Консультация (старшая группа) на тему: Консультация для родителей.

Консультация для родителей:  «Что должен уметь ребёнок, переходя в старшую группу».

          Воспитатели в детском саду часто сталкиваются с такой проблемой: ребёнок приходит в группу старшего возраста неподготовленным, несамостоятельным, неспособным осуществлять элементарные действия. Всвязи с этим ему очень трудно адаптироваться в старшей группе, ведь требования к детям повысились по сравнению с предыдущим годом.

          Исходя из этого попробуем определить, что должен уметь ребёнок в возрасте 5 лет.

Ребёнок должен уметь:

  • Самостоятельно застёгивать и расстёгивать пуговки, молнии.  
  • Развязывать и завязывать шнурки.
  • Обращаться с ложкой и вилкой.
  • Уметь пользоваться письменными принадлежностями и ножницами.
  • Раскрашивать картинку не заходя за границу.
  • Различать право и лево
  • Знать и соблюдать элементарные правила личной гигиены.
  • Уметь правильно общаться со сверстниками и взрослыми людьми.
  • Знать и соблюдать элементарные  правила поведения в общественных местах.

К пяти годам отмечается активное развитие речи, памяти, внимания, мелкой моторики рук, мышления. Поэтому должны быть сформированы следующие знания

Математика:

1.Ребенок должен уметь определять расположение предметов: справа, слева, посередине, вверху, внизу, сзади, спереди.
2. Ребенок должен знать основные геометрические фигуры (круг, овал, квадрат, треугольник и прямоугольник)
3. Ребенок должен знать все цифры (0, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9). Считать предметы в пределах десяти, соотносить количество предметов с нужной цифрой.
4. Ребенок должен уметь расставлять цифры от 1 до 5 в правильной последовательности и в обратном порядке.
5. Ребенок должен уметь сравнивать количество предметов, понимать значение: больше — меньше, поровну. Делать равными неравные группы предметов: добавлять один предмет к группе с меньшим количеством предметов.
6. Ребенок знакомится с графическим образом числа, учится правильно писать цифры.

7.Ребенок может разделить круг, квадрат на две и четыре равные части.

8. Ребенок должен различать правую и левую руку..

Мышление

  1. Понимание простейших причинно-следственных отношений (Почему мама стирает одежду? Зачем мама готовит ужин?).
  2. Назвать назначение предметов обихода (зачем нужна ложка, чашка, стол, стул, ручка?). Сразу показывайте три предмета или картинки с их изображениями).
  3. Находить среди предложенных предметов лишний, объяснять свой выбор.
  4. Складывать пазлы без помощи взрослых.
  5. Построить из конструктора по образцу любую фигуру.
  6. Находить и объяснять отличия между предметами и явлениями (чем отличается лето от осени, троллейбус от автобуса и др.)
  7. Ребенок должен уметь подбирать противоположные слова:  стакан полный — стакан пустой, дерево высокое – дерево низкое, идти медленно – идти быстро, пояс узкий – пояс широкий, ребенок голодный — ребенок сытый, чай холодный – чай горячий и т.д.
  8. Ребенок должен уметь видеть на картинке неправильно изображенные предметы, объяснять, что не так и почему.

Память

  1. Запоминать 7-8 картинок.
  2. Запоминать детские считалочки (например: «Раз, два, три, четыре, пять, Мы собрались поиграть. К нам сорока прилетела и тебе водить велела») и скороговорки (например: «Белые бараны били в барабаны»).
  3. Запоминать не длинные предложения (например: «Катя и Коля рисуют цветными мелками»; «Гриша играл в песочнице ведерком и лопаточкой»).
  4. Рассказывать по памяти небольшие рассказы, сказки, стихи, содержание картинок.
  5. Ребенок должен уметь запоминать пары слов, после прочтения взрослым: стакан-вода, девочка-мальчик, собака-кошка и т.д.

Мелкая моторика

  1. Разукрашивать рисунки, не выходя за их контуры.
  2. Уметь держать в руках карандаш, кисть и изменять направление движения руки в зависимости от формы изображенного предмета.
  3. Лепить из пластилина мелкие фигурки.
  4. Завязывать узелки на веревке.
  5. Ребенок должен уметь нанизывать крупные пуговицы или бусины на нитку.

Навыки письма

1.Ребенок должен уметь точно проводить линии не отрывая карандаш от бумаги.
2. Ребенок должен уметь заштриховывать фигуры ровными прямыми линиями, не выходя за контуры рисунка.
3. Ребенок должен уметь обводить и раскрашивать картинки, не выходя за края.
Ребенок должен уметь проводить линии по середине дорожки, не выходя за её края.

Развитие речи:
1. Ребенок должен использовать тысячу слов, строить фразы из 6-8 слов. Понимать ребенка должны даже посторонние люди, а не только родители.
2. Ребенок должен понимать, чем отличается строение человека от строения животных, называть их части тела (руки — лапы, ногти — когти, волосы — шерсть).

3. Ребенок должен уметь правильно ставить существительные в форму множественного числа (цветок — цветы, девочка — девочки).
4. Ребенок должен уметь находить предмет по описанию (яблоко — круглое, сладкое, желтое). Уметь  самостоятельно составлять описание предмета.
5. Ребенок должен понимать значение предлогов (в, на, под, за, между, перед, около и т. д.).
6. Ребенок должен знать, какие бывают профессии, чем занимаются люди этих профессий.
7. Ребенок должен уметь поддерживать беседу: уметь отвечать на вопросы и правильно их задавать.
8. Ребенок должен уметь пересказывать содержание услышанной сказки, рассказа. Рассказать наизусть несколько стихов, потешек.
9. Ребенок должен называть свое имя, фамилию, сколько ему лет, называть город в котором живет.
10.  Ребенок должен уметь отвечать вопросы, касательно недавно произошедших событий:  Где ты был сегодня? Кого встретил по дороге? Что мама купила в магазине? Что было на тебе одето?

11.Ребенок должен уметь объяснять значение некоторых пословиц (Например: «Без труда не вытащишь и рыбку из пруда»).

12.Ребенок должен составлять рассказы по картинкам.

13. Ребенок должен выразительно рассказывать стихи.

14. Ребенок может различать гласные и согласные буквы.

Окружающий мир:

1.Определять, какое сейчас время года, время суток (утро, день, вечер)?

2.Называть свое имя и фамилию. Знать имя и фамилию своих родителей. Знать название своего города, улицы, номер дома. Знать название столицы своей страны. Знать название нашей планеты.

3.Знать названия основных профессий людей и объяснять, что делают люди тех или иных профессий.

4.Называть времена года, дни недели в правильной последовательности.

5.Отличать домашних животных от диких, садовые растения от полевых.

6. Знать номера экстренных служб и как им позвонить.

 Рекомендации родителям:  Проанализируйте, что знает и умеет ваш ребёнок в 5 лет. С чем ваш малыш справляется с лёгкостью, а что вызывает трудности. Уделите развитию недостающих навыков больше внимания. Не следует перегружать ребёнка. И не забывайте хвалить своего малыша.

nsportal.ru

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ ДЕТЕЙ СТАРШЕЙ ГРУППЫ. Тема: Играем с детьми.

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ ДЕТЕЙ СТАРШЕЙ ГРУППЫ.

Тема: Играем с детьми.

Помните, сколько книг и статей в Интернете вы перечитали перед рождением ребенка? Как собирались заниматься ранним развитием, закупали карточки, кубики и прочее? Наверное, вас даже хватило на какое-то время, а потом бытовые заботы стали затягивать, накопились усталость и недосып, на занятия и игры просто не остается сил…

Да еще и ребенок в ответ на ваше предложение позаниматься чем-то развивающим предпочитает мультик посмотреть или в компьютерную игру поиграть?

Или когда выпадает свободная минутка, вы не знаете, за что схватиться, пособия не готовы и шаблоны не распечатаны, краски и карандаши разбросаны неизвестно где? Маленького непоседу бывает сложно организовать. А еще бывает, Вам не хватает идей для занятий, и приходится ломать голову, чем же заняться с ребенком.

И мотивация окончательно падает, перед сном вы огорченно думаете, что день прошел, а вы так много хотели и не сделали, но завтра все сначала?

А ведь каждой маме хочется организовать досуг ребенка так , чтобы он проводил время с пользой и с удовольствием. Хочется регулярно уделять внимание общению и занятиям с ребенком.

Уважаемые родители, играть и заниматься с ребенком можно не только за столом дома, но и по пути в детский сад. Дорогу в детский сад можно превратить в веселую и познавательную игру. После детского сада не спешите сразу идти домой. Предложите малышу выбрать дорожку, по которой вы пойдёте домой. Поверьте, можно чуть-чуть отложить свои дела. Стирка и кухня подождут двадцать минут. Довольно быстро Вы сами начнете получать удовольствие от таких прогулок.

Вспомните, как часто Вам приходится вместе с ребенком просиживать длительное время в очереди, в транспорте, долго находиться в ограниченном пространстве. А ведь и это время можно потратить с пользой!

Одним из важных элементов речевых игр является смена ведущего. Сначала задание дает взрослый, а выполняет ребенок, потом ребенок придумывает задачку для взрослого, а тот послушно выполняет задание, и так далее с чередованием ролей. Возможность почувствовать себя «руководителем» игры особенно важна для становления самосознания детей, не являющихся лидерами среди ровесников.

Я хочу предложить Вашему вниманию некоторые игры. Они не требуют специального оборудования и подготовки. Эти игры развивают моторику, слуховое и зрительное внимание, мышление, словарный запас и связную речь. Играя в эти игры, Вы помогаете ребенку накапливать определенный опыт, стимулируете ребенка к развитию связной речи.

А теперь предлагаю поиграть со своими детьми в такие игры и может быть и Вы сможете придумывать уже свои игры «на ходу:

Продолжи ряд.

Соберите вместе с ребенком листья от разных деревьев и выложите в ряд разные листья в определенном порядке – дубовый, березовый, липовый, дубовый, березовый, липовый, дубовый… и предложите малышу продолжить этот ряд.

«Посчитаем вместе

Игра развивает логическое мышление. В непринужденной форме у ребенка формируются навыки счета. Вы можете вместе с ребенком посчитать машины, дома, деревья. Можно считать вместе, можно предложить ребенку самостоятельно посчитать, можно считать по очереди. Главное, чтобы это было весело и интересно.

Отгадай слово.

Предложите малышу отгадать слово, которое вы задумали, пользуясь подсказками. Например:

кирпичный, высокий, многоэтажный (дом).

Едет, имеет четыре колеса, возит пассажиров (автобус)

Данная игра способствует расширению словарного запаса ребенка, усвоению прилагательных, развивает слуховое восприятие.

Какое слово лишнее?

Автобус, лодка, автомобиль, мотоцикл

Стол, диван, шкаф, пылесос

Стрекоза, гусеница, воробей, бабочка

Молоко, творог, сметана, хлеб

Ложка, кастрюля, тарелка, сумка

Мыло, метла, зубная щетка, шампунь

Стол, стул, кровать, чайник

Заяц, репа, морковь, свекла

Волк, кошка, медведь, лиса

Снег, мороз, жара, лед

Автобус, трамвай, самолет, троллейбус

Молоко, чай, сок, хлеб

Говори наоборот

Весёлый – грустный

Быстрый – медленный

Пустой – полный

Тяжелый – легкий

Твердый – мягкий

Высокий – низкий

Большой – маленький

Широкий – узкий

Горячий – холодный

Сладкий – горький

Добрый – злой

День – ночь

Хороший – плохой

Светлый – темный

Длинный – короткий

Смеяться – плакать

Говорить — молчать

Жара – холод

«Бывает – не бывает

Взрослый говорит фразу, ребенок должен хлопнуть в ладоши или сказать «не бывает», если так быть не может.

 Поезд летит по небу;

Летом падает снег;

Человек выше собаки;

Воробей – это не птица;

Кошка умеет летать.

Зайчик пошел в школу;

Яблоко соленое;

Бегемот залез на дерево;

Дом пошел гулять;

В кастрюле варится чашка;

В кастрюле варится кашка;

Девочка рисует домик;

Домик рисует девочку;

Ночью светит солнце;

Зимой идет снег;

Зимой трава зеленая;

Мальчик виляет хвостом;

Воробей катается на велосипеде;

Ветер качает деревья;

Водитель ведет автобус;

Яблоки растут на березе.

 

 Закончи предложение…

 Лимоны кислые, а сахар…

Собака лает, а кошка…

Ночью темно, а днем…

Трава зеленая, а небо…

Зимой холодно, а летом…

Ты ешь ртом, а слушаешь…

Утром мы завтракаем, а днем …

Птица летает, а змея…

Лодка плывет, а машина…

Ты смотришь глазами, а пишешь…

Что на что похоже (развитие связной монологической речи, развитие творческих способностей ребенка)
Ребенку предлагается подобрать похожие слова (сравнения)

Белый снег похож на…(что?)
Синий лед похож на… 

Густой туман похож на…

Чистый дождь похож на… 

Блестящая на солнце паутина похожа на… 

День похож на…

Что для чего (активизация в речи сложных слов)

Взрослый предлагает вспомнить, где хранятся эти предметы.

хлеб – в хлебнице,

сахар – в сахарнице,

мыло – в мыльнице,

соль — в солонке, и т. д.  

Цепочка слов (закрепить умение выделять первый и последний звук в слове) (обогащение словарного запаса, закрепление умения выделять первый и последний звук в слове, развитие памяти, внимания)
Взрослый и ребенок по очереди называют слова, обозначающие предметы, с правилом, что каждое новое слово должно начинаться на последнюю букву предыдущего. Повторять уже названные слова нельзя.

Например: кошка – автобус – сок – куст – танк – капуста — …

«Веселый счет (согласование числительного с существительным и прилагательным)

Вокруг много одинаковых предметов. Какие ты можешь назвать? (дома, деревья, листья, лужи, сугробы, столбы, окна..)

Давай их посчитаем. Один кирпичный дом, два кирпичных дома, три кирпичных дома, четыре кирпичных дома, пять кирпичных домов и т. д. (Каждый день можно подобрать разные определения к одному слову. Например: кирпичный дом, высокий дом, красивый дом, многоэтажный дом, знакомый дом…)

Подружи слова (образование сложных слов)

листья падают – листопад,

снег падает – снегопад,

вода падает – водопад,

сам летает – самолет,

пыль сосет – пылесос,

Ты идешь, и я иду (закрепление в речи глаголов с разными приставками)

Ты выходишь, и я выхожу, ты обходишь и я обхожу и т. д. (подходить, заходить, переходить…) Можно по аналогии использовать глаголы ехать, лететь.  

Исправь предложение (исправление смысловых ошибок в предложении)

Взрослый произносит неправильное предложение, а ребенок исправляет. -Жук нашел Сашу. (Саша нашел жука.) — Пол бежит по кошке. — Наташа жила у ежика. — Снежная баба лепит Ваню. — Катя ужалила осу. И т. д

Что из чего состоит?

Стул состоит из спинки, сиденья, ножек.

Рубашка состоит из рукавов, воротника, карманов, пуговиц.

Что общего?

Что общего может быть у яблока и кубика? (Они оба могут быть красными)

Что общего у елки и кактуса? (У них есть иголки)

Что общего у птички и самолета? (У них есть крылья)

Один – много.

Стул – стулья,

врач – врачи,

человек – люди.

Я вижу что-то…

Я вижу что-то красное – отыскиваем глазами все красные предметы и называем их. Можно соревноваться – кто увидит больше красных (зеленых, круглых) предметов.

Загадываем слово.

Малыш загадывает любое слово. Мама с помощью наводящих вопросов пытается узнать – что это. Например: оно съедобное? У него есть крылья? Его любит кушать зайчик? Потом меняемся местами.

Учим цвета. 

Улица – замечательное место, где можно познакомить ребенка с цветами и их всевозможными оттенками. Показывая ребенку машины на дороге, обязательно называйте цвет машины. Время от времени спрашивайте малыша, какого цвета машину он видит. Не надо называть несколько цветов: лучше показать только один, например, красный, и несколько дней подряд искать красные предметы. Когда ребенок будет безошибочно называть и показывать их, можно перейти к другому цвету. Подобным образом можно отрабатывать у ребенка восприятие размера (большие – маленькие) и геометрических форм (круглый, квадратный, треугольный). Можно по очереди с ним называть все круглые предметы, которые встретятся вам по дороге.


Сравнилки (развитие речи, памяти, мышления)
Ребенку предлагается сравнить два предмета, назвав их сходство и различие. Начать лучше с простого, например, сравнить кошку и собаку (это животные, домашние, есть хвост, четыре лапы…кошка мяукает, а собака лает…), корову и лошадь. Затем можно сравнивать совершенно разные предметы и явления. Сравните дом и дорогу, камень и машину, птицу и реку, утро и вечер, стол и вазу, лошадь и телегу, кошку и яблоко, сказку и песню.

Я положил в мешок… (развитие речевой памяти и внимания)

Взрослый начинает игру словами «Я положил в мешок…», после чего называет любой предмет, например, «шкаф». Ребенок продолжает: «Я положил в мешок шкаф и…», добавляя свое слово, например, «кошку». Далее взрослый: «Я положил в мешок шкаф, кошку и яблоко». Ребенок: «Я положил в мешок шкаф, кошку, яблоко и самолет». Таким образом, каждый следующий ход требует проговаривания всей предыдущей цепочки слов.

Разведчики.
Закрой глаза и в течение 1 минуты послушай окружающие звуки, назови, что ты услышал. (Это может быть речь людей, шум проезжающего транспорта, ветер, скрип, стук и специально, вами созданные звуки – хлопок, щелчок, звук порванной бумаги и т.д.)

Ниже-выше.
Игра направлена на формирование у ребенка представлений о величине предметов. Например: «Покажи мне самый высокий дом, а теперь покажи дом, который ниже». Можно выбрать любые другие предметы — деревья, скамейки, кусты, заборы и т. д.

Продолжи ряд.
Соберите вместе с ребенком листья от разных деревьев и выложите в ряд разные листья в определенном порядке – дубовый, березовый, липовый, дубовый, березовый, липовый, дубовый… и предложите малышу продолжить этот ряд.

Сложи по размеру.
Соберите разные по размеру листья и попросите ребенка разложить их от самого большого к самому маленькому или наоборот.

Сложи по цвету.
Эта игра похожа на предыдущую. Только теперь необходимо разложить листочки по цвету.


Отгадай слово.
Предложите малышу отгадать слово, которое вы задумали, пользуясь подсказками. Например: кирпичный, высокий, многоэтажный (дом).

Едет, имеет четыре колеса, возит пассажиров (автобус), и т. д. Данная игра способствует расширению словарного запаса ребенка, усвоению прилагательных, развивает слуховое восприятие.

Отгадай предмет по названию его частей.

Взрослый называет части предмета, и просит ребенка угадать, что это,

потом можно поменяться ролями.

Кузов, кабина, колеса, руль, фары, дверцы (грузовик).

Ствол, ветки, сучья, листья, кора, корни (дерево).

Дно, крышка, стенки, ручки (кастрюля).

Палуба, каюта, якорь, корма, нос (корабль).

Подъезд, этаж, лестница, квартиры, чердак (дом).

Крылья, кабина, хвост, мотор (самолет).

Глаза, лоб, нос, рот, брови, щеки (лицо).

Рукава, воротник, манжеты (рубашка).

Назови, одним словом.

Взрослый называет слова и просит ребенка назвать их, одним словом.

Яблоко, груша, апельсин, персик, мандарин… (фрукты)

Морковь, кабачок, огурец, баклажан, капуста…(овощи)

Тополь, береза, дуб, клен, сосна, ель, липа……(деревья)

Кофта, платье, рубашка, брюки, юбка, блузка…(одежда)

Валенки, туфли, тапки, кеды, сапоги, сандалии…(обувь)

Платок, кепка, шапка, панама, косынка…(головные уборы)

Ромашка, колокольчик, василек, одуванчик…(цветы)

Весна, осень, зима, лето, (времена года)

Автобус, поезд, самолет, машина, мотоцикл…(транспорт)

Назови ласково.

Взрослый называет слово и просит ребенка назвать это слово ласково.

мама (мамочка, мамуля),

гриб (грибок, грибочек),

кровать (кроватка)….

лист желтый (желтенький листочек),

куртка теплая (курточка тепленькая),

ягоды вкусные (ягодки вкусненькие),

ягоды кислые (ягодки кисленькие),

камень чистый (камешек чистенький),

палка длинная (палочка длинненькая).

Назови семью животных.

Взрослый предлагает ребенку вспомнить и назвать семью животных,

например семья зайца: он –заяц, она–зайчиха, детеныш–зайчонок.

Кот –кошка–котенок,

пес–собака–щенок;

бык–корова–теленок,

infourok.ru

Консультация по развитию речи (старшая группа) на тему: Консультация для родителей старшей группы

Консультация для родителей.

 Учимся говорить правильно.

Подготовили:

Воспитатели старшей группы:

Коломойцева С.А.

Для чего надо красиво и правильно говорить

Речь не является врожденным качеством человека. Она формируется у ребенка после рождения в общении с родителями, другими взрослыми, детьми. Речь чрезвычайно тесно связана с мышлением, поведением, эмоциями ребенка. Поэтому ее нарушения могут отрицательно сказываться на умственном развитии ребенка, на состоянии его нервной системы, на характере поведения и, конечно же, на его будущей учебе в школе.

Умение говорить — главная составляющая успешного и счастливого человека. Невнятная, блеклая речь очень часто сводит на нет все усилия человека, — общение со сверстниками, школьный экзамен или первое собеседование на работе.

Умение красиво говорить нужно прививать ребенку с детства. Научи ребенка говорить красиво – дай ему шанс на успех в жизни! Да, но как это сделать?

Основные проблемы в развитии речи у детей

Каковы причины неправильной речи? Она может быть вызвана неправильным строением челюстей, губ, зубов, твердого или мягкого неба. В этом случае, чтобы устранить причину плохой речи, следует обратиться к зубному врачу-ортодонту или челюстному хирургу. Они, скорее всего, помогут Вашему ребенку устранить причину плохой речи. Другой причиной может быть нарушение мозговых механизмов формирования звука. Такое нарушение может быть как следствием слабости нервных процессов, так и результатом действия ряда самых случайных и непредсказуемых факторов. Однако в этом случае часто нужна достаточно серьезная помощь логопеда.

Одни дети мало читают, поэтому их словарный запас крайне скуден. Другие необщительны, и их речевые навыки редко используются. Третьи слишком активны и буквально захлебываются словами, не договаривая фразы до конца. Но общей проблемой всех этих ребят является частое использование местоимений и междометий, слов-паразитов — таких, как «значит», «это», «как бы» — и замена слов жестами. Испытывая трудности в выражении своих мыслей, дети начинают подражать сверстникам, в результате чего усваивают не самые лучшие образцы лексики.

Существуют возрастные особенности недоразвития речи. У младших школьников обычно не хватает словарного запаса, они могут употреблять слова в неправильном значении и говорить простыми предложениями. Из-за этого пересказ текста может быть неполным и несвязным.

Общие рекомендации для родителей

Не коверкайте слова. Некоторым мамам трудно удержаться от «сюсюканья», но логопеды утверждают, что это не помогает формированию правильных речевых навыков, скорее, наоборот. Пусть ребенок в свое удовольствие называет булочку «бубаськой» а кошку «кикя», но от родителей он должен слышать правильное произношение, иначе он усвоит исковерканный вариант и впоследствии его придется переучивать.

Чтобы научить ребенка говорить, развивайте у него мелкую моторику рук. Дело в том, что в головном мозге центры, отвечающие за речь и координацию пальцев рук, находятся рядом. Играйте с ним в «пальчиковые» игры, стимулируйте его к тому, чтобы он научился совершать руками такие операции, как застегивание пуговиц, завязывание шнурков, пусть малыш учится обращаться с ложкой и цветными мелками.

Поощряйте познавательные способности крохи. Чтобы научить ребенка говорить, мало развивать его артикуляционные навыки – нужно еще, чтобы он в уме соотносил слова с соответствующими предметами и явлениями. Поэтому когда ребенок без конца пристает к вам, тыкая пальцами в различные предметы, чтобы вы сказали, как они называются, не пытайтесь отделаться от крохи, а рассказывайте ему обо всем, что ему интересно.

Читайте малышу побольше книжек (особенно маленьким детям нравятся простые ритмичные стишки с яркими картинками). Это не только развивает воображение, но и способствует расширению словарного запаса и закреплению в памяти уже известных ребенку слов.  Заметьте момент, когда малыш начал интересоваться книжками (не с точки зрения того, чтобы их порвать и погрызть) и сделайте чтение частью режима дня ребенка.

Обязательно объясняйте ребенку значения новых слов, используя только знакомые слова. Чтобы ребенок научился говорить предложениями и более ясно и связно излагать свои мысли, почаще вовлекайте его в диалог, задавайте ему побольше вопросов.

Расширяем словарный запас, учим причинно-следственным рассуждениям (4-5 лет). Начать можно с игры в антонимы: большой — маленький, холодный — горячий и т.п. Вы называете слово, ребенок дает на него антоним, и наоборот. Отлично развивает речевую активность игра «Кто кем будет”: яйцо цыпленком, мука — хлебом, мальчик — мужчиной и т.д. Попросите ребенка закончить фразу типа: «Листья с деревьев облетели, потому что…”. Предложите ребенку придумывать синонимы к словам. Вовлекайте в игры других членов семьи.

Если вы будете постоянно заниматься с ребенком по этому плану, можно гарантировать, что к пяти годам ваш малыш станет первоклассным оратором.

Советы профессионала

Первый совет. Необходимо помнить, что ребенок не рождается с умением красиво говорить. Ораторское мастерство – приобретенный навык, который ребенку надо прививать с детства. Например, начиная учить стишки, маленький ребенок, как правило, спешит, и поэтому тараторит. Важно объяснить ребенку, что он должен рассказать стих так, чтобы все слова расслышали слушатели. Ведь, если слова прожеваны, окончания проглочены, не понятны, стих не понравится слушателям. Чтобы ребенок читал выразительно, с интонацией, родители должны на собственном примере показать, как это делать. То есть прочитать стихотворение медленно, с паузами, с интонацией.

Второй совет. Расскажи малышу, что для того чтобы слушателям было интересно, ребенку должно быть интересно рассказывать. Так что пусть ребенок сам выбирает, какие стишки ему учить. Чтобы ребенок понял, что значит интересно и неинтересно прочитанный текст, прочитай одну и ту же самую сказку с выражением и без выражения.

Третий совет. Если ребенок стесняется, говорит тихо, глотает окончания, запиши его на диктофон и дай послушать. А потом скажи: «Давай потренируемся, и ты расскажешь папе стих так, чтобы было хорошо слышно слова. И не торопись, ведь когда говоришь быстро, не все хорошо слышат и понимают сказанное». А еще очень важно в обучении позитивное воспоминание. Хвали ребенка, даже если он неидеально произнес речь. Восхищайся своим малышом, школьником, подростком – так ты воспитаешь уверенного в себе человека. Когда ребенок понимает, что его любят не за его оценки и достижения, а просто так, он обязательно станет успешным.

Техника «пустого стула» для робкого ребенка. Эту технику разработала педагог Марианна Франке-Грикш, которая долгое время работала в горячих точках планеты, помогая детям преодолеть трудности в общении. Она подходила к напуганному и встревоженному малышу и говорила: «Представь себе, что рядом сидят твои папа и мама. Они тебя любят и поддерживают». Говорят, успехи ее воспитанников просто потрясающие.

Называем вещи своими именами. Дети часто путают похожие по смыслу слова: например, перчатки называют варежками, блюдца — тарелками и т.д. Чтобы ребенок увидел различия, можно предложить ему нарисовать близкие понятия и проанализировать те детали, которые характеризуют каждое из них. Затем попросите ребенка дополнить сделанные вами идентичные заготовки. Например, пусть он пририсует манжеты к варежке и к перчатке. Опора на зрительный анализатор позволит ребенку наглядно представить и лучше запомнить эти слова.

Для расширения словарного запаса можно использовать и другое упражнение, в котором также используются зрительные «подсказки». Составьте и напишите рассказ, где вместо существительных будут нарисованы небольшие картинки, и попросите ребенка прочесть его. Детям среднего школьного возраста понравятся задания, в которых нужно угадывать слова, опираясь на эрудицию. Например: «Найди слово, которым называют рыбу и наклонную поверхность» (Ответ: скат). Или: «Как можно одинаково назвать магазин и скамейку?» (Ответ: лавка).

Избавляемся от «слов-паразитов» Договоритесь с ребенком о системе штрафов и поощрений за употребление и, соответственно, пропуск его любимых «как бы», «ну», «значит» и т.д. Допустим, можно начислять очки, которые в конце дня будут обмениваться на конфеты. Также предложите ребенку замену «слов-паразитов». Вместо их употребления можно просто сделать паузу, потеребить ремешок часов или посмотреть на собеседника.

Активная речь. До определенного возраста малыш понимает гораздо больше слов, чем может произнести. Это называется «пассивная речь». Как можно помочь ребенку скорее сделать ее «активной»?

• Старайтесь, чтобы ваша речь была наполнена эмоциями.

• Читайте вслух сказки и включайте аудиокниги.

• Играйте в пальчиковые игры, развитие мелкой моторики пальцев напрямую стимулирует развитие речи.

Упражнения для развития правильной речи

Пересказываем тексты. В 5-6 лет дети уже должны учиться пересказывать небольшие тексты, в пределах 6 предложений. Причём пересказывать теми словами, которые были переданы автором. Именно в этом возрасте формируется умение внимательно слушать. Часто дети при пересказе даже главных героев выпускают. Например, сказку «Курочка Ряба» рассказывают так: «Жили бабка и дедка, пришла курочка, снесла яичко, оно разбилось». Про мышку даже не вспоминают, будто и не было её вовсе. А ведь очень важно, кто разбил яичко. Или говорят: «Курочка сказала», но в сказке-то она прокудахтала. На это надо обязательно обращать внимание и исправлять, а сложные, непонятные слова объяснять и повторять, проговаривать их вместе.

Чтобы малыш смог сам хорошо пересказать, советую помочь ему картинками, схемами, пусть сам что-то по прочитанному нарисует.

Если чадо не может пересказать, задавайте ему наводящие вопросы, предложите рассказать вместе. Можно поиграть в игру «Кто это делал?». Вы называете слова-действия, а ребёнок отвечает, кто это делал. Например: «Кто в сказке кудахтал?» «Курочка Ряба», — отвечает малыш. Или наоборот: «Курочка Ряба что делала?» — «Кудахтала».

А можно ребёнка запутать. Сказать, например, что кудахтала мышка, и малыш должен исправить ошибку. Есть игра «Последовательность действий». То есть мы одними словами-действиями рассказываем сказку, не употребляя существительных и не называя героев: жили-были, жила, снесла, прибежала, махнула и т.д. А ребёнок пусть расскажет всеми словами. Чтобы заинтересовать малыша, скажите, например, что Буратино рассказал сказку одними этими словами, и предложите помочь ему составить сказку правильно.

Почему я так много уделяю внимания пересказу? Да потому, что если ребёнка в этом возрасте не научить пересказывать, то проблемы будут нарастать как снежный ком. В старшей и подготовительной группах он не научится составлять рассказы. А ведь хорошее умение пересказывать приводит к умению хорошо составлять рассказ. Структура текста одинаковая. И если ребёнок запомнит фразы из текста, композицию текста, которую он когда-то слышал и пересказывал, потом перенесёт эту структуру на любую картинку и сможет легко составить по ней рассказ. Ну а в школе, соответственно, написать сочинение.

Разглядываем картинки. В этом возрасте нужно научить ребёнка рассматривать картинки. Очень многие дети мелкие, но значимые предметы на картине просто не видят, то есть не видят всю картину целиком и не понимают скрытого смысла нарисованного. И выясняется это часто уже в подготовительной группе, когда ребята учатся составлять по картинке рассказ.

 Рассматривание, как правило, детям даётся с трудом. А чтобы помочь ему в этом, рекомендую задавать вопросы типа: «Что ты видишь на картинке?», «Что делают герои на картинке?», «А где на картинке ты видишь цветочек или домик?» и т.д. Можно ещё поиграть в «Путешествие». Предложите малышу «зайти» в картину и спросите: «Где мы оказались, какое здесь время года, что ты слышишь?» Если на картине нарисованы птицы, то они должны петь или щебетать, а если машина — то гудеть.

Тренируем ручки. Если ребёнку уже исполнилось 5 лет, то все звуки он должен произносить правильно. Но, к сожалению, таких детей всего лишь около 10 %.

Если в этом возрасте есть проблемы со звукопроизношением, то нужно срочно обратиться к логопеду и обязательно заниматься с малышом дома. Для занятий можно использовать все те упражнения, что я предложила для детишек младшей группы.

В дополнение с четырёх- и пятилетними можно поиграть уже и в «Театр теней». Эта игра нравится всем без исключения. Выключаете свет, оставив только настольную лампу, и на белой стене, да даже и на обоях, изображайте с помощью рук различные предметы или животных. Можно даже попробовать разыграть какую-нибудь сказку.

Если есть возможность, обязательно купите перчаточные или пальчиковые куклы. Во время игры с ними замечательно развиваются и укрепляются руки и пальчики.

В этом возрасте очень важно научить ребёнка правильно держать карандаш, работать кисточкой. И лучше всего поможет в этом трёхгранный карандаш. Ведь его можно держать только правильно — больше никак. Начинать нужно с обводки. На листе в клеточку точками или пунктирной линией нарисуйте что-нибудь несложное, и пусть малыш обводит точки. Так он присматривается к клеточкам и начинает их видеть, воспринимать. Кроме того, именно в этом возрасте формируется умение правильно закрашивать. Уберите потихоньку фломастеры, достаньте хорошие твёрдо-мягкие цветные карандаши. Объясните, что есть граница, переходить которую нельзя, что раскрашивать нужно в одном направлении: слева направо или сверху вниз с одинаковым нажимом и без пробелов. Всё это выполнить ребёнку очень и очень сложно, но если работать ежедневно, хотя бы по рисунку или по одной детали в день, то за год возможно научить. У меня был мальчик, который в средней группе даже карандаш держал неправильно (кулаком). Мы договорились с родителями, чтобы они купили ему стопку раскрасок, и за год мальчик научился не только правильно держать карандаш, но и хорошо раскрашивать. Так, как иногда не раскрашивают дети подготовительной группы. Не получается заниматься каждый день — хотя бы каждые выходные. И то прогресс будет заметный. Ведь от того, как развиты ручки, зависит и звукопроизношение.

Не нужно забывать и о здоровье ребёнка. В последние годы появилось очень много физически ослабленных детей, а это влияет на развитие речи, на формирование характера. Занимайтесь с ним физкультурой, кормите здоровой пищей. Обязательно давайте детям грызть яблоки, редиску, морковку, репу и другие твёрдые фрукты и овощи. Это имеет значение для формирования артикуляционных мышц и развивает умение вовремя глотать слюни. К сожалению, сейчас много зубочелюстных аномалий. И это очень большая проблема, ведь правильное звукопроизношение зависит и от состояния рта. Поэтому не пренебрегайте советами педиатров, неврологов, стоматологов и врачей других специальностей, выполняйте их рекомендации, тогда и с речью ребёнка будет меньше проблем, да и исправить недостатки будет проще.

Снежинки. (материал: несколько кусочков ваты или маленькие бумажные снежинки, кусочки салфеток) Взрослый показывает, как сдуть «снежинки» с раскрытой ладони, ребенок повторяет. Упражнение повторите 2-3 раза.

Бабочка, лети!  (материал: 2-3 яркие бумажные бабочки, каждая подвешена на нитке к чему-либо на уровне лица ребенка). Задача ребенка – дуть на бабочек, чтобы они «летели». Дуть нужно не более 10 секунд, с паузами, чтобы не закружилась голова.

Скороговорки для развития речи

Скороговорки на звук [Ш]

Смешные шутки у Саши и Мишутки.

Стеша спешила, рубашку сшила, да поспешила — рукав не дошила.

Шакал шагал, шакал скакал. Шашки на столе, шишки на сосне.

Шесть мышат в шалаше шуршат.

Шлепают гуськом гусак а гусаком. 

Скороговорки на звук [Ж]

Поезд мчится скрежеща: жэ, че, ша, ща.

Хожу – твержу, сижу – твержу, лежу – твержу:

Жи, же, жа, жу. У ежа – ежата, у ужа – ужата.

Скороговорки на звук [Ч]

У четырёх черепашек по четыре черепашонка.

Четыpе чёpненьких чумазеньких чеpтёнка чеpтили чёpными чеpнилами чеpтёж. Чрезвычайно чисто.

Птичку напичкали спичками.

Наша дочь речистая, речь у неё чистая.

Скороговорки на звук [Щ]

Два щенка щека к щеке щиплют щётку в уголке.

Тщетно тщится щука ущемить леща.

Скороговорки на звук [Р]

В бору бобёр и брат бобра работают без топора.

В грозу от груза арбузов развалился кузов.

В огороде у Федоры – помидоры. За забором у Федоры – мухоморы..

Скороговорки на звук [В]

Верзила Вавила весело ворочал вилы.

Водовоз вёз воду из-под водопровода.

Волхвовал волхв в хлеву с волхвами. 

Скороговорки на звук [Ф]

Фараонов фаворит на сапфир сменял нефрит.

У Феофана Митрофаныча три сына Феофаныча. 

Скороговорки на звук [Т]

Сидел тетерев на дереве, тетёрка с тетеревами на ветке.

Съел молодец тридцать три пирога с пирогом, да всё с творогом. 

Скороговорки на звук [Ц]

Цыплята и курица пьют чай на улице.

Скороговорки на звук [З]

Бизоны у Зои на комбинезоне.

В загоне на газоне бизоны.

В замке зайка под замком.

Скороговорки на звук [С]

У Сени и Сани в сенях сом с усами.

У осы не усы, не усища, а усики.

nsportal.ru

Консультация (старшая группа) на тему: Консультация для родителей старшей группы «Игра и игрушка в жизни ребёнка 5 – 6 лет»


Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад – ясли комбинированного вида №1 «Солнышко»

                                                                                                                      УТВЕРЖДЕНО:

                                                                         приказом заведующего

                                                                                                                    МБДОУ «Солнышко»

Лихоносовой О.А.

                                     № __ от «___»_____ 20___

Консультация для родителей старшей группы

«Игра и игрушка в жизни ребёнка 5 – 6 лет»

Воспитатель:

Ковалева Юлия Сергеевна

Лермонтов

2017

Консультация для родителей старшей группы

«Игра и игрушка в жизни ребёнка 5 – 6 лет»

Подготовила воспитатель:

Ковалева Юлия Сергеевна

Игра — для детей способ научиться тому,

чему их некто не может научить.

Франкл

Детство — это не только самая счастливая и беззаботная пора жизни человека, это пора становления будущей личности. Поэтому так важны для дошкольников умные, полезные игры, которые развивают, воспитывают и приучают к здоровому образу жизни.

Игра – это ведущий вид деятельности детей. Она является определяющим фактором в развитии личности. В игре дошкольников узнаёт, как себя вести в различных ситуациях, какой он есть на самом деле. 

Нужна ли детям игра? Что она им даёт?

Исследователями установлено огромное влияние игровой деятельности на психическое развитие дошкольника, в частности на интеллектуальное и нравственно – волевое развитие. Каждого родителя старшего дошкольника волнует вопрос подготовки ребёнка к школе. Так вот, игра очень хорошо готовит детей к школе. 

В игре ребёнок получает необходимую для обучения в школе подготовку.

— Физическая готовность.

— Личностная готовность.

— Интеллектуальная готовность.

— Социальная готовность.

На сегодняшний день требования к детям умений читать и писать до школы себя не оправдали. Требования школы, что дети должны иметь навыки чтения и письма – это грубое нарушение закона. Да, с ребёнком надо заниматься лепкой, рисованием, аппликацией, развивать мелкую моторику рук. Дети должны бегать, прыгать. У детей должно быть детство. Однако, если ребёнок вовремя не получит определённого игрового опыта, у него впоследствии могут возникнуть трудности в общении. В школьные годы он не сможет выбрать подходящего друга, а в юности — спутника жизни который соответствовал его внутреннему «Я». Не доигравшие дети впоследствии имеют негативные последствия в поведении. Пока психика у ребёнка развивается, он должен играть. 

В игре у него формируются:

— способности к творчеству; 

— любознательность и способность к экспериментированию;

— наблюдательность и воля (доводить начатое дело до конца, умение проигрывать, умение вести себя в группе сверстников)

— эстетические чувства и предпочтения;

— инициатива и готовность к коллективным действиям;

— взаимоотношения между детьми и взрослыми.

Изъятие игры из жизни детей ведёт к внутриличностным конфликтам. Без игры в детях формируется чувство страха, низкий уровень притязания, вялость, пассивность. То, что мы видим в играх детей, это отражение мира, который окружает ребёнка. Это мы так разговариваем, друг с другом, так укладываем их спать, покупаем для них игрушки и книги, это мы смотрим такие передачи и видеофильмы.

Скажите, как и во что играют ваши дети?
Да, в играх детей отражается наша взрослая жизнь. Сюжеты игр меняются в зависимости оттого, что смотрят по телевизору взрослые.
Многие родители спрашивают: — Стоит ли давать детям для игр оружие?
В зависимости от того, каким мы хотим воспитать ребенка, такие игрушки необходимо покупать ему и в такие игры играть с ним.

Игрушка для ребенка не просто забава, но и эффективный инструмент развития, подспорье в совершенствовании движений, органов чувств, понимания речи.

К пяти годам крупные игрушки постепенно перестают занимать ребёнка и перемещаются из игровой зоны на кресла, кровати, шкафы. А вот наборы зверушек, солдатиков, кукольных семей завоёвывают интерес и эмоции ребёнка. Появляется большая возможность для проигрывания разных вариантов с одними и теми же игрушками; у детей развивается фантазия и воображение, мышление перестаёт быть конкретным, а эмоциональный мир обогащается.

Шестилетнему ребёнку полезнее и интереснее не статичные и конкретные игрушки – он будет рад необычному конструктору, моделям кораблей и самолётов, красивым фломастерам и занимательной настольной игре, набору для шитья и вязания.

Детям очень нравятся игрушки, сделанные собственными руками, особенно, если они становятся полезными для других. Дети любят в этом возрасте делать игрушки-подарки (кухонные прихватки, салфетки, украшения). Игрушечные магазины уходят на второй план, а наибольший интерес у детей вызывают прилавки с канцелярскими принадлежностями, строительными материалами, нитками и пуговицами. Ребёнок сам готовит себя к смене вида деятельности и школьному обучению.

Подражая взрослым, ребенок воспроизводит те отношения, которые он наблюдает. Если ребенок в игре жестоко обращается со своей игрушкой, небрежно относится к ней, то это приводит к тому, что у ребенка образуются сначала плохие привычки, а затем появляются отрицательные черты характера – эгоизм, неряшливость, упрямство.

Наоборот, если ребенок ласков со своей игрушкой, убирает ее на место, то у него развивается бережное отношение к вещам, трудолюбие, общительность и другие ценные качества. Развитие игровой деятельности ребенка осуществляется при активном участии взрослого. Для того, чтобы малыш полюбил игру, мог долго и сосредоточенно играть, его надо учить этому. Игра от общения со взрослым становиться богаче, содержательнее. Родители должны интересоваться играми детей, помогать расширять их сюжеты, не считать игру пустой забавой и уделять ей должное внимание. Ведь игра не только забавляет малыша, но и развивает.

Особую роль в развитии малыша играют обучающие (дидактические) игрушки. Дидактические игрушки используют для развития и обучения ребенка. К сожалению, сейчас обучающие игрушки стоят дорого, а для полноценного развития малыша играть в них нужно часто. Немного фантазии, трудолюбия, и вы сможете смастерить отличные пособия, которые окажутся полезными для ваших детей.

Для старших дошкольников необходимы развивающие игры, которых сейчас довольно много в продаже. Хороши игры шашки, домино, лото, пазлы, игры- лабиринты, различные мозаики и конструкторы. Важны и сюжетно- ролевые игры, театрализованные игры, игры со строительным материалом.

Игры с природным материалом: шишками, камешками, ракушками, песком, снегом, водой – позволяет сохранить и развить любознательность, знакомят детей с окружающим миром, учат их делать открытия, развивают мелкую моторику рук, снимают психическое напряжение. Чтение книг и журналов оказывает большое влияние на сюжеты детских игр, так как ребёнку надо прожить происходящее вокруг него. Поэтому важно уделять внимание детской игре, давать детям играть, поощрять их желание играть, становиться партнёром по игре, если ребёнок этого хочет. Приглашение взрослого в игру – знак величайшего доверия ребёнка.

«Я пришёл из детства, как из страны,- писал Антуан де Сент- Экзюпери. – Нам, взрослым, следует чаще думать, какими красками мы раскрасили страну дошкольного детства для пришедших туда наших малышей. Эта страна пока ещё полностью в наших руках, и за неё мы по- настоящему в ответе. За оригинал – не за отраженье!».

Помните – игра прекрасный источник укрепления физического, духовного, телесного и эмоционального самочувствия ребёнка.

nsportal.ru

Консультация (старшая группа) по теме: Консультация для родителей

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ.

Для успешного обучения и личностного развития ребёнка важно, чтобы он пошёл в школу подготовленным, с учётом его общего физического развития, моторики, состояния нервной системы. И это далеко единственное условие. Одним из самых необходимых компонентов является психологическая готовность.

«Психологическая готовность» — это необходимый и достаточный уровень психического развития ребёнка для освоения школьной программы в условиях обучения в коллективе сверстников» (Венерг).

У большинства детей она формируется к семи годам. Содержание психологической готовности включает в себя определённую систему требований, которые будут предъявлены ребёнку во время обучения и важно, чтобы он был способен с ними справиться. Необходимо помнить, что под «готовностью к школе» понимают не отдельные знания и умения, но их определённый набор, в котором должны присутствовать все основные элементы, хотя уровень их развития может быть разными.

Первые годы развития ребенка имеют громадное значение на все дальнейшее развитие, и от того, как поставлено дошкольное воспитание, в значительной мере зависит и организация школьного дела», — писала Н. А. Крупская. Особое значение имеет совершенствование всей воспитательно-образовательной работы в детском саду и улучшение подготовки детей дошкольного возраста к школе. Поступление в школу является переломным моментом в жизни ребенка, в формировании его личности. С переходом к систематическому обучению в школе завершается дошкольное детство и начинается период школьного возраста. С приходом в школу изменяется образ жизни ребенка, устанавливается новая система отношений с окружающими людьми, выдвигаются новые задачи, складываются новые формы деятельности. Если в дошкольном возрасте ведущий вид деятельности — это игра, то теперь такую роль в жизни ребенка приобретает учебная деятельность. Для подготовки к новому образу жизни, к осуществлению новых форм деятельности, к успешному выполнению школьных обязанностей необходимо так организовать воспитание, чтобы к концу дошкольного возраста дети достигли определенного уровня физического и психического развития. Существенное значение для подготовки детей дошкольного возраста к школе имеет укрепление их здоровья и повышение работоспособности, развитие мышления, любознательности, воспитание определенных нравственно-волевых качеств, формирование элементов учебной деятельности: умение сосредоточиться на учебной задаче, следовать указаниям учителя, контролировать свои действия в процессе выполнения задания.

Какие же составляющие входят в набор «школьной готовности»? Это, прежде всего мотивационная готовность, волевая готовность, интеллектуальная готовность.

Мотивационная готовность — это наличие у детей желания учиться. Большинство родителей почти сразу ответят, что их дети хотят в школу и, следовательно, мотивационная готовность у них есть. Однако это не совсем так. Прежде всего, желание пойти в школу и желание учиться существенно отличаются друг от друга. Школа привлекает не внешней стороной (атрибуты школьной жизни — портфель, учебники, тетради), а возможность получить новые знания, что предполагает развитие познавательных интересов.

Волевая готовность — необходима для нормальной адаптации детей к школьным условиям. Речь идёт не столько об умении ребят слушаться, сколько об умении слушать, вникать в содержание того, о чём говорит взрослый. Дело в том, что ученику нужно уметь понять и принять задание учителя, подчинив ему свои непосредственные желания и побуждения.

Для этого необходимо, чтобы ребёнок мог сосредоточиться на инструкции, которую получает от взрослого. Вы можете развивать такое умение и дома, давая детям разные, вначале несложные задания. При этом обязательно просить детей повторить ваши слова, чтобы убедиться в том, что они всё услышали и правильно поняли. В более сложных случаях можно попросить ребёнка объяснить, зачем он будет это делать, можно ли выполнить порученное задание разными способами. В том случае, если вы даёте несколько заданий подряд или если ребёнок затрудняется в выполнении сложного задания, вы можете прибегнуть к схеме-подсказке, то есть к рисунку. Для тренировки волевой готовности хороши и графические диктанты, в которых дети рисуют в определённой последовательности кружки, квадраты, треугольники и прямоугольники под вашу диктовку или по заданному вами образцу. Можно также попросить ребёнка подчёркивать или вычёркивать определенную букву или геометрическую фигуру в предложенном тексте. Эти упражнения развивают и внимание детей, их умение сосредоточиться на задании, а также их работоспособность. Если ребёнок быстро устаёт, забывает последовательность фигур или букв, которые надо вычёркивать, начинает отвлекаться, что-то чертить на листочке бумаги с заданием, вы можете облегчить ему задачу, сказав, что ему осталось нарисовать ещё одну или две строчки (или подчеркнуть ещё 5–10 букв). В том случае, если деятельность вашего ребёнка нормализуется, можно говорить о наличии волевой готовности, хотя и не очень хорошо развитой. В том же случае, если ребёнок так и не сможет сосредоточиться, волевая регуляция поведения у вашего ребёнка отсутствует, и он не готов к школьным занятиям. Значит, надо продолжать с ним упражнения, прежде всего, учить его слушать ваши слова.

Для нормального развития детям необходимо понять, что существуют определённые знаки (рисунки, чертежи, буквы или цифры), которые как бы замещают реальные предметы. Вы можете объяснить ребёнку, что для того, чтобы посчитать, сколько машинок в гараже, не обязательно перебирать сами машинки, но можно обозначить их палочками или кружочками и посчитать эти палочки – заместители машинок. Для решения более сложной задачи можно предложить детям построить чертёж, который помог бы представить условие задачки и решить её на основе данного графического изображения. Постепенно такие рисунки-чертежи становятся более условными, так как дети, запоминая этот принцип, могут уже нарисовать данные обозначения (палочки, схемы) в уме, в сознании.

Интеллектуальная готовность — многие родители считают, что именно она является главной составляющей психологической готовности к школе, а основа её – это обучение детей навыкам письма, чтения и счёта. Это убеждение и является причиной ошибок родителей при подготовке детей к школе, а также причиной их разочарований при отборе детей в школу. На самом деле интеллектуальная готовность не предполагает наличия у ребёнка каких-то определённых сформированных знаний и умений (например, чтения), хотя, конечно, определённые навыки у ребёнка должны быть.

Однако главное – это наличие у ребёнка более высокого психологического развития, которое и обеспечивает произвольную регуляцию внимания, памяти, мышления, даёт возможность ребёнку читать, считать, решать задачи «про себя», то есть во внутреннем плане.

Получается, что психологическая готовность к школе – это вся дошкольная жизнь. Но даже за несколько месяцев до школы можно при необходимости что-то скорректировать и помочь будущему первокласснику спокойно и радостно войти в новый мир.

         

                           

                                         

               

nsportal.ru

Журнал индивидуальных консультаций для родителей детей старшей возрастной группы.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Варенька»

Журнал индивидуальных консультаций старшей группы «Лукоморье».

Выполнили:

Воспитатели:

Шаренко В. А.

Абакан 2016

Дата: __________________

Родитель: ______________

Тема: «Как победить застенчивость у ребенка?»

Воспитатель: ___________

Содержание:

Проанализируйте свое отношение к ребенку. Безусловно, вы любите его. Но всегда ли вы выражаете эту любовь в реальном поведении? Часто ли вы говорите своему малышу о том, как сильно вы его любите? Любите просто так, ни за что. Взгляните на ситуацию в семье глазами ребенка. Может ему не хватает выражения вашей любви, похвалы, поддержки? Ведь мы так часто обращаем внимание на своих детей лишь тогда, когда они что-то делают плохо, и не замечаем их достижений. Хороших поступков. Застенчивые дети доставляют родителям меньше хлопот, чем озорные и непослушные. Поэтому и внимания им уделяется меньше, в то время как именно таким детям оно требуется в большей мере. Они не заявляют об этом открыто, но потребности у них в доброжелательном внимании, уважении к своей личности у них развиты сильно. Без удовлетворения этих потребностей у ребенка не закладывается тот фундамент, который лежит в основе его развития, — доверие к людям, позволяющее активно и безбоязненно входить в окружающий мир, творчески его осваивать и преобразовывать его. Взрослый должен воспитать в себе умение быть внимательным к ребенку не только в том случае, когда тот обращается за помощью и поддержкой, но и тогда, когда она, на первый взгляд ему не нужна.

Следующая задача — помочь ребенку повысить самооценку в конкретных видах деятельности, поддержать его уверенность в себе. Застенчивый ребенок боится отрицательной оценки, но это не значит, что оценка ему не нужна вовсе. Делая что-то вместе с ребенком, выразите уверенность в том, что он справится с задачей, а если нет, то это не беда, и вы всегда поможете ему и вместе преодолеете трудности. Если вы видите, что ребенок слишком сосредоточен на оценке и это тормозит его действия, отвлеките его от оценочной стороны деятельности. Здесь вам помогут игровые приемы и юмор. Обыграйте ситуацию, внесите в нее элемент воображения. Например, если ребенку не удается собрать фигурку из «Лего», сделайте их одушевленными и наделите вредным характером, который мешает ребенку справиться с задачей.

Следует помнить, что застенчивые дети очень осторожны и побаиваются нового. Они в большей степени, чем их незастенчивые сверстники подвержены соблюдению правил, боятся их нарушить.

У застенчивых детей в большей мере сформирован внутренний запрет на поступки и действия, порицаемые взрослыми, и это может тормозить их инициативность и творческие проявления. Задумайтесь, не слишком ли часто вы ограничиваете свободу ребенку, его непосредственность, любознательность. Не сочтите за кощунство совет – иногда нарушить правила, ваше гибкое поведение поможет малышу избавиться от страха наказания, от чрезмерной скованности. Почти любое, на первый взгляд «неправильное» желание ребенка можно обыграть и превратить в интересное и полезное занятие. Не бойтесь того, что ребенок перестанет быть дисциплинированным. Далеко не всегда ограничения приносят пользу для развития. Напротив, чрезмерные ограничения оказываются причиной детских неврозов.

Раскрепощению эмоциональной сферы. Лучшему освоению языка эмоций хорошо способствуют игры – пантомимы, например, такие как «Угадай эмоцию», «Где мы были, не расскажем, а что видели – покажем», «Кто к нам пришел», «Куклы пляшут», и др. Желательно, что бы в игре участвовали несколько взрослых и детей.

Игры на воображение могут иметь форму рассказа о девочке или мальчике, которые живут в таких же обстоятельствах, как и ваш ребенок, попадают в разные жизненные ситуации и находят выход из них. Часто дети стыдятся рассказывать о своих проблемах, а вот слушая или сочиняя рассказ о другом ребенке, приписывая ему свои переживания, они становятся открытыми для разговора о себе.

Все игры должны оканчиваться благополучно, приносить детям удовольствие и облегчение. Опыт новых отношений со взрослыми и сверстниками.

Последствия застенчивости:

— препятствует тому, чтобы встречаться с новыми людьми, заводить друзей и получать удовольствие от приятного общения;

— удерживает человека от выражения своего мнения и отстаивания своих прав;

— не дает другим людям возможности оценить положительные качества человека;

— усугубляет чрезмерную сосредоточенность на себе и своем поведении;

— мешает ясно мыслить и эффективно общаться;

— сопровождается переживаниями одиночества, тревоги и депрессии.

Помощь ребенку в преодолении застенчивости – разрешима, пока ребенок еще маленький. Т. к. с возрастом у застенчивого ребенка складывается определенный стиль поведения, он начинает отдавать себе отчет в этом своем «недостатке».

Игры: рисуночная игра «Какой я есть и каким бы я хотел быть»; «Магазин игрушек», «Сборщики»

Консультацию провела: ______________________________

Консультацию прослушал: ____________________________

Дата: __________________

Родитель: ______________

Тема: «Советы родителям по формированию адекватной самооценки у ребенка»

Воспитатель: ___________

Содержание:

В возрасте 3-7 лет ведущей является игровая деятельность, а ведущими потребностями становятся потребность в самостоятельности, новых впечатлениях и в общении.

Большинство родителей уверены в том, что ребенку нужны теплый дом, хорошая еда, чистая одежда, хорошее образование и стараются всем этим обеспечить своих детей. Но не всегда хватает времени, душевных сил и просто знаний о том, как помочь ребенку в его трудностях, как стать не просто родителями, а настоящим другом.

Важным компонентом благополучного развития ребенка является формирование его адекватной самооценки, на становление которой большое влияние оказывают родители, зачастую не давая себе отчета в этом (уже с самого раннего возраста). Качества адекватной самооценки – активность, находчивость, чувство юмора, общительность, желание идти на контакт.

Советы родителям по формированию адекватной самооценки:

— не оберегайте своего ребенка от повседневных дел, не стремитесь решать за него все проблемы, но и не перегружайте его тем, что ему непосильно. Пусть ребенок выполняет доступные ему задания и получает удовлетворение от сделанного;

— не перехваливайте ребенка, но и не забывайте поощрить его, когда он этого заслуживает. Помните, что похвала так же, как и наказание, должна быть соизмерима с поступком;

— поощряйте в ребенке инициативу. Пусть он будет лидером всех начинаний, но также покажите, что другие могут быть в чем-то лучше его;

— не забывайте поощрять и других в присутствии ребенка. Подчеркните достоинства другого и покажите, что ваш ребенок может также достичь этого;

— показывайте своим примером адекватность отношения к успехам и неудачам. Оценивайте вслух свои возможности и результаты дела;

— не сравнивайте ребенка с другими детьми. Сравнивайте его с самим собой (тем, каким он был вчера и, возможно, будет завтра).

Консультацию провела: ______________________________

Консультацию прослушал: ____________________________

Дата: __________________

Родитель: ______________

Тема: «Как защитить ребенка

от негативного влияния интернета?»

Воспитатель: ___________

Содержание:

Время, проводимое нашими детьми перед экранами мониторов, увеличивается с каждым днем. Но все родители хотят защитить своих детей от негативного влияния интернета. Контакт подростков с интернетом сегодня включает большое количество угроз, а именно: недетский контент, сайты с негативным содержанием и призывами к насилию, спамовая рассылка, попадание на компьютер вирусов. Иногда даже мы, взрослые, не знаем, кликать на данную ссылку или нет, так что уж здесь говорить о детях.

Вопрос защиты ребенка от влияния интернета должен стоять у родителей на первом месте. Чтобы защитить ребенка в интернете, нужно понять его потребности в Сети, узнать, какие ресурсы он посещает и с какой целью. В идеале нужно договориться с ребенком, принять правила семейного пользования Сетью. Нужно объяснить ребенку значимость той или иной вкладки для безопасности. Если эти меры вы считаете недостаточными, нужно определиться с наиболее приемлемым способом технической защиты. Так, можно воспользоваться регулярным обновлением антивируса, установить специальный софт «родительского контроля» на компьютер. Большинство родителей сегодня используют бесплатную услугу родительского контроля. Эта услуга является доступной на установленном на домашнем компьютере интернет-браузере.

Обезопасить детей от нежелательного контента в интернете можно также с помощью комплексного подхода. Есть техническая сторона дела, а есть — психологическая. Важно не только закрыть доступ ребенку к нежелательному ресурсу, но и объяснить ребенку, что такое хорошо, а что — плохо. Конечно же, прежде всего, должен быть строгий родительский контроль – учетная запись на компьютере для ребенка. Важный элемент защиты — настройки безопасности и доступа к контенту браузера. Также важно, чтобы сервисы, которыми пользуется ребенок, следовали этическим принципам и не содержали нежелательного содержания — всплывающих окон, «взрослой» рекламы и так далее. В наше время воспользоваться вкладкой, в которой бы не всплывали окна со «взрослой» рекламой очень сложно. В первое время, как только ребенок откроет для себя интернет, необходим присмотр родителей. С самого начала нужно внушить ребенку то, что Интернет – не только огромное количество развлечений и полезной информации. Нужно «запрограммировать» в мышлении ребенка, что не вся информация пока еще может быть ему доступна. Также нужно ограничить время, которое ребенок сможет проводить за компьютером. Это можно осуществить с помощью других развлечений, которые будут интересны для ребенка. Можно записать его в спортивную секцию или предложить посещать какой-нибудь кружок, донести ребенку информацию о том, что общение со сверстниками намного полезнее и интереснее для него, чем время, потраченное в интернете.

Если уж ребенок совсем не представляет себе жизни без интернета, тогда вам ничего не остается кроме как привлечь его к использованию только тех сайтов, которые действительно смогут произвести на него только позитивное влияние, с помощью которых он сможет получить дополнительные навыки и поучиться принципам жизни.

Консультацию провела: ______________________________

Консультацию прослушал: ____________________________

Дата: __________________

Родитель: ______________

Тема: «Как нужно вести себя с ребенком левшой?»

Воспитатель: ___________

Содержание:

Учитывая повышенную эмоциональность и крайнюю впечатлительность такого ребёнка, быть очень чутким и доброжелательным с ним.

Создать благоприятный климат для него в семье.

Не воевать с ним из-за частого упрямства, выходки упрямства постараться завуалировать какой-нибудь игрой.

Принять как должное особенность ребёнка и не пытаться превратить его в «правшу», объясняя всем и ему, что «леворуких» людей очень много и это тоже разновидность нормы.

Хвалить за самые малейшие успехи и поощрять его художественный или музыкальный дар, но не стремиться «приготовить» вундеркинда.

Стараться чаще делать малышу сюрпризы.

Не предъявлять завышенные требования к нему и не противопоставлять его другим обычным детям.

Желательно не обучать ребёнка до школы чтению, письму, иностранным языкам, т.е. тому, где его поджидают неудачи, снижающие уровень самооценки малыша.

Любить его таким, какой он есть.

Если после пятилетнего возраста вы заметили у ребёнка непонятные вам навязчивые стремления, опасения или страхи, обратитесь немедленно к специалисту.

Консультацию провела: ______________________________

Консультацию прослушал: ____________________________

Дата: __________________

Родитель: ______________

Тема: «Рекомендации родителям по воспитанию единственного ребенка в семье»

Воспитатель: ___________

Содержание:

Родители не должны оставлять без внимания то, что происходит с ребёнком, но при этом им надо постараться объяснить ему, что у них и других родственников есть и другие дела, помимо заботы о нём.

Конечно, не существует готовых рецептов и моделей воспитания, которые можно просто взять и, не изменяя, «приложить» к своему ребенку. Определенное положительное влияние на практику семейного воспитания оказали издававшиеся в последние годы педагогические руководства и рекомендации для родителей.

1. Поверьте в уникальность своего ребенка, в то, что Ваш ребенок — единственный в своем роде. Поэтому не стоит требовать от ребенка реализации заданной Вами жизненной программы и достижения поставленных Вами целей. Предоставьте ему право прожить жизнь самому.

2. Позвольте ребенку быть самим собой, со своими недостатками, слабостями и достоинствами. Опирайтесь на сильные стороны ребенка. Не стесняйтесь демонстрировать ему свою любовь, дайте ему понять, что будете любить его всегда и при любых обстоятельствах.

3. Хвалите не личность ребёнка, а его поступок, действие, почаще смотрите ребёнку в глаза, обнимайте и целуйте его.

4. В качестве воспитательного воздействия чаще используйте ласку и поощрение, чем наказание и порицание.

5. Постарайтесь, чтобы Ваша любовь не обернулась вседозволенностью и безнадзорностью. Установите четкие рамки и запреты и позвольте ребенку свободно действовать в этих рамках. Строго придерживайтесь установленных запретов и разрешений.

6. Не спешите прибегать к наказаниям. Постарайтесь воздействовать на ребенка просьбами — это самый эффективный способ давать ему инструкции. В случае неповиновения взрослому необходимо убедиться, что просьба соответствует возрасту и возможностям ребенка. Если ребенок демонстрирует открытое неповиновение, взрослый может подумать о наказании. Наказание должно соответствовать проступку, ребенок должен четко понимать за что он наказан.

7.Чаще разговаривайте с ребенком, объясняйте ему непонятные явления и ситуации, суть запретов и ограничений. Помогите ребенку научиться вербально выражать свои желания, чувства и переживания, научиться интерпретировать свое поведение и поведение других людей.

8. Учите своего ребенка дружить с другими детьми, не обрекайте его на одиночество.

9. Любой ребенок — отличник или двоечник, подвижный или медлительный, атлет или рохля — может быть другом вашему ребенку и поэтому заслуживает уважения с вашей стороны.

10. Цените друзей своего ребенка не с позиции возможностей его родителей, а с позиции его отношения к вашему ребенку. Всякая ценность человека в нем самом.

11. Собственным отношением к друзьям учите своего ребенка ценить друзей.

12. Старайтесь показать своему ребенку достоинства его друзей, а не недостатки.

13. Хвалите своего ребенка за проявление его достоинств в дружбе.

14. Приглашайте друзей своего ребенка в дом, общайтесь с ними.

15. Помните, что дружба детства, которая будет поддержана вами, возможно, станет опорой вашего ребенка во взрослой жизни.

16. Учите своего ребенка быть честным с друзьями и не искать выгоды от дружбы.

17. Учитесь быть своему ребенку другом.

18. Если ваш ребенок поверяет вам свои тайны как друзьям, не шантажируйте его ими.

19. Критикуйте, не унижая, а поддерживая.

20. Поддерживайте в своем ребенке желание делать друзьям приятное.

Консультацию провела: ______________________________

Консультацию прослушал: ____________________________

Дата: __________________

Родитель: ______________

Тема: «Появление второго ребенка в семье»

Воспитатель: ___________

Содержание:

Итак, появление второго ребенка меняет статус первого. Он мгновенно, без психологической подготовки и своих желаний, должен стать «Взрослым». Теперь он как ВЗРОСЛЫЙ, не должен делать, что делал раньше: бегать, кричать, в любой момент звать маму и папу (и они отвечали на его просьбы и зов), играть и т.п. Все внимание родителей приковывается к малышу. Согласитесь, добровольно царский трон еще никто не уступал. И в семье, как в королевстве, начинается смута. Её зачинщик – ваш первенец! Он всяческими путями пытается привлечь к себе внимание – либо демонстрацией большой любви, либо демонстрацией  негатива к братику (сестричке).

Вторая причина – неоправданные ожидания ребенка. «У тебя скоро появится братик или сестричка. Вы будете вместе играть» — примерно такие слова говорят родители своему первенцу. Он ждет новую игрушку. И вот, приносят маленький кулечек. Так хочется его потрогать, поиграть с ним, покормить как куклу. Но, вместо этого слышится: «не трогай, не шуми, разбудишь…». «В отличие от куклы, этот кулечек еще и пищит, да так противно. Моя мама все бросает, даже меня, и с улыбкой бежит к нему» — думает   ребенок. Эти две причины вызывают огромную ревность у детей. Ревность – негативное чувство, мотивирующее на совершение очень плохих поступков. В моей практике был случай побега 6-летнего ребенка из дома, когда его младшей сестренке исполнилось 6 месяцев. Мальчик сильно переживал отдаление от него мамы. «Она всегда кормит её первой» — так он объяснил мне причину своего побега. Ревнует любой ребенок, только у одного ребенка ревность будет проявляться внешне (поведение меняется в худшую сторону), а у другого — внутренне (появляется тревожность, нарушается сон, диурез). Как же помочь ребенку адаптироваться  к появлению братика или сестры?

     Правильно поступают родители, заранее рассказывающие о появлении малыша. Кроме рассказов желательно показывать картинки, наблюдать за реальными малышами на улице  и комментировать их поведение. Вспоминайте с ребенком  этапы его развития, показывайте его фотографии, первые рисунки, отпечатки ручек и т.д. Обязательно приучайте ребенка к самостоятельной игре. Это окажет вам большую пользу, т.к. ребенок сможет проводить время самостоятельно и не чувствовать свою «заброшенность» при вашей занятости вторым ребенком.

Радостное событие произошло – вы стали мамой и папой во второй раз. Поздравьте сына или дочь с их новым статусом – братом или сестрой, и подарите желанную игрушку.

При загруженности в реализации естественных потребностей малыша, уделяйте внимание первому ребенку – создавайте «коридор доверия». Например, вам нужно кормить младшего. Обыграйте ситуацию примерно так: «Сынок (дочка), я хочу быстрее покормить братика (сестричку) чтобы у меня было больше времени быть с ТОБОЙ», «Пожалуйста, не шуми, он (она) быстрее уснет, и я буду ТЕБЕ читать». Такое построение предложений показывает ребенку вашу заботу  о нем и его важность для вас.

Консультацию провела: ______________________________

Консультацию прослушал: ____________________________

infourok.ru

Консультации для родителей

 Витаминный календарь для детей 

 Летние прогулки 

 Летние рекомендации для родителей 

 Лето и безопасность наших детей

 Правила безопасности на воде

 Осторожно — лето

ФГОС для родителей

Как учить ребенка безопасности дорожного движения воспитатель Ткаченко Е.В.

Консультация для родителей воспитатель Коршунова Марина Александровна

Консультация для родителей Какие игрушки нужны детям

Возрастные и индивидуальные особенности детей 2-3 лет

Консультация для родителей Культура поведения за столом

Как подготовиться к первому дню в детском саду

Влияние родительских установок на развитие детей 

Для укрепления здоровья

Дружеские отношения родителей и детей

Здоровье ребенка в наших руках

Зимние прогулки с детьми

Игровые дидактические пособия для ручной моторики 

Игры для мелкой моторики рук

Игры на развитие эмоций 

Как защитить ребенка от простуды 

Можно ли давать волю рукам

От улыбки станет всем светлей

Первый раз к стоматологу 

Поступление в детский сад 

Правильно моем руки 

Трудовое воспитание дошкольников в семье зам. заведующей Власова Е.К.

Взаимодействие с родителями по подготовке к школе в аспекте ФГОС старший воспитатель Власова Е.К.

Роль отца в жизни ребенка 

Пластилиновые буквы  

«Прогулки с детьми и наблюдение за птицами» 

«Научим детей любить живую природу» 

«Экспериментируйте с детьми дома» 

«Весна. Наблюдение весной на прогулке с детьми 3-4 лет» 

«Исследовательская деятельность дошкольников в природе» 

«Как интересно провести весной прогулку с ребенком?» 

«Наблюдения в природе» 

Роль родителей в приобщении ребенка к чтению

Памятки: Правила поведения в лесу, Как научить детей делать подарки, Организация досуга детей летом, Важные правила в летний период.

 

12.lipetskddo.ru

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о