В российские школы вернется астрономия — Naked Science

Астрономию вернут в школьную программу в качестве отдельного предмета. «Возврат будет точно, 100%», – заявила глава Минобрнауки Ольга Васильева. При этом многие детали остаются неизвестными. В частности, не ясно, будут ли новые учебники печататься с нуля или же за их основу возьмут старые издания.

 

Ольга Васильева также добавила, что не считает нужным возврат в школьную программу основ военной подготовки. По ее мнению, навыки, которые школьники смогут получить на этом предмете, им могут предоставить уроки ОБЖ (основы безопасности жизнедеятельности).

 

Напомним, астрономия была убрана из школьной программы в 2008 году: после отмены основы предмета были введены в курс физики и географии. Отказ от астрономии связали с тем, что никакой из ранее представленных учебников по этому предмету не был допущен для использования в российских школах. Впрочем, высказывались и другие мнения. Так, по словам эксперта в сфере образования Евгения Сабурова, причиной отказа от предмета стал малый интерес к нему в обществе. Также появились предположения о том, что курс астрономии был несовместим с религиозными догмами.

 

Вытеснение астрономии из школьной программы началось задолго до ее выведения из школьной программы. До этого предмету выделялось весьма ограниченное время: астрономию изучали лишь в одиннадцатом классе, а весь школьный курс занимал только 35 часов.

 

Стоит сказать, что окончательное изъятие из школьной программы астрономии вызвало бурную реакцию в обществе: многие были не согласны с таким положением дел. В защиту предмета высказался российский космонавт Юрий Маленченко, заявивший, что астрономия нужна для привлечения подрастающего поколения в смежные с ней дисциплины. Идея возврата предмета была поддержана Роскосмосом, а марте 2016 года больше 25 тысяч людей, посетивших сайт Московского планетария, проголосовали за возврат в школы уроков астрономии.

naked-science.ru

Астрономия может вернуться в российские школы

Ольга Васильева, занимающая пост главы Министерства образования и науки, пообещала вернуть в школьную программу такой предмет как астрономия. Глава ведомства не сомневается в необходимости внедрения этой дисциплины.

Васильева напомнила, что ранее этот предмет в российских школах преподавался один час в неделю. Несмотря на то, что это довольно немного, ученики с удовольствием познавали науку о звездах. По словам главы минобрнауки, сомнений в том, что этот час должен вернуться в школы, у нее не возникает.

«Пока не знаю, как именно это будет, но то, что произойдет точно, 100 процентов», — заявила Васильева.

Высказалась министр образования и по поводу такого предмета, как начальная военная подготовка. По мнению Васильевой, эта дисциплина, как раз-таки, совершенно не нужна сегодняшним школьникам, поскольку те навыки, которым ранее обучали на начальной военной подготовке уже успешно преподаются на таком уроке как ОБЖ.

Напомним, что в конце прошлого месяца министр выступила с предложением заменить один час физической культуры в российских школах на урок ритмики. Новая дисциплина, по словам Васильевой, могла бы совместить в себе элементы музыки и легкой спортивной нагрузки, что очень полезно для детского развития. «Может, это будут какие-то па, если хотите. Хорошо двигаться — это осанка, здоровый позвоночник, движения под музыку — это здоровье», — пояснила Васильева.

Рассказала глава ведомства и о необходимости введения такой дисциплины как трудовое воспитание. Она подчеркнула, что без трудолюбия у человека не может быть счастливого будущего и призвала учителей и директоров школ самостоятельно вводить подобные занятия.

Ольга Васильева заняла пост министра образования и науки 19 августа. Ранее эту должность занимал Дмитрий Ливанов, политика которого неоднократно подвергалась серьезной критике.

В большинстве российских школ астрономию было решено убрать из школьной программы в начале 90-х годов, однако ее основы школьники продолжили изучать в рамках курсов географии и физики.

versia.ru

Астрономия вернётся в российские школы с нового учебного года / ИА «Амур.инфо»

«Напомню вам, что с этого года в школьной программе вводится курс астрономии. В этом нет ничего удивительного – астрономия читалась в курсе физики, у нас есть учебники, они были всегда в федеральном перечне, учителя физики готовы к тому, что они будут читать этот курс уже не в рамках своего предмета, а в рамках отдельно астрономии. Никаких часовых изменений не происходит», – пояснила министр на заседании ведомства.

Годом ранее с просьбой вернуть астрономию в школы в Минобрнауки обращались из Роскосмоса. Министерство разработало поправки в федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования, в котором, в частности, было выдвинуто предложение ввести перечень требований к тому, чему должны научиться школьники на уроках астрономии.

Согласно разработанному проекту, школьники будут должны вынести для себя чёткое понимание о строении Солнечной системы, эволюции звёзд и Вселенной, знать основные астрономические термины. На углублённом уровне ученикам необходимо понимать связь физических законов, открытых в земных условиях, и явлений во Вселенной.

Как сообщало в 2016 году Амур.инфо, учителя признаются, что астрономии как предмета очень не хватает в наших школах – её нет в учебной программе более 15 лет.

«Нам очень нужна астрономия, мы как физики этот предмет всегда преподавали, я 16 лет вела астрономию. Это так расширяет кругозор наших ребят», – рассказывала осенью прошлого года преподаватель физики Амурского колледжа транспорта и дорожного хозяйства Нина Королькова.

А учитель физики благовещенской школы № 14 Вячеслав Клетченко сетовал на то, что сегодня «некоторые не понимают совсем, что Луна – это спутник, некоторые не понимают, сколько планет и что солнечная система – не центр Вселенной».

www.amur.info

В российские школы возвращается «астрономия» — Самарские судьбы

19 августа 2017

Рейтинг: +1
Голосов: 1
Просмотров: 310

В российских школах снова вводится изучение астрономии как обязательного предмета на уровне среднего общего образования.

Об этом в рамках августовской конференции в Тольятти рассказала заместитель министра образования и науки РФ Людмила Огородова . Напомним, из школьной программы данный предмет был изъят в 1991 году. Остались лишь астрономические кружки, а в некоторых школах раздел астрономии стал частью физики. Но комитет по образованию Госдумы выступил с инициативой вернуть астрономию в школьную программу. По мнению депутатов, исключение этого предмета из программы было ошибкой, так как изучение астрономии важно для формирования научной картины мира. Московский планетарий при участии Роскосмоса даже проводил сбор подписей в поддержку этого предложения. До 1991 года астрономия была отдельной школьной дисциплиной, на ее изучение в выпускном классе отводилось 35 часов.

Дата 1 сентября 2017 года обозначена на федеральном уровне как ориентир. Определяющим является фактическая готовность школы к качественному преподаванию этого предмета. В каком классе вводить изучение астрономии? Здесь решение оставлено за школой. Возможен вариант изучения либо в 10-м, либо в 11-м классах. При этом может быть использован модульный принцип изучения. Важно, чтобы объем изучения за весь период составлял не менее 35 часов. Всероссийские проверочные работы по астрономии будут проводиться не ранее 2019 года (также к 2019 году задания по астрономии будут включены в контрольно-измерительные материалы по физике).

По теме:

samsud.ru

Астрономия может вернуться в русские школы

 

Новый министр образования Ольга Васильева пообещала, что астрономия точно возвратится в ученическую программу.

Сейчас детали возвращения уроков астрономия в русские школы не анонсировались, но, без сомнений, Васильева пообещала возвращение предмета в программу.

Министр Ольга Васильева отметила, что пока точно неизвестно, как именно будет организовано возвращение астрономии в школы, однако сообщила, что этот предмет точно вновь будет включен в программу, передает Интерфакс.

Астрономия отсутствует в школьной программе с 2008 года, с того времени ее субъекты входят в курс географии и физики. «Если астрономию вернуть в обязательную программу, то нужно будет отыскать для нее свободные часы, которые, скорее всего, будут отняты у иных предметов», — говорит Глозман.

Астрономию возвратят в ученическую программу в РФ. Но с 2008 года, когда предмет убрали из школьной программы, прошло большое количество времени, поэтому работу придется начинать почти с нуля. Тогда, напомним, этот предмет исключили из школьно программы из-за того, что ни один тематический учебник не соответствовал нормам школ. В 2008 астрономию как самостоятельный предмет школьники изучать закончили, однако отдельные темы входили в курсе физики и географии. «Если вы помните, у нас был час, исчезнувший из программы в 1991 г». Это нужно для того, чтобы уровень преподавания данного предмета соответствовал бы современному этапу развития космической науки. Скорее всего, это будет один урок в неделю, как это практиковалось до этого в русских школах. По мнению министра образования, те навыки, которые предоставляли на этом уроке сейчас есть в курсе ОБЖ. «На текущий момент, может быть, и не научат разбирать автомат, однако всё остальное есть на ОБЖ», — разъяснила министр.

Поделитесь в своей соцсети👇 👆
ДРУГИЕ НОВОСТИ

Actionteaser.ru — тизерная реклама

Похожее

tayna24.ru

Астрономия вернется в российские школы в этом году

Астрономия как предмет вернется в российские школы с сентября 2017 года — заявила министр образования и науки Ольга Васильева. Проводить уроки по этому предмету возложат на учителей физики. При этом дополнительных часов выделено не будет.

Астрономия  как предмет школьной программы была отменена в начале 90-х годов ХХ века.

Основы астрономии преподавались в рамках физики и географии. Учителя готовы преподавать новый предмет в рамках отдельно астрономии, а не в рамках физики, как это было ранее. На предмет будет отведен 1 час в неделю. Откуда возьмут этот час пока неизвестно, но то что час астрономии вернется в школу — это точно.  Как сообщила Ольга Васильева — ”Если школы не языковые, значит его заберут из часов второго иностранного языка.”  

Ольга Васильева убеждена — астрономию вернуть необходимо! На базовом уровне школьники должны будут знать строение Солнечной системы, эволюцию звезд и Вселенной, а также основные термины астрономии. На углубленном уровне к ученикам должно прийти понимание связи физических законов и явлений во Вселенной.

 

Понравился наш сайт? Присоединяйтесь или подпишитесь (на почту будут приходить уведомления о новых темах) на наш канал в МирТесен!

vobjektive.ru

Астрономия вернулась в школы

В любом случае, астрономия в наших школах – это важно хотя бы для формирования правильного мировоззрения и сохранения любопытства в детях. Потому что любопытство – это главная потеря при переходе из детства во взрослую жизнь, а что может лучше подогревать любопытство, если не необъятный, непостижимый, разнообразный и бесконечно красивый космос? Во-вторых, наличие астрономии в базовом образовательном пространстве очень важно именно для нашей страны, ведь с одной стороны, именно Россия открыла для мира космическую эру – мы вывели на орбиту первый спутник, первыми запустили человека в космос, посадили космические аппараты на Луну и на Венеру, а с другой стороны, из фундаментальных астрономических открытий за нашей страной можно упомнить, разве что открытие атмосферы на Венере Ломоносовым – и все. Сейчас же в астрономии наступает совсем новая эра – и делать науку можно вообще не имея собственных инструментов: накоплен огромный объем «сырых» наблюдательных данных, с которыми может работать любой человек и делать новые открытия, например, находить новые галактики или неизвестные доселе черные дыры. В этом направлении, кстати, мировое признание получили молодые российские ученые-астрофизики из МГУ Игорь Чилингарян и Иван Золотухин – которые уже не изучали астрономию в школе, но занимались ей в кружках дополнительного образования в 90-е годы.

Мы прожили без астрономии в школе практически четверть века. С распадом Советского Союза этот предмет перестал быть обязательным для изучения — на него могли выделять часы из курса физики. Астрономию начали заменять «более полезными» и «жизненными» предметами, как «этика и психология семейной жизни». А в 2008 году ее вообще стало нельзя преподавать: ни один из четырех учебников, по которым ее преподавали, не был одобрен Министерством образования и науки для использования в школе. Результат не замедлил сказаться: по результатам Всероссийского астрономического диктанта, который прошел осенью 2016 года по инициативе Московского планетария, только 7% из почти 4 000 участников смогли получить оценку «отлично», то есть правильно ответить на 25 и более вопросов из 35. «Хорошистами» (19-24 правильных ответа) оказались 17%. Почти половина участников — 46% — стали «троечниками», а 30% участников не смогли дать более 11 правильных ответов.

К счастью, интерес к астрономии в стране не угас – благодаря преподавателям-энтузиастам и ученым из разных городов была проведена первая Всероссийская олимпиада по астрономии, число участников /которой неизменно растет год от года. Российские школьники и студенты в последние годы демонстрируют отличные результаты на международных астрономических и астрофизических олимпиадах. В последние пару лет фонд «Траектория» начал проводить уникальную астрофизическую школу, где отобранных по всей стране юных любителей астрономии ученые готовят три года, очно собирая их в крупнейших обсерваториях страны на школьных каникулах.

«Когда астрономию убрали из списка обязательных предметов и перестали преподавать, все эти годы продолжала проводиться Всероссийская олимпиада по астрономии. Она проводится ежегодно с 1994 года, и благодаря ей предмет выжил, остались коллективы, которые ведут кружки, готовят детей., — вспоминает Михаил Кузнецов, сотрудник Государственного астрономического института имени П.К.Штернберга МГУ, учитель астрономии в МОУ гимназия №1 и лицей №14 (город Жуковский), за последние десять лет его воспитанники завоевали более ста призовых мест на Всероссийской и Международной олимпиадах по астрономии. — Интересующиеся дети вообще есть всегда, они во многом выживают не благодаря, а вопреки. И когда есть поддержка со стороны педагогов, то будут и результаты, в том числе и на международных олимпиадах. Поскольку предмета не было, деградировала система подготовки педагогов. И естественно, что кафедры, которых было 14 по всему Советскому союзу, были сокращены в педагогических вузах. Остались единицы, причем объединенные с физикой и информатикой. Такая ситуация сохранялась до возвращения предмета в школы».

Четверть века отсутствия предмета в обязательной программе в школе привело и еще к одной, а точнее – к двум большим проблемам. Когда новый министр образования, Ольга Васильева неожиданно для всех решила ввести астрономию в учебные программы с 1 сентября 2017 года, стало ясно, что у нас нет актуального учебника по астрономии (самый известный в советское время учебник Бориса Воронцова-Вельяминова устарел, да и автор его скончался в 1994 году) и нет массы учителей, которые способны этот предмет преподавать.

А ведь за четверть века астрономия стала вообще другой наукой: в ней изменилось абсолютно все. Сверхмассивные дыры в центрах галактик, темная материя, темная энергия, экзопланеты… Обо всем этом дети, не участвовавшие в астрономических олимпиадах, знают исключительно из интернета и из голливудских фильмов (спасибо Кипу Торну за «Интерстеллар»). Только за эти 25 лет 13 человек получили 5 Нобелевских премий по физике, напрямую связанных с астрономией: ускоренное расширение Вселенной, гравитационные волны, анизотропия реликтового излучения, космические нейтрино, рентгеновская астрономия, пульсары… Не говоря уже о том, что количество планет в Солнечной системе с одной стороны уменьшилось на одну, был «разжалован» Плутон (впрочем, по теоретическим расчетам в Солнечной системе есть-таки девятая большая планета). При том человечество долетело до окраин Солнечной системы и увидело с близкого расстояния Плутон, посадило спускаемый аппарат на комету, открыло похожие на Землю планеты у ближайших звезд, на которых может быть жизнь, создает принципиально новые телескопы – всего этого нет в старых учебниках, написанных еще до запуска телескопа «Хаббл» на околоземную орбиту.

И тем не менее все эти открытия и события нашли отражение в новой версии учебника астрономии, выпущенном издательством «Просвещение». Его автор — профессор астрофизики МПГУ, Виктор Чаругин, действующий ученый и педагог, который руководит единственной пока в нашей стране аспирантурой «Методика преподавания астрономии». И в этом ему помогло и то, что долгие годы Виктор Максимович принимает участие в организации олимпиад по астрономии разного уровня, постоянный профессиональный интерес к новейшим достижениям и событиям в этой удивительной области человеческого познания.

Новая версии учебника астрономии — 2018 год

«Учебник Виктора Максимовича Чаругина сделан по современным стандартам, в нем масса иллюстративных материалов, он выполняет свою главную задачу – показывает весь предмет целиком, — говорит Михаил Кузнецов, сотрудник Государственного астрономического института имени П.К.Штернберга МГУ, учитель астрономии в МОУ гимназия №1 и лицей №14 (город Жуковский). — У него хорошо подобранный, современный иллюстративный и информационный материал, современные фотографии, освещены все современные открытия и им там уделяется немалое место. Я с удовольствием преподаю в своей школе астрономию по этому учебнику. Если к этому учебнику выпустят еще и задачник, то это будет блестящий комплект».

www.krsk.kp.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *