Урок чтения Ф.И. Тютчев «Весенняя гроза»

Цель: учить детей понимать, ценить поэзию, находить красочные средства изображения, чувствовать и понимать язык произведения; формировать навык чтения, умение читать, анализировать произведение, полноценно воспринимать прочитанное; активизировать познавательную деятельность; развивать у детей речь, память, внимание, эстетический вкус.

Формировать УУД:

— Личностные: формировать познавательный интерес, способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности.

— Регулятивные: определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок.

— Коммуникативные: слушать и понимать речь других; оформлять свои мысли в устной форме; договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им.

— Познавательные: ориентироваться в своей системе знаний; осуществлять анализ объектов; сравнивать, находить ответы на вопросы в тексте, составлять ответы на вопросы.

Оборудование: запись пьесы «Весна» П.И. Чайковского, компьютер, проектор, презентация, аудиозапись стихотворения Ф.И. Тютчева «Весенний гром».

Ход урока

Оргмомент.

Прозвенел звонок.

Начался урок.

Слушаем внимательно,

Работаем старательно.

Речевая разминка.

— Но для начала мы проведем речевую разминку.

Представьте себе солнечный день. Вы гуляете по саду. И вдруг! Вы видите, что в вашем цветнике расцвел прекрасный цветок гвоздики. Вам захотелось показать его кому-то. Как вы позовете друзей или маму? С какой интонацией?

— Посмотрите на 1 слайд и прочитайте об этом стихотворение.

Погляди-ка, погляди-ка!

Что за красный огонёк?

Это тонкая гвоздика

Жаркий празднует денёк.

(Е. Серова)

-Каким тоном будем читать это стихотворение?

— Верно, но в каждой строке чувство это выражается по-особому.

— С каким тоном будем читать первую строку?

— Вторую?

— А третью и четвертую строчки?

— Прочитаем выразительно. (Сначала все вместе, затем несколько человек индивидуально.)

— Что нужно делать для того, чтобы научиться читать стихи. (- Нужно представлять то, о чем читаешь. Читать нужно медленно, в два раза медленнее, чем говоришь)

Проверка домашнего задания.

  1. Чтение стихотворения С. Есенина «С добрым утром» наизусть.

  2. Представление иллюстраций к стихотворению.

  3. Презентация книг С. Есенина, найденных учащимися в библиотеке.

Актуализация знаний.

(Звучит запись «Весна» П.И. Чайковского)

— Сегодня мы будем говорить о весне, о тех явлениях природы, что связаны с её приходом, будем учиться видеть те красочные средства, которые помогают поэтам рассказывать, как красива наша природа.

— Фёдор Иванович Тютчев (2 слайд, портрет) — удивительный поэт, любящий и понимающий природу, поэт, который о природных явлениях говорит как о живых существах. С творчеством этого поэта мы уже знакомились с прошлом году. Кто из вас назовет, какие стихи мы читали в прошлом году? (- «Есть в осени первоначальной…», «Весенние воды», «Зима недаром злится».)

— Слышали ли вы, как гремит гром?

— Какие чувства испытываете при приближении грозы?

— А вот Ф.И.Тютчеву первая весенняя гроза не просто нравится, он любуется ею.

Работа над стихотворением Ф.И. Тютчева «Весенняя гроза».

— Сегодня на уроке мы будем работать над стихотворением Ф.И.Тютчева «Весенняя гроза».

1. Словарная работа (3 слайд).

— Но прежде чем я его вам прочитаю, выясним значение трудных слов.

Перлы – жемчужины (это слово устарело, и вы его не знаете. Но зато вам знакомо слово «перламутровый». Вы все видели вот такие перламутровые бусы. А перл – жемчужина).

Гам – шум голосов и криков.

Шум нагорный — гул, шум воды в горах.

Вторит – отзывается, откликается, повторяет.

 2. Первичное восприятие.

 — Я показываю вам образец чтения. Аудиозапись.

— Красиво написано?

— Можно ли это стихотворение назвать настоящей поэзией?

3. Анализ произведения.

Чтение с заданием: найти “чудо”.

1. — Прочитайте, как Тютчев описывает гром в самом начале стихотворения.

(Люблю грозу в начале мая,
Когда весенний первый гром.
Как бы резвяся и играя,
Грохочет в небе голубом.)

— Какая картина возникает перед вами?

(- Ещё светит солнце, а уж гром начинает греметь, играя. И совсем не страшно.)

— А чудо – рождение образов — мы постараемся сейчас отыскать. а) – Так какое же чудо происходит в 1-ом куплете, т.е. 1-ой строфе?

Гром — явление природы и по-настоящему играть и резвиться не может. Кто может это делать? (Дети.)

Гром превращается в резвого, шустрого, озорного мальчишку.

-А если поэт наделяет этими качествами явление природы, что он, таким образом, делает? (одушевляет, делает живыми, олицетворяет). Использует прием олицетворения.

(4 слайд) Олицетворе́ние — перенесение свойств одушевлённых предметов на неодушевлённые, часто применяется при изображении природы, которая наделяется теми или иными человеческими чертами.

— Да, гром становится героем стихотворения. А почему небо во время грозы голубое? (Гроза короткая, мимолетная, небо не успело потемнеть.)

— Да, правильно, гром и гроза только пробуждают свою силу.

Знакомство с приемом звукописи.

— Как поэт помогает нам «услышать» грозу?

— Внимание. Я прочитаю первую строфу, какой звук я выделю голосом:

 Люблю грозу в начале мая,

 Когда весенний, первый гром,

 Как бы резвяся и играя,

 Грохочет в небе голубом.

— Итак, какой же звук я выделила? [p]

— Произнесите этот звук четко, так же звонко как гремят, грохочут молодые раскаты весеннего грома. Погрохочем (р-р-р).

— Вот, ребята, поэт даже слова подбирает с нужным звуком. Звук [p] подчеркивает приподнятость настроения, радость. В таких случаях говорят, использует звукопись.

2. Давайте прочитаем второе четверостишие и докажем, что гром -герой стихотворения.

(Гремят раскаты молодые,
Вот дождик брызнул, пыль летит,
Повисли перлы дождевые,
И солнце нити золотит.)

Какие слова об этом говорят? (- Раскаты молодые.)

— А что значит молодые раскаты? (- Несильные, короткие)

— Какие слова в этом четверостишии говорят, что гроза первая, майская? (Дождь, солнце)

— Какие картины вы себе представили?

(Гремит гром и вдруг неожиданно брызнул дождик. На деревьях повисли жемчужные капли дождя.)

Перлы — старое слово, оно и для поэта прошлого века было уже старым.

Давайте попробуем заменить его другими, близкими словами.

— Получается? (нет)

— Почему? (слово «перлы » создаёт целый поэтический образ и заменить его нельзя, будет не так красиво и точно)

— Прочитайте четвёртую строку «и солнце нити золотит». О каких нитях говорит поэт? (нити — это лучи солнца, это метафора)

(5 слайд) Мета́фора ( «переносное значение») -перенесение свойств одного предмета или явления на другой по принципу их сходства, скрытое сравнение.

– Какое чудо во 2-ой строфе? (- Капли дождя превращаются в жемчужины, струи дождя — в золотые нити.)

3. Прочитаем третью строфу.

(С горы бежит поток проворный,
В лесу не молкнет птичий гам,
И гам лесой и шум нагорным
Всё вторит весело громам.)

– Что необычного вы заметили в 3-ей строфе? Каким словом можно заменить слово «поток»? (Ручеек)

— Поток (ручеек) превращается в проворного (ловкого) мальчугана. Вся юная природа отзывается грому, как бы играя с ним.

— Как вы думаете, гроза закончилась или ещё продолжается?

— Как вы догадались? {…..)

— Какое слово показывает, что дождь всё-таки был сильный? (Потоки)

— Как природа реагировала на грозу? Какое слово поможет нам ответить?

— Давайте представим себе грозу, и пение птиц в лесу, и шум бегущей воды. Закройте глаза. Что вы чувствуете? (дети рисуют свои картины).

— Что значит «Гам лесной» (- Крики птиц, шум воды, шум листвы…)

Физминутка

Спал цветок и вдруг проснуся-
(Туловище вправо, влево.)
Больше спать не захотел.
(Туловище вперед, назад)
Шевельнулся, потянулся,
(Руки вверх, потянутся)
Взвился вверх и полетел.
(Руки вверх, влево, вправо)
Солнце утром лишь проснется,
Бабочка кружит и вьется.

(Покружиться)

4.  Чтение с заданием: найти глаголы.

— А теперь задание будет таким: найдите в стихотворении глаголы, т.е. слова, обозначающие… действие, движение, и подчеркните их. (дети работают).

 (Учитель вывешивает на доску таблицу с глаголами).

— Вот как много глаголов использовал поэт. И какие они яркие, выразительные: резвяся, играя (это глагольные формы), грохочет, брызнул…От них и стихотворение становится энергичным, стремительным.

5. Настроение стихотворения.

— А какую грозу рисует поэт, страшную, наводящую ужас или светлую, веселую? (ответы детей). И это удивительно! Среди ясного голубого неба грохочет гром, идет дождь и одновременно светит солнце. Такое чудо происходит только в поэзии.

 6. Подготовка к выразительному чтению.

— Давайте выделим голосом нужные слова. Прочитаем 1-ую строчку. Какое слово здесь важно выделить? (грозу – да вы правы, ведь стихотворение о первой грозе).

(Люблю грозу в начале мая,
Когда весенний первый гром.
Как бы резвяся и играя,
Грохочет в небе голубом.)

— Но иногда в строке бывает даже не одно, а несколько важных слов. Здесь и слово «люблю» — важное. Оно передает такое состояние, о котором в народе «Душа поет» (показать «Люблю грозу»).

— Какое слово нужно выделить во 2,3,4 строке? А теперь прочитаем, что же у нас получилось. Кто попробует так же выразительно, выделяя голосом нужные слова, прочитать 2-ую строфу, 3-ью.

— Как мы будем читать это стихотворение: быстро, медленно, в умеренном темпе, везде одинаково? Тихо, громко? Грустно, весело, радостно? Ещё как? Почему?

7. Выразительное чтение.

8. Работа в тетрадях.

— Раскройте, пожалуйста, свои тетради. Запишите в них фамилию, имя, отчество автора, название стихотворения, с которым мы сегодня познакомились. Возьмите цветные карандаши и нарисуйте грозу, которую вы себе представили после прочтения стихотворения.

9. Подведение итогов урока.

— Наш урок подходит к концу. А вам урок понравился? Что вы на нем узнали нового?

(- В настоящих стихах обязательно происходит… чудо – рождение образа)

— С каким поэтом познакомились? (-Сегодня на уроке мы познакомились со стихотворением Федора Ивановича Тютчева «Весенняя гроза».)

-Спасибо, ребята, за работу.

 10. Домашнее задание.

— Дома вы потренируетесь читать еще лучше. И выучить это стихотворение наизусть. Закончить рисунок.

infourok.ru

Открытый урок по чтению «Ф.И.Тютчев. Весенняя гроза»

ГКОУ «Специальная (коррекционная) общеобразовательная

школа — интернат №17»

КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО УРОКА

ПО ЧТЕНИЮ В 4 КЛАССЕ ПО ТЕМЕ:

Подготовила и провела

учитель I категории

Деревягина М.И.

г. Светлоград, 2015 г.

Тип урока: урок изучения новых знаний.

Цели:

  1. Познакомить учащихся со стихотворением Ф.И.Тютчева «Весенняя гроза»;

  2. Развивать речь, выразительное чтение, эмоционально-чувственное отношение к действительности, обогащать словарный словарь,

  3. Воспитывать любовь к чтению, прививать любовь к природе, развивать  эстетический вкус.

Оборудование: компьютер, ИД, презентация, индивидуальные листы, учебники.

Ход урока.

  1. Орг. момент.

Мы урок начнем с разминки,

Выпрямляем свои спинки.

На носочках потянулись,

Вправо-влево повернулись

И друг другу улыбнулись.

Раз, два, три, четыре, пять –

Урок пора нам начинать.

Все за парты тихо сели,

На меня все посмотрели.

— Ребята, посмотрите на доску. Здесь вы видите «дерево настроений», но у этого дерева нет листочков. Они лежат у вас на парте. Давайте, определим, с каким настроением вы начинаете урок. Зеленый – отличное, желтое – так себе, коричневый – плохое настроение.

(Дети вешают листочки).

— Сегодня у нас необычный урок. Вы будете не просто мальчиками и девочками, и великими путешественниками. Чтобы в пути нас не встретили трудности, проверим, все ли мы взяли с собой в дорогу. Нам понадобятся учебники, дневники, ручки, карандаши, альбомные листы, ваша смекалка и внимание, верные друзья и хорошее настроение.
— Как вы считаете, мы можем отправиться в путешествие по страницам поэзии? Тогда вперед!

  1. Артикуляционная гимнастика. (слайд 1)
    1. Дыхательная гимнастика.

— Ребята, сегодня вам придется много читать и говорить, поэтому давайте сделаем дыхательную гимнастику.

— Представьте, что вы находитесь на поляне, где растет много цветов.

— На вдох понюхаем цветок, на выдох – произнесем слово «хорошо», «очень хорошо».

2. Речевая гимнастика.

— Чтобы речь у нас была правильной и красивой, давайте выполним речевую зарядку.

В гости к нам пришла весна,

Ребят радует она.

Солнце светит, солнце греет,

Всюду травка зеленеет.

III. Проверка домашнего задания.
1. Игра «Кто лишний?» (слайд 2).

Корова, лошадь, скворец, овца.

— Почему?

— Какой рассказ вы изучали с главным героем скворцом.

— Чтобы отправиться в путешествие со станции «Школьная», вы должны ответить домашнее задание.

— К нам на урок пришел скворец Яшка, он поможет мне проверить домашнее задание.

2. Игра «Эстафета».

— К кому прилетит Яшка, тот ученик и будет читать.

3. Краткий пересказ по плану (слайд 3).

План.

  1. Скворец Яшка.

  2. Вывелись птенцы.

  3. Заботливые родители.

  4. Мальчик помогает птицам.

  5. Прощание с родными местами.

IV. Сообщение темы и цели.

– Впереди первая страница «Раздумий». Прослушав загадку, вы скажите, о каком времени года сегодня будет идти речь.

Она приходит с ласкою

И со своею сказкою.

Волшебной палочкой взмахнет,

В лесу подснежник расцветет.

(весна)

(слайд 4 — картины весенней природы).

– Итак, сегодня на уроке мы совершим «путешествие в весну». Это время года волновало и волнует до сих пор души всех людей. О красоте этого времени года послушайте отрывок из пьесы П.И.Чайковского «Весна».

— Назовите весенние месяцы.

— Как вы понимаете пословицы:

Весна красна цветами, а осень – плодами.
Март – с водой, апрель – с травой.
Увидел грача – весну встречай
?
— О каком весеннем явлении мы будем говорить, вы узнаете, разгадав ребус.

Г

( Г цветок розы)

Весна гроза

Составьте сочетание слов.

— Это и будет наша тема «Весенняя гроза».

— А кто написал это стихотворение, определите по первым буквам:

Тетрадь юла торт часы ель волк (Тютчев)

— Правильно, ребята , мы совершим путешествие в весенний мир поэзии и познакомимся со стихотворением Ф.И. Тютчева«Весенняя гроза».

V. Изучение нового материала.

1. Следующая страница нашего путешествия «Встреча с поэтом». (слайд 5).

Ф.И.Тютчев (1803 -1873гг.).

Ф.И.Тютчев родился 5 декабря 1803г. в селе Овстуг Брянского уезда Орловской губернии в семье дворянина Ивана Николаевича Тютчева и его жены Екатерины Львовны, урожденной Толстой. Благодаря своим удивительным способностям , учился он необыкновенно успешно, рано пристрастился к чтению. Тютчев вошел в русскую литературу прежде всего как певец природы. Природа являлась для него источником впечатлений и раздумий.

Выставка книг.

— Вспомните, какое стихотворение этого автора мы учили?

(«Весенние воды»).

— Кто расскажет нам его?

2. Страница «Театральная».

Прослушивание стихотворения в записи.

Чтение стихотворения учителем.

Проверка первичного восприятия.

— Послушайте стихотворение и подумайте, какое настроение вызвало у вас это стихотворение? (радостное, бодрое, веселое)
— Какие краски вы бы взяли, чтобы нарисовать подобную картину?
— Какие звуки «живут» в этом стихотворении? ( Звук грома, весеннего ливня, птичьи голоса, листья шелестят от дождя, капли дождя стучат по крыше, ручьи журчат).

Физминутка.
Был нелегким этот путь, предлагаю отдохнуть.

Хлопаете – если это относится к весне, топаете – если нет.
Улетают птицы, расцвели подснежники, созрели кедровые орешки, покраснела клюква, появились сморчки, листопад, золотая осень, побежали ручьи, снегопад, уборка урожая и т.д.

3. Страница «Поэтическая».

1). Чтение стихотворения про себя.

— Прочитайте стихотворение про себя, запомните непонятные слова.

3. Страница «Словарная». (слайд 6)

— Какие слова вам показались непонятными?

РЕЗВЯСЯ — играя, веселясь
РАСКАТЫ — грохот
ПЕРЛЫ- жемчуг, нить жемчужная, в данном случае роса на растениях.
НЕ МОЛКНЕТ- не молчит
ГАМ-гул, гудение, крик птиц.
ВТОРИТ — повторяет
ШУМ НАГОРНЫЙ — гул, шум воды в горах.

VI. Закрепление нового материала.

1.Страница «Выразительное чтение».

Работа над выразительным чтением:

1). Чтение «Цепочкой « по строфам.

Читаем 1 строфу.
— Что хотел нам сказать автор? ( любит грозу)
— Как думаете, почему? ( природа обновляется, всё просыпается)
— Как грохочет гром? Найдите ответ в тексте и прочитайте.
— Кто может резвиться и играть? (ребёнок)
— Правильно. У Тютчева гром – разумное, одушевленное существо, такое же, как человек.
Читаем 2 строфу.
— Какие слова подтвердят наше мнение о том, что гром, как маленький ребёнок.
( раскаты молодые, гром молодой – первый)
— Какие «нити» золотит солнце? ( часто на веточках деревьев бывает паутина.
После дождя она блестит на солнце и кажется золотой. Нити – это золотые
солнечные лучи. Перлы – жемчужины, висящие на ниточках)
Читаем 3 строфу.
— Как природа встречает весеннюю грозу? ( с радостью)
— Докажите строчкой из стихотворения. ( Всё вторит весело громам. Птицы повторяют раскаты грома.)

2). Чтение вслед за учителем.

3). Чтение хором по рядам: «Кто лучше?»

4). Хоровое чтение.

 2. Страница «Художественная».
— Ребята, представьте, что вы – художники. Что нарисовали бы вы в качестве иллюстрации к этому стихотворению?

( небо – голубое, голубое. Солнечные лучи. Блестящие капли)
— Молодцы! Вы – мастера словесного пейзажа. А что означает слово ПЕЙЗАЖ?
ПЕЙЗАЖ – картина природы. (слайд 7)

VII. Итог урока.
— Какие мысли, чувства пробудил в вас урок?
— Что узнали для себя нового?
— Что понравилось?

— А сейчас давайте определим, с каким настроением вы заканчиваете урок. (Дети вешают листочки).

Выставление и комментирование оценок.

VIII. Домашнее задание. Дифференцировано.

  1. Выучить стихотворение наизусть.

  2. Выразительно читать и нарисовать иллюстрацию (2 вар.).

infourok.ru

Урок литературного чтения в 3-м классе по теме «Ф.И. Тютчев «Весенняя гроза»»

Цели:

  1. Познакомить учащихся со стихотворением, раскрыть идею и смысл. Учить видеть красоту; находить изобразительные средства языка, рисовать картины природы.
  2. Развивать речь, выразительное чтение, эмоционально-чувственное отношение к действительности.
  3. Воспитывать любовь к чтению; прививать любовь к природе; развивать  эстетический вкус.

Оборудование: ПК, проектор, презентация ( приложение 1), индивидуальные листы (приложение 2)

Ход урока.

I. Чтение дополнительной литературы.
2 мин. — жужжащие чтение
1 мин. — на время – посчитайте сколько слов прочитали

II. Речевая гимнастика. (слайд 2)
1) ШУМ, БЛЕСК, ВСПЛЕСК, ГАМ.
ГРОМ, ТРЕСК, ПЛЕСК, ТРАМ!

— Прочитайте вслух.
— Похожи ли эти строчки на стихотворение? ( да)
— Почему? ( заканчиваются одинаково – РИФМА)
— Все ли слова произносим одинаково? (нет, тише-громче – ИНТОНАЦИЯ)
— Прочитайте слова и выделите голосом первое слово.
— Попытайтесь прочитать с чувством радости.

 2) АПРЕЛЬ, КАПЕЛЬ, ЗВЕНЕЛ, ГРЕМЕЛ, КРИЧАЛ, ПЕЛ.

 — Прочитать с вопросом, выделяя 4 слово.

III. Проверка домашнего задания.
— Сегодня на уроке мы продолжаем совершать « путешествие в весну».
— Перечислите признаки весны. ( солнце светит, снега становится меньше, ручейки звенят и т.д.)
— Дома вы подбирали пословицы о весне, прочитайте.
( Весна красна цветами, а осень – плодами.
Март – с водой, апрель – с травой.
Увидел грача – весну встречай)
— А теперь вернёмся в мир поэзии. Что такое поэзия?
( Поэзия – стихи, произведения, написанные в стихотворной форме.
Поэзия – красота и прелесть чего- либо.)
— с каким замечательным русским поэтом мы познакомились на прошлом уроке? ( ФЁДОР ИВАНОВИЧ ТЮТЧЕВ) (слайд 3)
— Что вы знаете о Ф.И.Тютчеве?
— Давайте послушаем стихотворение, которое вы дома учили наизусть.

IV. Знакомство с новым стихотворением.
— Сегодня мы познакомимся ещё с одним стихотворением Ф.И.Тютчева
« Весенняя гроза». Послушайте его ( подготовленный ученик читает наизусть).
— Какое настроение вызвало у вас это стихотворение? (радостное, бодрое, веселое)
— Какие краски вы бы взяли, чтобы нарисовать подобную картину?
— Какие звуки «живут» в этом стихотворении? ( Звук грома, весеннего ливня, птичьи голоса, листья шелестят от дождя, капли дождя стучат по крыше, ручьи журчат)
— А какие запахи «живут» ? ( после дождя пахнет свежестью, веет прохладой, цветы пахнут)
— Прочитайте стихотворение про себя, запомните непонятные слова.

V. Словарная работа. (слайд 4)

Объясняют дети Объясняет учитель

РЕЗВЯСЯ — играя, веселясь
РАСКАТЫ — грохот
ПЕРЛЫ- жемчуг, нить жемчужная, в данном случае роса на растениях.
НЕ МОЛКНЕТ- не молчит
ГАМ-гул, гудение, крик птиц.
ВТОРИТ — повторяет
ШУМ НАГОРНЫЙ -гул, шум воды в горах.

ГЕБА-у древних греков богиня юности. Дочь главного греческого бога Зевса. Она богиня юности, любит играть, веселиться, подшучивать над другими.
ЗЕВС-самый главный бог древних греков, его царство было на горе Олимп.
ЗЕВЕСОВА
ГРОМОКИПЯЩИЙ- с громом опрокинулся из рук Гебы.
КУБОК-питьевой сосуд из металла, стекла, кости, известный в древности.

VI. Физминутка.

VII. Анализ стихотворения.

 Читаем 1 строфу.
— Что хотел нам сказать автор? ( любит грозу)
— Как думаете, почему? ( природа обновляется, всё просыпается)
— Как грохочет гром? Найдите ответ в тексте и прочитайте.
— Кто может резвиться и играть? (ребёнок)
— Правильно. У Тютчева гром – разумное, одушевленное существо, такое же, как человек.
Читаем 2 строфу.
— Какие слова подтвердят наше мнение о том, что гром, как маленький ребёнок.
( раскаты молодые, гром молодой – первый)
— Какие «нити» золотит солнце? ( часто на веточках деревьев бывает паутина.
После дождя она блестит на солнце и кажется золотой. Нити – это золотые
солнечные лучи. Перлы – жемчужины, висящие на ниточках)
Читаем 3 строфу.
— Как природа встречает весеннюю грозу? ( с радостью)
— Докажите строчкой из стихотворения. ( Всё вторит весело громам. Птицы повторяют раскаты грома.)
— Давайте представим себе грозу, и пение птиц в лесу, и шум бегущей воды. Закройте глаза. Что вы чувствуете? (дети рисуют свои картины).
Читаем 4 строфу.
— Люди древней Греции верили в богов, которые как им казалось, жили на
высоких горах. Властвовал над ними верховный бог Зевс ( слайд 5) – бог дождя, грозы и молний. Одной из дочерей Зевса или, как его называет Тютчев, Зевеса, была Геба (слайд 6)– богиня вечной юности. Она подносила богам во время пиров напиток бессмертия.
— Прочитайте, что говорит Тютчев о Гебе.(Ветреная Геба)
— А почему он её назвал ветреной? (ветреная — легкомысленная, шаловливая)
— Прочитайте, как Геба пролила кубок. («смеясь, на землю пролила»)
— Боги-люди были исполинами, т.е. великанами, огромными, очень большими, могучими.
— Какой же кубок пролила Геба? ( очень большой, такой, что пошёл очень сильный дождь)
— Почему кубок «громокипящий»? (Он с грохотом опрокинулся из рук Гебы. На земле сразу прогремел гром. Вода с силой стала биться о землю. Потекли быстрые ручьи. Как будто вода закипела. Появились пузырьки.)
— В 4 строфе отметьте слова, указывающие на то, что стихотворение радостное, весёлое, восторженное. («смеясь»- Геба смеялась, когда пролила кубок)
— На особую торжественность стихотворения, желание автора возвысить описываемое указывают слова, которые очень редко встречаются в речи и употребляются поэтом специально в этих целях. Найдите их и прочитайте.
( перлы, нагорный, Геба, Зевесова, громокипящий, кубок)

— Ребята, представьте, что вы – художники. Что нарисовали бы вы в качестве иллюстрации к этому стихотворению?( небо – голубое, голубое. Солнечные лучи. Блестящие капли)
— Молодцы! Вы – мастера словесного пейзажа. А что означает слово ПЕЙЗАЖ?
ПЕЙЗАЖ – картина природы. (слайд 7)

VIII. Работа над выразительным чтением.
— Приступим к работе над выразительностью чтения стихотворения. Какие правила выразительности чтения вы знаете? ( читать не торопясь, вдумываться, выделять голосом отдельные слова, делать паузы)
— правильно. Сейчас мы возьмём карандаши и очень аккуратно подчеркнём слова, которые будем выделять голосом при чтении. Там, где мы должны сделать паузу, поставим вот такой знак /
Графический анализ (Приложение 2.)
— Медленно это стихотворение читать нельзя, ведь оно радостное! Дождь идёт
быстро, и читать надо так, как идёт дождь или гремит гром.
— Пользуясь своими разметками, прочитайте стихотворение про себя.
— Внимание! Конкурс чтецов. ( 2-3 ученика)

IX. Итог урока.
— Какие мысли, чувства пробудил в вас урок?
— Что узнали для себя нового?
— Что понравилось?

X. Домашнее задание. Дифференцировано.

  1. Выучить стихотворение наизусть.
  2. Выразительно читать и нарисовать иллюстрацию.
  3. Сочинить своё маленькое стихотворение о весне.

urok.1sept.ru

Тютчев Весенняя гроза

Родился Фёдор Иванович Тютчев в далеком 1803 году, а именно – 23 ноября. Детские годы великого поэта прошли в имении Овстуг, которое находилось в Брянском уезде на территории Орловской губернии. Родители писателя принадлежали к стародворянскому роду.

Согласно традициям, которые сложились в дворянских семьях XIX века, начальное образование и основы общественных наук Фёдор получил дома. Тютчеву весьма повезло, ведь его учителем был образованный человек, который прекрасно разбирался в поэзии. Звали его Семён Егорович Раич. Он отлично знал многие языки и обучал им своего ученика.

Именно благодаря своему наставнику Фёдор Иванович смог оценить многие переводы Горация. Они и сподвигли его к написанию произведений, которые являются классикой русской литературы. Первые творения были настолько успешными, что по достижении пятнадцати лет он без особенного труда становится членом всемирно известного общества, в котором присутствовали только одаренные любители русской словесности. Произведения автора были написаны только на русском языке, хотя он в совершенстве владел и многими иностранными.

После начального обучения он поступает на учебу в университет в Москве. В 1821 году заканчивает его с отличием и идет на службу в коллегию по иностранным делам. С этого момента он уезжает с родных земель и проживает за границей на протяжении 22 лет.

Служба у Фёдора Ивановича была разносторонней. Он проживал как в Германии, так и в Италии. Лишь изредка он мог себе позволить приехать в гости в родные места. Все это не мешало автору писать стихотворения о России, Тютчев постоянно поддерживал и ощущал духовную связь с родиной.


Будучи студентом в Московском университете, автор весьма сильно увлекся философским направлением. Особенно его привлекали теории Паскаля, который был великим математиком и философом. Главная цель его мыслей – это значимость человека в бесконечности. Данный вопрос волновал Фёдора до последних его дней.

В творчестве Тютчева отражается не только духовность, но и разумное суждение о тех или иных жизненных ситуациях. Строки в произведениях легко воспринимаются читателями, но одновременно с этим способны глубоко проникнуть в подсознание человека и оставаться там надолго, затрагивая самые сокровенные чувства.

Окончательно Федор Иванович сложился в качестве поэта к тридцатым годам девятнадцатого столетия. В это время он написал уже большое количество произведений, к примеру, «Бессонница», «Весенние воды», «Летние вечера» и многое другое. Данные произведения попали к Александру Сергеевичу Пушкину. Они весьма сильно понравились ему. Именно они были опубликованы в известном на то время журнале «Современник». С этого момента о Фёдоре Ивановиче Тютчеве становится известно практически всей публике. Печать в данном издании приносит славу поэту.

Произведения Фёдора Ивановича очень разноплановые. Часто за описанием природного явления поэт скрывал глубокий философский смысл. Именно таким является стих «Весенняя гроза».

Анализ произведения «Весенняя гроза»


Фёдор Иванович Тютчев за свою жизнь создал большое количество произведений, которые поражают читателя своею искренностью, поэтичностью и особенностью сюжетной линии, связанной именно с натуральной природой. Ярким пример творчества является стихотворение, которое автор назвал «Весенняя гроза», но любители поэзии часто называют его «Люблю грозу в начале мая».

Шедевр отличается от аналогичных произведений наличием двойной датировки. Создано стихотворение в далеком 28-м году девятнадцатого столетия. В это время Фёдор Иванович уже проживал за пределами России, а именно – в Германии. Печаталось издание во многих журналах того времени, но впервые его увидел свет, благодаря размещению в журнале «Галатея».

Спустя четверть века, автор вернулся к стихотворению и сделал в нем некоторые корректировки. В 1854 году была немного перебрана первая строфа и к ней добавлена вторая.

Основная тематика произведения «Весенняя гроза» — это описание природной стихии, а именно грозы, которая отличается особенной красотой в весенний период года. В качестве грозы Фёдор Иванович показывает особенное движение, которое по-своему рассказывает о грядущих переменах и зарождают нечто новое.

Автором показана особенная тонкая параллель между природой и миром человека. Гроза представляет собой молодость лирического героя, именно тот период жизненного пути, когда производится становление человеческой личности и формируются особенности ее души. Данная своеобразная ассоциация показывает, что человек, шагнув из детства к взрослой жизни, старается показать себя миру, делает это громогласно и не стесняется заявить о себе как личность.

Особенности произведения «Весенняя гроза»


Фёдор Иванович Тютчев показывает единство человеческой личности и натуральной природы. Он старается передать читателю, что эти два звена представляют собой неотъемлемые части. Для максимально оформленной картины он использует образы небывало красивого неба, шумящей воды, а также солнечных лучей.

В стихотворении образ природы максимально олицетворен, в нем четко просматриваются черты человеческой личности. В ходе сюжета произведения видно, что гром резвится, играет – такое поведение имитирует активность маленького ребенка. Водные потоки бегут, а тучи проливают воду с улыбкой, своеобразно смеясь над ситуацией.

Стихотворение «Весенняя гроза» имеет романтическое направление и построено в виде своеобразного монолога, повествующего со стороны лирического героя. Композиция произведения построено классическим образом и включает в себя четыре строфы.

Первая строфа — это введение в тему самого произведения, где читателю представлен центральный образ, который описан максимально подробно. Это природная стихия – гроза. Две последующие строфы в дальнейшем разворачиваются и постепенно сменяют друг друга кадрами, где всегда ведущее место отведено грозе. В заключительной строфе имеется своеобразная отсылка в сторону древнегреческой мифологии и образ природы в данных строках еще раз перефразируется. Все это подчеркивает своеобразность природного явления и сравнение его с божеством, исключительным началом, которое всеми силами старается объединить мир, а также указать на постоянную цикличность.

Особенную легкость во время звучания, а также мелодичность рифмам в стихотворении придает используемый Фёдором Ивановичем ямб четырехстопного типа. Главная особенность данного формирования – это использование исключительного пиррихием. Произведение «Весенняя гроза» представлено в виде перекрестной рифмовки в строках, где чередуют как мужские, так и женские рифмы.

Главный и единичный образ в представленном произведении – это гроза. Чтобы раскрыть особенности данного природного явления, Тютчев использует множество исключительных художественных средств.

В стихотворении имеется большое количество сонорных согласных, а также применяются аллитерации с использованием букв «г» и «р», к примеру, гремящие раскаты, грохот грома. Все они максимально качественно создают в воображении читателя натуральность звуковой картины представленной грозы.

Действия развиваются весьма быстро, а движение передается в произведении с помощью всевозможных обильных глаголов. Все они имеют личную и деепричастную форму, к примеру, грохочет, резвится, играет, летит, не умолкает, бежит. Именно насыщенность особенными глаголами придает произведению исключительный эффект использования кадров, которые постоянно сменяются вслед за природным явлением.

Особенности стихотворения «Весенняя гроза»


Особенная выразительность в произведении достигается благодаря использованию ярких и по-особенному точно подобранных троп:


Эпитетов – молодой раскат, громозакипающий кубок, перлы дождя.
Метафор – солнце золотит нити.
Олицетворений – убегающий поток.
Инверсий – проворный поток, гам леса.


Фёдор Иванович Тютчев старается максимально точно сконцентрировать внимание на чем-то определенном, показать те моменты, с которыми сталкивается человек на своем жизненном пути. Все это придает произведению особенный философский смысл.

Замечательный автор в поэтической форме смог выразить чувства, переполняющие душу в те дни, когда природа умывается, очищается, и готова к новым свершениям и победам.

gfom.ru

План-конспект урока по литературе (5 класс) по теме: Ф.Тютчев»Весенняя гроза»

Тема: Ф.И. Тютчев. «Весенняя гроза»

Цели урока:

познакомить учащихся со стихотворением Ф.И. Тютчева «Весенняя гроза»; раскрыть идею и смысл стихотворения; продолжить знакомство с литературоведческими терминами; учить выразительно читать; 2) развивать в детях эмоционально чувствительное отношение к действительности; формировать личностное видение окружающего мира; способствовать развитию памяти, внимания.; 3) прививать любовь к родной поэзии.

Оборудование: портрет, словарь, учебники, цветные полоски, указки, простые карандаши, таблички с терминами, картинки к артикуляционной сказке, схема для глаз, иллюстрации к стихотворению, таблица для выразительного чтения, оформление доски, загадка.

Организационный момент.

– Здравствуйте, ребята! Я рада вас всех видеть. Давайте улыбнемся друг другу и с хорошим настроением начнем  урок.

Артикуляционная гимнастика.

Сказка «Учебная»

Язычок знаком вам, дети,

Мы его улыбкой встретим.

(Широко улыбаться, растягивая губы)

Это язычок пришел,

Вправо он сейчас пошел.

(Рот приоткрыть, высунуть узкий язык. Тянуться языком к правому уху)

Все, что нужно, увидал

И налево зашагал.

(Тянуться языком к левому уху)

Погулял совсем немножко,

Широко открыл окошко.

(Широко открыть рот и удерживать его в таком положении 10 сек.)

Он окно не закрывает,

Кверху кончик поднимает.

(Держать рот широко открытым, тянутся языком к носу)

он окно не закрывает,

Книзу кончик опускает.

(Держать рот открытым. Тянутся языком к подбородку)

Язычок не устает,

Тянется теперь вперед.

        (Открыть рот. Максимально высовывать язык изо рта и вытягивать его вперед)

В прятки поиграть он рад:

отступает шаг назад.

(Приоткрыть рот. Оттягивать язык вглубь рта)

Поиграл с тобою в прятки

И помчаться на лошадке.

(Щелкать языком. Рот держать широко открытым, губы растянуты в улыбке)

Говорит он: «До свидания!»

Тебе машет на прощанье.

(Рот открыть, улыбнуться. Попеременно поднимать, широкий язык на верхнюю губку и опускать на нижнюю)

Дыхательная гимнастика.

Дышим на счет.

1-2-3-4 – вдох

1-2-3-4 – выдох

1-2-3- вдох

1-2-3- задержать дыхание

1-2-3-4 – вдох

1-2-3-4 – лисица-сестрица сочинять мастерица (на выдохе).

IV. Проверка домашнего задания. (Чтение по цветным полоскам)

— Почему нельзя смотреть на скворчат в гнезде? Прочитайте.

— Подтвердите примерами из текста, что «скворец – птица трудовая и закалистая». Прочитайте.

V. Тема урока.

Сегодня мы отправляемся в мир поэзии. Что же такое поэзия? (это стихи)

— Давайте посмотрим, сколько значений слова «поэзия» существует в толковом словаре С.И. Ожегова. (Зачитывает значения слова из словаря С.И. Ожегова)

— Поэзия – стихи, произведения, написанные стихами.

— Поэзия – красота и прелесть чего-либо.

— Начнем наше путешествие с речевой зарядки. Читаем вслух по моей указке.

Шум, блеск, всплеск, гам.

Гром, треск, плеск, трам! (на доске)

— Похожи ли эти слова на стихотворение? Если да, то почему?

(Похожи, потому что они складываются, строчки заканчиваются одинаково)

— Совершенно верно. Это один из признаков стихотворения, называется РИФМОЙ.

— Все ли слова мы произносим одинаково?

— Нет. Одни слова мы говорим тише, другие  — громче.

— Правильно, это называется ИНТОНАЦИЕЙ.

— Прочитайте слова и выделите голосом первое слово. Попытайтесь прочитать слова с чувством радости. Шум, блеск, всплеск, гам, грамм, треск, плеск, трам!

— Читаем с другой интонацией, спрашиваем, выделяем 4 слово, которое подчеркиваем.

Апрель, капель, звенел, гремел, кричал, пел? (на доске)

— Отгадайте загадку: кто это?

Не жужжу, когда сижу,

Не жужжу, когда хожу,

Не жужжу, когда тружусь,

А жужжу, когда кружусь. (Это жук, он жужжит).

— Какой звук помог вам отгадать эту загадку?

(звук «ж». Он в этом стихотворении часто встречается)

— Если в стихотворении часто повторяется один и тот же звук, то можно услышать, как воет ветер, шуршит камыш, кричат птицы, гремит гром. Этим средством часто пользуются поэты. Называется оно ЗВУКОПИСЬ.

Слово об авторе.

Сегодня нас ожидает встреча с замечательным русским поэтом Федором Ивановичем Тютчевым. Жил Федор Иванович более ста лет назад. Он любил русскую природу и воспевал ее в своих произведениях. Прочитаю вам одно из его стихотворений, которое называется «Весенняя гроза». Послушайте внимательно

VII. (Учитель читает стихотворение)

— Какое настроение вызывает это стихотворение?

— Какие краски вы взяли бы, чтобы нарисовать подобную картину? (яркие, сочные, желтые, голубые, зеленые)

— Какие звуки живут в этом стихотворении? (Здесь живут громкие, радостные звуки, звуки грома, весеннего ливня, птичьи голоса, листья шелестят от дождя, капли дождя стучат по крыше; ручьи журчат.)

VIII. Упражнения для глаз.

IX. Словарная работа.

— Прочитайте внимательно стихотворение. Найдите и запомните (подчеркните) непонятные слова («резвяся», «раскаты», «перлы», «нагорный»)

— Значения многих слов вы уже знаете, давайте вспомним их.

X. Анализ стихотворения.

— Читаем первую строфу. Что хотел нам сказать автор?

(Один читает вслух)

( Он хотел сказать, что любит грозу)

— Как вы думаете почему?

(Первая гроза – предвестник лета. Бурные потоки смывают все с земли, умывают ее, природа просыпается)

— Как грохочет гром? Найдите ответ в тексте и прочитайте.

(«Когда весенний первый гром,

Как бы резвяся и играя,

Грохочет в небе голубом»)

— Кто может резвиться и играть? (ребенок)

— Правильно! У Тютчева гром – разумное, одушевленное существо, такое же, как человек, читаем 2 строфу. Какие слова подтвердят наше мнение о том, что гром – маленький ребенок?

(1-й ученик читает 2 строфу)

(Поэт говорит, что раскаты – молодые)

— Какие «нити» золотит солнце?

— Часто на веточках деревьев бывает паутина. После дождя она блестит на солнце и кажется золотой. Нити – золотые солнечные лучи. Перлы – жемчужины, висящие на ниточках.

— Читаем 3 строфу. Как природа встречает весеннюю грозу?

(1-й ученик читает) (Природа встречает весну с радостью.)

— Докажите, зачитайте.

(«Все вторит весело громам»)

Птицы повторяют раскаты грома. Их повторяют лес, горы.

— Прочитайте стихотворение целиком (хором).

— Какой звук повторяется чаще других?

(это звук «р» — гроза, гром, грохочет, резвятся, играя, нагорный. Гром гремит, грохочет. Раскаты его похожи на рычание)

— Звук «р» резкий, грохочущий. Такой же, как гром. Звук «р» — звонкий.

XI. Физминутка.

Утром бабочка проснулась,

Раз – росой она умылась,

Два – изящно покрутилась,

Три – нагнулась и присела,

На четыре – улетела.

XII. Словесное рисование.

— Ребята! Представьте, что вы – художники. Что нарисовали бы вы в качестве иллюстрации к этому стихотворению?

(Небо – голубое-голубое, солнечные лучи, блестящие капли, яркую траву, солнце, лужи, деревья, луг с цветами)

— Молодцы! Вы – мастера словесного пейзажа. А что это за слово – пейзаж?

(Пейзаж – картина природы).

— Ваши ответы очень отличаются друг от друга. Почему?

(Каждый человек рисует то, что ему хочется, передает в картине свое настроение)

XIII. Комплекс упражнений для формирования правильной осанки.

И.П.: стоя, руки на поясе. Пятки вместе, носки врозь. Опускание головы, чтобы образовался двойной подбородок – вдох, выдох.

И.П.: стоя, руки на поясе. Пятки вместе, носки врозь. Покачивание головы. Вдох – И.П. – выдох.

И.П.: руки вдоль тела, голову держать прямо. Поднять руки вверх ладонями вовнутрь, понять голову и посмотреть на потолок. Вытянуться, на носках – вдох, И.П., выдох.

И.П.: ноги на ширине плеч. Руки поднять, пальцы в кулак, наклониться, дотронуться до пола руками – вдох, И.П., выдох.

Работа над выразительным чтением.

Приступим к работе над выразительным чтением стихотворения.

— Давайте повторим, какие правила выразительного чтения вы знаете?

(Читать надо не торопясь, вдумываться в то, что читаешь. Надо выделять голосом отдельные слова. Если часто повторяются одни и те же звуки, то их тоже надо выделять голосом. Надо делать паузы на месте «.», «!», «?»)

— Самостоятельно составляем партитуру. Проверим, как вы поработали над текстом.

 XIV. Конкурс чтецов.

XV. Итог урока.

— Подводим итог нашей работы. Чем мы занимались на уроке? (Познакомились с стихотворением Ф.И. Тютчева «Весенняя гроза»)

— С какими принципами стихотворной речи вы познакомились? (рифмой, звукописью, интонацией)

XVI. Оценивание.

XVII. Домашнее задание – индивидуально.

Выучить стихотворение.

Выучить отрывок.

Выразительное чтение и нарисовать к нему иллюстрацию.

 

nsportal.ru

Я.И.Тютчев «Весенняя гроза» — начальные классы, уроки

1.Организационный

2.Подготовка учащихся к работе на основном этапе

-Ребята, прослушайте музыкальное произведение и попробуйте определить о каком времени года она написана?

(звучит произведение А. Вивальди из цикла «Времена года.Весна»)

-Как бы вы озаглавили данное музыкальное произведение?

-Вы сказали, что слышали раскаты грома, а в какие месяцы бывает гроза?

-Какие картины обычно вы представляете, когда речь заходит о грозе?

-В глубокой древности люди очень боялись грозы и молний. Они считали , что это боги гневаются на них. У каждого народа был свой бог, который олицетворял данное природное явление. У древних греков-Зевс.Поэтому его изображают с молнией в руке. У русских народов-Перун.Однако с первой грозой и первым громом были связаны не толькосуеверия, касающиеся непосредственного изменения погодных условий. Считалось, что гроза предвещает пробуждение природы и является знаком окончательного ухода зимы — так, многие из наших предков, видя первые молнии, думали, что это Перун своим оружием добивает зимнее воинство. Гроза в начале мая в те времена была, безусловно, приятным, хоть и страшным и впечатляющим событием, поэтому о ней писали стихи и даже песни вплоть до наших дней.

-С помощью опорных слов определите тему нашего урока

(весна, молния, гром, гроза, радость, ручьи, веселье)

-Весна, потому что слышны журчание ручьев, пение птиц и раскаты грома

Варианты»Наступление весны»,»Весеннее настроение»…

-Мы будем читать стихотворение о весне, о грозе

3.Первичное восприятие текста

-Прослушайте стихотворение Федора Ивановича Тютчева «Весенняя гроза » и определите каким настроением проникнуто это произведение

Великий русский поэт Федор Иванович Тютчев любил и воспевал природу. Любимым временем года поэта была весна, время обновления всего живого. Стихотворение «Весенняя гроза» наполнено радостью и ликованием. Гроза У Тютчева прекрасная и сильная, веселая и торжествующая.

-В тексте встретятся трудные незнакомые слова, объясню их значение

Перлы-жемчужины

Гам-шум

Вторит-повторяет

Гера-богиня юности у древних греков

-Бодрое,ликующее, радостное, веселое

4.Проверка понимания изученного

Физминутка

Чтение «про себя»

-Прочитайте первые строфы и скажите, какая гроза в стихотворении?

-Какие строки в стихотворении доказывают, что она молодая?

Этот прием называется олицетворение, когда неодушевленным предметам переносятся свойства одушевленных предметов.

-Где герой наблюдает грозу?

-Нравится ли ему наблюдать за грозой, докажите?

-Возьмите простой карандаш и подчеркните слова , которые помогут вам выразительно прочитать строки

(люблю, резвясяи играя, грохочет)

-Эти слова-глаголы обозначают действие, движение, поэтому прочитаем строки ритмично, как будто мы маршируем и говорим.

-Автор не только изображает грозу, но и помогает услышать ее. Как? Послушайте, как я прочитаю первые строфы стихотворения. Какой звук передает звук грома?

-Читаем вторую строфу

-Расскажите,какую картину вы представили перед собой при чтении этих строк?

-О каких нитях пишет поэт?

Этот прием в литературе называется метафора-сравнение

-Поэт радуется дождю, он счастлив от того, что оказался в лесу и увидел все это. Попробуйте передать настроение поэта при чтении .

-Читаем третью строфу

-Какие образные выражения использует поэт, чтобы показать ликование окружающего мира?

-Встаньте, пожалуйста, из-за парт и движениями будем сопровождать каждую строчку строфы.

С горы бежит поток проворный(ходьба на месте)

В лесу не молкнет птичий гам(взмахи руками)

И шум лесной, и шум нагорный(хлопки)

Все вторит весело громам(быстрый бег на месте)

-Ребята, вы внимательно слушали стихотворение, поэтому попробуйте найти «волшебное слово», в котором спрятаны звуки грома и звуки дождя

-Подскажите, пожалуйста остальным ребятам, в какой строфе это слово

Автор заканчивает стихи о грозе строчками о Зевсе и Гебе.

Зевс-повелитель грома и молнии. А дождь для поэта-божественный напиток бессмертия и вечной молодости, который проливает из своего кубка на землю»ветреная» Геба. Так автор подчеркивает, чтожизнь-божественное явление, приравнивает чувства человека и чувство богов.

-Молодая, веселая, игривая. Наверно, она быстро началась и закончилась.

-«Как бы резвяся и играя», как будто маленький ребенок

-На природе, около леса или в лесу

-Нравится, потому что автор пишет «люблю грозу»

-В словах гроза, первый, гром, резвяся, играя, грохочет я слышу звук «р»

-«Поток бежит, все вторит весело громам, птичий гам»

-В четвертой строфе слово «громокипящий»

5.Закрепление новых знаний

-Приступимк работе над выразительностью чтения стихотворения. Какие правила выразительности чтения вы знаете?

-Будем читать стихотворение, используя эти правила, но в то же время голосом покажем, что идет дождь и гремит гром.

(конкурс чтецов)

Читать не торопясь, вдумываться, выделять голосом опорные слова

8.Рефлексия

— У вас на партах лежат карточки, которые вам необходимо заполнить. Подумайте, как вы работали на уроке, довольны ли вы своей работой? Интересно вам было или скучно? Был ли для вас урок полезным? Все ли вы поняли?

1. Я работал отлично, в полную силу своих возможностей. Чувствовал себя уверенно.

2.Я работал хорошо, но не в полную силу. Испытывал чувство неуверенности, боязни, что отвечу неверно.

3.У меня не было желания работать. Сегодня не мой день.

-Поднимите руки, кто выбрал 1 вариант ответа, 2 вариант, 3 вариант

kopilkaurokov.ru

Анализ к стихотворению Весенняя гроза

Ф. И. Тютчев «мог откликнуться на любое событие природы и запечатлеть его». Его поэзия отразила многообразную жизнь природы, она для поэта живая, чувствующая, таинственная. Она для него единственная живая реальность в сравнении с мимолётностью человеческого существования. Особое место в его творчестве занимают стихи, посвящённые весне. Это самые радостные, самые жизнеутверждающие произведения Тютчева («Весеннее приветствие стихотворцам» , «Весенние воды» , «Ещё земли печален вид…» , «Весна» , «Зима недаром злится…» , «Весенняя гроза») . Это объясняется тем, что поэт любил жизнь, почти физически ощущал её «переизбыток», разливающийся в природе с наступлением весны. Весна у Тютчева – символ обновления жизни и души человеческой. Его «Весенняя гроза» – это лирическое повествование об обновлении природы под воздействием стихийного природного явления впечатляющей силы – грозы. Картина грозы у Тютчева представлена не только словесными образами. Она полна движения (поток бежит, пыль летит) , насыщена яркими красками (небо голубое, солнце нити золотит) , звуками (гром, резвяся и играя, грохочет, гремят раскаты, не молкнет птичий гам, шум нагорный – всё вторит весело громам) . Стихотворение, как это часто бывает у поэта, начинается с объяснения в любви: «Люблю грозу… » Далее рождается звук, который заполняет всё пространство «Весенней грозы» , – звук грохочущего грома. Эта весёлая гроза разражается в «светлом мире». Радостное, мажорное настроение стихотворения объясняется не только тем, что весенняя гроза – шутка Гебы, которая, смеясь, пролила на землю «громокипящий кубок», но и тем, что она обновляет природу и душу человека. Четвёртая строфа стихотворения иллюстрирует идею «единства и одушевлённости природы с мифологической персонификацией»: Ты скажешь: ветреная Геба, Кормя Зевесова орла.. . Обсуждая с невидимым собеседником грозу, поэт словно утверждается в божественности происходящего. Тютчеву свойственно обожествлять окружающий мир и тесно связывать явления природы с чувствами и мыслями человека. Ему, человеку, дороги гром, дождь, они стали предметом его размышлений, обобщений, сопоставления, другими словами – творчества. Мифологические образы, появившиеся в последней строфе, не только блестяще завершают сюжет о ливне, грозе, но и придают ему эпический размах. Четвёртая строфа «выступает не в качестве необходимой сюжетной развязки, а как мифологическая иллюстрация целого.. . По своему образному ряду она из прошлого, по своему поэтическому качеству она великолепна, украшенная эпическим эпитетом «громокипящий кубок» «. Новое в стихотворении – «непосредственность присутствия земных собеседников, откликнувшихся на божественный глас: один – любовью, другой – пониманием». Первый вариант «Весенней грозы» был опубликован в 1829 году и содержал всего три строфы. Не было второй строфы варианта, ставшего хрестоматийным. 25 лет спустя в «Современнике» «Весенняя гроза» была напечатана полностью, дополнена картиной дождя. Вторая строфа не только сделала изображение грозы более ярким, зримым, но и передала стремительность происходящего – «усилились зрительные впечатления. Дождь связал небо и землю. Пространство распахнулось по вертикали и стало зримым, вещественным. Движение сверху вниз стало отчётливее». «Весенняя гроза» Тютчева показывает, что человек в его поэзии явился не наблюдать за природой, а переживать вместе с ней, соучаствовать в её жизни. Подобные стихи «обнаруживают.. . необычайную силу мятежной страсти и тягу к роковому, трагическому, к хаотическим стихиям природы и души».

touch.otvet.mail.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *