Содержание

список. Классификация компьютерных игр по жанрам

Еще лет 20 назад классификация компьютерных игр по жанрам не имела места быть, но виртуальные развлечения существовали, причем уже в довольно большом количестве. Многие нынешние сериалы берут свое начало именно из той эпохи. Сегодня разработчики и журналисты всегда жестко привязывают каждое творение игропрома к определенному жанру. При этом разные люди не всегда сходятся во мнении относительно одного и того же продукта.

Основные группы

Чтобы классификация компьютерных игр по жанрам не казалась слишком сложной, стоит определить три класса, к которым можно отнести большую часть игровых программ:

  • Динамические игры. От геймера требуется максимальная скорость реакции и точность. Минимум интеллектуальных задач.
  • Игры планирования. В них главное – развитие и оценка ситуации. При этом думать приходится не только о настоящем положении дел, но и о том, что может случиться на следующих ходах и какие преимущества можно получить в будущем. Ближайшая и самая наглядная параллель — шахматы.
  • Сюжетные игры. В них могут иметься и элементы двух вышеописанных классов, однако целью является продвижение по сюжету, а не победа над противником.

Аркада

Аркады — один из самых старых жанров. Главный их признак – простейшее управление. Например, геймеру не нужно ничего знать о том, как водить машину в реальной жизни. Достаточно нажать на кнопку со стрелкой, чтобы повернуть.

Однако это совсем не значит, что в аркаде очень легко выиграть. Многие разработчики следуют золотому правилу: легко освоить, трудно победить.

Аркады можно условно разделить на несколько поджанров:

  • Скроллер – игра с линейными уровнями, которые прокручиваются влево или вправо. Сюда можно отнести классический Golden Axe.
  • Комната – сначала необходимо выполнить какую-либо задачу в ограниченном пространстве, после чего открывается дверь, которая позволит перейти на следующий подобный уровень. Типичный представитель – Digger.
  • Тир – целью является попадание по мишеням (Duck Hunt, некоторые уровни «Контры»).

Сегодня благодаря независимым разработчикам появляется много аркад, стоящих на стыке жанров. Они сочетают в себе простоту исходного класса и усложняются дополнительными элементами.

Боевик

Компьютерные игры жанра action предполагают управление человеком. Главное отличие от аркад – сложность. Причем выражается она не в количестве усилий, затраченных для победы, а в проработке геймплея и окружения. Почти всегда девелопер старается сделать так, чтобы виртуальная реальность была как можно более реалистичной (невозможность забраться по отвесной стене или прыгнуть выше нескольких десятков сантиметров, вид от первого лица, ограничение на скорость передвижения и т. п.).

Можно сказать, что родоначальники все еще оставались аркадами, но большая свобода сразу выделила их в отдельную категорию.

Если составить рейтинг компьютерных игр по жанрам, action будет стоять на первом месте. Так сложилось, что все продукты этой категории всегда находятся на передовой прогресса. Бывает так, что за примитивным геймплеем прячется монстр графики, все красоты которого можно увидеть далеко не на каждом компьютере. Стоит вспомнить Doom3 или Crysis.

Варианты Action

Жанры компьютерных игр, таблица которых нередко публикуется в тематических журналах и на страницах прочих информационных ресурсов, нередко делятся на несколько более мелких. Причем экшн один из самых «густонаселенных».

В первую очередь стоит отметить баланс между действием и умственной работой. Одни боевики предполагают стрельбу во все, что движется, другие требуют обязательной подготовки, изучения местности, разработки тактики.

Первые очень близки к аркадам (Serious Sam, Doom, CoD). Они увлекают геймера большим количеством врагов, скоростью действия, сюжетными роликами.

На другой чаше весов расположен stealth-action. Возник этот поджанр относительно недавно. Стрелять или убивать здесь либо не нужно совершенно, либо происходит это крайне редко. Каждое перемещение должно быть аккуратным и незаметным. Недалеко от него отошел survival horror. Здесь враги нередко намного сильнее игрока, а оружие либо слабое, либо может использоваться ограниченно (мало патронов).

Жанры компьютерных игр нередко классифицируют по способу ведения боя. И выбор тут невелик. Если предполагается стрельба, значит, продукт смело можно назвать shooter, если холодное оружие – slasher.

Перспектива также влияет на подкласс компьютерных игр. Если камера расположена за спиной главного героя, к названию добавляют надпись Third person. Если создается впечатление, что геймер смотрит на мир глазами персонажа, название приобретает приставку First person.

Надо отметить, что персонажи компьютерных игр по жанрам могут перемещаться. То есть в серии про одного и того же героя могут присутствовать продукты разных подклассов и при этом не иметь общего геймплея. Не стоит выбирать развлечение, основываясь на имени.

Особняком стоит fighting, или единоборства. Геймплей подобных продуктов не похож на иные action-игры.

Самое последнее, что можно написать о боевиках: иногда они наследуют элементы RPG. Выражено это наличием у главного героя навыков и характеристик, которые значительно влияют на игровой процесс. Также по мере прохождения уровней эти навыки меняются, усиливаются либо утрачиваются вместе со сменой снаряжения. Подобная механика – обязательный атрибут action-RPG.

Симуляторы

Экшн и аркада – еще не все жанры компьютерных игр, список которых можно было бы озаглавить словосочетанием «динамические развлечения». Сюда же можно добавить симуляторы. К этому понятию нередко добавляют определения, которые делают его размытым и непонятным.

На самом же деле существует только два подкласса: симулятор техники и спортивные игры. Первые предполагают высокую сложность физических расчетов. Их задача – максимально приблизить поведение прототипа к реальному.

Вторые – попытка имитации спортивных соревнований. Игрок точно так же, как и в action, управляет человеком (или даже несколькими). С первыми этот жанр роднит максимально реалистичное поведение персонажей и их взаимодействие.

Надо отметить, что спортивные менеджеры никоим образом не относятся к рассматриваемому классу – они скорее представляют собой экономические стратегии.

RTS

Описывая жанры компьютерных игр планирования, стоит начать со стратегий в реальном времени (RTS). Скорость реакции в них играет такую же важную роль, как и в боевиках. Стоит на минуту отвлечься, и партию можно считать проигранной. Однако за молниеносной реакцией скрывается не менее важная стадия планирования и оценки ситуации.

RTS обычно имеет в себе две равнозначные части: отстройку базы и сражения. Игра сильных игроков обычно выверена, как в шахматах. Но из-за необходимости быстрых действий СМИ нередко называют представителей данного класса не иначе как mass action.

Глобальные стратегии

Описывая жанры компьютерных игр, список которых начат с RTS, нельзя обойти стороной и глобальные стратегии. Их суть в систематическом развитии сюжета с редкими боями. Вся партия завязана на тонком расчете и не предъявляет никаких требований к навыкам, отвечающим за скорость и точность.

Глобальные стратегии не ограничиваются постройкой базы. Зачастую на карте может быть расположено множество городов, помимо боевых мер существует дипломатия. Нередко присутствует технический прогресс и еще какие-либо характеристики, которые следует развивать для достижения победы.

Геймплей может быть как пошаговым (TBS), так и с боями, происходящими в реальном времени. Хотя разработчики иногда смешивают оба эти типа. Например, в Total War почти все ходы производятся, как в TBS, но, когда одна армия нападает на другую, баталии разворачиваются так же, как и в полноценной RTS.

Жанр, очень близкий к описанному выше, – локальная стратегия. Его представители почти полностью обделены микро-менеджментом. Производство ресурсов и их захват все же остались, но выбор их весьма ограничен: доступны только те, что используются исключительно для военных целей. Без прямых столкновений армий в подобных проектах не обойтись.

Надо сказать, что жанры компьютерных игр по истории чаще всего представлены как раз стратегиями. Есть подобные представители и в динамических развлечениях, однако они почти всегда ограничиваются воссозданным сетингом, сюжет же может быть и выдуман. В стратегии разработчики нередко кропотливо переносят целые эпохи, не позволяя геймеру отступать от реальных событий.

Wargames, или военные игры

Если совсем убрать производство, а оставить только необходимость вести боевые действия, получится «варгейм». Возможности тактических побед от этого только возрастают. Слабый полководец теперь не сможет победить за счет промышленности и экономики.

Тактические игры

Тактические стратегии похожи на другие жанры компьютерных игр планирования, главное их отличие в том, что управление осуществляется не отрядами и армиями, а всего лишь несколькими юнитами. К тому же каждый боец будет иметь индивидуальные характеристики, свое личное снаряжение и оружие. Система развития персонажей походит на ту, которую применяют в RPG.

Менеджеры

Если варгеймы и тактические игры не имеют в себе элементов развития, то в менеджерах все сделано как раз наоборот – все это есть. Однако вместе с тем нет войны, победа может быть только экономической. Считается, что изобрел этот жанр Сид Мейер.

Из-за простоты разработки подобных продуктов, представителей геймдева здесь довольно много. Девелоперу достаточно знать несколько математических правил и написать скрипты, которые будут их использовать. Причем главным противником геймера будут не компьютерные конкуренты, а как раз набор заданных правил, созданных для имитации рыночных отношений.

Особняком стоят спортивные менеджеры. Главное их отличие – почти полное отсутствие графики и десятки таблиц, разобраться с которыми иногда невозможно и за неделю.

Непрямой контроль

Очень молодой жанр – стратегии непрямого контроля. Главная идея этого жанра заключается в невозможности отдать юниту прямой приказ. Нужно вызвать у него чувство потребности в действии. И желательно, чтобы действие это было таким, которое необходимо для продвижения по сюжету.

Идея эта очень близка предыдущему жанру, различие состоит в целях. Причем контраст последних настолько силен, что никто не назовет стратегию непрямого контроля менеджером. Представителей этого жанра очень мало, ввиду сложностей, связанных с разработкой. Medieval, Majesty, Black & White – вот, пожалуй, все громкие имена, которые можно вспомнить.

Головоломки

Если вы выбираете жанры компьютерных игр для детей, обратите особое внимание не этот. Нередко его представителей называют убийцами времени или развлечениями секретарш. Однако мнение это слишком поверхностное.

В основном, как видно из названия, представители этого класса в первую очередь занимают голову, а не руки. Они могут как переносить механики настольных игр в виртуальный мир (шахматы), так и использовать свои собственные (Armadillo, Tower of Goo).

Сюжетные развлечения

К этой категории нужно отнести тех представителей виртуальных развлечений, которые ставят во главу угла не столько геймплей, сколько повествование, атмосферу, качественный сюжет. О них чаще всего говорят: «Это та игра, в которой можно жить».

Нередко в них присутствуют черты и экшена, и стратегий, однако не для этого в первую очередь устанавливают сюжетные приключения. Именно такое положение вещей не позволяет причислить к подобным проектам Diablo и его клонов, как бы сильно этого ни хотели фанаты сего продукта.

Квесты

Компьютерные игры в жанре квест – самые чистокровные представители сюжетных приключений. В них геймеру заранее отводится определенная роль, и с этой точки зрения рассказывается какая-либо интерактивная история. Квесты почти всегда линейны, пройти от начала до конца можно только по одному пути. Возможностей решения каждой задачи – минимум. Главные действия – общение с NPC, поиск предметов, их комбинирование.

Такое положение вещей упрощает разработку до минимума и дает возможность сценаристу до блеска отполировать сюжетную линию. Увы, сегодня квесты не являются популярным жанром, а потому и не окупаются. Редкий представитель этого ответвления попадает в топ-листы продаж или поисковых запросов. Следовательно, сегодня чаще всего можно встретить низкобюджетные продукты этого направления.

Нередко о квестах говорят, что это компьютерные игры детективного жанра. Произошло этого из-за большого числа представителей, повествующих о сыщиках. Многие разработчики просто «заворачивают» сюжеты известных книг в интерактивную оболочку.

Puzzle-квесты

Эта разновидность виртуальных развлечений может обладать запутанным и сложным сюжетом, как и в обычных квестах, однако может быть и так, что его нет совсем. На место сценария в этом случае приходит атмосфера. Геймплей полностью состоит из разгадывания загадок и головоломок разной сложности.

Самым знаменитым представителем класса является Myst и его многочисленные продолжения. Как и простые квесты, пазлы сегодня очень непопулярны.

Ролевые игры (RPG)

В RPG (role-playing games) сюжет и свобода действий собраны в единое целое. Добавлены также элементы action и планирования. Жанр этот балует геймеров и тактикой, и продвинутой боевой системой, и развитым геймплеем. Но не стоит путать вторичное и первичное. Именно из-за этого «Аллоды» и Diablo очень часто называют «ролевками».

Таким образом, RPG-проектом можно считать только тот продукт, главное в котором – это сюжет, взаимодействие с NPC, свобода действий. Именно из-за этого классикой жанра являются Arcanum, Fallout, Planescape. Часто «ролевки» определяют именно как компьютерные игры в жанре фэнтези, что абсолютно неверно. Несмотря на то что нередко самые популярные представители этого класса и предлагают геймеру посетить сказочные миры, сеттинг никак не влияет на то, в какую группу записывать продукт.

Помимо сюжета, не менее важным атрибутом считается отыгрыш. Геймер может примерить на себя роль мага, воина, вора. Не остается за бортом и принцип «хороший – плохой». Однако разработчики делают все намного сложнее. Ты можешь сделать доброе дело, которое будет принято не всеми. К тому же не каждый NPC будет доверять тому, кто сделал много «хороших» вещей. Для кого-то главным критерием предрасположенности будет интеллект.

На каждое действие главного героя мир будет реагировать. И отдельные NPC, находящиеся в нем, не оставят сюжет без изменений. Соответственно, получается, что каждый уровень можно пройти десятками способов, которые приведут к разным финалам.

MMORPG

Описывая жанры компьютерных игр, нельзя обойти стороной и MMORPG. Он вбирает в себя некоторые черты стратегий. Многие геймеры используют не ролевую составляющую подобных проектов, а в первую очередь планируют развитие персонажа.

Отличий в продуктах, представляющих онлайновые RPG, почти нет. Формула остается одной и той же, меняются лишь незначительные коэффициенты. При этом большую часть времени игрок тратит на нудную «прокачку». Что интересно, в MMORPG почти нет никаких других целей, кроме достижения последнего уровня.

Онлайновые «ролевки» ждут разработчика, который сможет вдохнуть в жанр свежесть. Увы, суммы, которые необходимы для создания подобных проектов, слишком высоки, именно поэтому те студии, которые могут позволить себе выпуск MMORPG, идут проторенным путем, стараясь избежать рисков.

MUD

Можно сказать, что этот жанр является антиквариатом. Однако подобные игры развиваются и имеют успех, хотя и не у слишком широкого круга пользователей.

Что такое MUD? Описание будет довольно простым: в окне появляется характеристика местности, где находится персонаж. Так же текстом задаются команды: использовать вещи, двигаться, повернуться, открыть дверь. В MUD нередко используется классическая ролевая система D&D. Она и определяет, как персонаж будет развиваться.

Самое интересное в том, что геймер получает не все ключевые слова, которые могут быть введены в консоль. Более того, этот список меняется при переходе между локациями. Прочитав описание внимательно, можно разыскать то, что скрыто от глаз невнимательных пользователей.

Умных пользователей MUD’ы поощряют. И секреты какого-нибудь популярного представителя не всегда можно прочитать на форуме, потому что знание в таких играх это сила.

Для самых маленьких

Как и любые другие виртуальные развлечения, произведения геймдева можно разделить на следующие жанры компьютерных игр для дошкольников:

  • Головоломки. Сюда можно отнести несложные пазлы, лабиринты. Они развивают логику, мышление, память, а также усидчивость ребенка.
  • Компьютерные варианты настольных развлечений. К ним относятся пятнашки, домино, шашки. Ребенок учится планированию и прогнозированию.
  • Музыкальные игры – созданы специально для развития слуха и чувства ритма.
  • Обучающие программы – одни из главных виртуальных развлечений в жизни дошкольника. Они направлены на развитие определенных умений и навыков: изучение цветов и форм, алфавита, счета и т. д.

fb.ru

Виды компьютерных игр

Множество компьютерных игр разработано сейчас. Открыто множество компаний, где люди трудятся над созданием игр различного геймплея. Одна часть трудится над графикой, вторая над звуком, третья над производительностью, четвертая над созданием деталей. Каждый занят своим делом. И в итоге через долгие месяцы совместной работы выходит какой-нибудь шедевр компьютерной индустрии.

Какие же типы компьютерных игр существуют на данный момент? Сейчас известно 7 типов компьютерных игр:
1) Квесты
Осуществление одного или нескольких персонажей к конечной цели, осуществляя преодоление препятствий.
2) Экшн (action)
Это игры от первого лица. Говоря простым языком: «бродишь и стреляешь».
3) Ролевые игры (рпг)

В этом жанре игрок исполняет роль отдельного персонажа в игре, проигрывает определенный промежуток его жизни. Выполняет поставленные перед персонажем задачи. Обычно в игре такого жанра очень много истории персонажа, мира и его деталей. Такие игры занимают много свободного времени.

Эти три жанра существуют очень популярны. Большинство игр создается именно в этих трех жанрах. По последним подсчетам, эти виды компьютерных игр наиболее популярны в человеческой аудитории. Большой минус таких типов игры, что она вызывает стойкой привыкание. Игрок вживается в своего персонажа, переживает его проблемы как свои, радуется его победе, путает виртуальны мир с реальностью. Разумное привыкание ведет к тому, что игрок начинает читать книги, связанные с этой игрой, изучать историю, развивает фантазию. Также такой жанр игры потрясающе разряжает человека, позволяет ему расслабиться в полной мере. Игры онлайн предпочитают многие пользователи, ведь для того чтобы в полной мере насладиться игрой, нет необходимости её скачивать, достаточно просто зайти на нужный сайт. Особенной популярностью пользуются сайты, на которых не нужна регистрация и где игры доступны совершенно бесплатно.

4) Стратегии
В игре такого жанра отсутствует отдельный персонаж. Там человек управляет определенными внутриигровыми процессами. Сначала используя логику, игрок выполняет свою логическую цепочку решения, а после наблюдает последствия своих действий.

5) Симуляторы.
Достаточно популярный жанр. Суть его в том, что он имитирует управление на автомобиле, самолете, корабле, космическом аппарате. В таких играх нет сюжета, они не развивают какого то привыкания.

6) Логические игры
Идет направленность на мозг человека. Такой вид игры развивает мыслительную деятельность, подводит человека к собственному логическому размышлению, заставляет креативно мыслить, и строить логические цепочки.

7) Азартные игры
Есть связь с логическими играми. Азартные тоже влияет на мозговую активность, но в отличие от логических, эти игры вызывают страсть или сильное увлечение игровым процессом. Обычно это игры, направленные на победу или проигрыш в определенном турнире. В таких играх все зависит от везения и умения игрока правильно осмысливать и оценивать ситуацию.

Вот 7 основных типов игр. Выбор между видами зависит от игровых предпочтений человека. Каждый жанр игры имеет свою аудиторию. Поэтому лучше выбрать игру по интересу.


ribalych.ru

Основные виды игр.

Поделись с друзьями

В дошкольной педагогике сложилось традиционное деление дидактических игр на игры с предметами, настольно-печатные, словесные.

Дидактические игры с предметами очень разнообразны по игровым материалам, содержанию, организации проведения. В качестве дидактических материалов используются игрушки, реальные предметы (предметы обихода, орудия

труда, произведения декоративно-прикладного искусства и др.), объекты природы (овощи, фрукты, шишки, листья, семена). Игры с предметами дают возможность решать различные воспитательно-образовательные задачи: расширять и уточнять знания детей, развивать мыслительные операции (анализ, синтез, сравнение, различение, обобщение, классификация), совершенствовать речь (умения называть предметы, действия с ними, их качества, назначение; описывать предметы, составлять и отгадывать загадки о них; правильно произносить звуки речи).  Играя с ними, дети учатся сравнивать, устанавливать сходство и различие предметов. Ценность этих игр в том, что с их помощью дети знакомятся со свойствами предметов: цветом, величиной, формой, качеством. В играх решаются задачи на сравнение, классификацию, установление последовательности в решении задач. По мере овладения детьми новыми знаниями о предметной среде задания в играх усложняются: ребята упражняются в определении предмета, по какому – либо одному качеству, объединяют предметы по этому признаку (цвету, форме, качеству, назначению и др.), что очень важно для развития отвлечённого, логического мышления.

Среди игр с предметами особое место занимают сюжетно-дидактические игры и игры-инсценировки. Игры-инсценировки помогают уточнить представления о различных бытовых ситуациях («Кукла Наташа заболела», «Устроим кукле комнату»), о литературных произведениях («11у-тешествие в страну сказок»), о нормах поведения («Что такое хорошо и что такое плохо», «В гостях у куклы Маши»).

Для детей младшей группы даются предметы, резко отличающиеся друг от друга по свойствам, так как дети этой группы ещё не могут находить слабозаметные различия между предметами.

    В средней группе для использования в игре берутся такие предметы, где разница между ними становится менее заметной. В играх с предметами дети выполняют задания, требующие сознательного запоминания количества и расположения предметов, нахождение отсутствующего предмета. Играя, дети приобретают умение складывать целое из частей, нанизывать предметы, выкладывать узоры из разнообразных форм.

    В играх с куклами у детей формируются культурно-гигиенические навыки и нравственные качества, скажем заботливое отношение к партнёру по игре-кукле, которое переносится затем и на своих сверстников, старших ребят.

 Разнообразные игрушки широко используются в дидактических играх.

     В игрушках ярко выражены их цвет, форма назначение, величина, материал из которого они сделаны. Это позволяет воспитателю упражнять детей в решении определённых дидактических задач, например,  отбирать все игрушки, сделанные из дерева (металла, пластмассы, керамики), или игрушки, необходимые для различных творческих игр: для игры в семью, в строителей, в больницу и др. Здесь происходит активизация знаний о  материале, из которого делаются игрушки, а также знания о предметах, необходимых людям в различных видах их деятельности, которые дети отражают в своих играх. С помощью дидактических игр с подобным содержанием воспитателю удаётся вызвать у детей интерес к самостоятельной игре. Подсказать им замысел игры с помощью отобранных игрушек.

    Игры с природным материалом всегда вызывают у детей живой интерес, желание играть. Семена растений, листья, разнообразные цветы, камушки, ракушки-всё это постоянно используется воспитателем в работе с детьми при организации и проведении дидактических игр. Воспитатель проводит некоторые игры во время прогулки, непосредственно соприкасаясь с природой: деревьями, кустарниками, цветами, семенами, листьями, при этом закрепляются знания детей об окружающей их природной среде, формируются мыслительные процессы и операции (анализ, синтез, классификация) и наряду с этим воспитывается любовь к природе, бережное к ней отношение.

Особенно важны игры с дидактическими игрушками, в процессе которых развивается и укрепляется мелкая мускулатура рук. Что также благоприятно сказывается на умственном развитии детей, на подготовке руки ребёнка к письму, изобразительной деятельности, т. е. к будущему обучению в школе.

Настольно-печатные игры содействуют расширению кругозора детей, развивают сообразительность, внимание к действиям товарища, ориентировку в изменяющихся условиях игры, умение предвидеть результаты своего хода. Участие в игре требует выдержки, строгого выполнения правил и доставляет детям много радости.

Для детей старших групп интересны настольно-печатные игры, в которых отражены явления природы, представлены разные виды транспорта. Эти и подобные им игры требуют от детей припоминания и применения знаний, усвоенных на занятиях, в процессе наблюдений на экскурсиях. Ценными и интересными для старших детей являются игры, в содержании, игровых действиях и правилах которых имеется элемент соревнования в ловкости, точности, быстроте, сообразительности. В каждом детском саду должны быть наборы самых разнообразных игр и созданы условия для свободного доступа детей к ним во время, отведенное для самостоятельной деятельности.

Особую группу составляют игры-забавы, В них ярко выражен элемент необычного, неожиданного, смешного, содержатся шутка, безобидный юмор. Основное их назначение —  повеселить, позабавить детей, порадовать их.

Содержание и правила многих игр требуют или быстрого игрового действия, или отсроченного. Одни из них вызывают быструю, часто неожиданную реакцию, а другие учат детей проявлять волевое усилие.

   Настольно-печатные игры — интересное занятие для детей. Они разнообразны по видам: парные картинки, лото, домино. Различны и развивающие задачи, которые решаются при их использовании.

   Подбор картинок по парам. Самое простое задание в такой игре – на хождение среди разных картинок двух совершенно одинаковых: две шапочки, одинаковые и по цвету, и по фасону, или две куклы, внешне ничем не отличающиеся одна от другой. Затем задание усложняется: ребёнок объединяет картинки не только по внешним признакам, но и по смыслу: например, найти среди всех картинок два самолёта, два яблока.  И самолёты, и яблоки, изображённые на картинках, могут быть разные и по форме, и по цвету, но их объединяет, делает их похожими принадлежность к одному виду предметов.

Подбор картинок по общему признаку (классификация). Здесь требуется некоторое обобщение, установление связи между предметами. Например, в игре «что растёт в саду (в лесу, в огороде)?» дети подбирают картинки с соответствующими изображениями растений, соотносят с местом их произрастания, объединяют по этому признаку картинки. Или игра  «А что было потом?»: дети подбирают иллюстрацию к какой-либо сказке с учётом последовательности развития сюжетных действий.

Запоминания состава, количества и расположения картинок. Игры переводят так же, как и с предметами. Например, в игре «Отгадай, какую картинку спрятали» дети должны запомнить содержание картинок, а затем определить, какую из них перевернули вниз рисунком. Эта игра направлена на развитие памяти, запоминания и припоминания.

Игровыми дидактическими задачами этого вида игр является также закрепление у детей знания о количественном и порядковом счёте, о пространственном расположении картинок на столе (справа, слева, внизу, сбоку впереди и д.р.), умение рассказать связно о тех изменениях, которые произошли с картинками, о их содержании.

Составления разрезных картинок и кубиков. Задача этого виды игр – учить детей логическому мышлению, развивать у них умение из отдельных частей составлять целый предмет усложнением в этих играх может быть увеличение количества частей, а также усложнение и содержание, сюжета картинок. Если в младшей группе картинки разрезают на 2-4 части, то в средней и старших группах целое делят 8-10 частей. При этом для игр в младшей группе на картинке изображается один предмет: игрушка, предметы одежды и др. для более старших детей на картинке изображается уже сюжет из знакомых детям сказок, художественных произведений. Основное требование заключается в том, чтобы предметы на картинках были знакомы детям. Наличие целой картинки облегчает решение задачи. Поэтому для младших групп необходимо давать детям целую картинку для рассматривания, прежде чем будет дано задание — сложить целую картинку из её частей.

    Описание рассказа о картине с показом действий, движений. В таких играх воспитатель ставит обучающую задачу: развивать не только речь детей, но и воображение, творчество.

Здесь часто ребёнок, для того чтобы играющие отгадали, что нарисовано на картинке, прибегают к имитации движений, скажем рабочего, или к подражанию движениям животного, его голосу. Это игры  с детьми младшего возраста.

    В более старших группах решаются задачи посложнее: одни дети изображают движение, нарисованное на картине, другие — отгадывают, кто нарисован на картине, что делают там люди.

    В этих играх формируются такие ценные качества личности ребёнка, как способность к перевоплощению, к творческому поиску в создании необходимого образа.

Словесные игры

Большое значение в речевом развитии детей имеют словесные дидактические игры. Они формируют слуховое внимание, умение прислушиваться к звукам речи, повторять звукосочетания и слова, Дети учатся воспринимать произведения народного творчества: потешки, прибаутки, сказки. Выразительность речи, приобретенная в ходе этих игр, переносится и в самостоятельную сюжетную игру,

Игровые действия  в словесных дидактических  играх   побуждают к многократному повторению одного и того же звукосочетания, что упражняет в правильном произношении звуков и слов.

Воспитатель добивается, чтобы дети внимательно слушали, точно и правильно называли предметы, учит их по громкости определять, например, кому принадлежит голос — взрослому животному или его детенышу.

Познавательный опыт детей раннего возраста, приобретенный  в процессе дидактических игр, оказывает существенное влияние ни обогащение их знаний о свойствах и назначении предметов, На расширение представлений об окружающем мире. В дидактических словесных играх дети приобретают очень ценный в педагогическом отношении опыт драматизации, эмоционального сопереживания и переживания.

Словесные игры построены на словах и действиях играющих. В таких играх дети учатся, опираясь на имеющиеся  представления о предметах, углублять знания о них, так как здесь требуется использование приобретённых ранее знаний в новых связях, в новых обстоятельствах. Дети должны самостоятельно решать разнообразные мыслительные задачи: описывать предметы, выделяя характерные их признаки, отгадывать по описанию, находить признаки сходства и различия, группировать предметы по различным свойствам, признакам, находить алогизмы в суждениях и др.

Словесные игры чаще используются в целях формирования мыслительной деятельности, самостоятельности в решении задач. Эти дидактические игры проводятся во всех возрастных группах, но особенно они важны в воспитании и обучении детей старшего дошкольного возраста, так как способствуют подготовке ребят к обучению в школе: развивают умение внимательно слушать педагога, быстро находить нужный ответ на поставленный вопрос, точно и чётко формулировать свои мысли, применять знания в соответствии с поставленной задачей.

С помощью словесных игр у детей воспитывают желание заниматься умственным трудом. В игре сам процесс мышления протекает активнее, трудности умственной работы ребёнок преодолевает легко, не замечая, что его учат.

 Среди этих игр много народных, связанных с потешками, прибаутками, загадками, перевертышами, часть из которых доступна и малышам в силу образности речевого оформления, построенного на диалоге, близости по содержанию детскому опыту. Помимо речевого развития, формирования слухового внимания с помощью словесных игр создается эмоциональный настрой, совершенствуются мыслительные операции, вырабатываются быстрота реакции, умение понимать юмор.

Для детей 4-6 лет создаются новые виды словесных игр. Интересны игры, в которых дети решают игровую задачу (узнают время года и различают его признаки в игре «Какое время года?»; называют профессии в игре «Кем быть?», определяют то или иное событие в игре «Когда это бывает?» и т.п.) при восприятии фрагментов из литературных произведений (стихи А.С.Пушкина. И.Никитина, И.Сурикова, С.Маршака, Д. Родари), которые читает (наизусть). Подобные игры ценны тем, что учат, слушан, поэтический текст, воспитывают эстетические переживания, развивают образное мышление.

Не меньшее педагогическое значение имеют игры-загадки, игры-предположен и я («Что было бы, если бы?..»), разработанные А. И. Сорокиной: они стимулируют воображение, развивают логическое мышление, речь. В книге «Чего на свете не бывает?» (под ред. О.М.Дьяченко, Е. Л. Агаевой. М., 1991) представлены словесные игры, которые помогут ребенку научиться сочинять сказки («Шкатулка сказок», «Про что сочиним’.’»), разбираться в реальных и нереальных ситуациях («Бывает, не бывает?»).

Итак, по характеру используемого материала дидактические игры делятся на три группы: игры с предметами, настольно печатные  игры и словесные игры.

Ценность игр с предметами в том, что с их помощью дети знакомятся со свойствами предметов: цветом, величиной, формой, качеством. В играх решаются задачи на сравнение, классификацию, установление последовательности в решении задач.

 По мере овладения детьми новыми знаниями о предметной среде задания в играх усложняются: ребята упражняются в определении предмета, по какому – либо одному качеству, объединяют предметы по этому признаку (цвету, форме, качеству, назначению и др.), что очень важно для развития отвлечённого, логического мышления.

Настольно-печатные игры разнообразны, но содержанию, обучающим задачам, оформлению.

Они помогают уточнять и расширять представления детей об окружающем мире, систематизировать знания, развивать мыслительные процессы.

Исследованиями доказана также эффективность использования словесных дидактических игр в воспитании самостоятельности мышления. Активизируя мышление, игра воздействует на эмоции детей. Показано значение словесных дидактических игр в воспитании индивидуальных качеств ребенка в его умственной деятельности.

                            

students-library.com

Лекции № 22 Тема: «Игра как вид деятельности»

План:

  1. Специфика игры как ведущего вида деятельности.

  2. Виды игр и их характеристика.

  3. Психологическая роль игры

  4. Теории игры.

  5. Игры как форма коррекционно-развивающей работы.

Исследования отечественных психологов (Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, А.В. Запорожец, П.И. Зинченко, П.Я. Гальперина, Л.И. Божович и др.) открыли роль деятельности человека в его психическом развитии. Они показали, что деятельность не остается одной и той же на протяжении человеческого развития. А.Н. Леонтьев углубил разработку идей Л.С. Выготского о ведущем виде деятельности. Благодаря его работам ведущая деятельность рассматривается, как критерий периодизации психического развития, как показатель психологического возраста ребенка. Ведущая деятельность характеризуется тем, что в ней возникают и дифференцируются другие виды деятельности, перестраиваются основные психические процессы и происходят изменения психологических особенностей личности на данной стадии ее развития.

В современных общественно-исторических условиях, когда во многих странах дети охвачены единой системой воспитания, ведущими в развитии ребенка становятся следующие виды деятельности (см. табл.1):

Таблица 1.

Смена ведущих видов деятельности в процессе онтогенеза

Возрастной период

Ведущий вид деятельности

Младенчество

Эмоционально-непосредственное общение со взрослым

Раннее детство

Орудийно-предметная деятельность

Дошкольный

Сюжетно-ролевая игра

Младший школьный

Учебная деятельность

Подростковый

Интимно-личностное общение

Ранняя юность

Профессионально-учебная деятельность

Смена ведущих типов деятельности подготавливается длительно и связана с возникновением новых мотивов, которые формируются внутри ведущей деятельности, предшествующей данной стадии развития, и побуждают ребенка к изменению к изменению положения в системе отношений с другими людьми. Разработка проблемы ведущей деятельности в развитии человека – фундаментальный вклад отечественных ученых в возрастную психологию.

В многочисленных исследованиях А.В. Запорожца, А.Н. Леонтьева, Д.Б. Эльконина была показана зависимость психических процессов от характера и строения внешней, предметной деятельности. Монографии, посвященные анализу основных типов ведущей деятельности в онтогенезе (В.В. Давыдова, Д.Б. Эльконина), стали достоянием мировой науки.

Рассмотрим специфика игры как ведущего вида деятельности.

Игра – форма деятельности в условных ситуациях, направленной на воссоздание и усвоения общественного опыта, фиксированного в социально закрепленных способах осуществления предметных действий, в пределах науки и культуры.

Игра — это деятельность, которая проявляется в способности человека преображать действительность. В игре впервые формируется проявление потребности ребенка воздействовать на мир.

Сущность игры заключается в том, что в ней важен не результат, а сам процесс, процесс переживаний, связанных с игровыми действиями. Хотя ситуации, проигрываемые ребенком, воображаемы, но чувства, переживаемые им, реальны. Специфика игры заключается в возможности сформировать положительное отношение к неигровой деятельности и ее психолого-педагогических возможностей.

(2) Н. П. Аникеева подчеркивает, что центральным моментом игры детей всегда становится то, что является для них самым важным, т. е. содержание, которое отвечает наличным у ребенка потребностям. В силу этого одно и то содержание получает у детей разных возрастов различный смысл .

Таблица 2

studfiles.net

История компьютерных игр, их классификация, жанры, виды и типы

Приветствую всех гостей блога matrixblog.ru. В нынешней статье я решил затронуть тему классификации компьютерных игр, их жанры, виды, и типы. К сожалению, статья вышла слишком большой, а разбить её на части не представилось возможности.

Человек существо игривое. Поэтому не удивительно, что всё, что он создает для облегчения своей жизни, пытается использовать и для своего удовольствия. После того, как человек сделал первые автомобили, появились и первые автомобильные соревнования. Сегодня существует уже соня соревнований или, скорее тысяча, от формулы-1, Дакар до соревнований старых автомобилей. Аналогично было и с компьютерной техникой. Компьютерные игры стали новым явлением нашего времени. Несколько десятилетий назад дети играли куклами и машинками, сегодня же дети играю в компьютерные игры на планшетах, ноутбуках, игровых консолях и компьютерах.

Одним из первых видов компьютерных игр были текстовые игры («текстовые сообщения»). Игровой мир был описан словами, и даже игрок должен был вводить команды для персонажа с помощью текста. В компьютерных играх этой классификации часто возникали тупиковые ситуации, особенно, у английских игр, из-за неправильно введенного слова для нужной команды. Таким образом, были созданы текстовые игры, которые позволяли показать игроку словарь всех доступных слов, и для каждой ситуации предлагались команды, которые актуальны в данный момент. Основным преимуществом этих жанров компьютерных игр была аппаратная простота — с точки зрения видео-памяти (всё проходило в текстовом режиме) и производительности процессора.

Ещё одним типом классификации компьютерных игр были логические, которые тоже не были требовательны к аппаратным ресурсам. В них игрок всегда получает некоторый вопрос, на который надо дать ответ. По сути, тут имелся выбор, и надо было лишь включить логическое мышление для выбора плавильного ответа.

 

История компьютерных игр

Отследить корни начала истории компьютерных игр не сложно, но возникает один вопрос – что на самом деле представляет собой компьютерная игра?

Понятие «компьютерная игра» является уже немного более универсальным. Если определять её как компьютерный код с наличием сюжета и компьютерной графики, то мы переносимся куда-то в 1960-е года. Если, конечно, дисплей заменить любым электронным изображением объекта, то мы можем перенестись ещё глубже в прошлое – почти на двадцать лет.

Но есть еще одна проблема – практически все следующие «игры» не были созданы в первую очередь для развлечения, но служили в качестве технологической демонстрации. История компьютерных игр, которые предназначались исключительно для игрового процесса, началась только в конце шестидесятых годов.

1940 – 1948 – Cathode Ray Tube Amusement Device (Ракетный симулятор)

Если закрыть глаза на определение компьютерных жанров игр, то Cathode Ray Tube Amusement Device (далее CRTAD ) является первой задокументированной видеоигрой в истории компьютерных игр. В основе лежит дисплей радара времен Второй мировой войны. Игрок, с помощью кнопок, управляет траекторией светящегося луча и целью программы является мишень на экране, которую надо поразить.

CRTAD разработали физики Томас Т. Голдсмит и Эстл Рэй Манн, чей специализацией была электронно-лучевая трубка (ЭЛТ). Объединив ЭЛТ, осциллограф и элементы управления для контроля угла и траектории световых лучей, они смогли создать программу, которая симулировала процесс сбивания цели с помощью ракет. Сами цели не были обусловлены возможностями устройства, но были нарисованные на пленке, которая приклеивалась к дисплею устройства. Аналогичный принцип позже был использован в консоли Magnavox Odyssey.

Оба автора, в 1947 году, подали заявку на патент для своего изобретения CRTAD, патент был получен на следующий год. В основном, из-за высокой стоимости компонентов, CRTAD никогда не была выпущена в качестве коммерческого продукта. Как известно, в данный момент нет действующей модели.

1951 – NIMROD

В 1951 году по случаю проведения «Festival of Britain» был представлен цифровой компьютер Ferranti NIMROD. Это был первый компьютер в истории, разработанный специально для компьютерной игры, тем самым создав новую страницу в истории компьютерных игр. Эта машина с потреблением 6 киловатт и частотой процессора 10кгц понимала, как следует из названия, только игру – NIM. Родом, вероятно, из Китая, NIM- это простая логическая игра для двух игроков, заключающаяся в удалении элементов из нескольких (обычно трех) множеств. В каждый ход, игрок может удалить любое количество элементов (минимум один) из одного набора. Победителем является тот, кто удаляет последний элемент.

Как «графический» вывод, была использована панель с лампочками. NIMROD, таким образом, NIMне является, по мнению многих, настоящей видеоигрой, потому что не использует устройство вывода типа телевизор / монитор и др. Тут мы подходим к проблематике определения видеоигры. Чуть позже NIMROD был с большим успехом выставлен в Берлине.

1952 – OXO

Другим пионером, связанным с историей компьютерных игр, является OXO – «Noughts and Crosses». Дело доходит до компьютерной обработки игры Tic-Tac-Toe (не путать с талантливой и популярной немецкой девичьей группой конца девяностых годов!). Игра была запрограммирована Александром Дугласом в Университете Кембриджа для компьютера EDSAC (Electronic Delay Storage Automatic Calculator).

Управление осуществлялось с помощью наборного устройства из старых телефонов. В качестве графического вывода был использован ЭЛТ-дисплей с разрешением 35 х 16 пикселя. Благодаря этим требованиям, OXO почти полностью соответствует определению видеоигры. С одним исключением – опять-таки, это не была игра, созданная для развлечений, но работа на тему взаимодействия человека и компьютера.

1958 – Tennis for two

Tennis for two — это первая игра, созданная только для развлечения! Наконец-то, история компьютерных игр получила достойный приме. Посетители Брукхейвенской национальной лаборатории могли поиграть в теннис, чтобы скоротать долгое время и немного развлечь себя во время ожидания, что было основной целью создателя, физика Уильяма Хигинботама.

Наблюдение за процессом игры велось сбоку, а не сверху, как у более позднего PONGа. Вертикальная линия в середине, представляет собой сеть, далее на экране осциллографом отображаются светящиеся точки, изображающие мяч, и.. вот и всё. Нет представления игроков. Управление осуществляется с помощью пары простых джойстиков. Хотя игра выглядит очень примитивно, оно имела довольно интересные свойства – например, поведение шара было задано несколькими параметрами, такими, как сила тяжести, скорость ветра, угол и место запуска и др.

С определением видеоигры, Tennis for two, конечно, немного расходится. Основой был не компьютер, но в качестве дисплея был использован осциллограф, а не видео-дисплей или телевизор.

1961 – Spacewar!

В 1961 году в здание массачусетского технологического института (Massachusetts Institute of Technology) должен был прибыть новый компьютер DEC PDP-1. Группа местных айтишников начала думать, как лучше представить возможности устройства для общего обозрения. После того, как они узнали, что в состав компьютера входит и ЭЛТ-дисплей, было принято решение – интерактивная игра. Чуть позже договорились о конкретной форме — моделирование боевых космических кораблей. После 200 часов работы дело было сделано, и история компьютерных игр получила новый этап.

Концепция Spacewar известна до сих пор. Две ракеты пытаются сбить друг друга, однако, им трудно маневрировать в гравитационное поле звезды. Каждый корабль имеет ограниченное количество патронов и топлива. В качестве последней спасательной ниточки для атакованной ракеты, может быть использован прыжок в гиперпространстве, а это означает, что ракета исчезает с экрана, а затем появляется в случайном месте.

Игра мгновенно стала хитом, и вскоре была адаптирована и для других компьютеров, PDP-1 (в основном PDP-10 и PDP-11). Игра также идеально подходит для диагностики оборудования и ЭЛТ-дисплеев.

Хорошо, с историей компьютерных игр закончили, теперь перейдём к классификации жанров и видов компьютерных игр.

 

Жанры компьютерных игр

Нужно понимать, что классификация жанров компьютерных игр очень не благодарное дело, поскольку различные виды и категории могут заимствовать друг у друга элементы управления, стиль, или другие составляющие. Лучше всего ориентироваться в этом вопросе на самих игроков, которые с лёгкостью могут предоставить собственный список жанров компьютерных игр. В целом, можно выделить следующие основные жанры и виды компьютерных игр:

  • текстовые
  • симуляторы
  • стратегические компьютерные игры
  • аркады
  • приключения
  • ролевые игры
  • фэнтези – RPG
  • логические
  • образовательные
  • спортивные
  • MMOG и MMORPG (англ. Massively multiplayer online role-playing game)

Хотя многие виды компьютерных игр содержат в себе смешанные жанры, есть и те, которые точно попадают в заданную категорию. Так, текстовые жанры компьютерных игр – как следует из названия, это игры, которые характеризуются относительно небольшим количеством графики. Основаны, главным образом, на текстовом режиме или простых графических элементах. Данная категория уже не представляет особого интереса в тенденциях развития современных технологий, хотя и может иметь узкую группу своих поклонников.

 

Симуляторы – виды компьютерных игр

Симуляторы – отличаются в основном тем, что отражают реальные события в виртуальном мире, например, симуляторы полетов, симуляторы езды на машине, и т. д. В таких типах компьютерных игр возникают ограничения в плане физики объектов, хотя есть и исключения, например, популярная серия The Sims. Такие виды компьютерных игр, как правило, имеют учебник. Тренажеры — это такой тип компьютерной игры, в которых мы имеем возможность строить города (серия Sim City) или парки развлечений (Rolle Coaster Tycoon).

Наиболее, пожалуй, популярная игра-симуляция — серия упомянутой ранее игры The Sims, в которой есть огромные возможности для маневра. Вкратце, игра заключается в управлении виртуальной жизни Симов (эквивалент людей), которым нужно построить дом, найти работу или заботиться о наличии пищи, психологическом состоянии или приобрести знания, чтобы пробиться на более высокую должность на работе. Игра отлично подойдёт для девочек.

Создание идеальных персонажей, которые в определенном смысле отражают нас самих, позволяет реализовать свои мечты в вымышленном мире. Это способ уйти от неприятностей жизни и получить радость. Кроме того, она учит ответственности за жизнь в том смысле, что, когда „опекун” не будет удовлетворять основные потребности персонажа – он „умрет”. Так и в реальной жизни: если кто-то не заботится о нашем развитие, об удовлетворении своих основных физических, социальных и культурных потребностей, то это приводит к плачевным результатам.

Жанры симуляторы (тренажеры) компьютерных игр часто позволяют тренировать различные виды деятельности, используемые в повседневной жизни,. В них вы можете стать кем угодно, от пилота самолета, водителя формулы-1, до капитана подводной лодки или космического корабля. Симуляторы пытаются добросовестно приблизиться к действительности. К симуляторам относятся и компьютерные игры спортивного жанра. В настоящее время, пожалуй, нет вида спорта, в который мы бы не могли играть на компьютере.

 

Стратегии – типы компьютерных игр

Ещё одним видом компьютерных игр являются стратегии, которые тесно связаны с логическими играми. Такие игры требуют от игрока перспективного мышления. В такого вида компьютерных играх, выигрыш зависит не столько от случая, сколько от стратегии, знаний, планирования и предвидения последствий своих поступков. Следовательно, игрок должен подумать, чтобы хорошо сыграть данную партию. В эти видах компьютерных игр, соперником человека может быть компьютер или другой игрок. Стратегические игры делятся на:

  • классические военные стратегии
  • игры в реальном времени
  • экономические стратегии

Классические военные стратегии полагаются на управление отрядами вооруженных сил в ситуации военного конфликта, в котором игрок выступает одной из сторон. Сюжет стратегии может основываться на исторических событиях, воспроизводящие ход сражений и вооруженных конфликтов.

Жанры компьютерных игр в реальном времени называются RTS, требуют больше ловкости, чем тактического планирования.

Экономические игры основываются на стратегическом планировании и управлении большой компанией, городом, государством (Roller Coaster Tycoon, Simcity) или центром отдыха с учетом механизмов, регулирующих финансовый рынок, а также людское население. Задачей игрока является достижение максимального экономического эффекта через создание различных целевых инвестиций. Некоторые стратегические виды и типы компьютерных игр включают в себя как экономические элементы, как и военные, следовательно, их трудно квалифицировать к какой-либо категории компьютерных игр.

Если речь идет о компьютерных стратегических видах игра, то можно назвать, например, Starcraft – стратегия в реальном времени, в которой могут участвовать четыре человека. Основной сюжет касается конфликта между тремя галактическими расами. Основной целью игры является устранение всех противников. Примером этого типа игры может быть также League of Legends (сокращенно LoL). Это игра, содержит в себе элементы аркады. В двух словах речь идет о том, что друг напротив друга становятся две команды и задача каждой из них — уничтожить центральное здание базы противника, в игре преобладает разнообразие выбора персонажа – от животных с невероятными способностями и возможностями, вплоть до магов.

 

Аркадные игры – классификация компьютерных игр

Ещё одним видом жанра компьютерных игр являются аркадные игры (так называемые „перестрелки”). Это игры, в которых нужно проявить свою доблесть и ловкость (нажимать кнопки на клавиатуре компьютера или джойстика). В таких играх важна, в первую очередь, скорость и динамичное действие. Игрок не имеет времени на обдумывание, важна, в первую очередь, скорость работы. Такого типа компьютерные игры, как правило, являются кровавыми и мрачными. Характерно в них то, что играющий берет на себя роль персонажа от первого лица (FPP – с англ. First-person perspective), игрок быстро отождествляет себя с этим персонажем и наблюдает мир, показанный глазами героя. Типичными примерами этого является серия Call of Duty, Medal of Honor или Battlefield.

В ходе игры, в основном, речь идет о том, чтобы попасть в какую-то базу противника, устраняя по пути солдат или пришельцев. Отличительной особенностью компьютерных игр этого типа и вида, является проработанная трехмерная графика, благодаря которой, изображения действий и разрушения создают невероятно реалистичные впечатление.

Существует также много игр, в которой игрок выступает в роли героя, и он должен бороться со сверхъестественными персонажами, например, зомби, монстры. Он должен бороться до последнего вздоха, сделать всё, чтобы выжить и убить как можно большее количество врагов. Одним из более известных видов этих компьютерных жанров игр является Mortal Kombat, который включает в себя элементы „драки”. Цель состоит в том, чтобы кому-то сделать больно. Формально такого рода компьютерные игры запрещены для детей, доступны только с 16 лет, так как они могут формировать фальшивый образ реальности или привести к росту агрессии.

В играх survival-horror содержатся элементы насилия и агрессии, поэтому многие осуждает такого рода игры, так как они не имеют положительного (образовательного) послания. Там только нужно бороться, не иметь снисхождения, игрок должен делать всё, чтобы как можно наиболее жестоко побить противника, убить его. Такого жанра компьютерные виды игр являются угрозой для психического развития молодых людей.

 

Жанры приключенческих компьютерных игр

Приключенческие компьютерные игры являются видами относительно положительными, так как имеют в себе головоломки, ребусы, трудные ситуации, которые нужно решить. Они напоминают игры-головоломки, но ими не являются.

В жанрах приключенческих игр, пользователь берет на себя рол персонажа с точки зрения FPP (от англ. First-person perspective). Этот тип компьютерной игры характеризуется очень обширной и сложной сюжетной линией. Речь идёт о том, чтобы игрок посещал города, страны, разговаривал с каждым, с кем встречается, приобретал новые сведения в поисках артефактов. Такой жанр компьютерной игры, отличается простой графикой и лишен до минимума аркадных элементов.

Примером является, например, Syberia, Dreamfall, где преобладает поток приключений. Подобные элементы можно найти и в популярной серии компьютерных видов игр Tomb Raider, в которой игрок выступает в роли прекрасной дамы археолога Лары Крофт, осматривая мировые достопримечательности, гробницы, давно забытые объекты или различные ценные предметы. Tomb Raider является компьютерной игрой жанра TPP (от англ. Third-person perspective), то есть, действия происходят с точки зрения третьего лица. Системы TPP и FPP дополняют друг друга в большинстве игр.

 

Категория компьютерных видов игр — ролевые

Еще один вид представляют собой ролевые компьютерные игры (RPG). Отличительной особенностью игр этого компьютерного жанра является то, что игрок выступает в роли Воина (как правило, рыцаря), Мага (колдуна) или другого вымышленного персонажа, чтобы вместе с командой героев, посетить необычные страны. Такие игры и их виды, содержат мощные образы городов и объектов, представленный мир очень реалистичный и имеет много деталей. Игра предлагает карты городов или долин, в которых можно свободно передвигаться в поисках предметов, встречая и другие типы персонажей. В такого вида компьютерных играх, участник может сам решать, будет ли герой хорошим/плохим или равнодушным, иначе говоря, игрок сам строит сюжет, и каждое его решение влияет на дальнейшую судьбу игры. Очень популярная игра в стиле RPG является серия Ведьмак, Dragon Age или Guild Wars 1 и 2.

 

Логические и развивающие жанры компьютерных игр

Логические игры заключаются, в основном, в переносе на экран различных, требующих внимания и логического мышления головоломок. Наиболее известные компьютерные игры этого типа являются Шахматы, Angry Birds.

Важными являются игры развивающего жанра, они устроенны так, чтобы развивать и упорядочивать разнообразные ресурсы знаний и навыков, формирующих отношение их участников. Такие игры для детей и подростков очень ценятся, особенно в условиях обучения, так как активизируют пользователей, учат многим полезным навыкам и развивают воображение. Наиболее популярными примерами такого типа игр являются компьютерные математические игры, в которых учат правилам и принципам математики, в доступной и развлекательной форме. Математика представлена здесь в любопытном и развлекательном свете.

 

Спортивные виды компьютерных игр

Еще один положительный тип игр — это компьютерные спортивные игры. Основной их целью является развитие навыков руководства и спортивной страсти. Правда, многие из них сводится к т. н. „гонкам”, в которых игрок имеет в своем распоряжении определенный транспорт, в основном, автомобильный, и игра заключается в обгоне противников, сокращении маршрутов, получении бонусов и баллов за получение лучшего места на подиуме.

К компьютерным играм этого типа и жанра относится, в основном, серия Need for Speed. Они требуют такой же скорости и рефлексов, как и в случае аркад. К сожалению, даже в такого вида спортивных компьютерных играх можно заметить агрессию и отсутствие чувствительности на боль других.

Очень популярная игра такого вида — это Carmageddon, которая была выпущена в 2000 году. Эта игра заключается в преследовании, но также убийстве прохожих, столкновении с другими транспортными средствами. Короче говоря, за наезд на человека или животного, игрок получает очки.

 

Компьютерные MMORPG игры

Последний тип компьютерной игры, который можно представить, это игры жанра MMORPG (англ. Massively Multiplayer Online Role Playing Game). Они являются разновидностью многопользовательских сетевых игр. Сетевые игры можно разделить на: MMOG и LAN игры. MMOG (англ. Massively Multiplayer Online Role Playing Game) — это игры, которые дают возможность одновременного участия нескольких человек, связанных между собой с помощью Интернета. Игра по LAN (от англ. Local Area Network) — это игра в локальной сети, возникла из соединения нескольких компьютеров, стоящих в одном здании или соседних зданиях. От одиночной игры отличается, главным образом, тем, что соперником игрока являются другие игроки, а не только герои, созданные компьютером. Сетевые игры требуют применения новейших компьютерных технологий, доступа к интернет-сети, соединяющей локальные сети (LAN) со всего мира, а также дополнительных средств связи. Этот тип игр для детей и подростков создает новые возможности развития и новые формы воздействия на молодых людей.

В заключение следует сказать, что богатое разнообразие видов или типов компьютерных игр может будить среди заинтересованных радость и рост популярности этой формы досуга и образования. Каждый, независимо от возраста или пола, сможет найти тот жанр компьютерной игры, который будет ему наиболее по вкусу.

Нужно подчеркнуть, что наибольшую пользу приносят развивающие игры, симуляторы и некоторые приключенческие игры, так как они развивают определенные способности и помогают в общем развитии, обогащают знания и помогают в формировании конкретных навыков или отношения молодых людей и взрослых. Наиболее критикуемым типов игр являются те, которые вызывают негативные эмоции, они учат жестокости и насилия, много стратегических игр, аркад, фэнтези или некоторые спортивные игры. Они могут вызвать рост агрессии у детей и подростков, а также оказывают негативное влияние на их психику.

matrixblog.ru

Классификация и виды компьютерных игр.


⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 2

 

1)Головоломки

2)Спортивные игры

3)Азартные игры

4)Военные игры

5)Обучающие игры

6)Ролевые игры

7)Тренажерные игры

8)Шутеры (стрелялки)

9)Логические игры

10)Приключенческие игры

11)Стратегические игры

 

Все компьютерные игры условно можно разделить на ролевые и не ролевые.

Это разделение имеет принципиальное значение, т.к. ролевые игры имеют существенное различие от не ролевых.

Ролевые компьютерные игры – это игры, в которых играющий принимает на себя роль компьютерного персонажа, т.е. сама игра заставляет играющего выступать в роли конкретного или воображаемого компьютерного персонажа.

Выделение ролевых компьютерных игр из всего многообразия игр делается потому, что только при игре в ролевые компьютерные игры мы можем наблюдать процесс «вхождения» человека в игру, процесс своего рода интеграции человека с компьютером, а в другом случае — процесс утери индивидуальности и отождествление себя с компьютерным персонажем. Ролевые игры порождают качественно новый уровень психической зависимости от компьютера, нежели не ролевые компьютерные игры или любые виды неигровой компьютерной деятельности.
Мы не исключаем возможности формирования психологической зависимости от не ролевых компьютерных игр, а также от таких видов работы с компьютером как программирование или работа с Интернетом. Однако мы делаем совершенно очевидное предположение о том, что психологическая зависимость от ролевых компьютерных игр является самой мощной по степени влияния на личность играющего. Исходя из этого есть основание предположить большую опасность пагубного влияния ролевых компьютерных игр в случае злоупотребления игрой, и, наоборот, возможность применения их в качестве досуга.

Таким образом мы отбрасываем из рассмотрения не ролевые игры, а именно логические, аркадные и т.п.

 

Не ролевые игры.

Мотивация игровой деятельности основана на азарте «прохождения» и набирания очков.

Выделяются несколько подтипов:

Аркадные игры.

Как правило, не имеют сюжета или имеют, но он линейный. Все что нужно делать играющему — быстро передвигаться, стрелять и собирать очки, управляя персонажем. Эти игры безобидны в смысле влияния на личность играющего, т.к. психологическая зависимость несет кратковременный характер.

Головоломки.

К этому типу игр относят компьютерные варианты настольных игр, а также разного рода головоломки в виде компьютерных программ. Мотивация, основанная на азарте, сопряжена с желанием обыграть компьютер.

Игры на быстроту реакции.

Сюда относятся игры, в которых играющему необходимо проявлять ловкость и быстроту реакции. Мотивация — потребность «пройти» игру, набрать необходимое количество очков.

Традиционно азартные игры.

Мы употребляем слово «традиционные», т.к. нельзя назвать этот тип просто «азартными» потому, что практически все не ролевые игры являются азартными. Сюда входят компьютерные варианты карточных игр, рулетки и т.п.

Ролевые игры.

Основная их особенность — выход из настоящего мира в виртуальный мир.

Игры от первого лица.

Этот тип охарактеризован наибольшей силой «затягивания» в игру. Специфика здесь в том, что вид от первого лица провоцирует игрока к полной идентификации с персонажей из игры, к полному вхождению в роль. Через некоторое время игрок теряет связь с настоящим миром, концентрируясь на игре. Играющий может воспринять виртуальный мир всерьез и считать действия персонажа за свои.

Игры от третьего лица.

Это тип игр характеризуется меньше по сравнению с предыдущим своей силой вхождения в роль. Играющий видит себя с «со стороны» , управляя действиями этого героя.

Руководительские игры.

Так назвал потому, что в этих играх играющему предоставляется право руководить деятельностью подчиненных ему компьютерных персонажей.В этом случае играющий может выступать в роли руководителя самой различной спецификации. При этом человек не видит на экране своего компьютерного героя, а сам придумывает роль. Это единственный класс ролевых игр, где роль воображается игроками

 

 

Классификация ролевых игр.

1. Action

1.1. Fighting (Файтинг)

1.2. Arcade (Аркада)

1.3. Stealth (Стелс)

 

2. Симуляторы/Менеджеры

1.1. Технические

1.2. Аркадные

1.3. Спортивные

1.4. Спортивный менеджер

1.5. Экономические

3. Strategy (Стратегия)

4. Adventure (Приключение)

5. Музыкальные игры

6. RPG

7. Shooter (Шутер)

 

 

 

Shooter

Шутер — жанр компьютерных игр. На момент зарождения жанра укрепилось слово «шутер», как вариант описания игрового процесса и перевод для слова shooter.

Как правило, такие игры позволяют играть вам за какого-либо персонажа по определенному сюжету или без него. Вы можете, как просто передвигаться по игровому миру, так и стрелять из оружия, которое дается в игре. Такой геймплей и подходит под определение шутера. Известная многим игра Counter-Strike 1.6 — это самый яркий представитель стрелялок. Команда террористов против команды сил власти — победил тот, кто выжил. Все ясно и все понятно. Есть и другие яркие представители этого жанра. Например, Call of Duty или Battlefield. В этих играх уже добавляется больше реальности, как в виде стрельбы, так и в виде вспомогательной боевой техники, но бесспорно они все позволяют вам вдоволь пострелять.

Как ни странно, но многие игры не придерживаются одного лишь стиля «шутеров» и комбинируют разные игровые жанры. Возьмем, например, GTA 5, которая вышла в 2013 году. Эта игра позволяет бегать по игровому миру и стрелять — вроде как это стрелялка, но тем не менее, она так же позволяет, например, кататься на автомобилях. В это игре совмещено множество игровых жанров и эта игра такой же шутер, как и гоночный симулятор. Здесь все зависит от игрока и его предпочтений.
Но тем не менее можно условно считать шутерами и такие игры. Ведь главное в шутере — это возможность пострелять, не важно как и каким образом это реализовано.

 

RPG

RPGRole Play Game»)знаменитый жанр компьютерных игр, где основой игрового процесса является отыгрывание определенной роли. Игрок берет под контроль определенного героя или героиню, с набором стандартных навыков, характеристик и умений.

Играм этого жанра свойственны очень глубокие диалоги, нелинейное прохождение, использование продвинутого инвентаря и большие, открытые для исследования игровые пространства.

По мере игры, выбранный персонаж совершенствует свои навыки и умения. Своим появлением этот жанр обязан настольным ролевым играм. Сейчас в чистом виде RPG практически не встречается. В результате эволюции начинки современных игровых платформ, ролевая составляющая становится частью большинства игры, создавая новые поджанры.

Примеры: Dota 2, Warcraft, Fallout, Dark Souls.

 

 

Action

 

Action — жанр компьютерных игр, в которых успех игрока в большой степени зависит от его скорости реакции и способности быстро принимать тактические решения. Действие таких игр развивается очень динамично и требует высокую концентрацию внимания и быстрой реакции на происходящие в игре события.

Stealth.

В стелсе задача заключается в том, чтобы тихо, незаметно пробраться на определенную территорию и выполнить задание, избегая обнаружения и не привлекая лишнего внимания. Что-то вроде шпионских миссий. Примеры: Splinet Cell, Hitman, Metal Gear Solid, Thief.

Fighting.

Название говорит само за себя. Это самые обыкновенные драки, имитирующие рукопашный бой. В большинстве файтингов необходимо пройти уровень, победив в рукопашном бою одного противника или нескольких. Примеры: Mortal Kombat, Street Fighter, Tekken, Dead or Alive.

Arcade.

 

Аркада — игра, в которой игроку приходится действовать быстро, полагаясь в первую очередь на свои рефлексы и реакцию. Игровой процесс прост и не меняется в течение игры. Аркады характеризуются развитой системой бонусов: начисление очков, постепенно открываемые элементы игры и т.д.
Термин «аркада» по отношению к компьютерным играм возник во времена игровых автоматов. Игры на них были простыми в освоении. Впоследствии эти игры перекочевали на игровые приставки (консоли) и до сих пор являются основным жанром на них. Примеры: Terraria, Worms, Plant vs Zombies.

 

Strategy

 

Стратегия— жанр компьютерных игр, в котором залогом достижения победы является планирование и стратегическое мышление.

Смысл таких игр заключается в управлении определёнными ресурсами, которые необходимо преобразовать в преимущество над противником при помощи оперативного плана, разрабатываемого с учётом меняющейся обстановки. Обычными ресурсами в военных стратегиях являются войска (отдельные персонажи, подразделения или армии) и позиция, которые следует развивать и использовать для достижения преимущества и победы. В экономических стратегиях акцент ставится на развитие экономической инфраструктуры подконтрольной игроку стороны. Современные стратегические игры, как правило, соединяют в себе как военные, так и экономические признаки. В большинстве стратегий существуют экономическая (сбор ресурсов, подготовка войск) и военная составляющие части.

 

 


⇐ Предыдущая12

Рекомендуемые страницы:

lektsia.com

Виды развивающих игр

Все виды развивающих игр помогают ребенку успешно учиться и познавать окружающий мир. Подбирая «тренировки для ума», родителям следует помнить, что их правила должны соответствовать возрасту чада. Необходимо чередовать все игры, дополняя их подвижными, настольными, сюжетно-ролевыми, спортивными элементами. Тем самым приучая ребенка к здоровому образу жизни с раннего возраста.

Развитие детей через познание мира

Цель всех видов развивающих игр одна — максимально доступно объяснив малышу устройство окружающего мира, дать ему навыки, способные помочь в жизни. От того, чем занят на досуге ребенок, во многом зависит, насколько он сумеет приспособиться к окружающей действительности, какое место в ней он для себя найдет. Поэтому все развивающие игры для дошкольников должны быть разнообразными и соответствовать определенному возрасту.

Игры для развития памяти

Тренируют зрительное и слуховое восприятие, умение запоминать. Например, в игре «Чего/кого не стало?» взрослый выставляет определенное количество игрушек. Ребенок запоминает игрушки, потом отворачивается. В это время взрослый убирает одну из них и просит назвать, какой игрушки не хватает. Применяется как для малышей, так и для детей постарше, усложняя игру количеством и разнообразием предметов. Можно добавить к игрушкам книги, карандаши, машинки, мяч.

Игры на внимание

Учат наблюдательности, внимательности, сообразительности, усидчивости, умению сосредотачиваться и думать. Настольная игра «Что изменилось?» рассчитана как для маленьких, так и детей постарше. Для младших предлагаются 2 карточки: изображение дерева без листьев (зима) и с листьями (лето). Далее следует усложнение по возрасту: добавляются карточки с изображением на дереве цветов, затем плодов. Для ребят постарше на дереве появляются птицы и животные.

Логические игры

Развивают мышление, повышают умственную активность, умение рассуждать и анализировать. К примеру, в игре «Животный мир» учим ребенка выстраивать логическую цепочку. Можно использовать как карточки, игрушки, так и компьютерную игру. В игре чередуются животные: два кота, два медведя, два зайца, одна лиса. Ребенку предлагается продолжить цепочку последовательности, добавив лисе пару. Для детей постарше можно усложнить, увеличив количество игрушек и добавив геометрические фигуры. Также можно использовать набор матрешек, предложив ребенку выставить их по размеру. Собрать пирамиду, сложить пазлы.

Познавательные игры

Расширяют кругозор, любознательность, развивают интеллект, помогают ребенку получить первые необходимые знания и умения.

  • Игра «Что где растет?». Детям предложено взять карточку с изображением корзинки и собрать урожай с огорода, выбирая картинки с овощами. А в другую корзину собрать урожай из сада — фрукты. Можно разнообразить игру песенкой: «Мы ребята-молодцы, собираем огурцы и фасоль и горох. Урожай у нас неплох».
  • В игре «4 сезона» ребенку предложено одеть куклу или игрушку по временам года. Летом — летняя одежда: платье, юбка, босоножки. Осенью добавить зонтик, дождевик, резиновые сапожки. Зимой — шапка, шуба, сапоги, варежки.

В арсенале ребенка должны присутствовать все виды развивающих игр, от простых до сложных.Ведь развлекаясь, ребенок радуется, веселится, получает положительные эмоции, и самое главное — всесторонне развивается.

medaboutme.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *