Содержание

Залом ржи — Славянская культура

Залом (в.-слав. завитка, закрутка, запертенъ, кукла, венок и т. п.) — суеверие у восточных славян (кроме русского Севера) и в пограничных районах Польши (Подлясье), состоящее в том, что пучок скрученных, сломанных или связанных узлом колосьев в житном (реже овсяном), а также льняном, конопляном поле может магическим образом отнять урожай, погубить скот, навлечь болезнь (особенно ломоту рук и ног, головную боль, колтун) или даже смерть на хозяина поля и его близких. 

Крачковский Иосиф Евстафьевич. Вечерняя жатва.

Залом делали в правую и левую сторону, закручивали в узел вместе с золой и присыпали у корней солью, землей с кладбища, яичной скорлупой и распаренными старыми зернами. Если зола взята из печи одного хозяина, то залом сделан с расчетом нанести вред ему одному, предвещая различные бедствия. Вредоносный эффект залома обусловлен характером действия над колосьями (кручение, ломание, связывание) и сопровождающими его вербальными формулами (заговорами) и наступает при условии непосредственного контакта с заломом, поэтому во время жатвы залом старались обойти и затем обезвредить.

Мясоедов Григорий Григорьевич. Косцы.

Временем наведения порчи посредством залома является период цветения злаков, а также ночь на Ивана Купалу, у русских — Семик перед Троицей; делать залом надо было ночью или в предрассветный час и втайне от всех. В русских духовных стихах залом причисляется к самым тяжким грехам. 

Николай Корнилович Пимоненко.

Крестьяне убеждены, что если они и успеют предупредить или ослабить козни колдунов на испорченных полосах, то все-таки выросший хлеб не будет «снопаться», то есть его будет расходоваться в семье гораздо больше обычного среднего количества, так что придется раньше времени покупать хлеб на стороне. Сверх того, с зачурованной десятины зерно получается легковесное и по количеству наполовину не сравняется с соседними. Такой хлеб ни один хозяин поля не решится пустить для домашнего потребления, а постарается поскорее продать его на сторону.

Орловский Владимир Донатович. Жатва.

Кроме дурного качества зерна, залом имеет еще ту особенность, что с ним чрезвычайно трудно бороться: что бы ни делали хозяева зачурованного поля, как бы ни вырывали и ни жгли залома, но загаданная беда непременно сбудется, если не отслужить молебна с водосвятием и не попросить самого священника вырвать крестом всю закрутку с корнем. Правда, кроме священника, во многих местах хлебородных губерний возлагают еще надежды на опытных стариков и даже на ловких знахарей.

Прокофьев А.М. К концу лета.

Жил некогда старик, которого всюду возили «развязывать» заломы старинным и очень мудреным способом. Он вставал по три зари до восхода солнца и нашептывал на воду. А шептать надо долго, так что иной шевелит-шевелит губами и языком, да так и заснет. Нашептанной водой обрызгивал весь загон и потом уже залом срезали и сжигали. Старик этот приносил с собой на загон изломанное колесо, срезанный залом клал в ступицу и сжигал на глазах хозяев: «Залом-залом, взвейся под огнем, рассыпься пеплом по земле, не делай вреда никому! Огонь очищает, болезнь прогоняет», — так говорил он в поле и притом обыкновенно поднимал руку кверху, держа ладони обращенными к огню.

А.М. Герасимов. Крик перепелов во ржи. 1953

Кроме заломов, равносильным или едва ли даже не большим несчастием следует считать так называемые прожины (или прорезы). Это не недочет в снопах или в копнах, а та дорожка во ржи в вершок шириною, которая проходит с одного края загона до другого и по которой все колосья срезаны. Срезают их жучки и черви в то время, когда рожь в цвету, и потому, конечно, никаких следов человеческих ног по сторонам никогда не замечается, а, напротив, стенки ржи бывают даже приметно гуще, чем в других местах той же хлебной полосы.

Иван Иванович Шишкин. Жатва. 1850

Но крестьяне объясняют это явление тем, что колдун, делая прожин, стоит в это время обеими ногами на двух иконах, как на лыжах, и ведет дорожку, как колесо катит. Когда опытные хозяева замечают прожин, то зовут священника и подымают иконы, придавая между ними большое значение «Святцам» (иконе Двунадесяти праздников с Воскресеньем в середине). Священник идет по прожину с крестом и кропит по сторонам святою водою.

Зорюков Александр Васильевич. Время жатвы.

Если же эти меры предосторожности не будут приняты, то результаты прожина скажутся, и надежды на урожай не оправдаются: на корню по всему полю рожь как будто бы хороша, то есть соломой велика и зерном прибыльна, но как только сжали ее, привезли на гумно и начали молотить, то сейчас же стали замечать, что вместо пяти или четырех мер с копны вышло лишь по две, а то и по одной чистого зерна.

Маковский Н.Е. Крестьянский обед во время жатвы. 1871

Дубовской Николай Никанорович. Жатва. 1906

К. И. Горбатов. Урожай.

Пластов Аркадий Александрович. Жатва.

Куликов Иван Семенович. Жатва. 1930

Серебрякова Зинаида Евгеньевна. Жатва. 1915

Борис Михайлович Кустодиев. Жатва. 1914

Венецианов Алексей Гаврилович. На жатве. Лето.

Похожие статьи:

Праздники → Дидух – древнеславянский родовой новогодний символ

Традиции → Спожинки — домашний обряд

Традиции → Весенне-летние обряды

Праздники → С праздником, славяне! С 7522 НовоЛетием!

Экономика → На Украине грядет катастрофа с посевной

Рейтинг

последние 5

slavyanskaya-kultura.ru

Закруты, заломы, прожины и Круги на полях

 

Закрут, закрутки, залом — в древности это явление считалось видом чёрной или вредоносной магии, которую творят ведьмы и колдуны. Данное явление интересно не только с позиции исследования колдовской культуры прошлого, но и в связи с одним интересным явлением, которое известно сегодня, как «круги на полях». Закруты или заломы существуют двух типов. Оба типа творятся на ржаном, овсяном, льняном, конопляном поле и так далее.

 

В первом случае — это несколько колосьев, которые скручены, завязаны в узел, связаны между собой или заломаны. Этот вид интересен только с позиции магии. Знахарь или колдун, совершая такой залом, мог погубить весь урожай. Уничтожить действие закрутки может только колдун, знахарь или волхв. В поздние времена на поля, где обнаруживали такие вещи, приглашали священника.

 

Лучшим временем для создания залома была ночь на Купалу. Залом мог не только погубить урожай, но также погубить скот и даже самого хозяина поля. В одной из старорусских книг написано: «Залом — страшное дело: кто сожнет или вырвет эти колосья, тот неизбежно умрет». Залом считался видом науза, то есть узла, над которым прочли заклинание или совершили обряд.

 

Залом был не только тяжким грехом во времена христианства, но даже подсудным делом. Процессы над теми, кто ломал и связывал колосья, проходили на Руси даже в XVII и XVIII веках.

 

Второй вид залома или закрутки представляет ещё больший интерес. Этот вид закрутки называется «Прожин». Прожин также относится к закруткам, однако то, что делали его именно люди, вызывает большие сомнения. Если объяснить простыми словами что это такое, то прожин — это полосы смятой ржи. Никаких путей к этим прожинам найти нельзя, поэтому в древности считали, что колдуны их делают при помощи своих помощников — потусторонних духов. Сохранилось также такое поверие: колдун привязывает к ноге Святую икону и едет на ней по полю, словно на лыже, вытаптывая круги или узоры. Такие закрутки также считались опасными, их никогда не жали и оставляли нетронутыми.

 

Интересно то, что прожины, которых так боялись в древности, известны и сегодня. Круги на полях появляются по всему миру. Они известны не только уфологам, но и каждому школьнику. Большая часть тех, кто исследует круги на полях, склоняются к версии, что это дело рук пришельцев или инопланетной цивилизации, которые оставляют некие знаки, то ли для нас, то ли для себя, в качестве своеобразных ориентиров.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

«FunGun» — уникальный сервис для тех, кто любит играть в компьютерные игры. Заходите и смотрите здесь как выиграть предметы для своей игры. Вам доступны предметы для CS:GO и DOTA 2.

web-kapiche.ru

О заломах и кругах на полях.

О заломах и кругах на полях.

Виноградова Л. Н. и Толстая С. М. сообщают следующее: «Зало́м (в.-слав. завитка, закрутка, запертенъ, кукла, венок и т. п.) — способ вредоносной магии, производимый ведьмами и колдунами (см. также Пережин), путём связывания (скручивания ) узлом колосьев в житном (реже овсяном), а также льняном и конопляном поле. С помощью залома, по народным верованиям, можно отнять урожай (отнять у хлеба спорынью), погубить скот, навлечь болезнь (особенно ломоту рук и ног, головную боль, колтун) или даже смерть на хозяина поля и его близких. Временем наведения порчи посредством залома является период цветения злаков; делать залом надо было ночью или в предрассветный час, раздевшись догола и втайне от всех. Вредоносный эффект залома обусловлен характером действия над колосьями (кручение, ломание, связывание) и сопровождающими его вербальными формулами (заговорами) и наступает при условии непосредственного контакта с заломом, поэтому во время жатвы залом старались обойти и затем обезвредить».
Славянские древности: Этнолингвистический словарь.


Максимов Василий Максимович «Залом ржи» (1903)

Интересно, что в центре так называемых «кругов на полях» (англ. crop circles) иногда встречаются эти самые «заломы».

И как это прикажете понимать? Нерукотворные заломы?

Удивительно и то, что эти самые «круги на полях» образуются по ночам именно в предрассветный час!


ltraditionalist.livejournal.com

Дефекты посадки полочки и способы их устранения

В предыдущей статье мы с вами затронули тему дефектов посадки спинки. Сегодня разберем дефекты полочки и способы их устранения.

Итак, полочка.

1. Косые заломы от бокового шва к верху

Причина в том, что фигура больше перегибистая, чем типовая.
Для устранения этого дефекта верхние контурные линии переда поднимаем в соответствии с особенностями фигуры. Если осанке соответствует большой разворот плеч, то высоту линии плеча так же изменяем.

2. Перед слишком плотно облегает грудь, образуя слабину в области проймы и боковых срезов

Причина в том, что раствор нагрудной вытачки и вытачки по линии талии мал для фигуры.
Увеличиваем величину раствора верхней вытачки, соответственно изменяя положение контура проймы за счет припусков на запас.

3. Косые заломы, идущие от контура проймы к плечу

Причина дефекта в том, что величина раствора вытачки больше необходимого или завышено положение высшей точки переда. А может и то и другое.
Уменьшаем раствор верхней вытачки. Понижаем линию плечевого среза.

4. Заломы верхней части полы в направлении высших точек плеча

Причина в занижении высшей точки проймы в изделии.
Для исправления дефекта повышаем положение конечной плечевой точки на требуемую величину за счет припуска по линии плечевого среза.

5. Косые заломы на полочке и спинке, располагающиеся от горловины к пройме

Причина такого недостатка том, что линия горловины меньше периметра основания шеи.
Увеличиваем контур горловины в соответствии с параметрами фигуры.

6. Косые заломы от горловины к высшей точке соединения плечевых срезов

Ширина горловины полы в этом случае больше ширины горловины спинки.
Для исправления дефекта передвинем переднюю половинку относительно спины по плечевому шву к линии проймы.

7. Закругленные заломы у линии горловины полы. Горловина плотно прилегает к шее

Ширина горловины полы тут меньше ширины горловины спинки.
Перед в этом случае передвигаем по плечевому срезу в направлении линии горловины.

8. Продольные впадины выше линии груди у линии вытачек

Причина дефекта в том, что положение точки Г7 выше чем необходимо.
Для исправления — удлиняем вытачку, изменив положение высшей точки груди на чертеже.

9. Заломы от точки пересечения вытачки с линией талии в направлении линии проймы

Причина дефекта – велик раствор вытачки по линии талии переда.
Устраняем, уменьшая величину раствора вытачки по линии талии переда, увеличивая раствор вытачки спинки и скос боковых срезов.

10. Заломы от точки пересечения боковых срезов с линией талии в направлении высших точек груди

Причина – велик скос боковых срезов или только бокового среза полочки.
Устраняем дефект, уменьшая скос бокового среза полы, а иногда и спинки за счет припусков на запас. Увеличиваем раствор вытачки переда.

11. Поперечные заломы между вытачками по линии талии

Причина в том, что стороны вытачек не овальной формы. Длина внутренней стороны вытачки больше внешней. Внутренняя сторона вытачки посажена.
Для устранения недостатка выравниваем стороны вытачек и оформляем их овальными линиями.

12. Продольные заломы от горловины до талии

Причина этого дефекта в том, что ширина полочек по линии груди больше необходимой.
Для исправления дефекта в изделиях с разрезом посередине увеличиваем ширину полузаноса, уменьшив раствор вытачки по линии талии. В изделиях с целым передом – заужаем полочку по линии проймы и боковым срезам, перемещая плечевые срезы полочки относительно спинки в направлении проймы.

В следующей статье разберем дефекты посадки рукава.

© Ольга Маризина