Почему так важно учить мальчиков отдельно от девочек и другие ноу-хау британского образованияФото Christopher Furlong / Getty Images Фото Christopher Furlong / Getty Images

Пять вопросов о британском образовании: что вы хотели знать, но не у кого было спросить

Когда пора начинать учиться в Британии?

Лучший возраст для начала обучения в британской школе это 13, или иногда — 14 лет. В этом возрасте большинство детей уже готовы к самостоятельности, они менее зависимы от родителей и способны использовать калейдоскоп возможностей, предлагаемый частными школами. В этом возрасте хорошо развиваются новые интересы в музыке, спорте, в творчестве.

Переходя в британскую систему в 9-й класс, ученик попадает в «в ногу» с британскими школьниками, которые проводят 9-й класс в подготовке к последующим 2-м годам занятий по GCSE (Общий Сертификат Среднего Образования) в 10-11 классах. Попадая в школу в это время, ученик имеет все шансы получить высокие результаты в конце 11-го класса на GCSE экзаменах, что определит дальнейшее успешное продвижение.

Далее, в 12-13 классах занятия идут по системе A-level или «продвинутого, углубленного» уровня с меньшим количеством предметов – это подготовка к поступлению в университет.

В случае поступления на International Baccalaureate (Международный Бакалавриат) в 13+ возможно зачисление на 3-х годичную программу подготовки перед началом в 12-13 классах курса IB.

GCE Advanced Level (сокращенное A-level) — двухгодичный курс предуниверситетской подготовки, традиционный для Британии. В первый год обучения студенты выбирают 4 предмета, из которых на  второй год оставляют 3 предмета, некоторые из них должны соответствовать будущей специальности

International Baccalaureate (сокращенно IB) — международная,в основном европейская (не британская) программа из шести предметов, выбранных в пределах определенных категорий (3 предмета глубокого уровня и 3 более поверхностного). Многие школы предлагают обе программы A-level  и IB, некоторые только одну из двух. IB часто хвалят за более обьемную нагрузку, которая подходит способным учащимся.

Однако, некоторым детям этого возраста важно провести больше времени в семье. В таком случае можно поступить в школу-пансион в 16 лет, сразу на A-level или IB.

Подготовиться к поступлению в таком случае можно в родной стране, в школе, где преподавание ведется по британским программам на английском языке (например в Москве их три), или брать регулярные дополнительные уроки с тьютором (наиболее действенны занятия с коренными британцами, прошедшими через систему частного образования). Мы в Herald Education знаем компании, предоставляющие таких учителей.

Иногда дети приходят в английские школы-пансионы и в более ранем возрасте, и для некоторых из них это —замечательный, «раскрывающий» опыт. Но только родители могут знать, подойдет ли ребенку «бординг» в раннем возрасте.

Что такое английский пансион, к чему быть готовым?

Британские школы-пансионы стремятся воспитать «всего человека». Это означает внимание к персональным, социальным, эмоциональным и физическим качествам. Конечно, академическая сторона дела главенствует.

Ничто не должно отвлекать от учебного процесса. В комнатах, где живут ученики, обычно минимум мебели: кровать, стол, стул, полка для книг и небольшой шкаф для вещей. Телевизоры в комнатах запрещены, зато старшеклассникам разрешено иметь ноутбук.

В 13-14 лет обычно живут в комнатах по 3-6 человек. Старшеклассники 12-13 классов, как правило, живут в индивидуальных комнатах.

За ребенка отвечают по сути 3 человека – в первую очередь «хаусмастер» (глава пансиона) который проживает в этом же здании с собственной семьей и следят за распорядком, самочувствием и психологическим состоянием детей. По бытовым и также простым вопросам по здравоохранению хаусмастеру помогает «матрона» (хозяйственник).  Персональный «тьютор» (наставник) отвечает за академическую успеваемость, встречи с ним проходят раз в неделю для обсуждения прогресса по предметам. Питание обычно довольно простое, без изысков, но качественное и сбалансированное. Чем старше ученик, тем выше уровень его свободы: по времени отбоя, выходам за пределы школы. Территорию школы без разрешения покидать нельзя. Старшеклассникам позволено выходить за покупками в магазины за пределы школы, но следует сделать запись в журнале регистраций. На выходные дни детей могут отпускать, но только по согласованию с руководством и родителями или опекуном. По закону каждому учащемуся до 18 лет должен быть назначен опекун – проживающий в Британии представитель родителей, который находится в связи со школой по всем вопросам.

Что меняется в мировосприятии британского студента?

Каникулы расписаны часто — большинство школ обучают 32 недели в году и не более чем 5-6 недель подряд. На выходных не принято летать домой, тем более что по субботам есть кружки или спорт. К тому же замечено: дети больше ценят семейное время, когда оно регламентировано. В первое время родителям могут быть непонятны новые привычки у ребенка.

Во многих школах англичане и иностранцы общаются больше со своими соотечественниками, однако последние годы принято вовлекать разные группы в общение друг с другом с помощью спорта, посещения театров, экскурсий. Как правило, те, кто жалуется на отсутствие общения с британцами не используют весь предлагаемый набор внеклассной активности (музыка, спорт, кружки, театр, сообщества). Именно там можно завести друзей по интересам.

К «дедовщине» и любым видам давления последние годы школы относятся жестко, наказывают виновных вплоть до исключения.

В чем плюсы и минусы раздельного или совместного обучения мальчиков и девочек?

Вопрос, учить мальчиков и девочек вместе или раздельно, решается давно, как минимум с тех пор, как британское образование в XX веке стало популярно во всем мире.

В пользу раздельного обучения самый распространенный аргумент — такая организация позволяет расширить горизонты возможностей для обоих полов. Например девочки не конкурируют с мальчиками, когда выбирают математику или точные науки, традиционно считавшиеся «мужскими» предметами, а мальчики могут позволить себе «женские» увлечения музыкой и поэзией.

Сторонники совместного обучения, в числе прочего  утверждают, что во взрослой жизни студенты будут жить и работать с представителями противоположного пола и что раздельное обучение лимитирует приобретение необходимых для этого навыков.

Конечно, многое зависит от самого ребенка: на некоторых девочек благотворно влияет присутствие мальчиков и наоборот. В последние годы стала популярна так называемая «бриллиантовая формула»: с 7 лет до11 вместе; с 11 до 16 лет раздельно; и опять вместе последние два года старшей школы. Таким образом, в период больших гормональных и психологических изменений, когда противоположный пол может отвлекать, а также скорость усвоения материала может разниться, дети учатся отдельно. В то же время необходимые навыки общения закладываются в детстве и впоследствии укрепляются в юности. Но стоит отметить: самые верхние строчки академического рейтинга занимают, в основном, школы раздельного обучения.

Станет ли ребенок в английской школе англичанином?

В прошлом задачей британских частных школ было воспитание достойных представителей для службы в империи. Этот подход давно устарел. Сегодня упор делается на воспитание молодых людей с глобальным взглядом на мир.

Хорошая школа воспитывает уверенных, мобильных, мотивированных и индивидумов с гибким мышлением, готовых к успеху в меняющемся мире.

Главная отличительная характеристика академического подхода в Британии – дать максимальную свободу для формирования собственного суждения на основе четко воспринимаемой информации и  обучить механизмам принятия независимых решений.

Задача школы — подготовить детей к видам деятельности,  которые появятся через 5-10-15 лет. Все больший упор делается на гибкость, адаптивность, креативность и выносливость к меняющимся условиям. Современный подход к обучению гораздо более интернационален, чем ранее, поэтому все большее число школ предлагает IB и возможности обмена со школами в других странах по учебным и практическим программам.

Так что лучшие британские школы готовят не англичан, а граждан мира.

Методическая разработка: Семинар-практикум для родителей «Девочки и мальчики: важные мелочи воспитания»

МДОУ «Детский сад № 2 комбинированного вида «Капитошка»

Семинар-практикум «Девочки и мальчики: важные мелочи воспитания»

Подготовила: педагог-психолог

Евдокимова Екатерина Александровна

Железногорск 2018

Цель: формирование у родителей навыков анализа игровой деятельности, коммуникативных умений, особенностей эмоциональных проявлений и поведенческих реакций мальчиков и девочек.

Задачи:

1. Познакомить родителей с психологическими различиями мальчиков и девочек дошкольного возраста, особенностями процесса их социализации.

2. Развивать у родителей умение анализировать деятельность мальчиков и девочек в различных сферах.

Ход мероприятия

Сегодня мы с вами поговорим об аспектах гендерного воспитания детей в условиях детского сада. Проблема формирования гендерной идентичности в дошкольных учреждениях сегодня актуальна, как никогда. Содержание существующих на сегодняшний день программ воспитания детей в ДОУ составлены без учёта гендерных особенностей мальчиков и девочек. В них делается упор на психологические индивидуальные и возрастные особенности детей, без акцента на гендер. Организация работы на ценности своего пола происходит не только в семье, но и в дошкольных учреждениях, в которых дети проводят большую часть времени. Таким образом, наша с вами задача с детьми в решении проблемы гендерной идентификации заключается не только в формировании мужских и женских качеств, но и в формировании качеств, свойственных обоим полам (доброта, трудолюбие, любовь к родному дому и др.).

Приветствие

Инструкция: «Встаньте все в круг, лицом к центру круга. Пожалуйста, кто-нибудь возьмите в руки мяч. По кругу, по ходу часовой стрелки, начиная от того, у кого мяч, передавая его, назовите четко и громко свое имя. Передавая мяч, глядите в глаза соседу. Начали! А теперь, играя в мяч, будем знакомиться.

1. В чем различие понятий половое и гендерное воспитание?

Половое воспитание – воспитание, основанное на знании, прежде всего физиологических особенностей полового развития ребенка, т. е. какие внешние проявления половой системы принимать за нормальные и какие следует считать отклонениями от нормы.

Понятие «половое воспитание» используется чаще всего в медицине.

Половое воспитание является широким понятием, которое включает в себя несколько составляющих:

1. подразумевает ознакомление ребенка с основами половой жизни;

2. призвано прививать ребенку гигиенические навыки;

3. знакомство ребенка со строением человеческого тела, особенностями женского и мужского организма, анатомо-физиологическими различиями.

Понятие «гендерное воспитание» используется в педагогике.

Под «гендером» понимается социальный пол человека, формируемый в процессе воспитания личности и включающий в себя психологические, социальные и культурные отличия между мужчинами (мальчиками) и женщинами (девочками, а существующие свойства и отношения называются гендерными.

Гендерный подход в образовании – это индивидуальный подход к проявлению ребёнком своей идентичности. Гендерный подход ориентирован на идею равенства независимо от половой принадлежности, что даёт мужчинам и женщинам по – новому оценивать свои возможности и притязания, определять перспективы жизнедеятельности, активизировать личные ресурсы.

2. Участники гендерного воспитания и их роль.

Расположим участников гендерного воспитания ребенка по степени их важности:

1. Семья. Ребенок копирует своих родных, особенно стараясь во всем походить на родителя своего пола. Малыш, живущий в благополучной, спокойной семье, незаметно сам научится нормально воспринимать отношения полов, потому что родители подают ему добрый пример. Мальчик подражает мужественности отца, девочка – женственности матери, и делают они это без каких-либо особых наставлений. Кроме того, наблюдая в повседневной жизни своих родителей, дети учатся, как вести себя с людьми противоположного пола.

2. Детского сад. Половое воспитание, прежде всего, должно быть направлено на родителей, а уж потом на детей. Педагог дает знания, отвечает на вопросы детей, касающиеся отношений полов, не стыдясь этого разговора. Все, что говорит педагог, должно быть правдой. Гендерный подход находит свое отражение в детском саду и при воспитании культурно-гигиенических навыков.

3. Врач. Участие врача в половом воспитании нуждается в уточнении. Главная задача медицинских работников, знакомых с вопросами психогигиены пола, заключается в консультации воспитателей, подготовке родителей, педагогов, других специалистов и работников детских учреждений и организаций в области медико-гигиенических вопросов полового воспитания.

4. Окружение ребенка. Ребенку помогает осознать себя согласно своему половому признаку и действовать согласно ему все окружение. Под окружением понимаются: сверстники, взрослые, музыканты, песни которых ребенок слушает, сценаристы фильмов и мультфильмов, художники, писатели и поэты, модельеры и т. д.

Вот вы немного узнали про гендерное воспитание, и я предлагаю Вам немного поиграть.

Сейчас разделимся на 2 команды: первая – подбирает женские сказки, а вторая – мужские.

— женские: «Золушка», «Крошечка-Ховрошечка» и т. п., в которых имеется определенный набор заданий для героини. Во-первых, она должна перебрать перемешанные семена. Во-вторых, прибрать в доме или выполнить задание, требующее от нее хитрости, смекалки, но не применяя физической силы.

— мужские: «Жихарка», «Два Ивана», «Как мужик гуся делил».

3. Стереотипы воспитания мальчиков и девочек.

Ребенок рождается с определенным биологическим полом, а гендерную роль принимает в процессе социализации, т. е. в процессе общения с другими людьми.

Психологи доказали, что к 2 годам ребенок начинает понимать, кто он — девочка или мальчик. Наиболее благоприятным возрастным периодом для начала гендерного воспитания является четвертый год жизни: в 3 – 4 года дети осознанно различают пол, а в 4 – 5 лет происходит половая социализация; в 6 – 7 лет формируется устойчивое представление о поле, гендерная константность.

Итак, с 4 до 7 лет дети уже осознают, что девочки становятся женщинами, а мальчики — мужчинами, что принадлежность к полу сохраняется независимо от возникающих ситуаций или желаний ребенка (то есть формируется гендерная устойчивость).

Многие родители считают, что дети и так скопируют автоматом каждый свою гендерную роль. Проблема состоит в том, что зачастую, современным детям сложно воспитать себя самим. Т. к., например, папа редко бывает дома, а мама ассоциируется сразу с двумя полами. Или же образец с папой вообще недоступен и масса других негативных нюансов существует.

Сейчас многие дети ассоциируют свой пол с искажённым поведением: девочки становятся прямолинейными и грубыми, а мальчики перенимают тип поведения женщин, которые их окружают и дома и в саду, поликлинике и т. д. Наблюдая за детьми можно заметить, что многие девочки лишены нежности, чуткости и терпения, не умеют мирно разрешать конфликты. Мальчики же, наоборот, не пытаются постоять за себя, слабы физически, не выносливы и эмоционально неустойчивы.

Современным маленьким рыцарям совершенно чужда хоть какая-то культура поведения по отношению к девочкам. Вызывает опасение и то, что содержание игр детей демонстрирует модели поведения, не соответствующие полу ребенка. Из-за этого дети не умеют договариваться в игре, распределять роли. Мальчики редко проявляют желания прийти на помощь девочкам тогда, когда нужна физическая сила, а девочки не стремятся помогать мальчикам там, где нужна тщательность, аккуратность, забота.

Игра-соревнование «Назови игрушки»

Игра-соревнование для родителей: разделить в две группы. Первая группа называет игрушки, в которые чаще всего играют мальчики, вторая – девочки. Называют по очереди. Победит та команда, которая больше видов игрушек назовет.

(по окончании игры)

Вопрос: Нужно ли четкое подразделение игрушек на игрушки для мальчиков и игрушки для девочек?

(вариант ответов)

Когда-то в России полоролевое воспитание детей осуществлялось легко и естественно. Девочки большую часть времени проводили с матерью или няней, а воспитанием мальчиков с 3 лет руководил отец или гувернер. Дети постоянно видели своих родителей, общались с ними, и в результате у них формировались стереотипы поведения, характерные для мужчин и женщин.

Опыт народной педагогики так же свидетельствует о том, что даже в младенчестве воспитание детей осуществлялось с учетом их гендерных особенностей. Так, например, в колыбельных песнях, пестушках, потешках, играх, присутствует обращение не просто к маленькому ребенку, а к девочкам и мальчикам. В соответствии с тем, кому именно адресована потешка или пестушка, девочке или мальчику, прогнозируется их будущее. Труд девочек в будущем связан с жатвой, приготовлением еды, пошивом одежды, а мальчиков – с охотой и рыбной ловлей, рубкой леса, уходом за домашними животными и т. п.

В современном обществе существует такой вариант воспитания: и девочек, и мальчиков чаще всего воспитывают женщины: дома — мама или бабушка, а в детском саду — женщины-воспитатели.

Социальные изменения, происходящие в современном обществе, привели к разрушению традиционных стереотипов мужского и женского поведения. Демократизация отношений полов повлекла смешение половых ролей, феминизацию мужчин и омужествление женщин. Сейчас уже не считается из ряда вон выходящим, что многие из женщин стали занимать лидирующие положения среди мужчин, стираются границы между «женскими» и «мужскими» профессиями. Некоторые мужчины, в свою очередь, утрачивают способность играть правильную роль в браке, из «добытчиков» они постепенно превращаются в «потребителей», а все обязанности по воспитанию детей они перекладывают на женские плечи, что мы иногда замечаем в семьях наших воспитанников.

Мы, взрослые, сознательно или бессознательно обучаем ребенка его половой роли. В соответствии с общепринятыми традициями ориентируем его в том, что, значит, быть мальчиком или девочкой. Мальчикам чаще, чем девочкам, прощаем проявления агрессивности и поощряем их активность. От девочек ждем душевности, чувствительности и эмоциональности. Под руководством взрослых, через подражание ребенок начинает учиться быть мальчиком или девочкой. Его позиция как мальчика (или девочки) обусловливает его ориентации в выборе игр, интересов, мечтаний.

Упражнение «Нарисуй будущее»

Сейчас предлагаю Вам на листе А4 нарисовать будущее Вашего ребенка, каким он будет, его профессия. Кто нарисовал, давайте покажем всем, повесив его на доске.

Из всего сказанного, понятно, что проблема гендерного воспитания в современное время существует, и решить ее за короткий срок не реально, но уделять ей внимание все, же следует.

Упражнение «Аплодисменты по кругу»

Цель: эмоциональная разрядка. Мы хорошо поработали сегодня, и мне хочется предложить вам игру, в ходе которой аплодисменты сначала звучат тихонько, а затем становятся все сильнее и сильнее. Ведущий начинает тихонько хлопать в ладоши, глядя и постепенно подходя к одному из участников. Затем этот участник выбирает из группы следующего, кому они аплодируют вдвоем. Третий выбирает четвертого и т. д. последнему участнику аплодирует уже вся группа.

5 бесполезных вещей, которым до настоящего времени учат девочек

Сейчас очень много людей говорят о равноправии. Однако несмотря на это, родители по-разному воспитывают мальчиков и девочек.

Психологи рассказали, что не нужно делать, чтобы дети преуспели в жизни.

5 бесполезных вещей, которым до настоящего времени учат девочек

Содержание

1.  Быть аккуратной.

Многие мамы постоянно делают упор на то, что «ты же девочка». Все должно быть разложено по своим местам, а в комнате должен царить порядок.

Мамы учат своих дочек быть усидчивыми и внимательными. На самом деле, совсем необязательно учить аккуратности детей с самого малого возраста.

Психологи утверждают, что с детства женщины привыкают работать в «двойную» смену. Когда они становятся взрослыми, то придя с работы начинают работать снова. Они постоянно что-то перестирывают и переглаживают.

В их доме всегда идеально чисто. Конечно, это хорошо. Однако стоит помнить об отдыхе. Девочка привыкает к этому с детства, и когда она вырастает, то у неё вообще нет времени на отдых.

2.  Быть послушной.

Мамы учат своих девочек всем нравиться. Для этого они постоянно твердят, что те должны быть послушными.

В современном мире людей становится больше, а ресурсов меньше. Необходимо проявлять инициативу, и бороться за самих себя. Из-за того, что девочка будет послушной, она не сможет найти своё место под солнцем.

Это приведёт к тому, что ребёнок будет удобный для всех остальных людей. Всё, что необходимо сделать, так это научить своего ребёнка зачищать собственные идеи, и аргументировать их.

Также следует рассказать о том, как важно в наше время ставить перед собою цели, и добиваться их. Когда ребёнок с детства привыкнет думать своей головой, ему будет намного легче идти по жизни.

3.  Не бегать.

Уже с самого детства родители приучают девочек к тому, что нужно меньше бегать, не поощряют активные игры.

Всё реже можно заметить, что девочек отдают на спорт. Это приводит к тому, что женщины теряют свою физическую форму. Каждый раз, запрещая своей дочери бегать или залезать на дерево, вы делаете её физически слабее. А ведь многие люди забыли, что наше здоровье зависит от активного образа жизни.

4.  Не драться.

Бич нашего общества – это сексуальное и домашнее насилие. Почему-то наше государство совершенно не беспокоится об этой глобальной проблеме.

С каждым годом создаются такие условия, которые только усиливают подобный кризис. Ни один человек на свете не защищён от насилия. И даже самая осмотрительная дама – не исключение.

Именно в таких ситуациях женщины должны уметь постоять за себя. Необходимо рассказать дочери, что такое семья, и как распознать тревожные звоночки, на которые следует обращать внимание.

5.  Выглядеть красиво.

Мужчины всегда видят в женщине красоту, потом уже всё остальное, чем её наградила природа. Безусловно, взрослая женщина должна поддерживать свою красоту.

Мама должна оставить в покое свою маленькую дочь. Перестаньте ей постоянно навязывать то, что она должна фиксировать внимание на своей внешности. Детство должно быть счастливым.

Приучайте ребёнка к подвижным играм. Повзрослев, девочка сама поймёт, что такое красота, и что нужно делать для её поддержания.

Фото: Pixabay

Учебно-методический материал (старшая группа) по теме: Игры на формирование гендерной принадлежности

Игры на формирование гендерной принадлежности.

 

Модели поведения в ситуации для мальчиков:

1. Дети садятся за столы завтракать. Таня осталась без стула. Ты:

уступишь ей свой стул;

скажешь воспитателю;

будешь кушать, не замечая девочки.

2. Ты с мамой выходишь из магазина. У мамы тяжелая сумка. Ты:

бежишь впереди, разглядывая витрины;

громко требуешь купить поправившуюся игрушку;

предлагаешь маме помочь донести сумку.

3. У Наташи порвался пакет, конфеты рассыпались по полу. Ты:

просипишь Наташу угостить тебя конфетами;

подбираешь конфеты и отдаешь их девочке;

не обращаешь па Наташу внимания.

4. Миша забрал у Анечки игрушку. Анечка плачет. Ты:

отберешь у Миши Анечкину игрушку и вернешь ее девочке;

уступишь Анечке свою игрушку;

будешь заниматься своими делами, не замечая никого вокруг.

5. В детский сад приехал кукольный театр. У входа в музыкальный зал толпа детей. Ты:

расталкиваешь всех и первым забегаешь в зал;

пропускаешь девочек вперед, потом входишь в зал;

заходишь в числе первых, занимаешь место себе и знакомой девочке.

Модель поведения в ситуации для девочек:

1. На улице Ирочка хвастается своими новыми бантиками. Ты:

говоришь, что она, правда, сегодня очень красивая;

отвечаешь, что у тебя есть и получше;

просишь поносить бантики.

2. В группу пришел новый мальчик. Он грустит, ни с кем не играет. Ты:

скажешь ему ласковое слово, улыбнешься, принесешь интересную игрушку;

назовешь его «плаксой-ваксой»;

будешь играть с другими детьми.

3. На день рождения Сережа дарит тебе красивую книжку. Ты:

говоришь «спасибо», кладешь книжку в сторону и бежишь к гостям;

разворачиваешь подарок, благодаришь Сережу, листаешь книжку, говоришь, что она очень красивая и, наверное, интересная;

говоришь, что у тебя книжек и так полно.

4. После обеда мама просит помочь убрать со стола. Ты:

с радостью помогаешь маме;

говоришь маме, что сначала поиграешь, а потом все уберешь;

отказываешься помогать.

5. Вы с папой гуляли в парке. Приходите домой. Ты:

приносишь домой букет цветов из парка;

рассказываешь маме, какие красивые цветы растут в парке;

ничего не говоришь о прогулке.

Дидактические игры

 «Найди правильно»

Цель: подобрать картинки с учетом интересов мальчиков и девочек.

Оборудование: несколько несложных сюжетных картинок.

Девочка Мальчик

Вышивает Строит

Плачет Копает

Шьет Пилит

Варит Режет

Прыгает через скакалку Носит тяжести

Описание игры: на столе разложены картинки, детям дается задание — определить, что делают девочки, а что — мальчики.

«Поймай — скажи»

Цель: закрепить знания о профессиях взрослых. Оборудование: мяч.

Описание игры: дети становятся в крут, ведущий, бросая мяч детям, называет профессию. Поймавший мяч бросает его ведущему, называя, что делает человек этой профессии.

Образец: врач — лечит, художник — рисует, повар — варит, пожарный — тушит, плотник — строгает.

«Про Олю и Колю»

Цель: учить детей правильно пользоваться в речи союзом «потому что».

Описание игры: воспитатель предлагает детям послушать начало предложения, они должны закончить его. Потом дети сами придумывают начало предложения.

Образец: Коля уступил место Оле, потому что. он мальчик. Оля любит шить, потому что. она девочка.

«Скажи, где правильно»

Оборудование: набор карточек. Образец:

1 карточка — мальчик в автобусе сидит, а девочка стоит;

2 карточка — девочка в автобусе сидит, а мальчик стоит. Где правильно?

«Кто работает в детском саду»

Цель: закрепить знания о профессиональной деятельности сотрудников детского сада (заведующий, методист, музыкальный руководитель, воспитатель, логопед, кастелянша-швея, кладовщик, повар, младший воспитатель) .

Оборудование: альбом с фотографиями сотрудников детского сада во время работы (кастелянша шьет, музыкальный руководитель играет на пианино, повар готовит, воспитатель гуляет с детьми) .

«Рассеянный художник»

Цель: закрепить знания о профессиях взрослых и инструментах. Оборудование: набор картинок.

Описание игры: на карточках изображены люди разных профессий, в руках у них перепутаны инструменты. Необходимо исправить ошибку художника.

Описание карточек: у врача — молоток, у плотника — градусник.

«Кому что нужно для игры»

Оборудование: лист бумаги с нарисованным лабиринтом.

Описание игры: определить, какие игрушки нужны мальчику, а какие — девочке.

«Кому что нужно для работы»

Цели: закрепить знания о профессиях мужчин и женщин. Называть инструменты и оборудование для профессиональной деятельности.

Оборудование: большие карточки (30×12 см) с изображением женских и мужских профессий (врач, учитель, парикмахер, пожарный, капитан, летчик) ; несколько маленьких карточек (10×12 см) с изображением градусника, шприца, глобуса, книги, тетради, ручки, расчески, ножниц, лака для волос, фена, огнетушителя, пожарной машины, самолета, парохода и т. п.

Описание игры: воспитатель на столе раскладывает большие карточки, маленькие перемешивает, предлагает детям найти необходимые инструменты и оборудование для каждого работника, изображенного на больших игровых полях, соотнести изображенные предметы с профессией.

«Кто что носит»

Цель: учить детей находить характерные отличия во внешнем облике мальчиков и девочек.

Оборудование: фланелеграф; фигурки мальчика и девочки, вырезанные из картона; предметы одежды.

Описание игры: нужно выбрать одежду для кукол Оли и Коли. Воспитатель достает по очереди разные предметы одежды, которые принадлежат либо девочке, либо мальчику. Воспитатель может показать ребятам юбку и как бы по ошибке приложить ее к фигурке мальчика. Дети исправляют ошибку. Воспитатель специально допускает ошибки, мальчику предлагает завязать бант, вызывая у детей смех. Дети вместе с воспитателем одевают кукол. Дополнительно можно предложить детям выбрать для кукол подходящие предметы или игрушки. Оле дать скакалку, бусы, зонтик. Коле — машинку, удочку, лошадку.

«Кто что делает? »

Цель закрепление знания детей о мужских и женских профессиях, развитие ценностного отношения к людям труда.

Педагог просит детей дополнить предложения, выразив свое отношение к данной профессии. Например, строитель строит дома, л гниет. .(что делает) ; писатель —. ; парикмахер —. ; милиционер -, архитектор -. ; стюардесса —. .

«Наши прически»

Цели: рассказать детям о такой детали внешнего вида, как прическа. Развивать фантазию, воображение.

Оборудование: сюжетные и предметные картинки; принадлежности для ухода за волосами: расческа, заколки, резиночки, бантики; зеркало.

Описание игры: воспитатель вместе с детьми рассматривает и обсуждает картинки, на которых изображены мальчики и девочки с различными прическами и цветом волос. Воспитатель рассказывает о разной длине и цвете волос, деталях и особенностях причесок. Дети угадывают, на каких картинках художник изобразил мальчика, на каких — девочку.

Короткая стрижка.

Длинная стрижка.

Но кто здесь девчонка?

И кто здесь мальчишка?

После небольшой беседы и чтения стихотворения воспитатель приглашает мальчика и девочку выступить в роли парикмахеров. Остальные дети садятся вокруг маленьких парикмахеров и помогают им сделать прическу мальчику. В конце игры все дети вместе обсуждают результаты работы каждого.

«Сундучок русской хозяйки».

Цель: расширение представлений дошкольников о быте русского народа, развитие ценностного отношения к труду женщины, желание во всем ей помогать, развитие интереса к истории и культуре своего народа.

Подвижные игры

«Надень и попляши». 

Цель — воспитание дружеских отношений между мальчиками и девочками, формирование у детей в танце жестов и движений, характерных для мужского и женского пола.

Все дети ходят по кругу, одна девочка (например, Маша) находится в цетре и выполняет движения, соответствующие словам: По дорожке Маша шла, Маша тапочки нашла.

Дети, держась за руки, идут по кругу вправо, а Маша, находясь внутри круга, — влево.

Маша тапки примеряла,

Чуть надела — захромала.

Стала Маша выбирать

Кому тапочки отдать?

Диме тапки хороши,

На, надень и попляши. Все напевают плясовую мелодию, прихлопывая в ладоши, а Маша и Дима свободно пляшут внутри круга. Затем Дима остается в кругу, а Маша идет к детям. В ходе игры девочки приглашают только мальчиков и наоборот.

«Голубка» (русская народная игра).

Играющие становятся в круг. Один из играющих ребят выходит за круг со словами: «Кто идет? ». Девочки, стоящие в кругу, отвечают:

— Голубка с пером.

— Зачем идет?

— За красочкой.

— За какой?

— За беленькой.

После этого мальчик проходит за кругом и выбирает девочку.

 «Утка и утята».

Цель — создание у детей общности переживания, воспитание ответе! ценности за других, формирование у девочек способности и желания заботиться о малышах.

Игровой материал: покрывало.

Ход игры. И игре участвуют мама-утка, маленькие утята (4—5 детейl) и хищный коршун, который за ними охотится (эту роль берт на себя воспитатель). Сначала мама-утка с утятами греются на солнышке, купаются в пруду, ищут червячков на полянке и пр. Вдруг налетает хищная птица и питается выкрасть утят. Мама-утка должна укрыть, спрятать своих детей, собрать их вместе и защитить опасности. Она укрывает детей покрывалом так, чтобы все дети спрятались под ним. Спрятанною утенка коршун украсть не сможет. Когда псе утята спрятаны, коршун еще некоторое время угрожающе кружится над ними, а потом улетает. После этого мама-утка выпускает своих детей из укрытия, и они вновь резвятся на полянке.

Схемы-действия, отражающие культурные эталоны поведения представителей мужского и женского пола. Размещение схем-действий, способствующих усвоению правил мужского и женского поведения, наиболее интенсивно группируется в местах встречи мальчиков и девочек, уже заданных пространством учреждения, где они проявляют самостоятельность, свободу.

Игры-состязания, стимулирующие познавательную активность детей.

Символические игры

«Предмет — мужчина, предмет — женщина».

Педагог предлагает рассмотреть предмет (кувшин, лампа, подушка, карандаш и др.) и представить, каким бы он был, если бы был человеком (мужчиной или женщиной). Дети обыгрывают эти предметы, изображая их взаимодействие, посредством жестов или речью.

«Кто живет в твоем сердце».

Дети рассматривают карточки символы: солнышко — доброта, травинка — чуткость, нотка — нежность, рука — самостоятельность и т. д., отбирают те, которые, на их взгляд, обозначают ценности, определяющие и направляющие поведение мальчика и девочки.

«Рассказ музыки».

Среди предложенной музыки дети выбирают ту, с помощью которой можно выразить настроение, внутреннее состояние мальчика (девочки). Ребенок импровизирует, рассказывая о себе музыкой — о случае веселом или грустном, о том, что ему нравится или что огорчает и т. д.

«Мой любимый герой».

Дети рисуют любимый мужской или женский персонаж (выдуманный или уже существующий). Рас-сказывают, какой он — этот персонаж. Прикосновение «волшебной палочки», и каждый превращается в того героя, которого нарисовал. Игра предусматривает символические действия и творческое взаимодействие с другими членами группы. Используются мимические и пантомимические способности для предельно естественного воплощения в заданный образ.

«Сбор чемодана».

Дети «собирают в чемодан» те черты характера (овеществленные в знаках и символах — см. приложение, которые помогают мужчине и женщине в жизни, способствуют умению видеть и понимать другого.

Дидактические игры

«Мама».

Цель — развитие представлений детей об обязанностях мамы в семье и на работе, воспитание любви к близким людям, желание делать для них приятное; закрепление значения «волшебных слов», которые помогают дарить радость, сохранять дружбу.

Игровой материал: набор открыток с изображением букетов цветов, сувениров, предметов; карточки с текстом «волшебных слов».

Ход игры, педагог предлагает детям придумать рассказ на тему «Моя мама дома и на работе». Описать портрет мамы. Дальше он создает игровые ситуации: «Выбираем подарок для мамы (бабушки, сестры) », «Поищем и найдем «волшебные слова» для мамы». В конце игры дети вместе определяют самых внимательных: дочку, сына и внучат и обсуждают, почему они сделали именно такой выбор.

«Настроение».

Цель — формирование у детей умений определять настроение близких людей по внешнему виду.

Игровой материал: набор иллюстраций с изображением людей, находящихся в различных эмоциональных состояниях.

Ход игры: педагог предлагает детям вспомнить, как по внешнему виду определить настроение близкого человека. Взрослый может рассказать какую-либо ситуацию, описать поступок, желание и предложить детям попытаться определить настроение, сопутствующее им. Например, мама заболела, папа уехал в командировку, у сестры день рождения, семья на отдыхе, ребята подрались, разбилась чашка и т. д.

Во время последующего проведения игры воспитатель заранее готовит набор фотографий или иллюстраций с изображением людей, находящихся в различных эмоциональных состояниях. Сначала взрослый предлагает придумать рассказ по одной картинке (фотографии, затем исходное количество постепенно увеличивается и выкладывается в различной последовательности в процессе раз-вертывания сюжетной линии. В дальнейшем в качестве опоры для придумывания рассказов воспитатель может использовать графические модели различных эмоций.

«Кем я буду и каким? ».

Цель — осмысление ребенком планов на будущее, формирование. умения делать выбор в соответствии со своими интересами и способностями, осознание значимости любой профессии.

Игровой материал — картинки с изображением людей разных профессий.

Ход игры: Педагог задает детям следующие вопросы: «Сколько профессий может освоить человек? От чего зависит название профессии? Зачем человеку нужна профессия? Какая профессия самая лучшая? Почему? Какие профессии называются женскими, какие мужскими? »

Далее воспитатель читает стихотворение «Разные профессии» А. Шибаева, дети слушают и вставляют свои ответы;

Самолетом правит. (летчик,

Трактор водит. (тракторист,

Электричку —. (машинист,

Стены выкрасил. (маляр,

Доску выстрогал. (столяр,

В доме свет провел. (монтер,

В шахте трудится. (шахтер,

В жаркой кузнице -. (кузнец,

За прилавком —. (продавец) .

Кто все знает —. (молодец! .

После прочтения стихотворения воспитатель продолжает: «Может случиться так, что женщина хочет овладеть мужской профессией, а мужчина — женской? » Педагог подводит детей к выводу, что главное — любить и хорошо знать свое дело. Дети рассказывают, кем бы они хотели быть, когда станут взрослыми. И чему должны научиться для этого.

Методы, способствующие овладению дошкольниками способами полоролевого поведения

Важные навыки, которым вряд ли научат в школе – Развитие ребенка

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *