвечал с искренним недоумением, не понимая, как эти вещи оказались у него. Учительница не знала, что и подумать. Зачем было этому мальчику воровать у ребят вещи, а потом притворяться удивленным, обнаружив их у себя?

Однажды, когда все ребята были на физкультуре, учительница заглянула в пустой класс и увидела следующую картину. Освобожденная от физкультуры девочка собирала с парт разные вещи и прятала их в портфель к этому мальчику. Девочка, самая младшая в классе, поступила в школу как вундеркинд, но уже в начале первого класса стала испытывать большие трудности в учебе. Родители заняли позицию «учеба — не самое главное» и считали, что учителя излишне придирчивы к их дочке. Отношения в классе у девочки тоже не сложились, она претендовала на главные роли, но авторитета у одноклассников не имела, часто ссорилась с ними. Учителей боялась и говорила им, что забыла тетрадку или дневник, когда ей грозила плохая оценка. О мотивах подобного воровства можно только догадываться. Возможно, не имея статуса в классе, девочка пыталась самоутвердиться таким образом. Правду об этих загадочных пропажах знала лишь она, и эта тайна делала ее более значимой в собственных глазах. Кроме того, заодно она мстила тому мальчику, который, несмотря на хромающую дисциплину и проблемы с учителями, был успешен в учебе и в дружбе. «Подставляя» его, она, видимо, надеялась опорочить его в глазах окружающих.

Плохие отношения с одноклассниками могут стать причиной низкой успеваемости. У ребенка пропадает желание ходить в школу, у него могут развиться различные невротические и даже психические расстройства. Самое страшное, что регулярные издевательства способны спровоцировать попытку самоубийства или покушение на кого-то из преследователей. Однажды тихий и забитый восьмиклассник Паша принес в школу перочинный нож, которым ранил постоянно пристающего к нему Егора.

Травля наносит непоправимый ущерб не только психике жертвы. Не менее вредна ситуация травли для преследователей и наблюдателей. Они рискуют так и остаться безвольными пешками в руках более сильных и предприимчивых. А решение, принятое под влиянием большинства, вопреки голосу совести, и постоянный страх оказаться на месте жертвы способствуют снижению самооценки, потере уважения к себе. Зачинщиков же развращает безнаказанность, они усваивают, что подобными методами можно управлять окружающими.

​​​​​​​О классе, в котором происходит травля, нельзя говорить как о коллективе. Объединение произошло не благодаря взаимной симпатии или общим интересам, а по необходимости — детям просто некуда деться. В такой группе нет динамики, отношения не развиваются, а застывают, приняв уродливую форму. Тем более велика вероятность, что, если уйдет тот, кого травят, в классе появится новый изгой, так как это единственно возможный способ построения взаимоотношений, усвоенный ребятами.

www.psychologos.ru

Дети изгои. Что с ними делать?

Эти дети – головная боль родителей и учителей. Они проверяют нас на прочность и стрессоустойчивость. Им чужды правила и стереотипы. В школе их не жалуют и настороженно относятся к их выпадам.

Находясь в их окружении, одни взрослые выходят из себя, а другие воспринимают это явление, как испытание и расплату за свои грехи. По сути, люди разделились на два лагеря: понимающие и негодующие.

Статус кво

Сегодня статус таких детей приобрел новое звучание – дети–изгои. Кто они? И почему с каждым годом число детей с таким грубым  определением растет, а значит, остается актуальным вопрос, – как воспитывать этих ребят?

Привычное для представителя этой категории детей название – гиперактивный ребенок. Он может носиться, словно заведенный, по квартире, сметая все на своем пути. И никакие угрозы и уговоры родителей его не остановят.

Дети-изгои — атака сверху

Наверняка многие сейчас ловят себя на мысли, что неоднократно в подобной ситуации рука взлетала вверх, чтобы прицельным ударом спикировать на мягкое место своего отрока. И только неимоверная сила блокировала этот порыв гнева…

Ситуация знакома каждому, у кого есть гиперактивный ребенок. А может это повседневная реальность вашей семьи? Тогда давайте разбираться с этой реальностью и перестраивать свою жизнь, чтобы не навредить себе и психике ребенка.

Эти 17 простых советов обязательно помогут вам найти общий язык со своим любимым чадом.

Присмотритесь к себе!

◙ Контролируйте поведение ребенка, но не подавляйте его волю жесткими правилами. Не нужно быть узурпатором «домашнего королевства» и ограничивать свободу детского выбора.

◙ Научитесь внимательно слушать его. Иногда ребенку трудно донести до взрослого свои страхи, сомнения и переживания. Нам, как родителям необходимо УСЛЫШАТЬ его внутренний голос и разобраться в гнетущей ребенка проблеме.

◙ Будьте последовательными в воспитании. Нельзя сначала категорично отказывать ему в просьбе, а потом вдруг соглашаться, поддавшись на его уговоры. Ребенок должен привыкнуть к мысли, что бесполезно сто раз просить об исполнении желания. Если родители сказали «нет», значит – нет. Это – закон.

◙ Не давайте ребенку жестких возражений типа «нет», «нельзя», не поясняя причину отказа. Объясните твердо, но не категорично.

◙ Не настаивайте, чтобы ребенок обязательно просил прощение за свой проступок. Иначе в его душе зародится чувство вины, которое во взрослой жизни не даст ему покоя, и будет преследовать его в любой ситуации.

Создайте благоприятный микроклимат в семье

Уделяйте ребенку достаточно внимания. Находите время, чтобы с ним поиграть. Не ищите себе оправдание не делать этого, ссылаясь на занятость и усталость. Когда ребенок вырастет, он будет к вам относиться также – с пониманием и заботой.

Никогда не выясняйте отношения с кем–то из взрослых в присутствии ребенка. Его психика может не выдержать суровых выражений и повышенного тона. И тем более, нет нужды говорить о применении в его присутствии нецензурных выражений.

Правильный режим дня

Оградите детей от длительного пребывания за компьютером, планшетом или у телевизора. Переутомление ослабит самоконтроль ребенка, а гиперактивность только усилится. Ребенок, сам того не осознавая, будет беситься и не находить себе места. Тем самым, он пытается стряхнуть с себя накопившееся утомление.

По возможности старайтесь избегать людской толчеи. При большом количестве народа ребенок быстро устанет: у него может заболеть голова от постоянного мельтешения людей. Вообще, чем меньше перед глазами быстрой смены антуража, тем спокойнее он себя чувствует.

Можно организовать группы, состоящие из родителей детей со схожими диагнозами. По крайней мере, вы не будете одиноки в своей проблеме.

Когда ребенок делает какое–то задание – для школы или детского сада, следите за тем, чтобы его ничто не отвлекало от этой миссии. Телевизор, музыка, посторонние разговоры – всё под запрет! Иначе его рассеянное внимание так и не сфокусируется на задании.

Памятка родителям

Нет физическим наказаниям! Это ключевой запрет для родителей! Наказывая детей таким способом, вы уж точно не искорените в них гиперактивность. Ребенок не сделает правильных выводов из своего поведения. Но зато он уйдет в себя и обозлится на вас и на весь мир, и пополнит ряды детей–изгоев. Помните об этом. Лучше временно лишить ребенка какой–то радости, чем наказывать унизительным словом или шлепком.

Чаще хвалите детей. Похвала для них очень важна: появляется стимул что–то сделать, чтобы показать родителям свои умения и заслужить очередную порцию поощрения.

Для ребенка жизненно необходимо быть помощником. С малых лет приучайте его к ответственности. Поручайте ему определенную домашнюю работу, например, напомнить маме выключить плиту, помочь папе прикрутить шуруп и т.д. Можно даже письменно подтвердить эти обязанности, составив соглашение на определенные виды работ.

А чтобы это соглашение было всегда перед глазами, напишите его яркими фломастерами и повесьте на стену. А еще лучше – нарисуйте его графически в виде интеллект карты – так ребенку проще воспринимать информацию.

Для вас – это шутка, а для ребенка – серьезный подход к делу. Постепенно спектр обязанностей можно расширить, согласовав, конечно, со своим отпрыском. J

Чтобы ребенок не потерял интерес к заданиям – помогите ему на начальном этапе. Ведь, как известно, удачный старт – это 90% успешного финиша.

Поощряйте в ребенке самостоятельность. Решая за него проблемы, вы оказываете ему медвежью услугу. Сломал что–то? Застрял где–то? Наберитесь терпения и не кидайтесь тут же ему помогать. Пусть сам найдет выход из положения. Человек для того и ошибается, чтобы был опыт. И чем больше этих ошибок, тем лучше. Вы понимаете, что я о разумном количестве ошибок. J

Для того чтобы ребенок не запутался, не давайте ему сразу несколько указаний или поручений, не соответствующих его развитию. Детское внимание скорее рассеется, чем сконцентрируется на конкретной задаче.

«Опыт – сын ошибок трудных…»

Мы не рождаемся с опытом за плечами, мы этот опыт приобретаем в течение всей жизни. Что касается воспитания детей, то здесь каждый выбирает свою методику. И конечно, каждый ребенок индивидуален. Нет единого стандарта воспитания детей. Как, впрочем, нет одинаковых последствий пустить на самотек гиперактивную энергии.

Рассмотренные выше правила изменили жизнь тысяч людей. Исправив систему воспитания гиперактивного ребенка, вы научитесь управлять его поведением, не причиняя вреда ни себе, ни его благополучию. И, я надеюсь, что статус дети–изгои изживет себя, как в свое время это сделали мамонты.

 

helga-life.ru

Если ребенок – изгой в школе

Ребенок с малых лет нуждается в общении со сверстниками, но не всегда оно складывается успешно. Нередко взаимоотношения детей проходят несколько стадий развития, прежде чем между ними установится если не дружба, то приятельские отношения. И помочь в этом могут родители: они могут подсказать благоприятные выходы из конфликтных ситуаций.

Отношения в детском коллективе

Психологи давно отметили, что отношения в детском коллективе (как и во взрослом) нередко строятся по законам дикой природы и в них действуют установки звериной стаи. Например, в коллективе непременно должен быть вожак-лидер, который ведет за собой остальных, озвучивает «генеральную линию партии» и цели команды. Помимо вожака в стае есть масса, то есть исполнители и наблюдатели, и есть отщепенец, пария, изгой — в общем, человек, против которого настроен практически весь коллектив.

Отношения​ в детском коллективе выстраиваются по принципу: кто не с нами, тот против нас. Лидером в них, как правило, выступает самый сильный или бойкий, с которым мало кто решается связываться. Роль «белой вороны» отводится ребенку, который заметно выделяется из коллектива, как в фильме Р. Быкова «Чучело» — милая, добрая девочка не нашла в душах одноклассников отклика и потому стала изгоем. Тихие и слабые дети могут стать изгоями, потому что не умеют дать отпор лидеру. Если ребенок стеснительный, замкнутый, то это также способствует насмешкам одноклассников, которые за счет слабого стремятся самоутвердиться.

Но не только добросердечные дети становятся предметом насмешек одноклассников и недоброго отношения сверстников. Так, дети могут объявить «вне закона» детей с дефектами внешности или физическими недостатками: косоглазие, хромота, большой вес и т. д.

«Ботаники» также редко становятся всеобщими любимчиками, но их могут уважать за знания и успешную учебу.

Есть так называемая прослойка «непопулярных» детей — такие дети обычно не принимают участия в активностях коллектива, отстают в учебе, в спорте, и вообще ничем не выделяются из массы.

А вот детей, которые доносят учителю, заискивают перед ним, жалуются на одноклассников по малейшему поводу — коллектив однозначно не воспримет.

Изгоя в лучшем случае будут просто игнорировать, не допускать до разговоров и общих игр, а могут устроить ему жестокую травлю.

Дети на «тропе войны»

Дети на «тропе войны»

Не зря говорят, что дети — существа жестокие. Тот ребенок, который не соответствует общепринятым в детском коллективе параметрам, просто изгоняется из него. Неприятие детей может вылиться в настоящую травлю, если не остановить эту взаимную молчаливую войну.

«Пустяки, дело житейское»? Вовсе нет. Если на протяжении долгого времени ребенок не вливается в коллектив, то может сформироваться социофобная личность, не способная к общению с окружающим миром и предпочитающая альтернативную (виртуальную) реальность. Дети должны уметь вливаться в коллектив, должны уметь находить общий язык и дружить. Это основа всех социальных навыков человека.

Иногда конфликт может достигать критической точки, выливаясь в детские драки. В таком случае должен вмешаться родительский комитет и педсостав. Родители же должны со своей стороны пояснить ребенку, что кулаками не решаются вопросы и уважение в классе не завоевывается. Разумеется, это не касается ситуаций, когда приходится постоять за себя.

Если ребенок скрывает свои школьные проблемы от семьи, не желая огорчать родителей или стыдясь возникшей ситуации, то можно догадаться по ряду признаков о душевном дискомфорте чада.

  • ребенок с нежеланием посещает школу и цепляется за любой предлог, чтобы пропустить уроки;
  • не приглашает одноклассников к себе;
  • неохотно рассказывает о школьных буднях;
  • приходит из школы без настроения;
  • не ходит ни на какие мероприятия класса;
  • не общается с одноклассниками в Интернете и по телефону;
  • часто бывает в слезах и не говорит их причину.

Если хотя бы часть из перечисленных признаков наличествуют, у ребенка явные проблемы в школе. И помочь их решить должны родители: порой ребенку действительно не хватает мудрых советов взрослых по налаживанию контактов со сверстниками.

Ребенок-изгой: советы родителям

Ребенок-изгой: советы родителям

Как реагировать родителям, если ребенок​​ дома рассказывает о школьных конфликтах?

Нередко новички, пришедшие в класс, проходят негласный тест на прочность. Это ожидает почти любого новенького, так как он поначалу находится на нижних позициях общественной иерархии. Родителям следует проговаривать подобные ситуации, чтобы объяснить ребенку: это не он виноват, таковы правила игры. Главное, всячески подчеркивать, что в лице мамы и папы ребенок всегда найдет поддержку и понимание. Важно не нагнетать обстановку, а, напротив, рассказать, что всегда и со всеми можно договориться.

Кроме того, ребенок в новых условиях нередко теряется, не понимая, как себя вести и задача родителей — научить его принимать правила по принципу «в чужой монастырь со своим уставом не лезут».

Когда ребенка «гнобят» в школе — это проблема всеобщая, а не только самого ребенка и противоположной стороны. В первую очередь, это недосмотр классного руководителя. В его компетенции научить детей совместным играм, конструктивному общению, диалогу. Но не спешите обвинять педагога в невыполнении обязанностей. Можно с ним лично встретиться, поговорить спокойно, обрисовать ситуацию и дать понять, что вы пришли не жаловаться и выяснять отношения, а лишь «разрулить» сложившееся положение дел. Возможно, учитель проникнется и возьмет под контроль ситуацию в классе.

Психологи говорят, что против травли есть один прием: пригласить одноклассников к себе в гости на вечеринку. При хороших контактах с другими родителями, сделать это будет несложно. И разумно будет объяснить родителям одноклассников, для чего это затевается и что происходит в классе.

Таким образом, со стороны родителей важно приложить максимум усилий, чтобы проложить мостик дружбы между их чадом и коллективом. Ребенка можно «подружить» со сверстниками, если постоянно его напутствовать и мягко направлять в нужную сторону.

medaboutme.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *