Задержка психоречевого развития (ЗПРР). Реальный опыт преодоления!
Как я уже писала в предыдущей статье, у второй дочки, родившейся на сроке в 33 недели, после прививки и непролеченной желтушки новорожденных появились отклонения в развитии.
Сначала это было не так заметно. Мне казалось, что ребенок спокойный и любит поспать, поэтому не сильно интересуется окружающим миром. В 4 месяца дочка не тянула ручки к игрушкам и лишь следила за траекторией их движения, а комплекс оживления я стала замечать только к 5-месячному возрасту.
Далее я поделюсь своим опытом в преодолении ЗПРР…
Как я заподозрила задержку психоречевого развития (ЗПРР)?
Серьезную тревогу я начала бить чуть позже, и, собственно, вот по каким причинам.
- В 7 месяцев дочка не только не сидела, а даже не переворачивалась.
- Гуление к этому возрасту отсутствовало полностью.
- Она слабенько улыбалась присутствующим, но особой радости я не видела.
- Невролог заметила, что у нее гипотоничные мыщцы спины и ножек.
- Когда я давала ей в руки игрушку, она ее плохо держала и не сильно интересовалась ее свойствами.
- Больше всего она любила просто сидеть на руках и «залипать» в своем мирке.
Мы стали усиленно делать массаж, гимнастику и посещать врачей. Ортопед сказал, что у дочки слишком гипермобильные суставы, поэтому пойдет она поздно. Невролог ставила темповую задержку моторного развития, ГИЭ и синдром двигательных нарушений.
Первые достижения в лечении ЗПРР
Много лекарств + массаж постепенно растормошили ее, и она стала поактивнее реагировать на нас, игрушки, мультики. Но моторное развитие к году так и не пришло в норму – мы ужасно отставали. Переворачиваться малышка стала в 7,5 месяцев, села в 11, а поползла только в год. Речи не было вообще, то есть слова «мама», «папа», «баба» не проскакивали даже случайно. Она через раз реагировала на свое имя, не показывала пальчиком на нужные предметы, а желаемого добивалась криком. Играть в игрушки, сортировать фигурки, собирать пирамидку она не могла чисто физически, потому что помимо крупной моторики у нее сильно пострадала и мелкая. Пальчики неловко держали предметы, движения были скованными и несколько дезориентированными.
К полутора годам дочка умела отлично ползать и вставать на ножки, но ходить не могла совсем. Она заваливалась назад, будто пьяная. Диагноз – атактический синдром неясного генеза. Из-за моторного отставания у нее пострадала и речь, и психика: слов не было, из сказанного она понимала от силы 50%, просьбы не выполняла, взгляд часто был отсутствующим, будто она залипала где-то в другом мире. Пирамидки, сортеры, вкладыши и пазлы – это были какие-то нереальные по сложности задания.
Заниматься, учиться, близко общаться она не горела желанием. Итак, к атактическому синдрому добавилась задержка психоречевого развития (ЗПРР). Некоторые врачи под вопросом ставили аутизм, было даже подозрение на синдром Ангельмана, потому что дочурка частенько хохотала по поводу и без (как выяснилось потом, она просто очень позитивный ребенок, пребывающий всегда в хорошем настроении).
Наш основной план лечения ЗПРР и успехи
После длительных обследований и катаний по светилам медицины мы выявили для себя следующую тактику лечения:
- массаж раз в два месяца + параллельно ноотропные препараты, витамины, сиропы для улучшения обмена веществ;
- бассейн два раза в неделю;
- частая смена обстановки для получения положительных эмоций;
- постоянные занятия дома со мной (у меня педагогическое образование) для развития моторики, речи и понимания окружающего мира.
В 1 год 7 месяцев дочка пошла – криво, косо, шатаясь, падая – но все-таки пошла. Конкретно по борьбе с атактическим синдромом будет отдельная статья, поэтому на этом не буду сильно останавливаться. Речь стала появляться в виде непроизвольных звуков и слогов. В 2 года были первые слова «мама», «папа», «баба», «мяу». Но самое главное – пошел сдвиг в психике ребенка, и она стала открываться миру, ЗПРР стала отступать.
Сейчас в 3 года она знает алфавит, цифры от 1 до 12, 10 цветов (причем различает голубой и синий, темно-синий и просто синий), геометрические фигуры, огромное количество слов и понятий (увы, в основном это пассивный словарный запас), умеет сравнивать «большой-маленький», «высокий-низкий», «тонкий-толстый» и т.д. Она также отлично понимает речь, эмоции других людей, пользуется указательным жестом, играет в игрушки, с сестрой и кошкой. У нее стало лучше концентрироваться внимание, поэтому она с удовольствием занимается со мной.
Мои занятия с дочкой
В своей работе с ней я использовала книжки и картинки, о которых написано в статье про то, чем заняться с детьми осенью в плохую погоду. Именно с них пошел толчок в понимании. Я рассказывала красочно и ярко, использовала жесты, мимику, шутки, поглаживания, меняла тональность голоса – короче говоря, проявляла актерское мастерство, насколько это было возможно. Все выученное по картинкам я искала в окружающей обстановке и показывала ей. Мне приходилось по сто раз проговаривать одно и тоже, чтобы в ее голове что-то уложилось.
Указательному жесту я ее тоже учила. Я просила ее показать мне, например, куклу, затем брала ее ручку и пальчиком показывала на куклу. Повторяла я одно и тоже целых две недели. В итоге, я добилась от нее ответной реакции. После постоянно ее просила показать мне что-либо – так закрепился навык использования пальчика для указания на желаемое или на то, что интересно.
Понимать эмоции она стала по картинкам и благодаря моим кривляниям соответственно этим картинкам. С имитацией было больше проблем, времени потратилось очень много, но сейчас она достаточно хорошо повторяет действия за другими.
Цвета и формы я ей внедряла долго и упорно. Она меня не слушала, отталкивала книги и карточки с данными темами, убегала. Я стала применять хитрый метод поощрения для того, чтобы ее заинтересовать. Это был своего рода шантаж – дочке предлагалось выполнить то или иное действие (например, посмотреть карточки с цветами), за что она получала либо лакомство, либо любимую игрушку (есть у нас маленький мягкий цыпленок, который является лучшей наградой для нее). Шантаж имел успех. Я до сих пор применяю метод поощрения (читай, шантажа) в своей работе с ней.
Еще я заметила такую особенность в общении со своей девочкой – то, что она отталкивала сначала, стало интересно потом. Когда я ее обучала понятиям «один» и «два», она демонстративно отворачивалась, но я продолжала ей подсовывать эту информацию как бы невзначай. Нудно, долго, утомительно. Порой казалось, что результата не будет, и хотелось плакать самой. Но в какой-то момент дочка обрабатывала информацию, раскладывала в голове по полочкам и проявляла больший интерес к занятиям. Сейчас она сама мне тащит задания и разные карточки для развития, а еще год назад она их ненавидела.
Я старалась всегда побольше с ней гулять и много-много говорить на прогулке о том, что вижу. Эмоции на улице, особенно весной и летом, у детей зашкаливают, и вот на такой основе, как положительный настрой, можно заложить большой объем материала. Я говорила-говорила-говорила, к концу прогулки у меня болело горло и садился голос, а также появлялась моральная истощенность, потому что я максимально вкладывала в свои слова эмоции. Я все-таки нашла отклик у своего ребенка.
Заметьте, скорее всего, у вашего малыша есть какой-нибудь обособленный интерес – тема, которая его завлекает на все 100%. У нас это – кошки. Дочка могла за ними наблюдать часами. На улице мы ходили их кормить, и я рассказывала, что они делают, какие части тела у них есть, а затем все это переводила в другую область и сравнивала, например, «у киски есть лапки, а у нас ручки, давай попрыгаем и будем держаться за ручки». Вскоре мы завели котенка – это вызвало эмоциональный всплеск у дочки, и она проявила большую активность в познавательных процессах.
В поддержку мамам деток с ЗПРР
Подводя итоги, хочу сказать, что ваша задача – тормошить ребенка, но не ждать быстрых результатов, потому что малыши с задержкой психоречевого развития (ЗПРР) хуже усваивают информацию. Вы просто обязаны выполнять рекомендации врачей – этим вы помогаете ребенку преодолеть трудности в обучении. У нас, например, курс Элькара и уколов Кортексина в купе с массажем давал умопомрачительные результаты.
И самое основное – ваш настрой на победу. Вы можете всплакнуть в подушку или съесть целую шоколадку для успокоения нервной системы, но утром вы ОБЯЗАНЫ заняться ребенком с улыбкой и новыми идеями. Прочувствуйте его интересы, определите приоритетные области в развитии, хвалите малыша за малейшее достижение и твердо идите вперед!
Пусть наш опыт станет для вас примером того, что ЗПРР – не приговор и не талон на обучение в коррекционной школе. Все в наших руках – в руках любящих и внимательных мам! Нам с дочкой осталось снять диагноз ЗРР (увы, с речью пока беда), но я верю, что и это нам по плечу!
mamasveta.com
ЗПРР, как лечить заболевание Задержка психоречевого развития у детей
ЗПРР — что это за диагноз? Он заключается в существенном отклонении от возрастных норм психического и речевого развития.
Задержка психоречевого развития у детей — так звучит расшифровка диагноза ЗПРР.
Задержка или индивидуальные особенности развития
Серьезность этой проблемы заключается в том, что четко диагностировать ЗПРР на ранних стадиях не представляется возможным. Каждый ребенок индивидуален и развивается в своем, обусловленном многими факторами, темпе.
Но часто родители упускают момент и ждут, что все разрешится само собой.
Какой же выход? На что обращать внимание, чтобы вовремя понять, что у ребенка диагноз ЗПРР и надо бить тревогу?
Рекомендация на данном этапе — наблюдение.
Нормы психоречевого развития детей
Особенности психоречевого развития по возрастам приведены ниже.
В возрасте от 0 до 1 года.
От 1 до 2 лет.
2-3 года
3-4 года
4-5 лет
5-6 лет
6-7 лет
Предлагаемый перечень носит рекомендательный характер. И если ваш годовалый малыш имеет в своем арсенале не 10, а 8 слов — это не повод для паники!
Симптомы и признаки ЗПРР
Что же это за заболевание ЗПРР? Обратите внимание, если:
- к 4 месяцам ребенок не реагирует на попытку общения, не улыбается;
- к 8 месяцам не лопочет односложно па-па, ба-ба;
- к 1 году эмоционально неактивен, повторяет 2-3 слова;
- к 1.5 годам не знает своего имени, не реагирует на обращенные к нему просьбы;
- к 2 годам не отвечает на вопросы словами “да” или “нет”, уединяется, не может сосредоточиться на просмотре картинок, у него маленький словарный запас;
- к 3 годам его речь мало понятна;
- он не умеет строить предложения;
Задержка психоречевого развития у детей 3 лет может выражаться и в том, что ребенок “отзеркаливает”, повторяет обращенные к нему слова.
Кроме этого, стоит обратить особенное внимание, если наблюдаются нарушения со стороны психики малыша:
Может наблюдаться стереотипия, когда ребенок бесцельно и многократно повторяет одно и то же слово или совершает стереотипные ритмичные движения. Например, раскачивается, размахивает руками.
Это уже повод! Для того, чтобы действовать!
Официальная медицина утверждает, что эффективность лечения такого заболевания как ЗПРР напрямую зависит от того, когда оно начато.
Если вы заметили симптомы ЗПРР в 2 или 3 года, то чем раньше вы начнете работать с этой проблемой, тем лучшего можно ждать результата.
Бывает, что диагноз ЗПРР ставят в 5 лет, когда многие благоприятные факторы к излечению уже упущены. Что такое ЗПРР в этом случае и есть ли надежда на выздоровление? Здесь уже речь идет о грубой задержке психоречевого развития. Шансов на излечение немного, но они есть.
В такой ситуации действует то же правило: не ждать, а действовать, помогать, вместе работать над проблемой и не отчаиваться.
Надо отметить, что если у детей психика без патологий, а только лишь нарушена речь, то здесь имеет место ЗРР — задержка речевого развития. В этом случае ребенок все понимает, адекватно реагирует, но общения избегает.
Причины заболевания
Каковы же причины этого заболевания ЗПРР? Официальная медицина относит к ним:
- нарушения в работе головного мозга и центральной нервной системы;
- здоровье мамы в период беременности: травмы, отравления, инфекции могут спровоцировать нарушение психоречевого развития ребенка в раннем возрасте;
- течение родов: родовые травмы, обвитие ребенка пуповиной, гипоксия плода;
- генетическая предрасположенность.
Эти факторы могут явиться причинами заболеваний, которые провоцируют следующие психоречевые нарушения у детей:
Нужно понимать, что ЗПРР на резидуально-органическом фоне — это следствие, поэтому лечить надо основное заболевание.
Своевременная диагностика увеличит шансы на выздоровление.
Диагностика и комплексное обследование
Чтобы подтвердить или исключить диагноз ЗПРР, необходимо комплексное обследование.
Ребенка должны осмотреть следующие специалисты, чтобы проанализировать симптомы и при необходимости назначить лечение:
- Педиатр оценивает общее состояние и назначает лечение соматических заболеваний.
Невролог выявляет нарушения в работе нервной системы, проводит инструментальную диагностику головного мозга.- Логопед принимает меры по улучшению работы речевого аппарата.
- Психолог анализирует состояние ребенка по специальным тестам.
- Дефектолог проводит коррекцию речи и занимается развитием внимания, памяти, мышления, мелкой и крупной моторики.
Когда поставлен диагноз и встал вопрос “Как лечить?”, на плечи родителей ложится большая ответственность. Выполняя рекомендации врачей, они должны терпеливо и настойчиво заниматься с ребенком, чтобы совместными усилиями преодолеть недуг.
Помощь при ЗПРР
При подтверждении диагноза «задержка психоречевого развития» назначается лечение.
Его основу составляют физиотерапевтические процедуры, в частности, магнитотерапия: она активизирует работу коры головного мозга. А также назначааются занятия с логопедом и детским психологом.
Медикаментозное лечение тоже имеет место, но в общей схеме его доля минимальна.
В качестве дополнительных мер могут быть назначены:
- лечебная физкультура,
- арт-терапия,
- мануальная терапия.
Необходимо соблюдать рекомендации по организации режима дня:
- сбалансированное питание,
- прогулки на свежем воздухе,
- активные игры,
- общение со сверстниками.
Самое главное, что ребенок должен чувствовать эмоциональную поддержку своих родных и близких. Потому что это — реальная сила, которая поможет ему справиться с нарушениями и стать здоровым.
Дополнительное лечение ЗПРР
Хочется обратить внимание на альтернативные методы лечения. Это — иппотерапия, дельфинотерапия, музыкотерапия. Может быть кто-то посчитает их пустой тратой времени. А зря.
Иппотерапия — лечебная верховая езда, помимо чисто физического аспекта воздействия на тело, выполняет неоценимую психоэмоциональную роль. Ребенок учится чувствовать, жить душой. Это помогает ему раскрепоститься, открыться миру, не бояться его.
Дельфинотерапия — общение с дельфинами, оказывающее мощный лечебный эффект. Нахождение в воде помогает расслабиться, снять мышечные зажимы. Дельфины же обладают добрым нравом и очень любят детей. Кроме того, звуки, которые они издают, воздействуют на организм человека на клеточном уровне, обновляя и исцеляя его.
Музыкотерапия — лечение музыкой. Этот вид терапии воздействует на эмоции человека и гармонизирует его психоэмоциональное состояние. Благодаря этому ребенок становится уравновешенным, у него появляется уверенность в себе, устойчивость к стрессовым ситуациям.
Прогнозы на выздоровление при ЗПРР
На благоприятный прогноз при диагнозе ЗПРР влияет много факторов. В их числе и время начала лечения.
Но надо помнить, что ЗПРР — это не приговор. Как бы ни была тяжела ситуация, в которой вы оказались, надо верить в благополучный исход. При этом делать все, что возможно. И дать силы своему ребенку преодолеть непростой период своей жизни. А сила эта — в вашей любви!
kakgovorit.ru
Задержка психоречевого развития у детей лечение
За один день на Земле рождается примерно 365 тысяч детей, и население нашей планеты увеличивается на 200 тысяч. Появление в семье наследника – крайне важное событие. Каждый родитель уверен, что его малыш самый здоровые и уникальный, но статистика показывает, что у 10% детей встречается задержка психологического и речевого развития. Показатель довольно высокий, поэтому мамочки и папочки должны быть внимательны, обязательно знать нормы развития и в случае каких-либо отклонений сразу же обращаться к специалисту, который сможет выявить заболевание на ранних стадиях и назначить соответствующее лечение. Чем раньше начинается борьба, тем больше шансов на успех.
Задержка развития и её типы
Каждый малыш развивается индивидуально, но несмотря на это существуют определенные нормы.
ЗПР — это задержка психического развития — темповое отставание развития психических процессов у ребёнка.
ЗПР это общая аббревиатура, в частности различают задержки только речевого развития (ЗРР), задержки психического развития (ЗПР) и совместную форму заболевания — ЗПРР.
Типы ЗПР
В 1989 году К.С.Лебединская, советский детский психиатр и дефектолог, предложила классификацию, в основу которой легли причины возникновения данного заболевания.
Клара Самойловна выделила 4 типа ЗПР:
- Конституционного происхождения, еще одно название — гармонический инфантилизм.
В данном случае причиной является наследственность, и проявляется как незрелость психики и телосложения. Ребёнок щупленький, очень эмоциональный и переменчивый в настроении и своём мнении. - Соматогенного происхождения. Причинами являются ранее перенесённые заболевания или длительные аллергии, нервозны, оказавшие влияние на развитие головного мозга. В данном случае у детей не страдает интеллект, но наблюдаются сложности в коммуникации, боязливость, низкая работоспособность, повышенная утомляемость даже во время простых заданий.
- Психогенного происхождения. Причина: неблагоприятные социальные условия воспитания, это чаще всего касается сирот, или детей из неполноценных, либо малообеспеченных семей. К этой же категории относятся дети, которые подвержены излишней опеке. Из-за дефицита внимания или его избытка ребёнок становится несамостоятельным, неуверенным в себе, ранимым.
- Церебрального происхождения. Это самая тяжёлая форма ЗПР, её причиной является поражение головного мозга, возникающее при патологии беременности или после перенесённых на первом году жизни серьезных заболеваний. В данном случае ребёнок неэмоционален, у него бедное воображение, низкий уровень интеллектуального развития.
Нормы развития
Чаще всего задержки развития замечаются в дошкольный и школьный период, когда происходит столкновение с обучением. Но чаще всего заболевание можно выявить раньше, если быть немного внимательней. Для этого достаточно знать представленные ниже нормы.
Таблица 1. Средние значения правильного психического и физического развития.
2-4 месяца | младенец учится держать головку, умеет удерживать и отпускать объекты, хорошо видит близко, улыбается и начинает смеяться, различает голоса родителей и распознаёт их на ощупь |
полгода | дите может поднять грудь и голову, перевернуться со спины на живот, начинает сидеть, у него повышено слюноотделение, начинают резаться зубки. Он подражает действиям других людей, звукам, различает родителей и боится незнакомцев |
1 год | ребенок начинает самостоятельно ходить, поднимать небольшие объекты, реагирует на своё имя, понимает простые команды, привязывается к игрушке, начинает играть в простые игры |
1 год 6 месяцев | малыш в это время уже может контролировать мышцы сфинктера, поднимается по лестницам, самостоятельно держит ложку, начинает имитироваться написание, слушает рассказы и смотрит фотографии, ощущается привязанность к взрослым и каким-либо личным предметам |
2-3 года | повышается концентрация внимания, появляются ощущения жажды, нужды, голода. В это время ваше дите задает множество вопросов, по подсчетам ученых, около 900 в день. |
5 лет | начинается формирование математических навыков, ребенок может сосчитать до 10, знает номер домашнего телефона, становится более ответственным и глубоко размышляет над различными вопросами |
Очень важное значение имеет речевое развитие, именно неправильное формирование речи является главным фактором для постановки диагноза ЗПР.
Таблица 2. Нормы речевого развития
2-4 месяца | в первые месяцы своей жизни грудничок должен прислушиваться к отдельным звукам, а также издавать свои — агукать |
4-5 месяцев | в произнесение звуков включается язык, малыш в этом возрасте старается подражать интонации взрослых, хоть и произносит ещё неопределенные звуки |
6-10 месяцев | произношение отдельных слогов путём подражания или в качестве игры, способность составить цепочку слогов из 2-5 сегментов, появляются первые, хоть и непонятные слова |
11-12 месяцев | цепочки с чередующимися слогами, появление первых слов, а также выделение некоторых слогов длительностью, высотой звука, это будущие ударения. |
1 год | только в это время ребёнок начинает произносить адресные слова конкретным предметам, людям или действиям. В его запасе примерно 10 слов. |
1 год 6 месяцев | запас слов малыша доходит до 50, он может различать называемые вслух предметы и понимает простые просьбы, такие как «возьми ложечку», «принеси игрушку». |
2 года | может составлять фразы, а словарный запас приближается к 300 словам |
4 года | может произносить полноценные предложения, даже если какие-то звуки произносятся неправильно. |
5 лет | речь уже полностью считается сформированной |
Если вы боитесь вовремя не заметить какие-то особенности вашего дитя, то самым разумным будет периодически навещать своего педиатра для общего обследования, так вы можете быть спокойнее. Врач сразу сможет заметить даже малейшие отклонения, что позволит вовремя приступить к лечению. Ведь из-за высокого процента встречаемости, задержка психического развития у детей определяется довольно несложно.
Причины возникновения ЗПР
Задержка развития ребенка может возникнуть по множеству причин, все их подразделяют на две большие группы: биологические и социальные факторы.
Биологические факторы
Они проявляются как отклонения в созревании различных отделов головного мозга, а также как локальные повреждения ЦНС.
Это может произойти во время беременности, когда у будущей мамы сильной токсикоз, инфекционные заболевания, вредные привычки, также причиной может стать резус конфликт.
Резус конфликт – это реакция иммунной системы матери на чужеродный белок плода. Данный белок располагается на поверхности эритроцитов, и его наличие говорит о положительности резуса, у 15% людей он отсутствует, и это не оказывает никакого негативного влияния. Резус конфликт происходит в случае, когда у резус-отрицательной матери должен родиться младенец с положительным резусом. Здесь нужно быть очень внимательным, вы должны периодически сдавать анализы крови на антитела, и в случае их повышения вам вводится специальная сыворотка, мешающая возникновению конфликта.
Большое влияние могут оказать родовые травмы и недоношенность плода, а также перенесённые в раннем возрасте инфекционные длительные заболевания, черепно-мозговые травмы.
Известны случаи, когда ЗПР носит наследственный характер и передаётся из поколения в поколение.
Социальные факторы
Если с биологическими факторами все более или менее понятно, то что касаемо социальных причин, их огромное множество, хотя они напрямую зависят от воспитания родителями.
Итак, сюда относятся неблагоприятные условия воспитания, ограниченность активных движений, дефицит общения со взрослыми и сверстниками, а также излишняя опека со стороны родителей. Этот список можно продолжать далее, но суть проблемы ясна.
Главное, как можно скорее выявить заболевание, и устранить фактор воздействия.
Изменения ребенка, страдающего данным недугом
Нарушение интеллекта у детей с задержками развития чаще всего незначительные, хотя встречаются, но больше всего страдают важнейшие процессы жизнедеятельности, такие как:
- восприятие, оно замедленное и неточное, плохо формируются образы;
- внимание — кратковременное, малыш трудно сосредотачивается и легко отвлекается на посторонние стимулы;
- мышление — трудности с анализом информации, со сравнением и обобщением каких-либо фактов и предметов;
- память — слабая, материал запоминается мозаично и сложно повторно воспроизводится;
- речь — несвязная, непонятная, либо вообще отсутствует.
Дети с задержкой психического развития чаще всего легко внушаемые, тревожные, импульсивные, они предпочитают играть в одиночку, и редко соблюдают правила игры. Им присуща частая смена настроения, неуверенность, неуместные эмоции.
Если пустить ситуацию на самотек, то последствия данного заболевания крайне негативно отразятся на будущей личности, человек начнет отдаляться от общества, у него сформируется комплекс неполноценности, будут заметны сложности в усвоении навыков. Вряд ли он сможет быть полноценным членом общества. Разочарования будут постоянно преследовать его на работе, в личных отношениях.
Диагностика
Ранняя диагностика заболевания затруднительна, ведь она не проявляется физическими отклонениями у младенца. Поэтому задержка психоречевого развития у детей чаще всего становится заметной в дошкольный и школьный период. Таких детей обычно педагоги видят сразу, ведь они либо плохо усваивают материал и становятся вечными двоечниками, либо не могут соблюдать общепринятые правила поведения. Для диагностики проводятся различные тесты, оценивающие психические и речевые показатели. Их огромное множество, к ним относятся тест IQ, тест Когана, всевозможные методики. Иногда требуется проведение ЭЭГ, МРТ головного мозга.
Лечение
Лечение задержек развития процесс длительный, но что самое главное, возможно полностью восстановить все психические и социальные процессы ребёнка, все зависит от времени обращения, комплексного подхода, и последующей каждодневной борьбы. Особенный ребёнок должен быть в специальной группе, классе, ведь он не способен воспринимать информация на одном уровне со сверстниками. Нужно понимать особенности детей с задержкой психического развития. Обязательны посещая занятий с логопедом, психологом, дефектологом. Сейчас появился новые метод лечения путем воздействия электрическим импульсом на рабочие области мозга, он называется токовая рефлексотерапия.
Помощь своему чаду
Самое главное, вовремя обратиться к специалисту! Изучите вопрос с научной точки зрения, если осведомлен, значит вооружен! Выстраивайте хорошие отношения со своим дитем, он должен доверять вам и ощущать поддержку, создайте с ним крепкую эмоциональную связь. Развивайте навыки вашего ребёнка, но для начала выявите, к чему именно у него склонности. Не нужно заставлять его заниматься тем, что кажется интересным вам, он вправе сам выбирать. Никогда не торопите ребёнка, чего бы это ни касалось. Постоянно играйте с ребёнком в развивающие игры, задайте ему сложные вопросы, разговаривайте с ним.
От родителей зависит многое, а точнее практически всё! Уделяйте своему ребёнку достаточно времени, узнавайте, обучайте его, следите за его здоровьем. Не нужно думать, что Ваш ребёнок сам вырастет, что позже сам заговорит и так далее. Да, бывают исключения. Известны случаи, когда дети начинали говорить и в 5 лет, но им все равно не удавалось догнать своих сверстников, а в последствие наблюдались сложности с коммуникацией, чтением, письмом.
Важно понимать, что ребёнок с задержками развития не является умственно отсталым, он прекрасно осознает суть происходящего, но не может самостоятельно справиться, ему требуется ваша помощь.
Главное в этом деле не быть параноиком, стоит понимать, что каждый человек, даже самый маленький, индивидуален и его путь развития тоже. Здоровых вам деток!
pups.su
Способы лечения задержки речевого развития у детей
Лечение задержки речевого развития – это проведение комплексной коррекционно-развивающей работы, направленной на нормализацию речевой функции у ребенка. При таком диагнозе важно начать лечение как можно раньше, это повышает шансы на полное устранение проблемы. ЗРР – это сложная патология, при которой процесс формирования речи сильно отстает от возрастных норм. Лучше всего заболевание поддается коррекции с помощью артикуляционной разминки в 7-летнем возрасте.
Задержка речевого развития
Преимущественно такой диагноз «задержка речевого развития» ставится малышам в 3-4 года. При такой патологии наблюдается медленное освоение ребенком норм родного языка по сравнению со своими сверстниками.
При задержке речи страдают все ее компоненты, начиная от звуков и словаря, заканчивая фразами. Чаще такое заболевание выявляется у мальчиков, чем у девочек. Подобное речевое нарушение имеет последствие и накладывает определенный отпечаток на психических процессах у детей.
С учетом данной особенности патологии чаще всего такие нарушения, как ЗРР и ЗПР, протекают одновременно, и ставится диагноз «задержка психо-речевого развития». Речевые нарушения в детском возрасте – это медико-педагогическая проблема, решение которой проводится при участии различных специалистов.
Виды лечения и особенности
При диагностировании такого нарушения, как задержка речевого развития, чем лечить патологию определяет специалист.
Важно: родителям следует помнить о том, что чем раньше выявлено нарушение, тем выше шансы на полное выздоровление. Специалисты утверждают, что начинать работать следует сразу же, как возникли подозрения на болезнь.
В 3-4 года с детьми уже работают специалисты, которые занимаются коррекцией речевых нарушений. Борьба с ЗРР у детей обычно проводится с применением следующих методов:
- Медикаментозная терапия. После тщательного обследования малыша невролог назначает ему прием определенных лекарственных препаратов, действие которых направленно на активизацию деятельности речевых центров и подпитку нейронов головного мозга. Родителям категорически запрещено самостоятельно давать такие препараты ребенку, поскольку назначать их должен только специалист, с учетом запущенности заболевания и индивидуальных особенностей организма.
- Физиотерапевтическое лечение. Физиотерапия при задержке речевого развития у детей включает проведение магнитотерапии и электрорефлексотерапии. Благодаря им удается нормализовать работу отдельных участков мозга, отвечающих за речь. Проводить такие процедуры разрешается с 2 лет, но противопоказаниями служат расстройства психики, судороги и эпилепсия.
- Занятия с педагогом-дефектологом. Прием лекарственных препаратов и физиотерапевтическое лечение должны сопровождаться работой со специалистами по коррекции речи. Благодаря ежедневным занятиям удается устранить дефекты развития и не допустить возможного возникновения речевого торможения. Кроме этого, специалисты учат ребенка преодолевать трудности в процессе лечения, а вся работа проводится по индивидуальному плану, в форме игры.
По назначению невролога может проводиться ЭЭГ при задержке речевого развития, благодаря которому удается оценить биопотенциалы мозга и выявить очаги функциональной и патологической активности.
Эрготерапия для детей с задержкой речевого развития предполагает проведение коррекционной работы в комфортных условиях. Это обозначает, что для достижения положительных результатов необходимо хорошее настроение ребенка и заинтересованность в сочетании с другими лечебно-восстановительными мерами.
Еще одним методом лечения является транскраниальная микрополяризация головного мозга при задержке речевого развития, эффективность которой подтверждена множественными исследованиями. В основе методики лежит воздействие электрического тока на мозг, причем сила его намного меньше той, которая применяется при электрофорезе.
Важно: после проведения курса лечения при ЗРР наблюдается уменьшение импульсивности, восстановление внимания, усидчивости и памяти. Кроме этого, появляются новые слова, фразы и активно развиваются двигательные функции.
Несмотря на множество положительных отзывов специалистов о такой процедуре, как транскраниальная микрополяризация при задержке речевого развития, добиться эффекта не получится в том случае, если нарушение обусловлено психиатрическим заболеванием в тяжелой форме.
Врачи утверждают, что именно комплексное лечение задержки речевого развития у детей считается самым эффективным. Кроме этого, важное место в борьбе с недугом отводится родителям ребенка.
Применение массажа для лечения
Важной частью занятий считается логомассаж, который используется для постановки звуков речи и формирования артикуляционного аппарата. Чаще всего такую процедуру делают детям старшего дошкольного возраста, у которых при поступлении в школу уровень речи отстает от нормы.
Обычно массаж при задержке речевого развития делают специалисты, и важно, чтобы он был выполнен аккуратно, профессионально и безболезненно. После курса лечения у ребенка нормализуется тонус мышечной и мимической мускулатуры, а также восстанавливается функционирование артикуляционного аппарата.
Логомассаж рта проводится с применением специальных приспособлений либо зубных щеток. В домашних условиях логомассаж при задержке речевого развития можно заменить поеданием твердой пищи, что также помогает разрабатывать артикуляционный аппарат.
Дополнительные рекомендации и полезные советы
Для того чтобы лечение речевой патологии было эффективным, родителям необходимо принимать активное участие в этом процессе. В домашних условиях можно выполнять с ребенком некоторые упражнения и задания:
- Музыкальные игры. Они помогают концентрировать внимание ребенка, учат его быть сосредоточенным и замечать изменения ритма. Следует предложить малышу поиграть на различных музыкальных инструментах либо угадать голоса домашних животных.
- Пальчиковые игры. Доказано, что развитие моторики рук отражается на работе артикуляционного аппарата. Малышу можно предложить поиграть с конструктором, фасолинами, пуговицами, шнуровкой либо сложить паззлы.
- Подвижные игры. Словарь стимулируют игры, которые требуют навыка ориентировки в окружающем пространстве и умения изменять скорость движений.
- Совершенствование зрительного внимания. Особенно эффективны при формировании речи у ребенка игры с различными фигурами, специальными карточками и цветными предметами.
В домашних условиях родителям необходимо как можно чаще общаться со своим ребенком и стимулировать у него желание подражать им. В речи лучше всего использовать простые предложения и обязательно озвучивать все свои действия.
Рекомендуется ограничить просмотр телепередач либо вовсе от него отказаться, а читать доступные возрасту ребенка сказки и рассказы. Для развития дыхательной системы можно учить кроху играть на дудочке, губной гармошке либо надувать мыльные пузыри. Кроме этого, можно массировать руки ребенка и пальчики специальными приспособлениями либо использовать обычные шишки. Ни в коем случае не стоит заострять внимание на дефекте речи и стесняться ее, а обязательно поощрять любые его достижения и успехи.
В заключение
Даже самые правильные методики борьбы с задержкой речевого развития могут оказаться неэффективными, если малыш растет в неблагоприятной обстановке. Родителям следует запомнить, что чем раньше начата коррекционная работа, тем выше шансы на положительный результат.
Особой эффективностью отличается лечение задержки речевого развития в Израиле, которое осуществляется в нескольких клиниках и практикует комплексный подход.
Самые свежие новости в нашей группе: Школа ораторского искусства Владимира Подопригора
blog.oratorskoeiskusstvo.com
Задержка психоречевого развития (ЗПРР) у детей
Задержка психоречевого развития (ЗПРР) означает, что по каким-либо причинам у ребенка отстает скорость освоения связной речи и «подтормаживает» психическое развитие.
Еще больше усугубляет проблему тот факт, что обнаруживают отставание ребенка в развитии родители зачастую слишком поздно — ближе к 5-6 годам.
Связано это с социальной активностью детей. К этому возрасту они начинают общаться с окружающими более активно, чем в младенчестве, осваивают новые знания, готовятся к школе. Тут-то и выясняется, что за ограниченным словарным запасом, словами, не связанными в предложения, которые вовсе не казались пугающими в раннем возрасте, скрывается задержка психических и интеллектуальных навыков.
Как определить ЗПРР?
В первую очередь, не пугаться и быть объективными. «Он еще маленький», «скоро наверстает» — такие фразы окажут плохую услугу. Индивидуальные особенности развития допускают отклонения от нормы на 2-3-4 месяца, не более!
Проверьте своего ребенка:
- В год он должен произносить порядка 10 простых слов, знать названия окружающих его предметов.
- К полутора годам словарный запас увеличивается до 50-60 общеупотребительных слов.
- Далее темп нарастает — в 1,8 лет освоено до 180 слов, в 2 года — 300, к 3 годам — до 1000!
- В 2 года ребенок строит простые предложения, использует в речи прилагательные и местоимения, задает вопросы («кто?», «где?»), выполняет обращенные к нему просьбы («принеси, положи»).
- В 3 года речь уже в основном состоит из сложных предложений, объединенных по смыслу. Ребенок хорошо знает названия предметов, частей тела, легко идет на контакт со сверстниками, запоминает детские стихи и сказки.
- К 5 годам он говорит уже почти как взрослый, имеет большой словарный запас. В предложении использует все части речи, образуя правильные грамматические формы.
А если ребенок отстает в развитии?
Чем раньше будет замечено отставание, тем легче его скорректировать. Задержка психоречевого развития в 2-3 года полностью может быть компенсирована и ребенок пойдет в 1 класс вместе со своими друзьями во дворе. Поэтому родители должны быть настороже и при подозрении на наличие проблемы поспешить к специалистам.
Начать можно с педиатра. Он оценит общий физиологический статус ребенка и даст направление к неврологу и дефектологу.
Почему нужно торопиться?
Важно точно определить причину отставания в формировании речи.
- Если основным влияющим фактором является задержка психического развития, сама по себе она не компенсируется. Требуются лекарства, активные психолого-педагогические занятия. ЗПР определяет весь психоэмоциональный статус ребенка. Он обладает неустойчивым вниманием, подвержен частой смене эмоций, трудно обучается. О состоянии задержки психического развития мы говорили в отдельной статье. Так же говорится и о том, что это состояние является лишь пограничным между нормой и заболеванием, а значит своевременная коррекция принесет свои плоды.
- Часто в раннем возрасте у детей отстает лишь развитие речи. В интеллектуальном и психическом плане они вполне здоровы. В статье о ЗРР мы писали об основных признаках этого состояния и о методах его коррекции. Главное — вовремя начать принимать меры. Активная работа по стимулированию развития речи поможет сдвинуть ситуацию с места и помочь ребенку разговориться.
- Если же ЗРР не принимать во внимание, то проблема лишь усугубляется. В более старшем возрасте, ближе к школе, ребенок нуждается в полноценном общении. Социальные связи, дружба со сверстниками, обучение и воспитание требуют полноценной связной речи. Ее отсутствие приводит к торможению психического развития. И вот тогда возникает новое состояние, требующее уже значительно более серьезных усилий по компенсации — ЗПРР. Задержка психоречевого развития — это уже отставание не только в речи, но и в психоэмоциональной сфере. Без коррекции такое состояние приведет к тому, что ребенок не сможет учиться в обычной школе вместе со своими сверстниками.
Методы коррекции задержки психоречевого развития
Специалисты могут предложить вам и вашему ребенку разнообразные способы компенсации. Однако важно помнить, что лишь в комплексе они смогут дать результат.
Коррекционные действия включают в себя медикаментозные (иногда) и психолого-педагогические методы (в обязательном порядке).
Для улучшения работы мозга, «строительства» нейронов и стимулирования работы речевого центра назначаются лекарственные препараты. Несмотря на то, что они давно «на слуху» у многих родителей, которые обеспокоены задержкой в развитии своего ребенка, принимать их самостоятельно нельзя! Назначения делает невролог исходя из конкретной ситуации.
Дефектолог-логопед занимается с ребенком, развивая его мышление, память и речь. В коррекционный курс входят различные уроки, стимулирующие психическое и речевое развитие:
- пальчиковые игры;
- мозжечковая стимуляция;
- дидактические игры для коррекции эмоционального развития;
- игры на внимание, стимулирование памяти;
- артикуляционная гимнастика, улучшение звукопроизношение;
- расширение словарного и понятийного запаса.
Для каждой ситуации подбирается своя программа занятий, исходя из особенностей ребенка и требований коррекции.
Именно педагогическая работа должна стоять в основе коррекционных мер. Родителям придется создавать дома благоприятную для развития ребенка среду, выполнять задания, играть, читать и заниматься. Но все окупится сторицей. Главное — не потерять время.
В нашем центре принимают детей с 1,5-2 лет — не упустите возможность скорректировать отставание!
karkusha.su
Задержка речевого и психоречевого развития – что это и как бороться? — зпрр что это такое — запись пользователя Юля (Juliajulia) в сообществе Мышкина каморка (от 1 до 3) в категории Интересные идеи и полезная информация
этапы развития речи в онтогенезеКогда ребенок должен начать говорить?
В 1 год ребенок должен произносить около 10 облегченных слов и знать названия 200 предметов (чашка, кровать, мишка, мама, гулять, купаться и т.п. повседневные предметы и действия). Ребёнок должен понимать обращённую к нему речь и реагировать на неё. На слова «где мишка?» - повернуть голову к мишке, а на просьбу «дай руку» - протянуть руку.
В 2 года ребенок должен строить фразы и короткие предложения, использовать прилагательные и местоимения, словарный запас в этом возрасте увеличивается до 50 слов (это по низу нормы), как правило, специалисты хотят услышать от ребёнка хотя бы 100 слов.
В 2 с половиной года ребенок должен строить сложные предложения, используя около 200-300 слов, правильно произносить практически все буквы, кроме «л», «р» и шипящих, задавать вопросы «где?», «куда?». Ребёнок должен знать своё имя, различать родных, изображать подражательно голоса основных животных и птиц. В речи появляются прилагательные - большой, высокий, красивый, горячий и т.д.
В 3 года ребенок должен говорить предложениями, объединенными по смыслу, употреблять правильно все местоимения, активно использовать в речи прилагательные и наречия (далеко, рано, горячо и т.д.). С точки зрения неспециалиста легко выявить, что у трёхлетки проблемы с речью следующим образом - пусть вашего малыша послушает незнакомый с ним человек. Если он понимает 75% сказанного вашим крохой, а между взрослым и ребёнком складывается простая диалоговая речь - то всё в порядке. Речь ребёнка в 3 года должна изменяться по родам, числам. То есть, если на вопрос «хочешь конфетку?» ребёнок отвечает «хочешь» вместо «хочу» - это уже отклонение в развитии.
Где граница между индивидуальными особенностями развития и отставанием?
Успокоим сначала сверхпугливых родителей и бабушек. Рамки, которые учитываются нормами развития, достаточно гибкие. Если ваш малыш в год говорит не 10 слов, а 7, то тревогу бить не стоит. Колебания в сторону чуть раньше или чуть позже допустимы в пределах 2-3 месяцев. Причём для мальчиков возможно отставание от девочек на 4-5 месяцев.
Обыватели считают, что есть некая зона, область мозга, отвечающая за развитие речи. В реальности речь формируется только при согласованной работе обоих полушарий мозга. Для полноценного и своевременного речевого развития нужно, чтобы гармонично развивались как правое полушарие, которое отвечает за эмоционально-образную сферу, пространственное мышление и интуицию, так и левое полушарие, отвечающее за рационально-логическое мышление. У мальчиков пучок нервных волокон, соединяющих оба полушария, тоньше, чем у девочек, и развивается медленнее. Поэтому бывает, что обмен информацией между полушариями затруднён, из-за чего мальчикам сложнее облечь свою мысль в форму грамматически правильного высказывания. Если нет мозговых и психических отклонений в развитии, при раннем небольшом отставании в речевом развитии, мальчик с помощью специалистов преодолеет его. Более того, именно мужчины обладают более развитой образной речью, отчего писателей и поэтов-мужчин на порядок больше, чем женщин.
Одновременно стоит предупредить родителей мальчиков, что нельзя запускать ситуацию, и если отклонение от нормы значительно, обязательно бить тревогу. В связи с гендерными особенностями развития, именно среди мальчиков высок процент отклонений в речевом и психоречевом развитии. Приведём несколько примеров. Среди заикающихся детей мальчиков вдвое больше, чем девочек. Среди страдающих алалией (почти полное отсутствие речи при сохранном слухе) - мальчиков втрое больше, и такое же количество деток с дизартрией (когда ребенок испытывает трудности при произнесении очень многих звуков и его речь почти не понятна окружающим).
Что считается речью? До возраста 2, 5 лет допустимо, если ребёнок говорит «малышковым языком». Словами считаются не только полноценные «мама» и «папа», но и «би-би» вместо «машина», «кар-кар» вместо «ворона», и «куп-куп» вместо «идём купаться». Ребёнок может придумывать собственные обозначения предметам. Если ребёнок упорно называет макароны «камани» - это тоже слово. Допустимо, чтобы одно и то же сочетание звуков использовалось для обозначения разным предметов («ки» - киска, носки, кинуть).
Но если ребёнок в 2, 5 года не пытается говорить фразами из 3-4 слов вроде «мама дё куп-куп» (мама идёт купаться), то надо однозначно бить тревогу. В принципе, внимательные специалисты могут отметить задержку речевого развития на достаточно раннем периоде.
Перечислим признаки значительной задержки речевого развития:
*
Если ребенок в 4 месяца эмоционально не реагирует на жесты взрослых и не улыбается, не оживляется, когда к нему обращается мамочка.
*
Если ребёнку уже 8-9 месяцев, а так и нет лепета (повторяющихся ба-ба-ба, па-па-та и т.п. сочетаний), а в год это на редкость тихий ребёнок, мало издающий звуки.
*
Если ребёнку уже полтора, а простых слов, например «мама» или «дай» он не говорит и не понимает простых слов - своего имени или названий окружающих предметов: не способен выполнить простейшие просьбы типа «иди сюда», «сядь».
*
Если у ребёнка есть трудности с сосанием или жеванием. Например, если полуторагодовалый ребёнок не умеет жевать и давится даже кусочком яблока.
*
Если в два года ребёнок использует только несколько отдельных слов и не пытается повторять новые слова.
*
Если в 2, 5 года активный словарный запас менее 20 слов и словоподражаний. Не знает названий окружающих предметов и частей тела: не может по просьбе показать на знакомый предмет или принести что-либо, находящееся вне поля зрения. Если в этом возрасте не умеет составлять фразы из двух слов (например, «дай воды»)
*
Если трёхлетний малыш говорит настолько непонятно, что его с трудом понимают даже родные. Он не говорит простых предложений (подлежащее, сказуемое, дополнение), не понимает простых объяснений или рассказов о событиях в прошлом или будущем.
*
Если трёхлетний ребёнок «тарахтит», то есть говорит слишком быстро, глотая окончания слов или, наоборот, крайне медленно, растягивая их, хотя дома примера такой речи нет.
*
Если в три года ребёнок говорит в основном фразами из мультиков и книжек, но не строит собственные предложения - это признак серьёзного отклонения в развитии.. Если в три года малыш зеркально повторяет то, что говорят при нём взрослые, пусть даже и к месту - это причина срочного обращения к специалисту, причём психиатру!
*
Если у малыша любого возраста постоянно приоткрыт рот или наблюдается повышенное слюноотделение без явных причин (не связанное с ростом зубов)В чём различие Задержки речевого (ЗРР) и Задержки психо-речевого развития (ЗПРР)?
Задержка речевого развития - это когда страдает только речь, а умственное и эмоциональное развитие ребёнка в норме. Это тот случай, когда ребёнок всё понимает и выполняет просьбы, но говорит мало или очень плохо.
Задержка психо-речевого развития подразумевает, что у ребёнка наблюдается отставание развития и общеинтеллектуального характера.
Если до 4 лет постановка диагноза ЗПРР достаточно редка и случается только при наличии серьёзных заболеваний, то старше 5 лет только у 20% детей с проблемами с речью остаётся диагноз ЗРР. Если до 4 лет ребёнок осваивал мир, мало вступая в коммуникативные связи, то с этого возраста основную массу информации он получает именно в общении со взрослыми и сверстниками. Если речь реьбёнку малодоступна, начинается торможение психического развития, и к 5 годам из из задержки речевого развития (ЗРР), к сожалению, формируется задержка ПСИХОречевого развития (ЗПРР). Поэтому если врачи поставили вашему крохе ЗРР, не стоит, как страус, прятать голову в песок и ждать, что «само всё пройдёт». ЗРР отражается на формировании всей психики ребенка. Если общение с окружающими затруднено, это препятствует правильному формированию познавательных процессов и влияет на эмоционально-волевую сферу. Ожидание без лечения и занятий с дефектологом 5-летнего возраста часто приводит к выраженному отставанию от сверстников, в таком случае обучение будет возможно только в специализированной школе.
Иногда задержка речевого развития бывает связана с задержкой психомоторного развития. Кроха начинает позже, чем другие дети, держать головку, сидеть, ходить. Они неловкие, часто падают, травмируются, налетают на предметы. Характерная примета - это длительное приучение к горшку, когда в 4, 5-5 лет у ребёнка продолжают случаться «оказии».
В чем же причина возникновения у ребёнка ЗРР и ЗПРР?
Следует понимать, что ЗРР и ЗПРР - это не самостоятельные заболевания, а следствия неких отклонений в здоровье ребёнка, а именно - нарушений работы мозга, центральной нервной системы, генетических или же психических расстройств. Изучая анамнез детей с задержкой речевого развития, специалисты установили, что к нарушению нормального становления речи у детей могут приводить различные неблагоприятные воздействия в период внутриутробного развития, преждевременные, длительные или стремительные роды, долгий безводный период, родовые травмы, асфиксия плода в родах, гидроцефалия и увеличенное внутричерепное давление, генетическая предрасположенность, психические заболевания и даже ранний перевод ребенка на искусственное вскармливание.
Тяжело протекающие детские болезни, особенно в первые три года жизни, черепно-мозговые травмы или просто оставленные без внимания частые падения, понижение слуха различной степени - все это может служить причиной отставания в речевом развитии. При воздействии неблагоприятных биологических (или социальных) факторов наиболее существенно повреждаются именно те области головного мозга, которые в данный момент наиболее интенсивно развиваются. Исследования показали, что задержкой речевого развития часто страдают дети, чьи мать или отец имеют какие-либо психические расстройства, часто ссорятся или злоупотребляют алкоголем.Задержка речевого развития свойственна детям с ДЦП, синдромом Дауна, детям с ранним детским аутизмом, синдромом гиперактивности.
Независимо от причины, которая привела к повреждению головного мозга, исход одинаков - разные зоны головного мозга начинают работать неправильно или не достаточно активно. У детей с задержками психо-речевого развития в большей степени «пострадали» зоны которые отвечают за речь и интеллектуальные способности и в результате речевое и психическое развитие задерживается.
Отрицательные социальные факторы не оказывают на ребенка патологического влияния непосредственно, но они воздействуют на психическое развитие. Поэтому ЗРР и ЗПРР часто диагностируется у близнецов и двойняшек, у детей, растущих в двуязычных семьях или плохой языковой среде.
Существенную роль играет, конечно, наследственный фактор. Хотелось бы остановиться отдельно на этом момента. Часто приходят мамочки с пятилетним ребёнком, который практически не говорит. Спрашиваю, чего вы ждали год назад, полтора года назад? Ведь чем раньше начать коррекцию и лечение, тем выше результат! Мамы пожимают плечами и рассказывают, что, мол, свекровь говорит, что папа ребёнка заговорил только в 4 года и сразу фразами, и дядя поздно заговорил. И ничего, оба в люди выбились.Дорогие мамочки! Если по рассказам родни вы, ваш муж или дядя-тётя и иной близкий родственник заговорил поздно, то это сигнализирует, что у вашего ребёнка уже есть генетическая предрасположенность к ЗРР. От поколения к поколению ЗРР носит всё более тяжёлые формы. Необходимо понимать, что активное овладение лексическими и грамматическими закономерностями начинается у ребенка в 2-3 года и к 7 годам заканчивается. Если у ребёнок ВООБЩЕ нет речи, даже словоподжражания в 6 лет, вероятность, что он заговорит, равна 0, 2%. Если же ребёнку исполнилось 8 лет, то ему придётся осваивать альтернативные методы коммуникации - жестовую, карточную, письменную, но активной речи в общем понимании у него уже не будет.
Поэтому ждать, что всё само рассосётся- это крайне безответственная позиция!Помощь каких специалистов и когда может понадобиться ребенку с задержкой речи?
К сожалению, многие родители считают, что задержку развития «лечат» логопеды, но логопеды - это педагоги, а не врачи. Они лишь учат ребенка правильно говорить различные звуки, а этим можно эффективно заниматься лишь с 4-5 лет. Но мы с вами уже знаем, что ждать до 5 лет в случае с ребёнком с ЗРР крайне опасно.
Итак, сначала вам потребуется достаточно детальная диагностика для выявления причин патологии развития речи.
*
Детям с задержкой речевого развития показана оценка слуха (обследование у сурдолога)
*
Для оценки развития используют соответствующие возрасту тесты: денверский тест психомоторного развития, шкалу раннего речевого развития (Early Language Milestone Scale), шкалу Бейли для оценки развития грудных детей (Bayley Scales of Infant Development).
*
Из беседы с родителями и наблюдений выясняют, каким образом ребенок сообщает о своих потребностях. В отличие от общей задержки развития и аутизма, при снижении слуха, моторной апраксии мышц лица и первичных нейрогенных расстройствах речи дети способны выражать свои нужды.
*
Выясняется, нет ли моторной апраксии мышц лица, что выявляется в виде затруднений при кормлении и неспособности повторять движения языком.
*
Сравнивают понимание и воспроизведение речи.
*
Сведения о домашнем окружении ребенка и его общении помогают выявить недостаточную стимуляцию речевого развития.Для выяснения причин задержки в речевом развитии необходимо обратиться к невропатологу, логопеду, а в отдельных случаях к психиатру и детскому психологу. Могут потребоваться специализированные анализы работы мозга - ЭКГ, ЭХО-ЭГ, МРТ и подобные обследования.
Практически 100 % детей с ЗПРР и ЗРР необходимо медикаментозное лечение.
С какого возраста начинается работа по преодолению задержек в развитии?
Чем раньше, тем лучше.
Невропатологи могут назначить лечение уже с 1 года, если рано установлена неврологическая патология, которая приводит или может привести к задержке речевого развития.
Дефектологи начинают заниматься с детьми с 2 лет, они помогают развивать у ребенка внимание, память, мышление, моторику. Специалисты по развитию речи, педагоги-корректологи также начинают работы с детьми с 2-2, 5 лет.
Логопеды - помогают «поставить» звуки, учат правильно строить предложения и составлять грамотный рассказ. Большинство логопедов работают с детьми с 4-5 лет.
Какие существуют методы лечения ЗРР и ЗПРР?
Лекарственная терапия - среди препаратов которые применяются для лечения ЗПРР есть и те которые являются «активным питанием» и «строительным материалом» для нейронов головного мозга (кортексин, актовегин, нейромультивит, лецитин и т.д.), так и препараты «подхлестывающие» деятельность речевых зон (когитум). Все назнаначения делаются ТОЛЬКО врачом-неврологом или психиатром. Заниматься самолечением опасно, ведь препарат, который помог ребёнку вашей подруги, может быть противопоказан вашему ребёнку.
Электрорефлексотерапия и магнитотерапия позволяют выборочно восстанавливать работу различных центров головного мозга, отвечающих за дикцию, словарный запас, речевую активность и интеллектуальные способности. Высокая эффективность электрорефлексотерапии связана с дополнительным лечебным воздействием на гидроцефалию. Однако этот действенный метод запрещён для применения детям с судорожным синдромом, эпилепсией и психическими расстройствами. Противопоказаний для магнитотерапии нет.
Альтернативные методы лечения - иппотерапия (лечения лошадьми), дельфинотерапия и т.п. методы должны также подбираться индивидуально.
Однако только лекарственная помощь таким детям приносит мало результата, если не подкреплена педагогическим воздействием. Основной задачей работы учителя - дефектолога является повышение уровня психического развития детей : интеллектуального, эмоционального и социального.
Педагог обеспечивает коррекцию (исправление и ослабление) негативных тенденций развития; предупреждает появление вторичных отклонений в развитии и трудностей в обучении на начальном этапе. В работе учитель - дефектолог использует наглядные, практические, технические средства реабилитации и проводит коррекционные занятия в игровой форме по индивидуальному плану. Нет общей методики, которая помогает абсолютно всем, необходим индивидуальный подход.
Очень важно, чтобы родители, заметив у малыша признаки задержки речевого развития, не просто уповали на помощь специалистов, но и сами активно занимались с ребенком. Дефектолог помогает выбрать направление той работы, которую ежедневно и ежечасно придётся проводить родным ребёнка.
Немного о методах коррекционной работы.
В работе с такими детьми используют арттерапию, музтерапию, методы предметно-сенсорной терапии, специальные методы разработки крупной и мелкой (тонкой) моторики, методы расширения понятийного аппарата ребёнка.
Например, активно используются пальчиковые игры.
В коре головного мозга отделы, отвечающие за развитие артикуляционной и тонкой ручной моторики расположены близко друг к другу и тесно взаимосвязаны. Однако рука в процессе онтогенеза развивается раньше, и ее развитие как бы «тянет» за собой развитие речи. Следовательно, развивая тонкую ручную моторику у ребенка, мы стимулируем развитие его речи. Поэтому, если у ребенка ведущая рука - правая, у него больше развито левое полушарие - среди же левшей гораздо больше детей с ЗРР, т.к. у них наиболее развито правое, а не левое полушарие, в котором находятся речевые и двигательные центры.Неолбходимо, чтобы дома родители обеспечили ребёнку возможность разработки мелкой моторики - конструктор, паззлы, игры-вкладыши, мозаика, игрушки-шнуровки, кубики и мячики разного размера, пирамидки и кольцеброс, тренажёры для застёгивания пуговиц и завязывания шнурков. Надо с ребёнком много лепить из пластилина, рисовать пальчиковыми красками, нанизывать бусинки на шнурок, выполнять гравюры и примитивные вышивки.
Большое значение имеет использование различных техник массажа и двигательной стимуляции для развития восприятия и ощущений с самого раннего возраста.
В тех случаях, когда у ребенка имеются отклонения в психофизическом развитии, применение массажа (в системе коррекционно-развивающего обучения) нужно продолжать в дошкольном и младшем школьном возрасте.Рекомендуется использовать подвижные игры (методика логоритмики), развивающие умение ориентироваться в пространстве, ритмично и ловко двигаться, менять темп движений, а также игры, в которых движения сопровождаются речью.
Немаловажно и музыкальное развитие ребёнка. Эффективны такие игры, как «Угадай, что звучало?», «Узнай по голосу», «Какой инструмент играет?», «Улавливай шепот» и др. Ведь почти у всех детей с ЗРР недостаточно развито внимание (меньший объем запоминания и воспроизведения материала), они не умеют сосредоточиться, часто отвлекаются, не слышат ритм и плохо улавливают интонационную окраску голосов окружающих.
Необходимо развивать и зрительное внимание посредством работы с разноцветными полосками, палочками, кубиками, геометрическими плоскостными и объёмными фигурами и специальными карточками.Любые занятия должны проводиться по системе, поэтому необходимо заниматься ежедневно и под контролем специалиста. Как правило, малышу 3 лет достаточно посещать дефектолога 1 раз в неделю, если родители готовы в полном объёме проделывать дома заданное специалистом. Ребёнку 4, 5-5 лет и старше нужно встречаться со специалистом не менее 2 раз в сутки, а в случае с ЗПРР лучше сочетание нескольких специалистов. Например, 2 раза в неделю ребёнок занимается с дефектологом по общему развитию, а 2 раза в неделю - с музтерапевтом или арттерапевтом.
с 5 лет, если развитие пассивной речи достаточно и нет задержки психического развития, необходимо начать занятия с логопедом.
Дети со значительной задержкой речевого развития должны посещать не общее дошкольное заведение, а специализированные психоневрологические или неврологические ясли, затем логопедический детский сад. Если ЗРР или ЗПРР не преодолены до 7 лет, не стоит настаивать на том, чтобы ребёнок посещал обычную школу. Согласитесь на специальное коррекционное заведение, где ребёнку будет обеспечено усиленное внимание специалистов и адаптированная школьная программа.
В заключение, подчеркну ещё раз, что если вы заметили, что речевое развитие вашего малыша не соответствует возрастной норме, не медлите - срочно обратитесь к специалистам! Если коррекцию речевых расстройств начинать в раннем возрасте, то велика вероятность, что уже в 6 лет ваш ребёнок не будет ничем отличаться от ровесников.
Рудова А.С., педагог-дефектолог, психолог, директор Центра развивающих инновационных методик в области образования и культуры и детской студии инновационного развития «Арлекин».
www.babyblog.ru
Какие нужны препараты при задержке речевого развития у детей
Появление проблем с речевым развитием – проблема, которую чаще всего замечают самые внимательные родители. Очень важно следить за тем, как и когда ребенок начинает разговаривать. При наличии признаков значительного отставания от сверстников, необходимо посещение врача-педиатра, логопеда и детского невролога. Чаще всего назначается комплексное лечение проблем с массажем, психологической работой, аппаратными методами и медикаментами. Целесообразность использования препаратов при задержке речевого развития у детей определяет врач-невролог.
В чем заключается диагноз «задержки речевого развития»
Доктора, что занимаются развитием ребенка в первые годы жизни (неонатолог и педиатр) определяют периоды, в которых проявляется способность разговаривать. Крики радости и недовольства уже считаются первыми попытками проявить эмоции и желания. По мере взросления ребенок обогащает свой словарный запас, добавляет интонационную окраску и учится строить сложные предложения по всем правилам грамматики.
Формирование основных навыков происходит до 3-х лет – момента, когда ребенка отправляют в коллектив (детский сад), где необходимо умение высказать свои эмоции, желания. Групповое пребывание в детском саду является первым опытом социализации ребенка, которая невозможна без речи.
Постановка диагноза «задержка речевого развития» чаще всего проводится в 3 года. До этого периода, при наличии сомнений, дети находятся на учете педиатра и логопеда. Работа с последним начинается с возраста 1,5 лет.
Задержка речевого развития у детей (ЗРР) – патологическое состояние, которое характеризуется замедленным развитием навыков общения у ребенка, поздним доречевым периодом (гуления, лепета и первых фраз). Нарушение развития речи проявляется в трех компонентах: словарном (лексическом), звуковом (фонематическом) и соблюдении правил (грамматическом).
Наличие признаков нарушенного формирования других сфер психической деятельности (эмоции, воля, ощущения и восприятие, интеллект) говорят о задержке психо-речевого развития (ЗПРР).
Важно! Постановка диагнозов, связанных с нарушением развития ребенка, проводится только по заключению комиссии врачей
Методы лечения задержки развития речи
Наиболее эффективным лечением для замедленного формирования речи у детей считается комбинированный подход.
Одной из причин ЗРР считается неблагоприятная обстановка в семье, наличие конфликтов между родителями, отсутствие одного из родителей. Поэтому важно своевременно назначит психологическую работу со всеми членами семьи, для устранения психического «блока» речевого развития.
Другим аспектом, из-за которого развивается отставание, являются патологии мышечного аппарата (губ, языка, голосовых связок), например, при – детском церебральном параличе (ДЦП). В таком случае логопед проводит курсы занятий с постановки артикуляции. Кроме того, часто применяется логопедический массаж, который воздействует на активные точки, запускает работу нервных центров и способствует формированию навыков звукопроизношения.
Широко применяются физиотерапевтические процедуры и аппаратные методы для активации центров слуха и речи (например, ЛОГО+, электростимуляция), образованию стойких связей и речевых реакций.
Для коррекции процессов обмена веществ в головном мозгу, улучшения кровоснабжения и доставки питательных веществ назначаются специализированные медикаментозные средства.
Важно! Только невролог имеет право назначать препараты при задержке речевого развития у детей
Медикаментозная терапия задержки развития речи
Существует множество препаратов для лечения ЗРР (фото: www.srkblog.ru)
Процессы усваивания питательных веществ в центральной нервной системе происходят через каскад реакций с превращением глюкозы (простого углерода, который входит в состав хлеба, конфет, фруктов и овощей, круп) и выделением молекул энергии. Последние принимают участие в проведении нервных импульсов по волокнам в тканях, образовывают связи между нейронами (клетками), формируют память и навыки у малыша. Лечение ЗРР проводится с помощью ноотропов («noos» — головной мозг), – препаратов, которые обладают стимулирующим воздействием на нервную ткань.
В зависимости от действующего вещества ноотропы бывают с угнетающим и стимулирующим эффектом. При наличии у ребенка гиперактивности, которая проявляется ускоренным потоком мыслей, быстротой и множеством двигательных движений – необходимо назначение препаратов группы Пикамилона. Цераксон назначается в противоположном случае, когда в семье отмечается дефицит внимания, уделяемого ребёнку.
Группы препаратов для лечения ЗРР
Ноотропы – препараты для улучшения когнитивных способностей ребенка (фото: www.yourspeech.ru)
Назначаемые детским неврологом препараты, в зависимости от точки прикладывания действия, делятся на группы:
- Средства гамма-аминомасляной кислоты (ГАМК): Пантогам, Аминалон, Пикамилон и др. ГАМК – медиатор («посредник») в нервной ткани, через который проводится торможение проведения импульсов при «проскакивании» через нужные центры. Кроме того, вещество улучшает усваивание головным мозгом глюкозы и повышает дыхательную активность тканей (использование кислорода).
Использование данных препаратов рекомендуется детям с синдромом гиперактивности или другими признаками повышенной возбудимости нервной системы.
Пантогам при задержке речевого развития назначается в форму сиропа (детям до 3-х лет) и таблеток. Препарат также обладает противосудорожным и небольшим успокоительным эффектом, улучшает сон и снижает уровень тревоги.
- Пиритинол-содержащие средства (Церебол, Энербол, Энцефабол). Пиритинол обладает свойствами мембраностабилизатора нервных клеток, снижает концентрацию свободных радикалов (веществ, которые раздражают нервную ткань и вызывают патологическую имульсацию в периферические центры). Лекарства этой группы улучшают утилизацию глюкоза в головном мозге, повышают стойкость нейронов к кислородному голоданию.
- Ноотропы с психостимулирующим эффектом: Цераксон. Активным веществом препарата является цитиколин, который повышает регенеративные способности мембраны нервных клеток, увеличивает запасы энергии, устраняет отек и застойные явления в головном мозге.
Цераксон назначается для повышения уровня внимания, функции памяти, улучшает когнитивные способности ребенка.
- Витаминные препараты (нейромультивит, мильгамма). Поливитаминные комплексы обладают общим стимулирующим действием на функциональное состояние нервной системы, улучшают синтез необходимых медиаторов и способствуют проведению импульса.
- Препараты на основе экстрактов нервных тканей животных (Кортексин, Церебролизин). Лекарственные средства из этой группы содержат активные аминокислоты, которые используются для синтеза новых клеток, репарации поврежденных участков нервной ткани. Кроме того, Кортексин применяется для улучшения когнитивных способностей после различных психологических и черепно-мозговых травм.
Лечение замедленного развития речевых навыков у ребенка сопровождается наблюдением лечащего врача. Курсы медикаментозной терапии проводятся параллельно с визитами к психологу и логопеду.
Особенности применения некоторых препаратов
Пикамилон назначается детям старше 3-х лет в форме таблеток. Одна таблетка содержит 20 мг активного вещества. Согласно инструкции по применению, детям от 3-х до 10 лет рекомендуется принимать по 1 таблетке 3 раза в сутки, старшим по 2 таблетки 3 раза в сутки. Лечение длится 3 месяца.
Цераксон выпускается в форме таблеток, саше с порошком и сиропа для перорального применения. Препарат назначается детям старше 3-х лет. Рекомендовано применять по 1 саше или таблетке в сутки, разделив на 2 приема, или по чайной ложке сиропа в день. Длительность лечения месяц, после чего – контрольный визит к неврологу. Клинические исследования по применению Цераксона у детей советуют назначать препарат только детям старшего возраста и при наличии серьезных проблем с развитием.
Энцефабол для лечения задержки речевого развития выпускается в форме суспензии для перорального приема. Рекомендованная доза ребенку по чайной ложке 3 раза в сутки в течение 6-8 недель. После этого периода оценивается эффективность препарата и решается, каким лекарством лечить ЗРР в дальнейшем.
Важно! Способ применения, дозу препарата и длительность лечения подбирает лечащий врач с учетом индивидуальных особенностей ребенка и степени тяжести задержки
Нежелательные последствия использования лекарств
Повышенная сонливость – побочный эффект некоторых ноотропов (фото: www.hushabyebaby.com.au)
Применение медикаментозных препаратов с целью лечения нарушений когнитивной сферы сопровождается риском развития побочных эффектов. В зависимости от действующего вещества, группы, дозы и длительности приёма средства, возможно развитие таких последствий:
- У стимулирующих средств: повышенная возбудимость, нарушение сна, бессонница, усиленный аппетит, сыпь, которая сопровождается зудом.
- Тормозящие препараты (Аминалон): сонливость, замедленная реакция, шум в ушах, головная боль. Все побочные эффекты характеризуются кратковременностью.
Кроме того, после применения препарата любой группы возможно развитие аллергических реакций в форме ринита, сыпи, отека.
Совет врача. При появлении симптомов аллергии необходимо немедленно прекратить прием препарата и обратиться к врачу
simptomyinfo.ru