Содержание

Нанимать ли репетитора? 5 причин за и 3 против

… имейте хороших и способных учителей в доме, затраты на них никогда не будут слишком велики…
                                                                                                                                                             Марк Аврелий

Немногие задумываются о том, что частное репетиторство является очень древней практикой. Наверняка, каждый студент философии знает, что Сократ был наставником Платона, который, в свою очередь, обучал Аристотеля, а Аристотель был учителем молодого Александра Македонского. Из цитаты императорского философа Марка Аврелия очевидно, что римляне также ценили частное обучение, как и греки. На протяжении многих веков репетиторство является самым эффективным способом поддерживать обучение ребенка, привлекая не только академического специалиста, но также наставника и ролевую модель в одном лице.

Определенно, в наши дни репетиторство также популярно, как и два тысячелетия назад. По данным различных источников, около четверти детей Великобритании занимаются с репетиторами на каком-либо этапе обучения. Большинство детей пользуются услугами репетиторов в преддверии важных тестов или вступительных экзаменов в школы и университеты, а также итоговых экзаменов GCSE и A Levels. Несмотря на такие данные, достаточно и критики в адрес репетиторства. Многие родители задумаются о том, зачем им инвестировать еще больше в индивидуальное обучение, когда они уже тратят достаточно денег на дорогостоящие частные школы. Под сомнение уроки репетитора также ставит нынешняя загруженность детей, помимо уроков также нужно заниматься спортом, музыкой, в драматическом или других кружках.

Тогда как репетиторство может быть просто фантастическим ресурсом для многих детей, помогая им не только академически, но и развивая уверенность в себе, вдохновляя их на успехи и снижая уровни стресса при огромной загруженности, оно подходит не всем детям. В некоторых случаях оно может пагубно отразиться на успеваемости ребенка, особенно, если у него элементарно нет времени просто, чтобы отдохнуть и расслабиться.

Учитывая огромное количество как положительных отзывов, так и критики, родителям может быть действительно сложно решить, стоит ли им привлекать специалиста или обойтись имеющейся школьной программой и ресурсами. В помощь таким родителям мы решили проанализировать все плюсы и минусы и выделили основные причины за и против.

Аргументы «за»

Для начала, давайте рассмотрим 5 причин, по которым репетитор может оказаться очень полезным для ребенка:

Чтобы предотвратить или остановить отставание от школьной программы

Один из ключевых аргументов в пользу репетиторства является то, что индивидуальный подход к ребенку в школе — задача практически невыполнимая. Поэтому, если методы преподавания не соответствуют скорости

www.ukstudycentre.com

8 главных ошибок при выборе репетитора

Без репетитора в выпускном классе, кажется, не обойтись. Мы скорее удивимся, если увидим ребёнка, который закончил школу без помощи репетитора, чем третьеклассника, у которого репетиторов уже четыре (по математике, русскому, английскому, ну и чем-нибудь ещё, чтобы наверняка). Но вот поиск нужного педагога — это почти всегда аврал, стресс и сомнения. Татьяна Волошко объясняет главные ошибки при поиске и выборе репетитора.

Привет, учитель! Рассылка

Для тех, кто работает в школе и очень любит свою профессию

1. Хороший репетитор хорош для всех задач

Занятия с репетиторами — удовольствие не из дешевых. И чтобы эта статья семейных расходов не была бессмысленной, нужно в первую очередь понять, зачем вы собираетесь нанимать репетитора. За очень редкими исключениями репетитор-универсал — это примерно то же самое, что и кандидат «околовсяческих» наук. И для решения разных задач вам зачастую нужны совершенно разные люди.

Дублировать материал школьных занятий и выполнять домашнее задание с ребенком

Самая простая и вполне понятная цель родителей, заинтересованных в том, чтобы ребенок был успешным, имел стабильно положительную оценку и не отставал от класса ни при каких обстоятельствах, а лучше — опережал. Для этой цели подойдет преподаватель, знающий материал на уровне школьной программы и владеющий понятными методами объяснения.

Наверстать упущенные знания (подтянуть отставшего от класса)

Этот пункт, на самом деле, объединяет множество самых разных ситуаций и здесь очень важно понимать, по какой причине ребенок отстал. Если выпал из учебного процесса, например, по болезни, нужен любой опытный человек (кстати, совсем не обязательно школьный учитель), который сумеет объяснить пропущенный материал в сжатые сроки. А если ребенок уже не первый год просиживает уроки впустую, в идеале сильный преподаватель должен быть еще и неплохим психологом, который поймет, как заинтересовать ребенка именно этим предметом. А это уже совсем другие навыки.

Подготовить к экзамену

Здесь, на первый взгляд, все прозрачно. Ищем педагога с положительным опытом подготовки детей непосредственно к ЕГЭ. Правда, если предполагается, что ребенок продолжит изучать предмет и после школы, стоит подумать о том, чтобы педагог был не только идеальным тренером, но мог по-настоящему заинтересовать предметом. Хотя бы для разрядки и смены ритма занятия.

Разумеется, в мире есть некоторое количество идеальных репетиторов, которые сильны во всем, но уповать на то, что вам обязательно попадется именно такой, все же не стоит.

2. Моему ребенку нужен самый сильный репетитор в городе/в районе

Как бы хорошо ни отзывались о преподавателе ваши знакомые и каким бы сильным он ни был на самом деле, нельзя гарантировать, что он подойдет и вашему ребенку. Особенно в подростковый период, когда для возникновения антипатии достаточно небрежной прически или резкого запаха духов. И опять-таки, если этот репетитор всю жизнь готовит к поступлению в физико-математический класс мотивированных детей, вряд ли он будет идеальным решением, если вы хотите подтянуть ребенка с тройки до четверки в четверти.

3. Чем выше стоимость занятий, тем лучше репетитор

Это далеко не всегда так. Порой студент, у которого еще свежи в памяти воспоминания о сдаче ЕГЭ, за условные деньги подготовит выпускника гораздо лучше, чем маститый преподаватель. К тому же в ситуации, когда репетиторов ищут через друзей и знакомых, высокая стоимость занятий зачастую не объясняется ничем, кроме «она так берет» или «все ему столько платят».

Из-за значительного разброса цен, любая средняя цифра будет напоминать «среднюю температуру по больнице». К тому же многое, разумеется, зависит и от региона. Для Москвы и Подмосковья в качестве ориентира можно назвать сумму в 1000 рублей за астрономический час.

4. Репетитор из вуза — лучший вариант для одиннадцатиклассника

С введением ЕГЭ этот тезис полностью утратил свою актуальность, но миф об этом продолжает жить. Еще в начале двухтысячных существовала настоящая каста репетиторов, которые готовили выпускников к поступлению в конкретные престижные вузы, и их услуги всегда были самыми высокооплачиваемыми. Следуя стереотипам, современные родители, а особенно те, у которых старшие дети окончили школу до введения новых образовательных стандартов, готовы встать к ним в очередь и сегодня, в чем теперь нет совершенно никакой необходимости. ЕГЭ одинаков для всех вузов, и институтский педагог при подготовке к нему далеко не всегда лучшее, а порой и совсем неудачное решение.

5. Репетитор отвечает за успеваемость и результаты ребенка

Самое расхожее заблуждение. Появление репетитора не отменяет родительского контроля и участия в процессе. Поэтому не удивляйтесь, если вы расслабитесь и полностью положитесь на репетитора, а потом не обнаружите у ребенка никакого прогресса. Причин может быть несколько: ребенку не подходит способ объяснения материала, он не выполняет домашних заданий или репетитор не смог установить контакт с учеником. Чтобы узнать об этом, вероятно, придется присутствовать хотя бы на первых занятиях. Если это смущает вашего ребенка, попросите оставить приоткрытой дверь. Также не поленитесь ознакомиться с требованиями преподавателя, расскажите об индивидуальных качествах ребенка; четко донесите свои пожелания и только после этого делайте выводы, подходит вам этот человек или нет.

6. Репетитор не должен задавать домашнее задание

В этом пункте многое зависит от целей и задач занятий. При этом очень важно понимать, что некоторые результаты достигаются исключительно путем тренировок и методичного исполнения типовых или же, наоборот, творческих заданий. Каким бы сильным ни был домашний преподаватель, достижением ученика становится только то, что добыто им самим.

7. Результат должен быть незамедлительным

Так не бывает. Не ждите пятерок после первых занятий. Иногда имеет смысл заранее составить с репетитором прогноз успеваемости. Все-таки постоянное пребывание в состоянии «ну когда уже все будет?!» еще никому не пошло на пользу.

8. Репетитора нельзя менять

Занятия даже с самым лучшим репетитором однажды могут потерять свою эффективность. Достигнув отличных результатов в первый год, не исключено, что в следующем ребенок утратит интерес к предмету или к преподавателю. Это не катастрофа. И очень вероятно, что и вины репетитора в этом нет. Случается, что подростки устают от общения с одним и тем же человеком или просто переходят в другую возрастную категорию, где прежние методы и приемы не работают. В этом случае стоит задуматься о замене учителя. Или же о том, что ребенку он больше (или пока) не нужен.

mel.fm

3 главных заблуждения о работе репетитора

Bombarda maxima (взрывающее заклинание во вселенной Гарри Поттера и крайнее возмущение в переносном смысле — Прим. авт.) — так можно описать реакцию на мой предыдущий материал «Профессия — репетитор». Реагировали в основном учителя (смотрим Facebook и «ВКонтакте»), хотя статья была ни разу не про учительский труд.

Привет, учитель! Рассылка

Для тех, кто работает в школе и очень любит свою профессию

Реагировали в основном на одно слово из статьи, причём не ключевое и не смыслообразующее — «презрение». Поначалу я думала отвечать на комментарии, но тезисы критикующих были однообразны, посему отвечу разом на все — записью в блоге. В том посте было намечено продолжение «в-четвёртых, в-пятых, в-шестых», потому воспринимайте написанное далее как обещанное продолжение, как следующую часть огромного текста все с той же долей субъективного и биографического, правда, с дополнениями более формального характера.

Хотели сравнения репетитора и учителя? Будет.

1. «Репетитор должен быть школьным учителем»

Репетитор — не учитель, зарабатывающий из подполья. И работа в школе не является ни базисом, ни подготовительным этапом к труду репетитора. Поэтому советы о том, что нужно пойти поработать в школу, нюхнуть пороха, хлебнуть лиха и совершить ещё какие-то манипуляции со своей карьерой мне не очень понятны.

Важно осознавать, что между репетитором и учителем есть одно принципиальное различие, носящее отнюдь не философский характер — это правовое основание работы. Открываем 273-ФЗ. Тот самый, который об образовании. Открываем и смотрим статью 2: педагогический работник — это физическое лицо, которое состоит в трудовых, служебных отношениях с организацией, осуществляющей образовательную деятельность, и выполняет обязанности по обучению, воспитанию обучающихся и (или) организации образовательной деятельности. Листаем дальше и задерживаем взгляд на статьях 47 и 48: там русским по белому объёмно расписано, на основании каких норм действует педагогический работник, на что имеет право, что обязан делать.

Распространяются ли эти нормы на репетитора? Нет.

Репетитор ни с кем ни в каких трудовых отношениях не состоит. Исключение составляют только случаи, когда преподаватель помимо частной практики трудится в каком-либо центре по подготовке к экзаменам. Правовое основание работы репетитора, его библия — Гражданский кодекс РФ, глава 39 «Возмездное оказание услуг». К нормативно-правовым актам, регулирующим деятельность репетитора, можно отнести 129-ФЗ и нормы Налогового кодекса, например, о патентной системе налогообложения.

Отношения, складывающиеся на основании ФЗ-273 — публичные, а те, что имеют в качестве правовой основы ГК — частные. Их нельзя ставить в один ряд. Отношения между учителем и классом, классом и школой, школой и учителем рождены силой государства; отношения между репетитором и учеником обусловлены взаимным волеизъявлением сторон.

Один из комментаторов написал в мой адрес что-то вроде: «Не хотела бы я отдать своего ребёнка такому репетитору». Понимаете, это и хорошо.

У вас есть право найти другого специалиста, а у меня есть право отказаться работать с вашим ребёнком

И прекращение наших отношений можно никак не аргументировать — не подходим мы друг другу, вот и всё. Односторонний отказ от исполнения договора возмездного оказания услуг — ГК РФ ст. 782. У репетитора могут быть личные требования к своим ученикам: я работаю только со «взрослыми» детьми, не младше 9 класса. Если я понимаю, что клиент «не мой», а ему по формату не подхожу я — мы расстаёмся. Таких случаев 2-3%.

У учителя таких требований быть не может: класс для него формирует школа. Он ни с кем не сможет расстаться, не потеряв львиную долю своих нервов.

На «Меле» была статья «Почему учитель — бесправное существо?». Хорошая статья, правдивая, ведь у учителя действительно нет права на выбор учеников. Если вы трудоустроены в школу, а после основной работы имеете частную практику, то у вас две профессии — вы школьный учитель и репетитор (коуч, тренер, ментор, наставник, сэнсей, воспитатель, мэтр, гувернёр). Похожие профессии, но две.


2. «Репетитор даёт то же, что и в школе»

Сразу скажу: я не занимаюсь натаскиванием на школьную программу и повышением успеваемости. Точнее сказать, я делаю это косвенно, так как ребята начинают демонстрировать полученные знания и в школе, но за прямые заказы не берусь — только ЕГЭ, ОГЭ, ДВИ. Оценка качества моей работы — прерогатива ученика, его родителей, системы автоматизированной проверки тестов, экспертной комиссии.

Начать заниматься натаскиваем на школьную программу всё равно что потерять свободу воли в образовательном процессе, поскольку диктовать темп, тематику, способы оценивания и, главное, методы — будет посторонний человек

У меня в прошлом юридический стаж, работа в фитнес-индустрии в качестве сертифицированного тренера Reebok и проектная занятость по организации конференций, конкурсов, того же «Селигера». Закончила МПГУ по специальности «организация работы с молодёжью, в этом году заканчиваю ещё и МГЮА.

Чему я могу научить? Всему тому же, чему учат в школе. А ещё могу предоставить курс по подготовке к поступлению в вузы при правоохранительных органах — и гуманитарные предметы, и физическая подготовка. А ещё могу подсказать, чем вы действительно поразите экспертную комиссию на ДВИ в юридическом. А ещё могу дать совет, как уже в школьном возрасте создать свой проект и получить на него государственный грант.

Почему могу? Потому что я не учитель-предметник, а тренер, юрист, event-менеджер, предприниматель и потомственная ведунья (шучу).

И делаю я это в удобное для клиента время, в комфортабельном и красиво оформленном помещении, с чаем/кофе, возможностью отрегулировать свет, температуру, масштаб изображения учебного материала для слабовидящих, с повторением для того, кто медленно пишет и так далее. Нет такой кастомизации в школе и не может быть. Репетитор и учитель не то что в разных весовых категориях, они в разных видах спорта.


3. «Репетитор должен быть бессребреником»

Ещё один интересный момент связан со стоимостью услуг репетитора. Я постараюсь осветить вопрос ценообразования, не сводя рассказ к написанию сметы.

Для начала процитирую нашумевшее высказывание нашего премьера:

«Меня часто спрашивают по учителям и преподавателям. Это призвание, а если хочется деньги зарабатывать, есть масса прекрасных мест, где можно сделать это быстрее и лучше. Тот же самый бизнес».

(Дмитрий Медведев, премьер-министр)

Фразу много критиковали, но мысль абсолютно правильная.

Для реализации призвания для учителя создаются все условия. Учитель находится в хозяйственном поле школы: все по госзакупкам централизовано поставляется: доски, столы, портреты учёных. На что из перечня оборудования для оснащения учебного процесса учитель тратит личные деньги? Расскажите, если есть такие статьи расходов.

У репетитора же собственное рабочее пространство. Вести в комнате, где пыхтит в кастрюле борщ, лежат расчёски на столе и кошачий лоток в уголочке ароматизирует пространство — абсолютное неуважение к клиенту. Вы бы удивились, если бы так выглядел кабинет юриста или психолога? Разумеется, удивились бы, потому что это неприемлемо в деле организации бизнеса.

Потому нужна аренда в офисном центре либо капитальный ремонт жилья. У меня есть и то, и другое. Знаете, сколько стоит доска или флипчарт? Самые дешёвые — три-пять тысяч. А ещё столы, стулья, органайзеры для бумаг, принтер, учебники ежегодно, лампы, маркеры, губки, вода в бутылках для клиентов, чайник, чай, сладости и сувениры детям, декор помещения и… список бесконечен.

На все это нужно заработать, чтобы пригласить клиента в достойное место. Желательно иметь страничку в соцсетях или сайт: с оформлением, прилично отвёрстанным текстом, отзывами. Все это тоже требует вложений.

Репетитор — это человек из бизнеса. И требования к нему такие же, как к любому другому предпринимателю — делать честно и качественно

Представьте в кругах Эйлера три показателя «качественно, бесплатно, быстро». Качественно и бесплатно не бывает, даже в условиях социализма. Если вы работаете бесплатно, все остальные ваши показатели — имидж, оснащённость, психологический комфорт, самооценка — будут стремиться к нулю. Про «быстро» — вообще отдельный разговор: за несколько месяцев научить тому, что изучается лет пять, — особая задача.

Также в стоимость услуг заложен масштаб работы — индивидуально или в мини-группах. Учитель-предметник в совершенстве знает свой предмет, а репетитор знает и предмет, и то, насколько хорошо его предмет знает клиент. Личность ученика в деле репетитора не сливается в огромную коллективную личность, именуемую «класс». Естественно, индивидуальная работа дороже. Купе в поезде на одного тоже дорого, но вопросов подобный прайс не вызывает.

Потому никакой речи об организации богадельни и бесплатном преподавании идти не может — исключение составляют только первичные консультации. Цена формируется на основе спроса, приобретается услуга добровольно. Если для вас данная модель взаимоотношений между гражданами неприемлема, и на душе скребутся кошки оттого, что кто-то зарабатывает, то вступайте в КПРФ, стройте коммунизм.


В комментариях под предыдущей частью статьи было много замечаний а-ля «какая неэтичная статья, как можно презирать коллег». Обосную, почему можно презирать коллег — не всех, подчеркну, а большинство.

Я уже говорила, что первичной для репетитора является бизнес-этика. Квинтэссенцией бизнес-этики является слово «качество». И да, конечно, я понимаю, что заставить весь класс быть отличниками, даже хорошистами — задача колоссальная, но формировать у учащихся необъективные представления о знаниях — вот где неэтично.

Неэтично допустить попадания в молодёжные парламенты детей, которые не знают — в 11 классе не знают, — что такое парламент. Да, молодёжные парламенты формируются отдельно от школ, но как вообще может человек дойти до 11 класса и не знать, на чём стоит его государство. И это реальный случай!

А потом открытые уроки про патриотизм и гражданственность. Какой патриотизм? Какая гражданственность? Дети знают три замыленных слова про ветви власти, но эти слова без дальнейшего объяснения — бесполезная информация.

Неэтично заставлять учащихся конспектировать Конституцию и иные нормы закона. С такой же эффективностью можно заставить весь класс переписывать Священное Писание и ждать, когда Святой дух пошлёт всем озарение. У нас право профессиональное, оно требует объяснений — его и взрослому человеку без юридического бэкграунда не всегда просто воспринимать. А это дети! Пусть и выглядят они очень зрелыми, но это всё ещё дети. Они и 30% от написанного не поймут. Право надо толковать, пояснять, разжёвывать, подавать в максимально доступной форме, с живыми примерами. Школа, как по мне, должна научить принципам и основным методам познания мира. Конспектировать? На уроках? Вы серьёзно?

Неэтично ставить хорошие оценки по истории тем, кто не знает ничего дальше Крещения Руси. Я еще ни разу не начинала работать с учеником, который хотя бы на тройку знает историю. Ребята более-менее помнят XX век, который проходят в 11 классе. И всё.

Мне хочется процитировать Михаила Шварца — известного в определённых кругах российского правоведа. Я не ручаюсь за детальное попадание слово в слово, но вот само высказывание, произнесённое в рамках лекции о том, почему в России такая разношёрстная судебная практика: «Знаете, почему суды плохие? Так это не в судьях дело. Дело в том, что поставили тройку там, где надо было ставить двойку».

Неэтично, неэтично, неэтично! Каждый день есть что-то, что заставляет меня задать клиенту вопрос: «А чем вы вообще в школе занимаетесь?». Почему вместо шлифовки знаний тех, что хочет на бюджет в МГИМО, репетиторы занимаются изучением дисциплины с нуля или уровня, как говорят в английском, elementary?


Я верю, что есть хорошие учителя: учителя, которые не боятся ворчания родителей и могут влепить двойку, если там действительно двойка; учителя, которые внушают авторитет, а не страх; учителя, которые могут показать класс не только на выступлении в рамках конкурса «Учитель года», а каждый день, на каждом уроке. У меня были такие преподаватели в университете, я знаю таких учителей лично.


Наверное, есть ещё много вопросов, которые стоит осветить. Наверное, не на всю критику был дан ответ.


У автора самомнение? Да, ещё какое.


Автор молод? Да, 22 года.


Автору не хватает такта? Возможно, но я не могу не обращать внимания на то, с чем сталкиваюсь каждый день в работе. Потому что ситуация вопиющая.

Автор глуп? Нет, автор не глуп. Хотя бы потому, что правильно пишет слова и ставит знаки препинания в комментариях и статьях, в отличие от некоторых вышеупомянутых интернет-ораторов.


ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:

8 причин, почему учитель — абсолютно бесправное существо

12 признаков хорошего учителя

Лжевводные слова: почему лишние запятые — это страшное зло

mel.fm

Нужен ли репетитор дошкольнику и ребенку младшего школьного возраста? — 7sisters.ru

Вопрос, когда начинать заниматься с репетитором, и начинать ли вообще, волнует очень многих родителей. Кто-то бросается в крайности и ищет опытного наставника трехлетке, чтобы  он отправился в школу,  освоив программу на 2 года вперед. А кто-то тянет до последнего и верит, что за пару месяцев до ЕГЭ репетитор сотворит чудо и «натаскает» троечника на 100 баллов. Образовательный проект TutorOnline   поможет определиться, в каких случаях стоит нанять  репетитора в младшем возрасте ребенка, чтобы не усложнять ему жизнь в старших классах.

До 7 лет – только игра!

Нейропсихология давно установила: логическое мышление развивается у ребенка не раньше 7 лет. Это означает, что все “серьезные” занятия наукой до этого периода – совершенно бесполезны. Нет, заниматься с ребенком нужно и важно, но только не в стиле академических диспутов, а в развлекательной форме. Учить буквы, цифры и даже иностранный язык можно, если вы предложите малышу забавную игру, в процессе которой он с удовольствием откроет для себя что-то новое.

Не стоит заставлять ребенка заниматься –  и тем более пугать его двойками в школе. В раннем возрасте дети просто не отождествляют свое счастье и благополучие с какой-то там отметкой в дневнике. Не формируйте в ребенке страх перед учебой. Если каждый день вы будете принуждать сына или дочь читать-считать-писать, мотивируя грозной учительницей с указкой, в первый класс дети пойдут, мягко говоря, не в самом приподнятом настроении.

 

Репетитор в дошкольном возрасте может помочь в том случае, если он ориентирован в первую очередь на психологическую подготовку. Не всегда родители сами могут правильно оценить психологическую готовность ребенка к предстоящим изменениям. Если вы ходите в какой-то развивающий детский центр, посещаете подготовительные курсы или  ребенок прошел “курс юного первоклассника” в саду,  не имеет смысла нагружать его дополнительными занятиями с репетитором. В последние недели перед школой особенно важно хорошо отдохнуть.

Успеваемость в 1 классе не залог успеха.

Многие родители думают, что ребенок должен демонстрировать свои выдающиеся интеллектуальные способности с порога школы. Однако не все дети способны моментально раскрыть свой потенциал. Кстати, быть отличников в школе залог того, чтобы быть отличником по жизни.

Если ребенок с трудом осваивает программу начальной школы, разберитесь в ситуации и выясните, в чем причина. Если отметки в дневнике не радуют, не спешите нанимать сразу 5 репетиторов. Чаще всего проблема кроется не в слабых способностях, а в психологических аспектах. Ребенку может быть некомфортно в новой среде – он мог зажаться, замкнуться. Возможно, произошел конфликт с одноклассниками или учителем. В таком случае следует доверительно побеседовать с сыном или дочкой и, если необходимо, обратиться к детскому психологу.

Репетитор в 1-4 классах нужен в следующих ситуациях:

Ребенок отлично общается с одноклассниками, неплохо успевает по другим предметам, но испытывает трудности с какой-то одной дисциплиной. Здесь главное не запустить ситуацию, чтобы в 9 классе перед экзаменами ученику не пришлось начинать подготовку с программы начальной школы, где когда-то были проигнорированы серьезные пробелы в знаниях. Лучше найти опытного репетитора, специализирующегося на работе с учениками младшей школы.

Ребенок не понимает объяснений школьного учителя. Это очень непростая ситуация, которая, к сожалению, встречается нередко. Один учитель на 30 учеников – огромная нагрузка даже на самого опытного педагога. В таких условиях учитель физически не может использовать индивидуальный подход, что бы там ни обещали на родительских собраниях.

Часто родителям даже приходится переводить ребенка в другой класс или другую школу. И лучше принять меры, чем игнорировать серьезную проблему. Альтернативой кардинальным решениям может быть репетитор. Иногда ребенку достаточно услышать другую манеру изложения того же материала, чтобы снять барьер.

В следующей статье мы дадим несколько практических советов, как найти идеального репетитора для ученика младших классов.

Нужен ли репетитор дошкольнику и ребенку младшего школьного возраста? was last modified: Июль 26th, 2017 by Полина Ртищева

7sisters.ru

5 советов, как найти хорошего репетитора

Выбрать репетитора для своего ребенка всегда бывает непросто. Либо он кажется вам очень квалифицированным, но дорогим. Либо денег берет немного, но вас смущает, что он еще студент и учится сам — разнообразных сомнений может быть масса. Как лучше всего подобрать именно того репетитора, который подойдет под ваши запросы и возможности, рассказывает сооснователь образовательной компании «Древо разума» Илья Воробьев.

Привет, учитель! Рассылка

Для тех, кто работает в школе и очень любит свою профессию

1. Четко сформулируйте цель занятий

Чтобы найти хорошего репетитора, нужно четко понимать, чего вы хотите добиться. «Подтянуть знания» — плохая цель, потому что в этом заключается работа любого репетитора. «Повысить оценку в школе с тройки до четверки» — тоже не очень хорошая цель, особенно в 9-11 классах, потому что она не несет в себе большой практической ценности. Оценки в школе — просто один из способов проверки знаний. Они могут быть промежуточным результатом, но не целью. «Подготовиться к ОГЭ/ЕГЭ» также не подходит — непонятно какой нужен результат и каков текущий уровень. Как нужно ставить цели?

Допустим, вы хотели бы поступить на бюджет в определенный вуз на определенный факультет в этом учебном году. Хотели бы не исходя из текущих баллов, а в идеальной ситуации, если бы вы могли выбрать абсолютно любое место и пойти именно туда. Например, для этого каждый ЕГЭ надо написать в среднем на 85 баллов. Сейчас пробный ЕГЭ по математике ребенок пишет примерно на 70 баллов. Значит, конечная цель — поступить на бюджет в определенный вуз, а цель занятий — подготовиться к ЕГЭ по математике на 85 баллов и выше с текущих 70 баллов за период с января по май этого года. Соответственно, нужно искать репетитора, который наилучшим образом подходит для этой конкретной цели, а не просто «хорошего преподавателя по математике».

2. Потратьте время на предварительный анализ

Вы, конечно, можете вбить в поисковик «репетитор по…», перейти по первой ссылке и оставить там заявку. С вами даже оперативно свяжутся и подберут преподавателя. Но в этом случае вы не сможете понять, насколько это хороший репетитор, адекватные ли у него условия и так далее. Вам просто будет не с чем сравнить. Поэтому стоит провести небольшой анализ рынка:

  • Поговорите со знакомыми родителями, которые нанимали репетитора, и попросите ребенка расспросить друзей и одноклассников. Возможно, вам посоветуют кого-то, кто уже хорошо себя зарекомендовал.
  • Изучите как минимум 5-10 различных сайтов, которые предлагают услуги репетиторов. Посмотрите анкеты, почитайте принципы подбора преподавателей.
  • Поищите информацию на форумах, в блогах и социальных сетях. Почитайте, как другие люди искали репетиторов, как с ними взаимодействовали, какой был результат.

Заявку на подбор репетитора стоит оставлять только после того, как вы проделали все эти действия. Так вы сможете хорошо подготовиться к общению с преподавателями, и шансы найти того, кто вам нужен, существенно возрастут.

3. Изучайте отзывы, но не доверяйте им полностью

У хорошего преподавателя, особенно если он долго преподает, должны быть хорошие отзывы. Но в то же время хорошие отзывы не гарантируют, что преподаватель подойдет в вашем конкретном случае. Несколько советов, как оценивать отзывы преподавателей:

  • Не рассматривайте преподавателей с большим количеством плохих отзывов. В то же время 1-2 негативных отзыва на фоне большого количества положительных — не страшно. У любого преподавателя может быть ситуация, когда взаимодействие с учеником или его родителями не задалось по какой-то причине.
  • Отзывы на сайтах компаний, подбирающих репетиторов, как правило, реальные — большинство компаний дорожат своей репутацией. Но если у репетитора свой сайт или аккаунт в соцсетях, там по определению будут только хорошие отзывы, что может не отражать реальную ситуацию.
  • По отзывам можно понять, на чем специализируется преподаватель. Если вам нужна подготовка к ОГЭ, а большая часть отзывов от студентов, закрывших сессию, — вероятно, это не ваш вариант, даже если все отзывы положительные.

Также могут быть другие подтверждения квалификации преподавателей. Некоторые компании, в том числе наша, проводят предварительный отбор всех репетиторов или утверждают, что это делают. В этом случае при общении с сотрудником компании попросите подробно рассказать о методике отбора — если вам не смогут внятно ответить, значит, это просто рекламный слоган.

4. Ищите преподавателей, которые специализируются на необходимой вам области

Как понять, что преподаватель специализируется на том, что нужно именно вам? Посмотрите отзывы, к чему он готовил учеников. И, главное, подробно расспросите при предварительном телефонном разговоре, на чем он специализируется, что чаще всего преподает, чего добиваются ученики. Желательно это сделать до того, как вы расскажете цель занятий, чтобы преподаватель не смог на ходу подогнать свой рассказ под ваш запрос. Оптимальный вариант — найти преподавателя, который уже успешно готовил учеников с такими же целями, как у вас. И желательно занимается с такими учениками в настоящий момент.

Если репетитор — студент или недавний выпускник, спросите также об его собственных достижениях. Они должны быть не хуже того уровня, к которому он готовит. Например, если он сам не выигрывал ни одну олимпиаду, то вряд ли сможет хорошо подготовить к олимпиаде ученика.

Приведу пример из личного опыта. В 11 классе я готовился ко Всероссийской олимпиаде по экономике с репетитором. Он недавно окончил университет, не работал преподавателем, не имел научных степеней и публикаций. Но в свое время он выиграл диплом на Всероссийской олимпиаде по экономике и уже несколько лет успешно готовил учеников к этой самой олимпиаде. То есть специализировался именно на том, что мне было нужно. В результате я тоже получил диплом победителя Всероссийской олимпиады и досрочно поступил в университет.

5. Не переоценивайте формальные регалии репетитора

Многие думают, что чем больше опыта, всевозможных званий и наград у репетитора, тем лучше. Но это не всегда так. Важно понимать, что в большинстве случаев нет необходимости в именитом преподавателе. Если вам нужно сдать ЕГЭ на 70-80 баллов, не нужно искать профессора и доктора наук, с этим вполне справится хороший школьный учитель или студент старших курсов с опытом подготовки к ЕГЭ. К тому же это будет значительно дешевле.

Еще один пример из собственного опыта, на этот раз неудачный. В 11 классе я недолгое время занимался с преподавателем английского с упором на грамматику. Это была заведующая кафедрой английского языка в одном из ведущих вузов с многолетним опытом и длинным послужным списком. Я ездил на другой конец Москвы утром в будний день, пропуская уроки в школе, потому что другого свободного времени у нее не было, а родители платили немалые деньги. Но эффективность занятий была низкой — я просто решал номер за номером, и в случае ошибок репетитор меня поправлял и объяснял непонятные вещи. В этом не было ничего плохого, преподаватель отлично владел предметом и понятно объяснял, но подобные занятия явно не стоили всех материальных и временных затрат. После нескольких уроков мы приняли обоюдное решение прекратить занятия.


Если у вас остались или, наоборот, появились вопросы, связанные с поиском репетиторов, можно задать их в комментариях, постараюсь на них ответить.


ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:

Как правильно хвалить ребёнка (и что бывает, если этого не делать

Ольга Романова — об учителях, которых нужно держать подальше от школ

8 главных ошибок при выборе репетитора.

mel.fm

Почему репетитор — это серьёзно

Родители моих учеников, да и сами ученики всегда спрашивают, какое у меня образование, велик ли опыт преподавания, работала ли я в школе или где-то ещё. Расскажу свою историю о том, почему репетиторство для меня — это престижная профессия, а не подработка, не калым и уж подавно не хобби.

Репетитор и закон

С точки зрения закона репетиторство является предпринимательской деятельностью. Если вы хотите заниматься этим бизнесом масштабно и легально, то вам необходимо либо примкнуть к штату работников официально зарегистрированного репетиторского центра, желательно имеющего лицензию на осуществление образовательной деятельности, либо регистрироваться самостоятельно. Более 70 процентов школьных учителей подрабатывают сегодня репетиторами, формируя теневой рынок образования в России — я подобную активность не поддерживаю, хотя бы потому, что учитель даром получает огромную клиентскую базу, а нам — крутись, рекламируйся, в ФНС ходи.

 

Часто для достижения цели нужны специальные навыки, и поможет их натренировать репетитор. (Кадр из х/ф «Цвет денег», 1986)

 

Сразу обозначу свою позицию: репетитор — не учитель, зарабатывающий из подполья. Работа в школе не является ни базисом, ни подготовительным этапом к труду репетитора. На одном из образовательных порталов мне довелось выразить своё скептическое отношение к современным школьным учителям. В ответ хлынуло множество комментариев о том, что мне нужно пойти поработать в школу, нюхнуть пороха, хлебнуть лиха и совершить ещё какие-то манипуляции со своей карьерой. Не очень понятные советы, так как я позиционирую свою репетиторскую деятельность как предпринимательскую, даже имея законченное высшее в МПГУ по специальности «Организация работы с молодёжью».

«Надо смотреть правде в глаза: часть репетиторов — люди, которые по разным причинам не хотят работать с детьми в школе», — написала журналист «Российской Газеты».

Я лично не хочу, это верно, а причина в том, что между репетитором и школьным учителем есть одно принципиальное различие, носящее отнюдь не философский характер: это правовое основание работы.

Открываем 273-ФЗ. Тот самый, который об образовании. Смотрим статью 2: педагогический работник — это физическое лицо, которое состоит в трудовых, служебных отношениях с организацией, осуществляющей образовательную деятельность, и выполняет обязанности по обучению, воспитанию обучающихся и (или) организации образовательной деятельности. Листаем дальше и задерживаем взгляд на статьях 47 и 48: там русским по белому объёмно расписано, на основании каких норм действует педагогический работник, на что имеет право, что обязан делать.

Распространяются ли эти нормы на репетитора? Нет. Репетитор ни с кем ни в каких трудовых отношениях не состоит. Исключение составляют только случаи, когда преподаватель помимо частной практики трудится в каком-либо центре по подготовке к экзаменам, о чём я писала выше. Правовое основание работы репетитора, его библия — Гражданский кодекс РФ, глава 39 «Возмездное оказание услуг». К нормативно-правовым актам, регулирующим деятельность репетитора, можно отнести 129-ФЗ и нормы Налогового кодекса, например, о патентной системе налогообложения.

Отношения, складывающиеся на основании ФЗ-273 — публичные, а те, что имеют в качестве правовой основы ГК — частные. Их нельзя ставить в один ряд.

Отношения между учителем и классом, классом и школой, школой и учителем рождены силой государства; отношения между репетитором и учеником обусловлены взаимным волеизъявлением сторон.

У вас есть право найти другого специалиста, а у меня есть право отказаться работать с вашим ребёнком. И прекращение наших отношений можно никак не аргументировать — не подходим мы друг другу, вот и всё. Односторонний отказ от исполнения договора возмездного оказания услуг — ГК РФ ст. 782.

 

Репетитор может брать на себя решение задач, которые не решает школа. А может и не брать. (кадр из х/ф «Их собственная лига», 1992)(источник: playbuzz)

Ещё один интересный момент связан со стоимостью услуг репетитора. Я постараюсь осветить вопрос ценообразования, не сводя рассказ к написанию сметы.

Для начала процитирую нашумевшее высказывание нашего премьера: «Меня часто спрашивают по учителям и преподавателям. Это призвание, а если хочется деньги зарабатывать, есть масса прекрасных мест, где можно сделать это быстрее и лучше. Тот же самый бизнес». Фразу много критиковали, но мысль абсолютно правильная.

Для реализации призвания учителя создаются все условия. Учитель находится в хозяйственном поле школы. Всё по госзакупкам централизовано поставляется: доски, столы, портреты учёных. На что из перечня оборудования для оснащения учебного процесса учитель тратит личные деньги? Расскажите, если есть такие статьи расходов.

У репетитора же собственное рабочее пространство. Вести в комнате, где пыхтит в кастрюле борщ, лежат расчёски на столе и кошачий лоток в уголочке ароматизирует пространство — абсолютное неуважение к клиенту. Вы бы удивились, если бы так выглядел кабинет юриста или психолога? Разумеется, удивились бы, потому что это неприемлемо в деле организации бизнеса.

В том же материале «Российской Газеты» размещён откровенный отзыв мамы-клиентки:

  • «Беру 800 рублей за занятие. Не важно, у себя дома или у вас», — объявила мне репетитор, найденная по объявлению в Интернете. «У себя» — это кухня в съёмной двухкомнатной квартире, которая не видела ремонта последние сорок лет. На кухне из мебели только стол и два старых табурета. Дети поинтересовались: «Нельзя ли заниматься в комнате?» На что репетитор ответила: «Там всё завалено вещами. Но если очень надо, я приберусь».

Что и требовалось доказать: мало кому хочется заниматься у прыщавого аспиранта в неопрятном помещении или у странной старушки с запахом изо рта, пусть и с багажом из всей советской педагогики.

 

Старая советская кухня может быть предметом ностальгии, но вряд ли станет хорошим местом для работы.(источник: pikabu.ru)

Репетитор — это человек из бизнеса. И требования к нему такие же, как к любому другому предпринимателю — делать честно и качественно.

Потому нужна аренда в офисном центре либо капитальный ремонт жилья. У меня есть и то, и другое. Знаете, сколько стоит доска или флипчарт? Самые дешёвые — три-пять тысяч. А ещё столы, стулья, органайзеры для бумаг, принтер, учебники ежегодно, лампы, маркеры, губки, вода в бутылках для клиентов, чайник, чай, сладости и сувениры детям, декор помещения и… список бесконечен.

На всё это нужно заработать, чтобы пригласить клиента в достойное место. Желательно иметь страничку в соцсетях или сайт: с оформлением, прилично свёрстанным текстом, отзывами — и здесь вложения.

Представьте в кругах Эйлера три показателя «качественно, бесплатно, быстро». Качественно и бесплатно не бывает, даже в условиях социализма. Если вы работаете бесплатно, все остальные ваши показатели — имидж, оснащённость, психологический комфорт, самооценка — будут стремиться к нулю. Про «быстро» вообще отдельный разговор: за несколько месяцев научить тому, что изучается лет пять, — особая задача.

Также в стоимость услуг заложен масштаб работы — индивидуально или в мини-группах. Учитель-предметник в совершенстве знает свой предмет, а репетитор знает и предмет, и то, насколько хорошо его предмет знает клиент. Личность ученика в деле репетитора не сливается в огромную коллективную личность, именуемую «класс». Естественно, индивидуальная работа дороже. Купе в поезде на одного тоже дорого, но вопросов подобный прайс не вызывает.

Потому никакой речи об организации богадельни и бесплатном преподавании идти не может — исключение составляют только первичные консультации. Цена формируется на основе спроса, договор об оказании услуг заключается добровольно — напоминаю о правовом основании. Если для вас данная модель взаимоотношений между гражданами неприемлема, и на душе скребутся кошки от того, что кто-то зарабатывает, то вступайте в КПРФ, стройте коммунизм.

Является ли репетитор обслуживающим персоналом?

Нет, не является. Тема закрыта, давайте следующий вопрос.

А если серьёзно, то в отношениях между репетитором и клиентом существует система прав и обязанностей, в которую никак не встраивается термин «обслуга». Ибо обслуживающий персонал — это работники, НЕ участвующие непосредственно в процессах оказания услуг и управлении этими процессами. В матрице «родитель (заказчик) — ученик (благополучатель) — репетитор (исполнитель)» профессиональным субъектом является последний, и если кто-то из ваших клиентов считает вас обслуживающим персоналом — расстаньтесь с ним сразу же.

Если и сравнивать деятельность репетитора с какой-то ещё, то больше всего подойдёт деятельность фитнес-тренера: я работала тренером в фитнес-клубе, поэтому знаю специфику. Есть огромные венозные качки — это тренеры для мужчин; есть тренеры по групповым программам — заводные звонкоголосые женщины; есть тренеры по растяжке и йоге — флегматичные, умиротворённые. Вам априори не могут подходить все из перечисленных вариантов сразу: вы всегда будете выбирать, отталкиваясь от ваших целей.

То же самое с репетитором: это не более дорогостоящая разновидность школьного учителя с универсальной компетенцией, это специалист, фокусирующийся на развитии одного или нескольких смежных навыков.

 

Репетитор — не обслуга и не источник развлечения (кадр из х/ф «Игрушка», 1976)(источник: kinopoisk)

У репетитора могут быть личные требования к своим ученикам: я работаю только со «взрослыми» детьми, не младше 9 класса. Если я понимаю, что клиент «не мой», а ему по формату не подхожу я — мы расстаёмся. Таких случаев 2-3%.

В коммуникации между репетитором и учащимся существует особая этика, где-то более мягкая, а где-то более суровая, если сравнивать со школьной.

Одной из моих клиенток меня порекомендовал другой репетитор, женщина в возрасте. На телефонный вопрос о том, как меня представить будущей ученице, я ответила только своё имя. «Нет, ну как же так, нужно обязательно по отчеству», — возразила коллега. И я принципиально не согласна с этой позицией: всегда общаюсь на «ты», тип обращения ко мне учащийся выбирает сам. Процентов 30-40 предпочитают на «вы», процентов 10 пользуются исключительно звучным «Дарья Дмитриевна», остальные на «ты». Ведь дело в том, чтобы учащийся мог на занятии максимально свободно излагать свои мысли и демонстрировать действительный уровень знаний. Уважение кроется не в формализованном общении, а в признании компетентности и авторитета.

Расскажу историю из жизни: я летом 2016-го устраивалась в один центр по подготовке к экзаменам. Туда берут очень молодых специалистов (даже второкурсников), поэтому я со своим толстым портфолио, педагогическим образованием и вторым почти законченным юридическим (всё вместе читайте как «я со своим раздутым чувством собственной важности») сидела на собеседовании «лайк э босс».

Отбор преподавателей был четырехэтапный. На первом нужно было поболтать на свободную тему, никак не связанную с предметом преподавания, этот этап я прошла без проблем. А вот второй этап заключался в имитации занятия. Только вместо учеников были сотрудники центра: они пытались разыгрывать всякие нестандартные ситуации, проверяя, видимо, стрессоустойчивость кандидатов.

 

Со времён, когда к домашним учителям относились с предубеждением, многое изменилось (кадр из х/ф х/ф «Джейн Эйр», 2011)(источник: filmz.ru)

Предваряя дальнейший рассказ, скажу, что я достаточно вольности позволяю своим ученикам: им можно пить чай, отвечать на важные звонки, выбирать способ запоминания информации с написанием или на слух, шутить шутки. Короче, я не тиран. Но та ситуация, что была разыграна сотрудниками центра, была прям гротескной. Две девушки поначалу усердно смотрели в телефон, после задавали неуместные вопросы по предмету, а потом начали демонстративно в голос общаться друг с другом.

И тут одна из них задаёт другой вопрос: «Ну что, куда сегодня в кино пойдем — на ужасы или драму?»

Честно, для меня это нестандартная ситуация: просто обычно работаю с адекватными людьми, которые достаточно внимательно слушают то, что я говорю, ибо, полагаю, ценят информацию. И не переигрывают. Я решила пресечь дальнейшее безобразие фразой: «Я вам драму или ужасы сейчас здесь устрою». Естественно, работать меня туда не взяли, сказали, что слишком агрессивный образ.

Но мораль истории в другом: поведение, мешающее занятию, будет просто пресекаться. Вплоть до принципиального отказа работать с клиентом — такое тоже было. Важно понять, что вы платите репетитору как профессионалу своего дела, имеющему полный контроль над вашим образовательным процессом по его предмету. Репетитор — не обслуга, а ваш наставник, который имет право отказаться от неудобного клиента. Я стараюсь строить ту модель отношений, в которой будет соблюдён хрупкий баланс между дружеской нотой и менторством, диалогом и руководством, вольностью и дисциплиной.

Престиж репетиторской деятельности

Престижно ли быть репетитором? Да, если вы не учитель, который втихаря вытаскивает своих учеников на платные индивидуальные. Если вы подходите под это описание, то вернитесь в начало статьи, там много полезного.

Репетитор — это предприниматель, а оно (предпринимательство) у нас в чести по результатам опросов. Вдобавок у этой профессии огромный творческий потенциал в плане выбора или создания методик преподавания.

У меня в прошлом юридический стаж, работа в фитнес-индустрии в качестве сертифицированного тренера Reebok и проектная занятость по организации конференций, конкурсов, того же «Селигера». Закончила МПГУ по специальности «организация работы с молодёжью», в этом году заканчиваю ещё и МГЮА.

Чему я могу научить? Всему тому же, чему учат в школе. А ещё могу предоставить курс по подготовке к поступлению в вузы при правоохранительных органах — и гуманитарные предметы, и физическая подготовка. А ещё могу подсказать, чем вы действительно поразите экспертную комиссию на ДВИ в юридическом. А ещё могу дать совет, как уже в школьном возрасте создать свой проект и получить на него государственный грант.

Почему могу? Потому что я не учитель-предметник, а тренер, юрист, event-менеджер, предприниматель и потомственная ведунья (шучу).

И делаю я это в удобное для клиента время, в комфортабельном и красиво оформленном помещении, с чаем/кофе, возможностью отрегулировать свет, температуру, масштаб изображения учебного материала для слабовидящих, с повторением для того, кто медленно пишет и так далее. Человек может прийти с конкретной проблемой, сильным желанием чего-то добиться и интуитивным знанием о том, что для этого нужно поступить в хороший вуз, а ты помогаешь ему поставить цель, поделить её на этапы и постепенно приближаться к её достижению — это ли не благородно?

 

(источник: Vintage Book Illustrations)

В школе нет времени учить каждого по особым программам, да и нет такой цели: на то оно и общее образование, чтобы быть универсальным и единообразным.

У всех разный потенциал, разные способы восприятия информации и, что главное, разная мотивация. Каждый год встречаются дети, которых на занятия пригнали родители или какое-то необъяснимое ярмо необходимости подготовки: «Мне вот надо сдать именно этот предмет, но не знаю, с какой целью». Таких детей процентов 40.

Многие репетиторы обещают «возбудить интерес к предмету», «привить охоту к учёбе» — простите, но это только популизм для привлечения клиентуры, не будем идеализировать.

Нельзя управлять симпатиями ребёнка, а потому невозможно заставить человека любить предмет, если изначально он не имеет к нему интереса и склонности. Зато можно на основе утилитарных рассуждений, налегая на прагматизм, донести, что если запомнить вот этот перечень информации, то сможешь сделать задание под номером таким-то, таким-то и таким. И человек запоминает. И человек правильно выполняет задание под номером таким-то, таким-то и таким. Ведь у юного человека с первого класса в голову вбита необходимость что-то сдать и куда-то поступить.

За качество и кастомизацию услуги люди готовы платить, отсюда мы можем сделать вывод и о финансовом престиже профессии репетитора.

Главная идея моей деятельности: репетитор — это предприниматель. Квинтэссенцией бизнес-этики является слово «качество», а потому я стараюсь сделать его основным символом своей работы. Надеюсь, эта статья сможет изменить отношение к действительно профессиональным репетиторам и понять их вклад в современное образование.

5 апреля 2017, 12:00
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.

Нашли опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter.

newtonew.com

Как определить, нужен ли вашему ребёнку репетитор по русскому языку

Анастасия Шадрина

Кандидат филологических наук, лингвист, репетитор по русскому языку, ведёт блог о грамотности.

Русский язык — обязательный экзамен в 9-м и 11-м классах, нужен для поступления всем выпускникам, а кроме этого, понятно желание каждого родителя, чтобы его ребёнок грамотно говорил и писал. Всё это приводит к тому, что буквально со 2-го класса у школьников появляются репетиторы по русскому языку, а на их оплату уходит приличная часть семейного бюджета. Так ли это необходимо?

Мой стаж репетитора по русскому языку уже более 12 лет. Кроме того, я действующий эксперт ОГЭ и ЕГЭ, знаю не только школьную программу, но и специфику выпускных экзаменов. На основе этого опыта мне хотелось бы дать несколько советов родителям школьников о том, нужен ли именно вам в конкретной ситуации репетитор по русскому.

В начальной школе

Если вы отстали по программе из-за болезни или по другим причинам, вам поможет репетитор по начальной школе. Он знает специфику программы младших классов, а также в курсе, каким цветом нужно подчёркивать подлежащее и надо ли обводить союз в кружочек. Поверьте, в начальной и старшей школе эти предписания могут различаться!

Если же проблемы в том, что ребёнок постоянно делает ошибки в простых словах, путает буквы и не дописывает окончания, идите к хорошему логопеду или дефектологу. Дислексия и дисграфия — явления сейчас очень частые, а при своевременном обнаружении коррекции вполне поддаются.

В пятом классе ⠀

Вероятность 90%, что репетитор вам не нужен. Программа средней школы только началась, надо перейти от требований начальной школы к стандартам нового учителя. И вообще много стресса и нагрузки. За исключением крайней запущенности и большого количества пропусков, я бы не рекомендовала нагружать пятиклассника ещё и занятиями с репетитором.

В шестом-седьмом классе

В эти два года составители школьной программы умудрились впихнуть всю (!) орфографию. Это те самые «н» и «нн», слитное и раздельное «не» и прочие ужасы. Если видите, что в школе хорошо объясняют, ребёнок понимает суть правил, в целом справляется с контрольными, то всё нормально. Если нет, лучше подстраховаться одним занятием в неделю с репетитором.

Проверьте себя ❓

В восьмом классе

Теперь пришло время пунктуации. Но оно, к моему огромному сожалению, упущено бывает почти у всех, потому что часов мало, а ОГЭ не за горами. Именно поэтому в сочинениях ЕГЭ гораздо больше проблем с запятыми, чем с правописанием слов.

Видите, что у вашего школьника есть проблемы со знаками препинания? Или остались сложности с недопонятой в предыдущих классах орфографией? Можете взять 1–2 занятия в неделю с репетитором, дополнительно можно учиться писать сочинения, изложения, развивать речь. Особенно если вам не очень повезло и в школе этому уделяют мало внимания.

В девятом классе

Надо сдавать ОГЭ! Знаю, что многие берут репетитора для подготовки к этому экзамену, но тут смотрите объективно. Экзамен несложный. Протестируйте ребёнка в начале 9-го класса у опытного учителя. Если баллов на четвёрку хватает, можно на этом и остановиться. Четыре или пять — это на дальнейшую школьную жизнь практически не влияет.

Если по баллам выходит тройка или ниже, то занятия с репетитором, конечно, нужны. Выбирайте того, кто понимает структуру и специфику экзамена.

В десятом классе

Отдыхаем и готовимся к профильному ЕГЭ — по химии, физике, литературе и прочим предметам.

В одиннадцатом классе

Вот тут внимание. Русский хорош тем, что он нужен для поступления везде. А сдать его на 80 баллов проще, чем ту же физику или биологию. Поэтому, если есть желание поступить на бюджет в хороший вуз, я бы рекомендовала воспользоваться помощью репетитора. Озаботьтесь этим вопросом заранее, у хороших специалистов часто уже в сентябре-октябре все места заняты.


Кроме того, репетитор может быть нужен, если вы:

  • поступаете в элитную школу с высокими требованиями и надо будет сдавать вступительный экзамен;
  • готовитесь к олимпиадам;
  • выстраиваете для ребёнка индивидуальную образовательную программу, например заканчиваете школу экстерном или комбинируете обучение в России и за рубежом.

Надеюсь, информация была полезна! Смотрите здраво на ситуацию и не поддавайтесь всеобщей моде нанимать репетитора после первой тройки по предмету или просто потому, что все так делают!

Читайте также 🎓

lifehacker.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *