Как организовать и успешно провести дискуссию
Автор: Борис Мастеров, кандидат психологических наук, руководитель программы Института профессионального роста, эксперт Института Открытого общества.
Источник: Elitarium.ru
Принятию группового решения предшествует групповая дискуссия. Она может возникать спонтанно, развиваться стихийно или быть организованной. Инициатором обсуждения может стать руководитель, который осуществляет, координирует и направляет процесс. Как организовать и провести дискуссию? Методы организации обсуждения разнообразны. В зависимости от целей, задач и ресурсов руководитель выбирает способ проведения обсуждения. Если вы решили организовать дискуссию, обратите внимание на эти рекомендации.
Принятию группового решения предшествует групповая дискуссия. Она может возникать спонтанно, развиваться стихийно или быть организованной. Инициатором обсуждения может стать руководитель, который осуществляет, координирует и направляет процесс.
- активный обмен мнениями между участниками;
- рассмотрение проблемы с разных позиций;
- многосторонняя коммуникация;
- поиск нового решения, мнения, способа действий и т.д.
Как организовать и провести групповую дискуссию?
Если вы решили организовать дискуссию, обратите свое внимание на следующие рекомендации.
На подготовительном этапе:
1. Позаботьтесь о пространстве, в котором будет проходить дискуссия. Это должно быть достаточно просторное помещение, позволяющее участникам расположиться так, чтобы видеть друг друга. Наиболее подходящими для организации дискуссии формами расстановки мебели являются «буква П», «прямоугольник», «круг», «дискуссионный клуб». В первых двух формах несколько затруднен контакт между участниками, сидящими на одной линии. Последняя форма может использоваться, если руководитель планирует организовать работу в подгруппах. Если количество участников будет больше 15, рекомендуется использовать именно этот вариант работы.
- «Прием аквариума» предполагает образование участниками внутреннего и внешнего кругов. Если кто-то не хочет участвовать в обсуждении, не готов, плохо себя чувствует и т.д., ему предлагается занять место во внешнем круге и просто понаблюдать за процессом. Активная работа ведется во внутреннем круге — в аквариуме. Отсюда и название данного приема размещение участников.
- Хорошо, если в помещении есть демонстрационная доска, на которой можно вывесить плакаты, графики, а также фиксировать промежуточные результаты обсуждения и выдвигаемые предложения. Для этого можно использовать большие листы бумаги и маркеры. Поручите одному из сотрудников роль регистратора.
- Обдумайте необходимость ведения аудио- или видеозаписи дискуссии. Если вы решили воспользоваться видеокамерой или диктофоном, поставьте участников дискуссии в известность, получите их согласие. В случае категорических возражений, уточните, с чем они связаны, попытайтесь развеять опасения аудитории. Если это не удалось, не стоит настаивать на ведении видеозаписи без особой на то необходимости. Учтите также, что на первых этапах участникам необходимо будет «привыкнуть» к камере.
- Если сотрудникам в процессе обсуждения предстоит делать записи, предложите им расположиться за столами. Но помните, что мебель может создавать ощущение барьеров между участниками дискуссии. Отсутствие же столов может вызвать обратный эффект и стать источником чувства незащищенности, открытости, дискомфорта.
- Желательно, чтобы мебель была удобной, а общий интерьер достаточно гармоничным. Участники обсуждения должны чувствовать себя в нем комфортно и физически и психологически.
- Планируя размещение участников, постарайтесь учесть степень их активности, структуру неформальных отношений в группе и т.д.
2. Определите временные рамки дискуссии. Время проведения должно быть максимально удобным для всех. Дискуссия не должна отвлекать сотрудников от неотложных дел и лишать их возможности отдыха. Если обсуждение ожидается длительным, запланируйте перерывы, во время которых участникам можно предложить прохладительные напитки, кофе, чай, печенье, бутерброды и т.д. Тщательно продумайте хронометраж дискуссии.
3. Определите тему дискуссии, сформулируйте цели, подготовьте вопросы или утверждения для совместного обсуждения. Тема должна быть интересной и актуальной для участников дискуссии. Если вы хотите собрать информацию, узнать мнения сотрудников, их аргументы, определите ее достаточно широко. Узкая формулировка темы требуется в том случае, если итогом дискуссии должно стать принятие решения по конкретному вопросу.
Целью дискуссии может быть:
- выяснение мнений по поводу того или иного вопроса;
- анализ проблемной ситуации;
- поиск нового варианта решения;
- оценка предложения.
4. Определите стратегию ведения дискуссии. Самой сложной в реализации является стратегия свободного ведения дискуссии, когда ведущий не имеет четкого плана работы и проявляет пассивность в управлении процессом обсуждения. Его главная задача — определить тему дискуссии и стимулировать коммуникацию.
Стратегия программированного ведения дискуссии требует тщательной проработки плана работы, подготовки перечня вопросов, жесткости и директивности ведущего в управлении процессом обсуждения.
Компромиссный вариант требует гибкости в управлении группой, совмещения директивного и пассивного стилей ведения обсуждения. Здесь важное значение приобретает умение ведущего понимать динамику групповой работы, чутко реагировать на изменения и быть готовым на время отдать право ведения дискуссии другим участникам.
На этапе проведения дискуссии:
1. Сообщите членам группы тему и цель дискуссии. Раскройте актуальность заявленных вопросов, постарайтесь заинтересовать всех участников. Убедитесь, что тема и цель понимается всеми одинаково.
2. При необходимости распределите роли между участниками: регистратор, координатор, наблюдатель, эксперт, критик и др.
3. Определите нормы работы в группе. Получите согласие от членов группы относительно их соблюдения.
Нормами работы в группе могут стать следующие правила:
- не перебивать и выслушивать выступающих до конца;
- контролировать эмоции;
- четко аргументировать свою позицию;
- не переходить в обсуждении на личности;
- активно участвовать в обсуждении каждого члена группы;
- конфиденциальность;
- доверие и открытость; и прочие.
4. Дискуссии может предшествовать выступление докладчика, демонстрация видеосюжета, описание конкретного случая, ознакомление с мнением экспертов и т.д. Это активизирует внимание участников обсуждения.
5. Поставьте перед участниками вопросы для обсуждения. Это основное средство организации содержательного этапа работы. Вопросы должны быть дискуссионными, играть роль «искры», разжигающей дискуссию и провоцирующей сотрудников высказываться.
6. Следите за строгим соблюдением принятых группой норм, регламента, иначе обсуждение может затянуться, перейти в пустую болтовню по поводу и без оного:
- Особое внимание уделите застенчивым и пассивным участникам дискуссии. Попросите высказаться всех, например, по кругу. Настаивайте на том, что для вас важно мнение каждого.
- Избегайте категоричных суждений, поучающего тона, снисходительных интонаций, демонстрации собственного превосходства.
- Тактично прерывайте участников, отклоняющихся от темы. Используя вопросы, направляйте их на обсуждение проблемы.
- Если выступление затягивается, обратите внимание человека на регламент, попросите остановиться только на ключевых идеях, подвести итог и завершить свое выступление.
- Задавайте уточняющие, провоцирующие, наводящие и прочие вопросы.
- Если в процессе обсуждения возникла пауза, постарайтесь терпеливо переждать некоторое время. Такие перерывы в обсуждении стимулируют активность участников и зачастую гораздо более полезны, чем постоянные призывы ведущего быть активными.
- Следите за тем, чтобы несовпадение точек зрения не превратилось в конфликт между участниками, не перешло на личности.
7. Подведите промежуточные итоги обсуждения.
8. Проведите «завершающий раунд», в котором каждый из участников по очереди имел бы возможность кратко выразить свои впечатления от обсуждения, дать комментарии, высказать актуальные для себя замечания и предложения.
На заключительном этапе:
1. Подведите итоги дискуссии. Предложите выступить участникам, наблюдателям, экспертам.
2. Поблагодарите сотрудников за участие в дискуссии.
Методы организации дискуссии разнообразны. В зависимости от целей и задач, а также пространственно-временных и денежных ресурсов руководитель выбирает способ проведения обсуждения.
hr-portal.ru
Методическая разработка по теме: «КАК ПРАВИЛЬНО ПРОВЕСТИ ДИСКУССИЮ»
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЕЧЕРНЯЯ (СМЕННАЯ) ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №153 ФРУНЗЕНСКОГО РАЙОНА
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
«КАК ПРАВИЛЬНО ПРОВЕСТИ ДИСКУССИЮ»
Составитель учитель биологии
Семенова И.Н.
Санкт-Петербург
2011 год
СОДЕРЖАНИЕ
Несколько полезных советов для проведения дискуссии
Что нужно сделать в начале дискуссии
- Определите предмет дискуссии и цели, которые хотите достигнуть
- С самого начала определите основные правила проведения дискуссии
- Создайте непринужденную обстановку
Как вести дискуссию
Хороший ведущий должен
Хороший ведущий не должен
Советы хорошим ведущим
Умение активно слушать
Вопросы, стимулирующие дискуссию
Обобщение
Работа с трудными подростками
НЕСКОЛЬКО ПОЛЕЗНЫХ СОВЕТОВ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ДИСКУССИИ
Мысль о проведении дискуссии в группе многих пугает. Они задаются вопросами: «А что я буду говорить?», «А будут ли меня слушать?» А в группе подростков дискуссия пугает еще больше, так как все знают, что подростки очень эмоциональны, что они будут обязательно шуметь, перебивать друг друга, мешать друг другу высказывать свое мнение, да и слушать они еще не умеют. Поэтому залогом успешной дискуссии будет умение направить разговор в заранее намеченное русло и одновременно создать дружескую обстановку, которая располагала бы к откровенности. Только с опытом приходит умение проводить подобные обсуждения.
Хотелось бы дать несколько полезных советов для проведения дискуссии:
— заранее подготовьтесь к дискуссии;
— придите пораньше и подготовьте аудиторию таким образом, чтобы вам было легче проводить дискуссию;
— если вам потребуется оборудование, например, видеомагнитофон, телевизор или компьютор, проверьте, чтобы они были на месте и исправно работали;
— сразу же необходимо определить основные правила, которым вы будете следовать при проведении обсуждения
— создайте непринужденную обстановку;
— определите тему и цели дискуссии;
— будьте хорошим ведущим;
— при необходимости используйте вспомогательные средства (доску, перекидные листы), которые помогут вам следить за ходом дискуссии.
ЧТО НУЖНО СДЕЛАТЬ В НАЧАЛЕ ДИСКУССИИ
- Определите предмет дискуссии и цели, которые вы хотите достигнуть:
Если отправной точкой для вашего обсуждения является видеофильм, посмотрите его заранее. Составьте список основных тем и вопросов, которые вы хотели бы затронуть во время обсуждения. Продумайте, какие именно ситуации в видеофильме можно связать с тем или иным вопросом в вашем списке. По каждой теме составьте список вопросов, которые помогли бы участникам начать обсуждение
- С самого начала определите основные правила проведения дискуссии.
Вы можете либо сами предложить эти правила группе, либо попросить группу помочь их определить. Например, можно договориться, что все будут принимать участие в обсуждении, никто не должен перебивать друг друга, смеятьсянад высказанным кем-то мнением или задуманным вопросом, а также обсуждать их после окончания дискуссии. Вы как ведущий можете оставить за собой право обеспечить выполнение этих правил. Правила можно написать на доске, чтобы они были постоянно перед глазами участников. Если какие-либо правила в ходе дискуссии нарушены, вы можете обратить внимание участников на этот список и попросить их придерживаться его.
- Создайте непринужденную обстановку.
Если вы обсуждаете какие-то деликатные вопросы, то обязательно заверьте участников, что все вынесенное на обсуждение будет носить конфиденциальный характер. Объясните, что разговор на эту тему может оказаться трудным. Учтите, что поначалу участники могут чувствовать себя неловко.
Чтобы создать более непринужденную обстановку во время обсуждения, вы можете предложить участникам чашку чая или прохладительные напитки. Это сделает ваше обсуждение менее официальным и придаст ему дружеский характер.
Чтобы разговорить группу, вы можете начать с общей беседы на какую-либо отвлеченную тему, не связанную с предстоящей дискуссией. Например, можно спросить ребят о том, какие предметы им нравятся, что они собираются делать во время каникул. Это позволит почувствовать вам настроение группы и даст участникам возможность начать разговор.
КАК ВЕСТИ ДИСКУССИЮ
Будьте хорошим ведущим. Не нужно навязывать группе свое мнение.
Хороший ведущий должен:
— направлять дискуссию;
— обладать умением активно слушать;
— задавать вопросы, стимулирующие дискуссию;
— обобщать сказанное;
— повторять высказанные суждения;
— работать с трудными участниками.
Хороший ведущий не должен:
— запугивать участников;
— навязывать свое мнение группе или отдельному участнику;
— читать наставления;
— высказывать предпочтение какому-либо мнению или участнику.
Вот несколько советов, которые помогут вам стать хорошим ведущим:
Умение активно слушать. Выслушивайте каждого участника с вниманием и уважением. Не перебивайте. Смотрите говорящему в глаза. Используйте язык жестов (кивайте и др.). Обобщайте и уточняйте то, что сказал участник: «Мне кажется, вы сказали… , правильно ли я вас понял?» Пригласите других принять участие в дискуссии: «Мы услышали одну точку зрения, согласно которой… А что думают об этом другие?»
Вопросы, стимулирующие дискуссию. Такие вопросы играют крайне важную роль в поддержании дискуссии. На них нельзя ответить односложно «да» или «нет». Вопросы подобного рода приглашают участников высказать свое мнение. Они, как правило, начинаются с «Как», «Почему» или же «Что». Если вы задаете вопросы, стимулирующие дискуссию, то участники скорее всего ответят пространно и подробно, а не ограничатся короткой репликой. Например, на вопрос «Вам понравился видеофильм?», как правило, вам ответят «да» или «нет». А если вы спросите «Что вам понравилось в этом видеофильме и почему?», то вам дадут подробный ответ, на котором вы сможете построить интересную дискуссию.
Обобщение. Обобщая высказывания участников, вы можете дать им почувствовать, что их мнение имеет ценность. Обобщение также может служить отличным мостиком для перехода к следующей теме.
Повторение высказанного суждения означает, что вы перефразируете мысль, высказанную участником, и таким образом уточняете, правильно ли вы его поняли. Повторяя высказанные суждения, вы можете вовлечь участников в дискуссию и уточнить их ответы.
Работа с трудными участниками. В каждой группе обязательно оказываются трудные участники. Они либо пытаются завладеть дискуссией. Либо отмалчиваются. Вам, возможно, придется вовлекать в дискуссию робкого участника и держать под контролем говоруна. Чтобы вовлечь робкого, задайте вопрос конкретно ему. Обратитесь к участнику по имени. Смотрите ему в глаза. Окажите ему поддержку, повторив его суждение или обобщив замечания. Поблагодарите за участие. Не расстраивайтесь, если только от части вам удалось добиться цели. Стройте дискуссию, опираясь на большинство. Вклад участников в дискуссию неизбежно будет разным. Некоторые говорят много, забивают других и мешают направлять дискуссию в нужное русло.
Вот несколько советов, которые помогут вам ограничить их выступления:
— не обращайтесь непосредственно к ним с вопросами;
— старайтесь не смотреть им в глаза;
— обращайтесь к другим участникам;
— напомните участнику об основных правилах, согласованных вначале встречи, и попросите его придерживаться их.
— если ничего не помогает, скажите участнику, что он вам мешает и попросите его дать возможность высказаться другим.
nsportal.ru
Как организовать и провести дискуссию
Бесплатный видеокурс «11 золотых правил общения с мужчиной»
11 проверенных способов общения с мужчиной для улучшения отношений.
Истинно женский подход к достижению целей.
Простые и понятные рекомендации.
Готовые фразы и предложения на каждый день.
Скачать бесплатно->
Видеолекция «Уныние и депрессия»
Причины уныния и депрессии; механизм их работы.
Уныние и депрессия в отношениях.
Способы преодоления уныния и депрессии.
Неэффективные способы борьбы с депрессией.
Что поддерживает уныние и депрессию, мешая получить результат, и многое другое…
Подробнее->
«На тренинг Дмитрия Науменко «Путь Женственности» попала случайно…»
Мягко и доходчиво Дмитрий доносит информацию о том, насколько женщины и мужчины разные, как по-разному они воспринимают этот мир и действуют в нем.
И что нужно для того, чтобы их тандем не только состоялся, но и продлился на всю жизнь.
Дальше->
Запись онлайн-семинара «39 ответов на горячие вопросы об отношениях»
Ответы на самые актуальные вопросы об отношениях, беспокоящие женщин.
Четкие практические рекомендации.
Ценные бонусы + Скайп-консультация в подарок.
Подробнее->
«Выстроилась какая-то общая картина о значении женственности, каких-то очевидных правилах поведения, о которых я не знала или не задумывалась…»
Появились наметки на изменения образа жизни, появились более женственные интересы, увлечения, улучшилось самочувствие.
И, конечно, мужчины тоже обратили внимание на то, что я изменилась в лучшую сторону в своем поведении.
Дальше->
Видеокурс «Как стать слабой: Как стать женщиной, о которой мужчина мечтает заботиться?»
Курс для тех, кто хочет получать в отношениях больше внимания со стороны мужчины.
Вы раскроете в себе те черты, на которые мужчина неизменно реагирует повышением заботы, внимания и любви к вам.
Подробнее->
«Появилась четкая картинка почему раньше в отношениях у меня были проблемы и ничего серьезного не получалось…»
Тренинг показался мне очень интересным и познавательным, я не слишком позитивно относилась к разного рода психологическим тренингам, т.к. был негативный опыт, но решила дать еще один шанс и не прогадала.
Было не скучно, что очень важно, очень понравились задания.
Дальше->
Онлайн-тренинг «Путь Женственности»
Тренинг для тех, кто намерен улучшить отношения с любимым мужчиной.
Вы раскроете вашу женскую природу и измените свой подход к отношениям.
2 месяца практики + Скайп-консультации в подарок.
Подробнее->
«До тренинга у меня не было знакомств с мужчинами даже по работе, хотя я работаю с людьми. На сегодняшний день у меня три поклонника…»
Главное для меня было с точки зрения мужчины-психолога понять, как себя вести и в чем мои ошибки. Ведь все мы разные.
Надо найти себя такую, какой комфортно. Тогда и люди будут притягиваться одной волны.
Дальше->
Скайп-консультации
Я ценю ваше время.
Одна-две встречи в Скайпе — и вы уже на верном пути.
Без лишних разговоров и переливаний из пустого в порожнее.
Вы уже готовы услышать правду и выйти из зоны комфорта?
Тогда жду вас здесь->
«Поняла, как добиться того, чтобы мужчины относились к вам как к женщине, а не как к другу…»
Прежде всего хочу сказать спасибо за эту замечательную возможность, побывать на тренинге.
Иногда, мы просто не задумываемся, как то или иное событие или случай в жизни могут ее изменить.
Дальше->
www.psychologov.net
Как организовать и успешно провести дискуссию
Принятию группового решения предшествует групповая дискуссия. Она может
возникать спонтанно, развиваться стихийно или быть организованной. Инициатором
обсуждения может стать руководитель, который осуществляет, координирует и
направляет процесс.
Дискуссия предполагает:
- активный обмен мнениями
между участниками; - рассмотрение проблемы с
разных позиций; - многосторонняя
коммуникация; - поиск нового решения,
мнения, способа действий и т.д.
Как организовать и провести групповую дискуссию?
Если вы решили организовать дискуссию, обратите свое внимание на следующие
рекомендации.
На подготовительном этапе:
1. Позаботьтесь о пространстве, в котором будет проходить дискуссия. Это
должно быть достаточно просторное помещение, позволяющее участникам
расположиться так, чтобы видеть друг друга. Наиболее подходящими для
организации дискуссии формами расстановки мебели являются «буква П»,
«прямоугольник», «круг», «дискуссионный клуб». В первых двух формах несколько
затруднен контакт между участниками, сидящими на одной линии. Последняя форма
может использоваться, если руководитель планирует организовать работу в
подгруппах. Если количество участников будет больше 15, рекомендуется
использовать именно этот вариант работы.
- «Прием аквариума»
предполагает образование участниками внутреннего и внешнего кругов. Если
кто-то не хочет участвовать в обсуждении, не готов, плохо себя чувствует и
т.д., ему предлагается занять место во внешнем круге и просто понаблюдать
за процессом. Активная работа ведется во внутреннем круге — в аквариуме.
Отсюда и название данного приема размещение участников. - Хорошо, если в помещении
есть демонстрационная доска, на которой можно вывесить плакаты, графики, а
также фиксировать промежуточные результаты обсуждения и выдвигаемые
предложения. Для этого можно использовать большие листы бумаги и маркеры.
Поручите одному из сотрудников роль регистратора. - Обдумайте необходимость
ведения аудио- или видеозаписи дискуссии. Если вы решили воспользоваться
видеокамерой или диктофоном, поставьте участников дискуссии в известность,
получите их согласие. В случае категорических возражений, уточните, с чем
они связаны, попытайтесь развеять опасения аудитории. Если это не удалось,
не стоит настаивать на ведении видеозаписи без особой на то необходимости.
Учтите также, что на первых этапах участникам необходимо будет
«привыкнуть» к камере. - Если сотрудникам в процессе
обсуждения предстоит делать записи, предложите им расположиться за
столами. Но помните, что мебель может создавать ощущение барьеров между
участниками дискуссии. Отсутствие же столов может вызвать обратный эффект
и стать источником чувства незащищенности, открытости, дискомфорта. - Желательно, чтобы мебель
была удобной, а общий интерьер достаточно гармоничным. Участники обсуждения
должны чувствовать себя в нем комфортно и физически и психологически. - Планируя размещение
участников, постарайтесь учесть степень их активности, структуру
неформальных отношений в группе и т.д.
2. Определите временные рамки дискуссии. Время проведения должно быть
максимально удобным для всех. Дискуссия не должна отвлекать сотрудников от
неотложных дел и лишать их возможности отдыха. Если обсуждение ожидается
длительным, запланируйте перерывы, во время которых участникам можно предложить
прохладительные напитки, кофе, чай, печенье, бутерброды и т.д. Тщательно
продумайте хронометраж дискуссии.
3. Определите тему дискуссии, сформулируйте цели, подготовьте вопросы или
утверждения для совместного обсуждения. Тема должна быть интересной и
актуальной для участников дискуссии. Если вы хотите собрать информацию, узнать
мнения сотрудников, их аргументы, определите ее достаточно широко. Узкая
формулировка темы требуется в том случае, если итогом дискуссии должно стать
принятие решения по конкретному вопросу.
Целью дискуссии может быть:
- выяснение мнений по поводу
того или иного вопроса; - анализ проблемной ситуации;
- поиск нового варианта
решения; - оценка предложения.
4. Определите стратегию ведения дискуссии. Самой сложной в реализации
является стратегия свободного ведения дискуссии, когда ведущий не имеет четкого
плана работы и проявляет пассивность в управлении процессом обсуждения. Его
главная задача — определить тему дискуссии и стимулировать коммуникацию.
Стратегия программированного ведения дискуссии требует тщательной проработки
плана работы, подготовки перечня вопросов, жесткости и директивности ведущего в
управлении процессом обсуждения.
Компромиссный вариант требует гибкости в управлении группой, совмещения
директивного и пассивного стилей ведения обсуждения. Здесь важное значение
приобретает умение ведущего понимать динамику групповой работы, чутко
реагировать на изменения и быть готовым на время отдать право ведения дискуссии
другим участникам.
На этапе проведения дискуссии:
1. Сообщите членам группы тему и цель дискуссии. Раскройте актуальность
заявленных вопросов, постарайтесь заинтересовать всех участников. Убедитесь,
что тема и цель понимается всеми одинаково.
2. При необходимости распределите роли между участниками: регистратор,
координатор, наблюдатель, эксперт, критик и др.
3. Определите нормы работы в группе. Получите согласие от членов группы
относительно их соблюдения.
Нормами работы в группе могут стать следующие правила:
- не перебивать и выслушивать
выступающих до конца; - контролировать эмоции;
- четко аргументировать свою
позицию; - не переходить в обсуждении
на личности; - активно участвовать в
обсуждении каждого члена группы; - конфиденциальность;
- доверие и открытость; и
прочие.
4. Дискуссии может предшествовать выступление докладчика, демонстрация
видеосюжета, описание конкретного случая, ознакомление с мнением экспертов и
т.д. Это активизирует внимание участников обсуждения.
5. Поставьте перед участниками вопросы для обсуждения. Это основное средство
организации содержательного этапа работы. Вопросы должны быть дискуссионными,
играть роль «искры», разжигающей дискуссию и провоцирующей сотрудников
высказываться.
6. Следите за строгим соблюдением принятых группой норм, регламента, иначе
обсуждение может затянуться, перейти в пустую болтовню по поводу и без оного:
- Особое внимание уделите
застенчивым и пассивным участникам дискуссии. Попросите высказаться всех,
например, по кругу. Настаивайте на том, что для вас важно мнение каждого. - Избегайте категоричных
суждений, поучающего тона, снисходительных интонаций, демонстрации
собственного превосходства. - Тактично прерывайте
участников, отклоняющихся от темы. Используя вопросы, направляйте их на
обсуждение проблемы. - Если выступление
затягивается, обратите внимание человека на регламент, попросите
остановиться только на ключевых идеях, подвести итог и завершить свое
выступление. - Задавайте уточняющие,
провоцирующие, наводящие и прочие вопросы. - Если в процессе обсуждения
возникла пауза, постарайтесь терпеливо переждать некоторое время. Такие
перерывы в обсуждении стимулируют активность участников и зачастую гораздо
более полезны, чем постоянные призывы ведущего быть активными. - Следите за тем, чтобы
несовпадение точек зрения не превратилось в конфликт между участниками, не
перешло на личности.
7. Подведите промежуточные итоги обсуждения.
8. Проведите «завершающий раунд», в котором каждый из участников по очереди
имел бы возможность кратко выразить свои впечатления от обсуждения, дать
комментарии, высказать актуальные для себя замечания и предложения.
На заключительном этапе:
1. Подведите итоги дискуссии. Предложите выступить участникам, наблюдателям,
экспертам.
2. Поблагодарите сотрудников за участие в дискуссии.
Методы организации дискуссии разнообразны. В зависимости от целей и задач, а
также пространственно-временных и денежных ресурсов руководитель выбирает
способ проведения обсуждения.
Борис Михайлович Мастеров
syntone.ru
Принятию группового решения предшествует групповая дискуссия. Она можетвозникать спонтанно, развиваться стихийно или быть организованной. Инициаторомобсуждения может стать руководитель, который осуществляет, координирует инаправляет процесс. Дискуссия предполагает:
Как организовать и провести групповую дискуссию? Если вы решили организовать дискуссию, обратите свое внимание на следующиерекомендации. На подготовительном этапе: 1. Позаботьтесь о пространстве, в котором будет проходить дискуссия. Этодолжно быть достаточно просторное помещение, позволяющее участникамрасположиться так, чтобы видеть друг друга. Наиболее подходящими дляорганизации дискуссии формами расстановки мебели являются «буква П»,«прямоугольник», «круг», «дискуссионный клуб». В первых двух формах несколькозатруднен контакт между участниками, сидящими на одной линии. Последняя формаможет использоваться, если руководитель планирует организовать работу вподгруппах. Если количество участников будет больше 15, рекомендуетсяиспользовать именно этот вариант работы.
2. Определите временные рамки дискуссии. Время проведения должно бытьмаксимально удобным для всех. Дискуссия не должна отвлекать сотрудников отнеотложных дел и лишать их возможности отдыха. Если обсуждение ожидаетсядлительным, запланируйте перерывы, во время которых участникам можно предложитьпрохладительные напитки, кофе, чай, печенье, бутерброды и т.д. Тщательнопродумайте хронометраж дискуссии. 3. Определите тему дискуссии, сформулируйте цели, подготовьте вопросы илиутверждения для совместного обсуждения. Тема должна быть интересной иактуальной для участников дискуссии. Если вы хотите собрать информацию, узнатьмнения сотрудников, их аргументы, определите ее достаточно широко. Узкаяформулировка темы требуется в том случае, если итогом дискуссии должно статьпринятие решения по конкретному вопросу. Целью дискуссии может быть:
4. Определите стратегию ведения дискуссии. Самой сложной в реализацииявляется стратегия свободного ведения дискуссии, когда ведущий не имеет четкогоплана работы и проявляет пассивность в управлении процессом обсуждения. Егоглавная задача — определить тему дискуссии и стимулировать коммуникацию. Стратегия программированного ведения дискуссии требует тщательной проработкиплана работы, подготовки перечня вопросов, жесткости и директивности ведущего вуправлении процессом обсуждения. Компромиссный вариант требует гибкости в управлении группой, совмещениядирективного и пассивного стилей ведения обсуждения. Здесь важное значениеприобретает умение ведущего понимать динамику групповой работы, чуткореагировать на изменения и быть готовым на время отдать право ведения дискуссиидругим участникам. На этапе проведения дискуссии: 1. Сообщите членам группы тему и цель дискуссии. Раскройте актуальностьзаявленных вопросов, постарайтесь заинтересовать всех участников. Убедитесь,что тема и цель понимается всеми одинаково. 2. При необходимости распределите роли между участниками: регистратор,координатор, наблюдатель, эксперт, критик и др. 3. Определите нормы работы в группе. Получите согласие от членов группыотносительно их соблюдения. Нормами работы в группе могут стать следующие правила:
4. Дискуссии может предшествовать выступление докладчика, демонстрациявидеосюжета, описание конкретного случая, ознакомление с мнением экспертов ит.д. Это активизирует внимание участников обсуждения. 5. Поставьте перед участниками вопросы для обсуждения. Это основное средствоорганизации содержательного этапа работы. Вопросы должны быть дискуссионными,играть роль «искры», разжигающей дискуссию и провоцирующей сотрудниковвысказываться. 6. Следите за строгим соблюдением принятых группой норм, регламента, иначеобсуждение может затянуться, перейти в пустую болтовню по поводу и без оного:
7. Подведите промежуточные итоги обсуждения. 8. Проведите «завершающий раунд», в котором каждый из участников по очередиимел бы возможность кратко выразить свои впечатления от обсуждения, датькомментарии, высказать актуальные для себя замечания и предложения. На заключительном этапе: 1. Подведите итоги дискуссии. Предложите выступить участникам, наблюдателям,экспертам. 2. Поблагодарите сотрудников за участие в дискуссии. Методы организации дискуссии разнообразны. В зависимости от целей и задач, атакже пространственно-временных и денежных ресурсов руководитель выбираетспособ проведения обсуждения. Борис Михайлович Мастеров |
www.syntone-spb.ru
Как организовать и провести дискуссию Профессионализм Бизнес и карьера Subscribe.Ru
Принятию группового решения предшествует групповая дискуссия. Она может возникать спонтанно, развиваться стихийно или быть организованной. Инициатором обсуждения может стать руководитель, который осуществляет, координирует и направляет процесс.Дискуссия предполагает:
* активный обмен мнениями между участниками;
* рассмотрение проблемы с разных позиций;
* многосторонняя коммуникация;
* поиск нового решения, мнения, способа действий и т.д.
Как организовать и успешно провести дискуссиюКак организовать и провести групповую дискуссию?
Если вы решили организовать дискуссию, обратите свое внимание на следующие рекомендации.
На подготовительном этапе:
1. Позаботьтесь о пространстве, в котором будет проходить дискуссия. Это должно быть достаточно просторное помещение, позволяющее участникам расположиться так, чтобы видеть друг друга. Наиболее подходящими для организации дискуссии формами расстановки мебели являются «буква П», «прямоугольник», «круг», «дискуссионный клуб». В первых двух формах несколько затруднен контакт между участниками, сидящими на одной линии. Последняя форма может использоваться, если руководитель планирует организовать работу в подгруппах. Если количество участников будет больше 15, рекомендуется использовать именно этот вариант работы.
* «Прием аквариума» предполагает образование участниками внутреннего и внешнего кругов. Если кто-то не хочет участвовать в обсуждении, не готов, плохо себя чувствует и т.д., ему предлагается занять место во внешнем круге и просто понаблюдать за процессом. Активная работа ведется во внутреннем круге — в аквариуме. Отсюда и название данного приема размещение участников.
* Хорошо, если в помещении есть демонстрационная доска, на которой можно вывесить плакаты, графики, а также фиксировать промежуточные результаты обсуждения и выдвигаемые предложения. Для этого можно использовать большие листы бумаги и маркеры. Поручите одному из сотрудников роль регистратора.
* Обдумайте необходимость ведения аудио- или видеозаписи дискуссии. Если вы решили воспользоваться видеокамерой или диктофоном, поставьте участников дискуссии в известность, получите их согласие. В случае категорических возражений, уточните, с чем они связаны, попытайтесь развеять опасения аудитории. Если это не удалось, не стоит настаивать на ведении видеозаписи без особой на то необходимости. Учтите также, что на первых этапах участникам необходимо будет «привыкнуть» к камере.
* Если сотрудникам в процессе обсуждения предстоит делать записи, предложите им расположиться за столами. Но помните, что мебель может создавать ощущение барьеров между участниками дискуссии. Отсутствие же столов может вызвать обратный эффект и стать источником чувства незащищенности, открытости, дискомфорта.
* Желательно, чтобы мебель была удобной, а общий интерьер достаточно гармоничным. Участники обсуждения должны чувствовать себя в нем комфортно и физически и психологически.
* Планируя размещение участников, постарайтесь учесть степень их активности, структуру неформальных отношений в группе и т.д.
2. Определите временные рамки дискуссии. Время проведения должно быть максимально удобным для всех. Дискуссия не должна отвлекать сотрудников от неотложных дел и лишать их возможности отдыха. Если обсуждение ожидается длительным, запланируйте перерывы, во время которых участникам можно предложить прохладительные напитки, кофе, чай, печенье, бутерброды и т.д. Тщательно продумайте хронометраж
дискуссии.3. Определите тему дискуссии, сформулируйте цели, подготовьте вопросы или утверждения для совместного обсуждения. Тема должна быть интересной и актуальной для участников дискуссии. Если вы хотите собрать информацию, узнать мнения сотрудников, их аргументы, определите ее достаточно широко. Узкая формулировка темы требуется в том случае, если итогом дискуссии должно стать принятие решения по конкретному вопросу.
Целью дискуссии может быть:
* выяснение мнений по поводу того или иного вопроса;
* анализ проблемной ситуации;
* поиск нового варианта решения;
* оценка предложения.
4. Определите стратегию ведения дискуссии. Самой сложной в реализации является стратегия свободного ведения дискуссии, когда ведущий не имеет четкого плана работы и проявляет пассивность в управлении процессом обсуждения. Его главная задача — определить тему дискуссии и стимулировать коммуникацию.
Стратегия программированного ведения дискуссии требует тщательной проработки плана работы, подготовки перечня вопросов, жесткости и директивности ведущего в управлении процессом обсуждения.
Компромиссный вариант требует гибкости в управлении группой, совмещения директивного и пассивного стилей ведения обсуждения. Здесь важное значение приобретает умение ведущего понимать динамику групповой работы, чутко реагировать на изменения и быть готовым на время отдать право ведения дискуссии другим участникам.
На этапе проведения дискуссии:
1. Сообщите членам группы тему и цель дискуссии. Раскройте актуальность заявленных вопросов, постарайтесь заинтересовать всех участников. Убедитесь, что тема и цель понимается всеми одинаково.
2. При необходимости распределите роли между участниками: регистратор, координатор, наблюдатель, эксперт, критик и др.
3. Определите нормы работы в группе. Получите согласие от членов группы относительно их соблюдения.
Нормами работы в группе могут стать следующие правила:
* не перебивать и выслушивать выступающих до конца;
* контролировать эмоции;
* четко аргументировать свою позицию;
* не переходить в обсуждении на личности;
* активно участвовать в обсуждении каждого члена группы;
* конфиденциальность;
* доверие и открытость; и прочие.
4. Дискуссии может предшествовать выступление докладчика, демонстрация видеосюжета, описание конкретного случая, ознакомление с мнением экспертов и т.д. Это активизирует внимание участников обсуждения.
5. Поставьте перед участниками вопросы для обсуждения. Это основное средство организации содержательного этапа работы. Вопросы должны быть дискуссионными, играть роль «искры», разжигающей дискуссию и провоцирующей сотрудников высказываться.
6. Следите за строгим соблюдением принятых группой норм, регламента, иначе обсуждение может затянуться, перейти в пустую болтовню по поводу и без оного:
* Особое внимание уделите застенчивым и пассивным участникам дискуссии. Попросите высказаться всех, например, по кругу. Настаивайте на том, что для вас важно мнение каждого.
* Избегайте категоричных суждений, поучающего тона, снисходительных интонаций, демонстрации собственного превосходства.
* Тактично прерывайте участников, отклоняющихся от темы. Используя вопросы, направляйте их на обсуждение проблемы.
* Если выступление затягивается, обратите внимание человека на регламент, попросите остановиться только на ключевых идеях, подвести итог и завершить свое выступление.
* Задавайте уточняющие, провоцирующие, наводящие и прочие вопросы.
* Если в процессе обсуждения возникла пауза, постарайтесь терпеливо переждать некоторое время. Такие перерывы в обсуждении стимулируют активность участников и зачастую гораздо более полезны, чем постоянные призывы ведущего быть активными.
* Следите за тем, чтобы несовпадение точек зрения не превратилось в конфликт между участниками, не перешло на личности.
7. Подведите промежуточные итоги
обсуждения.8. Проведите «завершающий раунд», в котором каждый из участников по очереди имел бы возможность кратко выразить свои впечатления от обсуждения, дать комментарии, высказать актуальные для себя замечания и предложения.
На заключительном этапе:
1. Подведите итоги дискуссии. Предложите выступить участникам, наблюдателям, экспертам.
2. Поблагодарите сотрудников за участие в дискуссии.
Методы организации дискуссии разнообразны. В зависимости от целей и задач, а также пространственно-временных и денежных ресурсов руководитель выбирает способ проведения обсуждения.
Автор: Борис Михайлович Мастеров, кандидат психологических наук, руководитель программы Института профессионального роста, эксперт Института Открытого общества.
subscribe.ru
Как организовать и провести дискуссию
Принятию группового решения предшествует групповая дискуссия.
Она может возникать спонтанно, развиваться стихийно или быть организованной. Инициатором обсуждения может стать руководитель, который осуществляет, координирует и направляет процесс.
Дискуссия предполагает:
* активный обмен мнениями между участниками;
* рассмотрение проблемы с разных позиций;
* многосторонняя коммуникация;
* поиск нового решения, мнения, способа действий и т.д.
Как организовать и успешно провести дискуссиюКак организовать и провести групповую дискуссию?
Если вы решили организовать дискуссию, обратите свое внимание на следующие рекомендации.
На подготовительном этапе:
1. Позаботьтесь о пространстве, в котором будет проходить дискуссия.
Это должно быть достаточно просторное помещение, позволяющее участникам расположиться так, чтобы видеть друг друга. Наиболее подходящими для организации дискуссии формами расстановки мебели являются «буква П», «прямоугольник», «круг», «дискуссионный клуб». В первых двух формах несколько затруднен контакт между участниками, сидящими на одной линии. Последняя форма может использоваться, если руководитель планирует организовать работу в подгруппах. Если количество участников будет больше 15, рекомендуется использовать именно этот вариант работы.
* «Прием аквариума» предполагает образование участниками внутреннего и внешнего кругов. Если кто-то не хочет участвовать в обсуждении, не готов, плохо себя чувствует и т.д., ему предлагается занять место во внешнем круге и просто понаблюдать за процессом. Активная работа ведется во внутреннем круге — в аквариуме. Отсюда и название данного приема размещение участников.
* Хорошо, если в помещении есть демонстрационная доска, на которой можно вывесить плакаты, графики, а также фиксировать промежуточные результаты обсуждения и выдвигаемые предложения. Для этого можно использовать большие листы бумаги и маркеры. Поручите одному из сотрудников роль регистратора.
* Обдумайте необходимость ведения аудио- или видеозаписи дискуссии. Если вы решили воспользоваться видеокамерой или диктофоном, поставьте участников дискуссии в известность, получите их согласие. В случае категорических возражений, уточните, с чем они связаны, попытайтесь развеять опасения аудитории. Если это не удалось, не стоит настаивать на ведении видеозаписи без особой на то необходимости. Учтите также, что на первых этапах участникам необходимо будет «привыкнуть» к камере.
* Если сотрудникам в процессе обсуждения предстоит делать записи, предложите им расположиться за столами. Но помните, что мебель может создавать ощущение барьеров между участниками дискуссии. Отсутствие же столов может вызвать обратный эффект и стать источником чувства незащищенности, открытости, дискомфорта.
* Желательно, чтобы мебель была удобной, а общий интерьер достаточно гармоничным. Участники обсуждения должны чувствовать себя в нем комфортно и физически и психологически.
* Планируя размещение участников, постарайтесь учесть степень их активности, структуру неформальных отношений в группе и т.д.
2. Определите временные рамки дискуссии.
Время проведения должно быть максимально удобным для всех. Дискуссия не должна отвлекать сотрудников от неотложных дел и лишать их возможности отдыха. Если обсуждение ожидается длительным, запланируйте перерывы, во время которых участникам можно предложить прохладительные напитки, кофе, чай, печенье, бутерброды и т.д. Тщательно продумайте хронометраж дискуссии.
3. Определите тему дискуссии, сформулируйте цели, подготовьте вопросы или утверждения для совместного обсуждения.
Тема должна быть интересной и актуальной для участников дискуссии. Если вы хотите собрать информацию, узнать мнения сотрудников, их аргументы, определите ее достаточно широко. Узкая формулировка темы требуется в том случае, если итогом дискуссии должно стать принятие решения по конкретному вопросу.
Целью дискуссии может быть:
* выяснение мнений по поводу того или иного вопроса;
* анализ проблемной ситуации;
* поиск нового варианта решения;
* оценка предложения.
4. Определите стратегию ведения дискуссии.
Самой сложной в реализации является стратегия свободного ведения дискуссии, когда ведущий не имеет четкого плана работы и проявляет пассивность в управлении процессом обсуждения. Его главная задача — определить тему дискуссии и стимулировать коммуникацию.
Стратегия программированного ведения дискуссии требует тщательной проработки плана работы, подготовки перечня вопросов, жесткости и директивности ведущего в управлении процессом обсуждения.
Компромиссный вариант требует гибкости в управлении группой, совмещения директивного и пассивного стилей ведения обсуждения. Здесь важное значение приобретает умение ведущего понимать динамику групповой работы, чутко реагировать на изменения и быть готовым на время отдать право ведения дискуссии другим участникам.
На этапе проведения дискуссии:
1. Сообщите членам группы тему и цель дискуссии. Раскройте актуальность заявленных вопросов, постарайтесь заинтересовать всех участников. Убедитесь, что тема и цель понимается всеми одинаково.
2. При необходимости распределите роли между участниками: регистратор, координатор, наблюдатель, эксперт, критик и др.
3. Определите нормы работы в группе. Получите согласие от членов группы относительно их соблюдения.
Нормами работы в группе могут стать следующие правила:
* не перебивать и выслушивать выступающих до конца;
* контролировать эмоции;
* четко аргументировать свою позицию;
* не переходить в обсуждении на личности;
* активно участвовать в обсуждении каждого члена группы;
* конфиденциальность;
* доверие и открытость; и прочие.
4. Дискуссии может предшествовать выступление докладчика, демонстрация видеосюжета, описание конкретного случая, ознакомление с мнением экспертов и т.д. Это активизирует внимание участников обсуждения.
5. Поставьте перед участниками вопросы для обсуждения. Это основное средство организации содержательного этапа работы. Вопросы должны быть дискуссионными, играть роль «искры», разжигающей дискуссию и провоцирующей сотрудников высказываться.
6. Следите за строгим соблюдением принятых группой норм, регламента, иначе обсуждение может затянуться, перейти в пустую болтовню по поводу и без оного:
* Особое внимание уделите застенчивым и пассивным участникам дискуссии. Попросите высказаться всех, например, по кругу. Настаивайте на том, что для вас важно мнение каждого.
* Избегайте категоричных суждений, поучающего тона, снисходительных интонаций, демонстрации собственного превосходства.
* Тактично прерывайте участников, отклоняющихся от темы. Используя вопросы, направляйте их на обсуждение проблемы.
* Если выступление затягивается, обратите внимание человека на регламент, попросите остановиться только на ключевых идеях, подвести итог и завершить свое выступление.
* Задавайте уточняющие, провоцирующие, наводящие и прочие вопросы.
* Если в процессе обсуждения возникла пауза, постарайтесь терпеливо переждать некоторое время. Такие перерывы в обсуждении стимулируют активность участников и зачастую гораздо более полезны, чем постоянные призывы ведущего быть активными.
* Следите за тем, чтобы несовпадение точек зрения не превратилось в конфликт между участниками, не перешло на личности.
7. Подведите промежуточные итоги обсуждения.
8. Проведите «завершающий раунд», в котором каждый из участников по очереди имел бы возможность кратко выразить свои впечатления от обсуждения, дать комментарии, высказать актуальные для себя замечания и предложения.
На заключительном этапе:
1. Подведите итоги дискуссии. Предложите выступить участникам, наблюдателям, экспертам.
2. Поблагодарите сотрудников за участие в дискуссии.
Методы организации дискуссии разнообразны. В зависимости от целей и задач, а также пространственно-временных и денежных ресурсов руководитель выбирает способ проведения обсуждения.
Автор: Борис Михайлович Мастеров, кандидат психологических наук, руководитель программы Института профессионального роста, эксперт Института Открытого общества.
Все статьи в одном телеграм-канале: https://t.me/rb7ru
А также лучшие новости Башкирии: https://t.me/rb7news Подписывайтесь!
rb7.ru