Содержание

Музыкотерапия как метод психологической коррекции

Благотворное влияние музыки на эмоциональное состояние обнаружили еще в Древней Греции. Прослушивание приятных мелодий повышает настроение, развивает интеллект, помогает снять эмоциональное напряжение. Музыка в психологии — популярный инструмент воздействия, используемый в диагностике, терапии и психокоррекции.

Что представляет собой музыкотерапия как метод воздействия

Музыкотерапия подразумевает целенаправленное использование музыки для гармонизации психоэмоционального состояния. В музыкотерапии используют все виды музыки: от электронных записей до самостоятельного освоения музыкальных инструментов. Изучение музыкального культурного наследия всесторонне обогащает внутренний мир, работает как профилактическое, лечебное, обучающее средство. Регулярное прослушивание музыки предупреждает возникновение заболеваний, вызванных стрессом.

В музыкотерапии выделяют следующие формы:

  • индивидуальная или групповая;
  • глубокая и поверхностная;
  • директивная или не директивная.

Лечение музыкой относится к щадящим методам терапии и практически не имеет противопоказаний. Она положительно влияет на состояние здоровья, облегчая и ускоряя процесс выздоровления.

История применения музыки для воздействия на человека

Древнегреческий мыслитель Пифагор первым исследовал влияние музыки на человека. Он определил, что прослушивание ритмичных мелодий помогает контролировать эмоции, излечивает нервные болезни, сопутствует гармоничному развитию личности. Повышенный интерес к музыке также отмечался у ученых 12–13 века. Врачеватели использовали мелодии для облегчения болей при мигрени, бессоннице и болезнях пищеварения.

В 19 веке терапию музыкой стали использовать для лечения заболеваний в области психиатрии. В странах Европы музыкотерапия распространилась после первой мировой войны. В Германии с ее помощью лечили язву желудка, в Швейцарии — туберкулез. Обезболивающие свойства мелодий австрийские акушеры использовали для облегчения родов. Позднее музыку как средство анестезии стали использовать в хирургии и стоматологии.

В 20 веке индустриальное развитие позволило сделать музыкотерапию доступной и повсеместной. Ее популярность значительно возросла, а положительный результат влияния мелодий на активность физиологических процессов и нормализацию состояния психики позволил вывести музыкотерапию в поле деятельности официальной науки.

Определения музыкотерапии от разных авторов

«Музыкотерапия» буквально означает «лечение музыкой». Этот термин был изобретен еще в Древней Греции, и в современной психотерапии имеет то же значение. Большинство ученых относят музыкотерапию к вспомогательным методам, которые подготавливают пациентов к более сложным способам лечения. По определениям отдельных практиков под музыкотерапией понимают:

  • способ педагогического воздействия, оптимизирующий творческие силы;
  • метод лечения отдельных аспектов физиологических и психологических заболеваний;
  • способ устранения симптомов психосоматических заболеваний, основанный на прослушивании музыкальных произведений.

Музыкотерапия — дисциплина, одновременно относящаяся к сфере психологии, музыковедению, нейрофизиологии. Исследования показывают, что использование музыки положительно влияет на процесс развития личности, ускоряя образование нейронных связей.

Применение музыкотерапии в практической психокоррекции

Использование музыкотерапии, как метода психологической коррекции, позволяет помочь людям с психологическими заболеваниями различной тяжести. Игра на музыкальных инструментах помогает избавиться от различных патологий:

  1. Психоневрологических нарушений. Психотерапевты отмечают два вида неврозов: неврастения и истерический невроз. Первый возникает из-за эмоциональных и интеллектуальных перегрузок, второй — развивается под влиянием фрустрации. Для лечения неврастении используют инструменты, позволяющие задавать ритм игре: барабаны, там-тамы. Для снятия истерических симптомов больше подходят спокойные, умиротворяющие практики, например, игра на флейте.
  2. Нарушений развития воли. Способность ставить и достигать целей в норме начинает развиваться в дошкольном возрасте и окончательно формируется в старшем подростковом возрасте. Взрослый человек с нарушением волевых процессов страдает ленью — стремлением отказаться от преодоления трудностей, неумением определить и достичь цели. Пение и музицирование помогают сформировать необходимые качества для развития воли: чувство наслаждения работой, расширение круга интересов, самоуважение.
  3. СДВГ у взрослых и детей. Гиперактивность активно проявляется в дошкольном возрасте. У большинства людей интенсивность симптомов снижается к 14 годам, но в некоторых случаях сохраняется во взрослом возрасте. Импульсивность и неспособность надолго удерживать внимание мешает учиться, работать, выполнять элементарные бытовые обязанности. Психокоррекция музыкой помогает снизить признаки гиперактивного поведения, поощрить целенаправленную активность и снизить бесцельную подвижность.
  4. Тревожности и страхов. Постоянное чувство тревоги мешает испытывать положительные эмоции и фокусирует внимание на отрицательных. Человек находится в эмоциональном напряжении, не может расслабиться, быстро устает. Экспрессивная музыка, сопровождаемая танцевальными движениями, высвобождает эмоции, повышает позитивное восприятие, устраняет эмоциональный конфликт.

Музыкальная релаксация — сильное эмоциональное воздействие. Зачастую оно используется в комплексе с другими методиками. В отличие от других методик, воздействие музыкой почти не вызывает у пациентов негативного отношения, поэтому является популярной и предпочитаемой практикой.

Лечение музыкой проблем пожилых людей

В пожилом возрасте человек сталкивается с постепенным угасанием когнитивных процессов и социальным отчуждением. Музыкальная терапия помогает справляться с такими проблемами:

  1. Нарушениями работы памяти. Выборочная амнезия — частая проблема, предшествующая болезни Альцгеймера. Прослушивание музыки становиться профилактическим средством.
  2. Нарушениями расслабления и напряжения мышц. Неспособность контролировать собственные движения вызывает у пожилых людей панику. Музицирование позволяет частично повысить мышечный контроль и избежать связанных с ним страхов.
  3. Развитием неврозов. Снижение мозговой активности становится причиной большинства заболеваний в старческом возрасте. Прослушивание классической музыки улучшает работу мозга.

Эмоциональная разгрузка в групповой терапии помогает избежать отдаления от других людей, найти новое увлечение и круг общения.

Влияние музыки на детей: развитие психики ребенка

Психика дошкольника постоянно подвергается высокой нагрузке. Ежедневно изучая необходимую информацию, ребенок быстро устает и нуждается в эмоциональной поддержке.

Пассивное прослушивание музыки снимает детскую агрессивность, чувство тревожности и апатию. Используя музыкотерапию, психолог помогает замкнутым детям раскрепоститься и научиться контактировать с другими. Легкая мелодия помогает детям взбодриться утром и скорее погрузиться в сон.

Правила использования музыкотерапии в детских садах:

  1. Занятия проводятся в специально оборудованном помещении. В нем должно быть достаточное количество матрасов и подушек, на которых малыш может комфортно расположиться. В поле зрения ребенка не должны попадать яркие игрушки и другие отвлекающие предметы.
  2. Продолжительность сеанса соответствует возрасту ребенка. Чем младше ребенок, тем короче должен быть сеанс. Для детей 4–5 лет его длительность не может превышать 5 минут, с детьми 6–7 лет можно проводить сеансы до 10 минут. Также следует учитывать индивидуальные особенности ребенка и следить за его эмоциональным состоянием во время прослушивания. Негативная реакция — явный сигнал того, что ребенок устал.
  3. Прослушивать музыкальные произведения нужно не на полную громкость. Громкий звук усиливает давление на барабанные перепонки и вместо расслабления это вызывает напряжение. Громкость должна быть такой, чтобы ребенок мог во время прослушивания уснуть. Слишком громкие звуки будут пугать детей, а у ребенка с гиперактивностью спровоцируют агрессию.
  4. Проводить занятия следует после еды. Натощак сложно расслабиться и ребенок будет отвлекаться. Но сразу после приема пищи заниматься нельзя, нужно подождать 1,5–2 часа.
  5. Окончание занятия должно быть плавным. Сразу после завершения мелодии ребенка нельзя заставлять активно двигаться. Нужно позволить малышу отдохнуть, вернуться к обычному ритму постепенно.

Для дошкольных учреждений музыка — один из обязательных видов групповой терапии.

Музыкотерапия как метод психотерапии в современной психологии

В психологии музыкотерапию используют в основном для уменьшения влияния стресса. Чтобы нормализовать психическое состояние, психологи рекомендуют ежедневно прослушивать любимые мелодии в течение 10–15 минут. Вслушиваясь в последовательную смену звуков, человек непроизвольно фокусируется на мелодии, отстраняясь от внешнего мира. Это помогает его психике пройти своеобразную перезагрузку, избавиться от влияния накопленного стресса.

Слушать классическую музыку рекомендуют людям с проблемами в общении. Часто боязнь людей и общения кроется в детских комплексах. Пережитое негативное впечатление может навсегда лишить человека способности создавать близкие отношения и даже просто начать разговор. Музыка снимает напряжение, которое люди испытывают при попытке коммуникации.

Умиротворяющие мелодии помогают научиться выражать эмоции.

Нередко эмоциональный фон человека настолько нарушен, что он не в состоянии определить собственные эмоции и адекватно выразить их. Ему сложно отличить усталость от скуки, гнев от обиды, раздражение от зависти. Музыка помогает прочувствовать подавленные эмоции, и заново научиться демонстрировать их.

Как музыка воздействует на здоровье: области применения музыкотерапии

Музыкотерапия имеет широкий спектр действия. Многочисленные исследования отмечают ее положительное влияние в области:

  1. Психиатрии и психотерапии. Психиатры отмечают, что прослушивание композиций Моцарта и Баха снижают приступы эпилепсии, агрессивность и уровень тревожности.
  2. Реабилитационной гимнастики. Медики используют музыку разных ритмов для ходьбы, бега, физических упражнений. Постепенное увеличение нагрузки переносится легче, если упражнения выполняются под музыку. Также прослушивание мелодий помогает сохранять позитивный настрой.
  3. Лечения сердечно-сосудистых заболеваний. Мелодии определенного ритма замедляют сердцебиение. Достаточно ежедневно прослушивать расслабляющие мелодии в течение 10 минут, чтобы нормализовать сердечный ритм. Для этого идеально подходят арии Верди.
  4. Работы с мышлением и памятью. Музыкотерапия является удобным способом для тренировки памяти. Музыка освежает воспоминания, вызывая в подсознании определенные ассоциации. Это стимулирует работу мышления и активирует резервы мозга.
  5. Лечения бессонницы. Приятные расслабляющие мелодии помогают в решении проблем сна. Регулярное прослушивание музыки перед сном помогает быстрее уснуть и нормализовать режим. Также приятные мелодии помогают избавиться от кошмаров.

Использование музыки в лечении различных заболеваний не является основным методом. Но помогает значительно повысить настроение пациента, стимулируя его иммунитет и повышая сопротивляемость стрессу.

Основные формы музыкотерапии: особенности методик

В психологии используют 3 основные средства музыкотерапии:

  1. Активный — пациенты поют, учатся игре на музыкальных инструментах, используют их для других видов терапии.
  2. Интегративный — совместно с музыкой используется дополнительный метод терапии: рисование, лепка, подвижная игра. Действия выполняют под музыку или сразу после  прослушивания, выражая ощущения.
  3. Рецептивный — пациенты слушают музыку, не выполняя никаких других действий. Для этого вида лечения выбирают классические музыкальные произведения, для создания которых использовали различные инструменты. Пациентам предлагается вслушиваться в мелодии, соотнося их с реакцией сознания и подсознания.

Методы лечения музыкой подбираются индивидуально. Главная задача психолога — выбрать вариант, который будет вызвать у пациентов только позитивные ассоциации. Если музыка пробуждает неприятные воспоминания, эффект от лечения будет минимальным или даже отрицательным.

Какая музыка подходит для терапевтических занятий

Для музыкотерапии следует использовать только ту музыку, которая вызывает положительные эмоции.

Нейроспециалисты, изучая влияние мелодий на работу мозга, полагают, что универсальным средством музыкотерапии являются произведения Моцарта. Прослушивание его композиций повышает интеллектуальные способности, память, внимание.

Моцарт подходит взрослым и детям, пожилым и людям с серьезными нарушениями мозговой деятельности. Ритмы классической музыки совпадают с биоритмами мозга, поэтому она оказывает такое положительное влияние.

Терапевтическое упражнение состоит из нескольких этапов:

  1. Диагностика общего состояния пациента.
  2. Выбор мелодий, отвечающий целям коррекционной работы.
  3. Прослушивание мажорных мелодий для снятия эмоционального напряжения.
  4. Прослушивание расслабляющих мелодий для получения положительных эмоций.

После музыкального воздействия рекомендуется записать или нарисовать свои впечатления. Это поможет отследить влияние мелодии на восприятие и при необходимости скорректировать подбор музыки.

Полезное видео

В видео представлена подборка музыкальных композиций для психологической разгрузки. После их прослушивания Вы будете чувствовать себя более расслабленным и отдохнувшим.

mystroimmir.ru

Музыкотерапия как психотерапевтический метод

Ароматерапия — это лечение ароматами (исключительно натуральными эфирными маслами).
Спектр действия эфирных масел огромен, и лучше всего прежде, чем приступить к использованию проконсультироваться со специалистом.

Несколько самых распространенных примеров действия эфирных масел:
Лаванда
Снимает нервное напряжение, депрессию, помогает при бессоннице. Помогает при головной боли, мигрени. Снижает кровяное давление, эффективно при ожогах, гнойных ранах и ранах в целом.

Апельсин
Масло апельсина очень хорошо для ослабленных детей со сниженным иммунитетом, нормализует их сон, улучшает настроение. Хорошо помогает при различных простудных заболеваниях: ангине и гриппе, катаре верхних дыхательных путей, ликвидирует застой в бронхах, снижает задержку жидкости в организме, что способствует снижению веса и помогает избавиться от целлюлита. Обладая желчегонным действием, нормализует работу печени и желчного пузыря. В стоматологии применяется, как противовоспалительное средство, способное ликвидировать кровоточивость десен, помогает при пульпитах и парадантозе. Воздействуя непосредственно на центральную нервную систему, масло апельсина повышает настроение, облегчает депрессию, снимает чувство страха и беспокойства.

Чайное дерево
Обладает антибактериальными и противогрибковыми свойствами, действует как антисептик при травмах, язвах, гнойный ранах. Нейтрализует растительные токсины (крапива), помогает при бронхиальных проблемах, инфекции верхних дыхательных путей, снимает зуд кожи, эффективно против герпеса, паразитов, обладает репеллентными свойствами. Нейтрализует животные яды, например ос, пчёл, комаров, пауков и т.д.

Эвкалипт
Обладает антибактериальными, успокаивающими, заживляющими и тонизирующими свойствами. Подходит при простуде, гриппе, кашле (облегчает откашливание), боли в горле, насморке, нарушении пищеварения. Облегчает дыхание, снижает температуру (обёртывание икр раствором эвкалипта в базовом масле), способствует заживлению ран, останавливает кровотечение, снижает уровень сахара в крови, обладает мочегонным действием.

Грейпфрут
Грейпфрутовое масло, в первую очередь, борется с физической и умственной усталостью, восстанавливает энергетические уровни и повышает иммунитет. Масло стимулирует также лимфатическую систему и способствует выведению токсинов из организма. Эфирное масло грейпфрута, обладая мочегонным и желчегонным действием, применяется в ароматерапии при болезнях печени и почек. Грейпфрутовое масло очень эффективно при терапии ожирения и целлюлита, так как притупляет чувство голода и регулирует жировой обмен. Гормональный эффект масла грейпфрута пригоден для облегчения проблем, связанных с нарушением менструального цикла и менопаузой. Воздействуя непосредственно на центральную нервную систему, грейпфрутовое масло является, прежде всего, тонизирующим и противодепрессивным средством, особенно при мигренях на нервной почве, поднимает настроение и устраняет неуверенность в себе.

Лимон
Обладает антисептическими и антибактериальными свойствами, поэтому с успехом применяется при различных инфекционных заболеваниях органов дыхания: простудах, ОРЗ, катаре верхних дыхательных путей, ангине, гриппе, облегчает лихорадку, способствует нормализации температуры тела.
Масло лимона прекрасно регулирует функции желудочно-кишечного тракта, нормализует работу печени и поджелудочной железы, устраняет застой желчи, обладает мочегонным и камнерастворяющим действием. Полезно людям с избыточным весом, так как оно нормализует обмен веществ и накапливание жиров, а за счет своих мочегонных свойств помогает избавиться от целлюлита.
Лимонное масло улучшает кровообращение и тонизирует мышцы венозной стенки, что препятствует варикозному расширению вен. Масло лимона обладает свойством понижать артериальное давление, поэтому не рекомендуется людям с пониженным кровяным давлением. Масло может облегчить головные боли и мигрени, поможет избавиться от головокружения, вызванных спазмами сосудов головного мозга.
Способствует снятию чувства страха и тревоги, способствует повышению настроения и улучшению физического самочувствия.

Мята перечная
Мятное масло широко применяется при различных недугах, связанных с желудочно-кишечным трактом – тошнота; несварение пищи, вызванное либо слишком жирной пищей или напряжением и беспокойством; диарея; хорошо стимулирует функцию печени, уменьшая застой желчи или действуя, как тонизирующее средство.
Эфирное масло перечной мяты хорошо помогает при простудных заболеваниях — синусите (воспалении околоносовых пазух, костных полостей в черепе), бронхите, катаре, верхних дыхательных путей, астме (приступах удушья, наступающих в следствии острого сужения просвета бронхов). В гинекологии применяется при предменструальном синдроме и болезненных менструациях. Масло мяты эффективно используется в ароматерапии при слабости, обусловленной возрастом или болезненным состоянием организма, после полного упадка сил или травмах. Снимает состояние заторможенности, состояние усталости и отсутствия энергии, которое может быть результатом болезни. Оно прекрасно избавляет от головной боли, вызванной расширением церебральных артерий, спазмом мышц и недостаточным снабжением головы кислородом.
Обязательно следует упомянуть о том, как благотворно влияет масло перечной мяты на нервную систему, снимая чувства ярости и раздражения.
Мятное масло великолепно снимает мышечные боли, связанные с сильной нагрузкой, атак же укрепляет венозные стенки сосудов при варикозном расширении вен.

Приобрести высокачественные эфирные масла для ароматерапии можно здесь>>

womlifeclub.ru

Музыкотерапия как методы психологической коррекции

Целебное воздействие музыки на человека было замечено много столетий назад. Древнегреческий целитель Гиппократ использовал музыку для лечения бессонницы, а также эпилепсии. В современном мире в психотерапии широко пользуются методами музыкотерапии для профилактики, лечения отдельных видов заболеваний.

На основе многолетних исследований и наблюдений в 2003 году музыкальная терапия была признана Министерством здравоохранения как официальная медицина. Музыка с самого рождения повсеместно сопровождает любого человека. Музыка может заставить заплакать или поднять настроение, вызвать усталость, упадок сил, головную боль или, напротив, придать бодрость, уверенность.

Дети — хрупкие создания, чья не устоявшаяся психика, больше всего подвержена внешним факторам. Проблемы в семье, разлад среди родителей, боязнь общения, тревожность, страхи, огромный пласт информации, который кроха получает постоянно — все это оказывает негативное воздействие на психоэмоциональное состояние малыша.

У родителей зачастую нет времени заниматься воспитанием подрастающего поколения. Если над воспитанием, развитием крохи до 2 — 3 лет еще мамочка работает, то обычно после 3 лет крохой занимается бабушка или малыш остается на длительное время предоставлен сам себе.

Чтобы занять внимание чада, взрослые нередко предоставляют бесконтрольный доступ к телевидению, а также к компьютеру. Маленький человечек смотрит фильмы ужасов, играет в «стрелялки». Его психика еще не адаптировалась полностью к реалиям взрослой жизни, поэтому агрессивное поведение героев кинокартин, малыш проецирует на себя и начинает вести себя агрессивно.

Повышенная возбужденность, агрессивность, раздражительность — все это мешает гармоничному, созидательному развитию дошкольника. Музыкальная терапия для детей может использоваться для корректировки психоэмоционального состояния дошколят.

В настоящее время методы музыкотерапии активно применяются в дошкольных детских учреждениях. Родители также могут использовать положительные эффекты музыки дома. Чтобы музыка лечила, а не нанесла дополнительный вред малышу, необходимо посоветоваться с психологом, вместе подобрать музыку для чада и для взрослых членов семьи.

Понятие музыкотерапии, ее виды

Музыкотерапия — это целенаправленное применение музыки во всех ее проявлениях и в любом виде для профилактики, лечения, психологической коррекции психоэмоционального состояния человека. Используется музыка, записанная на плеер или диск, а также живая музыка: пение, игра на музыкальных инструментах.

В музыкотерапии для дошкольников используются две главные формы: пассивная, иногда ее называют рецептивной, и активная форма. При активной терапии с помощью музыки детишки принимают активное, непосредственное участие, путем использования различных музыкальных инструментов или пением.

Рецептивная музыкотерапия для детей — это сам процесс восприятия музыки с различных носителей. Музыкальную терапию можно и нужно применять не только для лечения и психокоррекции личности, но и для формирования нравственных, эстетических норм поведения дошколят.

Изучение, восприятие музыки как культурного наследия человечества прививает любовь к музыке, обогащая тем самым внутренний мир ребенка. Музыкотерапия как метод воздействия на психику малыша использует музыку в следующих направлениях:

  • лечебное, медицинское;
  • педагогическое, воспитательное;
  • профилактическое направление, предупреждающее возникновение стрессовых психоэмоциональных заболеваний.

Терапия с помощью музыки делится на следующие виды, зависящие от самой формы и силы музыкального воздействия:

  • по достигнутому результату, по глубине воздействия — глубокое или поверхностное;
  • по организации процесса — индивидуальная или групповая;
  • по взаимодействию со специалистом — директивная, то есть, руководящая или не директивная, подчиняющая;

Музыкотерапия в детском саду применяется и как вспомогательный, дополнительный метод при цветотерапии, сказкотерапии и игровой психотерапии малышей. Только используя комплексно все виды щадящей терапии, можно провести более оптимально, с лучшим результатом разнообразные виды психокоррекции дошколят.

Проведение музыкотерапии

Сеансы музыкотерапии проводятся в индивидуальном порядке или в группе, в зависимости от психоэмоционального состояния дошкольника. Индивидуально занимаясь с малышом, специалист достигает более полного контакта, может точнее определить проблему крохи, разработать конкретную программу терапии для маленького человечка.

При пассивном прослушивании тщательно подобранной музыки, у крохи уменьшается эмоциональная напряженность, снижается агрессивность. У дошкольника восстанавливается позитивное эмоциональное состояние, снижается чувство тревожности. Используя психологию, как составную часть музыкотерапии, специалист корректирует возникшие проблемы у ребенка.

С замкнутым, стеснительным дошкольником, для развития коммуникативности проводятся сначала индивидуальные занятия. Педагог совместно с крохой занимается музыкой: играет на музыкальных инструментах или разучивает песенки. По мере развития коммуникативности у замкнутых, тихих детей, малышей необходимо переводить на групповые занятия.

Основой любых групповых занятий является активное общение ребятни со сверстниками, формирование эмоционального общения, дальнейшее развитие коммуникативных навыков детей. Процесс группой музыкотерапии должен протекать в динамичной, активной форме.

Вместе с музыкой необходимо задействовать всю выразительность других видов искусств. Творческая составляющая терапии активизирует все органы чувств крохи, более ярко работают системы восприятия дошкольника. Дети могут проявить себя, показать свои способности, тем самым формируя уверенность в своих силах.

Для того, чтобы интегрировать музыкотерапию с другими видами искусства, педагог в своей работе использует следующие методы:

  • рисование, лепка из специального теста или пластилина под музыку;
  • подвижные, активные игры с использованием музыки;
  • пантомима;
  • сочинение дошколятами историй, сказок после прослушивания музыки, изображение своего настроения с помощью красок или танца;
  • пластическая драматизация с использованием музыки, цветотерапии;
  • хоровое или сольное пение.

Танец — это одна из форм социального контакта. Используя танцевальные импровизации, изучая классические танцы, педагог позволяет непоседам более полно выразить себя, избавиться от негативных эмоций и чувств. Главное в любом танце — это ритмичные движения. У дошколят нередко возникают проблемы с координацией движений, что вызывает у крох зажатость, скованность.

Танцы под музыку помогают добиться гармонизации эмоциональной сферы дошколят. Свободные, раскованные, плавные движения, возможность передать музыку пластикой тела помогает проявиться эмоциональной раскованности. Ребенку чаще легче выразить свои чувства движением, чем словами.

Ребенок слышит музыку в течении всего дня. Задачи родителей, воспитателей, педагогов использовать музыку дозировано, учитывая настроение ребятни, время суток, физическое состояние дошколят. Так для быстрого пробуждения утром, для создания бодрого, позитивного настроения к музыке с мажорным настроением или использовать бодрую детскую песенку.

Чтобы детишки быстрее угомонились, погрузились в дневной сон — используют классическую мелодическую музыку. Нередко детям перед сном дают послушать записанные звуки природы: шелест листьев, шум дождя, пение птиц. Маленькие непоседы успокаиваются, расслабляются. У детей снимается эмоциональное, а также физическое напряжение.

Советы по использованию музыкотерапии

Музыкотерапию можно проводить в домашних условиях, при этом необходимо соблюдать правила проведения такой терапии, опробованные и принятые специалистами. В детских учреждениях в основном делается упор на групповую терапию, с целью развития коммуникативности крохи, вовлечения его в общение, включение в социум.

  • Помещение для проведения пассивной терапии должно быть специально оборудовано. Не должно быть ярких игрушек, предметов, включенных телефонов, отвлекающих внимание ребят. Освещение — искусственное, чтобы кроха лучше воспринял терапевтическое воздействие сеанса.
  • Коррекционные сеансы не проводятся на голодный желудок, или сразу после приема пищи. Необходимо подождать примерно часа 2 после кормления крохи для начала сеанса.
  • Психолог устанавливает продолжительность сеанса, количество занятий в неделю в зависимости от степени необходимой корректировки психоэмоционального состояния крохи. Родители, проводящие такие сеансы дома, должны соблюдать все рекомендации специалиста.
  • Перед началом занятия кроха должен расслабиться, настроиться на позитивный лад. Малыш должен принять свободную удобную ему позу. Кресла, кушетки или просто подушки на застеленном полу — малышу должно быть удобно во время занятия.
  • Не стоит включать прослушивание музыкального произведения на полную громкость. Это только утомит непоседу, вызовет неприятие к терапии. Прослушивание музыки должно проходить в негромком тоне. Гиперактивным, агрессивным деткам полезно включать для прослушивания спокойные мелодии во время сна.
  • После окончания сеанса, не стоит сразу заставлять ребенка бегать. Кроха должен отдохнуть. Ведь терапия с помощью музыки — это лечение.

Музыкотерапия — это лечение детей, поэтому относиться к такой терапии следует серьезно. Обязательно следует проконсультироваться с психологом, выполнять его рекомендации. Только совместная деятельность родителей, воспитателей, психологов способна помочь крохе исправить проблемы в психоэмоциональной сфере.

К сеансам терапии следует подходить ответственно. Не рекомендуется использовать первые попавшиеся мелодии, даже если в настоящее время они популярны, постоянно звучат по радио. Лучший эффект оказывает классическая музыка.

Эффект Моцарта

Специалисты рекомендуют использовать для терапии релаксирующую музыку со звуками природы, классическую, а также бодрые детские песенки. Из всего ряда рекомендованных мелодий особым образом выделяются произведения Моцарта. Моцарт создал не просто великие классические произведения. Все его работы особенные.

Все произведения великого композитора обладают терапевтическим, лечебным эффектом. Нейроспециалисты изучали произведения композитора не одно десятилетие, было научно доказано, музыкальные композиции Моцарта мобилизуют возможности человеческого мозга, облегчают его работу, повышают интеллектуальные возможности личности.

Ученые утверждают, что произведения Моцарта полезны всем: грудничкам, беременным женщинам, больным деткам, учащимся и взрослым людям. Прослушивание произведений композитора снимает негативные эмоции, поднимает жизненный тонус. У учащихся улучшается запоминаемость предмета.

Эффект такого воздействия обусловлен тем, что в произведениях знаменитого композитора используется интервал, который полностью совпадает с характером биотоков головного мозга.

Упражнения музыкотерапии

Любые упражнения данного вида терапии основаны на использовании двух компонентов: восприятие музыки в движении и контроль над дыханием. Именно эти компоненты помогают в основном снизить эмоциональную, а также физическую напряженность у детей.

Терапевтическое упражнение состоит из следующих фаз:

  • диагностика психоэмоционального состояния крохи, установление с ребенком контакта;
  • подбор мелодий, учитывающих задачи коррекции и эмоционального состояния непоседы;
  • снятие эмоционального напряжения с помощью динамичной, мажорной мелодии;
  • получение крохой положительного заряда эмоций через расслабляющие мелодии.

Пантомимы, игры, раскрывающие настроение детей во время прослушивания мелодий. Рисунки, показывающие, какие ассоциации вызывают песни, музыкальные произведения. Все занятия должны проходить в естественной форме, в процессе игры, чтобы дошкольники были более открыты, восприимчивы к терапии.

pups.su

§ 2. Музыкотерапия

Музыкотерапия представляет собой метод, использующий музыку в качестве средства коррекции. Многочисленные методики музыкотерапии предусматривают как целостное и изолированное использование музыки в качестве основного и ведущего фактора воздействия (прослушивание музыкальных произведений, индивидуальное и групповое музицирование), так и дополнение музыкальным сопровождением других коррекционных приемов для усиления их воздействия и повышения эффективности.

Музыкотерапия активно используется в коррекции эмоциональных отклонений, страхов, двигательных и речевых расстройств, психосоматических заболеваний, отклонений в поведении, при коммуникативных затруднениях и др.

После второй мировой войны за рубежом получило довольно широкое распространение лечение музыкой различных психических расстройств. Определились два независимых друг от друга течения: американская и шведская школы.

Американская Музыкотерапия имеет эмпирико-клиническую ориентацию. Это главным образом описание клинического эффекта воздействия музыки, различной по

форме и содержанию, на основании чего составляются «лечебные» каталоги музыки. Это своего рода музыкальная фармакология, в которой выделяют две стороны лечебного воздействия: стимулирующую и седативную. Сторонники психоанализа объясняют воздействие музыки ее влиянием на сферу влечений. Используя для объяснения эффекта музыки понятие

169

«катарсиса», они вкладывают в этот термин принципиально иное значение. Музыка является не только средством, снижающим и устраняющим эмоциональное напряжение, но и главным образом каналом для выхода сексуальной энергии.

Шведская школа, будучи ориентирована на глубинную психологию, считает, что в коррекционной работе музыкотерапии должна отводиться центральная роль, так как музыка благодаря своим специфическим особенностям в состоянии проникнуть в глубинные слои личности. Альтшулер обнаружила физиологические изменения у пациентов, адекватные определенным типам музыкального воздействия и обосновала терапевтический подход, названный ею изопринципом музыкотерапии. Согласно этому положению при затруднении словесного контакта с больным музыка способствует его установлению, если она соответствует эмоциональному тонусу состояния пациента. То есть при депрессии показана музыка тихая, спокойная, при возбуждении — громкая, быстрого темпа. История музыкотерапии знает немало примеров практического применения этого принципа.

Правильный выбор музыкальной программы — ключевой фактор музыкотерапии. Для того чтобы музыка контактировала с клиентом, она должна соответствовать его эмоциональному состоянию. Еще в 1916 г. В.М. Бехтерев писал: «Музыкальное произведение, по своему состоянию совпадающее с настроением слушающего, производит сильное впечатление. Произведение, дисгармонирующее с настроением, может не только не нравиться, но даже раздражать».

Специальные физиологические исследования выявили влияние музыки на различные системы человека. Рядом исследований было показано, что восприятие музыки ускоряет сердечные сокращения, повышает темп респирации. Было обнаружено усиливающее действие музыкальных раздражителей на пульс, дыхание в зависимости от высоты, силы звука и тембра. Частота дыхательных движений и сердцебиений изменялась в зависимости от темпа, тональности музыкального произведения.

Физиологическое воздействие музыки на человека основано на том, что нервная система, а с ней и мускулатура обладают способностью усвоения ритма. Музыка как ритмический раздражитель стимулирует физиологические процессы организма, происходящие ритмично как в двигательной, так и в вегетативной сфере. Ритмы отдельных органов

170

человека всегда соразмерны. Между ритмом движения и ритмом внутренних органов существует определенная связь. Ритмические движения представляют собой единую функциональную систему, двигательный стереотип. Используя музыку как ритмический раздражитель, можно достигнуть повышения ритмических процессов организма в более строгой компактности и экономичности энергетических затрат.

Известно, что ритм марша, рассчитанный на сопровождение отрядов войск в длительных походах, чуть медленнее ритма спокойной работы человеческого сердца. При таком ритме музыки можно идти очень долго, не испытывая сильной усталости. В то же время марши, звучащие во время парадных шествий, более энергичны. Это несколько повышает нормальный ритм человеческого сердца в спокойном состоянии. Поэтому такие марши оказывают бодрящее, мобилизующее воздействие. Показано, что ритм вальса в три четверти оказывает успокоительное воздействие. Не меньшей силой воздействия, чем ритм, обладает музыкальная интонация. Музыка использует в качестве своей основы как первичные голосовые реакции (плач, смех, крик), механизмом которых служит безусловный рефлекс, так и развившиеся позднее на их основе условные

интонации, в которых больше социально обобщенного значения. Такое сочетание различных интонационных основ обеспечивает наибольшую выразительность.

Среди музыкальных инструментов можно выделить лидера по воздействию на состояние человека — это орган. При отборе музыкальных произведений необходимо учитывать, что мелодичные произведения, обладающие четким, строго выдержанным ритмом, вызывают немедленную ответную реакцию практически у всех слушателей. Если же в музыкальном произведении нет единого четко выдержанного ритма, если оно отличается сложной архитектоникой, то воспринимать его во всей полноте, следить за развитием его тематики могут лишь люди, знакомые с музыкой, получившие определенную музыкальную подготовку. В связи с этим и реакция на прослушивание такой музыки при отсутствии должной музыкальной культуры возникает несколько замедленно, примерно через 1-4 мин после начала прослушивания. В целом наиболее сильную эмоциональную реакцию на музыкальное произведение проявляют люди со средней музыкальной культурой. Эти люди достаточно подготовлены, чтобы воспринять даже сложное музыкальное произведение во всей его полноте, и в то же время часть

171

нюансов звучания, отдельные технические моменты — исполнение, скрытое от них, не отвлекают их внимание от главного содержания музыки и не привносят в акт восприятия слишком явный элемент рассудочности, характерной для реакции знатоков и специалистов.

Сердечно-сосудистая система заметно реагирует на музыку, доставляющую удовольствие и создающую приятное настроение. В этом случае замедляется пульс, усиливаются сокращения сердца, снижается артериальное давление, расширяются кровеносные сосуды. При раздражающем же характере музыки сердцебиение учащается и становится слабее. Под действием музыки изменяются тонус мышц, моторная активность. Слушающий музыку не только воспроизводит музыкальный ритм своим двигательным аппаратом, но и беззвучно пропевает музыку (перцептивная вокализация). Причем в беззвучных сокращениях связок точно отражается частота, громкость и длительность воспринимаемых звуков. Музыкальная стимуляция уменьшает время двигательной реакции, повышает лабильность зрительного анализатора, улучшает память и чувство времени, оживляет условные рефлексы. Музыка оказывает влияние на холестериновый обмен: спокойная музыка способствует переключению вегетативной нервной системы в трофотропном направлении, возбуждающая музыка вызывает эрготропную реакцию.

Музыка способна устанавливать общее настроение, причем эмоциональная окраска образов, возникающих при ее восприятии, различна в зависимости от индивидуальных особенностей музыкального восприятия, степени музыкальной подготовки, интеллектуальных особенностей слушающего. Изучение эмоциональной значимости отдельных элементов музыки — ритма, тональности — показало их способность вызывать состояние, адекватное характеру раздражителя: минорные тональности обнаруживают депрессивный эффект, быстрые пульсирующие ритмы действуют возбуждающе и вызывают отрицательные эмоции, мягкие ритмы успокаивают, диссонансы — возбуждают, консонансы — успокаивают. Положительные эмоции при музыкальном прослушивании, «художественное наслаждение», по мнению Л.С. Выготского, не есть чистая рецепция, но требует высочайшей деятельности психики. Мучительные и неприятные аффекты при этом подвергаются некоторой разрядке, уничтожению, превращению в противоположное.

172

Подробный разбор литературы, посвященной различным аспектам музыкотерапии, представлен в работах Л.С. Брусиловского (1971), В.Ю, Завьялова (1995), К. Швабе (1974) и др. Музыкотерапия может служить вспомогательным средством установления контакта между психологом и клиентом и средством, облегчающим эмоциональное отреагирование в процессе коррекционной работы.

Выделяют четыре основных направления коррекционного действия музыкотерапии:

1. Эмоциональное активирование в ходе вербальной психотерапии.

2. Развитие навыков межличностного общения, коммуникативных функций и способностей.

3. Регулирующее влияние на психовегетативные процессы.

4. Повышение эстетических потребностей.

В качестве психологических механизмов коррекционного воздействия музыкотерапии указывают:

· катарсис — эмоциональную разрядку, регулирование эмоционального состояния;

· облегчение осознания собственных переживаний;

· конфронтацию с жизненными проблемами;

· повышение социальной активности;

· приобретение новых средств эмоциональной экспрессии;

· облегчение формирования новых отношений и установок.

В зависимости от активности клиентов, степени их участия в музыкотерапевтическом процессе и поставленных задач музыкотерапия может быть представлена в форме активной, когда они активно выражают себя в музыке, и пассивной (рецептивной), когда клиентам предлагают только прослушать музыку.

Активная музыкотерапия представляет собой коррекционно-направленную, активную музыкальную деятельность: воспроизведение, фантазирование, импровизация с помощью человеческого голоса и выбранных музыкальных инструментов. Активная музыкотерапия может быть индивидуальной (вокалотерапия) и групповой (вокальный ансамбль, хор) или же в форме игры на музыкальных инструментах или музыкального творчества.

Активное прослушивание подразумевает дискуссию в группе. Поэтому необходимо фиксировать внимание клиента на исполняемом произведении. Можно предварительно рассказать о характере и содержании пьесы, ее авторе, предлагая все это запомнить с целью облегчения запоминания музыки,

173

пьесы должны быть контрастными по темпу и ритмическому рисунку. Занятия могут иметь вид музыкальных викторин, с помощью которых легче удается вовлекать клиентов в беседу, фиксируя их внимание на предмете обсуждения.

Музыкальные викторины сочетаются с сеансами по заявкам. Клиентам предлагается назвать те произведения, которые они хотели бы услышать. Заявка может быть исполнена сразу или на последующих встречах. Формы активной музыкотерапии, в частности групповые, отвечают задачам организующего воздействия, отвлечения от тяжелых переживаний путем переживания эстетического удовольствия, а также задачам тренировки некоторых психических функций: памяти, внимания и т.д.

Рецептивная музыкотерапия предполагает восприятие музыки с коррекционной целью. В комплексных коррекционных воздействиях музыкотерапия может использоваться в различных формах. Различают три формы рецептивной психокоррекции: коммуникативную, реактивную и регулирующую:

1. Коммуникативная — совместное прослушивание музыки, направленное на поддержание взаимных контактов, взаимопонимание и доверия, это наиболее простая форма музыкотерапии, имеющая своей целью установление и улучшение контакта психолога с клиентом.

2. Реактивная, направленная на достижение катарсиса.

3. Регулятивная, способствующая снижению нервно-психического напряжения. Рецептивная музыкотерапия может проводиться в форме пассивного и активного

прослушивания, что определяется особенностями групповой дискуссии, возникающей в процессе музыкотерапии.

Чаще всего используется рецептивная музыкотерапия с ориентацией на коммуникативные задачи. Клиенты в группе прослушивают специально подобранные

музыкальные произведения, а затем обсуждают собственные переживания, воспоминания, мысли, ассоциации, фантазии, возникающие у них в ходе прослушивания. На одном занятии прослушиваются, как правило, три произведения или более-менее законченных отрывка, каждый по 5-10 мин. Программа музыкальных произведений строится на основе постепенного изменения настроения, динамики и темпов с учетом их различной эмоциональной нагрузки.

Первое произведение должно формировать определенную атмосферу для всего занятия, проявлять настроение клиентов,

174

налаживать контакты и вводить в музыкальное занятие, готовить к дальнейшему прослушиванию. Это спокойное произведение, отличающееся расслабляющим действием.

Второе произведение — динамичное, драматическое, напряженное, несет основную нагрузку. Его функция заключается в стимулировании интенсивных эмоций, воспоминаний, ассоциаций проективного характера из собственной жизни клиента. После его прослушивания в группе уделяется значительно больше времени обсуждению переживаний, воспоминаний, мыслей, ассоциаций, возникающих у клиента.

Третье произведение должно снять напряжение, создать атмосферу покоя. Оно может быть либо спокойным, релаксирующим, либо, напротив, энергичным, дающим заряд бодрости, оптимизма, энергии.

В процессе групповой психокоррекции активность клиента может стимулироваться с помощью различных дополнительных заданий. Например, 1) клиенту предлагается постараться понять, у кого из членов группы эмоциональное состояние в большей степени соответствует данному музыкальному произведению; 2) из имеющейся фонотеки подобрать собственный музыкальный портрет, т.е. произведение, отражающее эмоциональное состояние кого-либо из членов группы.

При групповой психокоррекционной работе используется активный вариант музыкотерапии. Он требует наличия простейших музыкальных инструментов. Клиентам предлагается выразить свои чувства или провести диалог с кем-либо из членов группы с помощью выбранных музыкальных инструментов. Исполнение музыкальных произведений также имеет хороший коррекционный эффект, способствуя созданию доверительной теплой атмосферы.

Для использования активного варианта музыкотерапии нужен набор несложных музыкальных инструментов: колокольчики, барабан, марокасы, цимбалы и пр. Клиентам предлагаются определенные ситуации, темы, сходные с темами проигрывания ролей, рисунка, например трудный разговор с кем-либо из лиц ближайшего окружения. Клиент выбирает музыкальный инструмент и инструмент для своего партнера, и затем с помощью звуков создается диалог.

Обсуждение идет таким же образом, как и при проведении других техник. Как вариант активной музыкотерапии может рассматриваться хоровое пение. Целью использования данного приема является создание соответствующей

175

эмоциональной атмосферы, необходимой для функционирования группы, снижения уровня напряжения, скованности, отчужденности, создание сплоченности, формирование сотрудничества, взаимопонимания, эмоционального контакта.

Групповая пассивная музыкотерапия проводится в форме регулярного (2 раза в неделю) группового (6-8 человек) прослушивания произведений инструментальной классической музыки. Цель прослушивания — изменить настроение клиентов, отвлечь их от переживаний, уменьшить тревогу. Программа прослушивания составляется с учетом предварительного апробирования пьес на групповых сеансах, анализов самоотчетов клиентов и наблюдения за ними во время прослушивания. Коррекционное воздействие музыкотерапии является симптоматическим, т.е. снижающим в определенной степени психические проявления, но не устраняющим источник их возникновения. Поэтому этот

метод является дополнительным по отношению к другим методам коррекционного воздействия.

Групповая вокалотерапия, пение — важный метод активной музыкотерапии. Преимущество этого метода заключается в сочетании внимания к своей телесной сфере (функциям гортани, шейной мускулатуры, легких, диафрагмы и, по существу, всего организма) с ориентацией на группу.

Численность группы вокалотерапии 15-20 человек, длительность занятий — 45 мин. Используются песни предпочтительно оптимистические, жизнерадостного характера, но также такие, которые побуждают к размышлению и глубоким переживаниям. Песни подбираются в соответствии с настроением группы. Размещение группы — замкнутый круг. Руководители группы включены в круг и поют вместе со всеми.

Вначале упражнение сводится к основным музыкальным элементам: воспроизведение звука закрытым ртом, воспроизведение гласных в сочетании с движениями рук и всего тела и т.д. Преимущество групповой вокалотерапии заключается в том, что при ней каждый участник вовлекается в процесс. Тут имеет значение момент анонимности, чувство своей скрытое™ в общей массе, которая создает предпосылку к преодолению расстройств контакта, к утверждению собственных чувств и здоровому переживанию своих телесных ощущений.

Когда уже достигнута динамическая направленность группы, каждому участнику предоставляется возможность предложить

176

песню, тот или иной порядок голосов, выдвинуть запевалу. Путем активного участия в построении занятия клиенты побуждаются к выходу из состояния анонимности. Поскольку для руководства всей этой работой требуются музыкальные знания и навыки, психолог (если он сам не музыкант) работает совместно с музыкантом, которому дает необходимые разъяснения и указания. Проведение музыкотерапии требует дифференцированного подхода при выборе ее форм. Клиентам с различными проблемами показаны различные формы музыкотерапии.

177 Применение музыкотерапии в детском возрасте

В 70-80-е годы вышло несколько монографий, посвященных музыкотерапии, в каждой имеются главы по применению музыки с лечебной целью у детей, страдающих неврозами (К. Швабе, 1974), ранним детским аутизмом (P.O. Бенензон, 1973), а также исследования по объективизации влиянии музыки на детей (У. Грюс, Г. Грюс, 3. Мюллер, 1971). В 1982 г. в Берлине вышла книга Ю. Брюкнер, И. Медераке и К. Ульбрих «Музыкотерапия для детей», в которой очень детально рассмотрены все возможные виды детской музыкотерапии, включая пантомиму и различные способы рисования под музыку.

Одна из методик, описанных в этой книге, заключается в обучении детей распознаванию эмоций. Она состоит из четырех музыкальных уроков с постепенным усложнением заданий.

На первом уроке дети получают 6 карточек с изображением детского лица с различной мимикой: радости, гнева, грусти, удивления, внимания, задумчивости. Авторы методики назвали их «картами настроения». Прослушав музыкальную пьесу, дети должны поднять одну из карт. Если все поднятые карты совпадают по настроению с настроением музыки, то эмоции, изображенные на них, не называются.

На последующих трех уроках дети, наоборот, учатся словесно описывать чувства, вызываемые контрастными музыкальными произведениями и соотносить их с «картами настроения». Так как мимика на «картах настроения» решена неоднозначно, то дети могут сразу после прослушивания одного и того же произведения показать две разные карты. Для характеристики музыкальных образов, своих чувств и звучания музыки дети пользуются двумя наборами полярных определений:

177

веселый — грустный;

бодрый — усталый;

довольный — сердитый; спокойный — взволнованный; смелый -трусливый; медленный — быстрый; праздничное — будничное; теплое — холодное; задушевное — отчужденное; ясное — мрачное; красивая — некрасивая.

Методика рассчитана на детей школьного возраста, но может быть адаптирована для старших дошкольников.

178

studfiles.net

Статья.Музыкотерапия как метод психологической коррекции у дошкольников.

Статья.Музыкотерапия как метод психологической коррекции у дошкольников

Музыка окружает нас всегда и везде. Мы любим слушать ее (кто классическую, кто народную, кто современную), петь, танцевать, иногда даже просто насвистывать. Но, наверное, мало кто из нас задумывается о ее пользе. А ведь с давних времен известно, что музыка оказывает умственный и физический эффект на любой организм.

Различают три основные формы музыкотерапии: рецептивную, активную, интегративную.

  • Рецептивная музыкотерапия (пассивная) отличается тем, что пациент в процессе музыкотерапевтического сеанса не принимает в нём активного участия, занимая позицию простого слушателя. Ему предлагают прослушать различные музыкальные композиции либо вслушиваться в различные звучания, отвечающие состоянию его психического здоровья и этапу лечения.

  • Активные методы музыкальной терапии основаны на активной работе с музыкальным материалом: инструментальная игра, пение.

  • Интегративная музыкотерапия наряду с музыкой задействует возможности других видов искусства: рисование под музыку, музыкально-подвижные игры, пластическая драматизация под музыку, создание стихов, рисунков, рассказов после прослушивания музыки и др. творческие формы.

Современные исследования показали, что возможности применения музыкотерапии в лечебно-профилактической медицине достаточно широки и могут включать в себя разнообразные программы: для снятия стресса и облегчения боли у взрослых и детей; для повышения резервных возможностей организма человека в центрах здоровья; для больных бронхиальной астмой; для взрослых с отклонениями в развитии; для лиц, страдающих психосоматическими расстройствами; для детей, страдающих нарушениями речи и отстающих в развитии, и т. д.

Многие учёные отмечают, что в дошкольном возрасте одним из наиболее эффективных методов является музыкотерапия. Музыкотерапия строится на подборе необходимых мелодий и звуков, с помощью которых можно оказывать положительное воздействие на человеческий организм. Это способствует общему оздоровлению, улучшению самочувствия, поднятию настроения, повышению работоспособности. Такой метод дает возможность применения музыки в качестве средства, обеспечивающего гармонизацию состояния ребенка: снятие напряжения, утомления, повышение эмоционального тонуса, коррекцию отклонений в личностном развитии ребенка и его психо-эмоциональном состоянии, а также может за считанные минуты снять умственную усталость, взбодрить, раскрепостить, повысить настроение, сконцентрировать внимание.

В дошкольном возрасте эмоции играют едва ли не самую важную роль в развитии личности. Музыкотерапия способствует коррекции психофизического здоровья детей в процессе их жизнедеятельности. Музыка должна прослушиваться детьми дозированно, в зависимости от времени суток, вида деятельности, даже настроения детей.

Музыкотерапия ориентирует педагога на сотрудничество с ребенком, на интеграцию различных видов художественной деятельности.

В детском саду и дома музыка необходима детям в течение всего дня. Это не значит, что она должна звучать непрерывно и громко.

Музыкотерапию можно использовать не только на музыкальных, но и на физкультурных занятиях, на утренней гимнастике, бодрящей гимнастике после дневного сна, во время утреннего приема, во время дыхательной гимнастики, во время дневного сна и в вечернее время.

Утренний прием детей в детском саду можно начать с музыки Моцарта. Она располагает к тесному контакту между взрослым и ребенком, создает атмосферу уюта, тепла, любви и обеспечивает психологическое благополучие.

Вариантами музыки для утреннего приема могут быть следующие произведения:

1. «Утро» (музыка Грига из сюиты «Пер Гюнт»).

2. Инструментальная музыка в исполнении Диего Модена.

3. Музыкальные композиции (оркестр Поля Мориа).

4. Обработки для русского народного оркестра («Барыня»«Камаринская»«Калинка»).

5. Сен-Санс «Карнавал животных» (симфонический оркестр).

На занятиях с высокой умственной нагрузкой и малой подвижностью следует использовать танцевальные композиции в качестве физкультминуток. Использование композиций на основе быстрой, веселой музыки позволяет поднять настроение детей, активизировать их внимание.

Дневной сон может проходить под тихую, спокойную музыку. Известно, что сон рассматривается как проявление сложноорганизованной деятельности ряда мозговых структур. Отсюда его важнейшая роль в обеспечении нервно-психического здоровья детейМузыка во время сна оказывает оздоровляющее терапевтическое воздействие. Дневной сон может сопровождаться следующими музыкальными произведениями:

1. Инструментальная музыка: Frederic Delarue.

2. «Времена года» П. И. Чайковского.

3. Бетховен, соната № 14 «Лунная».

4. Ф. Шуберт «Аве Мария».

5. Колыбельная мелодия «На сон грядущий» (серия «Хорошая музыка для детей»).

6. Samudra Ocean «Голоса океана».

Музыка для вечернего времени способствует снятию накопившейся усталости, стрессовых ситуаций за день. Она успокаивает, расслабляет, нормализует кровяное давление и работу нервной системы детского организма. Для этого можно использовать следующие мелодии:

1. Инструментальная музыка

infourok.ru

Материал по логопедии на тему: Музыкотерапия как метод психологической коррекции у дошкольников.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Центр развития ребенка – д/с «Золотой ключик» г. Зернограда

Выступление на педсовете

Музыкотерапия как метод психологической коррекции у дошкольников

Автор-составитель:

Бабенко Н.С.

г. Зерноград

2018

Музыка окружает нас всегда и везде. Мы любим слушать ее (кто классическую, кто народную, кто современную), петь, танцевать, иногда даже просто насвистывать. Но, наверное, мало кто из нас задумывается о ее пользе. А ведь с давних времен известно, что музыка оказывает умственный и физический эффект на любой организм. (слайд 2)

Видео «Музыкотерапия» (слайд 3)

Термин «музыкотерапия» имеет греко-латинское происхождение и в переводе означает «лечение музыкой». Существует много определений понятия «музыкотерапия». Другие авторы определяют музыкотерапию как: средство нормализации эмоционального состояния, устранения страхов, двигательных и речевых расстройств, психосоматических заболеваний, отклонений в поведении, при коммуникативных затруднениях. (слайд 4)

Различают три основные формы музыкотерапии: рецептивную, активную, интегративную.

  • Рецептивная музыкотерапия (пассивная) отличается тем, что пациент в процессе музыкотерапевтического сеанса не принимает в нём активного участия, занимая позицию простого слушателя. Ему предлагают прослушать различные музыкальные композиции либо вслушиваться в различные звучания, отвечающие состоянию его психического здоровья и этапу лечения.
  • Активные методы музыкальной терапии основаны на активной работе с музыкальным материалом: инструментальная игра, пение.
  • Интегративная музыкотерапия наряду с музыкой задействует возможности других видов искусства: рисование под музыку, музыкально-подвижные игры, пластическая драматизация под музыку, создание стихов, рисунков, рассказов после прослушивания музыки и др. творческие формы. (слайд 5)

Современные исследования показали, что возможности применения музыкотерапии в лечебно-профилактической медицине достаточно широки и могут включать в себя разнообразные программы: для снятия стресса и облегчения боли у взрослых и детей; для повышения резервных возможностей организма человека в центрах здоровья; для больных бронхиальной астмой; для взрослых с отклонениями в развитии; для лиц, страдающих психосоматическими расстройствами; для детей, страдающих нарушениями речи и отстающих в развитии, и т. д. (слайд 6)

Многие учёные отмечают, что в дошкольном возрасте одним из наиболее эффективных методов является музыкотерапия. Музыкотерапия строится на подборе необходимых мелодий и звуков, с помощью которых можно оказывать положительное воздействие на человеческий организм. Это способствует общему оздоровлению, улучшению самочувствия, поднятию настроения, повышению работоспособности. Такой метод дает возможность применения музыки в качестве средства, обеспечивающего гармонизацию состояния ребенка: снятие напряжения, утомления, повышение эмоционального тонуса, коррекцию отклонений в личностном развитии ребенка и его психо-эмоциональном состоянии, а также может за считанные минуты снять умственную усталость, взбодрить, раскрепостить, повысить настроение, сконцентрировать внимание. (слайд 7)

В дошкольном возрасте эмоции играют едва ли не самую важную роль в развитии личности. Музыкотерапия способствует коррекции психофизического здоровья детей в процессе их жизнедеятельности. Музыка должна прослушиваться детьми дозированно, в зависимости от времени суток, вида деятельности, даже настроения детей. 

Музыкотерапия ориентирует педагога на сотрудничество с ребенком, на интеграцию различных видов художественной деятельности.

В детском саду и дома музыка необходима детям в течение всего дня. Это не значит, что она должна звучать непрерывно и громко. (слайд 8)

Музыкотерапию можно использовать не только на музыкальных, но и на физкультурных занятиях, на утренней гимнастике, бодрящей гимнастике после дневного сна, во время утреннего приема, во время дыхательной гимнастики, во время дневного сна и в вечернее время.

 Утренний прием детей в детском саду можно начать с музыки Моцарта. Она располагает к тесному контакту между взрослым и ребенком, создает атмосферу уюта, тепла, любви и обеспечивает психологическое благополучие. (слайд 9)

Вариантами музыки для утреннего приема могут быть следующие произведения:

1. «Утро» (музыка Грига из сюиты «Пер Гюнт»).

2. Инструментальная музыка в исполнении Диего Модена.

3. Музыкальные композиции (оркестр Поля Мориа).

4. Обработки для русского народного оркестра («Барыня», «Камаринская», «Калинка»).

5. Сен-Санс «Карнавал животных» (симфонический оркестр). (слайд 10)

На занятиях с высокой умственной нагрузкой и малой подвижностью следует использовать танцевальные композиции в качестве физкультминуток. Использование композиций на основе быстрой, веселой музыки позволяет поднять настроение детей, активизировать их внимание. (слайд 11)

Дневной сон может проходить под тихую, спокойную музыку. Известно, что сон рассматривается как проявление сложноорганизованной деятельности ряда мозговых структур. Отсюда его важнейшая роль в обеспечении нервно-психического здоровья детей. Музыка во время сна оказывает оздоровляющее терапевтическое воздействие. Дневной сон может сопровождаться следующими музыкальными произведениями:

1. Инструментальная музыка: Frederic Delarue.

2. «Времена года» П. И. Чайковского.

3. Бетховен, соната № 14 «Лунная».

4. Ф. Шуберт «Аве Мария».

5. Колыбельная мелодия «На сон грядущий» (серия «Хорошая музыка для детей»).

6. Samudra Ocean «Голоса океана». (слайд 12)

Музыка для вечернего времени способствует снятию накопившейся усталости, стрессовых ситуаций за день. Она успокаивает, расслабляет, нормализует кровяное давление и работу нервной системы детского организма. Для этого можно использовать следующие мелодии:

1. Инструментальная музыка: Сергей Сиротин, Д. Ливингстон.

2. Мендельсон «Концерт для скрипки с оркестром».

3. Музыка для здоровья: Edward Simon, Karunesh, Ocarina Blue.

4. Бах «Органные произведение».

5. А. Вивальди «Времена года».

6. «Голоса природы». (слайд 13)

Помимо обычного прослушивания музыки (пассивная форма музыкотерапии) специалисты рекомендуют использовать и множество активных методов, приемов, заданий и упражнений, используемых в коррекционной и лечебной педагогике:

• Логоритмика

•Метод цветотерапии

•Игротерапия

•Психогимнастические этюды и упражнения

•Вокалотерапии

•Прием музицирования на детских шумовых и русских народных музыкальных инструментах. (слайд 14)

Для детей с нарушениями речи музыкотерапия оказывает положительное влияние на психофизиологические процессы, познавательную, эмоционально-волевую сферы ребенка, обеспечивает коррекцию психомоторики, а также развитие связной речи детей данной категории.

Наиболее эффективным методом преодоления речевого нарушения и адаптации ребенка к условиям внешней и внутренней среды является логоритмика.

Логоритмика – это комплекс двигательных упражнений, в которых разные движения (туловища, головы, рук, ног) сопровождаются произношением специального языкового материала с музыкальным сопровождением. Одна из основных задач логоритмики – устранение речевых нарушений, решение проблемы развития речи у детей. (слайд 15)

Пальчиковая гимнастика (запись).  (слайд 16)

Таким образом, музыкотерапия благотворно повлияет на общее эмоциональное состояние детей, повысит эмоциональный статус детей, если будут:

-созданы благоприятные условия для занятий с детьми;

-продуманы методические приемы: специальные музыкальные упражнения, игры, задания;

— задействованы все органы чувств у детей;

-установлена интеграция музыкального воздействия с другими видами деятельности. 

Спасибо за внимание. (слайд 17)

nsportal.ru

§ 2. Музыкотерапия

Музыкотерапия представляет собой метод, использующий музыку в качестве средства коррекции. Многочисленные методики музыкотерапии предусматривают как целостное и изолированное использование музыки в качестве основного и ведущего фактора воздействия (прослушивание музыкальных произведений, индивидуальное и групповое музицирование), так и дополнение музыкальным сопровождением других коррекционных приемов для усиления их воздействия и повышения эффективности.

Музыкотерапия активно используется в коррекции эмоциональных отклонений, страхов, двигательных и речевых расстройств, психосоматических заболеваний, отклонений в поведении, при коммуникативных затруднениях и др.

После второй мировой войны за рубежом получило довольно широкое распространение лечение музыкой различных психических расстройств. Определились два независимых друг от друга течения: американская и шведская школы.

Американская Музыкотерапия имеет эмпирико-клиническую ориентацию. Это главным образом описание клинического эффекта воздействия музыки, различной по

форме и содержанию, на основании чего составляются «лечебные» каталоги музыки. Это своего рода музыкальная фармакология, в которой выделяют две стороны лечебного воздействия: стимулирующую и седативную. Сторонники психоанализа объясняют воздействие музыки ее влиянием на сферу влечений. Используя для объяснения эффекта музыки понятие

169

«катарсиса», они вкладывают в этот термин принципиально иное значение. Музыка является не только средством, снижающим и устраняющим эмоциональное напряжение, но и главным образом каналом для выхода сексуальной энергии.

Шведская школа, будучи ориентирована на глубинную психологию, считает, что в коррекционной работе музыкотерапии должна отводиться центральная роль, так как музыка благодаря своим специфическим особенностям в состоянии проникнуть в глубинные слои личности. Альтшулер обнаружила физиологические изменения у пациентов, адекватные определенным типам музыкального воздействия и обосновала терапевтический подход, названный ею изопринципом музыкотерапии. Согласно этому положению при затруднении словесного контакта с больным музыка способствует его установлению, если она соответствует эмоциональному тонусу состояния пациента. То есть при депрессии показана музыка тихая, спокойная, при возбуждении — громкая, быстрого темпа. История музыкотерапии знает немало примеров практического применения этого принципа.

Правильный выбор музыкальной программы — ключевой фактор музыкотерапии. Для того чтобы музыка контактировала с клиентом, она должна соответствовать его эмоциональному состоянию. Еще в 1916 г. В.М. Бехтерев писал: «Музыкальное произведение, по своему состоянию совпадающее с настроением слушающего, производит сильное впечатление. Произведение, дисгармонирующее с настроением, может не только не нравиться, но даже раздражать».

Специальные физиологические исследования выявили влияние музыки на различные системы человека. Рядом исследований было показано, что восприятие музыки ускоряет сердечные сокращения, повышает темп респирации. Было обнаружено усиливающее действие музыкальных раздражителей на пульс, дыхание в зависимости от высоты, силы звука и тембра. Частота дыхательных движений и сердцебиений изменялась в зависимости от темпа, тональности музыкального произведения.

Физиологическое воздействие музыки на человека основано на том, что нервная система, а с ней и мускулатура обладают способностью усвоения ритма. Музыка как ритмический раздражитель стимулирует физиологические процессы организма, происходящие ритмично как в двигательной, так и в вегетативной сфере. Ритмы отдельных органов

170

человека всегда соразмерны. Между ритмом движения и ритмом внутренних органов существует определенная связь. Ритмические движения представляют собой единую функциональную систему, двигательный стереотип. Используя музыку как ритмический раздражитель, можно достигнуть повышения ритмических процессов организма в более строгой компактности и экономичности энергетических затрат.

Известно, что ритм марша, рассчитанный на сопровождение отрядов войск в длительных походах, чуть медленнее ритма спокойной работы человеческого сердца. При таком ритме музыки можно идти очень долго, не испытывая сильной усталости. В то же время марши, звучащие во время парадных шествий, более энергичны. Это несколько повышает нормальный ритм человеческого сердца в спокойном состоянии. Поэтому такие марши оказывают бодрящее, мобилизующее воздействие. Показано, что ритм вальса в три четверти оказывает успокоительное воздействие. Не меньшей силой воздействия, чем ритм, обладает музыкальная интонация. Музыка использует в качестве своей основы как первичные голосовые реакции (плач, смех, крик), механизмом которых служит безусловный рефлекс, так и развившиеся позднее на их основе условные

интонации, в которых больше социально обобщенного значения. Такое сочетание различных интонационных основ обеспечивает наибольшую выразительность.

Среди музыкальных инструментов можно выделить лидера по воздействию на состояние человека — это орган. При отборе музыкальных произведений необходимо учитывать, что мелодичные произведения, обладающие четким, строго выдержанным ритмом, вызывают немедленную ответную реакцию практически у всех слушателей. Если же в музыкальном произведении нет единого четко выдержанного ритма, если оно отличается сложной архитектоникой, то воспринимать его во всей полноте, следить за развитием его тематики могут лишь люди, знакомые с музыкой, получившие определенную музыкальную подготовку. В связи с этим и реакция на прослушивание такой музыки при отсутствии должной музыкальной культуры возникает несколько замедленно, примерно через 1-4 мин после начала прослушивания. В целом наиболее сильную эмоциональную реакцию на музыкальное произведение проявляют люди со средней музыкальной культурой. Эти люди достаточно подготовлены, чтобы воспринять даже сложное музыкальное произведение во всей его полноте, и в то же время часть

171

нюансов звучания, отдельные технические моменты — исполнение, скрытое от них, не отвлекают их внимание от главного содержания музыки и не привносят в акт восприятия слишком явный элемент рассудочности, характерной для реакции знатоков и специалистов.

Сердечно-сосудистая система заметно реагирует на музыку, доставляющую удовольствие и создающую приятное настроение. В этом случае замедляется пульс, усиливаются сокращения сердца, снижается артериальное давление, расширяются кровеносные сосуды. При раздражающем же характере музыки сердцебиение учащается и становится слабее. Под действием музыки изменяются тонус мышц, моторная активность. Слушающий музыку не только воспроизводит музыкальный ритм своим двигательным аппаратом, но и беззвучно пропевает музыку (перцептивная вокализация). Причем в беззвучных сокращениях связок точно отражается частота, громкость и длительность воспринимаемых звуков. Музыкальная стимуляция уменьшает время двигательной реакции, повышает лабильность зрительного анализатора, улучшает память и чувство времени, оживляет условные рефлексы. Музыка оказывает влияние на холестериновый обмен: спокойная музыка способствует переключению вегетативной нервной системы в трофотропном направлении, возбуждающая музыка вызывает эрготропную реакцию.

Музыка способна устанавливать общее настроение, причем эмоциональная окраска образов, возникающих при ее восприятии, различна в зависимости от индивидуальных особенностей музыкального восприятия, степени музыкальной подготовки, интеллектуальных особенностей слушающего. Изучение эмоциональной значимости отдельных элементов музыки — ритма, тональности — показало их способность вызывать состояние, адекватное характеру раздражителя: минорные тональности обнаруживают депрессивный эффект, быстрые пульсирующие ритмы действуют возбуждающе и вызывают отрицательные эмоции, мягкие ритмы успокаивают, диссонансы — возбуждают, консонансы — успокаивают. Положительные эмоции при музыкальном прослушивании, «художественное наслаждение», по мнению Л.С. Выготского, не есть чистая рецепция, но требует высочайшей деятельности психики. Мучительные и неприятные аффекты при этом подвергаются некоторой разрядке, уничтожению, превращению в противоположное.

172

Подробный разбор литературы, посвященной различным аспектам музыкотерапии, представлен в работах Л.С. Брусиловского (1971), В.Ю, Завьялова (1995), К. Швабе (1974) и др. Музыкотерапия может служить вспомогательным средством установления контакта между психологом и клиентом и средством, облегчающим эмоциональное отреагирование в процессе коррекционной работы.

Выделяют четыре основных направления коррекционного действия музыкотерапии:

1. Эмоциональное активирование в ходе вербальной психотерапии.

2. Развитие навыков межличностного общения, коммуникативных функций и способностей.

3. Регулирующее влияние на психовегетативные процессы.

4. Повышение эстетических потребностей.

В качестве психологических механизмов коррекционного воздействия музыкотерапии указывают:

· катарсис — эмоциональную разрядку, регулирование эмоционального состояния;

· облегчение осознания собственных переживаний;

· конфронтацию с жизненными проблемами;

· повышение социальной активности;

· приобретение новых средств эмоциональной экспрессии;

· облегчение формирования новых отношений и установок.

В зависимости от активности клиентов, степени их участия в музыкотерапевтическом процессе и поставленных задач музыкотерапия может быть представлена в форме активной, когда они активно выражают себя в музыке, и пассивной (рецептивной), когда клиентам предлагают только прослушать музыку.

Активная музыкотерапия представляет собой коррекционно-направленную, активную музыкальную деятельность: воспроизведение, фантазирование, импровизация с помощью человеческого голоса и выбранных музыкальных инструментов. Активная музыкотерапия может быть индивидуальной (вокалотерапия) и групповой (вокальный ансамбль, хор) или же в форме игры на музыкальных инструментах или музыкального творчества.

Активное прослушивание подразумевает дискуссию в группе. Поэтому необходимо фиксировать внимание клиента на исполняемом произведении. Можно предварительно рассказать о характере и содержании пьесы, ее авторе, предлагая все это запомнить с целью облегчения запоминания музыки,

173

пьесы должны быть контрастными по темпу и ритмическому рисунку. Занятия могут иметь вид музыкальных викторин, с помощью которых легче удается вовлекать клиентов в беседу, фиксируя их внимание на предмете обсуждения.

Музыкальные викторины сочетаются с сеансами по заявкам. Клиентам предлагается назвать те произведения, которые они хотели бы услышать. Заявка может быть исполнена сразу или на последующих встречах. Формы активной музыкотерапии, в частности групповые, отвечают задачам организующего воздействия, отвлечения от тяжелых переживаний путем переживания эстетического удовольствия, а также задачам тренировки некоторых психических функций: памяти, внимания и т.д.

Рецептивная музыкотерапия предполагает восприятие музыки с коррекционной целью. В комплексных коррекционных воздействиях музыкотерапия может использоваться в различных формах. Различают три формы рецептивной психокоррекции: коммуникативную, реактивную и регулирующую:

1. Коммуникативная — совместное прослушивание музыки, направленное на поддержание взаимных контактов, взаимопонимание и доверия, это наиболее простая форма музыкотерапии, имеющая своей целью установление и улучшение контакта психолога с клиентом.

2. Реактивная, направленная на достижение катарсиса.

3. Регулятивная, способствующая снижению нервно-психического напряжения. Рецептивная музыкотерапия может проводиться в форме пассивного и активного

прослушивания, что определяется особенностями групповой дискуссии, возникающей в процессе музыкотерапии.

Чаще всего используется рецептивная музыкотерапия с ориентацией на коммуникативные задачи. Клиенты в группе прослушивают специально подобранные

музыкальные произведения, а затем обсуждают собственные переживания, воспоминания, мысли, ассоциации, фантазии, возникающие у них в ходе прослушивания. На одном занятии прослушиваются, как правило, три произведения или более-менее законченных отрывка, каждый по 5-10 мин. Программа музыкальных произведений строится на основе постепенного изменения настроения, динамики и темпов с учетом их различной эмоциональной нагрузки.

Первое произведение должно формировать определенную атмосферу для всего занятия, проявлять настроение клиентов,

174

налаживать контакты и вводить в музыкальное занятие, готовить к дальнейшему прослушиванию. Это спокойное произведение, отличающееся расслабляющим действием.

Второе произведение — динамичное, драматическое, напряженное, несет основную нагрузку. Его функция заключается в стимулировании интенсивных эмоций, воспоминаний, ассоциаций проективного характера из собственной жизни клиента. После его прослушивания в группе уделяется значительно больше времени обсуждению переживаний, воспоминаний, мыслей, ассоциаций, возникающих у клиента.

Третье произведение должно снять напряжение, создать атмосферу покоя. Оно может быть либо спокойным, релаксирующим, либо, напротив, энергичным, дающим заряд бодрости, оптимизма, энергии.

В процессе групповой психокоррекции активность клиента может стимулироваться с помощью различных дополнительных заданий. Например, 1) клиенту предлагается постараться понять, у кого из членов группы эмоциональное состояние в большей степени соответствует данному музыкальному произведению; 2) из имеющейся фонотеки подобрать собственный музыкальный портрет, т.е. произведение, отражающее эмоциональное состояние кого-либо из членов группы.

При групповой психокоррекционной работе используется активный вариант музыкотерапии. Он требует наличия простейших музыкальных инструментов. Клиентам предлагается выразить свои чувства или провести диалог с кем-либо из членов группы с помощью выбранных музыкальных инструментов. Исполнение музыкальных произведений также имеет хороший коррекционный эффект, способствуя созданию доверительной теплой атмосферы.

Для использования активного варианта музыкотерапии нужен набор несложных музыкальных инструментов: колокольчики, барабан, марокасы, цимбалы и пр. Клиентам предлагаются определенные ситуации, темы, сходные с темами проигрывания ролей, рисунка, например трудный разговор с кем-либо из лиц ближайшего окружения. Клиент выбирает музыкальный инструмент и инструмент для своего партнера, и затем с помощью звуков создается диалог.

Обсуждение идет таким же образом, как и при проведении других техник. Как вариант активной музыкотерапии может рассматриваться хоровое пение. Целью использования данного приема является создание соответствующей

175

эмоциональной атмосферы, необходимой для функционирования группы, снижения уровня напряжения, скованности, отчужденности, создание сплоченности, формирование сотрудничества, взаимопонимания, эмоционального контакта.

Групповая пассивная музыкотерапия проводится в форме регулярного (2 раза в неделю) группового (6-8 человек) прослушивания произведений инструментальной классической музыки. Цель прослушивания — изменить настроение клиентов, отвлечь их от переживаний, уменьшить тревогу. Программа прослушивания составляется с учетом предварительного апробирования пьес на групповых сеансах, анализов самоотчетов клиентов и наблюдения за ними во время прослушивания. Коррекционное воздействие музыкотерапии является симптоматическим, т.е. снижающим в определенной степени психические проявления, но не устраняющим источник их возникновения. Поэтому этот

метод является дополнительным по отношению к другим методам коррекционного воздействия.

Групповая вокалотерапия, пение — важный метод активной музыкотерапии. Преимущество этого метода заключается в сочетании внимания к своей телесной сфере (функциям гортани, шейной мускулатуры, легких, диафрагмы и, по существу, всего организма) с ориентацией на группу.

Численность группы вокалотерапии 15-20 человек, длительность занятий — 45 мин. Используются песни предпочтительно оптимистические, жизнерадостного характера, но также такие, которые побуждают к размышлению и глубоким переживаниям. Песни подбираются в соответствии с настроением группы. Размещение группы — замкнутый круг. Руководители группы включены в круг и поют вместе со всеми.

Вначале упражнение сводится к основным музыкальным элементам: воспроизведение звука закрытым ртом, воспроизведение гласных в сочетании с движениями рук и всего тела и т.д. Преимущество групповой вокалотерапии заключается в том, что при ней каждый участник вовлекается в процесс. Тут имеет значение момент анонимности, чувство своей скрытое™ в общей массе, которая создает предпосылку к преодолению расстройств контакта, к утверждению собственных чувств и здоровому переживанию своих телесных ощущений.

Когда уже достигнута динамическая направленность группы, каждому участнику предоставляется возможность предложить

176

песню, тот или иной порядок голосов, выдвинуть запевалу. Путем активного участия в построении занятия клиенты побуждаются к выходу из состояния анонимности. Поскольку для руководства всей этой работой требуются музыкальные знания и навыки, психолог (если он сам не музыкант) работает совместно с музыкантом, которому дает необходимые разъяснения и указания. Проведение музыкотерапии требует дифференцированного подхода при выборе ее форм. Клиентам с различными проблемами показаны различные формы музыкотерапии.

177 Применение музыкотерапии в детском возрасте

В 70-80-е годы вышло несколько монографий, посвященных музыкотерапии, в каждой имеются главы по применению музыки с лечебной целью у детей, страдающих неврозами (К. Швабе, 1974), ранним детским аутизмом (P.O. Бенензон, 1973), а также исследования по объективизации влиянии музыки на детей (У. Грюс, Г. Грюс, 3. Мюллер, 1971). В 1982 г. в Берлине вышла книга Ю. Брюкнер, И. Медераке и К. Ульбрих «Музыкотерапия для детей», в которой очень детально рассмотрены все возможные виды детской музыкотерапии, включая пантомиму и различные способы рисования под музыку.

Одна из методик, описанных в этой книге, заключается в обучении детей распознаванию эмоций. Она состоит из четырех музыкальных уроков с постепенным усложнением заданий.

На первом уроке дети получают 6 карточек с изображением детского лица с различной мимикой: радости, гнева, грусти, удивления, внимания, задумчивости. Авторы методики назвали их «картами настроения». Прослушав музыкальную пьесу, дети должны поднять одну из карт. Если все поднятые карты совпадают по настроению с настроением музыки, то эмоции, изображенные на них, не называются.

На последующих трех уроках дети, наоборот, учатся словесно описывать чувства, вызываемые контрастными музыкальными произведениями и соотносить их с «картами настроения». Так как мимика на «картах настроения» решена неоднозначно, то дети могут сразу после прослушивания одного и того же произведения показать две разные карты. Для характеристики музыкальных образов, своих чувств и звучания музыки дети пользуются двумя наборами полярных определений:

177

веселый — грустный;

бодрый — усталый;

довольный — сердитый; спокойный — взволнованный; смелый -трусливый; медленный — быстрый; праздничное — будничное; теплое — холодное; задушевное — отчужденное; ясное — мрачное; красивая — некрасивая.

Методика рассчитана на детей школьного возраста, но может быть адаптирована для старших дошкольников.

178

studfiles.net

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *