Читать книгу Расту, играя. Коррекционные занятия для детей с задержкой психического развития Натальи Романовой : онлайн чтение
Расту, играя
Коррекционные занятия для детей с задержкой психического развития
Наталья Романова
© Наталья Романова, 2017
ISBN 978-5-4485-6459-8
Создано в интеллектуальной издательской системе Ridero
Введение
Занятия в пособии «Расту, играя» построены от простого к сложному с повторением пройденного материала. Продолжительность занятий 25—30 минут в присутствии мамы. Конспекты поурочных занятий можно использовать полностью или адаптировать под возраст, возможности ребенка и владение навыками.
По окончанию курса ребенка можно перевести на групповые занятия. Он будет подготовлен в комфортных для него условиях с собственным ритмом занятий и сможет безболезненно влиться в детский коллектив.
Методика прошла длительную проверку, удобна для педагогов-психологов и полезна для ребенка с ЗПР.
Перед занятием уберите все отвлекающие материалы, игрушки. Учебные материалы после завершения задания убираются полностью. Ребенок может попросить оставить игру или пальчиковых героев сказок. Выделите на это время. Не начинайте другое задание, пока малыш занят предыдущим.
Все, что понадобиться в эти 25—30 минут, готовьте заранее, чтобы не было пауз. Бывает, что какое-то упражнение не идет. Не настаивайте, вернитесь к нему в следующий раз. По мере усвоения материала, не допускайте, чтобы ребенок не доделывал упражнение.
Занятия совмещают в себе творческую, интеллектуальную, музыкальную, физическую составляющие. Двух раз в неделю будет достаточно с отработкой или закреплением родителями домашнего задания. Чаще занятия не проводите. Иначе будет плохо усваиваться новый материал.
Как правило, ребенка с поставленным диагнозом ЗПР приводят к психологу в 3 года. Он заметно отстает в развитии и в речи (речи может и не быть). Занятиями психолог должен побуждать ребенка взаимодействовать и говорить. Ведь следующий этап – занятия с логопедом, который подключится через пару месяцев.
В этом курсе 47 занятий. Возможно, они не все вам понадобятся, и ребенок сможет раньше перейти в группу, не заканчивая весь курс. Через 15 минут от начала делайте музыкальную паузу: с ребенком выполняйте несложную зарядку или танцуйте, играйте в мяч, кружитесь с лентами, обручем, шагайте по дорожкам со следами рук и ног, пролезайте через туннели, ползайте как червяки, улитки, прыгайте как заяц, летайте как ракета и т. п.
Занятие 1
УПРАЖНЕНИЕ 1
Материалы: игрушка на руку (например, заяц).
Инструкция: «Покажи на себе и на зайце те части тела, которые я назову».
Идите от простого (голова, рука, нога) к сложному (колено, кисть, локоть).
УПРАЖНЕНИЕ 2
Материалы: картинка геометрических фигур разных цветов.
упр.2
Инструкция: «Найди только красные геометрические фигуры».
УПРАЖНЕНИЕ 3
Материалы: фигурки медведя и зайца.
Инструкция: «Выбери себе игрушку. Если ты медведь, то говори «ой-ой», если ты заяц, то говори «ай-ай».
(После выбора игрушки, вторая достается Вам).
«Я буду читать стихотворение, а ты помогай.
У медведя дом большой – ой-ой, ой-ой,
А у зайки – маленький – ай-ай, ай-ай.Мишка наш пошел домой – ой-ой, ой-ой,
Да и крошка-заинька – ай-ай, ай-ай».
Потом поменяйтесь игрушками и повторите стихотворение.
УПРАЖНЕНИЕ 4
Материалы: любые куклы или мягкие игрушки.
Инструкция: «Наши игрушки долго играли и устали, они хотят спать. Давай споем им колыбельную, чтобы они уснули: а-а-а, баю-бай».
Ритмично качайте кукол и пойте.
УПРАЖНЕНИЕ 5
Материалы: мяч.
Инструкция: «Я буду катить (кидать) мяч тебе, а ты – мне».
УПРАЖНЕНИЕ 6
Материалы: карточка контуров.
упр.6
Инструкция:
2 вариант «Покажи рыбу, цветок и т.д.?»
УПРАЖНЕНИЕ 7
Материалы: настольная игра. Например, лото, найди пару, чей хвост, мозаика, чей детеныш, часть от целого, пазлы, классификация предметов, контурное изображение, маленький – средний – большой и мн. др.
Домашнее задание: упр.4.
Занятие 2
УПРАЖНЕНИЕ 1
Материалы: вырезанные из картона круги разного цвета, лист белого картона с нарисованной нитью, клей, влажные салфетки.
Инструкция: «Сделай маме красные бусы».
упр.1
Если ребенок не попал на линию, укажите ему на это.
УПРАЖНЕНИЕ 2
Материалы: любая крупа, емкость, где помещаются две ладони одновременно.
Инструкция: «Повторяй за мной. Я буду делать упражнение на столе, а ты – в сухом бассейне».
(Делайте скользящие движения ладонями вверх-вниз одновременно, потом влево-вправо).
После этого дайте ребенку время поиграть с крупой.
УПРАЖНЕНИЕ 3
Материалы: предметные карточки «Фрукты» и «Овощи».
Инструкция: «Отложи фрукты на компот, а овощи на салат».
УПРАЖНЕНИЕ 4
Материалы: контур дома, камешки или пуговицы.
упр.4
Инструкция: «Построй дом для зайца, выкладывая камешки по контуру дома».
УПРАЖНЕНИЕ 5
Проверить домашнее задание из предыдущего занятия.
УПРАЖНЕНИЕ 6
Материалы: «султанчик».
Инструкция: «Подуй так, чтобы веточки дерева затрепетали, подуй как ураган».
Повторите несколько раз.
УПРАЖНЕНИЕ 7
Материалы: настольная игра. Например, лото, найди пару, чей хвост, мозаика, чей детеныш, часть от целого, пазлы, классификация предметов, контурное изображение, маленький – средний – большой и мн. др.
Домашнее задание: упр.3.
Занятие 3
УПРАЖНЕНИЕ 1
Материалы: наборы фруктов и овощей.
Инструкция: «В одну сторону отложи только красные фрукты и овощи, в другую – желтые».
УПРАЖНЕНИЕ 2
Материалы: шнурок и большие бусины разного цвета.
Инструкция: «Сделай бусы по образцу».
упр.2
УПРАЖНЕНИЕ 3
Материалы: набор геометрических фигур из картона разных цветов.
Инструкция: «Построй из геометрических фигур домики для гномов по
…
конец ознакомительного фрагмента
iknigi.net
Коррекционное занятие для детей 6-7 лет «Вместе мы справимся!»
Коррекционное занятие для детей подготовительной к школе группы
«Мы такие разные» (с элементами сказкотерапии и арттерапии)
Цель: объединить всех в одно целое, увидеть индивидуальность каждого, снять психологическое напряжение.
Задачи:
1. Оказать помощь детям в формировании навыков позитивного общения.
2. Повысить самооценку детей.
3. Гармонизовать внутреннее состояние.
4. Развить у детей понимание и чувствование друг друга, создать благоприятный психологический климат в детском коллективе.
5. Развить эмпатию.
Предварительная работа: проигрывание коммуникативных игр, рассказывание терапевтических сказок, направленных на повышение самооценки и снятие зажатости, скованности, игровая деятельность.
Оборудование к занятию: музыкальное сопровождение, камешки, солнышко большое и маленькие по количеству детей, кляксы, ведро для мусора, краски.
Ход занятия:
— Здравствуйте, я рада вас видеть. Какое у вас сегодня настроение? (Высказывания детей). Давайте подарим улыбки друг другу, гостям.
Сейчас я расскажу вам сказку «Роза и Ромашка». Текст сказки из книги О. В. Хухлаева, О. Е. Хухлаев. Лабиринт души. — М. : Академический проект, 2010.
«В маленьком городе без названия был крошечный садик, в котором росла прекрасная алая роза. Неподалеку от нее росла бедная беззащитная ромашка. Она только что распустилась, ее еще не окрепшие лепестки были белыми, обычными. Ромашку окружало множество полевых цветов. Но ее ничего не радовало. В ее крошечной головке была большая мечта – стать прекрасным, необычным цветком. Ромашка с восхищением смотрела на ухоженную розу. Когда была засуха, хозяин поливал свой цветок. Когда шли дожди, розу закрывали, и ни одна грозная капля не попадала на бархатные лепестки нежного цветка. «Как же ей хорошо, — думала ромашка. – Оказаться бы мне на ее месте», — не переставал мечтать маленький желтенький цветок с длинными лепесточками, похожими на крылья бабочек.
Но вот однажды шел по дорожке малыш. Увидев ромашку, он с восхищением сказал: «Какой красивый цветок! ». Ромашка сначала не могла понять этих слов, до этого момента она считала себя самым уродливым растением. Малыш объяснил ромашке, что все цветы хороши по-своему».
Обсуждение сказки.
1. Почему ромашка с восхищением смотрела на розу?
2. Что значит «все цветы хороши по-своему»?
3. Можно ли эту фразу сказать про людей?
Каждый человек по-своему хорош. Мы все разные: у нас разная внешность, голос, характер. Нигде, нигде на планете нет такого малыша как ты, нет такой замечательной девочки (как … ., нет такого веселого мальчика. Ты на свете один такой единственный, второго такого ребенка нет.
— А что такое комплимент? (ответы детей). Да, вы совершенно правы, комплимент – это любезные, приятные слова сказанные кому-нибудь. Когда делают комплимент стараются сказать о положительных чертах человека. Какие положительные качества есть у человека?
Коммуникативная игра «Подари камешек»
Возьмитеиз коробки по одному камешку и подарите его тому, кому захотите, но обязательно со словами: «Я дарю тебе этот камешек, потому что ты самым». Тем детям, которым ничего не осталось, камешки дарит ведущий, но, обязательно отмечая при этом лучшие качества каждого ребенка, которому он дарит подарок.
Психогимнастика «Клеевой дождь»
— Ребята, вы любите гулять под теплым дождем? Пока мы с вами разговаривали, пошел ласковый дождь. (Дети радостно под музыку прыгают под воображаемым дождем). Музыка останавливается.
— Дождь оказался не простым, а клеевым. Он нас склеил. Садитесь в круг на ковер и возьмитесь за руки. От меня вправо пойдет «тепло», то есть я нежно пожму Саше руку, он следующему, и так по кругу. Давайте попробуем. А теперь то же самое, но с закрытыми глазами. Посмотрим, как группа дружно работает.
— Ну, вот дождик закончился, и мы можем свободно двигаться. Пока мы гуляли под дождем, мы оказались на поляне. Здесь собрались грубые, сердитые, гневные люди, которые всегда ругаются, спорят, дерутся и обзываются. Они превратились в страшные физиономии и кляксы. Давайте поможем этим людям стать добрее и веселее, а для этого научим их ругаться весело.
Игра «Ругаемся овощам и фруктами»
Детям предлагается встать в круг и ругать стоящих рядом овощем или фруктом (ты помидор, а ты апельсин). Желательно произносить эти слова гневно, сердито. Эти действия вызывают смех. «Вот видите, мы начали смеяться, и говорить плохие слова уже не хочется».
Игра «Мусорное ведро»
-Давайте избавимся от воплощения жестокости и гнева.
Детям предлагается порвать на мелкие кусочки, листы бумаги с изображением страшных физиономий и грязных клякс. Затем растоптать гнев ногами, а клочки сложить в мусорный пакет, завязать пакет, выбросить в мусорное ведро.
-Ребята, мы с вами потратили столько сил с грубостью, гневом, злостью, поэтому давайте отдохнем.
Релаксационная игра: «На полянке»
«Представьте себе лесную полянку, на которой растет мягкая травка. Лягте на нее, как на перинку. Вокруг все спокойно и тихо, ты дышишь ровно и легко. Над тобой склоняет голову полевой цветок, слышится пение птиц, стрекотание кузнечиков. Ты чувствуешь, как нежные лучики солнца гладят твои щечки. Ласковый ветерок щекочет тебя. Кто его почувствует, открывает глазки.
Все это время за вами наблюдало солнышко. Посмотрите, как оно широко улыбается для вас. Давайте улыбнемся солнышку широко-широко. А сейчас с помощью красок и ладошек дорисуем ему лучики. Молодцы!
Солнышко дарит вам подарки (маленькие солнышки).
-Что можно сделать с солнышком? (ответы детей: «Подарить другу. Нарисовать улыбающееся лицо. Привязать ниточку – будет игрушка для котенка или медальон. Сделать аппликацию.)
Спасибо. Досвидания.
Список литературы
Ермолаева М.В. Практическая психология детского творчества.- М.: Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2005.
Ильина М.В. Развитие вербального воображения.- М.: Прометей; Книголюб, 2003.
Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Основы сказкотерапии.- СПб.: Речь, 2006.
Зинкевич-Евстигнеева Т.Д.Формы и методы работы со сказками.- СПб.: Речь, 2006.
Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Практикум по сказкотерапии. – СПб.: Речь, 2002.
Карелина И.О.Эмоциональное развитие детей 5-10 лет./Ярославль: Академия развития,2006.
Киселева М.В. Арт-терапия в работе с детьми. – СПб.: Речь, 2006.
infourok.ru
Конспект коррекционного занятия с гиперактивными детьми: «Искорка доброты»
Цель:
Создать психологически непринужденную атмосферу для комфортного общения детей и взрослого, снятия напряжения мышечных зажимов, гармонизации отношений между детьми.
Развивать умение контролировать импульсивные действия, управлять своим телом, выполнять инструкции, соблюдать правила общения.
Методические приемы:
— Беседы, направленные на гармонизацию общения;
— Музыкотерапия;
— Цветотерапия;
— Упражнения на развитие волевой регуляции;
— Игры на концентрацию внимания;
— Упражнение на дыхание;
— Психологическое тестирование.
Материалы: магнитная доска, магнитофон, цветные ладошки, разноцветные лепестки, предметные карточки
Ход занятия психолога с гиперактивными дошкольниками
1.Вступление.
Цель: создание психологически непринужденной атмосферы.
Дети становятся в круг, держатся за руки, дарят друг другу улыбку, с помощью стихотворения желают всем добра.
2. Упражнение «Мое настроение».
Цель: активизировать детей к проявлению внутренней психологической активности.
Дети, стоя в кругу, выражают свои мысли относительно своего настроения.
3. «Правила радостного общения».
Цель: сориентировать детей на другой субъект, развивать восприимчивость, симпатию.
Дети вспоминают правила общения между собой:
— Не перебивать;
— Никого не обижать;
— Всем помогать;
— Улыбаться, быть вежливыми;
— Говорить друг другу комплименты;
— Если сделал что-то плохое — извиниться;
— Мириться.
4. Упражнение «Какого цвета мое настроение, на что он похоже».
Цель: способствовать развитию самопознания, выражение своих чувств.
Дети подходят к столу, где находятся разноцветные лепестки, выбирают лепесток который соответствует их настроению и составляют «Цветок настроения».
Психолог объясняет значение каждого цвета. Затем дети высказывают мнение, на что похоже их настроение, выбирают определенную карточку.
5. Игра «Интервью».
Цель: Развивать осознание собственного эмоционального состояния, умение выражать свои мысли.
Дети отвечают на вопрос:
«Когда бывает весело, радостно ….»;
«Когда бывает грустно ….».
class=»eliadunit»>6. Игра «Запрещенное движение».
Цель: развивать скорость реакции, умение соблюдать правила игры.
Дети стоят лицом к ведущему, под музыку дети повторяют движения, которые показывает ведущий. Затем выбирается одно движение, которое нельзя будет выполнять. Дети по очереди выполняют роль ведущего.
7. Упражнение «Цветные ладошки».
Цель: развитие наблюдательности, волевой регуляции, умение действовать по правилам.
Дети стоят лицом к ведущему. Когда взрослый поднимает красную ладонь «кричалку» — можно бегать, прыгать, кричать; желтую ладошку «шепотилка» — можно тихо передвигаться и шептать, на сигнал «молчанка» — синяя ладошка — дети должны замереть на месте и не двигаться.
8. Упражнение «Возьми себя в руки».
Цель: побуждать детей учиться умению контролировать импульсивные действия.
Психолог объясняет, что если дети чем-то обеспокоены, взволнованы, сердиты — хочется кого-то ударить, толкнуть, что-то разбрасывать, есть очень простой способ, чтобы взять себя в руки надо обхватить ладонями свои локти и сильно прижать руки к груди.
9. Музыкотерапия.
Цель: развивать эмоциональное ощущение музыки, творческого воображения и умения рассказать о своих чувствах.
Дети слушают музыкальный фрагмент и делятся впечатлениями о том, какие чувства вызвал характер музыки.
10. Упражнение «Спаси птенца».
Цель: формировать уверенность, умение прийти на помощь тем, кто в ней нуждается.
Дети представляют что у них в ладонях маленький, беспомощный птенец. Они его согревают своим дыханием, отдают свою любовь и тепло. Затем, когда он мысленно оживает, его выпускают на свободу (разжимают ладони, поднимая их вверх) и видят, как птенец радостно взлетает.
11. Упражнение «И я …»
Цель: расширить представление детей о мире человеческих чувств. Развивать умение и желание дарить тепло друзьям и любовь родным людям.
Психолог предлагает детям закончить предложение:
— Бабушка заболела, и я ….
— Маленький братик не может уснуть и я ….
— Упала сестренка и я ….
— Папа ремонтирует стул и я ….
— Дедушка отдыхает и я ….
— Мой друг печальный и я ….
— Приближается мамин праздник и я ….
— У меня есть конфеты и я ….
12. Упражнение «Психологическая похвала».
Цель: обеспечить положительную психологическую атмосферу в группе, удовольствие.
Я хороший, ласковый ребенок
И приветливый, добрый, интересный.
Я никогда не скучаю, я всем дарю радость.
13.Релаксация «Искорка доброты».
Цель: обучение детей приемам саморасслабления.
Психолог предлагает детям закрыть глаза, представить что от тепла их дыхания в ладошках появляется маленькая, теплая и ласковая искорка доброты, которая согревает их. Предлагает дунуть на нее и подарить искорку доброты всем присутствующим людям, а затем открыть глаза и улыбнуться.
14. «Прощание».
Дети образуют столбики из своих кулачков и с улыбкой говорят: «Всем, всем до свидания».
psichologvsadu.ru
Коррекционное занятие: «Я и другие»
Коррекционно-развивающее занятие
на развитие социального интеллекта учащихся
4-6 классов
«Я и другие»
1. Формирование учебных умений, повышение самооценки.
2. Развитие способности понимать эмоциональное состояние
окружающих людей, тренировка умения владеть своими
эмоциями.
3. Обучение способам эффективного общения, снятие барьеров в
общении, коррекция поведения.
Материалы: — плакат со схематичным изображением эмоций;
— карточки с заданиями, бланки с названиями
эмоций;
— мяч, игрушка.
Время проведения: 1 занятие 40 мин
2 занятия по 20 — 30 мин
Ход занятия
I. Ритуал приветствия
Встать в круг. Положить руки друг другу на плечи. Приветливо посмотреть друг на друга и поздороваться.
II. Разминка
Игра «Назови соседа справа»
Каждый участник по очереди называет своего соседа справа.
Упражнение «Нос, пол, потолок».
III. Основная часть
1. Игра «Я могу, я умею» (приложение 1)
Ребята в быстром темпе перебрасываются мячом.
Тот, кому в руки попадает мяч, быстро называет какое — либо свое умение (например, «Я умею петь», «Я умею бегать», «Я умею смеяться» и т.п.)
2. Упражнение «Ассоциации» (приложение 2)
Водящий выходит за дверь.
Оставшиеся в комнате договариваются между собой, кого из присутствующих участников они «задумывают».
Водящий входит и начинает спрашивать: «Если бы этот человек был деревом (домом, картиной, погодой, цветком. едой и т.п), то каким?»
Тот, к кому он обратился, отвечает ему, высказывая своё мнение. Можно угадывать до трёх раз.
Когда у водящего возникает ощущение, что он знает, кого загадали, то он называет его.
3. Упражнение «Поиск противоположных предметов»
Называется какой-либо предмет, например «дом».
Надо назвать как можно больше других предметов, противоположных данному. При этом следует ориентироваться на различные признаки предмета и систематизировать его противоположности (антиподы) по группам.
Например: «сарай», противоположность по размеру и степени комфорта): «поле» (открытое или закрытое пространство), «вокзал» (чужое или свое помещение) и т. д.
Побеждает тот, кто указал наибольшее количество групп противоположных предметов, четко аргументировав при этом ответы.
4. Опрос по кругу:
— Ребята, вспомните, какое настроение чаще всего было за неделю?
После обсуждения подвести ребят к выводу:
— Все люди иногда бывают злыми и раздражительными, а иногда добрыми и веселыми, «внутри нас живут» наши друзья и наши враги – эмоции.
Эмоции – это выражение нашего отношения (чувства) к происходящему вокруг нас или внутри нас.
4.1. Упражнение «Узнавание эмоций» (приложение 3)
Каждый ребенок по очереди задумывает эмоцию и показывает ее с помощью мимики. Остальные должны узнать эмоцию.
Каждый ребенок выбирает себе одну карточку с изображением какого-либо эмоционального состояния и рассказывает, когда, в какой ситуации он бывает таким («Я радуюсь, когда…», «Я злюсь, когда … », «Я огорчаюсь, когда …» и т. д.).
Дети вспоминают что-нибудь веселое, стараются выразить это мимикой, жестами, пластикой — всех телом. Наблюдают, как это делают другие.
Дети вспоминают что-нибудь печальное.
Дети вспоминают что-нибудь, вызывающее злость.
5. Опрос по кругу:
— Ребята, как вы считаете, почему люди ссорятся?
После обсуждения подвести ребят к выводу:
— Все люди иногда ссорятся, т.к. не понимают друг друга, не владеют своими эмоциями, не принимают чужого мнения, не считаются с правами других, не умеют слушать других, хотят умышленно обидеть других и т.п.
Очень важно уметь владеть собой при общении с другими людьми.
Однако очень трудно бывает фиксировать своё состояние.
5.1. Упражнение «Попроси игрушку» — вербальный вариант
Группа делится на пары, один из участников пары (участник 1) берет в руки какой-либо предмет, например, игрушку, тетрадь, карандаш и т.п.
Другой участник (участник 2) должен попросить этот предмет.
Инструкция участника 1:
«Ты держишь в руках игрушку (тетрадь, карандаш), которая, очень нужна тебе, но она нужна и твоему приятелю. Он будет у тебя её просить. Постарайся оставить игрушку у себя и отдать её только в том случае, если тебе действительно захочется это сделать».
Инструкция участника 2:
«Подбирая нужные слова, постарайся попросить игрушку так, чтобы тебе её отдали».
Затем участники 1 и 2 меняются ролями.
5.2. Упражнение «Попроси игрушку» — невербальный вариант
Упражнение выполняется аналогично предыдущему, но с использованием только невербальных средств общения (мимики, жестов, дистанции и т.д).
После проведения обоих его вариантов можно обсудить упражнение.
Дети по кругу могут поделить своими впечатлениями и ответить на вопросы:
— «Когда было легче просить игрушку (или другой предмет)?»;
— «Когда тебе действительно хотелось её отдать?»;
— «Какие нужно было произносить слова?».
Эту игру можно повторять несколько раз (в разные дни), она будет полезна особенно тем детям, которые часто конфликтуют со сверстниками, так как в процессе выполнения упражнения они приобретают навыки эффективного взаимодействия (вырабатывается и формируется модель и манера поведения).
IV. Рефлексия
Получение обратной связи.
Дети обмениваются своими переживаниями, впечатлениями о занятии.
V. Ритуал прощания
Участники встают в круг и кладут руки на плечи друг другу. Они приветливо смотрят друг на друга и говорят: «Спасибо, до свидания!»
Приложение 1
Игра «Я могу, я умею»
Ребята в быстром темпе перебрасываются мячом.
Тот, кому в руки попадает мяч, быстро называет какое — либо свое умение (например, «Я умею петь», «Я умею бегать», «Я умею смеяться» и т.п.)
Приложение 2
Упражнение «Ассоциации»
Водящий выходит за дверь.
Оставшиеся в комнате договариваются между собой, кого из присутствующих участников они «задумывают».
Водящий входит и начинает спрашивать: «Если бы этот человек был деревом (домом, картиной, погодой, цветком. едой и т.п), то каким?»
Тот, к кому он обратился, отвечает ему, высказывая своё мнение. Можно угадывать до трёх раз.
Когда у водящего возникает ощущение, что он знает, кого загадали, то он называет его.
Приложение 3
Упражнение «Узнавание эмоций»
Каждый ребенок по очереди задумывает эмоцию и показывает ее с помощью мимики. Остальные должны узнать эмоцию.
Каждый ребенок выбирает себе одну карточку с изображением какого-либо эмоционального состояния и рассказывает, когда, в какой ситуации он бывает таким («Я радуюсь, когда…», «Я злюсь, когда … », «Я огорчаюсь, когда …» и т. д.).
Дети вспоминают что-нибудь веселое, стараются выразить это мимикой, жестами, пластикой — всех телом. Наблюдают, как это делают другие.
Дети вспоминают что-нибудь печальное.
Дети вспоминают что-нибудь, вызывающее злость.
Могут – ли эмоции нанести людям вред? ( ответ: Да…. )
infourok.ru
Рабочая программа по коррекционной педагогике (младшая группа) на тему: ПРОГРАММА КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩИХ ЗАНЯТИЙ С ДЕТЬМИ 2-3 ЛЕТ
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
« Детский сад № 66 «Родничок»
г. Прокопьевск
ПРОГРАММА
КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩИХ ЗАНЯТИЙ С ДЕТЬМИ 2-3 ЛЕТ
Выполнила Трунова Н.М
Актуальность программы.
Дошкольный возраст – это важный этап в развитии психики ребенка, который создает фундамент для формирования новых психических образований, что будут развиваться в процессе учебной деятельности. Данный период не какой – то обособленный этап в жизни ребенка, а одна из ступеней в ходе психического развития, взаимосвязанная с другими этапами развития. На каждом этапе формируются определенные психические процессы, или свойства личности, которые позволяют перейти ребенку на следующий возрастной этап. Для каждого психического явления существуют свои наиболее благоприятные периоды развития: для младенческого возраста – ощущения, для раннего возраста – речь, для дошкольного – восприятие, для младшего школьного – мышление. Если ребенок недостаточно был включен в соответствующие для данного периода деятельность, то может наступить задержка психических образований данного периода, которая повлечет за собой отставание и других психических явлений и переход на следующий возрастной этап. Поэтому чрезвычайно важно именно с раннего возраста создавать благоприятные условия для развития психики в соответствии с возрастными особенностями. Именно в раннем возрасте начинают активно формироваться такие познавательные психические процессы как ощущение. Непроизвольное внимание, активная речь, предметное восприятие. Благодаря этим достижениям дети начинают активно осваивать окружающий мир, и в процессе этого освоения формируется восприятие. Восприятие активно развивается под влиянием разнообразной деятельности ребенка, лепке, рисования, конструирования, чтения книг, подвижных игр, музыки. Значение восприятия в жизни дошкольника очень велико, так как оно создает фундамент для развития мышления, способствует развитию речи, памяти, внимания, воображения. Включение ребенка в доступные ему виды деятельности способствует ускоренному развитию восприятия, но если эта активность не организованна целесообразна и не направлена специально на развитие восприятия, то процесс будет формироваться стихийно и будут наблюдаться пробелы в представлениях ребенка о ряде свойств предметов. Примерно 25% детей поступающих в дошкольное учреждение имеют сенсорный голод, у ребят сниженные показатели процессов восприятия, речи, недостаточно развита мелкая моторика. Помочь ребенку скорректировать психические процессы возможно при условии последовательной реализации коррекционно – развивающей работы. В этой связи была разработана предлагаемая программа.
Теоретической основой программы явились концептуальные положения теории Л.С. Выготского: об общих законах развития аномального и нормально развивающегося ребенка; о структуре дефекта и возможностях его компенсации; применении системного подхода к изучению аномального ребенка, учёте зон его актуального и ближайшего развития при организации психологической помощи; об индивидуализированном и дифференцированном подходе к детям в процессе реализации коррекционной психолого-педагогической программы.
Адресат: Дети 2-3 лет («группы риска» показавшие результаты по методике Е.А. Стребелевой — II группы, дети III группы с пограничными результатами близкими ко II группе).
Исполнители: педагоги ОУ , дети ,родители.
Цель программы: коррекция и развитие психических процессов и функций у детей раннего возраста.
Задачи:
— Развивать зрительное восприятие цвета, умение выделять нужный цвет, сличать, называть основные цвета, классифицировать предметы по цвету.
— Развивать умения практической ориентировки на величину предмета, учить сравнивать по величине предметы между собой.
— Развивать умение ориентироваться на форму предмета.
— Развивать координацию движений, общую и мелкую моторку.
— Обогащать словарный запас детей, повышение речевой активности.
— Развивать память, внимание, восприятие, наглядно-образное и наглядно – действенное мышление через развивающие игры и упражнения.
Продолжительность курса: 16 занятий по 10-15 минут периодичностью 2 раза в неделю.
Ожидаемые результаты реализации программы
Промежуточный результат:
— повышение речевой активности детей, обогащение словаря.
— повышение уровня развития мелкой и крупной моторики у детей.
— повышение уровня восприятия формы предмета.
— развитие психических процессов: памяти, мышления.
Итоговый результат:
— повышения уровня развития восприятия цвета, умения выделять цвет как признак предмета, сличать цвета на 30 % (от стартовых данных)
— повышения умения узнавать и называть основные цвета на 25 % (от стартовых данных).
— повышение уровня практической ориентации в величине предмета на 30%.
— повышение уровня развития целостного восприятия предметной картинки, анализ образца на 20% восприятия, речи
Материально-техническое оснащение | *помещение предназначенное для проведения занятий с использованием разных видов деятельности детей: рисования, развивающих игр, двигательной активность детей |
Коррекционно-развивающая программа включает в себя четыре блока:
- Диагностический.
- Установочный.
- Коррекционно-развивающий
- Блок оценки эффективности коррекционных воздействий.
- Диагностический блок
1. МЕТОДИКА ОБСЛЕДОВАНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО РАЗВИТИЯ, ДИАГНОСТИЧЕСКОЕ ОБУЧЕНИЕ, КАЧЕСТВЕННАЯ И КОЛИЧЕСТВЕННАЯ ОЦЕНКА ДЕЙСТВИЙ РЕБЕНКА 2-3 ЛЕТ Е. А. СТРЕБЕЛЕВОЙ.
Задачи для обследования дете 2-3 лет
№ |/п | Наименование задания | Возраст детей | |
2—2,5 года | 2,5—3 года | ||
1 | Поймай шарик | + | + |
2 | Спрячь шарики: в две коробочки в три коробочки | + | + |
3 | Разбери и сложи матрешку: двусоставную трехсоставную | + | + |
4 | Разбери и сложи пирамидки: из трех колец из четырех колец | + | + |
5 | Найди парные картинки: две четыре | + | + |
6 | Поиграй с цветными кубиками: с двумя (красный, желтый или белый) с четырьмя (красный, желтый или белый, зеленый, синий) | + | + |
7 | Сложи разрезные картинки: из двух частей из трех частей | + | + |
8 | Построй из палочек: молоточек (из двух палочек) домик (из трех палочек) | + | + |
9 | Достань тележку: скользящая тесемка скользящая и одна ложная тесемка | + | + |
10 | Нарисуй: дорожку домик | + | + |
2.Результаты психолого-педагогического обследования по методике Е.А. Стребелевой.
Результаты заполнения карт нервно-психического развития детей
(Н.М Аксарина, К.Л. Печера, Г.В. Пантюхиной)
(Анкеты родителей и воспитателей)
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
ТЕМА ЗАНЯТИЯ | Кол-во часов | ||||||||||
УСТАНОВОЧНЫЙ БЛОК |
0.25 часа | ||||||||||
Занятие 1. Вводное | 15 минут | ||||||||||
КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩИЙ БЛОК | 3ч.45 мин. | ||||||||||
Занятие 2.Развитие практической ориентации на цвет предмета 1.»Петушок» 2. «Аленушкины сапожки» 3. «Полянка» 4. «Домик для рыбок» 5. «Елочка» | 1.15 часа | ||||||||||
Занятие 3. Развитие практической ориентации на величину.
| 1.15 часа | ||||||||||
Занятие 4. Развитие целостного восприятия предметной картинки.
| 1.15 часа | ||||||||||
БЛОК ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩИХ ВОЗДЕЙСТВИЙ | 0.25 час | ||||||||||
5. Заключительное занятие. Рефлексия тренинговых занятий | 15 мин. |
Список используемой литературы:
1. Н.Н. Авдеева, М. Г. Елагина, С. Ю. Мещерякова. Н. Н. Развитие личности на ранних этапах детства / — М.: 1990.
2. Т.В. Башева. Развитие восприятия у детей: форма, цвет, звук/ — Ярославль. Академия развития, 1997..
3. Т.Н. Доронова, С.Г. Доронов. Ранний возраст планирование работы с детьми/ — М.: Воспитание дошкольника, 2007..
4. Е.А. Косинова. Гимнастика для пальчиков, развиваем моторику/ -М.: Эксмо, 2005.
5. В.С Мухина. Детская психология/ — М. 1985.
6. Н.В. Макарычева. Проблемы раннего детства/ -М.: Аркти, 2005.
.Ф. Обухова. Детская психология/ — М., 1995.
7. А.С. Роньжина. Занятия психолога с детьми 2-4 лет в период адаптации к дошкольному учреждению/ — М.: Книголюб, 2004.
.Н. Павлова. Раннее детство: развитие речи и мышления/ М.: Мозайка-Синтез, 2008.
8. Н. Н.Палагина, Л. В. Ахромеева. Ребенок в раннем и дошкольном детстве/ — Фрунзе, 1982.
.Г Сорокова. Система М.Монтессори теория и практика 2-е издание / – М.: Академия, 2005.
9. В. Стерн.Психология раннего детства/ — Минск: Харвест, 2003.
10. Е.А. Стренбелева. Методические рекомендации к психолого-педагогическому изучению детей 2-3 лет., — М.: Петит .
11. В.Л. Шарохина. Коррекционные – развивающие занятия в младшей группе/ — М.: Книголюб, 2003 год.
12. Е.А. Янушко. Сенсорное развитие детей раннего возраста/ — М.: Мозайка-синтез, 2009.
Приложение
Коррекционно-развивающее занятие для детей 2–3 лет «Аленушкины сапожки»
Цель: Формирование у детей ориентировочные навыки на цвет предмета.
Коррекционно-развивающие задачи:
1. Продолжать развивать умение называть и сличать основные цвета, раскладывать предметы, ориентируясь на цвет.
2. Познакомить с содержанием стихотворения Т. Цыганок «У Аленушки сапожки», обогащать и активизировать речь детей.
3. Способствовать развитию крупной моторики у детей, чувства ритм, координации движений.
Материал и оборудование: Кукла в красных сапожках. Небольшие сапожки из картона красного, желтого, синего и зеленого цвета по количеству детей. Разноцветное панно с нарисованными дорожками основных цветов. (См. приложение №1 и №2) .
Ход занятия
Психолог: Здравствуйте ребята, я рада вас сегодня видеть. Вы когда ко мне шли никого не видели? К нам в гости должна прийти кукла Аленушка, но что — то она задерживается.
Стук в дверь. Психолог открывает дверь и достает куклу, которая называет свое имя и здоровается с ребятами.
Дети: Здравствуй, Аленушка!
Психолог: (Детям рассказывается стихотворение, куклой имитируются движения соответствующие тексту) .
У Алёнушки сапожки
Меховые, на застёжке.
— Посмотрите тёти, дяди
Сбоку, спереди и сзади.
И бегут в сапожках ножки
По заснеженной дорожке.
Ножки словно сговорились,
Друг за друга зацепились.
И тут БУХ.
— Я посижу.
На прохожих погляжу.
Не пугайтесь тёти. дяди.
Обходите меня сзади.
Уж Алёнка улыбалась,
И с прохожими общалась.
Только хватит ей сидеть,
Так ведь можно заболеть.
Отдохнули уже ножки.
Вновь помчались по дорожке.
Хоть на улице мороз,
Но бежать-то надо кросс.
Татьяна Цыганок
Психолог: Ребята, посмотрите, какого цвета сапожки у нашей Аленки?
Дети: Красные сапожки.
Психолог: У Аленушки, красные сапожки, но она с собой принесла много сапожек и для ребят.
(Психолог достает из сумочки куклы разноцветные сапожки) .
Психолог: Какого цвета сапожки принесла на Аленушка?
Дети: Называют цвета, которые они узнали, красные, синие, желтые, зеленые.
Психолог: А сейчас немного отдохнем и вместе с Аленушкой погуляем.
Физкультминутка
Дождик, дождик кап-кап-кап, (дети кружатся, подняв руки вверх)
Мокрые дорожки.
Все равно пойдем гулять — (идут по кругу, маршируют)
Наденем мы сапожки. (имитируют движение, одевают сапожки)
Психолог: Давайте поможем Аленушке, разложить сапожки по дорожкам.
(Психолог раскладывает сапожки по цвету, комментируя свои действия словами) .
Психолог: По красной дорожке побегут красные сапожки. Ребята, возьмите красные сапожки и положите их на красную дорожку.
Дети: (Выбирают сапожки красного цвета, кладут на красную дорожку, повторяя фразу: «красные сапожки») .
Психолог: А желтые сапожки побегут по желтой дорожке.
Дети: (Выбирают сапожки желтого цвета, кладут на желтую дорожку, повторяя фразу: «желтые сапожки») .
Психолог: Синие сапожки побегут по синей дорожке.
Дети: (Выбирают сапожки синего цвета, кладут на синюю дорожку, повторяя фразу: «синие сапожки») .
Психолог: Зеленые сапожки побегут по зеленой дорожке.
Дети: (Выбирают сапожки зеленого цвета, кладут на зеленую дорожку, повторяя фразу: «зеленые сапожки») .
Психолог: Молодцы ребята, теперь у нас все сапожки будут гулять по своей дорожке.
Психолог: Аленушке очень понравилось с вами играть, но ей пора идти к другим ребяткам. Давайте с ней попрощаемся.
Дети: До свидания, Аленушка!
Коррекционное занятие по сенсорному воспитанию «Домик для рыбок» для детей 2-3 лет.
Программное содержание;
1. Обогащать сенсорный опыт детей выделять цвет, форму, величину предмета. Закреплять качества предмета (твердый, мягкий) .
2. Развивать тактильные ощущения путем ощупывания предметов, формировать мелкую моторику рук.
3. Воспитывать интерес к совершаемым действиям, внимание, доброту.
Формируемые умения:
-Отвечать на вопросы.
-Отгадывать загадки.
-Закрепление основных цветов.
Материалы и оборудование:
-Макет речки, рыбки (изготовленные совместно с детьми, ведерки, мостик, аудиозапись песни «Загудел паровоз… ».
Предварительная работа:
Просмотр документального фильма о рыбах.
Беседа о свойстве песка и камня.
Лепка и рисование: «Разные рыбки».
Загадка про речку.
В:- Ребята, а вы хотите увидеть речку?
Д:- Да.
В:- Давайте ребята сядем в паровоз и отправимся к реке!
Дети выстраиваются друг за другом, поют песенку «Загудел паровоз и вагончики повез».
В:- Посмотрите, дети, а вот и быстрая река, широка и глубока! Мы по мостику пойдем, через реку перейдем! (Дети осторожно идут друг за другом по мостику). В реке плавают красивые рыбки, все они сильно перепуганы, потому что недавно был сильный ураган и всех их сильно напугал, а еще этот ураган сломал все домики этих прекрасных рыбок. Может быть, мы поможем рыбкам.
Д: -Да.
В: Для начала, мы выложим наших рыбок и сложим в ведра с чистой водой, а потом построим им домики. Вот, я нашла и подходящие ведерки – красное, желтое, синее, зеленое. Ребята, а рыбки наши тоже разноцветные! Нам нужно поймать рыбок и найти, в какое ведро их поместить по цвету.
— Сколько рыбок в реке? (Много).
— А сколько у нас ведерок красного цвета? (Одно) Рыбок какого цвета мы будем сюда ловить? (красные) .
— А сколько рыбок в сине ведре? (Много) .
— Ребята, а это ведро какого цвета? А рыбки в нем какого цвета? А ведра у нас по величине какие? (Большие)
А рыбки по величине какие? (Маленькие) .
— Молодцы, ребята, всех рыбок разместили по ведрам!
А теперь, давайте отдохнем.
Хотите поиграть? Игра называется «Дождик и солнышко». Когда заиграет веселая музыка, будет светить солнышко, вы будете бегать и веселиться, но как толь зазвучит грустная музыка, начнется дождик, и вам нужно будет быстро собраться под зонтом. Будьте внимательны.
-Молодцы ребята!
Что же мы еще не, сделали для наших рыбок? Конечно! Давайте построим нашим рыбкам новые домики. (На столе находятся разные предметы: камушки. Вата)
Предлагаю Кире взять в руку вату. Она какая? (Мягкая, легкая, воздушная) Подуть на вату. Что произошло? Она легко сдувается. И в воде намокнет и волной снесет.
— Опустите вату в таз с водой. Что с ней произошло? Она намокла.
-Можно из ваты построить прочный дом? (Нет) .
— А что еще у нас есть? (Камушки) .Что можно сказать про них, какие они? (Стучу камень о камень) .
Д: Они прочные, твердые.
В:- Андрей, возьми камень? Какой он? Легкий или тяжелый? (Тяжелый) .
В: Получится из камня прочный дом? (Да) .
Предлагаю взять по камешку.
В руки камешки мы взяли.
Друг о друга постучали,
Наши камешки стучат,
Вот так, вот так,
Не разбить их нам никак!
Показ нарисованного дома. Предлагаю выложить дом на песке.
— Какие есть у нас камни? (Большие и маленькие) .
— Женя, из каких камней выложим дом? (Из больших). А окна? (Из маленьких).
Что есть у дома? (Окна) .
— Какие окна? (Круглые, разного цвета) .
Предлагаю выложить окна такого же цвета как на картине.
— Вера, какого цвета ты взяла камушки? (Желтого) .
_ Настя, какие у тебя были камушки по величине? (Маленькие)
В: Ребята, сколько в домике получилось окон? (Много) .
Рыбок тоже много.
А что еще мы не достроили? (Крышу) .
В: — Где находится крыша у дома? (Наверху) .
Показываю готовый силуэт и подставляю к домику.
Вот и построили новый дом для рыбок. Помещаем дом и рыбок в речку. Вместе мы справились с трудным делом и пришла пора повеселиться.
Беритесь дружно за руки.
Логоритмическая игра:
Мы построили для рыбок
Наших добрых рыбок,
Прочный домик из камней,
Чтобы было им теплей,
Камни эти непростые,
Все красивые, цветные!
Вы живите в нем много лет
Без печали и без бед!
Рыбки:- Спасибо вам, ребята, за новый дом! А за ваше старание мы хотим вас всех угостить морскими камушками.
(Угощает конфетами «морскими камушками
Коррекционное занятие «Полянка» для детей 2-3 лет.
Цель: развитие сенсорных творческих способностей детей.
Задачи: Продолжать закреплять основные цвета.
Побуждать у детей желание отвечать на вопросы.
Развивать интерес к занятию.
Материалы, оборудование: 2 домика (красного и желтого цвета) ; поляна из ткани, сказочный лес (деревья, цветы из ткани красного, желтого, синего и зеленого цвета, массажные дорожки для динамической паузы, музыкальное сопровождение.
Игрушки: лиса и зайчик.
Организационный момент: игра «Мы проснулись? »
Ход занятия:
В группе на столе 2 домика красного и желтого цвета, за ними находятся лиса и зайчик. Между домов поляна из ткани, зеленого цвета.
Воспитатель подводит детей к столу и рассматривает с детьми дома.
Воспитатель: Ребята, какие красивые дома.
Давайте подойдем к домам.
Какого цвета этот дом? (желтый).
Правильно, этот дом желтого цвета.
Кто живет в доме? (показывается зайка) .
Ответы детей: зайка.
Воспитатель: правильно, зайка.
Комочек пуха
Длинное ухо
Прыгает ловко
Любит морковку.
Давайте познакомимся с зайчиком. Его зовут Степа (дети повторяют)
Воспитатель: Скажи, Виталя, а этот дом какого цвета? (красного) .
Правильно, этот дом красного цвета.
В этом доме кто живет? (показывается лисичка)
Ответы детей: лисичка.
Воспитатель:
Хитрая плутовка,
Рыжая головка,
Хвост пушистый — краса!
А зовут ее. (Лиса)
Воспитатель: Нашу лису зовут Алиса. Алиса живет в красном доме, погладьте Алису. Как зовут лисичку, Полина, Вика?
Ребята зайка и лисичка грустные. Возле домов поляна, а на поляне нет цветов, поэтому они грустные. Поможем Алисе и Степе?
Ответы детей.
Воспитатель: Я знаю, где растут красивые цветы, но к ним ведет очень трудная дорога (под песню «Раскрасил кто-то песенку» ходьба по массажной дорожке в лес). Дети берут понравившиеся цветы (воспитатель обращает внимание, что цветы рвать не нужно, мы их пересадим) Складывают цветы в корзинку и возвращаются назад, к домикам.
(Пока дети идут за цветочками, на полянку насыпают крупную мозаику желтого и красного цвета)
Воспитатель: посмотрите ребята, а на нашу полянку кто-то насыпал мозаику. Давайте мы с вами разберем их по ведеркам. В красное – красную мозаику, в желтое – желтые. Дети расчищают полянку.
Воспитатель: Ну вот. Теперь можно высаживать цветы. Цветы на поляне будут разного цвета.
Даша, подай мне цветок синего цвета. Какого цвета у тебя цветок? (синего). Правильно, это синий цвет. Даша будет высаживать синий цветок.
Дёма, дай мне цветок красного цвета. Какого цвета у тебя цветок? (красного). Правильно, Дёма будет высаживать красный цветок. (То же с остальными цветами).
Воспитатель: Ребята, посмотрите, кто это прилетел на поляну к Алисе и Степе? (божья коровка). Правильно, это божья коровка.
А какого цвета божья коровка? (желтого или красного) .
Божьей коровке понравилась полянка и она хочет остаться.
Сажу божью коровку на полянку.
Ребята, а еще на поляну прилетела бабочка. Какого цвета бабочка (зеленого). Правильно, бабочка зеленого цвета. Бабочке понравилась поляна и она хочет остаться.
Воспитатель: Ребята, какая красивая получилась поляна. Вам нравится?
Ответы детей.
Воспитатель: Тихо звучит песенка «Есть на свете цветок алый-алый»
И Алисе и Степе поляна очень нравится.
На лугу – лужочке
Выросли цветочки.
Вот какие, вот какие
Выросли цветочки.
Алиса и Степа рады и вас благодарят, больше они грустить не будут.
А еще Алиса и Степа приготовили угощение (показываю детям конфеты) .
Воспитатель: что это? (конфеты). Угощайтесь.
Какого цвета у тебя, Вика, конфета? (ответ) .
А у тебя, Саша? Ответ. Правильно.
Какого цвета у тебя, Даша? Ответ.
А у Витали какого цвета? Ответ.
Правильно, молодцы. Алиса со Степой рады, они говорят вам спасибо и до свидания.
Дети прощаются с Алисой и Степой.
nsportal.ru
Разработки коррекционных занятий | Социальная сеть работников образования
Конспект открытого занятия по теме: «Птицы – наши друзья»
Цели: Обобщить и расширить знания детей по теме «Птицы», учить отгадывать загадки, построенные на описании и сравнении, познакомить с пословицами, приметами, фразеологизмами, их значением. Закреплять стойкий познавательный интерес детей к изучаемой теме через привлечение разнообразного дидактического материала. Развивать память, логическое мышление, внимание, речь, творческие способности детей, мелкую моторику. Способствовать воспитанию у учащихся заботливого отношения к птицам, природе родного края.
Ход занятия:
Психологический настрой. Сегодня к нам пришли гости на занятие. Улыбнитесь гостям, мне, друг другу.
— А сейчас, закройте глаза и послушайте, куда мы с вами отправимся. (Включаю звуки леса и пение птиц).
— Ребята, где мы с вами побывали? (В весеннем лесу)
Долго шла весна тайком
От ветров и стужи,
А сегодня- прямиком
Шлёпает по лужам.
Гонит талые снега
С гомоном и звоном,
Чтобы выстелить луга
Бархатом зелёным.
Скоро тысячи скворцов
С домиком подружат,
Скоро множество птенцов
Выглянет наружу.
Тучи по небу пройдут.
И тебе впервые
На ладошку упадут
Капли дождевые.
— Ребята, а по каким признакам можно узнать, что пришла весна ? (тает снег, бегут ручьи солнышко греет, прилетают птицы)
— Ребята, сегодня на нашем занятии речь пойдет о наших друзьях. О каких, вы узнаете, отгадав кроссворд.
Вопросы:
- Всех я вовремя бужу,
Хоть часов не завожу. - На когтях на ствол сосновый
Влез монтер красноголовый.
Он трудился на весу,
Но не вспыхнул свет в лесу: - Верещуньи, белобоки,
И зовут их всех : - Ей на месте не сидится:
Все летает целый день,
Суетится, суетится,
Целый день звенит: «Тень-тень!»
Угадай-ка что за птица?
То веселая : - И в лесу, заметьте, дети,
Есть ночные сторожа.
Сторожей боятся этих
Мыши — прячутся, дрожа:
Очень уж суровы
Филины и :
Ответы: 1. Петух. 2. Дятел. 3. Сороки. 4. Синица. 5. Совы.
В выделенных клетках — слово «ПТИЦЫ».
СЛАЙД 1. Тема нашего занятия — «Наши друзья птицы».
— Они помогают нам сохранять урожай в садах и на полях. Например, одна сова спасает нам тонну хлеба. Как ? Очень просто. Мышь в год съедает килограмм хлеба . А сова уничтожает 1000 мышей . А еще птицы – это санитары леса, они уничтожают вредных насекомых. Например, птица королек – самая маленькая лесная пташка съедает в год около 10 миллионов насекомых. Ласточка за 3 летних месяца успевает переловит миллион всяких мошек и комаров. Пара синиц – может полностью очистить от вредителей 40 яблонь. Поэтому птиц надо беречь и помогать им.
— А сегодня мы, узнаем, что вы знаете о птицах, а самый лучший знаток птиц, станет победителем. А определим победителя мы по количеству фишек — птичек, которые вы будете получать, если правильно ответите на вопрос.
«Отгадай загадку и найди картинку с отгадкой»
- Маленький певец лесной
Лучше всех поет весной. (Соловей).
2. Маленький мальчишка
в сером армячишке.
По дворам шныряет,
крохи собирает. (Воробей).
3 .Кто на елке,
на суку
счет ведет
«Ку-ку, ку-ку» (Кукушка).
4. Я по дереву стучу,
червяка добыть хочу,
Хоть и скрылся под корой,
все равно он будет мой. (Дятел).
5. Всех прилетных птиц черней,
чистит пашню от червей.
Взад-вперед по пашне вскачь…
А зовется птица …(Грач).
6. На шесте – дворец.
Во дворце певец.
А зовут его … (Скворец).
7. Непоседа, птица длиннохвостая,
птица говорливая, самая болтливая. (Сорока).
8. Красногрудый, чернокрылый
любит ягодки клевать,
с первым снегом на рябине
он появится опять. (Снегирь).
Молодцы, ребята, с загадками вы справились.
«Улетает – не улетает»
— Ребята, скажите, как называются птицы, которые с наступлением зимы улетают на юг, в теплые края? Правильно, перелетные. А почему они улетают? (Холодно, птицам нечего есть…) Ребята, а как вы должны встречать пернатых друзей? (Сделать скворечники)
— Но есть и такие птицы, которые зимой находят себе корм в лесу или вблизи человеческого жилья и остаются зимовать в наших краях. Такие птицы называются …(Зимующие). Ребята, что мы можем сделать, чтобы птицам было легче зимовать?
(сделать кормушки и подкармливать их)
— Ребята, на доске развешены картинки с изображением птиц. Случайно эти картинки перемешались, и я теперь не знаю, какие птицы зимующие, а какие перелетные. Помогите мне в этом разобраться. Молодцы, ребята. И с этой игрой справились.
— А, знаете ли вы, что любят кушать птицы. Давайте проверим. Слайд 2.
С наступлением зимы снегирь перебирается ближе к человеческому жилью, залетает в сады и огороды, отыскивает ягоды рябины, боярышника, облепихи, семена конского щавеля.
Хищные птицы (коршун, сокол) парят в небе, высматривая добычу. Увидев зайца, хорька, хищные птицы камнем бросаются вниз, рвет жертву когтями и клювом.
Сова питается мышами.
У дятла большой крепкий клюв, которым он, словно врач, выстукивает ствол заболевшего дерева. Длинный язык помогает птице ловко доставать личинки жуков – короедов и др. насекомых.
Осенью, зимой воробьи охотно клюют зернышки, семена растений, весной они ловят мошек, гусениц.
— Про птиц существует множество пословиц. Каждую пословицу можно расшифровать, понять ее смысл, ее значение для человека.
Слайд3.
Увидел скворца – весна у крыльца.
Соловей берет пением, а человек умением.
Где ласточка совьёт гнездо – там добрые люди.
Лес без птиц и птицы без леса не живут.
У каждой птицы — своя песня.
«Птичьи разговоры»
— Галдят, шумят, кричат с утра до вечера птицы. Разговаривают пернатые друг с другом и с нами. Разные птицы подают голос по-разному.
Слайд 4 – 14.
Воробей чирикает
Ворона каркает
Журавль курлычет
Кукушка кукует
Филин ухает
Курица кудахчет
Утка крякает
Гусь гогочет
Петух кукарекает
— Ребята, в жизни мы часто употребляем выражения, в которых говорится о птицах. Знаете ли вы, когда так говорят?
Слайд 15.
• Короче воробьиного носа. (Очень маленький)
• Как с гуся вода. (Безразлично, все нипочем, ничего не действует на кого-либо.)
• Пишет как курица лапой. (Неразборчиво, неряшливо.)
• Считать ворон. (Рассеянно глядеть по сторонам, т.е. бесцельно проводить время, лодырничать.)
• Белая ворона. (Человек, который сильно отличается от других.)
• С гулькин нос. (Небольшой по размерам, по величине, по количеству.)
Слайд 16 — 17. Игра «Буква заблудилась»
Чашка — Чайка
Капля — Цапля
Осёл — Орёл
Лист — Аист
Морока — Сорока
Борона — Ворона
Сазан — Фазан
Лебеда — Лебедь
Граф — Грач
Куница — Курица
«Веселые задачки»
Вот забавные задачи
Ожидают смельчаков.
Пожелаем им удачи
Слушайте внимательно! Кто готов?
Четыре сороки прилетели на уроки.
Одна из сорок не знала урок.
Сколько прилежно трудилось сорок?
(4 – 1 = 3)
Подогрела чайка чайник,
Пригласила девять чаек:
Приходите, все на чай!
Сколько чаек?
Отвечай!
(9 + 1 = 10)
В садик тёти Гали
Пять гусей забрались.
Четырёх прогнали.
Сколько там осталось?
(5 – 4 = 1)
Сколько маленьких утят
Плавать и нырять хотят?
Три уплыли далеко,
Два нырнули глубоко.
Сколько их всего в пруду?
Сосчитать я не могу.
(3 + 2 = 5)
Слайд 18 – 19. Птичьи ребусы (ребусы с названиями птиц)
— Ребята, сейчас мы с вами поиграем. К слову, надо подобрать пару по смыслу. Например, у человека – ребенок, а у птицы — птенец. Слайд 20 — 33
Игра «Птицы прилетели» на внимание : я называю птиц, а если вы услышите не название птицы, то можно хлопать или топать. Начинаем:
Прилетели птицы:
Голуби, синицы,
Мухи и стрижи. …………………
Прилетели птицы:
Голуби, синицы,
Аисты, вороны,
Галки, макароны …………………..
Прилетели птицы:
Голуби, куницы, …………………..
Прилетели птицы:
Голуби, синицы,
Страусы, чижи. ……………………
Прилетели птицы:
Голуби, синицы,
Чибисы, чижи,
Галки и стрижи,
Аисты, кукушки
И даже ватрушки. …………………….
Прилетели птицы:
Голуби, синицы,
Чибисы, чижи,
Галки и стрижи,
Комары, кукушки. ……………………
Прилетели птицы:
Голуби, синицы,
Чибисы, чижи,
Галки и стрижи,
Аисты, кукушки,
Лебеди, скворцы…
Все вы молодцы!
А теперь наши пальчики «поработают» ножницами. Обрывание контура птицы. (Работа под музыку).
«Полянка – любознайка» Слайд 34.
— А знаете ли вы, что
- Единственная в мире птица, у которой вообще нет крыльев, это киви, живущая в Новой Зеландии. Слайд 35.
- Пингвины, страусы, казуары, киви не могут летать. Слайд 36.
- Самая маленькая птичка колибри-пчелка, обитает на Кубе, весят 1,6 г, а их длина равна 5,7 см. Половину длины составляют хвост и клюв. Слайд 37.
— Ребята, и только на минутку представьте, что вся эта красота пропадет.
Разве можно представить жизнь лесов, полей, лугов без птиц? Без птиц природа мертва. Птицы – вестники радости. Каждый год они приносят нам на своих крыльях весну. Птицы дороги нам как часть нашего чудесного мира. Их мелодичные, весёлые, звонкие песни, яркое оперение оживляют природу, вселяют в нас бодрость и радость. Что же мы можем сделать, чтобы спасти птиц. (Ответы детей)
СЛАЙД 38.
Запомните главное правило: даже если вы ничем не сможете помочь птицам, просто не мешайте им. А это уже не так мало. Очень важно , чтобы птицы, такие прекрасные создания, неустанные труженики, жили счастливо на нашей Земле. Ведь если плохо им, плохо и нам самим. Это надо знать и выполнять.
СЛАЙД 39. Мы обещаем (ВСЕ ВМЕСТЕ ЧИТАЕМ)
Мир птиц увлекателен, общение с ним расширяет наши знания о природе, позволяет лучше ее понять. Мне хотелось бы, чтобы сегодня, когда вы выйдете на улицу, вы, увидев птиц, понаблюдали бы за их поведением и в будущем никогда не забывали, что птицы нуждаются в нашей помощи и защите.
А теперь, самое интересное. Кто же стал лучшим знатоком птиц. (Подсчет фишек). Награждение грамотой «Лучший знаток птиц»
Рефлексия
Понравилось вам занятие, что вы узнали нового?
Карточки – солнышко.
nsportal.ru
Индивидуальное коррекционное занятие на развитие познавательных процессов и моторных функций для детей VIII вида
индивидуальное коррекционное занятие:
«Мальчик и его занятия»
Тема: «Мальчик и его занятия»
Цель: Развитие познавательных процессов и моторных функций.
Задачи:
Коррекционно-развивающие:
1. Развивать мелкую и крупную моторику
2. Развивать тактильные ощущения
3. Развивать пространственную ориентировку на листе и в пространстве
4. Развивать зрительное и слуховое восприятие, чувство ритма
5. Развивать внимание, память, мыслительные процессы и операции
6. Развивать координацию движений
7. Развивать речь
Воспитательные:
1. Воспитывать способность подчинять свои действия инструкции.
2. Воспитывать взаимопонимание, дружелюбие.
Оборудование: бланки для заданий, листы в клетку, рисунок мальчика.
Ход занятия.
Психолог: -Здравствуй! Представь, что ты маленькое солнышко: светлое, яркое, доброе. Оно проснулось рано утром и прежде чем выйти к людям решило немножко поиграть с самим собой: посмотри вправо, посмотри налево, а затем по кругу, медленно двигая глазками. Сначала вправо-вниз-влево-наверх. Затем быстрее и т.д. Итак, к нам в гости пришел мальчик, который забыл как выполнять некоторые занятия и просит ему помочь. Мы поможем ему? (Да).
Дыхательное упражнение «Ладошки».
Упражнение выполняется стоя или сидя.
И.П.: встаньте прямо, кисти рук сожмите в кулаки и прижмите к животу на уровне пояса. В момент вдоха резко толкайте кулаки вниз к полу, как бы отжимаясь от него (плечи напряжены, руки прямые, тянутся к полу). Затем кисти рук возвращаются в исходное положение на уровень пояса. Плечи расслаблены – выдох «ушёл». Выше пояса кисти рук не поднимайте.
Упражнение «Нарисуй одной рукой».
Нарисуй точно такую же картинку (Ребенку дается образец, после чего он рисует)
Упражнение «Подбери рифму».
Впиши такие слова, чтобы получились рифмованные строчки (Ребенку дается бланк, он заполняет, по необходимости помочь.)
Упражнение «Профилактика нарушения зрения».
Глазами нарисовать свою фамилию.
Упражнение «Обобщение».
Шашки, шахматы – это….
Лодка, катер, пароход – это…
Кроссовки, ботинки, сапоги – это…
Пила, ножовка, топор – это…
Леска, удочка, крючок – это…
Пистолет, машинка, робот – это…
«Чиполлино», «Король лев», «Приключения Мюнхгаузена» — это…
Хоккей, футбол, регби – это…
Пенал, ручка, тетрадь – это…
Пистолет, винтовка, автомат – это…
Упражнение «Что ты видишь на картинке».
Посмотри внимательно и скажи, что ты видишь. (Ребенку предлагается рисунок с предметами, нарисованными друг на друге.)
Упражнение «Инструменты».
Обведи карандашом, разукрась цветными карандашами, дай название каждому инструменту. (Рисунок с контурными предметами)
Дыхательное упражнение.
Ребенок, лежа, делает ряд глубоких вдохов носом и громких выдохов ртом под прохлопывания: 8 хлопков — пауза — 5 хлопков — пауза — 8 хлопков — пауза — 5 хлопков — пауза — 8 хлопков — пауза — 5 хлопков — пауза — 8 хлопков — пауза — 5 хлопков — пауза — 8 хлопков — пауза — 5 хлопков — пауза — 8 хлопков — пауза — 5 хлопков — пауза — 8 хлопков — пауза — 5 хлопков. Во время вдоха ребенок поднимает только правую руку и на время задержки дыхания удерживает ее в воздухе. Во время выдоха опускает правую руку на левое бедро и лежит спокойно, задержав дыхание. На следующем вдохе ребенок поднимает левую ногу и на время задержки дыхания удерживает ее в воздухе. На выдохе опускает на правую ногу. Во время задержки дыхания лежит (правая рука на левом бедре, левая нога на правой ноге). На вдохе поднимает правую руку с бедра и удерживает ее в воздухе. На выдохе кладет правую руку ровно (параллельно телу). На вдохе поднимает левую ногу и удерживает ее на время задержки дыхания. На выдохе кладет левую ногу параллельно правой ноге (ровно). То же с левой рукой и правой ногой (всего 8 вдохов-выдохов). Упражнение выполняется 3—4 раза. Единица счета равна одной секунде.
Упражнение «Графический диктант»
1 клетка вверх; 1 клетка вправо; 1 клетка вверх; 1 клетка вправо
1 клетка вверх; 1 клетка вправо; 1 клетка вверх; 1 клетка вправо
1 клетка вверх; 1 клетка вправо
1 клетка вниз; 1 клетка вправо; 1 клетка вниз; 1 клетка вправо
1 клетка вниз; 1 клетка вправо; 1 клетка вниз; 1 клетка вправо
1 клетка вниз; 1 клетка влево;
3 клетки вниз; 7 клеток влево; 3 клетки вверх, 1 клетка влево.
Психолог: -Ты сегодня большой молодец, справился со всеми занятиями и помог мальчику! Как твое настроение? Тебе понравилось?
infourok.ru