Болезнь Нотта у детей: признаки, причины и лечение — Первенец — сайт для родителей

Болезнь Нотта — патологические изменения сухожилий пальцев рук и окружающих их связок, при которых палец перестаёт сгибаться. Также именуется стенозирующим лигаментитом, а в просторечии носит название «щёлкающего пальца». Болезнь получила своё название по имени врача Альфонса Нотта, открывшего её в 1850 году во Франции.

Причины стенозирующего лигаментита

Если у взрослых заболевание вызвано в большинстве своём факторами приобретённого характера: микротравмами, ревматическими отклонениями, перенапряжением пальцев рук, то у детей болезнь провоцируется неравномерным ростом тканей и диагностируется, как правило, в возрасте около года и немного старше.

Проблема в том, что у младенцев такого возраста сухожилия развиваются с более высокой скоростью, нежели связки.

Проблема в том, что у младенцев такого возраста сухожилия развиваются с более высокой скоростью, нежели связки. По этой причине недостаточно растущая связка перетягивает активно развивающееся сухожилие, не давая ему свободно проскальзывать сквозь связочный канал и полноценно разгибаться. В момент, когда сухожилие проскакивает через узкий для него просвет, возникает характерный щелчок. По мере дальнейшего диспропорционального развития пары связка — сухожилие, наступает время, когда просвет становится совершенно непроходимым, и палец остаётся в согнутом положении.

Болезнь Нотта чаще всего поражает большие пальцы рук, реже — средние и указательные, крайне редко диагностируется заболевание безымянных пальцев и мизинцев.

Симптомы и проявления болезни Нотта у детей

При наличии ограничения сгибательно-разгибательных функций больной конечности и щёлкающем звуке, для стенозирующего лигаментита характерно также плотное, округлой формы утолщение в районе основания пальца. По длительности протекания болезнь делится на 4 периода:

У ребёнка наблюдается ограничение подвижности пальца с щёлкающим звуком в момент сгибания и разгибания, снижается амплитуда движения.

Ограничение подвижности нарастает, и конечность разгибается с большим усилием;
Палец принимает фиксированное положение (чаще согнутое), разогнуть его практически не представляется возможным. Принудительное разгибание сопровождается длительными иррадиирующими болями.
Период необратимого течения болезни, когда возникает вторичная деформация сустава.

Лечение болезни Нотта у детей

На начальных стадиях, когда движение пальца ограничено не полностью, можно проводить консервативное лечение. Но у маленьких детей болезнь выявить не так-то просто, поэтому зачастую остаётся один выход — хирургическое вмешательство. В периоде, когда возможно терапевтическое лечение, проводятся курсом следующие процедуры:

  • прогревание;
  • аппликации с парафином;
  • пневмомассаж;
  • лечебная физкультура и гимнастика;
  • марганцевые ванночки;
  • лекарственные компрессы;
  • ионофорез и электрофорез;
  • инъекции гидрокортизона в место появления утолщения конечности;
  • наложение шины в период ночного сна на больной участок.

Длительность консервативной терапии около двух месяцев. Если спустя указанное время лечение не дало определённых результатов, то единственным методом преодолеть болезнь Нотта остаётся хирургическое вмешательство.

Операция выполняется в стационарных условиях с использованием подходящей ребёнку анестезии.

Операция выполняется в стационарных условиях с использованием подходящей ребёнку анестезии. Лечение заключается в удалении у детей участка связочной ткани, сковывающей движения сухожилия. Через произведенный поперек ладошки разрез основания пальца, утолщенная связка перерезается и кусочек ее иссекается. Ребёнку накладывается косметический шов. Больная конечность выпрямляется и фиксируется с наложением шины или ортеза. Через 3-5 дней малыша выписывают из стационара, а через 10-14 дней после хирургического вмешательства швы удаляются. Такое лечение позволяет полностью вернуть амплитуду движений оперированному пальцу. Для закрепления терапии проводятся физиотерапевтические процедуры.

Каждое заболевание проще всего устранить на начальной стадии. Поэтому как можно внимательнее относитесь к здоровью своего ребёнка, чтобы не пропустить этот момент и не дать болезни достичь тяжёлой формы. Будьте здоровы!

pervenets.com

📌 популярные вопросы беременных мам и ответы на них

На данной странице собраны наиболее популярные посты и комментарии наших пользователей по теме «не разгибается пальчик». Это поможет вам быстро получить ответ на вопрос, также вы можете принять участие в обсуждении.

Какая группа крови может быть у ребёнка Как видим, полностью отмазаться от строгих генетиков удаётся немногим парам – дети с любой группой крови могут получиться только если один родитель имеет вторую группу, а другой – третью. Во всех остальных случаях имеются ограничения. Не сходится? Ваша группа крови не совпадет с табличным значением? И что же делать? Ну, перепроверить анализы, а потом? –…

http://biofile.ru/netcat_files/102/46/blood3482996630.jpg Фото: frostnovaРазличают 4 группы крови: OI, AII, BIII, ABIV. Групповые особенности крови человека являются постоянным признаком, передаются по наследству, возникают во внутриутробном периоде и не изменяются в течение жизни или под влиянием болезней.Было установлено, что реакция агглютинации происходит при склеивании антигенов одной…

Группы крови Наследование группы крови ребенком В начале прошлого века ученые доказали существование 4 групп крови. Как наследуются ребенком группы крови?  Австрийский ученый Карл Ландштайнер, смешивая сыворотку крови одних людей с эритроцитами, взятыми из крови других, обнаружил, что при некоторых сочетаниях эритроцитов и сывороток происходит «склеивание» – слипание эритроцитов и образование…

Девочки, всем привет!!! В общем, может кто-то об этом не знает, но существует конфликт по группе крови, не только по резус фактору. Даже если оба родителя положительные, то это не гарантия что не возникнет конфликта между матерью и ребенком. В общем собрала информацию, а то некоторые гинекологи в обычных ЖК и не слышали о таком, только о резус-факторе слышали, сама столкнулась с таким врачом, в…

С незапамятных времен кровь привлекла к себе внимание наблюдательного человека. С нею отождествлялась жизнь. Однако соответствующее ее применение, основанное на открытии групп крови и разработок методов ее консервации, стало возможно лишь несколько десятков лет тому назад. Кровь является подвижной внутренней средой организма и отличается относительным постоянством состава, выполняя при этом…

Еще со школьной скамьи мне было известно, что у родителя с группой крови IV(AB) не может быть ребёнка с группой крови I(0), вне зависимости от группы крови второго родителя. В детской мед карточке у меня группа не стояла, по этому, став взрослой, я сдала кровь на группу ради интереса. У меня 1+. При этом у мамы 1+, у папы 4+. На мой вопрос мне промямлили, что редко такое случается. Потом в…

Почему мы до сих пор говорим детям это? Если провести на детской площадке пару часов с шести до восьми вечера, когда на улице много детей и их мам, то за это невеликое время можно неоднократно услышать фразу «я сказала»: «Я сказала, не трогай руками лужу». «Не садись на землю, я сказала». «Я кому сказала?» Как вечная присказка авторитетного родителя эта не несущая никакой смысловой нагрузки…

Разговор о прививках начистоту между сомневающимся родителем и врачом Данные диалоги действительно имели место в личной переписке действующих лиц и публикуются с согласия обеих сторон. Диалоги были записаны «как есть» и поделены на несколько разделов.Действующие лица и исполнители:«КП» — сомневающийся родитель — Ксения Подорова (автор сайта и рассылки «Рождение без насилия»)«РБ» — разъясняющий…

Такова потребность возраста. Детям надо быть в стае, надо осознавать себя через противопоставление другим, надо полностью ощущать принадлежность. Это возраст предподростковый, но сейчас все сдвигается в 8-9 годам. Всем, кроме ярких индивидуалистов, жизненно нужно чувство групповой сплоченности. Если есть какие-то позитивные основания, чтобы эту сплоченность чувствовать, все хорошо, травля не…

Фазы развития ребенка: перевод книги Тhe Wonder Weeks: How to Turn Your Baby’s Eight Great Fussy Phases into Magical Leaps Forward Hetty Vanderijt, Frans Plooij переводliilaa Может кому и пригодится))) Как же растет ваш малыш? Маленький шаг назад и прыжок вперед Дети растут скачками. Долгое время не происходит ничего или почти ничего. И вдруг за одну ночь ребенок вырастает на…

Хочу начать с философского вопроса. Когда мы ждем второго ребенка, мы считаем, что мы уже все знаем, знаем, как купать, как кормить и т.д. И где-то внутри есть такая уверенность, что у нас уже есть опыт и мы знаем, как оно будет. И вдруг неожиданно оказывается, что ребенок, который родился, он очень сильно отличается от первого ребенка. И вдруг мы сталкиваемся с той же самой проблемой, что нам…

Хочу начать с философского вопроса. Когда мы ждем второго ребенка, мы считаем, что мы уже все знаем, знаем, как купать, как кормить и т.д. И где-то внутри есть такая уверенность, что у нас уже есть опыт и мы знаем, как оно будет. И вдруг неожиданно оказывается, что ребенок, который родился, он очень сильно отличается от первого ребенка. И вдруг мы сталкиваемся с той же самой проблемой, что нам…

Хочу начать с философского вопроса. Когда мы ждем второго ребенка, мы считаем, что мы уже все знаем, знаем, как купать, как кормить и т.д. И где-то внутри есть такая уверенность, что у нас уже есть опыт и мы знаем, как оно будет. И вдруг неожиданно оказывается, что ребенок, который родился, он очень сильно отличается от первого ребенка. И вдруг мы сталкиваемся с той же самой проблемой, что нам…

Хочу начать с философского вопроса. Когда мы ждем второго ребенка, мы считаем, что мы уже все знаем, знаем, как купать, как кормить и т.д. И где-то внутри есть такая уверенность, что у нас уже есть опыт и мы знаем, как оно будет. И вдруг неожиданно оказывается, что ребенок, который родился, он очень сильно отличается от первого ребенка. И вдруг мы сталкиваемся с той же самой проблемой, что нам…

статья не моя, очень большая, но прочитать стоитХочу начать с философского вопроса. Когда мы ждем второго ребенка, мы считаем, что мы уже все знаем, знаем, как купать, как кормить и т.д. И где-то внутри есть такая уверенность, что у нас уже есть опыт и мы знаем, как оно будет. И вдруг неожиданно оказывается, что ребенок, который родился, он очень сильно отличается от первого ребенка. И вдруг мы…

Нашла недавно интересную статью в инете, она и здесь кажется гуляла как-то в постах, но давненько. Ооочень длинная, но интересная и с дельными советами. Пишет такая же мама двоих детей на примере своей семьи. Я ее почитываю теперь перед сном по странице и мужу распечатала чтоб в обед читал на работе) Нравятся мне там многие мысли. Может кому пригодится тоже)Для тех, кто ждет второго ребенка…

Хочу начать с философского вопроса. Когда мы ждем второго ребенка, мы считаем, что мы уже все знаем, знаем, как купать, как кормить и т.д.И где-то внутри есть такая уверенность, что у нас уже есть опыт и мы знаем, как оно будет. И вдруг неожиданно оказывается, что ребенок, который родился, он очень сильно отличается от первого ребенка. И вдруг мы сталкиваемся с той же самой проблемой, что нам…

Хочу начать с философского вопроса. Когда мы ждем второго ребенка, мы считаем, что мы уже все знаем, знаем, как купать, как кормить и т.д. И где-то внутри есть такая уверенность, что у нас уже есть опыт и мы знаем, как оно будет. И вдруг неожиданно оказывается, что ребенок, который родился, он очень сильно отличается от первого ребенка. И вдруг мы сталкиваемся с той же самой проблемой, что нам…

www.baby.ru

О чем говорят ручки малыша?

Все движения ребёнка развиваются по своим правилам и в определенной последовательности. По положению кистей рук можно судить о состоянии здоровья ребёнка.

В норме у новорожденного большой палец при сжатии кисти в кулак должен покрывать остальные. Но вследствие гипоксии, перенесенной в родах, чаще бывает, что большой пальчик зажат остальными. Пальчики трудно разогнуть. Это обусловлено высоким тонусом мышц сгибателей.

У новорожденного выражен хватательный рефлекс — если вложить в кулачок свой палец, ребенок сожмет его, иногда настолько крепко, что его можно поднять.
При поражении головного мозга возможно снижение тонуса, которое проявляется отсутствием хватательного рефлекса и слабой, вялой раскрытой кистью.

К 3 месяцам тонус мышц потихоньку снижается, и ребёнок начинает самостоятельно раскрывать кулачок. Появляется способность сформировать «правильный» кулачок, когда большой палец лежит сверху.
Если ребенок продолжает сжимать кулачок, зажимает большой палец внутрь или складывает пальчиками «фигу», это проявление повышенного тонуса, является следствием родовой травмы.

К 4 месяцам постепенно угасает хватательный рефлекс. К концу 4 месяца малыш держит ладони преимущественно полураскрытыми, забавляется своими руками.

К концу 5 месяца ребенок тянется рукой к игрушке и дотрагивается до нее. Если хватательный рефлекс все еще проявляется после 5 месяцев, то это признак повреждений в нервной системе.

К концу 6-го месяца малыш хватает игрушку всей ладонью и вытянутым большим пальцем. Перекладывает игрушку из одной руки в другую. Лёжа на животе, опирается на вытянутые руки и полностью открытые ладони.

К концу 10-го месяца ребенок может брать маленький предмет вытянутым указательным и большим пальцем -«пинцетный захват», а к году подушечками пальцев.

Асимметрия движений также говорит о нарушениях в нервной системе, связанных с родовой травмой.

Внимательная мама всегда заметит странности в движениях рук ребенка и задаст вопрос специалисту.

Своевременное устранение родовой травмы позволит Вашему малышу развиваться гармонично.

le-lab.ru

Рефлексы новорожденных, грудничок подгибает пальчики

Когда вы гладите своего малыша, обнимаете, берете на руки – вы признаетесь ему в любви. А еще проверяете рефлексы новорожденного, чтобы убедиться: малыш развивается правильно.
Фото 1 Рефлекс Галанта

Такой гибкий!

Проведите пальцем вдоль позвоночника с правой стороны ( на расстоянии сантиметра от него ). Малыш выгнется дугой в ответ на ваше прикосновение и подожмет правую ножку. Так он будет реагировать до полугода, а затем автоматизм постепенно исчезнет. Педиатры считают рефлекс Галанта важным показателем развития нервной системы.


Фото 2 Рефлекс Моро

Держу себя в руках

Положите малыша на спинку и хлопните ладонями по кровати рядом с его головой. Он раскроет кулачки, разведет руки в стороны и резко обнимет себя ими. Ножки пи этом либо вытянет, либо прижмет к животу. Проходит автоматизм к 4-му месяцу. Ученые говорят, что именно рефлекс Моро подтверждает принадлежность человека к отряду приматов: реакция вызвана необходимостью схватиться за маму в опасной ситуации.


Фото 3 Сжимаю пальчики

Сжимаю пальчики

Во время массажа стоп ребенок подгибает пальчики? Это правильно! Такая реакция будет проявляться до конца 3-го месяца.


Фото 4 Развожу пальчики

Грудничок разводит пальчики на ногах веером лишь тогда, когда вы касаетесь внешней стороны стопы или пяточки. Этот автоматизм проходит к 5-му месяцу.

Малыш постоянно выпрямляет пальчики? Врачи называют это рефлексом Бабинского. В большинстве случаев он отсутствует.


Фото 5 Автоматизм Бауэра

Ползаю

Когда ребенок лежит на животе, подставьте свою ладонь ему под стопы. Он оттолкнется ножками и продвинется вперед. Иногда ему достаточно небольшой опоры ( например, одного лишь вашего пальца ), чтобы набрать скорость. Он может упереться и в прутья кровати, и в бортик пеленального столика. Так что не оставляйте малыша без присмотра. Автоматизм Бауэра активен до 4-го месяца. Затем он угасает.


Фото 6 Сосательный рефлекс

Умею сосать

Этот рефлекс появляется у младенца первым: на УЗИ можно увидеть, как он сосет пальчик. После рождения малыш оттачивает свое мастерство. Едва вы коснетесь соском его губ, как он тут же начнет пить молоко. Такая реакция сохраняется и после года. Еще один автоматизм связан с поиском груди. Погладьте мизинцем уголок рта малыша. Он повернется в эту сторону и оттопырит нижнюю губу.


Фото 7 Хожу

Хожу

Поднимите малыша под мышки ( стопы должны лишь прикасаться к поверхности ). Затем слегка наклоните его вперед: непоседа сделает несколько шагов. Некоторые перебирают ногами так, словно поднимаются по лестнице. Реакция сохраняется до 8 месяцев. Скрещивание ног или отсутствие рефлекса автоматической ходьбы говорят о проблемах в поясничном отделе.


Фото 8 Автоматизм Робинсона

Хватаю и не отдаю

Что бы вы ни вложили в маленькую ладошку, обратно получите это с трудом. Младенец зажимает в ручке край простыни, ваши волосы, погремушки. Так проявляется хватательный автоматизм Робинсона. Угасает этот рефлекс к 4-му месяцу. А на смену ему приходит сознательное хватание и удерживание предметов.

www.baby.ru

Не Разгибается Пальчик. У Кого Такое Было? Помогите Советом — Детство и воспитание

Модератор раздела patusik
Archived

This topic is now archived and is closed to further replies.

Kalyu4ka    3

  • Almost Profi
  • Members
  • 3
  • 441 posts
  • Gender:Female
  • From:Baku
  • 9 Years, 2 Months and 1 Day

Dior    1

  • Supreme
  • Members
  • 1
  • 1,578 posts
  • Gender:Female
  • From:Baku
  • 11 Years, 6 Months and 1 Day

Kalyu4ka    3

  • Almost Profi
  • Members
  • 3
  • 441 posts
  • Gender:Female
  • From:Baku
  • 9 Years, 2 Months and 1 Day

OZON’    1

  • Guru
  • Members
  • 1
  • 3,925 posts
  • Gender:Female
  • From:BAKU
  • 10 Years, 6 Months and 11 Days

sweety girl    3

  • Supreme
  • Members
  • 3
  • 1,636 posts
  • Gender:Female
  • From:Baku
  • 12 Years, 4 Months and 17 Days

Kalyu4ka    3

  • Almost Profi
  • Members
  • 3
  • 441 posts
  • Gender:Female
  • From:Baku
  • 9 Years, 2 Months and 1 Day

sweety girl    3

  • Supreme
  • Members
  • 3
  • 1,636 posts
  • Gender:Female
  • From:Baku
  • 12 Years, 4 Months and 17 Days

Kalyu4ka    3

  • Almost Profi
  • Members
  • 3
  • 441 posts
  • Gender:Female
  • From:Baku
  • 9 Years, 2 Months and 1 Day

Kalyu4ka    3

  • Almost Profi
  • Members
  • 3
  • 441 posts
  • Gender:Female
  • From:Baku
  • 9 Years, 2 Months and 1 Day

sweety girl    3

  • Supreme
  • Members
  • 3
  • 1,636 posts
  • Gender:Female
  • From:Baku
  • 12 Years, 4 Months and 17 Days

_Patriot_    6

  • Almost Profi
  • Members
  • 6
  • 649 posts
  • Gender:Male
  • From:Baku, Azerbaijan
  • 11 Years, 5 Months and 2 Days

www.disput.az

Врожденные пороки развития кисти и верхней конечности. Общая информация

Пороками развития кисти или верхней конечности называется любая деформация на верхней конечности с которой ребенок рождается на свет. Конечно иногда порок развития можно увидеть при ультразвуковом исследовании (УЗИ) во время беременности, но чаще появление ребенка с врожденной патологией становится неожиданностью для родителей.

Точную причину рождения ребенка с деформацией верхней конечности назвать сложно, но в настоящее время общепризнанными считаются две причины:

1. Генетический синдром – генетическая информация с заложенной в ней «ошибкой» передается от одного из родителей к ребенку. При этом у родителя или даже у нескольких поколений до этого, «порочный» ген мог находится в спящем состоянии, а у ребенка он стал «активным» и реализовал заложенную в нем информацию в виде порока развития. В дальнейшем возможно продолжение наследования порока.

2. Спонтанные пороки развития – не связаны с наследственностью, «ошибки» возникают в процессе формирования ребенка в утробе матери. К 4-й недели беременности размеры плода сопоставимы с размерами рисового зернышка, но уже в это время на поверхности «зернышка» появляются маленькие бугорки, из которых начинают развиваться верхние конечности. К 8-й неделе малюсенькая ручка уже имеет все основные отделы взрослой руки. Именно этот период – с 4 по 8 неделю- является самым критичным для верхней конечности. Любые внешние причины могут вызвать ошибку при формировании отделов руки. Наиболее частыми причинами являются перенесенные в критический период инфекционные заболевания. При спонтанных пороках развития шансы на повторение патологии у следующего ребенка или в последующих поколениях малы и не отличаются от таковых в любой здоровой семье.

Основные виды врожденных пороков развития кисти и верхней конечности.

Синдактилия (перепончатые пальцы, сросшиеся пальцы**) – порок развития кисти при котором два или более пальцев на кисти сращены между собой на всем протяжении или частично. Сращение может быть как только мягкотканным (кожным), так и костным. Синдактилия – один из наиболее часто встречаемых пороков развития кисти (в среднем у 2-х детей из 10 000 новорожденных).

Полидактилия (удвоение пальца, добавочный палец, шестипалось**) – порок при котором на кисти более пяти пальцев. Наиболее часто удвоение затрагивает первый – большой – палец. Чуть менее редко встречается добавочный пятый палец – мизинец. Удвоение центральных пальцев наиболее редкая форма полидактилии.

Клинодактилия (кривой палец, изогнутый палец**) – проявляется кривизной пальца чаще всего на уровне средней фаланги и наиболее часто поражает пятый палец – мизинец. В большинстве случаев вызывает только косметический дефект и оперативное лечение производится исключительно из эстетических соображений.

Стенозирующий лигаментит (болезнь Нотта, щелкающий палец) – наверное самая распространенная патология, с которой сталкиваются детские кистевые хирурги. При этом заболевании палец (чаще всего первый – большой) при активных движениях сгибается и разгибается с щелчком, а потом перестает разгибаться вообще. При движениях пальца по его ладонной поверхности пальпируется веретенообразное утолщение, двигающееся вдоль пальца при его сгибании и разгибании – патологическое утолщение на сухожилии сгибателя, которое и является причиной патологии.

Брахидактилия и эктродактилия (короткие пальцы**) – врожденные недоразвития пальцев кисти, сопровождающиеся их укорочением вплоть до полного отсутствия. Различаются тем, что при брахидактилии сохранены, как правило, ногтевые пластинки. И та и другая патология часто сочетаются с синдактилией и называются уже симбрахидактилия и эктросиндактилия.

Брахиметакарпия – укорочение пястных костей- проявляется в укорочении пальца, при сжатом кулаке заметно западение одной из «костяшек» кулака. Поражаются только третья, четвертая и пятая пястная кости в различных сочетаниях. Зачастую патология двусторонняя, могут поражаться и плюсневые кости стоп – брахиметатарзия.

Камптодактилия – врожденная сгибательная контрактура пальцев, чаще всего пятых – мизинцев. Палец находится в положении сгибания различной степени и не разгибается ни активно, ни пассивно. По ладонной поверхности часто отсутствует складки, а кожа натягивается в виде «паруса».

Гипоплазия первого пальца – порок при котором большой палец может как быть укорочен и истончен, так и «висеть» на тонкой кожной ножке или отсутствовать полностью. В большинстве случаев сочетается с лучевой косорукостью.

Врожденные перетяжки – порок, который может иметь абсолютно любую локализацию – пальцы, предплечье, голень, бедро и т.д. Внешне выглядит как борозда на конечности от туго завязанной тонкой нити.

Конкресценция (сращение) пястных костей – порок при котором два пальца находятся на одной общей пястной кости. Внешне проявляется снижением ширины ладони, сужением межпальцевого промежутка и часто содружественными движениями пальцев в пястно – фаланговом суставе.

Расщепление (клешня краба и т.д.**) – порок при котором кисть выглядит действительно «расщепленной» на две части. Часто поражение двустороннее и затрагивает стопы.

Лучевая косорукость – недоразвитие лучевой кости вплоть до ее полного отсутствия. Внешне проявляется наклоном кисти в сторону большого пальца, укорочением предплечья.

Локтевая косорукость – обратный лучевой косорукости порок, при котором недоразвита локтевая кость и кисть наклонена в сторону мизинца. Часто сопровождается вывихом головки лучевой кости в локтевом суставе.

В статье рассмотрены далеко не все возможные варианты врожденной патологии кисти и верхней конечности, а наиболее часто встречаемые. Их краткое описание приведено с ознакомительной целью, более подробное описание и варианты лечения будут рассмотрены в следующих статьях. Наиболее полную информацию касательно патологии своего ребенка возможно получить на консультации у специалиста по врожденной патологии кисти у детей. Такую консультацию при любом пороке развития верхней конечности необходимо получить в первые месяцы после рождения ребенка, а не откладывать ее на возраст 5 – 6 лет, как иногда рекомендуется. 
Часто результат лечения зависит и от возраста, в котором выполнена операция. *

*Информация в статье представлена исключительно в ознакомительных целях, не является рекламой и и не преследует целей продвижения медицинских услуг.

**Приведенные курсивом в скобках названия патологий в основном являются обывательскими и жаргонными, часть из них не должна использоваться для обозначения врожденных пороков развития.

 

Заварухин Владимир Иванович, научный сотрудник отделения реконструктивной микрохирургии и хирургии кисти 

Научно-исследовательский детский ортопедический институт имени Г. И. Турнера

 

www.medsovet.info

Непослушные пальчики

Почему ручки плохо работают?

Существует три основных типа проблем с детскими руками — это «вялые» руки, руки «в тонусе» и «костные» руки. Устранять их желательно с помощью специалиста. А вот выявить их родители вполне могут самостоятельно.

Как же распознать, что у ребенка не все в порядке с руками, даже если он неплохо рисует? Есть несколько тестов, которые позволяют определить, насколько хорошо работают руки ребенка. Ведь неправильный зажим карандаша может быть вызван самыми разными причинами.

 

«Вялые» руки

Распознать их довольно просто. С одной стороны, эти руки не зажаты, сухожилия подтянуты. Пальчики хорошо двигаются, но они очень слабые. Сами ручки ничего не могут удержать. Проблема  — несформированные мышцы.

Есть множество причин, вызывающих подобную «вялость» рук. Это и врожденные наследственные проблемы, и защемление какого-то нерва при рождении. «Вялые» руки могут быть у детей, в раннем детстве мало общавшихся с игрушками, родители не стимулировали развитие хватательных рефлексов, которые должны быть сформированы у малыша уже в 3 месяца.

Если в 8—9 месяцев, а тем более в год, ребенок не в состоянии цепко удерживать в руках игрушки — это тревожный симптом. В дальнейшем у такого малыша карандаш будет просто вываливаться из рук.

И естественно, такие дети не хотят рисовать, потому что у них не получается. Уже с 3,5 лет они понимают, что рисуют не красиво по сравнению с другими ребятами, и изо всех сил избегают этого процесса.

Дети с «вялыми» руками никакого физического дискомфорта не испытывают и легко делают различные упражнения пальчиками, без труда складывают ручки в «замок», застегивают пуговицы. У них проблемы в другом — натренировать мышцы.

 

Руки  «в тонусе»

Причины возникновения тонуса в руках тоже самые разные. Это может быть небольшая родовая травма, защемление нервов при родах. Иногда тонус носит травматический характер, например может быть результатом неудачного падения ребенка. Еще более сложный вариант, когда причиной тонуса служат психологические проблемы. Например, зажатость может вызывать повышенное чувство страха у ребенка. В любом случае, прежде чем работать с такими детьми, их надо успокоить и максимально расслабить.

Ручки «в тонусе» узнать тоже не сложно: попробуйте вынуть из рук у такого ребенка карандаш. Он все держит «мертвой хваткой». И с такой силой давит на карандаш, когда рисует, что бумага иногда не выдерживает — рвется. При этом сам малыш нажима не ощущает. Он даже может поранить себя своими же карандашами.

Причина — в мышцах, которые не разжимаются до конца. Понаблюдайте, с каким усилием ребенок сжимает ложку или чашку! Такие детки очень быстро устают, их мышцы постоянно перенапряжены. А значит, им трудно бывает сосредоточиться на заданиях, они хуже учатся в школе.

Хороший специалист диагностирует тонус в руках крохи еще в раннем детстве. Исправить этот дефект в дошкольном возрасте куда легче, чем когда ребенку уже пора садиться за парту. Тонус в руках во всей красе проявляет себя уже к 5—6 годам. Но родителям следует начать беспокоиться, если 3-летний малыш, которому на протяжении, скажем, полугода поправляют захват ложки и вилки, по-прежнему берет их неправильно.

Руки «в тонусе» поддаются коррекции значительно хуже, чем «вялые». Однако, если вовремя начать работать с малышом, к школе от этих проблем не останется и следа. А вот не убранный в детстве тонус будет напоминать о себе всегда: корявым почерком, неумением быстро писать или сниженным вниманием.

«Костные» руки

Проблема «костных» рук — отсутствие пластичности в суставах и фалангах пальцев. Эти ручки как будто одеревенели. Выявить такие руки специалист может уже к году. Работа с ручками 4-5-летних малышей приведет к успеху не во всех случаях.

Виновата в этой патологии наследственность. «Хрустящие» пальчики тоже могут быть одним из показателей неблагополучия в суставах. Ручку и карандаш такие дети держат неправильно — прямыми пальцами, не сгибая их в фалангах. А пишут всей рукой, избегая волновых движений кисти.

Одна из разновидностей проблем «костяных» ручек — «одеревенение» кистевой косточки, когда рука не действует в запястье. Этим детишкам письмо дается особенно сложно, ведь они пишут не кистью, а всей рукой — от локтя или от плеча. Напряжение в ручках влияет и на осанку.

Убедите вашего ребенка в необходимости заниматься. А после занятий позвольте ему насладиться гибкостью и послушностью своих ручек!

 

Тесты на выявление «вялых» рук

— Предложите малышу что-то взять. Показательны будут только хватательные движения трех ведущих пальцев — большого, указательного и среднего. Если ребенок начинает ловить пальцами карандаш и не знает, как сгруппировать пальцы, если кисточка выпадает из его рук, а чашка, которую он держит за ручку, трясется — это симптомы именно «вялых» рук.

И ложку такие дети держат в кулаке потому, что в пальцах просто нет силы, чтобы ее удержать.

— Дайте малышу резиновое колечко-экспандер и попросите сжать его пальчиками. Дети с подобной проблемой не могут этого сделать.

— Если у вас нет дома эспандера, попросите малыша сделать левой

и правой рукой сперва «козочку» (из кулака поднять вверх указательный палец и мизинец), а потом, не опуская пальцев, перейти в «зайчика» (вверх подняты указательный и средний палец, знак «виктори»). «Вялые» руки, хоть и могут, как правило, сложить пальцы как надо, не могут удерживать их в вертикальном положении. Пройдет 15—30 секунд, и детские пальчики «поникнут», опустятся вниз.

 

Упражнения с «вялыми» ручками

Если за работу с «вялыми» руками берется специалист, руки ребенка достаточно легко поддаются исправлению и коррекции.

 

Зарядка для пальчиков

Мы писали, мы писали,

наши пальчики устали,

вот немного отдохнем

и опять писать начнем.

Под этот стишок выполняются сгибания и разгибания пальцев, руки согнуты в локтях перед собой. Важно обратить внимание, чтобы пальцы при сгибании касались нижнего края ладони. Постепенно пальцы немеют, а мышцы в запястье тренируются.

 

 

«Кисонька-мурысонька»

-Кисонька-мурысонька,

где была?

-На мельнице.

-Кисонька-мурысонька,

что там делала?

-Муку молола.

 

 

-Кисонька-мурысонька,

что из муки пекла?

-Прянички.

-Кисонька-мурысонька,

с кем прянички ела?

-Одна.

-Не ешь одна! Не ешь одна!

 

 

Пальчики ритмично сгибаются в фалангах так, чтобы их подушечки касались верхних бугорков в начале ладони. Упражнение выполняйте не менее чем под трехкратное чтение стишка.

Руки должны по-настоящему устать. Это упражнение — «качалка» для мышц пальцев.

 

«Попробуй, расцепи!»

Пусть малыш сожмет кулачки и соединит руки перед собой. Кулачки соприкасаются средними фалангами пальцев. Из этого положения мизинцы должны зацепиться в «замочек» друг за друга, при этом сами кулачки можно развести в стороны. Задача родителей — растягивая в стороны руки ребенка за локти, постараться расцепить соединенные пальцы. А детки должны удержать «замок».

Потом упражнение повторяется для каждой пары пальцев отдельно. Когда эти упражнения будут даваться без труда, к тренировкам можно подключить эспандер.

 

Тесты на выявление тонуса в руках

— Предложите ребенку, окунув ручки в краску, оставить их следы

на бумаге. Руки «в тонусе» поставят свой отпечаток в полную силу!

— «Кисонька-мурысонька» (см. в упражнениях для «вялых» ручек).

Руки «в тонусе» это упражнение полноценно выполнить не могут. Пальчики, согнутые в фалангах, либо с трудом дотягиваются подушечками пальцев до ладони, либо вообще не дотягиваются до ее верхних бугорков.

 

Упражнения для рук «в тонусе»

Работать с этой проблемой нужно начинать как можно раньше, по крайней мере в 3 года. Тем быстрее занятия дадут эффект.

«Козочка» и «зайка»

Попросите малыша сделать упражнение: левой и правой рукой сперва «козочку» (из кулака поднять вверх указательный палец и мизинец), а потом, не опуская пальцев, «зайчика» (вверх подняты указательный и средний палец). Руки «в тонусе» не могут выпрямить пальцы, их не пускают зажатые мышцы. Упражнение полезно делать не только для разработки пальчиков, но и для тренировки определенных мыслительных навыков комбинирования.

«Собачка»

После этого можно делать еще «собачку». Попросите малыша поднять мизинец и указательный палец вертикально вверх, а средний и безымянный вытянуть и уложить на большой палец.

«Мышка»

То же положение пальцев, что и в предыдущем упражнении, только указательный пальчик и мизинец полностью согнуты. Надо учитывать, что у ребенка в этих упражнениях разрабатываются и тянутся сухожилия, поэтому он может испытывать дискомфорт.

Задача — в каждой позиции удерживать комбинацию пальцев хотя бы по 15 секунд.

«Дотянись пальчиком»

Раскройте ладонь ребенка, придержите своими пальцами вытянутые прямые пальчики малыша.

Выпустив один пальчик, скажем мизинец, попросите ребенка дотянуться им до ладошки. Проделайте это по очереди каждым пальчиком. Ни в коем случае не дотягивайте палец ребенка до ладошки собственным усилием, ему нужно справиться самому — только тогда упражнение даст результат.

«Замок»

Разведите руки широко в стороны и попросите ребенка соединить их в «замок». У «вялых» рук пальцы без усилий попадут на свои места. Руки же «в тонусе» сложат «замок» неверно. Попытайтесь растянуть, раскрыть этот «замок». Ручки «в тонусе» хоть и вжаты друг в друга, но достаточно легко разъедутся, потому что зажатые мышцы держат каждый палец по отдельности в напряжении, однако комплексно кисть не работает.

 

Тесты для выявления «костных» рук

— Предложите крохе покрутить кистями рук — «костные» ручки с заданием справятся с большим трудом.

— Попросите малыша соединить ладони перед грудью «топориком»,

а локти развести в стороны параллельно полу, не поднимая плеч.

Малыш с тонусом в руках это упражнение проделает без затруднения,

а вот у ребенка с «костными» ручками ладошки снизу разъедутся, превратившись в «крышу» домика. Попросите ребенка опустить «топорик» острием вниз. «Костные» руки не смогут и этого сделать. Они не в состоянии даже покачать «лезвием» такого топорика.

— Пусть ребенок, поставив локоть на стол вертикально, сперва выгнет кисть параллельно полу, а потом, подняв ладошку, отогнет назад параллельно полу пальчики.

Ручки с костными проблемами и этот тест не пройдут, поскольку им не под силу такие движения.

 

Упражнения для «костных» ручек

 

«Веселый замок»

Покрутите в разные стороны сложенные в «замок» ручки.

«Пирамидка»

Попросите малыша переплести пальчики на одной руке друг с другом по такой схеме: на указательный палец положить средний, на средний — безымянный, а на безымянный — мизинец. Пусть другая ручка поможет. Задача — удержать ее хотя бы пару минут. Не укладывайте сами пальчики ребенка в «пирамидку», поскольку тогда высока вероятность травмирования суставов. Ребенок должен выполнить упражнение сам, ориентируясь на свои ощущения.

«Собачьи лапки»

Согните руки в локтях перед собой и потрясите расслабленными кистями как можно быстрее и дольше, пока руки не станут по-настоящему свинцово-ватными. А теперь медленно поднимите их через стороны вверх и опустите вниз. Должно возникнуть ощущение, что вы парите в воздухе.

 

К школе готов!

Попросите ребенка без отрыва руки провести горизонтальную линию вдоль длинного края листа бумаги. Если без труда проведет — смело ведите в первый класс!

 

При подготовке статьи использованы материалы Интернет-ресурсов.

xn--35-jlcdbauwtgbin.xn--p1ai

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *