Кем быть? » Тренинг «Я в мире профессий!»

Тренинг «Я в мире профессий!»

Тренинг «Я в мире профессий!» включает в себя цикл профориентационных занятий, направленных на оказание психологической и информационной поддержки процесса самоопределения учащихся 8-9-х классов. Занятия помогут подросткам разобраться в океане профессий, в их индивидуальных особенностях и правильно сориентироваться при выборе будущей профессии.

Занятие 1

Цель: знакомство, формирование установки на групповую работу.

1. Упражнение «История»
Цель: знакомство участников группы друг с другом, создание рабочей атмосферы и установки на групповую работу.
Время: 15 минут.
Необходимые материалы: бумага для записей, карандаши.
Процедура проведения. Ведущий делит участников на две команды. Определяется время для выполнения первого задания (например, 10 минут). За это время каждая команда сочиняет о себе историю, используя реальные данные.

Пример: «Мы живем в Минске, на улицах Советская, Юбилейная, Энгельса. Дома у нас 3 собаки, 6 кошек, 2 попугая и 1 черепаха. Трех наших мам зовут Ольгами, а еще у нас двое пап по имени Саша» и т.д.
По истечении назначенного времени каждая команда выбирает участника из другой команды, рассказывает ему составленную историю. Задача этих участников – запомнить историю другой группы и рассказать эту историю своей команде. После этого команды как бы меняются местами, то есть команда «А» рассказывает о команде «Б» и наоборот.
Рефлексия:
• Что было наиболее сложным при выполнении этого упражнения?
• Много ли между вами оказалось общего?

2. Основные правила работы в группе
Цель: знакомство участников группы с правилами работы на занятиях.

Время: 10 минут.
Необходимые материалы: бумага для записей, карандаши.
Процедура проведения. Ведущий предлагает участникам тренинга составить список правил, которыми они будут пользоваться во время проведения занятий. Предлагаемый тренером список может корректироваться и дополняться участниками группы.
Основные правила работы:
• Правило времени – все задания следует выполнять в отведенное время;
• Правило выключенного телефона – на каждом из занятий все участники должны выключить звук в своем телефоне;
• Правило «Нет» – отказаться от выполнения какого-либо задания или высказывания можно только один раз в течение занятия;
• Правило корректности – если вы с кем-то из участников не согласны, то говорите об этом корректно, не повышая голоса, говорите только от своего имени. Высказывания не должны касаться личности человека, с которым вы не согласны;
• Правило «Здесь и сейчас» – говорим по поводу происходящего только здесь и сейчас, в этой группе, а не за ее пределами, вне занятий;
• Правило воспитанности – все участники занятия должны с уважением относиться друг к другу, внимательно слушать, когда говорят другие, и не перебивать.

3. Упражнение «Круг»
Цель: изучение учащимися своих склонностей, выявление предпочтений к определенным видам деятельности.
Время: 10 минут.

Процедура проведения. Ведущий просит участников встать в круг. Необходимо по очереди называть лучшее качество человека, стоящего слева. Первый участник называет качество; затем второй повторяет это качество, а также называет качество третьего; третий повторяет за первым и вторым и называет качество четвертого и т.д. После того, как круг будет пройден до конца, каждый участник по очереди, но уже в обратном направлении – своему соседу справа – должен назвать подходящую профессию в соответствии с тем качеством, которое было названо ему в первом круге.
Рефлексия:
• Сложно ли было выполнять это упражнение?
• Все ли согласны с теми качествами и профессиями, которые были предложены вам товарищами?

4. Упражнение «Детективы»
Цель: расширение у участников знаний о мире профессионального труда и активизация уже имеющихся знаний о профессиях.
Время: 10 минут.
Необходимые материалы: бумага для записей, карандаши.
Процедура проведения. Каждому участнику занятия необходимо нарисовать шесть предметов, которыми пользуется представитель какой-либо профессии. Всей группе предлагается угадать, что это за профессия.
Рефлексия:
• Все ли профессии удалось угадать?
• Были ли названы профессии, о которых вы до этого не слышали? Какие это были профессии?

5. Рефлексия проведенного занятия:
Время: 5 минут.
• Что было наиболее интересным на сегодняшнем занятии?

• С каким настроение вы покидаете занятие?
• Что вы ожидаете от следующего занятия?

 

Занятие 2

Цель: актуализация знаний о мире профессий.

1. Упражнение «Правда или ложь?»
Цель: усиление групповой сплоченности и создание атмосферы открытости.
Время: 10 минут.
Необходимые материалы: чистые листы, карандаши.
Процедура проведения. Члены группы садятся по кругу; у каждого должны быть бумага и карандаш.
Участникам необходимо написать три предложения, относящиеся лично к ним. Из этих трех предложений два должны быть правдивыми, а одно – нет.
Первый участник зачитывает свои предложения, все остальные пытаются понять, что из сказанного соответствует действительности, а что является неправдой. При этом все мнения должны обосновываться.

Посоветуйте авторам предложений не спешить со своими комментариями и внимательно выслушать догадки разных игроков.
В упражнении принимают участие все члены группы.
Рефлексия:
• Возникли ли у кого-нибудь трудности при выполнении задания?
• Кого из участников сложнее всего было угадать? Почему?

2. Упражнение «Холодно или горячо?»
Цель: расширение знаний о мире профессий.
Время: 15 минут.
Процедура проведения. Участники по очереди загадывают профессии. Остальные (включая ведущего) стараются отгадать. Для этого задаются наводящие вопросы, в которых отражен характер деятельности этой профессии.

Пример:
– Пилит доски?
– Работает на компьютере?
– Дает другим указания?
Загадавший отвечает как в известной игре: «Холодно… Очень холодно… Тепло… Теплее… Горячо… Опять холодно…»
На игру желательно отвести достаточное количество времени, чтобы участники успели вовлечься. Со временем загадывающим захочется загадывать редкие профессии, а у отгадывающих сложится своя схема расспросов.
Рефлексия:
• Какие профессии сложнее всего было угадать?
• Были ли загаданы профессии, о которых вы услышали впервые?

3. Упражнение «Несуществующая профессия»
Цель: формирование процесса профессионального самоопределения.

Время: 15 минут.
Необходимые материалы: чистые листы для записи, карандаши.
Процедура проведения. Ведущий предлагает участникам придумать профессии, которые еще не существуют в обществе, но которые могли бы существовать.
Успешному выполнению упражнения способствует атмосфера остроумия в группе. Поэтому ведущий дает выговориться участникам, но при этом следит за нитью разговора и поддерживает структуру обсуждения «новых профессий».
По каждой выдуманной профессии желательно обсудить следующие вопросы:
• Будет ли востребован такой профессионал? Кто будет ему платить деньги за работу?
• Найдутся ли желающие работать по этой профессии? Интересна ли она?
• Какими качествами должен обладать человек, который будет работать по этой профессии?
Рефлексия:
• Какие, на ваш взгляд, профессии были наиболее интересными?
• Кто-нибудь из присутствующих хотел бы работать по какой-то профессии? Какая это была бы профессия?

4. Рефлексия проведенного занятия
Цель: подведение итогов занятия.
Время: 10 минут.
Процедура проведения. Пусть каждый из вас сейчас назовет себя как будущего профессионала в той области, которую он считает наиболее подходящей для себя.
Возможно, вы пришли к выводу, что выбор вам еще предстоит, возможно, он изменился, возможно, ваше решение лишь укрепилось.
Затем произнесите то, что вам хочется сказать всем нам на прощание. И давайте в знак благодарности за совместную работу пожмем друг другу руки.

 

Занятие 3

Цель занятия: обобщение и расширение представлений о сферах профессиональной деятельности, о формировании осознанного выбора профессии.

1. Упражнение «Бег слов»
Цель: создание рабочей атмосферы.
Время: 10 минут.
Необходимые материалы: секундомер.
Процедура проведения. Ведущий объясняет участникам смысл игры. Первый участник (сам ведущий в игре не участвует) называет любое существительное (имя нарицательное или имя собственное). Следующий по кругу участник должен произнести слово, начинающееся на ту букву, которой заканчивалось предыдущее слово. Если слово заканчивалось на мягкий знак или «ы», берется предпоследняя буква. Если игрок назвал не существительное или слово, которое уже было, то он выбывает.

Выбывают игроки и по другой причине. Ведущий запускает секундомер и на двадцатой секунде останавливает игру. Тот игрок, на ком остановилась очередь, выбывает из игры. Таким образом, сами участники заинтересованы в том, чтобы как можно быстрее назвать свое слово.
Чтобы не было споров, ведущий сразу оглашает вердикт, например: «Василий выбывает!» Выбывший участник выходит из круга. Далее ведущий нажимает кнопку секундомера, говорит: «Дальше!», и игра возобновляется со следующего участника. Последний оставшийся участник объявляется победителем.
Рефлексия:
Что было наиболее сложным при выполнении упражнения?
Что помогло победителям выиграть?

2. Упражнение «Любимое занятие»
Цель: формирование у участников интереса к выбору профессии.
Время: 15 минут.
Необходимые материалы: чистые листы для записи, карандаши.
Процедура проведения. Ведущий предлагает участникам написать на листочках по три любимых занятия. Перед выполнением упражнения тренер должен объяснить, что каждое занятие должно отражать какую-либо конкретную деятельность. Например: «Я люблю читать книги о конструировании, мне нравится ухаживать за животными, я люблю смотреть фильмы о войне и т.п.».
После того, как участники выполнят это задание, ведущий собирает все листочки и зачитывает написанное. Задача участников: подобрать к прочитанному наиболее подходящие профессии. Делать это нужно таким образом, чтобы одна профессия включала в себя все три занятия. Очень важно, чтобы при каждом подборе осуществлялось групповое обсуждение вариантов.
Рефлексия:
Как вы думаете, какая основная идея этого упражнения?
Как это упражнение может помочь в выборе профессии?

3. Упражнение «Советчик»
Цель: формирование обобщенных представлений о профессиональном будущем каждого из участников на основании групповых рекомендаций, сделанных одноклассниками.
Время: 15 минут.
Необходимые материалы: чистые листы для записи, карандаши.
Процедура проведения. Участникам раздаются чистые листы и карандаши. Листочки делятся на три колонки. Участники под диктовку ведущего в первую колонку записывают имена всех членов группы, в том числе и свое. Важно, чтобы все присутствующие были записаны в одном и том же порядке.
Задание учащимся: напротив каждой фамилии (включая собственную) проставить наиболее подходящие профессии (вторая колонка) и соответствующие учебные заведения или место работы для данного человека (третья колонка). На это отводится примерно 7-10 минут.
После этого ведущий собирает листочки и начинает подведение итогов. Берется первый листочек и зачитывается первая по списку фамилия. Сразу же зачитываются рекомендуемая профессия и учебное заведение. После этого берется второй листочек, зачитываются эта же фамилия и соответствующие рекомендации и т.д. После того, как все рекомендации первому человеку озвучены, ведущий переходит к следующему человеку из списка и т.д.
Рефлексия:
Какие профессии были наиболее часто рекомендуемыми для каждого из вас?
Какие из рекомендуемых профессий, на ваш взгляд, вам больше всего подходят, а какие не подходят? Почему?

4. Рефлексия проведенного занятия «Автобусная остановка»
Цель: подведение итогов занятия.
Время: 10 минут.
Необходимые материалы: заготовки неоконченных предложений, карандаши.
Процедура проведения. На стенах тренинговой комнаты вешают листы флипчарта, вверху которых написаны неоконченные предложения. Например: «С этой минуты я буду…», «Спасибо за …», «Это занятие для меня…», «Сегодня я сделал открытие, что…».
Все участники делятся на 4 группы и отправляются в путешествие по этим остановкам. «Задерживаться» на каждой остановке рекомендуется по 2-3 минуты. На каждой из них участники пишут продолжение предложения.
Команды должны пройти все остановки. В заключение участникам дается еще немного времени, чтобы каждый ознакомился с результатами игры.

 

Занятие 4

Цель занятия: осознание участниками тренинга индивидуальных особенностей как профессионально важных качеств личности.

1. Упражнение «Кто это?»
Цель: организация игрового взаимодействия, создание рабочей атмосферы.
Время: 10 минут.
Необходимые материалы: бумага для записей, карандаши.
Процедура проведения. Участникам раздаются чистые листы бумаги и карандаши. Сверху листа каждый участник рисует голову человека, животного, птицы. После этого загибает листок так, чтобы была видна только шея, и передает свой рисунок соседу справа. У каждого участника игры окажется новый рисунок, который он не видит, но продолжает рисовать верхнюю часть туловища. После нарисованное снова «прячут» и передают соседу справа, чтобы тот продолжил рисовать. Игра продолжается до тех пор, пока рисунок не будет завершен. В конце ребята знакомятся с получившимся, идет совместное обсуждение рисунков.
Рефлексия:
Понравилась ли игра?
Как вы себя чувствуете? Готовы ли вы работать дальше?

2. Упражнение «Объявление»
Цель: повышение у учащихся знаний о мире профессионального труда.
Время: 10 минут.
Необходимые материалы: бумага для записей, карандаши.
Процедура проведения. В течение пяти минут каждый должен составить объявление о своих услугах, которое бы отражало профессиональную уникальность и включало нечто такое, чего не может предложить другой специалист. В своем объявлении необходимо отразить вид деятельности, профессиональные навыки и личностные качества.
Затем в течение одной минуты объявление зачитывается перед всей группой. Участники могут задавать любые вопросы по содержанию объявления, дабы удостовериться, действительно ли стоит воспользоваться услугами данного специалиста.
Рефлексия:
Сложно ли было выполнять это упражнение?
Кто, на ваш взгляд, справился с выполнением этого упражнения лучше?
Кого из участников вы, если бы были работодателем, взяли к себе на работу? Почему?

3. Упражнение «Автопортрет»
Цель: развитие умений соотносить внешние характеристики людей с их профессиями.
Время: 20 минут.
Необходимые материалы: бумага для записей, карандаши.
Процедура проведения. Участникам раздают чистую бумагу. Каждый должен нарисовать автопортрет на весь листок, изображать нужно только лицо. Желательно рисовать свой портрет быстро, как бы на одном дыхании. Подписывать листок не надо. Перед началом рисования участникам следует объяснить, что в упражнении важно не умение рисовать, а проявление активности при выполнении задания.
После этого тренер быстро собирает автопортреты, демонстративно их перемешивает и в случайном порядке раздает игрокам. После этого тренер дает новое задание: «Посмотрите внимательно на изображение, постарайтесь понять, что это за человек, на что он способен, но при этом не старайтесь узнать, кто здесь нарисован. На обратной (чистой) стороне листа с автопортретом напишите одну профессию, которая, на ваш взгляд, больше всего соответствует изображенному лицу. После этого листок передайте соседу справа, а от соседа слева возьмите новый листок и проделайте то же самое. Если вы получите листок с собственным автопортретом, то также подберите к нему профессию. Таким образом, все листочки должны пройти круг. Профессии на одном листочке могут повторяться».
Далее тренер собирает листочки, перемешивает их и начинает подведение итогов. Ведущий показывает участникам автопортрет, далее зачитываются записанные на обратной стороне профессии. После происходит обсуждение.
Рефлексия:
Как вы думаете, какой была основная задача этого упражнения?
Были ли трудности при выполнении этого упражнения? Какие?

4. Рефлексия проведенного занятия
«Какой был тренинг»
Цель: актуализация происходящего на занятии, подведение итогов.
Время: 10 минут.
Процедура проведения. Все участники группы по очереди называют по три прилагательных, характеризующих занятие в целом. Упражнение начинает ведущий.

 

Занятие 5

Цель занятия: повышение уровня профессиональной зрелости (способности сделать профессиональный выбор, используя собственные ресурсы и имеющуюся информацию).

1. Упражнение «В детстве я хотел быть…»
Цель: формирование в группе доверительных отношений, стимулирование интереса к теме профессионального самоопределения.
Время: 15 минут.
Необходимые материалы: чистые листы для записи, карандаши.
Процедура проведения. Каждому участнику в течение трех минут предлагается написать на карточке, кем он хотел быть в детстве и почему. Затем анонимные карточки сдаются ведущему, который их перемешивает и вновь раздает участникам в случайном порядке. Каждый участник должен «вжиться» в полученный образ неизвестного автора, зачитать написанное, предположить, изменилось ли его мнение сейчас, когда он встал взрослее. Если изменилось, то почему? Остальные участники внимательно слушают, задают вопросы.
Рефлексия:
Легко ли было отвечать на вопросы от имени другого человека?
Были ли предположения, чья записка вам досталась?

2. Упражнение «Странная надпись»
Цель: повышение у участников уровня готовности осознанно выстраивать свои жизненные и профессиональные перспективы.
Время: 15 минут.
Необходимые материалы: чистые листы для записи, карандаши.
Процедура проведения. Участники рассаживаются в круг, а ведущий рассказывает им притчу:
«Говорят, где-то на Кавказе есть старое кладбище, где на могильных плитах можно встретить примерно такие надписи: «Сулейман Бабашидзе. Родился в 1820 году, умер в 1858 году. Прожил 3 года», или «Нугзар Гаприндашвили. Родился в 1840 году, умер в 1865 году. Прожил 120 лет».
Естественно, у группы возникнут вопросы относительно верного подсчета прожитых лет. И ведущий отвечает: «Смысл этих приписок в том, что таким образом односельчане оценивали насыщенность и общую ценность жизни конкретного человека».
После этого ведущий предлагает участникам совместными усилиями составить рассказ о некотором человеке, который в наше время (например, в 1995 году) окончил школу и стал жить дальше, прожив ровно 75 лет. Участники по очереди называют важные события в жизни данного человека. События могут быть внешними (куда поступил, где работал, что сделал), а могут быть и внутренними, связанными с глубокими размышлениями и переживаниями (например, некоторые люди стали великими, редко выходя из своего дома). Желательно предлагать события, соответствующие реальности. Из названных событий и сложится жизнь героя повествования.
Рефлексия:
Насколько интересной оказалась жизнь у главного героя?
Сколько же лет он прожил не по паспорту, а по-настоящему?

3. Упражнение «Один день из жизни»
Цель: повышение у участников тренинга уровня осознания особенностей профессиональной деятельности того или иного специалиста.
Время: 15 минут.
Процедура проведения. Ведущий вместе с группой выбирает одну профессию, которую было бы интересно рассмотреть. После этого группа совместными усилиями составляет рассказ о рядовом рабочем дне специалиста выбранной профессии. Ведущий обращает внимание участников на то, что рассказ должен состоять только из существительных. К примеру, рассказ о трудовом дне учителя мог бы быть таким: звонок – завтрак – звонок – урок – двоечники – вопрос – ответ – тройка – учительская – директор – совещание – урок – отличники – звонок – дом – постель.
Эта игра помогает определить, насколько хорошо дети представляют себе рабочий процесс, насколько они способны работать в коллективе.
Важное условие: прежде, чем назвать новое существительное, каждый игрок обязательно должен повторить все, что было названо до него. Тогда рассказ будет восприниматься как целостное произведение.
Ведущий может назвать первое слово, а остальные игроки по очереди называют свои существительные, обязательно повторяя все, что называлось до них. Если игроков больше шести, то можно пройти два круга, и каждый назовет в течение игры по два существительных.
За одну игру рекомендуется обсуждать не больше, чем 4 профессии.
Рефлексия:
Получился ли целостный рассказ?
Как вы думаете, нам удалось в правильной последовательности описать режим дня?

4. Рефлексия проведенного занятия
«Клубок откровений»
Время: 5 минут.
Необходимые материалы: небольшой клубочек ниток.
Процедура проведения. Ведущий предлагает всем участникам с помощью клубка ниток пожелать друг другу что-либо или высказать свои мысли о занятии. Упражнение начинает ведущий. После своего высказывания он передает клубок с нитками одному из учащихся, но при этом держит конец нити. Ученик, у которого оказался клубок, также высказывается и передает клубок, оставляя себе кончик нитки. Упражнение продолжается до тех пор, пока все участники не будут связаны получившейся «паутинкой». Ведущий обращает на это внимание и говорит: «Посмотрите, какая красивая у нас получилась картина. Видите, все мы разные, но связаны невидимыми ниточками, которые помогают нам в жизни».

Материал из методического архива учреждения
«Республиканский центр профессиональной
ориентации молодежи»

www.kem.by

Методическая разработка по психологии (10, 11 класс) на тему: Тренинг «Я и мой выбор профессии»

                                     МКОУ «Школа –лицей № 2»

                                                 г. Белогорск

                                          Республика Крым

                                                              Разработали:

 психолог Сабирджановой Р.З

классный руководитель

 Макаренко Т.А

Тренинг «Я и мой выбор профессии»

Цель: сформировать общую готовность профессионального самоопределения, активизировать проблему выбора профессии, выявить профессиональные интересы у учеников; расширить представления о мире профессий и их особенностях.

        

Правила работы в группе.

Момент, когда ведущий должен максимально четко донести до всех участников тренинга правила участия, законы этого занятия.

Правила данного тренинга:

—     внимательно слушаю других и не перебиваю

—    говорю только от своего имени, о своих чувствах и мыслях

—    не рассказываю другим и не обсуждаю поведение остальных участников

Если появились предложения по изменению правил, участникам предлагается обсудить это и либо согласиться, либо нет.

За ведущим остается право отменить изменение.

Важно что бы все участники уважали принятые ими правила.

По окончанию можно спросить, что было легко, а что оказалось сложным.

Вступительное слово:

С тех пор как живет человечество, существует и проблема выбора занятий, трудовой деятельности, профессиональной карьеры. Ученые еще не выяснили точно, когда впервые появилось слово «профессия», но поиски разных видов труда, жизненного выбора, что утвердил человека на Земле как высшее творение природы, подтверждают древние памятки, найденные археологами, лингвистами и историками.

Из разных исторических памяток известно, что процесс формирования общественных отношений сопровождался развитием ремесел, занятий, появлением различных профессий. Соответственно, возникали и проблемы с их выбором, первые проявления несоответствия профессий, делу, склонностям. Уже давно люди поняли: настоящее наслаждение приносит только работа, которая выбирается по собственному желанию, соответственно интересам. Еще известный древнегреческий философ Платон говорил: «Познай себя и делай свое дело». Именно об этом мы и будем сегодня говорить, но для начала мы познакомимся.

Упражнение — 1. «Знакомство».

Краткое представления себя и целей всего тренинга. Представления всей группы по алгоритму – имя, два-три предложения, которые максимально могут, представить себя.

Упражнение 2. «Цепочка профессий»

Ведущий:  “Сейчас мы по кругу выстроим «цепочку профессий». Я назову первую профессию, например, металлург, следующий назовет профессию, в чем-то близкую металлургу, например, повар. Следующий называет профессию, близкую к повару и т.д. Важно, чтобы каждый сумел объяснить, в чем сходство названных профессий, на­пример, и металлург, и повар имеют дело с огнем, с высокими температурами, с печами. Определяя сходство между разными профессиями, можно вспомнить схему анализа профессии, например, сходство по условиям труда, по сред­ствам и т.д.

Вопросы: “В чем же сходство вашей профессии с только что названной?”. Окончательное решение о том, удачно названа профессия или нет, принимает группа.

Ведущий:  Хочу обратить ваше внимание на то .что между самыми разными профессиями иногда могут обнаруживаться интереснейшие общие линии сходства. К примеру, если в начале цепочки называются профессии, связанные с металлообработкой (как в нашем примере), в середине — с автотранспортом, а в конце — с балетом (для подтверждения сказанного приводим пример подобной цепочки: металлург—повар — мясник — слесарь (тоже— рубит, но металл) — автослесарь — таксист – сатирик эстрадный (тоже «зубы заговаривает») — артист драмтеатра — артист балета и т.д.).

 Такие неожиданные связи между самыми разными профессиями свидетельствуют о том, что не следует ограничиваться только одним профессиональным выбором, ведь очень часто то, что Вы ищите в одной (только в одной!?) профессии, может оказаться в других, более доступных профессиях…

 Информационный блок: «предмет труда».

Цель: информирование о сферах труда и предмете труда.

Материалы: доска.

Инструкция: участники садятся полукругом, так, чтобы всем было

видно доску.

Ведущий рассказывает о предмете труда и записывает их виды на

доске.

Слово ведущего: «Предмет труда это то, с чем или с кем человек

имеет дело в процессе работы. Выделяют пять предметов труда: чело-

век, техника, знак, художественный образ, природа. Каждому из них

соответствует определенный тип профессий.

Один работает преимущественно с людьми (обучает, воспитывает,

управляет). Это профессии типа «человек – человек». Другие работают с

техникой, механизмами, устройствами, различными материалами. Этот

тип называется «человек – техника». Есть люди, преимущественно заня-

тые в процессе своей работы с различными чертежами, знаками, табли-

цами, схемами, программами. Это профессии типа «человек – знак». Осо-

бенно одаренные художественными способностями каждодневно имеют

дело с построением образов, композиций, произведений искусства – «че-

ловек – художественный образ». А если человек работает с животными,

микроорганизмами, с почвой, словом, с природой, то его тип профессий

называется «человек – природа». Таким образом, существует пять пред-

метов труда и соответствующих им пять сфер деятельности.

Упражнение 3. Игра «Аукцион».

Цель: расширение знаний участников о мире профессий.

Материалы: листы бумаги, ручки.

Ход работы:

 Ведущий распределяет школьников на 3 группы с помощью «ком-

пота» (он просит рассчитаться участников по порядку, но вместо цифр

они называют фрукты. Например: «яблоко», «груша», «слива». «Ябло-

ки» идут в одну группу, «груши» – во вторую и т.д.).

   Каждой группе нужно написать как можно больше профессий по

четырем типам («человек-природа», «человек-знак», «человек-художе-

ственный образ», «человек-техника»). На эту работу дается 3 минуты.

Та группа, у которой большее количество вариантов в названной веду-

щим колонке, зачитывает профессии, другие группы называют те про-

фессии, которые не были озвучены. Педагог дополняет число профес-

сий (см. список в Приложении). Возникает вопрос об отнесении мно-

гих современных профессий к разным типам.

Слово ведущего: «Некоторые профессии можно отнести к раз-

ным типам, так как это профессии смешанного типа, каких сейчас очень

много. Вообще, сейчас наиболее востребованы специалисты, имеющие

смежные профессии, или которым легко переучиться на близкую к их

специальности профессию.

4. А теперь давайте попробуем найти профессии, в которых бы

предметы труда из разных сфер деятельности совмещались. Участники

из разных подгрупп называют варианты, ведущий корректирует отве-

ты. Например: предметы труда «ч-ч» (клиент) и «ч-з» (знаковый мате-

риал) совмещаются в сфере деятельности программиста-консультанта.

Такому человеку необходимо быть профессионалом в области програм-

мирования и уметь общаться с людьми.

5. Вопросы для обсуждения:

– Какие новые профессии вы открыли для себя?

– Что вам дают знания о мире профессий?

Диагностика учащихся.

Методика « дифференциально — диагностический опросник » (ДДО) Е. А. Климова.

Методика предназначена для отбора на различные типы профессий в соответствии с классификацией типов профессий Е. А. Климова. Можно использовать при профориентации подростков и взрослых.

Содержание методики: испытуемый должен в каждой им 20 пар предлагаемых видов деятельности выбрать только один вид и в соответствующей клетке листа ответов поставить знак «+».

Инструкция: «Предположим, что после соответствующего обучения Вы сможете выполнить любую работу. Но если бы Вам пришлось выбирать только из двух возможностей, что бы Вы предпочли?»

Лист ответов сделан так, чтобы можно было подсчитать количество знаков «+» в каждом из 5-ти столбцов. Каждый из 5-ти столбцов соответствует определенному типу профессий. Испытуемому рекомендуется выбрать тот тип профессий, который получил максимальное количество знаков « + ». Название типов профессий по столбцам:

1. «человек—природа» — все профессии, связанные с растениеводством, животноводством и лесным хозяйством;

2. «человек—техника» — все технические профессии;

3. «человек—человек» — все профессии, связанные с обслуживанием людей, с общением;

4. «человек—знак» — все профессии, связанные с обсчетами, цифровыми и буквенными знаками, в том числе и музыкальные специальности;

5. «человек—художественный образ» — все творческие специальности.

Обсуждение результатов тестирования.

Упражнение 4. Модельная ситуация «Защити свои интересы».

Цель: научиться аргументировано, отстаивать свой профессиональный выбор перед родителями (товарищами, учителями).

  Между учащимися распределяются роли: учащийся, родители или родственники (мама, папа, бабушка, старшая сестра и т.д)

Ведущий: «Представьте, что учащийся приходит домой и заявляет о своих профессиональных намерениях. Родители не согласны с позицией учащегося и пытаются его отговорить. Разыгрывается домашний конфликт, при этом выигрывает тот, чьи аргументы убедительнее. Старайтесь не прибегать к насилию, т.к.  насилие — признак слабости аргументов».

Обсуждение упражнения.

Упражнение 5. «Самая — самая»

Цель: предназначена для повышения уровня ориентации в мире профессионального труда и лучшему осознанию особенностей профессий, связанных с престижностью.

Ведущий: “Сейчас вам будут предлагаться некоторые необычные характеристики профессий. Ваша задача: по очереди называть те профессии, которые, по-вашему,  в наибольшей степени данной характеристике подходят. К примеру, характеристика — самая денежная профессия, — какие профессии являются самыми-самыми денежными?..”. 
  Ведущий называет первую характеристику, а участники сразу же по очереди (по кругу) предлагают свои варианты. Если у кого-то возникают сомнения, что названа самая-самая (или близкая к самой-самой), то можно задавать уточняющие вопросы. Это могут быть, например, такие характеристики: “самая зеленая профессия”, “самая сладкая профессия”, “самая волосатая профессия”, “самая неприличная профессия», “самая детская профессия”, “самая смешная профессия” и т.д.
  Далее называется следующая характеристика и т.д. Всего таких характеристик должно быть не более 5—7. Далее проходит обсуждение.

Упражнение 6. «Да-Нет»

Цель: формирование участниками собственных позиций по отношению к проблемам выбора.

Определяются два противоположных полюса: один называется «согласен», второй — «не согласен», посередине-«сомневаюсь».ведущий зачитывает утверждения по одному, ребята переходят на тот полюс, с которым они согласны и обосновывают свою точку зрения. Ведущий может задавать уточняющие вопросы, подводит итог после каждого обсуждения. Важно подчеркнуть для участников, что нет правильных и неправильных точек зрения, есть лишь разные мысли.

  1. Школа дает учащемуся нужные знания и навыки, необходимые для успешного трудоустройства
  2. Профессия выбирается раз и навсегда.
  3. Выбор профессии зависит от «толщины» кошелька
  4. Нужно найти ту профессию, в которой ты будешь лучшим.
  5. Профессия предназначена человеку от рождения.
  6. По названию вуза можно судить о том, кого он готовит.
  7. Профессию можно выбрать, опираясь на знания родителей и друзей.
  8. Профессию следует выбирать, уже став взрослым.
  9. Чтобы получить хорошее образование, нужно идти в престижный вуз.
  10. Если у тебя есть деньги, то профориентация не нужна .

Ведущий: «Множество мнений, которые вы услышали и озвучили, способствуют расширению личной позиции каждого, обеспечивают большее количество решений, а следовательно, больше возможностей для нахождения вашего профессионального пути»

Упражнение 7.«Мечты».

Цель: Развить солидарность и понимание, создать атмосферу доверия среди участников и сплотить группу.

 Участникам предлагается подумать в течение нескольких минут о том, каким каждый из них видит свое будущее.

Ведущий: «А теперь мы немножко помечтаем. Закройте глаза, расслабьтесь и попытайтесь прислушаться к своим желаниям, представить свое положение в обществе, ближайшее окружение.(дать 5 мин.) А сейчас я попрошу каждого поделиться своими впечатлениями.»Участники делятся своими представлениями.

Ведущий: «У каждого участника группы есть своя мечта, которую предстоит достичь. Пусть ваши сбудутся мечты и оправдаются надежды! Мечты сбываются, самое главное в них верить»

Притча «Все в твоих руках».

В одном городе жил учитель, окруженный учениками. Самый способный из них однажды задумался: «А есть ли вопрос, на который наш учитель не смог бы дать ответа?». Он пошел на луг, поймал красивую бабочку и спрятал ее между ладонями. Улыбаясь, он подошел к учителю и спросил: 
– Скажите, какая бабочка у меня в руках: живая или мертвая?

Он крепко держал бабочку в сомкнутых ладонях и был готов в любое мгновение сжать их ради своей истины.

Не глядя на руки ученика, учитель ответил: 
– Всё в твоих руках.

Подведение итогов. «Что нового для себя, вы сегодня узнали?».        

Список литературы:

  1. Климов Е.О. Как выбирать профессию. – М.,1984
  2. Пряжникова М. Профориентационные игры: Проблемные ситуации, задачи, карточные методики. – М., МГК,1991
  3. Пряжников н.С. Профориетация в школе.- М., ВАКО, 1991
  4. Чернявская А.П. Психолгическое консультирование по профессиональной ориентации.- м.:Владос-пресс, 2004.
  5. Психология популярных профессий / Под.ред. Л.А. Головей. –Спб.:Речь, 2003

nsportal.ru

тренинг с элементами игры «В мире профессий»

Утверждаю

Зам по УВР_______________Жбанов А.В

Групповое мероприятие с элементами игры

«В мире профессий»

Воспитатель Денисова Т.С

«Я и мир профессий»

Если вы удачно выберете труд и

вложите в него всю свою душу, то

счастье само вас отыщет.

Константин Дмитриевич Ушинский

Цель: Продолжить формировать реальное представление о возможностях своих профессиональных намерений (профессиональное самоопределение воспитанников)

Задачи мероприятия:

  • Воспитывать интерес и чувство ответственности к выбору профессии.

  • Определить мотив выбора профессии.

  • Ознакомить воспитанников с житейским способом выбора профессий.

  • Информировать их о качествах, присущих людям тех или иных профессий.

  • Формировать актуальное для подростков «информационное поле» при выборе профессии;

План мероприятия:

  • Провести игру: “Назови профессии или специальности на заданные буквы”.

  • Провести игру: “Самая – самая”.

  • Провести упражнение «Основной мотив выбора профессии»

  • Изучить житейский способ выбора профессии.

  • Выявить и перечислить профессиональные качества для некоторых профессий, найти сходства между ними .

  • Провести игру: “Угадай профессию”.

  • Провести игру «Пантомима»

  • Провести игру «Закончи пословицу»

  • Подвести итоги мероприятия.

Оборудование: карточки с заданиями для игр, тестовые бланки.

Ход мероприятия:

1. Слово воспитателя.

Ребята, не далек тот час, когда вы получите аттестаты об образовании и вступите в новую пору своей жизни. Прежде главным для вас была учеба в школе, которую вы и дальше продолжите в учебных заведениях , где вы будете получать знания не только по школьным дисциплинам, но и приобретать знания по выбранной профессии. И именно сейчас мы с вами серьезно задумываемся о выборе своей профессии.

В вашем возрасте это сделать нелегко. Помогают вам в этом выборе воспитатели, психолог, социальные педагоги, друзья, люди, к мнению которых вы прислушиваетесь, которые служат вам примером.

При выборе профессии существует множество нюансов. Можно применить целую научно разработанную систему, состоящую из нескольких способов поиска.

Сегодня мы с вами познакомимся с одним из способов — житейским, определим ваш мотив выбора профессии.

А для начала проведем игровую разминку. Я предлагаю вам разделиться на две команды.

(Деление на команды повышает активность учащихся)

2. Игровая разминка.

Игра первая: К, Р, О, П ( представитель команды вытягивает незаполненные карточки с заданием)

Задание: надо придумать профессии или специальности, начинающиеся на заданную букву. За каждую названную профессию или специальность команда получает 1 балл. Если названная профессия или специальность вызывает сомнение, команда должна объяснить, чем занимается представитель данной профессии или специальности. Если команда не сможет дать объяснение, то ответ не засчитывается. Чья команда это сделает лучше и быстрее? — дополнительные 3 балла. Время выполнения – 3 минуты.

Р

П

Окулист

Контролер

Разведчик

Проводник

Орнитолог

Киноартист

Рыбак

Плотник

Ортопед

Крановщик

Редактор

Пилот

Обходчик железнодорожных

путей

Кочегар

Радиоведущий

Пожарный

Оператор машинного доения

Киномеханик

Рентгенолог

Полицейский

Оператор связи

Космонавт

Радист

Полярник

Оператор ЭВМ

Кабельщик

Репортер

Пограничник

Кровельщик

Печник

Каменщик

Пиротехник

Кутюрье

Повар

Кондитер

Пекарь

Кондуктор

Портной

Парашютист

Вторая игра: «САМАЯ-САМАЯ «. А теперь вы ответите на вопросы с элементами юмора.

Сейчас вам будут предлагаться некоторые необычные характеристики профессий, а вы должны по очереди называть те профессии, которые, по нашему мнению, в наибольшей степени соответствуют данной характеристике. За каждую названную профессию или специальность команда получает 1 балл. (Воспитатель называет первую характеристику, а команда сразу же по очереди предлагают свои варианты профессий. Если у кого-то возникают сомнения, что названа самая-самая подходящая к данной характеристике профессия (или близкая к самой-самой), то можно задавать уточняющие вопросы).

Назовите профессии:

Самая зеленая (садовод, лесник, специалист по ландшафтному дизайну, цветовод-декоратор …)

Самая сладкая (кондитер, продавец в кондитерском отделе …)

Самая денежная (банкир, профессиональные теннисисты, боксеры, модель…)

Самая волосатая (парикмахер…)

Самая детская (воспитатель, педиатр, детский психолог, учитель…)

Самая смешная (юморист, клоун, пародист…)

Самая общительная (журналист, экскурсовод, тренер, учитель, массовик-затейник…)

Самая серьезная (не имеет право на ошибку) (сапер, хирург, разведчик, милиционер, политик, психолог…)

Инструкция.

Важным элементом данного игрового упражнения является обсуждение. Воспитатель должен проявить уважение к мнениям различных участников, поскольку оценки могут (и должны) быть субъективными. В то же время, выделение некоторых «самых-самых» профессий должны опираться на объективные знания о них. Например, если как самая денежная называется профессия депутата Гос думы страны, то можно уточнить у ребенка, а знает ли он, сколько зарабатывают депутаты (по сравнению с другими высокооплачиваемыми профессиями)? Можно в ходе обсуждения совместными усилиями определить, какую профессию вообще можно считать денежной и т.п.

3. Слово воспитателя.

Играя, мы освежили свою память и вспомнили множество разнообразных профессий и специальностей. Возможно не обычных для нашего региона, но востребованных в стране и мире.

Вряд ли кто из вас мечтает стать разведчиком, астрологом, балериной, а тем более – полярником, космонавтом или кинорежиссером. Основная масса выпускников выбирает более обыденную профессию.

Давайте мы выясним, почему же так происходит и что влияет на наш выбор.

4. Упражнение по профориентации «Основной мотив твоего выбора»

Это упражнение помогает разобраться в том, что же двигает человеком при выборе профессии ( распечатка 16 основных мотивов выдается каждому участнику).

Список мотивов включает 16 фраз:

Воспитатель дает задание: зачеркнуть 8 из 16 мотивов, которые к тебе меньше всего относятся. У ребят остается 8 мотивов. Следующие задание — зачеркнуть 4 мотива, которые в меньшей степени руководят тобой. Потом нужно исключить еще 2 менее важных из четырех. И потом удаляем еще один из двух. Вуаля!

Давайте подведем итог этого упражнения (каждый подросток зачитывает свой мотив, который остался у него не зачеркнутый). Вывод делается воспитателем исходя из ответов детей.

5. Слово воспитателю

Кроме мотива, как мы уже говорили, существует подходы к выбору профессии, Таких подходов много, но мы с вами сегодня воспользуемся самым приемлемым для нас – житейским.

Само слово «житейский» говорит за себя. Это не научный специфический подход, а то, чем люди руководствуются в повседневной жизни, исходя из существующих обстоятельств, своего опыта и возможностей.

Итак, что же мы учитываем при выборе профессии, следуя этому способу?

  • Востребованность на рынке труда.

  • Доходность.

  • Требования к умственным и физическим способностям, здоровью (космонавт, водолаз …).

  • Нервно-эмоциональная напряженность (милиционер, учитель, МЧС, шахтер…).

  • Образованность (врач, учитель, психолог, ученый…).

  • Возможность проявить творчество (художник, поэт, танцор, дизайнер, парикмахер, портной…).

  • Положительное влияние на семейную жизнь.

  • Общение в труде (работа в коллективе или индивидуальная работа).

  • Возможность карьерного роста (важно или не важно).

В нашем регионе, как и в любом регионе страны, большую роль играет пункт: “востребованность на рынке труда”.

Вот именно поэтому вы и не мечтаете стать полярниками и балетмейстерами, а выбираете более знакомые вам профессии, которые востребованы на рынке труда на сегодняшний день.

Положение можно изменить, если иметь мечту, желание, стремиться к поставленной цели, при этом обладать нужными качествами, способностями.

А теперь по перечисленным качествам угадайте профессию.

5. Игра третья «Угадай профессию»

Воспитатель перечисляет профессиональные качества, а команды угадывают и называют профессию. За правильный ответ – 1 балл.

5. Профессиональные качества”.

Естественно, что каждая профессия требует определенного набора качеств, которыми должен обладать представитель данной профессии.

Сейчас мы выясним качества, присущие тем профессиям, которые выбираете вы – воспитанники нашего спец. училища. ( Дети самостоятельно анализируют и перечисляют качества заданных профессий в карточках). Время выполнения 5 минут. Выигрывает та команда, которая более полно составит профессиональные качества – 5 баллов.

БУХГАЛТЕР

Самообладание

Дисциплина

Ответственность

Хорошее цветовое восприятие Концентрированность внимания быстрота реакции;

Умение быстро ориентироваться в окружающей среде

Способность реагировать на неожиданный сигнал посредством определённых движений…

Любовь к детям Гуманность Образованность

Терпение

Находчивость Самосовершенствование Эрудированность Интуиция Воспитанность Информированность Коммуникабельность

Милосердие…

Самосовершенствование Образованность Ответственность Хороший глазомер Хорошо развитая вкусовая память, зрительная, обонятельная

Твердость руки, устойчивость кистей рук

Хорошая координация движений;

Оперативность; …

Терпение Собранность Информированность

Коммуникабельность

Точность Образованность

Находчивость

Тактичность Интуиция

Ответственность Порядочность Умение оперировать

цифрами, информацией…

Какая картина вырисовывается перед нами? Казалось бы – такие разные профессии, а качества повторяются.

Это значит, что кроме узкой специализации, человек должен быть всесторонне развитым.

7. Игра пятая «Пантомима»

А теперь давайте отдохнем и поиграем.

Я раздам карточки с указанной там профессией (желающим) — показывать содержимое карточки командам нельзя.

Задание: необходимо изобразить профессию, указанную в карточке при помощи жестов и мимики, без слов. Команды должны угадать, какую профессию им демонстрируют, за правильный ответ – 1 балл.

Предлагаемый список профессий:

Плотник, пилот, учитель, кружевница, врач, повар.

Мы с вами уже знаем, что существует более 10 000 профессий. Не раз мы с вами говорили, что именно «труд человека кормит, а лень портит». Для того, чтобы получить профессию нужно много трудиться – ведь учеба-это тот же труд.

8. Игра шестая «Закончи пословицу».

Существует более 100 пословиц о труде и ученье, вот некоторые из них:

Пашню пашут, руками не машут.

Кто не ходит, тот и не падает.

С мастерством люди не родятся, а добытым ремеслом гордятся.

С охотой можно и в камень гвоздь забить.

Усердная мышь и доску прогрызет.

Не все те повара, у кого ножи длинные.

Ваша задача сейчас закончить пословицу, которую я вам буду предлагать. За каждую правильно законченную пословицу команда получает 1 балл:

  1. Уменье и труд все (перетрут).

  2. Не стыдно не знать, стыдно не (учиться).

  3. Дело мастера (боится).

  4. За всякое дело берись (умело).

  5. Умение везде найдет (примененье)

  6. Птицу узнают в полете, а человека в (работе).

  7. Маленькое дело лучше большого (безделья).

  8. Без труда не выловишь рыбку из (пруда).

  9. На работу он сзади последних, а на еду — впереди (первых).

  10. Больше дела – меньше (слов).

  11. Не откладывай на завтра то, что можно сделать (сегодня).

  12. Кончил дело — гуляй (смело).

9. Подведение итогов

А сейчас подведем итог нашей игры (подведение итогов, награждение)

Продолжите, пожалуйста, предложения:

Игра мне понравилась…

Игра мне не понравилась и я бы посоветовал(а)…

Однажды, на вопрос: «Что же такое счастье?» прозвучал такой ответ: «Счастье — это когда утром с радостью идёшь на работу, а вечером с радостью возвращаешься домой», а известный советский педагог Константин Дмитриевич Ушинский написал: «Если вы удачно выберете труд и вложите в него всю свою душу, то счастье само вас отыщет». Значит, одной из составляющих счастья является правильный выбор своей профессии. Эта проблема рано или поздно встаёт перед любым человеком, в том числе и перед вами.

И я вам желаю правильного выбора профессии, которая станет вашей судьбой.

Спасибо всем за внимание, активное участие в игре! До новых встреч!

Приложение 1

Основной мотив твоего выбора профессии.

1. Возможность получить известность, прославиться.

2. Возможность продолжать семейные традиции.

3. Возможность продолжать учебу со своими товарищами.

4. Возможность служить людям.

5. Заработок.

6. Значение для экономики страны, общественное и государственное значение профессии.

7. Легкость поступления на работу.

8. Перспективность работы.

9. Позволяет проявить свои способности.

10. Позволяет общаться с людьми.

11. Обогащает знаниями.

12. Разнообразная по содержанию работа.

13. Романтичность, благородство профессии.

14. Творческий характер труда, возможность делать открытия.

15. Трудная, сложная профессия.

16. Чистая, легкая, спокойная работа.

Приложение 2

Р

О

П

Р

О

П

Приложение3

Плотник

Пилот

Учитель

Кружевница

Врач

Повар

Приложение 4

БУХГАЛТЕР

Самообладание

Дисциплина

Ответственность

Хорошее цветовое восприятие Концентрированность внимания быстрота реакции;

Умение быстро ориентироваться в окружающей среде

Способность реагировать на неожиданный сигнал посредством определённых движений

Любовь к детям Гуманность Образованность

Терпение

Находчивость Самосовершенствование Эрудированность Интуиция Воспитанность Информированность Коммуникабельность

Милосердие

Самосовершенствование Образованность Ответственность Хороший глазомер Хорошо развитая вкусовая память, зрительная, обонятельная

Твердость руки, устойчивость кистей рук

Хорошая координация движений;

Оперативность;

Терпение Собранность Информированность

Коммуникабельность

Точность Образованность

Находчивость

Тактичность Интуиция

Ответственность Порядочность Умение оперировать

цифрами, информацией.

Приложение 5

БУХГАЛТЕР БУХГАЛТЕР БУХГАЛТЕР

Самообладание

Дисциплина

Ответственность

Хорошее цветовое восприятие Концентрированность внимания быстрота реакции;

Умение быстро ориентироваться в окружающей среде

Способность реагировать на неожиданный сигнал посредством определённых движений

Любовь к детям Гуманность Образованность

Терпение

Находчивость Самосовершенствование Эрудированность Интуиция Воспитанность Информированность Коммуникабельность

Милосердие

Самосовершенствование Образованность Ответственность Хороший глазомер Хорошо развитая вкусовая память, зрительная, обонятельная

Твердость руки, устойчивость кистей рук

Хорошая координация движений;

Оперативность;

Терпение Собранность Информированность

Коммуникабельность

Точность Образованность

Находчивость

Тактичность Интуиция

Ответственность Порядочность Умение оперировать

цифрами, информацией.

infourok.ru

Психологический тренинг «Я и моя профессия»

В последнее время на российском рынке труда складывается парадоксальная ситуация: с одной стороны, в промышленности остро не хватает рабочих кадров, а с другой стороны, по данным Минздравсоцразвития, 16% молодых специалистов с высшим образованием являются безработными. Специалисты утверждают, что это результат неправильного профессионального выбора молодых людей. Наша задача — помочь Вам найти востребованную специальность.

1. Групповая работа по теме «Самые нужные профессии»

Психолог: Ребята, как вы думаете, что будет, если все молокозаводы мира вдруг утроят выпуск продукции и все магазины будут забиты молоком, сметаной, йогуртами и т. п.? (Эти продукты будет очень трудно продать, они начнут портиться, пропадут, а значит, пропадет чей-то труд, деньги, прибыль…)

Так же и на рынке труда. Если каких-то специалистов выпускают больше, чем нужно, они не могут найти работу, наступает безработица. Профессия, специальность, квалификация — это то, что продает человек на рынке труда. Время от времени одни профессии и специальности становятся очень нужными, востребованными, престижными, другие теряют свои позиции, а третьи вообще уходят в прошлое. Предлагаю вам составить списки таких профессий.

Для этого разделимся на группы.

  • Первая группа будет составлять список «Самые модные профессии».
  • Вторая группа — «Самые забытые профессии».
  • Третья группа — «Профессии, которые всегда нужны».
  • Четвертая группа — «Самые отважные профессии».

(Включается музыка, дети обсуждают, составляют списки.)

Послушаем, что у вас получилось.

Примерные списки профессий:

  • Самые модные: юрист, экономист, менеджер, топ-модель, телеведущий, веб-дизайнер, журналист, программист, автослесарь, нефтяник, пластический хирург, президент, спикер, эколог и т. п.
  • Самые забытые: конюх, камердинер, ключник, шорник, трубочист, бондарь, ямщик и т. п.
  • Профессии, которые всегда нужны: врач, учитель, дворник, строитель, шофер (водитель), парикмахер, милиционер, пекарь, земледелец, животновод, повар, бухгалтер, слесарь-водопроводчик и т. п.
  • Самые отважные: пожарный, каскадер, моряк-подводник, летчик-испытатель, космонавт, горноспасатель, автогонщик, сапер, шахтер, военный и т. п.

Конечно, здесь мы перечислили не все профессии. Их в мире, как я уже говорила, около 50 тыс. Но, выбирая себе специальность, мы ориентируемся не на весь мир, а на то общество, которое нас окружает, на страну, в которой живем.

Формула успешного выбора профессии

Выбор профессии «стоит на трех китах»: «ХОЧУ», «МОГУ», «НАДО».

  • «ХОЧУ» – личные цели, интересы, потребности.
  • «МОГУ» – учет своих возможностей, способностей, состояния здоровья.
  • «НАДО» – потребности рынка труда, востребованность профессии.

Человек будет удовлетворен только в том случае, если ему удастся соединить все эти стороны в стройную геометрическую конструкцию. Причем, желательно, чтобы стороны были действительно равны друг другу.

Попробуйте немного заняться жизненной геометрией и нарисуйте собственный подобный треугольник. Если стороны получаются слишком неравнозначными, значит, вас явно занесло не туда. Чтобы скорректировать ваш профессиональный выбор, можно использовать такие способы диагностики, как различные тесты, анкеты, опросники. Они позволят определить, к какому типу личности вы относитесь, какие качества являются решающими для той или иной области деятельности.

Существует идентичная формула выбора профессии, предложенная А. Грецовым: формула «три В» — Возможность, Влечение, Востребованность.

  • Возможность (могу)— наличие способностей именно к данной работе, соответствие особенностей личности специфике выбранной профессии, отсутствие медицинских или психологических противопоказаний к ней.
  • Влечение (хочу) — желание выполнять конкретную работу, интерес к ней, увлеченность, направленность именно на эту деятельность.
  • Востребованность (надо) — потребность общества в работниках этого профиля. Определяется спросом на рынке труда и готовностью работодателей платить им достойную заработную плату.

Когда три В совпадают, человек доволен делом, которым занимается, своим местом работы, должностью, достижениями, видит перспективы для профессионального роста, зарабатывает на достойную жизнь. Увлеченность трудом и возможность раскрыть в нем свои способности ведут к тому, что труд оказывается результативным и достигается высокий уровень профессионализма. Как следствие, окружающие тоже довольны таким человеком и его делами, он пользуется заслуженным уважением.

Получается заколдованный круг: если человек охотно выполняет востребованную в обществе работу, он достигает хороших результатов, обретает материальный достаток и признание окружающих, и, как следствие, его увлеченность трудом еще более возрастает.

Успешно выбранная профессия — та, которая соответствует возможностям человека, которой он увлечен, и которая востребована в обществе.

Семь шагов выбора профессии

1. СОСТАВИТЬ СПИСОК ПОДХОДЯЩИХ ПРОФЕССИЙ.

Составьте список профессий, которые вам нравятся, интересны, по которым вы хотели бы работать, которые вам подходят.

2. СОСТАВИТЬ ПЕРЕЧЕНЬ ТРЕБОВАНИЙ К ВЫБИРАЕМОЙ ПРОФЕССИИ.

Составьте список своих требований:

  • выбираемая профессия и будущий род занятий;
  • выбираемая профессия и жизненные ценности;
  • выбираемая профессия и жизненные цели;
  • выбираемая профессия и мои сегодняшние «горячие» проблемы;
  • выбираемая профессия и реальное трудоустройство по специальности;
  • желательный уровень профессиональной подготовки;
  • выбираемая профессия и мои склонности и способности;
  • желательные содержание, характер и условия работы.

3. ОПРЕДЕЛИТЬ ЗНАЧИМОСТЬ КАЖДОГО ТРЕБОВАНИЯ.

Определите, насколько все перечисленные требования значимы. Может быть, есть менее важные требования, которые, по большому счету, можно и не учитывать.

4. ОЦЕНИТЬ СВОЕ СООТВЕТСТВИЕ ТРЕБОВАНИЯМ КАЖДОЙ ИЗ ПОДХОДЯЩИХ ПРОФЕССИЙ.

Кроме тех требований, которые есть у вас к профессии, существуют и требования самой профессии. Проанализируйте, развиты ли у вас профессиональные качества, отвечают ли ваши интеллектуальные способности, психологические особенности, состояние здоровья требованиям профессии.

5. ПОДСЧИТАТЬ И ПРОАНАЛИЗИРОВАТЬ РЕЗУЛЬТАТЫ.

Проанализируйте, какая профессия из всего списка больше других подходит вам по всем пунктам.

6. ПРОВЕРИТЬ РЕЗУЛЬТАТЫ.

Чтобы убедиться в правильности ваших размышлений, обсудите свое решение с друзьями, родителями, учителями, психологом, профконсультантом.

7. ОПРЕДЕЛИТЬ ОСНОВНЫЕ ПРАКТИЧЕСКИЕ ШАГИ К УСПЕХУ.

Итак, вы приняли решение, и теперь нужно определить: в каком учебном заведении вы сможете получить профессиональное образование, как развивать в себе профессионально важные качества, как можно получить практический опыт работы по данной специальности, как повысить свою конкурентоспособность на рынке труда.

Мини-лекция «Формула профессии»

Психолог: Скажите, пожалуйста, что получится, если длину нашей классной комнаты умножить на ширину (пишет на доске: а х Ь-S)? (Площадь классной комнаты.)

А что получится, если сложить три слова, которые вынесены в тему сегодняшнего классного часа: «хочу», «могу» и «надо»?

(Воспитатель мелом перечеркивает тире между словами в названии темы классного часа, получаются плюсы. Дети высказывают предположения.)

Я открою вам секрет: получится правильный выбор профессии.

Специалисты по профориентации установили, что правильным может быть только осознанный выбор профессии.

(Психолог дописывает на доске после трех слов называние тренинга: « = осознанный выбор профессии».)

Как объяснить эту формулу? В ней всего три величины:

  1. хочу — это все, что мне нравится, к чему лежит душа;
  2. могу — это все, что мне по силам, по способностям;
  3. надо — это все, что нужно для общества, страны.

Вместе получается формула осознанного выбора профессии. Осознанный выбор — это такой выбор, при котором человек учитывает и личные устремления (хочу), и свои возможности (могу), и потребности общества в это профессии именно в данный момент (надо).

Демонстрация осознанного выбора профессии «Это мой выбор!»

Воспитатель: Как же работает формула осознанного выбора профессии?

(К доске выходят ученики, читают или произносят тексты.)

Участник 1. Хочу быть модельером, парикмахером, швеей. Могу быть парикмахером, швеей. Сейчас везде требуются швеи — стану швеей.

Участник 2. Хочу быть каскадером, космонавтом, водителем, летчиком, горноспасателем. Могу стать водителем, трактористом, горноспасателем. Водители требуются сейчас везде, мой отец — водитель. Может быть, и я стану водителем.

Участник 3. Хочу стать артисткой, телеведущей, репортером. Могу стать продавцом, рекламным агентом. Буду заниматься, работать над собой и обязательно своего добьюсь — стану репортером.

Психолог: Кто из вас тоже хочет продемонстрировать, как работает формула осознанного выбора профессии?
Соотношение между «хочу» и «могу» — в ваших руках. Если у человека есть мечта и он твердо идет к своей цели, он обязательно ее достигнет. Но для этого нужно разобраться в себе, узнать свои сильные и слабые стороны, свои способности и недостатки.

Тестирование

Психолог: Может быть, немного разобраться в себе вам поможет шуточный тест с геометрическими фигурами. Используя три геометрические фигуры — треугольник, круг, квадрат, нарисуйте человечка, состоящего из 10 элементов. Должны быть использованы все три вида фигур. Качество рисунка не имеет значения. Если нарисованы лишние элементы — их надо зачеркнуть, если их не хватает — дорисовать недостающие.

(Дети рисуют фигурки.)

Теперь подсчитайте количество треугольников.

(Дети выполняют задание.)

А теперь слушайте ключ к тесту (читает).

  • Первый тип: 6-8 треугольников — тип руководителя, хорошие преподаватели. Ярко выражено стремление к лидерству, хорошо разбираются в людях, работают с информацией.
  • Второй тип: 5 треугольников. Ответственный исполнитель, хорошие организаторские способности. Профессионал, до мелочей продумывающий свою деятельность.
  • Третий тип: 4 треугольника. Разнообразие интересов и талантов. Склонность к индивидуальной работе.
  • Четвертый тип: 3 треугольника. Тип ученого. Рационален, объективен, легко переключается с одного вида деятельности на другой.
  • Пятый тип: 2 треугольника. Интерес к искусству и человеку. Тонко чувствует все новое и необычное.
  • Шестой тип: 1 треугольник. Изобретатель, конструктор, художник. Обладает богатым воображением.

Конечно, этот тест не отражает все многообразие ваших талантов. Но, может быть, он поможет вам задуматься о себе, о своих возможностях и способностях и начать развивать эти способности. В конечном итоге это поможет вам в выборе жизненного пути.

Заключительное слово

Психолог: Выбор профессии — это очень важное событие в жизни каждого человека. Но какую бы профессию вы, ни выбрали, вам всегда пригодятся знания, полученные в школе. Поэтому постарайтесь уже сейчас определить область ваших интересов, больше читайте, набирайтесь опыта и знаний. Для этого нужно пробовать себя в самых разных областях. Как хорошо заметил один мудрец: «Чтобы не ошибаться, нужно иметь опыт. Чтобы иметь опыт, нужно ошибаться».

Подведение итогов (рефлексия)

Психолог: Какие чувства остались после тренинга? Какие открытия вы для себя сделали?

www.uchportal.ru

План-конспект занятия (10 класс) по теме: Тренинг с обучающимися 10 класса «Погружение в мир профессий»

Тренинг с обучающимися 10 класса

«Погружение в мир профессий»

Цели:

  1. Изучение обучающимися собственных интересов
  2. Повышение у обучающихся способности соотносить внешние характеристики людей с их профессией.
  3. Повышение уровня осознания специфики профессиональной деятельности того или иного человека.
  4. Развитие рефлексии.
  5. Помочь участникам на практике понять особенности осознанного выбора профессии

Ход тренинга:

1.Вступительное слово: «Уважаемые десятиклассники! Вы знаете, что ежегодно в январе проходит месячник профориентации, и сегодня наша встреча проводится именно в рамках цикла мероприятий, посвящённому этому циклу. Вы изучили свои индивидуальные особенности, познакомились со своими профессиональными склонностями и способностями. Сегодня я предлагаю вспомнить всё, что вы узнали о себе, попрактиковать в наблюдательности, а  также поближе познакомится со спецификой профессиональной деятельности некоторых специалистов»

2. Разминка «Профессия на букву»

Цель: узнать , насколько хорошо учащиеся знают мир профессий.

3. «Кто  есть кто?»

Цель: дать возможность участникам соотнести свой образ с различными профессиями на основании знания обучающихся друг о друге.

Инструкция: «Сейчас я буду называть профессии, каждый в течение нескольких секунд должен посмотреть на своих товарищей и определить, кому эта профессия подойдёт в наибольшей степени. Далее я хлопну в ладоши и все по команде должны одновременно показать рукой  на выбранного человека( наиболее подходящего для названной профессии).

Перед началом тренинга написать на доске наиболее интересные профессии.

Посчитать количество рук, указывающего на определенного участника.

4.Модуль «ХОЧУ — МОГУ — НАДО»

«Лучшее — враг хорошего!» Поэтому я использую известную всем формулу выбора профессии: «ХОЧУ — МОГУ — НАДО» (по выражению Н. С. Пряжникова — «три кита»).

Я начинаю свой тренинг с того, что рисую на доске три пересекающиеся и объясняю значение каждого компонента.

■    ХОЧУ — это пространство желаний, целей, интересов, стремлений.

■    МОГУ — это пространство способностей, талантов, состояние здоровья.

■    НАДО — это пространство запросов от рынка труда, социально-экономические проблемы региона, тенденции в развитии мировой экономики.

Оптимальный выбор профессии лежит на пересечении трех пространств (трех кругов).

Источник: мы использовали список мотивов с http://azps.ru/training/41.html

Цель: помочь участникам на практике понять особенности осознанного выбора профессии.

Инструкция участникам

Наша задача — выбрать наиболее значимый для каждого из вас мотив выбора профессии, т. е. ту главную причину, по которой вы выбираете себе профессию. Для этого мы устроим состязание мотивов по олимпийской системе, чтобы в конце определить мотив-победителя. В своих раздаточных материалах найдите страницу со списком мотивов. Наш список мотивов включает 16 фраз.

1.   Возможность получить известность, прославиться.

2.   Возможность продолжать семейные традиции.

3.   Возможность продолжать учебу со своими товарищами.

4.   Возможность служить людям.

5.   Заработок.

6.   Значение для экономики страны, общественное и государственное значение профессии.

7.   Легкость поступления на работу.

8.   Перспективность работы.

9.   Позволяет проявить свои способности.

10. Позволяет общаться с людьми.

11. Обогащает знаниями.

12. Разнообразная по содержанию работа.

13. Романтичность, благородство профессии.

14. Творческий характер труда, возможность делать открытия.

15. Трудная, сложная профессия.

16. Чистая, легкая, спокойная работа.

Итак, сначала выберем предпочтительный мотив в каждой паре и запишем номер «победителя» в колонке 1/8. Далее сведем в очном поединке мотивы-победители и получим четыре главных мотива выбора профессии. Затем устроим полуфинал и, наконец, финал.

В заключение попробуйте теперь определить три первых места — три своих главных мотива выбора профессии.

Процедура и замечания для тренера

Рекомендуем включить таблицу «состязания» мотивов при выборе профессии в раздаточные материалы для участников тренинга.

После завершения индивидуальной части упражнения (выявления главных мотивов) можно опросить всех участников и попросить их назвать два своих главных мотива («номера финалистов»). Результаты опроса нужно отмечать на доске  галочками, на котором предварительно нужно записать номера (от 1 до 16) мотивов. Таким образом, формируется групповая статистика предпочтений.

Обсуждение результатов

Посмотрите на свои «мотивы-победители» (первые три места) и попробуйте найти 3-4 профессии, которые наилучшим образом соответствуют вашем набору мотивов. Запишите эти профессии у себя.

Теперь поделитесь на пары и обсудите свои решения друг с другом. Помогите друг другу увеличить список профессий (или родов деятельности), которые хорошо подходят к мотивам

5.Упражнение «Любовное послание»

Каждой паре предлагается сочинить любовное послание, используя терминологию разных профессий. Участникам раздаются карточки с отдельными профессиями и их терминологией.

 Водитель: руль, монтировка,  тормоз, колесо, карбюратор, бензин, кресло, зеркало.

Бухгалтер: банк, касса, зарплата, расчетный счёт, баланс, налоги, кредит, платёжные поручения.

Учитель: указка, учебник, ученики, журнал, кабинет, тетрадь, экзамен, решение, оценка.

Косметолог : лицо, массаж, крем, помада, макияж, губы, красота, кожа.

Фармацевт:  лекарство, дозировка, градусник, бинт, препарат, зелёнка, лейкопластырь, бинт.

Кондитер: рецепт, плюшка, вкуснятина, сахар, крем, колпак, запах, масло.

Парикмахер: волосы, завивка, ножницы, расчёска, стрижка, фен, лак для волос.

Эколог : чистота, вода, трава, вредный выброс, пробирка, исследование, воздух, охрана.

Фотограф : портрет, экспозиция, пленка, негатив, освещение, кадр, фотосъемка, объектив.

Частный предприниматель: связи, деньги, конкуренты, ощени е  офис, компьютер, поездка, риск.

6.Упражнение «Продолжение сказки —

«ХОЧУ — МОГУ — НАДО»»

Цель: драматическое обыгрывание трех компонентов выбора профессии (хочу, могу, надо).

Инструкция участникам

Сейчас я расскажу вам начало сказки, продолжение которой вам нужно будет придумать самим.

Идет герой по дороге. (Кто будет героем, вы придумаете сами — Чебурашка, Царевна-несмеяна, Терминатор, Вовочка из анекдотов, три богатыря или кто-то другой.) И видит герой камень, а на камне написано: «Налево пойдешь — найдешь то, что хочешь, прямо пойдешь — найдешь то, что можешь, а направо пойдешь — найдешь то, что надо!»

Придумайте продолжение сказки таким образом, чтобы мы могли снять учебный фильм по теме профориентации. Обращаю внимание, что фильм УЧЕБНЫЙ, т.е. должен научить зрителей выбирать профессию по формуле «ХОЧУ — МОГУ — НАДО», не забывайте об этом.

Одновременно будут работать две творческие группы.

Процедура и замечания для тренера

Каждая группа готовит сценарий учебного фильма и затем проигрывает его. Чтобы появилась некоторая интрига, мы рекомендуем вести видеозапись отдельно для каждой из творческих групп. Тогда другая группа может выступить в качестве зрителей и оценить обучающую силу фильма.

Обсуждение результатов

Чему учит фильм, который вы только что посмотрели?

7.Анкета

Ф.И.______________________________________________________________________

1.Что ты узнал(а) нового на занятии?_________________________________________

2.Что больше всего понравилось?____________________________________________

3. Как ты думаешь, поможет ли тебе данное занятие в выборе профессии?___________

nsportal.ru

Тренинг «Путешествие в мир профессий» (10-11 класс)

Путешествие в мир профессий

Конец формы

Как хорошо, когда у человека есть возможность
 выбрать себе профессию не по необходимости,
 а сообразуясь с душевными склонностями.
Али Апшерони


Цель: развитие осознанного отношения у старшеклассников к своему профессиональному будущему.
Задачи
— Создание условий для обогащения представлений старшеклассников о мире профессий.
— Развитие артистических способностей и творческого мышления.
— Пополнение личностного опыта участников в результате ролевого проигрывания.
Предварительная подготовка: разработка конспекта, подготовка наглядного демонстрационного и раздаточного материалов, аудиосредств.
Наглядный демонстрационный и раздаточный материалы: игрушка-символ, листы формата A3, цветные карандаши, карточки с заданиями для профориентационных игр.
Количество участников: до 2 человек.
Ориентировочное время: 1 час.

Ход тренинга


1-я часть. Знакомство, разминка.
Упражнение «Имя и профессия».

Ведущий предлагает участникам представиться по имени и назвать профессию, которая начиналась бы с буквы его имени. Если участник теряется, то он может попросить подсказки у остальных.

Игра «Самая-самая».
Назовите профессии:

  1. Самая зеленая (садовод, лесник, цветовод-декоратор …)

  2. Самая сладкая (кондитер, продавец в кондитерском отделе …)

  3. Самая денежная (банкир, профессиональные теннисисты, боксеры, модель…)

  4. Самая волосатая (парикмахер…)

  5. Самая детская (воспитатель, педиатр, учитель…)

  6. Самая неприличная (венеролог, ассенизатор…)

  7. Самая смешная (клоун, пародист…)

  8. Самая общительная (журналист, экскурсовод, тренер, учитель, массовик-затейник…)

  9. Самая серьезная (сапер, хирург, разведчик, милиционер, политик, психолог…)


2-я часть. Основная.

Игра «Трудоустройство сказочных героев».
Ведущий. Ни для кого не секрет, чтобы найти место работы, нужно уметь себя презентовать окружающим, а именно -работодателям. Задача эта не из простых, но вполне выполнима. И вот сейчас мы с вами попробуем получить место работы в одном из агентств по подбору персонала, согласно их направленности. А агентств у нас 4:
— подбор кадров для МОУ Школа с. Белоярск;
— подбор кадров для ОАО «Совхоз Байдарацкий»;
— подбор кадров для Пожарная часть с. Белоярск;
— подбор кадров в Ямалкоммунэнерго.

Сейчас те, кто готов испытать себя, выберет одну карточку, где будет обозначен персонаж, от имени которого вам предстоит устроиться на работу во все эти агентства.
(Персонажи на карточках: Баба Яга, Карлсон, Змей Горыныч, Алеша Попович, царевна Несмеяна.)
— Уважаемые участники, вам необходимо убедить представителей агентств в том, что именно вас им и не хватает.
Остальные участники тренинга разделятся на подгруппы, так как именно вы и есть работодатели — представители агентств.
— Уважаемые представители агентств, прошу вас быть объективными и отдать свое предпочтение достойнейшим.
Нашим героям напомню, что вы проходите собеседование в каждом агентстве в течение 3 минут каждый.
(Участники пускаются за поиском удачи по агентствам. Ведущий отслеживает время. Когда каждый участник пройдет через все 4 агентства, игра завершается.)


Игра «Нужные люди».
Ведущий предлагает участникам рассчитаться на 1, 2, 3, 4, 5. Затем все 1-е номера объединяются в одну подгруппу, 2-е – в другую подгруппу и т. д. Каждая группа получает свое задание, но все должны составить список профессий, которые необходимы в какой-либо сфере деятельности.
Варианты:
— список профессий для фирмы, занимающейся производством хлебобулочных изделий;
— список профессий для фирмы, занимающейся строительством жилых домов;
— список профессий для фирмы, занимающейся созданием телепередач;
— список профессий для фирмы, занимающейся перевозкой грузов и пассажиров.

Дать название фирме


Время на работу в подгруппах — 7-10 минут. Затем от каждой подгруппы выходит один представитель и зачитывает список тех профессий, которые были составлены ими. Другие подгруппы после заслушанного списка могут дополнить перечень.

Рефлексия на игру.
Ведущий выясняет у участников игры, в какой сфере деятельности им было сложнее перечислить профессии, а какая была более полно раскрыта; что вызывало наибольшую трудность; каким образом участники справлялись с заданием.

Игра «Ассоциации»
Прилагаемый список профессий:

Плотник, пилот, жонглер, штукатур, доярка, швея, врач, художник и т.д.


Упражнение «Символ моего дела».
Ведущий предлагает участникам объединиться в тройки и создать символ своего будущего профессионального дела, как если бы они были владельцами компании. Но для начала необходимо выбрать геометрическую фигуру (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник или многоугольник), в ней и будет красоваться символ. Цветовая гамма не ограничена. Но есть одно условие: символ должен отражать содержательную сторону деятельности фирмы, то есть отвечать на вопрос, какие услуги предоставляет фирма.
Время работы — до 10 минут. Затем символы фирм собираются, перемешиваются, и каждому участнику группы предлагается высказать свои предположения относительно того, что производит фирма и чья эта фирма.
Ведущий. Как видим, фирм у нас много и все они разнообразны, затрагивают различные сферы жизни человека, но люди каких профессий работают в этих фирмах? Я предлагаю нам с вами продолжить путешествие в мир Профессий.


3-я часть. Заключительная. Высказывают свои ощущения, чувства по поводу проведенного тренинга, а также свои пожелания или мысли, которые посетили их во время занятия.

МОУ Школа с. Белоярск

ОАО «Совхоз Байдарацкий»

Пожарная часть с. Белоярск

Ямалкоммунэнерго

Список профессий для фирмы, занимающейся производством хлебобулочных изделий:


Список профессий для фирмы, занимающейся строительством жилых домов:


Список профессий для фирмы, занимающейся созданием телепередач:


Список профессий для фирмы, занимающейся перевозкой грузов и пассажиров:

 

infourok.ru

Тренинг «Я в мире профессий»

или
2б.
3а.
Следить за качеством книжных иллюстраций, плакатов,
художественных открыток, грампластинок.
Или
4а.
Обрабатывать материалы (дерево, ткань, металл,
пластмассу и др.).
или

5а.
Обсуждать научно­популярные книги, статьи.
или

6а.
Выращивать молодняк (животных какой­либо породы).
или

7а.
Копировать рисунки, или настраивать музыкальные
или

8а.
Сообщать, разъяснять людям нужные им сведения (в
справочном бюро, на экскурсии и т.д.)
или
9а.
Ремонтировать вещи, изделия (одежду, технику),
жилище.
или
10а.
Лечить животных
или
11а.
Выводить новые сорта растений.
Или

12а.
Разбирать споры, ссоры между людьми, убеждать,
разъяснять, наказывать, поощрять.
или
13а.
Наблюдать, изучать работу кружков художественной
самодеятельности.
или
14а.
Обслуживать, налаживать медицинские приборы,
аппараты.
или
15а.
Художественно описывать, изображать события
(наблюдаемые и представляемые)
Или
Составлять таблицы, схемы, программы для
вычислительных машин.
3б.
Следить за состоянием и развитием растений.

4б.
Доводить товары до потребителя,
рекламировать, продавать.

5б.
Обсуждать художественные книги (или пьесы,
концерты).

6б.
Тренировать товарищей (или младших) в
выполнении каких­либо действий (трудовых,
учебных, спортивных).
7б.
Управлять подъемным краном, трактором,
тепловозом и т.п.

8б.
Оформлять выставки, витрины (или
участвовать в подготовке пьес, концертов).

9б.
Искать и исправлять ошибки в текстах,
таблицах, рисунках.

10б.
Выполнять вычисления, расчеты.

11б.
Конструировать, новые виды промышленных
изделий (машины, одежду, дома, продукты
питания и т.п.)
12б.
Разбираться в чертежах, схемах, таблицах
(проверять, уточнять, приводить в порядок.

13б.
Наблюдать, изучать жизнь микробов.

14б.
Оказывать людям медицинскую помощь при
ранениях, ушибах, ожогах и т.д.

15б.
Составлять точные описания­отчеты о
наблюдаемых явлениях, событиях

znanio.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *