Тренинговое занятие на «Сплочение»

Занятие-тренинг на сплочение классного коллектива

«Класс глазами каждого»

Цель: сплочение классного коллектива и построение эффективного взаимодействия учащихся друг с другом. Создание благоприятного психологического климата, преодоление барьера в межличностных отношениях, развитие коммуникативных навыков.

Задачи:

  1. Создание благоприятного психологического климата;

  2. Преодоление барьера в межличностных отношениях, развитие коммуникативных навыков;

  3. Развитие умения адекватно выражать  свои чувства и понимать выражения чувств других людей;

  4. Сплочение коллектива, формирование взаимного доверия.

  1. Упражнение « Приветствие в кругу»

Психолог: Когда люди знакомятся друг с другом, что они делают? Верно, приветствуют друг друга. Давайте встанем в круг. Я сейчас приветствую вас движением, а вы в ответ также приветствуйте меня.

— пожать друг другу руки;

— поздороваться локтями;

— поздороваться пятками;

— поздороваться спинами;

— поздороваться попками.

Список правил: (Каждый пункт правил поясняться ведущим.)
1.Слушать друг друга. 
2.Не перебивать говорящего. 
3.Уважать мнение друг друга. 
4.Я – высказывание. 
5.Безоценочность суждений. 
6.Активность 
7.Правило «СТОП» 
8.Конфедециональность. 

  1. Разминка – погружение

В начале нашего занятия хотелось бы узнать:

  • У кого сейчас хорошее настроение, похлопайте в ладоши;

  • Поменяйтесь местами те, у кого в классе есть друзья;

  • Поменяйтесь местами те, кто уверен в себе;

  • Похлопайте в ладоши те, кто хорошо знает своих одноклассников;

  • Потопайте те, кто согласен с пословицей: «Один в поле не воин»;

  • Кивните головой те, кто знает, что мы сегодня будем делать на занятии.

  1. Упражнение на знакомство. «Прилагательное на первую букву имени».

Каждый участник называет свое имя и подбирает на первую букву своего имени прилагательное, которое как-то его характеризует, отражает какие-то особенности его характера, его индивидуальности. Например: «Я Марина. Я мудрая».

  1. Упражнение “Протянуть руку”

Эта разминка способствует установлению отношений в группе.

Вытянуть руку в направлении участника,

— в одежде, которого есть что-то красное,

— кто носит очки,

— у кого карие глаза,

— чьи волосы длиннее ваших,

— кто выше тебя,

— у кого нет часов,

— кто одет в синие брюки.

  1. Игра “Дождь в лесу” (релаксация, развитие чувства эмпатии)

Дети становятся в круг, друг за другом – они “превращаются” в деревья в лесу. Взрослый читает текст, дети выполняют действия. “В лесу светило солнышко, и все деревья потянули к нему свои веточки. Высоко – высоко тянутся, чтобы каждый согрелся (дети поднимаются на носки, высоко поднимая руки, перебирая пальцами). Но подул сильный ветер и стал раскачивать деревья в разные стороны. Но крепко держатся корнями деревья, устойчиво стоят и только раскачиваются, (дети раскачиваются в стороны, напрягая мышцы ног). Ветер принес дождевые тучи, и деревья почувствовали первые нежные капли дождя (дети легкими движениями пальцев касаются спины стоящего впереди товарища). Дождик стучит все сильнее и сильнее (дети усиливают движения пальцами). Деревья стали жалеть друг друга, защищать от сильных ударов дождя своими ветвями (дети проводят ладошками по спинам товарищей). Но вот вновь появилось солнышко. Деревья обрадовались, стряхнули с листьев лишние капли дождя, оставили только необходимую влагу. Деревья почувствовали внутри себя свежесть, бодрость и радость жизни”.

  1. Упражнение “Возьми салфеток”

Оборудование: пачка салфеток.

Психолог передает по кругу пачку бумажных салфеток со словами: “На случай, если потребуются, возьмите, пожалуйста, себе немного салфеток”.

После того как все участники взяли салфетки, тренер просит каждого представиться и сообщить о себе столько фактов, сколько салфеток он взял.

7. Упражнение «Путаница»

Участники встают в круг, близко друг к другу. По команде ведущего все закрывают глаза и вытягивают руки, а по следующей команде каждый берется за чью-нибудь руку. Затем учитель проверяет, все ли взялись за руки попарно, и если нет – исправляет. После этого ребятам разрешается открыть глаза. Задача – распутаться, не отпуская рук.

В этом упражнении школьники получают возможность тактильного контакта, что так важно в подростковом возрасте. Упражнение невыполнимо без внимательного и бережного отношения друг к другу, слаженной совместной работы, умения слушать друг друга.

Итоговое обсуждение

Ведущий благодарит участников за работу, поощряет сплоченность, отмечает наиболее удачные, на его взгляд, моменты. Ребятам предлагается подумать над вопросами и при желании высказаться вслух:

— Что было проще или сложнее всего и почему? 

— Что понравилось или не понравилось и почему? 
— Кому хочется сказать «спасибо» или, наоборот, выразить недовольство? 
— Какие эмоции сейчас преобладают?

8. «Поводыри»

Класс делится на команды по три человека. Члены команд становятся друг за другом, положив левую руку на плечо впередистоящего. Участники закрывают глаза. Первый член каждой колонны – поводырь. Он глаз не закрывает, водит за собой команду по комнате, стараясь не столкнуться с другими тройками. По команде тренера движение то ускоряется, то замедляется. Через минуту поводырями становятся другие члены микрогрупп и движение продолжается.

9. Упражнение «Цепочка»

Ход упражнения

Закрываем глаза и начинаем двигаться по комнате в среднем темпе. Выставьте, пожалуйста, руки на уровне пояса ладонями вперед. Так вы сможете определить, свободно ли пространство перед вами. Встретили кого-то? Прекрасно! Не открывая глаз, подайте друг другу руки, пожмите их и продолжите движение в паре, взявшись за руки. Новая встреча? Присоединяем к себе еще одного неведомого партнера (глаза ведь по-прежнему закрыты, не забыли?) и продолжаем ходьбу.

Упражнение заканчивается по хлопку или свистку тогда, когда все пары и группы соединятся в одну цепь. Все участники стоят, не открывая глаз!

— Встреча за встречей, вы собрали вместе множество разных людей. Все вы сейчас принадлежите к одной, единой группе. Почувствуйте себя частью живой цепи! Ощутите тепло и надежность рук!.. А теперь откройте глаза.

Поблагодарите своих соседей слева и справа за сотрудничество!

Присаживайтесь на стулья.

10. «Моечная машина»

Дети становятся в «ручеек». Это и есть моечная машина. Один из участников играет роль автомобиля, который необходимо помыть. Он входит в строй между товарищами. Они прикасаются по очереди к нему и говорят ему ласковые слова и добрые пожелания на будущее. На выходе из машины его ждет «сушилка», которая должна его обнять. После этого происходит смена ролей «сушилки» и «автомобиля». Упражнение считается завершенным тогда, когда все члены группы побывают в заданных ролевых образах.

Рефлексия

У меня к вам пожелание, всегда думайте о последствиях ваших слов и действий, вдруг они могут кого -то обидеть, причинить боль! И как приятно, когда ваши слова несут другим радость и хорошее настроение, давайте пожелаем друг другу всего самого хорошего. Возьмите в ваших файлах зеленые листочки и ручки, напишите пожелание соседу (пусть это будет что-то приятное), написав, сложите записки и передайте их соседу справа. Развернуть записки можно будет, когда вы будете свободны, наедине. Прочитаете, улыбнетесь и вспомните это занятие.

infourok.ru

Тренинг для педагогов «Искусство взаимопонимания»

Тренинг с педагогами

«Искусство взаимопонимания»

Цель: способствовать развитию у педагогов коммуникативных способностей.

Задачи:

развить групповую сплоченность и эмпатию;

— отработать навыки взаимодействия в группе;

— создать доброжелательную атмосферу и сплочение в группе;

развить взаимопонимания и заботливое отношение к близким людям.

Умение общаться с окружающими – это жизненно важное и необходимое умение для каждого человека, это ключ к созданию семейного счастья и успешной карьеры. Но, к сожалению, приметой нашего времени становится то, что многим нашим современникам виртуальная жизнь заменяет жизнь реальную, а компьютер становится лучшим другом и советчиком. Что в свою очередь мешает полноценному самовыражению человека, ограничивает его, создает барьеры в общении, искажает и обедняет жизнь.

Категория участников: педагоги

Место проведения: кабинет, зал для проведения тренингов, аудитория.

Форма проведения: групповые занятия.

Время: 30 – 50 минут.

Структура занятия:

  1. Ритуал приветствия.

  2. Разминка.

  3. Основное содержание занятия.

  4. Рефлексия прошедшего занятия.

  5. Ритуал прощания.

Ход тренинга

  1. Ритуал приветствия.

Здравствуйте уважаемые коллеги, я рада вас приветствовать на нашем тренинге под названием «Искусство взаимопонимания».

Умение общаться с окружающими – это жизненно важное и необходимое умение для каждого человека, это ключ к созданию семейного счастья и успешной карьеры. Сегодня на занятии мы попытаемся создать доброжелательную атмосферу и поучимся приёмам взаимопонимания.

Чтобы наше занятие было боле продуктивным, мы с вами выработаем правила работы в группе, и постараемся их соблюдать до конца тренинга. У вас есть предложение?

Правила:

1. Один говорит, остальные слушают

2. принцип искренности

3. принцип активности

4. принцип здесь

  1. Разминка

  1. Основная часть

Упражнение «Я иногда не понимаю человека».

Порой мы не понимаем, друг друга, хотелось бы выяснить, почему это происходит. Давайте каждый по кругу попробует высказаться, начиная свое высказывание с фразы «Я иногда не понимаю человека потому что…»

Легко ли вам было понять себя? Кому было тяжело при выполнении этого задания?

Упражнение «Почувствуй другого»

Цель игры: научиться понимать психологическое состояние собеседника, вербализировать их.

Участники стоят в кругу. Ведущий предлагает каждому играющему по очереди сделать какое-то движение, которое отражает его внутреннее состояние, а все остальные повторяют движение каждого 3-4 раза, стараясь при этом прочувствовать состояние другого человека.

Обсуждение: проводится с помощью ответов на вопросы:

Как вам кажется, что испытывал тот, кто демонстрировал свое движение? (Ответы сравниваются с высказыванием автора движения.)

Удается ли через повторение движения глубже проникнуть в чувственный мир человека?

Что мешает (или, напротив, помогает) этому?

Упражнение «Узнать через прикосновение»

Участники сидят по кругу. В центре круга стоит пустой стул.

Педагог-психолог: Один из вас сейчас войдет в центр круга, сядет на стул, положит руки на ко­лени ладонями вверх и закроет глаза. Мы все в произвольном порядке будем подходить к нему, и класть свои руки ему на ладони. Сидящий на стуле должен понять, чьи это руки и сказать кто это.

Каждый раз я буду говорить «да», если подошедший будет назван правильно, и «нет» в случае ошибки. Напоминаю, что подходить мы будем в произвольном поряд­ке, и может оказаться так, что кто-то подойдет несколько раз, а кто-то — ни разу.

Упражнение «Однажды в автобусе»

Цель: Способствует повышению групповой динамики.

Тренер делит участников на две группы и просит стать в два круга, лицом друг к другу, образуя внешний и наружный круги.

Внутренний круг – это «билетики», а наружный – «пассажиры». Каждый пассажир имеет только «свой» билетик, стоящий напротив него. В центре двух кругов стоит «заяц» — безбилетник.

По команде «поехали» круги начинают вращаться в противоположные стороны. По команде «Контролер» пассажиры начинают искать свои билетики, а «заяц» имеет право поймать любой «билетик». Пассажир, оставшийся без билета, становится «зайцем».

  1. Рефлексия

Закройте глаза, и послушайте, сейчас я расскажу вам сказу метафорическую сказку «Камин».

Жил-был на свете Камин. Надежный, ладный, ответствен­ный, а еще очень щедрый. Огромная потребность отдавать была у этого Камина. Про такого, как он, говорят: «Последнюю руба­ху, не задумываясь, отдаст». Здорово, что потребность Камина совпадала с его предназначением отдавать свое тепло, согревать других. Люди в суровую морозную зиму или сырую, слякотную осень были очень рады погреться у Камина. Они были очень ему благодарны и на все лады расхваливали его.

Ах, какой хороший, какой замечательный наш Камин!

Какой он щедрый! Какой бескорыстный! Все отдает и ни­когда ничего не просит.

Что бы мы без него делали!

Очень такие речи Камину нравились, приятно было, когда хвалят, он даже глаза закрывал от удовольствия. И возомнил наш Камин о себе, что он такой важный, такой нужный, просто применимый. И решил он не ходить в этом году в отпуск, не отдыхать. Решил: буду топиться и день и ночь. Пусть меня еще больше хвалят. И вот пыхтит наш Камин круглосуточно, стара­ется, себя не щадит, все греет и греет, даже не заметил, что на дворе уже лето. Жаркое лето, знойное, за окном больше тридца­ти градусов. А Камин все трудится, все греет. Люди взмолились:

— Уймись, отдохни, — просили по-хорошему. Но Камин не унимался. И люди стали ругать его.

— Ну что за глупый! Слов не понимает. Никого не слушает. У нас уже мозги от жары плавятся, а он все не уй­мется.

Обиделся Камин и в отпуск ушел.

— Странные существа эти люди, то хвалят, души не чают, то ненавидят — и, в сущности, заодно и то же дело, — думал он.

Ах, Камин, Камин… Как втолковать ему, что мало иметь желание кого-то одаривать, надо, чтобы этот кто-то имел ответ­ное желание дары принимать.

Психолог: скажите, пожалуйста, чем мы сегодня с вами занимались на тренинге? Для чего это надо? Кто что для себя вынес? Кому было не по себе на занятии? Кто хочет поделиться своими впечатлениями?

  1. Ритуал прощания

Психолог подводит итог занятию: «Каждый из нас сегодня сделал шаг к самоизменению и самопознанию. Давайте поднимемся, возьмёмся за руки, закроем глаза, почувствуем тепло, пошлем, друг другу импульс добра и радости и мысленно произносят добрые пожелания кому-либо из группы или группе в целом. Помните: «Счастье – это когда тебя понимают»

Спасибо за работу. Аплодисменты.

infourok.ru

УПРАЖНЕНИЕ «ПРИВЕТСТВИЕ» — Мегаобучалка

Ведущий просит детей поздороваться со своими соседом, сказать, как приятно ему его видеть.

 

Ведущий говорит:

— Вам наверняка было приятно услышать от соседа добрые сло­ва. От кого чаще всего вы слышите слова одобрения? А как можно похвалить себя самому? Давайте подойдем и посмотрим на себя в зеркало.

УПРАЖНЕНИЕ «ПОЛЮБУЙСЯ НА СЕБЯ В ЗЕРКАЛО»

Ведущий просит каждого ребенка рассказать о его внешно­сти: «У меня…»

 

Ведущий говорит:

— Какое настроение у вас стало после этого упражнения? Труд­но ли было похвалить себя?

На нашей прошлой встрече мы с вами говорили уже о том, на­сколько важно быть внимательным в школе. Сегодня мы поиграем еще в одну игру на развитие внимания.

ИГРА «ПЕРЕДАЙ ДВИЖЕНИЕ»

Дети по кругу передают задуманное ведущим движение. Цель: передать движение с той же интенсивностью.

 

УПРАЖНЕНИЕ «РУКИ ЗНАКОМЯТСЯ, РУКИ ССОРЯТСЯ, РУКИ МИРЯТСЯ»

Упражнение направлено на соотнесение человека и его так­тильного образа, снятие телесных барьеров, развитие умения вы­ражать свои чувства и понимать чувства другого через прикосно­вения. Упражнение выполняется в парах с закрытыми глазами:

а) познакомьтесь руками;

б) ваши руки ссорятся;

в) ваши руки хотят помириться, просят прощения;

г) обсуждение: какие чувства возникали в ходе упражнения, что понравилось больше.

 

УПРАЖНЕНИЕ «СИНХРОННЫЙ ТАНЕЦ»

Один из детей — ведущий. Он стоит впереди всей группы и показывает различные танцевальные движения. Остальные дети повторяют за ним.

Ведущий говорит:

— Как согласованно вы двигались в танце, как настоящие дру­зья. А кого можно назвать другом?

УПРАЖНЕНИЕ «НА КОГО Я ПОХОЖ»

Дети садятся в круг. Выбирается один ребенок, а все осталь­ные отвечают на вопросы психолога:

— На какое животное он похож?

— На какую птицу?

— На какое дерево?

— На какой цветок?

 

Арт-терапевтические техники и упражнения.

Упражнение «Моё имя».

 

Упражнение «Мой любимый цвет/нелюбимый цвет».

 

. Упражнение «Лепим эмоции».



 

Упражнение «Моментальное рисование эмоций».

 

Упражнение «Рисуем эмоцию».

 

Упражнение « Рисунок моя любимая игра/игрушка».

 

Упражнение «Каракули двумя руками одновременно».

 

Упражнение «Дерево»

 

Упражнение «Крокодил».

 

Упражнение «Семья животных».

 

Упражнение «Фруктовый/овощной салат».

 

Упражнение «Несуществующее животное».

 

Упражнение «Контуры тела».

 

 

Релаксационные упражнения.

РЕЛАКСАЦИЯ «ВОЛШЕБНЫЙ ЛЕС»

Для этой релаксации используйте кассету «Музыка живой природы».

 

ОБСУЖДЕНИЕ

Ведущий спрашивает детей:

• что вы услышали в волшебном лесу?

• что вы увидели в волшебном лесу?

• что вы почувствовали в волшебном лесу?

 

 

РЕЛАКСАЦИЯ «ОКЕАН»

Ведущий говорит:

— На прошлых наших встречах мы учились с вами договари­ваться с друзьями, мириться, просить прощение за обиду. Но быва­ют такие ситуации, когда следует отказать, сказать «нет». Например, хорошо ли взять без спросу чужую вещь? Что еще, по-вашему, делать нельзя и почему?

(Педагог и дети обсуждают этот вопрос.)

 

 

Релаксация « Путешествие на облаке» (К. Фопель)

Сядьте по удобнее и закройте глаза. Два-три раза глубоко вдохните и выдохните.

Я хочу пригласить вас в путешествие на облаке. Прыгни на белое пушистое облако, похожее на мягкую гору из подушек. Почувствуй, как твои ноги, спина, удобно расположились на этой большой облачной подушке. Теперь начинается наше путешествие. Твое облако медленно поднимается в синее небе. Чувствуешь, как ветер овевает твое лицо? Здесь, высоко в небе, все спокойно и тихо. Пусть твое облако перенесет тебя сейчас в волшебную страну, где ты будешь счастлив. Постарайся мысленно увидеть эту страну как можно более подробно. Здесь ты чувствуешь себя совершенно спокойно и счастливо. Здесь может произойти что-то чудесное и волшебное. Теперь ты снова на своем облаке, и оно везет тебя назад, на твое место. Слезь с облака и поблагодари его за то, что оно так хорошо тебя покатало. Теперь понаблюдай, как оно медленно растет в воздухе. Потянись, выпрямись и снова будь бодрый, свежий и внимательный.

РЕЛАКСАЦИЯ «В ЛЕСУ»

Во время релаксации используйте кассету «Музыка живой природы».

После окончания релаксации идет обсуждение того, кто что увидел, услышал, почувствовал. Дети поочередно отвечают на во­просы педагога.

 

Ведущий говорит:— Как внимательно вы умеете слушать друг друга, а память у вас хорошая?

Пример коррекционно-развивающего занятия для детей старшего дошкольного возраста с применением арт-методов.

ЗАНЯТИЕ 1

Цель: создание позитивного настроя на проведение со­вместных занятий, знакомство с основными правилами поведения, формировать навыки взаимодействия в группе, развитие творческого мышления, воображения,

Материалы: мяч, арт-материалы по количеству участников.

 

Ритуал-приветствие

Дети вместе с педагогом заходят в комнату, обходят ее, рассматривают предметы, арт-материалы. Ведущий приглашает де­тей занять места на ковре. Ведущий рассказывает о том, что здесь дети будут играть в различные игры, рисовать, заниматься творчеством, но сначала нужно по­знакомиться и договориться, что можно здесь делать, а что нельзя.

Можно: играть, веселиться, петь, танцевать, рисовать, вырезать и т.д.

Нельзя: никого обижать (не драться, не кусаться, не обзы­ваться) и т.д.

* * *

Ведущий говорит:

— Чтобы начать занятие, нам надо познакомиться.

 

ИГРА «ДАВАЙТЕ ПОЗНАКОМИМСЯ»

Упражнение проводится по кругу (дети сидят на диване или в кругу на ковре). Каждый ребенок называет себя по имени так, как его ласково дома называет мама. Затем дети перебрасывают мяч друг другу, называя при этом имя ребенка так, как он его произнес.

* * *

 

«РИСУЕМ ИМЯ» арт-терапевтическая часть занятия

Далее ведущий говорит:

— Вот мы с вами и познакомились, а теперь мы с вами еще раз произнесем наши имена. Как красиво они звучат. Можно закрыть глазки и еще раз произнесем свое имя. Фоном звучит расслабляющая, релаксационная музыка. Сегодня мы с вами будем волшебниками и раскрасим наши имена. Представьте себе что у каждого имени есть свой цвет! И у вашего имени тоже есть свой цвет! Посмотрите на наши каски и карандаши, мелки. Сколько всевозможных цветов есть на белом свете. Как вы думаете- а каого цвета ваше имя? Нарисуйте ваше имя любыми материалами какими пожелаете.

Рассаживайтесь поудобнее и мы приступаем к нашему творчеству…..

Далее все участники собираются в «чистой зоне» кабинета и обсуждают свои работы.

 

Ритуал прощания

Упражнение-игра «Доброе живот­ное».

Цель упражнения — развитие чувства единства группы, окончание занятия в обстановке психологического комфорта, закреплении положительного настроя

Ход занятия:

Возьмемся за руки и представим, что мы одно животное.

Давай­те прислушаемся к его дыханию. Все вместе сделаем вдох-выдох, вдох-выдох и еще раз вдох-выдох. Очень хорошо. Послушаем, как бьет­ся его сердце. Тук — делаем шаг вперед, тук — шаг назад.

И еще раз тук — шаг вперед, тук — шаг назад.

Наше занятие закончилось. До свидания!

(со второго занятия ритуалом приветствия и ритуалом прощания начинается и заканчивается каждая встреча группы).

Вывод

Хотелось бы отметить потенциал применения арт-терапевтических методов и технологий в работе с детьми в условиях дошкольного учреждения.

Воспитанники охотно откликнулись на предложение использовать новый для них вид деятельности.

Робкие, неуверенные дети после нескольких сессий работали с арт-материалами более уверенно. Их способ взаимодействия в группе сверстников изменился с динамикой в лучшую сторону. Такие дети стали вести себя более раскрепощено на моих занятиях, и как отмечают воспитатели и на других режимных мероприятиях. Агрессивные дети стали вести себя на моих занятиях менее импульсивно, охотно вовлекались в новые задания. Арт-методы позволили агрессивным детям проявлять свои чувства и переживания безоценочно, как бы отдавая всю агрессию листу бумаги и снимая тем самым лишнее эмоциональное напряжение с помощью цвета и рисования.

 

Участие детей в арт-терапевтических сессиях позволило создать дополнительную диагностическую базу и возможность получения разносторонней консультационной помощи в вопросах детско-родительских отношений.

Для самовыражения ребенка каждое занятие предусмат­ривает использование рисуночных методик и других видов деятельности, в основе которых лежит моделирование ситуации успеха и ощущения удовольствия, тем самым повышается самооценка ребенка, формируется положительный психологический настрой.

Каждый из этих методов – занятия в игровой форме, которая доставляет детям радость, положительные эмоции. Создавая изображения, передавая сюжет, ребенок отражает свои чувства, свое понимание ситуации, исследует эмоциональную палитру.

На занятиях нетрадиционной техникой ребенок учится думать, творить, фантазировать, мыслить нестандартно и свободно, в полной мере проявлять свои способности, развивать уверенность в себе, в своих силах.

Данный вид деятельности может быть рассмотрен как один из вариантов инновационной деятельности в ДОУ.

 

 

Список используемой литературы

1. Арт-терапия для детей и подростков.
А.И. Копытин, Е.Е.Свистовская. М. Когито-центр 2010

2. Арт-терапия в психологическом консультировании
М.В.Киселева, В.А.Кулганов
Учебное пособие РЕЧЬ СПб 2012

3. Методы Арт-терапевтической помощи детям и подросткам
Отечественный и зарубежный опыт
Под редакцией А.И. Копытина М. Когито-центр 2012

4. Арт- терапия в работе с детьми
М.В.Киселева. РЕЧЬ СПб 2012

5. Практика Арт- терапии: подходы, диагностика, система занятий
Л.Д.Лебедева. РЕЧЬ СПб 2008

6. Арт- терапия
Диалог: Россия — Великобритания
Сборник статей под редакцией Н. Ю. Жвитиашвили
СПб 2008
7.Иванова О.Л., Васильева И.И. « Как понять детский рисунок и развить творческие способности ребенка»

8.Данилина Т.А. «В мире детских эмоций: пособие для практ. работников ДОУ» / Т.А. Данилина, В.Я. Зедгенидзе., Н.М. Степина

9.Галанов А.С. «Игры, которые лечат: проблемы первоклассников: пособие для работы с дошкольниками и мл. школьниками»

10.Костина Л.М. «Интегративная игровая психологическая коррекция: моноргафия»

11.Плотникова Н.В. «Хочу и могу! Как научить дошкольника эффективному общению и позитивной самооценке»

12.Лебедева Л.Д. «Математические методы психологического исследования. Анализ и интерпретация данных. Учебное пособие»

13.Воронова А.А. « Арт-терапия для детей и их родителей/психологический практикум»

14.Г.Г.Галкина, Т.И.Дубинина «Пальцы помогают говорить» Коррекционные занятия по развитию мелкой моторики у детей.-М.: Издательство «ГНОМ и Д», 2011.-40с.

15. Мардер Л.Д. «Цветной мир. Групповая арт-терапевтическая работа с детьми дошкольного и младшего школьного возраста.-М.: Генезис, 2007.-143с., ил.

 

16. Семенака С.И. «Уроки добра: коррекционно-развивающая программа для детей 5-7 лет».-4-е изд., испр. и доп.- М. АРКТИ, 2005.-80 с. (Развитие и воспитание дошкольника).

Приложения

Приложение№1

Приложение№2

 

megaobuchalka.ru

Тренинг позитивного самовосприятия

Разделы: Внеклассная работа, Школьная психологическая служба


Цель тренинга: побуждение к более активному самопознанию и самоопределению, развитию самосознания, раскрытие скрытого потенциала личности

Задачи:

  • создание комфортного психологического климата в группе;
  • помощь в формировании адекватной самооценки, умения объективно оценивать самого себя и свои достижения;
  • развитие приемов самопобуждения (самокритика, самостимулирование, самообязательство), способствующих личностному развитию и личностному самоопределению;
  • помощь в формировании индивидуальной программы развития и коррекции личностных качеств.

Планируемый результат: приобретение опыта использования ресурсных состояний, которые позволят достигать цели в жизни, определение лучших, сильных сторон личности.

Место проведения: кабинет психологии

Время проведения: 3 часа.

Контингент: старшеклассники, студенты

Реквизит: Бейджики, визитки.

Ход тренинга

Введение в тренинг: объявление темы, регламента работы.

Приветствие и пожелание.

Знакомство с правилами работы в тренинге.

Адаптация. Врабатывание.

Упражнение «Приветствие»

Участники рассчитываются на 1-й 2-й, образуют внутренний и внешний круг. Каждый участник внутреннего круга стоит в паре с участником внешнего круга — положение «карусель». Внутренний крут неподвижен. По команде ведущего пары приветствуют друг друга, затем представители внешнего круга переходят к соседу слева и т.д.

Ведущий объявляет, что сейчас все будут здороваться друг с другом, но не совсем привычными способами. Ведущий хлопает в ладоши и кричит: «Как деловые люди рукопожатием!» Все пожимают друг другу руки. Затем ведущий хлопает в ладоши и выкрикивает: «Правыми коленями!!» Все касаются коленом колена и здороваются и т.д.

Можно здороваться:

  • правыми локтями,
  • левыми коленками,
  • затылками,
  • спинами,
  • реверансом как французские короли и королевы,
  • как африканские слоны, громко топая ногами,
  • без помощи слов и рук, а только взглядом (например, подмигиванием),
  • старым русским обычаем — трехкратным поцелуем (сопровождаем фразой: «Ба! Какие люди») и т.п.

Шеринг: изменилось ли и как самочувствие и эмоциональное состояние после упражнения.

Здра?вствуйте (здра?вствуй) — слово, которое употребляется при встрече как приветственная фраза в русском языке. Однако фактическое значение слова - пожелание здоровья. Так же, как и «Здравия желаю», повелось с древних времен и считалось жестом уважения при приветствии. Выражение произошло от слова «здравствовать» — быть здоровым, благополучно существовать. И вы сейчас воочию убедились, что после приветствия поднимается настроение и улучшается самочувствие.

Упражнение «12 месяцев»

День рождения — день года, в который родился тот или иной человек. В теории вероятностей с днями рождения связана известная задача, называемая «парадокс дней рождения». Данный «парадокс» гласит, что в любой случайно собранной группе из 22 человек с вероятностью более 50 % у двух или более человек дни рождения совпадают (на первый взгляд, это противоречит житейской интуиции). Чем больше будет в группе людей, тем вероятность совпадения в днях рождения приближается к единице: например, в случайно собранной группе из 55 человек двое из них имеют день рождения в один день с вероятностью 99 %.

Давайте посмотрим, а есть ли совпадения у нас. Прошу вас сесть по кругу по дням своего рождения, так чтобы с одного края находился участник, родившийся ближе всего к первому января, я с другого конца — к тридцать первому декабря.

Знакомство. Самовосприятие.

Самовыражение. Толерантность к себе и другим.

Упражнение «Знаки зодиака».

В группе каждый участник рассказывает, кто он по знаку зодиака и что из гороскопов на самом деле про него.

Упражнение » Скульптура».

Представители каждого знака зодиака должны создать соответствующую скульптуру. Выставка скульптур оценивается внутри группы.

Упражнение «Что я знаю о своем дне рождения».

Завершите предложение «В мой день рождения:». Могут быть варианты: «В мой день рождения родились:», «Мой день рождения совпадает с праздником:», «В мой день рождения обычно бывает:.погода» и т.п.

Упражнение «Три желания».

С чего же началась история празднования дней рождения? Одна из версий заключается в том, что последователи чёрной магии считали душу человека наиболее уязвимой в момент рождения, и любые пожелания или проклятия в этот день считались заклинаниями. Отсюда и зарождение традиции весь день встречаться с друзьями и избегать врагов.

А если бы на ваше день рождения пришла добрая фея, какие бы три пожелания вы бы хотели от нее услышать.

Все отвечают по кругу.

Сплочение участников группы.

Упражнение «Торт».

Один из наиболее распространенных ритуалов в день рождения- приготовление торта. Чем больше гостей на празднике, тем больше торт. Он может быть даже в несколько ярусов. Его украшают свечи по количеству лет, исполняющихся имениннику. А какой торт получится в вашей группе?

Участники создают групповую скульптуру торта со свечами.

Упражнение «В тесноте, не в обиде».

Гостей на нашем празднике собралось много, торт получился большой, только вот беда. Около торта всего 6 стульев, но должны уместиться все.

Затем остаются 5 стульев, затем 4,3, но поместиться должна вся команда.

Упражнение «Свечи»

Перед разрезанием торта именинник задувает все зажженные на торте свечи. Число свечей равно прожитым годам.

По команде ведущего именинник (ведущий называет имя любого из игроков) мгновенно должен назвать какое-нибудь число от единицы до числа, равного количеству участников группы. Одновременно должно встать столько игроков-свечек, какое число названо.

Шеринг.

Позитивное самовосприятие.

Упражнение «Мой самый лучший день рождения».

Расскажите о самом запоминающемся дне рождения в вашей жизни (о самом долгожданном, о сюрпризе и т.п.)

Это воспоминание можно использовать как ресурсное состояние.

Упражнение «Комплимент».

На дне рождения принято говорить об имениннике, о его особенностях, достоинствах.

Каждому участнику по кругу группа выражает комплименты, подчеркивает положительные качества личности.

Упражнение «Подарок».

Во многих культурах принято устраивать на дни рождения вечеринки и дарить имениннику подарки.

Дарить и принимать подарки — это искусство, которому, как и всякому другому искусству, можно и нужно научиться, так как это является проявлением внутренней культуры человека. При этом вовсе не важно, дарите ли вы дорогой подарок или просто милый сувенир.

Подарок должен быть выражением нашего хорошего отношения к человеку, а не средством успокоения нечистой совести. Умение дарить подарки говорит о том, как развито у человека умение любить другого.

Начиная с ведущего, каждый по очереди средствами пантомимы изображает какой-то предмет и дарит его своему соседу справа (путевку на черное море, украшение, торт, цветок и т.п.).

Упражнение «Концерт по заявкам».

На день рождения обычно устраивают хоровод вокруг именинника и поют песни о днях рождения.

Группа делится на летников, зимников, осенников и весенников.

Соревнование между командами «Кто споет больше песен о днях рождения»

Для команды- победителя в качестве приза остальные участники поют общую песню.

Упражнение «Мой день рождения через 10 лет»

Ведущий предлагает расположиться поудобнее.

Вы можете слышать мой голос и закрыть глаза. Глубоко вздохните: почувствуйте, как прохладный воздух касается крыльев вашего носа: почувствуйте теплый воздух вашего выдоха:С каждым вдохом и выдохом вы все больше расслабляетесь. Тело становится расслабленным:Теперь мысленно представьте, что перед вами окно в будущее и вы можете увидеть в нем себя через 10 лет. Внимательно посмотрите в это окно: В нем вы в свой день рождения через 10 лет. Оглядитесь вокруг: Кто вас окружает?.. Какие у них лица?..В каком помещении вы находитесь?.. Что вокруг вас?.. Как вы выглядите? Чего вы добились за эти десять лет?…

Сделав глубокий вдох, вы почувствуете, как волшебное окно растворяется в воздухе. Снова чувствуете свою одежду, слышите звуки в этой комнате, и за ее дверью. Вы делаете вдох, и открываете глаза.

Завершающий этап.

Шеринг.

В кругу все взялись за руки и хором сказали «спасибо всем» и «спасибо мне» за участие в тренинге.

Литература:

  1. Асмолов А.Г. XXI век: Психология в век психологии. //Вопросы психологии. — 1999 — №1.
  2. Вачков И.В. Основы технологии группового тренинга. М: Издательство «Ось-89», 1999.
  3. Клюева П.В., Свистун М.А. Программы социально-психологического тренинга. - Ярославль, 1992.
  4. Козырева Е.А. Программа психологического сопровождения школьников, их учителей и родителей. Институт «Открытое общество». — М.: «Магистр». 1997.
  5. Кривцова С.В. Мухаматулина Е.А. Тренинг. Навыки конструктивного взаимодействия с подростками. - М.: «Генезис», 1999.
  6. Руководство практического психолога. Психологические программы развития личности в подростковом и старшем школьном возрасте /Под ред. И.В.Дубровиной. — М.: Академия, 1995.

13.07.2010

urok.1sept.ru

Игры и упражнения на знакомство и приветствие — Летний лагерь

«Приветствие-пожелание»

Работа начинается с высказывания друг другу пожелания на сегодняшний день. Участники становятся в круг и бросают мяч тому, кому хотят чего-то пожелать и одновременно говорят пожелание на сегодняшний день. Пожелание должно быть коротким, желательно в одно слово. Необходимо внимательно следить за тем, чтобы мяч побывал у всех.


«Здравствуйте»

Участники игры становятся в круг. Ведущий предлагает ребятам поздороваться со своими соседями справа и слева определенным способом. Например, как принято в некоторых странах, при этом он называет страну и принятый способ приветствия.

Варианты приветствий:

  • в России принято пожимать друг другу руку;
  • в Италии – горячо обниматься;
  • в Бразилии – хлопать друг друга по плечу;
  • в Зимбабве – трутся спинами;
  • в Македонии – здороваются локтями;
  • в Никарагуа – приветствуют друг друга плечами;
  • у австралийских аборигенов принято тройное приветствие: а) хлопнуть по ладоням; б) подпрыгнуть; с) толкнуть бедром.


«Мой сосед справа»

Представляется первый участник (это может быть руководитель), говорит о том, как его зовут, где он учится, чего ожидает от занятий, какие у него увлечения или другую информацию о себе. Затем тот, кто сидит слева от него, произносит фразу «Мой сосед справа…» и своими словами повторяет все, что ему запомнилось из монолога соседа. После этого представляется сам. И так далее по кругу.


«Мы рисуем»

Первый ребенок называет свое имя и то, что он хотел бы нарисовать на общей картине группы (например: солнце, радуга, семья и т.д.). Следующий, сидящий слева, называет имя и рисунок первого (далее называть будут имена и рисунки всех предыдущих участников), а затем свое имя и рисунок. И так далее по цепочке. Когда картина будет «нарисована», необходимо обсудить, какая по настроению она получилась. Почему?


«Имя с символом»

Все сидят по кругу. Каждый игрок придумывает себе символ, начальная буква которого совпадает с начальной буквой его имени, и рисует этот символ на карточке. Каждый представляется по имени и называет собственный символ (показывая карточку). Например: Миша с мишкой или Витя с велосипедом. Следующий игрок повторяет имя и символ только что представившегося соседа и т.д. пока все не назовут своих имен.


«Мое имя»

Первый ребенок называет свое имя: следующий, сидящий слева, называет имя первого (далее называть будут имена всех предыдущих участников), а затем свое имя. И так далее по цепочке. Последний участник должен вспомнить имена всех участников.


«Никогда»

Члены группы открывают ладони и по очереди говорят: «Я никогда не… (делал чего-либо)». Тот, кто делал предложенное действие – загибает палец. Игра хорошо помогает при знакомстве.


«Стоп-кадр»

Один из вариантов приветствия в группе. Первый участник говорит своему соседу короткое приветствие, например: «Доброе утро!». Сосед должен быстро встать, повторить эту фразу и снова сесть. Следующий игрок повторяет и т.д. Получается волна вставаний и повторений. Но как только руководитель хлопнет в ладоши и произнесет: «Стоп-кадр», — участник, «попавшийся» в этот момент, должен добавить по своему усмотрению еще один элемент в приветствие (жест, фразу и т.п.). Например, игрок встает и говорит: «Доброе утро!», и дважды хлопает в ладоши. Теперь все последующие игроки выполняют этот комплекс до очередного «Стоп-кадра» и т.д.


«Силуэт»

Участникам раздаются карточки с контуром человечка. Задача – нарисовать себя. Показать присутствующим, назвав свое имя и прилагательное, которое его характеризует. Все человечки наклеиваются на лист ватмана.


«Мой портрет в лучах солнца»

На отдельном листе предлагается нарисовать солнце так, как его рисуют дети: с кружком посередине и множеством лучиков. В кружке написать свое имя или нарисовать свой портрет. Около каждого лучика написать свои лучшие качества – то, что любят, ценят, принимают в себе участники. Задача – написать о себе как можно лучше и как можно больше. После этого – обсуждение. Ребята показывают нарисованное ими солнце, зачитывают список собственных достоинств.

Ведущий предлагает ребятам носить этот листочек с собой и добавлять лучи, а если будет грустно на душе, достать свое солнышко и посмотреть на него.


«Расскажи мне обо мне»

Участникам предлагается написать на листке мини сочинение по следующим пунктам:

  • три главных события в моей жизни;
  • мой девиз;
  • мои увлечения;
  • больше всего я не люблю…

На задание отводится 3-5 мин., затем ребята делятся на пары, рассказывают друг другу о себе и представляют друг друга группе.


«Суета сует»

Всем участникам раздаются карточки, которые разделены на 9-16 клеточек. В каждой карточке написано задание. Суть заданий одна: записать в клеточку имя человека, который (любит рыбу, держит дома собаку, любит смотреть на звезды и т.д.). Чем неожиданней будет задание, тем лучше можно заложить в эту карточку то, что нужно вам. Например: выявить любителей пения, рисования, игры на гитаре и т.д. Побеждает тот, кто быстрее и точнее соберет сведения.


«Муха»

Ведущий вожатый говорит муха на Ане и все бегут ее обнимать 🙂 это на знакомство )

1-13 правила: все встают в круг и по очереди считаются, потом каждый запоминает свою цифру, и в центр выходит ведущий говорит например 1 и 8, они должны хлопнуть по ногам два раза, а затем быстро поменяться местами! задача ведущего встать на его место) кто не успел, то становится на место ведущего, воот и еще можно так играть на имена с детьми.


«Лягушка»

Все образуют круг. В центр круга выходит ведущий. ЗА пределы круга выходит гальщик, который определяет лягушку — прикосновением по спине. Глаза у всех закрыты. Определив лягушку, становится в круг и приседает. Все остальные открывают глаза и вместе с центральным пытаются угадать лягушку.

Задача лягушки — показать язык и сделать это настолько виртуозно, чтобы остаться незамеченным от центрального тела. Если же люди в центре увидели «лягушку» они приседают, но не показывают ни взглядом ни голосом. Если же в центре человек увидел лягушку — он выигрывает и сам уже определяет лягушку как следующим игроком. Ну а лягушка становиться в центр.

summercamp.ru

4. Упражнение «Город уверенности»

Цель: содействовать тому, что бы подросток в любых ситуациях чувствовал уверенность в себе.

Содержание

Ведущий предлагает всем вместе написать рассказ о городе, в котором собрались и живут самые неуверенные люди из всех живущих на Земле. Кто-то будет первым и скажет одну — две фразы, с которых начнется рассказ.

Далее участники, двигаясь по кругу, по часовой стрелке, по очереди будут продолжать повествование, говорить свои предложения.

Время: 16 мин.

Перерыв: 30 мин.

5. Упражнение «Круг уверенности»

Цель: отработка приемов уверенного поведения подростков в ситуации тревожности.

Содержание

Ведущий предлагает подросткам представить себе невидимый круг диаметром около 60 см. на полу, примерно в полуметре от себя.

Далее просит зайти в круг и продолжить фразу «Я уверен в себе, если…», «Я не уверен в себе, если….»

Делается вывод, что чувство уверенности появляется, если человек владеет ситуацией.

Время: 30 мин

6.Упражнение «я желаю тебе….»

Цель: снятие эмоционального напряжения.

Содержание

Участники сидя в кругу, по очереди желают друг другу что-то доброе.

Время: 7 мин.

  1. Хоровод.

Цель: групповое обсуждение результатов проведенных упражнений, подведение итогов.

Содержание:

Подростки становятся в круг, и по очереди каждому ребенку дают высказаться в отношении того, что наиболее ему (ей) запомнилось из проделанных упражнений; что вызвало положительные и отрицательные эмоции.

Время: 8 мин.

Занятие 3

  1. Ритуал приветствия.

  2. Игра «Молекулы».

  3. Комиссионный магазин.

  4. Листок за спиной

  5. Мои лица.

  6. Хоровод

  1. Ритуал приветствия.

Дети становятся в круг и по очереди, приветствуют друг друга добрым словом.

Время: 3 мин.

  1. Игра «Молекулы»

Цель: создание творческой рабочей атмосферы в группе.

Содержание

Каждый участник выполняет роль атома, который свободно передвигается по аудитории. По команде ведущего: «Атомы объединяются в молекулы, по три (два)» участники объединяются в тройки. Кто не смог найти

себе тройку, становится ведущим, и дает команду остальным участникам, для выполнения дальнейших действий: «Атомы объединяются …» В конце игры предлагается всем участникам объединиться в одну большую молекулу.

Время: 17 мин.

  1. Комиссионный магазин.

Цель: активизировать процесс рефлексии, дальнейшее самораскрытие, самопознание.

Содержание: Подросткам предлагается заглянуть внутрь себя и определить, каких качеств каждому не достает для полного совершенства, а каких чувств у них в избыке, и они могут сдать их в «комиссионный магазин».

На размышление детям дается 5-7 минут. После подготовительного этапа начинается игра. Ведущий становится продавцом, и принимает необычные товары в виде различных человеческих качеств, например: лень, чувствительность. За товары продавец дает не деньги, а тоже человеческие чувства, те которые у него есть и которые ему не жалко отдать за предложенный товар. В результате «сделки» каждый из участников, может избавиться от какого – то, ненужного качества, или от его части и приобрести что – то необходимое.

Время: 25 мин.

Перерыв: 30 минут

  1. Листок за спиной

Цель: раскрыть важные качества, исправить ошибки своего поведения, для эффективного межличностного общения.

Содержание:

Каждому человеку интересно, что думают о нем другие люди, как они чувствуют себя рядом с ним. Однако не всегда можно быть уверенным в том, что тебе в лицо скажут всю правду, приятную или неприятную. Это упражнение поможет преодолеть этот барьер: оно анонимно, однако проходит при контакте «глаза в глаза».

Каждому на спину крепиться белый лист бумаги, и дается фломастер. Далее подростки ходят по классу, и останавливаются около каждого человека в хаотичном порядке, смотрят на него, чтобы составить о нем впечатление, и это впечатление записывать на листе бумаги, приколотом на его спине.

Обсуждение.

Наверное, лучше будет, если вы поделитесь со всеми своими чувствами. Пожалуйста, пусть каждый по кругу скажет несколько слов о своих чувствах по поводу того, что написали ему, а кто хочет, может зачитать одно-два послания ему. А теперь поднимите руки те, кто во время той игры был действительно искренним. Быть абсолютно искренним очень трудно.

Время: 20 мин.

Реквизиты: чистые листы бумаги, если один лист, будет исписан, то тут же крепиться другой.

  1. Мои лица

Цель: помочь подростку понять свои чувства, научиться обсуждать их с другими.

Содержание:

Ведущий предлагает участникам занятия нарисовать мимику, которая может передать слово тревожность, у каждого получится разный рисунок.

Затем происходит обсуждение результатов.

Вопросы: 1. Когда у тебя такое лицо?

  1. По данному рисунку можно сказать, что когда тебе тревожно, ты выражаешь ее именно так?

  2. Предпочитаешь ли ты выражать свои чувства открыто, или предпочитаешь скрывать их?

Время: 17 мин.

Реквизиты: Листы А4 на каждого участника, карандаши

  1. Хоровод.

Цель: групповое обсуждение результатов проведенных упражнений, подведение итогов.

Содержание:

Подростки становятся в круг, и по очереди каждому ребенку дают высказаться в отношении того, что наиболее ему (ей) запомнилось из проделанных упражнений; что вызвало положительные и отрицательные эмоции.

Время: 8 мин.

Занятие 4.

  1. Приветствие.

  2. Позитивные и негативные круги.

  3. Круги взаимоотношений.

  4. Хоровод

  1. Приветствие.

Подросткам дается мячик, и предлагается передавать его по кругу, при этом говорить тому, кому передается мяч, добрые слова, начиная с фразы «Я рад тебя видеть потому что …..», и так три круга

Время: 5 мин.

Реквизиты: мяч

  1. Позитивные и негативные круги.

Цель: определение причин проблемы возникновения личностной тревожности, помощь подросткам в осознание связи между поведением и его последствиями, поиск путей для решения создавшейся ситуации.

Содержание:

Ведущий предлагает участникам занятия типичную ситуацию в которой может оказаться подросток , например семейную ссору.

Задание: Детально проследите течение спора с начало до конца и попробуйте определить, с какого момента спор начинает идти по кругу. Постройте, негативный или позитивный круг.

С помощью разноцветных ручек или карандашей выделите ступени развития спора: где вы контролируете себя.

Вопросы: 1. Где начинается ситуация (определенная линия поведения подростка)? Что происходит затем? 2. Что ты в это время думаешь? 3. Каким способом ты справляешься со своими эмоциями?

С помощью кругов обсуждаем с участниками возможные выходы из ситуации и предлагаем им рассмотреть в качестве эксперимента альтернативные положительные линии поведения.

После чего дается новое задание по данному упражнению. Попробовать создать позитивный круг к проблеме, при которой подросток испытывает личностную тревожность.

Обсуждение нового задания.

Время: 40 мин.

Реквизиты: листы А4 для каждого участника, цветные ручки,

Перерыв 30 мин.

  1. Круги взаимоотношений.

Цель: помочь подросткам распознать различные чувства и объяснить, в чем их сложность; осознать взаимоотношения (позитивные и негативные) с окружающими их людьми; научить обсуждать свои переживания.

Содержание:

Ведущий и подросток записывают (каждый на своем листе) как можно больше слов, обозначающих чувства, их оттенки, переживания. Затем они по очереди зачитывают написанное. Задача ведущего – сконцентрировать внимание подростка на том, какие слова у них совпали, а какие нет, а также на тех чувствах, которые выражают как позитивные так и негативные переживания.

На отдельном листе бумаги подросток рисует круги взаимоотношений. На рисунке он отмечает тех людей, которые играют или играли важную роль в его жизни, как позитивную так и негативную (в том числе и тех людей которые находятся далеко от него или умерших)

Он должен распределить этих людей по кругам в зависимости от их близости и значимости для себя. Затем обсуждаем с подростками каждого указанного им человека и рисунок в целом.

На оборотной стороне листа с кругами взаимоотношений подросток записывает те чувства, которые испытывает к самым близким людям. Он может пользоваться словами, обозначающими чувства, которые были записаны в начале занятия.

Ведущий и подростки совместно обсуждают полученные результаты.

Время: 35 мин.

Реквизиты: большие листы бумаги, листы А4 по три на каждого участника, разноцветные фломастеры.

  1. Хоровод.

Цель: групповое обсуждение результатов проведенных упражнений, подведение итогов.

Содержание:

Подростки становятся в круг, и по очереди каждому ребенку дают высказаться в отношении того, что наиболее ему (ей) запомнилось из проделанных упражнений; что вызвало положительные и отрицательные эмоции.

Время: 5 мин.

Занятие 5.

  1. Приветствие

  2. Упражнение «Метафора»

  3. Упражнение «Я в лучах солнца»

  4. Ролевая игра барьеры в общении.

  5. Хоровод

  1. Приветствие.

Содержание

Начнем сегодняшний день так: бросая дуг другу мяч, будем называть имя того кому бросаем. Тот, кто получит мяч, принимает любую позу какую захочет, и все остальные вслед за ним воспроизводят эту позу. После этого тот, у кого находится мяч (и чью позу мы только что воспроизвели), бросает мяч следующему и так далее, до тех пор, пока мяч не побывает у каждого.

Время: 8 мин.

  1. Упражнение «Метафора»

Цель: через иносказание помочь подросткам проанализировать ситуации вызывающие личностную тревожность, обдумать линию своего поведения.

Содержание

Приводим подросткам примеры метафор и даем разъяснения.

«Корзина с мусором» (воздействие прошлого на настоящее)

Представьте себе, что в наших головах находится воображаемая корзина, в которую мы складываем мусор — воспоминания, мысли и чувства, причинявшие нам в прошлом боль и страдание. Если мы не вычистим ту корзину, то мусор будет накапливаться до тех пор, пока не начнет вываливаться через край, создавая нам тем самым проблемы в настоящем. Это всегда происходит неожиданно, в самый неподходящий момент. Чтобы такого не произошло, необходимо вытряхивать время от времени свою корзину. Это довольно сложная задача, но, в конце концов результат может значительно облегчить нам жизнь.

«Замок» (люди которые замыкаются в себе)

Есть люди, которые любят мысленно строить вокруг себя замки, вырывать перед ними глубокие рвы и поднимать мосты никого не допуская внутрь. Подумайте, почему так получается. В какой момент начинается это строительство, и есть ли пути, по которым можно проникнуть за стены замка, то есть заставить человека снова доверять окружающим? Можно начать хотя бы с малого – открыть все окна в замке и опустить через ров мостик.

«Кирпичная стена» (препятствия во взаимоотношениях между людьми)

Подумайте и решите: что символизирует стен? С чем можно соотнести каждый кирпичик этой стены? Как можно разрушить эту стену?

«Цветы» (проявление заботы и любви)

Цветку, чтобы быть здоровым и хорошо расти, нужны вода, солнечный свет, рыхлая плодородная почва. Это относится и к детям, которые также могут жить без заботы и любви. Что происходит, если цветок не получает всего, что ему необходимо? Он увядает. Подумайте, что может произойти с ребенком в такой ситуации? Как этого избежать?

Время: 25 мин.

  1. Упражнение «Я в лучах солнца»

Цель: Снятие эмоционального напряжения

Содержание

На отдельном листе рисуем солнце так, как его рисуют дети: с кружком посередине и множеством лучиков. В кружке напишите свое имя или нарисуйте свой портрет. Около каждого луча напишите что-нибудь хорошее о себе. Задача – написать о себе как можно больше лучшего.

Носите этот листочек всюду с собой. Добавляйте лучи. А если вам станет особенно мерзко на душе и покажется, что вы ни на что не годитесь, достаньте это солнце, посмотрите на него и вспомните, почему вы написали о том или ином качестве. Приводите как можно более конкретные примеры, выражающие эти качество.

Одно предупреждение все же необходимо. Любить себя – это не значит все время гладить себя по головке и все прощать. Любить себя — значит понимать свои слабости и недостатки и даже отвратительные черты для того чтобы иметь силы и возможности их преодолевать, становиться лучше, сильнее, независимее. А значит, быть готовым к тем трудностям, которые обязательно выпадут на вашу долю.

Время: 12 мин.

Перерыв: 30 мин.

  1. Ролевая игра «Барьеры в общении»

Цель: Отработка навыков бесконфликтного поведения.

Игра, которую мы сейчас проведем, поможет понять, какие между людьми существуют барьеры в понимании.

Выбираются пять человек – активные игроки, остальные – наблюдатели. Эти пять человек образуют небольшой круг, им на головы надеваются шапочки (из полоски бумаги), с обозначением роли. Участники не знают, какая у них роль, но видят, какие роли у других участников. Остальные участники (наблюдатели) видят все роли игроков.

Задание: Задается ситуация. Активным игрокам необходимо общаться, обсуждать заданную ситуацию так, что бы дать понять друг другу, что у них написано на шапочке. Соответственно каждый должен понять что написано у него.

Надписи на шапочке:

  • Обращайтесь со мной как с лидером,

  • Игнорируйте меня,

  • Спорьте со мной,

  • Выслушивайте мня внимательно,

  • Соглашайтесь со мной

Обсуждаемая ситуация: Представьте, что вы сотрудники одной фирмы. Работаете вместе много лет, дружите семьями, отмечаете некоторые праздники. Однажды на Новый год вы в шутку купили лотерейный билет на общие деньги, деньги фирмы. Через некоторое время вы узнаете, что билет оказался выигрышным. Вам предлагают либо машину, либо деньги. Вам необходимо решить, какой взять выигрыш.

Далее участники игры обсуждают ситуацию.

После выполнения задания общее обсуждение, в котором определяются основные барьеры в общении.

  • Демонстрация разницы позиций

  • Непонимание интересов собеседника

  • Конфликтогенные черты характера

  • Некоммуникабельность

  • Отсутствие чувства юмора

  • Неумение слушать

  • Оценочные суждения

Время: 32 мин.

Реквизиты: шапочки

  1. Хоровод.

Цель: групповое обсуждение результатов проведенных упражнений, подведение итогов.

Содержание:

Подростки становятся в круг, и по очереди каждому ребенку дают высказаться в отношении того, что наиболее ему (ей) запомнилось из проделанных упражнений; что вызвало положительные и отрицательные эмоции.

Время: 8 мин.

Занятие 6.

  1. Приветствие

  2. Упражнение «Разговор через стекло»

  3. Упражнение «Найди свое место»

  4. Упражнение «Сигнал»

  5. Упражнение «Магический квадрат»

  6. Хоровод

  1. Приветствие.

Начнем сегодняшний день так: давайте поздороваемся, друг с другом за руку с каждым, никого не пропуская, не страшно если, с кем-то вы поздороваетесь дважды. Главное – никого не пропустить.

Время: 2 мин.

  1. Упражнение «Разговор через стекло».

Каждый изучастников группы берет карточку с заданием не показываем ее ни кому, каждый из участников по очереди изображает описанную в карточке ситуацию с помощью мимики и жестов. Все остальные отгадывают, что это может быть.

Варианты ситуаций.

Директор школы разговаривает по телефону.

Учитель ругает учеников класса.

Человек находится под холодным дождем без зонта.

Ученик сел на кнопку.

Человек обжегся о горячий утюг.

Ученик сел на сломанный стул.

Ученик после драки.

У девушки сломался каблук.

Человека обрызгала машина.

Электрик вкручивает лампочку.

Человек купается в проруби.

Человек танцует на горящих углях.

Человек заблудился в лесу.

Время: 18 мин.

Реквизиты: карточки с надписями.

  1. Упражнение «Найди свое место».

Цель: Расслабление участников тренинга.

Содержание:

Все упражнение выполняется в полной тишине, звучит только голос ведущего и тихая, спокойная музыка. Участников просят завязать глаза и спокойно походить по комнате, стараясь не прикасаться друг к другу. Затем ведущий просит участников остановиться. По сигналу ведущего участники, не открывая глаз, должны одной рукой найти чью-нибудь руку, а другой рукой руку другого человека. В результате каждый участник будет держать за руку еще двух участников. После этого участники должны открыть глаза и распутаться в круг (иногда участники встают в круг уже в стадии поиска рук). Ведущий предлагает всем участникам снова разойтись и в течение нескольких минут побродить по комнате в полном одиночестве, под музыку, стараясь ни с кем не сталкиваться. Затем следует вновь встать в круг, заняв свое прежнее место.

Это самая хаотичная и драматичная часть упражнения, участникам редко удается выполнить ее в тишине. Можно не препятствовать разговорам на этом этапе. После того как круг восстановлен, ведущий просит участников решить, выполнено ли задание, все ли стоят на своих местах и, приняв коллективное решение, снять повязки. Упражнение снимает напряжение в группе, способствует установлению более близких отношений и развивает ту особую чувствительность к себе и другим, которая возможна лишь при плотно закрытых глазах.

Главные вопросы, которые стоит обсудить, связаны с чувствами, возникшими у участников на разных этапах упражнения.

Время: 25 мин.

Реквизиты: повязки на глаза для каждого участника.

Перерыв 30 мин.

  1. Упражнение «Сигнал».

Цель: Распознать эмоциональное состояние каждого подростка, через информацию о биении сердца.

Содержание:

Все участники стоят в кругу. Ведущий выходит за дверь. Все договариваются кто будет начинать передавать сигнал. Сигнал – это незаметное сжатие руки своего соседа, который, получив сигнал, передает его дальше по цепи. После того, как ведущий вернется, он должен догадаться, где сейчас находится сигнал, и так несколько кругов.

Время: 15 мин.

  1. Упражнение «Магический квадрат».

Цель:

Содержание:

На полу нарисован “Магический квадрат”. Задача всей команды – перейти на другую сторону, причем наступать можно только на определенные сектора – квадраты. Если участник наступает на “неправильный квадрат”, ведущий подает сигнал “Плюх” и участник сходит с поля, идет в конец очереди.

Главное: все делается молча. Все пробуют пройти. У ведущего есть “Карта” поля. Например:

+ обозначен путь прохождения участников (“Правильные кочки”). Время: 15 мин.

Реквизиты: Карта, мел.

  1. Хоровод.

Цель: групповое обсуждение результатов проведенных упражнений, подведение итогов.

Содержание:

Подростки становятся в круг, и по очереди каждому ребенку дают высказаться в отношении того, что наиболее ему (ей) запомнилось из проделанных упражнений; что вызвало положительные и отрицательные эмоции.

Время: 10 мин.

Занятие 7.

  1. Приветствие «Подари цветок и скажи, почему…»

  2. Упражнение «Низкое доверительное падение».

  3. Упражнение «Понимание».

  4. Упражнение «Рисунок».

  5. Упражнение «Живая картина».

studfiles.net

Упражнение 1. «Приветствие группы»

Цель:

— формирование доверительного стиля общения в процессе
налаживания контактов;

— создание позитивных эмоциональных установок на дове­рительное общение.

Время. 10-15 минут.

Краткое описание:

Участники садятся в круг и по очереди приветствуют друг друга обязательно подчеркивая индивидуальность партнера, например: «Я рад тебя видеть, и хочу сказать, что ты выглядишь ве­ликолепно» или «Привет, ты как всегда энергичен и весел». Можно вспомнить о той индивидуальной черте, которую сам человек вы­делил при первом знакомстве (см. упражнение «Представление») Участник может обращаться ко всем сразу или к конкретному че­ловеку. Во время этой психологической разминки группа должна настроиться на доверительный стиль общения, продемонстриро­вать свое доброе отношение друг к другу.

Ведущему следует обращать внимание на манеры установ­ления контактов.

По его окончании ведущий разбирает типичные ошибки, допущенные участниками, и демонстрирует наиболее продуктив­ные способы приветствий.

Упражнение 2. «Мотивы поступков»

Цели:

> Развитие способности самоанализа.

> Создание атмосферы открытости и доверия в группе.

> Осознание различных видов мотивов межличностных отно­шений.

> Развитие представлений о ценности другого человека и себя
самого, усвоение способов разрешения собственных проблем.

> Позитивное развитие мотивов межличностных отношений.

Количество участников: от 10-15 человек.

Ресурсы: бумага, ручки/карандаши по количеству участни­ков

Время: 10 минут.

Краткое описание:

Участники рассаживаются в круг. Речь тренера:

— Наши поступки по отношению к другим людям вызваны разными побудительными силами. Мы делаем что-то для других людей и потому, что симпатизируем им, любим их, и потому, что «так положено», так принято в обществе. Важно понимать, что движет нами в том или ином случае. Вот, например, страх, боязнь наказания иногда осознается нами так или иначе, иногда мы делаем что-то, может, не осознавая зачем, а может, думая, что из лучших побуждений, но в основе — все тот же страх. Вспомните два случая -один, когда вы сделали что-то для другого человека потому, что боялись его или чьего-то еще гнева, осуждения, наказания, хотя в тот момент и не осознавали этого, и другой, когда вы сделали что-то для другого по той же причине, но при этом, прекрасно понимая, почему вы это делаете.

Участники группы, записав примеры из жизни, делятся ими. Затем тренер просит таким же образом вспомнить два по­ступка, продиктованные стремлением следовать социальной норме, «быть как все», «не высовываться».

Завершение упражнения:

Высказывания по кругу на тему «Какие трудности при вы­полнении задания возникли».

 

Упражнение 3. «Контакты»

Краткое описание: участники садятся в два круга, лицом друг к другу. Ведущий предлагает участникам заданные роли и си­туации для общения. Участники общаются в течении 1 минуты. Задача участников внутреннего круга установить бесконфликтный контакт, задача ребят из вешнего круга как можно ярче сыграть свою роль. По сигналу ведущего участники внешнего круга пере­мещаются по часовой стрелке на одно место. Примерные заданные ситуации:

• встретились два одноклассника, которые не виделись дол­гое время, причём один из них другого явно видеть не желает, зато второй искренне рад встрече;

• маленький ребёнок потерялся и горько плачет, необходимо его успокоить;

• два хороших приятеля встретились после долгой разлуки и искренне рады встрече;

• любопытная соседка пытается узнать как можно больше о ваших близких, чтобы рассказать всему миру;

• при поездке в час пик в автобусе вы получаете неприятный
толчок в спину, разворачиваясь, видите очень старенькую, скрю­ченную бабулечку;

• и другие.

Упражнение 4. «Я желаю тебе…»

Краткое описание: участники садятся в круг и пишут по­желания в тетради каждому члену тренинговой группы, начиная с фразы «Я желаю тебе…». Тетради остаются на память участникам.

Вывод по занятию и пятое слагаемое успеха: Необходимо, прежде всего быть самим собой и знать чего я хочу, то есть уметь ставить свои жизненные цели.

Рефлексия: у каждого есть заключительное слово к веду­щему, партнёрам по тренингу. Можно высказать своё мнение, про­читать стихи, спеть и т.д.

 

Упражнение 5. «Комплимент»

Цели:

> Сокращение дистанции общения между участниками.

> Научиться говорить и принимать комплименты.

> Развить внимательность на эмоции собеседника.
Количество участников: 5-15 человек.
Ресурсы: не требуются.

Время: 10-15 минут.

Краткое описание:

Обсудить в группе, какого значение комплиментов в жизни каждого человека. Участники встают в круг, рассчитываются на «первый», «второй». «Вторые» номера встают напротив правых «первых» номеров. Если общее количество участников нечетное число, то тренер включается в упражнение — берет себе того чело­века, кому не хватило пары.

Задание: «первые» номера говорят комплименты «вторым», начиная с фразы «Ты мне нравишься потому, что…», на что «вто­рые» номера отвечают «Спасибо, а я еще …».

На это задание отводится 2 минуты. По истечении времени «вторые» номера говорят комплименты по той же схеме, на что «первые» номера отвечают.

Завершение упражнения:

Что вам было приятнее: наблюдать за игрой, слушать
комплимент или говорить его? Почему?

— Что вы чувствовали, когда говорили комплимент?

— Что вы чувствовали, когда принимали комплимент?

— Что вы узнали нового о себе?

Упражнение 6. «Никто из вас не знает, что я…»

Цели:

> Развитие умения предоставлять интересно свою личность
окружающим.

> Создать атмосферу «сюрприза».
Количество участников: 5-10 человек. «
Ресурсы: не требуются.

Время: 10-15 минут.

Краткое описание:

Данное упражнение проводится в группе, участники кото­рые уже хорошо знают друг друга.

Каждый из участников по очереди заканчивает фразу: «Ни­кто из вас не знает, что я…». Сообщение должно содержать в себе информацию, которую действительно никто в группе не знает, на­пример, что я в 16 лет получила автомобильные права. Избегать изречения такого типа: «Никто из вас не знает, что я ношу ботинки 44 размера», или «Никто из вас не знает, что у меня дома есть ком­пьютер».

Завершение упражнения:

Какие сообщения были для вас наиболее сюрпризные?

— Трудно ли было сказать то, что, возможно, тщательно скрывалось?

 




infopedia.su

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *