Консультация (младшая группа) на тему: «ИГРЫ ДЛЯ НЕПОСЕД»

«ИГРЫ ДЛЯ НЕПОСЕД»

Упражнения, направленные

на улучшение регуляции мышечного тонуса

Эти игры-упражнения рассчитаны на последовательное напряжение и расслабление различных групп мышц. Напряжение обязательно должно длиться несколько секунд. После выполнения каждого упражнения ребенок непременно должен расслабиться на несколько секунд. Очень хорошо, если в этот период он сможет поделиться с вами своими ощущениями. Спросите, устал ли он, что ощущают его мышцы, когда он делает это упражнение: боль, дрожь, тепло и т. д. Желательно, чтобы упражнение сопровождалось соответствующим дыханием: на напряжение мышц — вдох, затем задержка дыхания, на расслабление мышц — выдох. Каждое упражнение выполняйте несколько раз (от двух до пяти).

1. Предложите ребенку сесть на пол так, чтобы он мог упереться ногами в стену. Задача: попытаться «отодвинуть» стену правой ногой, затем  левой. После каждой попытки нога обязательно должна отдохнуть и расслабиться.

2. Предложите ребенку сесть на невысокий предмет на полу. Попросите его как можно выше поднять вверх носки (пятки остаются стоять на полу), немного подержать ноги в таком положении, затем медленно опустить.

3. Теперь нужно как можно выше поднять пятки так, чтобы носки оставались стоять на полу, подержать немного ноги в таком положении, а затем с силой опустить на пол.

   4. Лежа или стоя, как можно сильнее надуть живот, немного побыть в этом состоянии, затем расслабиться.

   5. Попросите ребенка вытянуть вперед руки и как можно сильнее сжать кулаки.

   6. Теперь как можно сильнее растопырить пальцы рук.

   7. Скрестить руки перед животом, сцепить их в замок и как можно сильнее свести плечи на несколько секунд. Расслабиться.

8. Сцепить руки за спиной и с силой свести лопатки.

9. Поднять плечи как можно выше, «достать ими до ушей».

  10. Попросите ребенка как можно сильнее открыть рот. После нескольких секунд напряжения медленно закрыть. Оскалить зубы, вытянуть губы в трубочку, наморщить нос; зажмурить глаза, открыть глаза как можно шире; надуть щеки.

   11. После выполнения всего комплекса, предложите ребенку напрячь, как можно сильнее все тело разом. Это упражнение можно выполнять лежа на спине. Попросите ребенка сжаться в комочек, а затем расслабиться и свободно лечь на спину, полежать с закрытыми глазами, со слегка приоткрытым ртом, не шевелясь.

   12. Так как существует прямая связь между напряжением и ощущением

тяжести, расслаблением и ощущением легкости, очень эффективно в 

работе с детьми использовать различные образы. Предложите ребенку «превратиться» в бабочку, легкую и воздушную, «полетать» с цветка на цветок; затем пусть он вообразит себя сильным и тяжелым слоном, который ходит, громко топая и переваливаясь. Возьмите разные роли: мышки, медведя, кошки, зайчика, бегемота и т.д.

Упражнения, направленные

на удержание и контроль позы

Для гиперподвижного ребенка зачастую очень сложно бывает удержать определенную позу в течение какого-то времени. Поэтому на уроке он начинает отвлекаться, а дома его ждет мучительное многочасовое

выполнение домашнего задания. В этой ситуации одергивания и увещевания
вроде «Не лезь под стол», «Не грызи карандаш», «Перестань вертеться» не
дают положительного результата и способны лишь удлинить страдания и ребенка, и родителей, превращая уроки в пытку. Возможны два способа
облегчения ситуации:   

     А. Дать ребенку возможность делать часть уроков, вися вниз головой или прыгая по комнате. Этот способ улучшит ситуацию, но ничего не изменит в самом ребенке.  Кроме того, в школе вряд ли положительно отнесутся к такому смелому эксперименту.

Однако есть возможность рекомендовать его для использования дома: таким образом, ваш ребенок сможет не думать об удержании позы и больше внимания будет уделять содержательной стороне домашнего задания — быстрее решит задачу, лучше запомнит содержание параграфа или правило;

В. Другой вариант предполагает ряд упражнений, направленных на тренировку удержания определенной позы. Они достаточно сложны для выполнения, но впоследствии, при условии регулярных занятий, значительно облегчат ребенку процесс удержания более простых поз. Кроме того, эти упражнения включают эффективный внешний контроль за правильностью выполнения: любое лишнее движение тут же даст о себе знать, и ребенок сможет сам определить, в чем его ошибка.

Оба способа хороши для одновременного использования. Первый облегчит ситуацию «сейчас», второй — «в дальнейшем».

Для выполнения этой группы упражнений вам понадобится книжка, а лучше дощечка (размером приблизительно 20х30 см), два небьющихся пластиковых стакана, два небольших мячика (диаметром около 7 см). Желательно, чтобы мячик не проходил в стакан.

  1. 1.  Положите на голову ребенка дощечку. Задача: удерживать ее как
    можно дольше. Помогать руками нельзя. Упражнение выполняется стоя или сидя. Когда ребенок сможет выполнять упражнение хотя бы в течение
    минуты, это значит, что вы добились значительных успехов.
  2. 2.  Попросите ребенка лечь на спину и поднять руки вверх так, чтобы на них можно было положить дощечку. Поставьте на дощечку стакан с шариком.
  3. Цель: удержать дощечку так, чтобы стакан не упал.
  1. 3.  . Попросите ребенка поднять ноги так, чтобы можно было сверху положить дощечку. Поставьте сверху стакан с шариком. Задача та же, что и в упражнении 2.
  2. 4.   Предложите ребенку сидя или стоя вытянуть вперед руки ладонями вверх, распрямить ладони. На выпрямленные ладони положите по мячику. Следите за тем, чтобы ребенок не сгибал ладони «лодочкой», не придерживал мячики пальцами. Задача: удержать шарики на ладонях, не дать им скатиться.

5. Усложните упражнение 4, поставив на ладони ребенка стаканы с мячиками (еще менее устойчивая форма).

6, Попросите ребенка повернуть ладонь тыльной стороной вверх. По-

ставьте на нее стакан с шариком и попросите удерживать как можно дольше.

7. Дайте ребенку в руки дощечку. Поставьте на нее стакан вверх дном. Сверху положите мячик. Задача: в течение минуты удерживать равновесие, не давая шарику упасть.


Упражнения для

мышц тела и конечностей

Во многом эти упражнения основываются на приведенных выше.

Вам понадобятся те же предметы и мяч (примерно 30 см в диаметре).

   1. Предложите ребенку, удерживая книжку на голове, быстро пошевелить пальцами рук, несколько раз согнуть и разогнуть руки в локтях, помахать руками («полетать»), покачать правой, затем левой ногой, пройтись по комнате, сесть, затем встать.

    2.  Повторите с ребенком упражнение 2 из предыдущего раздела, но только теперь попросите его, зажав ступнями мяч, поднимать и опускать ноги. Задача: не выронить мяч и не уронить дощечку со стаканом.

    3. Попросите    ребенка встать на четвереньки. Поставьте ему на спину стакан с маленьким мячиком. Предложите ему немного проползти, не уро
нив стакана.

    4. Положите на пол дощечку. Поставьте на нее вверх дном стакан. Сверху положите мячик. Попросите ребенка поднять дощечку с пола, не уронив мячика, пройти с ней несколько шагов, снова положить на пол.


Упражнения для мышц кисти

Вам понадобятся два резиновых мячика (около 4 см в диаметре), несколько карандашей.

  1. 1.   Попросите ребенка подкидывать и ловить мячик правой рукой. Подкидывать нужно на такую высоту, чтобы легко было поймать. Задача: не уронить мячик. То же упражнение выполнить левой рукой.
  2. 2.   Попросите ребенка перекидывать мячик из руки в руку.

3. Предложите ребенку ронять мячик из одной руки в другую. Руки расположены одна над другой и меняются местами (каждый раз сверху та рука, в которой мячик). Другой вариант: подкидывать мячик из руки в руку (каждый раз снизу та рука, в которой мячик).

4. Пусть ребенок попробует уронить мячик на стол и тут же поймать, как только тот отскочит от стола, не меняя положения руки (не поворачивая кисть ладонью вверх). Нужно стараться, чтобы мячик отскочил от стола всего один раз.

5. То же задание, что и в упражнении 4, но только мячик нужно поймать другой рукой.

6. Положите в ряд несколько карандашей. Попросите ребенка поджать большой, безымянный пальцы и мизинец. Предложите ему «перешагивать» через «препятствия» указательным и средним пальцами так, чтобы не сдвинуть с места ни одного карандаша. При этом нельзя отрывать от стола одновременно два пальца, «перелетая» через препятствия. Затем сменить пальцы и «шагать» средним и безымянным и т.д.

7. Также очень полезны для развития мелкой моторики такие игры, как теневой театр, где с помощью пальцев ребенок может изображать различных

животных; кукольный театр, где куклы надеваются на руку или на пальчик.

nsportal.ru

Консультация (младшая группа) на тему: Консультация для родителей «Игры для непосед 3-4 лет»

Консультация «Игры для непосед 3-4 лет»

Подвижные игры и игровые упражнения имеют большое значение для всестороннего, гармоничного развития ребенка. Участие ребенка в игровых заданиях различной интенсивности позволяет осваивать жизненно важные двигательные умения в ходьбе, беге, прыжках, равновесии, лазанье, метании.
Также характерной особенностью подвижной игры является комплексность воздействия на все стороны личности ребенка. В игре одновременно осуществляется физическое, умственное, нравственное и трудовое воспитание.
В связи с усиленной двигательной деятельностью и влиянием положительных эмоций повышаются все физиологические процессы в организме, улучшается работа всех органов и систем. Возникновение в игре неожиданных ситуаций приучает ребенка разнообразно использовать приобретенные двигательные навыки.
В подвижных играх создаются наиболее благоприятные условия для воспитания физических качеств (ловкость, быстрота и др.). Например, изменить направление движения, чтобы увернуться от ловишки, или спасаясь от него, бежать как можно быстрее.
Дети, увлеченные сюжетом игры, могут выполнять с интересом физические упражнения много раз, не замечая усталости. Увеличение нагрузки в свою очередь способствует повышению выносливости.

Во время игры дети действуют в соответствии с правилами. Правила регулируют поведение играющих и способствуют выработке положительных качеств.
Необходимость выполнения правил игры, преодоления препятствий способствуют воспитанию волевых качеств: выдержка, смелость, решительность и др.
В подвижных играх ребенку приходится самому решать, как действовать, чтобы достигнуть поставленной цели. Изменение условий заставляет детей искать все новые и новые пути решения возникающих задач.

 Это способствует развитию самостоятельности, активности, инициативы, творчества, сообразительности и др.
У ребенка с помощью подвижных игр расширяется и углубляется представления об окружающей действительности. Выполняя различные роли, изображая разнообразные действия, дети практически используют свои знания о повадках животных, птиц, насекомых, о явлениях природы, о средствах передвижения и т.д.

Подвижные игры и игровые упражнения для детей 3-4 лет.

«Быстрые жучки»

Ползание на четвереньках между предметами с опорой на ладони и колени.

Зайки-прыгуны.

Прыжки на двух ногах, продвигаясь вперед по прямой до кубика. Дистанция 2,5 м. Ребенок изображает зайца на лужайке.

Прокати мяч.

С одной стороны (от исходной черты) ребенок прокатывает мяч в прямом направлении, подталкивая его двумя руками перед собой до обозначенных предметов (кубиков). Затем он берет мяч в руки и поднимает его над головой. Задание проводится 2 раза. Дистанция – 4 – 5 м.

Попади в круг.

Ребенок становится в одну шеренгу на исходной черте (шнур), в руках у него мешочек (второй лежит у ног). На расстоянии 1,5 м. от ребенка положены обручи. По сигналу «Бросили!» ребенок метает мешочек в цель, затем бросает второй мешочек.

Кто дальше бросит.

Ребенок становится на исходную линию (за условной чертой), в руках у него  мешочек. По сигналу «Бросили!» ребенок метает мешочек вдаль. Ориентиром при метании могут быть различные предметы – кегли, кубики, мячи и т.д. Около ног ребенка можно положить несколько мешочков, чтобы увеличить количество бросков за один подход. По окончании метания ребенок бежит за мешочками.

Прокати и догони.

Ребенок становится на исходную линию (шнур) с мячом большого диаметра в руках. Нужно прокатить мяч вперед, а затем догнать его и поднять над головой. Упражнение повторяется 2-3 раза.

Поймай комара.

На конец небольшого прута или палочки привязывают шнурок (или веревку) и к нему прикрепляют вырезанного из картона комара. Взрослый вращает прут над головой ребенка. Ребенок подпрыгивает на двух ногах, стараясь дотронуться до комара — поймать его.

Прокати и сбей.

У ребенка в руках мяч большого диаметра. На расстоянии 2 м. от него ставится кегля. Ребенок прокатывает мяч, стараясь сбить кеглю.

Через ручеек.

Из шнуров (или веревок) выкладывается несколько ручейков (3-4 шт.). Ширина каждого — 25 см. Ребенок прыгает через каждый ручеек.

Брось мяч о землю и поймай.

Стойка ноги на ширине плеч, мяч в согнутых руках перед собой. Надо бросить мяч к носкам ног и поймать его двумя руками.

nsportal.ru

Консультация (средняя группа) на тему: Картотека игр для занятых родителей «Поиграем с непоседой»

Картотека игр для занятых родителей «Поиграем с непоседой»

Роль семьи, прежде всего, в развитии эмоциональной связи ребенка с матерью в дошкольном возрасте, в закреплении, а иногда и в возникновении гиперреактивности, как определенного способа взаимодействия ребенка с миром, чрезвычайно высока. Именно неудовлетворенность ребенка общением с близкими взрослыми часто является причиной такого поведения, ибо взрослый для дошкольника – центр его эмоциональной жизни: отношений, привязанностей, контактов с другими людьми.

Цель картотеки: предлагаемые мини-игры, не потребуют от родителей особо тщательной подготовки, сэкономят их время и усилия, окажут влияние на налаживание внутрисемейных контактов, помогут детям и взрослым лучше понять и принять друг друга.

В эти миниатюрные игры можно начинать играть с малышом с 1 года до 6-7 лет, главное, чтобы родители сами получали от этого удовольствие и не забывали, что 10-15 минут внимания к ребенку в день никогда не пропадут даром, зато обернутся пониманием, заботой и благополучием в собственном доме.

Готовимся в детский сад

Очень часто родители суперподвижных детей жалуются на то, что у них, трудно формируются культурно-гигиенические навыки в соответствии с возрастными требованиями. Предлагаем несколько миниатюрных игровых упражнений, которые помогут ребенку безболезненно закрепить навыки самообслуживания.

«Пора вставать»

Малышу трудно проснуться утром? Помогите ему, пропойте песенку, дотрагиваясь до частей тела, о которых в ней говорится:

Плечи, коленки, носки, голова,

Плечи, коленки, носки, голова,

Носик и ушки, рот и глаза.

«Показ мод»

Перед началом летнего (весеннего, зимнего, осеннего) сезона устройте с малышом показ обновок. Пусть ребенок попробует самостоятельно застегивать пуговицы, кнопки и молнии. Подготовьте место для показа, на котором «модель» будет демонстрировать обновы. Все остальные члены семьи могут щелкать фотоаппаратами, изображая репортеров модных журналов.

«Юный певец»

Дайте малышу микрофон и попросите спеть о том, что произошло с ним за день.

«Привет, горшок! »

Переход от подгузников к горшку — целое событие. Чтобы поддержать малыша в этом нелегком деле, можно устроить церемонию прощания с подгузником. Порадуйтесь вместе с малышом тому, что теперь он может ходить на горшок самостоятельно. Пусть ребенок попрощается с грязным подгузником и помашет ему ручкой.

«Чистим зубы»

Чтобы малыш осознал важность ухода за зубами, вечером почистите зубы не только ему, но и его любимой кукле или мягкой игрушке.

На кухне

Мамам очень важно знать где находится и как ведет себя сынок или дочка, если они заняты приготовлением обеда на кухне. Поэтому, если мама вооружится некоторыми советами, время на кухне пролетит незаметно и с пользой для всех.

«Вкусные задачки»

Угощая малыша изюмом, орешками или печеньем, предложите решить простые задачки на сложение или вычитание: «Сколько у тебя будет орешков, если я дам тебе еще два? » или «Если ты дашь мне три печенья, сколько у тебя останется? ».

«Фруктовые и овощные загадки»

Выбираете любой фрукт и рассказываете о нем от своего имени, пока малыш не догадается, о чем идет речь. Например, «Я продолговатая, оранжевая, меня любят зайцы». Когда ребенок отгадает, дайте ему кусочек моркови.

«Мамины помощники»

Дайте ребенку влажную губку, попросите его помочь протереть полки в шкафчике.

Попросите малыша навести порядок в шкафу с продуктами: составить аккуратно пакеты с крупой.

Дайте ребенку губку с жидкостью для мытья посуды и попросите его помочь вымыть пластмассовые стаканчики и тарелки.

«Вкусные угадалки»

Завяжите малышу глаза и устройте дегустацию: разложите на столе его любимые орешки, печенье, конфеты и другое лакомство. Пусть ребенок опишет вкус каждого продукта: сладкий, соленый, горький, кислый, острый. Дети постарше могут определять сложные вкусы: кисло-сладкий, горько-соленый и т. д.

На прогулке, в дороге

Прогулка для многих родителей очень подвижных непосед является сущим наказанием. Мамы жалуются, что нужен глаз да глаз за тем, чтобы он что-нибудь не натворил, куда-нибудь не залез, что-нибудь не порвал. Надеемся, что несколько советов помогут взрослым не устать от совместного времяпровождения.

«Дорожные правила»

Перед тем как отправляться в дорогу, составьте для малыша небольшой список правил (не более 4-5) как вести себя в машине, во время остановок или пеших прогулок. Объясните, почему нужно их соблюдать. Обязательно проследите, чтобы ребенок выполнял эти правила. Для более старших детей можно обозначить условными знаками (пиктограммами) некоторые правила поведения.

«Ням-ням»

Нанижите сушки или печенье с отверстиями на цветную веревочку, чтобы получились бусы или браслет. В дороге малыш может погрызть такое «украшение», вместе с вами заняться веселым счетом «сколько было — сколько стало», вспомнить геометрические формы «круг, овал, квадрат, треугольник» и еще то, что вы придумаете вместе.

«Красный, желтый, зеленый»

Попросите ребенка громко объявлять сигналы светофора. Можно разучить простой стишок: «Красный свет — проезда (прохода) нет! Желтый — будь готов к пути! А зеленый свет — кати (иди! » Малыша можно попросить сосчитать сколько раз на дороге зажегся красный сигнал, а сколько — зеленый.

«Я знаю пять названий. »

По очереди называйте любимые лакомства, места, занятия, предметы и др. важно, чтобы они не повторялись. Например: «Я знаю пять названий одежды: платье — раз, шорты — два. »

В дождливый день

На улице холодно, дождь и слякоть: бр-р-р., носа не высунешь из дома. А дома с мамой и папой весело, здорово и тепло.

«Крупа, крупа, кругом крупа. »

Насыпьте в тазик любую крупу. Пусть малыш пересыпает или просеивает ее. Вообще с крупами можно фантазировать бесконечно. Можно спрятать небольшие игрушки в крупу и попросить ребенка найти секрет, можно насыпать в крышку коробки из-под обуви немного манной крупы и рисовать с ребенком картины пальчиками. Действия с крупами, как и песком, обладают релаксирующим свойством и помогут непоседе успокоится и расслабиться.

«Разноцветные бабочки»

Нарвите небольшие кусочки разноцветной бумаги (бабочки) и разложите их на бумажном листе зеленого цвета (полянка). По команде: «Раз, два, три, лети! » подуйте на бабочек. Посчитайте с малышом бабочек разных цветов. Дети любого возраста любят играть в эту игру. Можно организовать соревнование «У кого бабочки улетят дальше» и т. п. Можно так же играть со снежинками, ватными шариками, листочками, усложняя игру, подуть через соломинку и проч.

«Нескучный дождик»

Возьмите лист бумаги лучше ватман или старые обои. Старую зубную щетку окуните в разведенную водой гуашевую или акварельную краску и с помощью простой расчески набрызгайте на полотно разноцветные капли. Получится веселый дождливый коллаж. Можно усложнить картину, используя шаблоны деревьев, домов, животных, людей, сказочных героев и т. п.

«Царевна Несмеяна»

Вспомните с ребенком царевну Несмеяну из сказки «По щучьему велению». Договоритесь, что по очереди будете стараться рассмешить друг друга. Выигрывает тот, кто сумеет вызвать улыбку у царевны.

«Конкурс хвастунов»

Предложите ребенку провести необычный конкурс хвастунов. Договоритесь о чем будете хвастаться (о маме, о празднике, о сне, о прошедшем дне и т. п.) . Выигрывает тот, кто лучше похвастается.

«Домашний театр»

Дождливым вечером или в непогоду можно устроить дома свой театр с переодеванием в мамины или папины старые вещи. Драматизируйте вместе с ребенком знакомые сказки для кукол, соседской бабушки или младших детей. Придумывайте свои сценарии и радуйте своих близких дорогим и бесценным вниманием!

Удачи Вам!

Играйте с удовольствием!

nsportal.ru

Игры для непоседы

Если ребёнок носится по квартире без остановки, кричит не своим голосом, катается по полу, совершает хаотичные движения руками и ногами и совершенно не слышит, что вы ему говорите — поймайте его, обнимите и тихим голосом предложите поиграть в одну из следующих игр.

  1. Попросите малыша вспомнить, как кричит корова, лягушка, собака.Или показать свою руку, нос, коленку. Ребёнку постарше предложите сосчитать от 1 до 20, а потом от 20 до 1.
  2. Замри-отомри.Вариаций этой игрымножество. Например, по команде «День» ребёнок прыгает, играет. А по команде «Ночь» притворяется спящим. Или пусть малыш представит, что он мышка и бегает-играет, пока вы не скажете «Кошка идёт!». Вместо словесной команды, можно давать звуковую — хлопать в ладоши или звонить в колокольчик. С детьми постарше поиграйте в «Море волнуется».
  3. Шторм-штиль.Вариация предыдущей игры. Не требует полного замирания, но «штиль» — это тихие, плавные движения, шепот. Что такое шторм, как правило детям не надо объяснять.
  4. 4Договоритесь с малышом, что как только вы нажмете ему на нос, он сразу «выключится». Можно расширить эту идею, нарисовав пульт управления (или используйте ненужный пульт от телевизора). Нажимайте кнопку на пульте и говорите: «уменьшаю громкость (выключаю звук, включаю замедление)». Пусть ребёнок выполняет команды.
  5. Предложите ребёнку представить, что он тигр на охоте. Он должен долго неподвижно сидеть в засаде, а потом прыгать и кого-то ловить. Или вместе с ребенком ловите воображаемых бабочек, к которым нужно медленно и очень тихо подкрадываться. Под каким-нибудь игровым предлогом, спрячьтесь вместе под одеялом и сидите там тихо-тихо.
  6. Предложите ребёнку представить себя китом.Пусть он сделает глубокий вздох и ныряет на глубину. Киту можно давать поручения плавать к разным материкам или искать что-то на дне.
  7. Попросите ребёнка закрыть глаза (если он согласиться, завяжите глаза платком) и сидеть неподвижно, ожидая определенного сигнала.Например, когда третий раз прозвенит колокольчик. Или попросите ребёнка что-то сделать с закрытыми глазами (сложить пирамидку, поставить машинку на подоконник, собрать с пола кубики).
  8. Попросите ребёнка выполнить сложное движение, требующее сосредоточенности (провести пальцем по нарисованному лабиринту, провезти машину за веревочку между кеглями). За выполнение обещайте приз.
  9. Попробуйте упражнение на чередования напряжение и расслабления.Например, можно двигать заведомо неподъемный диван, а потом падать и отдыхать. Или предложите малышу представить, что его и ваши ладошки — это снежинки. Пусть снежинки плавно падают на землю. А потом возьмите воображаемый снег с земли и с силой сжимайте руки в кулаки (лепите снежки).
  10. Предложите игру. Вы говорите слово, а ребёнок старается произнести это слово громче, чем вы. А потом, наоборот, попросите малыша говорить тише, чем вы.
  11. Возьмите простыню или тонкое покрывало и плотно запеленайте «малыша».
    Возраст ребёнка значения не имеет, но важно, чтобы ему эта игра нравилась. Можете взять его на руки, покачать, спеть песенку.
  12. Возьмите салфетку (или листок дерева) и подбросьте вверх.Скажите ребёнку, что пока салфетка падает, нужно как можно громче смеяться. Но как только упадет, следует сразу замолчать. Играйте вместе с ребёнком.
  13. Лучше еще крохой приучить ребёнка, что когда вы расставите руки, он побежит к вам в объятия. Если это объятие будет приятным, к 3-5 годам привычка останется. Поэтому расставьте руки и когда ребёнок к вам прибежит крепко-крепко его обнимите и задержите объятияна несколько секунд.

    14. Предложите малышу бегать и прыгать,но при этом постоянно выполнять какое-то простое движение. Например, держать соединенными указательные пальцы или вращать кистью руки.

  14. Сшейте мешочек величиной с ладонь и насыпьте в него 3-4 ложки песка или крупы. Предложите ребёнку бегать, прыгать и безобразничать, удерживая этот мешочек на голове. Обещайте ему что-то приятное (угостить чем-то, поиграть или почитать), если мешочек не упадет, пока не прозвенит таймер (в зависимости от возраста, временной промежуток 1-5 минут).

 

Источник: https://econet.ru/

xn--35-jlcdbauwtgbin.xn--p1ai

Консультация для родителей «Маленькие непоседы»

Консультация для родителей

«Учимся, играя»

Период раннего дошкольного развития малыша очень важен. На этом этапе он приобретает навыки, которые пригодятся ему в дальнейшей жизни. Чтобы направлять его физическое, эмоциональное, психическое развитие в нужное русло, родители должны обеспечивать его необходимыми нагрузками.

Учитывая возраст, ведущей деятельностью должна стать игра. Причём это должны быть уже не привычные прятки и догонялки, а развивающие игры для детей 3-4 лет, которые доступны родителям даже в домашних условиях, без привлечения педагогов и воспитателей. Каждая из них должна выполнять свою функцию: в игровой форме можно способствовать формированию логики, речи, мелкой моторики, памяти и внимания.

Логические

Логика — способность здраво и даже мудро рассуждать. Без неё человеку очень трудно приходится в жизни. Чтобы способствовать её формированию у малыша, можете подобрать специальные игры для развития детей 3-4 лет, которые смогут научить логическим умозаключениям.

Выставите на пол все пустые кастрюли, которые только найдёте на кухне, а рядом с ними положите вперемежку крышки. Юный Шерлок Холмс должен подобрать к каждой посудине свою собственную шляпку, анализируя их размер и цвет.

  • «Листопад»

Наберите листья с деревьев, легко угадываемые по контуру (дуб, клён, берёза), обрисуйте их границы на бумаге. Ребёнок должен угадать, какой контур, какому листочку соответствует, не прикладывая при этом последние к рисунку.

Возьмите небольшую корзину или коробку, сложите в нее фрукты и овощи, накройте салфеткой. Предложите на ощупь угадать известные ему фрукты: грушу, яблоко, банан, апельсин и другие.

Нужны карточки с нарисованными предметами, среди которых один будет лишним. Например, среди чашки, ложки и кружки будет утюг. Ребёнок в процессе развивающей игры должен исключить последний предмет.

Подобные детские развивающие игры на логику хорошо устраивать раз в 2-3 дня, чтобы интеллект малыша не перегружался. А в дни отдыха от мозгового штурма можете заняться речевыми способностями своего чада. И опять вам в помощь — игровая деятельность.

Речевые

Существуют самые разнообразные игры для развития речи детей 3-4 лет, направленные на сформированность грамматического строя и пополнение лексического запаса. Заранее выберите те, которые заинтересуют вашего кроху и не только окажутся полезными, но ещё и заинтересуют его. Причём специалист здесь вовсе не обязателен. Все задания легко выполняются дома с родителями .

Не секрет, что 3-4 года — самый упрямый возраст, и этим обязательно нужно воспользоваться, подыскивая игры, развивающие речь. В частности, дошкольник должен подбирать простейшие антонимы словам, которые вы ему называете. Например, белый — чёрный, весёлый — грустный, добрый — злой.

Для чистоты речи нужны развивающие логопедические игры, направленные на коррекцию произношения разных звуков. Повторяйте с малышом те звуки, которые произносят разные животные или издают некоторые предметы. Поставьте перед ним задачу максимально точного воспроизведения.

Это игра, развивающая не только речь, но ещё и внимание. Прогуливаясь по улице, попросите ребёнка описать всё, что он видит. Он должен правильно и грамотно строить свою речь, говорить предложения и замечать малейшие детали и нюансы, которые он видит.

Подобного рода дидактические игры позволяют обогатить словарный запас 3-4-летнего малыша и научить его правильно строить не только предложения, но и связывать их в единое целое — текст. Подобные речевые навыки ему очень пригодятся в школе. Да и на тестировании перед 1 классом ваш ребёнок после таких развивающих игр покажет отличные результаты. Но для достижения успехов на этом поприще не обойтись без мелкой моторики рук, с которой напрямую связан речевой аппарат в мозговой коре.

Пальчиковые (для мелкой моторики)

Чтобы мелкая моторика рук не страдала, обязательно проводите дома развивающие игры для детей 3-х лет и сами активно в них участвуйте. Ведь именно от этого показателя, как утверждают физиологи, зависит дальнейшее формирование речи у ребёнка. Не упустите этот важный момент.

Слепите с ребёнком царство из пластилина. Ежедневно пусть создаёт по 1 герою, параметры которого вы можете задавать сами. При этом пальчики могут тренироваться не только на пластилине, но и на тесте или глине.

Самая увлекательная из всех развивающих мелкую моторику игр — это пазлы, которые содержат мелкие фрагменты. Их нужно соединить в единое полотно. С возрастом детали должны становиться всё мельче и мельче. Начинайте с 9 пазлов в 3 года, а заканчивайте 200 пазлами в 5 лет.

Правильный захват карандаша, нажим на него, ровность изображаемых линий — всё это присутствует в рисовании. Так что раскраски — ещё один важный вид развивающей игры для данного возраста. Причём с ними ребёнок должен заниматься ежедневно.

Эти простые, но очень полезные развивающие игры для детей 3-4 лет помогут сформировать мелкую моторику рук без отклонений и подготовить малыша к школе должным образом. При этом не забывайте про память, которую тоже нужно начать тренировать уже в раннем возрасте.

Для развития памяти

Существуют специальные игры на развитие памяти для детей 3-4 лет, что в дальнейшем позволит ему усваивать большие объёмы школьного материала. От этого будут зависеть и успехи в обучении.

Дайте ребёнку задание сходить в виртуальный магазин и купить ряд продуктов и вещей. Каждый раз, отправляя его в супермаркет, увеличивайте список.

Дайте ребёнку осмотреться в комнате, пусть запомнит, насколько сможет, расположение вещей. Потом он выходит, и вы меняете местами некоторые предметы. Зайдя к вам, малыш должен угадать, что изменилось.

Нарисуйте при нём несложный узор. Пусть он его рассмотрит как следует. Затем уберите картинку и попросите его воспроизвести её самому.

Можно сделать развивающие игры для детей 3-4 лет своими руками, а можно купить уже готовые, настольные. В них ребёнок будет с удовольствием играть ежедневно.

Настольные


Современные развивающие настольные игры для детишек 3-4 лет отличаются увлекательностью и разнообразием. Убедитесь в этом сами.

Это развивающее лото состоит из карточек с цифрами 0,1,2,3,4,5,6,7,8,9,10 и 11 карточек с изображением различных забавных животных, птиц и морских обитателей: жираф, дельфины, крабы, собачки, обезьянки, панды, котята, рыбки, совы и лягушки.Число животных на каждой карточке разное и соответствует одной из цифр,

Покажите малышу карточку с цифрой один, назовите цифру, а затем покажите карточку с картинкой жирафа, проговорите, что на ней изображен один жираф. И т.д. Это развивающее пособие очень универсальное: можно одновременно учить цифры, изучать с ребенком животных и учиться считать.

Настольная игра состоит из карточек, разрубленных на два элемента по технологии Puzzle (пазл). На них изображены различные предметы, растения и животные. Все изображения составляют логические пары по признаку совместного использования или предназначения.

Настольная игра «Чей домик?» состоит из 20 карточек, разделенных на 2 элемента по технологии пазл. На одной половинке изображены различные животные, а на другой — места обитания. Игра поможет детям узнать особенности жизни некоторых животных, научит различать их изображение, укрепит зрительную память, наблюдательность и внимание.

kopilkaurokov.ru

Методическая разработка по теме: Консультация для родителей «Ребёнок непоседа»

Консультация для родителей на тему:

«Ребёнок – непоседа».

Дети, которых не понимают взрослые.

Они почти всегда возбуждены, непоседливы, невнимательны, с ними трудно и родителям, и воспитателям, и педагогам. «Нарушители порядка и спокойствия», «неуправляемые» –  самые мягкие эпитеты, которыми награждают этих детей взрослые.

«Он никогда не сидит на месте, не хочет быть спокойным. Он буквально изводит меня, словно не слышит, что я прошу его успокоиться, мне даже кажется, что он делает это специально, чтобы вывести меня,  – жалуется мама шестилетнего Дениса.  – С тех пор как он стал ходить, я постоянно настороже. Он хочет всё делать сам, но не способен собраться, не способен зафиксировать своё внимание больше чем на несколько минут. Ему трудно со сверстниками, он нетерпелив, раздражается, очень резко реагирует на любой отказ. Его поведение создаёт проблемы везде – и дома, и в подготовительной группе, и при встречах с друзьями, и во время прогулок». Монолог мамы можно продолжить, как и перечисление бесконечных «проступков» Дениса. При этом мама всё время подчёркивает, что Денис сам научился читать в 5 лет, что его многое интересует, он любит порассуждать на разные темы, но…своенравен и недисциплинирован.

Мама Дениса уверена, что он «не хочет» подчиняться требованиям взрослых и главная задача – «заставить» его всё делать «так, как надо».

К сожалению, взрослые не готовы не только понять причины подобного поведения ребёнка и проявить терпение, но и взять на себя ответственность за его состояние и поведение.

Как правило, «беспокойность» проявляется достаточно рано – к 2-3 годам, но родители объясняют её шаловливостью, живостью характера, условиями воспитания и т.п. Сложнее становится в 5-6 лет, когда ребёнок сталкивается с необходимостью соблюдения режима дня, расписания занятий, требований учебного процесса при подготовке к школе.

Слабая концентрация внимания, неусидчивость и отвлекаемость, неумение сосредоточиться и довести работу до конца приводят к трудностям обучения. Нередко эти проблемы принимают драматический характер, так как учебные успехи даже на этапе подготовки к школе становятся обязанностью ребёнка, а родители оказывают всё большее давление на него. Собственные неудачи и недовольство взрослых ещё больше осложняют ситуации, ухудшают состояние ребёнка.

Нередко мы сами провоцируем ребёнка на «плохое» поведение раздражением, нетерпением, требованиями, с которыми он не может справиться. Мы должны научиться быть последовательными и спокойными, твёрдыми, но доброжелательными. Важно понять, что ребёнка нужно не только любить, но и уважать его личность. Любой ребёнок, даже самый непослушный, вправе рассчитывать на наше понимание и помощь.

«Не хочет» или «не может»?

Пожалуй, это главный вопрос, на который хотели бы получить ответ и педагоги, и родители. Ответив на него, вы сможете решать проблемы ребёнка и адекватно реагировать на его «выходки». К сожалению, более 70% родителей и 80% педагогов считают, что ребёнок должен «быть послушным», должен «уметь себя вести», должен быть внимательным, старательным и т.п. Причём «послушание» (которое понимается как беспрекословное подчинение требованиям взрослых) родители считают едва ли не самым главным достоинством ребёнка. Тихий, малоактивный, сидящий часами со своими игрушками ребёнок не мешает и, как правило, не вызывает тревоги, несмотря на то что у него, вероятно, немало проблем. А вот шумный, беспокойный, много говорящий, постоянно требующий внимания утомителен, нередко раздражает взрослых.

Особенно сложно этим детям в коллективе, при чётко организованном режиме и системе достаточно жёстких требований.

В 6 лет и 2 месяца Дениса привели в подготовительную группу дошкольной гимназии. На вопросы педагога и психолога, проводивших собеседование, мальчик отвечал неохотно, зато подробно рассказывал о том, что интересно ему. Денис расспрашивал обо всём, перескакивал с одного на другое, не дожидаясь ответа, ни секунды не сидел на месте, старался осмотреть и потрогать всё вокруг. Денис знал буквы, уже неплохо читал, считал, но его с трудом удалось уговорить продемонстрировать свои умения. Мама и бабушка считали такое поведение «баловством». Ребёнок жил у бабушки, но его воспитанием занимались няни.

По словам мамы, Денис любит общаться с детьми, но они его обижают, он сердится, злится, иногда дерётся. Он очень хочет учиться и обещал, что будет вести себя хорошо.

Обещания оказались трудновыполнимыми. На занятиях он постоянно переключался с одного вида деятельности на другой: вертелся, вставал, ходил по классу, мог взять у другого ребёнка книгу, карандаш, задавал педагогу вопросы, не относящиеся ни к заданию, ни к занятию, хотя, как заметила учительница, «схватывал всё на лету».

Самой большой проблемой было письмо (детей учили писать только печатные буквы). Оказалось, что Денис «не любит рисовать», ручку и карандаш держит в кулаке. Движения скованны, рука очень напряжена, а линии неровные. Первые несколько букв даже в своём имени Денис писал, старательно выводя каждую линию, но всё время «красиво» не получалось, и он всё перечёркивал, отказывался от работы или искал какие-то предлоги, чтобы заняться чем-то другим.

В перерывах между занятиями «носился как угорелый, всех задёргал». Через два месяца учительница попросила забрать Дениса, так как она испробовала все меры: и по-хорошему, и по-плохому. Она терпела его выходки, делала замечания, наказывала, стыдила, жаловалась родителям. Родители тоже принимали меры: лишили прогулок и не разрешали смотреть мультики, не покупали новых игрушек, требовали, чтобы Денис выполнял все задания, которые не сделал в классе. Занятия сопровождались криком, слезами и наказаниями.

Такая непростая ситуация достаточно типичная и характерная для довольно большой группы детей, имеющих комплекс проявлений нарушения поведения: невнимательность, отвлекаемость, гиперактивность, импульсивность. Наличие этих признаков свидетельствует о специфическом нарушении психического здоровья – синдроме дефицита внимания (СДВ), или гиперкинетическом синдроме детского возраста.

Синдром дефицита внимания в последней медицинской классификации определён как заболевание. Это значит, что ребёнок хочет, но не может изменить своё поведение по желанию взрослых. Необходима специальная тактика работы с таким ребёнком, а иногда и лечение.

СДВ – пожалуй, самая распространённая форма нарушений поведения. Детей с СДВ около 15-20%, причём синдром в 3-5 раз чаще встречается у мальчиков

Основные симптомы СДВ:

  1.  расстройство внимания;
  2.  гиперактивность;
  3.  импульсивность.

Что должно насторожить в поведении ребёнка?

  1.  Беспокойные движения рук и ног.
  2.  Сидя на стуле, крутится, часто меняет позу, особенно во время целенаправленной деятельности или занятий.
  3.  Легко отвлекается на любые посторонние раздражители.
  4.  С трудом дожидается своей очереди во время игр и в различных ситуациях в коллективе.
  5.  На вопросы отвечает не задумываясь, не выслушивая их до конца.
  6.  При выполнении предложенных заданий испытывает трудности, связанные с непониманием инструкции, проблемами планирования и организации деятельности.
  7.  Часто переходит от одного незавершённого действия к другому.
  8.  Не может играть тихо, спокойно.
  9.  Часто мешает другим, пристаёт к окружающим (например, вмешивается в игры других детей).
  10. Много разговаривает сам, но не слушает речь, обращённую к нему.
  11. Часто теряет вещи.
  12. Часто совершает опасные действия, не задумываясь о последствиях (например, выбегает на улицу, не оглядываясь по сторонам).

Если не менее восьми перечисленных признаков проявляются в поведении вашего ребёнка ежедневно, по крайней мере, в течение полугода, то можно говорить о синдроме дефицита внимания.

Изменения в поведении, конечно же, иногда бывают у каждого ребёнка, например, после болезни может отмечаться нарушение внимания, сильное функциональное напряжение заканчивается эмоциональным взрывом, неожиданной, неадекватной реакцией, которая принимается взрослым за импульсивность. Утомление на начальных этапах, как правило, связано с двигательным беспокойством, неусидчивостью и т.п. Однако всё это временные (ситуативные) проявления нарушения поведения. У детей с СДВ эти проявления постоянны.

Внимание – одна из важнейших психических функций, обеспечивающих деятельность и обучение ребёнка. Оно проявляется как общая готовность к деятельности, а также как особая (избирательная) готовность к определённым видам деятельности.

В младшем дошкольном возрасте избирательное внимание ещё не сформировано, но в 3 – 4 года ребёнок уже реагирует не только на новизну, но и на разнообразие. На что-то очень интересное, новое ребёнок непроизвольно обращает внимание – он словно застывает, взгляд зафиксирован на «новом», рот полуоткрыт. Для детей с СДВ такая реакция не характерна.

У старших дошкольников – детей 5 – 6 лет – достаточно хорошо развито произвольное внимание (сосредоточенность на определённом объекте, предмете, задании). Однако у детей с СДВ процессы организации внимания нарушены. Эти нарушения не очень заметны в младшем дошкольном возрасте, но уже на систематических занятиях по подготовке к школе они проявляются сразу.

Неспособность концентрировать внимание является причиной трудностей, возникающих при выполнении заданий в школе. Как показывает наша практика, дети с СДВ способны сохранять внимание всего лишь несколько минут. Невнимательность проявляется и во время коллективных игр. Непоседам быстро надоедают игры, отвлекаясь, они мешают другим детям, и в результате возникает конфликт. В то же время дети с СДВ во время любимых занятий и игр, с которыми им удаётся успешно справляться, могут удерживать внимание и заниматься любимым делом достаточно длительное время. Следует учесть, что внимание базируется именно на принципе удовольствия, удовлетворения. Этот принцип является важным фактором организации психической деятельности ребёнка, оказывает стимулирующее влияние. Хуже всего гиперактивные дети выполняют задания, которые кажутся им скучными, неоднократно повторяющимися, трудными, не приносящими удовлетворения и не подкрепляемыми поощрениями. Неудачи и неудовлетворение фактически разрушают внимание.

Импульсивность проявляется у гиперактивных детей в разнообразных ситуациях. На занятиях они перебивают других, невпопад отвечают на вопросы, не выслушав их до конца. Они склонны к травматизму, так как нередко совершают опасные действия, о последствиях которых не задумываются.

Дети с СДВ более разговорчивы и более склонны к началу социального взаимодействия. При этом они часто неадекватны, не понимают ситуации, обижаются и злятся, считая, что с ними «не хотят водиться». Их поведение непредсказуемо, и общение со сверстниками затруднено из-за конфликтности и неуравновешенности.

Во время занятий и уроков детям с СДВ сложно справиться с заданиями, но не потому, что они не способны их выполнить, а потому, что их деятельность неправильно организована. Чтобы эффективно организовать работу ребёнка необходимы спокойная обстановка, отсутствие отвлекающих моментов, индивидуальный режим работы, точное объяснение заданий.

Для того чтобы у ребёнка не возникли трудности с чтением и письмом, нужно уделить особое внимание развитию моторных (двигательных) функций.

Избегайте сравнений с послушными и спокойными сверстниками, это унижает ребёнка, снижает его самооценку.

Когда и как начинает проявляться СДВ? В каком возрасте и на что в поведении ребёнка должны обратить внимание родители?

В возрасте до года эти дети «не дают ни минуты покоя», плохо спят, во время бодрствования крикливы, возбуждены, подвижны, нередко у них отмечается повышенный тонус (гипертонус). Они очень активно реагируют на любой звук, шум, свет. К трём годам становится более явным дефицит внимания: ребёнок не может сосредоточиться на игре по правилам, на деятельности, требующей концентрации внимания, даже интересную сказку ему трудно дослушать спокойно до конца, не легче досмотреть, не отвлекаясь, мультфильм. Ребёнок по-прежнему чересчур активен, беспокоен, «крутится как юла».

В возрасте 3 – 5 лет отмечаются и дефицит внимания, и гиперактивность, более чётко проявляется неустойчивость настроения. Особенно сложны для детей занятия, требующие соблюдения определённых правил, структурированные по времени, темпу работы, смене видов деятельности.

В 6 – 7 лет неспособность к концентрации внимания, бесцельная двигательная активность, неустойчивость и неадекватность реагирования становятся причиной школьных проблем.

Если эти нарушения отмечались только на самых ранних этапах, например до года, стоит внимательнее понаблюдать за ребёнком и помнить о том, что любые перегрузки, сильное напряжение могут стать факторами, провоцирующими ухудшение его состояния.

Если нарушения поведения возникли в старшем дошкольном возрасте, проанализируйте, не являются ли они результатом воздействия психогенных факторов, т.е. вызванных психической травмой. Испуг, страхи, возникающие в конфликтах (ссоры, разводы, алкоголизм родителей, жестокое, несправедливое обращение с детьми), приводят к психическим расстройствам, неврозам. В этих случаях вы сами создаёте ситуацию, которая травмирует ребёнка. Если вы измените психологический климат, устраните причину беспокойства и тревоги, уже этого может быть достаточно для нормализации состояния и поведения ребёнка, поскольку в данном случае речь идёт не о заболевании, а о временной защитной реакции малыша на неблагоприятные воздействия, эмоциональный стресс.

Среди симптомов, вызванных психогенными факторами, могут быть и основные признаки СДВ: повышенная двигательная активность (двигательное беспокойство), неустойчивость состояний и нарушение концентрации внимания.

Однако при невротических нарушениях есть и другие проявления, не характерные для синдрома дефицита внимания, такие, как:

  1. повышенная чувствительность в виде склонности к проявлениям аффекта, эмоциональным расстройствам, беспокойству, плаксивости;
  2. нервная ослабленность;
  3. низкая выносливость, быстрая утомляемость при повышенной нервно-психической нагрузке, а также при шуме, духоте, ярком свете;
  4. нарушения сна: поверхностный, чуткий, беспокойный или чрезмерно глубокий, затруднённое засыпание, уменьшенная потребность в дневном сне;
  5. вегетососудистые дистонии, проявляющиеся в низких показателях артериального давления, плохом самочувствии при колебаниях атмосферного давления, сосудистых спазмах (головные боли), болях  в области солнечного сплетения, повышенной потливости, ознобах, сердцебиениях;
  6. соматическая ослабленность: частые вирусные инфекции, хронические тонзиллиты, бронхиты, трахеиты, снижение иммунитета;
  7. диатезы;
  8. психомоторные, конституционально обусловленные нарушения типа энуреза, тиков и заикания, которые часто сменяют друг друга;
  9. разного рода страхи.

Очень важны эмоциональные контакты с родителями (прежде всего с матерью). Часто вражда между родителями становится причиной развития невроза у ребёнка. Эту вражду он остро чувствует и очень тяжело переносит, находясь в постоянном напряжении. Если конфликт между родителями замаскирован, то последствия могут быть ещё более тяжёлыми.

В разбитых семьях, сохраняющих только формальную связь, ребёнок становится соединяющим звеном. Для малыша это слишком большое эмоциональное давление. В неполных семьях отсутствие одного из родителей нарушает всю эмоциональную структуру отношений. Это приводит к тому, что ребёнок теряет чувство безопасности, боится быть оставленным. Цена такого напряжения – неврозы, которые негативно скажутся на дальнейшем развитии личности ребёнка.

Нельзя забывать и о том, что нарушения поведения у детей могут быть связаны и с дефектами воспитания, например в тех случаях, когда ребёнку позволяют делать всё, что он захочет, относятся снисходительно к его непослушанию, «забрасывают» его игрушками, не приучают к навыкам опрятности. Бывает и так, что мама наказывает ребёнка, и он идёт к бабушке, которая готова приласкать его и всё разрешить. Естественно, когда такой малыш сталкивается с необходимостью выполнять определённые требования, соблюдать дисциплину, он оказывается к этому неподготовленным. Отсюда и протест: раздражительность, плаксивость, истерики, грубость, обидчивость. Отличить заболевание от дефектов воспитания достаточно сложно, именно поэтому не стоит торопиться с выводами – следует проявить терпение и более внимательно понаблюдать за ребёнком. Только тогда можно выяснить, с чем связаны нарушения поведения, внимания, импульсивность.

В семьях, где нормой являются постоянные ссоры, конфликты, пьянство, у детей также не вырабатывается умение сдерживать свои эмоции. Как правило, возбудимые, конфликтные из-за не очень хорошего здоровья и тяжёлых условий жизни, они, наблюдая за взрослыми, используют негативные модели поведения в общении со сверстниками.

Психотравмирующие факторы не всегда приводят к невротическим расстройствам и неврозам. Оказавшись в сложной ситуации, каждый ребёнок реагирует по-своему. Чаще дают срывы ослабленные, болезненные дети. Повышенная ранимость нервной системы отмечается в возрасте 6 – 7 лет.

Существуют самые разные взгляды на проблему причин СДВ.

В качестве одной из ведущих причин рассматриваются нарушения в развитии центральной нервной системы, возникающие в результате патологии беременности и родов, а также черепно-мозговых травм, тяжёлых заболеваний. Влияние вредных факторов во время беременности, таких, как алкоголь, некоторые лекарственные препараты, курение, тоже может оказать негативное влияние на развитие ребёнка. У матерей, дети которых страдают СДВ, чаще выявляются тяжёлые заболевания во время беременности, токсикозы, переношенная беременность, длительные роды. Важно заметить, что иногда на первом году жизни ребёнка эти последствия трудно диагностируются при обычном неврологическом обследовании.

Есть сторонники генетической природы СДВ. Основанием для этого являются исследования семей, показывающие, что у ребёнка с СДВ прямые родственники могут иметь в истории развития СДВ.

Существует гипотеза, связывающая наблюдаемые у этих детей нарушения внимания с несформированностью или нарушениями процессов активации. При этом обнаруживаются разные варианты этих нарушений.

первый – когда внимание нарушено из-за того, что ребёнок не в состоянии отфильтровать поступающую информацию, внешние стимулы, выделить главное, наиболее значимое. Именно поэтому он быстро отвлекается.

Второй – когда ребёнок не может сконцентрировать своё внимание из-за низкого уровня реакции на внешние стимулы, что тоже проявляется как нарушение внимания и организации деятельности.

Оттого, каков механизм нарушения внимания, зависит и выбор тактики с ребёнком. В первом случае наиболее эффективны будут меры, способствующие снижению потока одновременно поступающей информации, ограничение любого шума, мешающего деятельности, способы и средства, усиливающие регуляцию и контроль. Во втором случае необходимо своеобразное подстёгивание, активизация деятельности разными способами и средствами.

Очень интересны исследования последних десятилетий, связывающие гиперактивность с влиянием таких экологических факторов, как загрязнение окружающей среды свинцом (основной источник – выхлопные газы).

Если вашему ребёнку поставили диагноз – гиперактивность, не стоит расстраиваться, огорчаться, обсуждать эту проблему в присутствии ребёнка. Спокойствие и терпение взрослых, правильная тактика общения помогают снять многие проблемы гиперактивных детей.

Тактика общения с непоседой.

Важно понять: стиль и тактика нашего общения закладываются в раннем детстве. Ребёнок испытывает средства нашего воздействия (положительного и отрицательного), нашу реакцию, нашу выдержку. И если мы пытаемся изменить ситуацию криком, угрозами, наказаниями, то тем самым создаём основу для будущих проблем.

Взрослые хотят руководить ребёнком. Но руководить не значит заставлять, требовать беспрекословного подчинения. У ребёнка должно возникнуть желание, чтобы им руководили. Он должен доверять нам, а упрёки и угрозы совсем не способствуют этому.

Эффективность общения зависит не только от нашего желания добиться определённых результатов, но и от того, как мы это делаем. И здесь имеет значение всё – тон, интонация, взгляд, жесты.

Как разговаривать с беспокойным ребёнком?

  1. Недопустимы (даже в критических ситуациях) грубость, унижение, злость. Выражения типа «терпеть не могу», «ты меня извёл», «у меня нет сил», «ты мне надоел», повторяемые по нескольку раз в день, бессмысленны. Ребёнок просто перестаёт их слышать.
  2. Не разговаривайте с ребёнком между делом, раздражённо, показывая всем видом, что он отвлекает вас от более важных дел, чем общение с ним. Извинитесь, если не можете отвлечься, и обязательно поговорите с ним позже.
  3. Если есть возможность отвлечься хотя бы на несколько минут, отложите все дела, пусть ребёнок почувствует ваши внимание и заинтересованность.
  4. Во время разговора помните, что важны тон, мимика, жесты, на них ребёнок реагирует сильнее, чем на слова. Они не должны демонстрировать недовольство, раздражение, нетерпение.
  5. Разговаривая с ребёнком, задавайте вопросы, требующие пространного ответа.
  6. Поощряйте ребёнка в ходе разговора, покажите, что вам интересно и важно то, о чём он говорит.
  7. Не оставляйте без внимания просьбы ребёнка. Если просьбу нельзя выполнить по какой-то причине, не отмалчивайтесь, не ограничивайтесь коротким «нет», объясните, почему вы не можете её выполнить. Не ставьте условий для выполнения просьбы, например: «Если ты сделаешь это, то я сделаю то-то». Вы можете поставить себя в неловкую ситуацию.

Что делать в сложной ситуации?

  1. Научиться придавать проступку чрезмерного значения, сохранять спокойствие (не путать с показным спокойствием, когда взрослый всем своим видом даёт понять: «давай, давай, мне это безразлично, это твои проблемы»). Это не означает, что нужно всегда идти на поводу у ребёнка, не замечать его проступков, потакать ему, не контролировать его действий и не предъявлять к нему никаких требований. Наоборот, необходимы чёткие требования (в пределах возможностей ребёнка), не меняющиеся в зависимости от ситуации и настроения взрослых. Нужны требовательность плюс спокойствие и доброжелательность. Ребёнок должен осознавать, что требование не прихоть взрослого, а отказ не демонстрация враждебности, не наказание за проступок или просто ваше невнимание к его просьбе.
  2. Никогда не наказывать, если проступок совершён впервые, случайно или из-за ошибки взрослых.
  3. Не отождествлять проступок (нарушение поведения) и ребёнка. Тактика «Ты плохо себя ведёшь – ты плохой» порочна, она закрывает ребёнку выход из ситуации, снижает самооценку, создаёт ситуацию страха. Видимо, поэтому непослушные дети так часто спрашивают родителей: «Ты меня любишь?»
  4. Обязательно объяснить, в чём состоит проступок и почему так себя вести нельзя. Однако, если мама чуть что срывается на крик, а папа всегда готов шлёпнуть, вряд ли можно объяснить ребёнку, что кричать и драться нехорошо.
  5. Не стоит злословить по поводу проступка, напоминать (для профилактики), стыдить перед другими взрослыми и сверстниками. Это унижает, рождает обиду и боль. Ребёнок может, не осознавая этого, ответить тем же. Не стоит удивляться в этих случаях детскому «ненавижу» или «я тебя тоже не люблю», «ты злая».
  6. Не стоит ставить в пример «непослушному» ребёнку «хороших» братьев и сестёр, сверстников, укоряя «есть же нормальные дети, которые не изводят своих родителей». Родители, которые легко выходят из себя, не умеют держать себя в руках, а значит, не умеют себя вести, не очень хороший пример для детей.

Какой метод эффективнее – похвала или наказание?

Практика показывает, что родители (и не только беспокойных детей) очень скупы на одобрение, похвалу. На вопрос, часто ли тебя хвалят родители, дети отвечают долгим молчанием, и выясняется, что хвалят редко, только за реальный результат, но никогда за старание, попытку. Старание, работа не получают одобрения, если нет результата, удовлетворяющего родителей.

В процессе занятий, обучения и особенно тогда, когда есть проблемы, ребёнку необходимы поддержка, подбадривание, которые позволяют ему понять, что он действует правильно, дают уверенность в том, что неудача преодолима и вы оцениваете его старание. Обращать внимание только на проблемы очень легко, а вот увидеть наметившееся улучшение непросто. Но без поддержки взрослого ребёнок его тоже не заметит. «Я уверен, что у тебя получится», «Я помогу тебе, и ты обязательно сделаешь…», «Молодец, ты меня радуешь». Эти формулы одобрения стандартны, и каждый может использовать свои. Одобрение, поддержка и похвала стимулируют ребёнка, повышают мотивацию.

Жёсткое обращение (замечания, укоры, угрозы, наказания) может кратковременно повысить эффективность, но у большинства детей это вызывает обиду, тревогу, усиливает боязнь неудачи. Причём эта тревога и боязнь родительского гнева провоцируют новые проступки, хотя страх порицания и наказания нередко создаёт иллюзию позитивного изменения ситуации. Уступчивость и послушание зачастую достигаются за счёт накапливаемого ожесточения, отрицательных эмоций и нарушения взаимоотношений. Угроза основана на допущении, что страх может быть достаточным мотивом для достижения какого-то результата (и действительно, кратковременный эффект может быть), но чувство обиды (особенно осознаваемой как незаслуженная обида) обычно даёт обратный эффект.

Поэтому рекомендуется чаще хвалить ребёнка, чем осуждать его, подбадривать, а не подмечать неудачи, вселять надежду, а не подчёркивать, что изменение ситуации невозможно. Для того чтобы ребёнок поверил в свой успех, в возможность преодоления проблем, в это должны поверить взрослые.

nsportal.ru

ИГРЫ, КОТОРЫЕ ЛЕЧАТ «ИГРЫ ДЛЯ НЕПОСЕД»

Упражнения, направленные

на улучшение регуляции мышечного тонуса

Эти игры-упражнения рас­считаны на последователь­ное напряжение и расслаб­ление различных групп мышц. Напря­жение обязательно должно длиться несколько секунд. После выполнения каждого упражнения ребенок непре­менно должен расслабиться на не­сколько секунд. Очень хорошо, если в этот период он сможет поделиться с вами своими ощущениями. Спроси­те, устал ли он, что ощущают его мыш­цы, когда он делает это упражнение: боль, дрожь, тепло и т. д. Желательно, чтобы упражнение сопровождалось соответствующим дыханием: на напряжение мышц — вдох, затем за­держка дыхания, на расслабление мышц — выдох. Каждое упражнение выполняйте несколько раз (от двух до пяти).

1. Предложите ребенку сесть на невысокий на полу. По­просите его как можно выше под­нять вверх носки (пятки остаются стоять на полу), немного подержать ноги в таком положении, затем мед­ленно опустить.

2.Теперь нужно как можно выше поднять пятки так, чтобы носки оста­вались стоять на полу, подержать не­много ноги в таком положении, а за­тем с силой опустить на пол.

 3. Предложите ребенку сесть на пол так, чтобы он мог упереться нога­ми в стену. Задача: попытаться «отодвинуть» стену правой ногой, затем  левой. После каждой попытки нога обязательно должна отдохнуть и расслабиться.

   4. Лежа или стоя, как можно силь­нее надуть живот, немного побыть в этом состоянии, затем рассла­биться.

   5. Попросите ребенка вытянуть вперед руки и как можно сильнее сжать кулаки.

   6. Теперь как можно сильнее рас­топырить пальцы рук.

   7. Скрестить руки перед живо­том, сцепить их в замок и как можно сильнее свести плечи на несколько се­кунд. Расслабиться.

8. Сцепить руки за спиной и с си­лой свести лопатки.

9. Поднять плечи как можно выше, «достать ими до ушей».

  10. Попросите ребенка как можно сильнее открыть рот. После нескольких секунд напряжения мед­ленно закрыть. Оскалить зубы, вытя­нуть губы в трубочку, наморщить нос; зажмурить глаза, открыть глаза как можно шире; надуть щеки.

   11. После выполнения всего ком­плекса, предложите ребенку напрячь, как можно сильнее все тело разом. Это упражнение можно выполнять ле­жа на спине. Попросите ребенка сжаться в комочек, а затем расслабить­ся и свободно лечь на спину, полежать с закрытыми глазами, со слегка приот­крытым ртом, не шевелясь.

   12. Так как существует прямая связь между напряжением и ощуще­нием

тяжести, расслаблением и ощущением легкости, очень эф­фективно в 

работе с детьми исполь­зовать различные образы. Предло­жите ребенку «превратиться» в ба­бочку, легкую и воздушную, «поле­тать» с цветка на цветок; затем пусть он вообразит себя сильным и тяже­лым слоном, который ходит, громко топая и переваливаясь. Возьмите разные роли: мышки, медведя, кош­ки, зайчика, бегемота и т.д.

Упражнения, направленные

на удержание и контроль позы

Для гиперподвижного ребенка за­частую очень сложно бывает удер­
жать определенную позу в течение ка­кого-то времени. Поэтому на уроке он начинает отвлекаться, а дома его ждет мучительное многочасовое вы­
полнение домашнего задания. В этой ситуации одергивания и увещевания
вроде «Не лезь под стол», «Не грызи карандаш», «Перестань вертеться» не
дают положительного результата и способны лишь удлинить страдания и ребенка, и родителей, превращая уроки в пытку. Возможны два способа
облегчения ситуации:   

     А. Дать ребенку возможность делать часть уроков, вися вниз головой или прыгая по комнате. Этот способ улуч­шит ситуацию, но ничего не изменит в самом ребенке.  Кроме того, в школе вряд ли положительно отнесутся к такому смелому эксперименту.

Однако есть возможность ре­комендовать его для использования дома: таким образом, ваш ребенок сможет не думать об удержании позы и больше внимания будет уделять со­держательной стороне домашнего задания — быстрее решит задачу, луч­ше запомнит содержание параграфа или правило;

В. Другой вариант предполагает ряд упражнений, направленных на тренировку удержания определен­ной позы. Они достаточно сложны для выполнения, но впоследствии, при условии регулярных занятий, значительно облегчат ребенку про­цесс удержания более простых поз. Кроме того, эти упражнения включа­ют эффективный внешний контроль за правильностью выполнения: лю­бое лишнее движение тут же даст о се­бе знать, и ребенок сможет сам опре­делить, в чем его ошибка.

Оба способа хороши для одновре­менного использования. Первый об­легчит ситуацию «сейчас», второй — «в дальнейшем».

Для выполнения этой группы уп­ражнений вам понадобится книжка, а лучше дощечка (размером прибли­зительно 20х30 см), два небьющих­ся пластиковых стакана, два неболь­ших мячика (диаметром около 7 см). Желательно, чтобы мячик не прохо­дил в стакан.

  1. 1.  Положите на голову ребенка дощечку. Задача: удерживать ее как
    можно дольше. Помогать руками нель­зя. Упражнение выполняется стоя или сидя. Когда ребенок сможет выпол­нять упражнение хотя бы в течение
    минуты, это значит, что вы добились значительных успехов.
  2. 2.  Попросите ребенка лечь на спину и поднять руки вверх так, чтобы на них можно было поло­жить дощечку. Поставьте на дощеч­ку стакан с шариком.
  3. Цель: удержать дощечку так, чтобы ста­кан не упал.
    1. 3.  . Попросите ребенка поднять ноги так, чтобы можно было свер­ху положить дощечку. По­ставьте сверху стакан с шариком. Задача та же, что и в упражнении 2.
    2. 4.   Предложите ребенку сидя или стоя вытянуть вперед руки ладонями вверх, распрямить ладони. На вы­прямленные ладони положите по мя­чику. Следите за тем, чтобы ребенок не сгибал ладони «лодочкой», не при­держивал мячики пальцами. Задача: удержать шарики на ладонях, не дать им скатиться.

5. Усложните упражнение 4, по­ставив на ладони ребенка стаканы с мячиками (еще менее устойчивая форма).

6, Попросите ребенка повернуть ладонь тыльной стороной вверх. По-

ставьте на нее стакан с шариком и по­просите удерживать как можно доль­ше.

7. Дайте ребенку в руки дощеч­ку. Поставьте на нее стакан вверх дном. Сверху положите мячик. Задача: в течение минуты удерживать равновесие, не давая шарику упасть.


Упражнения для

мышц тела и конечностей

Во многом эти упражнения осно­вываются на приведенных выше.

Вам понадобятся те же предметы и мяч (примерно 30 см в диаметре).

   1. Предложите ребенку, удер­живая книжку на голове, быстро пошевелить пальцами рук, несколь­ко раз согнуть и разогнуть руки в локтях, помахать руками («поле­тать»), покачать правой, затем левой ногой, пройтись по комнате, сесть, затем встать.

    2.  Повторите с ребен­ком упражнение 2 из пре­дыдущего раздела, но толь­ко теперь попросите его, зажав ступнями мяч, под­нимать и опускать ноги. Задача: не выронить мяч и не уронить дощечку со стаканом.

    3. Попросите    ребенка встать на четвереньки. По­ставьте ему на спину стакан с маленьким мячиком. Предло­жите ему немного проползти, не уро­
нив стакана.

    4. Положите на пол дощечку. По­ставьте на нее вверх дном стакан. Сверху положите мячик. Попросите ребенка поднять дощечку с по­ла, не уронив мячика, прой­ти с ней несколько шагов, снова положить на пол.


Упражнения для мышц кисти

Вам понадобятся два резиновых мячика (около 4 см в диаметре), не­сколько карандашей.

  1. 1.   Попросите ребенка подки­дывать и ловить мячик правой ру­кой. Подкидывать нужно на такую высоту, чтобы легко было пой­мать. Задача: не уронить мячик. То же упражнение выполнить ле­вой рукой.
  2. 2.   Попросите ребенка переки­дывать мячик из руки в руку.

3. Предложите ребенку ронять мячик из одной руки в другую. Руки расположены одна над другой и ме­няются местами (каждый раз свер­ху та рука, в которой мячик). Дру­гой вариант: подкидывать мячик из руки в руку (каждый раз снизу та ру­ка, в которой мячик).

4. Пусть ребенок попробует уронить мячик на стол и тут же поймать, как только тот отскочит от стола, не меняя положения руки (не поворачивая кисть ладонью вверх). Нужно стараться, чтобы мя­чик отскочил от стола всего один раз.

5. То же задание, что и в упраж­нении 4, но только мячик нужно поймать другой рукой.

6. Положите в ряд несколько карандашей. Попросите ребенка поджать большой, безымянный пальцы и мизинец. Предложите ему «перешагивать» через «пре­пятствия» указательным и сред­ним пальцами так, чтобы не сдви­нуть с места ни одного каран­даша. При этом нельзя отры­вать от стола одновременно два пальца, «перелетая» через препятствия. Затем сменить паль­цы и «шагать» средним и безымян­ным и т.д.

7. Также очень полезны для развития мелкой моторики такие игры, как теневой театр, где с помощью пальцев ребенок может изображать различных

животных; кукольный театр, где куклы надеваются на руку или на пальчик.

ds31.detkin-club.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *