Оценка новорожденного по шкале Апгар
Первую в жизни оценку ребенок получает отнюдь не в школе и даже не в детском саду – в момент рождения внимательные врачи выставляют ему соответствующее количество баллов по шкале Апгар, которые демонстрируют, насколько здоров и развит младенец. Полученные цифры крайне важны в первую очередь для медицинского персонала: именно по ним врачи ориентируются, нужно ли оказывать новорожденному первую помощь, требуется ли вспомогательная терапия либо реанимационные мероприятия, или же кроха полностью здоров и готов отправиться прямиком на ручки к новоиспеченной маме. Однако и родителям не повредит информация о том, как расшифровать загадочный показатель оценки по шкале Апгар и в каких случаях следует волноваться.
Что представляет собой показатель жизнеспособности новорожденного?
Первая оценка новорожденного, названная в честь Вирджинии Апгар, которая и предложила применять указанную шкалу на практике, была разработана и введена в медицинскую практику еще в 1952 году. С помощью этой характеристики врачи могли адекватно оценить динамику общего состояния младенца в первые минуты его жизни: в частности, сразу после рождения и спустя 5 минут. Впрочем, для недоношенных и маловесных детей показатель по шкале Апгар измерялся трижды: в момент появления на свет, спустя 5 минут и 2 часа после рождения.
Полученные суммарным путем цифры позволяют не только охарактеризовать жизнеспособность младенца, но и объективно оценить динамику его состояния, необходимость реанимационных мероприятий и последующей медицинской помощи. Впрочем, за последние десятилетия эта характеристика настолько прижилась в акушерстве и педиатрии, что сегодня без нее не обходится ни одна медицинская карта новорожденного: оценка по шкале Апгар, выставленная акушерами, подсказывает неврологу и педиатру ребенка, нуждается ли маленький пациент в повышенном внимании и более тщательном обследовании.
Шкала Апгар включает 5 жизненно важных характеристик:
- A, или appearance – характеризует оттенок кожи новорожденного,
- P, или pulse – свидетельствует о частоте и ритме сердечных сокращений,
- G, или grimace – демонстрирует состоятельность врожденных рефлексов,
- A, или activity – говорит о состоянии мышечного тонуса грудничка,
- R, или respiration – показывает степень развития дыхательной системы.
Каждый из этих показателей оценивается по шкале от 0 до 2, где 0 означает полное отсутствие или недоразвитие рассматриваемой характеристики, а 2 свидетельствует о полноценности функции согласно возрасту. Сложив каждый из полученных показателей, акушеры выставляют новорожденному оценку по шкале Апгар – соответственно, от 0 до 10. Оценка выставляется дважды, обе цифры разделяются знаком «/»: первая говорит о показателях на момент рождения, вторая – спустя 5 минут после родов.
Идеально, если полученные цифры варьируют в диапазоне от 7 до 10. Впрочем, получить «десятку» крайне сложно – в большинстве случаев врачи перестраховываются, стараясь осмотреть новорожденного максимально объективно и при малейшем подозрении «перебдеть». Показатели от 5 до 6 говорят о легких отклонениях на момент рождения, требующих оказания первой помощи. Оценка по шкале Апгар 3-4 свидетельствует о нарушениях средней тяжести, при которых проводится немедленная терапия. А цифры 0-2 требуют проведения неотложных реанимационных мероприятий.
Составляющие оценки по Апгар
Шкала, позволяющая акушерке быстро оценить состояние новорожденного, выглядит следующим образом:
Критерии для оценки по шкале Апгар |
0 баллов |
1 балл |
2 балла |
Цвет кожи |
Синюшность, бледность, цианоз по всему телу |
Розовая кожа на теле и синюшные конечности, носогубныйтреугольник |
Однотонная кожа естественного розового цвета |
Пульс |
Не определяется |
Менее 100 |
Более 100 |
Рефлексы |
Отсутствуют |
Реакция слабо выражена |
Реагирует адекватно |
Мышечный тонус |
Отсутствует, конечности свисают |
Слабое сгибание конечностей |
Активные движения |
Дыхание |
Не определяется |
Поверхностное, крик слабый |
Глубокое, крик громкий |
Давайте рассмотрим значимость каждой характеристики более детально.
-
Оценка кожных покровов
Первичный визуальный осмотр новорожденного – первое, что делают акушеры после его рождения. В норме кожа должна быть естественного розового оттенка по всему телу. Особого внимания требует осмотр конечностей и носогубного треугольника – именно в этих участках чаще всего проявляется выраженная синюшность, которая может свидетельствовать о внутриутробной гипоксии. Если же цианоз затрагивает все тело, это является «тревожным звоночком» — следует срочно завершить оценку остальных показателей и, при необходимости, оказывать крохе соответствующую помощь.
У малюток с наследственно темным цветом кожи (например, мулатов или африканцев) этот показатель выставляется на основе цвета ладоней, белков глаз, слизистых оболочек губ, ротовой полости.
Как правило, младенцы, появившиеся на свет посредством кесарева, редко получают низкую оценку цвета кожи, поскольку не испытывают стресса при прохождении родовых путей. Впрочем, при нормальном течении естественных родов груднички быстро восстанавливаются и уже к пятой минуте демонстрируют заслуженные 2 балла по шкале Апгар.
-
Частота сердечных сокращений
В норме пульс новорожденного составляет 130-140 ударов в минуту – крошечное сердечко перегоняет кровь по организму с космической скоростью, обеспечивая каждый орган необходимым кислородом. Впрочем, тратить целую минуту на замер пульса в момент рождения – неоправданная роскошь, ведь комплексная оценка должна занимать не более 30-40 секунд. Поэтому замер проводится в течение 6 секунд, после чего полученный показатель просто умножается на 10.
Измерить малютке ЧСС можно при помощи привычного выслушивания пульса. Однако если удары слабые, доктор может прощупать грудную клетку, чтобы найти точку верхушечного толчка и по ее пульсации сориентироваться, насколько хорошо бьется сердечко у ребенка. Если же и это не помогает, замер производится по пульсации пуповины или сонной артерии.
Отсутствие пульса у новорожденного требует срочной реанимации, количество ударов менее 100 за 1 минуту – масочной вентиляции легких вплоть до того момента, пока частота сердечных сокращений не придет в норму. Показатель более 100 ударов за минуту свидетельствует о нормальной работе сердца новорожденного.
-
Рефлекторная активность
Ключевые безусловные рефлексы в норме проявляются у ребенка уже в момент рождения. К ним относится дыхание, первый плач, сосательный и глотательный рефлексы. Чтобы быстро оценить, насколько сформирована рефлекторная деятельность, новорожденных укладывают на животик или ставят на ножки, поддерживая под мышки. Лежа на животе и имея точку опоры под пяточками, карапуз, только что появившийся на свет, может с легкостью преодолеть несколько десятков сантиметров. А «стоя» на ножках, будто бы пытается шагнуть вперед.
Если у младенца наблюдаются все эти рефлексы, указанный показатель набирает заслуженных 2 балла по шкале Апгар. Оценка ниже свидетельствует о слабости или полном отсутствии рефлекторной деятельности.
-
Мышечный тонус
При нормальном состоянии у всех младенцев, только что появившихся на свет, мышцы-сгибатели находятся в тонусе. Именно такой показатель и объясняет специфическую позу, в которой они пребывают первое время: прижатую к груди головку, сжатые кулачки, согнутые ножки и ручки. В таком состоянии первые движения крохи чисто физиологически не могут быть плавными и скоординированными. Впрочем, это и считается нормой – резкие подергивания конечностями в разные стороны заслуживают оценки 2 балла по шкале Апгар.
Если же ручки и ножки согнуты недостаточно выраженно, движения более плавные, малютке выставляется «единичка». «Ноль» говорит о низком тонусе мышц, при котором конечности и головка расслабленно свисают вдоль тела.
-
Дыхательная активность
В норме кроха совершает около 40-45 дыхательных актов в минуту – только таким образом он может насытить организм кислородом. Не заметить соответствующих движений практически нереально, ведь грудная клетка и животик вздымаются и опускаются практически каждую секунду. Кроме того, при нормальном дыхании у новорожденного появляются силы на первый крик – чем он громче и пронзительнее, тем лучше чувствует себя ребенок.
Слабый, тихий крик и нерегулярные дыхательные движения подразумевают среднюю оценку по шкале Апгар – 1 балл. В этом случае крохе, как правило, требуется дополнительная искусственная вентиляция легких – в противном случае организм недополучит кислород, что негативно скажется на других внутренних органах и головном мозге.
Отсутствие дыхания и первого крика – верный признак необходимости неотложной реанимации. Новорожденного моментально подключают к аппарату ИВЛ или проводят реанимационные мероприятия с помощью мешка Амбу – и то, и другое оборудование нагнетает кислород в легкие и стимулирует дыхательные движения. Важно, чтобы ребенок как можно скорее начал дышать самостоятельно – это послужит верным признаком успешной реанимации.
Почему первая оценка младенца может снижаться?
Показатель шкалы Апгар может быть ниже нормы по многим причинам, начиная с тяжелых и длительных родов и заканчивая внутриутробными патологиями. Однако чаще всего недостаточная оценка свидетельствует о гипоксии плода или его физиологической незрелости (например, при малом весе или недоношенности).
Такая характеристика может быть вызвана острыми или хроническими причинами. Как правило, острые ситуации связаны с патологическими родами – острой гипоксией, асфиксией, обвитием пуповиной и т.д., произошедшими в момент прохождения по родовым путям. Такие состояния легче поддаются терапии и, как правило, быстро купируются акушерами.
Хронические причины низкой оценки по шкале Апгар могут быть связаны с внутриутробным периодом. К ним относятся гипоксия, недоразвитие плода (в т.ч. вследствие недоношенности) и т.д. В этом случае тяжесть состояния прямо пропорциональна длительности и степени патологии, его вызвавшей.
Не стоит сразу же пугаться, услышав от врачей не слишком высокие цифры, ведь главное – насколько динамично они повышаются. Это значит, что важны не только сами показатели, но и разница между ними: если за первые 5 минут новорожденный набрал +2-3 балла, значит, положительная динамика налицо. Вовремя проведенные медицинские манипуляции помогут ему быстро прийти в норму, и вскоре он будет таким же розовощеким и крикливым, как и малютки, получившие от рождения «десятку»!
Мне нравится 0
Похожие посты
Оставить комментарий
Шкалой Апгар пользуются акушеры, а также врачи-неонатологи, чтобы определить состояние новорожденного в первые минуты после его появления на свет. Результаты такого обследования вносятся в детскую медицинскую карту и учитываются педиатрами, а также узкими специалистами в первый год жизни младенца. Для родителей же шкала Апгар зачастую является чем-то непонятным. Давайте разберем, что такое оценка по Апгар и как расшифровать баллы, которые выставляют только что родившемуся карапузу.
История
Оценку всех новорожденных разработала врач-анестезиолог из Америки Вирджиния Апгар более 60 лет назад, поэтому шкала и носит ее имя. Целью создания такого обследования была возможность быстрой оценки состояния малышей сразу после родов. Метод оказался очень удобным и простым, что позволило ему войти в акушерскую практику. В наши дни шкалой Апгар пользуются тысячи врачей в разных уголках мира.
Показатели
По шкале Апгар оценивают такие критерии:
- Цвет кожи ребенка (Appearance). Такой показатель весьма информативен, прост и позволяет выявить нарушения кровообращения. Если тело младенца полностью бледное или отмечена синюшность по всей его поверхности, ставят 0 баллов. Бледная окраска нередко выявляется при гемолитической болезни. При розовой окраске тела, но синюшности рук и ног ребенку выставляется 1 балл. Если кожа тела карапуза полностью розовая, это 2 балла. Поскольку у большинства малышей цвет кожи красный, а синюшность конечностей выявляется очень часто, этот параметр наиболее часто занижает общую сумму по Апгар (детям редко ставят 2 балла).
- Частоту сердцебиений малыша (Pulse). Нормой пульса для новорожденных является 120-140 ударов за минуту. При отсутствии сердцебиений оценка будет 0 баллов. Если пульс меньше 100 ударов в минуту, крохе ставят 1 балл. При ЧСС у новорожденного выше 100 ударов выставляют 2 балла.
- Наличие рефлексов и реакции на стимуляцию (Grimace). Для их определения младенцу отсасывают из носа слизь и смотрят на его реакцию либо проверяют другие рефлексы. Отсутствие рефлекторных движений оценивают в 0 баллов, а за слабые рефлексы, представленные гримасой и движением, малютке выставляют 1 балл. Если кроха в ответ на раздражение активно двигается, громко кричит, чихает, кашляет, это оценивают в 2 балла.
- Состояние мышечного тонуса (Activity). В норме у новорожденного тонус мышц повышен, а кроха активно хаотично двигает ножками и ручками. Если мышечного тонуса нет, а конечности малютки свисают, параметр оценивают в 0 баллов. При слабом тонусе и небольшом сгибании конечностей ребенку ставят 1 балл, а активность и наличие выраженного тонуса дает право выставить 2 балла по этому признаку.
- Дыхание и крик ребенка (Respiration). Возрастной нормой частоты дыхательных движений для только что родившегося младенца является 40-45 за минуту. Если младенец громко закричит, это помогает ему дышать интенсивнее и является признаком хороших адаптационных возможностей карапуза. При отсутствии дыхания ребенок получает 0 баллов. Если дыхание нерегулярное и поверхностное, а крик слабый, это 1 балл. При нормальном дыхании и громком крике у ребенка будет оценка 2 балла. Если у ребенка асфиксия, именно этот параметр понижает сумму баллов по Апгар.
Расшифровка
Как уже было отмечено выше, врач оценивает каждый из показателей по 3-балльной системе: 0 – если признак отсутствует, 1 – если он выражен слабо, 2 – если все в норме и признак выражен ярко. Все выставленные баллы складывают и получают общую оценку.
Расшифровать сумму баллов у новорожденных поможет такая таблица:
Алгоритм обследования
Оценку состояния младенца выполняют дважды – проводят один тест на первой минуте жизни, а затем повторный осмотр на пятой минуте. Сумму баллов записывают через черточку (как дроби), например, 7/8 будет означать, что сразу после родов у крохи было 7 баллов, а через 5 минут стало 8 баллов. Если же показатель будет 0/4, то это значит 0 баллов при родах и 4 балла на пятой минуте после рождения. Если необходимо, выполняется и третье обследование на десятой минуте.
Наиболее распространенной суммой по Апгар для здоровых малышей является 8 баллов. У таких младенцев отмечают нормы (2 балла) по трем параметрам и небольшое снижение (1 балл) по двум показателям, например, из-за синюшности конечностей и пульса ниже 100. Максимальные 10 баллов детям выставляют очень редко.
В большинстве случаев вторая/третья оценка бывает выше первой, что характеризуется, как положительная динамика. Это связано с адаптацией новорожденного к новым условиям жизни. У крохи учащается пульс, нормализуется дыхание, розовеет кожа, более активно проявляется защитный рефлекс и другие реакции. Однако встречается и понижение, например, 9/8 или 8/7. В таком случае медицинское наблюдение за малюткой усиливают.
Что означают следующие баллы
Давайте рассмотрим примеры оценок по Апгар и их значений:
Прогноз
Рассказывая родителям о значении шкалы Апгар, следует отметить, что сумма баллов не всегда показывает реальную картину здоровья крохи. Не стоит забывать, что баллы выставляет человек (хоть он и медработник), основываясь на своем субъективном мнении и опыте.
Такую оценку также нельзя назвать диагнозом. Это лишь вспомогательный метод для педиатра и акушера, с помощью которого в считанные секунды определяется жизнеспособность малютки.
Высокими цифрами по Апгар не нужно гордиться, а низкие не должны стать поводом для дополнительной тревоги. Основная задача данного метода – помочь врачам своевременно оказать младенцу помощь.
Разница между 4-5 баллов и 8-9 баллов достаточно большая, но если кроха получил 7 или 8 баллов, это не должно расстроить маму, ведь показатель 9/9 не значит, что младенец более здоровый и крепкий, чем кроха с оценкой 8/8 или 7/7. Это может означать, что карапуз с 9 баллами кричал сильнее, а его рефлексы были более выраженными, а у малютки с 8 баллами могла отмечаться синеватая окраска кожи из-за затяжных родов.
Цифры Апгар лишь выступают сигналом для акушерского персонала, указывающим, какие мероприятия нужны малютке в родильном зале и в послеродовом отделении. После общего осмотра всем новорожденным проводят и другие обследования (анализ крови, анализ мочи, УЗД и прочие тесты), в результате чего определяется тактика по дальнейшему медицинскому сопровождению крохи.
В любом случае показатель по шкале Апгар ниже 5 означает, что новорожденному требуется внимание медперсонала намного больше, чем малышу с оценками 7 и выше баллов. Однако если на первой минуте кроха получил 4-5 баллов, а на пятой его состояние можно оценить в 7 или 8 баллов, то младенца переводят в категорию деток, которым не требуется пристальное медицинское наблюдение.
Отметим, что малютки после кесарева зачастую получают более высокие оценки по Апгар, поскольку естественный способ рождения более сложный для крохи и часто сопровождается гипоксией. По этой причине кесарята часто получают оценки 8 и 9.
Что касается многоплодной беременности, то у близнецов и двойняшек оценки Апгар преимущественно низкие. В большинстве случаев такие карапузы появляются на свет раньше, а у недоношенных деток показатели развития хуже, чем у родившихся в срок младенцев.
Низкая оценка Апгар выставляется и при родовых травмах, например, если ее следствием стал тяжелый спастический тетрапарез. Последствия таких травм бывают разными, но сказать точно, что ребенок будет инвалидом, в первые минуты после рождения сложно. Выставив крохе низкие баллы, младенцу оказывают нужную помощь и назначают лечение.
Отзывы
Врачи считают метод Апгар очень важным, ведь по такой шкале можно быстро определить, требуется ли крохе реанимация в первые минуты после появления на свет. Использование шкалы Апгар, по словам акушеров, помогает не растеряться и сразу же сориентироваться в дальнейшей тактике действий. Это особенно важно для начинающих медиков, у которых опыт еще небольшой.
Педиатры, которые наблюдают ребенка после выписки из роддома, также отзываются о шкале Апгар положительно. При первом осмотре карапуза они всегда смотрят выписку и обращают внимание на баллы, учитывая состояние младенца при родах.
Что касается родителей, то одни изучают информацию о пребывании в роддоме и знают о шкале Апгар, поэтому не переживают из-за оценок 7 или 8. Другие же сталкиваются с такими цифрами уже после родов и могут воспринять их неправильно. Например, некоторые мамы расстраиваются, что показатель всего лишь 8, а не все 10 баллов. Кто-то связывает баллы по Апгар с умственными способностями крохи, что совсем неверно.
Есть и мамы, которые переживают, что оценка не меняется, например 7/7 или 8/8, считая, что вторая сумма непременно должна быть выше (воспринимая это, как улучшение состояния малыша). Чтобы избежать ненужных волнений, стоит больше узнать о шкале Апгар во время беременности.
Шкала Апгара для оценки состояния новорожденных, позволяет медицинским работникам родильного дома определить, требуется ли только что появившемуся на свет ребенку их помощь.
Зачастую балл по Апгару также помогает педиатрам, позднее наблюдающим малыша, контролировать конкретный аспект его состояния. Нижеприведенная статья содержит информацию о том, в чем суть данной методики, а также как именно оценивается каждая из сторон жизнедеятельности новорожденного специалистами.
Содержание записи:
Что это такое, суть методики
Шкала Апгара (новорожденных с ее помощью оценивают через минуту после появления на свет) считается самой быстрой комплексной системой для определения необходимости реанимационных процедур в каждом конкретном случае. Традиционно она состоит из 2, реже 3 «замеров» базовых показателей жизнедеятельности малыша (1 мин., 5 мин., реже 10 мин. после рождения).
Данная необходимость обусловлена нестабильностью состояния здоровья новорожденных, требующей тщательного наблюдения в течение первых минут жизни ребенка. Суть методики заключается в оценке основных критериев (1 или 2 балла) и дальнейшем суммировании полученных результатов.
Исследованию со стороны акушеров и неонатологов подвергаются:
- кожный покров, в частности его цвет;
- качество и количество сердечных сокращений, способных зафиксировать существенные отклонения в функционировании сердечно-сосудистой системы маленького человека;
- наличие рефлексов, а также их «живость»;
- тонус мышечного корсета тела младенца, особое значение имеет активность конечностей;
- дыхательная система малыша, а именно его способность самостоятельно наполнять легкие воздухом и выдыхать его, не задерживая в организме на продолжительное время.
При наличии существенных отклонений в функционировании вышеприведенных систем и органов ребенка (балл по Апгару менее 5), медицинские специалисты, в абсолютном большинстве случаев, принимают решение о пристальном наблюдении за состоянием малыша в динамике. В подобном случае, ребенок, как правило, отправляется к матери не раньше вторых суток после появления на свет.
Показатели нормального состояния новорожденного в таблице
Шкала Апгара (новорожденных по данной методике начали оценивать еще в 1954 году) иллюстрирует, насколько только что появившийся на свет малыш готов к жизни вне утробы матери.
Так, абсолютно здоровому младенцу, готовому к началу самостоятельной жизнедеятельности, как правило, «присуждается» 9-10 баллов по Апгар (по 2 балла за каждый из критериев). Наиболее часто в последнее время встречается оценка 8-9, которая чаще всего складывается из-за пониженного тонуса конечностей у рождающихся современных детей.
Показатели нормального состояния новорожденного выглядят следующим образом:
Критерий/Балл по Апгар | 0 баллов по Апгар | 1 балл по Апгар | 2 балла по Апгар |
Равномерность и насыщенность цвета кожного покрова | Белый или синий цвет кожи всего тела | Розовый или красный цвет кожи всего тела, за исключением конечностей (обычно имеют синеватый оттенок) | Розовый или красный цвет кожи всего тела, в том числе рук и ног |
Работа сердечно — сосудистой системы (частота сердцебиения) | Отсутствие сердцебиения | Меньше 100 в мин. | Больше 100 в мин. |
Наличие и «живость» рефлексов | Полное отсутствие реакции | Слабовыраженные рефлексы | Активные рефлексы в виде громкого крика, плача, чихания и так далее |
Тонус мышечного корсета | Полное отсутствие минимального напряжения в конечностях (ноги и руки вяло «свисают») | Небольшое напряжение, выражающееся в редких легких сгибаниях ног или рук | Активная смена положения рук и ног, «твердость» мышц спины |
Зрелость дыхательной системы | Отсутствие дыхания | Прерывистое дыхание, отсутствие или тихий крик при рождении | Легко прослушиваемое дыхание, громкий крик, плач при появлении на свет |
Расшифровка показателей: о чем говорят отклонения от норм
Шкала Апгара, в частности результат использования данной системы, может помочь родителям новорожденного сформировать представление о «крепости» здоровья своего малыша.
Выяснив, какой из критериев оценки, по мнению неонатологов и акушеров, не заслужил наивысшего количества баллов, мама и папа могут предположить о наличии возможных отклонений в общем состоянии ребенка, а также, в некоторых случаях, причинах случившегося.
Дыхание
Зрелость легких, выражающаяся в способности новорожденного самостоятельно начать вдыхать воздух после перерезания пуповины, свидетельствует о нормальном развитии дыхательной системы.
Максимальную оценку по Апгар (2 балла), традиционно, «присуждают» малышам, моментальным подавшим голос после рождения, а также тем, чье общее количество вдохов и выдохов за одну минуту будет стабильным, составляющим в своем количестве не менее 40-45 легочных сокращений.
При отсутствии или минимальном прерывистом крике ребенке после его появления на свет, врачи ставят 1 балл и наблюдают новорожденного в течение первых суток жизни.
В случае отсутствия активности со стороны дыхательной системы, неонатологи и акушеры незамедлительно поставят крохе систему для искусственной вентиляции легких и проведут необходимые реанимационные процедуры, в попытке вернуть маленького человека к жизни.
Недостаточная интенсивность дыхания, а также его полное отсутствие, могут свидетельствовать как о недоразвитости самой системы (в случае преждевременных родов), так и о нарушении в ее функционировании, чаще всего по причине «тяжелых» продолжительных родов, обычно приводящих к гипоксии плода (ребенок в родовых путях страдает от недостатка кислорода).
Частота биения сердца
По количеству сердечных сокращений медицинский персонал родильного дома определяет то, насколько малыш пострадал в процессе появления на свет. 2 балла обычно заслуживают дети, чье сердец бьется более 100 раз в мин. Сердцебиение малыша в количестве менее 100 раз в мин. обычно наблюдается при преждевременных родах.
Подобное отклонение от нормы свидетельствует о неготовности организма ребенка функционировать отдельно от систем жизнедеятельности матери. В случае родоразрешения в срок, подобные нарушения в сердечно-сосудистой системе могут быть последствие продолжительной гипоксии плода в процессе появления на свет.
При отсутствии сердечных сокращений у новорожденного в первые секунды жизни, врачами будут предприняты попытки его реанимации. Причиной этому может быть, как врачебная ошибка; продолжительные и травматичные роды, так и инфекционные заболевания матери, спровоцировавшие существенные нарушения в работе сердечно-сосудистой системе ребенка.
Мышечный тонус
В случае идеального здоровья новорожденного, сила его мышечного корсета будет отражаться в двигательной активности. При отсутствии нарушений малыш будет хаотично и быстро менять положение верхних и нижних конечностей, динамично сгибая и разгибая их. Более того, положительной стороной станут попытки ребенка разогнуть свое тело, приведя его тем самым в естественное положение.
Основанием для менее удовлетворительного результата в системе оценки ребенка по шкале Апгар (1 балл) станет его нежелание шевелиться. У таких детей, как правило, руки и ноги находятся в согнутом или наоборот «висячем» положении очень долгое время после появления на свет.
«Ленивая» смена положения тела, разгибание туловища, считаются также вариантом отклонения, как и продолжительное сохранение позы эмбриона или «безжизненное» свисание ребенка на руках акушера или неонатолога.
Причинами отклонения в нормальном состоянии мышечного тонуса грудничка могут быть последствия тяжелых родов или родовая травма, повреждение нервных окончаний, а также неправильное формирование мышечного корсета в момент нахождения в утробе матери.
При условии того, что все остальные критерии оценки по шкале Апгар имеют высокий балл, излишний мышечный тонус или, наоборот, мышечная дистония корректируется физиотерапевтическими процедурами, медикаментозным лечением, а также прохождение нескольких курсов массажа, в соответствие с рекомендациями педиатра и невролога.
Рефлексы
Наличии рефлексов, необходимых для отдельного существования, определяется у новорожденного путем их стимулирования детскими специалистами, осматривающими ребенка после появления на свет. Максимального балла по Апгар «удостаиваются» обычно новорожденные, кто самостоятельно демонстрирует естественное стремление сосать, крепко хватать, глотать, вдыхать и выдыхать воздух.
При отсутствии видимых рефлекторных проявлений акушеры или неонатологи:
- максимально приближают палец к губам малыша, провоцируя его на сосание;
- вертикально размещают ребенка, при нормальном развитии которого, должен проявиться рефлекс «ходьбы»;
- вставляют в нос новорожденному катетер для удаления из носа остатков слизи и других «продуктов» родовой деятельности, побуждая маленького человека чихнуть или, как минимум, попытаться отвернуться или выказать недовольство происходящим;
- располагают грудничка на твердой поверхности, перевернув на живот и приставив руки к пяткам ребенка, ожидая проявления рефлекс ползания, осуществляемого отталкиванием от опоры.
Отсутствие рефлексов в любом проявлении свидетельствует о незрелости или существенном травмировании нервной и мышечной системы человека, только что появившегося на свет.
Цвет кожи
В идеале ребенок должен попадать в руки неонатологов и акушеров с равномерно розовым цветом кожи всего тела. При наличии синего оттенка на конечностях, наблюдающегося на общем фоне нормального окраса кожной поверхности новорожденного, врачи проверят малыша на наличие возможных травм сосудов и нервных соединений, нарушающих нормальную циркуляцию крови в детском организме.
При излишней бледности, а в некоторых случаях, голубого или синего цвета всего тела малыша, неонатологи немедленно примутся за реанимационные процедуры по восстановлению кровообращения. Отклонения от нормы в данном случае чаще всего наблюдаются у детей, появившихся на свет естественным путем.
Кесарево сечение позволяет избежать грудничку прохождения по родовым путям матери, зачастую являющееся наиболее травмоопасным этапом родов. Подобные особенности цветового окраса кожи ребенка при естественных родах свидетельствуют о его страдании от недостатка кислорода в момент «затяжного» появления на свет.
Алгоритм обследования ребенка при рождении
Шкала Апгара (новорожденных с ее помощью оценивают исключительно специалисты) подразумевает определенный алгоритм организации обследования. Приняв малыша из «утробной» среды, акушер или неонатолог производит моментальную оценку состояния его кожных покровов.
Окинув взглядом тело ребенка, убедившись в его равномерном нормальном окрасе, специалист анализирует наличие крика у грудничка. Уделив на первоначальный осмотр не более 30 секунд, профессионал замеряет частоту сердечных сокращений, а также количество и равномерность вдохов и выдохов, используя при этом специальное медицинское оборудование.
Затем, определив, что состояние ребенка не вызывает опасения, его прикладывают (если есть возможность) к груди матери. Данный способ позволяет врачу оценить наличие естественных рефлексов, в частности к сосанию. Если захват соска так и не произошел, ребенка искусственным образом пытаются «спровоцировать» на демонстрирование собственных рефлексов вышеперечисленными в статье методами.
Параллельно с указанными мероприятиями, неонатологами оценивается мышечный тонус ребенка, исходя из его двигательной активности во время перемещения по родильному блоку на руках специалиста.
Повторная оценка показателей системы Апгар производится на пятой минуте жизни грудничка. Если общий балл после второго обследования будет меньше 7, врачами, как правило, принимается решение о дообследовании младенца каждые 5 мин. на протяжении последующих 20 мин..
Как насчитывают баллы?
Отдав определенное количество баллов, свидетельствующее об идеальном (2 балла), удовлетворительном (1 балл) или неудовлетворительном (0 баллов) состоянии здоровья новорожденного по каждому из 5 базовых критериев, врачи суммируют цифры и получают необходимую оценку – балл по шкале Апгара.
Что означает 1-3 балла?
Шкала Апгара (новорожденных с ее помощью обследуют вне зависимости от срока и способа появления на свет) делает наглядным для родителей представление о том, в каком состоянии в настоящий момент находится их ребенок.
Оценка в 1-3 балла считается низкой и свидетельствует о сильных отклонениях в здоровье младенца.
Они могут быть спровоцированы тяжелым течением родов (угроза для жизни обычно исчезает спустя несколько часов после рождения малыша), хроническими заболеваниями новорожденного (возникают при несоблюдении матерью здорового образа жизни в течение беременности или перенесении ею инфекционных заболеваний), а также общей незрелостью систем детского организма (преждевременные роды).
Стоит отметить, что в ряде случаев низкий балл по Апгару обуславливает необходимость принятия экстренных мер и перевода маленького человека в отделение реанимации.
Что значит 4-7 баллов?
Результат по шкале Апгара, равный 4-7 баллам является, хоть и невысоким, но приемлемым. Ребенок, получивший такую оценку, как правило, имеет отклонения по здоровью средней или легкой тяжести, обычно поддающиеся медикаментозному лечению.
Несмотря на ряд дисфункций, требующих корректировки, последствий от подобного состояния младенца при рождении, в его будущей жизни, в абсолютном большинстве случаев, не наблюдается.
Что означает 8-10 баллов?
8-10 баллов, полученные в результате суммирования показателей по всем базовым критериям, являющими компонентами системы Апгар, считаются нормой. Подобный уровень иллюстрирует нормальные реакции и готовность организма новорожденного к началу жизни вне маточной среды.
Ребенок, получивший такую оценку не требует дополнительного обследования и наблюдений со стороны медицинского персонала и передается матери при условии отсутствия необходимости оказания ей послеродовой медицинской помощи.
Прогноз
Любая оценка по данной шкале, кажущаяся на первый взгляд объективной, выставляется одним конкретным специалистом и не может считаться «истиной в последней инстанции».
На рисунке показана расшифровка шкалы Апгара.Именно поэтому, даже при получении ребенком низкого балла по Апгару при рождении, матери стоит помнить, что соблюдение рекомендаций специалистов, а также безусловная любовь к собственному ребенку, способна в корне исправить ситуацию.
Медицинский персонал родильных домов имеет достаточное оснащение для контроля и положительного воздействия на имеющиеся при рождении отклонения в состоянии ребенка. Отпуская из учреждения мать и новорожденного после родов, врачи сделают соответствующие прогнозы на дальнейшее развитие и здоровье малыша, а также дадут рекомендации родителям в каждом конкретном случае.
Шкала Апгара в примерах
Для формирования детального представления по поводу состояния новорожденного, родителям целесообразно ознакомиться с примерами оценок по Апгар и их расшифровкам:
- 0/2, 1/2, 2/2, 2/3, 3/3 – состояние ребенка в данном случае считается критичным и требует незамедлительного оказания экстренной медицинской помощи;
- 3/4, 4/4, 4/5, 5/6, 6/6 – здоровье малыша при подобных оценках является нестабильным и требует тщательного контроля со стороны неонатологов и педиатров не только в течение первых нескольких часов жизни, но и на протяжении всего первого месяца;
- 5/7, 6/7, 7/8, 8/8 – получив такие оценки, грудничок может считаться относительно здоровым, однако чаще всего обладает общей слабостью и истощенностью организма в целом, что обуславливает необходимость со стороны медиков мониторить его состояние в течение первых суток после рождения;
- 8/9, 9/9, 9/10, 10/10 – показатели, свойственные абсолютно здоровым детям, не нуждающимся в специфическом уходе и наблюдении со стороны медицинского персонала.
Шкала Апгара, использующаяся для оценки состояния новорожденных уже на протяжении многих лет, является единственным, относительно объективным, методом быстрого определения необходимости проведения реанимационных мер для малыша.
Тщательно изучив вышеприведенную информацию, родители смогут понять, каким образом специалисты оценивают здоровье ребенка с помощью данной системы, а также, стоит ли волноваться из-за озвученного врачами количества баллов по Апгару.
Полезные видео о шкале Апгар и расшифровке оценки
Что такое шкала Апгар:
Как проводится оценка:
Оценка состояния новорожденного ребенка в первую очередь отражает его жизнеспособность и возможность адаптации к внешней среде в течение первых 5 дней жизни. Она зависит от степени его зрелости, неврологического статуса, характера и выраженности патологического процесса и по совокупности этих показателей может быть представлена как:
- удовлетворительное,
- средней тяжести,
- тяжелое,
- очень тяжелое,
- крайне тяжелое,
- терминальное.
К основным критериям, по которым проводят оценку состояния новорожденного, относятся:
степень выживаемости на данный момент или ближайшие дни,
необходимость в интенсивной терапии, с включением или отсутствием в ней реанимационных мероприятий,
острые проявления генерализованной инфекции,
возможность тяжелых осложнений:
- перфорация кишечника (ЯНПК),
- пневмоторакс (жесткие параметры ИВЛ),
- гестационный возраст новорожденного: ниже 25-27 недель.
Определение терминального состояния новорожденного не требует каких-либо комментариев, так как там и так все ясно.
Оценка крайне тяжелое состояние применяется в тех случаях, когда вопрос о выживании ребенка требует дальнейшего наблюдения или ребенок нуждается в комплексном реанимационном печении.
Оценка состояния новорожденного как тяжелое или очень тяжелое помимо необходимости в интенсивном лечении, включая ИВЛ, отражает острый период таких заболеваний как гнойный менингит, остеомиелит в сочетании с артритом, язвенно-некротическое поражение кишечника, наличие инфекционного токсикоза, отсутствие возможности энтерального питания, острые проявления врожденной надпочечниковой недостаточности, судорожный и геморрагический синдром.
Естественно, что в первые 3-5 дней жизни показания для определения состояния новорожденного как тяжелого расширяются и, в частности, включают гестационный возраст ниже 25-27 недель. Вместе с тем, следует отметить, что разграничение состояния между тяжелым и средне-тяжелым достаточно субъективно, причем в большинстве случаев субъективность распространяется в сторону завышения тяжести состояния. Это характерно не только для отдельных неонатологов, но и для ряда отделений в целом.
Такая тактика, к сожалению, приводит к необоснованно длительной антибактериальной терапии там, где она уже не показана.
Оценка состояния новорожденных детей с весом при рождении 900-1250 г и сроком гестации 28-30 недель в первые 3-5 дней жизни не является исключением от вышесказанного. Все решает динамика клинической картины и продолжительность интенсивной терапии, включая ИВЛ, если в этом была необходимость.
Констатация состояния, как средней тяжести, у детей этого веса и возраста вполне допустима, если они находятся на самостоятельном дыхании, не нуждаются в кислородной поддержке, не дают приступов апноэ, способны получать энтеральное питание в возрастном объеме и их неврологический статус существенно не отличается от свойственного их гестации.
Но возможно, что ребенок из группы риска в результате наслоения различных патологических процессов может в динамике ухудшать свое состояние, но это не дает основания расценивать его как тяжелое в то время как оно на данный момент таковым не является.
Другое дело, что в разговоре с родителями вы должны предупредить их в доступной форме, что их ребенок очень маленький, незрелый и в любой момент может ухудшить свое состояние, но на данный момент он вполне стабилен.
В заключение остановимся на оценке состояния детей первого месяца жизни с тяжелыми поражениями головного мозга и бесперспективных по своему дальнейшему психомоторному развитию, но вполне приличных по своей соматике. Их состояние может расцениваться как средней тяжести или как тяжелое, но с обязательной оговоркой — тяжелое по характеру заболевания.
Статью подготовил и отредактировал: врач-хирург Пигович И.Б.
Видео:
Полезно:
Содержание:
В 1952 году американский врач-анестезиолог Вирджиния Апгар на конгрессе анестезиологов официально представила систему оценки состояния новорожденного в первые минуты жизни. С тех пор состояние здоровья новорожденного оценивается по пяти показателям: дыханию, сердцебиению, мышечному тонусу, рефлексам и цвету кожных покровов.
Подсчет баллов по Шкале Апгар
Новорожденного младенца осматривают и присваивают 0, 1 или 2 балла по каждому из признаков. Оценка в 2 балла в родильном зале считается высшей и означает, что признак выражен ярко, 1 балл — выражен слабо, 0 баллов — признак отсутствует. При самом лучшем стечении обстоятельств общий счет баллов равен 10. Подсчет баллов проводят дважды: на первой и пятой минуте жизни. Поэтому оценки по Апгар всегда две, например, 8/9 баллов. Очень редко младенцы набирают 10 баллов в первую минуту жизни.
Состояние детей, которые набирают результат от 7 до 10 баллов, считается хорошим или превосходным, и им обычно требуется лишь обычный уход. Те, кто набрал от 4 до 6 баллов, находятся в удовлетворительном состоянии, и им могут оказаться нужны лишь некоторые реанимационные процедуры. Немедленная реанимация для спасения жизни необходима тем, чей результат ниже 4.
Если младенца на первой минуте жизни оценивают на 4–6 баллов, ему более тщательно прочищают дыхательные пути, помещают под лампу с лучистым теплом для дополнительного согревания, обеспечивают дополнительную подачу кислорода.
Показатели для оценки состояния новорожденного
Теперь остановимся подробнее на тех самых признаках, по которым происходит оценка младенца на 1-й и 5-й, а при плохих показателях — и на 10-й минуте жизни.
Работа сердца. У новорожденного сердечко бьется очень часто, совершая до 130–140 ударов в минуту. Поэтому частота сердцебиений свыше 100 в минуту оценивается в 2 балла. Если же малыш испытывал нехватку кислорода во внутриутробном периоде или во время родов, то наряду с изменением других показателей у него происходит замедление сердцебиения. Соответственно, пульс менее 100 ударов в минуту оценивается в 1 балл, отсутствие пульсовой волны — 0 баллов.
Частота дыхания. Малыш может совершать до 40–45 дыхательных движений в минуту, то есть делает вдох-выдох практически каждую секунду. Кроме того, кроха громко сообщает миру о своем появлении. Это оценивается по максимуму — в 2 балла. Если голос новорожденного больше напоминает стон, а не победный клич, если его дыхание медленное, затрудненное и нерегулярное, то ребенок получит 1 балл. Отсутствие дыхательных движений и крика — 0 баллов.
Мышечный тонус. В норме у всех новорожденных повышен тонус мышц-сгибателей. Именно поэтому они находятся в определенной позе: голова приведена к груди, кисти сжаты в кулачки, руки согнуты в локтевых, а ноги — в коленных и тазобедренных суставах, в положении на боку голова слегка запрокинута. При этом движения малыша избыточны, нескоординированны, хаотичны. Он может дрыгать ножками и размахивать ручками совершенно не в лад — тем не менее, как раз такое поведение заслуживает высшего балла. Если конечности ребенка лишь слегка согнуты, а движения — вялые и редкие, за это ставится 1 балл. Отсутствие активных движений и слабый мышечный тонус — 0 баллов.
Рефлексы. Важнейшие безусловные рефлексы начинают функционировать у детей непосредственно после рождения. Первый крик и первый вдох являются рефлекторными. Сосательный и глотательные рефлексы позволяют крохе насыщаться материнским молоком. Больше всего родителей поражают рефлексы ходьбы и ползанья: младенца кладут на животик, подталкивают под пяточки, и только что родившийся малыш преодолевает расстояние в несколько десятков сантиметров; а поставленный (с поддержкой под мышки) на ровную поверхность, он словно выполняет команду «шире шаг!». Если все эти врожденные рефлексы проявляются в полной мере, маленький человечек определенно заслуживает 2 очередных балла. Если рефлексы проявляются неуверенно даже после побуждения, больше 1 он не получит. А их полное отсутствие вообще не приносит баллов.
Цвет кожных покровов. Цвет кожных покровов у новорожденного варьируется от бледно- до ярко-розового, что оценивается в 2 балла. У младенцев с другим цветом кожи (например, мулатов) обследуются белки глаз, цвет слизистых оболочек рта, губы, ладони и нижние поверхности стоп. Дети, появившиеся на свет путем кесарева сечения, чаще всего не испытывают затруднений при прохождении родовых путей, поэтому цвет их кожи обычно лучше и они набирают 2 балла по этому признаку. Если у малыша имеется синюшность ручек и ножек, то ставится 1 балл. При равномерно бледном или синюшном цвете кожных покровов ставится 0 баллов.
0 баллов | 1 балл | 2 балла | |
Пульс | Отсутствует | Менее 100 уд./мин | Более 100 уд./мин |
Дыхание | Отсутствует | Медленное, нерегулярное | Хорошее, крик |
Мышечный тонус | Слабый | Сгибает ручки и ножки | Активно двигается |
Рефлексы | Отсутствует | Слабо выражены | Вызываются |
Цвет кожи | Синюшный, бледный | Нормальный, но синюшные ручки и ножки | Нормальный по всему телу |
Объективная субъективность
В принципе, данная оценка, несмотря на то, что выставляется она по довольно объективным показателям, является весьма субъективной для прогноза будущего состояния организма ребенка. Однозначно сказать, что малыш, которому поставили 10 баллов по шкале Апгар, здоровее того, кто получил всего 7 баллов, нельзя. Это означает только то, что в первом случае новорожденный нормально дышит, у него розовые кожные покровы и слизистые, он достаточно громко кричит, у него хорошо выражены рефлексы. А во втором случае один или два признака выражены менее ярко: например, младенец мог закричать не слишком громко или иметь признаки цианоза (синюшности кожи).
Результаты, полученные малышом при рождении по шкале Апгар, выглядят примерно следующим образом:
Баллы | Результат |
10-7 | Оптимально, норма |
5-6 | Легкие отклонения в состоянии здоровья |
3-4 | Средние отклонения в состоянии здоровья |
0-2 | Сильные отклонения в состоянии здоровья |
Низкая оценка по данной шкале может быть связана как с одномоментной ситуацией при рождении (острой гипоксией или асфиксией), так и с хроническим состоянием младенца (хронической гипоксией), а также его общей физиологической незрелостью (например, в случае недоношенности).
Наиболее частой причиной низкой оценки по шкале Апгар становится именно гипоксия — патологическое состояние, связанное с кислородной недостаточностью ребенка во время беременности и в родах. Реже при низкой оценке по шкале Апгар у ребенка выявляются признаки физиологической незрелости: вялость, пассивность, сниженный мышечный тонус, подозрительное спокойствие малыша, который не реагирует на грязный подгузник, подолгу спит и редко требует есть.
Шкалу, названную впоследствии по фамилии составившего ее врача, Вирджиния Апгар разработала для медсестер, чтобы те могли быстро определить, какому малышу следует оказывать повышенное внимание.
При низкой оценке по шкале Апгар на 1-й минуте жизни малыша крайне важна положительная динамика — прибавка 2 и более баллов к 5-й минуте жизни. В этом случае с большой долей вероятности можно говорить о благоприятном прогнозе. Ребенок с низкой оценкой требует особого внимания врачей не только в родильном доме: возможно, ему потребуется определенное лечение и последующее медицинское наблюдение у участкового педиатра.
Оценка по шкале Апгар — и низкая и высокая — это не диагноз, не приговор и не печать брака или знак качества на ребенке. Это — сигнал для акушера и неонатолога об объеме проводимых мероприятий в родовом зале и необходимости реанимации. После этого проводятся дополнительные обследования: клинические анализы крови, мочи, исследование на внутриутробные инфекции, УЗИ-диагностика, нейросонография — и разрабатывается план последующего медицинского наблюдения, лечения и реабилитации.
Шкала Апгар что это такое?
Именно в соответствии со Шкалой Апгар, принятой во всем мире, проставляются первые оценки малыша сразу после его рождения. Также, оценки выставляются в лист-выписку из роддома и являются информационным путеводителем для специалистов районной поликлиники.
В этой статье разберемся, о чем именно говорит Шкала Апгар.
Шкала Апгар. Когда проводится оценка?
Предложила использование шкалы быстрой оценки состояния новорожденного женщина-врач — американский анестезиолог по имени Вирджиния Апгар. В первую очередь ее оценочная система имеет значение для специалистов родильного дома, которые наблюдают за рождением малыша и часто принимают важное решение об оказании экстренной медицинской помощи.
Молодые мамы чаще всего знакомятся с понятием «оценка по Шкале Апгар» в момент получения выписки из роддома. Иногда это знакомство вызывает желание похвастать «достижениями» ребенка, который родился «отличником» с оценкой 10, а иногда — лишним поводом погрустить, если малышу достались обидные 6-7 баллов.
Новорожденного тестируют по Шкале Апгар два раза. Впервые – на 1 минуте после рождения, второй раз — через 5 минут после появления на свет. На 1й минуте, оценки говорят о том, насколько комфортно малыш перенес сам процесс родов. То, что показывают баллы, выставленные на 5 минуте, говорят о качестве адаптации малыша к окружающему миру.
Есть еще один важный момент — динамика оценочных показателей. К примеру, если на 5й минуте жизни оценка составляет меньше 7 баллов, дополнительные измерения проводятся каждые 5 минут. Такое тщательное наблюдение необходимо до тех пор пока общее состояние не достигнет оценки в 7 баллов и выше.
Если же на 5й минуте жизни оценка малыша увеличивается, например, на первой минуте – 5, а на пятой минуте – 7-8, новорожденный переводится разряд детей, за которыми ведется стандартное наблюдение.
Обычно существенное возрастание оценочных баллов может происходить на 10, 15 и 20 минутах после рождения.
Шкала Апгар. Как проводится оценка?
Никаких особых техник с использованием спецоборудования или анализов в исследовательских лабораториях не требуется. Сначала новорожденного полностью обследует врач детского отделения – неонатолог.
В осмотр новорожденного включены следующие обязательные моменты:
- Общий осмотр на выявление внешних пороков развития.
- Обследование кожных покровов ребенка. Проверка симметричности складочек.
- Осмотр слизистой полости рта, у новорожденного она должна быть розоватой и достаточно сухой, поскольку естественное выделение слюны начнется лишь к 2 месяцам жизни. На небе не должно быть расщелин.
- Оценка частоты сердцебиения при помощи фонендоскопа. Норма 130-14 ударов в минуту.
- Проверка дыхательной активности малыша.
- Измерение окружности головы ребенка, обычно она составляет 35 см. Также проверяется наличие пульсации в родничке.
- Оценка выражения лица младенца (гримасы) – напряженность лицевых мышц может свидетельствовать о заболеваниях. Щели глаз одинаковы, сами глазки чистые. Иногда в следствие затяжных родов может наблюдаться кровоизлияние в склерах.
- Осмотр и пальпация живота. Специалист поверяет насколько живот мягкий, нет ли в нем уплотнений. Идет проверка размеров внутренних органов, врач выясняет, не увеличена ли печень или селезенка.
- Обследование половых органов. У новорожденной девочки большие половые губы прикрывают малые. У мальчиков яички должны спуститься в мошонку.
- Проверка мышечного тонуса, лежа на боку малыш старается принять эмбриональную позицию. Если потянуть ребенка за ручку или ножку, он начнет оказывать сопротивление.
- Проверка целостности ключиц. Если в процессе родов ключица была сломана, гипс не накладывают.
- Проверка тазобедренных суставов. Неонатолог разводит ножки малыша в стороны, при этом между икрой и бедром должен образоваться угол в 90 градусов.
Далее идет выставление оценок по 5 наиболее важным показателям, о которых речь пойдет немного ниже.
Шкала Апгар. Что оценивает?
- Дыхательная активность.
Первой оценкой качественной дыхательной активности является первый крик малыша. Если он звонкий и пронзительный, значит легкие малыша раскрылись и с ребенком все в порядке. Дышит малыш часто, практически каждую секунду. Т. е 40-45 дыхательных движений в минуту характеризуются показателем 2. Если дыхание сбито, количество вдохов меньше, а крик младенца слабый и неуверенный, речь может идти о том, что процесс рождения дался малышу с большим трудом, и он физически истощен. В таком случае младенец получает оценку 1. Если дыхательные движения отсутствуют и ребенок не издает ни звука, выставляется оценка 0.
- Частота сердечных сокращений.
У только что рожденного младенца сердце бьется гораздо чаще, чем у взрослого человека. Частота сердцебиений новорожденного может составить 13-140 ударов в минуту. Поэтому если врачи отмечают частоту сердцебиений свыше 100 ударов в секунду этот важный критерий оценивается в 2 балла. 1 балл получает ребенок, у которого в следствии внутриутробного кислородного голодания пульс замедлился и стал менее 100 ударов в минуту. Если частота пульса не прослушивается, ставится оценка 0.
- Окраска кожных покровов.
Идеальная кожа младенца не должна быть шершавой или пересушенной. Складочки новорожденного без опрелостей и не содержат большого количества первородной смазки. Цвет кожи ребенка может быть бледно розовым, розоватым или ярко розовым. Любой из этих оттенков оценивается в 2 балла. Если цвет кожи ровный, но на пяточках и ладошках просматривается цианоз (синюшность кожи), малыш получает 1 балл. Если цвет кожи равномерно бледный, или синюшный, ставится оценка 0.
Вам вскоре скажут увлажнять кожу специальной детской косметикой, поэтому обратите внимание на максимально натуральные средства в Мамином Магазине.
Примечание. Возврат продуктов питания и косметических средств возможен только при неповрежденной упаковке.
Дети рожденные на свет путем кесарева сечения, могут иметь более высокие показатели по состоянию кожи, поскольку они не испытывают тех затруднений, с которыми могут столкнуться новорожденные в процессе продвижения через естественные родовые пути.
- Рефлекторная возбудимость.
У человека существует 20 врожденных рефлексов (в том числе первый вдох и первый крик младенца), но в роддоме исследуют только 7. Показатели развития этих рефлексов говорят о зрелости головного мозга и возбудимости нервной системы.
Специалисты проверяют следующие рефлексы малыша:
— Сосательный и глотательный. Эти рефлексы помогают малышу получать пищу из материнской груди. Если малыш ослаблен, сосательный рефлекс может оказаться слабым.
Подготовьтесь основательно к грудному вскармливанию и времяпрепровождению от нескольких дней до недели в роддоме. Врачи будут тщательно следить за набором веса малыша, поэтому максимально постарайтесь наладить ГВ. Купите в Мамином Магазине:
При покупках в Мамином магазине мы гарантируем приятное и быстрое обслуживание .
— Верхний и нижний хватательный. Заключаются в том, что если положить в ладошку ребенка свой палец, он сможет крепко за него ухватиться. Если специалист приложит палец под пальчики на ножке малыша, новорожденный крепко его сожмет.
— Шаговый и ползательный. Шаговый проверяется следующим образом, новорожденного поддерживают подмышки и «ставят» на обе ножки. Опираясь на твердую поверхность ребенок начинает делать настоящие большие шаги, один за другим. Что касается рефлекса ползания, то если выложить ребенка на животик и подложить под пяточки малыша свою ладонь, он начнет ползти, упираясь в ладонь ножками.
— Рефлекс «страха». Проверяется поглаживанием по пяточке ребенка, при этом здоровый малыш одергивает пятку.
Новорожденный получает оценки в зависимости от степени выраженности каждого из рефлексов, по итогам выставляется общий бал. Если каждый рефлекс яркий, ребенок получает 2 балла, если какой-либо, или несколько рефлексов проявляются неуверенно, выставляется 1 балл, отсутствие рефлексов – повод поставить 0.
- Мышечный тонус.
Для новорожденных повышенный тонус мышц – норма. Ручки и ножки согнуты в локтях и коленях, кисти сжаты в кулачки, головка слегка запрокинута. При этом малыш стремится сохранить позу эмбриона. Движения младенца не скоординированы, он двигается резко и хаотично. Подобная активность оценивается в 2 балла, если же движения вялые, тельце расслабленно, а конечности согнуты лишь слегка – выставляется 1 балл. Выраженная слабость мышечного тонуса и полное отсутствие движений оценивается в 0 баллов.
Нужно понимать, что оценки по Шкале Апгар никак не отражают будущее умственное развитие ребенка, и не имеют ни малейшей связи с будущими успехами или неудачами малыша.
Оценки по шкале Апгар. Что они означают?
Для оценки состояния новорожденного по Шкале Апгар, принято использовать 10 бальную систему. Причем каждый из пяти перечисленных критериев (кожные покровы, работа сердца и пр.) могут дать от 0,1 до 2 баллов. Ярко выраженные признаки оцениваются в 1,5-2 балла, недостаточные в 1 балл, а отсутствие или нарушение признаков характеризуется оценкой – 0. Далее происходит суммирование оценок по всем критериям и в сумме общая оценка малыша может составить от 1 до 10.
- 10 баллов – оценка, которую врачи выставляют крайне редко. Она говорит о том, что на свет появился физиологически зрелый новорожденный.
- 7-8 баллов говорят о хорошем общем состоянии ребенка.
Новорожденные, которые получили оценку 7-10 баллов могут смело передаваться матери или партнерам, в случае совместных родов. Такие детки не требуют дополнительного наблюдения, и все необходимые гигиенические процедуры, а также процесс ухода и кормления полностью возлагается на маму.
- 5-6 баллов чаще всего говорят о том, что малыш не до конца адаптировался к новым условиям, возможна легкая степень гипоксии. Ребенку нужно время, чтобы в организме нормализовались все жизненно важные процессы.
- 3-4 балла показывают, что состояние новорожденного неудовлетворительное. Может наблюдаться средняя степень кислородного голодания (гипоксии) и ребенку требуются некоторые реанимационные процедуры. Малыш будет находится под постоянным наблюдением врачей детского отделения.
- 0-2 балла говорят о том, что ребенок страдает от асфиксии (удушья) и ему незамедлительно требуются реанимационные процедуры направленные на спасение жизни. В частности, стимуляция дыхания.
Довольно часто через 5 минут после рождения состояние малыша стабилизируется, и его оценочные показатели растут. Это означает, что малыш постепенно привыкает к жизни вне материнского лона и становится более активным. К сожалению прогнозы для малыша, показатели которого после 5 минут жизни снижаются, менее оптимистичны. Это означает, что ребенку требуется срочное вмешательство специалистов детского отделения и вероятно, реанимация.
Рассказывает Анна. После рождения, согласно Шкале Апгар оценка моего сына оказалась — 4. Появится на свет самостоятельно ему помешало серьезное обвитие пуповины, и специалисты уже в период схваток приняли решение сделать кесарево. Счет времени шел буквально на секунды, и к моей огромной радости, врачи успели вовремя. Вторая оценка, которую он получил через 5 минут после рождения – 6. Неонатологи сделали все возможное для того, чтобы сынок начал дышать самостоятельно. Тем не менее первые сутки он находился в барокамере под присмотром медсестер.
Я увидела сына только через 12 часов после операции. Сейчас моему мальчику 3 года, к счастью, он абсолютно здоров. Первые пол года мы наблюдались у детского невролога, и я с облегчением вздохнула, когда уже после второго визита доктор сказал — ваш сын в полном порядке!
Если подытожить, то оценки в 7-10 баллов говорят о том, что малыш родился здоровым, 5-6 баллов — о легких отклонениях в здоровье, организм новорожденного оказался в стрессовой ситуации, и ему нужно время для того, чтобы полностью восстановиться. 3-4 балла требуют контроля со стороны медперсонала в первые дни после рождения и говорят о средних отклонениях в здоровье. 0-2 балла – отражают серьезные проблемы в состоянии малыша.
Шкала Апгар. Почему оценки могут быть низкими?
Чем тяжелее общее состояние ребенка, тем ниже его оценки. Как мы уже говорили, чаще всего тяжесть состояния малыша обусловлена кислородным голоданием, остротой ситуации, когда малыш страдает от гипоксии или даже асфиксии. Своевременная реанимация в большинстве случаев может исправить эту ситуацию. Но к сожалению, иногда кислородное голодание наносит организму ребенка непоправимый вред, в частности, различные нарушения со стороны нервной системы.
Специалисты объединяют подобные нарушения термином «перинатальная энцефалопатия» или ПЭП. В зависимости от тяжести поражения мозга новорожденного следствием ПЭП может быть:
- Синдром повышенной нервно рефлекторной возбудимости. Проявляется в виде вздрагиваний, дрожания подбородка и конечностей, общего гипер (усиленного) или гипо (сниженного) тонуса мышц, частым беспричинным плачем, беспокойным, поверхностным сном малыша. Относится к самой легкой степени поражения. Оценки малыша с такими проявлениями не превышают 6-7 баллов по Шкале Апгар.
- Синдром угнетения нервной системы. Как правило, у малыша с таким диагнозом слабо выражены рефлексы, в частности сосательный и глотательный. Детишки вялые, пассивные, их мышечный тонус ослаблен, малыши неохотно едят и по-долгу спят. Иногда к таким проявлениям присоединяются другие отклонения в работе организма, в частности, появление мраморности кожи, нарушение сердечного ритма и частоты дыхания, проблемы со стороны желудочно-кишечного тракта (запоры, вздутие (колики), частые срыгивания). Данный и следующий синдромы относятся к средней тяжести поражения головного мозга и оценивается специалистами на 4-6 баллов.
- Гипертензионно-гидроцефальный синдром. Связан со скоплением жидкости в пространствах головного мозга. Это вызывает повышение внутричерепного давления, а соответственно и чрезмерную «капризность» новорожденного. Заподозрить подобное отклонение специалисты могут по нескольким признакам:
- окружность головки новорожденного растет больше чем на 1 см в неделю;
- родничок малыша увеличен и выбухает;
- черепные швы расходятся;
- ребенок крайне беспокоен, наблюдаются частые срыгивания, иногда даже рвота;
- наблюдается дрожание глазных яблок.
- Судорожный и коматозный синдромы. Наиболее опасные нарушения ЦНС, требующие срочного вмешательства специалистов. В данном случае оценка по Шкале Апгар колеблется от 1 до 4 баллов. Существуют исследования, которые показывают взаимосвязь между низкими оценками по Шкале Апгар и риском возникновения эпилепсии.
Кроме гипоксии, речь о которой шла выше, на состоянии новорожденного отражаются пагубные привычки и образ жизни матери, родовые травмы или инфекции.
При правильном уходе и грамотном медицинском наблюдении, у большинства малышей, которые перенесли легкую или среднюю степень перинатальной энцефалопатии происходит полное восстановление нервной системы. Чаще всего такие малыши еще какое-то время находятся под внимательным контролем со стороны педиатра и невропатолога.
Нужно сказать, что выставление оценок по Шкале Апгар во многом процесс субъективный. Кто-то из специалистов «лихо раздает» хорошие оценки, а кто-то старается лишний раз не завышать баллы. Нельзя сказать, что ребенок, получивший в роддоме 9 или даже 10 здоровее малыша с оценками 7 или 8.
Важно помнить, что оценки по Шкале Апгар никак не отражают будущее умственное развитие ребенка, и не имеют ни малейшей связи с будущими успехами или неудачами детей. В доказательство этому был проведен целый ряд исследований, которые доказали, что на любые умственные достижения ребенка влияет общая атмосфера в семье, социальное окружение и внутренняя гармония малыша, который в любой момент уверен в том, что он желанный и любимый.
Шкала Апгар: первая оценка новорожденного
Здоровые новорожденные имеют оценку по шкале Апгар 7-10 баллов. И хотя максимальная оценка — 10 баллов, ее получает очень маленький процент младенцев, у большинства — 7/8 или 8/9 баллов. Вторая оценка, которую ставят через пять минут после рождения, обычно на один-два балла больше первой, хотя может оставаться такой же (к примеру, 7/7).
Что же значат эти загадочные цифры? Полученные малышом 5 или 6 баллов при рождении можно оценить как легкую степень кислородного голодания (гипоксии), 3 или 4 балла — средняя степень гипоксии, а от 0 до 2 баллов — тяжелая гипоксия, асфиксия (удушье). То есть, чем тяжелее состояние малыша, тем ниже цифры.
Если оценка по шкале Апгар через пять минут не достигла 7 баллов, то тест проводят, фиксируя состояние ребенка каждые следующие пять минут до того момента, когда она достигнет 7 и более баллов. Хотя динамическая оценка по шкале Апгар через одну и пять минут невелика, но она существенно возрастает, если оценка 0-3 балла сохраняется на 10-й, 15-й и 20-й минутах жизни.
Чаще всего тяжесть состояния новорожденного обусловлена кислородным голоданием до, во время или сразу после родов. Однако и другие неблагоприятные факторы — например, травмы или инфекции — могут вызывать подобные нарушения.
Клинические проявления неврологических нарушений объединяют термином перинатальная энцефалопатия (ПЭП). Существует много вариантов ПЭП — скажем, синдром повышенной нервно-рефлекторной возбудимости. При этой легкой форме поражения мозга оценка по шкале Апгар составляет 6/7 баллов.
Гипертензионно-гидроцефальный синдром и синдром угнетения центральной нервной системы относят к средней степени тяжести поражения и оценивают от 4-6 до 6-7 баллов. Факторами риска для возникновения данного синдрома является неблагоприятное течение беременности и родов.
Судорожный и коматозный синдромы относятся к тяжелым поражениям центральной нервной системы, при которых оценка по шкале Апгар не превышает 1/4 баллов.
Детей с оценкой по шкале Апгар ниже 6 баллов рекомендуется переводить из родильного дома в стационар. Только при улучшении состояния они могут быть выписаны домой под наблюдение участкового педиатра и невролога.
У большинства детей, перенесших легкую и среднетяжелую форму перинатальной энцефалопатии, происходит полное восстановление деятельности центральной нервной системы. Так что первоначальный низкий балл по шкале Апгар не должен вас пугать или расстраивать, просто отнеситесь внимательно к советам педиатра и невролога о поддержании здоровья вашего малыша.
Фото shutterstock.com
Определение среднего по Merriam-Webster
Чтобы сохранить это слово, вам необходимо войти в систему.
mod · er · ate | \ ˈMä-d (ə-) rət \1a : избегая крайностей поведения или выражения : соблюдая разумные пределы умеренный пьющий
b : спокойный, умеренный Хотя он очень одобрял эту меру, он выражал себя умеренным языком.2a : стремится к среднему или среднему количеству или измерению семья среднего достатка
b : со средним или меньшим, чем среднее, качеством : посредственный писал умеренную поэзию до конца своей жизни — Карл Ван Дорен3 : не жестокий, суровый или интенсивный умеренный климат умеренные зимы готовить на умеренном огне
4 : исповедовать или характеризовать политические или социальные убеждения, которые не являются экстремальными были кандидаты левых, умеренных и правых, борющиеся за номинацию
5 : , ограниченные по объему или действию Его новое богатство оказало лишь умеренное влияние на его образ жизни.
6 : не дорого : разумно или дешево умеренная цена на новый дом
7 цвета : средней легкости и средней цветности умеренно красный
мод · эр · съел | \ ˈMä-də-ˌrāt \переходный глагол
1 : для уменьшения интенсивности или экстремальности солнце умеренное холод
2 : , чтобы председательствовать или действовать в качестве председателя модерируется заседание совета директоров модерируется дебаты
непереходный глагол
1 : выступать в качестве модератора Он модерирует на еженедельной панельной выставке.2 : , чтобы стать менее жестоким, серьезным или интенсивным ветер начал умирать
модер | \ ˈMä-d (ə-) rət \: тот, кто придерживается умеренных взглядов или принадлежит к группе, предпочитающей умеренный курс или программу
.абортов | Определение, процедура, законы и факты
Аборт , изгнание плода из матки до того, как он достигнет стадии жизнеспособности (у людей, как правило, около 20-й недели беременности). Аборт может произойти самопроизвольно, в этом случае его также называют выкидышем, или его можно целенаправленно вызвать, и в этом случае его часто называют искусственным абортом.
Подробнее на эту тему
беременность: аборт
Аборт — это прерывание беременности до того, как младенец сможет выжить вне матки.Возраст, в котором плод …
Самопроизвольные аборты или выкидыши происходят по многим причинам, включая болезнь, травму, генетический дефект или биохимическую несовместимость матери и плода. Иногда плод умирает в матке, но не может быть удален, состояние, которое называют пропущенным абортом.
Искусственные аборты могут быть выполнены по причинам, которые подразделяются на четыре основные категории: для сохранения жизни или физического или психического благополучия матери; предотвратить завершение беременности в результате изнасилования или инцеста; предотвращать рождение ребенка с серьезными уродствами, умственными недостатками или генетическими отклонениями; или для предотвращения рождения по социальным или экономическим причинам (например, крайняя молодость беременной женщины или крайне ограниченные ресурсы семейной единицы).Согласно некоторым определениям, аборты, которые выполняются для сохранения благополучия женщины или в случаях изнасилования или инцеста, являются терапевтическими или оправданными абортами.
Существуют многочисленные медицинские методы для выполнения абортов. В течение первого триместра (до 12 недель после зачатия) для удаления содержимого матки может использоваться аспирация, отсасывание или выскабливание эндометрия. При эндометриальной аспирации тонкая гибкая трубка вводится в цервикальный канал (шейка матки), а затем всасывает слизистую оболочку матки (эндометрий) с помощью электрического насоса.
Получите эксклюзивный доступ к контенту из нашего первого издания 1768 года с вашей подпиской. Подпишитесь сегодняВ связанной, но немного более обременительной процедуре, известной как дилатация и эвакуация (также называемая отсасывающим кюретажем или вакуумным кюретажем), канал шейки матки расширяется путем введения ряда металлических расширителей, когда пациент находится под наркозом, после чего жесткая Всасывающая трубка вводится в матку для удаления ее содержимого. Когда вместо всасывания используется тонкий металлический инструмент, называемый кюреткой, для удаления (а не вакуумирования) содержимого матки, процедура называется дилатацией и кюретажем.В сочетании с дилатацией можно использовать как эвакуацию, так и выскабливание примерно до 16-й недели беременности.
С 12 до 19 недель инъекция физиологического раствора может использоваться, чтобы вызвать сокращения матки; альтернативно, введение простагландинов инъекцией, суппозиторием или другим способом может использоваться для индукции сокращений, но эти вещества могут вызывать серьезные побочные эффекты. Гистеротомия, хирургическое удаление содержимого матки, может использоваться во втором триместре или позже.В целом, чем более продвинута беременность, тем выше риск смертности или серьезных осложнений для женщины после аборта.
В конце 20-го века был открыт новый метод искусственного аборта, в котором используется препарат RU 486 (мифепристон), искусственный стероид, который тесно связан с противозачаточным гормоном норэтнидроном. RU 486 работает, блокируя действие гормона прогестерона, который необходим для поддержки развития оплодотворенной яйцеклетки. При приеме внутрь в течение нескольких недель после зачатия RU 486 эффективно запускает менструальный цикл и вымывает оплодотворенную яйцеклетку из матки.
Следует ли разрешать, поощрять или жестоко подавлять искусственные аборты и в какой степени это социальная проблема, которая на протяжении веков разделяла богословов, философов и законодателей. Аборт, по-видимому, был распространенным и социально приемлемым методом семейного ограничения в греко-римском мире. Хотя христианские богословы рано и решительно осудили аборт, применение строгих уголовных санкций для сдерживания его практики стало обычным только в 19 веке. В 20-м веке такие санкции были так или иначе изменены в разных странах, начиная с Советского Союза в 1920 году, со скандинавскими странами в 1930-х годах и с Японией и несколькими странами Восточной Европы в 1950-х годах.В некоторых странах недоступность устройств контроля рождаемости была фактором в принятии аборта. В конце 20-го века Китай широко использовал аборты как часть своей политики контроля населения. В начале 21-го века в некоторых юрисдикциях с многочисленным римско-католическим населением, таких как Португалия и Мехико, аборт был запрещен, несмотря на сильную оппозицию со стороны церкви, в то время как другие, такие как Никарагуа, увеличили ограничения на него.
Широкое общественное движение за ослабление или устранение ограничений на показатели абортов привело к принятию либерализованного законодательства в нескольких штатах США в 1960-х годах.Верховный суд США в постановил кой против Уэйда (1973) о том, что неоправданно ограничительное государственное регулирование абортов было неконституционным, что фактически легализировало аборт по любой причине для женщин в первые три месяца беременности. Вскоре возникло противодействие восстановлению строгого контроля над обстоятельствами, при которых могут быть разрешены аборты, и эта проблема запуталась в социальных и политических конфликтах. В постановлениях 1989 и 1992 годов более консервативный Верховный суд поддержал законность новых государственных ограничений на аборты, хотя и не захотел отменить Роу против. Уэйд сам. В 2007 году суд также оставил в силе федеральный запрет на редко используемый метод аборта, известный как неповрежденное расширение и эвакуация.
Публичные дебаты по этой проблеме продемонстрировали огромные трудности, с которыми сталкиваются политические институты в решении сложных и неоднозначных этических проблем, возникающих в связи с вопросом об абортах. Противники аборта или аборта по любой причине, кроме как для спасения жизни матери, утверждают, что нет разумных оснований отличать плод от новорожденного ребенка; каждый полностью зависим и потенциально является членом общества, и каждый обладает определенной степенью гуманности.Сторонники либерализованного регулирования абортов считают, что только сама женщина, а не государство, имеет право управлять своей беременностью и что альтернатива легальному аборту с медицинским наблюдением является незаконной и явно опасной, если не смертельной, абортом.
суверенитет | Определение, история и факты
Суверенитет , в политической теории, главный надзиратель или власть, в процессе принятия решений государством и в поддержании порядка. Концепция суверенитета — одна из самых противоречивых идей в политологии и международном праве — тесно связана с трудными концепциями государства и правительства, независимости и демократии. Происходящий от латинского superanus до французского souveraineté , этот термин первоначально понимался как эквивалент высшей силы.Однако его применение на практике часто отходило от этого традиционного значения.
История
Во Франции 16-го века Жан Боден (1530–96) использовал новую концепцию суверенитета, чтобы укрепить власть французского короля над мятежными феодалами, облегчая переход от феодализма к национализму. Мыслитель, который больше всех сделал, чтобы придать этому термину его современное значение, был английский философ Томас Гоббс (1588–1679), который утверждал, что в каждом истинном государстве какое-то лицо или группа людей должны иметь окончательную и абсолютную власть объявлять закон ; разделение этой власти, по его мнению, должно было по сути разрушить единство государства.Теории английского философа Джона Локка (1632–1704) и французского философа Жана-Жака Руссо (1712–78) — о том, что государство основано на формальном или неформальном договоре своих граждан, социальном договоре, посредством которого они доверяют таким полномочия правительству, которые могут быть необходимы для общей защиты — привели к разработке доктрины народного суверенитета, нашедшей выражение в Американской декларации независимости в 1776 году. Еще один поворот этой концепции был дан заявлением во французской конституции 1791 года. что «суверенитет един, неделим, неотчуждаем и неотчуждаем; принадлежит народу; ни одна группа не может приписать суверенитет себе, а индивид не может присвоить его себе.Таким образом, идея народного суверенитета, осуществляемая в первую очередь народом, стала сочетаться с идеей национального суверенитета, осуществляемой не неорганизованным народом в естественном состоянии, а нацией, воплощенной в организованном государстве. В 19 веке английский юрист Джон Остин (1790–1859) развил эту концепцию, исследуя, кто осуществляет суверенитет во имя народа или государства; он пришел к выводу, что суверенитет принадлежит национальному парламенту. Парламент, утверждал он, является высшим органом, который принимает законы, обязательные для всех остальных, но сам не связан законами и может изменить эти законы по своему усмотрению.Это описание, однако, соответствовало только определенной системе правления, такой как та, которая преобладала в Великобритании в 19 веке.
Представление Остина о законодательном суверенитете не полностью соответствовало американской ситуации. Конституция Соединенных Штатов, основной закон федеративного союза, не наделяет национальный законодательный орган верховной властью, а накладывает на него важные ограничения. Еще одно осложнение было добавлено, когда Верховный суд Соединенных Штатов успешно вынес решение по делу Marbury v. Мэдисон (1803) свое право объявлять законы неконституционными через процедуру, называемую судебным пересмотром. Хотя это развитие не привело к судебному суверенитету, оно, похоже, наделило суверенную власть самим основополагающим документом — Конституцией. Эта система конституционного суверенитета стала еще более сложной из-за того, что полномочия предлагать изменения в Конституцию и утверждать их были предоставлены не только Конгрессу, но также штатам и специальным конвенциям, призванным для этой цели.Таким образом, можно утверждать, что суверенитет продолжал оставаться в штатах или в людях, которые сохранили все полномочия, не делегированные Конституцией Соединенным Штатам или явно запрещенные Конституцией штатам или народу (десятая поправка). Следовательно, заявления сторонников прав штатов о том, что штаты по-прежнему являются суверенными, были подкреплены трудностью поиска единственного хранилища суверенитета в сложной федеральной структуре; и концепция двойного суверенитета как союза, так и составных частей нашла теоретическую основу.Даже если бы была принята конкурирующая теория народного суверенитета — теория, которая наделяла суверенитет народа Соединенных Штатов — все же можно утверждать, что этот суверенитет не должен осуществляться от имени народа исключительно национальным правительством, а может быть разделены на функциональной основе между федеральными и государственными органами.
Еще одно нападение изнутри на доктрину государственного суверенитета было сделано в 20-м веке этими политологами (например, Леон Дюгуит, Уго Краббе и Гарольд Дж.Ласки), который разработал теорию плюралистического суверенитета (плюрализма), осуществляемого различными политическими, экономическими, социальными и религиозными группами, которые доминируют в правительстве каждого государства. Согласно этой доктрине, суверенитет в каждом обществе не проживает в каком-либо конкретном месте, а постоянно перемещается из одной группы (или объединения групп) в другую. Далее плюралистическая теория утверждала, что государство является лишь одним из многих примеров социальной солидарности и не обладает особыми полномочиями по сравнению с другими компонентами общества.
Гарольд Джозеф Ласки, 1946 год. Ассоциация прессы, ООО Получите эксклюзивный доступ к контенту из нашего первого издания 1768 года с вашей подпиской. Подпишитесь сегодня ,