20 правил этикета, которые должен знать каждый ребенок
Прививать детям хорошие манеры нужно с самого раннего детства. Ребенок заговорил? Начните обучать его словам «спасибо» и «пожалуйста», когда он просит что-либо. Далее, когда малыш подрастет настолько, что может составить вам компанию за столом (пускай даже на высоком стульчике), расскажите ему, как нужно вести себя во время обеда. Ниже — список тех навыков, которыми должен владеть каждый ребенок. Именно их всемирно известный эксперт по этикету Майк Майер считает ключевыми.
ФОТОGettyImages— Говорить «спасибо» и «пожалуйста» каждый день.
— Правильно пользоваться столовыми приборами.
— Для того, чтобы вытереть рот после еды, использовать салфетку.
— Есть нужно с закрытым ртом.
— Про что точно нужно забыть, так это про локти на столе. Никогда, ни при каких обстоятельствах локтей на столе быть не должно.
— Не перебивать взрослого, если он с кем-то разговаривает. Это неприлично. Стоит запастись терпением. Если что-то очень нужно, допускается прервать разговор фразой «Простите меня…». Впрочем, и взрослому, если рядом с ним ребенок, нужно думать не только о себе.
ФОТОGettyImages— Не комментировать, как выглядят другие люди. Исключение — комплименты, их можно озвучивать публично. Доброе слово еще никому не мешало.
— Вообще, нужно уметь — и приучить себя — делать комплименты.
— Уметь писать благодарственные письма. Звучит довольно старомодно, но все просто: нужно взять за правило благодарить людей любыми способами. В том числе письменно. Речь не идет о бумажных посланиях с вензелями (хотя почему бы и нет) — не забывайте говорить «спасибо» в электронных письмах, сообщениях в мессенджерах.
— Всегда приходить на помощь к тем, кто в этом действительно нуждается. И никогда не смеяться над теми, кто слабее.
— Уметь правильно представить себя и тех, кто рядом с вами.
— Пользоваться языком жестов. Мы не говорим про степенные поклоны, речь скорее о правильной координации тела. Проще говоря, важно уметь вовремя и правильно помахать кому-то рукой, избегать жестов, которые могут кому-то показаться пренебрежительными, и так далее.
ФОТОGettyImages— Невежливо называть взрослого человека по имени, если этот взрослый не разрешил ребенку так делать. В российской традиции с этим в принципе всегда было сложно, и тут каждый родитель сам решает, как ему воспитывать ребенка. Одни считают подход в духе «дядя Коля» и «тетя Марина» устаревшим, предполагая более свободное отношение детей к этому, другие не склонны ломать привычные схемы.
— Не забывать придерживать открытую дверь, если кто-то идет следом. Не все двери ребенок, конечно, сможет удержать, часто ему самому нужна помощь, но прививать подобную манеру нужно.
— Уметь вежливо отвечать на телефонный звонок. Никаких «Але» или «Кто это?». В совсем раннем детстве это выглядит мило, но в привычку с возрастом войти не должно.
ФОТОGettyImages— Научиться устанавливать визуальный контакт во время разговора. Имеется в виду только одно — смотреть собеседнику в глаза.
— Не показывать пальцем на кого-то и не рассматривать пристально. Это никому не нравится.
— Прикрывать рот, чихая или кашляя. Отсутствие привычки к этому — один из самых явных промахов в воспитании, который сразу настраивает других взрослых против таких родителей.
— Приглашать кого-то, кто остался один, присоединиться к своей компании. Для этого ребенок должен ощущать неловкость, если, например, он играет с другими детьми, а кто-то скучает в стороне.
— И главное правило — уважать и проявлять доброту ко всем окружающим.
www.elle.ru
10 правил этикета в семье с детьми
10 правил этикета в семье с детьми
Этикет – своеобразный кодекс хороших манер и правил поведения людей дома, на работе, в транспорте, принятых в данном обществе. А правила этикета предназначены для того, чтобы показать наличие внутренней этики и красоты человека.
Раньше воспитанием у детей хороших манер и поведения занимались в кадетских корпусах, в институтах благородных девиц. Теперь эти функции почти полностью (если у вас нет гувернанток) перешли на родителей.
Какие основные правила этикета необходимо соблюдать в семье с детьми?
1. «Надо вести себя так, чтобы не создавать окружающим неудобства, и относиться к ним так, как хотели бы, чтобы относились к вам» – знакомая фраза? Да, именно так нужно вести себя и взрослым, и детям не только с чужими людьми, но и с домашними.
2. Не нужно пытаться выяснять семейные отношения публично, тем более в присутствии детей и на повышенных тонах. А лучше всего не доводить ситуацию до выяснения этих самых отношений.
3. Не заходите в комнату детей без стука. Ребенок – тоже личность. Нужно уважать его право на личное пространство и возможность побыть одному. Естественно, это не касается совсем маленьких детишек, которых ни в коем случае одних оставлять нельзя.
4. Не ройтесь в личных вещах ребенка без его согласия. Некоторые родители считают вполне нормальным проверить портфель ребенка, заглянуть в его карманы. Все, вроде бы, любя, в целях профилактики, но результат может быть только один. Ребенок потеряет к вам доверие, начнет что-то от вас скрывать.
5. Не читайте письма, адресованные не вам. Даже если вы точно знаете, что ничего личного в письме нет, не открывайте его. Не ройтесь в электронной почте детей, если они не просят вас это делать.
6. Учите детей вести себя за столом. Совместные ужины или воскресные обеды в кругу семьи – прекрасный повод для привития таких навыков. Научите пользоваться столовыми приборами, не говорить с набитым ртом, не размахивать руками. Существует целый свод правил поведения за столом, ознакомьтесь с ними – литературы на эту тему предостаточно.
Умение детей правильно вести себя за столом – большой плюс. Родители будут уверены, что в любом обществе и в любой ситуации им не придется за них краснеть. Тем более, что в больших городах становятся все популярнее семейные обеды в кафе, или просто посещение их с детьми во время прогулок.
7. Внушайте уважение к чужому труду, научите ценить повседневный труд домашних.
8.Ребенок должен уметь слушать и слышать. Казалось бы, что тут сложного? Но понаблюдайте, как ведут себя некоторые дети: без конца перебивают, когда взрослые с кем-то разговаривают, требуют внимания к себе. Это касается, прежде всего, малышей. Если их переполняют эмоции, они слышат и воспринимают только себя, считая себя центром вселенной.
9. Не критикуйте детей при посторонних. Это сильно задевает их самолюбие, особенно подростков.
10. Если ребенок куда-то уходит один, он должен сказать, куда идет и во сколько вернется.
nsportal.ru
семь правил хорошего тона в семье
Все мы стараемся быть вежливыми и соблюдать правила этикета в общественной жизни. А придя домой, позволяем себе расслабиться, «скинуть маски». Мы часто забываем, что семья – это маленькое общество, и каждый член семьи – это личность, и дома также необходимо вести себя по правилам.
Семейный этикет – это не свод каких-то правил или законов, обязательных к исполнению. Это несколько несложных советов, которые могут помочь сохранить крепкую счастливую семью.
1. Уважение
Это же так просто — быть внимательным и заботливым с любимыми людьми, но мы почему-то забываем об этом, придя домой. Мириться с раздражающими или вредными привычками, учитывать вкусы, уважать мнение, соблюдать личное пространство всех членов семьи. Иногда кажется, что простые слова «пожалуйста», «спасибо», «прости» не нужны, можно обойтись и без них, что родные и так все поймут. Да, иногда и в самом деле обходимся без них. Но нашим родным будет приятно, что их помощь и участие ценят и говорят им об этом.
Особенно важно уважать старшее поколение, прислушиваться к их мнению. Взаимоуважение — первостепенная составляющая семейного этикета, оно обеспечит взаимопонимание, упростит совместное проживание семьи.
2. Не выносите сор из избы
Еще одним аспектом взаимоуважения является решение возникающих конфликтов. В каждой семье случаются размолвки, проблемы и ссоры. Но не стоит «выносить сор из избы», посвящать в свои проблемы друзей, других родственников и уж тем более коллег на работе. Вдобавок, скидывая всю вину на супруга/супругу. Согласно этикету муж и жена решают свои проблемы сами, не втягивая в спор своих родителей или тем более детей.
А родители супругов, в свою очередь, не должны вмешиваться в личную жизнь своих детей. Это уже взрослые люди со своей семьей, и не нужно выносить свое мнение или суждения. Даже если ваш сын/дочь прямо просит совета, как быть – стоит быть очень осторожным и деликатным в своих советах. Молодые помирятся, а с вами отношения могут испортиться. Помните, что негатив и недоверие разрушают семью.
3. Личное пространство
Какая бы ни была большая семья, каждый имеет право на личное пространство, место, где он может остаться наедине. К этому же относится и наличие личных неприкосновенных вещей.
Конечно, в каждой семье свои порядки, но психологи советуют стучаться, когда входите в комнату другого члена семьи. Тем более, когда у вас дети – подростки, для которых значение личного пространства сильно возрастает.
Не осуждайте увлечений своих родных: музыкальные предпочтения, любимые книги, сериалы, позвольте мужу ходить на рыбалку, а жене заниматься шопингом.
Соблюдайте тайну переписки. По этикету родители не должны читать писем, предназначенных их детям. Если Вы все же в целях безопасности ребенка от опасных увлечений просмотрели его почту – не вздумайте сообщать ему об этом, попрекать его чем-либо. Супруги так же должны поступать и по отношению друг к другу. Не шарьте по карманам близких, не открывайте личную переписку, не копайтесь в телефоне.
4. «Отцы и дети»
Очень часто причиной конфликтов является совместное проживание в квартире супругов и их родителей. Молодой паре можно посоветовать быть максимально вежливыми по отношению к старшему поколению. Постарайтесь прислушиваться к мнению более опытных, повидавших жизнь.
Если у вас вызывает затруднение обращение к родителям супруга, если вы не хотите или не можете называть тещу или свекровь мамой, обращайтесь по имени-отчеству. Такое обращение будет более правильным по этикету.
Родителям же молодой пары желательно минимально вмешиваться в их жизнь, и только когда вас прямо об этом попросят. Не нужно принимать участие в вечеринках, если к вашим детям пришли гости. Можете выйти поздороваться и далее не мешать.
Если вы сами ожидаете гостей, то предупредите об этом других членов семьи заранее.
Ну и, конечно, не забывайте об обоюдной вежливости.
5. Ссоры
В совместной жизни не избежать ссор и конфликтов. Но даже в ссоре постарайтесь уважать друг друга. Поставьте себя на место другого члена семьи, оцените свое поведение, может проблема в вас. Даже в ссоре контролируйте свои эмоции: не повышайте голос, не употребляйте резких выражений. Слова способны больно ранить человека и надолго оставить неприятный осадок в его душе.
Очень важно оградить детей от семейных «разборок». Ни в коем случае недопустимо, чтобы ребенок стал свидетелем сор и скандалов своих родителей. Это не только плохой пример, но и удар по хрупкой детской психике.
Если ссора возникает между детьми, родители обязаны вмешаться, выступить объективным арбитром. Нельзя оставлять детей разобраться между собой. Необходимо рассмотреть проблему с обеих сторон и помочь детям решить конфликт. И в будущем дети сами будут просить вас помочь в их жизненных проблемах.
6. Воспитание детей – это самовоспитание
Как бы вы ни воспитывали своих детей, они все равно будут брать пример с вас. Если вы хотите чтобы ваш ребенок стал лучше, сделайте лучше себя. Если вы пьете и курите, трудно ожидать, что ребенок избежит этого, несмотря на ваши запреты. Если вы все время ругаетесь матом и «задираете» всех подряд, то вряд ли ваш ребенок будет спокойным, вежливым мальчиком. Начните с себя, сделайте себя лучше, по крайней мере в присутствии детей.
7. Чувство единства
Ну и последний совет, но самый важный – семья важней всего. Воспитывайте в своих детях и всячески поддерживайте идею общности и единства. Это залог крепкой и счастливой семьи.
Если все члены семьи стараются ладить между собой и избегать конфликтов, в доме всегда будут царить мир и согласие.
etiketo.ru
за столом, в гостях, поведения на улице, в общественных местах, в школе, в семье, в театре. Этикет вежливости, общения, речевой, телефонный
Хорошим манерам нужно учить с детства. Статья поможет научить ребенка правилам столового, театрального, семейного и телефонного этикет.
Содержание статьи
Слова «Какой воспитанный ребенок!», брошенные кем-то знакомым или незнакомым, звучат музыкой для родительских ушей. Они горды за свое чадо и за себя, так как сумели привить ему правила хорошего тона. Как и любым другим вещам, учить этикету дошкольника и младшего школьника нужно в игровой непринужденной форме.
Виды этикета детей
Прежде чем начать учить ребенка этикету, необходимо понять самим и объяснить ему, что же это слово обозначает.
Этикет – это правила поведения в обществе, то есть, общения с окружающими людьми. Данные правила учат ребенка хорошим манерам и воспитанности.
Учить правила хорошего тона нужно с детства.
Хорошие манеры – это умения ребенка или взрослого:
- вести себя при общении с другими людьми
- позиционировать себя
А также:
- характерная походка
- речь (не только употребляемые при разговоре слова, но также громкость и интонация)
- жесты и мимика
- прочее
Каждому родителю хочется, чтобы его ребенок вел себя хорошо. Но, к сожалению, не каждый понимает, что это «хорошо» означает. Чтобы научить малыша хорошим манерам, мама и папа сами должны быть знакомы с моральными и нравственными ценностями.
Ведь примером для подражания и единственным авторитетом для ребенка в раннем детстве и дошкольном возрасте являются мама и папа. Эти люди должны, в первую очередь, сами обладать спасительными качествами, а именно, быть:
- вежливыми
- сдержанными
- скромными
- отзывчивыми
- рациональными
- участливыми
- ненавязчивыми
- опрятными
- аккуратными
ВАЖНО: Также родители должны понимать, что на развитие их малыша значительное влияние оказывает и его окружение. Чтобы ребенок имел хорошие манеры, необходимо ограничить его контакты с теми людьми, которые ими не обладают
В зависимости от специфики общения, различают определенные виды этикета:
- речевой (правила вербального общения с окружающими)
- столовый (правила общения во время еды)
- выходной (правила поведения в общественных местах для отдыха, например, театре или кино)
- семейный (правила общения между членами семьи, в том числе, старшими и младшими)
- телефонный (сегодня к данному виду целесообразно отнести правила общения не только при разговорное по телефону, но и при переписке по смс, электронной почте, прочее)
- гостевой (правила поведения в гостях)
- пассажирский (правила поведения в транспорте)
- учебный (правила общения с воспитателями, учителями, одногруппниками и одноклассниками во время учебного процесса)
профессиональный - спортивный
- свадебный
- траурный
- военный
- религиозный
- дипломатический
- корпоративный
По возрасту актуально учить ребенка первым восьми видам.
Обучение этикету детей 4, 5, 6 лет и школьников
Когда у ребенка 4, 5, 6 лет или школьного возраста перед глазами пример родителей, родственников и друзей, обладающих хорошими манерами и умеющих себя вести, это прекрасно. Малыш будет понимать, что так и надо, он будет брать пример с людей, его окружающих.
Уже годовалому ребенку можно объяснять, что можно, а что нельзя.
Параллельно с этим обучение этикету должно происходить и целенаправленно.
- Учить ребенка правилам поведения необходимо начинать уже в годик, ведь именно в это время он впервые «отделяется» от мамы и начинает вести активную жизнь – самостоятельно ходить и пытаться общаться с другими детьми. В этом возрасте родители могут управлять поведением ребенка с помощью интонации, выражения лица и жестов, слов «можно» или «нельзя», похвалы и порицания (которые, опять же, выражаются интонацией голоса)
- Примерно в два года у малыша уже должны присутствовать определенные навыки общения с людьми и задатки хороших манер, ведь в этом возрасте, скорее всего, он пойдет в детский сад. Начнется его социализация
- В 4-6 лет, в дошкольном возрасте, ребенок уже должен осознанно, целенаправленно и систематически обучаться правилам хорошего тона и общения. В роли учителей выступают его родители и педагоги дошкольного учреждения. Малыш должен понять, что воспитанность и хорошие манеры – это его помощники в обретении новых друзей, общении с ровесниками и взрослыми. Обучение дошкольника этикету происходит в игре
- В школе требования к ребенку возрастают. Он уже самостоятельный и сознательный. От умения вести себя и общаться во многом зависят его успешность в учебе, хорошее отношение к нему у учителей, авторитет среди одноклассников. Ребенок уже умеет читать, ему необходимо предлагать детские книги по этикету
ВАЖНО: Правила хорошего тона нужно закреплять. Ребенку необходимо общаться с детьми, чтобы уметь вести себя в их коллективе. Также родители должны организовывать малышу походы в цирк, театр, на выставки, в кафе, прочее
ВИДЕО: Речевой этикет УРОК ПО ЭТИКЕ
Этикет для детей за столом
Насколько удивительным это не кажется, но обучение малыша столовому этикету начинается до года, с введением блюд прикорма или с момента, когда крохе вручают ложечку, чтобы он попытался есть самостоятельно.
Столовый этикет для детей.
Уже тогда кроха должен узнать, что:
- едят в строго отведенных местах – на кухне или в столовой
- для еды используют специальные предметы -посуду и столовые приборы
- еда – это не игра
- кушать нужно аккуратно
ВАЖНО: Еще до года нужно предлагать ребенку салфетку и показывать, что ею во время еды нужно вытирать ротик
Правильно сервировать стол детям поможет такая схема.
Далее, в дошкольном возрасте, малыш должен узнать, что за столом необходимо:
- Использовать нужные столовые приборы. Начать нужно с элементарного: первое едят из глубокой тарелки, второе – из мелкой; вилку держат в левой руке, а нож – в правой (если, конечно, малыш не левша), прочее. Позже нужно объяснить ребенку правила пользования более сложными столовыми приборами, например, кокотной вилкой или ножом для рыбы. Освоить сервировку стола ребенку поможет специальная схема – картинка, как на фото
- Сидеть ровно, с прямой спиной. Для усвоения этого правила необходимо, чтобы у ребенка был обеденный стул, соответствующий его росту
- Не разговаривать и не баловаться. Тут не грех вспомнить фразу «Когда я ем, я глух и нем», придумать игру, которая бы проиллюстрировала, как некрасиво, когда кто-то балуется за столом
- Кушать нужно аккуратно, не размазывать еду по тарелке
- Делить кусочки на большие, чтобы не набивать рот
- Вытирать рот салфеткой
- Не тянутся через весь стол за каким-то блюдом, а попросить передать его
- Не класть локти на стол
- Не брать за стол игрушки
- Проявлять заботу об окружающих
- Говорить вежливые слова, принимаясь за трапезу («Приятного аппетита!») и заканчивая ее («Спасибо!»)
Выучить правила столового этикета ребенку будет легче в игровой форме.
ВАЖНО: Во время обучения ребенка столовому этикету родители не должны переусердствовать – порой поучение и критика с их стороны выглядят более невежливо, чем баловство со стороны ребенка
ВИДЕО: Презентация Этикет и правила поведения за столом
Этикет для детей в гостях
Когда ребенок приходит в гости к взрослым, знакомым родителей, или детям, своим друзьям, он проходит своего рода экзамен на воспитанность. Он сдаст его успешно, если будет знать, что:
- Ходить в гости нужно только по приглашению. Неожиданный визит вряд ли будет приятен хозяевам
- Звонить или стучать в двери нужно ненастойчиво, максимум дважды
- Приходить в гости с пустыми руками невежливо, нужно иметь с собой хотя бы символический гостинец
- Первое, что должен сделать гость – поздороваться
- Будучи гостем, нужно вести себя сдержанно и спокойно. Нельзя трогать без спроса вещи, тем более, лазить в шкафы, открывать ящики. Нельзя бегать и шуметь
- Нельзя отпускать негативные комментарии по поводу дома хозяев и его обстановки, даже если в нем не слишком чисто или неприятно пахнет
- Если хочется рассмотреть что-то из обстановки дома (сувенир, фото, игрушку, прочее), нужно попросить разрешение у хозяев
- Уходя домой, необходимо поблагодарить хозяев за радушный прием и хорошо проведенное время
Поход в гости — экзамен на вежливость для ребенка.
ВАЖНО: Нужно объяснить ребенку, что уходить домой от гостей нужно тут же, как об этом попросят родители. Даже если играть в гостях очень интересно, малыш не должен ныть, капризничать, просить остаться еще ненадолго. Слишком продолжительный визит может быть утомительным для хозяев
Этикет поведения детей на улице
Находясь на улице, ребенок пребывает в обществе других людей, если, конечно, это не прогулка где-то в лесу. Своим поведением он не должен доставлять им дискомфорт.
Правила поведения на улице.
Родители должны объяснить малышу, что:
- Ходить на тротуаре нужно по правой стороне. Тогда удастся избежать столкновения с теми, кто идет навстречу
- Нельзя сорить. Для обложек от конфет, огрызков, прочего мусора существуют урны
- Нельзя показывать на прохожих пальцем
- Нельзя останавливаться посреди тротуара, преграждая путь тем, кто идет сзади. Если развязался шнурок, нужно отойти в сторону и там уже его завязать
- Нужно соблюдать правила дорожного движения. Это – вопрос безопасности
- Со знакомыми людьми нужно здороваться
- Никогда нельзя разговаривать или уходить с незнакомыми людьми
- Лучше не кушать на ходу. Чтобы сгрызть яблоко или полакомиться мороженным, лучше присесть на скамейку
ВАЖНО: Уже с малого возраста можно приучать мальчика помогать маме носить покупки. Тогда шанс, что он вырастет галантным, увеличатся
Этикет поведения детей в общественных местах. Этикет поведения детей в театре
Сегодня у родителей есть возможность «выводить ребенка в свет» — посещать с ним общественные места:
- детские игровые комнаты
- парки развлечений
- зоопарки
- театры
- музеи
- выставки
Глядя на такую картинку, ребенок должен сказать, как можно и как нельзя вести себя в театре.
Чтобы подобное времяпрепровождение не обернулось кошмаром из-за ужасного поведения ребенка, родители должны объяснить ему, что можно, а что нельзя.
Так, в театре:
- Приходить на представление нужно вовремя. Появление в зрительном зале после третьего звонка – это неуважение к актерам и дискомфорт для других зрителей
- Верхнюю одежду необходимо оставлять в гардеробе
- Перед представлением нужно сходить в туалет, чтобы потом не пришлось идти туда во время представления
- Если до своего места приходится добираться через кресла, на которых сидят люди, идти надо к ним лицом
- Если кому-то нужно пройти на свое место мимо ребенка, он должен привстать и пропустить того человека
- Занимать нужно исключительно то место, которое указано в билете
- Во время спектакля кушать и пить нельзя, это можно сделать в буфете в перерыв
- Во время спектакля нельзя разговаривать
- В очереди в туалет, буфет или гардероб нельзя толкаться
ВАЖНО: Современное важное правило: если у ребенка есть мобильный, его на время спектакля лучше отключить. Разговоры по телефону в театре – проявление крайней невежливости
ВИДЕО: Азбука этикета. в театре.
Речевой этикет для детей. Этикет общения ребенка
Знание правил речевого этикета – ключ к успешному общению ребенка с окружающими его взрослыми и детьми. Он включает в себя:
- знакомство
- приветствие
- привлечение и удержание внимания собеседника
- умение просить
- умение отказывать
- умение извиняться
- умение сочувствовать, проявлять участие
- поздравления
- прощание
- благодарность
Красивая, правильная и вежливая речь ребенка — его достоинство.
Общаясь, ребенок дошкольного возраста уже должен:
- Быть приветливым со взрослыми и детьми, здороваться с ними
- Прощаться при расставании
- Говорить вежливые слова благодарности, садясь за стол и выходя из-за него
- Прося что-либо, не забывать говорить «пожалуйста»
- Ко взрослым обращаться на Вы
- Не перебивать собеседника во время разговора
- Не повышать голос на собеседника, будь то взрослый или ребенок
- Уметь просить прощение, если был не прав
- Не говорить плохие слова и не обзываться
- Не придумывать детям клички
- Не использовать в речи слова-паразиты
- Не вмешиваться в разговоры взрослых
Этикет вежливости детей: стихи и загадки
В форме коротких и ритмичных стишков детям легче будет выучить правила хорошего тона.
Кроме собственно правил этикета рифмовки:
- тренируют память ребенка
- тренируют речь ребенка
- расширяют словарный запас ребенка
Вот несколько примеров интересных стишков:
Этикет поведения детей в семье
Ребенок должен вести себя вежливо и дома, в кругу семьи.
Прошли те времена, когда к мамам и папам обращались на «Вы». Сегодня общение в семье более свободное. Тем не менее, ребенок должен знать, что:
- общаться со взрослыми нужно вежливо и с уважением
- нельзя пререкаться с родителями, бабушками и дедушками
- заходя в комнату взрослых, нужно постучать
- нельзя ябедничать родителям на брата или сестру
ВАЖНО: В свою очередь, родители должны вежливо относится к детям, учитывать их пожелания и интересы, ни в коем случае не забывать, что они, хоть и маленькие, но личности
Этикет поведения детей в школе
Когда ребенок идет в первый класс, для него начинается совершенно новая жизнь. Теперь у него совершенно новая функция: он – ученик. Родители дома и учителя в школе должны объяснить ему правила поведения в школе.
В школе ребенок должен придерживаться особых правил поведения.
Вот некоторые из них:
- В школу нельзя опаздывать. Нужно приходить за 10-15 минут до начала занятий
- Необходимо иметь с собой сменную обувь
- В классе нужно сидеть на своем месте
- Нужно иметь при себе все необходимые для работы принадлежности
- Разговаривать во время урока нельзя, для общения с детьми есть перемена
- Выполнять домашнюю работу нужно обязательно
- К учителю нужно проявлять уважение
- До окончания урока выходить из класса нельзя
- Пропускать уроки можно только по болезни
- Если учитель входит в класс, приветствовать его нужно стоя
- Если на уроке захотелось в туалет, нужно поднять руку и попросить разрешение ненадолго покинуть класс
- На перемене не кричать, не бегать по коридорам, не толкаться и не драться
- Прочее
ВАЖНО: Во многих школах сегодня установлены свои правила. О них должен рассказать классный руководитель. Иногда такие правила публикуют в брошюрах и раздают всем ученикам класса
ВИДЕО: Правила поведения в школе
Телефонный этикет для детей
Мобильный телефон есть чуть ли не у каждого современного первоклашки. Ребенка нужно научить, как правильно разговаривать по нему и писать смски.
- разговор по телефону нужно начинать с приветствия
- в общении по телефону соблюдаются все правила речевого этикета
- сообщения, даже если они адресованы другу, пишутся грамотно, в них употребляются только приемлемые сокращения
- в школе, поликлинике, общественных местах (театре, планетарии, кино, прочее), разговаривать по телефону неприемлемо
- обещание перезвонить нужно выполнять
- нельзя отвечать на телефон другого человека, если только он сам не попросил об этом
Даря ребенку мобильный, нужно не забыть обучить его телефонному этикету.
Игры по этикету для детей. Конкурсы, викторины для детей по этикету
Учить и закреплять правила хорошего тона детям помогут игры.
ВАЖНО: Готовые сценарии игр родители могут найти в специальных книгах или в Интернете. Если подключить фантазию, придумывать их можно самому. Главное, чтобы игра была целенаправленной
- Игра «Чаепитие у Мальвины». В основе игры – знаменитая детская сказка «Буратино». Играть в игру могут несколько детей или ребенок с игрушками. В гости к Мальвине приходят ее друзья. Они проявляют вежливость, здороваясь с хозяйкой, интересуясь, как у нее дела. Один Буратино ведет себя невежливо, громко говорит, перебивает других. Когда начинается чаепитие, он ест варенье руками, «сербает» из чашки, тянется через весь стол за кусочком пирожного. Задача Мальвины и ее гостей – объяснить Буратино, что он ведет себя неправильно и рассказать о правилах хорошего тона в гостях и за столом
- Игра «У меня зазвонил телефон». У ребенка понарошку звонит телефон. Он должен вежливо ответь на звонок: поприветствовать звонящего, поговорить с ним, потом попрощаться. После все происходит наоборот
- Конкурс «Правильно и неправильно». Проводится уже после того, как ребенок выучил основы этикета. Может быть групповым. Ребенку дают колокольчик или флажок. Взрослый читает ситуации. Если в какой-то из них нарушены правила хорошего тона, ребенок должен поднять флажок над головой или позвонить в колокольчик, назвать, что в ситуации было неправильно, как нужно было поступить на самом деле. Например: «Маша в театре во время спектакля ела бутерброд и разговаривала по телефону со своей подружкой». Маша поступила неправильно. В театре кушать нужно только в буфете в антракт, говорить по телефону во время спектакля нельзя
Игра в чаепитие поможет детям выучить правила поведения за столом.
Этикет: беседа с детьми
Под беседой в педагогике подразумевают целенаправленное общение. Она является эффективным методом воспитания определенных качеств в ребенке старшего дошкольного или школьного возраста, не раньше.
Беседа по этикету с целью разъяснения правил хорошего тона в той или иной ситуации:
- не должна быть долгой
- не должна быть монотонной
- должна быть интерактивной
- должна иллюстрироваться карточками, плакатами, обучающими фильмами, мультфильмами, прочее
Беседы по этикету — элемент воспитательной работы в школе.
Обычно, такие беседы проводятся педагогами с группами детей в садике или школе.
Книги по этикету для детей. Сказки об этикете для детей
В любом детском магазине можно купить книги по этикету для детей. Это могут быть поучительные сказки в прозе и стихах или нечто подобное своду правил. Выбрать хорошую книгу, по которой малыш легко выучит, как себя вести, помогут следующие советы:
- Книжка должна соответствовать возрасту ребенка. Если она предназначается малышу дошкольного возраста, лучше, чтобы это была не слишком длинная стихотворная сказка с каким-либо интересным персонажем
- В книге должны быть тематические иллюстрации, тогда ребенок лучше усвоит информацию в ней
- Есть книги по какому-либо одному виду этикета или о правилах поведения в определенной ситуации (в театре, транспорте, на детской площадке). Такие книги хороши тем, что они не перенасыщают ребенка информацией и лучше усваиваются
- Если ребенок уже умеет читать, книга предназначена для него, а не для чтения родителями, она должна быть написана простым и понятным ребенку языком, шрифт в ней должен быть крупным
ВАЖНО: Есть очень интересные книги – энциклопедии для мальчиков и девочек. В таких обязательно присутствует раздел по этикету
Книга по этикету для малышей.
Детская книга по этикету.
Уроки вежливости и этикета: мультфильм для детей
Так уж случилось, что современные дети не представляют свою жизнь без мультиков. Почему бы не совместить приятное с полезным и не включить малышу мультфильм, обучающий этикету?
ВИДЕО: Смешарики Нюша Этикет и вежливость
ВИДЕО: Первые УРОКИ ВЕЖЛИВОСТИ ДЕТЯМ
ВИДЕО: Уроки для детей. Этикет, вежливость
Сохранить
Сохранить
Сохранить
babyben.ru
Внеклассное мероприятие «Семейный этикет»
Тема: « СЕМЕЙНЫЙ ЭТИКЕТ»
Цель: воспитывать культуру поведения, вежливого, уважительного отношения ко всем членам семьи и к окружающим; развитие творческого оригинального мышления, сообразительности, чувства юмора, интереса к культуре человека.
Задачи: повторить и закрепить знания об этикете; находить правильное решение в различных проблемных ситуациях; узнать о правилах семейного этикета.
Оборудование: лист с файлом для индивидуального задания, презентация «Семейный этикет».
Ход занятия
I. Организационный момент Слайд 1
Под музыку « Здравствуй, мир! Здравствуй, друг!» дети входят в класс. Каждый делает поклон гостям. Заканчивается музыка. Дети садятся.
II. Вступление Слайд 2
Учитель: Добрый день, уважаемые гости!
Здравствуйте, коллеги!
Мы рады приветствовать Вас на нашем занятии.
Ученик: Здравствуйте, поклонившись мы друг другу сказали,
Хотя были совсем незнакомы.
Здравствуйте!
Что особенного тем мы друг другу сказали?
Просто «здравствуйте»,
Больше ведь мы ничего не сказали.
Отчего же на капельку солнца прибавилось в мире?
Отчего же на капельку счастья прибавилось в мире?
Отчего же на капельку радостней сделалась жизнь?
Учитель: Самое простое слово «здравствуйте» означает: «Я вижу тебя, человек! Ты мне приятен. Знай, что я тебя уважаю и хочу, что бы ты ко мне хорошо относился».
Учитель: Ребята, а вы задумывались когда-нибудь, что же мы желаем этим словом «здравствуйте»?
Ученик: Мы желаем доброго здоровья, мира, счастья.
Учитель: Во все времена невоспитанностью и неуважением к окружающим считалось, если человек уклонялся от приветствия или не отвечал на него.
III. Сообщение темы и цели занятия.
Учитель: Ребята, а ведь приветствие – это одно из самых важных правил.
А каких это правил? ( Как сказать одним словом, когда мы говорим о хороших манерах, о поведении в театре, в планетарии…?)
Ученик: ЭТИКЕТ. Слайд 3
Учитель: Послушайте короткое стихотворение и скажите о чём оно?
Семья – это счастье, любовь и удача,
Семья – это летом поездки на дачу.
Семья – это праздник, семейные даты,
Подарки, покупки, приятные траты.
Учитель: Так о чём же это стихотворение?
Ученик: О семье. Слайд 4
Учитель: Так о каком этикете мы будем говорить?
Ученик: О семейном.
Учитель: Теперь назовите тему занятия.
Ученик: Семейный этикет. Слайд 5
Учитель: Что же нам предстоит узнать по данной теме?
Ученик: Узнать, что такое «Этикет», правила семейного этикета.
Учитель: Продолжим разговор о вежливости, а главное научимся дарить любовь и радость своим близким, будем приветливыми и добрыми к окружающим.
IY. Происхождение слова «этикет»
Учитель: Зная правила этикета, вы будете чувствовать себя увереннее в семье, в обществе, не попадёте впросак, сказав или сделав такое, что по этикету считается неуважительным к семье и к окружающим. Зубрить правила не требуется, достаточно понять их смысл. Поэтому начинать о них разговор надо с истории.
Ученик: Правила этикета возникли в глубокой древности как удобные и разумные формы общения. Их существовало и существует бесконечное множество. ЭТИКЕТ – это французское слово. На одном из пышных приёмов у короля Людовика ХIYгостям вручали карточки с перечислением некоторых обязательных правил поведения.
Ученик: На французском языке карточка называется «этикетка» – отсюда и пошло слово «Этикет». Со временем правила поведения изменились, но многие неизменны с глубокой древности.
Учитель: А вот какое определение слову «этикет» дал Сергей Ожегов в толковом словаре.
Слайд 6
ЭТИКЕТ – установленный, принятый порядок поведения, форм обхождения.
(Дипломатический этикет. Речевой этикет.)
Учитель: Давайте соберём правила этикета в один цветок. Слайд 7
( Размещаем на лепестках: в школе, в театре, в гостях, в магазине, в транспорте, в семье, на природе, во дворе.) Учитель: Мы рассмотрим всего лишь один этикет. Какой?
Ученик: Этикет в семье.
Y. Ситуация для обсуждения.
Учитель: У каждого из вас, ребята, есть люди самые близкие и любимые вам. Эти люди полюбили вас, когда вы только родились, и будут любить вас всегда.
— Кто же это?
Ученик: Родители. Слайд 9
Учитель: А как сказать одним словом? Папа, мама, брат, сестра, бабушка, дедушка…
Ученик: Семья. Слайд 10
Учитель: Слово «семья» произошло давно, когда настоящей семьёй считалась семья, которая состояла не менее чем из семи человек. В некоторых семьях было по 9, 10, 12 детей.
— Давайте о «семье» прочитаем «Раздаточный материал (Хэндаут)».
1) Почему же так дружно жили в таких больших семьях?
(Уважали старших и не обежали младших. Трудились все. Выполняли свои обязанности. Знали правила поведения в семье и их выполняли.)
Учитель: Корни этикета мы можем найти в устном народном творчестве – это пословицы. Попробуем закончить пословицы. Для этого заполним таблицу «Раздаточный материал (Хэндаут)».
Слайд 11
В гостях хорошо, (а дома лучше).
Не нужен клад, (когда в семье лад).
Чем богаты, (тем и рады).
Когда семья вместе, (тогда и душа на месте).
Мой дом – (моя крепость).
Вывод. Прочитаем под таблицей.
ФИЗМИНУТКА Слайд 12
Учитель: Проверим на сколько хорошо вы знаете вежливые слова.
Я буду просить вас исполнить задание, но выполнять надо только тогда, когда я назову «волшебное» слово.
— Дружно встали на разминку, пожалуйста.
— Для начала мы с тобой,
Повращаем головой, пожалуйста.
— Оборот и оборот,
А потом наоборот, пожалуйста.
— Поднимаем руки вверх, будьте любезны,
— Плавно опускаем вниз, пожалуйста.
— Повороты влево – вправо, будьте добры,
Это лёгкая забава.
_ Приседаем быстро, ловко.
Здесь видна уже сноровка.
— Извините, а теперь ходьба на месте,
Это тоже интересно.
— Отдых кончен наш, ребята,
Будьте любезны, нам пора опять за парты.
Учитель: Ребята, ваши родители всегда будут любить и заботиться о вас. Но придёт время, когда и вам придётся ухаживать за своими родителями. Давайте посмотрим со стороны, как некрасиво поступают со своими родителями некоторые подростки.
Сценка 1 Слайд 13
( Девочка собирается на дискотеку, примеряет наряды, небрежно бросая не понравившиеся.)
Мама: Седа, положи вещи на место!
Девочка: Мама, отстань! Не видишь, я тороплюсь!
Мама: Ты когда вернёшься?
Девочка: А что?
Мама: Я сегодня устала на работе, хотела лечь спать пораньше. А ты свой ключ потеряла. Как дверь откроешь?
Девочка: Так тебе и надо! Может, быстрее мне новый ключ закажешь! Ну, ладно некогда мне!
Мама: До свидания, дочка.
Учитель: Знает ли девочка правила семейного этикета?
Ученик: Не знает.
Учитель: За что мы осуждаем девочку?
Ученик: За грубость, за неуважительное отношение к маме.
Учитель: Какие правила этикета ей надо выполнять.
Ученик: Говорить с мамой мягко и по — доброму.
Употреблять вежливые слова: извини, пожалуйста.
Сообщить маме во сколько вернётся.
Уважать маму, не обижать.
Сценка 2 Слайд 14
(Входит Борька с другом. Их в прихожей встречает бабушка.)
Борька: Идём, идём. Можешь с ней не здороваться. Она у нас старая старушенция.
Бабка: (Одёрнув кофточку и поправив платок, тихо).
— Обидеть, что ударить, приласкать – надо слово искать…
(уходит)
Друг: А с нашей бабушкой всегда здороваются. И свои, и чужие. Она у нас главная.
Борька: Как это — главная?
Друг: Она старенькая, всех вырастила. Её нельзя обижать. А что же ты со своей так? Смотри, отец взгреет!
Борька: Не взгреет. Он сам с ней не здоровается!
Друг: (покачивая головой) Чудно! Теперь старых все уважают! Вот у одних в нашем дворе старичку плохо жилось, так теперь ему платят родные. Суд постановил. А стыдно-то как перед соседями, жуть!
Борька (покраснев): Да мы свою бабку не обижаем. Она у нас сыта и здорова.
(Борька прощается с другом, но задерживает его у дверей.)
Борька: Бабка, иди сюда!
Бабка: Иду-иду!
Борька (другу): Вот попрощайся с моей бабушкой.
Учитель: Что вас возмутило?
Ученик: Грубое отношение Борьки к своей бабушке.
Учитель: А что можно сказать о друге?
Учитель: В какой семье соблюдаются правила семейного этикета?
Ученик: В семье друга?
Учитель: Повлияли слова друга на Борьку? Докажите.
Ученик: Борька назвал бабку «бабушкой» и пригласил её для прощания с другом. Так принято по этикету.
YI. Правила семейного этикета.
Учитель: Прочитаем и запомним самые основные правила семейного этикета на с. 11.
( Подкреплять слайдами.)
Комфортной домашнюю жизнь делают слова… Слайд 14
Всегда сообщай членам семьи… Слайд 15
Для всех домочадцев обязательными являются… Слайд 16
Резкий и требовательный тон… Слайд 17
Уважай родителей… Слайд 18
7. Игра – соревнование «Правила семейного этикета»
Учитель: У вас на партах файл с таблицей. Вам необходимо составить правила семейного этикета и записать их в таблицу. Побеждает та пара, которая сумеет за короткое время составить как можно больше правил семейного этикета.
1 ряд составляет правила «Как вести себя дома».
2 ряд составляет «Правила поведения и этикета за столом».
3 ряд составляет « Правила поведения в гостях».
(Звучит лёгкая музыка)
Проверка. ( Дети зачитывают правила. Подкрепляется ответ слайдами.)
«Как вести себя дома» Слайд 19
1) Следи за порядком в своей комнате.
2) Никогда не порти книжки.
3) Не рисуй на обоях.
4) Учись правильно одеваться.
5) Не прыгай с высоких предметов.
«Правила этикета за столом» Слайд 20
1) Сиди за столом спокойно.
2) Во время еды нельзя разговаривать.
3) Дуть на горячий чай или суп нет смысла.
4) Пить чай, компот нужно бесшумно, не прихлёбывая.
5) Нельзя вылизывать тарелку.
6) Всё, что положили в тарелку нужно съесть.
Правила поведения в гостях. Слайд 21
1) Не приходи в гости без приглашения.
2) Не приходи раньше назначенного срока.
3) Не опаздывай к назначенному часу.
4) Приходя, разувайся в коридоре.
5) Умей пользоваться столовыми приборами.
6) Перед тем как сесть за стол помой руки.
7) Уходя, поблагодари хозяев за приём.
8) Не мусори в гостях.
8. Игра «Этикет улицы».
* Как вы поведёте себя при встрече на улице со своим знакомым?
А. На ходу крикну «Привет!» или помашу рукой.
Б. Захочу пообщаться, остановлюсь.
В. После приветствия слегка замедлю шаг, предоставляя знакомым возможность самим проявить инициативу.
Комментарий.
1) В толпе лучше обойтись без бурных эмоций. И уж тем более не рекомендуется тормозить уличное движение, останавливаясь посреди тротуара. Кстати, если вас обогнал знакомый, он должен поздороваться первым.
2) Второй вариант вполне приемлем, если вы уверены, что ваши знакомые тоже расположены к разговору.
3) Третий вариант выбрали самые тактичные люди. Действительно, пусть знакомые сами решат – понять или не понять ваш намёк на возможность.
9. Итог занятия.
Учитель: По какой теме мы работали на занятии?
Ученик: Семейный этикет.
Что нового для себя узнали?
Ученик: Узнали что такое «этикет».
Учитель: Чему учились?
Ученик: Учились составлять правила этикета.
10. Рефлексия.
Учитель: Давайте с помощью мимики покажем своё настроение (улыбка), с помощью жестов поблагодарим друг друга за работу (аплодисменты) и скажем все вместе «Спасибо». Слайд 22
Учитель: Ваш класс – это маленькая семья. И хочется, что бы в нашей семье всегда царила доброта, уважение, взаимопонимание. Прекрасного дня вам, солнечных улыбок.
(Звучит музыка. Дети выходят из класса.)
Использованные ресурсы
1. Андреева Е.А., Разваляева Н.В. Портфолио / М.: Планета, 2012.
2. Дик Н.Ф. Начальная школа: премудрости маркиза Этикета, или уроки вежливости на каждый день/ Ростов н/Д: Феникс, 2008.
3. Смирнов Н.А. Этика и этикет младших школьников: Пособие для учителей и родителей учащихся начальных классов/ Ред. Л.В. Кузнецова, Г.С. Семёнов – М.: Школьная Пресса. 2002.
4.Сычёва Е.В. «Этикет для малышей». URL: http://www.leon4ik.com/load/metodicheskie_materialy_dlja_pedagogov/plany_zanjatij_i_konspekty/plan_zanjatija_ehtiket_dlja_malyshej/81-1-0-4857
5. Шалаева Г.П., Журавлёва О.М., Сазонова О.Г. Правила поведения для воспитанных детей/ — М.: Филологическое общество «Слово»; Эксмо, 2006.
5. Шалаева Г.П. Правила поведения и этикета за столом/ М.: АСТ: Слово, 2010.
Отзыв
Занятие внеурочной деятельности по теме «Семейный этикет» соответствует государственным общеобразовательным стандартам второго поколения. Посвящено вопросам этики и этикета. Актуально для детей данного возраста.
В ходе занятия второклассники продолжили разговор о культуре поведения, вежливого, уважительного отношения ко всем членам семьи и к окружающим, повторили и закрепили знания об этикете, узнали о правилах семейного этикета, находили правильное решение в различных проблемных ситуациях.
Организованный вход детей в класс под музыку «Здравствуй, мир! Здравствуй, друг!» сплачивает детский коллектив, а поклон гостям выражает умение детей пользоваться правилами этикета при встрече. Подтверждением этого стали стихи о вежливости, прочитанные ученицами из глубины души. Им удалось донести до слушателей, что простое слово «здравствуйте» означает: «Я вижу тебя, человек! Ты мне приятен!»
3- классники знают, что произнося слово «здравствуйте», мы желаем друг другу доброго здоровья, мира, счастья.
Не сразу ребятам удалось определить, что слова приветствия относятся к одному из самых важных правил. После наводящих вопросов прозвучал ответ, что слова приветствия – это правила этикета. Послушав стихотворение о семье, дети определили, что говорить будут о семейном этикете. Об истории этикета узнали от своих одноклассников, которые подготовили рубрику «А знаешь ли ты?». А вот о значении слова «этикет» узнали из толкового словаря Сергея Ожегова.
С огромным восторгом собирали правила этикета в один цветок «Цветик – семицветик». Узнали, что существуют правила этикета не только в лицее, в транспорте, в театре, в доме, в гостях, но и в поликлинике, в магазине, в природе. Удивление вызвало то, что существуют правила этикета в подъезде и во дворе. Решили, что всем необходимо заботиться о чистоте, порядке и красоте подъезда и двора.
Корни этикета можно найти и в устном народном творчестве – это пословицы. Эти моменты занятия воспитывали в детях уважительное отношение ко всем членам семьи, ценнейшие качества человека: доброту, отзывчивость, скромность, а также прививались этические качества личности и нормы поведения в обществе. О том, как некрасиво поступают со своими родными подростки и младшие школьники ребята увидели во время инсценировки. Они критиковали, осуждали поведение невоспитанных детей за невыполнение правил семейного этикета. Указывали на то, что с мамой необходимо говорить мягко и по-доброму, уважать, не обижать маму, употреблять вежливые слова. Особенно потрясла ребят та история, в которой они увидели негативное обращение главного героя к своей бабушке. Дети убедительно доказывали, что в любой семье бабушка самая главная. Она прожила долгую жизнь, много испытаний выдержала. К её советам надо внимательно прислушиваться. У бабушки неважное здоровье, поэтому не мешает ей чаще помогать.
Ребята прочитали и запомнили самые основные правила семейного этикета по учебнику «Портфолио». Далее предстояло соревнование «Правила семейного этикета». Теперь на практике нужно было доказать, какие правила этикета существуют в каждой семье. Первый ряд составлял правила этикета «Как вести себя дома», второй ряд – «Правила поведения и этикета за столом», третий ряд – «Правила поведения в гостях». Работа шла в парах. Старались составить как можно больше правил семейного этикета. Шло бурное обсуждение. Проверка этой игры доказала о сформированности у обучающихся понимания необходимости выполнения правил поведения за столом, в гостях, дома, о формировании задатков самоконтроля в поведении детей, о воспитании доброжелательной атмосферы в их взаимоотношениях.
Во время подведения итога занятия, дети с помощью мимики показали своё настроение (улыбка), с помощью жестов поблагодарили друг друга за работу (аплодисменты) и сказали все вместе «спасибо».
infourok.ru
Правила поведения дома: семейный этикет
Правила домашнего этикета не преподают в школах или институтах, ему нельзя научиться. Грамотному поведению в семье можно научиться только в собственной счастливой семье, впитывая основные нормы поведения в семье с молоком матери. Именно поэтому русский классик Лев Толстой говорил, что все счастливые семьи похожи друг на друга. В них царствует покой и уважение. А это в свою очередь обусловлено соблюдением членами семьи основных правил поведения дома и общения с членами семьи.
Семья – это семь «я»
Очень важно с ранних лет уяснить, что все домочадцы – родные люди, к которым также нужно проявлять отзывчивость, заботу и любовь. Привычка срывать на близких людях накопившийся негатив указывает лишь на недостаточность воспитания человека, его неосведомлённость и полную беспомощность в домашнем этикете.
Так какие правила этикета важно соблюдать дома? Этим вопросом задаются совсем немногие. А ведь домашние отношения с членами семьи очень сильно влияют на линию поведения и в других сферах жизни. Также как и работа или друзья, существенно влияют на отношения с домочадцами.
Чтобы в семье всегда царила гармония следует руководствоваться следующими правилами домашнего этикета:
- всегда проявлять взаимное уважение;
- быть доброжелательными друг к другу;
- выслушивать и поддерживать во всём;
- оказывать всяческие знаки внимания и помогать;
- говорить о всех недостатках, которые видятся вам неприемлемыми.
Идеально, если в семье присутствуют общие привычки и хобби, совместные прогулки и другие мероприятия. Например, во время обычного вечернего ужина, когда все близкие садятся за обеденный стол, можно не только пообщаться, но и ненавязчиво научить правилам этикета дома собственных детей.
Грубые слова и отношение негативно влияют на взаимоотношение в доме. Важно понимать, что семья – это продолжение вас самих. Оскорбляя своих родных и близких людей, человек оскорбляет сам себя. И ему будет также плохо от собственного оскорбления, как родственнику, которому предназначался негатив.
Отношения жены и мужа
Семейный этикет базируется на отношениях между мужем и женой. Многие считают, что бытовые проблемы заглушают собой все приятные моменты и делают супружескую жизнь невыносимой. На самом деле это истина лишь отчасти. Всё зависит от отношения к ситуации супругов.
Этикет семейной жизни предполагает совместное решение бытовых проблем. Категорически нельзя обвинять во всех неурядицах кого-то одного. Не стоит также делиться своими печалями и подробностями семейной жизни с посторонними людьми. Это не принесёт облегчения, кроме того, недоброжелатели могут ещё сильнее ухудшить ситуацию в паре.
Психологи советуют применять в своей семейной жизни 5 простых правил:
- не критиковать и не обижаться;
- не стоит пытаться переделать своего супруга или супругу;
- придирки – плохой признак;
- выражение искренней признательности за что бы то ни было;
- предупредительность – важная часть совместной жизни.
Семейным парам советуют чаще проводить время вместе, делать друг другу комплименты и постоянно радовать небольшими презентами или приятными моментами. Даже совместный просмотр телевизионных программ может стать моментом единения и покоя, сближающим супругов.
Воспитание детей
Каждый родитель старается вложить в своё дитя всё самое лучшее. И это совершенно правильно, ведь от воспитания малыша зависит отношение к нему окружающих людей. Поэтому в семье обязательно должны существовать этические нормы для ребёнка, привить которые обязаны взрослые члены семьи.
Детское поведение является отражением поведения взрослых. Поэтому не стоит ждать от сына или дочери, чтобы он уступал место старшим в автобусе, если сами этого никогда не делаете в его присутствии.
Основой правильного отношения к жизни малыша является вежливость. Привив ребёнку это качество, родители будут всю жизнь радоваться тому факту, что их чадо ведёт себя корректно вне зависимости от ситуации. Кроме того, взрослые члены семьи обязательно должны объяснить малышу о правилах безопасного поведения в быту. Это обезопасит его и подготовит к самостоятельной жизни.
Как строить отношения с родителями?
В детстве мы все привыкли, что родители всё делают за нас, выстраивают схему поведения, которой мы должны подчиняться. Во взрослой жизни схему приходится создавать самостоятельно, а это всегда сложно и непонятно. И тут на помощь могут прийти правила семейного этикета, которые были привиты ещё в младенчестве.
Психологи советуют поработать над собственным восприятием отношений с родителями, перестать их винить в чём-либо, предъявлять претензии. Просто нужно жить своей жизнью, пусть даже не идеальной, и принимать родителей как людей, которые в своё время дали не только жизнь, но и привили определённые навыки, обучили, воспитали. Только изменив своё отношение к родным людям, можно почувствовать аналогичные изменения у отца и матери.
Что делать, если ссоры избежать не удалось?
Конфликты в семье – далеко не редкость. Иногда они доходят до крупных ссор, после которых умирает какая-то частичка семейного комфорта и счастья. Именно поэтому домашний этикет столь важен к применению.
Психологам часто задают вопросы о том, нужно ли соблюдать дома правила речевого этикета? Ведь так хочется прийти домой и полностью расслабиться, не задумываясь о приличиях и не следя за своими словами.
Но такая халатность может обернуться серьёзными проблемами. Эксперты уверяют, что даже в самых жестоких ссорах ни в коем случае нельзя оговаривать или обзывать оппонента нецензурными словами и выражениями. Также разговоры на повышенных тонах не принесут в семью ничего хорошего. Этикет в семье предполагает мирное решение конфликтов, с высказыванием своего объективного и субъективного мнения, а также выслушиванием партнёра.
Семейные традиции
Разбираясь в том, какие правила этикета важно соблюдать дома, а какие нет, не следует забывать о семейных традициях. Это одна из самых лучших мотиваций для сохранения крепкой семьи. Традиционные обряды, походы в кино по воскресеньям или просто прогулка с детьми в парке, всё это неизменно сплочает всех членов семьи и делает их ближе друг к другу. Совместные поездки летом на море, встреча Нового года, воскресные обеды — это все семейные традиции, которые передаются из поколения в поколение. Если вы думаете, что в вашей семье нет ничего подобного, скорее всего, вы немного ошибаетесь. Ведь даже приветствие: «Доброе утро!» и вечернее: «Спокойной ночи!» — это тоже своего рода традиции и соблюдение домашнего семейного этикета.
В такой обстановке формируется то самое взаимное уважение, являющееся основой поведения, соответствующего домашнему этикету. Только изучая мир вокруг себя, культуру, проявляя интерес и заботу о близких, человек получает полноценное развитие и счастливую жизнь.
goodetiket.ru
10 правил этикета в семье с детьми — Новости
Раньше воспитанием у детей хороших манер и поведения занимались в кадетских корпусах, в институтах благородных девиц. Теперь эти функции почти полностью (если у вас нет гувернанток) перешли на родителей.
Какие основные правила этикета необходимо соблюдать в семье с детьми?
1. «Надо вести себя так, чтобы не создавать окружающим неудобства, и относиться к ним так, как хотели бы, чтобы относились к вам» – знакомая фраза? Да, именно так нужно вести себя и взрослым, и детям не только с чужими людьми, но и с домашними.
2. Не нужно пытаться выяснять семейные отношения публично, тем более в присутствии детей и на повышенных тонах. А лучше всего не доводить ситуацию до выяснения этих самых отношений.
3. Не заходите в комнату детей без стука. Ребенок – тоже личность. Нужно уважать его право на личное пространство и возможность побыть одному. Естественно, это не касается совсем маленьких детишек, которых ни в коем случае одних оставлять нельзя.
4. Не ройтесь в личных вещах ребенка без его согласия. Некоторые родители считают вполне нормальным проверить портфель ребенка, заглянуть в его карманы. Все, вроде бы, любя, в целях профилактики, но результат может быть только один. Ребенок потеряет к вам доверие, начнет что-то от вас скрывать.
5. Не читайте письма, адресованные не вам. Даже если вы точно знаете, что ничего личного в письме нет, не открывайте его. Не ройтесь в электронной почте детей, если они не просят вас это делать.
6. Учите детей вести себя за столом. Совместные ужины или воскресные обеды в кругу семьи – прекрасный повод для привития таких навыков. Научите пользоваться столовыми приборами, не говорить с набитым ртом, не размахивать руками. Существует целый свод правил поведения за столом, ознакомьтесь с ними – литературы на эту тему предостаточно.
Умение детей правильно вести себя за столом – большой плюс. Родители будут уверены, что в любом обществе и в любой ситуации им не придется за них краснеть. Тем более, что в больших городах становятся все популярнее семейные обеды в кафе, или просто посещение их с детьми во время прогулок.
7. Внушайте уважение к чужому труду, научите ценить повседневный труд домашних.
8.Ребенок должен уметь слушать и слышать. Казалось бы, что тут сложного? Но понаблюдайте, как ведут себя некоторые дети: без конца перебивают, когда взрослые с кем-то разговаривают, требуют внимания к себе. Это касается, прежде всего, малышей. Если их переполняют эмоции, они слышат и воспринимают только себя, считая себя центром вселенной.
9. Не критикуйте детей при посторонних. Это сильно задевает их самолюбие, особенно подростков.
10. Если ребенок куда-то уходит один, он должен сказать, куда идет и во сколько вернется.
Рамками одной публикации все правила этикета расписать невозможно, но начало положено. Осваивайте, дорогие родители, тему дальше, претворяйте в жизнь и делитесь опытом.
deti.mail.ru