Содержание

Оценка состояния новорожденного по шкале Апгар

Шкала Апгар определяет оценку состояния новорожденного на первых минутах жизни, но его дальнейшее развитие не связано с этими цифрами. Высокий показатель не гарантирует идеального здоровья, а низкий — не прогноз проблем со здоровьем.

Шкала Апгар — расшифровка

Шкала используется для определения «самочувствия» новорожденных вскоре после рождения и последующих минут его жизни — на первой и пятой минуте. Метод измерения введен в 1952 году американским врачом Вирджинией Апгар. Название шкалы Апгар состоит из букв ее фамилии, которые также выступают в качестве расшифровки:

Appearance — цвет кожных покровов.

Pulse (Heart Rate) — частота сердечных сокращений.

Grimace (Response to Stimulation) — гримаса, возникающая в ответ на раздражение.

Activity (Muscle Tone) — активность движений, мышечный тонус.

Respiration — дыхательные движения.

Другой вариант распространенный в английском языке трактуется как «How Ready Is This Child», что в переводе означает «насколько готов этот ребенок»:

Heart rate — частота сердечных сокращений.

Respiratory effort — дыхание.

Irritability — рефлексы и раздражительность.

Tone — мышечный тонус.

Color — цвет кожи.

В нашей стране название шкалы Апгар соответствует фамилии ее создателя. Вычисление производится на основе полученных рефлексов, баллы ставятся от 0 до 10. Как правило, в истории ребенка это две цифры, например 7/8 или 8/8. Первая цифра это оценка состояния на первой минуте после рождения, вторая цифра — на пятой минуте. Оценка состояния по шкале Апгар с цифрами 7/8 указывает, что новорожденный набрал 7 баллов сразу после рождения, а через пять минут его самочувствие улучшилось, и он получил 8 баллов.

Цифры 8/8 говорят, что через пять минут ничего не изменилось, что является вариантом нормы и не требует медицинского вмешательства. Другой вариант 8/7 показывает, что самочувствие на пятой минуте ухудшилось, такой новорожденный, по мнению врачей, нуждается в особом внимании. В этой ситуации проверку выполняют повторно через несколько минут, чтобы убедиться, что показатель не продолжает уменьшаться.

Оценка по шкале Апгар означает:

10-9 — новорожденный в норме

8-7 — устал после родов

6-4 — асфиксия средней тяжести

3-0 — тяжелая асфиксия

Ребенок, который получил 7 и более считается здоровым.

Влияние результата на здоровье в будущем

Оценка состояния новорожденного по шкале Апгар не всегда субъективна. Представьте, что в палате №1 новорожденный получил восемь, а в палате №2 шесть баллов. Первый результат считается хорошим, а показатель второго ребенка может взволновать любого родителя. Тем не менее, это не означает, что он будет отставать в развитии, просто специалисты окажут более тщательное наблюдение, а затем, выпишут витамины или препараты на основе оценки состояния в день выписки. Очень важно понимание ситуации — не редко низкие результаты дают недоношенные детки, также они понижены, если новорожденный кричит недостаточно громко или плохо реагирует на раздражители. Возможно, малыш просто устал, и у него нет сил для желаемых от него действий, кроха даже не знает, что он что-то должен этим людям.

оценка состояния ребенка по шкале Апгар

Другая ситуация — ниже 6 баллов. Низкая оценка состояния может быть следствием различных осложнений беременности и родов. Когда цифры не меняются на пятой и на десятой минуте, врачи проводят дополнительные исследования на наличие инфекций и врожденных патологий. Получив результат, специалисты определяют дальнейшие действия.

Важно понимать, что оценка состояния не является прогнозом дальнейшего развития в эмоциональном, интеллектуальном или физическом плане. Однако, чтобы избежать опасений родителям стоит поинтересоваться результатом обследований в роддоме, соответствуют ли они норме или есть небольшие отклонения. Что касается высшего результата, то 10 баллов ставят в редких исключениях, так как даже самые здоровые дети адаптируются к новым условиям находясь в сильном стрессе.

«Не смотрите назад, и вы добьетесь успеха» В. Апгар

 

Источники: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A8%D0%BA%D0%B0%D0%BB%D0%B0_ %D0%90%D0%BF%D0%B3%D0%B0%D1%80

http://pregnancy.about.com/od/newborntesting/a/Apgar-Score-For-Newborns.htm

http://kidshealth.org/parent/pregnancy_center/q_a/apgar.html#

 

Оценка новорожденного по шкале Апгар — Мегаобучалка

Аргаяшский филиал ГБОУ СПО

«ЧЕЛЯБИНСКИЙ БАЗОВЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ КОЛЛЕДЖ»

 

 

ПЕРЕЧЕНЬ МАНИПУЛЯЦИЙ

АЛГОРИТМЫ МАНИПУЛЯЦИЙ

ДЛЯ СТУДЕНТОВ

Дисциплина:

Специальность:

Перечень манипуляций по МДК 02.01. Сестринская помощь в педиатрии

1.Проведите оценку состояния новорожденного по шкале Апгар.

2.Оцените физическое развитие ребёнка по центильным таблицам.

3.Выполните технику взвешивания ребёнка.

4.Проведите контрольное взвешивание ребёнку 8 мес.

5.Выполните процедуру закапывания капель в глаза ребёнку 3-х лет.

6.Выполните процедуру закапывания капель в уши ребёнку 3-х лет.

7.Выполните процедуру закапывания капель в нос ребёнку 3-х лет.

8.Проведите забор кала на КПФ

9. Произведите забор кала на яйца глистов.

10. Выполните соскоб на энтеробиоз различным способом

11.Произведите забор мочи у детей 1 -го года жизни,

12.Произведите разведение и постановку антибиотика ребёнку 1-го года в разовой дозе 300 тыс. ед.

 

13.Выполните технику взятия мазка из зева на BL

 

14. Выполните технику взятия мазка из носоглотки на менингококк,

15. Выполните технику физического охлаждения тела ребёнка.

16.Выполните обработку волосистой части головы при выявлении педикулёза.

17.Продемонстрируйте технику оксигенотерапии ребёнку различными методами.

18. Выполните очистительную клизму ребёнку 7 лет.

19. Выполните согревающий компресс на ухо ребёнку 1 года.

20.Проведите технику измерения окружности головы ребёнку 10 мес.

21.Проведите технику измерения окружности груди ребёнку 10 мес.

22. Продемонстрируйте технику проведения гигиенической ванны ребёнку 1 года, 23.Продемонстрируйте технику подмывания грудных детей.

24. Продемонстрируйте технику измерения роста у детей первого года жизни.

25.Продемонстрируйте технику постановки газоотводной трубки.

26.Продемонстрируйте технику обработки глаз у новорожденного.

27.Продемонстрируйте технику туалета носовых ходов у новорожденного ребёнка.

28.Продемонстрируйте технику туалета ушных ходов у новорожденного ребёнка.



29.Продемонстрируйте технику согревания новорожденного ребёнка.

30.Продемонстрируйте технику пеленания ребёнка грудного возраста.

 

 

№ 1

Оценка новорожденного по шкале Апгар

Состояние малыша, который только что появился на свет, оценивают по следующим показателям:

  • дыханию,
  • сердцебиению,
  • мышечному тонусу,
  • рефлексам и цвету кожных покровов.

Рассмотрим же каждый из основных показателей, за которыми наблюдают врачи, оценивая состояние малыша по системе Апгар.

1. Дыхание малыша. Новорожденный может делать до 40–45 дыхательных движений в минуту. Такая активная работа дыхательной системы оценивается по максимуму — 2 балла. При этом едва появившись на свет малыш громко кричит. Это говорит о хорошей работе легких. Если же кроха только плачет, но не кричит, а его голосок дрожит и дыхание медленное — врач ставит 1 балл за работу дыхательной системы. Если малыш не дышит и не издает никаких звуков — ставится 0 баллов.

2. Сердцебиение. У малыша, только появившегося на свет, сердце бьется очень быстро, ведь роды — это тяжелая работа не только для мамочки, но и для младенца, который торопится увидеть этот мир! Сердце крохи в момент рождения делает до 130–140 ударов в минуту. Если частота сердцебиения свыше 100 ударов в минуту — работе сердца дают 2 балла. Если же крохе не хватало кислорода в утробе, либо поступление кислорода было нарушено во время тяжелых родов — малыш дышит медленно и частота его сердцебиения не высока. Врачи ставит 1 балл. Если же пульс отсутствует — работа сердца получает 0 баллов.

3. Мышечный тонус. Как правило, у новорожденных повышен тонус мышц. Это связано с тем, что на протяжении длительного времени, 9 месяцев, ребенок находился в единственно возможной позе — его голова была приведена к груди, руки согнуты в локтях, пальчики сжаты в кулачки, а ноги согнуты в коленных и тазобедренных суставах. Поэтому после появления на свет, когда необходимость сохранять позу эмбриона отпадает и ребенок обретает долгожданную свободу — движения его очень хаотичны, очень резки. Ребенок размахивает руками и дергает ножками. Такая двигательная активность говорит о нормальном состоянии мышечного тонуса и оценивается в 2 балла. Если же и после появления на свет, ноги и руки малыша согнуты, а движения редкие и медленные — врач ставит 1 балл. Если малыш совсем не двигается — 0 баллов.

4. Рефлексы. С самого рождения у крохи начинают работать безусловные рефлексы. Такие как крик или первый вдох. Если основные безусловные рефлексы проявляются сразу — это 2 балла. В том случае когда рефлексы вызваны специалистами, но не сразу — 1 балл. Если же рефлексов у малыша нет — 0 баллов.

5. Цвет кожных покровов. У новорожденного в идеале цвет кожи должен быть от бледно розового до ярко розового. Это говорит о нормальной циркуляции крови. При этом врач оценивает и цвет слизистых оболочек рта, губ, ладони и подошвы ног. Если у малыша цвет ножек и ручек слегка синюшный — ставится 1 балл. Если же все тело младенца равномерно бледное или синюшное — 0 баллов.

Оценку по шкале Апгар в первые секунды жизни малыша врач должен сделать очень быстро, буквально за несколько секунд, ведь от этого может зависеть и жизнь младенца. Так, состояние детей, которые набирают от 7 до 10 баллов считается хорошим, или даже отличным, деткам с такой оценкой нужен лишь обычный уход. Тем, кто набрал от 4 до 6 баллов — могут потребоваться некоторые реанимационные процедуры. Если же результат ниже 4 баллов — малышу необходимо экстренное оказание медицинской помощи.

В медицинской литературе система оценки состояния ребенка по шкале Апгар приведена в виде довольно простой таблицы, которая все расставляет по своим местам:

Критерии для оценки по шкале Апгар 0 баллов 1 балл 2 балла
Окраска кожного покрова Бледность или цианоз (синюшная окраска) Розовая окраска тела и синюшная окраска конечностей (акроцианоз) Розовая окраска всего тела и конечностей
Частота сердцебиений за 1 минуту Отсутствует <100 >100
Рефлекторная возбудимость (реакция малыша на введение носового катетера) Не реагирует Реакция слабо выражена (гримаса, движение Реакция в виде движения, кашля, чиханья, громкого крика
Мышечный тонус Отсутствует, конечности свисают Снижен, некоторое сгибание конечностей Выражены активные движения
Дыхание Отсутствует Нерегулярное, крик слабый Нормальное, крик громкий


В зависимости от количества баллов, которые даны малышу при рождении, можно оценить его общее состояние на момент появления на свет:

10-7 баллов — оптимальное состояние.

5-6 баллов — легкие отклонения в состоянии малыша.

3-4 балла — средние отклонения в состоянии малыша.

0-2 балла — серьезные отклонения в состоянии крохи.

 

№ 2

Оценка физического развития ребенка по центильным таблицам

№ кори­ доров Центили по таблицам Оценка Примечание
Очень низкая величина Необходимо обсле­дование и консуль­тирование ребенка Характерна для 15% здоровых детей
3-10 Низкая величина
10-25 Ниже средней величи­на
25-75 Средняя величина Характерна для 50% здоровых детей
75-90 Выше средней величи­на Характерна для 15% здоровых детей
90-97 Высокая величина  
Очень высокая величи­на Встречается у 7% здоровых детей Встречается у 3% здоровых детей, необходимо консультирование и обследование ре­бенка  

 

 

Клиническая картина.. Для оценки состояния новорожденного используется шкала Апгар, по которой оценка проводится по пяти наиболее важным признакам: — Студопедия

Для оценки состояния новорожденного используется шкала Апгар, по которой оценка проводится по пяти наиболее важным признакам:

· Окраска кожи.

· Мышечный тонус.

· Дыхание.

· Сердцебиение.

· Рефлекторная возбудимость.

Оценка состояния новорожденного ребенка по шкале Апгар:

Признаки 0 баллов 1 балл 2 балла
Окраска кожи. Бледная или резко цианотичная Розовая, акроцианоз Розовая
Мышечный тонус. Отсутствует, конечности свисают Снижен Нормальный тонус, активные движения
Дыхание. Отсутствует Брадипноэ, нерегулярное Нормальное дыхание, громкий плач
Сердцебиение. Отсутствует Брадикардия, менее 100 в минуту Ритмичное, 100-140 в минуту
Рефлекторная возбудимость Отсутствует Одиночные активные движения, гримасы Активные движения, кашель, чихание

Состояние новорожденного ребенка оценивается через 1 минуту после рождения, повторно – через 5 минут Общая оценка складывается из суммы баллов по каждому признаку в отдельности:

· Общая оценка 0 – клиническая смерть

· Общая оценка 1-3 балла – очень тяжелое состояние.

· Общая оценка 4-5 баллов – тяжелое состояние.

· Общая оценка 6-7 баллов – состояние средней тяжести.

· Общая оценка 8-10 баллов – состояние удовлетворительное.

Таким образом, опираясь на признаки шкалы Апгар, можно представить клиническую картину асфиксии в зависимости от степени тяжести:

Клиника первичной асфиксии (по степеням тяжести).


  Степень асфиксии     Первая   Вторая (синяя)   Третья (белая)
  Оценка по шкале Апгар   6-7 баллов   4-5 баллов   1-3 балла
  Состояние ребенка     Удовлетворительное или Средней тяжести     Тяжелое, крик короткий, мало эмоциональный   Крайне тяжелое
  Дыхание     Редкое, поверхностное   Отсутствует или аритмичное с длительными остановками     Отсутствует
  Частота сердечных сокращений     Брадикардия (110-120 в минуту)   Брадикардия (80-100 в минуту), тоны сердца глухие   Брадикардия выраженная (60-80 в минуту), аритмия, глухие тоны сердца  
  Мышечный тонус     Сохранен   Снижен   Значительно снижен или отсутствует  
  Реакция на носовой катетер     Сохранена   Снижена   Значительно снижена или отсутствует  
  Цвет кожи     Незначительный цианоз, акроцианоз     Выраженный цианоз кожи и слизистых   Кожа бледная с восковидным оттенком, цианоз слизистых

Основные принципы лечения первичной асфиксии:


Лечение ребенка, родившегося с асфиксией, начинается в родильном зале с оказания реанимационных мероприятий, причем для принятия решения о начале реанимации не следует ждать одну минуту, достаточно оценить состояние новорожденного по трем основным показателям:

· Характер дыхания.

· Частота сердечных сокращений.

· Цвет кожных покровов.

Реанимация новорожденных с асфиксией проводится в три этапа:

Первый этап.

Цель: освобождение и поддержание проходимости дыхательных путей.

Мероприятия:

· При рождении головки отсасывание содержимого из полости рта и глотки, затем из носа.

· Быстрое отделение ребенка от матери и помещение его на столик с обогревом (источник лучистого тепла).

· Быстро и тщательно обтереть ребенка теплой стерильной пеленкой (тактильная стимуляция дыхания).

· Придать ребенку правильное положение (слегка запрокинуть головку, подложить под плечи валик).

· Повторно отсосать слизь из полости рта и носа.

· Провести тактильную стимуляцию дыхания (растирание спинки, похлопывание по подошвам).

· Произвести оценку ребенка по трем жизненно важным критериям (дыхание, ЧСС, цвет кожных покровов) для решения вопроса о дальнейшем продолжении реанимационных мероприятий. Если появилось ровное дыхание, ЧСС больше 100 ударов в минуту, реанимацию прекращают и ребенка переводят в палату интенсивной терапии. Если дыхание отсутствует или оно неэффективное, переходят ко второму этапу реанимационных мероприятий.

Второй этап.

Цель: восстановление дыхания.

Мероприятия:

· ИВЛ с помощью маски и дыхательного мешка Амбу. Для ИВЛ используется чаще 60% кислородно-газовая смесь, недоношенным детям – 40%.

· При неэффективности вентиляции легких мешком и маской, необходимо заподозрить развитие осложнений (обструкция дыхательных путей слизью, западение языка, переразгибание шеи, аспирация мекония) Развитие этих осложнений является показанием для проведения эндотрахеальной интубации и подключения к аппарату ИВЛ. Интубация трахеи проводится с помощью ларингоскопа.

· После интубации оценка эффективности вентиляции легких проводится каждые 20-30 секунд. Если ЧСС в пределах 80-100 в минуту, ИВЛ продолжают до тех пор, пока ЧСС не возрастет до 100 в минуту, и не появятся спонтанные дыхательные движения.

· Для стимуляции дыхания могут быть введены внутривенно лекарственные препараты (этимизол или налорфин).

· Если у ребенка ЧСС больше 100 в минуту, появились самостоятельные вдохи, реанимацию прекращают и ребенка переводят в палату интенсивной терапии. Если ЧСС меньше 100 в минуту, переходят к третьему этапу реанимационных мероприятий.

Третий этап.

Цель: восстановление и поддержание сердечной деятельности и гемодинамики.

Мероприятия:

· В сочетании с ИВЛ проводится непрямой массаж сердца (2-пальцами надавливая на нижнюю треть грудины в ритме 120 в минуту на глубину 1,5-2 см). Оценка эффективности проводится по ЧСС и цвету кожных покровов.

· Если в течение 60 секунд нет эффекта от массажа сердца, в вену пуповины вводится 0,01% раствор адреналина для стимуляции сердечной деятельности. Продолжают непрямой массаж сердца и ИВЛ.

· Вновь проводится оценка цвета кожных покровов и микроциркуляции, при необходимости введение адреналина можно повторить через 5 минут (всего не более 3-х раз). При неэффективности адреналина, можно ввести допамин.

· Если микроциркуляция не восстановилась (симптом «белого пятна» сохраняется более трех секунд), переходят к инфузионной терапии: 5% раствор альбумина, изотонический раствор натрия хлорида, раствор Рингера, 4,2% раствор гидрокарбоната натрия (для коррекции кислотно-основного состояния).

· При восстановлении микроциркуляции, появлении сердцебиений и самостоятельных вдохов, ребенка переводят в палату интенсивной терапии или в реанимационное отделение стационара (не прекращая ИВЛ и инфузионной терапии).

Реанимацию проводят в течение 20-25 минут с момента рождения ребенка. Если через 20-25 минут отсутствуют сердцебиение и самостоятельное дыхание, решается вопрос о прекращении реанимации, т.к. высока вероятность тяжелого поражения мозга.

Постреанимационное лечение и уход:

1. Охранительный режим, уменьшение световых и звуковых раздражителей, максимально щадящие осмотры, сведение до минимума болезненных назначений.

2. В первые дни – холод к голове (для уменьшения потребности клеток головного мозга в кислороде).

3. Подача увлажненного кислорода (в связи с повышенной потребностью мозга в кислороде).

4. Кормление сцеженным грудным молоком:

· При I степени асфиксии через 6-12 часов после рождения из рожка, к груди на 3-4 сутки.

· При II степени асфиксии через 12 часов из рожка, к груди на 4-5 сутки.

· При III степени асфиксии через 24 часа из рожка или через зонд, к груди не ранее 7 суток (по состоянию ребенка).

5. Проводится медикаментозная терапия в соответствии с назначениями врача:

· Продолжение инфузионной терапии.

· Кардиотропные и вазоактивные средства.

· Противосудорожные препараты.

· Мочегонные препараты.

· Симптоматические средства, витамины.

Из палаты интенсивной терапии родильного дома и реанимационного отделения ребенок с II-III степенью асфиксии, а иногда и с I степенью, переводится в специализированное отделение для новорожденных детей для дальнейшего лечения с диагнозом: «Перинатальная энцефалопатия».

Осложнения:

Тяжелое поражение головного мозга с неврологической симптоматикой разной степени тяжести.

215. Оценка состояния новорожденного по шкале Апгар.

Система оценки новорожденного предло­жена в 1953 г. Вирджинией Апгар. Состояние новорожденного оценивают в первую минуту и через 5 мин после рождения по шкале Апгар. Используя этот метод, можно достаточно объективно судить о состоянии ребенка. Большинство новорожденных в первую минуту получают оценку 7—8 баллов из-за акроцианоза (следствие переходного кровообращения) и сниженного мышечного тонуса. Спустя 5 мин оценка повы­шается до 8—10 баллов (расценивается как норма). Оценка 10 баллов в первую минуту бывает не более чем у 15% новорожденных. Оценка по Апгар 4—6 баллов через 1 мин после рождения соответствует асфиксии средней степени; 0—3 балла — тяжелой асфиксии.

Параметр

Оценка в баллах

0

1

2

Частота сердцебиений, уд/мин

Отсутствует

Менее 100

Более 100 (100-140)

Дыхание

Отсутствует

Брадипноэ, нерегулярное

поверхностное или затрудненное,

сла­бый крик

Нормальное, регулярное, громкий крик

Окраска кожи

Генерализованная бледность или генерализованный цианоз

Розовая окраска тела и синюшная окраска конечностей – кистей рук и ступней (акроцианоз)

Розовая

Мышечный тонус

Отсутствует (вялый)

Легкая степень сгибания конечно­стей (частичное сгибание), сни­женный тонус

Сгибание конечностей удовлетворительное,

активные движе­ния, тонус хороший

Рефлекторная возбуди­мость (реакция на отсасывание слизи из верхних дыхательных путей, раздражение подошв)

Отсутствует

Слабое движение, появление гримасы на лице

Резкое отдергивание конечностей, громкий крик

216. Выполнение пункции периферических вен.

Показания:

Необходимость обеспечения быстрого терапевтического эффекта ЛС. Объём ЛС — 10–20 мл и более. Необходимость введения ЛС, которые при подкожном и внутримышечном введении вызывают раздражение и некроз тканей.

Противопоказания:

Непереносимость лекарственного вещества, Введение масляных растворов и нерастворимых веществ.

Оснащение:

Стерильный стол, шприц ёмкостью 10–20 мл, иглы с диаметром просвета 0,5–1 мм, 2 стерильных ватных шарика, резиновый жгут, клеёнчатая подушечка, стерильная марлевая повязка, резиновые перчатки.

Техника:

1. Место инъекции — поверхностные вены локтевой области, реже — вены предплечья и кисти. У маленьких детей пунктируют вены волосистой части головы.

2. Рука пациента находится в положении максимального разгибания в локтевом суставе. Под локоть подкладывают клеенчатую подушечку. На плечо накладывают венозный жгут (пульсация артерий сохраняется). Больной несколько раз сжимает пальцы в кулак.

3. Кожу локтевого сгиба дважды обрабатывают спиртом: первый раз более обширно, второй раз — в месте предполагаемой венепункции. Стерильными пальцами левой руки выбирают вену и ниже места предполагаемого прокола натягивают кожу, слегка смещая её книзу для фиксации вены в одном положении. Подготовленный шприц берут в правую руку.

4. Прокол вены можно проводить двумя способами.

— Способ в 2 этапа применим в случае глубокого подкожного расположения вен и плохого их обнаружения. Шприц с иглой держат в правой руке срезом вверх параллельно намеченной вене и под острым углом к коже. Прокалывают кожу, при этом игла располагается рядом с веной и параллельно ей. Затем, продвигая иглу вперёд, сбоку прокалывают вену, при этом ощущается «провал». Тотчас в шприце появляется кровь — доказательство того, что игла попала в вену. Если кровь не появилась, оттягивают поршень шприца на себя. Если и после этого кровь не появится, значит, игла в вену не попала. В таком случае, не извлекая иглу из кожи, делают повторную венепункцию. Когда из канюли появится кровь, иглу продвигают вперёд на несколько миллиметров и в таком положении фиксируют.

— Одномоментный способ венепункции. При этом кожу и вену прокалывают одновременно. Острый угол между иглой и кожей в начале прокола при осуществлении манипуляции ещё больше уменьшается, и игла, попав в вену, продвигается почти параллельно коже.

5. Убедившись, что игла находится в вене, снимают венозный жгут. Нажимая большим пальцем на поршень, медленно вводят ЛС. При этом необходимо постоянно фиксировать шприц в одном положении. При длительных инфузиях иглу фиксируют к коже при помощи полосок липкого пластыря. Закончив вливание, быстрым движением извлекают иглу. Место пункции прижимают ватным шариком, смоченным в спирте, и сгибают руку больного в локтевом суставе на 3–5 мин.

XI.Методика оценки новорождённого по шкале апгар

Шкала́ Апга́р— система оценки состояния новорождённого на первых минутах жизни. Это простой метод для начальной оценки состояния ребёнка с целью выявления необходимостиреанимационныхпроцедур.

Шкала предполагает суммарный анализ пяти критериев, каждый из которых оценивается целочисленно в баллах от нуля до двух включительно. Результат оценки может быть в диапазоне от 0 до 10. Результат, записанный через минуту после рождения и зафиксированный снова через 5 минут, отражает общее состояние новорожденного и основан на наблюдениях в пяти оценочных категориях.

ШКАЛА Апгар

Критерий 

0 баллов

1 балл

2 балла

Окраска кожного покрова

Генерализованная бледность или генерализованный цианоз

Розовая окраска тела и синюшная окраска конечностей (акроцианоз)

Розовая окраска всего тела и конечностей

Частота сердечных сокращений

отсутствует

<100

>100

Рефлекторная возбудимость

Не реагирует

Реакция слабо выражена (гримаса, движение)

Реакция в виде движения, кашля, чиханья, громкого крика

Мышечный тонус

Отсутствует, конечности свисают

Снижен, некоторое сгибание конечностей

Выражены активные движения

Дыхание

отсутствует

Нерегулярное, крик слабый (гиповентиляция)

Нормальное, крик громкий

Состояние детей, которые набирают результат от 7 до 10 баллов, считается хорошим или превосходным, и им обычно требуется лишь обычный уход. Те, кто набрал от 4 до 6 баллов, находятся в удовлетворительном состоянии, и им могут потребоваться лишь некоторые реанимационные процедуры; и тем, чей результат меньше 4, требуется немедленное оказание помощи для спасения их жизни.

Практические навыки по гинекологии

I. Методика сбора анамнеза

Сначала выясняют анамнез заболевания, затем анамнез жизни. Последний включает сведения о перенесенных заболеваниях и операциях, менструальном цикле, бе­ременностях и родах, условиях жизни и работы.

Затем переходят к семейному анамнезу.

Собрав анамнез, врач решает, требуются ли больной консультации других специалистов.

Сбор анамнеза заболевания

1. Сначала нужно дать больной возможность высказать свои жалобы. Они не всегда соответствуют истинной картине заболевания, но отражают то, как больная вос­принимает его. Для больной очень важно высказать свои жалобы полностью. Полезно уточнить, как чувствовала себя больная до появ­ления жалоб. Иногда выясняется, что уже за несколько суток, месяцев или даже лет до этого наблюдались другие симптомы, которым она не придавала значения. Таким образом, удается установить, когда заболевание началось в действительности.

Лучше предоставить больной возможность самой расска­зать о течении болезни и не прерывать ее. При необходи­мости можно задавать уточняющие вопросы, например: «Когда это началось?» или «Как это началось?». Они по­могут больной придерживаться хронологического поряд­ка. Выслушав рассказ больной, нужно спросить, что еще ее беспокоит. При этом она может сообщить о симпто­мах, не упомянутых ею раньше

Таким образом, сначала врач получает сведения о прояв­лениях заболевания в интерпретации больной. Это ис­ключает ошибки, возникающие, когда врач сам задает вопросы, навязывая тем самым свое мнение. Кроме того, эта часть беседы дает представление о важности тех или иных симптомов для больной и ее отношении к болезни

2. Во второй части сбора анамнеза врач детально расспра­шивает о каждом из симптомов в отдельности, придер­живаясь хронологического порядка

Спрашивать следует так, чтобы не подсказывать ответ. Особенно это касается вопросов, на которые можно от­ветить «да» или «нет». Врач должен быть уверен, что не влияет на ответы больной. Для этого можно повторять вопросы, меняя их форму

Затем следует спросить о тех симптомах, которые воз­можны при данном заболевании, но не были упомянуты больной. Симптомы, о которых спрашивает врач, но ко­торые отрицают больные, называют отрицательными. Они могут, как подтвердить, так и отвергнуть предполо­жительный диагноз.

3. Сведения, полученные в первых двух частях беседы, дают возможность поставить предположительный диагноз. При необходимости врач задает уточняющие вопросы, которые позволят ему окончательно убедиться в диагнозе

4. Даже при таком тщательном опросе иногда не удается выявить все симптомы, особенно те, которые наблюда­лись давно и кажутся больной не связанными с настоя­щим заболеванием. Чтобы выявить их, следует расспро­сить о состоянии отдельных органов, а при выявлении нарушений провести более детальный опрос

5. Собирая анамнез заболевания, надо помнить следующее

а. Нужно всегда пытаться установить причину заболева­ния, например психическое перенапряжение, инфек­ция, злокачественная опухоль

Не следует игнорировать предположения больной о причине заболевания. Если симптомы заставляют ду­мать об инфекции, нужно выяснить ее источник: во­да, пища, контакт с больными людьми, домашними или дикими животными. Следует уточнить возмож­ность ЗППП. При подозрении на редкие инфекции нужно выяс­нить, не посещала ли больная тропические страны или районы, где эти инфекции распространены. Же­лательно установить предположительную дату зараже­ния и период инфекции.

б. О тяжести заболевания можно судить по таким сим­птомам, как слабость, утомляемость, похудание, нару­шения сна, потеря аппетита, а также изменение объе­ма потребляемой жидкости, регулярности стула, фи­зической и социальной активности

Оценка новорожденного по шкале Апгар — Студопедия

Оценка состояния ребенка по шкале Апгар — превый тест, который проходят новорожденные Тест был предложен анестезиологом Виржинией Апгар. Состояние новорожденного оценивается на 1, 5 и 30 мин после рождения. Тест включает 5 клинических признака: сердечный ритм, дыхательная активность, мышечный тонус, рефлекторная возбудимость и окраска кожи. Каждый признак оценивают по трехбалльной системе: 0, 1, 2. Хорошо выраженный признак оценивается баллом 2, недостаточно выраженный — 1, отсутствие или извращение признака — 0.

Определение состояния новорожденного по шкале Апгар.

Признак Баллы
Сердцебиение Отсутствует Менее 100 ударов в минуту 100-140 ударов в минуту
Дыхание Отсутствует Редкие, единичные дыхательные движения Хорошее, крик
Рефлекторная возбудимость Нет реакции на раздражение подошв Появляются гримаса или движения Движения, громкий крик
Мышечный тонус Отсутствует Снижен Активные движения
Окраска кожи Белая или резко цианотичная Розовая, конечности синие Розовая

Сумма баллов 10-7 свидетельствует о хорошем состоянии новорожденного, 6-4 – о состоянии средней тяжести, 3-1 – о тяжелом состоянии. Оценка 0 означает клиническую смерть.

Анатомо-физиологические особенности доношенного и недоношенного новорожденного. Основные правила ухода.

Доношенный новорожденный — ребенок, родившийся в сроке бере­менности от 37 до 42 недель (260-294 дни гестации).

Недоношенный новорожденный — ребенок, родившийся в сроке бере­менности от 22 до 37 недель (до 260-го дня гестации).

Переношенный новорожденный — ребенок, родившийся в сроке бере­менности более 42 недель (с 295-го дня гестации).

Для комплексной оценки функционального состояния новорожденного используют шкалу Апгар.

Признак О
Частота сердечных сокращений Отсутствует 100 и меньше в 1 минуту Больше 100 в 1 минуту Норма — 120 -140
Глубина дыхания Отсутствует Аритмичное, крик слабый Нормальное, крик громкий Норма – 40 -60
Мышечный тонус Отсутствует Легкое сгибание рук и ног Гипертонус Гипотонус Активные движения Слегка приближен к гипертонусу
Состояние рефлексов (реакция на введение носового катетера, сосательный, глотательный рефлекс) Отсутствует Слабо выражены (гримаса) Чихание, кашель
Окраска кожных покровов Синюшная или бледная Розовое туловище, Цианоз рук и ног Розовая

Суммарная бальная оценка проводится через 1, 5 и 30 минут после рождения ребенка. Оценка складывается из суммы цифровых показателей всех пяти признаков, каждый из которых максимально может дать 2 балла. При показателе по шкале Апгар

  • 8-10 баллов — здоровый новорожденный
  • 6-7 баллов – асфиксия легкой степени тяжести
  • 4 – 5 баллов – асфиксия средней тяжести
  • 1-3 балла – тяжелая асфиксия

В случае выявления средней тяжести или тяжелого состояния у новорожденного немедленно приступают к лечебным мероприятиям.

Первичный туалет новорожденного. Для предупреждения инфекции первичную обработку новорожденного производят с соблюдением асептики рук, перевязочного материала, инструментов. В момент рождения головы акушерка проводит отсасывание содержимого из ротовой полости и верхней части глотки (с целью профилактики аспирации), затем из носовых ходов при помощи стерильной резиновой груши.


После этого ребенка помещают на живот к матери, обеспечивая тесный тактильный контакт и создавая комфортные эмоциональные условия и для младенца, и для его мамы. Профилактику гонобленореи проводят тотчас после рождения ребенка, еще до отделения его от матери, 20% раствором сульфацила – натрия (натриевой соли альбуцида). На флаконе с альбуцидом должна быть этикетка с четкой надписью: «Глазные капли» и дата их приготовления (срок хранения не более 24 часов).

Акушерка моет руки и далее шариками снимает с кожи век ребенка первородную смазку и затем, оттянув вниз поочередно нижнее веко, закапывает стерильной пипеткой по 1 капле 20% раствора сульфацила-натрия. Затем веки смыкают и осторожно протирают оба глаза. Повторно закапывают в конъюнктивальный мешок обоих глаз по капле 20% раствора сульфацила-натрия через 2 часа после рождения уже в отделении новорожденных. Необходимо избегать попадания раствора на роговицу (опасность изъязвления). Девочкам в родильном зале в половую щель однократно закапывают по 1-2 капли 20% раствора сульфацил-натрия.


Перевязку и обработку пуповины осуществляют в два этапа: через 3-5 минут после рождения на пуповину накладывают два стерильных зажима Кохера: первый – на расстоянии 10 см от пупочного кольца, второй – 2 см кнаружи от него. Затем участок пуповины, находящийся между двумя зажимами, обрабатывают 5% спиртовым раствором йода или 96 % этиловым спиртом и пересекают его. Отделенного от матери младенца заворачивают в стерильную пеленку, находящуюся на лотке, и кладут с наклоном 16 градусов (в положении Тренделенбурга) на пеленальный стол, обогреваемый сверху источником лучистого тепла, чтобы свести к минимуму потери ребенка в результате испарения околоплодной жидкости.

Для удаления избыточной первородной смазки, слизи, крови с кожи ребенка используют стерильную марлевую салфетку, обильно смоченную стерильным вазелиновым или растительным маслом, из индивидуальных флаконов вместимостью 30 мл. Целесообразным является применение гигиенической ванны с целью более эффективного очищения загрязненной кожи, улучшения дыхания и кроовообращения.

Окончательная обработка остатка пуповины проводится после гигиенической ванны ребенка. Акушерка вновь тщательно моет и дезинфицирует руки. Остаток пуповины протирают спиртовой, а затем стерильной сухой марлевой салфеткой, туго отжимают между указательным и большим пальцами. Затем в специальные щипцы вкладывают стерильную скобу, пуповину вводят между браншами скобы так, чтобы нижний ее край был расположен на расстоянии 0,2 – 0,3 см от кожного края пупочного кольца. Щипцы со скобкой смыкают до защелкивания. Новорожденным от матерей с резус-отрицательной кровью вместо скобы на остаток пуповины длиной 2-3 см накладывают стерильную шелковую лигатуру, поскольку им может понадобиться заменное переливание крови. На расстоянии 1,5 см от места наложения скобы или лигатуры пуповину рассекают стерильными ножницами, поверхность среза пуповины обрабатывают 5% спиртовым раствором йода или 5-10% раствором калия перманганата. После описанной обработки на остаток пуповины накладывают стерильную марлевую повязку.

Новорожденного еще раз внимательно осматривает врач, оценивает состояние его здоровья, выявляет врожденные пороки развития. Затем проводится антропометрия.

Браслетки с обозначением фамилии, имени, отчества матери, даты, часа рождения, пола, массы и длины тела ребенка, номера истории родов закрепляются на запястьях новорожденного.

Здорового новорожденного прикладывают к груди матери не позднее чем через 30 минут после рождения.

Перевод в отделение новорожденных осуществляется в зависимости от состояния ребенка, но не позднее чем через 1 час после рождения. Новорожденного заворачивают в стерильные пеленки, прикрепив поверх них медальон с теми же обозначениями, что и на ручных браслетах.

В родильном зале заполняется история развития новорожденного.

Уход за ребенком в палате новорожденных. Ежедневно перед 6 – часовым кормлением проводится утренний туалет новорожденного, взвешивание и измерение температуры тела с отметкой в истории развития. Туалет младенца нужно проводить в определенной последовательности: вначале умывают лицо ребенка, обрабатывают глаза, нос, уши, кожу и в последнюю очередь – промежность. Глаза обрабатывают одномоментно двумя ватными шариками, смоченными раствором фурацилина 1: 5000 от наружного угла глаза к внутреннему.

Туалет носовых ходов осуществляют с помощью стерильных фитильков, увлажненных стерильным вазелиновым маслом, ушей, по мере загрязнения – сухими стерильными ватными шариками. Складки кожи обрабатывают стерильным растительным маслом. Область ягодиц и промежность обмывают теплой проточной водой, по мере загрязнения, просушивают промокательными движениями стерильной пеленкой и смазывают стерильным растительным маслом. При подмывании медицинская сестра укладывает ребенка спиной на свою левую руку так, чтобы голова его находилась у локтевого сустава, а кисть сестры держала бедро новорожденного. Подмывание проводят проточной водой в направлении спереди назад.

Уход за пуповинным остатком осуществляется открытым способом, повязку снимают на следующий день после рождения. Обработка пуповинного остатка – врачебная процедура. Культю пуповины обрабатывают 3% перекисью водорода, 96% этиловым спиртом, затем 5% раствором перманганата калия. После отпадения пуповинного остатка, что чаще происходит на 3-4 день жизни, пупочную ранку обрабатывают ежедневно 3% раствором перекиси водорода и 95% раствором спирта до ее заживления.

Одежда для новорожденного изготавливается из гигроскопических, легко моющихся хлопчатобумажных тканей, радующих глаз расцветок. Одежда ребенка должна защищать его от потери тепла, не нарушать физиологической позы и процессов перспирации с кожных покровов. В детском отделении родильного дома целесообразно использовать только стерильное белье.

Важный момент ухода за новорожденным – пеленание. Следует подчеркнуть преимущества так называемого свободного и широкого пеленания, раннего использования ползунков в одежде ребенка. При свободном пеленании ручки ребенка остаются свободными, что дает ему возможность легко совершать движения. Это облегчает дыхание, способствует лучшему проникновению воздуха в нижние отделы легких, является профилактикой пневмонии. При свободном пеленании ребенку поверх распашонки надевают кофточку с зашитыми рукавами.

При широком пеленании, использовании ползунков, бедра не смыкаются, а остаются разведенными в стороны. Это способствуют правильному формированию тазобедренных суставов и является профилактикой вывихов бедра.

Эффективная охрана здоровья новорожденных требует неукоснительного выполнения санитарно-гигиенических и эпидемиологических мероприятий:

1.Санитарно-гигиенический режим отделений должен приравниваться к режиму работы операционных

2.Персонал проходит санитарную обработку и врачебный осмотр перед каждой сменой

3.Сотрудники с гнойничковыми заболеваниями, ОРВИ, нарушениями со стороны ЖКТ не допускаются к работе до выздоровления

4.Персонал родильных домов должен ежедневно обеспечиваться новым комплектом стерилизованной одежды

5.Перед началом работы персонал детского отделения тщательно моет руки с последующей их дезинфекцией, ношение на работе колец, часов, а также применение маникюра категорически запрещается.

6.Необходимо проводить полную дезинфекцию освобождающихся палат перед их новым заполнением

7.Отделения родильного дома закрываются на проветривание не менее 2 раз в год

8.На работу в отделения родильного дома принимают после углубленного профилактического осмотра, прохождения флюоорографии (в последующем 2 раза в год), бактериологического контроля мазков из зева и носа на наличие патогенной флоры ( в последующем ежеквартально), обследования на кишечную группу (затем ежеквартально), серологической реакции на сифилис (2 раза в год).

Один из важнейших факторов, определяющих степень адаптации новорожденных, — правильно организованное, рациональное вскармливание, оказывающее огромное влияние на последующий рост и развитие ребенка, способствующее его нормальному психомоторному развитию. Количественно недостаточное или качественно неполноценное питание приводит к нарушению роста и развития детей, отрицательно влияет на деятельность головного мозга.

Новорожденный ребенок подготовлен к усвоению материнского молока, которое является наиболее адекватным продуктом питания и по составу ингредиентов, и по степени их усвоения. Важность раннего прикладывания к груди для активации механизмов лактопоэза, установления эмоционального контакта матери и ребенка, а также возможно раннее получение ребенком пассивного иммунитета за счет иммуноглобулинов, содержащихся в материнском молозиве, неоценимы. И лишь при наличии противопоказаний к раннему прикладыванию к груди со стороны ребенка или матери от последнего воздерживаются.

Для нормального развития ребенка необходим своевременно установленный, регулярный контакт между матерью и новорожденным. Обычно этот контакт, начавшийся еще до рождения ребенка, во время беременности, после родов усиливается, благодаря возможности непосредственной близости матери и ребенка.

Это вызывает положительные эмоции, привязанность и любовь друг к другу.

Следует научить мать, как правильно обращаться с ребенком, чтобы установить разнообразные, обоюдно необходимые положительные эмоции. Для этого ей нужно периодически нежно прикасаться кончиками пальцев к лицу ребенка, обнимать и нежно гладить его при пеленании, мягким, мелодичным, спокойным голосом разговаривать с ним во время бодрствования, пеленания, купания. Крик, беспокойство новорожденного должны побудить мать прикоснуться к нему, заговорить с ним, взять его на руки.

В периоде новорожденности может возникнуть ряд состояний, вызывающих озабоченность родителей и требующих помощи медицинских работников. Это, прежде всего, пограничные состояния, которые могут быть истолкованы матерью как патологические.

Для новорожденных характерны особые физиологические состояния. Эти состояния называются пограничными, так как возникают на границе двух периодов жизни (внутриутробного и внеутробного) и находятся на границе между физиологией и патологией. Их развитие связано в первую очередь с процессом адаптации ребенка к условиям внеутробной жизни

Синдром «только что родившегося ребенка» — мгновенное обездвиживание, глубокий вдох, крик, повышенный мышечный тонус и типичная поза новорожденного-конечности согнуты и приведены к туловищу, кисти сжаты в кулачки.

Особенности акта дыхания и кровообращения (кардиореспираторная адаптация): у детей первых 2-3 дней жизни отмечается физиологическая гипервентиляция легких; она в 1,5-2 раза больше, чем у более старших детей. Закрываются зародышевые кровеносные пути: боталлов проток, овальное отверстие, остатки пупочных сосудов (аранциев проток), начинают функционировать малый и большой круги кровообращения.

Наиболее часто или почти у всех новорожденных развиваются:

1. Транзиторные изменения кожных покровов. Простая (физиологическая) эритема — гиперемия кожи, иногда с легким цианотичным оттенком в области кистей и стоп. Данное состояние связано с расширением кровеносных сосудов кожи новорожденного в ответ на изменение температуры окружающей среды (температура воздуха 20С против температуры околоплодных вод 40С). Организму новорожденного холодно и он пытается согреть себя таким физиологическим способом. У здоровых доношенных детей она держится от нескольких часов до 2-3 дней. У недоношенных эритема выражена ярче и сохраняется 5-7 дней. Появление физиологической эритемы не требует какого-либо особенного ухода и проходит самостоятельно по мере адаптации организма ребенка к новым условиям жизни.

Токсическая эритема развивается значительно реже, появляется у новорожденных на 2-5 день жизни и является аллергической реакцией на внешние раздражители, продукты распада тканей. На кожных покровах наблюдаются единичные или множественные гиперемированные пятна, папулы, везикулы. Развитие токсической эритемы требует врачебного осмотра и наблюдения. Если целостность кожи не нарушена, то может быть рекомендованы лечебные ванны с отварами трав: череда, чистотел, ромашка. Полезно будет обильное питье.

2. Транзиторная желтуха новорожденных обусловлена повышением в крови и тканях свободного билирубина, образующегося при распаде фетальных эритроцитов (фетальный гемоглобин заменяется на гемоглобин взрослого) Физиологическая желтуха появляется на 2-3 день жизни в виде желтушного окрашивания кожных покровов, слизистых оболочек рта и склер. Иктеричность кожи сохраняется обычно в течение 7-10 дней, у травмированных и недоношенных детей 2-3 недели. Данное состояние не требует особого ухода, может быть рекомендовано обильное питье.

3. Транзиторные нарушения теплового баланса. Температура тела новорожденного неустойчива и в первые часы жизни может снижаться на 1-2 С. У некоторых детей на 3-5 день жизни отмечается транзиторная лихорадка, при которой температура тела повышается, и в течение нескольких часов сохраняется на уровне 38-39 С. Данное состояние связано как с несовершенством терморегуляции новорожденного, так и с дефектами ухода за ним: температурный режим помещения не соответствует одежде ребенка (укутан, в комнате жарко). Тактика медсестры при выявлении повышения температуры у новорожденного:

· распеленать ребенка

· проветрить помещение

· обильное питье комнатной температуры

· через 30 минут повторно измерить температуры

· если температура не снижается вызвать врача

4. Физиологическая потеря первоначальной массы тела. Наблюдается в первые 3-4 дня у всех новорожденных и составляет обычно 3-6% (не должна превышать 10%, у недоношенных- 12-14%). Данное состояние связано как с потерей веса ребенка вследствие голодания в первые сутки жизни (количество вырабатываемого молозива не соответствует потребности ребенка в еде), потерей веса с опорожнением кишечника (меконий), отпадением пуповинного остатка и пр. Восстановление массы происходит к 7-10-му дню жизни. Состояние не требует дополнительных мер ухода

5. Половой криз. Он обусловлен переходом эстрогенов от матери к плоду в периоде внутриутробного развития и с грудным молоком после рождения ребенка. Развивается в первую очередь у детей, находящихся на грудном вскармливании, у которых с 3-4 суток жизни появляется увеличение и припухлостью молочных (грудных) желез как новорожденных девочек, так и мальчиков. Иногда из железы может выделяться секрет, напоминающий молозиво. Кроме того, у новорожденных девочек могут появиться слизистые и кровянистые выделения из влагалища. Появление на крыльях носа милиа – угрей так же связано с повышенной секрецией сальных желез из-за гиперэстрогении. В периоде развития полового криза требуется тщательный гигиенический ухода за ребенком: ежедневная гигиеническая ванна, регулярные подмывания. Ни в коем случае не следует выдавливать из молочной железы секрет. Можно рекомендовать обильное питье. Состояние исчезает к 3 недели жизни новорожденного.

6. Меконий— первородный кал. Выделяется кишечником в первые сутки жизни в виде замазкообразной темно-зеленого цвета массы без запаха. Первородный кал формируется в кишечнике плода в результате слущивание эпителия слизистых оболочек кишечника и проглоченных околоплодных вод.

7. Мочекислый инфаркт. Физиологическое состояние связано с избыточным выделением с мочой солей и белка. В первые дни жизни ребенка в связи с адаптацией его организма к новым условиям жизни происходит разрушение большого количества клеток, и почки не справляются с процессом утилизации. В связи с чем, на подгузниках и памперсах новорожденного можно обнаружить темно-бурые пятна мочи с кристаллами соли. При выявлении развития мочекислого инфаркта ребенка следует обильно поить.

8. Из других транзиторных особенностей функции почек можно отметить транзиторную олигуриюв первые 3 дня жизни (голодание) и транзиторную протеинурию (увеличение проницаемости эпителия клубочков и наличие в моче солей уратов)

9. Транзиторный дисбактериоз и физиологическая диспепсия встречаются у всех новорожденных. Дисбактериоз связан с особенностями заселения микроорганизмов в стерильном при рождении ребенка кишечнике, низкой барьерной функцией кишечника, характером питания (грудное или искусственное), соблюдения СЭРа. Физиологическая диспепсия проявляет себя временным расстройством стула, метеоризмом, срыгиванием и связана с низкой ферментативной активностью ЖКТ ребенка, процессом приспособления пищеварительной системы к энтеральному питанию.

Много забот у матери вызывают маленькие плоские соски, так как ребенку поначалу трудно сосать грудь. Однако в процессе кормления ребенка грудью они могут вытянуться и «сформироваться». Часто много беспокойств у матери вызывают визуально кажущиеся кривыми ножки ребенка, что связано с имеющимся физиологическим гипертонусом мышц-сгибателей. После 3 месяцев тонус мышц будет нормальным.

Нередко матери кажется, что, у ее ребенка косят глаза. Поскольку главные мышцы у новорожденного недостаточно развиты, чтобы координировать движения глаз, такое возможно и при отсутствии косоглазия.

После родов иногда возникает депрессия как у очень молодых матерей, так и у многорожавших. После родов у женщины наряду с физическим и моральным потрясением происходят значительные гормональные и психологические изменения, которые способствуют появлению депрессии. Часто кормление ребенка грудью благотворно влияет на мать. Кроме того, следует ежедневно найти время, чтобы посидеть около бодрствующего ребенка, поговорить с ним, поулыбаться ему. Ребенок очень хорошо ощущает присутствие матери, а кроме того, это положительно влияет на больную психику матери.

Срыгивание и рвота – частое явление у новорожденных детей. В большинстве случаев это простые срыгивания вследствие перекармливания или заглатывания воздуха (аэрофагия), связанные со слабостью гладкой мускулатуры кардиального сфинктера у желудка.

Вакцинации новорожденного. Всех новорожденных детей, не имеющих медицинских противопоказаний в первые 24 часа жизни прививают против вирусного гепатита В. Вакцина против гепатита живая ослабленная, готовая. Внутримышечно в мышцу бедра вводится 0,5 мл вакцины. Вакцинация проводится трехкратно: в первые сутки, в 1 и 6 месяцев.

Профилактика туберкулеза. Для вакцинации против туберкулеза выделяется специальное помещение площадью 18 кв.м. Вакцина БЦЖ содержит ослабленные живые бактерии туберкулезной палочки, высушенные вакуумом из замороженного состояния. Вакцина выпускается в ампулах, которые содержат 1мг сухой белой массы, что соответствует 20 дозам. К каждой ампуле вакцины прилагается ампула с 2 мл стерильного изотонического раствора натрия хлорида. Хранить вакцину необходимо в специальном холодильнике при температуре 2-4 градуса выше нуля. Вакцинацию против туберкулеза проводят всем здоровым новорожденным на 4-6 день жизни.

Вакцинацию разрешается проводить медсестре, прошедшей специальную подготовку.

Перед вакцинацией узкую часть ампулы с вакциной протирают ватным шариком, смоченным 70% спиртом, надпиливают конец, заворачивают его в марлевую салфетку и надламывают для предупреждения распыления вакцины при резком нарушении вакуума. Стерильным шприцем набирают из ампулы 2мл изотонического раствора натрия хлорида и переносят его в ампулу с сухой вакциной. Содержимое ампулы тщательно перемешивают с помощью шприца до равномерной взвеси. Разведенную вакцину необходимо использовать в течение 2-3 часов с момента разведения. Каждому новорожденному делают прививку одноразовым шприцем. Перед прививкой тщательно перемешивают вакцину и набирают в шприц 0,2мл(2 дозы) разведенной вакцины с тем, чтобы после вытеснения воздуха в нем осталось 0,1 мл(1 доза), в котором содержится 0,05 мг культуры БЦЖ.

Наружную поверхность левого плеча новорожденного тщательно обрабатывают ватным шариком с 70% спиртом. Вакцину вводят внутрикожно на границе верхней и средней трети плеча, в месте прикрепления дельтовидной мышцы. При проведении прививки необходимо соблюдать следующее правило: игла должна находиться срезом вверх, сначала вводят небольшое количество вакцины, чтобы убедиться в том, что игла введена внутрикожно, и только затем вводят остальное количество вакцины. На месте инъекции образуется папула беловатого цвета диаметром 5-6 мм. Через 15-20 минут папула исчезает. Использованные шприцы и иглы, остатки неиспользованной вакцины перед тем, как выбросить, замачивают в дезинфицирующем растворе. После вакцинации прививочная реакция у новорожденных появляется через 4-6 недель в виде инфильтрата диаметром 5-8 мм с небольшим узелком в центре и корочкой или без нее. Такая реакция считается нормальной и подвергается обратному развитию без всякого лечения.

Иммунитет против туберкулеза после вакцинации БЦЖ образуется через 1,5-2 месяца у 98 – 100% привитых, а достаточная напряженность и длительность его сохраняются в течение 3-5 лет.

Проблемы новорожденного и его родственников:

1. Нарушение сна из-за голодания, метеоризма, дефицита ухода, дефицита знаний об организации режима дня новорожденного и т.д.

2. Нарушение питания из-за гипогалактии, дефицита знаний о правилах кормления ребенка и т.д.

3. Срыгивание из-за аэрофагии, нарушении режима питания кормящей женщины и т.д.

4. Метеоризм

5. Задержка или учащение стула

6. Дефицит знаний родственников об особенностях ухода за новорожденным, правилах кормления, организации прогулок и т.д.

7. Плохие санитарно-гигиенические условия в помещении, где находится ребенок

8. Нарушение сна, аппетита, беспокойство из-за повышения температуры вследствие транзиторной лихорадки

9. Дефицит знаний родственников ребенка о причинах развития и особенностях ухода при физиологической желтухе, половом кризе, транзиторной лихорадке, мочекислом инфаркте и пр.

Сестринские вмешательства:

1. Организовать регулярный гигиенический ухода за ребенком: утренний туалет, подмывание, смена нательно и постельного белья, обработка пуповинного остатка и пупочной ранки и пр.

2. Организация и контроль за соблюдение санитарно-эпидемиологического режима в палате новорожденных

3. Регулярный контроль за состоянием новорожденного: температура, состояние кожи и слизистых, вес, частота и характер стула, срыгивание, характер и продолжить сна, аппетит

4. Организация рационального питания новорожденного: обучить маму технике кормления грудью, контроль за соблюдением кратности кормления, режимом питания кормящей матери и пр.

5. При подозрении на гипогалактию проведение контрольного кормления

6. Восполнить дефицит знаний у родственников новорожденного об особенностях гигиенического ухода, режима и характера питания, организации прогулок, общения с малышом, требованиях к характеру питания и режима дня кормящей женщины

7. Осуществить первичный туалет новорожденного

8. Провести вакцинацию против вирусного гепатита и туберкулеза

9. При выявлении проблем новорожденного или кормящей матери срочно сообщить врачу

10. Восполнить дефицит знаний у родственников новорожденного о физиологических пограничных состояниях новорожденного о обучить их особенностям ухода за новорожденным при развитии данных состояний

11. Организовать уход за новорожденным при развитии транзиторной лихорадки, половом кризе, желтухе, протеинурии, мочекислом инфаркте и пр.

Вопросы по теме:

  1. Назовите сроки эмбрионального, раннего и позднего фетального периодов развития плода
  2. Что такое тератогенный фактор?
  3. Назовите сроки органогенеза
  4. Укажите сроки и задачи первого и второго дородовых патронажей к беременной
  5. Перечислите возможные проблемы беременной
  6. Дайте рекомендации беременной по питанию и организации режима дня
  7. Расскажите о подготовке детской комнаты и детской аптечки
  8. Перечислите основные признаки доношенного новорожденного
  9. Назовите анатомо-физиологические особенности новорожденного
  10. Перечислите показатели шкалы Апгар
  11. Назовите сроки вакцинации новорожденного против вирусного гепатита В и туберкулеза, способы введения вакцин.
  12. Расскажите о причинах, проявлениях и сроках появления и исчезновения физиологических пограничных состояний у новорожденного ребенка
  13. Перечислите основные физиологические пограничные состояния: сроки появления и исчезновения, клинические симптомы, действия медицинской сестры

Лекция № 2

баллов по шкале Апгар: какова нормальная оценка по шкале Апгар?

Что такое оценка по шкале Апгар?

Оценка по шкале Апгар — это простая числовая оценка, позволяющая оценить состояние ребенка при рождении. Тест Апгар помогает врачу быстро определить, может ли новорожденному потребоваться дополнительная медицинская помощь.

Анестезиолог Вирджиния Апгар разработала эту систему баллов в 1952 году, и современные больницы по всему миру до сих пор используют шкалу Апгар для немедленной оценки того, насколько ваш ребенок готов к встрече с миром.

Хотя это первый «тест» вашего ребенка, не расстраивайтесь, если он его не выдержит. Многим младенцам просто нужно немного времени, чтобы адаптироваться к жизни вне матки. Совершенно нормально — даже ожидаемо — руки и ноги ребенка не становятся розовыми, например, пока они не согреются (см. «Внешний вид» в таблице ниже).

Оценка по шкале Апгар — , а не , которая используется для прогнозирования долгосрочного здоровья, поведения или интеллекта вашего ребенка.

Когда делается тест по Апгар?

Медицинский работник осмотрит вашего ребенка через одну минуту и ​​через пять минут после рождения.

  • Одноминутный тест показывает, насколько хорошо ваш ребенок переносил роды.
  • Пятиминутный тест показывает, насколько хорошо она справляется самостоятельно.

Иногда тест повторяется каждые пять минут в течение до 20 минут — например, если контролируется дыхание вашего ребенка.

Что означает «АПГАР»?

Подставка APGAR для:

A ctivity, P ulse, G обод, A вид, R espiration

Как рассчитывается оценка по шкале Апгар?

Расчет общей оценки по шкале Апгар — это двухэтапный процесс.

Во-первых, поставщик медицинских услуг присваивает число от 0 до 2 (см. Таблицу ниже), чтобы описать пять «признаков» Апгар, которые включают в себя вашего ребенка:

  • Активность: сколько движется ваш ребенок
  • Пульс: насколько хорошо бьется его сердце
  • «Гримаса» (отзывчивость): как его рефлексы работают в ответ на стимуляцию, например, его дыхательные пути отсосан
  • Внешний вид: насколько сильно его окраска стала розоватой, что свидетельствует о насыщении крови кислородом
  • Дыхание: насколько хорошо он дышит

Во-вторых, пять чисел складываются, в результате получается числовой балл.

Таблица оценок по шкале Апгар

В этой таблице оценок по шкале Апгар подробно описано, как присваиваются числовые рейтинги для описания пяти знаков Апгар, используемых для оценки состояния ребенка при рождении.

Знак Апгар 0 1 2
Активность (мышечный тонус) Вялость, отсутствие движений, мышцы вялые и расслабленные Некоторый мышечный тонус, некоторое сгибание рук и ноги Активные, самопроизвольные движения; согнутые руки и ноги, которые сопротивляются разгибанию
Пульс (частота пульса) Нет пульса Менее 100 ударов в минуту Не менее 100 ударов в минуту
Гримаса (рефлексы) Отсутствие реакции на стимуляцию Гримаса на лице во время стимуляции Тянет, кашляет, сильно плачет или чихает во время стимуляции
Внешний вид Все тело синее или бледное Тело хорошего цвета с синеватыми руками или стопы Хороший цвет во всем
Дыхание (дыхание) Не дышит Медленное или нерегулярное дыхание, слабый плач, хныканье Нормальная частота и усилие дыхания; хороший, сильный крик

Что такое нормальная оценка по шкале Апгар?

Оценка от 7 до 10 считается нормальной как для одноминутного, так и для пятиминутного теста Апгар.Оценка в этом диапазоне обычно означает, что ваш ребенок в хорошей форме и ему не требуется ничего, кроме обычного ухода после родов.

Если у вас есть какие-либо вопросы или вы беспокоитесь, спросите врача об оценке вашего ребенка по шкале Апгар. Она может подробно рассказать вам, почему ваш ребенок получил определенную оценку по шкале Апгар и как решаются любые проблемы.

Что означает, если у моего ребенка низкий балл по шкале Апгар?

Одноминутный тест

Оценка по шкале Апгар ниже 7 означает, что вашему ребенку может потребоваться помощь.Однако имейте в виду, что низкий балл через одну минуту после рождения не означает, что ваш ребенок не будет в порядке — может быть, даже после пятиминутного теста.

Если ваш ребенок набрал от 4 до 6 при первом тесте по Апгар, ему может потребоваться помощь с дыханием. Это может означать что-то простое, например, отсосать ему ноздри или массаж, или дать ему кислород. Эти меры, скорее всего, приведут к тому, что ваш ребенок будет дышать более глубоко, так что его оценка за пять минут будет между 8 и 10.

Если ваш ребенок набрал 3 или меньше на первом тесте Апгар, ему могут потребоваться немедленные меры по спасению жизни, такие как реанимация и интенсивная терапия.

Пятиминутный тест

Для пятиминутного теста результат 6 или меньше может означать, что ваш ребенок не прогрессирует или не реагирует на лечение. Возможно, ему потребуется дополнительная медицинская помощь. Ваш провайдер определит, какие шаги необходимо предпринять.

Что вызывает низкий балл по шкале Апгар?

У вашего ребенка может быть низкий балл по шкале Апгар, если:

Что делать, если у моего ребенка темная кожа? Как это повлияет на тест Апгар?

Будет немного сложнее сказать, имеет ли ваш новорожденный голубоватый оттенок, если его кожа темная.Врач или медсестра проверит цвет его ногтевого ложа и языка, а также внутри рта — участков, на которые меньше влияет естественный пигмент кожи.

Основы доставки

Как долго вы будете находиться в больнице после родов

Что происходит с вашим ребенком после родов

Уход за новорожденным сразу после рождения

Преимущества отсроченного пережатия пуповины

Как работает банк пуповинной крови

.

Оценка новорожденных по APGAR Обзор NCLEX

В этом обзоре NCLEX будет обсуждаться оценка APGAR новорожденных с оценкой .

Как студент медсестры, вы должны знать, как оценивать сценарий и рассчитывать балл APGAR или какой тип медсестринского вмешательства проводить на основе балла APGAR. Эти вопросы можно найти на NCLEX и, безусловно, на экзаменах по медсестринскому делу.

Изучив эти заметки на APGAR, не забудьте пройти обзорную викторину APGAR.

Лекция по оценке новорожденных по программе APGAR

Обследование новорожденных APGAR Обзор NCLEX

Что такое АПГАР? простой и быстрый инструмент для оценки состояния новорожденного после рождения .

APGAR — мнемоника, обозначающая:

A Внешний вид (цвет кожи)

P ulse (частота пульса)

G Обод (рефлекторная раздражительность)

A Активность (мышечный тонус)

R Эспирация (усилие)

* Оценка по шкале APGAR выполняется через 1 минута и 5 минут после рождения и может быть переоценена через через 10 минут (5 минут спустя) после рождения, если оценка 6 или меньше .

Каждая категория оценивается 0-2 и суммируется до 0-10. Чем выше оценка, тем лучше у ребенка. Идеальная 10 баллов бывает редко, потому что у большинства детей после рождения акроцианоз, при котором ступни и руки будут синими.

apgar-nclex

Внешний вид :

  • 0: бледность или посинение по всей поверхности
  • 1: тело розовое, но конечности голубые (кисти и ступни)… акроцианоз
  • 2: Все тело и конечности розового цвета

Импульс:

  • 0: отсутствует
  • 1: <100 уд / мин
  • 2:> 100 уд / мин

Гримаса:

  • 0: нет ответа на стимуляцию
  • 1: гримаса возбуждения (не плачь)
  • 2: крик и активное движение к стимуляции

Действие:

  • 0: нет, вялый
  • 1: небольшое сгибание рук и ног,
  • 2: руки и ноги согнуты

Респиратор:

  • 0: отсутствует
  • 1: слабый крик, нерегулярный
  • 2: сильный крик

Вмешательства по шкале APGAR:

Баллы 7–10: никаких вмешательств, ребенку все хорошо, нужен только плановый послеродовой уход.
Баллы 4–6: требуется некоторая реанимационная помощь.Кислород, всасывание…. стимулировать ребенка, растирать ему спинку
Оценка 0–3: требуется полная реанимация

APGAR Практические вопросы:

Вопрос 1: Вы собираете 1-минутный APGAR для новорожденного мужского пола. Вы отметили, что частота пульса составляет 140 ударов в минуту. Крик ребенка сильный и регулярный, тело розового цвета с голубоватыми руками. Есть некоторое сгибание рук и ног. При оценке новорожденного он двигается и плачет. Какой балл по шкале APGAR у новорожденного?

Ответ: АПГАР: 8

Вопрос 2: Вы оцениваете пятиминутную оценку по шкале APGAR новорожденного ребенка.При оценке вы отмечаете следующее у своего новорожденного пациента: пульс 97, отсутствие реакции на стимуляцию, вялое дыхание, отсутствие дыхания, синюшность во всем. Какова оценка вашего пациента по шкале APGAR и какие медицинские вмешательства проводятся на основе оценки по шкале APGAR?

Ответ: АПГАР 1; полные реанимационные мероприятия

Подробнее Обзор NCLEX для беременных

Каталожные номера:

  1. Первые часы жизни вашего малыша | womenshealth.gov . (2017). womenshealth.gov . Получено 1 января 2017 г. с веб-сайта https://www.womenshealth.gov/pregnancy/childbirth-and-beyond/your-babys-first-hours-life/
  2. .
.

% PDF-1.5 % 110 0 объект > endobj xref 110 63 0000000016 00000 н. 0000002982 00000 н. 0000003103 00000 п. 0000003613 00000 н. 0000004053 00000 н. 0000004080 00000 н. 0000004656 00000 п. 0000004683 00000 п. 0000005282 00000 п. 0000005309 00000 н. 0000005949 00000 н. 0000005976 00000 п. 0000006429 00000 н. 0000006456 00000 п. 0000006595 00000 н. 0000006732 00000 н. 0000006869 00000 н. 0000007004 00000 н. 0000007136 00000 н. 0000007173 00000 н. 0000007352 00000 н. 0000007464 00000 н. 0000007578 00000 н. 0000008279 00000 н. 0000008735 00000 н. 0000009164 00000 п. 0000009570 00000 п. 0000009912 00000 н. 0000010267 00000 п. 0000010605 00000 п. 0000010905 00000 п. 0000011161 00000 п. 0000011468 00000 п. 0000011737 00000 п. 0000012185 00000 п. 0000012456 00000 п. 0000028609 00000 п. 0000028684 00000 п. 0000028999 00000 н. 0000029069 00000 н. 0000029149 00000 п. 0000042417 00000 п. 0000042684 00000 п. 0000043004 00000 п. 0000043084 00000 п. 0000043154 00000 п. 0000070330 00000 п. 0000070410 00000 п. 0000070480 00000 п. 0000070794 00000 п. 0000071281 00000 п. 0000071552 00000 п. 0000094095 00000 п. 0000094175 00000 п. 0000094245 00000 п. 0000094369 00000 п. 0000097018 00000 п. 0000097547 00000 п. 0000097810 00000 п. 0000130087 00000 н. 0000130167 00000 н. 0000130237 00000 н. 0000001556 00000 н. трейлер ] / Назад 348277 >> startxref 0 %% EOF 172 0 объект > поток hb«`f«e`, O P` | A # Ax {;.j6] A>

.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *