курсовая работа по теме
Нетрадиционные техники рисования в старшей группе
Воспитатель старшей группы
Митенева М.Н.
детский сад №69
г. Зеленогорск
Санкт-Петербург
2015
Актуальность
В народе широко распространены поговорки, отмечающие тесную связь между активностью кисти и психическим состоянием: «все из рук валится», «руки опускаются», «руки не доходят», «легкая рука», «с легкой руки» и т.д. Однако большинство из нас, употребляя в быту подобные поговорки, редко задумываются над тем, насколько глубокий смысл в них заложен. Всю глубину народной мудрости осознаёшь тогда, когда читаешь о результатах проведенных психологами исследований и наблюдений, которые показывают, что уровень развития речи у детей находится в прямой зависимости от степени развития движений пальцев рук.
«Истоки способностей и дарований детей находятся в прямой зависимости от степени развития движений пальцев рук»- писал В.А.Сухомлинский.
Дошкольное детство очень короткий отрезок в жизни человека, всего первые семь лет, но они имеют огромное значение. В этот период развитие идет как никогда бурно и стремительно. Особенно совершенствуется мелкая моторика кисти руки ребенка. Здесь можно отметить закономерность: если развитие движений пальцев рук соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы. Если развитие движений пальцев отстает, то задерживается и речевое развитие. Поэтому неслучайно специалисты рекомендуют начинать развитие детской руки как можно раньше. Уже грудному младенцу можно массажировать пальчики, воздействуя тем самым на активные точки, связанные с корой головного мозга. В раннем и младшем дошкольном возрасте нужно выполнять простые упражнения, сопровождающиеся стихотворным текстом, не забывать о развитии элементарных навыков самообслуживания. Детям старшего дошкольного возраста рекомендуются следующие виды деятельности: застегивание и расстегивание пуговиц, завязывание и развязывание шнурков, выкладывание узоров из мелких камешков и круп, лепка, рисование, штриховка и т.д. и т.п. Приемы могут быть разными. Каждый из них будет направлен на развитие ребенка, его костно-мышечного аппарата, сенсорной чувствительности, зрительно-моторной координации, произвольного внимания.
Одним из наиболее простых и доступных способов развития ручной умелости является рисование нетрадиционными способами.
Я работаю в логопедической группе. Возраст детей 4-6 лет. Любое нарушение развития речи ребенка часто сопровождается нарушением внимания и памяти, недоразвитием мелкой моторики. Пальцы рук неловки, малоподвижны, движения их неточные или несогласованные. Многие с трудом застегивают пуговицы, не все могут зашнуровать ботинки. Несформированность графических навыков и умений мешает детям выражать в рисунках задуманное, адекватно изображать предметы объективного мира и затрудняет развитие познания и эстетического восприятия. Неслучайно Л.С.Выгодский назвал рисование «графической речью». Во врачебной практике существует лечение рисованием, живописью (изотерапия). На детей изотерапия действует особенно успешно, потому что рисование – естественная потребность ребенка. У него нет комплекса неумения.
Обучение детей рисованию с использованием нетрадиционных техник – это интересно и увлекательно. Рисование нетрадиционными техниками раскрепощает детей, позволяет им не бояться сделать что-то не так. Рисование необычными материалами и оригинальными техниками позволяет детям ощутить незабываемые положительные эмоции. Эмоции – это и процесс, и результат практической деятельности художественного творчества.
Рисование с использованием нетрадиционных техник изображения не утомляет дошкольников, у них сохраняется высокая активность, работоспособность на протяжении всего времени, отведенного на выполнение задания. Нетрадиционные техники позволяют осуществить индивидуальный подход к детям, учитывать их желание, интерес.
В настоящее время исследованиями и разработкой методов и приемов нетрадиционного рисования занимаются педагоги И.А.Лыкова, Г.Н.Давыдова, А.В.Никитина, Р.Г.Казакова, В.А.Байматова.
В работе по развитию мелкой моторики рук посредством нетрадиционных техник рисования находит свое отражение интеграция образовательных областей по ФГОСу
- Речевое развитие: развитие связной, грамматически правильной, диалогической и монологической речи; развитие звуковой культуры речи, фонематического слуха; обогащение активного словаря.
- Художественно-эстетическое развитие: участие в создании индивидуальных и коллективных рисунков, сюжетных композиций, использование различных материалов и способов для создания изображения. Развитие продуктивной деятельности детей.
- Познание: расширение кругозора детей, сенсорное развитие, чтение, разучивание и обсуждение художественных произведений в ходе предварительной работы.
- Социально – коммуникативное развитие: развитие коммуникативных навыков в процессе свободного общения педагога с детьми и друг с другом, объективное оценивание своих возможностей и способность преодолевать трудности.
- Физическое развитие: развитие глазомера, внимания, формирование правильной осанки при выполнении работы, желания заботиться о своем здоровье.
Предметно – развивающая среда
Важную роль в развитии ребенка играет развивающая среда, поэтому при организации предметно – развивающей среды необходимо, чтобы её содержание носило развивающий характер и было направлено на развитие творчества каждого ребенка в соответствии с его индивидуальными возможностями. К участию в организации предметно-развивающей среды необходимо привлекать и родителей. Ведь сколько дома может быть ненужных вещей (зубные щетки, расчески, свечи, поролон, открытки, нитки и т.д.). На прогулках с детьми можно собирать шишки, палочки, семена растений, камушки, листочки. Этими предметами можно обогатить уголок продуктивной деятельности. Все эти необычные материалы, а также оригинальные техники привлекают детей тем, что можно рисовать чем хочешь и как хочешь. Весь материал находится в свободном доступе для детей. В режиме самостоятельной деятельности используется чаще всего вечером.
Взаимосвязь с логопедом
Занятия по рисованию с использованием нетрадиционных техник, как и другие занятия (лепка, аппликация), дополняются специально отобранными логопедическими упражнениями и заданиями в соответствии с изучаемыми лексической темой и материалом логопеда.
Каждое творческое занятие расширяет и закрепляет результаты, полученные детьми в процессе занятий с логопедом, за счёт использования
- пальчиковой гимнастики
- элементов артикуляционной гимнастики
- дыхательной гимнастики
- упражнений, направленных на развитие чувствительности пальцев рук, мелкой моторики, координации движений рук
- тщательного подбора тематического и лексического материала занятий, который происходит в тесной взаимосвязи с логопедом
- специальных педагогических методов и приемов работы ( словесное проговаривание и комментирование детьми своих действий, словесное планирование детьми этапов творческой работы, проговаривание изучаемых звуков в процессе определенных этапов занятий, обыгрывание предметов или игрушек, обыгрывание изображения.
Виды нетрадиционного рисования
В обучении ИЗО-деятельности уже давно применяются нетрадиционные техники изображения, такие как:
- Пальчиковая живопись – рисование пальцами или всей кистью руки. Кроме изобразительной стороны, является своеобразным массажем пальчиков и ладошки, что благотворно влияет на развитие артикуляционного аппарата.
- Рисование ватными палочками, зубными щетками, поролоновыми губками и т.п. позволяет ребенку получить разную форму мазка.
- Монотипия – краска наносится на одну половину листа, затем лист складывается и изображение получается как бы зеркальным. Таким способом удобно рисовать симметричные предметы.
- Волшебный проявляющийся рисунок – контур наносится белым восковым мелком или свечой, и его не видно. Затем бумага покрывается краской или тушью и рисунок проступает.
- Рисование на мокрой бумаге – получается слега размытое изображение, как под дождем или в тумане.
- Набрызг. Для этого используются щетки разного размера, ими можно разбрызгивать краску или рисовать.
- Кляксография – клякса наносится на бумагу, затем лист поднимают и наклоняют, создавая задуманное изображение. Детали дорисовываются.
- Раздувание – капля жидкой краски наносится на лист, затем через трубочку для коктейля раздуть её в разные стороны для получения задуманного рисунка. Этот вид деятельности помогает в отработке длительного или короткого сильного выдоха.
- Рисунок на мятой бумаге – бумагу предварительно скомкивают, затем аккуратно расправляют и рисуют по ней акварельными красками.
- Рисование песком или манкой – рисунок наносится на бумагу клеем, затем, пока клей не высох, засыпается песком или манкой. По желанию его можно раскрасить.
- Печать – используются предметы, оставляющие интересные оттиски (ластик, картошка и т.д.) Краску наносят на предмет и прикладывают его к бумаге.
- Граттаж – лист бумаги покрывают свечой, а сверху наносят густую краску. Рисунок процарапывают по просохшей краске.
- Рисунок с помощью клея – контур рисунка наносится канцелярским клеем так, чтобы он был выпуклым. Когда клей высохнет, внутрь контура наносят жидкую краску.
- Ниткография – рисование с помощью ниток.
Каждая техника своеобразна не только по способу исполнения, набору материалов и инструментов, но и по коррекционно – развивающему воздействию на каждого конкретного ребенка.
На занятиях рисованием с использованием нетрадиционных техник и материалов, помимо развития творчества, одновременно решаются задачи развития речи.
Например, такие техники как: пальчиковая живопись, рисование ладошкой, рисование методом тычка, рисование солью способствуют развитию чувствительности пальцев, кистей рук, мелкой моторики и моторно – двигательной координации детей с нарушением речи. Рисование мыльными пузырями и кляксография позволяют осуществлять дыхательную гимнастику, развивая речевое дыхание и укрепляя мышцы артикуляционного аппарата детей логопедической группы. Формирование активного и пассивного словаря происходит за счет использования слов, обозначающих свойства, качества того или иного материала, способов действия с ним и т.д.
Включение в работу с детьми нетрадиционных техник рисования позволяет развивать сенсорную сферу не только за счет изучения свойств изображаемых предметов, выполнения соответствующих действий, но и за счет работы с разными изобразительными материалами. В каждом изобразительном материале заложены определенные возможности работы с ним, что оказывается стимулом к поиску новых решений. Использование различных по структуре, свойствам и изобразительным качествам материалов активизирует познавательную способность детей, позволяет развивать их творческий потенциал.
Конспект занятия по изобразительной деятельности с использование нетрадиционной техники рисования в старшей группе.
Тема: «Разноцветные бабочки».
Задачи:
- Продолжать развивать у детей интерес к рисованию нетрадиционными техниками.
- Формировать умение самостоятельно выбирать цветовую гамму красок, соответствующую радостному летнему настроению.
- Развивать цветовое восприятие, совершенствовать мелкую моторику руки кистей.
- Вызвать положительный отклик на результат своего творчества.
- Укреплять здоровье через физкультурные минутки и малоподвижные игры.
Материалы: бабочки, вырезанные из альбомного листа, акварельные краски, кисточки, шестигранный карандаш, цветочек из картона на каждого ребенка.
Словарная работа: разноцветное лето, перелетают, шуршит, припечатать, монотипия.
Ход занятия:
— Ребята, отгадайте загадку.
«Долгожданная пора!
Детвора кричит: «Ура»!
Что ж за радость это?
Наступило…(лето).
— Ребята, а какого цвета лето? (Дети перечисляют яркие краски, присущие лету).
— А каких вы знаете насекомых, которые летают только летом и очень похожи на цветы?
— Вы хотите их нарисовать?
— Сначала отгадайте загадку:
«Если ты его отточишь,
Нарисуешь всё, что хочешь.
Солнце, горы, сосны, пляж,
Что же это»? (карандаш).
— Правильно. А чем можно ещё рисовать?
— А что помогает нам рисовать всеми этими предметами? (рука и пальцы)
— Скажите, а чтобы быть готовыми к длинному, интересному дню, чувствовать себя бодрыми и веселыми, что мы делаем по утрам? Чем занимаемся? (зарядкой)
— Правильно. Вот и для того, чтобы нам начать рисовать, нужно приготовить наши пальчики к работе. Давайте поиграем с ними.
Пальчиковая игра «Пять и пять».
«Пять и пять пошли гулять (руки перед собой, пальцы сгибаются и разгибаются)
Вместе весело играть (вращение кистей рук)
Повернулись, (Сложенные к большому пальцу, пальцы обеих рук
Улыбнулись «растягиваются в улыбке»)
В кулачок вот так свернулись (пальцы рук сжаты несильно в кулачки)
Вот какие молодцы! (стучат кулачок о кулачок)
— Молодцы! А теперь возьмите карандаш и покатайте его между ладонями. Поднесите к правому уху, а теперь к левому. Что вы слышите? Шуршит.
— Положите карандаш и потрогайте свои ладошки. Какими они стали? Приложите к щекам, ко лбу. Что вы чувствуете? Да, ладошки стали теплыми.
— Вот теперь наши пальчики готовы к рисованию.
— Сегодня я предлагаю вам необычный способ рисования. Вы никогда так раньше не рисовали. Он называется «монотипия». Это когда рисовать нужно только на одной половинке листа, а другую просто к нему припечатать и получится целая картинка.
— Посмотрите на бабочку. У неё две пары крыльев.
На одной из них мы нарисуем обычные цветные пятна или кляксы любой формы. Другую половину крыльев (чистую) промазываем слегка смоченной водой губкой и припечатываем сверху, разглаживая ладошками. (Показываю прием рисования)
— А теперь раскроем бабочку и посмотрим, что получилось. Вся бабочка стала разноцветной.
— Хотите попробовать сами? Для начала разбудите ваши краски, но не все, а лишь те из них, которые подходят для лета и веселых бабочек.
— Пробуйте, рисуйте и посмотрим, получится ли у вас волшебство. Я уверена, что получится!
Дети выполняют работу.
По окончании работы предложить детям разукрасить головку и тело бабочки, а пока они подсыхают, самим превратится в бабочек и немножко поиграть.
Физминутка «Бабочка».
«Утром бабочка проснулась.
Потянулась, улыбнулась.
Раз – росой умылась,
Два – изящно покружилась
Три – нагнулась и присела,
На четыре – полетела.
У реки остановилась,
Над водою покружилась».
— Ребята, пока мы с вами играли, наши бабочки подсохли. Давайте их приклеим брюшками к картонным цветкам – ромашкам и тогда они замашут в наших руках крылышками и смогут полететь туда, куда мы захотим.
Далее дети играют со своими бабочками.
Литература
- Давыдова Г.Н. «Нетрадиционные техники рисования в детском саду».
- Казакова Р.Г. «Рисование с детьми дошкольного возраста».
- Казакова Т.Г. «Развивайте у детей творчество».
- Фатеева А.А. «Рисуем без кисточки».
- Никитина А.В. «Нетрадиционные техники рисования в детском саду».
- Дубровская Н.В. «Яркие ладошки».
- Утробина К., Утробин Г. «Увлекательное рисование методом тычка».
- Юзбекова Е.А. «Ступеньки творчества».
Каждый ребенок, познавая окружающий мир, старается отразить его в своей деятельности: в игре, в рассказах, в рисовании, в лепке и т.д. Прекрасные возможности в этом отношении представляет изобразительная творческая деятельность. Чем разнообразнее будут условия, способствующие формированию творческой среды, тем ярче станут проявляться художественные способности ребенка.
Рисование нетрадиционными техниками открывают широкий простор для детской фантазии, дает ребенку возможность увлечься творчеством, развить воображение, проявить самостоятельность и инициативу, выразить свою индивидуальность.
Нетрадиционные техники рисования являются замечательным способом создания маленьких шедевров. Оказывается можно создать соленую картинку, а ладошка может превратиться в голубого слоника. Серая клякса может стать деревом, а морковка с картошкой могут удивить необычными узорами.
Например, с детьми младшего дошкольного возраста можно использовать:
- рисование пальчиками;
- рисование ладошками;
- печать из ниток;
- печать из картофеля или морковки.
С детьми среднего дошкольного возраста можно попробовать:
- отпечатки-картинки;
- печать пластилином;
- масляная пастель + акварель;
- отпечатки листьев;
- рисунки из ладошки;
- рисование ватными палочками;
- волшебные ниточки;
- монотипия.
А с детьми старшего дошкольного возраста можно освоить более сложные техники:
- рисование мыльными пузырями;
- рисование мятой бумагой;
- рисование солью;
- кляксография;
- пластилинография;
- граттаж;
- фроттаж.
Каждая из этих нетрадиционных техник — это маленькая игра для ребенка. Использование этих техник позволяет детям чувствовать себя раскованнее, смелее, непосредственнее. Эти техники развивают воображение, дают полную свободу для самовыражения.
Рисование забавными отпечатками
1. Штампики из пластилина
Очень просто и удобно сделать штампики из пластилина. Достаточно кусочку пластилина придать нужную форму, украсить узорами (линии, пятна) и окрасить в необходимый цвет. Для окрашивания можно использовать губку, увлажненную краской, или кисть, которой можно наносить краску на поверхность штампика. Лучше использовать густую краску.
Материалы: 1.Пластилин; 2.Карандаш; 3.Краска; 4.Губка; 5.Кисть; 6.Бумага; 7.Баночка для воды.
2. Штампики из ниток
Для создания «полосатых штампиков» можно использовать нити, прочно намотанные на какой-либо предмет. Густым слоем краски нити окрашиваются в необходимый цвет. Затем, используя воображение, «полосатый узор» наносится на декорируемую поверхность.
Материалы: 1.Нить шерстяная; 2.Основа; 3.Краска; 4.Кисть; 5.Бумага; 6.Баночка для воды.
3. Картинки-отпечатки
Можно делать отпечатки, используя пенопластовые формы, на которых удобно создавать рисунок заостренным предметом, оставляя углубления в этой форме. Затем на форму необходимо нанести краску. Сразу же поверх формы прикладывается лист бумаги, проглаживается. Через некоторое время необходимо аккуратно снять лист бумаги. На его обратной стороне появится красивый рисунок.
Материалы: 1.Пенопластовая форма; 2.Карандаш; 3.Краска; 4.Кисть; 5.Бумага; 6.Баночка для воды.
4. Отпечатки «листики»
Данная техника знакома многим. Чтобы отпечатать лист, можно использовать любую краску. Наносить краску надо на сторону с прожилками. Затем окрашенной стороной лист прикладывается к бумаге, проглаживается. Через несколько секунд необходимо аккуратно поднять лист. На листе бумаги останется отпечаток листика.
Материалы: 1.Листик; 2.Краска; 3.Кисть; 4.Бумага; 5.Баночка для воды.
5. Отпечатки картошкой, морковкой, яблоком
Вкусные овощи и фрукты тоже умеют рисовать. Необходимо только придать им нужную форму, подобрать подходящий цвет краски, кистью окрасить и сделать красивый отпечаток на декорируемой поверхности.
Материалы: 1.Овощ/фрукт; 2.Краска; 3.Кисть; 4.Бумага; 5.Баночка для воды.
Рисование руками
1. Рисуем ладошками
Очень интересно и увлекательно рисовать цветными ладошками. Очень приятно и необычно раскрашивать свои ручки яркими цветами и оставлять свои отпечатки на листике бумаги. Рисование ладошками – это веселая игра для маленьких художников.
Материалы: 1.Пальчиковые краски; 2.Бумага; 3.Кисть; 4.Баночка для воды.
2. Рисуем пальчиками
Можно рисовать и пальчиками, оставляя разноцветные отпечатки на бумаге.
Материалы: 1.Пальчиковые краски; 2.Бумага; 3.Карандаш/Фломастер; 4.Баночка для воды.
РИСОВАНИЕ МЫЛЬНЫМИ ПУЗЫРЯМИ
Рисовать можно и мыльными пузырями. Для этого в стакан с водой надо добавить любой мыльный раствор и краску. С помощью трубочки набулькать много пены. На пузыри прислонить бумагу. Когда станут проявляться первые узоры, можно поднимать бумагу. Пузырчатые узоры готовы.
Материалы: 1.Стакан с водой; 2.Краска; 3.Мыльный раствор; 4.Трубочка; 5.Бумага.
РИСОВАНИЕ СОЛЬЮ
Соль придает рисунку причудливые узоры. При изображении любого пейзажа или яркого фона можно использовать соль, чтобы придать фону рисунка красивую текстуру. Фон необходимо посыпать солью, пока краска еще не высохла. Когда краска подсохнет, просто стряхните остатки соли. На их месте останутся необычные светлые пятнышки.
Материалы: 1.Соль; 2.Краска; 3.Кисть; 4.Бумага; 5.Баночка для воды.
Рисование смятой бумагой
Смятая салфетка или бумажка позволяет получить также интересную текстуру. Существует два способа рисования мятой бумагой.
Способ №1. На лист бумаги наносится жидкая краска. Через короткий промежуток времени (пока лист еще влажный) к листу прикладывается смятая салфетка. Впитывая влагу, салфетка оставляет свой характерный след на поверхности бумаги.
Способ №2. Для начала необходимо смять лист или салфетку. На этот комок нанести слой краски. Затем окрашенной стороной можно наносить отпечатки.
Текстурные листы можно потом с успехом использовать при создании коллажей.
Материалы: 1.Салфетка/Бумажка; 2.Краска; 3.Кисть; 4.Баночка для воды.
РИСОВАНИЕ МАСЛЯНОЙ ПАСТЕЛЬЮ И АКВАРЕЛЬЮ
Техника рисования «волшебных» картинок с помощью белой масляной пастели. На белой бумаге белой пастелью рисуется любой «невидимый» узор. Но как только кисточка и красочка начинают украшать белый лист, то … дети почувствуют себя настоящими волшебниками, когда под их кисточками начнут проявляться волшебные картинки.
Материалы: 1.Пастель масляная белая; 2.Акварель; 3.Кисть; 4.Бумага; 5.Баночка для воды.
Монотипия
Техника монотипия от греч. «моно» — один и «typos» — отпечаток, оттиск, касание, образ.
Это техника рисования с помощью уникального отпечатка. Отпечаток получается только один и создать две абсолютно одинаковых работы невозможно.
Существует два вида монотипии.
1. Монотипия на стекле
На гладкую поверхность(стекло, пластмассовая доска, пленка) наносится слой гуашевой краски. Затем создается рисунок пальчиком или ватной палочкой. Сверху накладывается лист бумаги и придавливается к поверхности. Получается оттиск в зеркальном отображении.
Материалы: 1.Гладкая поверхность; 2.Гуашь; 3.Кисть; 4.Бумага; 5.Баночка для воды.
2. Монотипия предметная
Необходимо согнуть лист бумаги пополам. Внутри, на одной половине что-нибудь нарисовать красками. Затем лист сложить и прогладить рукой, чтобы получить симметричный отпечаток.
Материалы: 1.Краска; 2.Кисть; 3.Бумага; 4.Баночка для воды.
Кляксография
Нетрадиционная техника рисования «кляксография» (выдувание трубочкой) — это очередное волшебство творческих занятий. Такое занятие для детей очень увлекательно, интересно и очень полезное.
Так, как выдувание через соломинку укрепляет здоровье: силу лёгких и дыхательную систему ребёнка в целом.
Для создания волшебной картинки потребуется большая клякса, на которую нужно дуть, дуть, дуть … до тех пор, пока на листе бумаги не появится замысловатый рисунок. Когда странный рисунок готов, ему можно подрисовать детали: листики, если получилось дерево; глазки, если получилось волшебное существо.
Материалы: 1.Акварель; 2.Трубочка; 3.Кисть; 4.Бумага; 5.Баночка для воды.
Ниткография
Техники рисования при помощи «волшебной ниточки». Необходимо опустить ниточки в краску так, чтобы они хорошо пропитались краской. Затем их нужно положить на бумагу так, чтобы с двух сторон листа бумаги выступали кончики нитки по 5-10см. Ниточки накрываются другим листом бумаги. Верхний лист придерживается руками. Нитки разводятся в разном направления. Верхний лист поднимается. Необычная картинка готова.
Материалы: 1.Нить; 2.Краска; 3.Бумага; 4.Баночка для воды.
Рисование ватными палочками
В изобразительном искусстве существует стилистическое направление в живописи, которое называется «Пуантилизм» (от фр. point — точка). В его основе лежит манера письма раздельными мазками точечной или прямоугольной формы.
Принцип данной техники прост: ребенок закрашивает картинку точками. Для этого необходимо обмакнуть ватную палочку в краску и нанести точки на рисунок, контур которого уже нарисован.
Материалы: 1.Ватные палочки; 2.Краска; 3.Бумага; 4.Баночка для воды.
Граттыж «ЦАП-ЦАРАП»
Слово “граттаж” произошло от французского «gratter» (скрести, царапать).
Для начала работы в этой технике необходимо подготовить картон. Картон необходимо покрыть толстым слоем воска или разноцветной масляной пастели. Затем широкой кистью или губкой нужно нанести на поверхность картона темный слой краски. Когда краска высохнет, острым предметом (зубочистка, спица) процарапывается рисунок. На темном фоне появляются тонкие однотонные или разноцветные штрихи.
Материалы: 1.Картон; 2.Пастель масляная; 3.Гуашь; 4.Зубочистка/Спица; 5.Кисть; 6.Баночка для воды.
Фроттаж
Название этой техники происходит от французского слова «frottage» (натирание).
Для рисования в этой технике потребуется лист бумаги, который располагается на плоском рельефном предмете. Затем по поверхности бумаги нужно начать штриховать незаточенным цветным или простым карандашом. Результат — оттиск, имитирующий основную фактуру.
Материалы: 1.Плоский рельефный предмет; 2.Карандаш; 3.Бумага.
Пластелинография
Техника, в которой используется пластилин для создания картин с изображением полуобъемных объектов на горизонтальной поверхности. Для поверхности (основы) используются плотная бумага, картон, дерево. Для декорирования изображения можно использовать бисер, бусины, природные материалы и прочее.
Материалы: 1.Пластилин; 2.Основа; 3.Бусины/Бисер; 4.Стеки.
Автор: Попко Мария Степановна
Педагог по изобразительной деятельности детского сада на «Лучик» Остоженке
Картотека техник нетрадиционного рисования
Материал подготовила воспитатель МБДОУ «Детский сад №95» Карягина Валентина Сергеевна
Метод «тычка»(рисование жесткой полусухой кистью)
Иногда, рисуя животных, мы закрашиваем их шерсть одним сплошным цветом. Шерсть получается гладкой, прилизанной. Как же можно передать пушистость меха животного или объемность поверхности? Для этого есть несколько способов.
Один из них — с помощью тычков жесткой кистью. Особая пушистость или колючесть получается только при использовании совершенно сухой кисточки с небольшим количеством краски. Поэтому очень важно, чтобы ребенок набирал гуашь только на кончик ворса и начинал рисовать слева направо, не оставляя промежутков.
Материалы: Альбомный лист бумаги, простой карандаш, гуашь, жесткие и мягкие кисточки, баночка с водой, тряпочка.
Ход работы:
1.Рисуем простым карандашом контурное изображение животного (детям старшего возраста контуры животных можно не намечать).
2.На сухую жесткую кисточку набираем совсем немного гуаши нужного цвета и, держа кисть вертикально (кисточка стучит «каблуком»), делаем сверху «тычки», располагая их внутри и по краям силуэта животного.
3. Когда краска подсохнет, нарисуем животному кончиком мягкой кисточки глаза, нос, рот, усы и другие характерные детали.
Варианты работ: тычком жесткой полусухой кисти можно рисовать котенка, собаку, овечку, козу, ежа, гриву льва, снеговика, снег, елку, сосну, лес, солнце, цветы (одуванчики, подсолнухи) и многое другое.
Рисуем ладошками
Один из самых первых инструментов, при помощи которого можно создавать яркие и оригинальные шедевры, – это детские ладошки. Шлеп, и отпечаток готов! А теперь вглядываемся, что нам напоминает оставленный на бумаге след? Добавим несколько штрихов, и отпечаток ладони становится осьминогом, белым медведем или ёжиком. Дети очень любят такие увлекательные превращения. Ведь знакомые ребенку ладошки могут преобразовываться во вполне узнаваемые предметы.
Для занятия вам понадобится: альбомный лист или цветная бумага любого цвета; широкие мисочки (можно использовать одноразовые тарелки) с разведенной водой гуашью или пальчиковыми красками; гуашь; тонкая и широкая кисточка; мисочка с водой, чтобы помыть руки; тряпочка.
Ход работы
1. В начале занятия потренируйте ребенка делать отпечаток сухой ладонью.
2. Набрать краску на ладонь можно двумя способами: ребенок опускает в мисочку с гуашью всю ладонь, или взрослый широкой кисточкой наносит слой краски непосредственно на ладонь малыша.
3. Ребенок делает отпечаток внутренней стороной растопыренной ладони на бумаге. Если по замыслу нужно, чтобы пальцы смотрели вниз, переворачиваем лист бумаги уже с готовым отпечатком «вверх ногами».
4. Когда отпечаток ладони на бумаге высохнет, доводим его до нужного образа.
Маленькие хитрости: Из отпечатков ладони можно получить лебедя, гуся, голубя, птичку, ежика, слона, свинью, барашка, белого медведя, осьминога, дерево, цветок, кленовый лист и т.д. Если соединить вместе большие пальцы и сделать отпечаток сразу двух ладошек, получится краб или бабочка. Ставить отпечатки можно тыльной стороной пальцев (морской конек), большим пальцем (туловище рыбы, краба или паука) или боковой стороной кулачка (отпечаток следа человека).
Печатаем пальчиками
Необходимые материалы и инструменты:
Бумага для рисования, палитра, акварельные краски, ветошь для рук, кисточка, черный карандаш, газета.
Порядок работы:
“Радужная рыбка”. Обмакнем подушечку большого пальца в приготовленную на палитре краску разных цветов. Сделаем отпечаток. Кончиком пальчика изобразим хвостик. Глаз отпечатаем тупым концом карандаша, обмакнув его черную краску.
“ Цветок”. Указательным пальчиком отпечатываем лепестки, мизинцем серединку.
Оттиск смятой бумагой
Средства выразительности: пятно, фактура, цвет.
Материалы: блюдце либо пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушка из тонкого поролона, пропитанная гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, смятая бумага.
Способ получения изображения: ребенок прижимает смятую бумагу к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Чтобы получить другой цвет, меняются и блюдце, и смятая бумага.
Варианты работ: салют, ёжик, мишка
Свеча + акварель
Средства выразительности: цвет, линия, пятно, фактура.
Материалы: свеча, плотная бумага, акварель, кисти.
Способ получения изображения: ребенок рисует свечой на бумаге. Затем закрашивает лист акварелью в один или несколько цветов. Рисунок свечой остается белым.
Варианты работ: снеговик, следы на снегу, чистим дорожку к домику, снегопад.
Отпечатки листьев
Средства выразительности: фактура, цвет.
Материалы: бумага, гуашь, листья разных деревьев (желательно опавшие), кисти.
Способ получения изображения: ребенок покрывает листок дерева красками разных цветов, затем прикладывает его окрашенной стороной к бумаге для получения отпечатка. Каждый раз берется новый листок. Черешки у листьев можно дорисовать кистью.
Проводя цикл занятий с использованием разнообразных техник для выявления способностей детей за пройденное время, видно, что у детей, имеются способности к работе красками с использованием нетрадиционных техник. У детей со слабо развитыми художественно-творческими способностями показатели находятся чуть выше, чем в начале учебного года, но за счет применения нетрадиционных материалов улучшился уровень увлеченности темой и техникой и способность к цветовосприятию.
Оттиск поролоном (пенопластом)
Средства выразительности: пятно, фактура, цвет.
Материалы: мисочка либо пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушка из тонкого поролона, пропитанная гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, кусочки поролона.
Способ получения изображения: ребенок прижимает поролон к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Для изменения цвета берутся другие мисочка и поролон.
Рисование печатками из сырых овощей.
Материал для работы. Бумага любого цвета и размера, гуашь, печатки из сырых овощей, палитра, салфетка, кисть, вода.
Способ получения изображения. Овощи разрезать вдоль или поперек, покрыть гуашью, затем окрашенной стороной кладут на лист бумаги, прижимают и снимают, получается аккуратный цветной отпечаток.
Монотипия
Это простая, но удивительная техника рисования красками (акварелью, гуашью и пр.). Она заключается в том, что рисунок рисуется на одной стороне поверхности и отпечатывается на другую. 1. Лист бумаги сложить пополам, развернуть.
2. На одной половине листа нарисовать половину изображаемого предмета и опять сложить лист бумаги для получения отпечатка.
3. Полученное изображение дополнить деталями, если это необходимо.
Кляксография
Метод заключается в том, чтобы научить детей делать кляксы (черные и разноцветные). Затем уже ребенок может смотреть на них и видеть образы, предметы или отдельные детали. «На что похожа твоя или моя клякса?», «Кого или что она тебе напоминает?» – эти вопросы очень полезны, т.к. развивают мышление и воображение. После этого, не принуждая ребенка, а показывая, можно переходить перейти к следующему этапу – обведение или дорисовка клякс. В результате может получиться целый сюжет.
Набрызг
Средства выразительности: точка, фактура. Материалы: бумага, гуашь, жесткая кисть, кусочек плотного картона либо пластика (5×5 см). Способ получения изображения: ребенок набирает краску на кисть и ударяет кистью о картон, который держит над бумагой. Затем закрашивает лист акварелью в один или несколько цветов. Краска разбрызгивается на бумагу.
Рисование мыльными пузырями
Что необходимо для работы: вода в баночке, детский шампунь или жидкое мыло, гуашь,акварель или пищевые красители,плотная бумага, трубочки для коктейля, ложечка.
В воду добавьте шампунь или жидкое мыло. Концентрация примерно 1:10 (не строго). Чтобы пузыри были большими и подолгу не лопались, добавьте в воду чуть-чуть желатина или глицерина. Все ингредиенты перемешайте и оставьте постоять на 2-3 дня. Затем профильтруйте раствор через марлю и оставьте в холодильник на 12 часов. Процедуру можно упростить — просто добавив в воду мыльный раствор и красители.
Чем больше красителя, тем ярче цвет пузырей.
1 способ. Берем соломинку для коктейля и начинаем пенить раствор (дуем в трубочку, чтобы пузыри поднялись в баночке. Когда пена поднялась, берем плотную бумагу и прислоняем ее к мыльной пене.
2 способ. Можно снимать поднявшиеся пузыри ложкой и выкладывать на листе.
А теперь начинаем всматриваться в узоры мыльных пузырей и фантазировать, дорисовывать.
Ниткография
Материалы и инструменты: бумага, гуашь, тушь или акварель, перо, кисть, нитки разной толщины, игла, салфетки.
Техника работы1. Берём белый лист бумаги, формат А-3 и сгибаем пополам – такой вариант приемлем на начальном обучении, а если вы увлечётесь, то можно брать 2 листа, не скрепленных между собой. Набираем краску на нитку с помощью кисти: нить опускаем в тушь, или краску.
2. Произвольно укладываем нитку с краской петлями и зигзагами на лист бумаги.
3. После того, как смоченная краской нить уложена, ее накрывают вторым листом. Оба листа плотно прижимают друг к другу рукой, а нить вытягивают за конец.
Хорошо использовать толстую шерстяную нить — ворс оставляет на бумаге самые замысловатые силуэты.
Рисование по сырому
До недавних пор считалось, что рисовать можно только на сухой бумаге, ведь краска достаточно разбавлена водой. Но существует целый ряд предметов, сюжетов, образов, которые лучше рисовать на влажной бумаге. Нужна неясность, расплывчатость, например, если мы хотим изобразить следующие темы: «Город в тумане», «Мне приснились сны», «Идет дождь», «Ночной город», «Цветы за занавеской» и т.д. Нужно сделать бумагу немного влажной. Если будет бумага излишне мокрой — рисунка может не получиться. Поэтому рекомендуется намочить в чистой воде комочек ваты, отжать ее и провести или по всему листу бумаги, или (если так требуется) только по отдельной части. И бумага готова к произведению неясных образов.
С детьми младшего дошкольного возраста рекомендуется использовать:
рисование пальчиками;
оттиск печатками из картофеля;
рисование ладошками.
Детей среднего дошкольного возраста можно знакомить с более сложными техниками:
тычок жесткой полусухой кистью.
печать поролоном;
печать пробками;
восковые мелки + акварель;
свеча + акварель;
отпечатки листьев;
рисунки из ладошки;
рисование ватными палочками;
волшебные веревочки.
А в старшем дошкольном возрасте дети могу освоить еще более трудные методы и техники:
рисование песком;
рисование мыльными пузырями;
рисование мятой бумагой;
кляксография с трубочкой;
монотипия пейзажная;
печать по трафарету;
монотипия предметная;
кляксография обычная;
пластилинография.
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №95»
«Картотека методов нетрадиционного рисования для занятий с дошкольниками»
Подготовила :
Воспитатель старшей разновозрастной группы
Карягина Валентина Сергеевна
Дети и творчество – неразделимые понятия. Ребенок познает окружающий мир, стараясь отразить его в игре, лепке и рисовании. Ведь в душе каждый малыш — певец и музыкант, художник и скульптор. Творческие порывы у детей часто связаны с художественной деятельностью, а изобразительное творчество ребенка — идеальная возможность для проявления его фантазии.Это является важным условием для нормального развития малыша.
Нетрадиционные техники рисования для детей в садике и школе- это не значит что-то сложное. Совсем наоборот — такое рисование превращает занятие по изо в веселую забаву. Здесь совсем не обязательно обладать сложными навыками владения карандашом и кистью. В простых приемах нетрадиционного рисования ребенок способен создать красивые рисунки и картины, и это даст ему потрясающий творческий опыт с превосходным итоговым результатом. Он сам потянется к искусству, когда почувствует, что может творить красоту своими руками.
Содержание статьи:
Нетрадиционные способы рисования
Для детей нетрадиционные техники рисования — это замечательный способ создания маленьких шедевров. Оказывается, ладошка может превратиться в розового слоника, а простая клякса — стать деревом, а морковка с картошкой — удивить необычными узорами.
К примеру, малышам 3-4 лет можно предложить:
- рисование пальчиками
- рисование ладошками
- печати из ниток
- печати из картофеля или морковки.
С детками 5-6 лет можно попробовать:
А с детьми 7-8 лет можно освоить более сложные техники:
Для детей лепка из пластилина – это целый мир, полный разнообразия и экспериментов! Под вашим чутким руководством ребенок может слепить всевозможные Поделки из пластилина. Поэтапная лепка для детей станет самым лучшим руководством для создания различных сказочных героев, животных и растений.Рисование руками
Рисование ручками — это первая техника, которой маленькие детки способны овладеть очень рано. Рисунок получается быстро — это крайне важно, потому что малыши не могут долго заниматься одним делом. Детскую ладошку обмакните в краску и пусть малыш сделает отпечаток на поверхности бумаги. Посмотрите, на что это похоже. Спросите кроху, что нужно дорисовать, чтобы получилось какое-то животное или птица. Недостающие детали можно нарисовать пальчиками.
Рисование пальчиками
Маленькому художнику будет очень весело рисовать пальчиками, оставляя разноцветные отпечатки на бумаге.


Техника рисования акварелью по мокрой бумаге
Для создания маленьких шедевров понадобится лист плотной бумаги, акварельные краски и кисть. Помогите ребенку равномерно смочить лист, но чтобы не было луж. Пусть наберет на кисть немного краски и начинает творить. Каждый мазок новым тоном расползается по бумаге, красиво переходя в другой оттенок. Самое время показать ребенку смешение цветов и объяснить, что такое оттенки.
Подскажите ребенку, что все движения должны делаться легко и плавно, не нужно вдавливать кисть в бумагу, как это любят делать многие дети. Достаточно легкого прикосновения. В этой технике хорошо получается рисовать фоны. А после высыхания можно продолжить рисовать остальной рисунок.


Рисование в технике Клеевые картинки
Для рисования в этом стиле Вам потребуется клеевой пистолет. Помогите ребенку нарисовать горячим клеем контуры на бумаге, внутри которых изображение заполняется красками. Благодаря клею краска не вытекает за пределы этих контуров. Получается что-то вроде витражного изображения. В этой технике Вы вместе с вашим ребенком можете создать настоящий витраж на стекле, но тогда вместо простой акварели нужно будет купить акриловые краски на водной основе.
Рисунки в технике акварель с восковыми мелками
Чтобы нарисовать картинку в этой технике, Вам нужен: альбомный лист, восковые мелки, акварельные краски, кисть белка, шаблоны листьев.
Пусть малыш с вашей помощью нарисует на листе несколько разных листьев. Рисунок нужно компоновать по размеру листьев — сначала большие, потом помельче. Пусть листья накладываются друг на друга — ведь в природе именно так.
Теперь возьмите восковые мелки и обведите контуры листьев, для этого вам понадобятся мелки теплых оттенков: желтый, красный, оранжевый, коричневый, бордовый. В одном листе Вы можете использовать несколько цветов. Не забудьте нарисовать прожилки на каждом листике, кроме рябиновых
А сейчас настало время воспользоваться акварельными красками — начинайте закрашивать не листики, а альбомный лист с левого верхнего угла. Покажите ребенку, как добавлять другие цвета, чтобы один оттенок плавно перетекал в другой без четких границ. Таким образом постепенно заполняем наш лист осенними красками
Рисование забавными отпечатками
1. Штампики из пластилина
Из пластилина очень просто и удобно сделать штампики — достаточно кусочку пластилина придать нужную форму, украсить узорами (линиями,точками) и покрасить в необходимый цвет.
2. Штампики из ниток
Для создания интересных «полосатых штампиков» можно использовать нити, которые нужно прочно намотать на какой-либо предмет. Затем нити густой краской окрашиваются в необходимый цвет. Теперь только фантазия подскажет, как нанести «полосатый узор» на поверхность бумаги.
3. Штампики из свернутого картона
Свернув кусок картона в рулончик, можно получить оригинальный штампик для «розочек». А если отрезать от втулки от туалетной бумаги «кругляш» и придать ему форму листика, то ваш ребенок может самостоятельно создать красивую композицию.
4. Отпечатки «листики»
Эта техника знакома многим. Чтобы отпечатать лист, можно взять любой красивый листок и нанести краску на сторону с прожилками. Затем окрашенной стороной лист приложить к бумаге и прогладить. Через несколько секунд можно аккуратно поднять листик — на бумаге останется его отпечаток.
5. Отпечатки картошкой, морковкой, яблоком
Для деток раннего возраста это довольно популярная техника. Вам потребуется любой овощ или фрукт и гуашь. Дальше все просто — макаете предмет в краску и делаете отпечаток на бумаге.
Штампы можно изготовить из яблока, картофеля,морковки, перца и других овощей или фруктов. Проще всего сделать штампик из картофеля. Если у вас есть металлические формы для вырезания печенья, просто продавите форму в картофель и аккуратно подрежьте ножиком лишние кусочки по краям.
Рисование мыльными пузырями
Ребенку будет очень интересно нарисовать картинку мыльными пузырями. Для этого в стакан с водой надо добавить любой мыльный раствор и краску и с помощью трубочки сделать крепкую пену. На пузыри аккуратно положить лист бумаги и дождаться, когда станут проявляться первые узоры. Можно поднимать бумагу — пузырчатые узоры готовы.


Рисование солью
Чтобы придать фону рисунка причудливую текстуру, при изображении любого пейзажа можно использовать соль. Пока краска еще не высохла, фон необходимо посыпать солью. Она впитывает лишнюю воду, прилипает и создает очень интересный эффект. Лишнюю соль нужно аккуратно стряхнуть после высыхания. На ее месте останутся необычные светлые пятнышки.


Есть еще один необыкновенно интересный вариант рисования солью. Для этого нужно нарисовать рисунок карандашом, а потом обвести клеем ПВА. Это может быть простой цветок, узоры или геометрические фигуры. Клея не жалеем. Щедро посыпаем рисунок солью, а потом аккуратно стряхиваем лишнюю на поднос. Теперь добавим цвета — можно раскрасить кисточкой, а можно взять пипетку и по капле подкрашенную воду нанесем на рисунок. Вы сможете увидеть, как капли растекаются и получаются яркие узоры и фигуры.


Рисование мятой бумагой.
При помощи смятой салфетки или бумаги можно получить необычную текстуру. Есть два способа такой техники:
- Жидкая краска наносится на бумагу, и через некоторое время, пока лист еще не высох, к нему прикладывается смятая салфетка. Она впитает лишнюю влагу, а на листе останется характерный след.
- На смятый комок бумаги или салфетки необходимо нанести краску, а потом окрашенной стороной наносить отпечатки.


Монотипия
Эта необычная техника рисования основана на уникальном отпечатке, который может получиться только в единственном экземпляре. Поэтому двух абсолютно одинаковых рисунков создать невозможно.
Необходимо согнуть лист бумаги пополам, и близко к сгибу на одной половине нарисовать красками какую-нибудь фигуру. Затем лист сложить и прогладить рукой — получится симметричный отпечаток. Теперь только фантазия юного художника подскажет, что получилось.




Ниткография
Эта техника рисования похожа на настоящее волшебство. Нитку нужно опустить в краску, чтобы она хорошо ею пропиталась. Потом эту нитку выложить на бумаге «завитушками», а один конец вывести за пределы листа на 5-10 см. Сверху лист с ниткой накрывается другим листом бумаги, поверх которого необходимо положить какой-то груз, например, книгу. Остается только дернуть за выступающий кончик нити и поднять верхний лист. Необычная картинка готова.




Рисование при помощи ватных палочек
Принцип такой техники заключается в том, что ребенок закрашивает картинку точками. Для этого ватную палочку необходимо обмакнуть в краску и нанести точки на рисунок, контур которого уже нарисован.


Рисунки в технике граттаж
Слово “граттаж” произошло от французского «gratter» (скрести, царапать).
Для начала работы в этой технике необходимо подготовить картон, который покрывается толстым слоем воска или разноцветной масляной пастели. Затем на поверхность картона широкой кистью или губкой нужно нанести слой темной краски. Когда краска высохнет, острым предметом — зубочисткой или спицей, процарапывается рисунок. На темном фоне появляются тонкие однотонные или разноцветные штрихи.
Каждая из нетрадиционных техник рисования — это маленькая игра для ребенка. Их использование дает детям чувство раскованности, развивает воображение и дает полную свободу для самовыражения.
В детском саду детей учат много разных важных и интересных методик, которые в будущем значительно упростят жизнь. Например, нетрадиционный рисунок в подготовительной группе может стать не только хорошим развлечением, но и хобби, увлечением в будущем.
Темы занятий
Для учителей особенно сложно подобрать некоторые рефераты, поэтому основная часть уроков проводится по стандартным схемам или даже берется «из головы».Возможные темы, которые можно отрегулировать для нетрадиционного рисунка:
- Зима.
- Зимний лес.
- Лето.
- Отдых летом.
- Осень.
- Осенний лес.
- Праздничные темы.
- Весна.
- Пробуждение природы.
- Абстракция.
- Тонировка.
- Семья.
- Транспорт.
- пробел.
- Животные.
- Птицы.
Продолжать список можно бесконечно.Однако нетрадиционный рисунок в подготовительной группе детского сада на эти темы является наиболее продуктивным и общепринятым.
Зима как тема для занятий
Возможно, с этой темой все довольно просто, но интересно. Существует множество способов сделать нетрадиционный рисунок в подготовительной группе на тему «Зима» по-настоящему веселым и веселым. Это познавательно и полезно. Что вы можете использовать:
- ватные тампоны или тампоны;
- конфетти;
- блесток;
- воды;
- капустных листьев;
- губки из поролона;
- соль;
- сахар.
Каждый из приемов имеет свои особенности и нюансы, которые необходимо учитывать. Нетрадиционный рисунок на зимнюю тему можно разделить на несколько разных классов, чтобы опробовать несколько приемов.
Новый год
Для этой темы вы можете использовать несколько неадгезивных методик одновременно. Например, с блестками и пеной губкой. Что потребуется:
- Краски.
- Вода.
- Пенные губки с большими порами.
- Блестки сухие.
Как применить все это на практике? Сначала попросите детей нарисовать новогоднюю елку, а затем украсьте ее блестками. Примечательно, что клей вообще не требуется. Просто блестки следует распылять на еще не высохшую краску, чтобы они были закреплены на ней. С помощью пенопластовой губки необходимо нанести пористый рисунок с синей краской, чтобы в результате получился своеобразный снег или мороз. Детям понравится проводить уроки не только с такими необычными материалами, но и с некоторыми другими.
Зимние узоры
На эту тему разные техники, которые порадуют детей. Например, создание впечатлений с капустного листа. Нетрадиционный рисунок в подготовительной группе учит нас использовать материалы, которые на первый взгляд не совсем предназначены для изобразительного искусства. Как использовать листья капусты? Это довольно просто. Требуется:
- красок;
- листов бумаги;
- кистей;
- пластиковых тарелок;
- листьев капусты свежие и хрустящие;
- Елочные ветки.
Из цветов гуашь идеальна, потому что она толстая, ее легче наносить. Чтобы детям было веселее, можно дополнить уроки веселыми рассказами и стихами. Нетрадиционный рисунок зимних узоров с помощью листьев капусты состоит из нескольких этапов.
Первый этап: впечатления
Желательно надеть на детей защитные фартуки и перчатки, чтобы они не пачкались в процессе работы. На капустный лист на стороне вен наносится синяя или синяя краска.Только на самих венах, так что печать более интересная и плавная. Затем лист прижимается к бумаге, чтобы на ней был отпечатан рисунок. Сначала капусту кладут на пластиковые тарелки. В этом случае рабочая поверхность останется чистой и опрятной.
Вторая стадия: рисунок
Тонкая кисть добавляется к готовому оттиску для рисования красок, так что получается наиболее сложный и сложный рисунок. Его можно слегка помыть водой. В этом случае вы получите настоящее морозное изображение, которое обычно получается на стекле.
Стадия три: метель
Еловые ветки необходимы для того, чтобы сделать метель. Гуашь смешать в посуде с водой до жидкого состояния. В нем смочены еловые веточки. С их помощью сложный узор наносится на лист бумаги, где есть место.
Этап четвертый: обсуждение
Нетрадиционный рисунок в подготовительной группе (зима как тема для урока) подразумевает обсуждение результатов. Дети должны рассказать, что им нравится в рисунке, который, по их мнению, не сработал, но что можно изменить или сделать по-другому.
Весна как тема
Весенняя тема не менее интересна, чем зимняя. Вы можете рисовать, используя много разных материалов. Например, вы можете найти это полезным:
- хлопковых колес;
- гуашь;
- акварель;
- большая круглая щетка;
- пищевых красителей (синий, желтый, красный, зеленый).
Детские нетрадиционные техники рисования можно сочетать друг с другом, как в этом случае. Само занятие делится на несколько основных этапов.
Шаг 1: Подготовка фона
Лист бумаги смачивается водой, затем на него наносится цвет воды: верхняя полоса светлее, чем все последующие. Рекомендуемые цвета: розовый, красный, сиреневый, фиолетовый. Важно, что фон не высыхает полностью перед вторым этапом.
Шаг 2: Пищевые красители
Они распыляются в середину листа в хаотическом порядке, смешивая цвета. Получается необычный буйство красок, которое впоследствии превратится в роскошный букет цветов.Пищевые красители должны быть высушены перед нанесением гуашью.
Шаг 3: ваза для цветов
Нетрадиционный рисунок в подготовительной группе на тему «Весна» в данном случае состоит в изображении натюрморта без природы. То есть для этого не требуется визуальная помощь. Ваза нарисована большой круглой кистью. Важно напомнить детям, что для естественности картины необходимо сделать блики на посуде. Они всегда светлые, как будто солнечные лучи падают на вазу.Вы можете выбрать любую форму: круглую, овальную, квадратную.
Шаг 4: Рисование деталей
Когда пищевой краситель высохнет, вы можете очистить рисунки зеленых стеблей возле цветов гуашью. Это придаст рисунку почти законченный вид. Важно объяснить детям, что стебли не должны падать на саму вазу, потому что они в ней. С помощью холодных оттенков рисуется тень от посуды. Задача преподавателя состоит в том, чтобы объяснить, какая сторона должна быть относительно бликов на вазе.
Шаг 5: Используйте ватный диск
С его помощью вы можете сделать необычное, выпуклое и очень ощутимое яблоко. Диск сильно смачивается водой, прижимается к узору с одной стороны вазы. Пока вата не высохла, она покрыта гуашью желтого или красного цвета, хвост окрашен. Для живости можно добавить зеленый лист.
Летние темы
На уроке по этой теме вы можете использовать техники офингера и кулачка. Все довольно просто и интересно для детей.Не нужно покупать краски для пальцев, достаточно гуаши и теплой воды, чтобы вымыть руки. Нетрадиционный рисунок в подготовительной группе на тему «Лето» может быть с любой подтемой, но наиболее интересными в технике кулачка и пальца являются животные и птицы. Например, вы можете нарисовать кролика на зеленой лужайке.
Стадия 1: Животное
Поскольку рисунок не всегда должен отображать реальное изображение, цвет зайца можно выбрать любым, который понравится ребенку.Гуашь подходящего оттенка разводят в пластиковой тарелке. Малыши сжимают руки в кулак, а затем краской промокают одну сторону. Пока он не высох, прижмите кулак к листу бумаги, чтобы создать четкое впечатление. При необходимости пальцы могут сделать голову зайца ярче, добавив дополнительную краску. Таким же образом прикрепляется тело животного. Пальцами сложены уши, лапы и хвост. С помощью кисти или ватного тампона нарисуйте прицел и нос, зубы, усики у кролика.
Второй этап: газон
Вы также можете сделать это с помощью кисти или пальцами.Зависит от того, что детям понравилось больше. Кстати, если вы оставите этот пункт на свое усмотрение, то все рисунки будут максимально отличаться друг от друга, что даст основание для активного обсуждения. В будущем такой анализ и самоанализ будут полезны для детей в школе и в зрелом возрасте. После рисования газона, цветов на нем можно добавить изображение солнца и облаков. Летний узор готов.
Птицы в технике пальцев
Вы можете рисовать птиц таким же образом.Например, курица или петушок. Нетрадиционный рисунок в подготовительной группе на тему «Птицы» выглядит так:
- Сначала ладонь смазывают краской (например, желтой), затем прижимают к листу бумаги.
- Руки всегда моют до
Знакомство ребенка с разнообразием окружающей его среды — одна из главных задач, стоящих перед учителем, работающим с детьми дошкольного возраста. Прекрасная возможность для достижения этой цели включает нетрадиционный рисунок. Сегодня особое внимание уделяется этой области в детском саду. Давайте поговорим о нем в статье.
Нетрадиционные способы нанесения. Их преимущества
Традиционный традиционный набор художественных средств в некоторой степени ограничивает воображение ребенка.Иногда недостаточно выразить все чувства и передать образы, которые возникают в душе и разуме ребенка. Нетрадиционные способы рисования имеют ряд преимуществ, которые учителя и родители должны знать, чтобы использовать этот метод в полной мере.
- Нетрадиционные приемы освобождают ребенка, он не боится сделать что-то не так. Наоборот, оригинальность решения задачи поощряется наставником, ведущим занятие.
- Позитивные эмоции являются неотъемлемой частью, где используется нетрадиционный рисунок.В старшей группе детского сада, как и в группах, где участвуют младшие дети, создание благоприятной атмосферы, положительное эмоциональное состояние очень важно для общего развития детей.
- Альтернативные методы рисования не утомляют детей. Высокая степень эффективности поддерживается на протяжении всего сеанса. Это помогает развитию усидчивости, концентрации, способности довести дело до конца.
Какие уроки делают
Применяемый воспитателями, родителями, учителями нетрадиционный рисунок в старшей группе детского сада может стать одним из компонентов подготовки ребенка к школьному обучению.
Это объясняется тем, что у таких детей проявляется индивидуальность. Учитель, организуя работу, использует выявленные возможности детей в дальнейшем развитии их способностей. Правильно организованные занятия способствуют интеллектуальному развитию детей, коррекции психических процессов у дошкольников. Дети получают возможность почувствовать уверенность в себе, что особенно важно для будущих школьников. Развитие мелкой моторики особенно активно в классах, где используется нетрадиционный рисунок.В старшей группе вы можете использовать техники, такие как рисование пальцами, ладонь, воск и акварель, пена. Большой популярностью среди детей и педагогов пользуется рисунок в технике клексографии, гравюры, точная закраска, распыление и многие другие способы. Педагог при выборе метода должен учитывать возраст детей, их готовность к качественной работе.
Рисование от руки
Нетрадиционный рисунок в старшей группеДетский сад не обходится без использования этого метода. Прежде всего, для этого используются детские пальцы.Нужно предложить ребенку положить палец гуашью и нарисовать его, как кистью. Каждый палец руки можно использовать для разных цветов.
Попросите ребенка нарисовать ладонь кистью. После этого необходимо оставить отпечаток руки на бумаге и придать полученному изображению узнаваемую форму. Отпечаток может превратиться в рыбу, бабочку, букет, птицу, фигуру животного или какое-то сказочное существо. Для выполнения этой задачи дети должны использовать различные движения рук: хлопки в ладоши, размазывание, грунтовка и другие.
Разновидности принтов
Нетрадиционный рисунок в детском саду имеет постоянное развитие. Учителя постоянно находят новые материалы, с помощью которых можно наносить изображение на бумагу. Распространен такой метод, как печать. Суть в том, что при рисовании рисунка на бумаге вместо кисти используется какой-то необычный материал.
В качестве отпечатков можно взять кусочки поролона или губки, картофель, мятую бумагу, листья растений, ватные палочки, полистирол, мятые салфетки, вату или любой другой материал, способный оставить необычное впечатление на бумаге.Эта техника рисования очень подходит для изображений животных, потому что благодаря печати можно показать, насколько пушистым или колючим является тело животного. Вы можете показать прозрачность предмета, элегантность, максимально точно передать материал его изготовления.
Клексография
Чтобы развить воображение ребенка, его творческую фантазию сложно переоценить, метод кляксографии — это полезное и интересное занятие. Нетрадиционный рисунок предполагает использование сложенного пополам листа бумаги.На одной из его сторон с помощью трубки, пластиковой ложки или чего-то еще гуашью наносится пятно или несколько пятен. Затем лист складывается пополам, прижимает ладонь и открывается снова. В результате этого действия появляется фантастическая картина. Вот и все, и вам нужно превратить его в узнаваемый образ. На заключительном этапе работы ребенок может использовать кисти, карандаши, маркеры, цветные карандаши и другие инструменты рисования.
Распыление
Детям может быть предложено еще одно увлекательное занятие.Нетрадиционные приемы нанесения в их арсенале есть такой метод, как распыление. Для работы вам понадобятся трафареты, которые расположены в правильном порядке на бумаге. На трафаретах могут быть изображены деревья, цветы, фигурки животных, игрушки и другие предметы.
После того, как трафареты разложены, на лист бумаги наносится краска. Он напечатан на щетине зубной щетки, которую затем держат линейкой к себе. Пятна от распыления краски должны равномерно заполнить весь лист. После высыхания краски трафареты можно снять и покрасить необходимыми деталями.Коллаж
Обобщающая работа, которая покажет, как дети учатся применять нетрадиционные методы рисования, может стать коллажем. Выполняя эту работу, ребенок использует все приемы и методы, которые он изучил. Это наиболее сложный вид деятельности, так как здесь необходимо не только запомнить технику рисования, но и выбрать наиболее совместимые приемы.
Описание методов, в которых нетрадиционные рисунки, тезисы уроков с детьми разного возраста можно найти в достаточном количестве в специальной литературе, посвященной развитию детского творчества.Занимайтесь с детьми рисованием, и тогда они скоро постигнут красоту мира! р >> ,Различные техники нетрадиционного рисования, используемые в старшей группе детского сада, являются одним из способов научить детей рисовать, знакомиться с живописью, выражать себя и свои способности. Разнообразие способов передать свой внутренний мир и свое видение окружающей среды, предметов и предметов, знакомых ребенку, позволяет ему полностью раскрыть себя, не опасаясь сделать что-то не так, а также приобрести новые навыки и знания.Перед воспитателями детского сада стоит сложная задача — познакомить детей с разнообразием внешнего мира и научить их, как передавать свои чувства и эмоции с помощью красок и бумаги. Одним из наиболее эффективных способов является использование нетрадиционных техник рисования. Этому методу уделяется много времени и внимания в дошкольных учреждениях. Это применимо для всех возрастных категорий. Разница только в сложности приемов. Таким образом, в младших группах детям предлагается рисовать самыми простыми способами, в старшей группе дети переходят к более сложным вариантам, которые требуют больше навыков и навыков.Преимущества нетрадиционного рисования в старших группах. Не все дети обладают уникальной способностью рисовать, и поэтому, чтобы научить ребенка передавать свои чувства, чувства и восприятие всего, что окружает краски, карандаши и бумага, часто обычный набор для творчества недостаточно. В таких случаях на помощь приходят нетрадиционные методы рисования. Альтернативные методы имеют ряд важных преимуществ:
- ребенок освобождается в процессе работы, избавляется от страха, что что-то ему не поможет, обретает уверенность в себе и своих действиях;
- учится исправлять допущенные ошибки, трансформировать чертеж, дополняя его деталями;
- получает радость, положительные эмоции и хорошее настроение, которое не покидает его на протяжении всего процесса работы над созданием собственного рисунка;
- работоспособности не теряются на протяжении всего сеанса, поэтому дети воспитывают усидчивость и терпение, что будет полезно им в дальнейшей жизни;
- ребенок учится мыслить нестандартно, фантазировать, работать с красками и подручными средствами.
Нетрадиционный подход к обучению является одним из важных этапов подготовки детей старших классов к школе. Развивает моторику пальцев, личности, улучшает умственное развитие, корректирует психическое состояние. Все эти качества необходимы детям в процессе их взросления и становления как личности. Какие нетрадиционные приемы можно использовать для детей старших групп? В этом возрасте дети уже знакомы со многими простыми приемами, поэтому пришло время немного усложнить задачу и закрепить уже приобретенные навыки.Детям предлагается множество способов изображения предметов и предметов, среди них:
- рисование руками — с помощью только пальцев и кистей рук;
- клексография;
- Распыление;
- пена для рисования, губка, воск и акварель; Точечный рисунок
- ;
- различных принтов, а также множество других, не менее интересных вариантов.
Давайте рассмотрим некоторые из самых основных и интересных методов нетрадиционного рисунка, используемых в старших группах дошкольных учреждений.Рисование руки Здесь мы имеем в виду рисование пальцами, ладонями, кулаком. Дети используют пальцы вместо кистей, рисуют разные линии или рисуют фигуры. Раскрашенная краской ладонь, вы можете наносить на пальцы разные цвета, позволяет оставлять интересные отпечатки на бумаге. В будущем детям придают определенную форму, например, они заканчивают голову или ноги, глаза, уши, плавники и т. Д. Таким образом можно рисовать как простейший цветок или дерево, а также различных животных. птицы или рыбы.Чтобы сделать изображение красивым и ярким, детям необходимо выполнять различные движения руками, такие как грунтовка, хлопки в ладоши, размазывание и т. Д. Рисование с помощью принтов
Очень интересным вариантом для проявления вашего творческого потенциала является рисование с помощью принтов, которые можно сделать с помощью чего угодно: овощей, пробки, бутылок или интересных баночек, катушек из швейных ниток и так далее. Для изготовления печатей детям помогают взрослые, показывающие, как это правильно делать. Для работы вам понадобится прокладка для печати, пропитанная разными цветами гуашью и бумагой.Печать прижимается к подушке, а затем ее отпечаток остается на подготовленном листе бумаги. Используя этот метод, ребенок может создать замечательный рисунок, любое изображение, довольно необычное и интересное. Клексография
Техника клексографии очень важна для активизации развития воображения детей этой возрастной группы, умения делать что-то из ничего. Суть рисунка заключается в том, что ребенок кладет шарик с кистью, пластиковой ложкой и т. Д. На одну половину листа (можно положить сразу несколько маленьких шариков разных цветов).После этого бумага складывается пополам и снова поворачивается. Получается необычный рисунок. В будущем дети, фантазируя, придают ему узнаваемый вид с помощью, например, маркеров или карандашей, заканчивая деталями. Опрыскивание
Опрыскивание очень простое и в то же время увлекательное занятие, требующее ухода. Чтобы что-то нарисовать таким образом, педагоги заранее делают разные трафареты, которые дети разлагают на бумаге в порядке, предусмотренном темой создаваемой картины.Трафареты изображают все, от цветов и деревьев, до птиц или животных, как домашних, так и диких. Далее вам нужно нарисовать на щетине наиболее распространенную зубную щетку (в каждом доме можно найти старую щетку). Возьми линейку и беги по щетине (к себе). Аэрозольные краски должны полностью заполнить все свободное пространство листа. Рисунок оставлен, пока краска не высохла на нем. Затем трафареты должны быть удалены. В принципе, картина уже считается готовой, но при желании дети смогут нарисовать на ней некоторые другие элементы, тем самым улучшив свою картину.Коллаж
Коллаж — это применение нескольких приемов одновременно нетрадиционного рисунка на одном рисунке, например, солнце рисуется пальцами, деревья отпечатываются, кролика тыкают жесткой кистью, озеро в технике пластилина и т. Д. , Процесс очень интересный и занимательный, позволяющий ребенку не только фантазировать, но и закреплять ранее приобретенные знания и навыки. Каждый метод рисования хорош по-своему. Это позволяет практически всем детям развивать свои творческие способности.
комментариев
комментариев
,Нетрадиционные техники рисования в детском саду
Часто можно наблюдать, что малыши для изобразительного искусства своих впечатлений от окружающего вас мира не нуждаются в красках или карандашах, они с удовольствием рисуют пальцами на запотевшем стекле, палочками для еды на песок, вода на столе, а иногда зубная паста или мамина помада на зеркале в ванной.Поэтому задача педагогов — сделать такую работу для детей более целенаправленной, используя различные нетрадиционные приемы рисования в детском саду. Для этого существует большое разнообразие техник, с помощью которых можно создавать оригинальные произведения, не обладая особыми художественными навыками. От таких занятий ребенок получает не только огромное удовольствие, но и пользу: лучше и быстрее развивается память, внимание и мелкая моторика рук.
Типы нетрадиционных техник рисованияВсе дети обожают разные сюрпризы, и первый вопрос, который они будут задавать перед каждым уроком: «А что мы будем рисовать сегодня?» Такие уроки всегда будут для них праздником, они такие интересные и увлекательные.Для работы с детьми, как правило, используются такие нетрадиционные приемы рисования в детском саду, как: рисование пальцем, кулаком, ладонью, рисование кляксами, монотипирование, рисование нитками, рисование мылом, рисование рулоном, рисование со стеклом, рисование пеной, рисование печатанием на машинке, рисование свечами и акварелью, техника рисования углем и т. д. Каждый метод — это своего рода маленькая игра, которая приносит детям радость и положительные эмоции. Например, метод клексографии заключается в том, что педагог учит детей делать помарки, а ребенок, в том числе и его воображение, должен видеть на полученном рисунке определенный образ и дополнять его деталями.
Мне очень нравятся эти дети, применяя нетрадиционную технику рисования в DOW, как рисование свечи. Острым концом свечи рисует определенное изображение (елочка, дом) на белом листе бумаги, затем кистью наносится краска поверх рисунка. Конечно, краска не лежит на жирном следе, оставленном свечой, и перед детьми волшебно проявляется нарисованная ими картина, все еще невидимая.
Не менее любимы детьми пенные узоры.Для них специально вырезают из поролона различные геометрические фигуры, которые затем прикрепляются к карандашу с помощью обычной проволоки. Дети поочередно окунули разные фигуры в краски и сначала хаотично, а затем по порядку отпечатали на листе бумаги сердца, круги, квадраты и треугольники, составляя простые и сложные орнаменты. Дети всегда рисуют с большим удовольствием и интересом ко всем техникам.
Нетрадиционные методы рисования в детском саду и их эффективность
В процессе творчества дети учатся создавать разные вещи своими руками, исследовать, открывать для себя и умело использовать все, что им дает мир, а также развивать нестандартное видение предметов.Они смотрят на любой мусорный материал, будь то коробка спичек, остатки пряжи, пластиковая бутылка или перо голубя, проявляют воображение, обретают уверенность в себе, учатся бережливости и практичности, создавая свои собственные маленькие шедевры.
,