Описание картины Ивана Крамского «Лесная тропинка» Картины художников

Крамской – русский художник, мастер жанровой и исторической живописи, портретист, художественный критик, человек острого ума и больших талантов. Именно он в свое время возглавил «бунт четырнадцати», когда Академия Художеств проводила большой конкурс на лучшего живописца.

Победитель получил бы золотую медаль и полный пансион в Испании, однако Совет оставил за собой право определять для студентов тему. Так всем участника «бунта четырнадцати» досталась тема «Пир в Валгалле», которая не прельщала никого из них. Сначала они подали прошение об изменении, потом, когда просьба не была удовлетворена, покинули стены Академии и ушли в свободное плавание.

Это стремление к свободе сквозит во всех картинах художника, не только жанровых или исторических, но даже и в простых пейзажах. «Лесная тропинка» — не исключение. Легкими взмахами кисти, он словно намечает путь, по которому можно уйти

от шумного душного мира к миру природному, тихому и полному покоя.

На картине видна лесная речушка, отражающая ленивое движение облаков. Деревья шепчутся листьями и тянутся к небу, как будто желая пощекотать его. А в чаще леса убегает узкая тропинка, нагретая летним солнцем, и теряется в густой темноте.

Контраст залитого золотом леса с темнотой под сенью дальних деревьев разителен – тропинка словно уводит в подземное царство. Однако там, во влажном сумраке, тоже есть своя свобода – свобода знать, что никто на тебя не смотрит и не стремиться судить тебя, свобода жарить грибы и собирать ягоды, вместо того, чтобы работать и выбиваться из сил на кого-то другого.

Тропинка манит, зовет и притягивает.

Даже просто глядя на картину, хочется войти на холст, ступить на теплую лесную землю, и идти, куда глядят глаза, под небом, полным облаков, в мире, написанном легкой кистью и словно светящимся изнутри.


Прислал: AnGeL . 2017-10-08 21:56:57

opisanie-kartin.iusite.ru

Экологический час «Путешествие по лесной тропинке»

«Путешествие по лесной тропинке» (экологический час).

Задачи:

развитие экологической этики учащихся, ответственности в их отношениях с природой;

— историческое, эстетическое, нравственное воспитание, воспитание любви к природе;

— формирование чувства сопричастности к своему времени, личной ответственности за всё происходящее вокруг.

Оборудование: стенды с фотографиями, плакаты «ВОЙДИ В ЛЕС ДРУГОМ» и «ТВОЙ ШАГ В ПРИРОДУ», со стихами:

Дерево, трава, цветок и птиц

Не всегда умеют защититься.

Если будут уничтожены они,

На планете мы останемся одни.

Эту истину знаю от роду

И её никогда не таю:

«Кто не любит родную природу,

Тот не любит отчизну свою».

( М. Романова)

По ходу классного часа используется музыкальное оформление: «Времена года» П. И. Чайковского, фонограммы песен о природе.

Оформление сцены имитирует лесную поляну. У доски установлен макет избушки на курьих ножках с вывеской « Справочное бюро».

1. Вводное слово

1-й ведущий:

Есть просто храм,

Есть храм науки,

А есть ещё природы храм –

С лесами, тянущими руки

Навстречу солнцу и ветрам.

Он свят в любое время суток,

Открыт для нас в жару и стынь.

Входи сюда,

Будь сердцем чуток,

Не оскверняй её святынь.

Лес, наш русский лес… Мы с гордостью произносим эти слова. Лес… Простое, привычное и вместе с тем такое объёмное, многогранное по содержанию и значению слово.

2-й ведущий: Сегодня мы приглашаем вас совершить вместе с нами путешествие по нашим милым, дорогим лесным тропинкам. А какой получится эта прогулка, грустной или весёлой, радостной или печальной, каждый ответит себе сам.

2. Появление туристов. Викторина о деревьях.

( Звучит запись « Звуки леса». На сцене появляется группа туристов)

1-й турист:

Я люблю побродить по зелёной стране,

Здесь друзей заводить очень нравится мне.

На сюрпризы горазд молчаливый народ

И за то, что отдаст, ничего не берёт.

В той стране – благодать!

Удивительный свет!

Вот бы нам разгадать,

В чём тут главный секрет.

Загляни-ка со мной

В эту славную жизнь

И с зелёной страной навсегда подружись!

2-й турист:

Тропинки, тропинки – дорожки лесные!

Куда вы? Куда вы бежите, родные?

Тропинки, тропинки – морщинки земли.

Откройте, тропинки, мне тайны свои.

(В. Солодкин)

1-й турист

: Ребята, давайте проведём небольшую викторину. И выясним, насколько хорошо вы разбираетесь в деревьях.

  1. Знаете ли вы, какое дерево считается национальным деревом России?

(лиственница, потому что она занимает почти половину лесов нашей страны).

  1. Какое дерево называют деревом – садом? ( Называют это дерево так, потому что на нём привиты 23 вида и сорта фруктов: лимоны, мандарины…).

  2. Какое дерево считается деревом сюрпризов? ( Это кедр, который растёт в нашей стране в Сибири и на Дальнем Востоке. В кедровой посуде долго не киснет молоко, в шкафу не заводится моль).

  3. У какого дерева самое длинное « детство»? (Самое длинное «детство» у пихты. Она впервые цветёт в возрасте 70 — 75 лет).

  4. Бывают ли у деревьев лишние ветви? (Да – нижние).

  5. Можно ли дерево наградить медалью? ( Да, совсем недавно был награждён куст )

  6. Почему погибает лес, когда вырубают старые дуплистые деревья? (В дуплах жили птицы, летучие мыши. Они истребляли вредных насекомых. Не стало гнёзд, не стало и птиц. Молодой лес погибает от вредных насекомых).

  7. Почему на стволах деревьев в парках больших городов обычно нет лишайников, а в лесах вокруг этих городов есть? (Лишайник является индикатором чистоты воздуха и в числе первых реагирует на загрязнение).

  8. Какое дерево цветёт первым, а которое последним? (Первой цветёт ольха, последней — липа).

  9. Какое дерево, как и берёза, даёт сладкий сок? (Клён).

(Участники экологического часа отвечают на вопросы).

1–й турист:

А теперь послушаем правильные ответы. На нашей лесной опушке работает справочное бюро природы «У сороки на хвосте». На сцене установлен макет избушки на курьих ножках с вывеской «Справочное бюро». В открытое окошко этой избушки дежурный по справочному бюро выдаёт информацию.

3. Выход ведущих. Чтение стихов о лесе.

1-й ведущий: Чудесное творение природы – лес! Красивы наши леса, величественны и самобытны в любое время года, в любую погоду. Красота русского леса воспета во многих произведениях искусства.

2-й ведущий: Русский лес – это первые проталины и первый туман – испарина над ожившей землёй, это первые лужицы весенней воды на лесной зимней дороге и прозрачные от мартовского снега берёзовые рощи.

Русский лес – это сварливые крики грачей, это первый весенний дождь, белое половодье цветущей черёмухи, первая соловьиная трель и нежные лесные фиалки на краю болотной низинки.

Русский лес – это медовый запах цветущей липы и сосредоточение жужжания шмелей, это поля ромашек и клевера. Это июльское солнце, собранное все – все, без остатка, сосновым бором, это еловые вершины в убранстве зрелых шишек и первые грибы – боровики, вросшие коричневыми шляпками в густой малахит лесного мха.

Русский лес – это прощальные крики журавлей над пустыми осенними полями. Это сжавшиеся после ночного холода, поседевшие листья малинника и схваченные первым морозом ягоды клюквы.

Русский лес – это кружева инея на деревьях, это гулкий ночной треск деревьев, встретивших густой мороз, и, как вера в завтрашнюю весну, негромкий голосок желтогрудой синицы, не покинувший свой лес даже в холодную зимнюю пору.

У каждого леса свои краски, своя музыка, свои голоса. Они меняются от весны до зимы, но они остаются для нас на всю жизнь именно такими, какими мы их запомнили с детства.

1-й ведущий: Исстари лес кормил человека, одевал и согревал его, защищал то врагов.

Деревья тоже воевали,

Как стяги головы подняв.

Где нужно, гордо умирали,

С груди своей листву сорвав.

Бывали и в кругу пожарищ,

И в окружении врага…

Солдат спасали в битвах жарких,

Раскинув ветви, как рога,

Земли родной тревоги, беды,

По- настоящему поняв,

Они смотрели на свет белый,

Корнями Родину обняв.

Шумели, словно призывали

Идти войною на войну…

И вместе с нами отстояли,

Всю необъятную страну.

(Г. Гармата)

2-й ведущий: «Лес встречал человека при появлении на свет и безотлучно провожал его через все возрастные этапы: зыбка младенца и первая обувка, орех и земляника, кубарь, банный веник и балалайка, лучина на девичьих посиделках и расписная свадебная дуга, даровые пасеки и бобровые гоны, рыбацкая шнека или воинский струг, гриб и ладан, посох странника, крест на устланной ельником могиле». Л. Леонов. « Русский лес».

1-й ведущий:

Здравствуй, лес! Дремучий лес!

Полный сказок и чудес!

Ты о чём шумишь листвою

Ночью тёмной, грозовою?

Что там шепчешь на заре?

Весь в росе, как в серебре?

Кто в глуши твоей таится?

Что за зверь? Какая птица?

Всё открой, не утаи,

Ты же видишь, мы свои!

4. «Справочное бюро природы». Конкурс на лучшего знатока

природы.

1-й турист: Человеку лес – самый щедрый друг. Бумага, целлюлоза, спички, скипидар, лекарства – всего не перечислишь. А боровики, маслята, рыжики? А земляника, брусника, черника? А орехи? Мы должны благодарить лес за плодородные поля, за глубокую реку, за чистый воздух – ведь всем этим мы пользуемся!

2-й турист: Если перечислить, что делается из древесины, и напечатать перечень, то получился бы толстый том: сейчас из древесины изготавливают более 30 тысяч различных предметов, вещей, продуктов. Учёные подсчитали, что человеку требуется около 400 деревьев, чтобы быть обеспеченными в течение жизни нужными изделиями.

1-й турист: Мы опять отправляемся в «справочное бюро» природы, к которому ведёт нас лесная тропинка. И снова конкурс на лучшего знатока природы. Знаете ли вы ответы на следующие вопросы:

1. Из какого дерева делают спички? (Из осины).

2. Какое дерево используется при изготовлении лыж? (Берёза).

3. Что можно получить из хвои сосны? (Витаминную муку, искусственную шерсть).

4. Какая древесина продаётся не кубометрами, а килограммами? ( Карельская берёза).

5. Из какого дерева делают пианино? ( Из ели).

6. Из какого дерева делают поплавки для рыбных снастей? ( Из пробкового дерева).

7. Какие дрова самые жаркие? ( Из дуба и берёзы).

8. Из чего состоят съедобные свечи? Существуют ли они на самом деле? ( Да. Съедобные свечи делают из орешника (лещины))

9. О каком дереве сказано: « Стоит дерево одето в зелено, в этом дереве четыре угодья: больным на здоровье, дряхлым на пеленанье, от тьмы свет, людям колодец»? ( Берёза).

Молодцы! Вы отлично справились с заданием.

5. Лесные смешинки на тропинке.

1-й турист: А недавно проходил конкурс на лучший смешной случай на лесной тропинке, название которого «Смешинки на тропинке». А по вашим аплодисментам мы узнаем, какая смешинка вам понравилась больше всего.

1. «Дятел уселся и стал грызть дерево».

2. «Зайцы на лето меняют свою чешую».

3. «Медведь улёгся спать в свою конуру».

4. «Гусеница сломя голову бежала от воробья».

5. «На лесной тропинке я встретила симпатичного ёжика – земляка.

6. «Около самой тропинки росло семейное дерево– мать-и-мачеха».

7. «Как в лесу много букашек! – сказал воробей и облизнулся».

8. «Светлячок сидел в траве и подмигивал прохожим».

9. «Я хотел поймать ёжика, но он больно укусил меня иголками».

10. «Мы пришли на пруд, а он закрылся на ремонт».

2-й турист: Молодцы! Надеемся, вам понравились наши «Смешинки на тропинке».

6. «Умеешь ли ты обращаться с лесом?»

1-й турист: А сможете ли вы войти в лес другом? попробуйте ответить на вопросы викторины «Умеешь ли ты обращаться с лесом?».

2-й турист:

Турист – дикарь с медвежьей хваткой

Шёл в лес порядок наводить.

А не пора ли для порядка

Нам укротить медвежью прыть?

1-й турист: Перечислите заповеди поведения в лесу? (Не рвать, не ломать, не пугать, не шуметь, не мусорить!)

2-й турист:

Нор звериных, птичьи гнёзда

Разорять не будем никогда!

Пусть птенцам и маленьким зверятам

Хорошо живётся с нами рядом!

1-й турист: Почему нельзя дотрагиваться до яйца в гнезде? (Потому что чужой запах отпугнёт птицу, и она покинет гнездо).

2-й турист:

Я должен над цветами наклониться

Не для того, чтобы рвать или срезать,

А чтоб увидеть добрые их лица

И доброе лицо им показать.

1-й турист: Как правильно собирать в лесу грибы, ягоды, букеты цветов? (Лучше не рвать ничего, а научиться оценивать их красоту).

2-й турист:

Лес – не только для нашей забавы,

Он – богатство страны.

Все деревья в нём, ягоды, травы

Нам на пользу, друзья, взращены.

Каждый куст берегите, ребята!

1-й турист: Почему на кустах нельзя обрывать все ягоды?

2-й турист:

Что за страшные замашки появились у ребят:

Ягоды с кустами вместе рвут ребята все подряд!

Мы гостей иного рода в драгоценный лес наш ждём,

Чтоб защитники природы подрастали с каждым днём!

1-й турист: Знаете ли вы, через, сколько лет на месте выдернутых кустиков земляники, брусники вырастают новые? ( На месте выдернутого кустика земляники новый вырастет только через 4 года, а брусники – через 10 лет).

2-й турист: Стеклянная банка, разбитая бутылка в лесу могут стать причиной чего? (Может стать причиной пожара, как увеличительное стекло).

1-й турист:

Пожар отклокотал и умер,

Я уходил от этой жути

С большой тревогой за людей…

Не люди лес сожгли, не люди.

Не человек! Злодей!

2-й турист:

В весенний день, мальчишка злой

Пронзил ножом кору берёзы,

И капли сока, точно слёзы,

Текли прозрачною слезой!

1-й турист: Из берёзы течёт сок! Что нужно предпринять? (Нужно пораненное место замазать глиной, иначе дерево может засохнуть.)

2-турист:

На поляне шум и гам!

Прилетели птицы к нам.

Птицы вьются, гнёзда вьют,

Всё щебечут, всё поют.

1-й турист: Увидели птенца-слетка. Как надо поступить?

2-й турист: Какое влияние на лес оказывает мусор, оставленный человеком? (Знаешь ли ты, что брошенная бумага лежит два года, консервная банка или осколок поранят ногу кому-то через 30 лет).

1-й турист: Что нужно сделать, покидая место в лесу? (Уходя из леса, нужно убедиться, хорошо ли убрано место твоего отдыха)

2-й турист.

В лесу, где так много ботаники,

Друзья, соберите с полянки

Окурки, дырявые чайники,

Пустые консервные банки,

Осколки, огрызки, ошмётки,

Газетные клочья с кустов.

Добавьте скелет из селёдки –

И летний гербарий готов.

Хорошо! Вы отлично справились с заданием!

Заключение.

1-й ведущий: Вот и подошла к концу наша прогулка по лесным тропинкам. Русский лес… Редкому человеку не дарит он радости! И никто не может сказать, что он знает лес – так велико это чудо природы. Русский лес с его красками, музыкой и голосами всегда будет источником нравственной чистоты нашей жизни, поэтому так важно беречь лес, заботиться о нём, охранять его. И, возвращаясь с лесных троп в свою обычную жизнь, мы каждый раз храним память о необычной естественности леса, его величии и чарующей красоте и с радостью ждём новой встречи с русским лесом.

2-й ведущий:

Пускай растёт зелёный терем,

Просторный, мирный под зверей.

Входи в него не диким зверем,

А самым лучшим из друзей!

infourok.ru

Описание картины Исаака Ильича Левитана «Тропинка в лиственном лесу. Папоротники»

26.06.2015

1890 год особый в творчестве Левитана. Именно в это время его начали признавать ценители живописи, это было началом расцвета его творчества. Но к этому времени в жизни самого мастера было много печальных и даже трагических минут. Такое состояние души нашло отражение и в созданных Исааком Левитаном образах, полных драматизма. Большое внимание мастер уделяет несовершенному миру реальностей. Все переживания души тем или иным образом переходят на полотна. Но среди работ гения немало красочных и ярких полотен, невольно заставляющих улыбнуться, ощутить радость жизни. К таким полотнам относится и знаменитая «Тропинка в лиственном лесу. Папоротники»: густой лес, и только на тропинке совсем немного травы, так как она истоптана путниками.

Лес со своей красотой всегда привлекал художника. Путешествуя, он впитывал в себя все нюансы, чтобы потом подарить миру реалистичные картины, на которых изображен лес. На полотне лиственные деревья, но стоят они так плотно, что пробраться сквозь них не так-то легко. Видимо, и добираться до дому будет сложно. Казалась бы, просто зеленая чаща, но через нее автор показывает трудности бытия. Ярко прописана лесная тропинка со всеми извилинами. Она убегает в неведомые дали. Всевозможные оттенки зеленого цвета помогают передать реальность и жизнь леса. Перед зрителями тихая и природа, дарящая спокойствие. Можно постоять перед полотном, помечтать, подумать. Ведь сам автор любил быть на природе и хотел, чтобы и любители его пейзажей могли побывать с природой наедине, доверив ей свои мысли. Все полотна пейзажиста наполнены натуральными, живыми красками и звуками того мира, который нас окружает. Многоцветие, особая техника письма выделяет работы художника среди большого количества работ других авторов. Во все времена картины художника привлекают внимание посетителей.

8-poster.ru

По лесным тропинкам

Как все таки замечательно жить на краю небольшого тихого поселка!
Утром просыпаешься под пение птиц и шум леса, и совсем уж редко эту красоту нарушает проезжающая где то машина.
Пока еще все спят быстро греешь чай, скидываешь в рюкзак нехитрое снаряжение и запас еды, как говорила еще бабушка — идешь в лес на день, еды бери на неделю. Тайга дело такое, бывало и на самой окраине поселка приходилось блудить в трех соснах.

 

Собравшись выходишь на улицу, солнце еще только встает и приятно греет с горизонта своими лучами в утренней прохладе.
Пройдя по почти безлюдной улице выходишь на край леса и переходишь речку по маленькому мостику. Вода в этом месте глубокая и темная, смотря вниз даже как то забываешь что чуть дальше по течению можно перейти реку почти не замочив ног…

 

Еще метров сто идешь вдоль реки, по очень живописной поляне — зеленая трава с цветами и отдельно стоящими берёзами — прямо русская классика, описанная поэтами и живописцами.
После поляны сразу наступает контраст, входишь в очень густой и заболоченный лес, даже днем в этом месте полумрак. И тишина. Под ногами порой грязи по щиколотку и все кажется что находишся где то на болоте, каким его рисовали еще в русских народных преданиях — с лешим, кикиморой и где то неподалеку стоит избушка. В особо дождливое лето там много грязных луж, в которых плавают тысячи головастиков. Вдоль тропинки огромное количество странных грибов, за многие года так и не довелось узнать их название. Но впрочем этот участок леса быстро заканчивается и с облегчением выходишь на поляну у высоковольтной линии.
И вот за поляной уже вступаешь в настоящий лес. Широкая тропинка — старая дорога, бежит сперва в горку среди редколесья, где часты урожаи красноголовиков и многих других грибов. Постепенно  тропа становится все менее натоптанной и редко бывает что встретится по пути человек.
Так постепенно доходишь до небольшого болота. В зависимости от погоды, бывает можно перейти и в обычных коротких сапогах, а иногда и болотных с трудом хватает, приходится прыгать по кочкам. Но болото не широкое, преодолеваешь его за минут пять. Есть и обходная тропа, но она значительно длиннее, зато по ней, где она проходит по краю болота, можно в грязи почти всегда увидеть следы животных, особенно часто медведей.
На ближнем от поселка крае болота образовался пригорок, который почти всегда порадует грибами — маслятами и подберезовиками.
Впрочем грибы растут почти на всем пути вдоль тропинки и если бы они были все чистыми, то бывает их столько что домой просто не унести. Как правило на этом маршруте специально и не заходишь в лес, а собираешь грибы по пути вдоль тропинки.

 

А вот впереди показался Ивдельский тракт. Знающим его историю это будет не просто грязная дорога разбитая колеями от лесовозов и вахтовок. Смотриш на него и думаешь, сколько же народу проехало и прошло по нему. Кто на заработки, кто в ссылку или в тюрьму, для кого то это была последняя дорога…


После Ивдельского тракта тропинка пересекает противопожарную просеку (пожарный разъём), это специальная широкая просека, которая не позволит пожару, если он случится, пройти через нее. К сожалению последнее время почти никто не следит за лесом и многие просеки стали зарастать.
Пройдя еще немного, попадаешь в какой то сказочный, по контрасту, лес. Густые заросли ели и сосны куда то уходят и появляется больше лиственных деревьев. Почва тут более влажная, покрытая высокой травой и какими то красивыми растениями с большими листьями. Если попасть в подходящий период, то может возникнуть чувство что находишся в тропиках. По сторонам от тропинки тут встречаются моховые полянки с клюквой. Часты заросли багульника и хвоща, что тоже добавляет красоты.
Дальше тропинка выходит к ЛЭП где растет превосходная дикая малина и жимолость. Можно с полной уверенностью утверждать что вкуснее лесных ягод могут быть только лесные ягоды! И пусть они не такие большие и сладкие, но по вкусу и аромату намного превосходят садовые сорта. И даже совершенно не жалко потратить весь день, что бы набрать трех-литровую баночку лесной малины.
Пройдя по тропинке через двойную линию ЛЭП, попадаешь в полосу леса, дальше ограниченную поляной. По левой стороне царство черники, по правую — грибов, в основном подосиновиков.
Лес тут не густой, много валежника, а с правой стороны опять много хвоща и багульника и воздух наполнен всеми лесными ароматами трав, ягод и деревьев.
И вот прямо с тропинки начинаешь собирать чернику, горсть в ведро, две в рот. Порой искренне жаль тех людей, кто вот так же хоть раз не провел время в лесу, не пробовал свежих лесных ягод и судит обо всем этом только по окраинам городов и овощным рынкам.

 

Черника родится не каждый год, поэтому иногда идешь еще дальше.
Обогнув с правой стороны поляну, выходишь на старую дорогу, по которой видно что уже пару десятков лет никто не ездил. А впрочем возможно что это была квартальная просека, больно уж она прямая.
По краям тропы то и дело встречаются пирамиды-муравейники, иногда более метра высотой, а иногда почти до основания разрытые — это хозяин тайги лакомился муравьиными личинками.
И хоть и далека эта дорога, но время в пути по ней всегда пролетает незаметно. Вроде даже не устал еще, а смотришь на часы — час-полтора прошли.
Заканчивается дорога всегда внезапно. Вроде только что шел по ней, а глядишь — уже еле заметная тропинка и через несколько метров идет просто лес. И болото. И плохо если ты первый раз не догадался у конца тропы сделать заметный знак на дереве, будь то красная тряпка или хоть что то видное издалека — найти тропу потом будет очень сложно.
Весь этот лес — заболоченный, окраина большого болота, царство смородины, гнуса и … шершней!  Путнику приходится там быть очень внимательным, что бы случайно не наступить на их гнездо, ибо тогда только один вариант — бежать сломя голову подальше, что по болоту делать весьма затруднительно.
Описаний лесных ягод уже достаточно в тексте выше, но лесная смородина!! Много есть последнее время сортов садовой смородины — но никогда еще не приходилось встречать что то даже близкое к лесной!
Соберешь ее, принесешь домой, перекрутишь в мясорубке с сахаром — на всю квартиру незабываемый аромат.
Пока собираешь смородину, постепенно выходишь к речке, которая затерялась в этой глуши и внезапно как будто выпрыгивает из ниоткуда, объясняя что это за звук был слышен последние несколько метров — звук реки.
Это та самая река, почти истоки, которую мы переходили по мостику у поселка, и здесь она наполнена какой то таинственностью, пробегая среди болота и питаясь им.
Много времени на сбор ягод к сожалению тут нету, так как еще предстоит многочасовой путь домой, а вернуться из леса лучше засветло.

 

Обратный путь обычно собираешь грибы, которые успели вырасти за день, особенно много бывает молодых маслят прямо на тропинке. И что всегда удивительно, но путь домой кажется намного короче, несмотря на усталость.

Вот так незаметно пролетают вдоль тропинки в обратном порядке пройденные ранее разъём, тракт, болотце и неожиданно оказываешь почти дома, на окраине поселка.
Жизнь тут идет своим порядком, отличающимся от городского, и поэтому часто даже поздним вечером тебя встречает шум играющей детворы во дворах и во всем видна настоящая живая жизнь, которую еще не успели полностью захватить интернет и прочие блага цивилизации.

moy-ural.ru

«Путешествие по лесным тропинкам»

Коллективная познавательная игра для Детской Экологической Ассоциации « Радуга»,

ученики 3 и 4-б классов

Подготовили и провели: Гудыменко С.В., Подмаркова Т.А.

Задачи: Расширить и углубить знания детей о лесных обитателях.

Формировать ценностное отношение к природе, воспитывать интерес к миру.

Ведущий: Богатырь стоит богат

Угощает всех ребят,

Сашу – земляникой,

Таню – костяникой,

Наташу – орешком,

Сережу – сыроежкой,

Леночку – малиной,

Алешу – хворостиной…

Что это за богатырь? (Лес).

Вот сегодня мы и отправимся в лес по учебной природной тропинке. Познакомимся с обитателями леса, разгадаем его загадки.

В нашем путешествии будут участвовать 4 команды «Весна», «Лето», «Осень», «Зима», в которых собрались знатоки леса из разных классов. Команды будут сражаться за звание «Знатоки природы», а болельщики «Юные защитники леса». Вот и посмотрим, кто может так себя называть. А рассудить наше соревнование поможет справедливое и честное жюри (Представление членов жюри).

Торопливая тропинка

Держит путь издалека.

Вьется по лесу тропинка,

Словно нитка из клубка.

Стоп, тропинка, подожди! Пора сделать привал и познакомиться с правилами первого конкурса.

1. Конкурс «Разминка».

В конкурсе участвуют все команды. Нужно проявить свои знания и быстроту реакции. Вспомнив ответ на вопрос, необходимо быстро поднять вверх листочек с дерева (подать сигнал) и дать правильный ответ (1б. + 1б.), если ответ неверный, от право ответа предоставляется другой команде, но за него можно заработать лишь 1б. Ну, а если и команды затрудняются ответить, то им на помощь должны прийти их болельщики. Определитесь, ребята, за какую команду вы будете болеть. Внимание, здесь вопросы будут не только про лес.

Вопросы:

  1. Что такое ветер? (Движение воздуха)

  2. Самая близкая к нам звезда? (Солнце)

  3. Что за трава, которую и слепые узнают? (Крапива)

  4. Днем спит, ночью летает, прохожих пугает (Сова)

  5. Какой гриб самый ядовитый? (Бледная поганка)

  6. Назовите самого ядовитого паука на Земле (Каракурт)

  7. Что вниз верхушкой растет? (Сосулька)

  8. Где сухого камня не найдешь? (Под водой)

  9. Какой цветок имеет одновременно женское и мужское имя? (Иван-да-марья)

  10. Под каким кустом во время дождя прячется заяц?

(Под мокрым)

Вот и появились первые лидеры, которые бегут первыми по нашей лесной тропинке, остальным нужно догонять и больше не отставать.

2. Конкурс «Кто же я?»

От команды приглашаются по одному самому сообразительному и догадливому игроку. Сзади прикрепляется листок с названием обитателя леса. Ваша задача – задавать вопросы, по которым можно догадаться, в какое животное вы превратились.

Например: 1. Я зверь, птица, рыба или насекомое?

2. Я хищник или нет?

Возможные варианты — заяц, медведь, дятел, бабочка, еж.

Кто быстрее догадается, тот получает больше количество баллов.

3. Конкурс «Самое красивое предложение»

Во время конкурса «Кто же я?» знатоки команд придумывают и записывают красивое предложение про лес.

4. Конкурс болельщиков.

С давних пор люди занимаются на Земле хозяйством. Строят города, дороги, возделывают поля. Все это необходимо. Но для этого приходится уничтожать леса. Вырубают деревья и ради древесины, нужной людям. Вот почему с каждым годом на Земле остается все меньше лесов. Из-за деятельности человека загрязняются лес, воздух, вода, страдают животные. Поэтому, давайте сегодня в нашей игре спасем лес. Каждая группа болельщиков вырастит свое дерево или кустарник (Нарисовать ель, березу, сосну, рябину, дуб, шиповник или калину).

Подведение итогов.

5. Конкурс «Самый, самый…»

Правила, как и в первом конкурсе.

Вопросы:

1. Самое большое животное (синий кит)

2. Самая страшная рыба (акула)

3. Самый лучший прыгун (кузнечик)

4. Самые большие обезьяны (гориллы)

5. Самый лучший лесной инженер (бобр)

6. Самый длинноухий трусишка (заяц)

7. Самая крупная птица (страус)

8. Самый быстрый зверь (гепард)

9. Самый главный долгожитель (черепаха)

10.Самое высокое животное (жираф)

11.У кого самый длинный язык (муравьед)

6. Конкурс «Разгадай кроссворд»

Участники команд попытаются справиться с кроссвордом. Правильность его выполнения оценит жюри.

Кроссворд


По горизонтали:

2. Днем слепа бывает,

А ночью прозревает (Сова)

4. Это что за странные

Дроби барабанные?

Доносятся из чащи

То реже, то чаще:

«Кто стучит в лесную дверь?

Человек ты или зверь?» (Дятел)

7. Мальчишка в сером армячишке

По дворам шныряет, крохи собирает,

По полям ночует, коноплю ворует. (Воробей)

8. По лужку он важно бродит,

Из воды сухим выходит. (Гусь)

По вертикали:

1. У этой птицы – клюв как спицы.

По воде она гуляет, то и дело нос купает. (Цапля)

2. На вид неказист, зато голосист. (Соловей)

3. Летит бывалый

Разбойник старый:

Когти, как кинжалы,

Глаза, как фары. (Филин)

5. Черный, проворный,

Кричит: «Крак!», червякам враг. (Грач)

6. Ходит по двору будильник

Разгребает лапой сор,

Расправляет с шумом крылья

И садиться на забор. (Петух)

7. Конкурс «Музыкальная пантомима».

Приглашаются по одному участнику команд, но только

те игроки, которые хорошо умеют танцевать. Под мелодию изобразите танец обитателя леса, а участники команд или зрители, попытаются догадаться по вашим движениям, какого животного вы изображаете.

8. Конкурс загадок.

Чтобы не заскучали наши болельщики, я хочу предложить им загадки, которые приготовил для них волшебник Лес. Будьте внимательны и зарабатывайте баллы для своей команды. (Загадки о природе.)

Загадки

Непоседа пестрая Спиною зеленовата,

Птица длиннохвостая. Животиком желтовата.

Птица горделивая, Черненькая шапочка

Самая болтливая. И полоска шарфика.

(Сорока) (Синица)

Хоть я не молоток – Ты его узнаешь сразу

По дереву стучу: Белоклювый, черноглазый.

В нем каждый уголок Он за плугом важно ходит,

Обследовать хочу. Червяков, жуков находит.

(Дятел) Верный страж и друг полей,

Первый вестник теплых дней.

(Грач)

Кто по елкам ловко скачет Хозяин лесной

И влезает на дубы? Просыпается весной,

Кто в дупле орехи прячет, А зимой под вьюжный вой

Сушит на зиму грибы? Спит в избушке снеговой.

(Белка) (Медведь)

Угадайте, что за шапка: Кто зимой холодной

Меха целая охапка. Бродит злой, голодный?

Шапка бегает в лесу (Волк)

У ствола грызет кору.

(Заяц)

Стройный, быстрый, С ветки на тропинку,

Рога ветвистые, С травинки на былинку

Носится весь день Прыгает пружинка

Кто это? Зеленая спинка.

(Олень) (Кузнечик)

Сердитый недотрога В ярком платье модница

Живет в глуши лесной Полететь охотница

Иголок очень много, От цветка к цветку порхает

А нитки ни одной. Утомится – отдыхает.

(Ежик) (Бабочка)

Хвост пушистый, Летит, пищит,

Мех золотистый, Ножки длинные тащит.

В лесу живет, Случай не упустит,

В деревне кур крадет. Сядет и укусит.

(Лиса) (Комар)

Наткет, наплетет,

Сядет и добычи ждет. (Паук)

9. Конкурс – Игра «Да – нет»

Лесная тропинка привела нас к интересной игре, которая называется «Да – нет». Я буду говорить какое-то утверждение, а вы будете писать слово «да», если с ним согласны или слово «нет», если не согласны, просьба не исправлять одно слово на другое, т. к. жюри это оценит, как ошибку.

Вопросы:

1. Ласточки и стрижи питаются насекомыми. (Да).

2. Лягушка – домашнее животное. (Нет).

3. Почки на деревьях раскрываются сразу после листопада. (Нет)

4. Волк, лиса, рысь – хищники. (Да).

5. Число 28 есть только в феврале. (Нет)

6. Выпал первый снег и зацвели подснежники. (Нет)

7. На деревьях появились первые листья, а в школе

начался учебный год. (Нет) 8. В поле тает снег, а на реке начался ледоход. (Да)

9. Зацвели подснежники, а птицы улетают. (Нет)

10. У кузнечика уши на ногах. (Да)

11. Слоны умеют плавать. (Да)

12. Жаба зимой ест. (Нет)

  1. Конкурс «Неведома зверушка».

Горе-фотограф решил фотографировать животных. Но у него получились очень странные снимки. Трудно разобрать какое животное он фотографировал. Найдите на снимке, сколько животных увидел фотограф и каких.

Подведение конкурса болельщиков.

Болельщики представляют свои деревья. Развешивают картины в зале.

Да! Красивые деревья вы вырастили. Хочется думать, что во взрослой жизни вы их будете не только рисовать на бумаге, но и посадите настоящие деревья и столько, что получится огромный густой лес.

11. Конкурс «Азбука Природы».

Вот и вывела нас тропинка к последнему конкурсу. Много вопросов вы разгадали, можно сказать, что выучили всю азбуку природы. Давайте посмотрим, действительно ли это так?

Прочитайте вопросы на экране и три варианта ответов под буквами а), б), в).

Ваша задача – выбрать правильный ответ и поднять нужную букву.

Вопросы:

1. Летающее насекомое с окраской а) Оса

тигра. Приносит пользу человеку. б) Бабочка

в) Пчела

2. Какой зверек умеет летать? а) Белка-летяга

б) Рысь

в) Летучая мышь

3. Колосится в поле рожь. а) Колокольчик

Там, во ржи, цветок найдешь: б) Клевер

Яро-синий и пушистый, в) Василек

Только жаль, что не душистый.

4. Стоит Алена а) Береза

Платок зеленый б) Ива

Тонкий стан в) Осина

Белый сарафан

5. Что является лучшим лакомством а) Трава

для лосей, оленей и косуль? б) Грибы

в) Соль

6. Мелкое летающее насекомое, а) Комар

самки, которого питаются кровью. б) Клещ

Любит сырость и болотистые места. в) Муха

7. Маленькие нелетающие черные или а) Пчелы

рыжие, живут группами. Жилье б) Тараканы

напоминает холмик. в) Муравьи

Вот и закончилось наше путешествие по лесной тропинке. Вы, наверное, много интересного узнали о лесе и о природе. Но чтобы лес раскрыл перед нами еще много своих секретов необходимо сохранить его, беречь каждое деревце и не только в лесу.

Привет тебе, приют свободы и покоя,

Родного севера неприхотливый лес,

Ты полон свежести и все в тебе живое,

И столько у тебя загадок и чудес!

Подведение итогов, вручение призов и подарков.

infourok.ru

Внеклассное мероприятие «Путешествие по лесной тропинке»

Тема: «Путешествие по лесной тропинке»

ЦЕЛЬ: создание условий для формирования потребностей обучающихся в охране природы.

Задачи:

1.Воспитывать в детях чувство любви к родной природе, культуру поведения в лесу.

2.Обогащать словарный запас учащихся, способствовать развитию связной речи.

3.Наблюдать за изменениями природы в разные времена года.

Действующие лица: Лесовичок, Леший, Кикимора.

Ход мероприятия.

Ведущий: Ребята, сегодня мы отправляемся в путешествие, но это будет не только прогулка. Мы должны ответить на вопросы: « Для кого мы охраняем природу? От кого мы охраняем природу?»

Лесовичок: Здравствуй, здравствуй, милый лес!

Ты полон сказок и чудес.

По тропинке я пошел

И везде друзей нашел.

Дети: На лужайке по утру мы затеяли игру.

Здесь цветочков мы нарвем, и веночек сплетем.

Тут бельчонка мы поймаем, а ежонка испугаем.

А тебя, лесовичок, мы посадим под замок.

Лес : Кто тут громко так кричал? Спать мне крепко помешал?

Дети: Мы шумели и кричали, и пугали всез зверей.

Ты прости, что спать не дали. Кто ты есть? Скажи скорей.

Лес: Я самый настоящий густой и добрый лес.

В моей зеленой чаще полным-полно чудес.

Живут там без опаски в избушках без дверей

И присказки , и сказки про птиц и про зверей.

И сказки те в секрете я вовсе не держу.

Лесовичок: Пусть их узнают дети! Пойдем, я расскажу.

Пора посмотреть на лесные чудеса. Чтоб было интересно и весело в пути, под песенку веселую нам надобно идти.

Лес: вот дошли мы до реки, переправы нет. Это и есть мой первый секрет. Только ответив на вопросы, можно попасть на другой берег.

Вопросы: 1. Трава, которую узнают даже слепые? (крапива)

2.Дерево , символ нашей Родины? (береза)

3.кто меняет шубу 2 раза в год? (заяц, лиса, белка)

4.Какая ягода бывает красной, черной, белой? (смородина)

5. Какая птица подбрасывает свои яйца в чужие гнезда? (кукушка)

6. Как называется дерево, которое живет 2-3 тысячи лет в Америке? (секвойя)

7. Как называют степи в Африке? (саванна)

8. Как называется самая маленькая птичка, живущая в Америке? (колибри)

9. Растение, которое растет в пустынях, может долго быть без воды? (кактусы)

10. Коренные обитатель Америки. (гризли, бизон, дикобраз, пума, ягуар, броненосцы, морская свинка, колибри)

Кикимора: Стойте! Стойте! Не пройдете! Все увязните в болоте.

По тропинке в лес идите и грибочки соберите.

Если выполните задание, избежите наказание.

Лесовичок: Тропинка расходится на две стороны. Как же теперь быть? Ребята, помогите отделить какие съедобные грибы, а какие ядовитые?

( Работа по карточкам, распределение грибов на две группы)

Лес: А это и есть мой второй секрет. Я хочу узнать, знают ли ребята птиц?

Загадки: 1. Это старый наш знакомый:

Он живет на крыше дома-

Длинноногий, длинноносый,

Длинношеий, безголосый.

Он летает на охоту

За лягушками к болоту. (аист)

2. Кто ни разу шага не сделал? (воробей)

3. Что за весенняя птица

Любит за плугом ходить и кормиться? (грач)

4. Летать-летаю,

Всех птиц забираю. (орел)

5. Спиною зеленовата.

Животиком желтовата,

Черненькая шапочка

И полоска шарфика. (синица)

6. Кто плачет, не имея слез? (сова)

Лесовичок: Ребята, а сможете ли вы сосчитать всех ?

Лесовичок: Какие завалы и буреломы возникли у нас на пути. Кто нам поможет, кто нам укажет? Куда идти дальше?

Леший: Я леший-сторож леса. Его слуга. Пройти вы хотите дальше?

Дети: Да.

Леший: Тогда выполните задания. Узнайте животных и растения по описанию.

  1. Это животное часто называют «королем» грызунов. Действительно, по сравнению с хомяками, сусликами и мышами оно выглядит величественно, по- королевски. У него все удивительно: и зубы, и шуба, и хвост. Эти зверьки еще лучшие строители. Их плотинам позавидовали бы лучшие инженеры. (бобры)

  2. Это и сорняк и лекарственное растение. Русское название происходит от древнерусского слова «каприна»-шелк. Из стеблей получают волокно для выработки тканей. В сказке «Дикие лебеди» об этом говорится. Это растение может остановить кровотечение и насытить наш организм витаминами (крапива)

  3. У этого насекомого замечательные глаза. Они не просто большие, а огромные, гладкие, как бока глобуса. Питается она мошками и комарами, уничтожая их в большом количестве. Этим приносит пользу. Эти насекомые хорошие летуны. Развивают скорость до 50-90 км/ч. (стрекоза)

  4. Этот фрукт стимулирует рост и укрепляет здоровье. В нем много веществ, которые требуются для активной работы мозга. Они улучшают память и повышают работоспособность. А потом это просто очень вкусный фрукт, так же как гранаты и яблоки, которые являются общеукрепляющими средствами. (абрикос)

Леший: Молодцы, ребята! Проходите и друзей с собой берите.

Лес: Посмотри, мой юный друг!

Что находится вокруг! Небо светло-голубое.

Солнце светит золотое. Ветер листьями играет.

Тучка в небе проплывает.

Лесовичок: Поле, речка и трава, горы, воздух и листва!

Птицы, звери и леса, гром, туманы и роса,

И поэтому все мы жить не можем без воды.

Без растений и животных, без красивых гор высоких,

Без лесов, полей и рек жить не может человек!

Леший: Так давайте сбережем

Наш земной природный дом!

Кикимора: Чтобы реки и ручьи не мутнели,

Рыбы резвились и птицы бы пели,

Зелень в жару бы от солнца спасала.

Каждому правила знать не мешало.

Лесовичок: Давайте вместе назовем правила поведения в лесу.

-никогда не наноси вред природе

-не убивай зверей и птиц

-не трогай домики животных и их детенышей

-не трогай птичьи гнезда

-не губи деревья

— оказывай помощь животным, попавшим в беду

-подкармливай зверей и птиц зимой

-в меру бери дары природы

— не шуми на прогулках, не пугай животных

— учись наблюдать в природе

-учись слушать голоса в природе

Лесовичок: Входя в собственную квартиру, мы вытираем ноги или снимаем обувь. Никому не придет в голову, сняв ботинки, поставить их на стол. Мы стараемся не ссориться с нашими близкими, поддерживаем мир в семье.

На лоне природы, люди ведут себя как хулиганы. Они часто думают, что кладовая природы неисчерпаема, а богатства планеты безграничны. Это опасное заблуждение.

Так давайте же ответим:

Для кого мы охраняем природу?

От кого мы охраняем природу?

Дети: Мы любим лес в любое время года,

Мы слышим речек медленную речь,

Все это называется природа.

Давайте же всегда ее беречь!

infourok.ru

Игровое занятие «Вдоль лесной тропинки»

Игровое занятие «Вдоль лесной тропинки».

Тип занятия: Обобщение и систематизация знаний

Цель:

создать условия для положительной мотивации к учению у младших школьников путем применения игровых форм обучения;

Задачи:

Предметные:

создать условия для

-повторения детьми правил русского языка, использование согласных звонких и глухих, твердых и мягких, определение количества букв и звуков в словах, гласных и согласных,

-повторения литературных жанров: пословиц и поговорок, загадок, небылиц, закрепление знаний произведений различных писателей о природе;

-уметь обосновывать выбор правильного применения правил, обогащать словарный запас детей

Метапредметные: создать условия для развития детей анализировать, обобщать, делать выводы

-для развития мышления, наблюдательности, орфографической зоркости, памяти, связной речи учащихся, умения сравнивать и делать выводы, развитие потребности и навыка совместного поиска ответа на поставленную задачу.

Личностные:

-создать условия для воспитания коммуникативной культуры, умения работать в группах, в парах, выслушивать и уважать мнение других, способствовать к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности, формированию собственного мнения и позиций

— стремиться к познанию нового, грамотно излагать свои мысли, овладеть элементами самооценки и взаимооценки.

Здоровьесберегающие: использовать на занятии музыкальные разминки, музыкальные паузы, пение ранее разученных песен для снятия напряжения.

Оборудование и технические средства обучения: компьютер, наглядные пособия, карточки, авторский медиапродукт– презентация.

Ход занятия:

Педагог:

Мы с вами часто на занятиях отправлялись в путешествия, но такого опасного путешествия не было. Связано оно с Годом Экологии, с темой занятия «Вдоль лесной тропинки. Когда мы увидим знаки: три стрелки, то мы можем выбрать задание. Как в сказке мы пойдём налево, прямо или направо.

А эти вопросительные знаки указывают на задание для всех участников без выбора вариантов.

Ученик:

Мне нравится в природу погружаться,

В мир звуков, запахов лесных,

И этим наслаждаться.

Обыденность и суету, отбросив,

Уехать дальше, на Лосиный остров.

Разбить палатку, смастерить треногу

На время позабыть до города дорогу.

Проснуться на заре под пенье птиц,

Пойти на реку наловить плотвиц.

Нарвать душицы, чая заварить

И радуясь жизни, дальше жить.

Педагог:

Ребята, мы живём на прекрасной планете – Земля.

На Земле живут люди, животные, птицы, рыбы, растения. Богат, прекрасен и разнообразен удивительный мир природы .

Мы, люди, должны заботиться о природе. Но, к сожалению, не всегда люди замечают красоту окружающую их, не заботятся о природе и, что ещё хуже, наносят ей непоправимый вред!

Ребята, сегодня вы покажите свои знания, смекалку, умение помогать друг другу. Вас ждут сложные конкурсы и интересные вопросы, и в этом вам помогут дружба, взаимопомощь, умения работать в группах и самостоятельно, умения слушать и слышать своих товарищей.

Ведущий (ребёнок):

Входя в лес, человек должен помнить, что нельзя:

— обижать птиц и зверей

— разорять птичьи гнёзда и муравейники

— ломать деревья и разрушать грибницы

— поджигать сухую траву и оставлять горящие костры – это может привести к лесным пожарам.

Итак, мы отправляемся в сказку! И не забудьте: если хотите многое увидеть и услышать, соблюдайте в лесу тишину… Тсс!

Выбирайте куда идти:

Налево :«Всё дело в воде», Прямо: «Букет роз», Направо: «Пять Ос»

Налево:«Всё дело в воде»

(задание : заполните пустые капельки так, чтобы получилось слово)

ЭТА «ВОДА» РАСТЁТ В САДУ И В ПОЛЕ

Э

(гвоздика)

Эта «вода» в Древней Руси командовала войском.

(ВОЕВОДА)

Эта «вода» опускается на глубину в скафандре

(водолаз)

Эта«вода» падает с высоты, но никогда не разбивается

(водопад)

Эта «вода» запрягается лошадьми и перевозит грузы

(подвода)

Прямо :«Букет роз»

Впишите в клетки недостающие буквы

Эта роза – непогода с громом и молнией

(гроза)

Эта роза – сплав меди и олова

(бронза)

Эта роза – блюдечко для варенья (розетка)

р

о

з

а

Эта роза – хищное насекомое(стрекоза)

р

о

з

а

Эта роза – птичка с длинным хвостом

(трясогузка)

Направо:«ПЯТЬ ОС »

  1. На этой осе в октябре позолота

О С _ _ А (осина)

  1. А эта растёт на лугу и в болотах

Ос_ _ А ( осока)

  1. У этой на лапках зелёные иглы

_ ос _ а (сосна)

  1. А эта оса на Луну летает

_ ос_ _ _ а _ _ (космонавт)

  1. Эта боится горчицы и вилки

_ ОС _ _ _ А (сосиска)

Педагог:

Вы справились с этим заданием, а перед вами новое.

Пойдёшь налево «Доскажи словечко .Вставь нужное прилагательное»; направо – «Доскажи словечко в рифму»; прямо – «Отвечай быстро»

Налево: «Доскажи словечко»

Вставь нужное по смыслу прилагательное.

Соболь – лесной зверёк, а собака … (домашнее)

Кошка – домашнее животное , а лиса … (дикое)

Лев – хищное животное, жираф … (травоядное)

Бурундук – лесной зверёк, а суслик … (полевой)

Роза – садовый цветок, а ландыш … (лесной)

Василёк – полевой цветок, а астра — … (садовый)

У медведя уши короткие , а у зайца …. (длинные)

Зайчик трусливый, а лисица … (хитрая)

У лисицы хвост длинный, а у зайца … (короткий)

У белки шубка рыжая, а у зайчика … (серая)

Прямо: «Отвечай быстро»

Вставь в предложение слово.

Бурые медведи живут в лесу, а ___(белые)__________ на севере.

Заяц зимой белый , а летом ____(серый)__________ .

Зебра полосатая , а ягуар _______(пятнистый)_________.

Гуси бывают домашние и _______(дикие)_________.

Лисица бегает , а зайчик …. (прыгает)

Кошка мяукает , а свинья …. (хрюкает)

Соловей поёт, а медведь … (ревёт)

Синица летает , а змея … (ползает)

Лиса живёт в норе, а белка в … (дупле)

Лисица любит курятину, а медведь … (мёд, ягоды)

Направо: «Доскажи словечко в рифму»

На ветке не птичка –

Зверёк – невеличка

Мех тёплый, как грелка.

Зовут её … (белка)

А водитель спозаранку

Крутит круглую … (баранку)

За окном шумит буран

За стеной поёт … (баян)

Всех зверей она хитрей:

шуба рыжая на ней,

Пышный хвост – её краса.

Это рыжая … (лиса)

Не олень он и не бык.

В жарких странах жить привык.

На носу имеет рог.

Кто же это? (носорог)

Полосатый, как матрос.

В клетке он живёт сейчас.

С виду вроде ласковый ,

Но гляди – опасен он!

И ему в неволе

Нынче не до игр.

И рычит невольно

На прохожих… (тигр)

Опасней всех в реке она:

Хитра, прожорлива. Сильна,

Притом такая злюка!

Конечно, это… (щука)

Он высокий, он огромный.

Он похож на кран подъёмный.

Только это кран живой

С настоящей головой.

Тот из вас будет прав,

Кто ответит нам … (жираф)

Нам в хозяйстве помогает

И охотно заселяет

Деревянный свой дворец

Тёмно- бронзовый … (скворец)

Ветви в воду опустила

И о чём-то загрустила. ( ива)

Из травы, с зелёной кочки,

Раздаётся странный звук,

Будто рядом молоточки

Выбивают: тук-тук-тук!

Будто к наковальне встал

Ловкий человечек,

То в траве застрекотал

Маленький … (кузнечик)

Педагог:

Молодцы! Вы успешно прошли испытание. И перед вами одно общее задание. Для всех одно: «Играем в прятки».

«Играем в прятки»

Лучше умственной зарядки

Нет для взрослых и детей.

Кто играет с нами в прятки,

Тот становится умней.

Задание: Найдите животных в стихотворных строчках.

1.Меня пронырой соВЫ ДРАзнят,

Нырять и плавать плохо разве?

(Выдра)

2.Отыщите, кто спрятался между строк.

Сбегу скорее под отКОС,

УЛЯГУСЬ спать в тени берёз.

НемноГИЕ Найдут мой след.

Я здесь, а кажется , что нет.

(косуля, гусь, гиена)

3. Найдите между строк птиц.

Как хорошо после дожДЯ

ТЕЛята рады , рад и я.

Этот виД РОЗ Давно разводят в Румынии.

(дятел, дрозд)

4. Жили в доМЕ ДВЕ ДИкие кошки

Кто ещё жил в доме?

(Медведи)

5. Найдите между строк шесть животных.

Арбуз по Волге вниз уплыл,

Я полчаСА ЗА Ним следил.

Гром грохотал, весь лес тряСЛО.

Но я гулял, грозе назло.

выСОКО Летает стриж,

Но со мною не сравнишь.

Следы коСТРА У Самой пальмы.

Кора в ожогах… Факт печальный.

Я вижу, как плывут СУДА

Куда спешат они? Куда?

Бык – неприятная оСОБА,

КАпризен , зол…

Смотрите в оба!

(Сазан, слон, сокол, страус, судак, собака)

6. Найдите между строчек насекомое.

Притих камыШ, МЕЛЬкнула птица,

Всё спит, ничто не шевелится.

(шмель)

Педагог:

Молодцы! Три дороги . три пути. Выбирайте куда идти!

Налево- «Составь пословицы и поговорки».

Направо – «Составь поговорки»

Прямо- «Сколько небылиц в стихотворении»

Налево:Составь пословицы и поговорки.

Много снега — так и хлеб привезём

Навоз отвезём, больше приплоду.

Посеешь в погоду — круглая сирота.

Без хозяина земля — много хлеба.

Хлеб на хлеб сеять — ни молотить, ни веять.

( Много снега – много хлеба. Навоз отвезём, так и хлеб привезём. Посеешь в погоду — больше приплоду. Без хозяина земля – круглая сирота. Хлеб на хлеб сеять – ни молотить , ни веять.)

Направо: Составь поговорки.

Декабрь глаз снегами тешит, ночь года.

Декабрь – стужайло а мороз через реки наводит мосты.

В декабре зима стелет белые холсты, на всю зиму землю студит.

Декабрь — да ухо морозом рвёт.

(Декабрь глаз снегами тешит , да ухо морозом рвёт. Декабрь – стужайло на всю зиму землю студит. В декабре зима стелет белые холсты, а мороз через реки наводит мосты. Декабрь — ночь года.)

Прямо: Сколько небылиц в стихотворении?

Тёплая весна сейчас,

Виноград созрел у нас.

Конь рогатый на лугу

Летом прыгает в снегу.

Поздней осенью медведь

Любит в речке посидеть.

А зимой, среди ветвей,

«Га-га-га!» пел соловей .

(Л. Станчев)

(шесть)

Педагог:

Прекрасно справились с этой задачей, а перед вами новая …

Попробуй прочитать фамилии писателей

ПРИШВИНПАУСТОВСКИЙБИАНКИЧАРУШИНЧАПЛИНАМАМИН- СИБИРЯКГАРШИНАСТАФЬЕВСОКОЛОВ-МИКИТОВ

(Пришвин, Паустовский, Бианки, Чарушин, Чаплина, Мамин-Сибиряк, Гаршин, Астафьев, Соколов-Микитов)

Какие птицы спрятались? Вставь буквы .

( кулик, чибис, чайка, филин, ворон, дятел, стриж, щегол, ястреб)

Педагог:

Три дороги, три пути. Выбирайте куда идти!

Налево – «Соедини стрелками названия животных с прилагательными »

Направо — «Кто это? Узнай животное по прилагательным»

Прямо — «Перевёртыши. Переставив буквы, угадай зашифрованные слова»

Налево: Соедини стрелками названия животных с прилагательными.Кто лишний? (не является животным)

Верблюд рогатый

Крокодил усатый

Олень горбатый

Таракан пятнистый

Леопард зубастый

Ответ:

Верблюд рогатый

Крокодил усатый

Олень горбатый

Таракан пятнистый

Леопард зубастый

( лишний — таракан ,т.к. насекомое)

Направо : Кто это?

Узнай животное по прилагательным.

Рыжая, пушистая, хитрая … (лиса)

Маленький, серый, колючий … (ёжик)

Серый, зубастый, большой … (волк)

Зелёный, зубастый, большой… (крокодил)

Полосатый, большой, зубастый … (тигр)

Полосатый, маленький, пушистый… (кот)

Прямо:«Перевёртыши»

Переставив буквы, угадай зашифрованные слова:

Апсукат — (капуста)

Ёлквас — (свёкла)

Укл — (лук)

Оковмрь — (морковь)

Лефоткарь — (картофель)

Зубра — (арбуз)

Дормипо — (помидор)

Педагог:

Задания для всех участников,без права выбора другого варианта задания.

«Конструктор»

Предлагается слово «баклажан». Необходимо образовать новые слова, используя буквы из этого слова. Буквы можно повторять.

(балка, баклан, клан, жбан, бак, бал, жаба, кабан, банка, канкан, лак, банан, кабала, канал, накал, баба, нажал.)

«Загадки вокруг нас»

НАЛИМ или СОМ

У какой из этих рыб нет чешуи?

В отгадке все согласные звуки звонкие.

( налим)

КЛЁСТ или СНЕГИРЬ

У каких птиц птенцы появляются не весной , а зимой?

В слове отгадке количество звуков и букв одинаково.

(клёст)

СОСНА или ЕЛЬ

У какого дерева иголки короче?

В слове отгадке есть буква , которая не обозначает звука, но указывает на мягкость согласного, стоящего впереди.

(ель)

ГАЛКА ИЛИ ВОРОНА

Кто из птиц больше? В отгадке все согласные звуки звонкие и твёрдые.

(ворона)

АСТРА или РОЗА

Какой цветок полюбил Маленький принц из сказки А .ДеСент – Экзюпери?

В названии цветка все согласные звуки звонкие.

(роза)

АЛМАЗ или ЗМЕЯ

Что выпадало изо рта лентяйки каждый раз, когда она говорила?

В слове отгадке звуков больше чем букв.

(змея)

ГАДЮКА или УЖ

Какая из змей неядовитая?

В слове отгадке один слог.

(уж)

БУФФ или ПУФФ

Как звали маленькую кудрявую собачку, которая проспала 100 лет вместе с прекрасной принцессой из сказки?

В кличке собаки все согласные звуки глухие.

(Пуфф)

КОФЕ или МОЛОКО

Что любил пить Чебурашка и крокодил Гена?

В слове отгадке все согласные звуки глухие.

(кофе)

БАРСУК или БЕЛКА

Кто из них зимой впадает в спячку?

В отгадке ударный слог второй.

(барсук)

СЕВЕР или ЮГ

Внутри компаса есть магнитная стрелка – сине-красного цвета. Куда показывает красный конец стрелки : на север или юг?

В слове отгадке есть буква, которая обозначает два звука

(юг)

ПАЛЬМА или СОСНА

На каком дереве растут кокосы?

В названии дерева звуков меньше, чем букв.

(пальма)

Педагог:

Вы молодцы, прекрасно справились с этими заданиями. У вас три дороги, выбирайте задания – куда идти.

Направо- прочитать текст «Знай, люби и береги природу» (по М. Пришвину)

Налево – прочитать стихотворение «Что такое природа»

Прямо- прочитать текст о рассказах Виталия Бианки

Направо:

Прочитайте выразительно текст.

«Знай, люби и береги природу».

Природа – это земля, вода, растения, животные и человек. Ты, я и все люди на земле связаны с природой.

Береги растения: не ломай деревья, не рви цветы на клумбах.

Не обижай животных. Жалей их, помогай им. Учи этому и маленьких и взрослых. Рыбе нужна вода, птице – воздух, зверю – лес, степь, горы. Будем охранять наши реки, степи, леса и горы.

Человеку нужна Родина. Охранять природу – значит беречь Родину.

(по М . Пришвину)

Налево:

Прочитайте выразительно.

«Что такое природа?»

Посмотри, мой милый друг,

Что находится вокруг?

Небо светло – голубое,

Солнце светит золотое,

Ветер листьями играет,

Тучка в небе проплывает.

Поле, речка и трава,

Горы, воздух и листва,

Птицы, звери и леса,

Гром, туманы и роса.

Человек и время года,

Это всё вокруг… ПРИРОДА.

Прямо:

Прочитайте выразительно текст.

«В.В.Бианки»

Интерес к лесной жизни сделал Виталия Валентиновича Бианки страстным охотником. Первое ружьё ему подарили в 13 лет. Он очень любил поэзию. Одно время увлекался футболом. Разными были интересы, таким же и образование. Вначале — гимназия, потом факультет естественных наук в университете, позднее — занятия в институте истории искусств.

Своим главным лесным учителем Бианки считал отца. Именно он приучил сына записывать все наблюдения. Через много лет они преобразились в увлекательные рассказы и сказки. По некоторым из рассказов Бианки были сняты мультфильмы. Нельзя не упомянуть такие прекрасные произведения, как «Мышонок Пик»(1926) и Синичкин календарь (1945).

Педагог:

Молодцы! Прекрасно читаете и прозу, и стихи.

А теперь надо прочитать незнакомый текст, заменяя рисунки словами.

Удачи вам!

Ёлка.

Закончилось лето. оделись в осенние наряды.

У белой стали золотыми. Красными украсил себя , а наделаиз .

Только не поменяла своих зелёных .

Наступила зима. и сбросили свои наряды. А красные

рябины склевали. Впришли Они украсили яркими и разноцветными .

пели песенки и с радостью смотрели на . Какая она нарядная и красивая!

«Собери слова»

КА МА ТЕ АЙ МА БО КА

ЛИТ ТОР БУ ДОК КИ СКАЗ ТИ

(калитка , доктор, маки, сказка, сказки, азбука, математика, мама, тема, ботики, бутики, Айболит, бока, болит, …)

Послушайте рассказ и перескажите его, глядя на картинку.

Наступила осень. Дети пошли гулять в лес. Алёша нашёл под ёлкой грибы. Таня и Маша собирают букет из листьев. Как красиво в осеннем лесу!

Педагог:

Задание: «ЛЮБИМОЕ ДЕРЕВО»

Вам низко кланяюсь, леса, –

Корням, стволам и каждой ветке.

Вам поклонялись наши предки

Ещё до веры в небеса.

С глубокой древности поклонялись люди дереву. Много обычаев осталось с тех давних времён. Деревья сажали в память о великих событиях, в знак дружбы и мира между народами, в честь рождения ребёнка.

В народном календаре есть день, Петр-Павел Рябинник, приходящийся на конец сентября, время созревания плодов рябины. В этот день ветки рябины связывали в пучки и развешивали под крышами домов, сараев, различных хозяйственных построек. Этот обычай связан с представлениями о рябине как о дереве, способном защитить от всяких бед.
Рябина считалась символом счастья и мира в семье, поэтому возле дома всегда старались посадить рябиновое деревце.

Задание

Узнай деревья по описаниям:

  1. «Не похвастать мне ни высотой, ни толщиной ствола, зато мои румяные плоды на каждом столе и летом, и осенью, и зимой красуются. А весной нет дерева краше меня: стою я в бело — розовых цветках, словно невеста в подвенечном наряде».

(яблоня)

  1. «Говорят, воткнёшь мою ветку в землю – она тут же прорастёт. Действительно, расту я очень быстро. Сердятся на меня летом, когда мои семена с большими пушинками летят по ветру, как хлопья снега, и попадают всем в носы и в глаза, скапливаются белыми сугробами во впадинах земли.»

(тополь)

  1. «Это дерево особенно красиво весною. Ствол дерева в это время ослепительно – белый. Дотронешься до него рукой – словно к бархату прикоснёшься, а ладонь станет белой. Горько плачет это дерево от ран, нанесённых ради её сока. Не губите красавицу нашу! Дайте и другим послушать шёпот её простых незатейливых резных листочков .»

(берёза)

Реши кроссворд

  1. Упрямый как …

  2. Слепой как…

  3. Красный как …

  4. Топает как …

  5. Надулся как …

  6. Нем как …

(Ответ: 1 – осёл, 2 – крот, 3 — рак, 4 – слон ,5 – индюк, 6 — рыба)

Дидактическая игра «ЗООПАРК»

Оборудование : карточки с изображением животных, перечисленных ниже – с одной стороны, и букв З, О,П, О, А, Р, К — с другой стороны.

Детям задаются вопросы. За правильный ответ игроку вручается карточка с изображением того животного, о котором был вопрос.

  1. Какой зверь в лесу всех боится? (заяц)

(вручается карточка с изображением зайца и буквой З на обороте)

  1. Какой зверь , живущий в лесах, имеет красивые ветвистые рога?

(олень)

(вручается карточка с изображением оленя и буквой О на обороте)

  1. У какого лесного зверя длинные ноги с копытами и красивые сильные рога? (лось)

(вручается карточка с изображением оленя и буквой О на обороте)

  1. Какой лесной зверь имеет вместо носа «пятачок», вместо хвостика – крючок и любит жёлуди? (дикий кабан, вепрь)

(изображение вепря и буква П на обороте)

  1. Самый ласковый хищник. (кошка)

(изображение кошки и буквы А на обороте)

  1. Какой хищник похож на кошку, но нападает даже на человека?

(рысь)

(изображение рыси и буквы Р на обороте)

  1. Кто живёт в дупле дерева, имеет рыжую шубку и собирает орехи на зиму? ( белка)

(изображение белки и буквы К на обороте)

Дети, которые получили карточки, выходят с ними на середину. Педагог просит детей повернуть карточки буквами к себе и ответить на вопросы. У кого в руках правильный ответ (нужная буква), поднимает её вверх и показывает всем.

  1. Какой первый звук в слове «ЗАЯЦ»?

(карточка с буквой З)

  1. Назовите гласный звук в слове «ЛОСЬ»?

(карточка с буквой О)

  1. Какой первый звук в слове «ОЛЕНЬ ?

(карточка с буквой О)

  1. Назовите глухой согласный звук в слове «ВЕПРЬ»

(карточка с буквой П)

  1. Каким звуком заканчивается слово «КОШКА»?

(карточка с буквой А)

  1. Какой первый звук в слове «РЫСЬ»?

(карточка с буквой Р)

  1. Назовите глухой согласный звук в слове «БЕЛКА».

(карточка с буквой К)

Когда все дети подняли свои карточки и выстроились в том порядке, в каком были заданы вопросы, получилось слово ЗООПАРК, которое дети зачитывают вслух.

Слова в предложении перепутались. Расставь их по порядку. Напиши цифры.

строит снега из Вова горку

Лук в грядке растёт огороде на.

внука два бабушки У.

На чашка стоит столе.

(Ответ :1. Вова строит горку из снега . 2.Лук растёт в огороде на грядке . 3.У бабушки два внука . 4. На столе стоит чашка .)

Подведение итогов.

Команда победитель определяется по количеству баллов набранных в ходе выполнения различных заданий.

Ученик:

Давайте будем беречь планету –

Во всей Вселенной похожей нету.

Во всей Вселенной только одна,

Для жизни и дружбы она нам дана!

Педагог вместе с детьми делают вывод:

Чтобы не нарушать природное равновесие

Надо каждому живущему на земле беречь

и охранять природу!

infourok.ru

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о