4.2. Настойчивость (целеустремленность)

Как правило, путь к достижению большой общественно значимой цели бывает долгим и связан с преодолением трудностей и неудач. В связи с этим возникает необходимость в формировании у занимающихся спортом целеустремленности, одним из проявлений которой является настойчивость. Если спортсмен не будет сам стремиться достичь отдаленной цели, никакие ухищрения тренера не помо­гут. Если же у спортсмена имеется ярко выраженное стремление преодолеть все трудности, он может компенсировать некоторые недостаточно выраженные у не­го способности.

О роли целеустремленности олимпийский чемпион по лыжным гонкам Вяче­слав Веденин говорил следующее.

Веденин. Мы сейчас в спорте без конца твердим о таланте, изобретаем тесты, просмот­ры и так далее. Да, конечно, на основе этих мероприятий удается проводить какой-то отбор. Но сколько в соответствии с тестами остается за бортом «бесталанных», но целе­устремленных, которые могли бы добиться в спорте не меньше, а может быть, и гораздо больше «научно» отобранных.

Корреспондент. Собственно, наш спор грозит перейти в область: талант или трудо­любие…

Веденин. Нет, нет, именно целеустремленность. Я отношу трудолюбие лишь к одной из составных качества, заключенного для меня в понятии «целеустремленность». Чело­век может быть трудолюбив, но размениваться на мелочи, разбрасываться… Под целе­устремленностью я понимаю полное подчинение всего образа жизни достижению по­ставленной цели.

Корреспондент. Вы только что говорили, что чемпионы — самые обыкновенные люди, и тут же требуете от них необыкновенного самоотрешения, великой самоот­дачи…

Веденин. Это противоречие кажущееся. Самый обыкновенный человек способен воспитать в себе самую необыкновенную, как вы говорите, целеустремленность. Начи­нать надо с малого, хотя бы с дисциплины, акуратности во всем. Затем — добросовест­ность в тренировках. На каком-то этапе настает момент, когда необходимо научиться управлять своими желаниями (Советский спорт. 1977. 27 января).

Настойчивость — это сознательное стремление личности к достижению отда­ленной по времени цели, несмотря на возникающие трудности и неудачи. Конеч­но, целеустремленность может быть связана и с увлеченностью своим делом, вследствие чего она может поддерживаться не только силой воли человека, но и его интересами, эмоциональной привлекательностью выполняемой деятельно­сти. Однако практика показывает, что всегда на каком-то этапе достижения отда-4.2. Настойчивость (целеустремленность) 91

ленной цели возникают трудности, прежде всего субъективного порядка (утом­ление, пресыщение, разочарование при неудаче и т. п.), которые преодолеваются в основном волевым усилием.

Физиологическим механизмом настойчивости является возникновение в мо-тивационной сфере человека стойкой инерционной

доминанты, которая может управлять всем жизненным укладом человека, тормозя другие влечения и инте­ресы. Однако такой отказ от всех жизненных благ и соблазнов ради достижения высокого спортивного результата у большинства не проходит безболезненно. Часто возникает конфликт между долгосрочной доминантой, отражающей целеустрем­ленность спортсмена, и ситуативными интересами, желаниями, потребностями, нарушающими тренировочный режим, снижающими активность спортсмена на тренировочных занятиях и проявление воли на соревнованиях. В связи с этим необходимо знать основные пути поддержания целеустремленности.

Конкретизация цели и перспектив деятельности. Ближайшими целями могут быть овладение упражнением, достижение определенного уровня развития двига­тельного качества и т. д. В связи с этим каждое тренировочное занятие нужно про­водить таким образом, чтобы спортсмены упражнялись не «вообще», а овладевали конкретным материалом. Нужно добиваться, чтобы спортсмены, уходя с занятий, как можно чаще сознавали, что они чего-то достигли, продвинулись вперед.

Неопределенность цели и ситуации снижает степень мобилизованности и ста­рательности тренирующегося, приводит в конце концов к снижению работоспо­собности и тренированности.

Цель, которую ставит перед собой тренирующийся, не всегда совпадает с це­лями и задачами тренера. Такое совпадение желательно, но на первых этапах тренировочного процесса порой труднодостижимо. Дело в том, что дети перво­начально удовлетворяются конкретными ближайшими мотивами деятельности. Например, они хотят научиться плавать, а не выполнить разрядный норматив, играть в баскетбол, а не научиться техническим приемам и т. п. Для формирова­ния целеустремленности тренеру не следует в таких случаях пренебрегать этими мотивами. Наоборот, их надо использовать для формирования положительного отношения детей к тренировочному процессу, а более серьезные учебно-трениро­вочные задачи выдвигать постепенно, по мере прогрессирования ученика.

Разнообразие средств, форм и методов проведения учебно-тренировочных за­нятий и организация досуга на сборах.

Длительная и порой однообразная тре­нировочная работа, повторяющаяся изо дня в день, приводит к развитию хро­нических состояний монотонии и психического пресыщения, которые не только снижают тренировочный эффект, но и уменьшают настойчивость и целеустрем­ленность. В связи с этим для поддержания целеустремленности необходимо разно­образить средства, формы и методы проведения учебно-тренировочных занятий. Например, проведение занятий на природе вызывает подъем эмоционального со­стояния и более благоприятные сдвиги в организме тренирующихся. Показано, что протекание биохимических процессов в организме спортсмена зависит от его настроения и отношения к занятиям: при положительных эмоциях сдвиги быва­ют большими.

Конечно, ради погони за эмоциональной привлекательностью тренировочных занятий нельзя превращать их в развлекательное мероприятие. Однако и игнори-92 Глава 4. Волевая сфера спортсменов и ее проявление в спортивной деятельности

ровать фактор эмоциональности невозможно. Поэтому тренеру нужно, не теряя содержательности занятий, тщательно продумывать чередование средств и мето­дов, способов организации тренировочных занятий.

Особо следует остановиться на организации досуга во время учебно-трениро­вочных сборов. Строгое и в общем-то необходимое соблюдение режима, отказ от элементарных удовольствий и привычек — одно из условий достижения высоко­го спортивного результата. Однако нередко тренеры перебарщивают в своих тре­бованиях к спортсменам, лишая их нормальных условий жизни, превращая тре­нировочный сбор в казарму. Происходит это по многим причинам (непонимание спортсменов, неуверенность в их сознательности и ответственности, желание пе­рестраховаться и т. д.). В результате же вольно или невольно тренер сам ухудша­ет состояние спортсменов, снижает их целеустремленность.

Соблюдение принципа доступности. Целеустремленность поддерживается до­стижением поэтапных целей. В связи с этим для развития волевой сферы лично­сти необходимо предъявлять преодолимые, но требующие определенных усилий трудности. Слишком легкое задание неэффективно для поддержания целеустрем­ленности и воспитания настойчивости. Однако и чрезмерно трудное задание мо­жет вызвать чувство разочарования, утрату веры в свои силы. Оптимальная же трудность подстегивает учащихся к большей мобилизации возможностей, броса­ет вызов самолюбию и стимулирует активность учащихся на преодоление труд­ности.

Важно также стремиться развивать у спортсмена чувство удовлетворения от самого процесса тренировки, пробудить у него интерес к содержанию занятий, стремление к познанию теоретических закономерностей. Тогда процесс трени­ровки наполнится для него новым содержанием, в нем появятся элементы твор­чества, и спортсмен не будет воспринимать занятия как малопонятное и однооб­разное выполнение большой по объему тренировочной работы. В этом случае и неудачи, неизбежные при достижении отдаленной по времени цели, будут пере­живаться спортсменом не так остро и, следовательно, окажут меньшее отрица­тельное влияние на целеустремленность.

Использование эффекта соперничества. В определенные моменты трениро­вочного процесса для поддержания целеустремленности и повышения настойчи­вости целесообразно использовать эффект соперничества. Наиболее простым спо­собом его достижения является использование игрового и соревновательного ме­тодов выполнения нагрузок.

Можно использовать и другие приемы: например, дать спортсмену почувство­вать себя первопроходцем, впервые выполняющим такой-то гимнастический эле­мент, или стимулировать спортсмена на лучшие результаты, сравнивая его дея­тельность с деятельностью уже добившихся успехов спортсменов. Повышение мотива такими способами увеличит настойчивость, создаст новый эмоциональ­ный заряд для поддержания целеустремленности.

Формирование у спортсмена чувства долга и ответственности. При недоста­точном развитии у спортсмена чувства долга настойчивость может не обнару­житься в полной мере. Правда, ее проявление возможно и при эгоистических уст­ремлениях спортсмена (корыстолюбии, чрезмерном честолюбии), однако вряд ли такая целеустремленность и проявление настойчивости будут радовать педагога.4.3. Смелость 93

studfiles.net

Развитие настойчивости | Саморазвитие и личностный рост




 

 

Развитие настойчивости возможно в том случае, когда человек ясно представляет что такое настойчивость. Это не абстрактное понятие, это определенное поведение в различных конкретных ситуациях. В двух словах настойчивость объяснил Черчилль, в одном из своих последних выступлений. Никогда не сдавайтесь, вот и все, что нужно, чтобы быть настойчивым. Конечно, стоит разъяснить, почему пропадает целеустремленность у человека, как все-таки стать более эффективным, в чем заключается развитие настойчивости. Настойчивость — это проявление воли и целеустремленности. Это качество должно проявляться всегда, независимо от того, что может показаться, что нет никакого движения вперед и все бесполезно. Сделать это достаточно трудно, когда уже пропал энтузиазм и начали возникать различные препятствия на пути.

 

Для того чтобы движение не останавливалось, необходимо определиться с желаемой целью. Цель должна быть максимально конкретной и реальной. Не нужно планировать сдвинуть Марс с его орбиты. Если цель не конкретизирована, невозможно наметить путь к ее достижению. Необходимо так построить свою работу, чтобы она выполнялась разнообразными методами и не вызывала усталость от монотонного изнуряющего труда.

 

Ваша цель может быть достаточно далека и трудна в ее достижении. На пути к ней могут встретиться различные трудности и движение к ней, покажется невозможным. Может случиться так, что покажется, будто движения и вовсе нет, что мы стоим на месте и не продвинулись ни на шаг. Вспомните далекую гору, к которой вы долго шли. Вначале, гора кажется близкой и вы полны энтузиазма и решительности, дойти до нее через пару часов. Подходит к концу день, а гора все там же, у горизонта. Неужели же вы стояли на месте все это время? Конечно же — нет! Вы шаг за шагом приближались к своей цели. Если вы проявите решительность и продолжите ваш путь, тогда расстояние покорится вам, и вы дойдете до своей цели. Что же делать, как не потерять на столь долгом пути свою настойчивость, не поддаться сомнениям и не отказаться от желанной цели? Можно поступить очень просто. Наметьте себе пункт, который находится на пути к горе, который в пределах одного часа ходьбы. Двигайтесь к нему, получите удовольствие от его быстрого приближения, ощутите радость, когда доберетесь до него. Так, пункт за пунктом, будет пройден весь путь до основной цели. Разбейте ваш путь к главной цели на несколько этапов, состоящих из более мелких целей, тогда вы не потеряете своей настойчивости по пути.

 

 

drive-to-wealth.ru

1. Целеустремленность.

По Е.П. Ильину целеустремленность — это сознательная направленность личности на достижение более или менее отдаленной по времени цели.

Целеустремленность связана с проявлением двух видов волевых усилий. С одной стороны, это усилия, направленные на подавление побуждений, препятствующих достижению цели. Эти побуждения связаны с возникающими в процессе деятельности неблагоприятными состояниями (страх, утомление, фрустрация), которые подталкивают человека к прекращению этой деятельности. С другой стороны,это волевые усилия, стимулирующие активность, направленную на достижение цели. Эти усилия имеют большое значение для проявления таких волевых качеств,как терпеливость, упорство, внимательность, настойчивость. По Е.П. Ильину целеустремленность связана с такими качествами, как терпеливость, упорство, настойчивость.

Терпеливость.

Терпеливость как однократное длительное противодействие неблагоприятным факторам (в основном — физиологическим состояниям), вызывающим утомление, гипоксию (недостаток кислорода) или чувство голода, жажды, боль.

Терпеливость начинает проявляться с того момента, когда человек встречается с внутренним препятствием физиологического характера (неблагоприятным состоянием), начинает испытывать какое-либо внутреннее затруднение, когда начинаетпереживать это затруднение. Таким переживанием при физической или умственной работе является чувство усталости.

Упорство и упрямство.

Упорство и настойчивость часто рассматриваются как одно и то же проявление силы воли. Больше говорят об упрямстве как негативномпроявлении упорства.

упорство понимается как стремление достичь «здесь и сейчас», т. е. одномоментно, желаемого или необходимого, в том числе и успеха в деятельности, вопреки имеющимся трудностям и неудачам.

Упрямство.

Упрямство — это тоже волевое проявление, но имеющее негативную направленность или кажущееся таковым. Упрямство от настойчивости отличается своей объективной необоснованностью, и субъект упрямствует в своем решении только потому, что это решение исходит от него.

Причины проявления упрямства могут быть разными. В детстве упрямство может быть формой протеста, выражающей недовольство необоснованным подавлением развивающейся самостоятельности, инициативности ребенка. В более позднем возрасте упрямство может явиться следствием стремления к самоутверждению.

Возникновению упрямства у детей и подростков способствуют неблагоприятные условия жизни и воспитания: игнорирование их существенных потребностей, грубое обращение или, наоборот, потакание их капризам и необоснованным требованиям. Не всегда умея разумно проявить свою самостоятельность, подросток можетстать неуступчивым по мелочам, начинает отстаивать неразумные решения.

С. Л. Рубинштейн к волевым проявлениям относит и негативизм. Он проявляется в «немотивированном» волевом противодействии всему тому, что исходит отдругих людей.

Настойчивость. В отечественной психологии, как и в зарубежной,настойчивость определяется как качество личности, заключающееся в умении добиваться поставленной цели, преодолеваяпри этом внешние и внутренние препятствия.

По Е.П. Ильину настойчивость — это систематическое проявление силы воли при стремлении человека достичь отдаленной по времени цели, несмотря на возникающие препятствия и трудности.

Проявление настойчивости в значительной мере зависит: 1) от степени уверенности человека в достижимости цели, 2) от мотивации достижения (стремления к успеху), 3) от наличия волевых установок на преодоление затруднений.

studfiles.net

Развитие силы воли и целеустремленности

Целеустремленность поддерживается достижением поэтапных целей. Часто возникает конфликт между долгосрочной доминантой, отражающей целеустремленность, и ситуативными интересами, желаниями, потребностями, снижающими его активность. В связи с этим необходимо знать основные пути поддержания целеустремленности.

Воля — это обобщенное понятие, за которым скрывается много разных психологических феноменов. Это и сознательное управление своими действиями, и волевое усилие, и специфические его проявления (волевые качества). Поэтому развивать надо не абстрактную волю, а конкретные компоненты воли и конкретные проявления силы воли (волевые качества), причем специфичными для них методами. Непонимание этого приводит, например, к таким весьма странным рекомендациям: «осознание поставленной цели может закалить волю» или «тренировать волю надо, прежде всего преодолевая свои недостатки (лень, неаккуратность, дурные привычки и т. п.)».

Говоря о развитии силы воли и волевых качеств, следует учитывать их многокомпонентную структуру. Один из компонентов этой структуры — моральный компонент воли, по И. М. Сеченову, т. е. идеалы, мировоззрение, нравственные установки — формируется в процессе воспитания, другие (например, типологические особенности свойств нервной системы), как генетически предопределенные, не зависят от воспитательных воздействий, и у взрослых людей практически не изменяются. Поэтому развитие того или иного волевого качества в значительной степени зависит от того, в каком соотношении в структуре этого качества находятся указанные компоненты.

Часто возникает конфликт между долгосрочной доминантой, отражающей целеустремленность, и ситуативными интересами, желаниями, потребностями, снижающими его активность. В связи с этим необходимо знать основные пути поддержания целеустремленности.

1. Конкретизация цели и перспектив деятельности. Неопределенность цели и ситуации снижает степень мобилизованности и старательности, приводит к уменьшению работоспособности.

2. Разнообразие средств, форм и методов деятельности. Длительная и порой однообразная работа, повторяющаяся изо дня в день, приводит к развитию хронических состояний монотонии и психического пресыщения, которые не только снижают эффективность работы, но и уменьшают настойчивость и целеустремленность. В связи с этим для поддержания целеустремленности необходимо разнообразить средства, формы и методы деятельности.Через удовлетворение, получаемое от выполнения определенного здания, формируется удовлетворенность всем трудовым процессом, которая поддерживает целеустремленность. В этом случае и неудачи, неизбежные при достижении отдаленной по времени цели, будут переживаться не так остро и, следовательно, окажут меньшее отрицательное влияние на формирование целеустремленности.

3. Соблюдение принципа доступности. Целеустремленность поддерживается достижением поэтапных целей. В связи с этим для развития волевой сферы личности необходимо предъявлять преодолимые трудности. Б. Ф. Скиннер считал, что уровень трудности всегда должен быть достаточно низким, чтобы обеспечить непрерывность получения подкрепляющих стимулов, т. е. достижение успеха. Большинство ученых, однако, высказываются за оптимальную трудность заданий, которая заставит прилагать определенные волевые усилия. Слишком легкое задание неэффективно для поддержания целеустремленности и воспитания настойчивости. Однако и чрезмерно трудное задание может вызвать чувство разочарования, утрату веры в свои силы. Оптимальная же трудность, находящаяся вблизи верхней области трудности, подстегивает к большей мобилизации возможностей, бросает вызов самолюбию и стимулирует активность, направленную на преодоление трудности.

4. Использование эффекта соперничества. В определенные моменты трудового процесса для поддержания целеустремленности и повышения настойчивости целесообразно использовать эффект соперничества. Наиболее простым способом его достижения является соревновательный метод. Можно, например, сообщить сотрудникам, что другая рабочая группа успешно справляется с предложенным заданием, или предложить посмотреть, какая из групп успешнее справится с ним. Усиление мотива такими способами повысит настойчивость, создаст новый эмоциональный заряд для поддержания целеустремленности.

5. Осознание человеком своей ответственности. При недостаточном развитии у человека чувства ответственности настойчивость может не выражаться в полной мере. Правда, ее проявление возможно при эгоистических устремлениях (корыстолюбии, чрезмерном честолюбии), однако такая целеустремленность и такое проявление настойчивости недолговечно и малопродуктивно.Осознание человеком своей меры ответственности за развитие и реализацию своего таланта свидетельствует о том, что у него имеются все предпосылки для саморазвития целеустремленности и настойчивости. Если у человека имеется ярко выраженное стремление преодолеть все трудности, он может компенсировать некоторые недостаточно выраженные у него способности и достичь поставленной цели.

Развитие самостоятельности

Развитие самостоятельности проходит ряд этапов.

На первом этапе самостоятельность проявляется лишь в исполнении того, что было запланировано руководителем совместно с подчиненными.

На втором этапе самостоятельность выражается не только в исполнении, но и в самоконтроле.

На третьем этапе к ним присоединяется возможность самому планировать деятельность.

На четвертом этапе появляется творческая инициатива, т. е. самостоятельность в постановке цели, выборе путей ее достижения, в принятии на себя ответственности за осуществление дела.

Успешное формирование самостоятельности требует учета ряда обстоятельств и создания определенных условий:

Развитие самостоятельности возможно лишь на основе приобретения знаний и умений, необходимых в данном виде деятельности.

Развитие самостоятельности должно проходить под контролем наставника (руководителя), но без лишней опеки, без сковывания инициативы.

Необходим интерес обучаемого к данному виду деятельности.

Развитие решительности

Основным путем развития решительности является тренировка с многократным повторением проблемных ситуаций, т. е. таких, когда необходимо принять решение в условиях выбора, при недостатке информации и т. п. Способствует развитию решительности и выполнение опасных упражнений, например тех, которые используются для развития смелости.

И. П. Петяйкиным было испробовано два варианта адаптации к «опасным» упражнениям — со страховкой преподавателя и без страховки. Испытуемые быстрее и в большей степени развивали решительность в тех случаях, когда страховка не использовалась.

Развитию решительности способствует создание соревновательной обстановки. Однако слишком большая значимость действий и ответственность снижают решительность. Здесь имеет место проявление закона Йеркса–Додсона, согласно которому повышение силы мотива стимулирует деятельность, но чрезмерная сила мотива ухудшает ее.

Повышению решительности способствует возникающая по мере овладения изучаемым навыком уверенность в своих силах. Для быстрейшего возникновения этого чувства и снятия боязни на первых этапах целесообразно давать посильные задания и оказывать помощь.

Автор: Евгений Павлович Ильин, доктор психологических наук, профессор Российского государственного педагогического университета им. А.И.Герцена, заслуженный деятель науки РФ.

www.sunhome.ru

Основные пути поддержания целеустремленности и настойчивости

Воля — это обобщенное понятие, за которым скрывается много разных психологических феноменов. Это и сознательное управление своими действиями, и волевое усилие, и специфические его проявления (волевые качества). Поэтому развивать надо не абстрактную волю, а конкретные компоненты воли и конкретные проявления силы воли (волевые качества), причем специфичными для них методами. Непонимание этого приводит, например, к таким весьма странным рекомендациям: «осознание поставленной цели может закалить волю» или «тренировать волю надо, прежде всего преодолевая свои недостатки (лень, неаккуратность, дурные привычки и т. п.)».

Говоря о развитии силы воли и волевых качеств, следует учитывать их многокомпонентную структуру. Один из компонентов этой структуры — моральный компонент воли, по И. М. Сеченову, т. е. идеалы, мировоззрение, нравственные установки — формируется в процессе воспитания, другие (например, типологические особенности свойств нервной системы), как генетически предопределенные, не зависят от воспитательных воздействий, и у взрослых людей практически не изменяются. Поэтому развитие того или иного волевого качества в значительной степени зависит от того, в каком соотношении в структуре этого качества находятся указанные компоненты.

Часто возникает конфликт между долгосрочной доминантой, отражающей целеустремленность, и ситуативными интересами, желаниями, потребностями, снижающими его активность. В связи с этим необходимо знать основные пути поддержания целеустремленности.

1. Конкретизация цели и перспектив деятельности. Неопределенность цели и ситуации снижает степень мобилизованности и старательности, приводит к уменьшению работоспособности.

2. Разнообразие средств, форм и методов деятельности. Длительная и порой однообразная работа, повторяющаяся изо дня в день, приводит к развитию хронических состояний монотонии и психического пресыщения, которые не только снижают эффективность работы, но и уменьшают настойчивость и целеустремленность. В связи с этим для поддержания целеустремленности необходимо разнообразить средства, формы и методы деятельности.Через удовлетворение, получаемое от выполнения определенного здания, формируется удовлетворенность всем трудовым процессом, которая поддерживает целеустремленность. В этом случае и неудачи, неизбежные при достижении отдаленной по времени цели, будут переживаться не так остро и, следовательно, окажут меньшее отрицательное влияние на формирование целеустремленности.

3. Соблюдение принципа доступности. Целеустремленность поддерживается достижением поэтапных целей. В связи с этим для развития волевой сферы личности необходимо предъявлять преодолимые трудности. Б. Ф. Скиннер считал, что уровень трудности всегда должен быть достаточно низким, чтобы обеспечить непрерывность получения подкрепляющих стимулов, т. е. достижение успеха. Большинство ученых, однако, высказываются за оптимальную трудность заданий, которая заставит прилагать определенные волевые усилия. Слишком легкое задание неэффективно для поддержания целеустремленности и воспитания настойчивости. Однако и чрезмерно трудное задание может вызвать чувство разочарования, утрату веры в свои силы. Оптимальная же трудность, находящаяся вблизи верхней области трудности, подстегивает к большей мобилизации возможностей, бросает вызов самолюбию и стимулирует активность, направленную на преодоление трудности.

4. Использование эффекта соперничества. В определенные моменты трудового процесса для поддержания целеустремленности и повышения настойчивости целесообразно использовать эффект соперничества. Наиболее простым способом его достижения является соревновательный метод. Можно, например, сообщить сотрудникам, что другая рабочая группа успешно справляется с предложенным заданием, или предложить посмотреть, какая из групп успешнее справится с ним. Усиление мотива такими способами повысит настойчивость, создаст новый эмоциональный заряд для поддержания целеустремленности.

5. Осознание человеком своей ответственности. При недостаточном развитии у человека чувства ответственности настойчивость может не выражаться в полной мере. Правда, ее проявление возможно при эгоистических устремлениях (корыстолюбии, чрезмерном честолюбии), однако такая целеустремленность и такое проявление настойчивости недолговечно и малопродуктивно.Осознание человеком своей меры ответственности за развитие и реализацию своего таланта свидетельствует о том, что у него имеются все предпосылки для саморазвития целеустремленности и настойчивости. Если у человека имеется ярко выраженное стремление преодолеть все трудности, он может компенсировать некоторые недостаточно выраженные у него способности и достичь поставленной цели.

Развитие самостоятельности

Развитие самостоятельности проходит ряд этапов.

  • На первом этапе самостоятельность проявляется лишь в исполнении того, что было запланировано руководителем совместно с подчиненными.
  • На втором этапе самостоятельностьвыражается не только в исполнении, но и в самоконтроле.
  • На третьем этапе к ним присоединяется возможность самому планировать деятельность.
  • На четвертом этапе появляется творческая инициатива, т. е. самостоятельность в постановке цели, выборе путей ее достижения, в принятии на себя ответственности за осуществление дела.

Успешное формирование самостоятельности требует учета ряда обстоятельств и создания определенных условий:

  1. Развитие самостоятельности возможно лишь на основе приобретения знаний и умений, необходимых в данном виде деятельности.
  2. Развитие самостоятельности должно проходить под контролем наставника (руководителя), но без лишней опеки, без сковывания инициативы.
  3. Необходим интерес обучаемого к данному виду деятельности.
Развитие решительности

Основным путем развития решительности является тренировка с многократным повторением проблемных ситуаций, т. е. таких, когда необходимо принять решение в условиях выбора, при недостатке информации и т. п. Способствует развитию решительности и выполнение опасных упражнений, например тех, которые используются для развития смелости.

И. П. Петяйкиным было испробовано два варианта адаптации к «опасным» упражнениям — со страховкой преподавателя и без страховки. Испытуемые быстрее и в большей степени развивали решительность в тех случаях, когда страховка не использовалась.

Развитию решительности способствует создание соревновательной обстановки. Однако слишком большая значимость действий и ответственность снижают решительность. Здесь имеет место проявление закона Йеркса–Додсона, согласно которому повышение силы мотива стимулирует деятельность, но чрезмерная сила мотива ухудшает ее.

Повышению решительности способствует возникающая по мере овладения изучаемым навыком уверенность в своих силах. Для быстрейшего возникновения этого чувства и снятия боязни на первых этапах целесообразно давать посильные задания и оказывать помощь.

psycho.ru

Развитие целеустремленности и настойчивости: основные методы

Автор: Евгений Павлович Ильин, доктор психологических наук, профессор Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена, заслуженный деятель науки РФ.

 

Воля — это обобщенное понятие, за которым скрывается много разных психологических феноменов. Это и сознательное управление своими действиями, и волевое усилие, и специфические его проявления (волевые качества). Поэтому развивать надо не абстрактную волю, а конкретные компоненты воли и конкретные проявления силы воли (волевые качества), причем специфичными для них методами.

Непонимание этого приводит, например, к таким весьма странным рекомендациям: «осознание поставленной цели может закалить волю» или «тренировать волю надо, прежде всего преодолевая свои недостатки (лень, неаккуратность, дурные привычки и т. п.)»

Говоря о развитии силы воли и волевых качеств, следует учитывать их многокомпонентную структуру. Один из компонентов этой структуры — моральный компонент воли, по И. М. Сеченову, т. е. идеалы, мировоззрение, нравственные установки — формируется в процессе воспитания, другие (например, типологические особенности свойств нервной системы), как генетически предопределенные, не зависят от воспитательных воздействий, и у взрослых людей практически не изменяются. Поэтому развитие того или иного волевого качества в значительной степени зависит от того, в каком соотношении в структуре этого качества находятся указанные компоненты.

Часто возникает конфликт между долгосрочной доминантой, отражающей целеустремленность, и ситуативными интересами, желаниями, потребностями, снижающими его активность. В связи с этим необходимо знать основные пути поддержания целеустремленности.

 

1. Конкретизация цели и перспектив деятельности

Неопределенность цели и ситуации снижает степень мобилизованности и старательности, приводит к уменьшению работоспособности.

 

2. Разнообразие средств, форм и методов деятельности

Длительная и порой однообразная работа, повторяющаяся изо дня в день, приводит к развитию хронических состояний монотонии и психического пресыщения, которые не только снижают эффективность работы, но и уменьшают настойчивость и целеустремленность. В связи с этим для поддержания целеустремленности необходимо разнообразить средства, формы и методы деятельности.

Через удовлетворение, получаемое от выполнения определенного здания, формируется удовлетворенность всем трудовым процессом, которая поддерживает целеустремленность. В этом случае и неудачи, неизбежные при достижении отдаленной по времени цели, будут переживаться не так остро и, следовательно, окажут меньшее отрицательное влияние на формирование целеустремленности.

 

3. Соблюдение принципа доступности

Целеустремленность поддерживается достижением поэтапных целей. В связи с этим для развития волевой сферы личности необходимо предъявлять преодолимые трудности. Б. Ф. Скиннер считал, что уровень трудности всегда должен быть достаточно низким, чтобы обеспечить непрерывность получения подкрепляющих стимулов, т. е. достижение успеха.

Большинство ученых, однако, высказываются за оптимальную трудность заданий, которая заставит прилагать определенные волевые усилия. Слишком легкое задание неэффективно для поддержания целеустремленности и воспитания настойчивости.

Однако и чрезмерно трудное задание может вызвать чувство разочарования, утрату веры в свои силы. Оптимальная же трудность, находящаяся вблизи верхней области трудности, подстегивает к большей мобилизации возможностей, бросает вызов самолюбию и стимулирует активность, направленную на преодоление трудности.

 

4. Использование эффекта соперничества

В определенные моменты трудового процесса для поддержания целеустремленности и повышения настойчивости целесообразно использовать эффект соперничества. Наиболее простым способом его достижения является соревновательный метод.

Можно, например, сообщить сотрудникам, что другая рабочая группа успешно справляется с предложенным заданием, или предложить посмотреть, какая из групп успешнее справится с ним. Усиление мотива такими способами повысит настойчивость, создаст новый эмоциональный заряд для поддержания целеустремленности.

 

5. Осознание человеком своей ответственности

При недостаточном развитии у человека чувства ответственности настойчивость может не выражаться в полной мере. Правда, ее проявление возможно при эгоистических устремлениях (корыстолюбии, чрезмерном честолюбии), однако такая целеустремленность и такое проявление настойчивости недолговечно и малопродуктивно.

Осознание человеком своей меры ответственности за развитие и реализацию своего таланта свидетельствует о том, что у него имеются все предпосылки для саморазвития целеустремленности и настойчивости. Если у человека имеется ярко выраженное стремление преодолеть все трудности, он может компенсировать некоторые недостаточно выраженные у него способности и достичь поставленной цели.

 

Развитие самостоятельности проходит ряд этапов:

  • На первом этапе самостоятельность проявляется лишь в исполнении того, что было запланировано руководителем совместно с подчиненными.
  • На втором этапе самостоятельность выражается не только в исполнении, но и в самоконтроле.
  • На третьем этапе к ним присоединяется возможность самому планировать деятельность.
  • На четвертом этапе появляется творческая инициатива, т. е. самостоятельность в постановке цели, выборе путей ее достижения, в принятии на себя ответственности за осуществление дела.

 

Успешное формирование самостоятельности требует учета ряда обстоятельств и создания определенных условий:

  1. Развитие самостоятельности возможно лишь на основе приобретения знаний и умений, необходимых в данном виде деятельности.
  2. Развитие самостоятельности должно проходить под контролем наставника (руководителя), но без лишней опеки, без сковывания инициативы.
  3. Необходим интерес обучаемого к данному виду деятельности.

 

Основным путем развития решительности является тренировка с многократным повторением проблемных ситуаций, т. е. таких, когда необходимо принять решение в условиях выбора, при недостатке информации и т. п. Способствует развитию решительности и выполнение опасных упражнений, например тех, которые используются для развития смелости.

И. П. Петяйкиным было испробовано два варианта адаптации к «опасным» упражнениям — со страховкой преподавателя и без страховки. Испытуемые быстрее и в большей степени развивали решительность в тех случаях, когда страховка не использовалась.

Развитию решительности способствует создание соревновательной обстановки. Однако слишком большая значимость действий и ответственность снижают решительность. Здесь имеет место проявление закона Йеркса–Додсона, согласно которому повышение силы мотива стимулирует деятельность, но чрезмерная сила мотива ухудшает ее.

Повышению решительности способствует возникающая по мере овладения изучаемым навыком уверенность в своих силах. Для быстрейшего возникновения этого чувства и снятия боязни на первых этапах целесообразно давать посильные задания и оказывать помощь.

 

Этот курс поможет вам развить свою целеустремленность и настойчивость:

Психология мотивации и влияния: практический интерактивный дистанционный курс

www.elitarium.ru

Упорство и настойчивость — Психология человека

Упорство и настойчивость – это очень важные и очень сильные личностные качества, которые помогают человеку добиваться успеха и побеждать. Можно даже сказать, что если вы достаточно упорны и настойчивы, то это уже большой успех для вас, и вы по праву можете им гордиться. Однако в большинстве случаев многие люди недостаточно упорны и недостаточно настойчивы, они часто пасуют перед трудностями и тем самым лишают себя возможности добиться большего в своей жизни, они, сдаются, отступают и проигрывают, вместо того чтобы идти до конца и побеждать. Поэтому упорство и настойчивость необходимо развивать, эти качества должны быть в каждом уважающем себя человеке. Эта статья, уважаемые читатели, поможет вам это сделать. Обязательно дочитайте ее до конца, и вы узнаете, как стать более упорным и настойчивым, а следовательно, и более сильным духом и приспособленным к жизни человеком, готовым всегда идти до победного конца. А став сильным духом, вы непременно добьетесь больших успехов в жизни.

Итак, для начала давайте выясним – что такое упорство и что такое настойчивость. Упорство – это такое качество личности, которое представляет собой способность человека добиваться конкретных близких целей, невзирая не на какие преграды и неудачи, это верность своей близкой цели, не смотря ни на что. То есть, когда человек противостоит неудачам, которые возникают в его жизни «здесь и сейчас», он проявляет упорство. Упорные люди помехоустойчивы, они способны проявлять характер при решении стоящих в настоящее время перед ними задач. К примеру, вам надо сделать какое-то важное для вас дело в настоящий момент, ну или в самое ближайшее время. Дело это непростое, оно связано с различными трудностями и проблемами, которые вы не знаете, как вам решить. И вот если вы сомневаетесь в том, что вам вообще стоит это дело делать, если вы не хотите из-за различных трудностей связанных с этим делом доводить его до конца, а возможно и вовсе не решаетесь начать его делать, то вам не хватает упорства. А вот если вы человек упорный, то вы это ваше дело сделаете во что бы то ни стало, независимо от тех проблем и трудностей, с которыми вы при этом столкнетесь. При этом, обращаю ваше внимание, уважаемые читатели, что будучи упорным человеком и делая свое дело, вы не пытаетесь делать его только одним единственным способом, при котором постоянно терпите неудачу, вы обязательно должны искать другие варианты, с целью найти тот самый правильный вариант, который позволит вам добиться успеха в вашем деле. Тут очень важно не путать упорство с упрямством, ибо упрямство не позволяет человеку быть гибким при решении им тех или иных стоящих перед ним задач, упрямство вынуждает человека наступать на одни и те же грабли, тогда как упорство заставляет человека искать возможность эти грабли обойти. Таким образом, упорный человек прилагает волевые усилия и преодолевает встречающиеся трудности, для реализации важной для него конкретной близкой цели. Человек предпринимает одну попытку за другой, пробует снова и снова, раз за разом сделать то, что ему нужно, но при этом происходит все это в режиме здесь и сейчас.

Теперь обратим свое внимание на настойчивость, и посмотрим, что она из себя представляет. Настойчивость – это качество личности, которое позволяет человеку преследовать отдаленные, долговременные цели, для достижения которых необходимо прилагать большие усилия и терпение к неудачам. Настойчивость проявляется в способности человека преодолевать жизненные преграды в течение продолжительного времени. Настойчивый человек без каких-либо сомнений и колебаний идет к намеченной им цели и не отказывается от нее из-за различных трудностей и преград, которые могут возникнуть на его пути. То есть, в отличие от упорства, настойчивость требует от человека не разового, а систематического проявления силы воли, для воплощения в жизнь отдаленной по времени цели. К примеру, вы хотите разбогатеть, и для этого вам необходимо выполнить – не одну, не две, и даже не десять задач, а столько, сколько потребуется, для того, чтобы достичь этой своей цели. То есть, вам надо получить хорошее образование, надо узнать о том, как вообще люди становятся богатыми, необходимо предпринять попытки, сколько потребуется, чтобы преуспеть в том или ином деле, позволяющем заработать много денег, например, в том же бизнесе. Иными словами, для достижения отдаленной цели, вам необходимо решить множество различных задач, достигая при этом близких целей, для достижения которых, как уже было сказано выше, необходимо проявлять упорство. Таким образом, получается, что проявляя упорство, для достижения близких целей и за счет этого двигаясь к далекой, более значительной цели, человек проявляет настойчивость.

Ну что же, теперь, когда мы с вами знаем о том, что такое упорство и что такое настойчивость, давайте задумаемся над тем, зачем нам нужны эти качества, какую пользу мы можем от них получить. У всех у нас есть какие-то желания в жизни, мы все чего-то хотим и все в чем-то нуждаемся. Чтобы реализовать свои желания и удовлетворить свои потребности, мы должны предпринимать определенные усилия, должны проявлять силу воли, идти на определенные жертвы, трудиться, чтобы чего-то достичь и что-то получить, ибо само собой ничего в этой жизни не делается. В ней ничего не делается хорошего для нас, если мы сами не делаем себе хорошо. Без упорства, без настойчивости, сложно добиться успеха в этой жизни, сложно сформировать крепкий несгибаемый характер, и абсолютно невозможно быть победителем, ибо для победы эти качества обязательно необходимы. Наши желания требуют от нас упорства и настойчивости, да и сама жизнь от нас требует этих качеств, потому что без них мы даже людьми себя в полной мере ощутить не сможем. Мы не сможем, положа руку на сердце, назвать себя человеком, тем самым человеком, возможности которого практически безграничны, если по жизни мы не достаточно настойчивы и недостаточно упорны, если сгибаемся при первом дуновении ветра. Человек – это сильное существо, способное добиваться своих целей при любых обстоятельствах. Человеку свойственно плыть против течения и приплывать туда, куда он хочет приплыть. К тому же, надо понимать, что жизнь состоит из огромного числа проблем и ошибок, с которыми мы обязательно будем постоянно сталкиваться. И если мы не научимся быть достаточно упорными и настойчивыми, мы не сможем справиться, даже с мелкими проблемами и не сможем через ошибки прийти к положительному, нужному нам результату. И тогда мы никогда не получим полного удовлетворения от своей жизни, ибо мы в ней ничего существенного не достигнем. Мы не должны пасовать перед проблемами и не должны бояться ошибок, если хотим быть счастливы, потому что от проблем и ошибок невозможно спрятаться в этом мире, они, как я уже сказал, часть нашей жизни. Так что не только для людей с крупными, амбициозными целями и задачами необходимы такие качества, как упорство и настойчивость, они необходимы нам всем, независимо от наших взглядов и планов на жизнь.

А теперь друзья, когда мы с вами выяснили, для чего нам нужны упорство и настойчивость, нам следует задаться следующим очень важным вопросом – как развить в себе эти качества, как развить упорство и как развить настойчивость? Это очень серьезный вопрос на самом деле, ведь одно дело согласиться с тем, что нам нужно развивать в себе те или иные качества и совсем другое – это развить их. Иной раз, одного понимания и согласия мало, требуется еще и жгучее желание, основанное на эмоциях, которое заставит человека делать что-то, что он должен делать. А для того, чтобы стать упорным и настойчивым человеком, нам надо будет сделать многое, ведь качества эти присущи далеко не многим людям, значит, не так-то просто их в себе развить. Но мы с вами обязательно это сделаем, мы проявим упорство и настойчивость, чтобы развить в себе упорство и настойчивость. Как вам такой подход?

Спросите, как такое возможно? Как можно развить в себе определенные качества, с помощью этих же качеств? Ведь невозможно развить то, чего у тебя нет. Развивать можно то, что ты уже имеешь, а то, чего у тебя нет, нужно сначала приобрести, а лишь затем развивать это. Но в том-то и дело, друзья, что рассматриваемые нами качества, есть у каждого человека. А для их развития, нужно просто эти качества в себе пробудить и затем пользоваться ими. Все мы живы только потому, что наши предки проявили достаточно настойчивости и упорства ради своего и нашего выживания. Эти качества у нас в генах, нам не нужно их приобретать. А вот что нужно делать, давайте узнаем ниже.

Чтобы стать упорным и настойчивым человеком, человеком с характером, с терпением и выдержкой, дисциплинированным, целеустремленным и трудолюбивым, необходимо определиться с тем, зачем все эти качества нужны именно вам. То есть, вы должны обратить свое внимание на ваши желания, потребности и на все то, что вам по тем или иным причинам не нравится в жизни, что доставляет вам дискомфорт, что вы хотите исправить. Вы должны испытать острую необходимость в нужных вам качествах, чтобы что-то изменить в этой жизни, чтобы получить желаемое и удовлетворить все свои потребности. Понимаете друзья, наш мозг не очень любит работать, как впрочем, и все наше тело, поэтому мы должны убедить его в том, что нам действительно нужно сделать то, что мы собираемся сделать, чтобы он заставил нас делать так, как надо нам. Мозгу свойственно сомневаться в необходимости делать что-то сложное для нашего тела и для него в частности, поэтому он часто задает себе вопрос – а зачем мне это? Зачем нам, вам, проявлять упорство в каком-то деле? Зачем вам быть настойчивыми при достижении какой-то важной для вас цели? Зачем вам все это нужно? Объясните себе необходимость того, что вы собираетесь сделать, прежде чем это делать, чтобы понимать от чего и почему вы хотите уйти, и к чему и зачем хотите прийти. Вам надо понимать, что вы получите, если будете упорным и настойчивым человеком, если будете себя напрягать, заставлять, контролировать.

Кстати, а вы вообще собираетесь что-то делать и к чему-то стремиться в этой жизни, вы хотите себя и/или свою жизнь изменить? Если нет, то упорным и настойчивым вам действительно быть ни к чему, если вас все устраивает, тогда и напрягаться незачем, пусть все остается как есть. Понимаете, о чем я говорю? Вам цель нужна в жизни, серьезная, амбициозная цель. Поставьте перед собой цель, такую цель, чтобы у вас от одной только мысли о ней мурашки по коже бежали, чтобы она вас очень сильно возбуждала. Затем, объясните самому себе – зачем вам достигать этой цели? Не надо смотреть на других людей, думайте своей головой о том, что и для чего вам нужно. Не надо сомневаться в возможности достижения вами этой цели, оставьте все эти мелочи на потом, просто дайте себе четкий ответ – зачем вам достигать этой цели? Очень важно, чтобы ваша цель была совершенно конкретной, измеримой, определенной во времени и чтобы она выражалась в позитивных формулировках. Ну, думаю понятно, что объективно ваша цель должна быть достижимой, то есть, она не должна быть абсурдной, она должна быть в пределах человеческих возможностей, иначе со временем у вас действительно могут возникнуть сомнения в возможности ее достижения. В общем, старайтесь обойтись без всякого бреда, навроде желания стать Богом.

После того, как вы определите себе цель и ответите себе на вопрос – зачем вам ее достигать, вам необходимо будет разобраться с тем – как ее достичь. А для этого вам необходимо будет разработать подробный план по ее реализации. При разработке вами этого плана очень важно, чтобы в нем были описаны самые разные методы выполнения вами требуемой работы, которая в свою очередь, по возможности, не должна быть слишком скучной и рутинной, чтобы она не вызывала у вас утомление от монотонного, изнуряющего труда. Повторюсь, ваш план должен быть максимально гибким, таким, чтобы та или иная задача, которую вам в тот или иной период времени предстоит решить, могла решаться разными способами. Рассматривайте разные варианты ваших действий в разных ситуациях, допускайте вероятность совершения вами всевозможных ошибок, заранее продумывайте ситуации, при которых вы в чем-то потерпите неудачу, чтобы принимать и ошибки и неудачи, как часть вашего плана. Не старайтесь создать идеальный план, при котором у вас все пройдет без сучка и задоринки, ошибки и неудачи обязательно должны вами учитываться и морально вы к ним должны быть готовы.

Друзья, очень важно уметь разбивать большие цели на маленькие цели, то есть длинную дорогу разбивать на маленькие отрезки пути, которые вы можете пройти. Если необходимо, то можно и каждый свой последующий шаг продумать, чтобы не сбиваться с намеченного пути и не прекращать движение. Зная разницу между упорством и настойчивостью, вы должны понимать, что для мелких целей, вам понадобиться упорство, а для прохождения всего пути от начала и до конца, позволяющего вам достичь вашей главной, большой цели, вам понадобиться настойчивость. Поэтому разбивайте все стоящие перед вами цели на такие действия, которые вам, благодаря упорству, которое при таком подходе выработается в вас, можно сказать, автоматически, по силам будет выполнить. Мы ведь с вами понимаем, что целого слона можно съесть лишь по кусочкам, следовательно, именно по кусочкам, а не по кускам и тем более не целиком, нам следует его есть. В общем, не беритесь за все дела разом и не гоните лошадей, стремясь успеть все сделать как можно быстрее. Выдержка и терпение – вот что вам понадобиться, чтобы не спешить и не суетиться, а они в свою очередь, не требуют от нас каких-либо усилий, скорее наоборот, для проявления этих качеств мы должны оставаться спокойными и расслабленными.

Друзья, для человека очень важно быть активным, чтобы не только не терять веру в свою цель и тем самым не гасить свое желание ее достичь, но и чтобы не позволить своим негативным качествам, таким как лень, страх, неуверенность, безответственность, взять верх на формируемыми вами положительными качествами, то есть, над упорством, настойчивостью, терпением, дисциплинированностью, ответственностью и прочими полезными качествами. Наш мозг, и наше тело, им только дай возможность расслабиться и тогда они всячески будут убеждать нас не тревожить их, потому что наше тело и принадлежащий ему мозг, как я уже сказал – не любят работать. Расслабление вредно для нас, ибо мы слишком быстро привыкаем к хорошему, а нам всегда и во всем нужно знать меру. Но мы, к сожалению для многих из нас, этой самой меры часто не знаем и поэтому расслабившись, очень не любим снова напрягаться. Так что понедельник не является тяжелым днем – это воскресенье является днем слишком легким. В общем, не позволяйте себе расслабляться слишком много и слишком часто, иначе вы забудете и о своей цели, и о тех качествах, которые вы в себе развиваете, стремясь к ней.

Очень важно, обратите, пожалуйста, на это свое внимание друзья, во время закалки своего характера, путем выработки в себе упорства и настойчивости, уметь не реагировать на негативное окружение, в котором вы возможно живете. У вас должен быть иммунитет к критическим настроениям, а они обязательно будут. Очень часто наши родственники, друзья, знакомые, начинают демонстрировать нам свои сомнения в том, что мы выбрали для себя правильный путь в жизни. Я не хочу сказать, что вы должны их полностью игнорировать, иной раз бывает полезно прислушаться к советам других людей, которые со стороны могут видеть то, чего не видим мы, и чей опыт может быть качественно отличен от нашего опыта. Но если эти люди обрезают вам крылья, если они не помогают, а мешают вам лететь – тогда просто не воспринимайте их всерьез. Ваш иммунитет к критическим настроениям – это ваше безразличное отношение к тем, от кого эти настроения исходят. Понимаете, о чем я говорю? Не хотите заразиться – не контактируйте с больными людьми, или хотя бы старайтесь их не замечать. Не существует для вас людей, которые не видят в вас сильную личность, сделайте себе такую установку и придерживайтесь ее. Все они знают, как надо и как лучше, а на самих них посмотришь и впечатлиться не чем. Больше всех всегда критикуют нас те люди, которые сами ничего не делают, ничего не хотят делать и поэтому ничего не достигли в своей жизни. Как можно воспринимать всерьез тех, кому ваша активность как кость в горле? Ответ – никак. Никак вам их не надо воспринимать. Просто делайте свое дело и не обращайте внимания на деструктивную и необоснованную критику. Пусть все они вас критикуют, порицают, насмехаются над вами, пусть ставят вам палки в колеса, ничего страшного в этом нет. Обилие критики в ваш адрес означает, что вы не стоите на месте, что вы движетесь, и люди вас замечают.

Для вас важно не отступать и не сдаваться не при каких условиях, пусть даже иногда ваше упорство будет походить на упрямство, которое подразумевает совершение человеком одних и тех же безуспешных действий. Главное, друзья, чтобы вы сами чувствовали себя сильным, несгибаемым человеком, которого невозможно сломать морально. Поэтому старайтесь всегда доводить все начатые дела до конца, чтобы таким образом доказывать себе, что у вас бойцовский характер, что вы сильная личность, чтобы вы можете бороться столько, сколько у вас хватит сил. Доводите свои дела, уж если не до победного конца, если это в принципе невозможно, то хотя бы до логического завершения, чтобы вам было понятно, что вы сделали все, что могли. Сознание человека впитывает в себя определенную часть его каждодневного опыта, а подсознание впитывает в себя все, и если для вас станет привычкой начинать и не заканчивать дела, то вы настроите себя на волну ни на что неспособного неудачника. Запомните друзья, настойчивый человек – никогда не сдается и всегда держит слово перед самим собой!

Хотелось бы мне также добавить вот еще что. Я понимаю, что все люди разные и живут в разных условиях, иной раз человек может жить в такой дегенеративной или чрезмерно агрессивной для него среде, что никакие его попытки развить в себе сильные качества могут не увенчаться успехом. В таких случаях человеку может понадобиться посторонняя помощь, которую он может получить как от различных специалистов, чья работа связана с людьми, например, от психологов, так и от хороших друзей. Без этой помощи некоторым людям, к сожалению, не получается изменить себя и свою жизнь, у них не получается самим сделать себя сильными.

Я буду рад протянуть вам свою руку помощи друзья, чтобы помочь вам стать сильной личностью. Главное, чтобы вы не теряли веру в то, что вы, как и многие другие успешные люди, можете стать и обязательно станете упорным и настойчивым в достижении любых своих целей человеком. Главное, чтобы вы понимали, что вы можете, и я считаю – должны, добиться успеха в жизни. Сможете сами себе помочь, прекрасно, мне останется вас только похвалить и порадоваться за вас. Не сможете, ничего страшного, не переживайте, обращайтесь за помощью ко мне или к другим специалистам, которым вы доверяете, и становитесь сильными с их помощью. Вам по силам развить в себе любые качества, это я вам точно говорю.

psichel.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.