Содержание

Содержание

Министерство образования и науки РФ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Кемеровский государственный университет»

Кафедра социальной психологии и психосоциальных технологий

Реферат

по филологическим основам

дефектологического образования

Тема: Речевое развитие детей раннего возраста.

Выполнила: студентка гр. СДО-111

Шумова Галина

Проверила: асс. Кузнецова Т.Ю.

Кемерово, 2012

Введение

Глава 1. Речевое развитие детей раннего возраста

1.1 Общее понятие речи

1.2 Этапы формирования речи

Выводы по главе 1

Глава 2 Работа над формированием речи у детей раннего возраста

2.1 Основные аспекты формирования речи у детей

2.2 Работа родителей во время формирования речи у детей

Выводы по главе 2

Заключение

Список литературы

Введение.

Социально-экономические проблемы жизни общества порождают условия, при которых значительно снижается уровень физического и нервно-психического здоровья детей. Полноценное развитие ребенка на современном этапе требует поиска эффективных путей к комфортному существованию в обществе и осознанию своих возможностей. Специальной (коррекционной) педагогике принадлежит основная роль в разработке теории и практики организации системы комплексной помощи и поддержки свободного развития особого ребенка. Главными задачами этой науки являются изучение инновационных направлений создания оптимальных условий для профилактики и успешной коррекции нарушений в развитии ребенка, воспитания и обучения, социальной адаптации и интеграции в общество лиц с ограниченными возможностями. Изучаются проблемы разработки системы психолого-педагогической помощи, зависящей от своеобразия развития этих детей. Вопросы организации психолого-педагогической помощи детям данной категории давно волнуют профессионалов-педагогов, психологов, родителей и общество.

Самым актуальным направлением специальной (коррекционной) педагогики является раннее психолого-медико-педагогическое сопровождение детей раннего возраста с отклонениями в развитии, особое внимание уделяется логопедической помощи. Такое внимание объясняется увеличением количества перинатальных повреждений нервной системы в структуре детской заболеваемости, патогенетической ролью ранних мозговых повреждений в дезадаптации детей на последующих возрастных этапах; усилением гуманистических тенденций в обществе. В Российской Федерации число детей с проблемами в состоянии здоровья среди новорожденных постоянно растет, сейчас оно составляет 74%, из них детей с нервно-психическими нарушениями-67%. Стремительно увеличивается число детей с ограниченными возможностями здоровья в возрасте до 3 лет (35,5% от общего числа детей с ограниченными возможностями здоровья). Система комплексного психолого-медико-педагогического сопровождения детей позволяет выявить отклонения в развитии и позволяет скорректировать развитие ребенка.

Цель: Раскрыть особенности речевого развития детей в раннем возрасте

Задачи:

— Изучить особенности развития речи детей в раннем возрасте

— выявить факторы, влияющие на возникновение проблемы

Объект исследования – дети раннего возраста.

Предмет исследования – логопедическая помощь детям раннего возраста.

Глава 1. Речевое развитие детей раннего возраста

Формирование речи — одна из основных характеристик общего развития ребенка. Нормально развивающиеся дети обладают хорошими способностями к овладению родным языком. Развитие речи в раннем детстве тесно связано с формированием различных сторон психической деятельности: зрительного и слухового восприятия, предметной деятельности, мышления, общения и др. Поэтому основное условие развития речи — всестороннее воспитание ребенка. Благодаря слову восприятие, память, деятельность ребенка начинают регулироваться, формируется речевое общение. Речь — важнейшее средство передачи ребенку социального опыта.

Ребенок в первый год жизни проходит так называемый подготовительный этап речевого развития, считается нормальным, если малыш может сказать около 10 слов.  В период от 1 года до 1 года 6 месяцев происходит интенсивное развитие понимания речи и постепенное накопление активного словаря. Активная речь развивается в этот период медленно. К полутора годам дети пользуются 30-40 словами. Они еще много лепечут, особенно в начале года, используют жесты. Задача взрослых — формировать у них потребность в речевом общении, стимулировать высказывания, добиваться речевых ответов. Важное значение имеет развитие речеподражания. Именно через него ребенок осваивает новые слова и простые предложения. У него до полутора лет функцию предложения выполняет преимущественно одно слово. Но уже к концу этого периода на основе речеподражания ребенок начинает употреблять двусловные предложения, в которых еще отсутствует согласование слов.

Период от 1 года 6 месяцев до 2 лет характеризуется быстрым развитием активной речи.

Во второй год — этап собственно речевого развития, когда на основе формирующейся потребности в речевом общении формируется пассивная и активная речь. К 2 годам в активном его словаре — 300 и более слов, появляются прилагательные, возникают первые вопросы, предложения становятся более распространенными, состоят из 3-4 слов. В два с половиной года ребенок много и с удовольствием разговаривает, повторяет и запоминает простые детские стишки, может назвать свое имя и фамилию, конечно, если его этому учили. Во втором полугодии второго года жизни детей развивается и понимание ими речи. Ребенка учат слушать простейшие рассказы, стихи, побасенки, не сопровождая их наглядными иллюстрациями. Ребенок к концу второго года жизни и сам может рассказать о том, что видел на прогулке, и др. В результате практических действий с предметами домашнего обихода, сопровождаемых пояснением взрослого, дети получают большое количество речевых образцов. На фоне развития понимания речи взрослых начинает формироваться активное подражание их действиям и словам. Постепенно речь становится важнейшим средством передачи ребенку социального опыта и руководства его поведением. Общие задачи развития речи детей второго года жизни — развивать понимание речи, способность подражания, накапливать словарь, развивать речь как средство общения с окружающими. Конкретное содержание задач в зависимости от возрастных особенностей в каждом полугодии второго года разное.

К трем годам наступает время «почемучки», возможно, это утомляет родителей, но чем подробнее они будут отвечать малышу, тем более зрелой и распространенной будет его речь.

studfiles.net

2. Особенности речевого развития детей раннего возраста. Влияние стиля общения воспитателя с детьми на развитие речи детей дошкольного возраста

Похожие главы из других работ:

Дидактическая игра как средство сенсорного развития детей раннего возраста

1.1 Особенности сенсорного развития детей раннего возраста

Раннее детство — особый период становления органов, систем и, прежде всего, функции мозга. Ранний возраст — самое благоприятное время для сенсорного воспитания, без которого невозможно нормальное формирование умственных способностей ребенка…

Дислексия, дисграфия и их профилактика в раннем возрасте

Особенности развития детей раннего возраста

Ранним возрастом принять считать возраст ребеночка от 1 годика и до 3 лет. Это очень захватывающий возраст, при котором малыш интенсивно впитывает всю информацию, а родители стараются развивать в малыше все необходимые качества…

Изучение речевых нарушений и методов раннего воздействия на первых этапах становления вербальной коммуникации у детей

Глава II. Организация и методика экспериментального исследования психомоторного и речевого развития детей раннего возраста в условиях дома ребенка

Использование игровых технологий в предупреждении дефектов звукопроизношения у детей 2-3 лет

1.1 Особенности речевого развития детей раннего возраста

Проблемой речевого развития детей раннего возраста занимались многие отечественные ученые: Е.И. Тихеева, Н.М. Щелованов, М.М. Кольцова, П.М. Аксарина, Н.Ф. Ладыгина, Л.С. Славина, Г.Л. Розенгарт-Пупко, Г.М. Лямина, В.А. Петрова, Н.С. Карпинская, Д.Б…

Логопедическое сопровождение детей группы риска раннего возраста (от 2 до 3 лет) с нарушениями речи в условиях дошкольного образовательного учреждения

1.1 Особенности речевого развития детей раннего возраста

Знание анатомо-физиологических механизмов речи, то есть строения и функциональной организации речевой деятельности, позволяет, во-первых, представлять сложный механизм речи в норме, во-вторых…

Педагогические условия развития детей раннего возраста

1.2 Особенности развития детей раннего возраста

В раннем возрасте у ребенка начинается формирование сложных функций мозга, быстрое развитие речи. Совершенствуется высшая нервная деятельность…

Предметная деятельность и ее влияние на речевое развитие детей раннего возраста

1.2 Особенности речевого развития детей раннего возраста

Раннее детство сензитивно к усвоению речи. Слово в раннем возрасте выступает для ребенка как орудие, которое, однако, он использует гораздо чаще, чем любое другое орудие. Именно потому, что слово в этом возрасте выступает как орудие…

Предупреждение нарушения речи у детей с задержкой речевого развития в раннем возрасте

1. Особенности формирования речи у детей раннего возраста с задержкой речевого развития

речь нарушение задержка дошкольный В последние годы отмечается тенденция к увеличению количества детей с проблемами речевого развития, которое начинает выявляться уже в раннем возрасте (от рождения до 3 лет). Многие исследователи (А.Н.Гвоздев…

Предупреждение нарушения речи у детей с задержкой речевого развития в раннем возрасте

2. Преодоление задержки речевого развития у детей раннего возраста

В диагностическую группу детского сада компенсирующего вида принимаются дети 2-4 лет с сохранным интеллектом, имеющие задержку речевого развития разной этиологии. Экспрессивная речь у них представлена в виде отдельных звукоподражаний…

Предупреждение нарушения речи у детей с задержкой речевого развития в раннем возрасте

4. Профилактика задержки речевого развития у детей раннего возраста

Наиболее благоприятны для психического развития ребенка физический контакт с матерью, привязанность к ней. Их общение можно приравнять к беседе, если давать малышу время на ответ. Для стимуляции голосовых реакций мать наклоняется над малышом…

Процесс взаимоотношений детей раннего возраста в условиях дошкольного учреждения

ГЛАВА 1. ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА

Процесс взаимоотношений детей раннего возраста в условиях дошкольного учреждения

1.2 Психологические особенности развития детей раннего возраста

Дети 2-3 лет имеют в своем развитии основные психические процессы — память, мышление, внимание, которые в этот период носят непроизвольный характер. Ребенок в этом возрасте не может управлять такими процессами по собственному желанию…

Разработка диагностического комплекса для обследования речевого развития детей раннего возраста

1.2 Причины задержки речевого развития у детей раннего возраста

Под причинами нарушений речи понимают воздействие на организм внешнего или внутреннего вредоносного фактора или их взаимодействие, которые определяют специфику речевого расстройства, и без которых последнее не может возникнуть…

Специфические нарушения речевого развития у детей раннего возраста

1.1 Психолого-педагогические аспекты речевого развития детей раннего возраста

В настоящее время проблемы диагностики и коррекции речевых нарушений чрезвычайно актуальны. Это не удивительно, ведь Россия переживает один из самых сложных, болезненных, но вместе с тем динамических периодов своей истории…

Формирование артикуляции у детей раннего возраста с отклонениями речевого развития

Глава I. Артикуляция и ее состояние у детей раннего возраста с отклонениями речевого развития в теоретических исследованиях

ped.bobrodobro.ru

Статья (младшая группа) по теме: Особенности речевого развития детей раннего возраста

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 35 «Соловушка»

Города Набережные Челны Республики Татарстан

Информация для родителей

 «Особенности речевого развития детей раннего возраста»

подготовила

воспитатель

Давыдова Татьяна Вячеславовна

Набережные Челны

 2011

Особенности речевого развития детей раннего возраста

Второй год жизни – это время становления и быстрого совершенствования речевых функций (основы всего психического развития), то есть это сенситивный период развития речи.

Осваивая родную речь, дети овладевают как фонетической, так и семантической  (смысловой) её сторонами. Произнесение слов становится более правильным, ребёнок постепенно перестаёт пользоваться искажёнными словами и словами — обрывками. Этому способствует и то, что к трём годам усваиваются все основные звуки языка. Самое важное изменение в речи ребёнка то, что слово приобретает для него предметное значение. Ребёнок обозначает одним словом предметы, различные по своим внешним свойствам, но сходные по какому-то существенному признаку или способу действия с ним. С появлением предметных значений слов связаны поэтому первые обобщения.

 В раннем возрасте быстро растёт пассивный словарь – количество понимаемых слов. К двум годам ребёнок понимает почти все слова, которые произносит взрослый, называя окружающие его предметы. К этому времени он начинает понимать и объяснения взрослого (инструкции) относительно совместных действий. Поскольку ребёнок активно познаёт мир вещей, манипулируя с предметами для него – наиболее значимая деятельность, а освоить новые действия с предметами он может только совместно с взрослым. Инструктивная речь, организующая действия ребёнка, понимается им достаточно рано. Позже, в 2-3 года, возникает понимание и речи-рассказа. Легче понимаются рассказы, касающиеся окружающих ребёнка вещей и явлений. Для того чтобы он понял рассказ или сказку, содержание которых выходит за пределы непосредственно воспринимаемой им ситуации, нужна дополнительная работа – взрослые должны этому специально научить. Ребёнок может воспринимать небольшие рассказы взрослого, состоящие из 3-4 предложений.

 Интенсивно развивается и активная речь: растёт активный словарь (причём количество произносимых  ребёнком слов всегда меньше, чем количество понимаемых), появляются первые фразы, первые вопросы, обращенные к взрослым. К трём годам активный словарь достигает 1000-1500 слов. Предложения первоначально, примерно в 1,5 года, состоят из 2-3 слов. Это чаще всего субъект и его действия («мама идёт»), действие и объект действия («дай булку», «хочу конфету») или действие и место действия («книга там»). К трём годам усваиваются основные грамматические формы и основные синтаксические конструкции родного языка. В речи ребёнка встречаются почти все части речи, разные типы предложений.

Речевая активность ребёнка обычно резко возрастает между 2-3-мя годами. Расширяется круг его общения – он уже может общаться с помощью речи не только с близкими людьми, но и с другими взрослыми, с детьми. Ребёнок отвечает на вопросы взрослого и сам задаёт вопросы о том, что они делают вместе. Когда же он вступает в разговор со сверстником, он мало вникает в содержание реплик другого ребёнка, поэтому такие диалоги бедны, и дети не всегда отвечают друг другу.

Особенности развития речи в раннем возрасте:

  1. Развитие речи связано не только непосредственно с общением со взрослым, но и включено в практическую деятельность по освоению предметов;
  2. Формируется активная речь, которая становится средством общения с взрослыми и сверстниками;
  3. Формируется регулирующая функция речи, когда ребёнок подчиняется инструкции взрослого, выполняя его требования;
  4. Появляется ситуативная речь, понятная исходя из контекста ситуации, в которую включены собеседники;
  5. Возникает описательная речь;
  6. Ребёнок воздействует с помощью речи на себя и на взрослого;
  7. Речь отражает опыт взаимодействия ребёнка с окружающим, называя не только предметы и лица, но и действия, переживания, требования, предложения, желания;
  8. Формируется слушание и понимание литературных произведений, рассказов взрослого, что обогащает опыт ребёнка и помогает усвоить социальный опыт.

nsportal.ru

Содержание

Министерство образования и науки РФ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Кемеровский государственный университет»

Кафедра социальной психологии и психосоциальных технологий

Реферат

по филологическим основам

дефектологического образования

Тема: Речевое развитие детей раннего возраста.

Выполнила: студентка гр. СДО-111

Шумова Галина

Проверила: асс. Кузнецова Т.Ю.

Кемерово, 2012

Введение

Глава 1. Речевое развитие детей раннего возраста

1.1 Общее понятие речи

1.2 Этапы формирования речи

Выводы по главе 1

Глава 2 Работа над формированием речи у детей раннего возраста

2.1 Основные аспекты формирования речи у детей

2.2 Работа родителей во время формирования речи у детей

Выводы по главе 2

Заключение

Список литературы

Введение.

Социально-экономические проблемы жизни общества порождают условия, при которых значительно снижается уровень физического и нервно-психического здоровья детей. Полноценное развитие ребенка на современном этапе требует поиска эффективных путей к комфортному существованию в обществе и осознанию своих возможностей. Специальной (коррекционной) педагогике принадлежит основная роль в разработке теории и практики организации системы комплексной помощи и поддержки свободного развития особого ребенка. Главными задачами этой науки являются изучение инновационных направлений создания оптимальных условий для профилактики и успешной коррекции нарушений в развитии ребенка, воспитания и обучения, социальной адаптации и интеграции в общество лиц с ограниченными возможностями. Изучаются проблемы разработки системы психолого-педагогической помощи, зависящей от своеобразия развития этих детей. Вопросы организации психолого-педагогической помощи детям данной категории давно волнуют профессионалов-педагогов, психологов, родителей и общество.

Самым актуальным направлением специальной (коррекционной) педагогики является раннее психолого-медико-педагогическое сопровождение детей раннего возраста с отклонениями в развитии, особое внимание уделяется логопедической помощи. Такое внимание объясняется увеличением количества перинатальных повреждений нервной системы в структуре детской заболеваемости, патогенетической ролью ранних мозговых повреждений в дезадаптации детей на последующих возрастных этапах; усилением гуманистических тенденций в обществе. В Российской Федерации число детей с проблемами в состоянии здоровья среди новорожденных постоянно растет, сейчас оно составляет 74%, из них детей с нервно-психическими нарушениями-67%. Стремительно увеличивается число детей с ограниченными возможностями здоровья в возрасте до 3 лет (35,5% от общего числа детей с ограниченными возможностями здоровья). Система комплексного психолого-медико-педагогического сопровождения детей позволяет выявить отклонения в развитии и позволяет скорректировать развитие ребенка.

Цель: Раскрыть особенности речевого развития детей в раннем возрасте

Задачи:

— Изучить особенности развития речи детей в раннем возрасте

— выявить факторы, влияющие на возникновение проблемы

Объект исследования – дети раннего возраста.

Предмет исследования – логопедическая помощь детям раннего возраста.

Глава 1. Речевое развитие детей раннего возраста

Формирование речи — одна из основных характеристик общего развития ребенка. Нормально развивающиеся дети обладают хорошими способностями к овладению родным языком. Развитие речи в раннем детстве тесно связано с формированием различных сторон психической деятельности: зрительного и слухового восприятия, предметной деятельности, мышления, общения и др. Поэтому основное условие развития речи — всестороннее воспитание ребенка. Благодаря слову восприятие, память, деятельность ребенка начинают регулироваться, формируется речевое общение. Речь — важнейшее средство передачи ребенку социального опыта.

Ребенок в первый год жизни проходит так называемый подготовительный этап речевого развития, считается нормальным, если малыш может сказать около 10 слов.  В период от 1 года до 1 года 6 месяцев происходит интенсивное развитие понимания речи и постепенное накопление активного словаря. Активная речь развивается в этот период медленно. К полутора годам дети пользуются 30-40 словами. Они еще много лепечут, особенно в начале года, используют жесты. Задача взрослых — формировать у них потребность в речевом общении, стимулировать высказывания, добиваться речевых ответов. Важное значение имеет развитие речеподражания. Именно через него ребенок осваивает новые слова и простые предложения. У него до полутора лет функцию предложения выполняет преимущественно одно слово. Но уже к концу этого периода на основе речеподражания ребенок начинает употреблять двусловные предложения, в которых еще отсутствует согласование слов.

Период от 1 года 6 месяцев до 2 лет характеризуется быстрым развитием активной речи.

Во второй год — этап собственно речевого развития, когда на основе формирующейся потребности в речевом общении формируется пассивная и активная речь. К 2 годам в активном его словаре — 300 и более слов, появляются прилагательные, возникают первые вопросы, предложения становятся более распространенными, состоят из 3-4 слов. В два с половиной года ребенок много и с удовольствием разговаривает, повторяет и запоминает простые детские стишки, может назвать свое имя и фамилию, конечно, если его этому учили. Во втором полугодии второго года жизни детей развивается и понимание ими речи. Ребенка учат слушать простейшие рассказы, стихи, побасенки, не сопровождая их наглядными иллюстрациями. Ребенок к концу второго года жизни и сам может рассказать о том, что видел на прогулке, и др. В результате практических действий с предметами домашнего обихода, сопровождаемых пояснением взрослого, дети получают большое количество речевых образцов. На фоне развития понимания речи взрослых начинает формироваться активное подражание их действиям и словам. Постепенно речь становится важнейшим средством передачи ребенку социального опыта и руководства его поведением. Общие задачи развития речи детей второго года жизни — развивать понимание речи, способность подражания, накапливать словарь, развивать речь как средство общения с окружающими. Конкретное содержание задач в зависимости от возрастных особенностей в каждом полугодии второго года разное.

К трем годам наступает время «почемучки», возможно, это утомляет родителей, но чем подробнее они будут отвечать малышу, тем более зрелой и распространенной будет его речь.

studfiles.net

Особенности речевого развития детей раннего возраста — контрольная работа

Поиграли в ладушки, ладушки – ладошки!            хлопки в ладоши

Во дворе цыплятам накрошили крошек,               «крошим хлеб»

Поиграли снова в  ладушки – ладошки!                хлопки в ладоши

Гладили котенка чистыми ладошками,                одной рукой поглаживаем            

                                                                                       другую

С ним мы поиграли в ладушки – ладошки!            хлопки в ладоши

Улеглись ладошки прямо на дорожку,                руки положили на колени

Как они устали — ладушки – ладошки!»                 поглаживание рука об руку 

      

 

 

        4.«Наши девочки и наши мальчики                                 руки на поясе 

         Ловко прыгают, как мячики, 

         Головой слегка качают 

         И красиво приседают. 

         

         Ручками хлопают вот так, вот так,  

         Ножками топают вот так, вот так,  

         Кулачки сжимают вот так, вот так,  

         Ладошки раскрывают вот так, вот так. 

         

         На ладошки мы подуем, 

         Наши пальчики разбудим                                                 шевелят ими 

         Наши пальчики проснулись                                               кисти вверх 

         — Мы проснулись, мы проснулись                                   сгибают пальцы 

         И друг другу улыбнулись.                                              соединяют пальцы 

         

         Стали пальцы обниматься                                                  руки в замок 

         Стали пальцы целоваться                       касаются подушечками пальцев 

         А потом и баловаться.                                                          фонарики 

         

         Подошла Ладошка                                                    выставление ладоней 

         И сказала: — Крошки!                                                  шевелят пальцами 

         Хватим вам играть, хватит баловаться                      взмахи кистями 

         Надобно трудиться!                                                      руки вместе 

         — А мы хотим резвиться!                                               фонарики  

         

         Но тут пришел Кулачок, 

         Пальцы спрятались                                                         кулачки 

         Молчок                                                                           палец к губам 

       

         — Так вот они какие, наши пальцы озорные! 

         Маму-Ладошку не слушают, 

         Папу-Кулачка  огорчают! 

         — Ай-я-яй, стыд и срам! 

         Пальчики не стыдно вам? 

         

         Пальцы спрятались в подмышках 

         И тихонько там сидят. 

         Им, конечно, очень стыдно 

         Маму с папой обижать. 

         Ладно, пальцы, выходите, 

         На ребяток поглядите                                                           руки в стороны 

         Поглядели, поглядели, сразу же повеселели                         фонарики 

         — Будем, будем мы трудиться,                                          руки соединили  

         А потом, уже резвиться!»                                          хлопают по коленям

 

 

 


yaneuch.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *