Что такое зарница в природе?

Многим жителям Подмосковья нередко приходилось видеть странные сполохи в вечернем небе, на линии горизонта.


Порой они бывают яркими, занимая большую часть небосвода, а иногда лишь слегка подсвечивают заревом самый краешек горизонта. Как правило, их можно видеть летом, в период частых гроз. Вспышки напоминают сверкание молнии, однако никаких громоподобных звуков при этом не слышно. Старики называют их зарницами.

Что такое зарница?

Летние зарницы – красивое и необычное зрелище, которое нередко можно наблюдать на вечернем или ночном небосклоне. Многих удивляет то обстоятельство, что небо во время зарницы остаётся чистым и безоблачным, и не слышно никаких раскатов грома. Что это за атмосферное явление, и может ли оно быть опасным?

Хотя зарница и не является молнией, но имеет к ней самое непосредственное отношение. Как правило, это отражение на нижней поверхности облаков тех молний, которые сверкают на очень далёком расстоянии от наблюдателя, как правило, за линией горизонта. Большая удалённость не даёт возможности услышать звук, но отражённый от облачного слоя свет беспрепятственно достигает глаз наблюдателей. Чаще всего зарницы можно наблюдать во второй половине лета, перед началом или во время сбора урожая.

В наших широтах сполохи зарниц обычно появляются на линии горизонта и всегда остаются на самом краю небосвода. В тропических странах это явление порой охватывают значительную часть неба, достигая зенита.

Это не самостоятельное явление, а лишь отражение могучего атмосферного эффекта – разряда молнии.

Что собой представляет молния?

Как известно, молния – это мощный электрический разряд, который возникает между грозовой тучей и землёй. Его электрическое напряжение может достигать сотен и даже тысяч гигаватт, а сила тока – сотен миллионов ампер. Мощность, за долю секунды расходуемую одной-двумя молниями, вырабатывают все атомные станции мира в течение года. Это невероятная сила, которая без всякой цели изливается в пространство, сопровождаемая ярчайшей вспышкой и сильнейшим звуковым эффектом.

Чаще всего, энергия молнии уходит в землю, не причинив никому вреда, но иногда из-за попадания заряда в дерево или здание начинаются пожары, особенно если перед грозой долгое время стояла сухая и жаркая погода. В любом случае, свет, излучаемый разрядом молнии, оказывается таким ярким, что его можно видеть за десятки километров.

Почему мы можем видеть зарницы?

Вспышки зарниц становятся доступными для наблюдения, когда:

— в загоризонтном слое атмосферы присутствует «кисейная» облачность, т.е. очень лёгкие, практически невидимые с поверхности облака, которые, тем не менее, отлично отражают свет молнии;

— между молнией и наблюдателем находятся высокие кучево-дождевые облака, нижняя часть которых служит отражателем, передающим отражение вспышки, но глушащим звуковую волну;

— грозовые разряды происходят на большой высоте в сухом прозрачном воздухе (так называемая сухая гроза), поэтому звук не долетает до поверхности земли.

Наиболее часто зарницы можно наблюдать в июле, когда происходит сбор урожая пшеницы, поэтому в старину зарницы носили ещё одно название – хлебозары. Если вспышки продолжались в течение всей ночи, её называли воробьиной ночью.

www.vseznaika.org

зарница — Викисловарь

См. также Зарница.
В Википедии есть страница «зарница».

Содержание

  • 1 Русский
    • 1.1 Морфологические и синтаксические свойства
    • 1.2 Произношение
    • 1.3 Семантические свойства
      • 1.3.1 Значение
      • 1.3.2 Синонимы
      • 1.3.3 Антонимы
      • 1.3.4 Гиперонимы
      • 1.3.5 Гипонимы
    • 1.4 Родственные слова
    • 1.5 Этимология
    • 1.6 Перевод
    • 1.7 Анаграммы

Морфологические и синтаксические свойства[править]

падежед. ч.мн. ч.
Им.зарни́цазарни́цы
Р.зарни́цызарни́ц
Д.
зарни́цезарни́цам
В.зарни́цузарни́цы
Тв.зарни́цей
зарни́цею
зарни́цами
Пр.зарни́цезарни́цах

зар-ни́-ца

Существительное, неодушевлённое, женский род, 1-е склонение (тип склонения 5a по классификации А. А. Зализняка).

Корень: -зар-; суффикс: -ниц

ru.wiktionary.org

Зарница (игра) — это… Что такое Зарница (игра)? 💯 ✅

У этого термина существуют и другие значения, см. Зарница. Эмблема Юнармейцев и эмблема «Зарницы»

«Зарни́ца» — пионерская военно-спортивная игра в СССР. Представляла собой имитацию боевых действий, похожую на военные учения. В ходе игры пионеры делились на команды и соревновались в различных военно-прикладных видах спорта с игровыми элементами. Игра являлась частью системы начальной военной подготовки школьников в СССР. В настоящее время с уходом пионерских организаций из школ «Зарница» или похожие на неё игры обычно проводятся военно-патриотическими клубами и другими похожими организациями.

Аналогом «Зарницы», проводимым для старшеклассников, была военно-спортивная игра «Орлёнок».

История

Правила игры разработала Зоя Васильевна Кротова, учительница из села Мысы Краснокамского района Пермской области[1][2][3]. 23 февраля 1964 года она провела первую игру совместно с военными[1][2][3].

По официальным данным, военно-спортивная игра «Зарница» была организована в СССР в 1967 году. Целью игры было военно-патриотическое воспитание советской молодёжи. «Зарница» входила в план организации начальной военной подготовки в средних учебных заведениях в связи с сокращением военной службы с 3 до 2 лет.

10 января 1967 года «Пионерская правда» напечатала приказ № 1 первого командующего игрой, Героя Советского Союза, маршала артиллерии Василия Ивановича Казакова.

Своим приказом маршал поставил задачу создать юношеские батальоны, обучить молодёжь навыкам армейской жизни, а также воспитывать её в духе любви к Родине и готовности противостоять любым врагам.

В том же 1967 г. прошёл первый финал Всесоюзной игры «Зарница», которая была проведена в Севастополе, на знаменитой Сапун-горе.

В игре «Зарница» участвовали ученики 4-7-х классов, которые отдыхали в пионерских лагерях. Подростки постарше играли в схожую военно-спортивную игра «Орлёнок». Цель игр «Зарниц» и «Орлят» зависела от возраста играющих и заключалась как от простого срывания бумажных погон с игроков другой команды до самых настоящих военных учений с привлечением бронетехники, дымовых шашек и взрывпакетов.

Часто игра «Зарница» проходила на территории воинских частей, и тогда план игр составлялся при участии кадровых военных.

Правила игры

Обычно, играющие в зарницу люди делятся на две команды и арбитра и нескольких нейтральных наблюдающих. Затем, пока команды вырабатывают тактику, арбитр определяет местоположение баз обоих лагерей противников; меткой базы является какой-то достаточно заметный предмет, например, флаг. Целью обеих команд является захват флага противника. У каждого из участвующих есть индикатор жизни/здоровья — погоны: каждому человеку наклеиваются или пришиваются по два погона на плечи; у капитана их четыре. Для того, чтобы «убить» человека, надо сорвать с него погоны; если сорвана только половина, то человек не может бегать и просто ходит.

Чаще всего, победитель выявляется по сумме набранных им баллов: за захват флагов и убийство противников баллы начисляются, за нечестную игру и, например, бег при половине жизни — уменьшаются. Иногда победителем считают первого добывшего флаг противника.

В кино

Примечания

Ссылки

 

dic.academic.ru

Кто помнит, что зарница — это… :: SYL.ru

Какие ассоциации вызывает у вас слово «зарница»? Заря, зарево, игра, утро, вечер, красный, розовый, пейзаж. Интересно, есть ли среди этих слов то, что близко к истинному значению этого существительного? Прочитав статью, вы познакомитесь с лексическим значением, морфологическими признаками, синонимами этого существительного.

Лексическое значение слова «зарница»

Существительное «зарница» любимо писателями, поэтами, художниками. Каждый хотя бы однажды слышал его. Но все-таки что же оно означает?

Прежде всего, зарница — это далекая, довольно-таки яркая вспышка на небе. Что-то очень похожее на молнию, но некоторые отличия все-таки имеются. Во время зарницы небо может быть безоблачным и ясным. Так как это не самостоятельное природное явление, а отражение далеких молний. Поэтому после вспышек зарниц никогда не слышно грома.

Обычное время зарниц — это июль и август.

Еще «Зарницей» называли военно-патриотическую игру в Советском Союзе. Правила игры разработала педагог Зоя Васильевна Кротова. Первые соревнования были приурочены к празднованию 23 февраля. В этой игре обычно принимали участие несколько команд (это могли быть ученические классы, отряды или сборные). Игра была похожа на военные учения. Советские школьники соревновались в умении собирать и разбирать автомат, стрелять по мишеням, метко и далеко бросать муляжи гранат, перевязывать раненых, определять азимут и стороны света, грамотно и быстро надевать противогаз, устанавливать палатку, разжигать костер, укладывать рюкзак. Кроме этого, в конкурсную программу входило исполнение строевых песен, знание государственных символов и истории Родины.

Морфологические характеристики, склонение

Существительное «зарница» является нарицательным и неодушевленным. Нужно запомнить, что все существительные женского рода, оканчивающиеся на «а», относятся к первому склонению.

ПадежВопросЕдинственное числоМножественное число
Именительный падежЧто?«Зарница» — это интересная пионерская игра нашей юности, жаль, что сейчас таких игр проводится очень мало.Летние зарницы — обычное явление в этих широтах, особенно много их в июле и августе.
Родительный падежЧего?Такой красивой и нарядной зарницы я никогда раньше не наблюдала.Я никогда не видела зарниц, только обычные молнии, сопровождающиеся громкими раскатами грома.
Дательный падежЧему?Зарнице, нарисованной неумелой детской рукой, не доставало красок, но любящее сердце матери недостатков не замечало.Скучаю я по грозам, по зарницам, в этой проклятой Богом стране это такая редкость.
Винительный падежЧто?Смотрю на зарницу и не вижу ее, а думаю о нем, о царевиче Алексее Михайловиче.Работая в школе, мне не раз приходилось проводить «Зарницы».
Творительный падежЧем?Анастасия Станиславовна долго любовалась зарницей, почему-то на фотографиях она получалась не такой красивой и завораживающей.«Зарницами» называли интересные военно-патриотические игры для школьников и студентов.
Предложный падежО чем?Что вы знаете о зарнице, является ли она молнией или только слабым ее отражением?О «зарницах» уже почти все забыли, даже в книжках название этой игры встретишь не часто.

Синонимы

К слову «зарница» можно подобрать несколько синонимов.

Зарница — это:

  • молния;
  • всполох;
  • игра;
  • зарево;
  • вспышка;
  • отблеск.

Сочетаемость с другими частями речи

Прилагательные.

Зарница — это что-то яркое, чудесное, красивое, прекрасное, блистательное, сверкающее, ослепительное, блестящее, дальнее, близкое, искусственное, светлое, удивительное, волшебное, завораживающее, необычное, характерное, жуткое, нарядное, редкое, нередкое, обычное, вечернее, ночное, багровое, голубое, металлическое, сиреневое, фиолетовое, безмолвное, призрачное, неяркое, лиловое, золотое, зловещее, утреннее, розовое, зеленое, ежедневное, ядерное, тусклое, незаметное, замечательное, чарующее, загадочное, летнее, пугающее.

Глаголы.

Зарница горит, полыхает, начинается, проводится, бывает, возникает, ослепляет, поражает, удивляет, пугает, отражается, гаснет.

Числительные.

Одна, две, три, первая, пятая зарница.

Местоимения.

Моя, твоя, какая-то, эта, та зарница.

Примеры предложений со словом «зарница»

Известно, что особенности значения и нюансы употребления слов лучше усваиваются в контексте предложений.

  1. Небо разрывали ярчайшие зарницы, наверное, скоро начнется ливень.
  2. Хоть бы нашему отряду удалось победить в сегодняшней «Зарнице»!
  3. Где-то далеко на западе полыхали замечательные зарницы.
  4. Когда последние всполохи жутких зарниц погасли, все вздохнули с видимым облегчением: опасность бури миновала.
  5. Поле боя осветили нереально яркие зарницы: все увидели, в какой ужас превратился когда-то зеленый луг.
  6. Видели бы вы, как красиво и жутко отражаются в водах озера яркие зарницы.
  7. В последнем конкурсе «Зарницы» нужно было установить палатку, разжечь костер одной спичкой и аккуратно уложить рюкзак.
  8. «Зарница» воспитывала в ребятах любовь к Родине.
  9. Молния отличается от зарницы тем, что через некоторое время после вспышки гремит гром.
  10. Составьте десять предложений со словом «зарница».

www.syl.ru

Зарница — это что?

Значение слова «зарница» интересно многим. Что же это такое? Данное слово имеет не одно значение.

Природное явление

В природе зарница – это очень короткая световая вспышка, которую можно наблюдать в ночном небе около линии горизонта. Данная вспышка является не молнией, которая сверкнула на очень далеком расстоянии, а отражением этой молнии, которое происходит из-за облаков. Именно по этой причине зарница, синонимом которой может быть отблеск или всполох, кажется очень далекой.

При возникновении этого явления не слышно громовых раскатов из-за большого расстояния, но зато видно вспышки молний, свет которых отражают вершины дождевых облаков. Все это можно увидеть в темное время суток, особенно в последний месяц лета, когда приходит время собирать урожай. Как раз поэтому в народе зарница приурочивалась к началу сбора.

Военно-спортивная игра «Зарница»

Многим это слово известно именно по такому празднику, которого в школах дети ждут с большим нетерпением. Игра вызывает массу положительных эмоций и позволяет ребятам проявить свои индивидуальные навыки в военной подготовке, представить ход настоящих боевых действий, а также совершенствует спортивную и военно-патриотическую работу в школе.

Ход игры таков: ученики разделяются на команды и участвуют в соревнованиях по различным видам спорта, имеющим военно-прикладной характер. Учащиеся 11 класса могут помогать преподавателям в организации и проведении мероприятия. Игра дает возможность проявить себя как мальчикам, так и девочкам, которые смогут ощутить себя сплоченной командой, научиться принимать решения в сложных ситуациях, а также обрести навыки оказания первой помощи пострадавшим людям.

Правила

Все участники делятся на несколько команд, в которых равное количество играющих. Обычно в одну команду входят ученики разных классов. Одиннадцатиклассники ответственны за проведение игры, а учителя являются начальниками гарнизонных служб. Каждая команда подбирает себе название, рисует эмблему и выбирает командира. В начале проходит линейка, на которой звучит гимн и выносится знамя. Командиры команд сдают рапорт, а игроки их приветствуют. Затем военрук объявляет военное положение и ставит перед командами задачу, а командиры получают листы с изображением маршрута. Участники приглашаются на старт.

Этапы игры

На первом этапе, как уже было сказано, каждая команда представляет себя, показывает эмблему и приветствует своих соперников. Приветствие должно быть приготовлено заранее и желательно в форме стихотворения.

На втором этапе команды проходят полосу препятствий. Каждый ученик пробегает ее на время, а суммарное время влияет на итоговый результат. «Зарница» – это хороший способ приобщить детей к физкультуре.

Следующий этап – это оказание медицинской помощи человеку, у которого есть переломы, ранения, ожоги и кровотечение. Команде даются теоретический и практический вопросы. Затем участники приступают к оказанию помощи пострадавшему, а жюри оценивает правильность выполнения действий.

Этап четвертый – переноска пострадавшего. После оказания помощи его необходимо на носилках перенести в определенное место. Сначала ученики раскладывают носилки, затем правильно укладывают пострадавшего и переносят его. Организаторы же подсчитывают время.

Пятый этап – строевая подготовка. По сигналу командира вся команда показывает свои навыки построения, поворотов и движения строевым шагом. При этом нужны речевка и строевая песня. Оценки ставятся за правильность выполнения всех действий. «Зарница» — это игра, позволяющая сплотить ребят.

Шестой этап очень любим многими учениками. Это сборка автомата. Здесь ребята должны на время быстро и правильно собрать оружие.

Следующий этап – надевание противогаза. По команде дети должны быстро и правильно надеть средство индивидуальной защиты. Время считается по последнему справившемуся с задачей.

Установка палатки – восьмой этап конкурса. Здесь команды выделяют несколько человек, которые должны быстро и слаженно правильно поставить палатку и натянуть ее.

Далее, укладка рюкзака, которая производится на время одним участником, заранее выбранным командой.

Еще одним интересным конкурсом является разжигание костра и кипячение воды. Здесь все делается также на скорость. «Зарница» — это не только спорт, но и навыки, необходимые в жизни.

Этап одиннадцатый – ориентировка при помощи компаса. Каждая команда получает координаты запасов соперника. Необходимо ориентироваться по компасу и найти эти запасы.

Последним конкурсом может выступать инсценировка песни. Каждой командой заранее подготавливается военная песня, которая должна быть каким-то образом представлена. Здесь можно судить по множеству критериев: костюмы, оригинальность, оформление, исполнение.

Результаты игры

Победитель игры определяется путем подсчета баллов за все конкурсы суммарно. Также можно подсчитывать штрафные очки, которые будут влиять на итоговый результат.

Военно-спортивная игра «Зарница» — это замечательное мероприятие как для ребят, так и для учителей.

fb.ru

Зарница — Летний лагерь

Общелагерное мероприятие.

Цель: пристроить весь лагерь на сутки, а то и более и перессорить вожатых противоборствующих сторон.

Подготовка:

1. Для средних и маленьких проведение всеми забытого смотра строя и песни с выносом знамени отряда, которое делается наобум, типа Team Seal или Special Commando (можно и для старших, бывало, что это им по приколу).

2. Разработка физруками совместно с плавруком и завхозом (у нее берутся противогазы и носилки) военизированной эстафеты, желательно минут на 20, не меньше. Ну что туда включить придумаете сами. Внимание! Не забыть запрячь медперсонал, пусть научат детей при проведении диверсий, правильно бинтовать пробитые головы врагов и накладывать им шины на переломанные при допросе ноги. Эстафета обычно открывается с представления на балконах или крыше, где плохие чеченские террористы (бешеные лисы, бабки с красными глазами и т.д. и т.п.) кого-нибудь захватывают, а наши доблестные спецназовцы всех освобождают и обязательно у всех на глазах (лучше на крыше) дерутся с врагами, и в самый кульминационный момент чучело чечена-террориста с зеленой повязкой на голове выбрасывается с крыши вниз, все пугаются, кричат и падают в обморок… Занавесь…

3. Подготовка плохой одежды к кульминации праздника, т.е. к выходу в лес за скальпами красных, синих, голубых… и их флага (украсть), обруча с символикой (порвать), культового дерева (спилить)…

4. Изготовление ромбиков и символики, обговор правил (все равно они в пылу зарницы выполняться не будут).

5. Неплохо научить детей ориентироваться по солнцу, а то они потом в лесу могут заблудиться.

Место проведения: лес, лагерь, территория лагеря и леса, если есть речка, можно приплести и ее.

Все открывает линейка, на которой обьясняется об угрозе со стороны врагов и всем детям предлагается их ликвидировать. Варианты развития событий:

  • Лагерь делится на пополам и одни у других срывают ромбики, которые умные сразу же крепят на булавку и бегут как ни в чем не бывало, а дураки пришивают в медпункте на краю леса — это долго и муторно;
  • Весь лагерь ищет штаб диверсантов и должен этот штаб ликвидировать, а также переловить всех курьеров с секретными депешами и уничтожить склад с хим. оружием, замаскированный под … (дальше работает ваша фантазия) — быстро, но интересно;
  • Диверсантами объявляются все вожатые, ромбики у всех одноразовые и битва до победного конца, т.е. до последнего бездыханного вожатого — очень интересно детям, но вредно для здоровья вожатых, особенно опасны младшие отряды.

Всех выводят в установленные места, лучше на 2-3 часа (как показывает практика, больше не надо), сразу после тихого часа. Возьмите детям воды и оденьте на них головные уборы от клешей и всякой другой нечисти. Пусть под маскировку пользуются углем, но ни в коем случае не гуашью, а то возможны раздражения.

Да прибудет с нами здоровье и доброта к братьям нашим меньшим!!!


Адаптация правил «Зарницы»

1. Играющие делятся на две команды (в нашем случае это «красные» и «синие»). Команды будут поставлены в равные информационные и территориальные условия, не допускается дисбаланс в соотношении сил. В случае невозможности выполнения этого принципа, применяются компенсационные меры, которые согласуются со всеми играющими сторонами.

2. Роли арбитра и наблюдателей возьмут на себя мастера. Арбитр определяет местоположение лагерей противников (меткой базы является флаг) следит за выполнением правил, ведет подсчет очков, объявляет начало и конец игры, определяет победителя. Наблюдатели исполняют роли «региональщиков».

3. Цель обеих команд — захват флага противника. Захват флага знаменует конец игры. (!) Захват флага важен, но победитель будет определен в результате подсчета очков.

4. Если ни один из флагов не будет захвачен, то игра считается оконченной через 100 минут с момента ее начала.

5. У каждого из участвующих есть индикатор жизни/здоровья — погоны: каждому человеку наклеиваются или пришиваются по два погона на плечи; у капитана их четыре.

6. Для того, чтобы вывести участника из игры, надо сорвать с него погоны.

7. Победитель выявляется по сумме набранных им баллов: за захват флагов, выполнение боевых заданий, убийство противников баллы начисляются, за нечестную игру — снимаются.

· захват флага противника -> 50 очков

· убийство рядового -> 10 очков

· убийство капитана -> 20 очков

· выполнение задания -> от 5 до 30 очков

8. Очки начисляет «региональщик». Ему нужно приносить сорванные погоны противника, флаг и отчитываться о выполненных заданиях.

9. Любые предательства (убийство своих, выдача врагу информации без поражения в поединке, кража флага и пр.) запрещены.

10. Обрыв собственных пагонов запрещен.

11. Для допроса противника необходимо победить в поединке, и взять противника в плен. Освободиться из плена самостоятельно невозможно.

12. Плененный противник обязан рассказать все в рамках своей компетенции.

Рядовой: о своем задании и своих ТТХ.

Капитан: все задания отряда, все ТТХ отряда, местоположение своего флага.

13. Держать в плену более 15 минут запрещено. По истечении 15 минут игрока нужно либо убить либо отпустить.

14. После смерти (срыва погон) игрок может вернуться в штаб и отсидев 15-минутный штраф выйти в игру снова.

Очевидно, что нельзя убивать противников сразу, иначе они вернутся в игру через 15 минут. Их нужно держать в плену до последнего, тем самым увеличивая время их отсутствия в игре в 2 раза. Так-то.


ВСИ «Зарница» одно из важнейших мероприятий не сезоне, проводится в середине сезона или в его второй половине. К этому моменту все отряды застроены. Как правило, уже прошёл родительский день, и все дети вернулись в лагерь. Созданы все условия для столь массового и длительного мероприятия.

Цели игры:

  • Патриотическое воспитание молодежи;
  • Разностороннее развитие молодых людей, воспитание гражданственности;
  • Возрождение и повышение престижа воинской службы.

Задачи игры:

  • Подготовка юношей к службе в Российской армии;
  • Углубленное знание молодежью истории Отечества, истории Российской армии;
  • Создание атмосферы товарищеской взаимопомощи и выручки;
  • Физическое совершенство, военно-прикладная и техническая подготовка подростков;
  • Психологическая подготовка к преодолению трудностей, выработка навыков и способности действовать в экстремальных ситуациях.

Для того чтобы полноценно подготовить детей к мероприятию перед зарницей проводится день подготовки. В этот день дети придумывают название отряда, рисуют отрядное знамя, отрабатывают строевой шаг, разрабатывают манёвры.

Как вы поняли, «Зарница» – игра военно-спортивная. Поэтому насущным является вопрос деления дружины на армии. В зависимости от первоначального сценария, Дружина делится, как правило, на 2, реже на 3 армии. Делить дружину на армии следует исходя из равенства сил.

Для удобства управления армией, а также при наличии нескольких боевых задач, можно делить армии на полки. Здесь нужно руководствоваться несколько другим принципом. Полк должен состоять из детей разного возраста. Как правило, этот вопрос решается жеребьевкой, проще всего по цветам. Тогда идентифицировать полки проще, каждый имеет свой цвет. Назначается командир полка с присвоением звания полковник. Также назначаются лейтенанты для управления более мелкими группами бойцов – взводами.

Важен вопрос взаимодействия внутри каждого отдельно взятого полка. Каждый боец должен чувствовать себя полноценным членом коллектива. С другой стороны действия полка должны быть слаженными. С этой точки зрения важно провести мероприятия для полкового и внутриполкового взаимодействия, например полковые учения.

«Зарница», как правило, проводится в два дня. В первый день проводится парад – открытие «Зарницы». Все отряды двигаются строем, начиная с младших отрядов и заканчивая старшими. Во время движения отряд должен маршировать, производить маневры (желательно, но необязательно), осуществлять равнение направо, петь строевую песню. Во время парада все вожатые строятся за спиной физрука и смотрят за прохождением парада. После того, как отряды отмаршировали, сдаются рапорта физруку (он же главнокомандующий). Когда рапорта сданы, физрук извещает о начале «Зарницы» и объявляет военное положение на территории лагеря.

В военное положение входят следующие пункты:

  • все должны находиться в корпусах.
  • все должны быть заняты полезным и интересным делом.
  • назначаются сменные дневальные, смена через 30 мин. Дневальный дежурит у входа в корпус (крыло корпуса). При появлении в корпусе любого вожатого дневальный кричит «Отряд стройся, дежурный на выход!» (кроме сончаса), при этом отряд должен максимально быстро построиться, дежурный каждой из комнат должен встать перед её дверью. Дневальный сдаёт рапорт вошедшему. В корпусе и комнатах должно быть чисто, кровати аккуратно заправлены.
  • Во время сончаса в корпусе должно быть тихо, все находятся по своим кроватям, передвижение по корпусу запрещено. При входе вожатых дневальный ограничивается сдачей рапорта.
  • передвижение по территории лагеря только строем не менее 10 человек.
  • передвижение по территории лагеря до 10 человек только по специальному пропуску установленного образца, выданному отрядными вожатыми.
  • Во время зарницы на территории лагеря и в корпусах дежурит комендатура из числа вожатых и, частично, из детей старших отрядов. В обязанности комендатуры входит осуществление контроля над выполнением правил военного положения. За невыполнение правил предусмотрена система штрафов (отрядам начисляются штрафные баллы, а нарушители зачисляются в штрафбат). Штрафбат призван для осуществления общественно-полезных работ (уборка территории, оттирание надписей со стен в корпусах и т.д.). Военное положение действует с момента его объявления до момента закрытия военно-спортивной игры «Зарница».

После полдника проводится полоса препятствий или станции. Число препятствий/станций назначается в зависимости от отведённого на них времени. Передвижение по станциям осуществляется по маршрутному листу или в сопровождении проводника из числа вожатых


Возможные станции:

Разведка. Дети должны на корточках и по-пластунски пробраться в обозначенную точку, тех, кто не дошел до точки и поднялся, отправляют на старт.

Переправа. Дети должны переправиться через препятствие, не задев его (препятствие может быть в виде лавки или другого препятствия с высотой до груди среднего ребёнка из отряда).

Прыжки с препятствиями. На этой станции дети должны преодолеть заданное расстояние, перепрыгивая друг через друга (как в чехарде). Если ребёнок не смог через кого–то перепрыгнуть, он возвращается обратно и повторяет путь заново. Станция считается пройденной только после того, как последний человек пересёк линию финиша.

Прорыв. На данной станции детям даётся задание пройти через ворота, которые охраняет вожатый с завязанными глазами. Дети, проходя через ворота, должны постоянно издавать какие–нибудь звуки. Тот, кого задел вожатый, считается пойманным, и за каждого пойманного отряду начисляется штраф.

Взятие высоты. Эту станцию рекомендуется проводить на каком-нибудь холме, где есть различные канавы, кусты, насыпи, высокая трава, деревья и т.д. Если нет такого склона, то станцию можно проводить в лесочке и назвать её «Маскировка». Дети стоят у подножья холма, а проводящий – на вершине холма. У проводящего свисток. По свистку проводящий отворачивается, а дети начинают подъем по склону. Через каждые 10 секунд свистит 2 раза и поворачивается. Дети, услышав двойной свист, должны попрятаться так, чтобы проводящий их не заметил. Проводящий тем временем считает тот народ, который он смог увидеть. После подсчета он опять встаёт спиной к склону и издает 1 свист, после чего дети продолжают подъем. Станция заканчивается после того, как первый поднявшийся ребёнок коснется проводящего (каждый замеченный ребёнок – штрафной балл).

Паутина. Дети должны преодолеть участок с натянутыми в хаотичном порядке верёвками, не задев их даже одеждой. Перед детьми ставится условие, что если во время прохождения ребёнком паутины хоть одна верёвка колыхнется (даже не по его вине), то этот ребёнок считается убитым. Паутину должен пройти каждый из играющих. Причем на этой станции ребёнок может быть убитым столько раз, сколько он задел паутину, и каждое касание приравнивается к определённой величине штрафа.

Болото. На этой станции дети должны, прыгая по кочкам, преодолеть болото. Кочки либо нарисованы мелом, либо сделаны из досок. Кочки могут быть разных размеров и форм, лежать друг от друга на разном расстоянии. Те дети, которые хотя бы одной ногой наступили мимо кочки, считаются утонувшими в болоте и должны вернуться к началу станции. За каждого утонувшего начисляется штраф.

Переноска раненого. Среди детей выбирается 1 человек на роль раненого, остальные должны дотащить его очень осторожно до намеченной точки. Если раненого уронили или небрежно несут, то он умирает, и отряд возвращается на начало станции, и выбирается другой раненый. За 1 погибшего на это станции назначается штраф.

Ключевая. На этой станции дети должны достать ключ от замаскированного командного пункта. Ключ подвешен на нитке, на высоте 3 или 3,5 метров над землёй. Детям говорится, что ключ спрятан где-то на этой территории. Их задача найти и сорвать его. После чего отряд бегом возвращается на линию старта всей полосы и отдает ключ вожатому, после чего (если весь отряд в сборе) вожатый останавливает время и плюсует к нему штрафы.

Сигнальный крест. Отрядам предлагается из любых материалов выложить на земле сигнальный крест так, чтобы его было видно с воздуха (проводящий станцию находится на балконе).

Шифровка. Расшифровать секретную телеграмму. Учитывается время, затраченное на расшифровку. (С учетом возрастных категорий)

Переправа. С помощью двух стульев (дощечек/ обручей) один человек от отряда должен переправить остальных на «другой берег».

Минное поле. У отряда есть три попытки для того, чтобы пересечь минное поле (листы формата А-4 чистые и с обозначенными крестом минами).

Костровая. За установленное время сложить костер под натянутой ниткой, зажечь так, чтобы нитка как можно быстрее перегорела. Отряду выдается 2 спички. Каждая новая спичка – штрафной балл.

Построение к бою. Отряду сообщается ситуация: противник очень близко и не знает о вашем приближении. Ваша задача – построиться в определенном порядке БЕЗЗВУЧНО для нападения. Варианты построения: треугольник (1-3-5-7-9 человек в ряду), стрела, квадрат (5х5).

Пройти часового. На открытой местности по отрезку, примерно 20 метров длинной, или по коридору корпуса туда и обратно ходит вожатый. Необходимо пройти незамеченным, т.е. за его спиной. В случае, когда данная станция проводится в корпусе, дети могут прятаться в комнатах, чтобы пройти из одного конца коридора в другой. Если вожатый, обернувшись, кого-то увидел, этот человек считается убитым.

Станции проводятся на время или на прохождение. После прохождения станций всеми отрядами, подводятся итоги. Оценивается правильность выполнения заданий или время прохождения, в зависимости от условий конкретного задания. За неправильное выполнение заданий или нарушение их условий начисляется штрафное время или баллы. Из-за сложности или невозможности оценивания некоторых станций, они не оцениваются, а проводятся для наполнения (главное, что дети этого не знают).

После станций для того, чтобы дети отдохнули, проводится военная викторина.

Ближе к вечеру обязательно выделяется блок времени (примерно 1 час) для объяснения отрядам правил ночного боя.

Ночной бой. Для ночного боя необходимо назначить детей на некоторые должности. Для обработки данных назначаются 2 штабиста (как правило, 1 и 2 отряд). В каждом отряде назначаются (или выбираются) разведка — 2 человека, прятальщики – 2 человека, комендатура – 2 человека. Остальные – поисковики. В 2350 штабисты, комендатура и прятальщики уходят в штаб. В штабе прятальщикам выдают пакеты, которые должны быть абсолютно одинаковыми. В каждом пакете лежит чертеж ракеты на чертеже проставляется стоимость (от 100 до 300) этого чертежа и номер отряда. Есть так же пакеты – фальшивки, которые выглядят, как настоящие только внутри нет никакого чертежа, а просто заложен чистый лист с номером отряда. Если отряд находит такой пакет, то с него снимается 50 баллов. За каждым из отрядов закреплено 2 настоящих и один фальшивый пакеты. Если отряд приносит свои пакеты, то с них снимается половина от заявленной стоимости пакета. Если отряд принёс свой фальшивый пакет, то с него снимается не 50, а 100 баллов.

Ровно в 24 часа на территории лагеря выключается свет, и из штаба выходят прятальщики, в задачу которых входит спрятать пакеты на оговоренной заранее территории. С учетом правил прятанья пакетов, которые запрещают прятать пакеты на высоте более 1 метра над землёй, сгибать и мять их, прятать в урнах, закапывать пакеты, прятать их в корпусах и подсовывать под двери. Пакет должен быть спрятан так, чтобы от него было видно не менее 1 четвёртой части, чтобы его можно свободно достать рукой даже ребёнка младшего отряда.

Через 2 минуты после выхода прятальщиков из корпусов выходит разведка, в функции которой входит отслеживать, кто и куда спрятал пакет. Они эти сведения сообщают поисковикам своего отряда, но ни в коем случае не имеют права прикасаться к пакетам. Разведка может вернуться в корпус только, когда включат свет в лагере.

Спустя 3 минуты после выхода разведки из столовой выходит комендатура, которая должна ловить разведку, но, не трогая при этом прятальщиков (у прятальщиков есть специальные пропуска). Пойманных разведчиков ведут в штаб, где за каждого пойманного разведчика отряду приписывают по 20 баллов.

Как только включают свет, комендатура возвращается в штаб. В это время из корпусов выходят поисковики и начинают поиски пакетов. Поиски продолжаются в течение 20 минут, все найденные пакеты приносятся в штаб, где проверят его подлинность (пакет не принимается, если он вскрыт до прихода в штаб), после чего по лагерю вновь гасится свет. Все поисковики должны срочно разойтись по своим корпусам потому, что выходит из штаба комендатура и отлавливает тех, кто не успел и ведет их в штаб. Где все приведённые остаются в плену до конца ночного боя. После того как все разошлись по корпусам, физрук с прятальщиками проверяют, правильно ли спрятаны ненайденные пакеты. После всех проверок начинается вторая фаза ночного боя, где повторяется всё вышеизложенное. Когда заканчивается вторая фаза, все дети расходятся по корпусам и готовятся к отбою. В 1.50 отбой и спустя 10 минут выходит комендатура из числа вожатых проверять, как дети засыпают.

В зависимости от условий лагеря, комплектации инвентарем, финансирования условные сигналы могут подаваться сигнальной ракетой, звуком (свисток/сирена/петарда).


День второй, естественно, начинается с подъёма и настоящей армейской зарядки.

Армейский аукцион. Проводится для того, чтобы распределить звания на дневной бой Зарницы (аукцион рассчитан на сезон с денежной системой). Продаются звания: генералов, полковников и лейтенантов. Дети, исходя, из своих личных сбережений повышают стоимость 1 звания. Если же на сезоне не работает денежная система, то звания распределяются на усмотрение вожатых, учитывая пожелания детей.

Дневной бой. Лагерь делится на две группировки, желтую и черную. В свою очередь каждая группировка разбивается на дивизии (полки). Из каждой группировки выделяется охранный полк во главе с генералом. Они охраняют штаб своей группировки. В каждом полку должен быть свой полковник и два лейтенанта. У всех носителей званий есть ряд преимуществ, у полковника погоны сорвать может только полковник, а полковник может оборвать погоны у всех, кроме генерала, то же самое лейтенант – у всех, кроме генерала и полковника. У каждого полковника находится пакет с фрагментом карты (на карте показано расположение штаба) и подсказка к паролю. Допускается наличие в каждой из группировок одного полка с фальшивым пакетом. Штабы обеих группировок находятся за территорией лагеря. Полков должно быть четное количество и по количеству меньше, чем вожатых на сезоне. К каждому полку прикрепляется один вожатый, который следит за правильным ходом игры. К началу боя группировки разбивают на полки (полки должны состоять из детей разных отрядов, это делается для того, чтобы уровнять полки по силе) и проверяют правильность пришитых погонов (погоны размером 5х10 должны быть пришиты на два стежка по краям). Непосредственно бой начинается, когда группировки сформированы и разведены по своим штабам. Если встретились 3 полка, один полк должен стоять и ждать пока два других выясняют отношения. Бой может проходить только один на один. Если полки догадались, где находится штаб противника и какое кодовое слово, то они спешат в штаб врага и там говорят вожатому кодовое слово и если они не ошиблись, то вожатый допускает их к охранному полку. Цель всего дневного боя – захватить вражеского генерала, привести его на большой плац, где второй генерал прилюдно оторвет ему погоны. Всех офицеров должно быть видно, поэтому у лейтенантов на погонах рисуется одна поперечная полоска, у полковника – две полоски, а у генерала одна большая звезда. Погоны можно закрывать одной рукой. Все кому в процессе боя оборвали погоны, те считаются убитыми и должны прибыть в морг, который находится в столовой. Если при стычке двух полков один отступил, но при этом потерял своего полковника, он должен присоединиться к ближайшему своему полку, у которого полковник ещё жив.

Парад – закрытие. Знаменует собой окончание игры «Зарница». Так же как и на параде открытия, отряды проходят строем, сдают рапорта и после этого физруки подводят итоги прошедшей игры. Вручают грамоты и ценные подарки победителям, поощрительные призы проигравшим. После всех награждений физрук объявляет о снятии с режима военного положения и о закрытии «Зарницы».


Примечания. Пожелания. Приложения.

Уважаемые коллеги вожатые, вам был предоставлен один из классических сценариев ВСИ «Зарница» проводимые некоторыми отрядами. Зарницы, проводимые этими отрядами традиционны, и изменения в сценарии, как правило, касаются внутренней структуры конкретного боя или общей легенды мероприятия. Могут меняться названия армий, их цвета, количество, отличительные знаки, правила определённых операций. Общие же правила Игры изменениям, как правило, не подлежат.

Чтобы разработать «Зарницу», необходимо приложить фантазию, тогда даже основываясь на базовом сценарии, можно сделать абсолютно специфичное и ни на что не похожее мероприятие. Были случаи, когда вожатые – любители компьютерных игр из жанра стратегий довольно лихо заворачивали сюжет «Зарницы», и вот здесь-то уже нельзя было обойтись без хитрости, выработки различных тактик и осуществления стратегий.

Практика показала, что вожатым участвовать в «Зарнице» нельзя, в силу того, что любой вожатый как раз и является генератором различных стратегий и хитростей, детская инициатива при этом теряется. В зависимости от легенды, вожатые могут быть объявлены военными наблюдателями ООН или журналистами-международниками (военкорами).

С этой точки зрения цель вожатых должна быть направлена на осуществление тотального контроля за выполнением правил игры, чтобы азартное обрывание погон в какой-нибудь из фаз не переросло в рукопашную схватку двух враждующих группировок. Во избежание конфликтных ситуаций вожатые всё же могут вмешиваться в ход игры, однако, в этом случае при грубом нарушении правил оборвать погоны нарушителя может только отрядный вожатый или главнокомандующий.


Приложения

Предлагаем вашему вниманию некоторые варианты сценариев дневного боя. Операция «Прорыв» заключается в следующем. Лагерь делится на две армии. Одна, по жребию, выходит за территорию лагеря, другая остаётся. Цели первой армии – пересечь территорию лагеря, цель другой – не допустить перехода вражеской армии. Операция осуществляется с пришиванием погон для подсчёта убитых и раненых с каждой из сторон. Могут быть назначены контрольные точки для перехода, прохождение которых строго обязательно.

Операция «Двойной прорыв» Лагерь делится пополам осевой линией, на которой находится генштаб. Каждая армия делится на 2 части, одна из которых будет прорываться к генштабу, а другая осуществлять заслон для прорывающихся из другой армии. Армии разводятся в противоположные стороны лагеря, желательно за его границы. Выставляются заградительные линии (засады) примерно посередине пути каждой из прорывающихся армий и в местах наиболее возможного прохода вражеских сил к генштабу. Из числа прорывающихся назначаются курьеры или т.н. «несуны» по количеству кусочков карты, которую нужно доставить в генштаб. Курьер помечается повязкой определённого цвета (повязку разрешается прятать). Задача остальных прорывающихся состоит в защите курьеров или в осуществлении обманных манёвров – отвлечении засадных «на себя» (ведь курьерской повязки не видно и никто не знает, кто именно курьер). По условному сигналу или при наступлении времени «Ч» армии начинают движение. Итоги подводятся по числу доставленных кусков карты или по числу убитых и раненых.

Во избежание батальных сцен на территории генштаба, на его территорию (круг, радиусом 10 метров) могут зайти только курьеры, предъявив свою повязку. Передавать повязку и карту нельзя. Очки начисляются за доставленные кусочки карты, а также за захваченных курьеров другой армии и доставку их карт.


Операция «Ставка» (захват флага)

Армиям необходимо за определенное время разбить лагерь в лесной зоне радиусом не менее 10 метров. Основная цель – захватить флаг вражеской армии.


Операция «Захват»

За каждым батальоном закрепляется корпус. На стене корпуса краской или мелом рисуется мишень такого же цвета, что и у армии, обладающей этим корпусом. Батальоны делятся на две части: обороняющуюся и атакующую. В атакующем взводе назначаются минёры, им выдаётся мел. В обороняющем взводе назначаются сапёры. У минёров и сапёров погоны особого образца. Убить минёра может только сапёр и наоборот. Основная цель – захватить корпус противоположной армии. Корпус считается захваченным, если на мишени минёром был поставлен крест.


Смотреть также


Ссылки

summercamp.ru

Современная «Зарница». Что это такое?

Старшему поколению, выросшему в Советском союзе, хорошо известна игра «Зарница». Что это такое? Массовую популярность игра получила благодаря сочетанию интересных подвижных игр и военно-патриотического воспитания. Раньше в нее играли все — и пионеры, и октябрята. А насколько эти состязания приспособлены для современных детей и подростков?

«Зарница». Что это такое сегодня?

«Зарница» — это военно-спортивная игра для детей разных возрастов, направленная на обучение основным принципам военного дела в игровой форме.

С распадом СССР игра не потеряла свою популярность. Сейчас многие школьники на вопрос: «Зарница» — что это такое?» — с восторгом отвечают, что это одна из лучших школьных игр. Это не скучные уроки и не военная муштра, а невероятно интересное состязание, в процессе которого можно приобрести очень много полезных навыков и знаний.

«Зарница» — игра многих поколений и разных масштабов. В нее можно играть как одним классом, так и целым государством, начиная с первоклашек и заканчивая пятикурсниками вузов. Существует огромное количество уже готовых сценариев для участников разных возрастов. Все они содержат интеллектуальные, спортивные или стратегические задания. Выполняя их, ребята тренируют ум, тело и смекалку. Соревнования могут длиться на протяжении нескольких часов, дней и даже недель. В них может быть задействован кадровый состав и даже военная техника.

История возникновения

Впервые «Зарница», игра советской молодежи, была проведена в 1964 году, хотя официально она была признана в СССР в 1967 году. Ее автором является учительница из Пермской области Зоя Васильевна Кротова. Она же разработала и правила игры.

Очень быстро «Зарница» завоевала популярность среди молодежи, получив статус Всесоюзной. И неслучайно: помимо развлекательного характера, игра имела явный политический подтекст — воспитание военно-патриотического советского духа у школьников. К тому же она была первой ступенью подготовки к службе в армии. Неоднократно состязания проводились на территории воинских частей с привлечением военных, армейского вооружения и спецтехники.

Правила

«Зарница» — игра, правила которой подразумевают разделение участников на команды с одинаковым количеством игроков. Число команд зависит от количества заявленных участников. Каждая из команд выбирает командира, продумывает эмблему и название.

В это время «командование» в лице педагогического состава школы или лагеря разрабатывает сценарий игры, составляет планы, создает индивидуальные задания для команд.

Началом игр является торжественная линейка, во время которой выносится знамя под звуки гимна. Далее «главнокомандующий» объявляет военное положение и ставит основную задачу. Капитаны получают планы маршрутов.

Далее команды разрабатывают тактику игры: составляется план действий, за каждый из пунктов которого отвечает определенный участник.

После старта начинается соревнование, в котором команды продвигаются от одного этапа игры к другому, завоевывая очки или получая трофеи за выполненные задания. Это могут быть интеллектуальные вопросы или спортивные нормативы военной направленности.

Результатом игры может быть взятие знамени, завоевание определенного количества очков и пр.

Основные этапы игры

«Зарница» — игра, целью которой является обучение военному ремеслу, поэтому основные ее этапы включают в себя такие задания, которые смогут привить полезные навыки. Например:

— Представление, которое включает в себя презентацию символики и эмблемы команды и оригинальные приветствия команд соперников.

— Строевая подготовка.

— Полоса препятствий, которая проверяет физическую подготовку участников, учит взаимопомощи и товариществу: сильные должны помогать слабым, иначе проиграет вся команда.

— Оказание первой медицинской помощи (ПМП) раненому товарищу. Отрабатываются навыки ПМП при кровотечениях, ожогах, ранениях, переломах и др. Правильный перенос пострадавшего на безопасную территорию.

— Надевание противогаза на скорость.

— Установка палатки и укладка рюкзака.

— Умение быстро разжечь костер и вскипятить воду.

— Умение ориентироваться по карте и компасу на местности.

— Военная песня.

Далее в зависимости от возраста участников и целей мероприятия могут включаться такие этапы, как сборка автомата Калашникова, военный альпинизм, рытье окопов и траншей, навыки обращения с военной техникой и оружием и пр.

Полезные навыки

Военно-патриотическая игра «Зарница» направлена на воспитание сильного духа, крепкого тела и гибкого ума. Кроме того, она прививает положительные моральные ценности: ответственность, командный дух, патриотизм, смелость и мужество.

«Зарница» — что это такое? Ролевая игра, в которой каждый этап развивает определенные навыки и умения, которые могут пригодиться не только для службы в армии (строевая подготовка, навыки обращения с оружием, полоса препятствий и др.), но и в любых жизненных непредвиденных ситуациях (умение ориентироваться на местности, ставить палатку и укладывать рюкзак, оказывать первую медицинскую помощь, разжигать костер).

Выбирайте уже готовый сценарий или пишите его сами — приятной игры!

fb.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *