Содержание

Развитие ребенка в 1,5 года: во что играть

Ваш кроха взрослеет – позади первый день рождения, постепенно затихают проявления кризиса одного года, поведение малыша становится более осознанным, отношения родителей с ним выходят на новый уровень. Овладение новыми навыками происходит очень быстро, всё развитие предшествующие полтора года было направлено на то, чтобы подготовить его к полноценному взаимодействию с окружающим миром. Итак, с какими результатами подходят малыши к этому рубежу, чем отличается развитие ребенка в 1, 5 года, чего ожидать, как стимулировать на новые свершения?

Физическое развитие

Границы норм роста и веса маленьких детей достаточно широки. Эти показатели зависят от особенностей жизни ребенка: наследственности, уровня физической активности, аппетита. Современные центильные таблицы ВОЗ определяют коридоры роста и веса для деток 18 месяцев:

Вес

9 – 14 кг

Рост

76 – 80 см

Объем груди

46 – 57 см

Окружность головы

46 – 51 см

Индивидуальные значения могут немного выходить за рамки данных интервалов – для здорового активного ребенка это будет вариантом нормы.

Психическое развитие

Кроха начинает сепарироваться от мамы, осознает себя как отдельную, самостоятельную личность, имеющую свои желания и потребности. Детки полутора лет уже достаточно автономны, они учатся общению с другими детьми, активно исследуют мир вокруг, практикуются в самостоятельном принятии решений. Важнейшие приобретения только что пережитого кризиса – это «нет» и «я сам».

Малыш становится капризным, упрямым, он злится, если что-то не получается. Поскольку речь только начинает формироваться, объясниться карапуз не может, непонимание родителей зачастую становится поводом для настоящей истерики. Взрослым важно уже в этот период знакомить своего отпрыска с различными чувствами, показывать, как экологично проявлять свои эмоции. Терпение и способность быть поддержкой сейчас очень важны.

Вопреки устоявшимся стереотипам, малыши двух-трех лет еще не умеют манипулировать и «делать назло» — этому препятствуют особенности развития коры головного мозга и нервной системы. Большинство капризов – это попытки получить внимание и любовь мамы, а также прощупывание границ допустимого поведения.

Практические умения ребенка в 18 месяцев

Разберем, что умеет делать ребенок в 1 год и 6 месяцев. Перечисленные ниже навыки являются своего рода ориентиром для родителей, однако не стоит забывать, что они весьма условны, усреднены. Уровень владения каким-либо умением зависит от множества факторов, индивидуальных и неповторимых для каждой семьи. Любой ребёнок имеет право развиваться и обучаться в своем темпе.

Физическая сфера:

  • Малыш умеет вставать с опорой, ходить без помощи взрослого, бегать,
  • Появляется способность координировать движения: приседать и подниматься, наклоняться за игрушкой, поворачиваться в разные стороны, менять направление движения, подпрыгивать, залезать на возвышенности и спускаться с них,
  • Более продвинутый уровень – подпрыгивания, переступание через препятствия, шагание по ступеням вверх. Спускаться вниз сложнее, ребенок освоит этот навык чуть позже,
  • Детки целенаправленно бросают мяч в разных направлениях, пинают его ножкой,
  • Полуторалетки все еще много падают. Желание разведать все вокруг подталкивает их к совершению сложных действий, манипуляций со своим телом, которые пока им недоступны.

Речь:

  • Словарный запас растет с каждым днем, в среднем детки 18 месяцев имеют в запасе порядка 10-20 активных слов,
  • Рождаются первые зачатки фраз – наиболее активные отпрыски начинают строить небольшие, понятные только для родителей фразы,
  • В основном речь представляет собой смесь лепета и звукоподражания,
  • Пассивный лексикон очень велик – маленький человечек понимает практически все, что говорят ему взрослые, бурно, эмоционально реагирует,
  • Малыш показывает части тела, предметы и животных на картинках, называет.

Социально-эмоциональная сфера:

  • Полуторалетки проявляют живой интерес к другим людям, стремятся находиться в гуще событий (возможно, оставаясь при этом у мамы на коленях),
  • Формируется способность проявлять эмоции: жалеть кого-то, радоваться, печалиться, сердиться,
  • Характерно активное подражание эмоциям взрослых, при помощи жестов, мимики, возгласов,

Несмотря на явное желание расширять круг общения, малыш по-прежнему очень привязан к близким родственникам. Ему необходимо чувствовать рядом родное плечо, поддержку, уверенность в том, что все будет в порядке, его исследованиям, начинаниям, попыткам учиться новому ничего не грозит. Мама рядом является гарантом безопасности, а не прихотью.

Интеллектуальное развитие

Дети второго года жизни приобретают много «умелок» интеллектуальной природы. Они могут появляться в разной последовательности, раньше или позже. Помните, что умственное развитие ребенка некорректно определять, ориентируясь на усредненный перечень того, что должен уметь ребенок в том или ином возрасте. Наблюдайте за малышом, принимайте во внимание его личные особенности, свойства характера, ваш образ жизни. Обычно в возрасте примерно 18 месяцев малыши способны выполнять следующие действия:

  • Возить за собой игрушку на веревочке,
  • Собирать простую пирамидку,
  • Сортировать предметы по формам и цветам,
  • Рисовать овальные формы, зигзагообразные, прямые линии,
  • Переворачивать книжные листы, имитируя чтение, увлеченно разглядывать картинки,
  • Складывать несложные формы или крупные бусины в отверстия сортера,
  • Продумывать свои действия – например, принести подставку, чтобы что-то достать.

Бытовые навыки

Приближаясь к порогу двухлетия, мальчишки и девчонки становятся все более самостоятельными в плане обслуживания себя на бытовом уровне. Координация движений, развитие мелкой и крупной моторики еще далеко не идеальны, поэтому зачастую попытки проявить инициативу приводят к необходимости генеральной уборки.

Несмотря на желание сделать всё самим, очень важно, чтобы родители позволяли чаду                                         пробовать, тренироваться, совершенствоваться. Деткам 18 месяцев под силу следующие действия:

  • Питье из чашки и из трубочки,
  • Использование ложки – карапуз может кушать сам пюрированную и твердую пищу, учится есть ложкой суп,
  • Снимание с себя одежды (если ее не нужно расстегивать),
  • Самостоятельное умывание.

Камнем преткновения в дискуссиях молодых родителей со старшим поколением является приучение крохи к горшку. Вопреки опасениям бабушек, медицина не выявила доказательств вреда памперсов. Готовность ходить на горшок обусловлена развитием нервной системы малыша. Насильное, агрессивное, фанатичное приучение к туалету закончится нервными срывами мамы и серьезным противостоянием ребенка, которое только замедлит естественный процесс.

Режим, питание, уход

Распорядок дня полуторалеток завязан на снах и времени принятия пищи. Обычно детки этого возраста переходят на один длительный – 2-3 часовой дневной сон. Общие рекомендации таковы:

  • Спать дома,
  • Гулять во время бодрствования, в идеале утром и вечером,
  • Перед сном кроха должен пообедать, а после сна – пополдничать,
  • Перекус можно перенести на время после возвращения со второй прогулки, если она не слишком поздняя. Еще один вариант – взять что-нибудь съедобное на улицу, хотя это не очень удобно по многим причинам (невозможность умыться, взять что-то, что едят ложкой, излишний интерес других детей),
  • Определить одно и то же время для укладывания спать днем и на ночь,
  • Придумать ритуалы, которые будет соблюдаться каждый раз во время укладывания,
  • Если малыш спит днем два раза, выбрать оптимальное время для прогулки – самую светлую, теплую часть дня. В качестве второй прогулки можно организовать короткий выход перед вечерней ванной всей семьей.

Питание маленького ребенка должно быть разнообразным и здоровым. К полутора годам дети уже могут кушать пищу с общего стола, при условии, что она является качественной и полезной. Педиатры рекомендуют пятиразовую схему питания, с перерывами не более 4х часов. Желательно, чтобы время принятия пищи каждый день было одним и тем же, это способствует развитию правильного пищевого поведения и здорового ЖКТ.

Дети старше года должны учиться пережевывать твердую, плотную пищу. Нет необходимости превращать любое блюдо в пюре, предлагайте малышу кусочки – сначала совсем маленькие, потом побольше, очень скоро карапуз будет умело жевать свою еду совсем как взрослый.

Рацион должен содержать фрукты, овощи, белки, жиры и углеводы в сбалансированном количестве. Иногда этого бывает непросто добиться, поскольку у крохи появляются свои предпочтения. Вместо того, чтобы накормить любой ценой, постарайтесь найти адекватную замену нелюбимому продукту. Если малыш отказывается от еды, не стоит сильно настаивать. Уберите из зоны доступа все снэки и через какое-то время организуйте обед или ужин для себя – наверняка непоседа захочет присоединиться к трапезе сам.

Многие дети 18 месяцев еще находятся на грудном вскармливании. Получение материнского молока играет важную роль в процессе усвоения остальных блюд. Кроме того, именно сейчас материнское молоко содержит наибольшее количество иммуноглобулинов, играющих важнейшую роль в формировании сильного иммунитета. Количество дневных кормлений снижается, ограничиваясь прикладываниями на сон и просыпание, иногда после приема основной пищи. Ночью детки второго года жизни продолжают активно прикладываться к маминой груди.

Уходовые процедуры за взрослеющим карапузом включают в себя обычные гигиенические привычки, которым нужно обучать малышей, проделывая их совместно каждый день:

  • Чистка зубов,
  • Умывания,
  • Причесывания,
  • Подстригание ногтей.

Чтобы кроха более лояльно относился к этим манипуляциям, можно позволить ему причесать или умыть маму, поухаживать за своими игрушками.

Досуг и развитие

В повседневную жизнь семьи полезно внедрять игры и занятия, развивающие малыша. Такие крошки способны сосредоточиться на одной деятельности в течение нескольких минут, поэтому ваши занятия займут не много времени, и проводить их можно спонтанно в любое время дня. Желательно, чтобы с карапузом занималась не только мама, с которой он и так проводит большую часть времени. Обычно папы и бабушки подходят к развивающей деятельности с завидным энтузиазмом, который перенимает и отпрыск. Гармоничному развитию ребенка в 1,5 года способствуют следующие упражнения:

  • Пробуйте собирать примитивные паззлы из двух-трех крупных деталей,
  • Стройте башни и пирамидки,
  • Показывайте, как можно группировать предметы по разным признакам (цвет, форма),
  • Давайте для игр прищепки, заколки, стучалки,
  • Попросите папу накрутить на лист фанеры различные защелки, крючки, открывающиеся разным способом окошки, имитацию розетки – кроха будет с упоением все это исследовать,
  • Организуйте игру в прятки,
  • Купите несколько вариантов лото, парных карточек на разные тематики,
  • Рисуйте красками с помощью кисти, губки, пальцев,
  • Занимайтесь лепкой, позволяйте карапузу перебирать предметы разных форм и фактур,
  • Разговаривайте, рассказывайте простым языком, как устроен мир, что вы чувствуете в разные моменты жизни, описывайте природу, погоду и других людей,
  • Включайте музыку, танцуйте и пойте вместе с малышом,
  • Делайте вместе утреннюю зарядку.

Если в какой-то момент у вас не хватает ресурса на занятия, активную игровую деятельность, насыщенные прогулки, делегируйте это папе, бабушкам и дедушкам, а сами потратьте немного времени на восстановление сил. Помните – мы развиваем детей каждый день, просто находясь рядом с ними, показывая на своем примере, как взаимодействовать с окружающей действительностью, общаясь с малышами на доступном им языке, проявляя свою любовь и поддержку.

pups.su

Развитие ребенка в 1 — 1, 5 года: как растут счастливые малыши

В этой статье:

Вот и вырос ваш малыш. Превратился в маленького исследователя и дегустатора. Впереди длинная дорога новых открытий, а пока еще он с удовольствием сидит у вас на коленях, просит внимания, сказок перед сном и не может обойтись без вас в кормлении, купании и одевании. Однако в 1-1,5 года ребёнок становится крепче, выносливее в физическом плане. Он лучше воспринимает окружение, приспосабливается к новым условиям и привыкает к новым людям. Ребёнок меньше спит и больше играет.

Его меню разнообразилось до взрослых предпочтений (рыба, мясо, пельмени, супы с клёцками и тефтелями), а круг общения расширился. Теперь он может объясняться не только с мамой и папой, но и с другими членами семьи и своими ровесниками.

Внимание ребёнка усилилось – теперь он может сосредоточиться на одной игрушке более чем на 10 минут, самостоятельно понять конструкцию куклы, робота, игрушечного домика.

Основные показатели развития ребёнка в 1,5 года. Что он должен уметь?

В первый год жизни ребёнок должен уметь различать цвета, формы, отдельные предметы (особенно те, что окружают его дома). Ребёнок умеет выполнять элементарные просьбы взрослых и приносить свои игрушки по названию и цвету. Если малышу показать картинку с предметом или игрушкой, он может выбрать из своего «арсенала» похожую или подобную и принести её вам. Малыш понимает степень величины, может определить, где большая игрушка, а где маленькая. Запоминает до 4 цветов.

В 1-1,5 года начинают расцветать таланты лепки и рисования. Пока что получаются только колобки и колбаски из пластилина и разноцветные линии на листе, но вскоре малыш будет лепить снеговиков и рисовать шикарные домики.

Развитие речи у ребёнка в период 1-1,5 года

В  возрасте до 1 года ребёнок учится понимать своих родственников. Развитие на этом этапе позволяет ему слушать и воспринимать правильно речь родителей и всей семьи. Он с удовольствием показывает, что знает все части тела, запоминает, как выглядит отдельная буква и цифра. Развитие ребёнка позволяет ему «помогать» по хозяйству родителям и быть удовлетворённым своей нужностью и полезностью.

Сейчас для малыша помогать по дому – это некая развлекательная игра, которую он принимает с удовольствием. В запасе у ребёнка есть примерно 40 простых слов, которыми он с удовольствием мотивирует свои действия. Развитие даёт обширный интерес, и начинаются простые вопросы о себе и окружающем мире. Развитие мимики и жестов идёт полным ходом, и на данный момент сопровождение общения мимикой – нормальное поведение годовалого малыша. Ребёнок ищет общение глаза в глаза. Если он просит внимания, то чуть ли не запрыгивает в ваше поле зрения или поворачивает ваше лицо к себе. Маленькому человеку уже понятно, что без контакта глаз трудно добиться внимания собеседника.

Умения и навыки в быту

В быту нормальное развитие ребёнка диктует чисто человеческий фактор. Ребёнок начинает пробовать вести себя самостоятельно на кухне. Давать ему твердую пищу без присмотра  пока не рекомендуется, однако пюре и каши он уже может потреблять самостоятельно, уверенно держа ложку и практически не пронося её «мимо кассы».

То же самое происходит и с кружкой. К своему порядку малыш относится достаточно критично. Если он нечаянно замарал костюмчик, то будет требовать переодеть его. Вследствие привязанности к чистоте появляются навыки прошения в туалет, ведь ходить на горшок – это по-взрослому и гигиенично. С 1 года ребёнок начинает понимать, что такое умывание и почему оно так необходимо. Ему нравится принимать ванну, по вечерам и по утрам вместе с родителями умывать лицо, руки, чистить зубки мягкой детской щёткой.

Физическое развитие ребёнка

На рубеже полутора лет ребёнок научился отлично ходить. Не заваливается, не падает на попку, запинаясь о предметы под ногами. В игре или при активном беге реже теряет равновесие. Способен самостоятельно раздеться и лечь в постель. Поднимается и спускается по ступенькам. Довольно активно играет с мячом. С удовольствием гуляет, знает, какую одежду нужно достать, если предстоит прогулка или поход в магазин.

Развитие достигло понимания совместных игр. Ребёнок учится пропускать свой ход, уступать, благодарить за игру не обижаться на победителя. Но стоит понимать разницу между «уметь играть» и «учиться играть». Не ждите от него соблюдения правил и покорности. Монотонные занятия и изучение правил малышу быстро надоедают, и вы рискуете остаться наедине с собой и брошенными игрушками. Ребёнок ещё не может сосредоточиться на игре на долгий период, но до 40 минут может заниматься компанейскими сценариями игры.

Общая черта характера всех малышей этого возраста – чувство собственности. Как бы вы ни воспитывали своё чадо, он не любит делиться игрушками и часто не позволяет другим детям брать свои вещи. Есть границы дозволенного и есть приоритеты обмена, однако своя игрушка остаётся своей, и даже если малыш интересуется игрушкой друга, он не позволит, чтобы его игрушку в это время убрали из его поля зрения.

Если ребёнок скромен и стеснителен, в группе играющих он будет копировать лидера. Но при этом развитие осторожности у малыша не даст ему повторять всё, что делает активный ребёнок. Если один полезет на высокую горку, то второй не станет так радостно торопиться следом во избежание травмы – действует чувство самосохранения.

Несмотря ни на что, детям одного возраста нравится проводить время вместе. Их непонятные взрослым выяснения отношений, тихие передавания игрушек из рук в руки и отбирания своих вещей обратно – это развитие адаптации в обществе. Мешать такому общению не нужно – родители должны помогать общению, а не запрещать его.

Миллион вопросов

В период от 1 до 1,5 лет ребёнок хорошо запоминает людей, часто его окружающих. Ему пора научиться называть их по имени. Начните с самого малыша, научите его называть имя, смотреться в зеркало и знать, кто там: «Кто там отражается?» – «Саша (Соня, Максим, Аня…)» – «Правильно, наш Саша красивый. Где у Саши глазки? Вот они, а ручки? А кто ещё в зеркале? Мама! А как зовут маму? А где бабушка?» И т.д..

Не забывайте, что эмоции тоже можно выразить словами. Общайтесь с малышом, поясняйте, когда весело, когда грустно, когда больно. Очень скоро ребёнок привыкнет и будет сам рассказывать вам о своих эмоциях. А чтобы было легче запомнить слова, тренируйтесь у зеркала. Состройте грустную гримасу и скажите «грустно» – малыш будет повторять за вами, а вы объясните ребёнку, что вот это грусть, а это –«весело», а это – «удивился».

Занимайтесь с ребёнком играми, в которых нужно отгадать часть тела, животное, звуки, цвета, фигуры. К примеру: «Вот моя нога, а где у Сони нога», «Му-му – корова говорит, а козочка говорит как?», «Этот кубик синий, а где зелёный кубик?».
Когда малыш занимается своими делами, не спешите вмешиваться в них. Приучите ребёнка к самостоятельности. Если вы заметили, что ему настолько трудно, что он глазами ищет вас, спросите, нужна ли ваша помощь. Если он соглашается, тогда делайте минимальные движения, оставляя ему возможность участвовать в процессе.

Не забывайте, что эстетика души зависит от вашего воспитания. Неужели вы думаете, что классическую музыку полезно ставить, только когда малыш находится в животе? Сейчас самое время погружать ребёнка в прекрасные мелодии, ритмы, истории и сказки. Употребляйте как можно больше вежливых слов и не отступайте от распорядка дня. Дисциплина вашему малышу понравится.

Делите все пополам с ребёнком. Это не экономия или родительская жадность – это мера необходимости. Во-первых, ребёнок научится осознавать, что в семье у всех должно быть всего поровну, во-вторых, развивается коллективное чувство, в-третьих, без стакана воды в старости с таким воспитанным ребёнком вы точно не останетесь. Можете включить в игру любимых кукол или мягкие игрушки. За столом всем должно достаться по ложке каши.

Приучение к порядку

Развитие ребёнка уже позволяет ему содержать свою комнату в чистоте. Вы считаете, что в возрасте до 5 лет дети не могут думать о порядке? Тогда вспомните, как настаивает ваш ребёнок на смене рубашки, если на ней обнаружено пятно, как не любит сидеть за столом, после того как накрошил на него или пролил сок. Также и детская спальня и даже манеж. Ребёнку необходимо показать, что чистота зависит от него самого.

Превратите порядок в традиционную игру: после того как закончился сценарий любой игры малыша, куклы и зверюшки должны спать на своих местах, а машинки – в своих гаражах. На полу не должно ничего остаться. Ребёнок будет проявлять заботу к своим вещам. Также вы можете обратиться к своему ребёнку за помощью и попросить убрать комнаты вместе, ведь вы семья. Дайте ему тряпочку для вытирания пыли, попросите отделить вилки от ложек, заправляйте постель вместе, кроме того, ребёнок способен сам убрать свои вещи в шкаф и сложить на место игрушки. Сделайте процесс уборки забавным и увлекательным и для себя тоже.

Какие игрушки нужны вашему ребёнку от 1 до 1,5 лет?

До полутора лет ребёнку нужны все игрушки подряд. Сейчас он учится самостоятельности и совместной игре, а еще принимать правила игры и фантазировать. В его маленькой головке проигрываются различные сценарии и выдумываются занятия: семейные сцены, работа на грузовике, доктор – пациент, строительство, рисование. Дайте малышу возможность попробовать свои силы во всем понемногу.

Помогайте ребёнку распределить обязанности между игрушками, как это принято в вашей семье: играть можно по очереди каждым персонажем одному ребёнку или включиться в игру самостоятельно. Если вы играете совместно, не нужно сразу брать на себя роль мамы и папы. Вы можете в игре быть другом или братом, сестрой, соседом.

С малышом можно стать друзьями на целый день. Послушать музыку, посмотреть сказку, почитать книги, поесть вместе и уложиться спать. В игре ребёнок не чувствует обязательств быть везде и всегда послушным, но при этом ведёт себя хорошо и учится дружить.

На первом году жизни много времени для игры не нужно. Ребёнок в 1,5 года устаёт достаточно быстро – ему нужно переключаться каждые 20-30 минут и, конечно, отдыхать. Не исключайте дневной сон. Впечатлений за день достаточно, чтобы ребёнку начали сниться красочные сны. А утром пожелайте малышу добра, спросите, как спалось, расскажите, как рады его видеть отдохнувшим. Так ребёнок научится делать комплименты и отвечать добром.

От года до 2 лет детям очень нравятся прибаутки и стишки. Ваш малыш наверняка знает о «Сороке-вороне», про «Ладушки» и «Тили-бом».

Вот ещё несколько стишков, которые позабавят ребёнка и заставят улыбаться – вы вместе сможете их разучить. Сначала по окончаниям, потом по строчке и затем весь стишок:

Скачут побегайчики –
Солнечные зайчики,
Мы зовем их — не идут,
Были тут — и нет их тут.
Прыг, прыг по углам,
Были там — и нет их там.
Где же зайчики? Ушли,
Мы нигде их не нашли.

Петя-Петя-Петушок,

Петя — красный гребешок,

По дорожке он пошел

И копеечку нашел,

Купил себе сапожки,

А курочке — сережки!

Ква-ква-ква-квакушка,

Пирожки пекла лягушка

Со сладкою начинкой,

Угощала свинку,

А заиньке в пирожок

Положила творожок!

Хлоп-хлоп, тра-та-та,

Кошка выгнала кота,

Ножкою топнула,

Дверь за ним захлопнула!

Праздники и традиции

Теперь ваш ребёнок – полноценный, самостоятельный член семьи, и для него тоже важны семейные праздники. Кроме тех, что отмечены на календаре, постарайтесь придумать свои праздники: «Личный день», «День вишнёвого пирога», «День художника» и т.д. Отметьте их по всем правилам, с тематическими костюмами, фотографиями и застольем. Не перегружайте ребёнка конкурсами и играми – ему достаточно поручить 2-3 задания, чтобы праздник оказался полноценным и веселым.

Обращайтесь к своему ребёнку мягко, нежно, но без сюсюканий, как ко взрослому человеку, любимому и дорогому. Таким образом вы будете развивать в ребёнке чувство самодостаточности и собственного достоинства –  кроме того, это способствует развитию правильной речи.

rebenkoved.ru

Что должен уметь ребенок в 1.5 года (девочки и мальчики). Развитие ребенка в полтора года

Главные достижения полуторагодовалых детей – самостоятельное хождение и заметное улучшение речевой функции. Этот период характеризуется возрастанием двигательной активности и самостоятельности малышей. Когда педиатры и психологи начинают разговор о том, что должен уметь ребенок в 1,5 года, родители невольно сравнивают усреднённые показатели с навыками собственного сына или дочери. Но, пожалуй, только отсутствие основных, перечисленных умений может стать поводом к беспокойству.

Возрастные изменения в организме ребёнка 1, 5 лет

Полтора года – это возраст, когда ребёнок растёт как никогда быстро, по сравнению с годовыми показателями он набирает 1,3 килограмма и существенно прибавляет в росте (до 6-7 сантиметров). Почти на 2 сантиметра увеличивается его грудная клетка, и на 1,5 сантиметра – окружность головки. Помимо этого, активно развиваются все необходимые функции мозга.

Прямохождение – результат физической деятельности малыша за прошлые месяцы. Это ползание, специальная гимнастика и массаж, которые позволили окрепнуть его мышцам. Повышение моторики, координации привели к тому, что дитя может ориентироваться в пространстве, сохранять равновесие, благодаря улучшенной функции вестибулярного аппарата.

Совершенствование всех жизненных систем продолжается, кроме того, в полтора года карапуз уже осознаёт себя, как личность и требует уважения к своим приоритетам. Он всё быстрее вливается в социальную жизнь, обзаводясь новыми знакомствами среди ровесников и взрослых.

Основной для малыша становится предметная деятельность, и здесь важно, чтобы родители помогли ему изучить характеристики и свойства многих незнакомых объектов. Такого рода познание ускоряет развитие разговорной речи ребёнка и даёт возможность полноценного общения с другими людьми, каждый из которых может внести свою лепту в формирование новых полезных привычек и умений. Дальнейший быстро пополняющийся словарный запас и речевая активность связаны с тем, что ребёнок стремится найти свою модель поведения, а также пытается установить, в определённой степени, управление окружающими людьми.

Благодаря активному контактированию и игровому процессу у детей в этом периоде интенсивно совершенствуются такие мозговые процессы, как внимание, память, пространственное и логическое мышление.

Учёными уже давно доказано, что высокий или низкий уровень продуктивности мозга ни в какой мере не зависит от наследственности, и все его основные функции способны развиваться лишь при взаимодействии с окружающей реальностью, так что на интеллект ребёнка и его умственную деятельность, во многом, влияет окружение. Об этом не стоит забывать папам и мамам, если они хотят вырастить умного и талантливого во всех отношениях человека.

Успешное развитие ребенка в 1,5 года предусматривает для родителей следующую программу действий:

  • они должны обеспечить карапузу максимально комфортные условия для физического развития, включающие полноценное питание, сон и посильную двигательную нагрузку на организм;
  • важно грамотно организовать предметную деятельность, посредством разнообразных игровых процессов;
  • чтобы малыш говорил много и правильно, а его словарный запас постоянно пополнялся, занятия с ним должны проходить непрерывно, в течение всего дня, а не только в отведённое для этого время.

Зная, что должен уметь ребенок в полтора года, необходимо составить оптимальный режим дня, заранее прописав все пункты с учётом его потребностей. Это позволит разумно распределить время, и регулярно проводить обучающие занятия.

Что должен уметь ребенок в 1,5 года

Все достижения мальчиков и девочек в 1, 5 года связаны с развитием базовых движений, которые осваивались с середины первого года.

Моторные двигательные навыки включают целый перечень действий, которые стали результатом физической практики в течение двенадцати месяцев:

  • полуторагодовалый малыш умеет ходить без опоры не только по прямой линии, но также, по круговой траектории и, обходя препятствия;
  • ребёнок может подпрыгивать, приземляясь на две ножки;
  • при ходьбе не спотыкается, так как внимательно смотрит себе под ноги;
  • карапуз присаживается на корточки, легко встаёт и нагибается, если хочет поднять игрушку;
  • поднимается и опускается по ступеням, используя приставной шаг;
  • залезает на диван и спускается с него;
  • может тянуть за собой каталку, машинку за шнурок;
  • бросает мяч в разных направлениях, может толкать его ногами;
  • умеет открывать межкомнатные двери;
  • некоторые малыши начинают довольно быстро бегать.

Умственное развитие помогает ребёнку выполнять ряд более сложных задач:

  • он прекрасно отличает разные формы предметов и уже не перепутает мячик с кубиком или колечком;
  • умеет сортировать одинаковые детали;
  • находит похожие на заданный предмет игрушки и вещи;
  • отличает габариты и основные цвета;
  • выстраивает пирамиду из четырёх и более колец;
  • показывает знакомые вещи по просьбе родителей;
  • может нарисовать прямые, волнообразные линии и зигзаги на бумаге с помощью фломастера, карандаша;
  • успешно собирает сортер и несложную мозаику;
  • самостоятельно листает книги, узнавая и показывая уже увиденные в них иллюстрации;
  • знает названия и может показать части тела на кукле и на себе.

Среди обретённых детьми бытовых навыков:

  • освоение горшка;
  • самостоятельный приём пищи с помощью ложки, вилки, чашки, которые малыш уже умеет держать и правильно применять;
  • если ребёнок испачкает себя или одежду, он может выражать по этому поводу недовольство и даже огорчение;
  • многие детки уже знают, как снимать обувь, шапочку и пальто.

Игровой процесс в этом возрасте тоже усложняется – теперь дети способны копировать действия взрослых и своих сверстников, они могут использовать различные предметы, чтобы добраться до нужной вещи, в сюжетных играх легко заменяют реальные атрибуты подручными материалами. Детишки даже могут имитировать чтение книги, подражая папе и маме.

Понимая, что должен уметь ребенок в 1,5 года, и обучая его разным навыкам, нельзя забывать о безопасности малыша. Родители всегда должны быть в курсе его маршрутов и, по возможности, расчистить пространство от мебели и потенциально опасных предметов, которыми часто оказываются не только острые углы и бьющиеся детали, но и обыкновенные швабры, вёдра ковры.

Мальчики и девочки в год и 6 месяцев

Использовать нормативы развития, как ориентир, довольно, практично, но некоторых родителей интересует, что, конкретно, надо уметь в 1,5 года девочке. Главное отличие их от малышей мужского пола в поведенческой модели, которую они используют в соответствии со своим темпераментом. Делая всё то же, что и мальчишки, девочки требуют к себе повышенного внимания, что означает для них родительскую любовь и заботу. По причине такого восприятия действительности, они всегда готовы принять помощь взрослого, поэтому обучение их проходит более быстро и успешно.

Совсем по другому ведёт себя мальчик, уметь 1,5 года он может многое, но опека и тревога за его здоровье представляется ребёнку чем-то вроде недоверия и сомнения в его способностях. Поэтому часто карапуз отвергает поддержку старших, и им приходится балансировать, чтобы оберечь малыша и, в то же время, дать ему почувствовать свободу действий.

Правильно оценить, что должен уметь в полтора года собственный малыш, бывает довольно сложно, но даже если ребёнок не совершает каких-то важных действий, или делает этого иначе, не стоит показывать ему своё разочарование. Вполне возможно, его время ещё не пришло, и стоит просто подождать, продолжая ежедневные занятия. Но в некоторых случаях можно столкнуться и с настоящими проблемами.

Если в полтора месяца ребёнок не отзывается на своё имя, у него отсутствуют первые слова, и он не понимает простых обращений в бытовом плане, то это довольно критичные пробелы в развитии, и с ними придётся разбираться вместе со специалистом.

Обучающие занятия с детьми в полтора года

Занятия и игры с ребёнком в год и 6 месяцев должны постепенно усложняться, потому что малыш уже вышел на более высокий уровень умственного развития. Обучение всегда должно проходить в виде игрового процесса, и, во многом, успех таких уроков зависит от того, насколько взрослый сможет заинтересовать сына и дочь.

Для разностороннего совершенствования разных навыков и приобретения новых умений подойдут:

Для физического развития и двигательной функции рекомендуется:

  1. Приучать ребёнка к разным играм с мячом – маленькие мальчики могут подбрасывать мяч, стараться его поймать ручками, толкать снаряд ногой, перекатывать его по полу. При этом тренируются все основные мышцы тела, и укрепляется позвоночник.
  2. Сделать ребёнку место для игры в «верховую езду» – для этого используют велосипед или стул, главное, чтобы сооружение было устойчивым. Нельзя забывать о безопасности, пол вокруг такой «лошадки» следует застелить матами или подушками.
  3. Горка для лазанья также может быть устроена из подручных материалов, а малышу придётся приложить усилия, чтобы на неё забраться, кроме того, это весело и поднимет крохе настроение.
  4. Летом необходимо, чтобы дети как можно чаще принимали солнечные ванны на свежем воздухе, а также им уже можно купаться в открытых водоёмах.
  5. Чтобы малыши ходили уверенно, их можно тренировать, пуская по узкой (нарисованной) дорожке, либо брать на прогулки по пересечённой местности, где упражнения более эффективны.

Занятия для интеллекта могут включать:

  • любые игры, предусматривающие сортировку элементов по цвету, размерам и форме;
  • пазлы, состоящие из 3-4 деталей;
  • складывание кубиков, элементов конструктора, колец пирамидки;
  • выжимание губки во время купания и вылавливание в ней мелких игрушек сачком или ковшиком;
  • рисование мелками, фломастерами, кисточкой, карандашами и красками;
  • использование раскрасок;
  • лепка из пластилина и теста лепёшек, колбасок, создание первых пластилиновых картин;
  • изучение геометрических фигур, текстуры различных предметов, количества и температуры – ребёнку будет интересно узнать о свойствах некоторых объектов, которые ему ещё не знакомы.

Для детей в возрасте 1, 5 лет самыми полезными игрушками станут:

  • конструкторы и шнуровки для моторной функции рук;
  • сортеры, матрёшки, наборы для игры в песочнице, неваляшки и пирамиды для разносторонних знаний;
  • игрушечные кухни, коляски, кукольная мебель, посуда – для ролевых игр;
  • детский синтезатор, пианино, барабан, трещотки и дудки – для формирования музыкального слуха и чувства ритма;
  • обручи, толокары, машинки, мячи – для координации;
  • книги, карточки и кубики с изображениями природы, транспорта, животных – для речевой функции.

В этот ответственный период родителям надо не только знать, что должен уметь делать малыш, но и целенаправленно его обучать, и для этого понадобится много новых интересных игрушек.

Полезные рекомендации

Чтобы малыш развивался качественно, прежде всего, родителями должен быть продуман максимально комфортный режим дня для ребёнка:

  • для того чтобы карапуз полноценно высыпался, ему необходимо около 14 часов отдыха в сутки;
  • питание может оставаться пятиразовым, или быть сокращено до 4 раз, главное чтобы приёмы пищи происходили в одно и то же время, тогда дитя будет нормально себя чувствовать и прибавлять в весе;
  • две прогулки в день – это норма, и длительность их может составлять от 2 до 5-6 часов, в морозы ниже 10 градусов лучше остаться дома.

Развитие ребенка в полтора года: видео

Заниматься с малышом обучением лучше всего в первой половине дня. Использовать для этого нужно только безопасные игрушки. Никогда не стоит срываться, тем более кричать на кроху, если он чего-то не понимает. Зная, что должен уметь ребенок в 1,5 года, даже при отсутствии результата, надо оставаться любящими и понимающими родителями, для которых важен, в первую очередь, сам маленький человек, а не его выдающиеся дарования – таланты, безусловно, проявятся, но чуть позже, если набраться терпения.

7ya-mama.ru

Ребенок в полтора года / Календарь развития ребенка

день 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31

месяц январь февраль март апрель

mamuli.club

развитие в 1 год 6 месяцев, питание, игры

Полуторагодовалый возраст – важная веха в жизни ребенка. В этот период он совершает своеобразный скачок в развитии: начинает активнее разговаривать. Кроме того, малыш уверенно ходит, быстро бегает и всячески пытается проявлять свою самостоятельность. Разберемся, как организовать режим дня и питание малыша, в какие игры стоит с ним играть, чтобы помочь развиваться.

Физические параметры

Отечественные пособия по педиатрии содержат следующие нормативы роста и веса детей в 18 месяцев:

  • мальчики: рост – 78,5-86 см, вес – 10,2-13 кг;
  • девочки: рост – 77-84,5 см, вес – 9,8-12,2 кг.

Приведенные показатели являются ориентировочными, а не эталонными. Они необходимы, чтобы врач мог оценить общее физическое развитие малыша. Для точного определения соответствия веса тела ребенка его росту и возрасту используются центильные таблицы. Кроме того, принимается во внимание окружность головы и обхват грудной клетки.

В полтора года малыш уже выглядит иначе: пропорции его тела меняются в сторону «взрослых», однако показатели роста и веса остаются индивидуальными. Сравнивать их с данными таблицы можно лишь условно

Режим сна и бодрствования

Дорогой читатель!

Эта статья рассказывает о типовых способах решения Ваших вопросов, но каждый случай уникален! Если Вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — задайте свой вопрос. Это быстро и бесплатно!

В 1 год 6 месяцев большинство малышей спит в дневное время один раз в течение 2-3 часов. Ночной отдых продолжается в среднем 10-11 часов. Длительность одного периода бодрствования увеличивается до 5-6 часов.

Некоторые дети в полтора года продолжают спать днем два раза по 1-1,5 часа — это нормальное явление. Не нужно резко менять режим дня ребенка (см. также: каким должен быть здоровый режим ребенка в 1 месяц?). Стоит подождать, когда он сам будет готов перейти к одному дневному отдыху.

Особенности рациона

В 18 месяцев дети кушают 4 раза в день. Интервалы между трапезами составляют максимум 3,5-4,5 часа. Важно, чтобы малыш позавтракал не более чем через 60-90 минут после утреннего пробуждения. Его ужин не должен быть слишком поздним, минимальный промежуток между едой и укладыванием в постель – 1 час.

Желательно, чтобы кроха получал пищу примерно в одно время каждый день с небольшими отклонениями. Ориентировочный график питания:

  • завтрак – 8:00;
  • обед – 13:00;
  • полдник – 16:00;
  • ужин – 19:00.

Режим питания можно варьировать в зависимости от традиционного графика семейных трапез, однако интервалы между кормлениями увеличивать не рекомендуется. В 1,5 года гармоничное развитие ребенка зависит не только от сбалансированности блюд, присутствующих в меню, но и от их рационального распределения в течение дня.

Кушанья, содержащие большое количество белков, жиров и экстрактивных веществ лучше давать до полудня — они перевариваются длительное время, а также могут возбуждать неокрепшую нервную систему, мешая спокойному ночному сну. Каждый прием пищи должен содержать то или иное горячее (теплое) блюдо.

Основные правила составления меню:

  1. В завтрак и ужин нужно включать кашу. В качестве дополнения к трапезе крохе можно предложить овощное блюдо или кисломолочный (молочный) продукт.
  2. Обед, являющийся самой питательной трапезой, должен состоять из двух блюд и свежего овощного салата. На первое стоит приготовить борщ либо суп, на второе – рыбу или мясо с гарниром из отварных (тушеных, запеченных) овощей.
  3. Каждый прием пищи можно дополнять сырыми фруктами и овощами. Другой вариант – их можно давать в виде перекусов.
  4. Вечером перед отходом ко сну ребенку следует предложить стакан кефира или подогретого молока.
Овощная пища для малыша остается превалирующей, ее можно прекрасно комбинировать с мясом и рыбой. Блюда в виде пюре тоже остаются, хотя чаще их заменяют нарезанными или свежими

Физическое и интеллектуальное развитие

В 1,5 года ребенок умеет делать очень многое. Базовые достижения одинаковы для мальчиков и девочек. Физическое развитие позволяет малышу совершать сложные действия. Основные моторные навыки:

  • ребенок может ходить не только прямо, но и по кругу, а также обходить препятствия;
  • он реже спотыкается и падает, поскольку учится смотреть под ноги;
  • многие малыши начинают быстро бегать;
  • кроха умеет присаживаться на корточки;
  • у него получается открывать дверь в комнату;
  • ребенок учится играть мячом – подбрасывать его в разных направлениях;
  • он может подняться по лесенке приставными шажками, но спуститься по ней без посторонней помощи ему тяжело.

В интеллектуальном развитии ребенка в полтора года происходит ощутимый прорыв. Малыш умеет:

  • с помощью карандаша или фломастера рисовать овалы, зигзаги, штрихи, прямые линии;
  • собирать сортер – вкладывать фигурки с различными очертаниями в соответствующие окошки;
  • находить предмет аналогичный тому, который взрослый показывает вживую или на картинке;
  • отличать кубик от мячика или кирпичика;
  • находить одинаковые предметы;
  • показывать вещи по просьбе взрослого;
  • ориентироваться в формах и размерах;
  • собирать пирамидку из 3-4 колец (после увиденного примера) (рекомендуем прочитать: как научить собирать пирамидку из колец ребенка?).
В этом возрасте для деток наиболее интересны игры с объемом, цветом и формой — они позволяют изучить свойства предметов и подготовить ребенка к получению новых навыков

В 1 год 6 месяцев значительно усложняются игровые действия ребенка. Он обладает способностью:

  • заменять подручными предметами реальные;
  • повторять некоторые действия взрослых и сверстников;
  • изображать «чтение» книги;
  • использовать один предмет, чтобы добраться до второго;
  • катить перед или за собой игрушку (каталку, коляску).

Бытовые умения, которыми малыш владеет в 1,5 года, облегчают повседневный уход за ним. В этом возрасте ребенок:

  • начинает приучаться к горшку;
  • пьет из чашки, лишь изредка обливаясь;
  • аккуратно самостоятельно кушает ложкой полужидкую пищу;
  • расстраивается, если испачкался.

Речевые навыки

В полтора года у ребенка происходит скачок в становлении речи. Он начинает хорошо понимать обращенные к нему фразы, а также произносить новые слова и словосочетания. Малыш осознает смысл многих предложений. Он способен показывать части тела по просьбе взрослого, а также выполнять указания. Например, ему можно сказать «возьми грушу со стола» или «открой коробку» — он совершит эти действия.

Словарный запас крохи, которым он активно пользуется, составляет около четырех десятков слов. Происходит постепенная замена младенческих вариантов названий на обычные формы: «мяу-мяу» становится «кошкой». Чтобы развивать речь малыша в правильном направлении, маме и папе следует перестать «лепетать», а говорить с сыном или дочкой на «взрослом» языке. Кроха может подражать родителям, повторяя слова, которые они часто употребляют.

В 18 месяцев не все малыши умеют строить фразы. Раньше с этим навыком справляются девочки. Многие дети, пытаясь составить синтаксическую конструкцию, помогают себе мимикой, взглядом и жестами — родителям стоит обязательно обращать на это внимание и стараться понять ребенка.

Развивающие игрушки

Полуторагодовалый ребенок активно впитывает новые впечатления и знания. В этом возрасте неосуществимо целенаправленное обучение. Развивать навыки малыша можно только в процессе игр, поэтому в режим дня обязательно нужно включить много увлекательных занятий. Для этого стоит обзавестись различными игрушками и подручными предметами.

Игровой развивающий инвентарь, который необходим малышу в 1,5 года:

  • для речи – книжки со стихами, кубики и карточки с изображениями транспорта, фруктов, овощей, животных, деревьев;
  • для сюжетных игр – наборы пластиковых фруктов и овощей, куклы, мебель, аксессуары и одежда для них, детская посуда, фигурки животных;
  • для координации движений – разные по диаметру мячи, машинки, каталки, обруч;
  • для музыкальных способностей – стучалки, барабан, ксилофон, дудки, детское пианино;
  • для мелкой моторики – шнуровки, игрушки, в которых нужно соединять детали;
  • для расширения кругозора (знаний о цветах, формах, свойствах предметов) – пирамидки, матрешки, неваляшки, игрушки для песочницы, сортеры, стаканчики и так далее.

Многое из перечисленного можно делать самостоятельно, просмотрев в глобальной сети видео с инструкциями. К этому занятию стоит привлекать малыша.

Врач-педиатр 2 категории, аллерголог-иммунолог, окончила БГМУ Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию. Подробнее »

Поделитесь с друьями!

vseprorebenka.ru

НИИ Эврика. Что должен уметь ребёнок в 1,5 года? Чек-лист для родителей

Здравствуйте, уважаемые мамы, папы, бабушки и дедушки! Вы замечаете, как быстро бежит время? Кажется, что совсем недавно, буквально на днях, вы пели Happy Birthday, а на торте гордо красовалась единичка. Но с тех пор пролетело целых шесть месяцев, и сегодня вашему малышу уже 1,5 года. Ещё свежи в памяти его первые неуверенные шажки, а теперь его порой трудно догнать. Это вполне самостоятельный человек со своими вкусами, желаниями и требованиями. Сегодня мы расскажем вам о том, что должен уметь ребёнок в 1,5 года, каким должно быть его интеллектуальное и физическое развитие, какими бытовыми навыками он должен владеть. Это подскажет вам, на что нужно обратить внимание, чтобы карапуз быстрее развивался и ежедневно радовал новыми достижениями.

Физическое развитие ребёнка

В полтора года ребёнок уже может самостоятельно подняться из положения лёжа на животе или на спине. При ходьбе он уверенно ставит ноги, не разводя их слишком широко, как раньше. Ручки, которые он до сих пор держал на уровне плеч, стараясь ухватиться за что-нибудь и сохранить равновесие, теперь опущены вдоль туловища. К особенностям физического развития в этот период относятся следующие:

  • Малыш ходит не только по прямой, но и по кругу, обходя различные предметы.
  • Он может перешагивать небольшие препятствия на своем пути — правда, пока только приставным шагом.
  • Ему под силу пройти по поверхности, расположенной под небольшим уклоном, а также по детской лесенке.
  • Малыш с удовольствием катит перед собой коляску или тянет на верёвочке любимую машинку.
  • Ребёнок может сам сесть на стульчик, а затем встать с него.
  • Он умеет бросать мячик вперёд, вверх, вниз.
  • Может наклоняться, приседать, поворачиваться, пытается прыгать.
  • Способен самостоятельно залезть на низкие кресла или диваны, а также на взрослые стулья.

В целях безопасности необходимо прослеживать все возможные маршруты передвижения малыша и по возможности убирать опасные предметы. Следите, чтобы ребёнок не наткнулся на вёдра или тазы с водой, коврики, за которые он может зацепиться и упасть, швабры, веники и другие предметы, которые могут причинить ему вред.

Интеллектуальное и познавательное развитие

Ребёнок в полтора года — это самый настоящий исследователь. Его интересует буквально всё, что он видит: что лежит в шкафу, что спрятано в коробке, как крепко держится хвост у кошки. Он обращает внимания на действия взрослых и других деток. Ему подвластны эмоции: малыш огорчается при расставании с мамой и радуется при встрече.

Какие ещё особенности интеллектуального, эмоционального и познавательного развития можно отметить у малыша в этом возрасте?

  • Ребёнок уже разбирается в формах предметов, может отличить кубик от шара. Он способен подобрать предмет, соответствующий по форме отверстию на логической игрушке;
  • Ориентируется в величине, может отличить и показать маленькую и большую вещь, пытается собрать пирамидку, подбирая детали по размеру;
  • Начинает разбираться в цветах, может подать по просьбе взрослого предмет или игрушку нужного цвета;
  • Пытается рисовать, оставляя на бумаге линии, зигзаги, овалы с помощью карандаша или фломастера;
  • Любит слушать музыку, по-разному реагируя на быстрые и медленные мелодии, пытается выполнять некоторые движения — танцует;
  • Увлекается книжками, умеет переворачивать страницы. Заинтересовавшись какой-либо картинкой, показывает на неё пальчиком и вопросительно смотрит на взрослого;
  • Любит, когда ему читают сказки. Радуется, когда часто повторяют одну и ту же. Может показать героев сказки на картинках.

Взрослым необходимо уделять больше внимания развивающим играм с полуторагодовалым малышом. Например, из кубиков можно возвести не только примитивную башню, но и построить домик, сделать забор, соорудить машинку.

Полезны занятия для развития мелкой моторики. Можно купить в магазине яркий пластмассовый ящик или соорудить самому из картонных коробок. В него сложить мелкие игрушки, различные маленькие бытовые предметы, природный материал — шишки, жёлуди, каштаны. Малыш с удовольствием займётся перебиранием предметов. Дети в 1,5 года любят рассматривать бижутерию в маминой шкатулке или разноцветные пуговицы и катушки ниток. Мальчуганы уже интересуются гвоздиками, шурупчиками и гаечками в папиных запасах.

Позволяя ребёнку перебирать мелкие вещи, следует быть предельно внимательным и не спускать с него глаз. В этом возрасте для ребёнка рот всё ещё является главным органом познания, и велика опасность попадания инородного тела в дыхательные пути. Тем не менее впадать в крайность и запрещать малышу интересоваться маленькими предметами не стоит. Просто ситуация не должна выходить из-под контроля.

Развитие речи ребёнка в 1,5 года

Речь у ребенка в 1,5 года развивается стремительными темпами. Кроме слов «мама», «папа», «баба», «дай», «на», малыш уже может обозначить некоторые действия или предметы, используя звукоподражания. «Ам-ам» — кушать, «няу» — кошка, «би-би» — машина и другие. Взрослым при общении с ребёнком использовать такие примитивизмы не следует. Малыш должен усваивать настоящие названия предметов и действий.

В полтора года карапуз уже говорит до 40 облегчённых слов, а знает, но не может произнести гораздо больше. Идёт накопление так называемого пассивного словаря. Помимо этого, можно отметить такие особенности речевого развития:

  • Ребёнок понимает смысл некоторых предложений, может запомнить и выполнить два несложных действия, например: «возьми куклу и положи в кроватку»;
  • Знает несколько частей тела, показывает их по просьбе взрослого;
  • Внимательно прислушивается к произносимым взрослыми словам и фразам, пытается подражать;
  • Речь сопровождает движениями, жестами и мимикой.

Развитию речи 1,5-годовалого крохи способствует постоянное активное общение со взрослыми. Во время прогулок обязательно беседуйте с ребёнком, называйте предметы, употребляйте прилагательные.

Детки очень любят небольшие сценки с участием игрушек, которые разыгрывают перед ними взрослые, пытаются принимать в них участие. Например, усадить зверюшек за стол и напоить их чаем, причесать и одеть куклу, вывести её на прогулку.

Бытовые навыки

В полтора года у ребёнка просыпается желание всё делать самостоятельно. Он пытается подражать поведению взрослых: если мама вытирает пыль или моет посуду, то ему тоже хочется взять тряпку или губку, если папа забивает гвозди, малыш тянется к молотку. Ни в коем случае не следует запрещать ребёнку выполнять взрослую работу, наоборот, следует это всячески поощрять: дать маленький веник или молоточек, показать, как правильно выполнять действия.

К другим бытовым навыкам, освоенным малышом в год и шесть месяцев, относятся:

  • Ребёнок умеет снимать с себя некоторые предметы одежды — например, шапку, носочки, расстёгнутые туфли или кофту;
  • Малыш самостоятельно пьёт из чашки;
  • Умеет держать ложку — правда, в кулачке, — сам ест пюре, пытается есть жидкую пищу;
  • Любит умываться, сам подставляет ладошки под воду, пробует вытираться полотенцем;
  • Пытается сообщить звуками или жестами о своих физиологических потребностях, не любит ходить неопрятным.

Полуторагодовалый карапуз уже может самостоятельно убирать за собой игрушки, знает место их хранения. В этом возрасте можно прививать первые навыки чистки зубов — конечно, без использования пасты.

Итак, уважаемые взрослые, мы с вами убедились, что малыш в 1,5 года — это уже вполне самостоятельный человечек, у которого основная задача — познание мира и получение новых знаний и умений. И вам необходимо уделять как можно больше внимания:

  • приобретению новых навыков в быту, приучая ребёнка к самостоятельности;
  • развитию его речевых способностей, проводя беседы, читая книжки;
  • интеллектуальному развитию — с помощью развивающих игр;
  • поддержанию физической формы, организуя подвижные игры для вашего малыша.

Ну что, развитие вашего карапуза соответствует нашим рекомендациям или даже опережает их? Мы очень за вас рады! Если же ваш детёныш ещё не всё освоил, не огорчайтесь. На нашем сайте вы сможете получить много информации о том, как нужно заниматься с ребёнком, чему уделить первоочередное внимание. Читайте, пробуйте, и у вас всё получится!

Ждём ваших отзывов, комментариев и предложений. Если наши статьи интересны вам, расскажите о них своим знакомым.

Желаем всяческих успехов! До следующих встреч!

 

nii-evrika.ru

1 год и 6 месяцев

Оцените статью:

Как выглядит полуторагодовалый малыш? Изменения в крохе видно сразу: его лицо приобрело более осмысленное выражение, чем это было пару месяцев назад, тело заметно вытянулось. Он продолжает изучать окружающий мир при помощи родителей. Общее развитие ребёнка в 1 год и 6 месяцев предполагает повышенную физическую активность малыша, когда он старается побывать во всех интересующих его местах сразу. Поэтому родителям стоит уделить повышенное внимание его безопасности.

Развитие ребенка в 1,5 года

Что уже умеет полуторагодовалый малыш:

  1. Ходит без посторонней помощи и неуклюже бегает.
  2. Самостоятельно залезает на диван и слезает с него.
  3. Сам кушает, используя столовый прибор.
  4. Проявляет интерес к заводным игрушкам, пытаясь самостоятельно их завести.
  5. Пробует рисовать карандашом, выводя смешные каракули.
  6. Умеет складывать конструкции из кубиков.
  7. Распознает обозначение частей своего тела.
  8. Приучается к горшку, может сам проситься на него.
  9. Умеет кататься на трехколесном велосипеде.
  10. Пытается самостоятельно одеваться.

Речевое развитие малыша в 1,5 года

Ребенок в этом возрасте уже неплохо разговаривает. Может произносить простые слова или задавать нехитрые вопросы: «Что это? Куда идешь?». Малыш подражает взрослым и имитирует их слова и выражение. Речевое развитие ребенка в 1,5 года подразумевает умение ребенка распознавать несколько цветов и животных на картинках. Речь малыша сопровождается жестами и мимикой, которые выражают его чувства на данный момент.

Социальное развитие ребенка в 1 год и 6 месяцев

На данном этапе развития у ребенка преобладает эгоцентрическое представление о мире. Для него не существует понятия «делиться». Он считает, что все окружающие его предметы и игрушки принадлежат только ему. Если он не получает желаемого, то может громко кричать, плакать и биться. Для него характерно толкнуть или ударить соседского мальчишку, отобрав у него желаемую вещь.

Ребенок становится эгоцентричным

Очень часто ребенок в этот период не слушается маму, дерется, кусается, бьется с другими детьми. Но это всего лишь очередной способ утверждения своей автономности, определения предела собственных возможностей и приобретение навыков отстаивания своих интересов. Следует реагировать на эти факторы спокойно, без криков и упреков.

Физическое развитие ребенка

Со стороны родителей существует необходимость совершенствовать самостоятельную ходьбу ребенка, его ориентацию в пространстве и координацию движений.

Несколько упражнений этой направленности:

  • Ставим пустую корзину на пол, и кидаем в нее поочередно с малышом игрушки, отойдя на небольшое расстояние. Это упражнение развивает глазомер и точность движений в пространстве.
  • На прогулке с крохой меняем направления: сначала идем к качелям, потом к дереву или лавочке. Это упражнение поможет освоить перемену ориентиров.
  • Учим малыша ходить по узкой тропиночке или наклонной доске, поддерживая за ручки. Можно также перепрыгивать бугорки, канавки и другие препятствия.

Кормление ребенка в 1,5 года

В этот преиод у малыша уже четырехразовое питание. Молоть всю пищу необязательно – достаточно слегка разминать ее вилкой. Ягоды, мягкие фрукты и вареные овощи можно давать целиком или порезав на кусочки.

Жареные блюда малышу давать нельзя – еда должна быть сварена или приготовлена на пару. Если малыш плохо ест, возможно, у него изменились потребности в еде. Поэтому меню у ребенка должно быть разнообразным и постоянно совершенствоваться.

Сон малыша

К 1,5 годам ребенок спит в течение дня всего один раз. Второй сон может быть коротким – всего 40 минут. Ночной сон занимает около 12 часов. Этого вполне достаточно, чтобы зарядить кроху энергией для исследования окружающего мира в течение дня. Следует организовать день так, чтобы основная физическая активность приходилась на первую половину дня.

Вечер же стоит провести более спокойно, за складыванием кубиков и рассматриванием картинок. Излишняя вечерняя активность может стать причиной того, что ребенок кричит по ночам и капризничает перед засыпанием.

Игры для полуторогодовалого малыша

Как развивать ребенка в этот период? Чем можно заинтересовать этого непоседу? Для качественного сенсорного развития рнебнка в 1 год и 6 месяцев, необходимо проводить с крохой игры разных видов:

  • Строительные – при помощи конструктора или кубиков делать различные приспособления для кукол (кроватки, домики).
  • Сюжетные забавы – купаем, кормим, укладываем кукол или мишек, летаем с самолетиком, прыгаем с зайчиком.
  • Дидактические – для этих игр используем матрешки, пирамидки с кольцами.

Полет фантазии у родителей не должен быть ограничен. Ведь главное, чтобы крохе было весело. Можно играть с крупой, пересыпая ее из одной емкости в другую. Это развивает мелкую моторику рук.


Тревожные звоночки для родителей:

  1. Ребенок в 1 год и 6 месяцев не говорит ни одного связного слова.
  2. К 1,5 годам малыш не ходит.
  3. Элементарная игра в «ладушки» дается ему с трудом.
  4. Все свои потребности малыш выражает только при помощи крика и плача.
  5. Ходит только на носочках.
  6. Умышленно бьет головой о бортики кроватки или другие предметы.

Эмоциональное развитие ребенка:

  • удивляется новым предметам и пугается неожиданных действий
  • без труда переключается из одного предмета на другой
  • радуется и смеется, когда у него что-то получается
  • выражает свое несогласие криком
  • знакомых людей воспринимает радостно, незнакомых – с опаской
  • «заражается» эмоциями – может заплакать, если кто-то около него плачет и наоборот

Уход за малышом

Из-за того, что малыш уже знаком с горшком, отпадает необходимость в частом мытье. Однако ежедневные гигиенические процедуры остаются прежними: чистка зубов, купание и умывание. Обязательны прогулки на свежем воздухе – не менее 2 часа.

Малыш может начать проявлять признаки чистоплотности

Иногда на этом этапе развития малыш сам проявляет первые признаки чистоплотности: вытирает запачканные ручки или просит помыть их протягивая в перед.

Параметры полуторагодовалого ребенка

Для мальчиков нормальным считается рост около 77 см. Для девочек – немного больше 79 см. Вес у мальчиков должен быть около 11-11,5 кг, у девочек – около 10,5. В это время у малышей появляются верхние клыки и первые коренные зубы. Очень часто прорезывание клыков сопровождается дискомфортом у ребенка, поэтому стоит использовать различные успокаивающие мази и гели.

sputnikdetstva.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *