Содержание

этапы речевого развития и как помочь заговорить

Доброго времени суток, уважаемые читатели нашего блога! Пока мой сын не заговорил, я активно бороздила просторы интернета, чтобы в этом помочь. Признаюсь, было сильное беспокойство, ведь разговаривать он стал в 2 года 8 месяцев (на данный момент мы занимаемся с логопедом). Я сравнивала это с нашими ровесниками и очень расстраивалась. Ведь к 1,5 годам малыш уже говорит около 100 слов. У нас такого не было.

Но теперь я точно знаю, что примерять к своему сокровищу общие рамки просто возмутительно и недопустимо! Но помогать, конечно, нужно. А теперь давайте поговорим, каким должно быть развитие речи у детей раннего возраста. Я расскажу Вам об этапах речевого развития и дам советы, как помочь Вашему чаду перейти на новый уровень.

Содержание статьи

Как формируется речь от рождения до трёх лет

Вы знаете, что многословность маленького сорванца формируется ещё на этапе беременности? Считается, что чем больше будущая мама разговаривает с крохой, тем раньше он начнёт свой лепет. Ну а когда новорождённый появляется на свет, необходимо напрямую влиять на речевой аппарат.

Основные моменты выделяются по месяцам:

  • 1―4 мес.
  • 4―12 мес.
  • 12―18 мес.
  • 18―24 мес.
  • 24―36 мес.

Первое, что слышат родители, долгожданное агуканье. Да, появляется оно до 4 месяцев. Помню этот радостный момент, наше «агу». С этого этапа ждёшь новых звуков. Обязательно подражайте малышку и он будет с радостью отвечать. Когда после родов лежала в роддоме, нам раздавали много полезной литературы. В одной из брошюр было написано, что в период трёх недель новорождённый может повторить за мамой, если ты покажешь ему кончик языка. Знаете, это правда! Он повторяет. Радует тот момент, что есть реакция.

Примерно в 6―8 месяцев карапуз начинает произносить коротенькие слова: ма-ма, ба-ба. Но какая же это огромная радость! А к году он уже понимает смысл, но не может произнести.

К полутора годам речь формируется активно. Словарный запас пополняется новыми элементами. А к двум годам кроха уже способен повторять услышанное. Дальше ― больше. Первые предложения, потом стишки.

Как помочь заговорить

У нас сынок заагукал вовремя, и слова первые произнес в 8 месяцев. А потом стоп-пауза. Нет, словарный запас пополнялся, но крайне медленно. Даже показывали опытному неврологу. А причина оказалась банальная ― лень на фоне нашей активности. Мы потакали по каждому призыву. Он общался жестами, а мы исполняли. Когда же прекратили это делать, начались капризы, но вместе с ними новые слова! Поэтому роль родителей тут неоспорима. Но помогать необходимо посредством занятий, упражнений и игр.

Вас интересует, когда начинать заниматься с карапузом? Мой ответ, с самого рождения! Сначала грудничок видит на расстоянии 30 см, тут поможет элементарная мимика. А голос воспринимает ещё в утробе матери, поэтому обязательно разговаривайте с ним. Просто задавайте вопросы, и сами давайте ответы. Утром спросите: «А кто это у нас проснулся?». И сразу ответ: «Наша Машенька!». Чем старше становится непоседа, тем сложнее задача. Обязательно вооружитесь короткими сказками и прибаутками. Но важный совет, слова произносите чётко, без коверканий. Многие мамы стараются вторить детям и сюсюкают. Поверьте, это закладывается в голове младенца. Первые слова и без того будут ломанными, а за кем ему повторять, как не за Вами?

Упражнения для речи до года

Начнём с самых простых. Когда малышу ещё не исполнилось и полугода, Вам придут на помощь

  1. Мелкая моторика
  2. Фольклор
  3. Простейшие игры

Мелкая моторика

Роль моторики неоспорима. Благодаря простейшему массажу пальчиков подаются импульсы в головной мозг. Просто массируйте подушечки пальчиков на ручках. Это поспособствует лучшему формированию словарного запаса и интеллекта.

Фольклор

Прибаутки, короткие четверостишия всегда были неотъемлемой частью общения с детишками до года и старше. Рассказывайте с энтузиазмом и выражением. Сорванцу станет интересно, изучая мимику, жесты, первые простые слова. В 4 месяца непоседы уже способны реагировать на самые элементарные присказки. Главная цель ― заинтересовать общением.

Простейшие игры

Нет человека в нашей стране, который незнаком с забавной присказкой «коза ― рогатая» или «сорока ― сорока». Играйте весело и задорно. Детки это любят. А есть ещё одно продуктивное занятие с язычком. Говорю, основываясь на личном опыте. Просто до года я не придала этому значение, а вот в 2 года занимались с удовольствием. После этих занятий мы стали говорить намного активнее. Особенность заключается в том, что Вы высовываете свой язык и водите им во все стороны, но медленно. Пусть дитя за Вами повторит. Такие тренировки должны повторяться ежедневно.

Как помочь непоседе после года

Очень сложен вопрос, если кроха ещё не говорит после годовалого рубежа. Или говорит, но слабо. Тут нужна помощь специалиста. Это не значит, что есть отклонения или дефекты. Но мы, например, водили к специалисту своё чадо. Для меня лучше перестраховаться в таких вопросах. Хоть я полностью убеждена в том, что каждый ребенок индивидуален. Знаю случаи, когда малыш в 3 года не разговаривал, но потом, что называется, «прорвало». Ну а как мы ещё поможем? Обязательно разговаривайте на всех этапах. Именно в периоде 1―3 года формируется речевой аппарат. Отвечайте на вопросы терпеливо, когда настанет такая пора.

С года активно читайте книги. Просите повторять за Вами короткие слова. Поиграйте в животных. На примере игрушек пусть расскажет, кто как разговаривает. Показывайте картинки с животными, красочные иллюстрации. Просите маленького непоседу принести различные игрушки и положить их на диван или кресло.

А если хотите отдохнуть от говора, отвлеките его крупной мозаикой. Это снова методика, связанная с мелкой моторикой рук. Моя неугомонница очень любит собирать конструкторы всех типов. Очень интересно наблюдать, как она делает в этом успехи. Такие действия учат фантазировать, тренируя логику и мышление.

Как научить ребенка разговаривать или 10 «нужно» и 5 «нельзя» советы и рекомендации

Поговорим о дошколятах

Дошкольный возраст характеризуется любознательностью. На этом этапе сорванец уже говорит всё. Но кто-то не успевает за основной массой детей и немного отстаёт. Тут очень важным фактором служит общение со сверстниками. Ходите на детские площадки по возможности в платные кружки. Не пренебрегайте детским садом.

Но какие упражнения можно делать совместно в этот период? Да практически все. Он уже говорит и вовсю бегает. Усложняйте задачи, учите стишки, песенки. Ловите момент, пока дитя интересуется всем, направьте этот интерес в нужное русло.

Вы ищете логопедические занятия для детей 2 ― 3 лет? Подборка лучших упражнений

Но не забывайте о роли мелкой моторики. В магазинах полно игр, направленных на интеллектуальное мышление. Лепите из пластилина, приобретите всевозможные наклейки со специальными журналами, пусть клеит на здоровье! Вообще, полезны те игры, где нужно что-то вынимать, вставлять ключики в замочную скважину, открывать двери.

Занятия для детей 5-7 лет подробнее.

Чуть позже может быть обнаружена проблема дефектов произношения. Это ближе к 5―6 годам. Например, злосчастная буква «Р». Борьбу с ней нужно вести ещё в детском саду. Но не самостоятельно, а при помощи хорошего логопеда. Нет, сами можете помогать специальными занятиями, направленными на правильное произношение. Но без специалиста не обойтись.

Что делать, если обнаружены серьёзные проблемы

Не паниковать! Вам известно, что волнение 100% передаётся крохе? Наряду с хорошим специалистом для такого малыша, должны быть созданы необходимые условия дома. Конечно, доброжелательная атмосфера. И ни дня без упражнений, которые Вам покажет хороший врач в зависимости от степени тяжести дефектов. Но главное и основное, упражнения должны быть очень активными. Ваша поддержка и нацеленность на результат дадут плоды в совместной терапии с лекарствами. Никаких поблажек. Занятия должны проходить в игровой форме. Вы слышали, что главное условие тренировки речевого аппарата ― хорошая дыхалка? Вот и возьмите на заметку! Дайте драгоценному созданию шары, пусть себе дует, положите кусочек ватки на стол, устройте соревнование, кто дальше. Ему будет интересно, а Вы будьте уверены в результате.

На этой ноте позвольте попрощаться. Пусть Ваши родные будут здоровыми, а мысли позитивными. Всего доброго! Да, не забудьте, на обновления нашего блога возможна подписка.

my-happybaby.ru

Консультация на тему: Речевое развитие детей раннего возраста

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №20»

Сообщение из опыта работы

Тема:

«Речевое развитие детей раннего возраста. Проблемы и пути их решения»

Выполнила: Г.Н. Опенкова

Дзержинск

2016

Ранний возраст — важнейший период жизни человека для формирования фундаментальных способностей, определяющих  дальнейшее его развитие. Речь играет важную роль в умственном развитии и поведении детей. Формирование речи на протяжении первых трех лет жизни представляет собой не простое количественное накопление словаря, а сложнейший нервно — психический процесс, совершающийся в результате взаимодействия  ребенка с окружающей средой и под влиянием непосредственных воздействий взрослых в процессе воспитания. Речь не передается по наследству, малыш перенимает опыт речевого общения у окружающих его взрослых, т.е. овладение речью у него находится в прямой зависимости от речевой среды. Поэтому так важно, чтобы дома и в детском саду ребенок слышал правильную  грамотную речь.

Дошкольный возраст — это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи: фонетической, лексической, грамматической. Полноценное владение родным языком в дошкольном детстве является необходимым условием решения задач умственного, эстетического, нравственного воспитания детей.

В исследованиях отечественных ученых  Л. А. Венгера, Л. А Выгодского, а также педагогов Н.А. Саккулиной, Е.А. Флёриной и других подчеркивается, что дошкольный возраст — это период активного творческого развития личности ребенка в целом, когда развиваются и совершенствуются

все психические процессы (восприятие, мышление, воображение),

становится произвольным внимание, память, формируется связная речь. Полноценное владение русским языком в дошкольном возрасте благотворно отражается на интеллектуальном, нравственном, художественно — эстетическом развитии детей в сензитивном периоде.

В последнее время возросло число детей, имеющих недоразвитие речи. Речевые нарушения затрудняют общение, отрицательно влияют на мыслительную деятельность, ведут к изменениям в эмоциональной сфере ребенка, ограничивают овладение понятийными значениями и речевыми образцами.

Хотелось бы остановиться на возрастных особенностях детей раннего возраста. Чем младше ребенок, тем интенсивнее он развивается. Если к году в активном словарном запасе ребенка 10- 15 слов, то к двум годам он составляет 250- 300; к трем- 1000-1500 слов. В интенсивно развивающейся активной речи ребенка осваиваются основные грамматические структуры. Он пытается строить простые предложения, в разговоре  со взрослыми использует практически все части речи.

По мере взросления уровень физического развития замедляется, а уровень психического развития ускоряется. Однако темпы развития в период раннего детства неравномерны, имеют скачкообразный характер. Показатели физического и психического развития носят индивидуальный характер. Совершенствуется слуховое восприятие, прежде всего фонематический слух. К 3 годам дети воспринимают все звуки родного языка, но произносят их с большими искажениями.

В связи с этим к речи воспитателя предъявляются определенные требования. Она должна быть:

— по возможности чаще адресована каждому ребенку; этим обеспечивается привлечение внимания малыша к речи взрослого и готовность ответить на неё;

— эмоционально-окрашенной; эмоциональное содержание, выраженное определённым тоном, маленькому ребенку часто более понятно, чем смысл слова.

— правильной, отчетливой, неспешной;

— понятной по содержанию, касаться интересных для него тем, что обеспечивает вовлеченность ребенка в речевой контакт;

— более сложной, чем речь ребенка; взрослый должен давать ребенку более сложные образцы, чем те, которыми он уже владеет.

Воспитатель должен разговаривать с детьми в течении дня о том, что они видят и делают, обсуждая события дня, взрослый побуждает их к высказываниям, задает вопросы. Совершая ежедневные процедуры, воспитатель комментирует свои действия, используя в речи подходящие присказки, стишки, навевает песенки. Он сопровождает речью все повседневные дела. Помогая воспитателю, наблюдая за его действиями, дети узнают новые слова, учатся воспринимать речь, действовать по инструкции взрослого.

Существенное значение для развития речи ребенка имеет речевое общение со сверстниками. Поэтому важно стимулировать малышей обращаться друг к другу с вопросами, просьбами, предложениями.

Ребенок может говорить только о том, что он видит и делает здесь и сейчас, поэтому включенность слов в конкретные действия — важный принцип формирования активной речи.  Каждое новое слово должно быть понятно ребенку, нести в себе определенное значение и опираться на конкретную ситуацию.

В своей работе использую специальные игры и занятия, которые создают условия для развития у детей разных сторон речи:

— потешки,  хороводы ( они полезны тем, что речь взрослого слушается детьми при опоре на собственные их действия и движения с включенными повторами слов с четкой концовкой — «топ- топ», «да- да», звукоподражательные игры ( в них развиваются фонематический слух, интонационная сторона речи, четкость произношения), игры с сюжетными игрушками, игры — инсценировки (способствуют развертыванию диалогов, обогащению словарного запаса)

— чтение и рассказывание сказок, стихов, историй, рассматривание иллюстраций (воспитатель при чтении показывает картинки, задает вопросы, при затруднении сам называет предметы, персонажей, их действия, побуждает малышей воспроизводить речевые образцы.)

— игры — занятия с предметными и сюжетными картинками ( «угадай, что на картинке», «разложи по порядку», «найди половинку», рассматривая их, дети узнают персонажей, называют их, вспоминают то, что знали раньше)

— игры, направленные на развитие мелкой моторики ( они включают движение кистей рук и пальцев, сопровождаемые ритмической, несложной речью, упражнения для кистей и пальцев рук способствует развитию физиологической основы овладения ребенком речью,  двигательного центра мозга)

Важно отметить, что центральными и определяющими фигурами в речевом развитии ребенка являются родители.

Прежде всего, особого внимание заслуживает речевая среда. Полноценное речевое развитие маленького человека невозможно без полноценной речевой среды. Многие родители ошибочно полагают, что малыш не нуждается в их помощи, что излишнее внимание к общению с ребенком ни к чему. Таким образом, игнорируя особенности деткой речи, многие родители собственными руками лишают ребенка очень важной составляющей его развития.

Одним из наиболее пагубных факторов является так называемое «сюсюканье». Родители довольно часто, в порыве нежных чувств подражают малышу, нарочно искажая свою речь. Ребенок быстро усваивает тот факт, что родителям нравится такое общение и не торопится что-то исправлять в своей речи.

 Родители упускают те сенситивные периоды, когда патологию можно исправить гораздо быстрее и проще, когда ребенку требуется только помощь в овладении материалом, а не серьезная коррекционная работа.

Так же, одной из основных бед нашего времени, является бедный речевой опыт детей.  Дети не приучены разговаривать, им сложно сформулировать свою мысль, описать ситуацию. Конечно, жизнь в мегаполисе откладывает свои отпечатки, один из них катастрофическая нехватка времени. Родители сильно выматываются и устают на работе, вследствие чего у них не остается ни сил, ни времени на общение со своим ребенком.

Отдельно стоит выделить темпы развития технического прогресса. Часто родителям проще включить ребенку телевизор, компьютер, нежели почитать ему или спросить, как прошел его день. Странно, но родителей не пугает тот факт, что дети, не освоив речевую систему, знают, где включается компьютер.

Если подытожить написанное, то можно выделить несколько основных правил, которые помогут ребенку в преодолении речевых дефектов и полноценном становлении его речи. К подобным правилам стоит отнести следующие:

    Правильная, грамотная и выразительная речь взрослых.

    Проговаривание действий, называние предметов при общении с детьми раннего возраста (накапливание пассивного словаря)

    Создание ситуаций, когда ребенок в раннем возрасте должен выразить свое желание словесно.

    Четкое проговаривание неправильно сказанных ребенком слов, акцентирование его внимания на правильном образце.

    Создание благоприятной речевой среды, организация игр, провоцирующих речевую активность детей.

    Создание благоприятного климата в семье, располагающего к общению всех членов семьи.

    Организация свободного времени ребенка с помощью различных кружков, секций, общения со сверстниками.

    Своевременное обращение за консультацией к специалисту, при отклонениях в развитии речи.

Проблемы в речевом развитии ребенка необходимо решать комплексно и своевременно на протяжении всего дошкольного детства. В противном случае они могут вызвать большие затруднения при обучении в школе.

Памятка для родителей

Речевое развитие детей раннего возраста

Речь ребенка развивается под влиянием речи взрослых и в значительной мере зависит от достаточной речевой практики,  социального и речевого окружения, от воспитания и обучения, которые начинаются с первых дней его жизни.

   — Разговаривайте со своим ребенком во время всех видов деятельности, таких как приготовление еды, уборка, одевание и раздевание , игра,  прогулка и т.д. Говорите о том, что вы делаете, видите, что делает ребенок, что делают другие люди и что видит ваш ребенок.

   — Говорите, используя правильно построенные фразы, предложения. Ваше предложение должно быть на 1-2 слова  длиннее ,чем у ребенка. Если ваш ребенок пока еще изъясняется только однословными предложениями, то ваша фраза должна состоять из 2 слов.

    -Задавайте ОТКРЫТЫЕ вопросы. Это будет стимулировать вашего ребенка использовать несколько слов для ответа. Например, говорите: «Что он делает?,  вместо: «Он играет?»

    -Выдерживайте временную паузу, чтобы у ребенка была возможность говорить и отвечать на вопросы. Слушайте звуки и шумы. Спросите: «Что это?» Это может быть лай собаки, шум ветра, мотор самолета и т.д.

   — Расскажите короткий рассказ, историю. Затем помогите ребенку рассказать эту же историю Вам или кому-нибудь еще.

    -Если вам ребенок употребляет всего лишь несколько слов в речи, помогайте ему обогащать свою речь новыми словами. Выберите 5-6 слов (части тела, игрушки, продукты) и назовите их ребенку. Дайте ему возможность повторить эти слова. Не ожидайте, что ребенок произнесет их отлично. Воодушевите ребенка и продолжайте их заучивать. После того, как ребенок произнес эти слова, введите 5-6 новых слов.

   — Продолжайте добавлять слова до тех пор, пока ребенок не узнает большинство предметов, окружающей жизни. Занимайтесь каждый день.

   — Если ребенок называет только одно слово, начните учить его коротким фразам. Используйте слова, которые ваш ребенок знает. Добавьте цвет, размер, действие. Например, если ребенок говорит «мяч», последовательно научите его говорить «Большой мяч», «Танин мяч», «круглый мяч» и т.д.

   — Большинство занятий проводите в игровой форме. Работа с ребенком должна активизировать речевое подражание, формировать элементы связной речи, развивать память и внимание.

    Весьма важно уже в раннем возрасте обратить внимание на речевое развитие ребенка, а не дожидаться, когда он «сам заговорит».

nsportal.ru

Раннее развитие речи — запись пользователя Татьяна (Magvai) в сообществе Развиваем наших деток в категории Развитие речи

Самый ранний период развития детской речи - возраст до 1 года - называют еще подготовительным, ведь произносить первые слова большинство детей начинает только на втором году жизни, в возрасте примерно 12-14 месяцев. А о каких видах звуковых сигналах можно говорить в период раннего развития речи у детей до 1 года? В этом возрасте у малышей наблюдается голосовая активность, которую можно охарактеризовать как подготовительные упражнения для развития говорения, умения говорить слова. Она включает в себя крик, гуление и лепет.
Первая голосовая активность ребенка проявляется как крик. Он может быть похожим или переходить в плач, таким способом младенец сообщает об испытываемом им дискомфорте, подает сигнал взрослым о том, что ему нужна их помощь: либо он голоден, или ему холодно, или переживает еще какой-либо физический или психологический дискомфорт (громкий звук, испуг и т.п.). После устранения его причины, крик прекращается.
Когда ребенок здоров, сыт, когда ему достаточно тепло, то приблизительно

на 3-м месяце жизни, голосовая активность его начинает проявляться в форме «гуления». «А-у», «э-у», «гу» и «а-гу» - примерно такие звуки издает ребенок. Гуление - следствие случайно возникающих позиций будущего артикуляционного аппарата - губ, языка, мягкого нёба, глотки и гортани. Оно одинаковое у детей всех стран мира. Кроме того, гуление наблюдается и у глухих младенцев, и у тех, у которых не было звукового контакта с матерью. Благодаря гулению малыши постепенно осваивают интонационную систему языка. В этом им помогает подражательная способность (при сохранном слухе конечно же), позволяющая копировать интонации окружающих его людей. Как правило, гуление сопровождается выражением удовольствия и радости на личике ребенка. Важно отметить, что такое радостное настроение ребенка проявляется значительно ярче и сильнее, когда кто-либо к нему обращается с речью, то есть когда с ним разговаривают. Поэтому
необходимо как можно больше разговаривать с ребенком
: когда берете его на руки, переодеваете, делаете гигиенические процедуры, или когда он просто лежит в кроватке. И обязательно нужно говорить с ним или напевать колыбельную песенку перед засыпанием. Для раннего развити речи ребенка необходимо, чтобы с самого первого года жизни ребенок достаточно много слышал и воспринимал человеческую речь. При этом в расчет принимается обращенную к нему и эмоционально окрашенную речь близких взрослых, а не из передач по радио или ТВ.
К 6-8-ми месяцам жизни малыш начитает лепетать, произносить звуки типа «ма», «па», «ба», «на», «ка», «да» и т. п. многократно ритмически повторяя их. Из таких сочетаний и образуются первые слова, содержание и смысл которых складываются и вырабатываются у ребенка под влиянием взрослых. В это время важно, чтобы взрослые разговаривая, перекликались с малышом, повторяли звуки, которые встречаются в его лепете, но не сводили свое общение с ним только к такому «сюсканию». Кроме того, в задачу взрослых в этот период входит связать первые лепетные слова с предметами и таким образом наполнить их определенным содержанием, объясняя таким образом малышу окружающие его явлени
я.

Важным событием для раннего развития речи до года является то, что дети с 6-7 месяцев начинают постепенно понимать речь и отвечать на нее определенными действиями. Многие из них уже могут подползать или подходить на зов, отвечать на приветствия, качая головой, прощаться, махая ручкой, делать «ладушки», находить и показывать предметы по просьбе взрослых. В этом возрасте малыш начинает как бы «ситуативно понимать»звучание некоторых слов, взглядом или указательным жестом «отвечать» на вопросы: «где мама?», «где собачка?». Кроме этого, к году ребенок начинает сообщать звуками о своих нуждах, например, произносить «ам-ам» (хочу есть), «бах» (упала игрушка), обращает звуками внимание взрослых на предметы, которые его интересуют. Сам он еще не научился произносить слова, но свои возгласы и интонации уже умеет варьировать: вокализируются чувства радости и недовольства, сопровождаясь характерными звуками: «а-а-а, «у-у-у. И хотя произношение слов еще очень несовершенно, ребенок вкладывает в них определенный смысл и очень радуется, когда его понимают, Видя, что мама пришла или уходит, он произносит слово ма-ма. Это так называемые «слова-предложения».
Кроме этого, к концу первого года жизни появляются звукоподражательные слова типа: «ав-ав» (собака), «би-би» (машина), и т.п.

Таким образом, слышащий ребенок, достаточно воспринимавший правильную, не сюсюкающую речь матери, начинает говорить в 12-18 месяцев
. Если до года гуление не перешло в лепет, родителям стоит забеспокоиться, все ли в порядке у младенца со слухом. Конечно, у разных детей развитие речи может протекать по-разному. У одних довольно медленно формируется высказывание из двух-четырех слов, зато такие малыши примерно к году и восьми месяцам овладевают произношением почти всех звуков родного языка. У другой группы ребятишек бурно развивается мелодика речи, они произносят длинные фразы, но оперируют несколькими слогами, многие звуки не выговаривают. В таких случаях только мама может разобрать, что сказал ее малыш.
Заключительным этапом раннего, дофразового периода развития речи становится появление целенаправленного указательного жеста, сопровождаемого звуками с интонацией требования, которые означают: «назови».
Ребенок настойчиво перемещает указательный пальчик с одного предмета на другой, по нескольку раз возвращается к уже «пройденным»предметам, пока не свыкнется с мыслью, что разные предметы имеют разное название. Период активного указательного жеста является большим скачком в становлении первого этапа детского конкретно-образного мышления. В это же время интенсивно закладывается пассивный словарь ребенка. Стоит отметить, что бурное развитие понимания речи взрослых на несколько месяцев опережает развитие устной речи ребенка. Нередко временной интервал между тем, когда ребенок начал показывать пальцем на тот или иной предмет, и моментом, когда он стал произносить слово, обозначающее предмет, насчитывает пять-восемь месяцев. Но, разумеется, что родители, которые уделили достаточно времени раннему развитию речи малыша, когда ему еще не было и года, и активно занимались с ним, закладывая "речевой фундамент", имеют намного больше шансов на успех.

www.babyblog.ru

Нормы речевого развития для детей раннего возраста

Какими навыками речевого развития должны обладать малыши до года и до 3 лет?

Речевое развитие ребенка до 1 года

С первых дней малыш слышит обращенную к нему речь. Хорошо воспринимает тихий разговор и плачет при резких, грубых и громких высказываниях. Примерно на 2 месяце жизни, малыш сам начинает издавать звуки. Сначала они бессвязны. Интересно, что детки всех народов, независимо от языковой принадлежности, начинают издавать первые звуки в одинаковой манере.
С 3-месячного возраста в лепетании малыша появляются слоги из гласных и согласных, например, ба-ба-ба, гу-гу-гу, агу. На данном этапе, ребенок начинает различать родную речь. В 5-месячном возрасте, младенцы постепенно копируют примитивные сочетания звуков. Их многократное повторение помогает сформировать определенные речевые навыки. В полгода малыши способны уже повторять простые слоги за взрослыми. Постепенно они имитируют звуки, издаваемые животными или машинами. С этого момента и до 1 года происходит резкий скачек в развитии речи и необходимо создать как можно более благоприятные условия для этого. В первую очередь следует:
  • Убрать постоянно работающий телевизор или радио. По наблюдениям специалистов, фоновые шумы ухудшают речевое развитие малыша.
  • Стараться не сюсюкать, а четко выговаривать слова, постепенно пополняя словарный запас ребенка.
  • Следить за своей речью, не употреблять не нормативную лексику.
К 12 месяцам у малыша в запасе уже должно быть до 10 слов. Он еще плохо произносит некоторые звуки, а отдельные вообще не выговаривает, но способен различить предметы, что его окружают и запомнить их названия. Таким образом основа для активного развития речи уже заложена.
 

Развитие речи в 12-18 месяцев

Поначалу ребеночек по-своему воспроизводит знакомые слова, путая звуки, слоги, может вообще иначе произносить. Целые предложения заменяет одним словом. Например, гав-гав у него может означать от «собачка пришла, ушла» до «поела, спит» и т. д. Недостающие слова ребенок компенсирует соответствующей мимикой и жестами. В полугодовалом возрасте малыш оперирует уже более чем сотней слов и начинает выдавать простые предложения.

Развитие речи в 18-24 месяца

Самый интересный период от 2 до 3 лет. Словарный запас заметно увеличивается, но речь у многих малышей непонятная и забавная. Ему доступны все гласные и большинство согласных звуков. Ребенок по-своему произносит слова и заменяет трудно произносимые звуки более приемлемым для него вариантом. Переживать по этому поводу нет причин, так происходит естественное развитие малыша, постепенно он научится правильно выговаривать, но помогать ему все же нужно, каждый раз исправляя слово так, как оно должно звучать, а не переходить на его язык.

Когда обращаться к логопеду?

Обращаться к специалисту необходимо, если присутствуют явные нарушения развития речи:
  • Заикание.
  • Отсутствие речевого сопровождения действий, начиная с 1,5-2 летнего возраста.
  • Речевое развитие не соответствует нормам.
К логопеду можно обращаться не только в случае стойких нарушений развития речи, иногда и с целью коррекции некоторых недостатков. Чем раньше ребенок справиться с проблемой, тем легче пройдет адаптация в детских коллективах.
 

40-nedel.ru

Развитие речи детей раннего возраста: этапы, игры, скороговорки

Развитие речи у ребенка начинается почти с самого момента его появления на свет. Огромную роль в этом процессе играет общение мамы со своим крохой во время кормления и купания, прогулок или укладывания спать. Воспринимая обращенные к нему слова взрослых, малыш постепенно учится реагировать на них сначала эмоционально, улыбкой, а позже стараясь издавать ответные звуки (гуление).

Еще до формирования активной речи ребенок обучается и диалоговой речи, когда взрослые, спрашивая ребенка о чем-то, обращаясь к нему, вслед за этим сами дают ответы на свои вопросы, подкрепляя их мимикой или жестом.

К возрасту 12 месяцев, когда начинается формирование собственно речи и ее словесного выражения, ребенок уже имеет достаточно большой пассивный словарь (слова, которые он знает и понимает, но не умеет пока произносить).

На основании заложенного в младенческом возрасте (до 1 года) фундамента и начинается формирование речевых навыков у детей раннего возраста.

Поэтому так важно общаться с малышом, начиная с 1-го месяца его жизни. Способствуют восприятию и формированию речи всевозможные песенки, ласковые стишки и потешки, простые обращенные к ребенку слова, произносимые эмоционально, с хорошо выраженной мимикой во время любого действия мамы.

Как развивать речь у ребенка раннего возраста?

Можно выделить такие этапы развития речи у детей до годовалого возраста:

    1. В 3-4 месяца малыш уже хорошо держит головку и может некоторое время лежать на животике, рассматривая окружающий мир. В это время можно раскладывать перед крохой разные предметы, обязательно называя их. Важно проговаривать каждое свое действие. Например: а куда пойдет Вася? Вася пойдет купаться (спать, гулять, кушать). Проговаривать подобные слова надо спокойным, доброжелательным тоном, с ласковой улыбкой, можно немного растягивать ударные гласные звуки, придавая словам мелодичное, песенное звучание. В это время чадо уже реагирует на игру «Коза рогатая», «Поехали-поехали»:
      1. Простые рифмованные слова (идет коза рогатая за малыми ребятами: кто кашки не ест, молочка не пьет, того коза забодет-забодет), сопровождаемые движениями рукой, сложенной в виде «рожек», надо произносить плавно и нараспев, с улыбкой.
      2. Еще одна игра — стишок «Поехали-поехали, за грибами, за орехами. Приехали-приехали, и с грибами и с орехами» сопровождается покачивающими, потряхивающими движениями, имитирующими поездку. Ребенок в это время находится на руках у взрослого. Ритм произнесения должен соответствовать ритму движений.
    2. В 4-6 месяцев малыш начинает издавать первые звуки — гулит. Эти звуки должны вызывать ответную реакцию родителей, изображаемую радостной улыбкой и ответными звуками, имитирующими те, которые издает дитя.В этом возрасте можно начинать целенаправленно развивать речевой аппарат маленького человека:
      1. Сесть лицом к ребенку и надуть щеки. Повторять несколько раз, стараясь вызвать подражание. Когда щеки не надуты, нужно весело улыбаться, давая понять, что это такая новая игра.
      2. Высунуть язык, можно с выдохом через рот, издавая характерные звуки. Улыбаться ребенку в промежутках, проговаривать действия.
      3. Высовывая язык, облизать кончиком губы влево-вправо, нижнюю, верхнюю, как только подскажет воображение. Не забывать улыбаться, проговаривать, провоцируя ребенка на повторение.
      4. Протяжно произносить гласные звуки, имитируя гуление ребенка и провоцируя его на включение в игру.
      5. Давать ребенку игрушки или любые безопасные предметы, которые он сможет зажать в кулаке, облизать. Сделать попытку отобрать у малыша зажатый в руке предмет, обязательно проговаривая процесс. Например, как хорошо Вася держит (назвать предмет), отдай маме (назвать предмет). Не забывать о доброжелательной улыбке и спокойной ласковой интонации.
    3. В полугодовалом возрасте начинается новый этап в развитии речи ребенка: он осваивает произнесение слогов, лепет. Выражается это в однократном или многократном повторении одинаковых слогов «ма-ма-ма», «та-та-та и других сочетаний. Влиять на речевое развитие детей раннего возраста взрослые должны, общаясь в это время с ребенком как можно больше, произнося короткие слова из 1-2 одинаковых слогов в ответ на звуки, издаваемые им. Игры и действия по-прежнему проговариваются.
      В это время ребенок хорошо реагирует на игры в прятки или поиски игрушки, спрятанной в коробочке. Закрывая лицо руками, взрослый спрашивает: «Где мама?», открывая лицо, произносит: «Ку-ку, а вот мама!». Показывая малышу игрушку, взрослый называет ее: «А вот киса! Как мяукает киса? Мяу-мяу! Это наша киса!», потом игрушка откладывается в сторону и следует вопрос: «Где киса?». Ребенок взглядом находит игрушку или тянется к ней, взрослый проговаривает: «Вот она, киса! Мяу-мяу!». Впоследствии игра усложняется: игрушку кладут в коробочку, спрашивая у крошки, где она.Много пользы принесут игры в «Ладушки» или «Сороку»:
      1. «Ладушки, ладушки! Где были? У бабушки! Что ели? Кашку! Что пили? Бражку. Кыш, полетели, на головку сели». При словах «Ладушки, ладушки…» — показать ребенку, как хлопают в ладоши, похлопывать его ручками. При окончании стишка производят движение улетающих и «садящихся на головку» рук малыша.
      2. «Сорока-сорока, кашку варила, деток кормила» — ладошка малыша поглаживается круговыми движениями маминого пальца, затем пальчики начинают по одному загибать, как будто считая: «Этому — дала, этому — дала… А этому — не дала!». Такое упражнение способствует формированию мелкой моторики пальцев и напрямую связано с развитием речи у детей раннего возраста.

Среди развивающих речь занятий должны присутствовать игры с называнием частей лица и тела у куклы, ребенка и взрослого. Игрушку рассматривают, называют ее и концентрируют внимание ребенка на одной из частей тела, называя ее: «А вот у ляли ручка. Ручка! А у Васи где ручка? Вот у Васи ручка! Где у мамы ручка? Вот у мамы ручка!»

Для развития мелкой моторики пальцев ближе к году ребенку надо давать рисовать пальчиковыми красками, цветными карандашами или мелками, разбрасывать некрупные игрушки, предлагая собрать их в ящик или в кучку. Хорошим подспорьем станет «волшебный мешочек» с разными игрушками. Взрослый показывает часть игрушки (голову кошки, кабину машины и др.), оставляя все остальное закрытым. Спрашивает, что это и, услышав ответ, называет игрушку, доставая ее полностью. Спрашивает, какие звуки издает изображенный игрушкой объект, побуждая ребенка к звукоподражанию.

Развитие речи у детей старше 1 года

После года ребенок обретает неведомую ему до сих пор свободу: он уже ходит и ему доступны самые разные уголки в доме. На этом этапе формируется любознательность, что вызывает постоянное волнение за ребенка и ограничивать его передвижение. Очень важно не запрещать крохе брать разные предметы, тащить их в рот, играть с ними — он познает мир, ему это нужно. Для его безопасности и своего спокойствия надо убрать подальше все, что может представлять даже минимальную угрозу для здоровья малыша и позволить ему свободно осваивать всю территорию дома.

Уже в 1-м полугодии малыш начинает переводить часть слов из пассивного словаря в активный. Часто предметы или явления, сходные между собой для восприятия, он называет общим для них словом. Родители обязательно должны проговаривать все свои действия, которые видит ребенок. Развивать речь в это время помогают такие игры:

  1. Предлагайте малышу выбрать из нескольких игрушек одну и побуждайте назвать ее.
  2. Играя с ним, показывайте и проговаривайте действия игрушки-персонажа: собачка пошла, легла спать, кушает. Вовлеките в игру ребенка, спросите, что делает персонаж игры, предложите обратиться к нему, позвать или назвать персонаж по имени.
  3. Большое значение имеет выделение некоторых свойств объекта при помощи интонации: большая собачка лает или разговаривает грубым голосом, маленькая — высоким.

Ребенок приобретает возможность отыскивать спрятанные игрушки (под подушкой, в углу и т.д.). Игра обязательно должна приносить радость, поэтому игрушки прячутся не очень хорошо, чтобы их можно было найти.

Незаменима роль детской книги в развитии речи детей раннего возраста. Для привлечения внимания выбирайте такие книжки, содержание которых будет понятно малышу. Яркие картинки побуждают к рассматриванию их и называнию изображенного, имитации звуков, издаваемых им. Чтение должно быть хорошо интонировано и выразительно.

Упражнения для развития речи

Чтобы сформировать артикуляционный аппарат ребенка, ему можно предложить выполнять в виде игровых действий следующие упражнения:

  1. Для развития речевого дыхания очень полезно учиться делать плавный и долгий выдох ртом, с напряженными губами. Хорошо тренирует такой навык сдувание легких предметов со стола или с руки. Эта игра может иметь множество вариантов:
    1. сдувать клочки ваты, изображая снег;
    2. сдуть кораблик или самолетик из бумаги;
    3. заставить летать листья или клочки бумаги, как будто это осенний листопад;
    4. пускать мыльные пузыри;
    5. «сделать ветерок», заставляя крутиться вертушку и др.Упражнения на дыхание можно делать и со звуком, изображая гул самолета, вой волка или гудок паровоза или парохода.
  2. Мышцы языка хорошо тренируются при помощи любых действий, которые могут производиться языком:
    1. облизывать губы или ложку:
    2. показывать язык, вытягивать его вперед, поднимать или опускать;
    3. широко открывая рот, поболтать языком или показать, как лакают воду кошка или собака;
    4. цоканье языком, присасывание его к небу способствует легкому обучению в дальнейшем; произнесению звуков «р», «т» и других, для которых требуется поднимать вверх кончик языка.
  3. Мелкая моторика пальцев связана с развитием речи у ребенка. Для тренировки пальчиков можно играть в такие игры:
    1. Выкладывание мозаики, начиная от простых фигурок и постепенно переходя к изображениям домика, елочки и др.
    2. Нанизывание крупных бусин или шариков на толстую веревку. Постепенно размер бусин надо уменьшать.
    3. Шнуровать ботинок или специально изготовленную игрушку в виде ботинка, куртки и другой одежды.
    4. Застегивать крупные яркие пуговицы. Их размер тоже уменьшают с возрастом ребенка.
    5. Пристегивать бельевые прищепки на веревку или фигурку из картона, чтобы получились цветочки, солнышко, елочка и др.
    6. Разобрать по цветам мелкие шарики, фасоль или подобные им предметы, смешанные вместе, как это делала Золушка.

Скорость развития у всех детей разная и не заставлять чадо стараться делать то, что кто-то умеет лучше него.

Речевое развитие ребенка в возрасте 2-3 лет

На этом этапе ребенок впервые начинает обращать внимание на правильность речи и произношение, сравнивает себя со сверстниками. Для тренировки произношения очень полезны скороговорки.

Классические варианты еще недоступны детям, они просто не смогут произнести сложную конструкцию скороговорки. Поэтому применяют упрошенные подобия, направленные на овладение произнесением какого-то звука во время скороговорки: «Бы-бы-бы, дым идет из трубы», «Та-та-та, отворяйте ворота» и похожие, которые можно бесконечно придумывать самостоятельно. При произнесении скороговорки надо обращать внимание на отчетливость артикуляции и стимулировать ребенка произносить звук правильно.

В дальнейшем скороговорки для развития речи должны усложняться, превращаясь в коротенькие стишки: «У нашего мишки в мешке большие шишки», «Серая кошка села на окошко» и др. Приведенные скороговорки направлены на освоение шипящих, что обычно вызывает затруднения у детей до 3-х лет.

Нужно побуждать ребенка произносить скороговорки для развития речи отчетливо и слитно, без ощутимых пауз между словами, постепенно подводя его к тому, что скороговорки должны быть сказаны как можно быстрее и правильнее. Так в жизнь ребенка войдет новая игра-соревнование, в которую можно играть и со сверстниками — скороговорки.

Развитие речи происходит постоянно, для этого родители обязательно дают ответы на вопросы, которые во множестве «вылетают» из ребенка. Ему интересно все, и он спрашивает буквально обо всем, что видит. Задача родителей дать исчерпывающий, но очень короткий ответ, не перегруженный лишней информацией, которая останется недоступной для ребенка.

Дефекты речи у детей 2-3 лет

Они сводятся к неумению произносить некоторые звуки или группы звуков (шипящие, свистящие, «р»). Исправлять дефекты лучше начинать, посоветовавшись с логопедом. Он предложит специальные упражнения для усиления мышц языка, губ, щек, назначит массаж лица для расслабления скованных групп мышц. Логопед посоветует и скороговорки для развития именно тех навыков произношения, которые нужны. Заниматься с ребенком можно в домашних условиях, тщательно следуя предписаниям врача.

Отставание в развитии речи или задержка речевого развития у детей требует обязательной консультации с логопедом. В этом случае лучше не ставить диагноз и не проводить лечение самостоятельно.

moyasna.ru

Консультация по развитию речи на тему: Раннее речевое развитие ребенка

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад №17 комбинированного вида

Курортный район

САНКТ-ПЕТЕРБУРГ

Статья

Раннее речевое развитие ребенка

 Логопед Чернявская А.А.

                Санкт-Петербург

2018


Введение

     Для чего человеку уметь красиво говорить? Важно ли хорошо владеть речью? Конечно!

     Без этого не возможно стать хорошим адвокатом или преподавателем, успешно сдать экзамен, пройти собеседование при приеме на работу, да и просто узнать, как пройти на нужную улицу.

     Как же помочь ребенку научиться ясно и грамотно излагать свои мысли?

     Нужно, прежде всего, организовать такую речевую среду, в которой ребенок будет стремиться высказывать свое мнение, полюбит родную речь, увидит ее красоту и возможности. И начинать надо с пеленок.

Пестушки-потешки

     Когда ребенок еще лежит в кроватке, удивленно глядя на окружающий мир, и, кажется, еще совсем ничего не понимает, на самом деле, он уже впитывает все звуки, интонации и слова, которые слышит. И копит свой пассивный словарь. Поэтому от родителей, бабушек, самых близких людей зависит раннее речевое развитие ребенка.

      Недаром издавна и до наших дней существуют пестушки, потешки, докучные сказки.

Потянушки-потягушки,
Кто тут сладкий на подушке?
Кто тут нежится в кроватке?
Чьи тут розовые пятки?

 Кто же тут проснулся,
Кто так маме улыбнулся?
И кого так любит мама?
Вот тут кто любимый самый!!!

Вот проснулись,

Потянулись,

С боку на бок

Повернулись!

Потягушечки!

Потягушечки!

Где игрушечки,

Погремушечки?

* * *

***

Идет коза рогатая

За малыми ребятами,

Ножками топ-топ,

Глазками хлоп-хлоп,

Кто каши не ест,

Кто молока не пьет –

Забодает,

Забодает,

Забодает!
* * *

Ехали мы, ехали

В лес за орехами

По пыльной дорожке,

По кочкам, по кочкам,

В ямку – бух!
* * *

Ладушки, ладушки,

–Где были?

–У бабушки!

–Что ели?

–Кашку!

–Что пили?

–Бражку!

Кашка масленька,

Бражка сладенька,

Бабушка добренька.

Попили, поели,

Полетели, полетели, полетели!

На головочку сели!

Сели,

Посидели,И опять полетели!

* * *

Люли, люли, люленьки,

Прилетели гуленьки,

Стали гули говорить:

«Чем Филиппика кормить?»

Один скажет: «кашкою»,

Второй – «простоквашкою»,

Третий скажет – «молочком,

И румяным пирожком».
* * *

Это — ложка,

Это — чашка.

В чашке — гречневая кашка.

Ложка в чашке побывала —

Кашки гречневой не стало!

Книги

     В 6 — 8 месяцев, когда малыш уже умеет сидеть, можно смело начинать читать с ним книжки. А чтобы привлечь внимание ребенка, книги должны быть яркими, с крупными картинками и короткими стишками-потешками.

     Чтение должно происходить только с радостью. Когда ребенок расположен к этому. Ни в коем случае нельзя заставлять ребенка. Дети хорошо и гармонично развиваются только на положительных эмоциях. Желательно привлекать внимание ребенка к книгам раньше, чем он узнает, что такое мультики.  Сначала малыш должен полюбить книги.  Иначе, быстроменяющаяся картинка на электронном носителе будет в приоритете, а это не сильно обогатит речевое развитие Вашего ребенка.

     Не давайте малышу трепать книги, приучайте с детства бережно относиться к ним. 

Заболела эта книжка:

Изорвал ее братишка.

Я больную пожалею:

Я возьму ее и склею!

                    Борис Заходер

Сказки

     Сказка- это волшебный и увлекательный мир, который манит ребенка удивительными приключениями, превращениями и героями. В русском фольклоре множество сказок, которые очень нравятся детям. Это «Репка», «Курочка Ряба», «Теремок», «Волк и семеро козлят», «Три медведя» и другие. Порой родителям кажется, что тексты этих сказок просты и наивны, в сюжете много повторов, а герои переходят из одной сказки в другую. Так, в сказке «Репка» подробно и последовательно говорится о том, как семья вытаскивала репку из земли. Взрослый рассказал бы об этом так: «Посадил дед репку. Когда она выросла, вся семья и домашние животные помогали деду вытянуть репку из земли». Но малышу нравится сказка и нравится именно то, как перечисляются все действия и все помощники деда. Почему же сказочный мир так интересен ребенку? Малыша увлекают повторы сюжетных ходов, логическая завершенность отдельных эпизодов и всей сказки в целом, возможность предугадать действие героев. Сказка помогает ребенку открыть новый, неведомый и огромный мир. Учеными доказано, что чтение сказок необходимо для развития мышления малыша. Сказка учит ребенка думать, оценивать поступки героев, тренирует память и внимание, развивает речь. Язык сказок ритмичен, в тексте много повторов и устойчивых оборотов (например, «тянет-потянет», «бил-бил, не разбил») – это значительно облегчает понимание сказок, что особенно важно для детей, у которых плохо развито слуховое внимание. Формирует правильный грамматический строй речи (в том числе правильное употребление предлогов «сяду на пенек, съем пирожок», «не садись на пенек, не ешь пирожок!», «мышка за кошку, кошка за Жучку, Жучка за внучку, внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку», «кто-кто в теремочке живет, кто-кто в невысоком живет?, вошла мышка в теремок…») Персонажам сказок даны яркие и интересные прозвища (например, «мышка-норушка», «лягушка-квакушка», «лисичка-сестричка», «зайчик-побегайчик» и другие), а поступки и действия героев открывают ребенку мир человеческих взаимоотношений.

nsportal.ru

Развитие речи у детей — Доказательная медицина для всех

После появления 5-6 слов возможна остановка развития словаря на 4-6 месяцев. 

Звукопроизношение 

Звукопроизношение ребенка вызывает много вопросов и тревог родителей. Сначала малыш говорил 10-20 слов и все было понятно. Баба, мама, биби — бах — все эти слова были понятны окружающим. И вот, с расширением словаря речь стала смазанной и непонятной. Что значит «тутите мутити» или » дати ляпака». Совсем не просто догадаться, что ребенок просит включить музыку или хочет яблоко. Особенно смущает родителей то, что кто-то из соседских детей начал говорить сразу и правильно. 

Еще раз напомню, все дети разные. Быстрое увеличение словаря (лексический взрыв) мешает малышу справиться с правильным произношением. Кто-то чисто произносит звуки, но у него нарушена слоговая структура, например, вместо собака бака, кто-то количество слогов выдерживает, но произносит бабака, иногда уже умея говорить звук «с» ребенок может говорить «басака» 

Что с этим делать? Во-первых отнестись к этому спокойно. Во-вторых старайтесь говорить не очень быстро. Не нужно исправлять малыша, лучше правильно повторить его просьбу и выполнить ее. Например, ребенок просит макако, вы говорите: «молоко? сейчас дам» 

Напомню, что есть звуки простые и сложные в артикуляционном плане. Я уже писала о звуках раннего, среднего и позднего онтогенеза. Но это совсем не значит, что у малыша звук «С» обязательно должен появиться до двух лет. Шипяшие (ш, ж) свистящие (с и з) африкаты/сдвоенные согласные (ц, ч, щ), сонорные (р, л) многими детьми усваиваются не сразу. Например, в 2,5— 3 года вместо звука с ребенок сначала может произносить звуки ть, т (там, тям вместо сам), в 3 — 4 года — звук сь (сям) к 4 — 5 годам он может усвоить этот звук и правильно его произносить. То же самое происходит при усвоении других сложных в произношении звуков. 

Таким образом, усвоение правильного звукопроизношения может формироваться довольно долго и у всех детей по-разному. Если один ребенок может правильно произносить все все звуки к 3 — 4 годам, то другой может усвоить их к 5-6 годам. 

Нужны ли ребенку занятия с логопедом нужно решать на очной очной консультации. 

О диагнозе ЗРР — задержка речевого развития у ребенка

Ключевое слово ЗАДЕРЖКА. Не нарушение, а задержка. Могут поставить ребенку в 2 года.  

По старым нормам к двум годам требовали 200 слов, поэтому детям иногда при 50 словах и ставят ЗРР, но я уже писала, что это временный диагноз, при отсутствии проблем, он в 4-5 лет снимается автоматически. 

По новым данным, хорошее понимание ребенком обращенной речи, наличие в словаре 50 слов, включая лепетные и звукоподражания, их активное использование, а также появление двусоставных конструкций (ляля бах, мама ди) говорит о том, что речь развивается нормально. Но необходимость обратить внимание на речь ребенка есть. В частности, важно, чтобы с ребенком разговаривали ,а не просили повторять слова. 

Помните, что длительные просмотры телевизора, постоянный звуковой фон (аудио аппаратура) снижают активность собственной речи ребенка. Речь возникла и развивается для общения, перекос в сторону слушания, мешает ребенку «разговориться».

medspecial.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *