Какие задачи сюжетно-ролевой игры мне известны как педагогу?
Доброго всем дня, коллеги, а также все читатели моего блога! С вами снова Татьяна Сухих с новой «животрепещущей» темой! Давайте сегодня поговорим о том, какие задачи сюжетно-ролевой игры в дошкольном учреждении мы используем? Почему продвинутая методическая литература, именитые педагоги считают ролевые забавы детей чрезвычайно важными для их успешной социализации?
Сегодня промышленность радует обилием атрибутов для разнообразных сюжетно-ролевых игр наших детей. К сожалению мы ещё пользуемся старыми атрибутами которые сделали в далёком прошлом родители детей — своими руками. Но есть и материал великолепный – безопасный для здоровья, соответствует санитарным и методическим нормам. Кроме того, предметы для моделирования воображаемых ситуаций очень красочные и многофункциональные.
Есть детские кухни, магазины, домики, инструменты, приспособления из арсенала множества профессий. Короче, все, чтобы малыши могли полноценно воображать себя участниками «взрослой» жизни.
Какие задачи сюжетно-ролевой игры помогает решить такой богатый ассортимент? В первую очередь – организация эффективного игрового пространства соответственно возрастным группам дошкольников. Но это лишь половина дела…
Содержание статьи:
Что дает ребенку творческая игра?
Родители малышей постоянно интересуются у нас, воспитателей, как их чадо ело, спало, слушалось ли, какие успехи ребенка в обучении чтению, счету. Но никогда мамы и папы не спрашивают, как дочь или сынок играли. Считается, что детские забавы – дело второстепенное. Главное, чтобы воспитатели научили держать ложку, кушать аккуратно, ходить самостоятельно в туалет, хотя это прямая обязанность родителей научить ребёнка всем необходимым навыкам дома, рисованию, грамоте и т.д.
Почему так нивелируются те серьезные задачи сюжетно-ролевой игры, которые решаются детьми при моделировании воображаемых ситуаций?
Я думаю, что это происходит от того, что родители просто-напросто не знают, какие задачи ролевой игры выполняет программа дошкольного учреждения.
Мало того, сами педагоги «грешат» тем, что время, отведенное на забавы деток в дочки-матери, парикмахерскую, тратят на «прогонку» сценариев утренников, «натаскивание» по азбуке, письму и счету.
А ведь творческие забавы малышей – это первая социальная практика существования в окружении сверстников и взрослых!
Уважаемые коллеги, скажите, как вы решаете данную проблему? Консультируете вы родителей, рассказывая, как организовать дома сюжетные забавы своим деткам?
И самое главное – разделяете ли вы мнение о важности поставленной мной проблемы в данной статье?
Но вернемся к теме моих раздумий.
Однако различают функции и задачи сюжетно-ролевой игры в подготовительной группе, а также старшей, средней и младшей.
Если говорить о функциях, то очевидно, что сюжетные забавы, в первую очередь, развлекают детей, дают возможность коммуницировать со сверстниками, самореализоваться, социализироваться.
Педагог посредством наблюдения за действиями дошкольников может диагностировать проблемы малышей, воспользоваться возможностями игры, как средства психологической терапии, подкорректировать личностные показатели каждого ребенка в коллективе. В игре проявляется характер, способности, склонности и опасные тенденции в личности малыша.
Задачи сюжетно-ролевой игры в старшей группе, к примеру, такие же, как и для других возрастных групп в саду, но с более широким диапазоном, если можно так выразиться.
Главная задача ролевых забав – адаптация ребенка к реальной жизни, это мое мнение. Надеюсь, кто-то захочет оспорить или подтвердить его?
Учимся, играя…
Отвлекусь немного. Я недавно вычитала мысль, что посредством сюжетных забав детки незаметно для себя изучают даже законы физики, химии, математики, истории, биологии. Кроме того, дошкольники постигают тонкости психологии, этики, культуры.
Звучит неправдоподобно, но это на самом деле правда. Просто мы в игре не формулируем формулы и правила, не акцентируем внимание на научных фактах, не заставляем детей конспектировать полученные знания.
Разве постройка здания из кубиков и стремление достичь устойчивости конструкции – это не физика? Или вот мы делим тортик на всех кукол поровну – чем не математика?
Не стоит смеяться и считать меня наивной идеалисткой. Я оперирую научными данными, почитайте соответственную литературу и убедитесь в этом. Игра – это самое важное, что нужно ребенку помимо пищи, одежды, заботы родителей.
Но не стоит забегать вперед и предлагать двухлетнему ребеночку забавляться в космонавта, например. Пусть все идет своим чередом, от нас требуется одно – подавать идеи, во что можно интересно поиграть.
Задачи простейших сюжетно-ролевых детских игр в младшей группе должны соответствовать уровню освоения малышами особенностей социализирующих забав. У нас, у воспитателей, есть помощники – методическая литература, диски и полученные в вузах знания, которые помогают не ошибиться в планировании воспитательной и образовательной деятельности.
На фото это малая часть из того, что чем я пользуюсь при своей воспитательной работе, мне очень нравятся диски, конспекты занятий в некоторых из них можно распечатать или само занятие изменить по своему добавляя свои мысли в конспект, после чего сохраняется это занятие на этом же диске. Опять я убежала от темы)))
Родителям, которые воспитывают деток дома или хотят дополнительно заниматься с ребенком, не полагаясь на детский сад, советую найти специальные пособия об игре. Помните, что нужно учитывать возраст ребенка, выбирая новый сюжет для ролевой забавы.
Если от деток до 3-х лет требуется лишь умение включиться в процесс, задействовать предметы, игрушки, попытаться построить сюжет, то от старших дошкольников мы ждем полноценной жизненной сценки с диалогами, ролями, правилами, воображаемыми и реальными действиями.
Задачи классической сюжетно-ролевой социализирующей игры в средней дошкольной группе, соответственно, более сложные, но не настолько, как в подготовительной группе.
Какие задачи решаются посредством сюжетно-ролевых мероприятий?
Образовательные: знакомим с миром профессий, обучаем простейшим навыкам использования разных инструментов, предметов. Даем представление о коллективном общении, толерантности, учим взаимодействовать, сопереживать, заботиться о других.
Развивающие: стараемся подтолкнуть детей самоорганизовываться для совместной игры, вместе придумывать правила, продумывать ход, роли. Способствуем полноценному ролевому взаимодействию, усвоению новых ролевых отношений.
Воспитательные: прививаем положительные качества, воспитываем навыки самостоятельного и справедливого решения конфликтов, споров, развиваем привычки помогать другим, радоваться успехам, переживать чужие неудачи. Пытаемся наладить дружеские отношения в коллективе.
Каких результатов мы ожидаем, решая задачи разных сюжетных творческих игр, например, в старшей группе?
- Мы надеемся, что ребята смогут применять отработанные навыки в настоящих жизненных ситуациях.
- Смогут адекватно оценить действия товарищей и свое поведение во время сюжетной забавы.
- Разовьют в себе уверенность, инициативность, расширят творческие интересы, полюбят общение с одногодками.
- Наладят отношения с одногруппниками, повысят свою позицию в коллективе.
- Найдут «золотую середину» в коммуницировании во время совместных занятий, разовьют в себе положительные качества.
Итак, я попыталась рассказать, какие, собственно, задачи детской сюжетной игры мне известны как педагогу. Как вы считаете, получилось у меня? Возможно, существует дополнительная информация, которую я не раскрыла. Прошу вас, поделитесь мыслями и опытом.
Если материалы вам понравились, подписывайтесь на новые статьи, а также делитесь ссылками с коллегами в соцсетях.
С уважением, Татьяна Сухих
До нового свидания!
Кстати, рекомендую прочитать:
Опубликовано: 06.01.2017
Я, Татьяна Сухих, вновь рада приветствовать любимых своих читателей на…
Опубликовано: 23.11.2017
Доброго дня! Я, Татьяна Сухих приветствую вас и предлагаю поговорить…
Опубликовано: 31.03.2019
Я очень люблю писать о разных видах ручного творчества. Русская…
Оцените запись
metodbv.ru
Консультация для воспитателей » Задачи развития сюжетно
Задачи развития сюжетно – ролевых игр в возрастных группах
первая младшая
Если дети в самостоятельной игре разворачивают цепочки из 2-3 действий с сюжетными игрушками, включают в игру отдельные предметы-заместители, называя действия с ними, могут вызвать с помощью игрушки или краткого речевого обращения ответное игровое действие сверстника – можно считать. Что самые простые игровые умения у них сформированы.
Познание окружающего мира через предметную среду.
На первом этапе (1,5-3 года) педагог делает акцент на игровом действии с игрушками и предметами-заместителями, создаёт ситуации, которые стимулируют ребёнка к осуществлению действий с предметами. Особенность процесса формирования игровых умений заключается в том, что взрослый выступает в роли равного партнёра, занимает позицию ребёнка и играет вместе с ним, сохраняя тем самым естественность игры с
Педагог, развёртывая игру, делает особый акцент на игровом действии с игрушками и предметами заместителями, создаёт ситуации, которые стимулируют ребёнка к осуществлению условных действий с предметом. Основное содержание игры -действие с предметами. К концу 3-го года жизни, научившись действовать с предметами, дети переходят к отображению простейших взаимоотношений между персонажами.
Для решения этих задач предметно-развивающая среда должна содержать готовые игровые зоны
Материальной опорой таких действий служат разнообразные мячи, шары, с воротцами для прокатывания, желоб для прокатывания шаров и симметричных тележек, машин, зверей на колесиках (от одного ребенка к другому и обратно). Частично эти предметы совпадают с материалами для развития двигательной активности детей
вторая младшая
способствовать возникновению игр на темы наблюдений из окружающей жизни, литературных произведений;
в совместных с детьми играх развивать у детей умение придумывать несложный сюжет, выбирать роль, выполнять в игре несколько взаимосвязанных действий (делать покупки, готовить обед, накрывать на стол), выполнять роль в совместной игре со сверстниками; в совместных играх с детьми учить ролевым взаимодействиям в сюжетах с 2-3 действующими лицами, в индивидуальных играх с партнерами-игрушками выполнять роль и за себя, и за игрушку; поощрять попытки детей самостоятельно выбирать атрибуты для игр, дополнять игровую обстановку недостающими предметами и игрушками; учить детей использовать в играх строительный материал.
воспитатель предлагает детям самим осуществлять те же самые игровые действия относительно вас. Основная задача воспитателя в этих играх состоит в том, чтобы игровые действия, которые осуществляют дети относительно педагога, доставляли им максимум удовольствия, позволяли пережить чувство успеха.
При формировании целенаправленной деятельности в игре предстоит решить четыре основные задачи
Знакомить детей с разнообразием игровых целей; Побуждать самостоятельно ставить игровые цели и таким образом проявлять игровую инициативу;
Постепенно подводить детей к самостоятельному поиску средств и способов достижения целей;
Практиковать игры с двумя-тремя связанными между собой целями.
Сюжетно-отобразительная игра переходит в сюжетно-ролевую. В игре дети отражают не только назначение предметов, но и взаимоотношения взрослых. Сюжет — цепочка из двух действий, воображаемую ситуацию удерживает взрослый
во второй младшей группе еще остаются готовые игровые зоны, но они значительно обогащаются
средняя
переводить их к более сложному ролевому поведению в игре: формировать умение изменять свое поведение в соответствии с разными ролями партнеров, умение менять игровую роль и обозначать свою роль для партнеров в процессе развертывания игры.
переводить их к более сложному ролевому поведению в игре: формировать умение изменять свое ролевое поведение в соответствии с разными ролями партнеров, умение менять игровую роль и обозначать свою новую роль для партнеров в процессе развертывания игры. Важно научить ребенка находить для себя роль, подходящую по смыслу к ролям сверстников с которыми он хотел бы поиграть, а для этого необходимо учить ребенка сменять принятую роль на новую. Воспитатель подбирает конкретную тему, связанную с определенной сферой реальной жизни и организует игру по заранее спланированному сюжету. Педагог стремится сразу включить в игру ровно столько участников, сколько он запланировал ролей в сюжете, каждому предписываются в игре определенные ролью действия. Стремясь к порядку в игре, воспитатель убивает сам дух игры как свободной деятельности. Дети, подчиняясь команде воспитателя, становятся пассивными объектами его воздействия. Такая игра, кроме как конкретизации знаний о (почте, стройке, магазине и т.д.) ничего не развивает в ребенке (ни умения самостоятельно соотносить свои ролевые действия с действиями партнеров, подключаться к их игре, ни умения менять роли в процессе игры).
На первом этапе игра строится таким образом, чтобы у ребенка была основная роль в сюжете; взрослый последовательно меняет свои роли в ходе игры. Воспитатель не рассказывает ребенку предварительно сюжет, а сразу начинает игру, предполагая ему основную роль, ориентируясь на тематику, привлекающую ребенка. Если у ребенка возникают собственные предположения в ходе игры -необходимо их принять. Воспитатель со многими детьми вступает в ролевое взаимодействие, активирует ролевой диалог, «замыкает» детей на ролевом взаимодействии друг с другом. Вся игра носит характер свободной импровизации.
Содержанием становится отражение разнообразных взаимоотношений взрослых. Значение действий с орудиями, предметами отодвигается на второй план.
В соответствии с задачами педагогической работы здесь уже не нужны такие четко выраженные игровые зоны, как в младших группах. Границы игровых зон размыты, одни и те же атрибуты могут быть использованы для игр «Аптека» и «Больница».
Важно учить детей взаимопроникновению сюжетов. Например, при игре в больницу можно ввести в сюжет роль водителя «Скорой помощи». При игре «Семья» можно запланировать поход по магазинам для покупки продуктов и вещей. Содержание игровых зон значительно обогащается. Например, если во второй младшей группе у нас был продуктовый магазин, то в средней добавляются магазин одежды, обуви и др.
старшая
развивать умение самостоятельно выбирать тему для игры;
развивать сюжет на основе знаний, полученных при восприятии окружающего, из литературных произведений, во время просмотра телевизионных передач;
учить согласовывать тему для начала игры, распределять роли, подготавливать необходимые условия;
учить коллективно возводить постройки, необходимые для игры, совместно планировать предстоящую работу, сообща выполнять задуманное;
Совместную игру с детьми следует начинать не с придумывания совершенно новых сюжетов, а с частичного изменения — «расшатывания» уже известных; постепенно взрослый переводит к все более сложным преобразованиям знакомого сюжета, а затем и к совместному придумыванию нового. Наиболее удобными для такого постепенного «расшатывания» являются сюжеты известных детям волшебных сказок. Сказка по своей природе родственна игре: она погружает в атмосферу условности, вымысла, чрезвычайно привлекая детей.
В игре дети создают модели разнообразных взаимоотношений между людьми.
В соответствии с перечисленными задачами в группах старшего дошкольного возраста необходимо отказаться от стационарных игровых зон, сковывающих игровую инициативу детей, предлагающих детям готовые сюжеты.
Все атрибуты различных сюжетных игр помешаются в яркие пластиковые, деревянные или картонные лотки, коробки, которые помечаются специальными условными обозначениями (например, красный крест на коробке с атрибутами для игр «Больница» или «Аптека»; изображение книги и глобуса на коробке с атрибутикой для игр «Школа» и «Библиотека»; изображение кастрюли на коробке с игрушечной посудой для игры «Семья» и т.д.).
Дети сами выбирают нужные им атрибуты в соответствии с замыслом игры
подготовительная
развивать умение самостоятельно выбирать тему для игры; — развивать сюжет на основе знаний, полученных при восприятии окружающего, из литературных произведений, просмотра телепередач; — учить согласовывать тему для начала игры, распределять роли, подготавливать необходимые условия; — учить коллективно возводить постройки, необходимые для игры, совместно планировать предстоящую работу, сообща выполнять задуманное; — развивать умение использовать предметы-заместители
Педагог обязательно должен обогащать содержание игр. Разнообразие игровых интересов не всегда опирается на достаточные знания. В связи с этим многие игры оказываются схематичными, и дети быстро теряют интерес к возникшему замыслу. Основными приемами развития содержания игры являются расширение и углубление знаний детей об изображаемых событиях и явлениях. В этих целях воспитателю особенно целесообразно использовать детскую литературу.
Во всех группах, в том числе и в старших, воспитатель время от времени должен предлагать новую тему игры (преимущественно тем детям, чьи игры становятся стереотипными). При этом педагог не навязывает тему детям, а старается лишь возбудить к ней интерес. Приемы предложения новой темы игры могут быть различны: чтение книг и рассматривание иллюстраций с изображением играющих детей или рассказ о том, как сам воспитатель играл в детстве, рассказ о тех играх, которые он видел у других детей, и т. д.
дети должны овладеть умением придумывать новые разнообразные сюжеты игр, согласовывать игровые замыслы друг с другом.
Все атрибуты различных сюжетных игр помешаются в яркие пластиковые, деревянные или картонные лотки, коробки, которые помечаются условными обозначениями (например, красный крест на коробке с атрибутами для игр «Больница» или «Аптека»; изображение книги и глобуса на коробке с атрибутикой для игр «Школа» и «Библиотека»; изображение кастрюли на коробке с игрушечной посудой для игры «Семья» и т.д.). Дети сами выбирают нужные им атрибуты в соответствии с замыслом игры. При этом сюжет может разворачиваться и обогащаться: дети начали играть в больницу, а затем им понадобилась посуда, для того чтобы приготовить пищу пациентам; атрибуты для игры «Библиотека» — в больнице устроили читальный зал для больных. Желательно, чтобы в группах было много конструкторов и строительного материала, бросового материала — чтобы дети сами создавали игровую среду и атрибуты для своих игр. Для этой же цели — мягкие игровые модули. В группах старшего дошкольного возраста необходимы также различные макеты для развития режиссерских игр детей
multiurok.ru
Организация сюжетно-ролевой игры в детском саду. ГУО «Боровлянский ясли-сад №1»
«Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире”.
В.А. Сухомлинский
Игра занимает центральное место в жизни дошкольника, являясь преобладающим видом его самостоятельной деятельности. Ее привлекательность объясняется тем, что в игре ребенок испытывает внутреннее ощущение свободы. Но, кроме этого, сюжетная игра имеет большое значение для психологического развития ребенка. В игре развивается способность к воображению, образному мышлению. Игра имеет значение не только для умственного развития ребенка, но и для развития его личности, принимая на себя различные роли, воссоздавая поступки людей, ребенок проникается их чувствами, целями, сопереживает им.
Большое значение оказывает игра и на развитие у детей способности взаимодействовать с другими людьми: воспроизводя в игре взаимодействия взрослых, ребенок осваивает правила этого взаимодействия, во-вторых, в совместной игре со сверстниками он приобретает опыт взаимопонимания, учится согласовывать свои действия с другими детьми.
Основным критерием оценки уровня игровой деятельности детей должны быть игровые умения – преобладающий у ребенка способ построения игры и потенциальная возможность использовать различные способы (умение ребенка включать в игру и условные действия с предметом, ролевые диалоги, комбинировать разные события).
Целью педагогических воздействий по отношению к игре должны быть “не только коллективная проработка знаний” или тем “Космос”, “Стройка” и т.д., а формирование игровых умений, обеспечивающих самостоятельную, творческую игру детей.
Вот основные принципы организации сюжетной игры в детском саду:
- Для того, чтобы дети овладели игровыми умениями, воспитатель должен играть вместе с детьми. При этом чрезвычайно важным моментом является сам характер поведения взрослого во время игры. Дело в том, что воспитатель в детском саду большую часть времени проводит с детьми, занимая позицию “учителя”. Но в совместной игре воспитатель должен сменить ее на позицию “играющего партнера”, с которым ребенок чувствует себя свободным и равным.
- Воспитатель должен играть с детьми на протяжении всего дошкольного возраста, но на каждом этапе следует развертывать игру таким образом, чтобы дети сразу “открывали” и усваивали новый, более сложный способ ее построения.
- Для того, чтобы дети были в состоянии сотрудничать в игре, необходимо соблюдение третьего принципа: начиная с раннего детства при формировании игровых умений одновременно ориентировать ребенка как на осуществление игрового действия, так и на пояснение его смысла партнерам – взрослому или сверстнику.
Такая стратегия обеспечивает и индивидуальную самостоятельную игру детей и их согласованную совместную игру в небольших группах, начиная с элементарного парного взаимодействия в раннем возрасте. И все эти принципы “повиснуть в воздухе” если мы не определим реальной опоры и реального средства, на которое может опираться воспитатель при формировании игровых умений у детей. Таким средством является сюжетная игра. На каждом возрастном этапе педагогический процесс организации игры должен носить двухчастной характер, включая моменты формирования игровых умений в совместной игре воспитателя с детьми и создание условий для самостоятельной детской игры.
Рассмотрим конкретные приемы, позволяющие реализовать принципы организации сюжетной игры в разных возрастных группах детского сада.
2-я младшая группа.
К 4-м годам у детей складывается условное предметное действие, посредством которого ребенок развертывает самостоятельную игру. Действие с предметами “понарошку” подготавливает возможность понимания ребенком того, что он и сам в игре может быть кем-то “понарошку” -мамой, доктором, шофером. Какими умениями должны овладеть дети, чтобы в полной мере использовать роль, как специфический способ построения игры?
Прежде всего, ребенку нужно уметь принять на себя игровую роль и обозначить ее для партнера, чтобы партнер понимал, что он не Петя, а шофер автобуса.
Ролевое поведение всегда имеет 2 аспекта.
Первый – это специфические действия с предметами, например, доктор делает укол.
Второй – ролевая речь, направленная на других людей (доктор узнает у пациента, что у него болит).
Чтобы полноценно овладеть игровой ролью, ребенку необходимо не только осуществлять специфические для роли действия, но и уметь развертывать ролевое воздействие – ролевой диалог. Задача воспитателя при этом с детьми 4-го года жизни – построить совместную игру с ними таким образом, чтобы ее центральным моментом стало ролевое поведение. Внимание ребенка необходимо перевести от действие с игрушкой на взаимодействие с партнером-взрослым.
Воспитатель строит совместную игру с детьми, постепенно ее усложняя. Первоначально взрослый берет на себя основную роль и втягивает ребенка в совместную игру – я – доктор, буду лечить детей. Здесь у меня больница. Катя, твоя дочка заболела? Веди ее в больницу. В дальнейшем воспитатель подключается к игре ребенка, беря на себя уже дополнительную роль, а затем уступает ее другому ребенку, т.е. ориентирует детей друг на друга. Значение такой совместной игры со взрослыми заключается в свободной самостоятельной игре детей, действия с игрушками будут сопровождаться ролевыми диалогами, появится название своей роли партнеру-сверстнику и ролевое обращение к нему.
Показателями успешного формирование ролевого поведения у детей 4-х лет является следующие: развертывание детьми в самостоятельной деятельности специфических ролевых действий и ролевой речи, направленной на кукольных персонажей, парное ролевое взаимодействие со сверстниками, включающее название своей роли, ролевое обращение, короткий диалог.
Средняя группа.
Задача воспитателя в работе с детьми 5-го года жизни – переводить их к более сложному ролевому поведению в игре: формировать умения изменять свое ролевое поведение в соответствии с разными ролями партнеров, умение менять игровую роль и обозначать свою новую роль для партнеров в процессе развертывание игры.
Каким же образом можно формировать эти умения у детей? Решение этой задачи возможно в совместной игре воспитателя с детьми, где взрослый является не руководителем, а участником, партнером игры.
Игра должна развертываться так, чтобы для ребенка “открылась” необходимость соотнести его роль с разными другими ролями, а также возможность смены роли в процессе игры для развертывания интересного сюжета. Это возможно при соблюдении воспитателем 2-х условий:
- Использование многоперсонажных сюжетов с определенной ролевой структурой, где одна из ролей включена в непосредственные связи со всеми остальными.
- Отказ от однозначного соответствия числа персонажей в сюжете количеству участников игры: персонажей в игре должно быть больше, чем участников.
Любую интересующую детей тему, которую воспитатель хочет использовать в игре, можно представить так, чтобы одна из ролей (основная) была непосредственно связана с несколькими ролями. Возможно состав ролей принимает вид “куста”, например:
матрос,
Капитан пассажир.
водолаз.
Такой сюжет развертывается постепенно, в первом событии взаимодействуют капитан и матрос, во втором – капитан и пассажир, в третьем – капитан и водолаз. Таким образом, одна роль (капитан) включается уже не в единичную, а во множественные ролевые связи с детьми, у которых менее развито ролевое поведение, целесообразно развертывать игру по мотивам сказочных сюжетов, хорошо им известных.
Ребенку предлагается главная роль героя сказки, а взрослый последовательно меняет роли остальных персонажей. (Давай играть в Емелю, я буду Емелей, а ты – щукой). С каждым ребенком игру по такой схеме (со сменой ролей взрослым) желательно развернуть 2–3 раза, каждый раз меняя конкретную тематику. После этого воспитатель может переходить ко II этапу формирования – учить детей менять первоначально принятую роль, а ребенку предлагает дополнительную.
Игра воспитателя с каждым из детей и с подгруппами, стимулирующая гибкое ролевое поведение и смену роли, дает существенные сдвиги в самостоятельной детской деятельности. Дети свободно вступают во взаимодействие, подключаются к уже играющим сверстникам, беря подходящие по смыслу роли. Постепенно, с развитием игровых умений, дети подходят к созданию игрового замысла – у них формируется умение планировать игру.
В игре педагог учит детей обращаться друг с другом. Первые диалоги в дальнейшем обрастают подробностями и становятся привычно употребляемыми.
Старшие и подготовительные группы.
К 5-ти годам у детей сформированы такие способы построения сюжетной игры, как условные действия с игрушкой, ролевое поведение. Что нужно для дальнейшего развития детской игры?
Для того, чтобы действительно переводить детей на более высокую ступень сюжетной игры, надо хорошо представлять дальнейшею ее эволюцию. Одной из линий развития сюжетной игры дошкольников – это игра – фантазирование. Для такой игры необходимо уметь комбинировать разнообразные события, согласовывая в общем сюжете индивидуальные замыслы.
Для того, чтобы дети могли реализовать свои творческие возможности и действовать согласованно, не смотря на всю прихотливость индивидуальных замыслов, необходимо овладение новым, более сложным способом построение игры – совместным сюжетосложением.
Эффективным средством формирования сложных умений у детей является совместная игра взрослого с детьми, но по форме совершенно иная, чем на предыдущих этапах.
На данном этапе – это совместное сюжетосложение. Игра – придумывание позволяет взрослому, будучи партнером детей, ненавязчиво и непринужденно стимулировать их к комбинированию разнообразных сюжетных событий.
Совместную игру с детьми следует начинать не с придумывания совершенно новых сюжетов, а с частичного изменения уже известных. Постепенно воспитатель переводит детей к все более сложным преобразованиям знакомого сюжета, а затем и к совместному придумыванию нового. Наиболее удобным для такого постепенного изменения являются сюжеты волшебных сказок. Например, сказка “Иван-Царевич и Серый Волк ” Какие здесь возможны преобразования? Царь хочет получить Жар-птицу и отправляет за ней Ивана-Царевича. Можно заменить Жар-птицу – новогодней елкой, отправляет не Ивана-Царевича, а слугу. Герой может встретить не Серого Волка, а другого обладателя волшебного средства (Бабу-Ягу, Фею) и получить волшебный клубочек, ковер-самолет и т.д.
Общая схема волшебных сказок нужна воспитателю, чтобы развертывать игру-придумывание, знать, как можно изменить знакомый сюжет, а не детям. Ни в коем случае нельзя специально объяснять им схему сюжета. В таком случае игра превратится в учебную задачу и потеряет свою привлекательность.
По мере овладения умениями совместно комбинируя разнообразные сюжеты, воспитатель может стимулировать детей к соединению творческого построения сюжета с ролевым взаимодействием. С этой целью включает детей в игру, где участникам предлагаются роли, принадлежащие разным смысловым сферам (Буратино и воспитатель, принцесса и милиционер, Баба-Яга и продавец).
Характер игры –придумывание воспитателя с детьми в ходе педагогической работы меняется в следующей последовательности:
- совместное “вспоминание” (пересказ) известной сказки;
- частичное преобразование известной сказки;
- придумывание новой сказки с соединением сказочных и реалистических элементов;
- развертывание нового сюжета с разнообразными ролями в процессе “телефонных разговоров”
- придумывание новых историй на основе реалистических событий.
В этом возрасте новый уровень развития получает режиссерская игра, которая становится более развернутой. Ребенок для нее использует множество дополнительных деталей. В процессе режиссерской игры воспитатель наблюдает за тем, как ребенок проговаривает ход событий, озвучивает диалоги персонажей, жестикулирует, выражает интонацией и мимикой характеры героев.
В играх детей этого возраста проявляется склонность к драматизациям. В сознании детей драматизация и сюжетно-ролевая игра тесно связаны друг с другом. В обоих играх ребенка интересуют отношения людей.
В заключение хочется напомнить, что на каждом возрастном этапе педагогический процесс, по отношению к игре, должен быть двухчастным. Он состоит из ситуаций формирования игровых умений в совместной игре взрослого с детьми, где воспитатель является “играющим партнером” в самостоятельной детской игре. Взрослый непосредственно не включается в самостоятельную детскую игру, а лишь обеспечивает условия для нее.
Литература:
- “Организация сюжетной игры в детском саду” Н.Я.Михайленко.
- “Развитие игровой деятельности дошкольников” А.В.Калинченко.
- “Воспитателю о детской игре” Д.В.Менджерицкая.
- “Игровая деятельность в детском саду” Н.Ф. Губанова.
du-bor1.schools.by
Организация сюжетно-ролевых игр
Разделы: Работа с дошкольниками
Введение.
В первые семь лет ребёнок проходит большой путь развития. Дошкольнику предстоит много узнать и многому научиться за этот дошкольный период. От того, как освоит ребёнок эти знания об окружающем его мире, о себе самом зависит успешность ребёнка в дальнейшей жизни, в школьном обучении.
На Российском совещании «Современное начальное образование. Проблемы и перспективы» поднимались проблемы, касающиеся работников дошкольных учреждений. Отмечалось, что 30-40% первокласников не справляются с программой начальной школы. Причина очевидна: эти дети не готовы к обучению в школе. И дело не в том, что они не читают и не пишут (именно это ставится часто критерием оценки готовности к школе), а в том, что эти дети недостаточно играли в детском саду. Ведь именно в игровой деятельности у ребёнка есть вся необходимые условия для успешного освоения окружающей действительности. Именно в игре ребёнок получает возможность обучения коммуникативному общению со сверстником и взрослым в совместной игровой деятельности»
Наличие в дошкольных образовательных учреждениях многочисленных инновационных программ и технологий, их непродуманные внедрения в работу ДОУ часто способствует повышению максимальной нагрузки на ребёнка – дошкольника. Это происходит от того, что игровая деятельность всегда была и остаётся ведущей для детей дошкольного возраста. Успешное освоение воспитательных и образовательных задач детьми дошкольного возраста, несомненно, происходит в игровой деятельности, т. к. игра- способ переработки полученных из окружающего мира впечатлений, знаний. Именно в сюжетно — ролевых играх ребёнок имеет уникальную возможность реализовать себя, как активный участник происходящей деятельности, кроме того в игре ярко проявляется особенности мышления и воображения ребёнка, его эмоциональность, активность, развивающая проблема в общении.
Сюжетно — ролевая игра – подлинная социальная практика ребёнка, его реальная жизнь в обществе сверстников. Поэтому, столь активной для школьной педагогики является проблема использования игры для всестороннего воспитания и развития ребёнка – дошкольника. Немаловажную роль в поддержании игровой деятельности, внесения в нее творчества, создания интереса к игре, несомненно, принадлежит педагогу. Только опытный педагог, знающий и учитывающий, индивидуальные и возрастные особенности детей дошкольного возраста, умеющий создавать игровые объединения не по своему усмотрению, а исходя из интересов детей, способен сделать сюжетно-ролевую игру увлекательным процессом, в ходе которой, дети увлекаются в сплоченные группы и могут реализовать себя, с желанием участвуют в игровых действиях.
Таким образом, понимания значимости педагога при организации сюжетно- ролевых игр, видение проблемы грамотной организации игровой деятельности в дошкольных учреждениях поступило желание изучить вопросы руководства сюжетно-ролевыми играми в дошкольном учреждении как в психолого-педагогической литературе, так и в практической игровой деятельности ДОУ.
Глава 1.
Теоретические основы организации и руководства сюжетно-ролевыми играми.
1.1. Общая характеристика сюжетно-ролевой игры
Сюжетно-ролевая игра — это основной вид игры ребенка дошкольного возраста. Характеризуя ее, С.Л.Рубинштейн подчеркнул, что эта игра наиболее спонтанное проявление ребенка и вместе с тем она строиться на взаимодействии ребенка с взрослыми. Ей присущи основные черты игры: эмоциональная насыщенность и увлеченность детей, самостоятельность, активность, творчество.
Сюжетно-ролевая игра по своему характеру — деятельность отражательная. Основной источник, питающий игру ребенка, — это окружающий его мир, жизнь и деятельность взрослых и сверстников.
Основой сюжетно-ролевой игры является мнимая или воображаемая ситуация, которая заключается в том, что ребенок берет на себя роль взрослого и выполняет ее в созданной им самим игровой обстановке. Например, играя в школу, изображает учителя, ведущего урок с учениками (сверстниками) в классе (на ковре).
Самостоятельность детей в сюжетно-ролевой игре — одна из ее характерных черт. Дети сами выбирают тему игры, определяют линии ее развития, решают, как станут раскрывать роли, где развернут игру, и т.п. Каждый ребенок свободен в выборе средств воплощения образа. При этом нет ничего невозможного: можно, сев в кресло — «ракету», очутиться на Луне, при помощи палочки — «скальпеля» — сделать операцию. Такая свобода в реализации замысла игры и полет фантазии позволяют дошкольнику самостоятельно включаться в те сферы человеческой деятельности, которые в реальной жизни еще долго будут ему недоступны. Объединяясь в сюжетно-ролевой игре, дети по своей воле выбирают партнеров, сами устанавливают игровые правила, следят за их выполнением, регулируют взаимоотношения. Но самое главное — в игре ребенок воплощает свой взгляд, свое представление, свое отношение к тому событию, которое разыгрывает. На эту особенность игры указывал К.Д. Ушинский: «…в игре же дитя — зреющий человек, пробует свои силы и самостоятельно распоряжается своими же созданиями».
Таким образом, в сюжетно-ролевой игре знания, впечатления ребенка не остаются неизменными: они пополняются и уточнятся, качественно изменяются, преобразовываются. Это делает игру формой практического познания окружающей действительности. Как всякая творческая деятельность, сюжетно-ролевая игра эмоционально насыщена и доставляет каждому ребенку радость и удовольствие уже самим своим процессом.
1.2. Структурные компоненты: сюжет, содержание, роль.
Сюжетно-ролевая игра имеет следующие структурные компоненты: сюжет, содержание, роль.
Главным компонентом сюжетно-ролевой игры является сюжет, без него нет самой сюжетно-ролевой игры. Сюжет игры — это та сфера действительности, которая воспроизводится детьми. Сюжет представляет собой отражение ребенком определенных действий, событий, взаимоотношений из жизни и деятельности окружающих. При этом его игровые действия (крутить руль автомашины, готовить обед, учить рисовать учеников и т.д.) — одно из основных средств реализации сюжета.
Сюжеты игр разнообразны. Условно их делят на бытовые (игры в семью, детский сад), производственные, отражающие профессиональный труд людей (игры в больницу, магазин и т. д.), общественные (игры в празднование Дня рождения города, в библиотеку, школу и т.д.).
На протяжении истории человечества сюжеты детских игр меняются, поскольку зависят от эпохи, особенностей экономики, культурных, географических, природных условий. Так, в играх детей народов Севера отражаются охота на тюленей, моржей, труд оленеводов. Дети, живущие в приморских регионах, играют в кораблестроителей, работают в порту, встречают туристов. Но, кроме того, в каждую эпоху происходили экстремальные события, которые существенно отражались на жизни людей, вызывали эмоциональный отклик у детей и взрослых. Такие события всегда порождали новые сюжеты детских игр. На протяжении многих лет дети нашей страны играли в Великую Отечественную войну (в сражения, бомбежки, партизан и др.), после полета Ю.Гагарина в космос, дети многих стран мира стали играть в освоение межпланетного пространства (строят ракеты, отправляются на Марс, Луну, работают на космической станции Мир).
В истории человечества есть и «вечные» сюжеты детских игр, которые как бы связывают поколения людей: игры в семью, школу, больницу и др. Естественно, эти сюжеты в играх детей разных времен и народов отличаются своим содержанием, как отличаются и в самой жизни.
Содержание игры, отмечает Д.Б. Эльконин, — это то, что воспроизводится ребенком в качестве центрального и характерного момента деятельности и отношений между взрослыми в их бытовой, трудовой, общественной деятельности.
В зависимости от глубины представлений ребенка о деятельности взрослых меняется и содержание игр. Например, дети младшей группы, изображая в игре врача, многократно повторяли одни и те же действия: измеряли температуру, смотрели больному горло. После того как малышам сделали прививки, в игровом изображении врача прибавились новые действия. Дети старшей группы, договариваясь об игре в больницу, уточняли, какие специалисты будут лечить больных: хирург, окулист, педиатр. В зависимости от специализации врача каждый играющий выполнял специфические действия, при этом врачи ласково разговаривали с пациентами, уговаривали их не бояться укола, операции, перевязки, смелее принимать лекарства. Таким образом, в содержании игры выражены разные уровни проникновения ребенка в деятельность взрослых. Первоначально «схватывается» в реальной жизни и отражается в игре только внешняя сторона деятельности (с чем человек действует: «человек — предмет»). Затем, по мере понимания ребенком отношения человека к своей деятельности, элементарного постижения общественного смысла труда, в играх начинают отражаться взаимоотношения людей («человек — человек»), а сами предметы легко заменяются (кубик — кусок мыла, хлеб, утюг, машинка) или только мысленно представляются («как будто у меня акваланг и я опускаюсь на дно океана»).
По содержанию игры детей младшего дошкольного возраста отличаются от игр детей, более старшего возраста. Эти отличия связаны с относительной ограниченностью опыта, особенностями развития воображения, мышления, речи. Ребенок не может представить игру до ее начала, не улавливая логическую последовательность между реальными событиями. Поэтому и содержание игр, как отмечала А.П. Усова, отрывочное, нелогичное. Малыши часто повторяют в игре действия с игрушками, показанные взрослыми и связанные с бытом: покормил мишку — уложил спать; снова покормил — и снова уложил спать. А.П. Усова охарактеризовала такие игры как игры — действия. Причем интерес к действиям часто доминирует, поэтому цель игры ускользает из поля зрения ребенка. Например, Оля усадила своих дочек за стол, пошла готовить обед, увлеклась действиями с кастрюльками, сковородками, а дочки так и остались ненакормленными.
Однако на границе третьего и четвертого года жизни игры становятся более содержательными, что связано с расширением представлений детей об окружающем мире. Дошкольники начинают комбинировать разные события, включая в игры эпизоды из собственного опыта и из литературных произведений, которые им читали или, что особенно ценно, показывали посредством сюжетно-дидактических игр, иллюстраций в книгах, настольного театра, диафильмов.
На четвертом и пятом году жизни в играх детей наблюдается целостность сюжета, взаимосвязанность отражаемых событий. У дошкольников складывается интерес к определенным сюжетам, в которые они играли и раньше (в семью, больницу, строителей и др.). Дети живо откликаются на новые впечатления, вплетая их, как сюжетные линии, в знакомые игры. Обогащению содержания помогает взаимодействие детей в игре, когда каждый носит что-то свое, индивидуальное. В этом возрасте начинаются обобщение и усечение изображаемых ситуаций, которые хорошо освоены ребенком в реальной жизни и не вызывают у него особого интереса. Так, если малыши, играя в детский сад, долго едят, пьют из чашек, то дети пятого года жизни завершают обед, едва поднеся ко рту ложку. А иногда ограничиваются символическими действиями.
Дети старшего дошкольного возраста обдуманно подходят к выбору сюжета, обсуждают его предварительно, на элементарном уровне планируют развитие содержания. Появляются новые сюжеты, которые навеяны впечатлениями, почерпнутыми за пределами дошкольного учреждения: по мотивам мультсериалов, прочитанных дома книг, рассказов взрослых и др. Продолжается обобщение игровых ситуаций; помимо условных и символических действий, дети активно используют речевые комментарии («Все как будто поспали — и сразу идем в зал на праздник!»; «Давайте так: мы уже прилетели в Африку!»). Эти речевые комментарии представляют собой словесное замещение каких-либо событий. Дети прибегают к ним, чтобы не нарушать логику развертывания содержания игры.
Содержание сюжетно-ролевой игры воплощается ребенком с помощью роли, которую он на себя берет. Роль — средство реализации сюжета и главный компонент сюжетно-ролевой игры.
Для ребенка роль — это его игровая позиция: он отождествляет себя с каким-либо персонажем сюжета и действует в соответствии с представлениями о данном персонаже. Всякая роль содержит свои правила поведения, взятые ребенком из окружающей жизни, заимствованные из отношений в мире взрослых. Так, мама заботиться о детях, готовит им еду, укладывает спать; учительница говорит громко и четко, строгая и требует внимания на ее уроках. Подчинение ребенка правилам ролевого поведения является важнейшим элементом сюжетно-ролевой игры. Отступление кого-либо и играющих от правил вызывает протесты у партнеров по игре. То есть, для дошкольников роль — это образец того, как надо действовать. Исходя из этого образца, ребенок оценивает поведение участников игры, а затем и свое собственное.
Роль появляется в игре на границе раннего и дошкольного возраста. На третьем году жизни наблюдается эмансипация ребенка от взрослого. Одновременно у дошкольника растет стремление действовать самостоятельно, но как взрослый. Тогда, малыш, играя, начинает выполнять отдельные действия, характерные для какого-либо взрослого (укладывает куклу спать, как мама), хотя и не называет себя именем взрослого. Это и есть первые начатки роли. К ним следует отнести и еще один признак: ребенок «озвучивает» игрушку, говоря от ее лица.
На протяжении дошкольного детства развитие роли в сюжетно-ролевой игре происходит от исполнения ролевых действий к ролям-образам. У младших дошкольников преобладают бытовые действия: варить, купать, мыть, возить и пр. Затем появляются и ролевые обозначения, связанные с теми или иными действиями: я — мама, я — шофер, я — врач. Взятая роль придает определенную направленность, смысл действиям с предметами: мама выбирает для игры игрушки или предметы, необходимые для приготовления обеда, купания ребенка; врач подбирает для лечения карандаш-градусник, рвет бумажки для горчичников, наливает воображаемое лекарство и т.п. Таким образом, разыгрывая роль, дети младшего школьного возраста, используют игрушки, реальные предметы (ложка, тазик и т.д.), а также предметы-заместители (карандаш или палочка становится в игре ножом, ложкой, градусником, шприцем и т.д.).
В среднем дошкольном возрасте выполнение роли становится значимым мотивом игровой деятельности: у ребенка развивается желание не просто играть, а выполнять ту или иную роль. Смысл игры для дошкольника 4-5 лет заключается в отношениях между персонажами. Поэтому ребенок охотно берет на себя те роли, отношения в которых ему понятны(воспитательница заботится о детях, капитан ведет корабль и т.д.). Ребенок изображает эти отношения в игре с помощью речи, мимики, жестов. В этом возрасте ролевая речь становиться средством взаимодействия. Поскольку у детей формируется избирательное отношение к тем или иным ролям, их распределение до начала игры — процесс довольно эмоциональный. Помощь педагога необходима.
В старшем дошкольном возрасте смысл игры заключается в типичных отношениях лица, роль которого выполняет ребенок, с другими лицами, роли которых берут на себя другие дети. В играх появляются ролевые диалоги, с помощью которых выражаются отношения между персонажами, устанавливается игровое взаимодействие. Для качества выполнения роли важно отношение к ней ребенка. Поэтому следует иметь в виду, что старшие дошкольники неохотно выполняют роли, которые, по их предст
urok.1sept.ru
Значение сюжетно-ролевой игры для развития дошкольников
Библиографическое описание:
Чоома А. Д. Значение сюжетно-ролевой игры для развития дошкольников [Текст] // Актуальные задачи педагогики: материалы VII Междунар. науч. конф. (г. Чита, апрель 2016 г.). — Чита: Издательство Молодой ученый, 2016. С. 63-66. URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/189/10188/ (дата обращения: 21.07.2019).
Игра — это творческая переработка пережитых впечатлений, комбинирование их и построение из них новой действительности, отвечающей запросам и влечениям самого ребенка.
Л. С. Выготский
Дошкольный период — самое важное время для развития личности. Именно в детстве происходит созревание человека, способного гармонично и эффективно адаптироваться к меняющейся среде и выделить свое Я среди других индивидов. Именно в эти годы малыш получает первые знания о жизни, которая его окружает, у него начинает вырабатываться собственное мнение на происходящее, определённое отношение к людям и событиям, формируются привычки и навыки поведения, что составляет основу его характера. Многое из перечисленного чаще всего формируется с помощью игры. Именно в игре ребёнок получает знания и отрабатывает навыки общения, формирует мировоззрение, расширяет познавательную сферу деятельности, развивает ловкость и дисциплинированность. Игра становится для дошколёнка лучшим способом усвоения информации и общественного опыта.
В педагогической теории игры особое внимание уделяется изучению игры как средству воспитания. Игра довольно увлекательное занятие для ребенка, а также важнейшее средство его воспитания и развития. Игра — самое главное занятие в жизни детей. А игры, которые они создают самостоятельно, занимают совершенно особое место, называются они сюжетно-ролевыми. Чем старше ребенок, тем полнее его наблюдения окружающего мира, тем богаче его игра. Известный психолог Л. С. Рубинштейн говорил, что в процессе игры ребенок не просто перевоплощается в чужую личность, но, входя в роль, расширяет, обогащает, углубляет собственную. Психологи считают, что сюжетно-ролевая игра — это высшая форма развития детской игры, в дошкольном возрасте она выступает в роли ведущей деятельности.
Сюжетно-ролевые игры имеют большое значение в психическом развитии ребенка, они развивают произвольную память. Правила, обязательные при проведении игры, воспитывают у детей умение контролировать свое поведение, ограничивать свою импульсивность, способствуя тем самым формированию характера. Во время совместной игры со сверстниками дети учатся общению, умению учитывать желания и действия других, отстаивать свое мнение, умению настоять на своем, а также совместно строить и реализовывать планы. Исполняя различные роли, ребенок начинает охватывать все стороны различных видов деятельности, что помогает развивать мыслительную способность ребенка, воспринимать чужую точку зрения [1].
Играя в сюжетно-ролевую игру, вживаясь в какой-то образ, ребенок воспроизводит свои впечатления, переосмысливает и раскрывает их. Понимая, что игровая ситуация воображаема, дети тем не менее испытывают вполне реальные чувства и переживания и тем самым обогащают свой внутренний мир.
Для сюжетно-ролевой игры детей среднего дошкольного возраста характерно возникновение новых тем, связанных со знаниями, полученными во время чтения художественной литературы, рассказов взрослых, просмотров телепередач и т. д. Характерная особенность в выполнении ролей, игровых действий — воссоздание взаимоотношений людей в процессе трудовой деятельности. Дети этого возраста начинают понимать, что в коллективном труде необходимо оказывать друг другу помощь, быть внимательными. Однако, в играх можно наблюдать и проявление негативных сторон нашей жизни. Содержание игры отражает отношение ребенка к окружающей действительности. Можно наблюдать как, играя в дочки-матери, одна «мама» будет постоянно кричать на своих детей, поучать их, другая же будет примерять наряды, третья — заниматься с детьми, читать им сказки и т. д. Такими играми ребенок показывает, что из взрослых отношений он считает главным, и какой стереотип поведения выбирается им за образец поведения и подражания. Наблюдая за детской игрой, можно сделать определенные выводы об особенностях развития и психического состояния ребенка, о его чувствах, настроении и темпераменте. В процессе игры дети показывают свое отношение к окружающему миру — ведь в игре он наделен силой, которой лишен в реальном мире. Также наблюдая за игрой ребенка, можно увидеть его страхи, боль, обиды, которые он по каким-либо причинам не может или не хочет показать взрослым. Зачастую не зная, как относиться к какой-либо ситуации, ребенок проигрывает эту ситуацию снова и снова, пытаясь принять ее на себя. С помощью игры можно воздействовать на мироощущение малыша, бороться со страхами, преодолевать неуверенность. Это следует учитывать нам воспитателям, чтобы вовремя направить ход игры в нужное русло [2].
Дети среднего дошкольного возраста любят совместные игры. Однако малый жизненный опыт, отсутствие устойчивости в проявлении нравственных чувств, недостаточно развитое умение поступиться своими желаниями, иногда приводит к распаду игры, к разрушению налаженных дружеских контактов. Руководя игрой, мы должны не только помогать детям из множества предложений выбрать самое интересное, но и научить их уважать замысел друг друга, быть внимательными к свои товарищам. Важно учить ребенка находить для себя роль, подходящую по смыслу к ролям сверстников, с которыми он хотел бы поиграть, а для этого необходимо учить ребенка сменять принятую роль на новую. В данном случае воспитатель подбирает конкретную тему, связанную с определенной сферой реальной жизни и организует игру по заранее спланированному сюжету. Педагог стремится сразу включить в игру ровно столько участников, сколько он запланировал ролей в сюжете. Стремясь к порядку в игре, воспитатель убивает тем самым дух игры как свободной деятельности. Воспитанники, пытаясь выполнить команды воспитателя, становятся пассивными объектами его воздействия. Такая игра, кроме как конкретизации знаний ничего не развивает в ребенке (ни умения самостоятельно соотносить свои ролевые действия с действиями партнеров, подключаться к их игре, ни умения менять роли в ее процессе) [3].
Поэтому задача воспитателя побуждать детей к ведению разных ролевых диалогов: в совместной игре с воспитателем, со сверстниками. В игре с воспитателем дети включаются в разные ролевые диалоги, изменяют его содержание в зависимости от смены ролей, обмениваются ими с воспитателем, действуя в соответствии с новой игровой позицией. Воспитатель же побуждает детей к разнообразию игровых замыслов в самостоятельно сюжетно-ролевой игре, поощряет включение в игровой сюжет новых событий.
Целью воспитателя в работе с детьми пятилетнего возраста — переводить их к более сложному ролевому поведению в игре: формировать умение изменять свое поведение в соответствии с разными ролями партнеров, умение менять игровую роль и обозначить свою для партнеров в процессе развертывания игры. Эти умения — залог будущего творческого и согласованного развертывания игры со сверстниками, они обеспечивают гибкость ролевого поведения.
Каким же образом можно формировать эти умения у детей? Решение этой задачи возможно в совместной игре воспитателя с ребенком, где взрослый является не руководителем, а участником в этом творческом процессе. Игра должна развертывать особым образом, чтобы для ребенка «открылась» необходимость смены роли в процессе игры для развертывания интересного сюжета.
Это возможно при соблюдении нами воспитателями двух обязательных условий:
– Использование многоперсональных сюжетов с определенной ролевой структурой, где одна из ролей включена в непосредственные связи со всеми остальными;
– Отказ от однозначного соответствия числа персонажей (ролей) в сюжете количеству участников игры: персонажей должно быть больше, чем участников.
На первом этапе игра строится таким образом, чтобы у ребенка была основная роль, но воспитатель не рассказывает ему предварительно сюжет, а сразу начинает игру, ориентируясь на тематику, привлекающую ребенка. Например, мальчик любит играть в «шофера». Воспитатель предлагает ему: «Орлан, давай поиграем. Здесь у нас будет машина. Ты будешь шофером, а я пассажиром». Во время поездки развертывает ролевой диалог с «шофером», а затем предлагает следующее сюжетное событие, требующее появление нового персонажа: «Давай нас как будто остановил милиционер и им стану я». После выяснения обстоятельств с «милиционером» можно ввести третье событие, требующее появление еще одного персонажа: «Давай рядом с твоей машиной поедет еще одна — автобус. Теперь я буду его водителем. Моя машина вдруг сломалась, и я прошу тебя о помощи» и т. д.
Если у ребенка возникают собственные предположения в ходе игры, необходимо их принять и использовать, включив в общую схему сюжета. Воспитатель в это время со многими детьми вступает в ролевое взаимодействие, активирует ролевой диалог, «замыкает» детей на ролевом взаимодействии друг с другом. Вся игра носит характер свободной импровизации.
Тем не менее, игра воспитателя с каждым из детей и с подгруппами, стимулирующая гибкое ролевое поведение и смену ролей, дает существенные сдвиги в самостоятельной детской деятельности. Дети свободно вступают во взаимодействие, подключаются к уже играющим сверстникам. В их совместной и индивидуальной игре расширяется диапазон актуализируемых детьми игровых ролей. При этом дети широко и творчески используют способ условного выполнения действия с сюжетными игрушками, предметами — заместителями. У них появляется вкус к динамическому развертыванию сюжета в процессе игры за счет включения новых персонажей и смены игровых ролей в рамках той или иной смысловой сферы. В игре ребенок не только согласованно взаимодействует с одним — двумя сверстниками, но и моделирует ролевой диалог с партнером — игрушкой, с воображаемым партнером, т. е. устанавливает разнообразные ролевые связи в игре.
Начинать работу по организации совместных игр детей лучше целесообразно и с каждым из детей индивидуально, наиболее подходящее время — утренние и вечерние часы. Обустраивать вместе с детьми игровые зоны на прогулочных площадках, специально отводить для сюжетно-ролевой игры время после дневного сна, предоставляя детям возможность в полной мере насладиться свободной игровой деятельностью. Играя с ребенком, мы должны использовать минимальное количество игрушек, чтобы манипуляция с ними не отвлекали внимания от ролевого взаимодействия.
Мы педагоги не всегда располагаем реальными возможностями частой игры с каждым ребенком, поэтому важно уметь охватить формирующими воздействиями сразу несколько детей — играть с небольшой подгруппой. Роли в игре сменяются аналогично при введении новых сюжетных ситуаций. Вовлечение воспитанников в игру осуществляется педагогом только по желанию. Также дети должны иметь полную свободу «выхода» из игры. Если игра с воспитателем не увлекает ребенка, продолжение ее бессмысленно, так как в этом случае игра уже превращается в обязательное занятие. Педагог не «диктует», а предлагает детям в игре ту или иную роль [2].
Воспитатель побуждает детей к проявлению доброжелательности в сюжетно-ролевых играх со сверстниками. Они учатся проявлять в играх добрые чувства, интерес к общему замыслу, действовать согласованно с участниками игры.
Мы должны планировать свою работу по сюжетно-ролевой игре, намечая конкретное ее содержание, тематику, цели, задачи, роли; постоянно анализировать игру, намечая пути дальнейшего совершенствования игровой деятельности дошкольников.
Можно сделать вывод, что в сюжетно-ролевой игре ребенок свободен от обязательных требований взрослого и жестких правил деятельности. Но в то же время ограничен от того социального мира, в котором он существует и который определяет содержание его игры от сложившихся в обществе, в целом, и в группе детей, в частности, игровых традиций. Кроме того, его свобода определяется широтой и глубиной знаний и представлений об окружающем, владением способами деятельности, позволяющими воплотить эти знания в игру. Содержание игры — это не иллюзия, не копия реального мира, а его творческое воспроизведение. События в игре, персонажи и их действия — все это продукты отражения в сознании ребенка его реального опыта: непосредственного знакомства с окружающим миром, восприятия содержания прочитанных книг, просмотренных кинофильмов и телепередач. Однако в соединении имеющихся у него знаний ребенок достаточно свободен [4].
Таким образом, польза сюжетно-ролевой игры заключается в следующем: определенные правила и их соблюдение детьми, социальная направленность игр, богатая эмоциональная палитра, развитие речи и интеллекта.
Литература:
- Губанова Н. Ф. «Игровая деятельность в детском саду», М: Мозаика-синтез, 2006г
- Комарова Н. Ф. «Комплексное руководство сюжетно-ролевыми играми в детском саду»,
- Растем играя. Средний и старший дошкольный возраст: Пособие для воспитателей и родителей/ В. А. Недоспасова.- М.Просвещение.2002
- Развивающие игры для детей дошкольного возраста/авт — сост Ю. В. Щербакова, С. Г. Зубанова.-М: Глобус, 2007.
Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, игра, сюжетно-ролевая игра, процесс игры, роль, воспитатель, окружающий мир, дошкольный возраст, ролевое взаимодействие, ролевой диалог.
Похожие статьи
Сюжетно—ролевая игра как средство социально-личностного…
ребенок, игра, сюжетно—ролевая игра, дошкольный возраст, роль, уровень развития игры, старший дошкольный возраст, младший дошкольный возраст, основное содержание, ролевой диалог. Влияние сюжетно—ролевых игр на развитие игровой…
Сюжетно—ролевая игра как средство социального развития детей…
ребенок, игра, сюжетно—ролевая игра, дошкольный возраст, роль, уровень развития игры, старший дошкольный возраст, младший дошкольный возраст, основное содержание, ролевой диалог.
ребенок, игра, сюжетно—ролевая игра, дошкольный возраст…
ребенок, игра, сюжетно—ролевая игра, процесс игры, роль, воспитатель, окружающий мир, дошкольный возраст, ролевое взаимодействие, ролевой диалог.
Влияние сюжетно—ролевой игры на формирование личности…
ребенок, игра, сюжетно—ролевая игра, процесс игры, роль, воспитатель, окружающий мир, дошкольный возраст, ролевое взаимодействие, ролевой диалог.
ребенок, игра, сюжетно—ролевая игра, процесс игры, роль…
Значение сюжетно—ролевой игры для развития дошкольников. ребенок, игра, сюжетно—ролевая игра, процесс игры, роль, воспитатель, окружающий мир, дошкольный возраст, ролевое взаимодействие, ролевой диалог.
ребенок, игра, сюжетно—ролевая игра, процесс игры, роль…
Значение сюжетно—ролевой игры для развития дошкольников. ребенок, игра, сюжетно—ролевая игра, процесс игры, роль, воспитатель, окружающий мир, дошкольный возраст, ролевое взаимодействие, ролевой диалог.
Особенности развития сюжетно—ролевой игры у дошкольников
ребенок, игра, сюжетно—ролевая игра, процесс игры, роль, воспитатель, окружающий мир, дошкольный возраст, ролевое взаимодействие, ролевой диалог. Сюжетно—ролевая игра как средство…
Использование сюжетно—ролевой игры в полоролевой…
В статье описывается комплекс сюжетно—ролевых игр, используемых в работе воспитателя с детьми старшего дошкольного возраста, в процессе полоролевой социализации дошкольников.
Создание проблемной ситуации в форме сюжетно—ролевой игры
ребенок, игра, сюжетно—ролевая игра, процесс игры, роль, воспитатель, окружающий мир, дошкольный возраст, ролевое взаимодействие, ролевой диалог. Сюжетно—ролевая игра как средство социального…
moluch.ru
1.Значение и функции сюжетно-ролевой игры
«Игра имеет важное значение в жизни ребенка, имеет то же значение, как у взрослого имеет деятельность, работа, служба. Каков ребенок в игре, таков во многом он будет в работе когда вырастет. Поэтому воспитатние будущего деятеля происходит прежде всего в игре.»
А.С. Макаренко.
Сюжетно-ролевые игры —
это своеобразное соревнование по
решению задач взаимодействия людей.
Дети примеряют на себя самые разнообразные роли и учатся
выстраивать как можно более правильно отношения, учатся
логически и рационально мыслить, а также правильно реагировать
на определенную ситуацию.
Отличительными чертами ролевых игр наличие вымышленной ситуации,
сочетание четко заданных правил с интерпретацией.
Наличие «инвентаря» — игровых наборов и ролевых костюмов.
Функции ролевой игры.
1. Деятельная функция.
Игра – это в любом случае реальная деятельность.
В одной сюжетно-ролевой игре можно обнаружить несколько видов деятельности.
2. Социокультурная функция.
Сюжетно-ролевая игра является эталоном культурных ценностей,
в ней заложены правила поведения и взаимодействия людей,
общечеловеческие и социальные нормы. Полноценная игра не может быть
организована без соблюдения всех этих правил.
3. Коммуникативная функция.
Во время игры с детьми и игрушками в детском саду ребенок
учится устанавливать новые отношения и связи в связи с достижением своей цели.
Никакую игру нельзя представить себе без общения.
Это отличное средство для терапии замкнутых детишек.
4. Функция самореализации.
У любой игры есть своя цель, ее можно достигнуть,
только лишь применив все свои знания и навыки.
5. Защитная (коррекционная) функция.
В ходе игры дошкольники могут научиться видеть и решать свои проблемы.
Специфика игровой деятельности (ее «замещающий» характер)
одновременное овладение ребенком двойной системой средств ее построения.
Ребенок должен научиться не только совершать условное игровое действием, но и обозначать
воображаемое явление или событие.
Формирование игровой деятельности
предполагает поэтапную передачу детям постепенно усложняющихся способов построения игры.
В младшем дошкольном возрасте это ролевое поведение, а в старшем – сюжетосложение.
Передача детям способов построения игры осуществляется в их совместной игре со взрослым,
где последний выступает партнером, живым носителем формируемого способа во всей его целостности.
Процесс игры
Построение сюжета игры представляет собой постоянный переход
из совершения условных игровых действий к обозначению смысла этих действий и обратно.
Такие поясняющие действия органично входят в процесс игры, выполняя функции
планирования ребенком индивидуального плана развертывания сюжета и согласования их
с намерениями других играющих.
Указанные способы постепенно изменяются (усложняются) на протяжении всего дошкольного детства
Три основных способа построения сюжета
1) обозначение и развертывание действий с предметами в игре.
2) ролевое поведение
Реализуется за счет обозначения и осуществления условной ролевой позиции.
Условные предметные действия при этом становятся вторичны, и подчиняются роли.
3) сюжетосложение (игра-фантазирование),
Заключается в развертывании в игре целостных, связанных друг с другом ситуаций,
характеризующихся сложным и многообразным содержанием, и которые
могут строиться различным образом.
Сюжетная игра для полноценного развития нуждается в формирующих воздействиях со стороны взрослого.
Взаимодействие детей в разновозрастных группах затруднено,
функция передачи способов игры переходит ко взрослому,
который и демонстрирует ребенку образцы игровых действий.
Успешность подобных культурных воздействий может быть успешна
только в том случае, если взрослому удастся сохранить естественность детской игры.
Виды взаимодействия взрослых и детей в разных играх.
1) Игры с параллельными действиями играющих,
Цель игры – выполнение действий по сигналу взрослого.
Это является очень важным для формирования у детей способности
к соблюдению элементарного правила, поэтому сюжет игры должен быть предельно прост
Сигнал должен быть краток и не должен содержать стихотворных форм длиннее двустишья.
Структура игры:
· взрослый подаёт определенный сигнал,
· дети параллельно выполняют заранее оговоренные действия,
в чем и заключается выполнение правила игры.
2) Игры с поочередными действиями играющих
Эта прототипическая игра закладывает предпосылки для других,
основанных на более сложных схемах, формах совместной деятельности.
Дети осуществляют простейшее взаимодействие, основанное на слаженном
повторении партнерами своих действий.
Содержание этих действий может быть самым разнообразным,
например, ребенок толкает плечом другого, и смеется, когда он толкает его в ответ.
3) Игры, в которых ведущий не принимает непосредственного участия в игре
Роль ведущего выполняет ребенок. Для формирования у него этой
способности необходимо предлагать детям игры понятного им содержания
и со все усложняющейся структурой.
Первоначально, игра также проигрывается со взрослым, для того, чтобы дети
запомнили основные правила игры. Затем, выполнив в одном цикле роль ведущего,
взрослый предлагает детям самостоятельно выбрать ведущего в следующем цикле игры.
Для выбора он предлагает использовать жеребьевку
4) Игры, в которых ведущий выполняет не только сигнализирующую функцию, но и параллельно участвует в игре.
nsportal.ru