Финские игры — eFinland.ru

Во что играют финны, кроме хоккея? Игровая культура в Финляндии – важная часть повседневной жизни: она включает в себя воспитание детей, активный отдых и релаксацию. Здесь охотно осваивают мировые развлечения и активно придумывают свои. Мы расскажем, какие игры популярны среди жителей Суоми.

Фото: amoriini.com

На новогодних каникулах в Тампере открылся интерактивный Музей финских игр. Прогулявшись по залам музейного центра «Ваприикки», вы увидите более сотни оригинальных экспонатов – от игровых автоматов 70-х до шлема виртуальной реальности.

Активные игры на свежем воздухе

Старинная командная игра Kyykkä больше известна как «финские городки» или «карельские городки». Как и в русских «городках», здесь нужно сбивать деревянные столбики, бросая в них биту. Но игровая площадка в Kyykkä гораздо больше, а игроков в командах – меньше, и, в отличие от русских городков, здесь нет фигур. Расстояние для броска зависит от пола и возраста игрока. Своя категория есть даже для игроков от 70 лет и старше.

Игра Mölkky

Городки легли в основу и другой популярной игры – Mölkky, которую придумала в 1996 году финская компания Tuoterengas. За несколько лет игра получила мировое признание, и сейчас во многих странах, включая Америку и Австралию, проводятся регулярные чемпионаты.

Правила Mölkky:

12 пронумерованных кеглей расставляют так, как указано в инструкции. Затем игроки по очереди бросают в них деревянный брусок с расстояния 3-4 метра. Главная задача – набрать 50 очков. Если сбита одна кегля, очки за бросок равны её номеру. Если же сбиты несколько кеглей, очки за бросок равны их количеству. Поэтому все броски надо очень точно продумывать.

Ещё одно любимое развлечение финнов – фрисби-гольф. Вместо лунок здесь используются сетки, а вместо клюшек – диски для фрисби. Побеждает тот, кто попадёт диском в сетку с наименьшего количества бросков. Обычно для игры отводится пространство в парке, с маршрутом из нескольких точек для метания дисков. Часто точки расположены за кустами, между деревьями, на горках, что делает игру более сложной и более интересной.

Видеоигры: злые птицы и битвы кланов

Angry Birds

Angry Birds – финская игра, которую знает весь мир. История о птицах и свиньях от компании Rovio настолько захватила внимание игроков, что игра получила более 20 продолжений. В 2012 году в Тампере открылся парк развлечений, посвящённый «злым птицам», а в 2016 году про них сняли полнометражный мультфильм. Сами финны активно играют в Angry Birds не только на экранах планшетов и смартфонов, но и в реальном мире.

Max Payne – серия компьютерных игр от финской компании Remedy. Сюжет построен вокруг противостояния бывшего детектива и наркомафии. Первая часть вышла в 2001 году и была отлично принята публикой, после чего компания выпустила несколько продолжений. От обычных «стрелялок» историю Макса Пэйна отличают превосходные диалоги, атмосфера нуара и сам главный герой, ставший одним из знаковых персонажей видеоигр. В 2008 году по мотивам игры сняли одноимённый фильм.

Clash of Clans – популярная стратегия для мобильных устройств, выпущенная в 2012 году финской студией Supercell. Это многопользовательская игра, которая распространяется бесплатно. Цель проста: нужно развивать своё поселение, оборонять его от атак и нападать на других игроков. Но для того, чтобы преуспеть, каждое действие в игре приходится тщательно просчитывать. В 2015 году Clash of Clans была одним из топовых приложений в магазинах App Store и Google Play.

Настольный досуг

Настольная игра Afrikan tähti

Без игры Alias, также известной под названием «Скажи иначе», не обходится ни одна вечеринка. А придумал её в 1989 году финский музыкант Микко Койвусало. С тех пор игра стала бестселлером – она переведена на 20 языков и продаётся в 40 странах мира. Суть её заключается в следующем: игроки делятся на команды и объясняют записанные на карточках слова и выражения, не произнося их напрямую. Сегодня выпущено множество версий игры, включая детскую и семейную.

Классика настольного жанра – Afrikan tähti. Эту игру создал дизайнер Кари Маннерла, а вышла она в далёком 1951 году. Игроки отправляются в экспедицию за гигантским алмазом «Звезда Африки» – передвигаясь по карте, они выполняют различные задания. После того, как алмаз найден, его нужно доставить в конечную точку, и тут начинается настоящая битва, ведь соперники пытаются перехватить алмаз. Afrikan tähti переведена более чем на 16 языков и до сих пор остаётся одной из самых продаваемых настольных игр в Скандинавии.

Игра Kimble была выпущена в Финляндии в 1967 году, но востребована до сих пор – в 2003 году был продан почти миллион экземпляров. Главная задача: пройти цветными фишками полный круг по игровому полю и занять все места в своём финишном ряду.

Игра Kimble

Финны вообще любят проводить досуг за «настолками». Среди других популярных игр – Ticket to ride, Carcassone, Pekka-peli. Дети же с удовольствием строят пирамиды из животных в игре Eläinpyramidi, собирают головоломку Ubongo, знакомятся с миром динозавров в Maa aikojen alussa и играют в домино с картинками.

Kaisa сложно назвать настольной игрой, но стол для неё тоже необходим – это финская разновидность бильярда, в котором шары больше, чем в обычном бильярде, а лунки и сам стол – меньше. Хотя это принципиально любительское развлечение, без профессиональных игроков, в 2010 году в Котке всё же прошёл первый чемпионат мира, куда съехались участники из 33 стран.

Детские дворовые игры

Выходя гулять во двор, маленькие финны играют в те же игры, что и дети по всему миру – пятнашки, классики, прятки, «вышибалы», снежки. Несмотря на некоторые различия в правилах, многие финские дворовые игры очень напоминают российские.

Детские дворовые игры

Mirror («Зеркало») – аналог нашей игры «Тише едешь — дальше будешь, стоп». Ведущий встаёт лицом к стене, а за ним, на расстоянии 10-20 метров, выстраиваются игроки. Они пытаются подобраться к ведущему – кто-то идёт, кто-то ползёт, а кто-то рискует пробежаться. Но в любой момент ведущий может обернуться, и все должны немедленно замереть. Если кто-то двинется, ведущий называет его имя, и игрок должен вернуться на исходную точку. После этого игра продолжается. Побеждает тот, кто первым коснётся ведущего.

Игра Ketju («Цепь») чем-то похожа на русскую «Али-бабу»: один игрок отходит, остальные тем временем выстраиваются в круг, крепко взявшись за руки. Затем ушедший возвращается – он должен попытаться распутать круг. Если ему это удаётся, отходит следующий игрок, и всё повторяется.

Суть игры «Горшок с дёгтем» (иногда «Закопчённый горшок») заключается в том, что игроки выстраиваются в круг, а за их спинами ходит ведущий. В любой момент он может уронить около одного из игроков небольшой предмет – шишку, ветку. Этот игрок хватает предмет, и вместе с ведущим они бросаются бежать вдоль круга – в противоположных направлениях, навстречу друг другу. Цель каждого из них – занять освободившееся место, и тот, кто не успел, становится новым ведущим. В центре же круга находится пресловутый «горшок с дёгтем»: игрок, который не заметил брошенный рядом предмет, попадает в «горшок» и сидит в круге до тех пор, пока там не окажется кто-то другой.

Как учиться играя

Учиться играя

Игры в Финляндии широко распространены не только в детских садах, но и в школах. Ученики младших классов, например, вместо решения скучных примеров в тетради, занимаются математикой в ходе компьютерных гонок: чтобы увеличить скорость автомобиля, нужно дать как можно больше правильных ответов. Играя, дети осваивают арифметику и дроби, программирование и иностранные языки.

Игровой элемент делает процесс обучения более эффективным, ведь творческий подход к занятиям не даёт детям скучать, уставать и терять интерес. Благодаря играм они социализируются, учатся принимать самостоятельные решения, проявлять внимание и настойчивость.

В погоне за азартом

По количеству денег, потраченных на азартные игры, финны занимают первое место в Европе и пятое – в мире. Каждый взрослый житель Финляндии ещё недавно тратил на игру около 200 евро в год.

Финские игровые автоматы

В отелях, на автозаправках и даже в супермаркетах стоят игровые автоматы – в них играют и те, кому только исполнилось 18, и пенсионеры. Также популярны у финнов карточные игры: например, Mustamaija («Чёрный ворон»), где главное – чтобы в конце у вас на руках не осталось пиковой дамы, или Ristiseiska («Крестовая Семерка»), где игру начинает одноимённая карта.

Но не стоит забывать, что в Финляндии государство – монополист в области азартных игр. И те деньги, которые финны тратят на игру, поступают в Министерство здравоохранения и социального развития. Абсолютно все доходы от азартных игр уходят на социальные нужды и благотворительность. В том числе – на лечение «игровой зависимости».

Ольга Мартынова

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями

Бюджетное путешествие в Финляндию: 5 советов для экономных туристов Как сэкономить в Финляндии: советы от местных

e-finland.ru

Финская кампания

Древнеримский историк Публий Корнелий Тацит писал о народах, населяющих современную Финляндию, буквально следующее: «Не боясь ни хищности людей, ни гнева богов, они приобрели самое редкое в мире благо: счастливую от судьбы независимость!» Трудно судить, связано ли это с качеством игр, которые делают в Финляндии (хотя, как станет ясно чуть ниже, независимых игр там и правда много), но факт — сразу несколько культовых игр были придуманы и созданы именно в этой таинственной стране, воспетой Джимом Джармушом и комик-группой «Монти Пайтон».

А в последние недели как прорвало: выход Ridge Racer, версия Max Payne для iOS, старообрядческая ролевая игра Legend of Grimrock — новости из Финляндии приходили одна за одной. В связи с этим мы решили выяснить, какие еще игры делают в земле суоми. И вот что нам удалось разузнать.

Финские звезды

Для начала — несколько общеизвестных фактов для тех, кто только что к нам присоединился. В 2001 году компания Remedy Entertainment нанесла Финляндию на карту игровой индустрии, выпустив Max Payne — кинематографичный шутер в жанре нуар, в котором штампы американских гангстерских фильмов очень удачно сочетались с ледяными порывами нордической мифологии.

Другой финский разработчик Futuremark обессмертил Макса, включив фрагмент игры в 3DMark — самый популярный в мире комплект для тестирования быстродействия ПК.

В 2009 крохотная компания Rovio из второго по величине финского города Эспоо выпустила не нуждающуюся в представлениях Angry Birds (и в итоге купила Futuremark и превратилась в гиганта мобильных развлечений). В 2010-м Remedy наконец-то доделала стильный триллер Alan Wake, который стал, пожалуй, самой удачной интерактивной стилизацией под творчество Стивена Кинга.

Но эту часть истории все более или менее знают. Поэтому мы вспомнили еще семь финских игр, о которых вы, возможно, даже и не слышали, но в которые нужно поиграть как можно скорее.

Финская независимость

 

Alpha Polaris (PC)

[video:http://youtu.be/QZuRq_t7YLw]

Приключенческие игры — один из самых популярных жанров у независимых разработчиков: от их засилья воют даже члены жюри профильного фестиваля IGF. Alpha Polaris — как раз приключенческая игра, народный скандинавский квест, действие которого, впрочем, происходит в Гренландии.

Главный герой — норвежский студент Руна, застрявший на международной исследовательской станции за полярным кругом. В игре есть и мистическая жуть (обнаруженные в леднике человеческие кости), и по-фински скупой набор локаций (станция, пещера, ледник) на фоне суровых гор, и великолепное полярное сияние по ночам.

Игра любопытна не столько головоломками (они, по меркам жанра, довольно стандартные), сколько общей паранойей в духе фильма «Нечто» Джона Карпентера — с древним северным духом-людоедом вместо пришельца.

 

Unstoppable Gorg (PC, iOS)

[video:http://youtu.be/a0LrA4KY9_Y]

В Unstoppable Gorg мы обороняем Землю и другие планеты Солнечной системы от пришельцев расы Горг при помощи боевых спутников — типичная история в жанре tower defense. Приходится не просто втыкать лазеры и ракетные установки в наиболее удобных местах, а выводить их на орбиты планет и лун (орбиты потом можно регулировать для получения тактического преимущества).

Пришельцы — в основном летающие мозги и тарелки, охраняемые объекты — астероидные рудники и лунные отели. Во всем происходящем ощущается легкий привкус X-COM (мало денег, много Чужих и можно исследовать технологии) и тяжелый — «Плана 9 из открытого космоса» и других дурных фантастических фильмов 50-х годов: так, космические корабли пришельцев в роликах игры беззастенчиво подвешены на ниточках. Уже ради этого Unstoppable Gorg стоит увидеть.

 

Rochard (PC, PS3, Mac)

[video:http://youtu.be/j-ULKB1-8Ko]

Джон Рочард — незадачливый космический шахтер, бригадир отряда с худшими показателями по выработке. Однажды его рабочие находит в забое астероидной шахты таинственные конструкции — и вскоре пропадают без вести. Джон вооружается антигравитационной установкой и бластером, и отправляется на помощь. Установка позволяет швыряться огромными ящиками и легко прыгать по платформам; пазлы и общая структура уровней напоминает Super Metroid и Shadow Complex; в целом Rochard — практически идеальный платформер.

Стоить отметить, что это не первый пример дружбы финнов с антигравитацией: в 2009 году Futuremark выпустила Shattered Horizon — остроумный (хотя и неважно реализованный) многопользовательский шутер в условиях невесомости.

 

Shadowgrounds (PC, Mac)

[video:http://youtu.be/MhRedeAOWxE]

Жанр аркадных шутеров с видом сверху (или сбоку) освоен финскими разработчиками еще в 2003 году, со времен Crimsonland. Ее достойнейшим продолжателем является Shadowgrounds — видный представитель своего жанра, с сюжетными претензиями Doom 3 и режимом совместного прохождения на двоих (за одной клавиатурой). Нужно сломя голову носиться по темным лабиринтам научно-исследовательской станции на Юпитере и отбиваться от приходящих строго по расписанию пришельцев при помощи энергетической винтовки и фонарика.

Другой пример — бесплатный финский шутер (разработчик — Вилле Монкконен) Notrium. Смотреть на героя здесь тоже приходится сверху, но на первом плане не стрельба, а выживание на враждебной планете (надо искать еду, прятаться от солнца в тени инопланетных деревьев и строить оружие из найденного металлолома).

 

Cities in Motion (PC)

[video:http://gmbox.ru/video/treyler-cities-motion?ref=_M1_]

По сути Cities in Motion — это SimCity без градостроительной части: нам предлагают пройти через транспортную историю человечества от 1920 до 2020 года. В процессе нужно обеспечивать доставку простых рабочих финнов (иногда — австрийцев, немцев или нидерландцев) из дома на работу или с работы в казино.

Каждый мегаполис — паутина разноцветных транзитных линий, которую мы выстраиваем только для того, чтобы с упоением в ней запутаться. Громоздим автобусные установки, прокладываем линии метро и замыкаем в кольцо трамвайные рельсы, прислушаемся к отзывам плебса, стараемся уменьшить время ожидания транспорта и обеспечить беспрепятственную доставку студентов в университет, рабочих на фабрику, а туристов — в кафедральный собор Хельсинки.

 

Dead Nation (PS3)

[video:http://gmbox.ru/video/treyler-dead-nation-road-devastation]

Housemarque специализируется на эксклюзивных играх для PlayStation Network, в основном занимаясь аркадами и спортивными играми, так что Dead Nation для них — довольно нетипичная игра. Это Left 4 Dead на двух игроков и с видом сверху. Участвуют финские зомби: жирные зомби-байкеры, мертвяки со вживленными ножами, гноящиеся бизнесмены и плюющиеся кислотой нелюди. Пара выживших героев добывает бонусы из багажников покинутых автомобилей (в программе — метательные лезвия от циркулярных пил, коктейли Молотова) и пытается добраться до очередного убежища, отмахиваясь от гнилых рук, ног и голов.

 

Crayon Physics Deluxe (PC)

[video:http://youtu.be/avkacGQKWec]

Crayon Physics — уникальная головоломка с физикой от известного финского интерактивного художника Петри Пурхо. Экран выглядит как лист пожелтевший бумаги, мышиный курсор — детский мелок: и все, что вы нарисуете, тут же материализуется в игровом мире, с соответствующим весом и габаритами. Только что законченный круг катится под откос, проведенная линия становится веревкой, на конце которой мы немедленно подвешиваем квадрат. А квадрат и два круга — это уже тележка. Начав с элементарных геометрических фигур, со временем мы учимся рисовать все более сложные механизмы и создавать сложные системы противовесов, рычагов и передаточных звеньев. Все для того, чтобы дотащить красный мячик до желтой звезды.

О новой работе Петри Пурхо, Jesus vs. Dinosaurs, читайте в одном из следующих выпусках блога «Что я нашел!». Там будет Иисус, Дарвин и весьма необычные автомобили, собранные из динозавров.

 

Как поиграть? Все перечисленные игры, выходящие на РС и Mac, можно найти в цифровом магазине Steam и купить с помощью банковской карты, WebMoney или «Яндекс.Деньги». Кроме, разве что, Alpha Polaris — ее в России издавала компания «Акелла». Dead Nation, соответственно, можно купить не отрываясь от PS3, в цифровом магазине PlayStation Network.

P.S. В качестве иллюстрации использован кадр из фильма финского режиссера Аки Каурисмяки «Ленинградские ковбои едут в Америку». На снимке изображен типичный ленинградский ковбой.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

gmbox.ru

Финно-угорские игры

Финно-угорские игры


Марийские игрыУдмуртские игрыМордовские игрыВепские игры

Марийские народные игры



«Барабанные палочки» («Тымыр пашкар»)

Все участники сидят на скамейках полукругом, а в центре стоит марийский музыкальный инструмент – тумыр (барабан). В руках ведущего барабанная палочка, он начинает игру, если это юноша, он выбирает девушку и осаливает ее палочкой, затем быстро бежит к барабану и кладет на него палочку, девушка старается успеть взять палочку с барабана (чтобы она упала) и догнать юношу, если догоняет, тоже осаливает и бежит на свое место. Юноша снова выбирает девушку и т.д. Пары уходят на свидание в том случае, если палочка падает. (игра может сопровождаться марийскими мелодиями).

«Золотые ворота» («Ший менге»)

Участники делятся на две равные команды и становятся на полукруг, взявшись за руки. Середина полукруга образует «Золотые ворота», подняв руки с платочком. По команде ведущего и под музыку, каждая команда старается пробежать свои ворота и дойти золотых ворот. Чья команда первая схватит платочек и вернется на свое место, та и становится победителем игры. Проигрывается несколько раз.

«Два круга»

Участники игры образуют два круга (внутренний и наружный), берутся за руки и под музыку, взявшись за реки, бегут в разные стороны, лицом друг к другу. На дробной части останавливаются и исполняют хлопки, притопы, затем кружатся в паре с участником, оказавшимся перед ним. Вновь бегут по кругу.




Удмуртские народные игры



«Пары»

Участники игры встают парами в круг и образуют ворота. В центре находится одна пара, которая по часовой стрелке напротив должна забежать в любые ворота. Вся игра сопровождается удмуртскими наигрышами. Музыка прерывается, все ворота закрываются, оставшаяся пара в центре выполняет фант (исполняет народный танец).

Пось табань (горячие табани)

Все играющие садятся в круг. Один водящий, у него в руках какой-либо предмет, например, шишка. Водящий проходит за спинами играющих и кладет у чьей-нибудь спины шишку. Играющий должен заметить шишку, взять ее и заменить водящего. Если сидящий в кругу не замечает шишку, водящий проходит круг, и тогда невнимательный игрок получает от водящего «горячий табань» — шлепок по спине.

Зындэс (колечко)

У водящего в руке кольцо, булавка или другой мелкий предмет. Играющие сидят, руки у них сложены лодочкой. Водящий «раскладывает» колечко по рукам, кому оно достанется – должен выбежать, а сидящие рядом игроки его задержать. Если первому удается выбежать, он становится водящим. Если нет – водящий остается прежним и игра начинается сначала.

Чималик (жмурки)

Водящему завязывают глаза и он должен поймать кого-то из играющих. Поймал – должен на ощупь узнать игрока. Если узнает – тот становится водящим. Если нет – водящий остается прежним.

Тэтчфсь (лягушка)

Водящему привязывали полотенцем голову к коленям, получалась «лягушка». «Лягушка» прыгала и ловила играющих. Кого поймает – тот становится лягушкой.

Тые

Из дерева вырезали клинышек, в который вставляли одно или два гусиных пера. Число играющих не ограничено, у каждого – клинышек с перьями – тые. Тые бросают по очереди, у кого клинышек отскочит дальше от забора, тот получает гусиное перо. Победитель игры тот, у кого соберется больше гусиных перьев.

Шалыен шуккон (игра с палочкой)

Заостренную с обоих концов коротенькую палочку кладут в небольшой, обозначенный на земле квадрат. Затем бьют палкой по концу палочки так, что она взлетает в воздух, и тогда стараются подбить ее в полете сильным ударом. Другой игрок должен бросать палочку в квадрат с того места, где палочка осталась лежать после броска. Количество сделанных по палочке ударов считают. И кто первым наберет условленное количество очков, тот выигрывает.

Лодига (Лодыжки)

Для игры употребляются лодыжки (надколенный сустав овечьих ног). Два или три человека играющих (мальчиков) садятся за стол, вынимают из-за пазухи лодыжки и мечут жребий — кому начать игру. Для этого каждый берет две лодыжки и бросает на стол, условившись прежде, которой стороной кверху должны быть обращены лодыжки. Но обыкновенно употребляется ровный бок лодыжки, называемый «тол». Этот бок считается в игре старшим.

У кого больше лодыжек, обращенных кверху условленной стороной, тот берет со стола все брошенные лодыжки, к которым прибавляют еще несколько пар, и, сгребая в руки, бросает их на стол. Потом смотрит и считает, сколько в группе парных лодыжек, обращенных кверху одной стороной. Сколько их будет в группе – все они выиграны. За первым по очереди бросает другой.

Урдэк легон (катание войлока)

Договаривались, кто в какой день организует катание войлока. Там свои только собирались, двоюродные братья, сестры. Пожилые уходили из дома к родне. Друзей и подруг звали, чтобы встречались те, кто с кем дружит, обязательно гармошка должна быть, придумывали разные игры: по одежде или лицу с закрытыми глазами определить, кто есть. Прятали у кого-то спичку или монету, водящий должен был ее найти. Если не найдет, то пляшет или поет. Если нашел , то пляшет и поет тот, у кого нашел. Но это развлечение, а само дело вот какое: в котле кипятили воду, опускали домотканое сукно в котел и держали там, потом доставали, с нар убирали пару плах, чтобы сесть, садились и катали. Покатали, снова в котле мочили. И горячей водой поливали. Под нарами стояло корыто, туда вода и стекала, катали до тех пор, пока не пойдет чистая вода. Заранее к этому дню стряпали. И все это длилось за полночь.




Мордовские народные игры



«Слепая старуха»

Для игры «В слепую старуху» обычно собиралось не больше пяти человек. Вначале один из игроков мазал палец сажей, сжимал в кулак и предлагал каждому выбрать себе палец. Тот, кто выбирал вымазанный, становился «слепой старухой». Ему завязывали глаза тряпкой, которой вынимали из печи чугуны, и в таком виде он обязан ловить. Он не только должен кого-то поймать, но и на ощупь узнать игрока. Иногда правила усложнялись тем, что игроки придумывали себе различные имена, а водящий должен их запомнить и назвать пойманного новым именем.

«Сова»

В игре «Сова» игроки бегают, когда сова спит, но как только он тгросыпается, все должны затаиться. Первый, кто окажется обнаруженным, становится «совой».

«Паук и мухи»

Игра «Паук и мухи» предполагает наличие «домика», то есть места, где обитает водящий – «паук». Пока он в «домике», мухи бегают. Когда «паук» выходит из «домика», «мухи» убегают. «Паук» должен переловить всех и привести к себе в «домик».

«За капустой»

Игроки, взявшись а руки, образуют круг – «огород». В одном месте цепь разорвана – это «калитка». «Заяц» через «калитку» пробирается в огород, он бегает, прыгает, изображает, что ест «капусту». По сигналу «Собака!» он пытается убежать через «калитку», но она закрыта. Тогда «заяц» ищет слабую цепь, чтобы разорвать ее. Если ему это удается, он остается «зайцем» еще один кон. В противном случае, становится в круг, а его место занимает один из игроков.

«За ягодой»

На землю ставится камень – это «дом», от него отгораживается «поляна» размером 10 х 30 и более метров (чем больше игроков, тем больше «поляна»). В качестве ведущих выбирают «деда» и «медведя». «Дед» остается в «доме», а «медведь» ложится в стороне от «поляны». Играющие берут в руки щепу – «поясок» и отправляются за ягодой. Но вот «туесок» наполнен, его ставят на землю, а дети начинают кувыркаться, бегать наперегонки. Через некоторое время между игроками и «дедом» начинается диалог: -Деда, мы медведя поймали!

-Ведите сюда!

— Не идет!

-Ну тогда сами приходите!

-Не пускает!

Когда играющие произносили последние слова, «медведь» встает и бежит за ними, стараясь кого-либо запятнать. Если это удавалось, то менялись местами.

Правила:

1. Игрок должен взять с собой свой «туесок».

2. «Медведь» может ловить лишь на поляне. Если игрок добежал до «дома», то запятнать его нельзя.

Вариант: игра продолжается, пока «медведь» не переловит всех игроков. Этот вариант часто разыгрывается, когда роль медведя играет ловкий мальчик.

«Кевняняса» («В камушки»)

Для игр необходимо пять небольших чуть больше лесного ореха камушков. Перед началом игры каждый выбирает себе один и замечал его. Чтобы определить первого игрока, проводится жеребьевка: все участники по очереди должны бросить камушки вверх и тут же ловить их на обратную сторону ладоней. Тот, кто сумел поймать больше всех, то и начинал игру. Задача играющих состоит в том, чтобы с помощью выбранного камушка одной рукой выполнить несколько фигур. Если в ходе игры игрок теряет свой камушек или не сумеет выполнить фигуру, то он уступает место следующему по кругу игроку.

Первая фигура называется «фкяняса» — «по одному». Игрок подбрасывает свой камушек и, пока он находится в полете, поднимает один камушек и тут же ловит свой, не давая ему упасть. Таким же способом он поднимает все остальные.

Вторая фигура — «кафтоняса» — «по две», т.е. теперь он должен подбросить сразу два камушка.

Третья фигура — «колмоняса и фкяняса» — «три и один». Необходимо поднять сразу три, а затем — оставшийся один.

Четвертая фигура — «ниленяса» — «по четыре» — подбрасывается свой камушек и подхватываются сразу все четыре.

Пятая фигура — «орта» — «воротца»: кисть левой руки ставилась на большой и указательный пальцы, образуя воротца. Правой рукой подбрасывается свой камушек, и одновременно подталкиваются остальные в эти воротца. Выполнение фигуры считалось правильным, если игрок успевал схватить камушек с земли и одновременно поймать этой же рукой подброшенный свой камушек. Выигрывал тот, кто раньше других выполнял фигуры.

«В хорек»

Играют летом мальчики. Садятся в круг человек пятнадцать. Ноги и руки играющим покрывают сухой соломой.

Вместо кушака свивают из травы мягкий кнут, это хорек. Его незаметно передают по кругу и ударяют по спине ведущего, сидящего в центре круга на земле. Если он сможет поймать кнут, то вместо сядет тот, у которого этот кнут он отнял.

«В ворона»

Играют дети 6 – 12 лет.

Действующие лица:

Ворон.

Клушка.

Цыплята.

Клушка гуляет со своими цыплятами по лугу. Навстречу ей выходит ворон.

Ворон. Клушка, а клушка, дайка мне своего цыпленочка!

Клушка. Ой, ворон, не дам! Не дам!

Ворон. Ну тогда я всех твоих детенышей утащу! И начинает цыплят по одному вылавливать.

Клушка (защищая цыплят). Варк! Варк!

Ворон (ловя цыплят). Пивь! Пивь!

Когда все цыплята будут выловлены, игра заканчивается.

«В курочки»

Играющие (хозяева) сажают в круг малышей (курочек). Каждый хозяин имеет свою курочку, нет ее только у покупателя. Последний ходит по кругу и решает, чью бы курочку взять себе. Потом подходит к хозяину облюбованной им курочки, притрагивается рукой к голове этой курочки и быстро пускается бежать по кругу. Хозяин курочки также бежит по кругу, только в противоположном направлении. Кто раньше прибежит на место, тот становится хозяином, а оставшийся – покупателем.

«Ключи от замка»

Четверо садятся по углам дома или начерченного на земле квадрата. Пятый стоит на середине. Подходит к одному, спрашивает: «Дядя (или тетя), ключи у тебя?» Тот показывает на соседа: «Вон иди у дяди (или тети) спроси». Так он обойдет всех четверых. Последний отвечает: «Ищи на середине!»

Водящий отходит на середину. В это время все вскакивают на ноги и меняются местами. Водящий стремится быстрее встать вместо кого-то. Кто останется без места, становится искателем «ключей». Игра продолжается дальше.

«Круговой мяч»

Играющие чертят большой круг, делятся на две равные команды и договариваются, кто будет в кругу, а кто за кругом. Те, кто остаются за кругом, распределившись равномерно, стараются попасть мячом в тех, кто находится в кругу.

Если кому-нибудь в кругу удается поймать мяч, он старается попасть им в любого игрока за кругом. Если ему это удается, то у него в запасе очко, если промахнется, то выходит из круга. Когда мяч запятнает всех игроков, находящихся внутри круга, играющие меняются местами.

Основные правила игры: мяч можно ловить лишь с воздуха, от земли не считается. Осаленные выходят из круга. Игрок, поймавший мяч и попавший в игрока за кругом, остается в кругу.




Вепские народные игры



«Клубок»

Игра-хоровод. Участники игры взявшись за руки идут по кругу и поют песню:

Клубок катится, нитка тянется,

Клубок доле, доле, доле.

Нитка дале, дале, дале.

За клубочком погналась

И ниточка порвалась

Исполняя песню, игроки закручиваются в улитку, музыка прерывается все разбиваются на пары. Пара, объединившаяся последней, становится друг другу спиной и одновременно хлопая в ладоши поворачивают головы в любую сторону. Если повернулись в разные стороны, пожимают друг другу руки, если в одну – обмениваются или целуются.

«Подушечка»

Все стоят в кругу. Ведущий в центре с подушкой.

Все поют:

Подушечка, подушечка

Моя пуховая,

Ой лели, лели,

Моя пуховая.

Если ведущая девушка все поют:

Кому бусы, кому снасти,

А мне длбра молодца

Ой лели, ой лели,

А мне добра молодца.

Если ведущий юноша, то поют:

Кому игры, кому снасти,

А мне красну девицу

Ой лели, ой лели,

А мне красну девицу.

Ведущий выбирает пару, кланяется и выводит в круг.

Все поют:

На коленочки поставлю

Целовать заставлю

Ой лели, ой лели,

Целовать заставлю.

Оба встают коленочками на подушечки и держатся за руки и качабтся.

Все поют:

Целуй милый, целуй милый,

Целуй не балуйся,

Ой лели, ой лели,

Целуй не балуйся.

Тот кто выбрал партнера, целует его в щечки и встает в круг на его место. Кто остался с подушкой, становится ведущим. Начинается все с начала.





pckfun.ru

Финские игры набирают популярность — Это Финляндия

Финские игры для мобильных устройств произвели фурор на мировом рынке, но разработчики не собираются останавливаться на достигнутом. Отрасль развивается, и к 2020 году товарооборот превысит миллиард евро.

Национальная птица Финляндии – лебедь-кликун. Но прославила страну совсем не она. Злая птица Angry Bird, созданная финской компанией Rovio Entertainment, стала одной из самых узнаваемых эмблем XXI века. Феноменальный успех творения фирмы Rovio не случаен, ведь Финляндия занимает одну из ведущих позиций в мире по разработке и производству видеоигр.

За последние два года число финских компаний, занимающихся компьютерными играми, значительно возросло. По данным Центра по исследованию, разработке и распространению компьютерных игр Neogames, в конце 2012 года в этой сфере работало уже около 150 компаний, из них почти 40 % – новые компании, созданные за последние два года. По оценкам, общий товарооборот в этой отрасли в 2012 году составил 250 миллионов евро. Это почти в три раза больше, чем три года назад. Активный рост в этой сфере продолжается, и к 2020 году товарооборот обещает достичь ошеломляющей цифры в 1,49 миллиарда евро.

Трудности среднего бизнеса

Для разработки крупномасштабных проектов «требуется уникальная команда профессионалов и огромные ресурсы», – говорит Йоонас Лааксо из компании Bugbear. Фото: Bugbear

Центром разработки компьютерных игр в Финляндии является Хельсинки и его окрестности: здесь базируется около 50 компаний. Именно здесь расположены фирмы по производству компьютерных игр, создавшие самые крупномасштабные игровые проекты, такие как Remedy, прославившаяся международными торговыми марками Max Payne и Alan Wake, и Bugbear, недавно закончившая разработку Ridge Racer: Unbounded для Playstation 3, Xbox 360 и ПК.

По словам продюсера компании Bugbear Йоонаса Лааксо, новая версия Ridge Racer – это второй по масштабу игровой проект из всех, что осуществлялись в Финляндии. Над этой игрой трудились 100 разработчиков в Финляндии и в других странах, работа продолжалась почти два года. Проекты такого размаха создаются редко, и, как объясняет Лааксо, на то есть причины.

«Чтобы создать игру такого масштаба и такого высокого уровня, требуется уникальная команда профессионалов и огромные ресурсы, – говорит Лааксо. – Даже у студии среднего размера могут возникнуть трудности при подборе работников необходимой квалификации в Финляндии».

Лааксо также поясняет, что компаниям-разработчикам размера Bugbear трудно соперничать с крупными международными компаниями. «Почти все наши силы уходят на выпуски новых релизов и маркетинг таких франшиз, как Assassin’s Creed и Call of Duty, – признается он. – Но есть надежда, что ситуация изменится с появлением нового поколения игровых приставок».

Приложения атакуют

Эта лучница участвует в общей схватке в игре Clash of Clans. © Supercell

Основным двигателем финской отрасли разработки компьютерных игр является сектор игр для мобильных устройств, поскольку большинство компаний специализируются на мобильных платформах. По мнению Финского агентства по развитию технологий и инноваций (которое в финском языке обозначается сокращением Tekes), причины вполне очевидны.

«Стоимость создания игры для мобильного устройства зачастую не превышает одной десятой бюджета, требующегося для создания компьютерной игры высшего уровня, – объясняет Кари Корхонен. Он возглавляет в Tekes программу Skene, направленную на поддержку игровой отрасли. – Небольшим компаниям проще вкладывать средства с разработку приложений для мобильных устройств».

Сейчас одной из самых успешных на рынке стала компания Supercell Games. Она базируется в Хельсинки, штат насчитывает 70 человек. Разработанная этой компанией игра Clash of Clans заняла первое место среди самых доходных игр iOS Store компании Apple в 77 странах. Финансовый успех компании принесла модель Free-to-play, при которой доступ к игре предоставляется бесплатно, а доход получается за счет микротранзакций, которые игроки совершают в ходе игры.

«Мы хотели создать стратегию с простыми правилами, в которую будет легко и интересно играть и которая сможет привлечь игроков самого разного уровня по всему миру, – рассказывает руководитель рабочей группы Лассе Лоухенто. – Мы сами не ожидали, что игра будет пользоваться такой популярностью и у нее появится столько поклонников».

Цифровые технологии побеждают

Одна из функций службы Everyplay компании Applifier позволяет публиковать фрагменты прохождения игры на мультимедийных ресурсах. Photo: Applifier

Молодая финская компания Applifier – еще один быстро развивающийся представитель рынка. Эта фирма налаживает связь между разработчиками приложений для Facebook и мобильных платформ с их потенциальными покупателями.

Олли Синерма, продюсер службы поиска игр для мобильных устройств Everyplay компании Applifier, считает, что успех финских разработчиков связан с появлением служб цифровой дистрибуции приложений, таких как App Store.

«Финляндия уже давно вышла на международный рынок, но именно благодаря цифровой дистрибуции мы смогли сделать такой рывок. Если бы игры по-прежнему продавались в обычных магазинах, нам бы это вряд ли удалось», – говорит Синерма.

Он называет и еще несколько причин успеха Финляндии на рынке приложений для мобильных устройств: технически грамотное население, методики разработок для мобильных устройств – наследие компании Nokia, а также высокий уровень образования в стране.

Привычный уклад медленно меняется

Играть – так по-крупному. Новая игра Ridge Racer: Unbounded от компании Bugbear – это второй по величине проект из всех, которые разрабатывались в Финляндии. © Bugbear

Практика использования игр как средства передачи информации постепенно привлекает все больше внимания со стороны учебных учреждений. Профессор Франс Мяуря, глава лаборатории по исследованию игр в университете г. Тампере, считает, что новое поколение исследователей игр активно взялись за работу с этой области в начале 2000-х годов, но этот период был недолгим.

«Через несколько лет все поняли, что сложившийся уклад так быстро не поменять и что в вузах по-прежнему мало рабочих мест для исследователей, занимающихся изучением игр, – объясняет Мяуря. – Финляндия занимает одно из ведущих мест в области разработки компьютерных игр, но у нас по-прежнему не хватает источников финансирования и рабочих мест в этой сфере».

По словам Мяуря, не только университеты недооценивают значение компьютерных игр. «Правительство также недостаточно быстро реагирует на изменения и не использует возможности игр, – рассказывает Мяуря. – Некоторые страны уже значительно обошли нас за счет того, что предложили игровым компаниям регулярные субсидии и другие преимущества».

По мнению Мяуря, для дальнейшего успешного развития финских компьютерных игр необходимо продолжить переход к системе цифровой дистрибуции и модели Free-to-play.

«Распространение игр для мобильных устройств и создание целых систем, позволяющих выйти за рамки одного устройства, – эти тенденции в будущем значительно изменят структуру отрасли и принципы разработки игр».

 

Текст: Ласси Лапинтие, январь 2013 г.

finland.fi

Финно-угорские игры | Финно-угорская газета

Народные игры – это яркое выражение народа в них играющего, отражение этноса в целом и истории его развития. Вместе с тем, на игры можно посмотреть, и с точки зрения педагогики и психологии, как средства образования и воспитания. В дополнении ко всему, это и отличный способ укрепить свой дух, свое тело, развить процессы мышления, фантазерства, эмоциональную составляющую нашей жизни. Финно-угорские народы многие процессы своей жизнедеятельности отражал именно таким образом, через игру.

Народные игры актуальны и интересны и в настоящее время, несмотря на то, что существует достаточно большое количество соблазнов в наш технократический век. Далее мы приводим ряд игр, которые с большим удовольствием и пользой можно использовать как в учебном процессе в школе, детском оздоровительном лагере, так и в свободное время в кругу семьи.

Мордовские народные игры

«В курочки»

Играющие (хозяева) сажают в круг малышей (курочек). Каждый хозяин имеет свою курочку, нет ее только у покупателя. Последний ходит по кругу и решает, чью бы курочку взять себе. Потом подходит к хозяину облюбованной им курочки, притрагивается рукой к голове этой курочки и быстро пускается бежать по кругу. Хозяин курочки также бежит по кругу, только в противоположном направлении. Кто раньше прибежит на место, тот становится хозяином, а оставшийся – покупателем.

«Ключи от замка»

Четверо садятся по углам дома или начерченного на земле квадрата. Пятый стоит на середине. Подходит к одному, спрашивает: «Дядя (или тетя), ключи у тебя?» Тот показывает на соседа: «Вон иди у дяди (или тети) спроси». Так он обойдет всех четверых. Последний отвечает: «Ищи на середине!»

Водящий отходит на середину. В это время все вскакивают на ноги и меняются местами. Водящий стремится быстрее встать вместо кого-то. Кто останется без места, становится искателем «ключей». Игра продолжается дальше.

«Круговой мяч»

Играющие чертят большой круг, делятся на две равные команды и договариваются, кто будет в кругу, а кто за кругом. Те, кто остаются за кругом, распределившись равномерно, стараются попасть мячом в тех, кто находится в кругу.

Если кому-нибудь в кругу удается поймать мяч, он старается попасть им в любого игрока за кругом. Если ему это удается, то у него в запасе очко, если промахнется, то выходит из круга. Когда мяч запятнает всех игроков, находящихся внутри круга, играющие меняются местами.

Основные правила игры: мяч можно ловить лишь с воздуха, от земли не считается. Осаленные выходят из круга. Игрок, поймавший мяч и попавший в игрока за кругом, остается в кругу.

Вепские народные игры

«Клубок»

Игра-хоровод. Участники игры взявшись за руки идут по кругу и поют песню:

Клубок катится, нитка тянется,

Клубок доле, доле, доле.

Нитка дале, дале, дале.

За клубочком погналась

И ниточка порвалась

Исполняя песню, игроки закручиваются в улитку, музыка прерывается все разбиваются на пары. Пара, объединившаяся последней, становится друг другу спиной и одновременно хлопая в ладоши поворачивают головы в любую сторону. Если повернулись в разные стороны, пожимают друг другу руки, если в одну – обмениваются или целуются.

«Подушечка»

Все стоят в кругу. Ведущий в центре с подушкой.

Все поют:

Подушечка, подушечка

Моя пуховая,

Ой лели, лели,

Моя пуховая.

Если ведущая девушка все поют:

Кому бусы, кому снасти,

А мне длбра молодца

Ой лели, ой лели,

А мне добра молодца.

Если ведущий юноша, то поют:

Кому игры, кому снасти,

А мне красну девицу

Ой лели, ой лели,

А мне красну девицу.

Ведущий выбирает пару, кланяется и выводит в круг.

Все поют:

На коленочки поставлю

Целовать заставлю

Ой лели, ой лели,

Целовать заставлю.

Оба встают коленочками на подушечки и держатся за руки и качабтся.

Все поют:

Целуй милый, целуй милый,

Целуй не балуйся,

Ой лели, ой лели,

Целуй не балуйся.

Тот кто выбрал партнера, целует его в щечки и встает в круг на его место. Кто остался с подушкой, становится ведущим. Начинается все с начала.

Марийские народные игры

«Барабанные палочки» («Тымыр пашкар»)

Все участники сидят на скамейках полукругом, а в центре стоит марийский музыкальный инструмент – тумыр (барабан). В руках ведущего барабанная палочка, он начинает игру, если это юноша, он выбирает девушку и осаливает ее палочкой, затем быстро бежит к барабану и кладет на него палочку, девушка старается успеть взять палочку с барабана (чтобы она упала) и догнать юношу, если догоняет, тоже осаливает и бежит на свое место. Юноша снова выбирает девушку и т.д. Пары уходят на свидание в том случае, если палочка падает. (игра может сопровождаться марийскими мелодиями).

«Золотые ворота» («Ший менге»)

Участники делятся на две равные команды и становятся на полукруг, взявшись за руки. Середина полукруга образует «Золотые ворота», подняв руки с платочком. По команде ведущего и под музыку, каждая команда старается пробежать свои ворота и дойти золотых ворот. Чья команда первая схватит платочек и вернется на свое место, та и становится победителем игры. Проигрывается несколько раз.

«Два круга»

Участники игры образуют два круга (внутренний и наружный), берутся за руки и под музыку, взявшись за реки, бегут в разные стороны, лицом друг к другу. На дробной части останавливаются и исполняют хлопки, притопы, затем кружатся в паре с участником, оказавшимся перед ним. Вновь бегут по кругу.

Удмуртские народные игры

«Пары»

Участники игры встают парами в круг и образуют ворота. В центре находится одна пара, которая по часовой стрелке напротив должна забежать в любые ворота. Вся игра сопровождается удмуртскими наигрышами. Музыка прерывается, все ворота закрываются, оставшаяся пара в центре выполняет фант (исполняет народный танец).

Пось табань (горячие табани)

Все играющие садятся в круг. Один водящий, у него в руках какой-либо предмет, например, шишка. Водящий проходит за спинами играющих и кладет у чьей-нибудь спины шишку. Играющий должен заметить шишку, взять ее и заменить водящего. Если сидящий в кругу не замечает шишку, водящий проходит круг, и тогда невнимательный игрок получает от водящего «горячий табань» — шлепок по спине.

Зындэс (колечко)

У водящего в руке кольцо, булавка или другой мелкий предмет. Играющие сидят, руки у них сложены лодочкой. Водящий «раскладывает» колечко по рукам, кому оно достанется – должен выбежать, а сидящие рядом игроки его задержать. Если первому удается выбежать, он становится водящим. Если нет – водящий остается прежним и игра начинается сначала.

fugazeta.ru

Материал (подготовительная группа) на тему: Карельские посиделки

КАРЕЛЬСКИЕ ПОСИДЕЛКИ

Зал оформлен под избу: прялка, полки с деревенской утварью, на столе, накрытым скатертью с карельской вышивкой стоит самовар, лавки застелены плетеными половиками. На центральной стене расположено окно деревенской избы, в котором видится карельский пейзаж.

Звучит карельская музыка. Хозяйка хлопочет по-хозяйству.

Хозяйка:   На завалинке в светелке иль на бревнышках, каких,

                   Собирали посиделки пожилых и молодых.

                   При лучине ли сидели, иль под светлый небосвод-

                   Говорили, песни пели и водили хоровод.

                   Быт людей отмечен веком, поменялся старый мир,

                   Нынче, все мы по — сусекам личных дач или квартир.

                   Наш досуг, порою, мелок, и чего там говорить:

                   Скучно жить без посиделок. Их бы надо возродить!

Звучит музыкальный фон, за дверью слышен шум.

Входят дети с воспитателем.

Хозяйка: Здравствуйте, гости дорогие: красны девицы, добры молодцы!

Дети:      Здравствуй, хозяюшка!

Хозяйка:   Проходите, будьте, как дома! Веселья вам, да радости! 

Танец в кругу «ТАЛОН ПОЯН ТАНСИ» финск. нар. мел.

Воспитатель:    Хлебу да соли долог век. Хозяйке нашей более того! (кланяется)

Хозяйка:    И вам того же! (кланяется)

                   У нас для каждого найдется  и местечко и словечко.

Воспитатель:  Гости-люди подневольные, где посадят, там и сидят.

Хозяйка предлагает гостям присесть на лавки,  сама садиться с ними

Хозяйка:   Откуда вы пришли, гости дорогие?

Дети:  Я из Пудожа…Я из Чалны…Я из Косолмы… Я из Сортавалы…Я из Чупы…Я из  

            Лоух…Я из Кондопоги…Я из  Вяртселя……

Хозяйка удивляется.

Воспитатель:  Одним словом, это все…

Дети хором:  Наша Карелия.

Дети встают и с места говорят стихи

Дети:  1.  Сторона сторонушка синяя вода.

                   С солнцем иль без солнышка ты моя всегда.

             2.   Над лесом над озерами взлечу как птица я,

                    Волнуешь ты озерами Карелия моя.                  

              3.  На юге, где солнце теплее цветы зажигает весна.

                   Но знаю я сердцу милее родная моя сторона.

              4. Любим  край  любимый, он  краше с каждым днем.

                   О родной Карелии (о родной сторонке) песню мы споем.

Песня  « МЫ В КАРЕЛИИ ЖИВЕМ» музыка и слова Пац С.В.

Хозяйка:  Что ж,  время пришло, пора и познакомиться!

Танец  « ЧЕРНЫЙ КОТЕНОК» финская народная мелодия

Игра « ГУЛИ-ГУЛИ РАЗ» карельская народная игра

Двое детей стоят спинами друг к другу. Все хором повторяют слова « Гули-гули, раз».

На слово «раз» дети поворачивают голову, если в одну сторону, то обнимаются, если в разные стороны, то расходятся.

Хозяйка: А теперь отдохнем, разговоры поведем.

Дети располагаются на лавках.

Воспитатель:  А что хозяюшка ты интересного нам припасла?

Хозяйка:  (Достает копилку с загадками)

                   Я зимою в горнице, а весною на завалинке посиживаю.

                   Сижу на народ гляжу, все запоминаю и в копилку собираю.

                    Вот моя корзинка-копилка! ( показывает детям)

                    Сяду рядышком на лавку, вместе с вами посижу.

                   Загадаю вам загадки, кто смышленый погляжу.

КАРЕЛЬСКИЕ ЗАГАДКИ


Крохотная птичка с хвостиком льняным сквозь стены пролетает. (Нитка с иголкой)
Летом звенит-поет, зимой в амбаре живет. (Коса)
Олень по полю скачет, ноги до земли не достают. (Люлька)
Чем больше свинка вертится, тем толще становится. (Веретено)
Жеребец в конюшне, хвост на крыше. (Печь)
Черный-пречерный, толстый-претолстый, в каждом доме нужен. (Чугунок)
Кривой, горбатый, все поля обходит, все нивы обмеряет. (Серп)
Кипит-бурлит — никогда через край не переливается. (Озеро)
Лебедь летит, крыльями помахивает, воду с крыльев отряхивает. (Лодка с веслами)
Одна изба, пять горенок. (Перчатка)

Воспитатель:  А мы знаем много карельских пословиц и поговорок. Подарим их

                        хозяюшке? Пусть положит их в свою корзинку-копилку.

ПОСЛОВИЦЫ И ПОГОВОРКИ

  1. Изба без детей, что гнездо без птицы.
  2. Кукушка на радость лесу, ребенок  — семье.
  3. Что летом соберешь, то зимой на столе найдешь.
  4. Гостю обрадуешься, а чем угощать — задумаешься.
  5. В гостях пирожок съешь, дома для гостей два испеки.
  6. В гостях вдоволь едят, а дома добавляют.

7. Гость радует дважды: приходя и уходя.

Воспитатель: А давайте, мы копилку еще пополним, потешим хозяюшку частушками.

Хозяйка:  Ох, частушки я люблю!  С вами тоже подпою!

                  Да и в копилочке моей найдется, чем порадовать гостей!

                  С погремушками частушки веселей!

Хозяйка предлагает детям музыкальные инструменты.

Карельские ЧАСТУШКИ

Дети поют частушки, подыгрывая на детских музыкальных инструментах.

  1. Мы частушки сочиняем, можем их пропеть сейчас.

Мы для вас споем, сыграем, попросите только нас.

  1. У мово миленочка худая кобыленочка,

Не доехал до горы, ее съели комары.

  1. Не садись милаша рядом, рядом будет тесно,

Ты другого завлекаешь, мне не интересно.

  1. Милый мой, милый мой, ты с деревни, я с другой,

Ты с деревни, я с другой, свиданья редко нам с тобой.

  1. Перед зеркалом стояла: чем же я не хороша?

Красотой своей довольна, только ростом не больша.

  1. Скоро, скоро снег сойдет, на нашей речке лед сойдет,

Сяду я на льдиночку, проведаю Мариночку.

  1. Хорошо частушки пели, хорошо старалися,

Очень рады, что хозяйка с нами улыбалася.

     

Хозяйка: Вот и пополнилась моя копилка! Спасибо вам! (откладывает корзинку-копилку)

              поет на мелодию русской народной песни « Из под дуба»   

                             По тропиночке я шла,

                             Два колечика нашла  (берет двух девочек под руки)

                             Два колечика нашла (подводит девочек к мальчикам)

                             Бери девица молодца!  (они образуют пары).

Дальше, следующие девочки. И так, до тех пор, пока все не

встанут в пары.

Хозяйка: Ай да, пары, красивы!

Воспитатель:  Что ж, порадуем хозяюшку финским танцем?

Дети:  Порадуем!

Финская игра – танец « ВЕСЕЛЫЕ ДЕТИ»

Хозяйка: Здорово веселиться умеете! А по – хозяйству хлопотать сможете ли?

Дети:  Сможем, еще как!

Хозяйка: Тогда будем картошку варить!

Игра  « КАРТОШЕЧКА В ГОРШОЧКЕ» карельская игра

Дети образуют два круга: внешний – горшочек, внутренний – картошка. Под музыку дети начинают двигаться: внешний круг идут по кругу, внутренний двигаются  «гуськом» противоходом (картошка вариться). На последнюю фразу дети из внешнего круга останавливаются, а дети во внутреннем кругу постепенно встают (картошка сварилась) и поворачиваются к детям из внешнего круга. На последний аккорд дети — картошка надувают щеки, а дети – горшочек протыкают их ( проверяют, «сварилась ли картошка»). Чьи щечки не сдулись, та картошка «доваривается»  — пляшет.

Хозяйка: Чудесна картошка сварилась, рассыпчата, для начинки в самый раз.

Ребенок:  Я б калиточек картофельных поел,

                  Что б лежали на тарелочке горочкой,

                  Что б румяны, что б хрустели корочкой!

Хозяйка выносит калитки

 ( национальное карельское блюдо: тонкие открытые пироги из ржаной муки, начинка картофель или пшено)

Хозяйка:  Дорогих гостей встречаем, калитками угощаем!

                   Они на блюде расписном с карельским рушником.

                  Калитки подносим, поклонясь отведать просим!

Хозяйка передает калитки воспитателю, гости благодарят хозяйку.

Хозяйка идет за самоваром.

Воспитатель: Чай пить – приятно жить! Пустой пить неохота, я с калитками в самый раз!

Хозяйка несет самовар и

  поет на мелодию русской народной песни « Ах вы, сени»

Хозяйка: Я иду, иду, иду, самовар в руках несу,

                 Самовар в руках несу, прибауточку пою.

                 Чай пить, чай пить – приятно жить!

                  Попьешь чайку – позабудешь про тоску!

Воспитатель:  Хозяйку уважим?

Дети:  Уважим!

Воспитатель: Калиточек поедим!

Дети: Поедим!

Воспитатель:  Ароматным чайком запьем?

Дети: Запьем!

Под музыкальный фон дети идут за Хозяйкой  в группу на чаепитие.

nsportal.ru

РАЗВЛЕЧЕНИЯ ЭПОХИ ВИКИНГОВ

РАЗВЛЕЧЕНИЯ ЭПОХИ ВИКИНГОВ

РАЗВЛЕЧЕНИЯ ЭПОХИ ВИКИНГОВ

На игре с этим всегда проблема, т.к. исландцы на пирах просто пьяные были и веселились без повода, а игроки трезвые, да еще и накаченные современными комплексами. Поэтому единственный приличный способ развеселиться в роли — впасть в азарт, участвуя в какой либо национальной игре древних скандинавов…

Мы сюда надергали игр из Скандинавского сборника, книг по этнографии Финляндии и с разных сайтов.
1) Итак, самое обычное развлечение — это пир. По поводу свадьбы, похорон, начала или окончания цикла (урожай, поход), вступления в наследство. На пиру, понятное дело:
  —  ели-пили (это на Игре фигово получится, можно и не надеяться — пряников всегда всем не хватает, а уж посуды — подавно. И стекаются «графья с графинями» со своими ложками-чашками… фу!), 
  —  заигрывали с противоположным полом (кстати, если мужчина с женщиной три раза подряд сидят вместе на пирах, их считают уже парой. Вообще-то есть два способа рассаживания в длинном доме на пиру — 1) мужчины на северной и южной скамьях, женщины — на поперечной скамье в глубине; самое почетное место — в центре северной скамьи, второе — в центре южной, третье — справа от первого, четвертое — справа от второго, пятое — слева от первого и т.д. ; 2) мужчины и женщины сидят через одного, порядок почетности тот же, но он как бы двойной),  
   —   плясали (мастера требуют, чтоб плясали все, т.к. тогда не видно, насколько неуклюже мы пляшем. И вообще, главное здесь — вдохновиться. «Основные движения — прыжки и кружение» (с) Люля)
   —  хвастались, уличали друг друга в хвастовстве, устраивали по этому поводу разборки. Цель хозяина — не допустить драки в пределах своих владений. Пропустить мимо ушей заводку — недостойно.
   — выступали музыканты (как профессионалы, бродячие акробаты и музыканты, так и землевладельцы — только последних о выступлении должны были сначала долго уговаривать хозяева и гости), выступали скальды — как по собственному почину, так и по просьбе, могло возникнуть своеобразное состязание скальдов.

2) Лошадиные бои на тинге – как способ решения спорных дел. На игре моделируется дракой мягкими дубинками всадников на закорках других людей. Кто упал — проиграл
3) Национальная борьба – глима. Противники стоят друг напротив друга и держат друг друга за пояс или штаны. Смотрят через плечо противника — борются не глядя. Цель — уронить противника на спину при помощи толчков, подсечек, подбрасывания. Главное — не упасть при этом самому. Можно крутиться парой, нельзя отпрыгивать и убегать.
 4) Настольные игры — «Мельница», халатавль и хнефатафль, «лиса и гуси», исландские нарды, кости.
Выборка делалась из того текста, что выложен  на сайте «Celtica», раздел «Культура и мифология»:

Хнефатафл

Могу я в Тафл играть
Девять умений я знаю
Забываю нечасто руны
Ведаю книги и счет
Умею скользить я на лыжах
Гребу и стреляю неплохо
Из искусств мне ведомы оба:
На арфе игра и поэзии слово.

Ярл Рогниальдр Кали

Эта игра была известна на севере Европы задолго до появления там шахмат. Во время расцвета эры викингов, воины упражняли свой ум, играя долгими зимними вечерами в эту игру. В Скандинавии эта игра была известна уже в III веке н.э. Впоследствии викинги завезли ее в Гренландию, Исландию, Уэлльс, Британию, и дальний восток, вплоть до Украины. Саксонцы имели свой собственный, немного отличный от германского тафл, и, похоже, это была единственная известная им игра до шахмат.
Компоненты

Доска

Хнефатафл и другие подобные игры игрались на досках с нечетным количеством клеток размером от 7х7 до 19х19. Обычно деревянные, доски часто имели отверстия в центре каждой клетки, куда вставлялись фишки со штырем, для удобства хранения и перевозки. Часто доски имели выделенные места для начальной расстановки фигур.

Норманнский вариант Хнефатафла игрался на доске 11 х 11 или 13х13.

Кости
Игра иногда игралась с кубиком, который показывал максимальное расстояние, на которое можно переместить фишку или, может ли игрок двигать фишку (Чет — двигает, нечет — не двигает). Ирландский вариант, использующий кости носит название Brandubh. Как чисто логическая игра, Hnefatafl лучше играется без костей.
Фишки
Королевская фишка называется Hnefi (Король, или на староанглийском Cyningstan — Каменный король)
Фишки иногда в скандинавских странах называют «Шведами» и «Московитами». Король более больших размеров.
Фишки делались из рога, кости, стекла, дерева, янтаря, камней и других материалов.
Расположение

Белая королевская фишка ставится в центр доски. Ее окружают другие белые фишки. Черные ходят первыми во всех играх, кроме Alea Evangelii, где первыми ходят белые.
Правила игры

Игроки делают ходы поочередно.
Все фишки перемещаются в любом направлении, так же как ладьи в современных шахматах. Игрок может двигать одну любую фишку своего цвета на любое расстояние. Фишки не могут «Прыгать» через другие. За исключением короля ни одна фишка не может вставать на «трон» и угловые клетки. На малых досках фишки могут проходить сквозь трон, на больших это может делать только король.
Белые пытаются провести короля на одну из угловых клеток. Если им удается поставить короля на открытую прямую к одной из таких клеток, они объявляют «Raichi» (Шах), если сразу на две прямые — Tuichi (мат). Если следующим ходом они встают на угловой квадрат — белые выигрывают.
Если черный игрок случайно открывает проход для белого короля, белые могут воспользоваться этим немедленно.
Если фишка своим ходом зажимает фишку противника между собой и другой фишкой или между собой и угловым квадратом, фишка противника считается съеденной. Съедаться может более одной фишки за раз.

Король считается захваченным, когда его окружают с четырех сторон. При этом сторонами могут считаться угловые клетки, трон, и стороны доски. Когда королю угрожает опасность быть захваченным следующим ходом, черные предупреждают белых (шах королю). Черные выигрывают, если король захвачен. Король может быть захвачен вместе с одной белой фишкой, будучи окружен черными со всех сторон.
Фишка может входить между двумя вражескими. В этом случае она не считается съеденной.

ВЫИГРЫШ
Белые выигрывают, проведя своего короля в один из угловых квадратов. Черные — если им удалось захватить короля. Поскольку силы неравные, хорошим тоном считается играть две партии подряд, обменявшись сторонами. При этом количество съеденных фишек подсчитывается. Победителем, при счете 1:1 считается тот, кто съел больше фишек противника.

ВАРИАНТЫ
На малых досках фишки могут двигаться только на одну клетку за ход. В больших белые могут выиграть, поставив короля не только в угловую клетку, но и на любую клетку угловых линий. Кроме того, возможен вариант, когда фишка не может войти между двумя фишками противника. Ну и возможно введение элемента случайности с помощью кубика, как было описано ранее.

СТРАТЕГИЯ
Белым необходимо как можно скорее освободить дорогу для своего короля. При этом не следует увлекаться уничтожением черных фишек, и сильно желательно освободить третью от края линию для свободного перемещения королевской фишки. Черным лучше всего первоначально сконцентрироваться на блокировании угловых клеток. Опыт показывает что при блокировании всех четырех углов 12-тью фишками у белых остается довольно мало шансов, особенно, если у черных осталось еще несколько свободных фишек.

 Еще кто по-английски разумеет — поглядите «Games of the Viking & Anglo-Saxon Age»  и «games viking», «Norse Games» — так странички называются, а вот адрес потерялся, пардон, но там очень красивые фотографии археологических находок досок и фишек для игр (наберите названия  или  фразу «viking games» в поисковике Yahoo — и точно найдете! Там есть и аналоги, но эти лучшие)


ЛИСА И ГУСИ (текст взят с сайта «Северная Слава» — «Norroen Dyrd») — см. лиса и гуси

В средние века игра «Лиса и гуси» (ON. refskбk) была распространена по всей Европе. В Германии она была известна как “Fuchs im Huhnerhof”, в Голландии — как “Schaap en wolf”, в России — как «Волк и овцы», в Италии — как “Lupo e pecore”. Подобные же игры были известны и в Азии (например, яка-сукари в Японии). Иногда эту игру называют халатавль, которая в действительности является другой игрой (см. ниже)
Реквизит — доска с 33 полями на пересечениях линий (см. рис.), а также тринадцать шашек одного цвета (гуси) и одна — другого (лиса). На рисунке показано расположение шашек-гусей перед началом игры.
Лиса ставит свою шашку на любое свободное поле. Начинают игру гуси. Противники ходят по очереди, передвигая свои шашки на любое свободное поле по линиям.
Цель гусей — запереть лису. Цель лисы — не позволить сделать это. Лиса имеет право «съесть гуся», перескочив через него на свободное поле, причем за один ход она может съесть и нескольких гусей (как в шашках), сняв их с доски. В игре они больше не участвуют. Обычно лиса запирается семью или восемью гусями, но теоретически это возможно и с четырьмя. Хотя считается, что лисе для победы достаточно съесть восемь гусей — в этом случае блокирование ей не грозит.
Наиболее древняя форма игры использовала одну лису и 13 гусей, как указано выше. Но этот вариант плохо сбалансирован в пользу гусей. Другие варианты игры появились позже — с семнадцатью гусями (расположение гусей см. на рис. ниже), с 15 гусями и др. Еще один вариант — с двумя лисами.
Можно ввести дополнительное правило: разрешить гусям ходить только вперед и вбок (лисе при этом играть легче). Остальные правила — без изменений.

Игра усложняется, если несколько изменить игровое поле. Можно ввести диагональные пути или четыре дополнительных поля. Во всех этих вариантах количество гусей может быть 13, 15, 17 и 19. В варианте с диагональными путями можно запретить гусям двигаться по диагонали.

ХАЛАТАВЛЬ


Народная исландская игра для двоих под названием «халатавль» (ON. halatafl) упоминается еще в «Саге о Греттире» (1300 г.).
Начальное расположение шашек показано на рисунке. В начале игры каждая сторона имеет по 22 шашки; центр доски и четыре угловых поля остаются незанятыми.
Шашки могут перемещаться двумя различными способами: их можно двигать вперед, вбок или по диагонали по отмеченным линиям, но не назад (т.е. в сторону своей половины поля). Другой способ, когда пешка перепрыгивает через соседнюю, приземляясь на свободное поле за ней. Прыгать можно столько раз, сколько возможно, в любом направлении и даже назад. Прыжок можно делать через любые шашки — как свои собственные, так и шашки противника — но если вы перепрыгнули через одну или более шашек противника, они считаются сбитыми и снимаются с доски.
Белые начинают игру ходом в центральное поле; черные бьют, перепрыгивая через нее, и игра продолжается, пока у одного игрока не останется меньше, чем пять шашек — он является проигравшим.
Во время взятия шашка может в качестве промежуточного хода приземляться на угловом поле, но оставаться там в любом случае нельзя.


 5) Состязания в беге, стрельбе, метании, сидении под водой, прыжках. «Точный пинок» — игра в которой надо ногами ударить в висящий на уровне роста мешок или камень. Варпа — метание плоского камня (варпы)  в цель (птицу, мишень). Кидание наклоненной (! а не прямого бревна, как у шотландцев)  жерди (кто дальше).
6)Кнаттлейк, кубб — игры с битой, инфу мы полностью  взяли с сайта клуба «Черный Вепрь», см. их «двор»:

КНАТТЛЕЙК (KNATTLEIKR) — ИГРА В МЯЧ.
Игра в мяч была очень популярна в Скандинавии в эпоху викингов. В нее играли и дети и взрослые зимой на льду или утоптанном снегу, летом — на траве. Известно, что в западной Исландии, в Лекскалволлане (Lekskavollane), проходили ежегодные состязания, которые длились две недели. Участники и зрители ставили палатки, где жили во время состязаний.
Правила игры утеряны, однако кое-что нам известно из саг:
участники делились на две команды;
обычный размер команды — 2 человека, но могло быть и больше;
по мячу били битой;
противник должен был ловить мяч и бросать его;
разрешалась борьба за мяч, где сильнейший имел лучшие шансы;
игра требовала столько времени, что иногда длилась с утра до вечера;
в каждой команде был капитан;
были штрафные и штрафная коробка;
игровое поле было огорожено;
для игры было необходимо переодеваться;
играли на льду или траве.

KUBB.
Kubb — очень старая игра, довольно популярная в Швеции и сейчас, особенно на Готланде. В игре могут участвовать от 2 до 20 человек, независимо от возраста.
Для игры в Kubb необходимы деревянные фигуры и биты:
1 конунг (приблизительно 10 x 10 см и высотой 25 — 30 см.)
10 дружинников (приблизительно 7 x 7 см, высота — 5 см.
6 бит (круглой формы, диаметром 2.5-4.5 см, длиной 30-40 см.)
4 угловых вешки (2 x 2 x 30 см также довольно полезны)
Игровое поле (5 x 8 или 8 x 10 метров.)

Правила игры.
Для игры необходима более или менее ровная площадка размерами 5*8 метров (или меньше — в зависимости от уровня игроков): трава или гравий, скальный грунт или плотный снег тоже неплохо.
Игроки разделяются на две команды и занимают свои места позади базовых линий. Цель игры — выбить фигуры противника согласно правилам. Когда все «дружинники» выбиты, необходимо сбить конунга — команда, которая сделает это первой, выигрывает.
Команда А делит между собой биты. Задача этой команды — выбить, находясь на собственной базовой линии, как можно больше «дружинников» команды B, стоящих на их базовой линии. Когда команда А исчерпает количество своих бросков, наступает очередь команды B. В том случае, если не все фигуры команды B выбиты, они могут кидать биты с центральной линии. Если им не удается выбить оставшихся «дружинников», то команда A выставляет выбитых «дружинников» там, где им удобно. Соответственно, после бросков команды A, команда B должна сначала выбить тех «дружинников», которые стоят до базовой линии, и только потом выбивать тех, кто остался. Эти правила распространяются на обе стороны. Игра продолжается сообразно этим правилам.
Если команде не удается выбить выставленных заново «дружинников», то противник имеет право бросать биты с воображаемой линии, проведенной через самого ближнего «дружинника». Если остается только один «дружинник» и одна бита, то команда противника не может кидать ее в «конунга». Выбить «конунга» можно только с базовой линии.
БИТА МОЖЕТ БЫТЬ БРОШЕНА БРОСКОМ СНИЗУ И ВПЕРЕД, ПРИ ЭТОМ ЕЕ МОЖНО ДЕРЖАТЬ ТОЛЬКО ЗА ОДИН КРАЙ (НО НЕ ПОСРЕДИНЕ)!!!

ИГРЫ, ПЕРЕНЯТЫЕ У ДРУГИХ НАРОДОВ (ФИНСКИЕ):

Детские игры:
Ножички: как русские до сих пор играют.
Петухи: борьба на 1 ноге (прыгая), проигравший – кукарекает.
Жмурки – в кругу водящий с завязанными глазами.
«Меньки» — кол вбит в центре круга, у кола – «стояльщик», остальные – «воры». Воры хотят украсть кол, сторож бьет («белит») их «меньком» — косой из соломы дл. Ок. метра. Кто забелился – стал стояльщиком.
Стук – когда по кругу бегают (пока водящий не стукнет палкой), а 1 сиденья всегда не хватает.
Девичьи: «Месить глину» = передавать «золотую спицу»
Кислый круг  — то, что у нас, в СССР, – «народный мяч»
Городки, побежденные катают на спине победителей.
Метание палок – 2 линии начерчены, 2 равные палки метают. Цель – одной палкой загнать другую за линию. Попал в палку – повтор, промазал – встал последним в очередь. Цель – первым выйти.
Молодежные игры:
«Всмятку» — зачинщик хватается за столб, дерево, следующий игрок пытается его оторвать за талию от столба, третий хватает за талию второго и т.п. Проигрывает тот, у кого разжались руки.
«Цепи» — одна группа сплетает руки, другая ложится на их руки, чтоб разжались. Потом меняются. У чьей команды руки разжались, тех обзывают.
«Удар палкой»  — юноши играют, девушки смотрят. Парню завязывают глаза, раскручивают. Он должен попасть по стоящему чурбаку. Право только на 1 удар. Если попал – прогуливается с 1 из девушек (они делегируют).
«Рукавицы»  хоровод бежит по кругу, в центре – девушка, за кругом – парень, бежит в противоположную кругу сторону, он кидается в девушку рукавицей до попадания. Если попал, она выбирает ту, которая будет метать в прежнего водящего, который теперь будет уворачиваться (в центре круга).
«Закотомки» (девушки с парнями целуются в темноте по лавкам, кто-то зажигает свечу, все срочно разбегаются по своим однополым лавкам).


soviduplo.narod.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *