ритмическая гимнастика в детском саду
Физическое развитие для детей детсадовского возраста — важнейший фактор, который обеспечивает крепкое здоровье в будущем. Актуальный и эффективный метод в этом плане — зарядка для малышей под музыку. В чем польза утренней танцевальной гимнастики и как ее выполнять — ниже в статье.
Ритмическая гимнастика для воспитанников ДОУ
Современная зарядка под музыку с движениями для детей — это комплекс разнообразных спортивных упражнений, выполняемых в разном темпе под мелодичные произведения. Ритмичная гимнастика (РГ) строится на понятных воспитанникам садика упражнениях. Их выбирают, ориентируясь на возрастную критерию воспитанников ДОУ, а также уровень их физподготовки.
Зарядка под музыку
Движения под музыку направлены на формирование координации. Под детские песенки для зарядки ребята выполняют заранее продемонстрированные воспитателем приемы. Они обучаются управлять телом, ориентироваться в пространстве, укрепляют организм и мышцы. У РГ есть один нюанс — отсутствуют повторы, циклические упражнения. За счет этого зарядка каждый день разнообразна, и в результате дошкольники с удовольствием ее делают.
Что значит и какими преимуществами обладает
По стандартам, распорядок дня в садике начинается с утренних гимнастических упражнений. Их нужно выполнять после приема воспитанников и до завтрака.
Обратите внимание! Нельзя негативно относиться к РГ (игнорировать), так как это важнейший элемент цепи физического развития детей.
Систематическая зарядка до полудня полезна для организма в общем и повышает иммунитет. Старшее поколение помнит, как в утреннее время мелодия «Пионерской зорьки» зазывала советских детей к гимнастическим упражнениям. Занимались пионеры и октябрята под музыку под указания диктора. Гимнастика в СССР всегда была обязательной составляющей режима дня детсадов и пионерских лагерей.
Дети с удовольствием выполняют движения
Сегодня традиции возрождаются, так как скакать под мелодию нравится всем детям. Однако зарядка под музыку сегодня усовершенствована и дополнена игровыми и развивающими комплексами. Плюсы РГ в следующем:
- укрепление организма, повышение иммунной системы, особенно, если дети занимаются на улице;
- тренировка дыхательной системы;
- укрепление внутренних органов, опорно-двигательной системы, нормализация обменных процессов.
Многих родителей интересует, почему заниматься нужно именно под мелодию. Все просто — она развлекает дошкольников. Большее количество произведений для детского музыкального фитнеса имеет мажорный лад и активирует у дошкольников позитив. При этом музыка оказывает помощь в решении различных задач в проведении урока.
Обратите внимание! Веселая разминка помогает быстрее запоминать движения, выполнять их по памяти. Зарядка для детей под музыку с движениями непроизвольно заставит любить занятия спортом.
Чем помогает музыка
В идеале общеукрепляющую РГ выполняют после сна, однако сегодня дети не всегда могут позаниматься с родителями дома. Бодрящая разминка возможна исключительно в круглосуточных садиках, которые работают 24 часа, где дети пребывают пятидневку. Такой музыкальный фитнес дает возможность взбодриться, повысить тонус мышц и настроить детей на обучение. Музыка для зарядки в детском саду без слов имеет следующий функционал:
- Призыв к зарядке и окончанию действий. Минусовка помогает воспитанникам ориентироваться, когда начать занятие, а когда пора прекратить заниматься. Малышам бывает проблематично выполнять движения, продекламированные педагогом, поэтому лучше упражнения в гимнастике с дошкольниками 1,5–4 лет сопровождать музыкой.
- Установка темпа для упражнений. Дети интуитивно знают как переходить на марш, пробежку, скачки и т. д. Причем делают это синхронно. Слушая мелодию, дошкольникам проще заниматься, чем ориентируясь на движения участников группы.
- Указание на особенности движений. Мелодичное проигрывание предусматривает плавное исполнение, быстрое — ускорение.
- Детские песни для зарядки ведут к выразительному исполнению упражнений, ребята стремятся сделать их не заученно, а ускоренно.
- Развитие творческих способностей. Музыка сопровождает детей повсюду: дома и на подготовке в детсаду. Дошкольники обучаются слушать и понимать ее со словами и без, на уроках с педагогом, во время подготовительного процесса к мероприятиям, развлечений, в театральной студии. Понимание мелодии приходит со временем. Зарядка формирует чувство ритма, способность узнавать интонацию мелодии в эмоциональном плане.
- Оздоровительный эффект. Веселые ритмичные мелодии бодрят, препятствует утомлению и развитию негатива.
К сведению! Мелодии, кроме всего прочего, позитивно сказываются на развитии интеллекта воспитанников.
Методические указания
РГ выполняется в группе, спортзале или танцевальном зале. Педагог и воспитанники надевают комфортную одежду и обувь, лучше спортивный костюм (воспитанницы могут выбрать гимнастические купальники). Весной и летом дети могут заниматься на улице — на территории садика или спортплощадке.
Занятия с ленточками
Будет здорово, если дошкольники выполняют упражнения под аккомпанемент воспитателя. Однако это не всегда возможно, так как младшая, средняя, старшая, подготовительная группы занимаются одновременно (перед первым приемом пищи), а аккомпаниатор и зал — один. Под песни для зарядки в детском саду, проигранные в живую педагогом по музыке, проводят:
- разминки-путешествия;
- конкурсы по танцам;
- открытые показы по гимнастике.
Поэтому, как правило, во многих детсадах песни и мелодии обычно включаются на пластинках или CD-центре. Лучше хранить нарезки для РГ подписанными в соответствии с ритмом комплекса на ПК или мобильном гаджете. Музыку должен слышать малыш в каждом уголке зала, если потребуется, используются колонки.
Обратите внимание! Применение больших игровых видео-устройств приветствуется в детсаду. В ходе РГ можно использовать интернет-доску или полотно для демонстрации изображений (в тематике и сюжете гимнастики), анимации или веселые видеоролики в качестве инструкции для выполнения.
Базовые упражнения под ритмичные песни
Ритмическая гимнастика для детей дошкольного возраста под музыку подразделяется на комплексы по возрасту. Каждый этап сопровождает музыкальная запись определенного темпа и мелодики:
- Вводный этап: активная мелодия спокойного темпа акцентирует внимание малышей, под нее дошкольники делают непродолжительную разминку.
- Основной этап: музыка умеренного и быстрого исполнения для общеукрепляющих движений и легкой пробежки (в конце).
- Завершение: приятная тихая мелодия для не активной игры или упражнений на органы дыхания.
Отдельные упражнения под мелодичные произведения (особенно танцы) дети делают со звуковым инвентарем:
- погремушками;
- бубнами;
- трещотками.
К сведению! В ходе РГ происходит знакомство малышей с музыкальными инструментами, что является большим плюсом. Во время выполнения заданий развивается навык элементарного музицирования, когда ребенок просто попадает в такт.
Занятие с мячиками
Утренняя зарядка в яслях
Как и все занятия физкультурой, зарядка под мелодичный аккомпанемент в ясельной группе по ФГОС должна соответствовать условиям:
- продолжительность не более 4-5 мин.;
- рекомендуется применение фольклора: шуток, прибауток, частушек;
- на протяжении всего года запоминаются и практикуются разные виды РГ.
Музыкальная гимнастика с детьми 1-4 лет осуществляется под ритмичный аккомпанемент (например, «Лучистое солнышко»), дети повторяют движения-имитации и действия из музыкального произведения (подражание). Короткие песни помогают воспитанникам понять образ, чьи движения выполняют.
РГ для 2 группы
Зарядка для малышей, которым 3 года, под музыку и 4-летних ребят продолжается 5-6 мин. Ее содержание чуть сложнее, если сравнить с ясельной группой: дети встают по команде педагога и подражают ему, но возможны и сюжетные задачи («Лиса бежит, кот умывается»). Инвентарь для гимнастики здесь уже более сложный.
В младших группах с детьми занимается преподаватель, который показывает как правильно выполнять упражнения. Помогать ему может няня, а педагог по музыке аккомпанирует. Физрук подключается к осуществлению ритмичной зарядки исключительно с ребятами в 4 года.
Комплекс «Головами киваем» — стандартная зарядка под мелодию. Педагог должен показать движения, о которых идет речь в песне, а дети попытаться повторить: кивать, поворачивать головой, стучать зубками, крутить руками и плечами, разминать пальцы, приседать, скакать.
Важно! Если дети отвлеклись в ходе выполнения упражнений и перестали их делать, говорить об этом им во время РГ не нужно. Грамотная тактика педагога — не заставлять. После занятия стоит поинтересоваться причиной отказа от ритмики.
Гимнастические упражнения под музыку в средней группе
Длительность РГ под мелодии для дошкольников после 4 лет около 7 мин. Если заниматься с физруком, то на гимнастику в спортзал или на личную веранду приглашаются дети нескольких групп. Обычно занимаются в форме игры с использованием различного спортинвентаря. С детьми средней группы занимается хореограф. Ритмика проводится в зеркальном танцевальном зале.
Обратите внимание! Гимнастический комплекс «Зарядка с Какутиками» — превосходное решение с целью разогрева детей только средней и выпускной групп. Так как здесь музыкальный темп исполнения движений быстрый, то младшие ребята спутаются, и никакого эффекта от урока не будет.
РГ под мелодии и песни в старшей группе
Длительность занятий РГ с ребятами после 5 лет рекомендована в пределах 7 мин. Работа с воспитанниками в 6 лет проводится с целью улучшения выносливости. Более взрослые дети выполняют больше повторов заученных заранее упражнений, чаще включают в занятие танцевальные, хореографические, ритмичные элементы.
Ритмичные элементы
К сведению! Ребята старшей группы могут заниматься без участия педагога. Комплекс упражнений, который подходит и для дошкольников 4-5 лет, сложнее, добавлены задания на гимнастических ковриках.
РГ перед школой
В последний год образования в детсаду растет нагрузка на интеллект воспитанника. Это заслуга не столько детсада, сколько разогревающих и развивающих разминок после обеда, секций и подготовительных курсов к зачислению в общеобразовательное учреждение. Актуальность заданий для дошкольников только растет: ритмичная зарядка сохраняет здоровье будущих первоклассников и увеличивает нагрузку на организм. Продолжительность фитнеса в данном возрасте 12-17 мин.
Важно! РГ может выполняться с хореографом. Занятие выстраивается с элементами ритмичной пластики и танцев. Такая разновидность гимнастики описывается как объединение физической культуры и искусства. Заученные упражнения дополняются интересной атрибутикой (мячиками, ленточками и платками в качестве инвентаря).
Веселая зарядка для детей с музыкой — проверенная годами сберегающая здоровье методика. Увлекательные упражнения каждый день заряжают детей энергией, бодростью, позитивом. Это должно стать аксиомой, запомнившейся и закрепленной с детсада для ведения здорового образа жизни.
Редактор: Конева Елизавета Сергеевна
Учитель начальных классов первой квалификационной категории, дефектолог.
vk.com ▪ instagram.com
vospitanie.guru
MP3: Ритмическая Зарядка Под Музыку Для Малышей Бесплатно Скачать Mp3 и Слушать Онлайн
Бесплатная загрузка Ритмическая Зарядка Под Музыку Для Малышей Mp3. У нас есть 20 mp3 файлы готов слушать и скачивать. Чтобы начать загрузку вам нужно нажать на [Скачать] кнопка. Мы рекомендуем первую песню под названием Зарядка для детей под музыку.mp3 с качеством 320 кбит/с.
Filename:
Зарядка для детей под музыку
04:01 Размер: 5.52 MB 192 Kbps
Filename:
Зарядка для детей под музыку
Filename:
ритмическая гимнастика для малышей
02:13 Размер: 3.04 MB 192 Kbps
СТИХИ С ДВИЖЕНИЕМ ♥ Детская зарядка для малышей
03:58 Размер: 5.45 MB 192 Kbps
Filename:
ЗАРЯДКА — КУКУТИКИ бодрая и веселая утренняя песенка про зарядку для детей малышей
02:53 Размер: 3.96 MB 192 Kbps
Filename:
Ритмическая зарядка группа 3
04:51 Размер: 6.66 MB 192 Kbps
Filename:
РИТМИЧНАЯ ЗАРЯДКА СДЕЛАЙ ПОГРОМЧЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ И ВЗРОСЛЫХ! (музыка) 1
03:16 Размер: 4.49 MB 192 Kbps
План-конспект занятия по музыке по теме: Конспект занятия по ритмической гимнастике
Конспект занятия по ритмической гимнастике
«Путешествие»
Цель: всестороннее развитие ребенка, развитие музыкальности и ритма на занятиях, развитие индивидуальных качеств, средствами музыки и ритмических движений. Закрепление полученных знаний и двигательных навыков через комплексы ритмических движений,
Задачи:
— развивать чувство ритма;
— учить слушать и слышать музыку;
— учить простукивать ритмический рисунок;
— научить передавать характер музыки в движении;
— научить двигаться в соответствии с размером музыки;
— развивать музыкальную память;
— развивать гибкость, ловкость, точность движений и пластичность.
Форма работы: групповая, парная, игровая
Оборудование и источники информации:
— музыкальный центр
— аудио записи
Методы обучения: практический, словесный
Ход занятия
1. Организационный момент (организованный вход детей под музыку «Вместе весело шагать» и построение в линии) — 2 минуты
2. Круговая разминка (разогрев всех групп мышц) – 5 минут
3. Бег и прыжки по кругу – 3 минуты
4. Основная часть: Танцевальные элементы, музыкально – ритмические этюды, упражнения на ориентировку в пространстве (перестроение в колонну по одному, по двое) – 15-20 минут
5. Заключительная часть: упражнения для восстановления дыхания – 3 минуты.
6. Подведение итога – 2-3 минуты.
Основная часть
Дети заходят под музыку в зал.
— Здравствуйте ребята, сегодня у нас с вами занятие — не простое, а музыкально-танцевальное путешествие. Но сначала нам нужно поздороваться друг с другом (Поклон).
Учащиеся повторяют «Танец-приветствие»
— У меня сегодня прекрасное настроение и я хочу им поделиться с вами. Возьмемся за руки и улыбнемся друг-другу.
Разминка.
1. И. п. — положение стоя, наклоны головы вправо, влево, вперёд, назад; круговые вращения головой.
2. И. п. — стоя, поочерёдное поднимание плеч.
3. И. п. – ноги врозь, руки опущены в замке. Поднимание рук вверх, в стороны, приседание, руки вперёд.
4. И. п. — стоя, вращение рук (в плечевом суставе) – вперёд, назад.
5. И. п. — стоя, выставление ноги на пятку, руки в стороны.
6. Прыжки на двух ногах на месте.
7. Дыхательные упражнения.
— Мы с вами отправляемся на поезде в путешествие в Африку. Дети становятся в круг.
Под музыку « Паровоз» дети выполняют движения разминки (чередуют разные ходы, прыжки, шаги и. т.д.)
Основная часть (силовая нагрузка).
8. И. п. – ноги врозь, руки за спиной в замке. Поднимание головы вверх.
9. И. п. – то же, наклоны туловища в стороны; с добавлением руки; вперёд к ногам и прогнуться.
10. Приседание
11. И. п. – упражнение «Бабочка».
12. Упражнение «Велосипед».
13. И. п. – лёжа на спине, руками обхватить колени. Упражнение «Ёжики» и «Колобок».
14. И. п. – лёжа на спине, упор на локти, упражнение «Ножницы».
15. И. п. – сидя на коленях. Повороты туловища вправо и влево. Руки согнуты в локтях.
Под музыку «Чунга-Чанга» дети выполняют комплекс танцевальных элементов.
— Теперь нам пора отправляться дальше. А отправимся мы с вами в Мексику! Она находится в северной Америке! Садимся в самолёт. И полетели!!!!! (песня « Самолёт».)
Дети по залу выполняют движения по линии танца. (Перестроения, повороты в движении, парные движения, изменение направления и. т. д.)
Под песню «Кукарача» выполняют упражнения на развитие чувства ритма, повторяют ритмический рисунок за педагогом.
— А нам пора отправляться в путь. А едем мы с вами в Россию! Нам надо переплыть целый океан! А переплывём мы его на пароходе.
Дети под музыку « Маленький кораблик» выполняют комплекс упражнений с мячом.
— Вот мы и в России нашей родной стране. Люди у нас очень жизнерадостные, весёлые и никогда не унывающие, сильные и конечно спортивные. Звучит песня «Россия вперед».
Дети выполняют беговые упражнения, постепенно переходя на спортивную ходьбу.
Заключительная часть
— Вот ребята мы и дома. У нас очень хорошо, неправда ли? (Под медленную, красивую музыку дети выполняют упражнения для восстановления дыхания).
Подведение итогов.
— Молодцы! Сегодня на занятии вы, отлично справились со всеми заданиями. Спасибо вам дорогие ребята за замечательное путешествие (уход детей из зала).
nsportal.ru
Вот я вижу: куст растет в саду | Делают два полуприседания, поднимая над головой округлые руки. |
Воробьи играют в чехарду. | Отводят руки назад слегка наклоняют корпус вперед, выполняют мелкие переступания на носках, кисти руки слегка подрагивают. |
Вижу пса смешного своего, | Приставляют руки к голове, ладони свободно опущены («уши»), качают головой. |
А теперь не вижу ничего. | Закрывают ладонями глаза, качая головой. |
Вот я вижу: пыль стоит столбом, | Через стороны медленно поднимают руки, быстро шевеля пальцами. Ноги поднимаются на носочки. |
Грузовик промчался за углом | Левую руку ставят на пояс правую «козырьком» приставляют ко лбу, слегка наклоняются вправо. То же повторяют с левой руки. |
Вижу, как шофер ведет его, | Идут топающим шагом на месте, слегка поднимая и опуская руки, сжатые в кулаки, как бы держа руль. |
И опять не вижу ничего. | Закрывают ладонями глаза, качая головой. |
Вот мы видим – желтый мотылек раскачал зеленый стебелек. | Кружат на одном месте на носках, поднимая и опуская мягкие руки. |
Видим мы, как шмель влетел в окно, | Делают вращательные движения кулачками перед грудью. |
И опять не видим ничего | Закрывают ладонями глаза, качая головой. |
Снова видим – выбивают кресло, | Энергично поднимают и опускают согнутую в локте правую руку, поддерживая локоть левой рукой. |
Видим – приближается гроза. | Покачивают поднятыми вверх руками. |
До чего же это интересно – открывать и закрывать глаза! | Разводят руки в стороны и затем закрывают ладонями глаза одновременно переступая с ноги на ногу. Повторяют 4 раза. |
Открывать и закрывать глаза! | Закрывают ладонями глаза, качая головой. |
Открывать и закрывать глаза! | Поднимают прямые руки верхи слегка разводят их в стороны, медленно кружатся на носках. |
nsportal.ru
Методическая разработка «Ритмическая гимнастика под музыку»
МБДОУ «Комсомольский детский сад»
Ритмическая гимнастика под музыку
Старшая группа
Музыкальный руководитель:
Елькина Надежда Александровна
Ритмическая гимнастика под музыку
Обоснование:
В последнее время в дошкольных учреждениях всё чаще стали применять нетрадиционные средства физического воспитания детей. Наиболее популярной считается ритмическая гимнастика, в которой сочетаются гимнастика и ритмический танец.
Я решила изменить традиционное проведения утренней гимнастики, и проводить её в форме танцевально-ритмической гимнастики, которая состоит из комплекса общеразвивающих и танцевальных упражнений. Для этого обратилась к программе «Танцевальная ритмика» Т.А. Суворовой.
Для детей 5-6 лет – составляются комплексы и изготавливаются необходимые атрибуты. Разрабатывается комплекс на 1 месяц. Для такой гимнастики подбирается, детские песни, современные песни, которые имеют образный характер («Часики», «Сара барабу», «Три желания», «Божья коровка» ) На такой зарядке дети с удовольствием превращаются в часики, изображая движение стрелочек руками, «катаются по небу на облаках», или изображают озорных поросят, или становятся легкими воздушными божьими коровками.
Подбираются песни, в которых присутствует куплет и припев, т. к. на припев движения обычно повторяются и дети чувствуют себя уверенней, а под музыку со словами легче запомнить то или иное движение. Зарядка проводиться по показу педагога, а это для детей наглядный пример правильности выполнения движений.
Когда дети запомнили комплекс зарядки, я добавляю небольшие перестроения и получается самостоятельный танец, который можно использовать в утренниках.
Комплекс гимнастика состоит из трех блоков:
Музыкально – ритмические движения (ходьба, бег, галоп, поскоки)
Общеразвивающие упражнения с предметами
Ритмический танец
Задачи:
Танцевально-ритмическая гимнастика способствует укреплению здоровья детей:
• Формирует правильную осанку
• Содействует развитию органов дыхания, кровообращения, сердечно-сосудистой системы организма.
Совершенствует психомоторные способности дошкольников:
• Развивает мышечную силу, координацию
• Развивает чувства ритма, музыкальный слух, память, внимание
• Развивает умение согласовывать движения с музыкой.
• Формирует навыки выразительности и пластичности танцевальных движений.
Благодаря такой гимнастике, каждый новый день в детском саду дети начинают с веселого танца и получают огромный заряд бодрости.
Октябрь
«Весёлый тренаж»
www.prodlenka.org
ритмика для детей — популярная музыка, скачать mp3 бесплатно или слушать песни онлайн
Суворова, ритмика для детейЗАРЯДКА ДЛЯ ДЕТЕЙ СЕРЕДИНА | 01:03 |
Ритмика для детейТрек 3 расивая и итересная классика для постаноок кпт |
00:57 |
Ритмика для детейпобегаем, попрыгаем | 01:20 |
Ритмика для детеймарш | 02:04 |
Ритмика для детейИгрушечный марш | 01:02 |
ритмика 1 курсЧасики (современные песни для детей) | 01:58 |
Ритмика для детейПесенка-зарядка | 02:45 |
Суворова, ритмика для детейДорожка 14 | 01:04 |
Ритмика для детей6 | 02:11 |
Ритмика для детейТрек 6 |
Ритмика для детейБез названия | 01:02 |
Ритмика для детейвеселые ножки | 01:22 |
Ритмика для детей |
01:49 |
Ритмика для детейскладочка | 01:39 |
Ритмика для детейвальс | 01:28 |
02:48 |
Ритмика для детейлегкие и тяжелые руки | 02:16 |
Ритмика для детейсередина медленная | 01:05 |
Ритмика для детейрастяжка | 01:19 |
ритмикаЗАРЯДКА ДЛЯ ДЕТЕЙ СЕРЕДИНА | 03:01 |
Суворова, ритмика для детейпрыжки | 01:04 |
Ритмика для детейкак звучит музыка | 01:43 |
Ритмика для детейТрек 5 | 01:37 |
Ритмика для детейкто лучше скачет | 03:46 |
Ритмика для детейТрек 4 | 00:46 |
Ритмика для детейхор. Менует | 02:33 |
Ритмика для детейТрек 3 | 00:57 |
Ритмика для детейТрек 2 | 00:57 |
Ритмика для детейпружинки и прыжки | 01:15 |
Ритмика для детейпружинки и поднимания на полупальцы | 01:22 |
Ритмика для детейкружки | 03:07 |
Ритмика для детейшагают девочки и мальчики | 03:07 |
Ритмика для детейспокойный шаг | 02:11 |
Ритмика для детейлошадки | 01:43 |
Ритмика для детейВесёлая песенка, под которую в Египте проходила утренняя зарядка 🙂 | 02:45 |
Ритмика для детейМы попрыгаем | 01:20 |
Ритмика для детейМилиция | 02:04 |
Ритмика для детейПопрыгаем — побегаем | 01:20 |
Ритмика для детейпоскачем | 03:07 |
Ритмика для детейДавай с тобой попрыгаем | 01:20 |
РИТМИКА.Железновы. Подвижные игры-песенки для детей.Паучок | 04:00 |
Дети Ритмикадля танца. Летний. К дню детей) | 03:01 |
РИТМИКА.Железновы. Подвижные игры-песенки для детей.( Музыка с показа) | 04:00 |
muzlain.ru
Урок ритмической гимнастики – это момент радости наших детей
Ритмическая гимнастика — это гимнастика с оздоровительной направленностью. Она в своем роде уникальна. Неслучайно она получила такое массовое распространение во всем мире. Здесь и темп, и интенсивность движений и работа всех мышц и суставов. А современная ритмичная музыка, яркая одежда, танцевальные движения создают положительные эмоции.
Нет никаких оснований считать, что ритмическая гимнастика – изобретение современности. Еще в античном мире танцы, физические упражнения под музыку применялись для развития хорошей осанки, походки, пластичности движений, силы и выносливости.
«Мы не знаем более могущественного и более благоприятного средства воздействия на жизнь и процветания всего организма, чем чувство радости… Урок ритмической гимнастики должен приносить детям радость, иначе он теряет половину своей цели», так высказывался о ритмической гимнастике Жак Далькроз.
Ритмическая гимнастика является одним из средств музыкально-ритмического воспитания, которое предполагает воздействие на организм человека не только движением, но и музыкой. Она решает общие задачи — оздоровительные, учебные, воспитательные, и частные- повышает эмоциональный настрой детей, формирует двигательную культуру, совершенствует чувство ритма, музыкальность, повышает физическую работоспособность, способствует формированию правильной осанки.
Занимаясь ритмической гимнастикой, дети получают представление о разнообразном мире движений, который является для них новым и необычным.
Для детей дошкольного возраста существуют различные методики занятий ритмической гимнастики. Большой интерес у коллектива нашего ДОУ вызвала авторская программа Н.А. Фоминой «В музыкальном ритме сказок», основу которой составляют сюжетно-ролевые музыкально-ритмические игры по сюжетам сказок народов мира. Она отражает современные идеи, которые позволяют через игровую деятельность в сочетании с музыкой и разнообразными движениями всесторонне решать задачи воспитания детей дошкольного возраста, миную муштру и принуждение; помогают по развитию физических способностей и психических возможностей с учетом его индивидуальных особенностей.
Программа включает в себя мини-программу. Это серии сюжетно-ролевых, музыкально-ритмических занятий по отдельным сказкам («Дюймовочка» «Буратино» и т.д.) Движения точно передают характер музыки и содержание литературного произведения. Они являются как бы связующим звеном системы.
Игровая деятельность на занятиях ритмической гимнастикой повышает интерес детей к физическим упражнениям, развивает творческое мышление, различные виды памяти, произвольное внимание. Изучение на занятиях литературных произведений, а именно, сказок народов мира, повышает кругозор детей. Музыкальное оформление занятий создает благоприятный фон для развития ритмопластических, музыкально-двигательных способностей детей. Фундаментом программы является триединство воздействия на организм и личность взаимосвязанных компонентов – Движения, Музыки, Сюжета сказки. Эта система обладает новыми качествами и усиливает влияние на развитие ребенка.
Упражнения всегда подбираются по возрасту детей, для младших дошкольников это более простые по координации упражнений, выполняемые с меньшей дозировкой. Продолжительность занятий зависит так же от возраста занимающихся (3-4 года – 15- 20 мин, 4-5 лет — 20 25 мин, 5-6 лет -30-35 мин). Упражнения согласованы с музыкой и передают ее настроение (на сильные музыкальные части – сильные движения, амплитудные прыжки, махи; на быстрые части – беговые, прыжковые серии; под медленную музыку – упражнения в равновесии, расслабления).
Основная структура программы сохраняется: занятие состоит из подготовительной, основной и заключительной частей. Упражнения распределяются с учетом возрастания физиологической нагрузки. В основной части занятия (в подготовительной части объединяются упражнения простые по координации и выполняются в медленном и умеренном темпе; постепенное увлечение этих параметров движения и темпа приводит к усилению нагрузки в основной части; к заключительной части нагрузка постепенно снижается. Танцевальные движения соответствуют характеру музыкальному произведению. Под современные ритмы – реп, техно, рок-н-ролл; под русскую музыку – народные движения и т.д. Мини-программа включает серии упражнений разной направленности (координационные, силовые, скоростно-силовые, для развития гибкости и другие). Мини – программа включает серии упражнений по преодолению препятствий (лазанье, ходьба по гимнастической скамейке и т.д.) Паузы отдыха заполняются различными дыхательными упражнениями, жестами, мимикой, отражающими содержание сюжетно-ролевой игры. Для разгрузки позвоночника и коррекции осанки включены упражнения в партере (из положений сидя и лежа на полу). Мини-программа гибка и мобильна (блоки движений меняются по мере изучения)
Музыка должна быть яркой, ритмичной, доступной к восприятию ребенка, музыкальные стили должны меняться.
Работая по программе Фоминой Н.А. уже заметны результаты. Наши дошколята с большой радостью занимаются ритмической гимнастикой. В ходе регулярных занятий у детей вырос интерес и внимание к действиям педагога, они научились слушать музыку, вдумчиво выполнять упражнения, с помощью движения передают характеры, образы героев сюжета сказки (Серого волка, Козы, Буратино и т.д.) На физкультурных занятиях у педагога практически не бывает проблем с организацией детей, с поддержанием дисциплины во время игры в образах сказочных героев. Выросла произвольность поведения детей. Старшие дошкольники могут руководить группой товарищей, помогать им в освоении сложных движений. Данный педагогический прием («самостоятельное ведение занятий детьми») используется нами на практике. Это развивает у детей сознательность, дружеские чувства – разрешать конфликты, радоваться успехам своих сверстников; творческая активность. Дети научились видеть и понимать образ другого – новый образ «Я», вести двигательный диалог через язык жестов, мимики, поз. Выполняя образные задания – перепрыгни через ров, убегаем от Лисы – ребенок осмысливает выполняемые движения, а значит быстрее овладевает ими. Повысился уровень физической подготовленности по бегу, прыжка, метанию.
Праздники – кульминация изучения каждой программы. Дети с нетерпением ждут момента надеть костюмы полюбившихся героев и «рассказать» с помощью «языка» телодвижений сказочную историю, в которой добро побеждает зло. Успешные результаты детей нашли отклики у родителей, которые, в свою очередь, стали не только помощниками, но и активными участниками программы.
Таким образом, занимаясь ритмической гимнастикой, наши дети всегда заряжаются положительной жизненной энергией, у них всегда хорошее настроение, они уверены в успехе и у них все получается.
Литература:
- Фомина Н.А. Формирование двигательных, интеллектуальных и психомоторных способностей детей 4-6 лет средствами ритмической гимнастики сюжетно-ролевой направленности: дис… канд. пед. наук/ Н.А. Фомина – Волгоград: ВГАФК. – 1996.
- Фомина Н.А. В музыке ритме сказок. / Н.А. Фомина. – Волгоград: ВГАФК, 1999.
- Лисицкая Т.С. Ритмическая гимнастика: методика и физиологическое воздействие/ Т.С. Лисицкая. – М.: ФиС, 1985.
dohcolonoc.ru