Программа «Веселый этикет» — Дошкольное образование

ГБУ РБ Юго-западный межрайонный центр социальной помощи семье и детям ОСП для детей и подростков в Альшеевском районе

Утверждаю Утверждена на заседании

директор ГБУ РБ педагогического совета

ЮГО-западный МЦСПСД протокол № _____ от «___» _______ 2017г.

_________Е.П.Порошина

«____»___________ 2017г

Дополнительная кружковая программа

« Веселая этика»

( разновозрастная 4- 7лет)

Автор-составитель программы

воспитатель: Хисматуллина Г.М

с.Раевский.

Пояснительная записка.

В соответствии с Федеральными государственными образовательными стандартами, одним из приоритетных направлений деятельности является социально – личностное развитие. Возраст 4 — 7 лет имеет решающее значение для морального развития детей. Он является сенситивным, т. е. особо чувствительным. Одновременно он весьма благоприятен для формирования морального облика, черты которого нередко проявляются в течение всей последующей жизни ребёнка. То, как будет протекать моральное развитие в этот период, во многом определяет последующее моральное становление человека.

В программе по изучению этикета ставятся задачи:

— Формирование основы культуры речевого этикета (приветствие, прощание, просьба, извинение, сочувствие, разговор по телефону и др. формулы вежливого общения).

— Усвоение правил и норм общения в ситуациях знакомства, поведения в гостях, преподнесения подарка и др.

— Усвоение правил поведения в общественных местах (транспорт, улица, театр, кинотеатр, магазин, библиотека и т.п.)

— Усвоение правил культуры еды.

— Развитие умения относиться к окружающим с заботой и терпением.

— Воспитание любви к природе, родному краю, стремления охранять и преумножать его богатства.

        Программа ориентирована не просто на повышение уровня культуры, но также на формирование морально-нравственной системы ценностей.

Нравственное воспитание, в основе которого лежит воспитание уважения к воспитателям, осознанного стремления порадовать окружающих хорошими поступками, желания быть полезным для людей, является фундаментом для обучения правилам этикета. Воспитатель вводит в сознание детей, что соблюдение человеком этих правил показывает другим людям его хорошее, доброжелательное и уважительное к ним отношение.

 Педагог, проводящий с детьми дошкольного возраста занятия по основам этикета, должен соблюдать во время занятий несколько правил:

  1. Не принуждать детей к выполнению упражнений.

  2. Активно вводить детское творчество: рисунки, поделки, придуманные детьми сказки и рассказы.

  3. Использовать собственноручно сделанные поделки и игры (дидактические, настольно-печатные и др.), а также придуманные «этикетные» сказки и истории.

  4. Включать в занятие литературные, музыкальные и живописные произведения.

  5. Рассчитывать на каждого конкретного ребенка с его уровнем мышления, возрастными и психологическими особенностями.

  6. Подводить итог в конце занятия: что изучили и что поняли.

  7. Избегать негативной оценки выполнения детьми тех или иных заданий.

Следует выбрать правильный тон общения воспитателя и воспитанника. Уважение к ребенку, понимание его индивидуальности, дружелюбное отношение к нему создают наилучшие условия для формирования этикетного поведения. Необходимый настрой создает и выработанный порядок поведения в группе и на занятии, в котором приняты основные правила: умение сопереживать, проявить дружеское участие и терпение; доброжелательно воспринимать других; не отказываться от участия в играх и упражнениях; не стесняться своего незнания и неумения; не бояться ошибаться; не смеяться над ошибками других.

Обучение детей правилам этикета происходит по следующим темам:

  1. Введение: «Что такое этикет?»

  2. Речевой этикет

  3. Семейный этикет

  4. Этикет за столом

  5. Гостевой и подарочный этикет

  6. Культура внешнего вида

  7. Поведение в общественных местах

  8. Межличностные отношения

  9. Поведение в природе

На первых занятиях происходит знакомство с понятием этикет. Педагог разъясняет, в поведении важно все: наши действия должны быть красивы, чтобы людям приятно было на нас смотреть и общаться с нами.

Далее идет знакомство с речевым этикетом. Изучение правил речевого этикета происходит на основе того, что уже известно ребенку. Он знает, что необходимо приветствовать знакомых при встрече, говорить вежливые слова «спасибо», «пожалуйста» и др. Задача педагога – расширить и углубить эти знания, создать возможности для их использования. Например, он обращает внимание на такие вопросы: кого и как мы приветствуем при встрече? Какие вежливые слова и почему помогают установлению добрых отношений, проявлению любви к близким и родным людям? Освоение правил происходит и на занятиях по этикету, и в повседневной жизни, не прекращаясь ни на минуту. Дети узнают, в каких случаях уместен тот или иной вид приветствия, кто должен приветствовать первым. Также в тему речевого этикета включаются занятия на обучение правилам знакомства, вежливым словам просьбы, сочувствия, прощания; умение говорить комплименты.

        Сейчас велико значение телефона в жизни человека. Дети учатся основным правилам телефонного разговора: пользоваться телефонным аппаратом осторожно, говорить вежливо, не кричать в телефонную трубку, стараться разговаривать недолго. Освоение правил телефонного разговора начинается на занятиях и продолжается в реальной действительности. В любую детскую игру можно ввести ситуацию телефонного разговора: позвонить в поликлинику и вызвать на дом доктора; узнать в кинотеатре, когда будет детский киносеанс; маме позвонить домой и узнать у дочки, чем она занимается, и т.п.

Семейный этикет

        В жизни ребенка семья играет очень важную роль. А семейное счастье создается всеми членами семьи. Этому во многом способствует соблюдение правил семейного этикета: доброта и внимание ко всем членам семьи; вежливость и забота друг о друге; приятные сюрпризы и семейные праздники; отсутствие конфликтов и ссор; красивый внешний вид, приятный близким людям. Дети, как правило, с большим интересом играют в семейную жизнь, обучаясь в этих играх умению быть мамами и папами, перенося в игру обычаи и порядки своих семей.

        Правила этикета, связанные с родным домом, очень важны. Овладение этими правилами способствует социализации детей. Педагог убеждает их в том, что обстановка в доме, поддерживаемый в нем порядок, характеризует его хозяина. Человек, ухаживающий за своим домом, как правило, внимателен к близким людям и друзьям. Хозяином детской комнаты является ребенок, он и должен отвечать за порядок в ней: в силу своих возможностей не сорить, поддерживать чистоту, после игры класть на место игрушки.

Хозяевами группы являются дети – они тоже должны соблюдать эти правила, стремиться сделать место своего пребывания в приюте как можно красивее. Детям даются ежедневные поручения по наведению чистоты и порядка.

Этикет за столом

        Знание правил столового этикета позволяет человеку быть уверенным в себе, красиво и правильно вести себя за столом, а значит, быть приятным участником застольного общения.

Различные игры с посудой, настольное лото, вопросы, задаваемые во время сервировки стола и подготовки к еде, помогают запомнить назначение и виды посуды и столовых приборов.

        Умение красиво сервировать стол отрабатывается ежедневно. Обращается внимание на культуру еды у детей, отрабатываются навыки красивого и правильного приема пищи, умение пользоваться столовыми приборами и салфетками.

Гостевой и подарочный этикет

        Чтобы дети чувствовали себя в чужом доме свободно, а в собственном – радушными и приветливыми хозяевами, им необходимо знание гостевого и подарочного этикета. Помимо специальных занятий проводятся разнообразные праздники: поздравления с днем рождения ребят из своей группы, приглашение родителей на праздничные события, где дети выступают в роли хозяев. Правила гостевого этикета закрепляются в различных организационных формах. В ходе игр отрабатываются навыки приема гостей. Чтение и обсуждение многих произведений детской литературы знакомит ребят с содержанием правил гостевого и подарочного этикета. Поскольку подарок является способом не только сказать о любви, но и показать ее, важно уметь правильно выбрать, поднести, а также принять подарок. На занятиях и в реальной ситуации мы учим делать это красиво, демонстрируя тем доброжелательное отношение.

Культура внешнего вида

        Ее воспитание начинается, когда воспитатель вводит в детскую жизнь культурно-гигиенические требования, добиваясь от своих подопечных чистоты и опрятности, следя вместе  с ними за порядком в групповой и туалетной комнатах, на участке приюта. На занятиях по этикету вводится важное этикетное правило: красиво и опрятно выглядеть – это значит проявлять уважение к окружающим тебя людям.

От внешнего вида ребенка во многом зависят не только его взаимоотношения со сверстниками и взрослыми, но и его собственное внутреннее состояние. Если ребенок хорошо выглядит, он приобретает уверенность в себе, легко вступает в контакты, нравится окружающим, другие дети с удовольствием играют с ним, взрослые отмечают его привлекательный вид.

Серия занятий, в которых детей знакомят с правилами искусства нравиться, культурой внешнего вида, культурно-гигиеническими навыками, преследуют цель – создать единство внешнего облика и внутреннего состояния личности ребенка. Правила, которым детей обучают на этих занятиях, требуют постоянного применения в реальной жизни. Педагог говорит детям комплименты по поводу их поведения и внешнего вида («Как ты красиво выглядишь»; «Какая у тебя добрая улыбка»; «Как приятно на вас поглядеть»; «Спасибо тебе за то, что ты так внимателен»). Отрабатывается умение детей красиво ходить, стоять, сидеть, постоянно напоминая о том, что корпус тела нужно держать прямым.

Обсуждая с детьми значение одежды и обуви в жизни человека, отмечается, что главное – это их чистота и опрятность. Быть аккуратно и чисто одетым – значит уважать окружающих тебя людей. С таким человеком приятно общаться, с ним хочется дружить, играть…

Культура поведения в общественных местах

Начинается обучение детей правилам поведения в общественных местах с определения этого понятия. Общественными мы называем такие места, в которых собирается много людей, различных по возрасту, положению, интересам. Это транспорт, театры, кинотеатры, музеи, библиотеки, парки, кафе, рестораны, магазины, больницы. Приют тоже является общественным местом. В общественных местах особенно важно соблюдать правила поведения, чтобы не задеть интересы другого человека и не поставить его в неудобное положение. Педагог учит детей на собственном примере, с помощью бесед, разъяснений, практических действий. Дети должны не только усвоить правила поведения в общественных местах, но и понять, что их соблюдение необходимо для создания доброжелательных отношений с окружающими знакомыми и незнакомыми людьми, для поддержания порядка в том или ином месте.

Помимо занятий проводятся специально организованные экскурсии: пройти по улице, проехать в автобусе, зайти в магазин, посетить выставку, музей, библиотеку.

Но самым доступным и действенным средством для достижения нужной цель является сюжетная игра. В процессе игры у детей закрепляются знания о правилах поведения в общественных местах: не кричать и громко не разговаривать, не грубить, не сорить, не оставлять после себя грязь, не есть на ходу и др., проявлять уважение к людям, не обижать их, не мешать им, помогать тем, кто нуждается в помощи.

Межличностные отношения

        Умение устанавливать и сохранять со сверстниками доброжелательные отношения – важное коммуникативное качество, которое помогает дошкольнику познавать мир, комфортно себя в нем чувствовать, развивать свой ум, способности и душевные качества. Воспитатель обязан заботиться о дружеских взаимоотношениях детей, развитии их товарищеского коллектива. Этому подчинена жизнь группы и каждого отдельного воспитанника в ней. Ежедневно во время различных режимных моментов тем успешнее решается задача межличностного общения, чем более осознанно и четко воспитатель обучает детей правилам соблюдения этикета  дружбе и товариществе.

        Уже в дошкольном возрасте дети знают, что мальчики будут мужчинами, папами, а девочки – женщинами, мамами. У детей формируются представления о понятиях «настоящий мужчина» и «настоящая женщина». Настоящий мужчина никогда не обидит женщину, всегда готов оказать ей помощь и защитить ее от опасностей и неприятностей, взять на себя самые трудные дела. В детском коллективе мы учим мальчиков «рыцарскому» поведению по отношению к девочкам: не обижать, быть великодушными и добрыми. Настоящая женщина всегда красива и обаятельна, добра и приветлива, она готова поддержать мужчину в трудную минуту. Мы учим девочек поведению «принцесс»: не кричать и не плакать по любому поводу, быть вежливыми и отзывчивыми, с готовностью и добротой приходить на помощь.

Поведение в природе

        Особенностью дошкольного возраста является эмоционально окрашенное восприятие материала, эмоции играют большую роль в восприятии природы, ее красоты и неповторимости. Педагог показывает детям, что по отношению к природе они занимают позицию более сильной стороны и потому должны беречь ее и заботиться о ней, а также уметь замечать действия других людей, сверстников и взрослых, давать им соответствующую нравственную оценку.

        Посредством бесед, игр, игровых упражнений воспитатель формирует основы экологически грамотного поведения в природе, умение прогнозировать свои поступки по отношению к природе и людям.

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ЗАНЯТИЙ ПО ЭТИКЕТУ ДЛЯ ДЕТЕЙ

п/п

Темы занятий

Количество

часов

1.

Введение «Что такое этикет?»  

1

2.

Речевой этикет                          

10

3.

Семейный этикет

4

4.

Межличностные отношения

2

5.

Культура внешнего вида

4

6.

Гостевой этикет

6

7.

Поведение в общественных местах

5

8.

Поведение в природе

1

9.

Этикет за столом

3

ИТОГО:

36

Общая характеристика кружковых занятий:

Данный кружок представляет собой последовательную систему по ознакомлению детей 4-7 лет с основными нравственными показателями, установленным, принятым порядком поведения, форм обхождения (этикетом, принятыми в современном обществе, формированию нравственной воспитанности дошкольников.

Занятия проводятся из расчета: 1 занятие в неделю

Период с 01.09.15 по 31.05.16 Всего 36 занятия

Контингент: Воспитанники дошкольной группы

Длительность одного занятия – 25 – 30 минут.

Критерий эффективности – реализация поставленных задач.

Форма занятий: совместная игровая-познавательная деятельность взрослого и детей.

Учебно-тематический план

Месяц. Тема.  Программные задачи

Сентябрь «Почему говорят, «Здравствуй».

1. Беседа

2. Обсуждение отрывка Милна «Винни – Пух и все-все-все».

3. Упражнение «Кто из зверей самый воспитанный?»

4. Показ видеоматериала (отрывок из произведения С. Козловой «Трям! Здравствуй!»).

Ввести в рабочий обиход вежливые формы приветствия.

Продолжать учить детей использовать в речи слова приветствия и прощания.

Познакомить с новыми формами приветствия.

Октябрь «Фея учит вежливости».

1. Обсуждение произведения В. Маяковского «Что такое хорошо и что такое плохо».

2. Практическая игра «У меня зазвонил телефон».

3. Сюжетно-ролевая игра «Город вежливых».

4. Просмотр и обсуждение мультфильма «Золушка».

Формировать у детей представления о нравственных нормах отношений с окружающими: честности,

доброжелательности, правдивости; умение приветливо разговаривать друг с другом, со взрослыми, вежливо обращаться с товарищами. Учить детей соблюдать речевой этикет, разговаривая по телефону. Формировать у детей вежливый и ровный тон, умение найти нужную громкость голоса.

Ноябрь «Как дети могут заботиться о взрослых».

1. Беседа «Что такое бескорыстная помощь».

2. Чтение и обсуждение произведения Л. Николаенко «Всё сделалось грустным».

3. Драматизация сказки «Репка».

4. Конкурс рисунков «Моя семья». Формировать понятие, что ребёнок должен заботиться о близких по мере своих сил.

Осознавать, что семья, родители — самые близкие для них люди.

Воспитывать желание помогать родителям в домашних делах.

Декабрь Всё о друзьях.

1. Беседа «Кто кого обидел?»

2. Чтение и обсуждение рассказа И. Бутмана «Снежки».

3. Упражнение «Мой подарок тебе», игра «Двойной подарок».

4. Изготовление Новогодних подарков друзьям совместно с родителями Продолжать воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми.

Знакомить дошкольников с проявлениями несправедливости по отношению к своим товарищам.

Учить принимать любой подарок с благодарностью, не обижать своих гостей.

Правильное восприятие подаренных подарков

Январь «Надо вещи убирать, не придётся их искать»

1. Просмотр видеоматериала по произведению К. Чуковского «Федорино горе».

2. Упражнение – практикум «Сервировка стола».

3. Трудовой десант «Загляни в свой шкаф» 

Познакомить детей с правилами бережного отношения к вещам.

Напомнить о необходимости беречь своё время.

Умение следить за порядком в своих шкафчиках. Оказывать помощь родителям в уборке квартиры. Умение сервировать стол.

Февраль «С чего начинается дружба?»

1. Чтение и обсуждение стихотворения А. Барто «Несли мы облако с собой».

2. Чтение и обсуждение рассказа из опыта детей.

Игра «Мой Дом дружбы».

3. Просмотр видеоматериал по произв. Э. Успенского «Гена и его друзья».

4. Просмотр и обсуждение мультфильма «Фунтик».

Учить приветливости, проявлению внимания.

 Объяснить: взаимопомощь помогает подружиться.

Овладеть умениями взаимопомощи и взаимовыручки.

Создавать эмоциональное настроение.

Март «Что такое бескорыстная помощь?»

1. Чтение и обсуждение отрывков из произв. В. Сухомлинского «Как белочка дятла спасла».

2. Просмотр мультфильма «Дядя Стёпа».

3. Прослушивание записи песен о дружбе.

4. Изготовление поздравительной открытки для мам и бабашек.

Довести до сознания детей понятие слова «бескорыстный»«доброжелательность».

Объяснить: настоящая помощь бескорыстна, но иногда, чтобы помочь другому человеку, требуется немало сил и времени.

Воспитывать у детей отрицательное отношение к грубости.

Апрель «Тайное всегда становится явным».

1. Чтение и обсуждение произведения В. Драгунского «Тайное всегда становится явным».

2. Придумывание историй на эту тему.

3. Беседа «Кто помощь оказывает, о тех добрые слова сказывают».

4. Чтение и обсуждение произведения А. Кушнира «Кто разбил большую вазу».

Объяснить детям, что скрывать свой поступок бесполезно, что правда всё равно будет известна. Совершившему человеку будет вдвойне стыдно за свою провинность.

Осознание детьми необходимости всегда говорить правду. Объяснить детям: особого осуждения заслуживает человек, который перекладывает свою вину на другого.

Май «Все работы хороши, выбирай на вкус».

1. Рисование рисунков об одной из профессий.

2. Игра «Я хочу стать…».

3. Чтение и обсуждение стихотворений Дж. Родари «Чем пахнут ремёсла» и В. Маяковского«Кем быть».

4. Дидактическая игра «Настроение». Пополнить знания дошкольников о различных профессиях. Формировать умение и желание ценить и беречь труд окружающих людей. Быть внимательными к своим близким.

Предполагаемый результат:

Планировать свои действия, направленные на достижение конкретной цели.

Соблюдать правила поведения на улице (дорожные правила, в общественных местах (транспорте, магазине, поликлинике, театре)

Откликаться на эмоции близких людей и друзей.

Сопереживать персонажам сказок, историй, рассказов.

Эмоционально реагировать на произведения изобразительного искусства, музыкальные и художественные произведения, мир природы.

Адекватно использовать вербальные и невербальные средства общения,

Владеть диалогической речью и конструктивными способами взаимодействия с детьми и взрослыми (договариваться, обмениваться предметами, распределять действия при сотрудничестве).

Изменять стиль общения со взрослым или сверстником, в зависимости от ситуации;

Управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений.

Соблюдать элементарные общепринятые нормы и правила поведения.

Литература и методическое обеспечение:

Настольные дидактические игры из серии «Этикет», дидактические игры, плакаты, демонстрационные картины, атрибуты для сервировки стола, детские книги этического характера

1. Буре Р. С., Островская Л. Ф. «Воспитатель и дети» М. Просвещение 1985 г.

2. Петерина С. В. Воспитание культуры поведения у детей дошкольного возраста М. Просвещение 1986 г.

3. Ерофеева Т. Усвоение дошкольниками правил поведения с товарищами Д/в №10-80 г.

4. Короткова Н. И. Беседы на этические темы Д/в №4-88 г.

5. Бархатова Н. Воспитание культуры поведения Д/в №11-89 г.

6. Юдина Л. Б. Уроки вежливости Д/в №4-88 г.

7. Рычашкова К. Н. Упражнения по закреплению культуры поведения Д/в №3-89 г.

8. Яковенко Т., Ходонецких З. О воспитании культурно-гигиенических навыков Д/в №8-79 г.

9. Теплюк С. Об опрятности и аккуратности Д/в №9-88 г.

10. Курочкина О. Н. Этикет для дошкольников. – Просвещение, 2006г.

multiurok.ru

Методическая разработка мероприятия с детьми старшего дошкольного возраста «Веселый этикет»

Программное содержание:

  • Учить детей самостоятельно решать проблемные ситуации.
  • Учить детей культуре поведения и общения, познакомить с нормами поведения на занятиях, в играх, во время выполнения трудовых поручений.
  • Закрепить нормы и правила общения с взрослыми и сверстниками.
  • Развивать речь, добиваясь правильного и четкого произношения всех звуков.
  • Воспитывать вежливое поведение в общественных местах, в быту.
  • Воспитывать чувство уважения и доверия к старшим, приветливость, умение сопереживать, сочувствовать.

Предшествующая работа:

Чтение, рассказывание сказок, рассказов, заучивание стихотворений. Беседы, слушание музыкальных произведений, использовались дидактические игры, драматизация сказок, разучивание песен и танцев.

Материалы:

Костюмы, ТСО, атрибуты к инсценировкам, книга, сладкие подарки детям.

Ход занятия:

Педагог: Ребята, сегодня мы с вами отправимся в путешествие в страну вежливости. Хотите? (ответы детей). Давайте возьмемся за руку, почувствуем тепло друзей, улыбнемся друг другу и отправимся в путь (звучит музыка, дети идут по кругу, взявшись за руки, взрослый читает стихотворение, касаясь рукой ребенка)

Прикоснись ко мне добротой

И болезни смоет водой,

И печаль обойдет стороной,

Озарится душа красотой.

Прикоснись ко мне добротой

Как целебной живой водой-

Я приду на встречу с тобой

Самым первым цветком весной.

(дети становятся полукругом)

Педагог: Дорогие гости, здравствуйте! Добрый день! Я желаю вам и вашим семьям здоровья, добра, удачи. Пусть печали не посещают ваш дом, а дети пусть дарят вам только радость и счастье. А знаете ли вы, как люди приветствуют друг друга? (ответы детей).

Послушайте, что знают об этом наши дети.

Ребенок: Что такое здравствуй?

Первое из слов,

Потому что «здравствуй»

Значит «будь здоров»

Вечером расстались-

Встретились с утра,

Значит слово «Здравствуй»

Говорить пора.

(дети становятся вокруг педагога)

Педагог: — Скажите, ребята, что значит, познакомится с человеком? Что надо говорить при этом? (ответы детей).

— Да, знакомясь, люди называют друг другу свое имя.

— А почему они это делают?

Дети: Чтобы знать, как обращаться друг к другу.

Педагог: — Можно ли детям обращаться к взрослым по имени?

Дети: Нет, надо обращаться по имени и отчеству.

Педагог: — А почему при знакомстве люди говорят друг другу «Очень рад», «Очень приятно» и при этом улыбаются?

Дети: Люди показывают этим свою вежливость.

Педагог: — Давайте поиграем с вами в знакомство и этим напомним, друг другу правила культуры речи.

Педагог обращается к ребенку: — Кристина. Представь себе, что ты пришла в гости к Жене. Дома у Жени бабушка и дедушка. Что ты им скажешь?

Кристина: Когда войду – поздороваюсь, назову свое имя, спрошу о здоровье и скажу, что пришла поиграть к Жене (инсценируем ответ девочки).

Педагог обращается к ребенку: — Дима, а ты представь, что идешь с бабушкой по улице, а навстречу вам иду я. Как ты представишь меня своей бабушке?

Дима: сначала поздороваюсь с вами, а потом скажу: «Бабушка, познакомься – это Ольга Станиславна. Она работает в детском саду (инсценируем ответ ребенка).

Педагог: — Все вы знаете, что при встрече люди здороваются. А как можно приветствовать друг друга по-другому: утром, днем, вечером? (ответы детей).

— Вспомните, ведь об этом мы с вами учили стихи

Ребенок: солнышко ясное встало

«Доброе утро!» — сказало

«Доброе утро!» — кричу я прохожим

Веселым прохожим..

А дождик в окно стучит да стучит

И без солнца темно…

— Доброе утро, друзья, все — равно

Придумано мудро: — «Доброе утро»

Ребенок: Добрые слова не лень

Повторять мне трижды в день.

Только выйду за ворота –

Кузнецу, ткачу, врачу

«С добрым утром!» — я кричу

«Добрый вечер!» — так встречаю

Всех, домой спешащих к чаю

Ребенок: вместе с солнышком встаю

Вместе с птицами пою:

С добрым утром!

С ясным днем!

Вот как славно мы поем.

Педагог: — А сейчас давайте вспомним песню, которая называется «Будем знакомы» (дети поют песню и садятся на стульчики)

Педагог: — Дима, расскажи нам, пожалуйста, о своих привычках.

Дима: завести велели мне новые привычки:

Никогда девчонок не дергать за косички!

Никогда с братишкой не драться за обедом!

На уроках больше не говорить с соседом!

Я согласен даже не рисовать на карте!

И согласен даже не танцевать на парте!

Входит старуха Шапокляк.

Ш. Привет всем! Что это я слышу здесь? Мальчик, ты, что такое говоришь? Ты это брось – новые привычки. Зачем тебе новые привычки? Ведь так здорово дергать девчонок за косички, драться с мальчишками. Я могу еще научить вас многим гадостям и пакостям.

Педагог: Что ты такое говоришь? Кто ты, представься, пожалуйста.

Ш. Кто, кто? А вам-то что? Да, Шапокляк, я. Старуха Шапокляк!

Педагог: Дело в том, что мы сегодня собрались здесь, чтобы поговорить о вежливости, этикете. А ты, наверное, не из нашего детского сада. Наши дети все добрые и воспитанные. Ты, наверное, с другой планеты и ничего о вежливости не знаешь и ничего не умеешь?

Ш. Да я много чего знаю и умею. Самое главное всегда говорить: «Нет, не буду, не хочу, не умею», грубить взрослым, стрелять из рогатки, обижать других …..

Педагог: Нет, Шапокляк, ты не права. У нас таких детей нет.

Ш. А я сейчас проверю

(песня «Не про нас»)

Ш. Скучно с вами. Пойду себе новых друзей искать: ленивых, злых и грубых…

Педагог: Оставайся с нами, Шапокляк, мы научим тебя быть доброй, вежливой и заботливой.

Ребята, давайте назовем все добрые слова, которые мы знаем (ответы детей).

А сейчас поиграй с нами в игру «Добрые слова»

игра «Добрые слова»

педагог: а еще наши дети знают пословицы о добре и вежливости, хочешь послушать? (дети называют пословицы и объясняют их значение)

Ш. Все! Поняла! Сейчас, я вам, покажу! (оглядывается вокруг, видит девочку, которая читает книгу). Давай, давай, побыстрее!

Девочка: Сначала научись вежливо просить, а потом приходи.

Ш. (грустно) Ребята, научите меня. Что я сделала не так? Я же хотела всем показать картинки, а она книгу не дает.

Дети: Повторяй за нами: «Пожалуйста, будь добра, разреши мне, позволь мне, очень прошу».

Ш. (обращаясь к девочке): — Девочка, будь добра, дай мне, пожалуйста, книгу.

Девочка: Пожалуйста, мне не жалко, бери.

(Шапокляк с детьми рассматривает картинки)

Педагог: А сейчас мы научим тебя культуре поведения за столом.

(Инсценировка «Чаепитие»)

Ребенок (бабушка, приглашает к столу):

Пожалуйста, чай, конфеты, варенье,

Потом мы послушаем Нюшено пение.

Извольте отведать домашний пирог,

Отведать печенье, пирожное, сок…

Ребенок (девочка):

Спасибо хозяйке – Марии Донатовне

Как говорят, угощение знатное

Тают во рту и пирог, и печенье

Вышло на славу ваше варенье.

Очень красива посуда чайная.

(в это время мальчик роняет вазочку с вареньем на платье девочке, он подходит к ней и начинает слизывать варенье, случайно задевает чашку – проливает чай, девочка встает и испуганно смотрит по сторонам)

Ребенок (девочка): Знает мальчик или нет, что такое «Этикет»?

Ребенок (мальчик): Наверное, это милиционер, который следит за, порядком. Сейчас его позовут. Что я натворил? Нужно попросить прощения. Какие слова я должен сказать? Сейчас вспомню.

Ребенок (бабушка): Милая девочка, не надо сердиться.

Проказнику следует извиниться

Вместо него я прошу извинения,

За Димино глупое поведение.

Ребенок (мальчик): Я был неловок. Прошу извинения.

Я виноват, прошу я прощения…

Ребенок (девочка): Что ж, Дима, тебя от души я простила

Пятно отстирается содой и мылом.

Пусть наши дети служат примером

Хорошие у них манеры.

Ш. Спасибо вам, ребята. Вы мне очень помогли измениться в лучшую сторону. Я очень многое поняла: — человек должен быть добрым и вежливым. А чему же вы меня научили? (задумывается…., дети помогают вспомнить все, чему они научили Шапокляк). Да, теперь я знаю добрые слова, умею вежливо просить что-либо, научилась культуре поведения за столом….. Спасибо вам, ребята. Хочу поблагодарить вас за помощь и подарить сладкие подарки. Раздает детям угощения.


Источники: Журнал Дошкольное воспитание

 

dohcolonoc.ru

Веселый этикет | Азбука воспитания

Предлагаем вам специально подобранные стихи для детей на тему этикет: знакомство, идем в гости, приятного аппетита, извинение, волшебные слова, разговор по телефону, прощание.Все стихотворения отличает то, что они написаны с большим чувством юмора, и, в тоже время, учат тому, что такое правила этикета, и как должен вести себя по-настоящему вежливый и культурный человек.Представления о правилах поведения могут различные у разных народов, в разных странах.А вот как, например, представляет себе этикет Кролик из сказочной повести Льюиса Кэролла (пер. Б. Заходера) «Алиса в стране чудес»:

Пропали перчатки,
И веер пропал!
Ну, как же теперь
Мне явиться на бал?!
Ведь я не могу нарушать этикет!!!
Все скажут, что Кролик
Разут и раздет!..

Владение речевым этикетом предполагает умение правильно выбирать вежливые слова в разных ситуациях. Вежливость — это выражение добрых отношений между людьми. Правила этикета вырабатывались на протяжении многих столетий. В старину люди вежливое обращение могло звучать иначе, чем сейчас, например, у Пушкина в сказке «О царе Салтане»:

«Князь им вымолвил тогда:
— Добрый путь вам, господа!».

Несостоявшееся знакомство. (В. Левин)

Билли и Долл
Полезли на стол —
Знакомиться с новым котом.
Первым был Билл.
Он шишку набил.
А Долли свалилась потом.

Из песенок Винни-Пуха. Утренняя песенка (Б. Заходер)

Кто ходит в гости по утрам,
Тот поступает мудро!
Тарам-парам, тарам-парам —
На то оно и утро!

Под вечер — скоро спать пора,
Хозяева зевают…
Вот если гость пришел с утра —
Такого не бывает!

Да, если гость пришел с утра
Ему спешить не надо.
Кричат хозяева: «Ура!!!»
(Они У-жасно Ра-ды!)

Недаром Солнце в гости к нам
Приходит в гости по утрам!
Тарам-парам, тарам-парам —
Ходите в гости по утрам!

Очень вежливый индюк. (Б. Заходер)

Объявился
В доме
Вдруг
Очень Вежливый Индюк.

Раз по тридцать в день,
Не реже,
Он кричал:
— Эй вы, невежи!
Заходите, что ли, в гости —
Поучиться
Веж-
ли-
вос-
ти!

Я и сам,- кричал Индюк,-
Доктор Вежливых Наук,
И жена моя — пример
Замечательных манер:
Даже когда спит она,
Видно, что воспитана!

Не стесняйся ты, Осел!
Заходи, садись за стол!
Что же ты молчишь
как рыба?
Говори: «Приду, спасибо!»
Ты не будь свиньей,
Свинья,-
Ждет тебя Моя семья!
Только раньше бы
Умыла
Ты свое свиное рыло!

Как ни бился он,
Однако
Так никто и не пришел —
Ни Корова,
Но Собака,
Ни Хавронья,
Ни Осел!

Посинел Индюк от злости:
— Не идут, нахалы, в гости!
Зря пропали все труды
Все они — балды-балды!

И добавил
С высоты
Своего величия:
— Не усвоили,
Скоты,
Правила приличия!

Воскресный завтрак (В. Левин)

Однажды утром в воскресенье
Уселась муха есть варенье,
Но вдруг
Паук
Как прибежит! —
Испортил мухе настроенье
И перебил ей аппетит.

Учтивый разговор (В. Левин)

История очень вежливая и не слишком короткая.

Один англичанин толкнул англичанина
и тут же сказал:
«Извините, нечаянно».
Второй англичанин любезно ответил:
«Простите, но я ничего не заметил».
«Нет-нет, это вы, ради Бога, простите».
«Простите, но что мне прощать, объясните?»
«Как — «что мне прощать»? Неужели не ясно?»
«Сэр, вы беспокоитесь, право, напрасно.
Я рад бы простить вас, но мне не понять,
Что именно должен я вам извинять».

Тогда
англичанин
толкнул
англичанина
и сразу сказал:
«Извините —
нечаянно».

На что собеседник любезно ответил:
«Простите,
но я ничего не заметил».
«Нет-нет,
это вы, ради Бога, простите».

«Простите,
но что мне прощать?
Объясните».
«Как — «что мне прощать»?
Неужели не ясно?»
«Сэр, вы беспокоитесь, право, напрасно:
я рад бы простить вас,
но мне не понять,
что именно
должен я вам извинять!»

Тогда
англичанин толкнул
англичанина
и сразу сказал:
«Извините.
Нечаянно».

На что собеседник
любезно
ответил:
«Простите, но —
я ничего не заметил!»

«Нет-нет!!!
Это вы,
ради Бога, простите!»
«Простите,
Но что мне прощать?!
Объясните!»
«Как — «что мне прощать»?
Неужели не ясно?!!»
«Сэр, вы беспокоитесь,
право, напрасно:
я рад бы простить вас,
но мне не понять,
что именно
должен я вам извинять».

Тогда
АНГЛИЧАНИН
ТОЛКНУЛ
англичанина!
И сразу сказал:
«ИЗВИНИТЕ НЕЧАЯННО!»
Но тут собеседник ответил иначе:
«Простите,
но я вам, пожалуй, дам сдачи».
И вежливо-вежливо
два англичанина
друг друга
до ночи
тузили
отчаянно.

Размышления после очень вежливого разговора (В. Левин)

По вкусу
Стоит досолить
И завтрак, и обед.
Немножко
Можно пошалить,
Плохого в этом нет.
Подраться
Нужно иногда —
За слабого, к примеру.
Но
Даже вежливость —
Беда,
Когда забудешь меру.

Пожалуйста (А. Кондратьев)

Отменить, что ли,
слово «Пожалуйста»?
Повторяем его поминутно.
Нет,
Пожалуй, что
Без «Пожалуйста»
Нам становится
Неуютно.

Алло, это море? (Р. Сеф)

Алло!
Это море?
Алло!
Это море?
Вы слышите,
Черное море,
Меня?
Ракушку я взял,
И стою в коридоре,
И очень волнуюсь,
На берег звоня.
Я вас узнаю
В этой гулкой
Ракушке.
Я слышу
Хрустящий прибой
На песке.
Алло!
Это ветер
Качает верхушки
Седых эвкалиптов
В прибрежном леске.
Алло!
Это парус
Летит на просторе.
Алло!
Это рыба
Плывет в глубине.
Алло!
Отвечайте мне,
Черное море!
Алло!
Отвечайте,
Пожалуйста,
Мне!

Мистер Сноу (В. Левин)

— Мистер Сноу! Мистер Сноу!
Вы придете в гости снова?
— Через час. Даю вам слово.
— Вот спасибо, мистер Сноу…

Голландские песенки
Счастливого пути (И. Токмакова)

Карета кое-как ползет,
Усталый конь ее везет,-
Счастливого пути!

Усталый человек идет,
Рукой с лица стирает пот,-
Счастливого пути!

А в океанах корабли,
От родины своей вдали,-
Счастливого пути!

Пускай, кто едет, кто идет,
Всегда свой путь домой найдет,-
Счастливого пути!

По книге Т.С. Резниченко и О.Д. Лариной «Русский язык — от игры к знаниям»

azbyka.ru

Рабочая программа на тему: Веселый этикет

Мес.

Тема

Задачи

Материал

Кол.

час.

октябрь

«Знакомство с вежливостью»

Изучение правил речевого поведения

во время знакомства

Иллюстрация с изображением различного поведения при знакомстве детей.

20 мин.

«У тебя в гостях подруга»

Научить ребенка вежливо беседовать со своим гостем, дать представление о правилах начала разговора с гостем, вежливых выражениях приветствия

Иллюстрации по теме занятия.

20 мин.

«Об уступчивости»

Помочь понять детям, как важно в игре и в серьезных делах не быть грубым, уступать друг другу

Иллюстрации по теме занятия.

20 мин.

«Прощание с гостем»

Познакомить детей с правилами речевого этикета в минуты прощания, а также этикетным выражениям приглашения в гости и благодарности.

Иллюстрации по теме занятия.

20 мин.

ноябрь

Беседа:

« Что такое этикет»

Познакомить детей с понятием этикет, общими правилами этикета и для чего он нужен людям.

20 мин.

Беседа:

«Правила поведения за столом»

Уточнить правила поведения за столом, закрепить знакомые детям правила пользования столовыми приборами.

Иллюстрации с изобр. различного поведения детей за столом.

20 мин.

« Для чего нужны салфетки»

Познакомить детей с различными видами салфеток. Уточнить знания детей о правилах пользования тканевыми салфетками, бумажными  салфетками.

Тканевые салфетки, бумажные салфетки.

20 мин.

декабрь

Знакомство с кухонной посудой.

Познакомить детей с понятием кухонная посуда, её применением. Учить отличать кухонную посуду от столовой.

Кухонная посуда.

20 мин.

« Посуда для Маши»

Закрепить знания детей о кухонной посуде. Уточнить знания о материале, из которого изготовлена кухонная посуда.

Кухонная посуда.

20 мин.

Беседа: « для чего нужны столовые приборы: вилка, ложка, нож»

Уточнить знания детей о том, как правильно пользоваться столовыми приборами, для чего они нужны.

Столовые приборы.

20 мин.

« Посуда для обеда»

Познакомить детей с понятием  столовой посуде, её применении. Учить отличать столовую посуду от кухонной.

Столовая посуда.

20 мин.

январь

« Обед для Незнайки»

Познакомить детей с  правилами сервировкой обеденного стола. Какие приборы и посуда для этого используются. Уточнить правила поведения за столом.

Столовая посуда.

20 мин.

« Обед для Незнайки»

Уточнить знания детей об обеденных блюдах, как и чем их едят.   Воспитывать правила поведения за столом.

Посуда для сервировки стола.

20 мин.

« Из чего это сделано»

Закрепить знания детей о столовой посуде. Уточнить знания о материале, из которого изготовлена столовая посуда.

Набор столовой посуды.

20 мин.

февраль

« Необычное на столе»

Познакомить детей с необычными столовыми приборами.

Иллюстрации с изобр. столовых приборов.

20 мин

« Бабушкин сундучок»

Познакомить детей со старинными столовыми приборами и посудой.

Иллюстрации, предметы старинной посуды.

20 мин.

Знакомство с чайной посудой.

Познакомить  детей  с понятием «чайная посуда», уточнить знания детей о применении чайной посуды.

Чайный сервиз.

20 мин.

« Из чего это сделано»

Закрепить знания детей о чайной  посуде. Уточнить знания о материале, из которого изготовлена чайная  посуда.

Чайный сервиз.

20 мин.

март

« К нам гости пришли»

Познакомить детей с сервировкой стола к чаепитию, уточнить названия предметов посуды и их назначение. Воспитывать у детей правила приёма гостей.

Чайный сервиз.

20 мин.

Чтение сказки:

« Чаепитие в лесу»

Уточнить правила поведения за столом, изученные ранее и познакомить с новыми.

20 мин

Чтение сказки:

« Федорино горе»

Уточнить правила обращения с посудой. Воспитывать привычку к чистоте.

20 мин

апрель

« Юные повара»

Познакомить детей с праздничными блюдами, составлением праздничного меню.

20 мин

Составление меню для праздничного меню.

Познакомить детей с составлением меню для праздничного стола.

20 мин.

« Праздник для кукол»

Познакомить детей с сервировкой праздничного стола. Уточнить правила пользования посудой.

Сервиз для сервировки.

20 мин

«Кафе»

Закреплять знания детей о различных видах посуды, о правилах сервировки стола

Сервиз для сервировки.

20 мин

май

«Игра слов»

Закрепить знания детей о столовой, кухонной, чайной посуде. Уточнить правила пользования столовыми приборами.

посуда

20 мин

« Воспитанные дети»

Уточнить правила поведения за столом, правила приема гостей

20 мин

nsportal.ru

Конспект занятия «Путешествие в страну этикета»

 

Цели:

  1. Познакомить с правилами этикета;
  2. Воспитывать чувства уважения к сверстникам и взрослым;
  3. Развивать культуру речи.

Оборудование: паровозик, волшебная палочка, название станций, плакаты с правилами, листы с пословицами, тарелка, вилка, нож, салфетка.

Воспитатель: Люди живут все вместе. И что бы нам друг с другом было удобно и радостно жить, учиться, отдыхать, работать, каждому из нас надо соблюдать правила, называемые этикетом.

Воспитатель: ЭТИКЕТ – это установленный, принятый порядок поведения, правильное общение.

Воспитатель: и сегодня мы с вами отправимся в волшебную страну этикета.

Воспитатель: У меня в руках волшебная палочка. И что бы ей воспользоваться давайте все вместе потихоньку скажем: «Раз, два, три – в волшебную страну перенеси!».

Воспитатель: И наша волшебная палочка переносит нас в город «Вежливых ребят»!

Воспитатель: Ребята, давайте вспомним какие вежливые слова, мы знаем, а для этого отгадаем загадки:

  1. Растает ледяная глыба, от слова теплого … (спасибо)
  2. Зазеленеет старый пень, когда услышит … (добрый день)
  3. Мальчик вежливый и развитый, говорит, встречаясь … (здравствуйте)
  4. Если больше есть не в силах, скажем маме мы … (спасибо)
  5. Когда нас бранят за шалости, говорим … (прости, пожалуйста)
  6. И во Франции, и в Дании, на прощанье говорят … (до свидания)

Воспитатель: Молодцы! Вот как хорошо вы знаете волшебные слова. А давайте послушаем стихотворение Погореловского. И ответим на некоторые вопросы:

— Вот кто вежливость у нас

проявил на деле –

Он в полночный тихий час

поднял мать с постели

— Что с тобой?! – вскочила мать –

заболел, сыночек?!…

— Я забыл тебе сказать:

мама доброй ночи!

Воспитатель: Как вы думаете, можно ли считать вежливым этого мальчика? Почему?

Дети: (отвечают)

Воспитатель: Давайте послушаем правила вежливости:

  • Вежливость проявляется, прежде всего, в словах, а также в тоне, котором они сказаны.
  • Со взрослыми надо здороваться первыми.
  • Если тебе оказали услугу, что-то дали, надо сказать «спасибо». А ответ, когда тебе говорят «спасибо», отвечай «пожалуйста».
  • Когда идешь спать пожелай всем «спокойной ночи».
  • Выходя из-за стола, поблагодари родителей. Не забудь похвалить за заботливо приготовленную пищу.
  • Если надо обратиться ко взрослым, которые разговаривают, скажите «извините, пожалуйста» и только после этого изложи свою просьбу.
  • Когда просишь о чем-нибудь, не забудь также слова: «прошу вас …» или «я хочу попросить вас …».
  • Если нечаянно толкнул кого-то, сделал какую-то неловкость, надо извиниться: «извините, пожалуйста», «простите меня, пожалуйста».
  • Уходя, надо прощаться: «до свидания», «всего хорошего».
  • Очень важно, каким тоном ты говоришь, как обращаешься к человеку, смотришь ли на него, когда с ним разговариваешь.

Воспитатель: Ответьте мне на вопросы:

  1. что надо ответить, когда вам сказали «спасибо»?
  2. В какую очередь вы должны приветствовать взрослых?
  3. Что нужно сказать, если случайно задел кого-то?

Воспитатель: Молодцы! Правила вежливости теперь вы знаете, но запомните, что волшебные слова, сказанные грубо, небрежно, перестают быть вежливыми, поэтому не отворачивайтесь от того, кому говорите, и говорите их добрым голосом и с улыбкой.

Воспитатель: А давайте взмахнем волшебной палочкой и поедем дальше. А на следующий станции мы будем с вами говорить о правилах поведения за столом.

Воспитатель: Сейчас вы наверное подумаете, но кому мешает, что я ем некультурно? И почему это некультурно? А я вам отвечу: «Представьте себе, мешает!» если подумаем, как следует, то поймем, что все правила вежливости, в том числе и правила поведения за столом, существуют для того, чтобы люди своими поступками не мешали и не вредили друг другу, не обижали и не оскорбляли друг друга. Но этому тоже надо учиться, чтобы не чувствовать себя неловко от своего незнания правил поведения за столом.

Воспитатель: А вы знаете как нужно вести себя за столом?

Дети: не хлюпать, не чавкать, не кричать …

Воспитатель: Все это правильно.

  • Садиться за стол нужно с чистыми руками. Сидеть прямо, не раскачиваясь, не прислоняться к спинке стула. Локти на стол не кладут.
  • Салфетка служит для того, чтобы вытирать руки и рот во время еды.
  • Нельзя разговаривать с полным ртом: можно поперхнуться, да и речь будет невнятной, непонятной.
  • Нельзя долго сидеть за столом, выбегать из-за стола во время еды.
  • Нож надо держать в правой руке, а вилку в левой.
  • Есть следует маленькими кусочками, чтобы не было неприятно сидеть рядом с тобой.
  • Выходя из-за стола. Скажи «спасибо».

Воспитатель: А сейчас я проверю, как вы запомнили правила поведения за столом. Для этого мне понадобится один ученик.

Воспитатель: Покажи как правильно сидеть за столом (прямо, не раскачиваясь, не прислоняться, локти на стол не кладут).

Воспитатель: Возьми правильно вилку и нож.

Воспитатель: А для чего служит салфетка?

Воспитатель: Что нужно сказать, когда выходишь из-за стола?

Воспитатель: Молодцы!!! Теперь вы знаете как правильно вести себя за столом. А сейчас давайте внимательно посмотрим на доску и мы увидим, что осталось еще 2 станции, а путешествие по ним мы продолжим на следующем уроке.

Воспитатель: Прежде чем мы продолжим наше путешествие по стране этикета, давайте вспомним, на каких станциях мы с вами побывали на прошлом уроке и чему вы там научились?!

Дети: отвечают

Воспитатель:

Какие волшебные слова помните из нашего путешествии?

Что нужно ответить, когда вам сказали «спасибо»?

В какую очередь вы должны приветствовать взрослых?

Что нужно сказать, если случайно задел кого-то?

В какой руке нужно держать вилку и нож?

Для чего служит салфетка?

Что нужно сказать, когда выходишь из-за стола?

Воспитатель: Молодцы! Все это вы помните, давайте взмахнем волшебной палочкой, … и она переносит наш паровозик на станцию «Дружбы»

Воспитатель: А на этой станции мы с вами научимся как правильно общаться со взрослыми и товарищами. Послушайте стихотворение и подумайте какие ошибки допустили дети.

  1. Всем испортить настроенье

Может наше поведенье.

Коля с Катей побранились –

До сих пор не помирились.

  1. Толя Вадика толкнул –

Тот в тарелку нос макнул.

И расхвасталась Наташа:

«Я умнее вас и краше!»

  1. Не слыхали эти дети

Ничего об этикете

И плохого в том не видят,

Что кого-нибудь обидят.

Воспитатель: какие ошибки допустили дети?

Дети: отвечают

Воспитатель: правильно,

  1. нужно учиться уступать друг другу, не ссориться по пустякам.
  2. не надо быть высокомерным, т.е. ставить себя выше других.
  3. не следует обижать друг друга, обращаться грубо.

Воспитатель: из этих поступков мы видим, что герои этих стихотворений ведут себя не культурно, а ведь быть культурным это одно из самых главных правил этикета. Культурный человек всегда приветлив, вежлив со всеми: знакомыми и незнакомыми.

Воспитатель: Надеемся и вы хотите быть культурными, а для этого вам надо знать как правильно общаться со взрослыми и сверстниками. Давайте послушаем правила:

  • Если к тебе обращаются с вопросом (как пройти, где аптека и т.д.), постарайся ответить достаточно громко и понятно. Если не можешь ничем помочь, вежливо объясни это.
  • Когда тебе самому надо обратиться с вопросом, пользуйся вежливыми словами: «скажите, пожалуйста …».
  • Встречая на улице знакомых, поздоровайся приветливо, ответь на вопросы, если тебе их зададут.
  • Разговаривая со взрослыми, не держи руки в карманах, держись прямо.
  • Здоровайся с ребятами при встрече, называй их по имени, если сам не знаешь имени – спроси; назови свое имя.
  • Не хорошо звать товарищей по кличке, дразнить их.
  • Если видишь, что товарищ нуждается в помощи, помоги ему.
  • Если помогли тебе – поблагодари.
  • «Вежливые» слова следует не только взрослым, но и своим товарищам.

Воспитатель: Давайте поиграем в игру «Собери пословицу».

На нашей станции был ураган и все слова в пословице перепутались, прочитайте слова и попробуйте из них составить пословицы, для того что бы составить первую пословицу нам поможет схема.

1. Нет друга – ищи, а найдешь – береги.

2. Друг познается в беде.

Воспитатель: вот так хорошо вы знаете пословицы, а кто объяснит первую пословицу?! Кто вторую?!

Воспитатель: А как вы думаете, почему станция называется «Дружба»?

Воспитатель: Культурные отношения залог крепкой дружбы, поэтому с детства нужно учиться культурной речи. Не зря наши предки говорили:

«Красивая речь – человека красит».

«Злой язык – злой человек».

Воспитатель: Мы с вами часто разговариваем, но часто не задумываемся над тем, как мы говорим, обижает ли это другого человека, а главное, мы совсем не думаем над тем, что можем обидеть человека своим тоном или тем, как мы сидим или стоим.

Воспитатель: Мы надеемся, что ваш класс будет дружным, а ребята в нем культурные.

Воспитатель: Наш паровозик движется дальше, и мы попадаем на станцию правил поведения в общественных местах.

Воспитатель: На этой станции мы будем играть, оценивать поступки ребят и узнавать правила.

Воспитатель: послушайте ситуации и оцените поступки ребят:

  1. Коля сидел в автобусе, свободных мест не было, на остановке зашла бабушка, он закрыл глаза и притворился, что спит.

Воспитатель: а как бы вы поступили на месте Коли? Что он сделал не правильно?

  1. Девочки играли в мячик на улице, вдруг начался дождь, они вбежали в подъезд дома и весело смеясь, продолжали игру.

Воспитатель: Правильно ли сделали девочки? Какую ошибку они допустили?

  1. Слава и Марина пришли в кинотеатр. Долго ходили в буфете, а фильм уже давно начался. Когда они узнали об этом, погоняя друг друга побежали в зал. Зрители увлеченно смотрели фильм. Дети стали отвлекать смотрящих и спрашивать, где находится 8 ряд. Наконец, ряд был найден. Ребята не успокоились и начали громко считать места, чтобы отыскать свои. Наступая на ноги, они пробрались на места. И достав чипсы, начали, есть, обсуждая происходящее на экране.

Воспитатель: Что ребята сделали неправильно?

Воспитатель: Давайте послушаем правила:

  • Шуметь, бегать, затевать игры не следует – это будет нарушать общий порядок, мешать окружающим.
  • В зале надо занять свои места. По ряду следует идти лицом к сидящим, извиниться, если нечаянно заденешь кого-то.
  • Неприлично во время действия мешать зрителям: вертеться, соскакивать, хлопать откидными стульями, шуршать, топать ногами.
  • Не жуй во время просмотра.
  • Не спеши выходить из зала до окончания спектакля, это неприлично.
  • В кино обычно не раздеваются, но при входе в помещение мальчикам надо снимать шапку.
  • В зрительном зале нельзя сорить, совершенно неприлично грызть семечки.
  • Веди себя так, чтобы не мешать другим зрителям, чтобы после твоего ухода остались чистота и порядок.

Воспитатель: Сейчас поиграем в игру «вежливо — невежливо»

Воспитатель:

Условия игры просты:

Если вы со мной согласны,

И поступок тот хороший,

Не сидите, не молчите,

Хлопайте в ладоши.

Ну, а если плох поступок

Не случался с вами,

В тогда все вместе,

Топайте ногам!

  1. Если мест в трамвае нет,

Не стоит покупать билет,

Все равно ты едешь стоя,

Лучше деньги сэкономим! (Топают ногами.)

  1. Если стали вам грубить,

Нужно вслед им нахамить. (Топают ногами.)

  1. Если вам подарит книгу,

Вы ответите: «спасибо» (Хлопают в ладоши.)

  1. Если вы зашли в кино,

А оно идет давно,

Нужно громко покричать:

«Кто посмел без нас начать?» (Топают ногами)

  1. Если кто-то вдруг случайно

Вам на ногу наступил,

Как бы он не извинялся,

Мы поступок не простим! (Топают ногами.)

  1. Если к вам пришла подруга,

Вы представьте ее другу. (Хлопают в ладоши.)

  1. Если вам вдруг стало плохо,

Нужно громко ахать, охать. (Топают ногами.)

  1. Если ты пошел гулять

И оделся чисто,

То домой придти ты должен

Хуже трубочиста. (Топают ногами.)

Воспитатель: Давайте вспомним, на каких станциях мы с вами побывали?

Воспитатель: Чему научились на каждой станции?

Воспитатель: но мало знать, нужно эти правила соблюдать:

Чтобы легче нам жилось,

Часто плакать не пришлось,

Мой вам дружеский совет:

Соблюдайте этикет!

dohcolonoc.ru

Сценарий развлечения в старшей группе «Этикет и вежливость»

Сценарий развлечения в старшей группе «Этикет и вежливость»

До начала мероприятия звучит спокойная музыка

Ведущий: Добрый день, дорогие ребята! Здесь, в музыкальном зале вы учитесь играть на различных музыкальных инструментах, познаёте тайны нотной грамоты. Но сегодня мы с вами поговорим совсем о другом. Нашу встречу мы посвящаем этикету и вежливости. Начнём мы её с улыбки и песенки.

Песня «Улыбка»

Ребятам предлагается образовать 2 круга (внешний и внутренний),

рассчитавшись на первый и второй и встав напротив друг друга.

 

Игра «Приветствие».

Звучит музыкальный фон

(хором) Здравствуй, друг! — здороваются за руку.

— Как ты тут? — хлопают по плечу.

— Где ты был? — дёргают за ухо.

— Я скучал! — руки к сердцу.

— Ты пришёл? — развести руки.

— Хорошо! – обнимаются.

Ведущий: Поприветствовав друг друга, мы отправляемся в путешествие по стране Этикета. А для этого все дружно произнесём слова: «Вежливыми быть должны, с Этикетом дружим мы!»

звучит музыка.

I. Этикет и вежливость.

Прежде всего, давайте вместе подумаем, что такое этикет.

Дети отвечают. Педагог обобщает высказывания детей.

Этикет — это правила поведения, принятые в данном обществе и в данное время.

Что значит слово «вежливость»?

Слово «Вежливость» происходит от славянского слова «веже» — знаток, знать. Быть вежливым, значит знать, как себя вести

Какими бы не были правила этикета, все они вызваны добрым отношением к людям. Несомненно, многие правила этикета вам знакомы. Вспомнить их нам поможет игра. Будьте внимательны.

Игра- кричалка-путаница

В школе дружно мы всегда скажем двойкам только…

А пятёркам, не секрет, говорим всегда мы…

Маме за кулёк конфет мы спасибо скажем?

Мы пойдём сейчас в буфет, растолкаем всех там?

Ах, какая ерунда, мять цветы на клумбе.

Мимо урны без труда бросим фантики мы?

Забываем иногда «Здравствуйте» сказать мы? Будем старшим мы в ответ говорить неправду? … С нами рядом едет дед.

Мы уступим место?

Грязный наш велосипед будем мыть? Конечно…

Вежливые загадки

1Слово, хоть и не простое, но премудрости тут нет.

Это слово «золотое» слышали мы с детских лет. Произносим это слово, если что-то попросить. Мы б хотели у другого, чтоб воспитанными слыть. (Пожалуйста)

2. Ну а это покороче будет слово, хоть цена

Высока, и даже очень, слова этого всегда.

С детства тоже его знаем, тут секрет совсем простой,

Словно солнышко сияет, начинаясь с буквы той.

Это слово-благодарность за хорошие дела,

Словно солнце вносит ясность в наши добрые слова. (Спасибо)

-А теперь поговорим о поступках. Если я говорю о вежливом поступке, вы хлопаете в ладоши. Если нет – топаете ногами.

Игра «Вежливо-невежливо»

Поздороваться при встрече.
Толкнуть и не извиниться.
Свистеть, кричать, шуметь в школе.
Уступить место старшим.

Не вставать на обращение учителя.
Придти в гости без приглашения.
Уходя, попрощаться.

Выяснив, что такое этикет и вежливость мы с вами отправляемся дальше. Давайте все вместе вновь произнесём волшебные слова «Вежливыми быть должны, с этикетом дружим мы!»

Сегодня мы поговорим об этикете на концерте, в театре и кинотеатре.

Этикет в театре и на концерте.

Обычно сразу возникает вопрос – что надеть в театр или на концерт. Не так давно при посещении театра была необходима сменная обувь. В наше время одежда не имеет большого значения. В то же время она должна быть нарядной, но не вызывающей. Не стоит надевать потёртые джинсы, растянутые свитера и футболки, топы, оголяющие живот, а также спортивную или молодёжную одежду с дырами и разрезами. Если вы идёте на концерт классической музыки, помните, что классическая музыка требует классического костюма. Конечно, никто вас не остановит, если вы придёте в джинсах, спортивной майке и сандалетах на босу ногу, но это будет неуважением не только по отношению к артистам, но и к окружающим. Избегайте крепких духов и одеколона.

Иллюстрация: рисунок с молодыми людьми в современной или пляжной одежде.

Входить в театральный или концертный зал лучше за 10-15 минут до начала. Тогда вы успеете купить программку и спокойно сесть на свои места. Если ваши места в середине ряда, постарайтесь занять их пораньше, не дожидаясь третьего звонка, и вам не придется беспокоить сидящих с краю. Проходить к своему месту нужно лицом к сидящим. Заметив идущих по узкому проходу, вы не должны ждать, пока у вас попросят разрешения пройти, а встать заранее, Вежливых людей, которые встали, чтобы пропустить вас, непременно поблагодарите.

Вставая и садясь, старайтесь не шуметь. Сиденье кресла опускайте бесшумно. Занимать оба подлокотника невежливо, так как ваш сосед может тоже захотеть облокотиться. Не следует опираться на спинку переднего кресла или упираться в нее ногами. Не следует разглядывать публику в бинокль, рассказывать им содержание пьесы.

К началу спектакля даётся 3 звонка. После начала спектакля или фильма нужно прекратить все разговоры. Прерванный разговор можно продолжить в перерыве или после спектакля. Не забудьте отключить звонок мобильного телефона.

Этикет в кинотеатре.

В кино мы бываем значительно чаще, чем в театре. И несмотря на то, что обстановка в кинотеатре более демократична и менее торжественна, при посещении кинотеатра следует руководствоваться теми же правилами.

В кинотеатре обычно не снимают верхнюю одежду. Если вы сняли верхнюю одежду, осторожно, не задев соседа, положите пальто себе на колени. Если у вас мохнатая шапка, ее нужно снять.

На обычном киносеансе следует соблюдать те же правила, что и в театре: не шуметь, приходить до начала сеанса, занимать только свои места, проходить в случае необходимости лицом к сидящим, не жевать, не сорить, не уходить до окончания сеанса. Можно покинуть зал только в случае, если фильм совсем не оправдал ваших ожиданий, стараясь при этом не мешать окружающим.

На фестивальных премьерах, различных кинопраздниках действуют правила поведения, как в театре, в том числе аплодисменты во время просмотра и по окончании его.

  • Ведущий: Наше путешествие завершит блиц-турнир «Хорошо ли вы знаете правила этикета?» Разделимся на 2 команды. Для определения команды- победителя, нам необходимо жюри.

Блиц-турнир.

  1. Можно ли есть в фойе или зрительном зале театра? Нет. Для этого существует буфет.
  2. Нужно ли аплодировать после поднятия занавеса? Да, если надо одобрить декорации.
  3. Что можно рассматривать в театре в бинокль? Только сцену. Рассматривать зрительный зал и публику недопустимо.
  4. Нужно ли обмениваться во время спектакля впечатлениями? Нет. Это можно сделать во время антракта и после окончания спектакля.
  5. Как идти вдоль сидящих в ряду к своему месту: лицом к ним или спиной? Лицом и только лицом.
  6. Две девочки, проходя мимо мальчика, рассыпали яблоки из пакета. Наклонились, собирают. Мальчик, внимательно наблюдая, говорит: «Вон там поднимите, за стул закатилось». В чём не прав мальчик?
  7. Этикет велит благодарить даже за самую маленькую услугу. Если друг положил вам в чай чёрного перца, а теперь услужливо предлагает свой носовой платок – согласно этикету, надо ли его благодарить?
  8. Вежливый марсианин ничем не отличается от вежливого землянина. Принято ли у марсиан здороваться с соседями?
  9. Одногодки Петя с Сашей еще не знакомы, хотя живут в одном подъезде. И каждый раз, когда ни встречаются в его дверях – Петя вежливо уступает дорогу Саше, Саша улыбается, вежливо благодарит и проходит. Как Вы думаете, почему все происходит именно так?
  10. Сегодня Мальвина дает очередной урок Вежливости для Буратино:

– Если в дверях небольшого помещения Вам встретился Некто, первым проходит в дверь тот, кто ВЫХОДит, а вторым – кто ВХОДит…

– Не буду я всякому Некту дорогу уступать!!! – кричит Буратино!

Прав ли он? И почему?

Подведение итогов, выступление жюри, награждение команд. Вручаются медали «Знаток этикета в театре и на концерте» и «Самому активному участнику».

Итак, сегодня мы узнали новое об этикете в театре, на концерте, в кинотеатре, во время выступлений. И я верю, что вы, ребята, будете самыми вежливыми, воспитанными, и тактичными на любом концерте.

< Предыдущая   Следующая >

doshkolnik.ru

Интеллектуально-музыкальный конкурс «Веселый этикет» — дошкольное образование, мероприятия

Интеллектуально-музыкальный конкурс для детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста: «ВЕСЕЛЫЙ ЭТИКЕТ»

Задачи:

Цель мероприятия: учить умению гармонично взаимодействовать с самим собой, с людьми, развивать представления о взаимоотношениях между людьми, способах поведения, создать атмосферу доверия и психологического комфорта в детском коллективе. Повторить и закрепить знания детей об этикете. Упражнять детей в речевом этикете. Учить находить правильные решения в различных проблемных ситуациях. Закреплять знания культуры общения и поведения в общественных местах.

  1. Пособия: слайдовая презентация, «этикетки»-5 штук, чайный сервиз-2, скатерть-2,вазы-2 шт, искусственные цветы-6 шт., декорации и костюмы к драматизации сказки, перчатки и веера для девочек, два телефона, бейджики для детей-6 шт

Участники: команды детей старшей группы ДЗ и учеников 1 класса ОШ№1

Члены жюри: методист РМК, директор ОШ №1, заведующая ДОУ «Тополек»

Ход мероприятия

Под характерную торжественную музыку команды приглашаются в зал

Ведущий: Ребята, посмотрите, сколько нас сегодня собралось в музыкальном зале. Скажем друг другу : «Здравствуйте!» и при этом обязательно улыбнемся.

Ребёнок.

Ведущий: Здравствуйте!
Что особенного тем мы друг другу сказали?
Просто «здравствуйте»,
больше ведь мы ничего не сказали.
Отчего же на капельку солнца прибавилось в мире?
Отчего же на капельку счастья прибавилось в мире? Отчего же на капельку радостней сделалась жизнь?

Ведущий: Что мы говорим этим словом? Дети: Желаем здоровья, веселья, счастья.

Ведущий: Во все времена верхом невоспитанности и неуважения к окружающим считалось, если человек уклонялся от приветствия или не отвечал на него. Давайте вспомним, как приветствуют друг друга в разных странах мира. (См.Презентация «Приветствие»)

  1. Китаец в прежние времена, встречая друг друга, пожимал руку себе самому.

  2. Латиноамериканцы обнимаются.

  3. Французы целуют друг друга в щёку.

  4. Поляк при встрече обязательно поцелует руку даме.

  5. Молодой американец приветствует приятеля, хлопая его по спине.

  6. Самоанцы обнюхивают друг друга.

  7. Японец, здороваясь, соединит ладони рук и поклонится.

  8. В старину великосветские дамы приседали в глубоком реверансе – это знак смирения. 9.Мушкетёры при встрече помахивали шляпами. 10.Военные поднимают руку к головному убору. 11.Русские, англичане, американцы в качестве приветственного жеста пожимают друг другу руки

Ведущий(вывод): Иногда при знакомстве люди подают друг другу руки. Помните, что первым подает руку старший; женщина — мужчине.

 Когда мальчик знакомится с девоч­кой, он не должен первый протягивать руку. Но рукопожа­тие совсем не обязательно.

Можно при знакомстве, называя свое имя, слегка наклонить голову, поклониться.

А теперь предлагаю поприветствовать жестом рукопожатия наших гостей – команду учеников 1- класса.

Приветствие – это одно из самых важных правил этикета. А что же такое «Этикет» и откуда он пришёл к нам, расскажут наши взрослые друзья-ученики 1- класса

  1. Ученик1: Этикет – это воспитанность, хорошие манеры, умение вести себя в обществе.

Ученик 2:В русском языке есть слово «Вежливость». Вежливым называют человека знающего правила поведения и главное – выполняющего эти правила.

Ученик 3 Этикет – это французское слово.
На одном из пышных приёмов у короля Людовика XIV гостям вручили карточки с перечислением некоторых обязательных правил поведения на балу.

Ученик 4 На французском языке карточка называется «этикетка» — отсюда и пошло слово «Этикет». Со временем правила поведения изменились, но многие остались такими же как и раньше.

Ведущий: У меня в руке пригласительные билеты-«этикетки»(См. Приложение )но не на бал, в виртуальное путешествие под названием «Веселый этикет»(музыкальная заставка). Это путешествие позволит вам, ребята, вспомнить правила культурного поведения и поупражняться в различных ситуациях, которые возникают в окружающей нас жизни.

И так, этикетка №1 « У меня зазвонил телефон» приглашает нас поупражняться в речевом этикете. Перед командами стоит задача. Звонит телефон и вам необходимо взять трубку поддержать диалог с собеседником.

Этикетные задачи

 Ведущий: Вова, представь себе, что ты не знаком со своей сосед­кой, что она только сегодня появилась в группе(классе). Позна­комься с ней.

-Таня, представь себе, что ты пришла в гости к своей подруге. Дома у нее бабушка и дедушка. Что ты ска­жешь им?

(Войдя, нужно поздороваться и представиться, назвав свое имя.)

-Миша, к тебе в гости пришел Федя. Как ты познако­мишь с ним свою маму?

-Ира, ты идешь с бабушкой по улице, навстречу вам иду я. Как ты представишь меня бабушке?

Этикетка№ 2 «Цветочный этикет» приглашает нас в мир цветочных сказок и заданий .

Ведущий: У вас на столах стоят вазы. Они должны пополнится цветами. За каждый правильный ответ на вопрос викторины команда получает один цветок.

— Как правильно срывать живые цветы?(цветы срезают)

-Кому дарят цветы?(женщинам, мужчинам, родственникам, учителям, воспитателям, друзьям)

-Покажите, как правильно держать букет, когда ты приготовился его кому-либо подарить(вручить)?(стеблями вниз)

-Что должна сделать хозяйка или хозяин, получив в подарок цветы?(поблагодарить, поставить в вазу)

-загадка о цветах: Как называется цветок, в котором женщина обнаружила Дюймовочку?(тюльпан)

-загадка о цветах: «Как называется цветок, который купец добыл у Чудища для своей младшей дочери?(аленький)

Ведущий: Вазы на столах запестрели прекрасными цветами. Посчитаем, сколько цветов удалось выиграть каждой команде.

Этикетка №3 «Музыкальная»

Выходит девочка в бальном платье, читает стихотворение:

Пропали перчатки.
И веер пропал!
Ну, как же теперь
Мне явиться на бал?
Ведь я нарушать этикет не могу!

Ведущий: Приходить дамам на бал без перчаток и веера, считалось верхом неприличия.

Выходит мальчик.

Не плачь. Я тебе помогу.
Вот веер, а вот и перчатки подстать.
И можно теперь нам
Пойти танцевать.

Ведущий: Кавалеры приглашайте дам на танец !

Танец «Мазурка» с веерами

Ведущий :Этикетка №4 «Столовый этикет»Членам команды необходимо засервировать стол для чаепитие на шестерых членов команды, используя необходимую посуду, кондитерские изделия, можно использовать украшения для праздничного стола, необычное складывание салфеток…

Сервировка двух столов для чаепития

Ведущий: Настало время поговорить о культуре поведения за столом. Предлагаю вашему вниманию видеозагадку (См.Презентация «Культура поведения за столом»)

Ведущий: Культура общения — один из самых главных факторов установления контакта с любым членом общества: будь то сверстник или взрослый.

Игра «Обращения»

Как мы обращаемся ко взрослым? «На Вы», а к детям? «На ты». К посторонним? «На Вы», к близким? «На ты». Давайте попробуем поиграть. Я буду показывать на людей, сидящих в этом зале или появившихся на экране, а вы будете приглашать их к своему праздничному столу.( Для шутки, на экране монитора появляется образ животного или какого-либо предмета).

Запомни: По правилам этикета, ребенок должен называть на Вы всех людей старше него на 10 и более лет.

Ведущий :Этикетка №5 «Театральная» (домашнее задание-драматизация сказок В.А.Сухомлинского. Пока ребята, члены команд, готовятся к конкурсу, ведущий ведет беседу с болельщиками о правилах поведения в театре)

Вопросы беседы. Выберите правильный ответ , когда услышите- хлопните в ладоши:

1.Когда нужно приходить в театр?

-когда уже спектакль начался; к концу спектакля; задолго до начала.

2.Как вы узнаете, что спектакль скоро начнется?

— прогремит гром; прозвенит звонок; кто-то крикнет и сообщит о начале представления.

3. Что можно есть во время спектакля?

— мороженое, попкорн ; ничего

4.Как благодарить артистов за выступление? (все варианты)

-дарить цветы; громко крикнуть: «Браво»;встать и подарить аплодисменты.

Ведущий :Сейчас перед вами выступят настоящие артисты, которые для вас приготовили театральные этюды . Не забывайте благодарить их в конце спектакля аплодисментами и криком «Браво»

Драматизация сказок В.А.Сухомлинского. В конце сказки-мораль (прочтение воспитателем и учителем)

Ведущий: Пока жюри подводит итоги, я приглашаю вас на веселую игру «Музыкальная сороконожка». Для этого необходимо, чтобы команды смешались. А теперь станьте друг за другом в колонну, положите руки не плечи и прослушайте внимательно каждая команда свою песню. Когда вы услышите свою песню-начинаете двигаться друг за другом по залу, как только зазвучит песня другой команды, первая останавливается и начинает двигаться вторая. Умение слушать и понимать друг друга –одно из главных правил этикета.

Игра «Музыкальная сороконожка»

Ведущий :Предоставляем слово уважаемым членам жюри

Поздравление, награждение

Ведущий : Ваши мамы и папы хотят, чтобы вы выросли вежливыми, культурными и воспитанными.Воспитанный человек умеет сочувствовать, всегда поможет слабому, никогда не будет смеяться над бедой другого, а если пообещает, то обязательно сдержит своё слово. Всему этому нужно учиться каждый день, и тогда ваши родители и мы будем вами гордиться

Отдел образования и молодежи

Старобешевской райгосадминистрации

ясли-сад «Тополек» г.Комсомольское

ІНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЙ КОНКУРС

«Веселый этикет»

для детей старшей группы и учеников 1-го класса

Подготовлено:

воспитателем-методистом Коледа О.Н.

kopilkaurokov.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *