Тема урока «Витамины в овощах и фруктах»
Цель урока: создание условий для формирования метапредметных умений средствами предмета “Разговор о правильном питании”.
Задачи.
Образовательные:
— познакомить с понятием — “витамины”, их разнообразием;
— исследовать блюда на наличие витаминов и выявить из них самые полезные для здоровья человека.
Развивающие:
— развивать умения определять в овощах и фруктах различные витамины;
— развивать познавательный интерес к предмету путём привлечения занимательного материала, создания проблемных ситуаций;
— развивать логическое мышление, воображение, восприятие, речь.
Воспитательные:
— воспитывать желание учиться и делать открытия;
— воспитывать умение слушать других;
— воспитывать стремление быть здоровым.
Оборудование и наглядные пособия: ИКТ, раздаточный материал, шапочки с названиями витаминов; игра “Проверь себя”; фрагменты из видео “Улица Сезам”; корзина с фруктами и овощами; костюм доктора Айболита.
Ход урока
I. Оргмомент
— Добрый день! Я вам, ребята, желаю доброго дня и хорошего настроения.
Наш настрой: Мы вместе!!!
Проверим готовность к работе:
— Руки? Дети: “На месте!”
— Ноги? Дети: “На месте!”
— Локти? Дети: “У края!”
— Спина? Дети: “Прямая!”
Начинаем наш урок.
II. Актуализация знаний.
На уроке вас ждут открытия. Какими они будут: большими или маленькими, у каждого из вас они будут свои. И еще я хочу вам дать совет «Прежде чем ответить, хорошо подумай».
Прежде, чем мы определим тему урока, давайте вспомним некоторый материал, который изучали раньше и который пригодится сегодня на уроке.
— Начнём мы наш разговор с загадки: “Что на свете дороже всего?”.
— Правильно — здоровье.
— Вспомним девиз, который поможет нам, настроиться на работу: “Я здоровье сберегу, сам себе я помогу!”.
— А одним из главных условий здоровья является правильное питание, т.к. неправильное питание приводит к болезням. А наша задача научиться заботиться о себе и быть всегда здоровыми.
— Расскажите, какие полезные продукты вы съели за неделю.
III. Создание проблемной ситуации.
— А урок я хочу продолжить с одной истории. Послушайте.
Во время одного из путешествий Христофора Колумба матросы тяжело заболели цингой. Предчувствуя свою печальную участь, они попросили высадить их на один из необитаемых островов, чтобы их тела не достались на съедение рыбам. Колумб удовлетворил просьбу умирающих. Каково же было удивление участников путешествия, когда через несколько месяцев, возвращаясь тем же путем, они заметили с острова сигналы и нашли всех матросов живыми и здоровыми. Остров назвали “Кюрасао”, по-португальски — это означает “оздоравливающий”.
Что же спасло моряков от гибели?
Дети: Может, какие-то полезные растения.
— А что может быть полезного в растениях?
Дети: Витамины.
— А что такое витамины?
“Вита” в переводе с латинского языка “жизнь”. Витамины – это такие вещества, которые помогают детям, расти крепкими и здоровыми. И растения, и животные сами могут вырабатывать витамины, а вот человек этого делать не может. Поэтому человек должен получать витамины с пищей.
Витамины – жизненно необходимые вещества, недостаток которых вызывает сначала недомогание, а в некоторых случаях и различные заболевания.
— И помогут нам узнать об этом, наши друзья с улицы Сезам. Каждую неделю мы встречаемся с ними на страницах тетради “Разговор о правильном питании”.
Звучит музыка из передачи “Улица Сезам”.
— О каком пире говорят нам наши друзья? (Об овощах и фруктах)
— Почему они завели разговор о них?
(Потому что больше всего витаминов содержат овощи и фрукты)
IV. Сообщение темы и цели урока.
— Какова тема урока? (“Витамины в овощах и фруктах”).
— На какой вопрос мы получим ответ в ходе работы на сегодняшнем уроке? (Какие витамины есть в овощах и фруктах)
Как вы думаете, вы все знаете? А хотите продолжить изучение дальше и ещё что-нибудь узнать?
V. Организация деятельности учащихся по усвоению новых знаний.
— А какие бывают витамины, мы сейчас узнаем!
1. Если вы хотите хорошо расти, хорошо видеть и иметь крепкие зубы, вам нужен я! Витамин А!
— Что лежит в корзине у витамина А?
— Ребята, где содержится Витамин А и для чего он нужен? (Капуста, помидоры, морковь, огурцы)
(Подготовленные дети рассказывают об овощах и фруктах)
1. Привязан кустик к колышку.
На кустике – шары:
Краснеют от жары. (Помидоры)
Помидор, или томат, попал к нам из Южной Америки. Сначала томат служил для украшения клумб и подоконников. Их называли “золотые яблоки”. Сначала плоды были маленькие, как вишенки. Затем его стали выращивать как лекарственное растение, и только потом он поселился на огородах и его стали употреблять в пищу.
2. Расту в земле на грядке я,
Красная, длинная, сладкая. (Морковь)
Первые упоминания о моркови прозвучали более 3000 лет назад. В моркови содержится большое количество витамина А, который укрепляет организм и защищает его от инфекций, а так же положительно действует на зрение. Однако морковь — это не только копилка витамина А. В ней содержится чуть ли, не весь витаминный алфавит.
3. На июньской грядке
Все у нас в порядке!
Строем, словно молодцы,
Зеленеют… (Огурцы)
Я расскажу легенду.
Однажды турецкий султан Магомет Второй, жестокий и жадный, приказал вскрыть живот семи своим придворным, чтобы узнать: кто из них осмелился покуситься на присланный ему в подарок огурец.
2. А о следующем витамине вы узнаете от нашего гостя.
(Входит доктор Айболит)
— Если вы хотите реже простужаться, быть бодрыми, быстрее выздоравливать при болезни, вам нужен Витамин С!
— Что лежит у меня в корзине? (Лук, чеснок, лимон, картофель, апельсин, банан)
— Я хочу немного рассказать об этих продуктах.
Лук и чеснок известны людям более 6000 лет. С давних пор они славились своими лечебными свойствами. Вдыхание паров лука и чеснока хорошо помогает при кашле, ангине. Кашица лука и чеснока помогает при насморке. Оба эти растения служат нам и пищей, и лекарством.
В долине реки Нила сохранилась пирамида Хеопса, величайшее из каменных сооружений мира высотой 146 м. 20 лет строили эту пирамиду рабы. Чтобы они не болели, им каждый день давали лук и чеснок. За 20 лет истрачено на лук и чеснок 40 тонн чистого золота.
О лимоне люди знают уже более 3000 лет. Как утверждают ботаники, его родиной является Индия. Лимон богат аскорбиновой кислотой, то есть витамином С, который повышает сопротивляемость организма к инфекционным болезням, особенно простудам. Вот почему врачи рекомендуют лимон как профилактическое средство от гриппа.
От гибели спасли моряков от цинги росшие на острове растения, плоды, в которых в избытке содержался витамин С, а также дикий чеснок.
— Ребята, где содержится Витамин С и для чего он нужен?
3. Если вы хотите быть сильными, иметь хороший аппетит и не хотите огорчаться и плакать по пустякам, вам нужен я! Витамин В!
— Что лежит в корзине у витамина В вы узнаете, прочитав это стихотворение. (Тексты стихотворения у детей на столах)
Растут у тёти Зины
Живые витамины.
Витамины разные:
Зелёные и красные.
Растёт свёкла на грядке,
Вкуснее шоколадки.
И репа, салат, сельдерей
Что может быть важней?
Яблоки, груши — высший сорт,
Не фазенда, а курорт.
Живые витамины
Растут у тёти Зины,
Мы их на именины
Собрали две корзины!
— Ребята, где содержится Витамин В и для чего он нужен? (Свёкла, репа, листовой салат и яблоки, груши). Витамин В находится также в овсянке, чёрном хлебе.
4. Витамин Р помогает работать самому главному органу человека – сердцу.
Игра “Мозговой штурм”
Я читаю загадки, хором говорим отгадки.
Близнецы на тонкой ветке
Все лозы родные детки.
Гостю каждый в доме рад.
Это сладкий … (Виноград)
Только снег сойдет весной,
Ты киваешь головой!
Первой зелени подружка —
Раскудрявая… (Петрушка)
Если красный твой стручок —
Горький, злой ты старичок!
Твоя горечь убежала,
Ты гордишься сочным тельцем,
То зовешься сладким… (Перец)
— Так в каких продуктах встречается витамин Р?
Витамин Д: Он очень нужен для костей. Если в питании малышей не хватает витамина Д, у них развивается рахит, ножки могут на всю жизнь остаться кривыми. И ещё витамин Д сохраняет нам зубы. Без него зубы становятся мягкими и хрупкими.
Назовите продукты, в которых содержится витамин Д? (Рыба, морепродукты, творог, желток яйца)
А) Рыбий жир всего полезней,
Хоть противный — надо пить.
Он спасает от болезней.
Без болезней лучше жить.
— Работаем в парах. Перед вами листочки найди и раскрась продукты, в которых содержится витамин Д.
Конечно, в овощах и фруктах содержится не один какой – то витамин, а несколько, а также присутствуют другие полезные вещества - минералы. Например, железо, кальций, магний, фосфор и другие. Но мы выбрали тот, который больше всего содержится в продукте.
Если у человека недостаточно витаминов и других веществ, то особенно осенью и весной, может наступить авитаминоз. Человек выглядит вялым, ему хочется спать, часто болеет. Лучше всего овощи употреблять в свежем виде, так как при варке они теряют часть своих полезных веществ, а приготовленный салат нельзя оставлять на другой день, так как он сохраняет полезные качества только в течение 6 часов. Фрукты можно есть и в виде сока.
V. Работа творческих групп.
— А, сейчас, мы с вами будем работать в группах.
Мы должны выяснить, какой рецепт блюда полезнее, в конце каждая команда должна сделать вывод.
1 команда. Салат “Фруктовый”:
Яблоко | В | |
Апельсин | С | |
Банан | С | |
Груша | В | |
Виноград | Р |
Фрукты помыть, нарезать и заправить все йогуртом.
Вывод: есть витамины В, С, Р, но нет витамина А. Все фрукты свежие.
2 команда. Салат “Весенний”:
Помидор | А | |
Огурец | А | |
Перец | Р | |
Лук | С |
Овощи помыть, нарезать и заправить растительным маслом.
Вывод: есть витамины А,Р,С, но нет витамина В, все овощи свежие.
3 команда. Суп “Овощной”
Картошка, | С | |
Капуста, | А | |
Лук, | С | |
Морковка, | А | |
Горох, | В | |
Петрушка | Р | |
Свёкла. | В |
Ох!
И суп овощной получился неплох.
Овощи помыть, нарезать, отварить.
Вывод: есть все витамины, но вареные овощи теряют много витаминов.
Делаем один вывод: все салаты и супы полезны, так как в них содержатся разные витамины и в разных количествах, но полезнее все-таки те, которые не надо отваривать.
5. Вот какие полезные овощи и фрукты! Про них даже пословицы и поговорки придумали!
Если будешь есть морковку, будешь бегать стометровку.
Если съешь ты огурец, будешь просто молодец!
Положи лимончик в чай — выпей витаминный рай!
Чеснок да лук от семи недуг!
Яблоки ешь по утрам – не будешь ходить к докторам.
Лучше всякой таблетки, ягодки с ветки.
Ни один рот без капусты не живет.
1. Сценка “Витамины”
Айболит: Познакомьтесь — витамины А, В, С, Д, К
и Е.
Нынче к доброй медицине они покажут путь тебе.
Витамин А: Чтобы были вы красивы,
Витамин В: Чтобы не были плаксивы,
Витамин С: Чтоб в руках любое дело
Дружно спорилось, кипело!
Витамин К: Чтобы громче пелись песни,
Витамин Е: Жить чтоб было интересней,
Витамин Д: Нужно сильным стать, здоровым,
Есть творог, сметану, плов,
Соки пить и молоко.
Витамины (хором): Эти истины не новы!
Айболит: Витамины — это жизнь!
С ними нужно всем дружить!
У тебя болезней нет!
Дам тебе такой совет:
Витамины потребляй
И здоровье прибавляй!
Все: Все, и взрослые, и дети,
Помните вы наш совет:
Круглый год — зимой и летом —
Без витаминов жизни нет!
— Ребята, а вы знаете, что кроме витаминов, которые содержат овощи и фрукты, они “лечат” многие болезни.
Советы доктора Айболита.
При простуде надо пить чай с малиной.
От насморка полезен свекольный сок.
При кашле пьют настой редьки с медом.
От головной боли помогает избавиться капустный лист.
Не заболеть гриппом помогает лук и чеснок.
VI. Итог.
— Какие задачи мы ставили в начале урока?
Игра «10 секунд» (каждый одним предложением говорит, что нового узнал на уроке).
— Ребята, вот какой пир витаминов приготовили нам наши друзья Зелибоба, Кубик и Бусинка. Витамины повышают наше настроение и укрепляют здоровье, а это главное. Ешьте больше овощей и фруктов и будете здоровы!
И в подарок наши друзья угощают фруктами со своего сада!
“Витамины в овощах и фруктах”.
Мы привыкли воспринимать еду как средство утоления голода. Но не надо забывать и о том, что многие продукты могут лечить болезни. В первую очередь это касается детей. Обеспечьте ребенка здоровым питанием. Ведь детский организм восприимчивее взрослого. А значит, полезная еда не только придаст ребенку силы, но и организм витаминами и микроэлементами. Это один из эффективных способов вернуть малышу хорошее самочувствие!
● Естественные антибиотики. Некоторые продукты можно назвать естественными антибиотиками. Лук, чеснок, сельдерей, морковь, яблоко, оливковое масло обладают мощным противовоспалительным действием. Мед хорош вместе с молоком или редькой.
● Продукты для нормализации пищеварения. Отдельная группа лакомств помогает нормализовать процесс пищеварения.
● Черника, банан, корица остановят у ребенка диарею. А кислые яблоки, сырая и вареная свекла, морковный и сливовый соки, наоборот, избавят от запора. С коликами у ребенка справятся укроп и фенхель. Кормящей маме достаточно понемногу пить отвар этих трав, чтобы застраховать грудничка от болезненных ощущений.
● Питание — портив стресса. Такие неприятности, как чрезмерное напряжение нервной системы и бессонница у ребенка, устранят антистрессовые продукты. Это макароны из твердых сортов пшеницы, каши, печенный в кожуре картофель. В список можно включить и твердые сыры (ребенку стоит попробовать их после года). Там есть ценное вещество триптофан. Оно действует расслабляюще на нервную систему. Есть еще один важный нюанс, которым не стоит пренебрегать. Что бы вы ни готовили, делайте это с радостью и с хорошим настроением. Тогда каждая ложка еды принесет ребенку удовольствие и пользу.
Овощи: морковь, томат и брокколи – витаминная зарядка. Независимо от цвета кожуры и сочности, каждый овощ – это своеобразное природное средство для укрепления здоровья.
Брокколи диетологи рекомендуют маленьким детям при анемии и для ее профилактики. Кружевные соцветия темно-зеленой капусты богаты железом, калием, магнием, фолиевой кислотой.
Морковь рекомендуют детям для улучшения зрения и состояния кожи. Это происходит благодаря наличию каротиноидов, входящих в состав оранжевого корнеплода. Ее можно тушить на гарнир, грызть сырой или измельчать на терке для приготовления салата. Но не забудьте о том, что морковь приносит пользу только в сочетании со сливочным или растительным маслом.
Томаты снимут проблему нехватки витаминов в организме ребенка. Они – рекордсмены по количеству полезных веществ.
Фрукты: бананы, персики, виноград богаты железом и усиливают аппетит
Разноцветные плоды – яркий пример сочетания удовольствия, красоты и пользы.
Яблоки содержат железо, аскорбиновую и фолиевую кислоту, рутин. В них содержится и достаточное количество пектинов. Без этих фруктов не обойтись при коррекции железодефицитных состояний.
Бананы особенно нужны детям с ослабленными защитными функциями организма и при авитаминозе. Их нежная мякоть богата витаминами А и группы В, фосфором, железом и магнием.
Персики стимулируют выработку желудочного сока и повышают аппетит. Особенно полезны эти фрукты детям с плохим аппетитом.
Виноград способствует полноценной работе почек и сердечной мышцы. Кроме того, он укрепляет стенки сосудов и улучшает свертываемость крови.
Дидактическая игра.
Овощи и фрукты –полезные продукты.
Витамины нам нужны — для здоровья всем важны.
Нужно с витаминами дружить
Надо овощи любить
Все без исключения
В этом нет сомнения.
Тот, кто много ест морковки
Станет сильным, крепким, ловким
А кто любит, дети, лук –
Вырастает быстро вдруг
Кто капусту очень любит
Тот всегда здоровым будет.
Цель игры:
Дать детям знания о витаминах, об их пользе для здоровья человека, о содержании тех или иных витаминов в овощах и фруктах (Закрепить у детей знания о том, что в продуктах содержаться важные для здоровья вещества-витамины.)
Для формирования здорового образа жизни учить ребенка заботиться о своем организме, не вредить ему. Воспитывать желание у детей есть овощи и фрукты, чтобы противостоять болезням.
Задачи:
1 Закреплять знание о пользе овощей и фруктов для здоровья.
2 Закреплять умение классифицировать фрукты-овощи.
3 Вызывать у детей желание заботиться о своем здоровье.
4 Развивать внимание, мышление, воображение, активный и пассивный словарь;
5 Формировать интерес к работе с цветом.
6 Развивать точность цветовосприятия,
7 Коррекция возбудимости, тревожности, гиперактивности с помощью цветотерапии. 8 Воспитывать бережное отношение к окружающему миру.
Варианты игры.
- Помоги Красной шапочке собрать витаминные продукты для бабушки.
- Овощ, фрукт в свою корзинку, где живёт его витаминка.
( Предложить ребенку разложить овощи, фрукты в соответствии с витаминами, которые в них содержаться.)
- Придумать салаты из овощей, фруктов.
- Отгадай загадку-найди отгадку.
- Классификация «Овощи -фрукты»
- Найди такой же по цвету, форме, размеру
- Что лишнее?
1 Вариант
«Помоги Красной шапочке собрать витаминные продукты для бабушки»
Красная Шапочка:
— Здравствуйте, ребята! Меня зовут Красная Шапочка. У меня есть любимая бабушка, она старенькая и часто болеет. Вот и сейчас она простудилась. Не рассказывает мне сказки, не вяжет чулочки, не печёт пироги, а всё время чихает, охает и ахает. Когда бабушка болеет, мы с мамой приносим ей гостинцы. Что бы ей собрать в гостинец на этот раз, чтобы она поскорее выздоравливала? Как ей помочь?
Педагог:
— Думаю, Красная Шапочка, что мы с ребятами сможем тебе помочь собрать полезный и вкусный гостинец для бабушки. Правда, ребята?
Красная Шапочка:
-Буду очень благодарна.
Педагог:
-Действительно иногда бывает так, что люди болеют, но надо стараться быть здоровыми. Если вы хотите быть здоровыми, веселыми, крепкими, работоспособными, если хотите бороться с разными микробами, не поддаваться никаким болезням – каждый день надо: заниматься зарядкой, гулять на улице, кушать больше полезных продуктов.
-Ребята, какие полезные продукты вы знаете? (ответы детей).
-Почему мы называем их полезными? (ответы детей).
-Да действительно ягоды, овощи и фрукты – основные источники витаминов и минеральных веществ. Большинство витаминов не образуются в организме человека и не накапливаются, а поступают только вместе с пищей. В природе витамины образуют в растениях, поэтому плоды, овощи, фрукты служат людям основным источником поступления витаминов в организм. Каждая травинка, каждый листик ловят солнечные лучи – источник жизни. Солнечный луч упадет на зеленый фрукт, ягодку, овощ и погаснет, но не пропадет, с его помощью в каждой ягодке, в каждом фрукте, в каждом овоще возникнут необходимые витамины.
-Давайте каждый из вас положит в корзинку Красной Шапочки тот гостинец для бабушки, который он считает самым полезным и назовет нам витамин, который в нём содержится. (ответы детей, например; «Я кладу морковь – это овощ, в ней содержится витамин А, он полезен для зрения, кожи, зубов и костей).
-Молодцы ребята, как много витаминных гостинцев вы приготовили для бабушки.
Красная Шапочка:
-Какие вы умные ребята, теперь и я знаю про полезные витаминные продукты, и всегда буду приносить их бабушке, чтобы она не болела.
2 Вариант
«Овощ, фрукт в свою корзинку, где живёт его витаминка»
(Предложить ребенку разложить овощи, фрукты в соответствии с витаминами, которые в них содержаться.)
Педагог:
-Солнышко помогает нашим фруктам, ягодам, овощам поспеть. Давайте и мы с вами представим что мы все одно большое солнышко. (Дети берутся за руки, образуют большой круг, выполняют команды педагога. Вытянули ручки-лучики вверх, дотянулись, обняли друг друга и т.д.
-Молодцы, ребята. А теперь, закроем глаза, вместе скажем: «Красное солнышко ярко свети, нам подарки принеси». (педагог выносит разнос с овощами, фруктами и ягодами).
-Вот посмотрите на это блюдо – здесь собрались разные овощи, ягоды и фрукты. А вот корзины, в которых живут витаминные продукты (педагог рассказывает и раскладывает продукты по корзинам в зависимости от содержания витаминов)
Первая корзина-Витамин А: полезен для кожи, зрения, зубов, костей, встречаюсь в…
Вторая корзина-Витамин В: укрепляет организм, необходим для работы нервной системы, Третья корзина-Витамин С: закаливает организм, оказывает благоприятное действие на зубы и кости, встречается в…
-Вот и разбежались все продукты по своим корзиночкам.
3 Вариант
«Отгадай загадку-найди отгадку»
Педагог:
-В природе витамины образуют в растениях, поэтому плоды, овощи, фрукты служат людям основным источником поступления витаминов в организм. Каждая травинка, каждый листик ловят солнечные лучи – источник жизни. Солнечный луч упадет на зеленый фрукт, ягодку, овощ и погаснет, но не пропадет, с его помощью в каждой ягодке, в каждом фрукте, в каждом овоще возникнут необходимые витамины.
-Давайте поиграем в игру «Подарки Красного солнышка». (дети отгадывают загадки и выкладывают на солнечные лучики отгадки-подарки.)
4 Вариант
«Дошколята-поварята»
Придумать салаты из овощей, фруктов.
Красная Шапочка: Здравствуйте, ребята! Меня зовут Красная Шапочка. У меня есть любимая бабушка, она старенькая и часто болеет. Вот и сейчас она простудилась. Не рассказывает мне сказки, не вяжет чулочки, не печёт пироги, а всё время чихает, охает и ахает. Когда бабушка болеет, мы с мамой приносим ей гостинцы. Что бы ей собрать в гостинец на этот раз, чтобы она поскорее выздоравливала? Как ей помочь?
— Думаю, Красная Шапочка, что мы с ребятами сможем тебе помочь собрать полезный и вкусный гостинец для бабушки. Правда, ребята?
А ещё Красная Шапочка, наши ребята расскажут тебе, что ты можешь приготовить из этих продуктов для бабушки. Правда, ребята?
-Скажите ребята, что можно приготовить из овощей? (ответы детей).
-Что можно приготовить из фруктов? (ответы детей).
-Что можно приготовить из ягод? (ответы детей).
-Молодцы ребята! Сколько полезных и вкусных блюд назвали.
5 Вариант
Классификация «Овощи -фрукты»
6 Вариант
Найди такой же по цвету, форме, размеру
7 Вариант
Что лишнее?
Загадки.
Овощи и фрукты-полезные продукты.
В летнем солнечном саду
Зреют фрукты на виду.
Только нужно не лениться,
Отгадать их потрудиться.
Далеко на юге где – то
Он растет зимой и летом.
Удивит собою нас
Толстокожий … (ананас).
Желтый цитрусовый плод
В странах солнечных растет.
Но на вкус – кислейший он,
А зовут его … (лимон).
С виду он как рыжий мяч,
Только вот не мчится вскачь.
В нем полезный витамин –
Это спелый … (апельсин).
Близнецы на тонкой ветке,
Все лозы родные детки.
Гостю каждый в доме рад.
Это сладкий … (виноград).
Все о ней боксеры знают,
С ней удар свой развивают.
Хоть она и неуклюжа,
Но на фрукт похожа … (груша).
Чтоб здоровым, сильным быть
Нужно с витаминами дружить
Надо овощи любить
Все без исключения
В этом нет сомнения.
Тот, кто много ест морковки
Станет сильным, крепким, ловким
А кто любит, дети, лук –
Вырастает быстро вдруг
Кто капусту очень любит
Тот всегда здоровым будет,
Вот стручок – огромный дом,
Поселились братцы в нем.
Каждый братец – скоморох,
А стручок этот — … (горох).
Под землей живет семья:
Папа, мама, деток тьма.
Лишь копни ее немножко –
Вмиг появится … (картошка).
Спит на грядке под листом,
Да еще храпит притом.
Видит пятый сладкий сон
Лежебока — … (патиссон).
Наш лиловый господин
Среди овощей один.
Он французский граф де Жан,
А по-русски — … (баклажан).
Кто разлегся среди грядки,
Кто играть не любит в прятки?
Вот Емеля – простачок,
Белобокий … (кабачок).
Что за скрип, что за хруст?
Это что еще за куст?
Как же быть без хруста,
Если я ….(капуста)
Я — Королева среди овощей,
Без меня не сварить вкусных щей,
А какие вкусны Пироги капустные! (Капуста)
Я — приправа в каждом блюде
И всегда полечен людям Угадали?
Я — наш друг
Я — простой зелёный лук.
Он круглый и красный,
Как глаз светофора.
Среди овощей нет сочней …(помидора)
Про меня рассказ не длинный
Кто не знает витамины?
Пей всегда морковный сок
Будешь строен и высок (Морковь)
Фрукты и овощи для детей
- Дары природы.
- Не ешь — меня!
- Максимум пользы.
- Великолепная семерка.
1. Дары природы.
Самые почитаемые завсегдатаи меню малыша, конечно, овощи и фрукты. Правда, не все они для крохи безопасны… Как же разобраться в дарах природы, чтобы угощаться ими без ущерба для здоровья?
В отличие от молочных продуктов, растительные не часто вызывают аллергию, они легче усваиваются организмом и активизируют пищеварение. Витамины и микроэлементы, содержащиеся в овощах, способствуют усвоению других веществ. Например, животный белок усваивается организмом значительно лучше в присутствии витамина С. Для этого достаточно запивать мясные блюда апельсиновым соком или слегка поливать рыбу лимонным.
2. Не ешь — меня!
К сожалению, не все овощи и фрукты являются абсолютно безопасными для детей. Во-первых, это связано с индивидуальными особенностями ребенка, его склонностью к аллергии. Если в первые месяцы жизни у малыша наблюдались проявления аллергии, врачи рекомендуют исключить из рациона яркоокрашенные овощи и фрукты (например, красные яблоки, помидоры) и начинать прикорм с каш. Расширять рацион маленького аллергика следует с осторожностью, вводя продукты последовательно и наблюдая за реакцией. Следует также помнить, что кислые фрукты могут вызвать раздражение слизистой желудка, белокочанная капуста усиливает газообразование в кишечнике, а сырая морковь слабит.
Еще одна опасность кроется в качестве самих растительных продуктов. К примеру, тех, при возделывании которых использовались определенные виды удобрений, а также тех, что выращивались в условиях недостатка света. На ранней стадии роста плоды накапливают нитраты, чтобы использовать их для дальнейшего развития. Таким образом, недозрелые фрукты и овощи небезопасны. Чтобы защитить кроху от нитратов, выбирайте спелые плоды среднего размера.
3. Максимум пользы.
Самые полезные овощи и фрукты — это выращенные в. своем огороде и съеденные вскоре после сбора. Во-первых, вы можете быть уверены, что никакие вредные вещества (удобрения, защита от насекомых) для их выращивания не использовались. Во-вторых, в них сохранился максимум витаминов. Некоторые витамины разрушаются при длительном хранении (например, при транспортировке из солнечных регионов), во время варки, при заморозке и консервировании. Особенно легко разрушается витамин С. Для его лучшего сохранения следует чистить и нарезать овощи непосредственно перед приготовлением. Сохранению витамина С способствует кислая среда — например, немного сока лимона. добавленного в салат или винегрет. А вот бета-каротин (провитамин А), наоборот, мало разрушается при варке, но быстро теряет свои свойства в кислой среде.
4. Великолепная семерка.
Сложные компоненты пищи, поступающие в желудок, расщепляются до более простых веществ, которые затем усваиваются организмом. Регуляторами обмена веществ выступают ферменты. Согласно исследованиям биологов выработка ферментов зависит от наследственности. Человек лучше усваивает те продукты, которые выращены на его родине и приготовлены привычным для его предков способом. Так что местные, пусть и неказистые, яблоки и груши принесут ребенку больше пользы, чем красавец ананас или манго с глянцевыми боками…
Вот они. самые родные, самые низкоаллергенные и самые полезные!
О Груша.
- Богата фруктозой, каротином и клетчаткой.
- Природный антибиотик, обладает противовоспалительными свойствами; ее рекомендуют включать в рацион детей во время и сразу после болезни.
- Мякоть груши нежнее, чем яблочная, и легче усваивается, поэтому она вполне может оспорить пальму первенства у яблока в роли первого прикорма (желательно давать спелые груши местного происхождения).
- Хорошо восстанавливает силы и снимает усталость.
Компот из груш (от 6 месяцев)
Возьмите:
♦ 300 г груш
♦ 40 г сахара
Приготовление
Груши очистите, разрежьте на 4 части, выньте сердцевину. Сварите сироп из 0,5 л воды, 1 стол, ложки лимонного сока и сахара. Опустите груши в сироп, варите на медленном огне до мягкости. Выньте груши, сироп проварите еще немного, до легкого загустения, залейте им груши. Подавайте напиток теплым.
О Слива.
- Отличается высоким содержанием органических кислот, фосфора, калия.
- Обладает мочегонным, желчегонным и выраженным слабительным действием. При чрезмерном употреблении может вызвать повышенное газообразование и диарею. Детям можно давать в умеренных количествах, начиная с года.
- При регулярном употреблении способствует профилактике сердечнососудистых заболеваний, а также полезна при почечной недостаточности.
- Обладает дезинфицирующим действием.
Гренки со сливами (от 2 лет)
Возьмите:
♦ ломтики хлеба
♦ свежие или замороженные сливы (3 сливы на один ломтик)
♦ сливочное масло и сахар по вкусу
Приготовление
С хлеба срежьте корочки, сливы разрежьте пополам вдоль.
Выложите по 6 половинок сливы на каждый ломтик хлеба, сверху в углубления от косточек положите немного сливочного масла, посыпьте сливы сахаром. Выложите на смазанный маслом противень, накройте бутербродики сверху фольгой или пергаментом. Запекайте в духовке около получаса, пока сливы не станут мягкими.
О Яблоко.
- Ценно микроэлементами (особенно калием и железом), витамином С, клетчаткой.
- Предотвращает развитие железодефицитной анемии и сердечнососудистых заболеваний, стимулирует пищеварение, укрепляет иммунитет.
- Не вызывает аллергии, широко используется как первый прикорм. Детям до года яблоко трут на терке непосредственно перед употреблением, детям постарше предлагают очищенные от кожуры кусочки. Малыш старше 2 лет может есть цельное яблоко.
- Помните, что в кожуре содержится больше полезных веществ, чем в мякоти, однако, если яблоко имеет яркую блестящую поверхность, вероятнее всего, ее дополнительно обрабатывали вредными веществами.
Яблоко, печенное с сахаром (от 1 года)
Возьмите:
♦ яблоки кислых сортов — например, антоновку
♦ сахар(или сахарная пудра) из расчета 1 чайная ложка на 1 яблоко
Приготовление
Из яблока выньте сердцевину, положите его в форму для запекания, отверстие фрукта наполните сахаром, на дно формы налейте немного воды. Пеките до готовности (пока яблоко не станет мягким).
О Кабачок.
- Содержит аскорбиновую кислоту (витамин С), каротин, пектиновые вещества, калий, кальций, магний, железо.
- Благодаря низкой калорийности (на 95 % кабачок состоит из воды) и сравнительно низкому содержанию клетчатки кабачок легко усваивается, не раздражает желудок и может использоваться во время любых диет.
- Обладает несильным мочегонным действием.
- Сохраняет полезные свойства при длительном хранении, i/ Рекомендуется педиатрами в качестве первого прикорма (от 5-6 месяцев).
Кабачковые оладьи (от 1,5 лет)
Возьмите:
♦ 200 г кабачков
♦ 100 г муки
♦ 1 яйцо
♦ соль по вкусу
♦ растительное мало для жарки
Приготовление
Очищенные от кожуры кабачки освободите от сердцевины (семян), натрите на средней терке. Смешайте их с мукой и яйцом, посолите. Жарьте до золотистого цвета. Подавайте со сметаной.
Морковь.
- Лидер по содержанию бетакаротина, из которого в организме синтезируется витамин А, необходимый для нормального развития костной системы, сохранения зрения, укрепления иммунитета. Витамин А усваивается только в присутствии жиров. Поэтому в тертую морковь или свежевыжатый морковный сок необходимо добавлять сливки, сметану.
- Отличное средство от запора.
- Как и все яркие овощи-фрукты, морковь может вызывать аллергию. Вводить ее в рацион малыша следует не ранее 7-8 месяцев.
Запеканка из моркови (от 2 лет)
Возьмите:
♦ 400 г моркови
♦ 20 г масла
♦ 10 г муки
♦1 яйцо
♦ 100 мл молока
♦ соль и сахар по вкусу
Приготовление
Морковь натрите на крупной терке, тушите в небольшом количестве воды с добавлением сахара 15 минут. Приготовьте соус из молока и муки, соедините с морковью, добавьте желток, а затем взбитый в пену белок. Смажьте форму для запеканки маслом, выложите морковь, тушите около получаса.
Капуста белокочанная.
- Помимо клетчатки и Сахаров в капусте содержится белок, богатый незаменимыми аминокислотами.
- Содержит очень много витамина С (больше, чем в апельсине и лимоне), причем представлен он в виде так называемого аскорбигена — особой формы аскорбиновой кислоты, которая почти не разрушается при хранении.
- Капуста, особенно сырая, может вызвать метеоризм, поэтому давать ее детям следует с осторожностью, только после года и сначала в вареном виде. В кочерыжке могут накапливаться нитраты, так что эта часть капусты не должна использоваться в пищу.
Котлеты из свежей капусты (ОТ 3 лет)
Возьмите:
♦ 400 г капусты
♦ 20 г лука
♦ 30 г масла
♦ 10 г муки
♦ 100 мл молока
♦ 1 яйцо
Приготовление
Мелко порубите капусту. Опустите ее в кипяток, прокипятите несколько минут, откиньте на дуршлаг. На сковороде обжарьте нарезанный лук, добавьте к нему капусту и тушите до мягкости.
Приготовьте соус: в растопленное масло всыпьте муку (не размешивайте!), доведите до кипения, добавьте молоко, варите на маленьком огне 15 минут, постоянно помешивая. Вмешайте в соус тушеную капусту, добавьте желток, остудите, выложите массу на муку и разделите ее на котлетки. Смажьте каждую яичным белком и жарьте до золотистого цвета.
Тыква.
- Содержит калий, магний, фосфор, железо.
- Улучшает работу желудочно-кишечного тракта, усиливает водно-солевой обмен, обладает успокаивающим действием, укрепляет иммунитет.
- Нежная мякоть тыквы позволяет использовать ее для приготовления диетических блюд.
- В тыкве, как и в моркови, много каротина, поэтому вводить ее в рацион аллергиков следует осторожно.
Каша с тыквой (от 1,5 лет)
Возьмите:
♦ 500 г тыквы
♦ 100 г пшена или риса
♦ 250 мл молока
♦ 1 стол, ложку сахара
♦ сливочное масло для заправки
♦ соль по вкусу
Приготовление
Тыкву очистите от кожуры и семян, нарежьте кубиками, залейте стаканом кипятка, добавьте сахар и варите около получаса до полуготовности. Если необходимо, доливайте воду. Затем добавьте промытую крупу, залейте молоком, доведите до кипения и варите на маленьком огне еще около получаса. Посолите. В готовое блюдо добавьте масло.
Витамины для детей фрукты овощи их польза
Мы привыкли воспринимать еду как средство утоления голода. Но не надо забывать и о том, что многие продукты могут лечить болезни.
“Витамины в овощах и фруктах”.
Мы привыкли воспринимать еду как средство утоления голода. Но не надо забывать и о том, что многие продукты могут лечить болезни. В первую очередь это касается детей. Обеспечьте ребенка здоровым питанием. Ведь детский организм восприимчивее взрослого. А значит, полезная еда не только придаст ребенку силы, но и организм витаминами и микроэлементами. Это один из эффективных способов вернуть малышу хорошее самочувствие!
● Естественные антибиотики. Некоторые продукты можно назвать естественными антибиотиками. Лук, чеснок, сельдерей, морковь, яблоко, оливковое масло обладают мощным противовоспалительным действием. Мед хорош вместе с молоком или редькой.
● Продукты для нормализации пищеварения. Отдельная группа лакомств помогает нормализовать процесс пищеварения.
● Черника, банан, корица остановят у ребенка диарею. А кислые яблоки, сырая и вареная свекла, морковный и сливовый соки, наоборот, избавят от запора. С коликами у ребенка справятся укроп и фенхель. Кормящей маме достаточно понемногу пить отвар этих трав, чтобы застраховать грудничка от болезненных ощущений.
● Питание — портив стресса. Такие неприятности, как чрезмерное напряжение нервной системы и бессонница у ребенка, устранят антистрессовые продукты. Это макароны из твердых сортов пшеницы, каши, печенный в кожуре картофель. В список можно включить и твердые сыры (ребенку стоит попробовать их после года). Там есть ценное вещество триптофан. Оно действует расслабляюще на нервную систему. Есть еще один важный нюанс, которым не стоит пренебрегать. Что бы вы ни готовили, делайте это с радостью и с хорошим настроением. Тогда каждая ложка еды принесет ребенку удовольствие и пользу.
Овощи: морковь, томат и брокколи – витаминная зарядка. Независимо от цвета кожуры и сочности, каждый овощ – это своеобразное природное средство для укрепления здоровья.
Брокколи диетологи рекомендуют маленьким детям при анемии и для ее профилактики. Кружевные соцветия темно-зеленой капусты богаты железом, калием, магнием, фолиевой кислотой.
Морковь рекомендуют детям для улучшения зрения и состояния кожи. Это происходит благодаря наличию каротиноидов, входящих в состав оранжевого корнеплода. Ее можно тушить на гарнир, грызть сырой или измельчать на терке для приготовления салата. Но не забудьте о том, что морковь приносит пользу только в сочетании со сливочным или растительным маслом.
Томаты снимут проблему нехватки витаминов в организме ребенка. Они – рекордсмены по количеству полезных веществ.
Фрукты: бананы, персики, виноград богаты железом и усиливают аппетит
Разноцветные плоды – яркий пример сочетания удовольствия, красоты и пользы.
Яблоки содержат железо, аскорбиновую и фолиевую кислоту, рутин. В них содержится и достаточное количество пектинов. Без этих фруктов не обойтись при коррекции железодефицитных состояний.
Бананы особенно нужны детям с ослабленными защитными функциями организма и при авитаминозе. Их нежная мякоть богата витаминами А и группы В, фосфором, железом и магнием.
Персики стимулируют выработку желудочного сока и повышают аппетит. Особенно полезны эти фрукты детям с плохим аппетитом.
Виноград способствует полноценной работе почек и сердечной мышцы. Кроме того, он укрепляет стенки сосудов и улучшает свертываемость крови.
О необходимости обеспечить ребенка здоровым питанием, о наличии витаминов в овощях и фруктах.
Мы привыкли воспринимать еду как средство утоления голода. Но не надо забывать и о том, что многие продукты могут лечить болезни. В первую очередь это касается детей. Обеспечьте ребенка здоровым питан.
В данной консультации рассказывается о пользе витаминов в овощах и фруктах. О том, что они очень важны для человека.
Консультация для родителей «Витамины в овощах и фруктах».
Небольшая консультация для родителей.
Мы привыкли воспринимать еду как средство утоления голода.
источник
Польза фруктов и овощей действительно неоценима, и с этим утверждением вряд ли кто-нибудь сможет поспорить. Ученые уже давно доказали, что ежедневное употребление их в пищу (в желательно в сыром виде) помогает укрепить иммунную систему, улучшить работу сердца и сосудов, насытить организм витаминами и минералами. Именно поэтому стоит более внимательно рассмотреть вопросы о том, что содержат эти продукты и какими свойствами обладают.
Считается, что для поддержания нормальной работы организма требуется употреблять в пищу не менее 600 г этих продуктов ежедневно. В чем польза фруктов и овощей? Чтобы ответить на этот вопрос ,стоит рассмотреть их уникальный состав.
- В первую очередь следует упомянуть о высоком содержании витаминов. Эти биологически активные вещества необходимы для работы организма, так как участвуют практически во всех метаболических реакциях. Например, польза лимона и апельсина, а также киви и черной смородины заключается в содержании огромного количества витамина С, столь необходимого для работы иммунной системы. Морковь и черника — источники бета-каротина. Тыква, щавель и шпинат богаты витамином К, а в зеленом горошке и цветной капусте содержится фолиевая кислота.
- Также в этих продуктах содержится огромное количество полезных макро- и микроэлементов, в частности, кальция и фосфора (необходимых для укрепления костей и зубов), магния, натрия и меди. Яблоко, банан содержат в себе большие количества железа и калия, которые обеспечивают процессы кроветворения и регулируют работу миокарда.
- Свежие фрукты и овощи богаты антиоксидантами. Это биологические активные вещества, которые защищают клеточные мембраны от негативного воздействия свободных радикалов. Таким образом, регулярное употребление этих продуктов помогает замедлить процессы старения, улучшает кровообращение, положительно сказывается на работе нервной системы. К самым известным естественным антиоксидантам относятся витамины А, К и С. Кстати, ними богата белокочанная капуста (польза и вред данного продукта будут описаны ниже).
- Кроме того, в составе фруктов и овощей содержатся пектины, фитонутриенты, фитогормоны и прочие полезные вещества.
Как уже упоминалось, в составе свежих фруктов и овощей присутствуют витамины, минералы и антиоксиданты, которые улучшают работу миокарда, обеспечивают эластичность сосудистых стенок, активируют механизмы кроветворения.
Доказано, что люди, съедающие по 8 порций овощей и фруктов в день, менее склонны к развитию заболеваний сердечно-сосудистой системы. В результате исследований также было обнаружено, что у гипертоников, рацион которых преимущественно состоит из овощей и фруктов, давление заметно снижается.
Польза фруктов и овощей для пищеварительного тракта просто огромная. Как известно, передвижение пищевого комка по пищеводу обеспечивается перистальтикой (сокращением) стенок желудка и кишечника. Единственным механическим стимулятором перистальтики является клетчатка, которая как раз в изобилии присутствует в свежих овощах и фруктах.
Более того, целлюлоза используется полезными бактериями пищеварительного тракта, что хорошо сказывается на работе всего организма. Некоторые продукты, в частности, свекла, польза и вред для здоровья которой будут описаны ниже, используется для борьбы с запорами.
Стоит отметить, что исследования, проведенные Всемирным фондом по изучению рака, доказали, что регулярное употребление фруктов и овощей снижает вероятность развития онкологических заболеваний. К перечню полезных продуктов относят чеснок, лук, пекинскую капусту, кабачки, брокколи, помидоры.
Были проведены исследования механизмов развития сахарного диабета, в процессе которых ученым удалось выяснить, что регулярное употребление в пищу большого количества свежих фруктов (в частности, черники, яблок, винограда, бананов) снижает риск развития сахарного диабета второго типа. К слову, во время тех же тестирований было доказано, что постоянное употребление свежих соков из тех же фруктов и ягод, наоборот, вредно для поджелудочной железы.
Не все знают о том, что овощи и фрукты одних и тех же цветов, как правило, имеют в своем составе те же вещества. Например, красные продукты содержат ликопин, в белых присутствует сульфорафан, а вот самые полезные овощи и фрукты зеленых цветов богаты витамином К, калием, фолиевой кислотой, каротиноидами и Омега-3 жирными кислотами.
К этой группе относятся огурцы, зеленые листовые салаты, спаржа, киви, авокадо, артишок, сельдерей, кабачки, цукини, горошек, оливы, перец, некоторые сорта яблок и груш. Регулярное употребление этих продуктов улучшает процессы кроветворения, помогает нормализовать вес, положительно сказывается на состоянии кожи и волос, является замечательной профилактикой рака и сахарного диабета.
Разумеется, все фрукты полезны. Но некоторые из них обладают более насыщенным составом.
- Яблоки. Содержат большое количество пектина и клетчатки, которые связывают шлаки и токсины, улучшают пищеварение, усиливают перистальтику кишечника, укрепляют иммунную систему, стимулируют синтез желудочного сока.
Конечно же, трудно выделить самые полезные продукты из этой категории. Тем не менее, ученым удалось составить список.
- Свекла. Польза и вред для здоровья в данном случае известны людям издавна. Данный овощ содержит в себе бетаин, который помогает печени эффективнее очищать организм от токсинов. Кроме того, свекла способствует процессам пищеварения, устраняет запоры, уничтожает гнилостные бактерии в кишечнике, омолаживает организм. Поскольку этот продукт обладает слабительными свойствами, то при употреблении его в слишком больших количествах возможны хронические диареи. Также овощ противопоказан пациентам с мочекаменной болезнью.
- Белокочанная капуста. Польза и вред этого овоща также интересует многих. На самом деле регулярное употребление капусты улучшает процессы пищеварения. Волокна, содержащиеся в ее листьях, связывают токсины и тяжелые металлы, ускоряя их выведение из кишечника. В составе капусты содержится витамин U, который нейтрализует химические токсины и способствует процессам регенерации кожи. Что касается вреда, то этот овощ повышает кислотность в желудке (противопоказан при гастрите, колитах и некоторых других воспалительных заболеваниях).
Как можно увидеть, фрукты и овощи действительно полезны. Именно они должны составлять львиную часть ежедневного рациона.
источник
Цель урока: создание условий для формирования метапредметных умений средствами предмета “Разговор о правильном питании”.
— познакомить с понятием — “витамины”, их разнообразием;
— исследовать блюда на наличие витаминов и выявить из них самые полезные для здоровья человека.
— развивать умения определять в овощах и фруктах различные витамины;
— развивать познавательный интерес к предмету путём привлечения занимательного материала, создания проблемных ситуаций;
— развивать логическое мышление, воображение, восприятие, речь.
— воспитывать желание учиться и делать открытия;
— воспитывать умение слушать других;
— воспитывать стремление быть здоровым.
Оборудование и наглядные пособия: ИКТ, раздаточный материал, шапочки с названиями витаминов; игра “Проверь себя”; фрагменты из видео “Улица Сезам”; корзина с фруктами и овощами; костюм доктора Айболита.
— Добрый день! Я вам, ребята, желаю доброго дня и хорошего настроения.
Проверим готовность к работе:
На уроке вас ждут открытия. Какими они будут: большими или маленькими, у каждого из вас они будут свои. И еще я хочу вам дать совет «Прежде чем ответить, хорошо подумай».
Прежде, чем мы определим тему урока, давайте вспомним некоторый материал, который изучали раньше и который пригодится сегодня на уроке.
— Начнём мы наш разговор с загадки: “Что на свете дороже всего?”.
— Вспомним девиз, который поможет нам, настроиться на работу: “Я здоровье сберегу, сам себе я помогу!”.
— А одним из главных условий здоровья является правильное питание, т.к. неправильное питание приводит к болезням. А наша задача научиться заботиться о себе и быть всегда здоровыми.
— Расскажите, какие полезные продукты вы съели за неделю. (Ответы детей)
III. Создание проблемной ситуации.
— А урок я хочу продолжить с одной истории. Послушайте.
Во время одного из путешествий Христофора Колумба матросы тяжело заболели цингой. Предчувствуя свою печальную участь, они попросили высадить их на один из необитаемых островов, чтобы их тела не достались на съедение рыбам. Колумб удовлетворил просьбу умирающих. Каково же было удивление участников путешествия, когда через несколько месяцев, возвращаясь тем же путем, они заметили с острова сигналы и нашли всех матросов живыми и здоровыми. Остров назвали “Кюрасао”, по-португальски — это означает “оздоравливающий”.
Что же спасло моряков от гибели?
Дети: Может, какие-то полезные растения.
— А что может быть полезного в растениях?
“Вита” в переводе с латинского языка “жизнь”. Витамины – это такие вещества, которые помогают детям, расти крепкими и здоровыми. И растения, и животные сами могут вырабатывать витамины, а вот человек этого делать не может. Поэтому человек должен получать витамины с пищей.
Витамины – жизненно необходимые вещества, недостаток которых вызывает сначала недомогание, а в некоторых случаях и различные заболевания.
— И помогут нам узнать об этом, наши друзья с улицы Сезам. Каждую неделю мы встречаемся с ними на страницах тетради “Разговор о правильном питании”.
Звучит музыка из передачи “Улица Сезам”.
— О каком пире говорят нам наши друзья? (Об овощах и фруктах)
— Почему они завели разговор о них?
(Потому что больше всего витаминов содержат овощи и фрукты)
IV. Сообщение темы и цели урока.
— Какова тема урока? (“Витамины в овощах и фруктах”).
— На какой вопрос мы получим ответ в ходе работы на сегодняшнем уроке? (Какие витамины есть в овощах и фруктах)
Как вы думаете, вы все знаете? А хотите продолжить изучение дальше и ещё что-нибудь узнать?
V. Организация деятельности учащихся по усвоению новых знаний.
— А какие бывают витамины, мы сейчас узнаем!
1. Если вы хотите хорошо расти, хорошо видеть и иметь крепкие зубы, вам нужен я! Витамин А!
— Что лежит в корзине у витамина А?
— Ребята, где содержится Витамин А и для чего он нужен? (Капуста, помидоры, морковь, огурцы)
(Подготовленные дети рассказывают об овощах и фруктах)
1. Привязан кустик к колышку.
На кустике – шары:
Бока подставив солнышку,
Краснеют от жары. (Помидоры)
Помидор, или томат, попал к нам из Южной Америки. Сначала томат служил для украшения клумб и подоконников. Их называли “золотые яблоки”. Сначала плоды были маленькие, как вишенки. Затем его стали выращивать как лекарственное растение, и только потом он поселился на огородах и его стали употреблять в пищу.
2. Расту в земле на грядке я,
Красная, длинная, сладкая. (Морковь)
Первые упоминания о моркови прозвучали более 3000 лет назад. В моркови содержится большое количество витамина А, который укрепляет организм и защищает его от инфекций, а так же положительно действует на зрение. Однако морковь — это не только копилка витамина А. В ней содержится чуть ли, не весь витаминный алфавит.
3. На июньской грядке
Все у нас в порядке!
Строем, словно молодцы,
Зеленеют. (Огурцы)
Однажды турецкий султан Магомет Второй, жестокий и жадный, приказал вскрыть живот семи своим придворным, чтобы узнать: кто из них осмелился покуситься на присланный ему в подарок огурец.
2. А о следующем витамине вы узнаете от нашего гостя.
— Если вы хотите реже простужаться, быть бодрыми, быстрее выздоравливать при болезни, вам нужен Витамин С!
— Что лежит у меня в корзине? (Лук, чеснок, лимон, картофель, апельсин, банан)
— Я хочу немного рассказать об этих продуктах.
Лук и чеснок известны людям более 6000 лет. С давних пор они славились своими лечебными свойствами. Вдыхание паров лука и чеснока хорошо помогает при кашле, ангине. Кашица лука и чеснока помогает при насморке. Оба эти растения служат нам и пищей, и лекарством.
В долине реки Нила сохранилась пирамида Хеопса, величайшее из каменных сооружений мира высотой 146 м. 20 лет строили эту пирамиду рабы. Чтобы они не болели, им каждый день давали лук и чеснок. За 20 лет истрачено на лук и чеснок 40 тонн чистого золота.
О лимоне люди знают уже более 3000 лет. Как утверждают ботаники, его родиной является Индия. Лимон богат аскорбиновой кислотой, то есть витамином С, который повышает сопротивляемость организма к инфекционным болезням, особенно простудам. Вот почему врачи рекомендуют лимон как профилактическое средство от гриппа.
От гибели спасли моряков от цинги росшие на острове растения, плоды, в которых в избытке содержался витамин С, а также дикий чеснок.
— Ребята, где содержится Витамин С и для чего он нужен?
3. Если вы хотите быть сильными, иметь хороший аппетит и не хотите огорчаться и плакать по пустякам, вам нужен я! Витамин В!
— Что лежит в корзине у витамина В вы узнаете, прочитав это стихотворение. (Тексты стихотворения у детей на столах)
Растут у тёти Зины
Живые витамины.
Витамины разные:
Зелёные и красные.
Растёт свёкла на грядке,
Вкуснее шоколадки.
И репа, салат, сельдерей
Что может быть важней?
Яблоки, груши — высший сорт,
Не фазенда, а курорт.
Живые витамины
Растут у тёти Зины,
Мы их на именины
Собрали две корзины!
— Ребята, где содержится Витамин В и для чего он нужен? (Свёкла, репа, листовой салат и яблоки, груши). Витамин В находится также в овсянке, чёрном хлебе.
4. Витамин Р помогает работать самому главному органу человека – сердцу.
Я читаю загадки, хором говорим отгадки.
Близнецы на тонкой ветке
Все лозы родные детки.
Гостю каждый в доме рад.
Это сладкий . (Виноград)
Только снег сойдет весной,
Ты киваешь головой!
Первой зелени подружка —
Раскудрявая. (Петрушка)
Если красный твой стручок —
Горький, злой ты старичок!
Если ты зеленый малый,
Твоя горечь убежала,
Ты гордишься сочным тельцем,
То зовешься сладким. (Перец)
— Так в каких продуктах встречается витамин Р?
Витамин Д: Он очень нужен для костей. Если в питании малышей не хватает витамина Д, у них развивается рахит, ножки могут на всю жизнь остаться кривыми. И ещё витамин Д сохраняет нам зубы. Без него зубы становятся мягкими и хрупкими.
Назовите продукты, в которых содержится витамин Д? (Рыба, морепродукты, творог, желток яйца)
А) Рыбий жир всего полезней,
Хоть противный — надо пить.
Он спасает от болезней.
Без болезней лучше жить.
— Работаем в парах. Перед вами листочки найди и раскрась продукты, в которых содержится витамин Д.
Конечно, в овощах и фруктах содержится не один какой – то витамин, а несколько, а также присутствуют другие полезные вещества — минералы. Например, железо, кальций, магний, фосфор и другие. Но мы выбрали тот, который больше всего содержится в продукте.
Если у человека недостаточно витаминов и других веществ, то особенно осенью и весной, может наступить авитаминоз. Человек выглядит вялым, ему хочется спать, часто болеет. Лучше всего овощи употреблять в свежем виде, так как при варке они теряют часть своих полезных веществ, а приготовленный салат нельзя оставлять на другой день, так как он сохраняет полезные качества только в течение 6 часов. Фрукты можно есть и в виде сока.
V. Работа творческих групп.
— А, сейчас, мы с вами будем работать в группах.
Мы должны выяснить, какой рецепт блюда полезнее, в конце каждая команда должна сделать вывод.
1 команда. Салат “Фруктовый”:
Фрукты помыть, нарезать и заправить все йогуртом.
Вывод: есть витамины В, С, Р, но нет витамина А. Все фрукты свежие.
Овощи помыть, нарезать и заправить растительным маслом.
Вывод: есть витамины А,Р,С, но нет витамина В, все овощи свежие.
И суп овощной получился неплох.
Овощи помыть, нарезать, отварить.
Вывод: есть все витамины, но вареные овощи теряют много витаминов.
Делаем один вывод: все салаты и супы полезны, так как в них содержатся разные витамины и в разных количествах, но полезнее все-таки те, которые не надо отваривать.
5. Вот какие полезные овощи и фрукты! Про них даже пословицы и поговорки придумали!
Если будешь есть морковку, будешь бегать стометровку.
Если съешь ты огурец, будешь просто молодец!
Положи лимончик в чай — выпей витаминный рай!
Чеснок да лук от семи недуг!
Яблоки ешь по утрам – не будешь ходить к докторам.
Лучше всякой таблетки, ягодки с ветки.
Ни один рот без капусты не живет.
Айболит: Познакомьтесь — витамины А, В, С, Д, К и Е.
Нынче к доброй медицине они покажут путь тебе.
Витамин А: Чтобы были вы красивы,
Витамин В: Чтобы не были плаксивы,
Витамин С: Чтоб в руках любое дело
Дружно спорилось, кипело!
Витамин К: Чтобы громче пелись песни,
Витамин Е: Жить чтоб было интересней,
Витамин Д: Нужно сильным стать, здоровым,
Есть творог, сметану, плов,
Соки пить и молоко.
Витамины (хором): Эти истины не новы!
Айболит: Витамины — это жизнь!
С ними нужно всем дружить!
У тебя болезней нет!
Дам тебе такой совет:
Витамины потребляй
И здоровье прибавляй!
Все: Все, и взрослые, и дети,
Помните вы наш совет:
Круглый год — зимой и летом —
Без витаминов жизни нет!
— Ребята, а вы знаете, что кроме витаминов, которые содержат овощи и фрукты, они “лечат” многие болезни.
При простуде надо пить чай с малиной.
От насморка полезен свекольный сок.
При кашле пьют настой редьки с медом.
От головной боли помогает избавиться капустный лист.
Не заболеть гриппом помогает лук и чеснок.
— Какие задачи мы ставили в начале урока?
Игра «10 секунд» (каждый одним предложением говорит, что нового узнал на уроке).
— Ребята, вот какой пир витаминов приготовили нам наши друзья Зелибоба, Кубик и Бусинка. Витамины повышают наше настроение и укрепляют здоровье, а это главное. Ешьте больше овощей и фруктов и будете здоровы!
И в подарок наши друзья угощают фруктами со своего сада!
источник
Главная страница » Здоровье и развитие ребенка » Овощи и фрукты или витамины. Что полезней для детей?
Овощи и фрукты или витамины. Что полезней для детей? 18.02.2015 Елена Романова
Если во всем «цивилизованном» мире регулярное употребление БАД и витаминов, в том числе и комплексов витаминов для детей неуклонно растет, в России не более 5% человек «витаминятся» сознательно и постоянно. Многие изредка покупают приглянувшуюся яркую коробочку, пьют бессистемно, а потом и вовсе забрасывают. Есть ли польза от «химии»? Или достаточно овощей и фруктов для детей?
Ирина 22 года | Мама Коли, 1 года и 8 месяцев. Категорически против «медицинских злоупотреблений»: прививок, обследований, УЗИ, антибиотиков и витаминов из аптек. |
Галина 37 лет | Мама Станислава, 11 лет и Полины, 4,5 лет. Фармацевт, принимает сама и дает детям минеральные комплексы по схемам регулярно. Не отрицает пользы употребления свежих фруктов, но считает, что их недостаточно. |
Мы живем в век развития науки, медицины и фармацевтики в том числе. Столько людей работает над разработками вакцин, лекарств, техники, способной жизнь больных улучшить и вовсе их излечить! Зачем всем этим пренебрегать и отбрасывать себя лет на 200 назад?
За здоровье и психофизическое благополучие малыша отвечают его родители. Им и выбирать, какие витамины давать ребенку и давать ли их вообще. То же относительно прививок, регулярных посещений педиатра и узких медицинских специалистов. Водить ли в бассейн, сколько раз в день гулять, какие выбрать фрукты для детей и как вести себя во время истерик. Главное — подходить к решению проблемы взвешенно, обдуманно, ответственно и спокойно. Не стоит принимать скоропалительных эмоциональных решений и не стесняйтесь «передумывать» и признавать собственные ошибки! Будьте здоровы!
Анна Яковлева
Польза и вред овощей в питании дошкольника
Польза и вред овощей в питании дошкольника.
Не секрет, что родители очень часто стремятся убеждать собственных детишек в том, что овощи очень полезны. Только многие взрослые люди не задумываются над смыслом собственных слов, толком ничего не зная о пользе и вреде, того или иного овоща. Но, в конце концов, нельзя же ребенка переводить, исключительным образом на популярное нынче сыроедение? Однако люди убеждены в том, что только в сыром состоянии, овощи могут нести, хоть какую-нибудь пользу, в большинстве случаев. Известно, что все овощи делятся на крахмалистые и не крахмалистые. Совершенно точно можно сказать одно. Если овощи вводятся в рацион ребенка неправильным образом либо даются малышу без всякой меры, такие продуты питания, способны принести вред, вместо привычной для них пользы. Но овощи отличаются от остальных продуктов собственным составом. И без них в рационе малыша, тоже нельзя будет обойтись.
Итак, овощи не особо богаты жирами и белками, но зато они являются насыщенными цельным комплексом витаминов и различных минеральных веществ. Овощи обладают огромным количеством углеводов, а также целым рядом иных соединений, без коих будет невозможным нормальный процесс развития детского организма. Из огромного многообразия важных пищевых волокон, важнее всего пектиновые вещества, содержащиеся в овощах. И больше всего их именно в свекле. И еще важна клетчатка, что находится совершенно во всех овощах. Пищевые волокна будут играть крайне важную роль в процессе по оздоровлению микрофлоры кишечника. А недостаток пищевых волокон в питании малыша, способен привести не только лишь к наличию временных неприятностей, вроде запоров, но и к огромным проблемам в будущем. Пищевые волокна способны выводить из человеческого организма ионы тяжелых металлов и радионуклиды. А фитонциды, которые содержатся во множестве овощей, способны оказывать бактерицидное воздействие. Каждый фрукт или овощ имеет в своем составе не только массу клетчатки, но и значительное количество витаминов и минеральных веществ. Но при введении новых продуктов в рацион малыша не стоит торопиться, чтобы не спровоцировать возникновение аллергии и нежелательных пищевых реакций.
Практически все овощи и фрукты являются источниками антиоксидантов, такие полезные компоненты положительно сказываются на работе всех органов и систем, они защищают клеточки организма от агрессивного влияния разных факторов окружающей среды. Витамины и минералы, которыми богата растительная пища, крайне важны для полноценной работы иммунной системы, для профилактики самых разных вирусных и инфекционных заболеваний. Многие овощи и фрукты имеют в своем составе кальций, нужный для полноценного развития костной системы, также они богаты калием, который важен для сердца малыша. Их польза для детей и в том, что большинство таких продуктов имеет в своем составе витамины группы В, необходимые для здоровья и полноценного развития нервной системы, для поддержания здоровья кожи и волос
Самые полезные витамины в овощах.
Итак, какие же из овощей являются самыми полезными? На самом деле ответить на этот вопрос очень сложно, так как все они по-своему полезны и уникальны. Поэтому, поговорим лучше о витаминах, которых больше всего содержится в тех или иных овощах.
1. Витамина А больше всего находится в моркови, горохе, фасоли и картофеле;
2. Витамины группы Д в большом количестве содержаться в капусте, той же самой моркови и картофеле;
3. Природными источниками витамина Е и филлохинона являются зеленый салат, горох, томаты, спаржа и брокколи;
4. Витамина С очень много содержится в капусте, картофеле, болгарском перце и зеленом салате;
5. Витамины группы В находятся в картофеле, зеленом салате, свекле, горохе и белокочанной капусте.
Выделить из всех овощей самые полезные практически невозможно. Любой из них содержит в себе комплекс необходимых веществ, оказывающий положительное воздействие. Некоторые выводы о самых полезных овощах можно сделать, основываясь только на конкретных ситуациях.
Овощи с самой низкой аллергенной активностью:
Надежда Олиферова
Беседа с детьми подготовительной группы «О пользе витаминов, и для чего они нужны человеку?»
Доброго времени суток, уважаемые маамовцы! Как долго я отсутствовала, но вот появился новый материал и я здесь. Спешу поделиться с вами беседой с дошкольниками, о пользе витаминов, и для чего они нужны человеку?. Тема важная и полезная!
Цель: дать детям знания о пользе витаминов для нашего организма. Познакомить с понятием «витамины группы А, В, С, D, Е» и продукты, в которых они содержатся. Закрепить знания детей о необходимости наличия витаминов в организме человека, о пользе продуктов, в которых содержатся витамины.
Материал: картинки продуктов питания для игры «Где ты, витаминка?», корзинки с фруктами и овощами.
Воспитатель: – Ребята, сегодня мы поговорим о пользе витаминов, и о самых полезных продуктах. А вы знаете, что относится к самым полезным продуктам? (овощи, ягоды, фрукты)А почему так полезны овощи, фрукты? (в них много витаминов) Правильно! А как вы думаете, в какое время года мы больше всего получаем витаминов? (Летом, осенью) Совершенно верно! Осенью поспевает большой урожай овощей и фруктов.
Все овощи и фрукты содержат очень много полезных веществ. Когда мы их едим, то наш организм получает большой запас витаминов, чтобы мы были здоровы и не болели.
Если мы не будем получать витамины, то даже самый здоровый человек станет слабеть, у него начнут портиться зубы, станут выпадать волосы и ухудшится зрение. Он всегда будет чувствовать себя усталым, начнет чаще болеть. Человеку нужны все витамины без исключения. Но у каждого витамина есть и свое прямое назначение.
Все витамины делятся на группы А, В, С, D, Е. Хотите узнать, какие полезные продукты к ним относятся?
И так, первый витамин А – был назван витамином роста, но его роль в организме ограничивается не только этим. Отсутствие витамина А вызывает заболевание глаз. Эта болезнь проявляется в том, что человек, который хорошо видит днем, в сумерки видит плохо, а в темноте почти полностью теряет зрение. Также наша кожа из-за нехватки витамина А теряет свою эластичность, становится шершавой. В каких же продуктах больше всего этого витамина?
Прежде всего витамин А содержится в сливочном масле, яичном желтке, молоке, рыбе. Также в овощах и фруктах: морковь, лук тыква, шпинат, листьях салата, помидорах и абрикосе.
Второй витамин В – при недостатке этого витамина нарушается трудовая способность человека, так же нарушается работа пищеварения. Мы быстро устаем, не можем сосредоточить внимание на важном деле. Какие продукты питания нам помогут? Это ржаной и пшеничный хлеб, овсяная, гречневая и ячневая каши. Много витамина В и в мясе.
Один пузатый здоровяк (Округлое движение обеими руками вокруг живота)
Съел десяток булок натощак (Выставить перед собой все пальцы)
Запил он булки молоком, (Изобразить пальцами воображаемый стакан, а затем выпить из него)
Съел курицу одним куском. (Широко раздвинуть пальцы одной руки, ладонью вверх, поднести воображаемый кусок ко рту)
Затем барашка он поджарил (Показать указательными пальцами рожки)
Раздулся здоровяк как шар, (Изобразить в воздухе большой круг)
Обжору тут хватил удар. (Ударить слегка ладонью по лбу)
Третий это витамин С – он способствует потреблению кислорода клетками нашего тела. Если в пище недостаточно витамина С, то снижается сопротивляемость организма инфекционным заболеваниям, появляется сонливость, при чистке зубов появляется боль и кровоточат десна. Витамин С содержится в свежих овощах, ягодах и фруктах. Его особенно много в зеленом луке, черной смородине, в ягодах шиповника. В свежей и кислой капусте, томатах, редьке и репе, картофеле. Много витамина С в лимонах и апельсинах.
Четвертый витамин D – если этого витамина будет недостаточно, то организм человека станет плохо усваивать кальций и фосфор, кости станут слабыми, будут размягчаться и искривляться. Витамин D встречается в таких продуктах как: рыба, печень, сливочное масло, яичный желток, молоко. Так же витамин D содержится в лучах солнца, значит, нам нужно больше бывать на воздухе и получать витамин через ультрафиолетовые лучи.
И наконец пятый витамин Е – против старения. Из-за нехватки этого витамина происходит нарушение координации движений, быстрая усталость, вялость, ухудшается зрение, человек выглядит бледным и болезненным. В каких же продуктах содержится витамин Е? Растительное масло, орехи, молоко и молочные продукты, листья салата и зелень петрушки, бобы, помидоры шиповник, белокочанная капуста.
Витамины – это такие вещества, которые нужны нашему организму для усвоения пищи, они повышают работоспособность, сопротивляемость к инфекционным заболеваниям, способствуют росту нашего тела.
А теперь, давайте поиграем в игру «Где ты, витаминка?» и узнаем, как вы запомнили, какие продукты относятся к каким витаминам. (Игра проводится на ковре. Педагог показывает или называет витамин, дети выбирают, какие продукты образуют данный витамин).
Воспитатель: — Ребята, что нового мы сегодня узнали? С какими витаминами познакомились, назовите их (А, В, С, D, E). Для чего нужны витамины? Через что мы их получаем?
Литература: «Детское питание» книга о том, как правильно кормить ребенка, что бы вырастить его здоровым и крепким. Москва 1958г. [/i]
Пытаюсь освоить новые техники! Доброго всем времени суток, дорогие маамовцы!Хочу поведать Вам о моем новом увлечении! Так уж исторически сложилось, что городок у нас маленький,.
Презентация–викторина Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение центр развития ребенка — детский сад № 62 (МБДОУ №62) Занятие –викторина.
Витамины, содержащиеся в фруктах и овощах, – лучший способ для укрепления иммунитета и здоровья в целом. Потребности организма в витаминах обеспечиваются прежде всего за счёт правильного питания, в котором есть овощи и фрукты, богатые витаминами, и правильной термообработки продуктов во время приготовления.
Главный источник витаминов для организма человека – пища. Некоторые витамины (группы B и K) синтезируется в толстом кишечнике или могут образовываться в организме человека из других витаминов. Но этого мало и не потребность в витаминах полностью. Поэтому очень важно регулярно получать витамины из пищи, а овощи и фрукты отличные помощники в этом деле.
Зачем нужны и чем так важны и необходимы витамины для здоровья детей?
Витамины — отвечают за здоровье внутренних органов, слаженную работу эндокринной, нервной систем, регулируют обмен веществ.
Если в детском организме не хватает витаминов, он начинает функционировать в усиленном режиме. Возникают быстрая утомляемость, судороги в ногах, головные боли, ухудшается память, происходит задержка в развитии (умственное или физическое отставание).
Помните, в детском и подростковом возрасте витамины нужны в большем количестве, чем для взрослого человека, поскольку в данный период происходит интенсивное формирование организма. Залог здоровья — правильное питание. О днако из-за плохой экологии, содержание питательных веществ в продуктах катастрофически снизилось. Интересно, что за последние тридцать лет количество органического витамина С в растениях уменьшилось на 90 %. А дети, ко всему, подвержены стрессам, нагрузкам, избирательны в еде. В итоге организм систематически недополучает нутриенты, начинаются отклонения в развитии.
Чем опасна нехватка витаминов для ребенка?
В возрасте активного развития, большинство ребят посещают общественные места (детские садики, театры, кино, парки), расширяется социальная жизнь ребенка, что ведет к резкому возрастанию риска подхватить острые респираторные инфекции. Тут-то и становится актуальным вопрос о необходимости дополнительного употребления витаминно-минеральных комплексов для повышения иммунитета.
В период «перестройки» организма ребенка нехватка нутриентов приводит к возникновению следующих проблем:
- ухудшению памяти, аппетита;
- гормональному дисбалансу;
- нарушению сна;
- замедлению роста, развития;
- повышенной утомляемости;
- апатии, вспышкам раздражительности, нервозам;
- частым инфекционным заболеваниям;
- головным болям;
- расшатыванию зубов, кровоточивости десен;
- медленному заживлению ран;
- бледности кожных покров;
- ломкости ногтей, волос;
- сухости кожи;
- хронической усталости;
- анемии, слабости;
- образованию язв на языке, трещинок в уголках рта;
- светочувствительности глаз.
В результате ребенок становится вялым, раздражительным, плохо кушает и спит. Чтобы устранить данные последствия родителям рекомендуется обогатить рацион дитя свежими фруктами, овощами, зеленью, орехами, злаками и регулярно в весенний и осенний период проводить витаминную терапию с профилактической целью.
Классификация нутриентов.
Витамины делятся на следующие группы:
Монокомпонентные, содержат один вид органических соединений. К ним относят аскорбиновую кислоту, витамины А, Е, К, D.
Многокомпонентные, представляют собой симбиоз нутриентов. В состав поливитаминов входят от двух до десяти веществ.
Витаминно-минеральные комплексы. В составит таких препаратов входят макро- и микроэлементы. Они более сбалансированы, чем моно и многокомпонентные витамины. Благодаря наличию минералов, данные комплексы имеют гораздо шире спектр действия: поддерживают зрительные функции, укрепляют кости, зубы, улучшают память, поднимают иммунитет.
Формы выпуска витаминов для ребенка:
- жевательные пастилки;
- таблетки;
- сиропы;
- капли;
- порошки;
- мармеладные фигурки;
- леденцы;
- гель;
- шипучие таблетки.
Витамин В12 (цинко-баламин) |
|
|