Содержание

Тренинг на выявление лидера — МегаЛекции

Для этого ребята делятся на две-три равные по количеству участников команды. Каждая команда выбирает себе

название. Вожатый предлагает условия: «Сейчас команды будут выполняться после того, как я скомандую «Начали!». Выигравшей будет считаться та команда, которая быстрее и точнее выполнит задание». Таким образом, вы создадите дух соревнования, который является весьма немаловажным для ребят.

Итак, первое задание. Сейчас каждая команда должна сказать хором какое-нибудь одно слово. «Начали!»

Для того чтобы выполнить это задание, необходимо всем членам команды как-то договориться. Именно эти функции берёт на себя человек, стремящийся к лидерству.

Второе задание. Здесь необходимо, чтобы ни о чем, не договариваясь, быстро встали полкоманды. «Начали!»

Третье задание. Сейчас все команды летят в космическом корабле на Марс, но для того, чтобы полететь, нам нужно как можно быстрее организовать экипажи. В экипаж входят: капитан, штурман, пассажиры и «заяц». Итак, кто быстрее?!

Обычно, функции организатора опять же берёт на себя лидер, но распределение ролей часто происходит таким образом, что лидер выбирает себе роль «зайца». Это можно объяснить его желанием передать ответственность командира на плечи кого-нибудь другого.

Задание четвёртое. Мы прилетели на Марс и нам нужно как-нибудь разместиться в марсианской гостинице, а в ней только трёхместный номер, два двухместных номера и один одноместный. Вам необходимо как можно быстрее распределиться, кто в каком номере будет жить. «Начали!»

Проведя эту игру, вы можете увидеть наличие и состав микрогрупп в вашем коллективе. Одноместные номера обычно достаются либо скрытым, невыявленным лидерам, либо «отверженным».

Предложенное количество номеров и комнат в них составлено для команды, состоящей из 8 участников. Если в команде больше или меньше участников, то составьте количество номеров и комнат сами, но с тем условием, чтобы были трёхместные, двухместные и один одноместный.



 

Адаптация

Психологическая игра «Адаптация» проводится для выявления лидеров, генераторов идей и исполнителей, создания творческой атмосферы. Для этого в начале игры группа делится на микрогруппы (см. раздел ниже). За выполнение заданий вручаются жетоны трех цветов: красные – тому, кто подает идеи, зеленые – тому, кто их реализует, желтые – тому, кто не участвует (желтых может и не быть).


Первое задание – разминка. Каждый представляет соседа справа, предварительно пообщавшись две минуты. Определяются пять самых ярких представителей, которые становятся лидерами. Они получают пять красных жетонов.

Второе задание – вокруг пяти лидеров собираются пять микрогрупп, которые формируются по желанию. Каждой группе дается задание: нарисовать дружеский шарж на любого из присутствующих. Чья идея – красный жетон, кто нарисовал – зеленый. (Автор идеи получает красный жетон, художник — зеленый.) Ребята с красными жетонами переходят в другую микрогруппу (по часовой стрелке).

Третье задание – придумать творческую подпись к шаржу (предварительно ведущий собирает шаржи и раздает их в микрогруппы, учитывая, чтобы они не попали в ту же группу). Чья идея – красный жетон, кто выполнял – зеленый. (Автор идеи получает красный жетон, исполнитель — зеленый.)

Четвертое задание– «три «Д»» (Друг Для Друга): придумать для соседней группы задание. Чья идея – красный жетон, кто выполнял – зеленый. (Автор идеи получает красный жетон. Исполнитель — зеленый.)

Ребята с красными жетонами переходят в другую группу.

Пятое задание

— ведущий для всех микрогрупп дает одинаковые задания. Например, инсценировать песню «Про зайцев». Автор идеи и руководитель получает красный жетон, исполнитель – зеленый. После проведения всех этапов игры – идет подсчет жетонов и определяются лидеры, которые займут соответствующие должности.

Игра заканчивается коллективным обсуждением происходящего.

 

Игры для малых помещений

Зоопарк

[Установка:Участники встают в круг, держа друг друга под локти. Каждому на ушко говорится какой-нибудь зверь. Затем ведущий начинает перечислять зверей, и тот, кто услышал своего зверя должен повиснуть на руках соседей. Прикол:Во второй раз всем участникам раздается один и тот же зверь.]

Эта игра — розыгрыш, но никто из игроков не должен знать, что его разыгрывают. Для игры необходимо не менее 12 человек. Все становятся в круг. В центре круга — ведущий. Все игроки держат друг друга под локти. Ведущий начинает игру следующими словами. «Сейчас мы будем играть в игру, которая называется «Зоопарк». Каждому из вас я сейчас на ухо шепну название какого-либо животного, которое вы не должны никому говорить. Затем, когда все получат название животных, я буду называть их в своем рассказе. Если вдруг выпадет название животного, которое кто-то получил, то этот игрок должен немедленно присесть и утянуть за собой двух соседних игроков, которых он держит сейчас под локти Задача же этих соседних игроков вовремя удержать его. Понятно?» Затем ведущий подходит к каждому и шепчет ему на ухо одно и то же, например, «гиппопотам».

Но каждый игрок думает, что название этого животного только у него. Когда ведущий раздает названия, то он должен сделать вид, что выдумывает каждый раз новое, чесать затылок, говорить: «Что ж мне для тебя придумать?» и т.д. Затем, когда он всем раздаст названия животных, то начинает свой рассказ.

Он звучит примерно так: «Вчера я ходил в зоопарк. Прохожу мимо одной клетки, а там сидит … слон. — при этом все в напряжении, но никто не присел — Иду дальше, в другом вольере … лиса. Посмотрел я на нее и вижу прямо напротив нее сидит огромный ГИППОПОТАМ! — в это время каждый игрок, услышав слово, которое говорилось на ухо «только ему одному» резко приседает. Получается, что весь круг падает. Розыгрыш удался!

Баскетбол вприсядку

  • Игроки: 10 или более
  • Инвентарь: две бейсболки, скомканный большой лист бумаги или алюминиевой фольги, стулья

Разбейте игроков на две команды. Пусть игроки из разных команд рассядутся вперемешку на стульях, выстроенных в два ряда, как в автобусе. Дайте одному человеку из каждой команды бейсболку. Ком бумаги или алюминиевой фольги будет в этой игре мячом.

Цель игры — попасть мячом в бейсболку соперников. Те, у кого находятся <корзины> (бейсболки), неподвижно держат их над головами. Остальные могут использовать во время игры только одну руку (ту, которой они не пишут), а другая рука должна быть заложена за спину.

Право первой подачи разыгрывается с помощью считалки. Сидя на стуле, можно передавать мяч товарищам по команде или пытаться попасть в <корзину>. Нельзя выхватывать мяч у других игроков или касаться их каким- либо образом. Если при передаче или броске мяч упал на пол или команда нарушила правила, мяч переходит к другой команде.

Меняйте игроков, держащих <корзины>, после каждого забитого мяча. Играйте до достижения заранее определенного количества очков или по лимиту времени.


Бой тяни-толкаев

  • Игроки: 4 или более
  • Инвентарь: платок для каждого человека

Разбейте игроков на пары. Раздайте им платки, и пусть каждый заткнет платок себе за шиворот. Затем пусть пары сомкнут руки в замок, стоя спиной к спине.

Объясните, что цель игры — стащить как можно больше чужих платков и уберечь при этом свои. Пары должны сохранять одно сцепление рук на протяжении всей игры. Человек, стянувший чужой платок, засовывает его себе за шиворот. Пара выбывает из игры, когда оба ее платка украдены. Побеждает пара, набравшая к концу игры больше всех платков.

Зараза

  • Игроки: 10 или более
  • Инвентарь: не требуется

Встаньте в круг, и пусть один из игроков (доброволец) покинет комнату.

Назначьте одного из стоящих в кругу водящим. Скажите группе, что они должны повторять все, что делает водящий, но в то же время держать его личность в секрете. Скажите водящему спокойно направлять группу в выполнении простых движений (положить руки на пояс, почесать шею, пощелкать пальцами в такт). Введите в комнату добровольца и поставьте его в центр круга. Скажите добровольцу, что цель игры — за две минуты определить, кто водящий.

Начните игру. Как только доброволец определит водящего, он выбирает нового добровольца, который покинет комнату. Затем выберите нового водящего и повторите все сначала.

Молчание-золото

  • Игроки: 8 или более
  • Инвентарь: не требуется

Разбейте игроков на две команды и постройте каждую команду в затылок.

Придумайте простое послание-предложение, которое будет дано последнему человеку в строю, например, <Я хочу спать> или <Он высок>.

Объясните, что цель игры — донести послание до начала строя, передавая его человеку, стоящему впереди вас, без помощи слов.

Игроки могут поворачиваться только тогда, когда получают послание от человека, стоящего сзади. Все остальное время они должны стоять лицом к началу колонны. Для передачи сообщения можно использовать любые средства. Единственное правило — не говорить и не покидать строй.

Шепните послание последнему человеку в каждой команде и эта необычная эстафету началась. Выигрывает команда, первой верно передавшая послание к началу строя.

Павловские шарады

  • Игроки: 4 или более
  • Инвентарь: три пакетика M&M’s, бумага и карандаши

Разбейте игроков на две команды (команды могут быть и по 2 человека).

Дайте каждой команде пакетик M&M’s, бумагу и карандаши. На этой бумаге команды должны составить список из четырех или пяти движений для команды противника. Движения должны быть простыми, но они могут быть необычными, например: <сесть на пол, скрестив ноги, и вставить оба больших пальца в рот> или <встать на одну ногу и хлопать руками, как петух крыльями>.

Когда команды составят свои списки, объясните, как играть в <Павловские шарады>. Каждый член команды получает описание одного или более движений из тех, что придумала противоположная команда. Его задача — заставить своих товарищей выполнить это движение, но при этом нельзя ни говорить, ни жестикулировать. Все, что он может делать, — это класть драже M&M’s в рот того члена команды, который делает движение, наиболее близкое к заданному.

Например, если движение требует от членов команды вставить большие пальцы в рот, то M&M’s-хранитель может дать одно драже человеку, поднявшему руки к лицу. Это покажет членам команды, какое поведение поощряется, и поможет им искать отгадку в этом направлении. Шарада считается разгаданной тогда, когда заданное движение выполнят все члены команды.

Присуждайте 1 очко команде, выполнившей движение за 5 минут. В конце игры наградите победителей пакетиком M&M’s.


Рекомендуемые страницы:


Воспользуйтесь поиском по сайту:

megalektsii.ru

Тренинговое занятие на развитие лидерских качеств «На шаг впереди!»

Разделы: Школьная психологическая служба, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (3 МБ)

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.


Одним из актуальных направлений политики правительства РФ в области образования является работа с одаренными детьми. Социально одаренных детей объединяет желание быть значимыми для себя и полезными для других. Найти своё место в жизни, самореализоваться, развить свои коммуникативные и лидерские качества им помогает детское общественное объединение. Одно из таких объединений, в рамках которого осуществляется работа по поиску, сопровождению и поддержке социально одаренных школьников находится при МОУ ДОД ЦДТ № 1.

Как и любой другой вид одаренности, социальная одаренность нуждается в психологическом сопровождении. В рамках объединения с детьми проводятся тренинговые занятия, направленные на развитие коммуникативных и лидерских качеств личности, развитее самосознания, умений и навыков самоанализа, рефлексии и активности, развитие креативности. Одно из таких тренинговых занятий, я хочу представить ниже.

Цель: создание условий для раскрытия лидерского потенциала старшеклассников, освоения ими активного стиля общения, умения убеждать.

Раздаточный материал: листы А4, ножницы, фломастеры, двусторонний скотч, ручки, листы ватмана, клей, маркеры, рекламные проспекты, журналы, газеты, энергичная музыка.

Продолжительность занятия: 3 часа, с перерывом 10 минут.

Ход занятия

I. Знакомство, разминка.

Упражнение “Аквариум”

Участникам группы раздаются листы, ножницы, фломастеры. В течение 10-15 минут они должны решить, рыбкой какой породы они будут на данном занятии, нарисовать, вырезать, раскрасить рыбку, написать на ней имя участника, породу рыбки.

На следующем этапе каждый из участников должен прикрепить свою рыбку на стену (лист ватмана), которая является образом аквариума. В какое место приклеить рыбку – каждый решает сам (кто-то поглубже, кто-то у поверхности), кто-то в водорослях, кто-то среди камней. Так же участники должны назвать своё имя и рассказать, что эта рыба ищет в аквариуме, как представляет своё существование среди других рыб.

Обсуждение. Какие же рыбки живут в нашем аквариуме?

Упражнение “Нетрадиционный способ приветствия”.

Хаотично передвигаясь по залу, участники при встрече с кем-либо приветствуют его:

А) кивком головы;

Б) улыбкой;

В) глазами;

Г) через рукопожатие;

Д) плечом;

Е) спинами;

Ж) коленками.

Озвучивание ведущим правил работы в группе:

— Доверительный стиль общения

— Общение по принципу “Здесь и сейчас”.

— Персонификация высказывания “от собственного имени”.

— Недопустимость оценок в адрес другого.

— Активное участие во всех упражнениях.

— Уважение к говорящему, принцип активного слушания.

Обсуждение правил и принятие их на время тренинга.

II. Основная часть.

Ведущий. Тема нашего сегодняшнего занятия - “Лидерство”. Сегодня мы с вами попробуем ответить на вопрос: “Кто такой лидер, какими качествами он должен обладать?” У вас будет возможность проявить лидерские качества, поупражняться в умении убеждать – навыке, необходимом для лидера.

Упражнение “Лидер — это”

Всем игрокам предоставляются разнообразные канцелярские материалы, газеты, журналы, рекламные проспекты. В течение 30-40 минут они готовят в небольших группах некий коллаж с использованием газетных заголовков, фотографий, рисунков от руки или найденных в рекламных изданиях, журналах, газетах. Тема работы – “Я-лидер!”. В работе нужно попытаться в визуальной форме представить качества, которые характеризуют лидера, рассказать о своих способностях вести за собой людей, руководить ими. Пока группа работает, в комнате звучит фоном энергичная, ритмичная музыка, создающая рабочее настроение, поддерживающая творческий настрой участников.

Обсуждение. В заключение на листе ватмана записываем набор лидерских качеств. Итак, “Лидер-это…”. Затем получившиеся качества вырезаем и скотчем прикрепляем к человеку, который не считает себя лидером, но хотел бы развить в себе лидерские качества.

Тест “Лидер ли я?”

Инструкция к тесту: “Внимательно прочтите каждое из десяти суждений и выберите наиболее подходящий для вас ответ в буквенной форме. Работая с опросником, помните, что нет ни плохих, ни хороших ответов. Немаловажным фактором является и то, что в своих ответах надо стремиться к объективности и записывать тот ответ, который первым приходит в голов”.

Тестовый материал

1. Что для вас важнее в игре?

А) Победа.

Б) Развлечение.

2. Что вы предпочитаете в общем разговоре?

А) Проявлять инициативу, предлагать что-либо.

Б) Слушать и критиковать то, что предлагают другие.

3. Способны ли вы выдерживать критику, не ввязываться в частные споры, не оправдываться?

А) Да.

Б) Нет.

4. Нравится ли вам, когда вас хвалят прилюдно?

А) Да.

Б) Нет.

5. Отстаиваете ли вы свое мнение, если обстоятельства (мнение большинства) против вас?

А) Да.

Б) Нет.

6. В компании, в общем деле вы всегда выступаете заводилой, придумываете что-либо такое, что интересно другим?

А) Да.

Б) Нет

7. Умете ли вы скрывать свое настроение от окружающих?

А) Да.

Б) Нет.

8. Всегда ли вы немедленно и безропотно делаете то, что вам говорят старшие?

А) Нет.

Б) Да.

9. Удается ли вам в разговоре, дискуссии, убедить, привлечь на свою сторону тех, кто раньше был с вами не согласен?

А) Да.

В) Нет.

10. Нравится ли вам учить (поучать, воспитывать, обучать, давать советы) других?

А) Да.

Б) Нет.

Обработка и интерпретация результатов теста:

Подсчитать общее количество “А” и “B” ответов.

  • Высокий уровень лидерства — А = 7-10 баллов.
  • Средний уровень лидерства — А = 4-6 баллов.
  • Низкий уровень лидерства — А = 1-3 балла.

Преобладание ответов “B” свидетельствует об очень низком или деструктивном лидерстве.

Упражнение “Круг и Я”

Для этого упражнения требуется смельчак-доброволец, готовый первым вступить в игру. Группа образует тесный круг, который будет всячески препятствовать попаданию в него нашего доблестного добровольца. Ему же даётся всего три минуты, чтобы силой убеждения (уговорами, угрозами, обещаниями), ловкостью (пронырнуть, проскользнуть, прорваться, в конце концов), хитростью (посулы, обещания, комплименты), искренностью убедить Круг и отдельных его представителей впустить его в центр круга.

Наш герой отходит от круга на два-три метра. Все участники стоят к нему спиной, сжавшись в тесный и сплочённый круг, взявшись за руки. Начали!

Спасибо за смелость. Кто следующий готов помериться с Кругом интеллектуальными силами? На старт. Начали!

В конце упражнения обязательно обсуждаем стратегию поведения наших игроков. Как они вели себя во время тренинга и как поступают в обычных житейских ситуациях?

Упражнение “Без командира”

Нередко нам приходится встречаться с людьми, которые, кажется, только и ждут, чтобы ими руководили. Их кто-то обязан организовывать, направлять, так как проявить собственную инициативу (и затем отвечать за свои решения и поступки) люди подобного типа боятся. Есть и другой тип – неуёмные лидеры. Эти всегда знают, кто и что должен сделать. Без их вмешательства и заботы “мир непременно погибнет!”. Понятно, что и мы с вами принадлежим либо к ведомым, либо к лидерам, либо к какой-то смешанной – между тем и другим типом – группе.

В задании, которое вы попробуете сейчас выполнить, тяжело придётся и явным активистам, и крайним пассивистам, потому что никто и никем не будет руководить. Абсолютно. Весь смысл упражнения в том, что при выполнении той или иной задачи каждый из участников сможет рассчитывать исключительно на свою смекалку, инициативу, на свои силы. Успех каждого станет залогом общего успеха.

Итак, с этой минуты каждый отвечает только за себя! Любой контакт между участниками запрещён: ни разговоров, никаких знаков, ни хватания за руки, ни возмущённого шипения – ничего. Работаем молча, Максимум – взгляд в сторону партнёров: учимся понимать друг друга на телепатическом уровне!

— Прошу группу построиться в круг. Каждый слышит задание, анализирует его и пытается решить, что ему лично предстоит сделать, чтобы в итоге группа максимально точно и быстро встала в круг.

Очень хорошо! Вы обратили внимание, что у некоторых прямо руки чесались, так хотелось кем-нибудь поуправлять. А кто-то из вас стоял в полной растерянности, не зная, что предпринять и с чего начать. Продолжим тренировать личную ответственность. Постройтесь, пожалуйста:

— в колонну по росту

— в два круга

— в треугольник

— в шеренгу по росту

— в четыре колонны с одинаковым количеством участников

— в шеренгу от самых светлых до самых тёмных волос

В живую скульптуру Звезда, Медуза, Черепаха.

Обсуждение. Скажите, можно ли было это упражнение назвать тестом на лидерство и почему?

Кто из вас лидер по натуре?

Легко ли вам было отказаться от руководящего стиля поведения?

Каковы были ощущения людей, которые привыкли быть ведомыми? Тяжело остаться вдруг без чьих бы то ни было советов, указаний?

Как вы понимали, верны ваши действия или ошибочны? Понравилось ли вам отвечать за себя и самостоятельно принимать решения?

“Путешествие с дикими гусями”

Участники группы получают текст: “Дикие гуси летят особым “строем” — клином. Стаю ведёт вперёд вожак, который является вершиной птичьего клина, на нём же — основная тяжесть полёта – почему?

Дело в том, что строй гусиной стаи отличается особой организацией. Клин позволяет гусям, следующим за вожаком, экономить физические силы. Каждому из гусей удаётся сохранить расход его собственной физической энергии за счёт работы крыльев его соседей. Каждая птица летит так, чтобы присоединиться к остальным, — в едином ритме. Это делается для того, чтобы энергетическое поле стаи увеличивалось движением каждой птицы. Гуси обмениваются энергией не только друг с другом, но и с энергетическим полем всего воздуха.

Размах крыльев соседа создаёт благоприятное аэродинамическое поле для летящего гуся: подсчитано, что полёт в стае сохраняет до 70% энергии в сравнении с полётом птицы-одиночки!!! Если во время перлёта одна из птиц отклоняется от чёткой линии клина, она немедленно начинает чувствовать на себе увеличившееся сопротивление воздуха. Тогда этот гусь торопится вернуться на своё место, “подправить” линию полёта.

Гуси, которые в дальнем полёте могут потерять до 30% своего веса, сохраняют таким образом свои физические силы для длительного путешествия.

Когда вожак устаёт, он выходит из вершины клина и занимает своё место в конце стаи. На место вожака заступает один из следовавших за ним гусей, который благодаря вожаку стаи мог до сих пор экономить свои физические усилия… Если же какая-то из птиц не имеет сил продолжить полёт, она опускается. Но всегда вместе с ней остаётся один из стаи – для защиты и помощи”.

Что интересного вы видите в повадках гусей?

Чем объясняется эффективность гусиного клина?

Чувствуете ли вы себя в группе так же уверенно и защищено, как гусь в стае?

Может ли твоя стая долететь до цели? Почему?

Кто по вашему мнению, готов при необходимости занять место во главе стаи? Что позволяет вам так думать?

III. Заключительная часть.

Упражнение “Герб”

Каждому участнику предлагается нарисовать свой герб, который бы отразил его представление о собственных лидерских качествах, возможно, уже увиденных и проявленных в тренинге или желаемых. Ведущий напоминает, что герб может быть любой геометрической формы, а внизу девиз, который сопутствует вашей жизни, так называемый краткий слоган. Время на выполнение задания — 15 минут. После выполнения задания рисунки презентуются участникам занятия.

Упражнение “Свеча”

Участники встают в круг и передают друг другу зажженную свечу и при этом отвечают на следующие вопросы: “Что нового вы узнали? Что запомнилось на занятии больше всего? Какие чувства вызвали эти события?”.

Литература

  1. Кипнис М. Тренеруем умение вести за собой, быть лидером, “мотором” и вдохновителем. – М., 2009.
  2. Рудякова О. Н. Психокоррекционная работа со старшеклассниками. – Волгоград, 2008.
  3. Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. – М., 2002.

11.04.2011

urok.1sept.ru

ТРЕНИНГ НА ВЫЯВЛЕНИЕ ЛИДЕРСКИХ КАЧЕСТВ | Психология

ТРЕНИНГ НА ВЫЯВЛЕНИЕ ЛИДЕРСКИХ КАЧЕСТВ