Астрономия вернулась в школы
В любом случае, астрономия в наших школах – это важно хотя бы для формирования правильного мировоззрения и сохранения любопытства в детях. Потому что любопытство – это главная потеря при переходе из детства во взрослую жизнь, а что может лучше подогревать любопытство, если не необъятный, непостижимый, разнообразный и бесконечно красивый космос? Во-вторых, наличие астрономии в базовом образовательном пространстве очень важно именно для нашей страны, ведь с одной стороны, именно Россия открыла для мира космическую эру – мы вывели на орбиту первый спутник, первыми запустили человека в космос, посадили космические аппараты на Луну и на Венеру, а с другой стороны, из фундаментальных астрономических открытий за нашей страной можно упомнить, разве что открытие атмосферы на Венере Ломоносовым – и все. Сейчас же в астрономии наступает совсем новая эра – и делать науку можно вообще не имея собственных инструментов: накоплен огромный объем «сырых» наблюдательных данных, с которыми может работать любой человек и делать новые открытия, например, находить новые галактики или неизвестные доселе черные дыры. В этом направлении, кстати, мировое признание получили молодые российские ученые-астрофизики из МГУ Игорь Чилингарян и Иван Золотухин – которые уже не изучали астрономию в школе, но занимались ей в кружках дополнительного образования в 90-е годы.
Мы прожили без астрономии в школе практически четверть века. С распадом Советского Союза этот предмет перестал быть обязательным для изучения — на него могли выделять часы из курса физики. Астрономию начали заменять «более полезными» и «жизненными» предметами, как «этика и психология семейной жизни». А в 2008 году ее вообще стало нельзя преподавать: ни один из четырех учебников, по которым ее преподавали, не был одобрен Министерством образования и науки для использования в школе. Результат не замедлил сказаться: по результатам Всероссийского астрономического диктанта, который прошел осенью 2016 года по инициативе Московского планетария, только 7% из почти 4 000 участников смогли получить оценку «отлично», то есть правильно ответить на 25 и более вопросов из 35. «Хорошистами» (19-24 правильных ответа) оказались 17%. Почти половина участников — 46% — стали «троечниками», а 30% участников не смогли дать более 11 правильных ответов.
К счастью, интерес к астрономии в стране не угас – благодаря преподавателям-энтузиастам и ученым из разных городов была проведена первая Всероссийская олимпиада по астрономии, число участников /которой неизменно растет год от года. Российские школьники и студенты в последние годы демонстрируют отличные результаты на международных астрономических и астрофизических олимпиадах. В последние пару лет фонд «Траектория» начал проводить уникальную астрофизическую школу, где отобранных по всей стране юных любителей астрономии ученые готовят три года, очно собирая их в крупнейших обсерваториях страны на школьных каникулах.
«Когда астрономию убрали из списка обязательных предметов и перестали преподавать, все эти годы продолжала проводиться Всероссийская олимпиада по астрономии. Она проводится ежегодно с 1994 года, и благодаря ей предмет выжил, остались коллективы, которые ведут кружки, готовят детей., — вспоминает Михаил Кузнецов, сотрудник Государственного астрономического института имени П.К.Штернберга МГУ, учитель астрономии в МОУ гимназия №1 и лицей №14 (город Жуковский), за последние десять лет его воспитанники завоевали более ста призовых мест на Всероссийской и Международной олимпиадах по астрономии. — Интересующиеся дети вообще есть всегда, они во многом выживают не благодаря, а вопреки. И когда есть поддержка со стороны педагогов, то будут и результаты, в том числе и на международных олимпиадах. Поскольку предмета не было, деградировала система подготовки педагогов. И естественно, что кафедры, которых было 14 по всему Советскому союзу, были сокращены в педагогических вузах. Остались единицы, причем объединенные с физикой и информатикой. Такая ситуация сохранялась до возвращения предмета в школы».
Четверть века отсутствия предмета в обязательной программе в школе привело и еще к одной, а точнее – к двум большим проблемам. Когда новый министр образования, Ольга Васильева неожиданно для всех решила ввести астрономию в учебные программы с 1 сентября 2017 года, стало ясно, что у нас нет актуального учебника по астрономии (самый известный в советское время учебник Бориса Воронцова-Вельяминова устарел, да и автор его скончался в 1994 году) и нет массы учителей, которые способны этот предмет преподавать.
А ведь за четверть века астрономия стала вообще другой наукой: в ней изменилось абсолютно все. Сверхмассивные дыры в центрах галактик, темная материя, темная энергия, экзопланеты… Обо всем этом дети, не участвовавшие в астрономических олимпиадах, знают исключительно из интернета и из голливудских фильмов (спасибо Кипу Торну за «Интерстеллар»). Только за эти 25 лет 13 человек получили 5 Нобелевских премий по физике, напрямую связанных с астрономией: ускоренное расширение Вселенной, гравитационные волны, анизотропия реликтового излучения, космические нейтрино, рентгеновская астрономия, пульсары… Не говоря уже о том, что количество планет в Солнечной системе с одной стороны уменьшилось на одну, был «разжалован» Плутон (впрочем, по теоретическим расчетам в Солнечной системе есть-таки девятая большая планета). При том человечество долетело до окраин Солнечной системы и увидело с близкого расстояния Плутон, посадило спускаемый аппарат на комету, открыло похожие на Землю планеты у ближайших звезд, на которых может быть жизнь, создает принципиально новые телескопы – всего этого нет в старых учебниках, написанных еще до запуска телескопа «Хаббл» на околоземную орбиту.
И тем не менее все эти открытия и события нашли отражение в новой версии учебника астрономии, выпущенном издательством «Просвещение». Его автор — профессор астрофизики МПГУ, Виктор Чаругин, действующий ученый и педагог, который руководит единственной пока в нашей стране аспирантурой «Методика преподавания астрономии». И в этом ему помогло и то, что долгие годы Виктор Максимович принимает участие в организации олимпиад по астрономии разного уровня, постоянный профессиональный интерес к новейшим достижениям и событиям в этой удивительной области человеческого познания.
Новая версии учебника астрономии — 2018 год
«Учебник Виктора Максимовича Чаругина сделан по современным стандартам, в нем масса иллюстративных материалов, он выполняет свою главную задачу – показывает весь предмет целиком, — говорит Михаил Кузнецов, сотрудник Государственного астрономического института имени П.К.Штернберга МГУ, учитель астрономии в МОУ гимназия №1 и лицей №14 (город Жуковский). — У него хорошо подобранный, современный иллюстративный и информационный материал, современные фотографии, освещены все современные открытия и им там уделяется немалое место. Я с удовольствием преподаю в своей школе астрономию по этому учебнику. Если к этому учебнику выпустят еще и задачник, то это будет блестящий комплект».
www.kp.ru
Астрономия вернется в школьную программу с сентября — Новости
ВасилискаБеспредел в элитном лицее победил: мама ученика, которого травили учителя, забрала докуменДевы, я в шоке в плохом смысле этого слова. Я все же надеялась, что систему можно если не победить, то хотя бы слегка прогнуть в сторону справедливости, но увы.
Жительница Омска Наталья Граф, чей сын подвергся травле со стороны директора гимназии № 62 и учительницы, забрала документы мальчика. Сейчас ему выбирают другую школу.
«Нам пришлось забрать документы, так как директор проигнорировала рекомендации уполномоченного по правам ребенка региона и Минобразования, — рассказала Граф. — За полтора месяца никто из школы ничего не сделал для того, чтобы установить с Ромой контакт, навестить его в больнице, где он лежал в неврологическом отделении, или после выписки. Сегодня я отдала секретарю заявление и мне вернули личное дело. Директор даже не вышла ко мне.
В этой ситуации нам никто не помог. Прокуратура перекладывает вопросы психологического насилия на министерство и департамент образования, а те, в свою очередь, — на прокуратуру. Нашей семье даже не принесли извинений, уже не говоря о каких-то дисциплинарных мерах. Кстати, мы не первые, кто в этом учебном году решил покинуть это учебное заведение. В правоохранительных органах находится на рассмотрении пять обращений от родителей детей, которых “выжили” из гимназии. Это только те, кто не побоялся рассказать о том, что происходит. На самом деле пострадавших детей намного больше».
Напомним, что в начале декабря Граф рассказала на своей странице в соцсети, что классный руководитель и директор гимназии организовали травлю ее сына за то, что он из-за плохого самочувствия не стал вместо урока технологии чистить снег и ушел домой. На уроке физкультуры классная руководительница Елена Будай публично отчитала мальчика за этот поступок. По словам матери восьмиклассника, в процессе разбирательств «педагогу показалось, что ребенок записывает ее речь на диктофон в мобильном телефоне», что усугубило конфликт. В результате у ребенка был диагностирован невроз, ему было выдано направление на госпитализацию в неврологический стационар.
Омская прокуратура провела проверку и внесла руководству гимназии представление по факту привлечения обучающихся к «мероприятиям, не предусмотренным учебным планом». Проверка аппарата уполномоченного по правам ребенка в Омской области также подтвердила, что в гимназии есть неурегулированный конфликт, но администрация и педагогический состав школы не только не урегулировали его, но «обострили противоборство сторон».
В итоге ничего не было ни директору, ни учительнице, которая повела себя как белка-истеричка. Они по-прежнему будут калечить детей, да еще и с чувством, что они победили.
Этот пост я пишу для тех, кто в моих предыдущих постах про травлю мальчика писал комменты «да я бы за своего сына напополам всех там порвала». Ну , ага, на словах все смелые и ловкие, а на деле с системой бороться в одиночку, увы, невозможно. Я догадывалась, но все равно этим очень расстроена сейчас.
423deti.mail.ru
Астрономию вернут в школы с сентября, но без отдельных часов
Министр образования и науки России Ольга Васильева сообщила, что с началом нового учебного года в школьную программу вернется астрономия. Однако возвращение вряд ли можно назвать полным: вести новый предмет будут учителя физики, а дополнительных часов на предмет выделяться не будет.
«С этого года в школьной программе вводится курс астрономии. В этом нет ничего удивительного – астрономия читалась в курсе физики, у нас есть учебники, они были всегда в федеральном перечне учебников, учителя физики готовы к тому, что они будут читать этот курс уже не в рамках предмета «Физика», а в рамках отдельно астрономии. Никаких часовых изменений не происходит», – сказала Васильева на заседании Министерства образования и науки России. Ее слова приводит «Интерфакс».
Годом ранее вернуть астрономию в школы Минобрнауки просили в Роскосмосе.
Требования по астрономии
Ранее Минобрнауки разработало поправки в федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) среднего общего образования, в котором было выдвинуто предложение ввести перечень требований, чему должны научиться школьники на уроках астрономии.
На базовом уровне требования к предметным результатам освоения базового курса астрономии должны отражать:
- сформированность представлений о строении Солнечной системы, об эволюции звезд и Вселенной; пространственно-временных масштабах Вселенной;
- понимание сущности наблюдаемых во Вселенной явлений;
- владение основополагающими астрономическими понятиями, теориями, законами и закономерностями, уверенное пользование астрономической терминологией и символикой;
- сформированность собственной позиции по отношению к астрономической информации, получаемой из разных источников;
- осознание роли отечественной науки в освоении и использовании космического пространства и развития, международного сотрудничества в этой области.
На углубленном уровне требования должны дополнительно отражать:
- сформированность представлений о методах и результатах исследований физической природы небесных тел и их систем, строения и эволюции Вселенной;
- сформированность представлений о действии во Вселенной законов, открытых в земных условиях;
- сформированность умения объяснять связь основных космических объектов с геофизическими явлениями;
- сформированность представлений о значении астрономии в практической деятельности человека и дальнейшего научно-технического развития.
www.infox.ru
Астрономия вернётся в школьную программу
Министр образования и науки РФ Ольга Васильева заявила, что уже с этого учебного года в российские школы будет возвращена наука о небесных светилах.
Курс астрономии в школьной программе составит 35 часов. Речь о возвращении этого предмета шла давно. В 2014 году с таким предложением выступил ректор МГУ им. Ломоносова Виктор Садовничий. В 2016 году — Роскосмос и лично российский космонавт Юрий Маленченко, пишет портал «Федеральное образование». За возвращение астрономии в школьную программу голосовали и 25 тысяч посетителей сайта Московского планетария.
Справедливость восторжествовала, о чём и сообщила министр образования и науки РФ Ольга Васильева. По её словам, это парадоксально, что у страны, первой полетевшей в космос, в школах не преподают астрономию. Почти 15 лет назад эту дисциплину перестали преподавать, так как учебник по астрономии не прошел должную аттестацию. Знания о космосе, звёздах и планетах школьники получали на уроках физики, но в очень ограниченном количестве. Об интересе к этой науке у молодёжи говорят и многочисленные победы, в том числе первые места на международных олимпиадах по астрономии. Поэтому с 1 сентября эта дисциплина возвращается в школьное расписание.
Читайте о том, как 15-летний мальчик обнаружил затерянный город майя благодаря карте звёздного неба. Зная о том, что майя большое внимание уделяли астрономии, он наложил карту звёздного неба на карту местности с обозначенными на ней древними городищами ушедшей цивилизации.
Оцените материал:
спасибо, ваш голос принят
detstrana.ru
Астрономия в школе: новое — хорошо забытое старое?, Школьная жизнь – “Навигатор Образования”
Госкорпорация «Роскосмос» обратилась в Минобрнауки с просьбой вернуть астрономию, как отдельный предмет, в российские школы. Эту инициативу поддержали российские планетарии и Институт космических исследований РАН. И вот свершилось чудо, в Министерстве образования и науки официально заявили, что с 1 сентября 2017 года в школах появится новый предмет – астрономия.
В начале 1990-х годов в российских школах перестали преподавать астрономию. И хотя в Минобрнауки отрицают факт исключения курса астрономии из обязательной школьной программы (по словам сотрудников ведомства, астрономия стала составной частью дисциплин «Физика» и «Окружающий мир»), по факту, информацию о небесных телах и связанных с ними явлениях школьникам приходилось искать и изучать самостоятельно. В результате, уровень астрономической грамотности среди населения упал ниже некуда – например, больше трети россиян не знает, что Земля вращается вокруг Солнца, а не наоборот.
Такая астрономическая безграмотность в 21 веке, веке космических открытий, и в стране, запустившей первые спутники, недопустима. Именно поэтому госкорпорация «Роскосмос» обратилась в Минобрнауки с просьбой вернуть астрономию, как отдельный предмет, в российские школы. Эту инициативу поддержали российские планетарии и Институт космических исследований РАН. И вот свершилось чудо, в Министерстве образования и науки официально заявили, что с 1 сентября 2017 года в школах появится новый предмет – астрономия.
Почему астрономия исчезла из школьных программ?
Среди причин, нивелировавших астрономию, как школьный предмет, можно назвать апокалипсис СССР – не до образования было, когда страна разваливалась. Но это – не самый главный фактор, уничтоживший возможность получения научных представлений об окружающем мире. Были и другие причины, не менее объективные.
История преподавания предмета в России, как естественной науки насчитывает больше ста лет. Из элитной науки космография (астрономия) в начале 20-х годов прошлого века стала доступной, а в связи с реформой образования тридцатых годов прошлого века астрономия получила статус отдельного школьного предмета, и на ее изучение в выпускном классе общеобразовательной школы до 1991 года отводилось 35 часов.
Второе полугодие для выпускников – горячая пора, подготовка к экзаменам, поэтому учителя физики, они же – учителя астрономии, отменяли уроки астрономии в пользу подготовки к выпускному экзамену по физике. И уроков астрономии становилось в два раза меньше – даже меньше, чем космических тел в Солнечной системе, о которых желательно было бы дать учащимся, по крайней мере, поверхностное представление.
Изучение строения дальнего Космоса с его законами оставалось мечтой, которую подпитывали сценаристы и режиссеры фантастических фильмов о внеземных цивилизациях, полетах к созвездию Большого Пса и так далее. К киносценариям о космосе, как псевдонаучному дидактическому материалу, добавились гороскопы и астрологические прогнозы, расплодившиеся во всех печатных изданиях и на центральных телеканалах – будто нарочно кто-то стряхнул пыль веков с древних представлений человека о мироздании, и растиражировал их в стране, встречавшей из космоса своего Гагарина.
А ведь изучение астрономии, как естественной науки, помимо расширения знаний в области естественных наук, влияет на формирование мировоззрения школьников. Но с 1991 года эта ниша заполнялась лженаучными знаниями, незаметно уводя новые поколения в средневековые дебри невежества.
Доступность изучения астрономии, которая была обеспечена советской системой образования, достигла наивысшей кризисной точки и исчезла вместе с государством, которое первым запустило спутник и отправило человека в космос – «…гений – парадоксов друг», как сказал великий русский поэт. Кому было выгодно исчезновение СССР и ликвидация предмета астрономии из обязательной школьной программы – тема для изучения на уроках истории и обществоведения.
Нужна ли астрономия в школе?
Сегодня Россия в области проведения космических исследований и освоения Космоса соперничает только с США. Пока, первый спутник, первый космонавт, первый человек, вышедший в открытый космос – наше превосходство, и пока без российских ракетоносителей американцы могли бы заглядывать в космос только с помощью телескопов. В мире все взаимосвязано. От успехов в изучении и освоении космического пространства многое зависит на Земле. Абсолютно уверенно можно сказать: сильнее тот, кто умнее, а сила – в знании.
Специалисты уверены, что изучать астрономию в школе необходимо. Хотя бы только потому, что наука о Вселенной поможет школьникам расширить кругозор и удовлетворит их природное любопытство. Интересен ли будет новый предмет школьникам? Сами знания о космосе, безусловно, будут вызывать интерес у ребят, утверждают работники планетариев и астрокомплексов. А вот насколько интересен будет курс астрономии в школе, во многом зависит от педагогов.
О необходимости изучения астрономии в школе говорят и отдельные представители власти. Например, сенатор Людмила Бокова на наш вопрос ответила: «Астрономия раньше была полноценным предметом и изучалась в старших классах. Ее необходимость очевидна, есть даже олимпиадное движение в данной предметной области. Также за возврат этой дисциплины неоднократно выступали общественники и педагоги. На мой взгляд, вводить отдельный предмет в ущерб другим нецелесообразно, но можно подготовить интегрированную программу по физике, включив туда темы, посвященные астрономии. Это потребует дополнений в учебники физики».
К слову
Представители компании BRAINLY Sp. z o.o. вместе с сайтом Znanija.com взяли на себя труд провести «совершенно бескорыстно» социологическое исследование на тему, хотят ли школьники в России изучать астрономию? Оказалось, что почти не хотят! Подробные результаты этого опроса можно найти на указанном сайте, но дело не в них.
Откуда и зачем появилась компания в нашей стране, и в связи с чем она озабочена желанием или нежеланием детей изучать астрономию? Любое исследование требует немалых материальных затрат – и их было не жаль! Дети не любят молоко и манную кашу, боятся прививок, мечтают, чтобы каникулы продолжались девять месяцев в году, а учебный год – три. Можно было бы провести соцопрос и на эту тему.
Выводы по поводу такого интереса к российской образовательной системе читатели сделают самостоятельно.
Астрономия возвращается в школу. Кто и как будет учить?
Теперь о самом важном. На официальном сайте Министерства образования и науки Российской Федерации опубликован приказ от 20.06.2017 г. «Об организации изучения учебного предмета «Астрономия» с приложением методических рекомендаций по введению этой дисциплины как обязательного курса.
В методических рекомендациях прописано, что «с целью организации эффективной (!) работы…» обязательному, на уровне среднего общего образования, предмету отводится не менее 35 часов (!) «за два года обучения». Снова, как и в советской школе, включение астрономии в число предметов для ЕГЭ не планируется, даже на добровольных началах. Правда, на этот раз, вопросы по астрономии запланировано ввести в материалы госэкзамена по физике. Подготовка и переподготовка кадров, создание учебников, материально-технической базы – в стадии планирования и разработки.
»Сироту» вернули в храм знаний, но снова поставили в угол. Да, астрофизиками станут не все, потому что астрономия – наука очень сложная и многокомпонентная, и стране нужны ученые в этой области, а не огромный штат рядовых техников. Но, может быть, при более серьезном подходе к изучению предмета в школе, удалось бы со временем вырастить квалифицированных преподавателей астрономии, которые бы смогли привить интерес к науке, объяснить ее значимость будущим поколениям? Никто же не говорит, что не надо изучать правила дорожного движения, если не собираешься управлять автомобилем.
Да, объем знаний сегодня такой, что вызывает обоснованное беспокойство о высокой психоэмоциональной и учебной нагрузке детей, и неизвестно, куда «вставить» дополнительный час старого-нового предмета. Но астрономия может быть и частью географии или природоведения, она вполне вписывается в разделы других естественных наук. Наука развивается стремительно, и дальше учиться будет еще сложнее.
Хорошо, что астрономия вернулась в школу. Лишь бы не наступить «на старые грабли»! Прошлое должно стремиться в будущее, и над этим нужно задуматься, на этот раз – всерьез и бесповоротно.
Источники изображений: tvc.ru, sibmama.ru, newsland.com, inruza.ru
Подписывайтесь на наш Telegram, чтобы быть в курсе важных новостей в сфере образования.fulledu.ru
Астрономия вернулась в школы
В любом случае, астрономия в наших школах – это важно хотя бы для формирования правильного мировоззрения и сохранения любопытства в детях. Потому что любопытство – это главная потеря при переходе из детства во взрослую жизнь, а что может лучше подогревать любопытство, если не необъятный, непостижимый, разнообразный и бесконечно красивый космос? Во-вторых, наличие астрономии в базовом образовательном пространстве очень важно именно для нашей страны, ведь с одной стороны, именно Россия открыла для мира космическую эру – мы вывели на орбиту первый спутник, первыми запустили человека в космос, посадили космические аппараты на Луну и на Венеру, а с другой стороны, из фундаментальных астрономических открытий за нашей страной можно упомнить, разве что открытие атмосферы на Венере Ломоносовым – и все. Сейчас же в астрономии наступает совсем новая эра – и делать науку можно вообще не имея собственных инструментов: накоплен огромный объем «сырых» наблюдательных данных, с которыми может работать любой человек и делать новые открытия, например, находить новые галактики или неизвестные доселе черные дыры. В этом направлении, кстати, мировое признание получили молодые российские ученые-астрофизики из МГУ Игорь Чилингарян и Иван Золотухин – которые уже не изучали астрономию в школе, но занимались ей в кружках дополнительного образования в 90-е годы.
Мы прожили без астрономии в школе практически четверть века. С распадом Советского Союза этот предмет перестал быть обязательным для изучения — на него могли выделять часы из курса физики. Астрономию начали заменять «более полезными» и «жизненными» предметами, как «этика и психология семейной жизни». А в 2008 году ее вообще стало нельзя преподавать: ни один из четырех учебников, по которым ее преподавали, не был одобрен Министерством образования и науки для использования в школе. Результат не замедлил сказаться: по результатам Всероссийского астрономического диктанта, который прошел осенью 2016 года по инициативе Московского планетария, только 7% из почти 4 000 участников смогли получить оценку «отлично», то есть правильно ответить на 25 и более вопросов из 35. «Хорошистами» (19-24 правильных ответа) оказались 17%. Почти половина участников — 46% — стали «троечниками», а 30% участников не смогли дать более 11 правильных ответов.
К счастью, интерес к астрономии в стране не угас – благодаря преподавателям-энтузиастам и ученым из разных городов была проведена первая Всероссийская олимпиада по астрономии, число участников /которой неизменно растет год от года. Российские школьники и студенты в последние годы демонстрируют отличные результаты на международных астрономических и астрофизических олимпиадах. В последние пару лет фонд «Траектория» начал проводить уникальную астрофизическую школу, где отобранных по всей стране юных любителей астрономии ученые готовят три года, очно собирая их в крупнейших обсерваториях страны на школьных каникулах.
«Когда астрономию убрали из списка обязательных предметов и перестали преподавать, все эти годы продолжала проводиться Всероссийская олимпиада по астрономии. Она проводится ежегодно с 1994 года, и благодаря ей предмет выжил, остались коллективы, которые ведут кружки, готовят детей., — вспоминает Михаил Кузнецов, сотрудник Государственного астрономического института имени П.К.Штернберга МГУ, учитель астрономии в МОУ гимназия №1 и лицей №14 (город Жуковский), за последние десять лет его воспитанники завоевали более ста призовых мест на Всероссийской и Международной олимпиадах по астрономии. — Интересующиеся дети вообще есть всегда, они во многом выживают не благодаря, а вопреки. И когда есть поддержка со стороны педагогов, то будут и результаты, в том числе и на международных олимпиадах. Поскольку предмета не было, деградировала система подготовки педагогов. И естественно, что кафедры, которых было 14 по всему Советскому союзу, были сокращены в педагогических вузах. Остались единицы, причем объединенные с физикой и информатикой. Такая ситуация сохранялась до возвращения предмета в школы».
Четверть века отсутствия предмета в обязательной программе в школе привело и еще к одной, а точнее – к двум большим проблемам. Когда новый министр образования, Ольга Васильева неожиданно для всех решила ввести астрономию в учебные программы с 1 сентября 2017 года, стало ясно, что у нас нет актуального учебника по астрономии (самый известный в советское время учебник Бориса Воронцова-Вельяминова устарел, да и автор его скончался в 1994 году) и нет массы учителей, которые способны этот предмет преподавать.
А ведь за четверть века астрономия стала вообще другой наукой: в ней изменилось абсолютно все. Сверхмассивные дыры в центрах галактик, темная материя, темная энергия, экзопланеты… Обо всем этом дети, не участвовавшие в астрономических олимпиадах, знают исключительно из интернета и из голливудских фильмов (спасибо Кипу Торну за «Интерстеллар»). Только за эти 25 лет 13 человек получили 5 Нобелевских премий по физике, напрямую связанных с астрономией: ускоренное расширение Вселенной, гравитационные волны, анизотропия реликтового излучения, космические нейтрино, рентгеновская астрономия, пульсары… Не говоря уже о том, что количество планет в Солнечной системе с одной стороны уменьшилось на одну, был «разжалован» Плутон (впрочем, по теоретическим расчетам в Солнечной системе есть-таки девятая большая планета). При том человечество долетело до окраин Солнечной системы и увидело с близкого расстояния Плутон, посадило спускаемый аппарат на комету, открыло похожие на Землю планеты у ближайших звезд, на которых может быть жизнь, создает принципиально новые телескопы – всего этого нет в старых учебниках, написанных еще до запуска телескопа «Хаббл» на околоземную орбиту.
И тем не менее все эти открытия и события нашли отражение в новой версии учебника астрономии, выпущенном издательством «Просвещение». Его автор — профессор астрофизики МПГУ, Виктор Чаругин, действующий ученый и педагог, который руководит единственной пока в нашей стране аспирантурой «Методика преподавания астрономии». И в этом ему помогло и то, что долгие годы Виктор Максимович принимает участие в организации олимпиад по астрономии разного уровня, постоянный профессиональный интерес к новейшим достижениям и событиям в этой удивительной области человеческого познания.
Новая версии учебника астрономии — 2018 год
«Учебник Виктора Максимовича Чаругина сделан по современным стандартам, в нем масса иллюстративных материалов, он выполняет свою главную задачу – показывает весь предмет целиком, — говорит Михаил Кузнецов, сотрудник Государственного астрономического института имени П.К.Штернберга МГУ, учитель астрономии в МОУ гимназия №1 и лицей №14 (город Жуковский). — У него хорошо подобранный, современный иллюстративный и информационный материал, современные фотографии, освещены все современные открытия и им там уделяется немалое место. Я с удовольствием преподаю в своей школе астрономию по этому учебнику. Если к этому учебнику выпустят еще и задачник, то это будет блестящий комплект».
www.volgograd.kp.ru
астрономию необходимо вернуть в школьную программу
Представители высшей школы настаивают на возвращении астрономии в школьную программу. Об этом заявил 13 декабря на открытии Кавказской горной обсерватории в Карачаево-Черкесии ректор МГУ имени Ломоносова Виктор Садовничий.
«Считаю, что астрономию, как школьный предмет, обязательно надо вернуть», – сказал Садовничий.
Он пояснил, что реформы зависят от тех, кто их проводит, и «бывают те или иные перекосы». Основная наука, которая движет человечество, в предыдущие годы понесла значительные потери. Например, легендарный Московский планетарий, вошедший в историю столицы и всей страны, был практически ликвидирован. Усилия Московского государственного университета помогли его восстановлению, реконструкции. «И сейчас в него такие же очереди, о каких писал в свое время Маяковский – до Бульварного кольца. Мы начали бороться за астрономию», – сказал Садовничий.
По его словам, «все шаг за шагом восстанавливается». В школу уже «возвратили» сочинение, сделаны «значительные усилия по математике». «Мы отстояли систему олимпиад школьников – в них участвует уже почти два миллиона ребят. Сейчас мы внесли предложение сделать обязательным экзамен по истории, внести в ЕГЭ», – рассказал ректор МГУ.
«Следующий этап – будем отстаивать возвращение часов по астрономии как часть какого-то предмета или как отдельный предмет», – заявил Виктор Садовничий.
www.examen.ru