Беседа для детей

Беседа для детей

Познавательная беседа для детей младшего дошкольного возраста на тему: «Моя семья»

Цель: объяснить детям, что семья – это любовь, забота друг о друге, самое любимое и надёжное место на земле. Задачи:

1) Развитие диалогической речи;

2) Повышение роли семьи, её статуса;

3) Установление плодотворного сотрудничества между нашим детским садом и семьей;

4) Воспитание любви и уважения к старшим.

Материалы:альбом с рисунками детей и их родственников, шкатулка, кассета с записью инструментальной музыки. Инструменты: молоток, гвозди, клещи, отвёртка. Предметы для уборки: ведро, тряпка, веник, совок.

Каждый день в ожидании встречи

Мы спешим к себе домой,

Чтобы прожить этот новый вечер

Вместе со своею семьёй.

Здесь нас встретят с теплом и лаской,

Здесь всегда ждут друзья.

Снова все вместе и слов не надо –

Ведь это наша награда,

Это – наша семья!

Ребята, а вы знаете, что такое семья? Кто живёт с вами вместе?

Дети. Мама, папа, бабушка, дедушка.

Воспитатель. Правильно. Вы все нарисовали рисунки, а я их поместила вот в этот красивый альбом.

Есть семейный альбом.

Мы отражаемся в нём.

Посмотрим рисунки, на которых запечатлены ваши семьи. Вот первый рисунок. Кто изображён на нем? Узнали? Кто рядом с Улей?

Уля. Мама, папа, брат.

Воспитатель. Уля, расскажи детям, как зовут твою маму, папу и брата. Вот какая у Ули дружная семья.

Интересно, а чей рисунок находится на следующей странице? Вам интересно? На этой странице семья Кирилла. Ребята, как вы думаете, какое настроение у мамы, папы, братика Кирилла?

Дети. Весёлое, хорошее.

Воспитатель. Верно, посмотрите, как улыбается мама Кирюши, какая у неё добрая, ласковая улыбка. Мама – это самый близкий родственник, самый родной человек. Ребята, как зовут ваших мам?

(Ответы детей.) Какие красивые имена у ваших мам. Ребята, а вы своих мам любите? Хотите сделать для них подарок? Посмотрите, какой красивый волшебный сундучок. Подберём для своей мамы самые нежные, самые ласковые слова и сложим их в этот сундучок. (Дети подбирают слова, воспитатель помогает им наводящими вопросами.)

— Когда мама обнимает вас, гладит по голове, целует. Она какая? (Ласковая.)

— Когда мама модно одевается, какая она? (Красивая.)

— Когда мама улыбается, смеётся? Какая она? (Весёлая.)

— Когда мама не ругает, даже если вы шалите, какая она? (Добрая.)

— А если вы маму любите, какая она? (Любимая.)

Молодцы! Вот сколько чудесных слов собрали мы в сундучок для мамы. Пока мы его закроем, чтобы наши слова не растерялись и не забылись, и продолжим смотреть наш альбом.

На этом рисунке Никита. Он с мамой и папой. Ведь папы тоже любят и заботятся о вас. А вы любите своих пап? А за что вы их любите? Расскажите, пожалуйста, какие ваши папы. (Ответы детей.) Я знаю, что папа Насти очень трудолюбивый.

Воспитатель. Вспомним, как вы были маленькими, и ваши родители качали вас на руках.

Воспитатель. Сложим перед собой руки, охватим пальцами локоть другой руки и

покачаем малыша: влево – вправо, влево – вправо. Улыбаемся, смотрим на малыша ласково. Молодцы!

Воспитатель. Ваши родители любят, заботятся о вас, и вы тоже должны любить и помогать своим родителям.

На столе разложены разные предметы. Воспитатель предлагает ситуацию:

  1. Папа решил починить стул. Для этого ему необходимо собрать инструменты: молоток, гвозди, клещи, отвёртку. Помогите папе!
  2. Маме надо помочь подмести и вымыть пол. Помощники должны принести ей ведро, тряпку, швабру и совок.

Воспитатель. Я знаю, что каждый из вас очень любит своих бабушек. Если у вас радость, они радуются вместе с вами; если вам грустно, они успокоят, утешат Бабушкины руки такие тёплые, ласковые. Бабушкины сказки – настоящее чудо. А помните игры, которым вас учили бабушки, когда вы были совсем маленькие? Хотите, поиграем в одну такую игру.

Ладушки – ладушки. Хлопают в ладоши.

Где были? У бабушки.

А у бабушки ладони Показывают руки ладонями вверх.

В морщинки собраны.

А у бабушки ладони Поглаживают ладонь о ладонь.

Всё работали ладони Постукивают кулачком по ладони.

Пахнут добрые ладони Подносят ладони к лицу, нюхают.

По кудрям тебя погладят Гладят себя по голове.

И с любой печалью сладят Обнимают себя за плечи.

Ладушки-ладушки!

Хлопают в ладоши.

Где были? У бабушки!

Молодцы! Посмотрим рисунки ваших бабушек. (Просмотр рисунков, на которых изображены дети со своими бабушками.)

У кого из вас есть дедушка? Как зовут ваших дедушек? (Воспитатель предлагает детям ответить, как зовут у каждого из них дедушку.)

Сколько бы не было разных имён,

Главное в дедушке – дедушка он.

Вот теперь мы узнали, кто живёт вместе с вами. Хорошо, что у вас у всех есть семья. Все заботятся друг о друге, играют с детьми, любят друг друга. А если в семье все друг друга уважают, заботятся друг о друге, то в такой семье всегда живут мир, дружба и любовь.

А альбом, который мы с вами сегодня рассматривали, останется в нашей группе. И если вам станет грустно, тоскливо, возьмите альбом, посмотрите на своих родных и вам станет легко и весело, у вас будет хорошее настроение! Спасибо!

Беседа для детей 5-7 лет: «Маленькие герои – большой войны»

Беседа для детей 5-7 лет: «Маленькие герои – большой войны».

Беседа для детей 5-7 лет: «Маленькие герои – большой войны».

Описание: Беседа познакомит детей старшего дошкольного возраста с судьбами и подвигами детей, детство которых выпало на годы войны.

Назначение работы: Беседа предназначен для детей старшего дошкольного возраста, воспитателей дошкольных учреждений и родителей.

Цель: формирование у детей дошкольного возраста чувство патриотизма и активной гражданской позиции.

1. Привить детям любовь к своей Родине, к своему Отечеству

2. Знакомить детей с подвигами юных защитников

3. Воспитывать чувство гордости за героическую историю нашей страны

4. Расширить представления детей о Великой Отечественной войне, о мужестве и храбрости юных героев.

Предварительная работа прочитать художественную литературу:

— Михаил Михайлович Зощенко – Храбрые дети

— Михаил Михайлович Зощенко – Леночка

— Юрий Михайлович Корольков – Леня Голиков

— Вячеслав Николаевич Морозов – Марат Казей

— Григорий Осипович Набатов – Зина Портнова

— Григорий Осипович Набатов – Юные мстители

«Беседа для детей 5-7 лет: «Маленькие герои – большой войны».»

Беседа для детей 5-7 лет: «Маленькие герои – большой войны».

Описание: Беседа познакомит детей старшего дошкольного возраста с судьбами и подвигами детей, детство которых выпало на годы войны.

Назначение работы: Беседа предназначен для детей старшего дошкольного возраста, воспитателей дошкольных учреждений и родителей.

Цель: формирование у детей дошкольного возраста чувство патриотизма и активной гражданской позиции.

1. Привить детям любовь к своей Родине, к своему Отечеству

2. Знакомить детей с подвигами юных защитников

3. Воспитывать чувство гордости за героическую историю нашей страны

4. Расширить представления детей о Великой Отечественной войне, о мужестве и храбрости юных героев.

Предварительная работа прочитать художественную литературу:

— Михаил Михайлович Зощенко – Храбрые дети

— Михаил Михайлович Зощенко – Леночка

— Юрий Михайлович Корольков – Леня Голиков

— Вячеслав Николаевич Морозов – Марат Казей

— Григорий Осипович Набатов – Зина Портнова

— Григорий Осипович Набатов – Юные мстители

Вступительная часть в стихах

Трагедия людей. Автор: Дворецкая Татьяна Николаевна

И траур миллион семей.

И боль потерь, и дикий страх.

И кровь и слезы на руках.

Когда стекала, кровь рекой.

Но из последних своих сил,

Солдаты защищали тыл.

Они терпели врагу назло.

И зимний холод, и летний зной –

Вел счет бессмысленных потерь.

Но героизм страны великой

Такой большой и многоликой.

Стоял до последнего русский солдат!

Так победила мы врага

И подвиг этот на века!

Ведущая: 9 мая наша страна будет праздновать день победы. В этом году исполняется 70 лет со дня окончания Великой Отечественной войны. История нашей страны помнит, и чтит подвиг защитников Отечества. 74 года тому назад на нашу страну напал враг — злой и жестокий. Он решил захватить наши земли и убить всех жителей, не жалели фашисты не стариков не детей. После нападения на нашу Родину немецких солдат под предводительством Адольфа Гитлера все граждане нашей страны от мало до велика, встали на ее защиту.

Народная пословица гласит:

Храбрость — сестра победы.

Герой умирает — о себе память оставляет.

Подвиг делает тот, кто вперед идет.

Хоть ростом маловат, да мужеством богат.

Война наложила свой отпечаток на историю всей страны. Узнав, что началась война, многие дети пионеры мальчишки и девчонки, несмотря на свой юный возраст, уходили на фронт, в партизанские отряды. Те, кто оставался, вели активную деятельность в тылу. Осваивали станки на заводах, технику на полях, дежурили на крышах во время бомбёжек, собирали вещи в армию для русских солдат. На их плечи легла нелёгкая обязанность — освоить работу взрослых для обеспечения армии едой и необходимой техникой.

Все люди, защищавшие честь нашей страны, могут по праву называться героями. Но среди юных пионеров мы особенно выделяем имена тех, кто посмертно награждён званием Героя Советского Союза.

Сегодня я хочу рассказать Вам о судьбе и подвигах юного героя.

Валя родился на Украине в селе Хмелевка, в семье служащего. К началу войны он только перешёл в шестой класс. С первых дней войны он начал бороться с немецкими оккупантами. Осенью 1941 года вместе с товарищами убил главу полевой жандармерии близ города Шепетовки, бросив гранату в машину, в которой тот ехал. С 1942 года принимал активное участие в партизанском движении на территории Украины. Сначала был связным подпольной организации, затем участвовал в боях. С августа 1943 года — в партизанском отряде. Мальчик был дважды ранен. В октябре 1943 года он обнаружил подземный телефонный кабель, который вскоре был подорван, и связь захватчиков со ставкой Гитлера в Варшаве прекратилась. Валя подорвал шесть железнодорожных эшелонов и склад.

29 октября 1943 года, будучи в дозоре, заметил карателей, собиравшихся устроить облаву на отряд. Мальчика схватили и оставили под охраной. Валя удалось освободиться и вырваться, он сорвал с пояса конвоира гранату и бросил ее в сторону врагов. Взрыв убил на месте офицера и солдата, а грохот от снаряда предупредил партизан об опасности. Сам мальчик был ранен. Благодаря действиям Вали, партизаны успели дать отпор врагу.

В бою за город Изяслав 16 февраля 1944 года был смертельно ранен и на следующий день скончался. Похоронен в центре парка города Шепетовка. После войны самому младшему защитнику Родины Валентину Котику посмертно присвоено звание Героя Советского Союза.

Беседа для детей начальной школы на тему: Пасха

Познакомить детей с православным праздником «Пасха», воспитывать уважение к русским христианским традициям, культуре, любовь к Родине, к русскому народному фольклору.

Чтение литературы, разучивание стихотворений, подготовка выставки, окраска яиц и изготовление куличей и различных сладостей в домашних условиях родителями.

Воспитатель: Здравствуйте, добры молодцы!

Здравствуйте, красны девицы!

Звонко капают капели

Возле нашего окна.

Птицы весело запели

В гости Пасха к нам пришла.

Празднование Пасхи – это «праздник праздников», прославляющий победу добра над злом, жизни над смертью, света над тьмой. В этот день принято печь пасхальные куличи, делать творожную пасху.

Русские поэты очень любили Пасху Христову и посвятили этому празднику много стихов.

Поют с утра колокола,

Кулич и яйца на столе.

Сегодня праздник на земле!

Святая Пасха к нам пришла!

И со святою Пасхой

Пришла на землю сказка.

Как символ возрожденья.

Колокол дремавший разбудил поля,

Улыбнулась солнцу сонная земля.

Понеслись удары к синим небесам,

Звонко раздается голос по лесам.

Скрылась за рекою белая луна,

Звонко побежала резвая волна.

Тихая долина отгоняет сон,

Где-то за дорогой замирает звон.

Пост Великий позади! Наступила Пасха!

Наполняет нам сердца добротой и лаской.

Пасха – это день чудес.

Говорим: «Христос воскрес!»

Воспитатель: В этот день во всех церквях звонили колокола. Это звон зовётся Пасхальный благовест (звучит фонограмма). Служба в церкви на Пасху особенная. Всю ночь народ не спит, молится, просит прощение у Иисуса Христа за глупость свою, за предательство, за зло и звучат молитвы, которые поёт церковный хор, священник и верующие люди.

На Пасху существует обычай красить яйца. Яйцо — это символ жизни, её возрождения. Яйца красят в разные цвета и дарят со словами: «Христос воскресе!» В ответ следует сказать: «Воистину воскресе!» — и расцеловаться в знак всепрощения и любви к близким.

Воспитатель: Существует несколько видов крашеных яиц. Крашенки- это варёные яйца, которые покрашены в один цвет. Для окраски яиц крашенок лучше всего использовать луковую шелуху. В зависимости от цвета шелухи окраска яиц получается от светло-рыжей до темно-коричневой, а также можно красить и в настое трав и березовых листьев.

Яйца раскрашенные от руки узорами называют писанки. Можно обмотать их разноцветными нитками (лучше шелковыми) или шелковыми лоскутками и поварить с содой, дать остыть, а потом развернуть — на них будут необычные разводы. Яйца красят и соками различных плодов и овощей.

Если на общем цветном фоне обозначались пятна, полоски, крапинки другого цвета — это была крапанка.

Название «крапанки» произошло от украинского слова «крапать», значит покрывать каплями. Яйцо красят в один цвет. Когда оно остынет и высохнет, на него капают горячим воском (например, с помощью горящей свечи). Теперь яйцо опускают в другой краситель, он должен быть не горячим, чтобы воск не расплавился.

Воспитатель: Давайте немного с вами поиграем. Начинаем.

Игра «Чье яйцо коснется приза».

(Катание яиц на доске к конфетке.)

Воспитатель: Чье яичко коснется конфетки

Вы ее получите, детки!

Игра «У кого дольше прокрутится яйцо».

А вот еще три яйца,

Будет новая игра:

Кто прокрутит дольше яйцо,

Хвалите Господа с небес

И пойте непрестанно

Исполнен мир его чудес

И славы несказанной!

Хвалите Господа с небес

И славьте, человеки!

И смерть поправ вовеки!

Воспитатель: Ребята, вот и подошла к концу наша беседа.

Разговор с детьми как метод формирования диалогической речи

В психологии раскрывается разница между обычным (неподготовленным) диалогом и беседой. Беседа — своеобразный диалог, направляемый определенной темой. Цель беседы — обсудить, выяснить какой-то вопрос. Для ведения беседы нужна предварительная подготовка участвующих лиц, в ней больше развернутых сообщений.

Разговорная речь должна быть связной, понятной, логически выдержанной, иначе она не может служить средством общения. Дети дошкольного возраста овладевают разговорной речью под руководством взрослых. Развитие диалогической речи зависит от становления мышления, памяти, внимания, грамматического строя, обогащения словаря.

Ребенок второго и третьего года жизни легко отвлекается от содержания разговора. На четвертом и пятом году он постепенно переходит от отрывочных высказываний к более последовательным, развернутым, начинает задавать много вопросов, в том числе такие характерные, как почему? зачем? и др. Дети пяти лет способны к целеустремленному разговору в течение довольно длительного времени. Такой разговор содержит вопросы, ответы, выслушивание сообщений собеседников и т. д. В «Программе воспитания в детском саду» для средней группы поставлена специальная вадача: учить детей участвовать в беседе.

Задачи формирования умений в области разговорной речи широки и многосторонни. Они охватывают не только языковую сферу (форма ответа, вопроса), но и речевые качества личности (общительность, вежливость, тактичность, выдержанность), а также ряд навыков поведения.

Пути влияния воспитателя на разговорную речь детей очень разнообразны. Решающим средством во всех возрастных группах является руководство разговорной речью детей в повседневной жизни. Формирование разговорной речи осуществляется также на различных занятиях.

Воспитатель сам вызывает детей на разговор (называет имя и отчество няни, имена некоторых детей). Если в первые дни пребывания в детском саду ребенок молчит, педагог должен быть особенно ласковым и упорным: приговаривать, общаясь с малышом, играть с ним, называть свои действия. В организации разговоров принимает участие и няня. Она побуждает детей обращенные к ней просьбы выражать словами, фразами.

В течение дня воспитателю следует поговорить с каждым ребенком, используя для этого время прихода детей в детский сад, умывание, одевание, прогулки. Не нужно избегать разговоров и во время еды. Воспитатель обращается с общими вопросами к детям: вкусно ли, не остыло ли блюдо, узнали ли они свое любимое кушанье и т. д. Он приучает их к негромкому сдержанному разговору во время еды, подчеркивает, что никогда не говорят с пищей во рту.

Кроме таких кратких разговоров, вызываемых обстоятельствами, воспитатель предусматривает разговоры, которые он планирует как педагогический прием. Специально организуемые плановые разговоры могут быть индивидуальными (в случае речевого отставания, особенностей характера и поведения) и коллективными. Нужно отметить большое значение коллективных разговоров в младшей и средней группах. Они помогают сблизить детей, формируют их поведение. Воспитатель спрашивает, например, куда сегодня дети ходили, что нового на участке или в уголке природы. В такой разговор особенно необходимо вовлекать молчаливых детей путем обращения к ним (И Коля ходил?), подсказывающим вопросом, поощрением.

Для формирования навыков разговорной речи используется прием словесных поручений. При этом малышам воспитатель дает образец словесной просьбы, иногда предлагает ребенку повторить, выясняя, запомнил ли он фразу. Эти поручения способствуют закреплению форм вежливой речи.

Для развития начальных форм речи-собеседования педагог организует совместное рассматривание картинок, детских рисунков, книг. Побудить к собеседованию на определенную тему могут небольшие рассказы воспитателя (что он наблюдал в трамвае, что интересного видел в другом детском саду), которые вызывают в памяти детей аналогичные воспоминания, активизируют их суждения и оценки.

Очень эффективный прием — объединение детей разных возрастов, организация посещения другой группы. Гости расспрашивают об игрушках маленьких хозяев, о книгах и т. д.

Большие возможности для речевого общения предоставляют игры детей, их труд. Ролевые игры «в семью», «в детский сад», «в магазин», позднее — «в школу», а также на военную тематику закрепляют навыки разговорной речи, знакомят с профессиональной лексикой. Воспитатель должен способствовать углублению содержания игр с такими атрибутами, как телефон, радио, справочное бюро, касса.

В старших группах применяются те же приемы, но усложняются тематика разговоров, содержание поручений и рассказов. Больше внимания уделяется воспитанию навыков общения со взрослыми, усвоению детьми правил речевого поведения в общественных местах. В коллективных разговорах детям предлагается дополнить, поправить товарища, переспросить или расспросить собеседника. Таковы основные пути формирования разговорной речи дошкольников в повседневной жизни.

Источники:
Беседа для детей
Познавательная беседа для детей младшего дошкольного возраста на тему: «Моя семья» Цель: объяснить детям, что семья – это любовь, забота друг о друге, самое любимое и надёжное место на
http://rusedu.net/post/3673/56895
Беседа для детей 5-7 лет: «Маленькие герои – большой войны»
Беседа для детей 5-7 лет: Маленькие герои большой войны.Описание:Беседа познакомит детей старшего дошкольного возраста с судьбами и подвигами детей, детство ко
http://kopilkaurokov.ru/vneurochka/meropriyatia/biesieda-dlia-dietiei-5-7-liet-malien-kiie-ghieroi-bol-shoi-voiny
Беседа для детей начальной школы на тему: Пасха
Внеклассное занятие на тему: Пасха для учащихся начальных классов Беседа для детей начальной школы. Пасха-самый радостный праздник Автор: Челышева Ирина Васильевна, воспитатель ОКУ С(К)О школа-интернат VIII вида №5 г.
http://kladraz.ru/blogs/irina-vasilevna-chelysheva/beseda-dlja-detei-nachalnoi-shkoly-pasha-samyi-radostnyi-prazdnik.html
Разговор с детьми как метод формирования диалогической речи
Литература по различным вопросам методики развития речи детей дошкольного возраста
http://detskiysad.ru/rech/metodika10.html

(Visited 15 times, 1 visits today)

lovewithyou.ru

Примерные темы для бесед с детьми разных возрастов

 Приблизительные темы для духовно-нравственных бесед для детей младшего, среднего и старшего возрастов со списком необходимой литературы.

Предпросмотр тем

Младшие классы.
Как прекрасен этот мир, посмотри.
Прот. Серафим Слободской, «Закон Божий» (любое издание)
Закон Божий для самых маленьких / сост. Куломзиной С.М. — М.: «Паломник», 1997.
Купель 3/97
Книги о природе для детей (Сладков, Чарушин, Бианки и др.)
Прекрасный божий мир. Пособие по катехизации. Изд-е Моск. Свято-Даниловского м-ря и миссионерского отдела Элладской правосл. церкви. — М., 1996.
Любые фотоальбомы с репродукциями (природа, животный мир)
Янушкявичене О. Древо доброе. Учебное пособие для младших классов.
2-е изд. — М., 1996.

Русские праздники.
Вера. Молитва. Любовь. Сборник. — М.: Русский духовный центр, 1993.
Высоцкая с. Чистый понедельник. — Нижний Новгород, 1997.
Купель 3/97.
Пчелка 1/91.
Прот. Серафим Слободской, «Закон Божий» (любое издание)
Шмелев И. Лето Господне, — (любое издание)
Чудакова Н.В. Праздники для детей и взрослых — в 2-х книгах. — М.: ООО «Изд-во АСТ», 1997.

Мама, папа, я.
Что из детства помогло мне стать верующим? — С-Пб, 1998.
Жития святых для детей (о преп. Сергии, о свв. Ксенофонте и Марии и др.)
Прот. Серафим Слободской, «Закон Божий» (любое издание)
Закон Божий для самых маленьких /сост. Куломзиной С.М. — М.: «Паломник», 1997.
Уроки о здоровье и добродетели. — М.: «Паломник», 1999.

Троице-Сергиева Лавра.
Житие св. Сергия (любое издание)
Чарская Л. Один за всех. Повесть — ТПО «Светоч» всерос. фонда культуры, б. г. (репринт 1909г.)
Тургенев Н. О подвижниках и Троице-Сергиевой Лавре // Вера. Молитва. Любовь. — М., 1993.

Что такое хорошо и что такое плохо?
Что из детства помогло мне стать верующим? — С-Пб, 1998.
Паустовский «Теплый хлеб», — (любое издание)
Иванова С.Ф. Введение во храм слова — М.: Школа. — Пресс, 1994.
Прот. Серафим Слободской, «Закон Божий» (любое издание)
Закон Божий для самых маленьких / сост. Куломзиной С.М. — М.: «Паломник», 1997.
Пляцковский М. солнышко на память. — М., 1975.
Воспитание детей дошкольного возраста в православной вере. — М.: «Отчий дом»:, 1998.

Как мы дружим с животными.
Прот. Серафим Слободской, «Закон Божий» (любое издание)
Житие св. Герасима (любое издание)
Житие св. Сергия (любое издание)
Чудо в пустыне — м., «Паломник», !997.
Любые книги о животных для детей (Сладков, Чарушин, Бианки)

О сотворении мира.
Прот. Серафим Слободской, «Закон Божий» (любое издание)
Закон Божий для самых маленьких /сост Куломзиной С.М. — М.:»Паломник», 1997.
Киселев А. Семь дней творенья. — «Про-пресс», 1998.
Тарасар К. Наша жизнь с Богом. Пособие для катехизации детей младшего возраста. — М.: Госпел лайт, 1999.
Янушкявичене О. Древо Доброе. Учебн. пособие для младших классов.

Рассказы о русских святых.
Федотов Р.П. Святые древней Руси, (любое издание)
Тысяча лет. Сборник. — Нью-Йорк, 1985. (есть переиздания)
Любые жития, адаптированные для детей.
Купель 3/97
Супрун В.И. Православия святые имена. — Волгоград,1996.
Подвиг Ильи Муромца. — М.: подворье ТСЛ, «Новая книга», 1996.

Я рисую храм.
Тысяча лет. Сборник. — Нью-Йорк, 1985. (есть переиздания)
С нами Бог 3/94
Пчелка 1/91
Янушкявичене О. Древо Доброе. Учебн. пособие для младших классов.
Марченко В. Дом Божий (устройство храма). — Рос. отделение Валаамского общества Америки. — М., 1996.
Православные богослужения, Таинства и обычаи. — Белосток, 1992.

Когда поет душа.
Тысяча лет. Сборник. — Нью-Йорк, 1985. (есть переиздания)

Средние классы.
Где я живу?
Житие св. Сергия (любое издание)
Тургенев Н. О подвижниках и Троице-Сергиевой Лавре // Вера. Молитва. Любовь. — М., 1993.
Муравьев А.Н. Путешествие по святым местам русским. — М.: Книга,!990.
Любые краеведческие сборники, публикации в прессе.

Преподобный Сергий Радонежский.
Житие — любое издание.
Федотов Г.П. Святые древней Руси (любое издание)
Чарская Л. Один за всех. Повесть — ТПО «Светоч» всерос. фонда культуры, б. г. (репринт 1909г.)
Ключевский В.О. Значение преп. Сергия для русской истории // Ключевский В. О. Церковь и Россия. Три лекции. — «ИМКА-Пресс»,1969.
Ключевский. Благодатный воспитатель русского народного духа // Вера. Молитва. Любовь. — М., 1993.

Преподобный Серафим Саровский.
Алмазов Б. Житие преп. Серафима, Саровского чудотворца. — С-Пб.: Лицей, 1993.
Житие батюшки Серафима Саровского. — Изд-во братства во имя св. князя Александра Невского, 1996.
Зайцев Б. Около св. Серафима // Купель 1/2000.

Святые защитники Отечества.
Федотов Р.П. Святые древней Руси. — любое издание.
Купель 3/97
Пчелка, 1996.
Жития святых для детей. — любые издания.

Икона и картина.
Тысяча лет. Сборник. — Нью-Йорк, 1985 (есть переиздания)
Купель 3/97
Трубецкой Е. Три очерка о русской иконе. — Новосибирск, 1991.
Янушнявичюс Р. Янушнявичене О. Основы нравственности. — М.: «Про- пресс», 1998.

Евангелие и древнерусская литература.
Давыдова В.Н. Евангелие и древнерусская литература. — М.: Мирос,1992.
Притчи. Учебная книга Александра Княжицкого. 8-9 классы. — М.: Мирос, 1994.
Петров В. Евангелие в истории // Вера. Молитва. Любовь. — М., 1993.
Давыдова В.Н. Повесть о Борисе и Глебе. — М.: Мирос,1993.

Уклад жизни русской семьи.
Что из детства помогло мне стать верующим? — С-Пб, 1998.
Домострой — любые издания.
Шмелев И. Лето Господне — любое издание.

Любовь и дружба.
Что необходимо знать каждому мальчику. / под ред. свящ. А.Грачева. — М.: Даниловский благовестник, 1996.
Что необходимо знать каждой девочке. / под ред. свящ. А.Грачева. — М.: Даниловский благовестник, 1996.
Янушнявичюс Р. Янушнявичене О. Основы нравственности. — М.: «Про- пресс», 1998.
Свет Православия. Христианский собеседник. изд-е Макариево-Решемской обители, №41/1988. В содерж.: Переходный возраст (беседа со старшеклассниками).

Чудеса, святость, святые мощи.
Протопопов Д.И. О нетлении святых мощей. — М: Интердиалект, 1997.
Отец Арсений. — М.: Братство Всемилостивого Спаса, 1993.
Жития святых на усмотрение рассказчика.
О вере и нравственности по учению православной церкви. — Изд-е Моск. Патриархии, 1991.

Музыка духовная и светская.
Мартынов
Тысяча лет. Сборник. — Нью-Йорк, 1985. (есть переиздания)
Прот. Василий Металлов. Очерки истории православного пения в России.

Старшие классы.
Зачем я живу?
Вера. Молитва. Любовь. Сборник. — М.: Русский духовный центр, 1993.

Две модели истории земли.
Тростников В. Наука становиться религиозной // Православная беседа, 3/96.
Прот. Стефан Ляшевский. Библия и наука о сотворении мира. — М.: Изд-во имени свт. Игнатия Ставропольского, 1997.
Свящ. Тимофей. Православное мировоззрение и современное естествознание. — М.: «Паломник», 1998.
Свящ. Тимофей. Две космогонии. — М.: «Паломник», 1999.
Янушнявичюс Р. Янушнявичене О. Основы нравственности. — М.: «Про- пресс», 1998.

10 заповедей — основа нравственности человека.
Янушнявичюс Р. Янушнявичене О. Основы нравственности. — М.: «Про- пресс», 1998.
О вере и нравственности по учению православной церкви. — Изд-е Моск. Патриархии, 1991.
Свящ. Николай Успенский. Как жить православному христианину по заповедям Божиим. — Изд. отдел Владимирской епархии, 1997.
Зависть гибельнее войны. — б.м.: «Рарогъ», б.г.
Свящ. Тимофей. Пособие по аскетике для современного юношества. — М.: «Паломник», 1999.

Выбор веры Великим Князем Владимиром.
Прот. Петр Смирнов. История христианской Церкви. — М.: «Православная беседа», 1994.
Тальберг Н. История Русской Церкви. — М, 1997.
Даркевич В. Христианство на древней Руси // Наука и жизнь, 11/1998.
Янушнявичюс Р. Янушнявичене О. Основы нравственности. — М.: «Про- пресс», 1998.

Добро и зло.
Что из детства помогло мне стать верующим? — С-Пб, 1998.
Вера. Молитва. Любовь. Сборник. — М.: Русский духовный центр, 1993.
Янушнявичюс Р. Янушнявичене О. Основы нравственности. — М.: «Про- пресс», 1998.
О вере и нравственности по учению православной церкви. — Изд-е Моск. Патриархии, 1991.

Совесть.
Что из детства помогло мне стать верующим? — С-Пб, 1998.
Вера. Молитва. Любовь. Сборник. — М.: Русский духовный центр, 1993.
Иванова С. Ф. Введение во храм слова. — М.: Школа-пресс, 1994.
Янушнявичюс Р. Янушнявичене О. Основы нравственности. — М.: «Про- пресс», 1998.

Любовь и влюбленность.
Прот. В Зеньковский. На пороге зрелости. — М., 1997.
Что необходимо знать каждому мальчику. / под ред. свящ. А.Грачева. — М.: Даниловский благовестник, 1996.
Что необходимо знать каждой девочке. / под ред. свящ. А.Грачева. — М.: Даниловский благовестник, 1996.
Янушнявичюс Р. Янушнявичене О. Основы нравственности. — М.: «Про- пресс», 1998.
Свет Православия. Христианский собеседник. изд-е Макариево-Решемской обители, №41/1988. В содерж.: Переходный возраст (беседа со старшеклассниками). Как правильно выйти замуж.
Митр. Антоний (Блюм). Таинство любви.

О дружбе в современном мире.
Что необходимо знать каждому мальчику. / под ред. свящ. А.Грачева. — М.: Даниловский благовестник, 1996.
Что необходимо знать каждой девочке. / под ред. свящ. А.Грачева. — М.: Даниловский благовестник, 1996.
Янушнявичюс Р. Янушнявичене О. Основы нравственности. — М.: «Про- пресс», 1998.
Жития святых, давших нам образцы дружбы.

Семья. Отцы и дети.
Что из детства помогло мне стать верующим? — С-Пб, 1998.
Проф. прот. Глеб Каледа. Домашняя церковь. — М.: Изд-во Зачатьевского м-ря,1998.
Янушнявичюс Р. Янушнявичене О. Основы нравственности. — М.: «Про- пресс», 1998.
Отцовский крест.

Смерть. Жизнь после смерти
Вера. Молитва. Любовь. Сборник. — М.: Русский духовный центр, 1993.
Иером. Серафим (Роуз). Душа после смерти. — М., 1997.
Василиадис Н. Таинство смерти. — ТСЛ, 1998.
О правде Божией или предание о том, что ждет нас за гробом. // Путь к храму. — Самара, №3/99 .
Янушнявичюс Р. Янушнявичене О. Беседы о нравственности. — М.: «Про- пресс», 1998.

Общая информация

 Темы духовных бесед формулируются в соответствии с возрастными особенностями детей. Они предназначаются для учащихся светских общеобразовательных школ в рамках внеклассной работы. Библиотека педагогического кабинета подготовила список литературы для каждой из предлагаемых тем.

Разработчик          nickhram.ru

Данные для воскресной школы

Возраст          младший, средний, старший

Дисциплина          Классный час, лектории духовно-нравственной тематики

Проводит          Священнослужитель, обученный верующий педагог

Данные имеющегося файла

Формат          Документ формата doc

Размер          27 КБ

voskreska.org

«Моя любимая семья, какая она?»

Картотека бесед

по теме: «Моя любимая семья, какая она?»


Беседа для детей №1

«Сердце семьи»

Цель: Закрепить представление детей о ценностях семьи, о взаимоотношениях в семье.

Дать детям понять, что они сами в силах поддерживать хорошее настроение у домочадцев.

Учить детей мыслить самостоятельно; понимать единство и противоречия окружающего мира.

Ход беседы:

На занятиях в группе мы рассказывали друг другу, кто живёт в наших семьях, как кого зовут, чем они занимаются. А теперь скажите мне, зачем человеку семья? Какой должна быть семья? Что семью скрепляет? А что семью разрушает?

Семья должна учить любить,

Жалеть и вежливыми быть.

Когда семья такою станет,

Другая сразу жизнь настанет!

– А кто ещё знает стихи о семье?

– Когда всё хорошо, сердце нашей семьи бьётся спокойно, оно наполнено радостью за каждого из нас. А что такое радость в семье? Покажите мне радость. Вот радость в нашей семье. Модель «Радость» устанавливается на сердце.

Радость – это свет в окошке,

Радость – ягоды в лукошке,

Радость – тысяча улыбок,

Радость – стая мелких рыбок.

Радость в сердце жить должна.

Очень нам она нужна.

– Сейчас мы подарим нашим семьям кусочек Радости. Я превращу вас во что-нибудь волшебное, и вы от имени этого волшебного порадуете свою семью. Дидактическая игра «Подари семье радость». Детям раздают карточки с разными картинками: листочек, ягодка, снежинка, капелька, кошка и т.д. Ребёнок называет себя именем картинки и от этого имени дарит семье «радость». Например: «Я – ягодка. Я подарю своей семье сладость, лето и хорошее настроение. Я – капелька. Я подарю своей семье свежесть и дождик».

– Радость в одиночку в семье не живёт,

С ней всегда за ручку Доброта идёт. Заботитесь ли вы о своей маме? Как? Как вы думаете, могут ли дети лечить взрослых? Забота и помощь нужна нашим родным не только в трудную минуту, но и в дни радости. Как мы можем показать в семье, что мы относимся ко всем с нежностью? Назовите нежно маму, папу, бабушку, дедушку, сестру, брата. Можем ли мы подарить нашим родным счастье? Модель «Счастье» устанавливается на сердце.

Мы сами можем сделать себя счастливыми!

Хорошим поведением, заботой, уважением

Мы радуем родителей и бабушек своих,

За это нас побалуют, игрушечкой порадуют,

И с гордостью покажут нас всем-всем друзьям своим!

И скажут: это дочь моя, иль: это сын заботливый,

Он никогда, ни капельки не доставлял хлопот!

Семья наша огромная и очень-очень дружная,

Она всегда весёлая, и счастье в ней живёт!

Беседа для детей №2

«Странички семейного альбома»

Вы знаете, что у взрослых есть такая традиция: обсуждать какие-либо вопросы, темы за круглым столом. Вот и сегодня я вас приглашаю поговорить за этим круглым столом в виде ромашки.

— Всем удобно? И мне удобно. Когда столы стоят по кругу, то удобно разговаривать, так как мы хорошо видим друг друга.

Сейчас я загадаю вам загадку и, отгадав ее, вы узнаете тему нашего разговора.

Самые дорогие и близкие люди для меня,

Без которых мне прожить никак нельзя.

Друг о друге мы заботимся всегда

Это моя дружная семья.

За столом нас очень много

Папа, дедушка и я,

Мама, бабушка, сестренка

Это вся моя семья.

— Правильно, мы с вами поговорим о разных семьях.

— Как вы думаете, можно ли вашу группу назвать семьей? Почему?

— Можно сказать, что воспитатели ваши вторые мамы? Почему? Они вас любят и заботятся, так же, как и мамы заботятся о вас дома.

— Я раздам вам фотографии тех людей, которые заботятся о вас в детском саду. Возьмите, пожалуйста, фотографию и расскажите об этом человеке: Кто это? Как его зовут? И как он заботится о вас?

— Не только эти люди о вас заботятся, но и многие другие.

(Собираю фото)

— Вот это и есть вся большая дружная семья вашего детского сада. В своем любимом садике вы проводите праздники, интересные занятия, все вместе гуляете, ездите на экскурсии, играете, занимаетесь спортом — все это происходит в вашей большой семье.

— Но кроме семьи вашего детского сада, у каждого из вас есть семья близких родственников.

— Как вы думаете, кого мы называем близкими родственниками?

— У каждой семьи есть фамилия. Назовите, пожалуйста, ваши фамилии.

— У меня тоже есть своя семья под фамилией Бородины. Я принесла вам свой семейный альбом, по которому я расскажу о семье.

(Достаю фотоальбом и показываю детям)

— А сейчас давайте присядем у экрана так, чтобы вам было удобно.

(Идем и садимся у экрана, я показываю презентацию своей семьи)

1. Это моя мама. Ее зовут Таисья Ивановна, она всю жизнь проработала поваром в столовой. А рядом с мамой сидит папа Николай Георгиевич. Он работал водителем. А сейчас они уже пенсионеры. В нашей семье 5 детей.

2. Из них 2 брата. Миша, который слева, со своей семьей живет в с. Елово. А Саша с семьей живет в нашем городе Оса. Они оба работают нефтяниками.

С ними стоит наша старшая сестра Татьяна.

3. Здесь она сидит в середине. Таня работает в детском саду в с. Елово музыкальным руководителем. Справа сидит еще одна сестра Наталья. Она тоже работала в детском саду в д. Пермякова музыкальным руководителем. А сейчас она работает в пожарной охране диспетчером. Обе мои сестры имеют свои семьи.

— Вы узнали, кто сидит слева? Правильно, это я. Я самая младшая в нашей семье.

4. Я была вот такой маленькой. Здесь мне 3 годика.

5. А здесь мне уже 7 лет и я готовлюсь пойти в 1 класс.

6. Такой я была, когда ходила в школу.

— У меня есть еще 3 близких человека.

7. Это мой муж Игорь, он работает нефтяником.

8. Мой сын Женя, ему 15 лет. Он учится во школе №2 в 8 классе. И моя лапонька дочка Даша. Ей 4 года и она ходит в детский сад №10 «Теремок» в среднюю группу. В этом же детском саду и я работаю воспитателем.

9. Вот такая моя маленькая семья, мы носим общую фамилию Пешины.

10. Когда мои братья и сестры со своими семьями собираемся все вместе, то мама всегда говорит: «Когда вся семья вместе, то и сердце у меня на месте».

— Как вы думаете, почему она так говорит? Хоть мы уже и взрослые, а мама все равно заботится о своих детях, переживает за каждого из нас.

— Вот такая большая и дружная наша семья. И мы очень любим и уважаем друг друга. И даже есть такая песенка, в которой поется, что взрослые и дети

— неразлучные друзья. Давайте потанцуем под эту песенку.

(Физкультминутка)

— Так же, как и у меня, у вас у каждого есть своя семья. Я приглашаю вас на фотовыставку, где экскурсовод расскажет нам о своих фотографиях, которые находятся на выставке.

Давайте подойдем поближе к 1 стенду и рассмотрим внимательно все фотографии. (Встаем и идем к мольбертам)

— Ребята, а вам знакомы те люди, которых вы видите на фотографиях?

— Одним словом можно сказать, что на фотографиях семья Димы. Дима, я предлагаю тебе в роли экскурсовода познакомить нас со своими родными.

— Кто еще расскажет нам о своей семье?

— Оказывается, что все мы любим своих мам и пап, бабушек и дедушек, братьев и сестер у кого они есть.

— А что значить любить? Тебе хорошо в твоей семье? Почему?

— То есть любить — это значит помогать во всем, беречь и заботится, делать приятное, быть рядом друг с другом, жить в мире да согласии, не ссориться. Ведь недаром гласит русская пословица «Там, где дружат — живут, не тужат, начался разлад и друзьям не рад»

А еще я принесла вам фотографии интересных человечков. У них 2 настроения: один веселый, 2 — грустный, 3 — равнодушный. Выберите, пожалуйста, фотографию того человечка, настроение которого соответствует вашему настроению. Вложите его в свой фотоальбом и покажите мне.

— Спасибо вам. Мне приятно было с вами общаться. А на память о нашей встрече я предлагаю вам сфотографироваться.

Беседа для детей №3

Беседа о семье на основе обсуждения рассказа Л.Толстого «Косточка»

Чтение или пересказ рассказа Л.Н.Толстого «Косточка»

-Назовите членов семьи в рассказе (мама, папа, Ваня)

-Кем доводится маме и папе Ваня? (сыном)

-Кому мать хотела дать сливы? (детям)

-В рассказе Толстого у матери и отца, сколько было детей?

(Выясняем, что детей могло быть много)

-У отца и матери все дети одного возраста? (выясняем, что дети могли быть разного возраста)

-А дети мальчики или девочки?(выясняем, что и мальчики и девочки)

-Кем они доводятся друг другу и Ване?

-Мать, отец, дети, это? (семья)

-В семье могут быть только эти члены? (дети называют, что в семье могут быть бабушка, дедушка, тётя, дядя. Выясняем, что бабушек может быть две и два дедушки, что они являются родителями отца и матери. У матери и отца могут быть братья и сёстры и они являются тётями и дядями детей…и.т.д.)

-Мы выяснили, что у дяди и тёти могли быть дети, и они являлись бы двоюродными братьями и сёстрами Вани и его родным сёстрам и братьям.

-А мать могла дать сливы двоюродным сёстрам и братьям Вани?

-Кто мог засмеяться, когда Ваня сказал, что он выбросил косточку в окно?

(родные братья и сёстры Вани, двоюродные братья и сёстры, бабушки, дедушки, и.т.д)

Беседа для детей №4

«Наша дружная семья»

Утром солнышко проснулось

Потянулось, потянулось.

Свои лучики раскрыло

Всем улыбки подарила.

Оглядело все вокруг

Слева друг, справа друг.

День с улыбки начинайте,

Всем здоровья пожелайте.

Здравствуйте!

Добрый день!

Беседа о семье (сидя на ковре, на подушках)

— Скажите, ребята, куда вы торопитесь вечером после детского сада? Правильно, домой.

— А почему? Да, вас ждет ваша семья!

— А кто живет в ваших семьях?

— Скажите самые хорошие слова про маму, какая она (заботливая, трудолюбивая, нежная, ласковая?

— А что мама умеет делать? (шить, готовить, стирать, мыть)

— А папа какой? (сильный, смелый, трудолюбивый)

— А папа что умеет делать? (мастерить, пилить, копать, пылесосить)

— Итак, что же такое семья? (ответы детей)

Вывод: семья – это взрослые и дети, которые живут вместе, любят друг друга и заботятся друг о друге.

Физминутка:

Раз, два, три, четыре, пять,

Начинаем отдыхать! (потянуться)

Спинку бодро разогнули,

Ручки кверху потянули!

Раз и два, присесть и встать,

Чтобы отдохнуть опять.

Раз и два вперед нагнуться,

Раз и два назад прогнуться. (движения стишка)

Вот и стали мы сильней, (показать «силу»)

Здоровей и веселей! (улыбнуться друг другу)

Беседа по пословицам (на ковре)

— Семью почитали ещё с древних времён, народ сложил много пословиц. Вот послушайте:

В семью, где лад, счастье дорогу не забывает.

На что и клад, когда в семье лад.

Семья сильна, когда над ней крыша одна.

Семья — опора счастья.

В хорошей семье хорошие дети растут.

Сердце матери лучше солнца согреет.

— А как вы понимаете смысл этих пословиц?

Дети дают варианты толкования пословиц, поясняют, что имели в виду наши предки и насколько это актуально в наше время. В упражнении важно создать атмосферу групповой сплоченности и возможности использовать свой и чужой опыт для решения проблемы восприятия.

— А какие вы знаете пословицы о семье? (дети рассказывают пословицы)

А теперь давайте поиграем в игру, я начинаю говорить пословицу, а вы продолжаете.

«При солнышке тепло, при матери – добро»

«Нет милее дружка, чем родная матушка»

«Золото и серебро не стареют, отец и мать, цены не имеют»

Заключение:

— Ребята, давайте вспомним, что нового вы узнали сегодня?

(дети встают в круг, воспитатель берет мяч)

— Ребята, я задам вопрос и брошу одному из вас мяч, вы поймаете его и ответите на мой вопрос, когда закончите отвечать, то вернете мне мяч.

— Что же такое семья? (это люди которые любят друг друга и живут вместе)

— Как люди должны жить в семье? (дружно, любить друг друга, ухаживать, целовать, обнимать и т. д.)

Беседа для детей №5

«Семья глазами ребенка»

Цель – определить уровень знаний детей об их семьях, семейных традициях, увлечениях.

Методика проведения. Детям предлагается в свободной беседе ответить на вопросы.

Вопросы:

1. Любишь ли ты свой дом, своих родных — папу, маму? Почему?

2. Что ты делаешь дома, чтобы помочь родителям?

3. Помогаешь ли ты маме по хозяйству?

4. Во что ты больше всего любишь играть дома?

5. С кем из своих родных ты чаще всего играешь?

6. Чем ты занимаешься с папой (с мамой) дома после возвращения из детского сада?

7. Ссоритесь ли вы с папой (с мамой)?

8. Ссорятся ли твои родители?

9. Наказывают ли тебя папа, мама за плохие поступки, как они это делают?

10. С каким праздником твой папа поздравляет маму, тебя?

11. Чем ты любишь заниматься в выходные дни, когда все взрослые дома?

12. Любишь ли ты слушать, когда старшие читают тебе книжки?

13. Есть ли у тебя любимая книжка, про кого она?

14. Есть ли у тебя любимая игрушка? Как ты с ней играешь?

15. Любишь ли ты играть в «Семью»? Кем ты чаще всего бываешь, почему?

16. Приходят ли к вам гости, кто? Чем вы занимаетесь, во что играете?

17. Кого ты пригласила (пригласил) к себе на день рождения?

18. Есть ли у тебя дома какое-нибудь животное, рыбка, птичка? Ухаживаешь ли ты за ним, как?

19. Любишь ли ты с ним играть, как?

20. Есть ли у тебя сестры, братья, во что ты с ними играешь?

21. Заступаются ли за тебя твой брат (сестра)?

22. Жалеют ли тебя, если тебе плохо, больно, если тебя обидели?

23. Жалеешь ли ты своих родных, если у них болит голова или они устали?

Данная методика позволит педагогам увидеть какие изменения произошли в отношениях дошкольников и их родителей, где необходимо провести дополнительную коррекционную работу.

Беседа для детей №6

«Беседа о маме»

– Что обозначает слово «мама»? Как вы понимаете? (Мама – это любимый, добрый, родной, ласковый человек для ребенка.)

– Самое прекрасное слово на земле – мама. Это первое слово на земле, которое произносит человек, и звучит оно на всех языках одинаково нежно. У мамы самые добрые и ласковые руки, они все умеют. У мамы самое верное и чуткое сердце – в нем никогда не гаснет любовь. И сколько бы тебе ни было лет, тебе всегда нужна мама, ее ласка, ее взгляд. И чем больше твоя любовь, тем радостнее и светлее жизнь.

Вопросы:

– Какая у каждого из вас мама?

– Какие чувства вы испытываете к маме?

– Какое отношение вы чувствуете от мамы?

– Почему каждому человеку нужна мама?

– Какие добрые слова вы говорите маме?

Будем вечно прославлять

Ту женщину, чье имя – МАТЬ!

И. В. Гете

8 Марта мы отмечаем замечательный праздник – Международный женский день. В этот день мы вспоминаем о самых близких людях – наших мамах и бабушках, благодаря которым мы есть и живем. В этотдень мы будем петь им песни, читать стихи. Послушайте стихи о маме разных поэтов:

Разные дети живут на планете,

Но мам своих любят все дети на свете.

Мамы все могут, мамы помогут,

Мамы умеют все понимать!

Вот такие наши мамы

Мы всегда гордимся вами.

Умными, спокойными,

Будем вас достойны мы!

М. Садовский

На земле хороших людей немало

Сердечных людей немало,

И все-таки лучше всех на Земле

Мама. Моя мама. Р. Рождественский

Много мам на белом свете.

Всей душой их любят дети.

Только мама есть одна,

Всех дороже мне она.

Кто она? Отвечу я:

Это мамочка моя. В. Руссу

– Каждое стихотворение проникнуто любовью к матери. Какое стихотворение понравилось больше каждому из вас?

– Расскажите, о чём говорит поэт М. Садовский в своём стихотворении. Какие слова вам запомнились из стихотворения Р. Рождественского?

– Какие строки вам понравились из стихотворения В. Руссо? Послушайте это стихотворение ещё раз. Я предлагаю вам выучить его и рассказать своим мамам.

Воспитатель читает первые две строки, дети повторяют, затем зачитываются остальные строчки (по две) и повторяются остальные. Стихотворение зачитывает хором 2–3 раза, 5–6 детей читают стихотворение самостоятельно.

Беседа для детей №7

«Мама, мамочка моя!»

Когда рождается человек, он всегда находится рядом с мамой; Мама — самый близкий, родной, единственный человек. Проходит некоторые время малыш подрастает и произносит слова первое слово «Мама». Во многих странах {отмечается «День матери». Люди поздравляют своих мам. Мама, мать — сколько тепла, ласки носят эти слова, этим словом называют самого родного, близкого человека, (показываю фотографии, на которых изображены мамы с детьми).

По слушайте загадку:

— Кто вас детки крепко любит 7 Кто вас детки приголубит?

Не смыкая ночью глаз все заботится о вас?

Все она резная (мама дорогая)

Беседа о маме:

— Что означает слово мама? (ответы детей)

Мама — это самый родной,, самый любимый, самый добрый, самый ласковый человек для каждого ребенка. И сколько бы не было вам лёт; вам всегда нужна мама ее ласка, добрый взгляд. Мама всегда поможет светом. У мамы самое верное, четкое сердце. Дети расскажите о своей мамочке

Какие чувства вы испытывайте к маме? Какая у каждого из вас мама?

Какие слова вы говорите маме?

Рассказывая о своих мамах вы все говорили, что мамы добрые, ласковые, заботливые, с такой любовью вы говорили о них.

Стихотворение о маме

1. Мама: мама; мамочка солнышко мое,

как с тобой радостно, как с тобой тепло!

без тебя в душе моей не цветут цветы?

Буду счастлив я тогда, когда рядом ты!

2. Мне мама приносит игрушки, конфеты.

Но маму люблю я совсем не за это.

веселые песни она напевает

нам скучно вдвоем никогда не бывает.

Я ей открою свои все секреты.

Но маму люблю я не только за это.

Люблю свою маму скажу я вам прямо,

ну просто .за то, что она моя мама.

Ребята вы еще говорили, что у мамы умелые руки. Что! же умеют делать эти руки ( готовят еду, пекут; стирают:, гладят, шьют вяжут и т. д.) и про мамины руки написано стихотворение. «{Говорят у мамы руки не простые, говорят 3? мамы руки золотые, я смотрю внимательно, подхожу и глажу — золото не вижу»

-Руки золотые -как вы это слово понимаете? (умелые, трудолюбивые, ласковые,добрые и т д.). Мамы работают на фабриках,, заводах, кто-то из мам работает в каком-то учреждениях, но они еще справляются со множеством домашних отделах. Трудно маме порой бывает, устает. Если бы вы знали , как приятно бывает маме,когда сын или дочь интересуются как она себя чувствует. не устала ли, не тяжёлая ли у нее в руках. И если сумка тяжелая, помогут ее нести. Нужно помогать маме в домашних делах. А как вы помогаете маме (выслушиваю детей).

Вы,ещё маленькие и многие домашние дела вам не по силам. Но многие дела вы можете выполнять сами.

Динамическая пауза.

Встаем в круг; кидаю мяч детям. Как вы помогаете маме по хозяйству (убирать за собой вещи, игрушки поливать цветы, пылесосить, ходить за хлебом и т. д.)

— Заботится и помогать маме поводов очень много. В стихотворении Е. Благининой « Мама спит ока устала, но и я играть не стала ….

— Ребята, не случалась ли кому -нибудь из детей позаботиться о маметак,как рассказано в стихотворении

игра «подбери слово» мама какая ? (взять 7-10 слов)

В заключении занятия спрашиваю о чем лети узнали на сегодняшнем занятии, какие выводы для себя сделали :

Беседа для детей №8

«Семьи большие и маленькие»

Важно, чтобы в ходе беседы дети поняли, что независимо от числа родных семья является для ребенка родным домом, где его любят, заботятся о нем. Воспитатель просит детей назвать членов своей семьи. Обобщая ответы детей, педагог обращается к литературным произведениям, знакомым дошкольникам. – В одних семьях есть мама, папа и ребенок, как в сказке «Три медведя». У папы-медведя были большая кровать, большой стул, большая миска, а у мамы-медведицы – поменьше, а у мишутки все было совсем маленьким. Они жили дружно. – А вот Буратино жил вдвоем с папой Карло. Их семья была небольшая, дружная. Папа Карло купил на последние деньги для Буратино «Букварь», чтобы он смог научиться читать.– А у Красной Шапочки были мама и бабушка. Бабушка жила отдельно в лесном домике. Внучка часто гостила у нее. Когда мама пекла пироги, Красная Шапочка относила их бабушке. Так они заботились друг о друге. – Снегурочка (сказка «Снегурочка») жила с дедушкой и бабушкой. Старики очень любили свою внучку, заботились о ней, а она всегда помогала им по хозяйству. – А вот у Чиполлино, лукового мальчика, был отец Чиполлоне, мама и семь братьев. В этой большой семье все заботились друг о друге. Когда злой Лимон обидел старого отца Чиполлоне, его сын Чиполлино вместе с братьями и друзьями защитили его. – А эта семья большая или маленькая? (Стихотворение 3. Александровой.) И в нашей квартире Ребята растут. Кроватки четыре — Их четверо тут. Наташа постарше И в школу пошла, А Танечка наша Мала и кругла. На толстеньких ножках Топочет она То с куклой, то с кошкой, То просто одна. – Сколько детей в этой семье? – Как вы думаете, Наташа заботится о маленькой Танечке? Расскажите, как она это делает. – Есть ли еще дети в этой семье? (Есть. Еще двое.) Давайте дадим им имена. Пусть это будут мальчики. (Дети придумывают имена.) – А теперь давайте поиграем в игру «Наша семья». Наташа будет заботиться о Тане (готовить обед, купать Таню, играть с ней), а мальчики (называет имена) будут ей помогать. После игры воспитатель возвращается к беседе: – У кого дома есть братья или сестры? – Вы с ними играете? – Вы их любите? – Люди всегда ценили любовь братьев и сестер. Когда хотят сказать о крепкой дружбе, говорят: «Они как родные братья». Воспитатель предлагает детям нарисовать сестру или брата. – Вместе с вами могут жить дедушка и бабушка. Но даже если они живут отдельно – они тоже ваша семья. Воспитатель стремится показать детям, как бабушки и дедушки заботятся о своей семье. Важно, чтобы дети поняли, что пожилым людям надо помогать, что нужно заботиться о них. Педагог предлагает поднять руки тем ребятам, у которых есть бабушки и дедушки, просит рассказать, как дети о них заботятся. – Дедушки и бабушки – это папы и мамы ваших пап и мам. С годами они стали старенькими. Вот как это случается. (Г. Сапгир «Семья»; стихотворение читается по желанию воспитателя.) Очень-очень-очень-очень Маленький мальчонка Встретил очень-очень-очень-очень Бойкую девчонку Когда они выросли и поженились, Они нисколько не изменились: Очень-очень-очень-очень Симпатичный папа И очень-очень-очень-очень Озорная мама. Шли годы: осень на смену весне. И у них появились Морщины, Седины, Пенсне. И теперь уже они Не юноша и девушка, А очень-очень-очень-оченьБабушка и дедушка. И рассказывают сказки, В креслах сидя рядом, Очень-очень-очень-очень Маленьким внучатам. – Как в вашей семье отмечают день рождения бабушки или дедушки? Что приятного вы можете сделать им? (Нарисовать открытку, спеть песню, прочитать стихотворение…) Послушайте, какое стихотворение приготовил внук своей бабушке на день рождения. (С. Капутикян «Моя бабушка».) Стала бабушка Старой, хворою. От ходьбы она устает. Храбрым летчиком Стану скоро я, Посажу ее в самолет. Не тряхну ее, Не качну ее. Отдохнет она наконец. Скажет бабушка: «Ай да внучек мой! Ай да внучек мой Молодец!» – Про бабушку люди складывают песни. Вот одна из них: Мы у бабушки Ели кашку, пили Простоквашку. Простоквашка Вкусненька, Кашка сладенька, Бабушка добренька! Скажем бабушке: «Спасибо». – А вы с бабушкой вежливы? Как вы заботитесь о ней? (Ответы детей.) В конце занятия воспитатель предлагает детям сделать подарок бабушке (дедушке). Дружба Понятия «друзья», «товарищи» дети дошкольного возраста различают плохо. Друзьями они называют тех, с кем больше общаются, кто больше нравится. Дошкольники строят свои отношения со сверстниками, основываясь на положительных эмоциях, связанных в основном с совместной деятельностью (вместе ходят в детский сад, играют, гуляют). Чем младше возраст, тем менее устойчивы эти отношения. Дети постарше более осознанно подходят к выбору товарища (нравится – не нравится, интересно – не интересно, обижает – не обижает и т. д.). В этом возрасте уже можно говорить о зарождении дружеских отношений, которые иногда продолжаются и в последующем. В ходе бесед по этой теме воспитатель обобщает имеющиеся у детей знания о дружбе, помогает укрепить дружеские отношения, воспитывает у дошкольников привычку дружно играть и трудиться сообща, формирует умение договариваться, помогать друг другу и т. п. Глупые ссорятся, а умные договариваются (5–6 лет) Беседа помогает детям понять, что ссоры могут привести к беде. Воспитатель предлагает детям послушать рассказ (по повести А. Гайдара «Чук и Гек»): … Жили-были два брата Чук и Гек. Когда мамы не было дома, пришел почтальон и принес телеграмму от отца из тайги, где он строил дорогу. В телеграмме отец предупреждал, что выезд (дети с мамой собирались к нему на Новый год) надо отложить на две недели. Это было вызвано тем, что отец уедет далеко в тайгу. Получив телеграмму, братья стали спорить, кто из них будет хранить телеграмму и отдаст ее маме. Чук положил телеграмму в свою коробочку и не хотел отдавать ее Геку. Гек стал вырывать коробочку, это ему удалось, и, чтобы брат не забрал ее обратно, он бросил ее в форточку. Братья в ужасе остановились, а затем бросились на улицу за коробкой. Но огромные сугробы снега надежно ее спрятали. После долгих поисковмальчики вернулись домой ни с чем. Тут пришла мама. Испугавшись, братья ничего ей не сказали. Вскоре они отправились поездом к отцу. Потом долго ехали на санях по тайге в домик, где жили геологи. Приехав, они обнаружили, что в доме никого нет. – Что было дальше, вы узнаете, если попросите родителей прочитать повесть Аркадия Гайдара «Чук и Гек». – Как мальчики могли решить свой спор? – Каким словом можно назвать эту ссору? (Глупая ссора.) – Давайте подумаем, что мальчики могли бы сделать, чтобы отложить отъезд к отцу. (Рассказать маме о телеграмме.)Правильно, тогда мама пошла бы на почту и выяснила, что было написано в телеграмме. – А бывало так, что ваши ссоры приводили к неприятностям? Расскажите, как это случилось. Подумайте, что надо было сделать, чтобы этого не случилось. – Подходит ли к истории о Чуке и Геке пословица: «Глупые ссорятся, а умные договариваются».

multiurok.ru

Беседа с детьми: «Вежливый и учтивый ребенок нравится всем»

(Для разновозрастных групп)

Цель:

1) средняя группа — углублять знания детей о различных формах вежливых слов и их значении.

Учить правильно здороваться, соблюдая правила речевого этикета.

Расширять этический кругозор детей.

Воспитывать желание быть вежливыми, доброжелательными к людям.

2) старшая группа — обобщить знания детей о различных формах вежливых слов;

формировать у детей умение рассуждать, учить, оценивать поведение персонажей сказки «Вежливый кролик», выражать свое отношение к их поступкам.

Способствовать воспитанию вежливости, доброты, дружеских отношений между детьми.

Воспитывать положительное отношение к другим людям, уверенность в себе.

Предыдущая работа: беседа с детьми «Могут ли поступки быть вежливыми?»; чтение детям рассказов и сказок В. А. Сухомлинского «Почему дедушка такой добрый сегодня», «Скажи человеку «Здравствуйте!», «Черствость, безразличие», изучение пословиц о вежливости.

Оборудование: мячик, «цветок вежливости», запись мелодии Л. В. Бетховена «Душа», мексиканская сказка «Вежливый кролик», гуашевые краски, кисточки, бумага, салфетки, клеенки.

Словарная работа: активизировать словарь детей прилагательными: вежливый, воспитанный, вежливый; употреблением слов вежливых форм общения; обогащать словарь употреблением пословиц и стихов о вежливости.

Ход беседы воспитателя с детьми:

— Дети, давайте поздороваемся.

— Дети, сегодня я вас приглашаю в «Школу вежливости», чтобы поговорить о чем-то волшебном. Волшебство встречается в сказках. Это и волшебные вещи, и волшебные герои, и … волшебные слова. Но эти волшебные слова бывают не только в сказках. Мы их слышим каждый день и иногда даже не обращаем внимания. Но обойтись без них невозможно. Эти слова нам очень нужны.

Ребенок: Ко всем сердцам, как к двери,

Есть ключики одни.

Их каждый легко подберет,

Нужные слова найдет.

Слово это словно ключик,

Золотой и сказочный,

Словно самый светлый лучик,

Звать его «Пожалуйста».

Спасибо с улыбкой сказать так несложно,

Но нет его в мире порою дороже!

Во дворе, в семье, в саду,

Слово это трудится,

У того, кто с ним в ладу,

Все на свете сбудется.

— Почему волшебные слова называют ключиками ко всем сердцам?

— Для успешной нашей работы давайте поздороваемся, поприветствуем друг друга.

Игра — приветствие «Мяч передавай, с тем, кто рядом поздоровайся»

(Дети передают друг другу мяч, произнося слова — приветствия)

— Вика, добрый день!

— Привет, Сережа!

— Здравствуй, Саша!

— Доброе утро, Елена Николаевна!

— Привет, Екатерина!

— Дети, народная мудрость гласит: От учтивых (вежливых) слов язык не отсохнет. Чтобы быть приятным людям, надо всегда помнить правила вежливости.

Дидактическое упражнение «Закончи предложение»

1. Придя в детский сад надо со всеми … (поздороваться).

2. Чтобы попросить у товарища игрушку говорят … (Дай мне, пожалуйста) (сер.)

3. Когда двое разговаривают нельзя … (их перебивать).

4. Когда оскорбил товарища надо … (попросить прощения).

5. Чтобы тебя уважали люди все надо быть … (всегда приветливым).

6. Идя домой надо сказать всем … (до свидания).

Физкультминутка:

Я улыбаюсь солнышку: (подъем рук через стороны вверх)

«Здравствуй, солнце золотое»

Я улыбаюсь цветочкам- (наклоны туловища вперед, руки на поясе)

Пусть они цветут!

Я улыбаюсь дождю — (наклоны влево — вправо, руки вверху)

«Лейся, дождик, как из ведра»

Друзьям улыбаюсь — (прыжки на месте с хлопками в ладоши)

Желаю им добра.

— Правила хорошего тона требуют быть внимательными к людям. Для этого нужно учиться узнавать состояние человека, его настроение по внешнему виду. А поднимают настроение искренние пожелания от друзей. Давайте поиграем в игру «Я желаю тебе …» (под тихую музыку дети говорят пожелания, передавая «цветок вежливости» друг другу).

-Говорят, что вежливость необходима всем или каждому. В этом мы убедимся, прослушав сказку.

Мексиканская сказка «Вежливый Кролик»

Какие вежливые слова прозвучали в сказке? (Ср)

— Как отреагировала змея на вежливое приветствие Кролика? (В)

-Как помогла вежливость кролика избежать беды? (В)

— Вспомните случай из своей жизни, когда вам помогла вежливость?

-А сейчас я предлагаю старшим детям нарисовать «Дерево вежливости». На нем должно быть столько плодов, сколько вежливых слов вы знаете. А дети нарисуют «Поляну вежливости», где каждый цветок — вежливое слово.

Самостоятельная работа детей.

-Молодцы,  дети! Вы сегодня побывали в школе вежливости, и я надеюсь, что вы хорошо запомнили вежливые слова и всегда их будете использовать.

mirdoshkolnikov.ru

Материал (старшая группа) по теме: Картотека тем доверительных бесед с детьми старшего дошкольного возраста. | скачать бесплатно

КАРТОТЕКА

ТЕМ  ДОВЕРИТЕЛЬНЫХ  БЕСЕД  С  ДЕТЬМИ СТАРШЕГО  ДОШКОЛЬНОГО  ВОЗРАСТА.

ВОСПИТАТЕЛЬ:  КАПУСТА Л.Я.

МАДОУДСКВ №10

СТ. СТАРОМИНСКАЯ.

Темы  доверительных бесед с детьми.

1.  Если мама заболела.
2.  Как правильно вести себя с незнакомыми людьми.
3. Что для тебя означает фраза: « Береги себя»?

4.  Как нужно ходить по лестнице (занятие-практикум).
5.  Ты остался дома один.
6.   Если дома случился пожар.
7.   Ты  гуляешь на улице,( во дворе.)
8.   Умеешь ли ты переходить улицу.
9.   Если ты потерялся.
10.  Мы едем, едем, едем (как вести себя в общественном  транспорте).

11.  Справедливо разрешай спор.

12. Будь внимателен к товарищу.

13.За свои ошибки отвечай сам, не перекладывай вину на  другого;

14. Уступай игрушки товарищам.

15.Будьте вежливы и приветливы со всеми взрослыми.

16. Не перебивай взрослых, не вмешивайся в их разговор.

17.На улице,  в детском саду, в транспорте говори спокойно, негромко

18.  Подай стул или уступи место вошедшему человеку.

19. Учить считаться с интересами товарищей, защищать слабых.

  1.   Умей  договариваться с товарищами.
  2.  Умей  радоваться успехам товарищей.
  3.  Справедливо разрешай  возникающие споры и конфликты.
  4.  Предлагай свою помощь товарищам и взрослым.
  5.  Приучайся  выполнять свои поручения старательно.
  6.  Береги  материалы и предметы, убирай их на свои места.
  7.  Выполняй обязанности дежурного добросовестно.
  8.  Уважительно относись  к людям труда и результатам их труда.
  9.  Будь вежливым. Умей :  (здороваться, прощаться, благодарить)
  10.  Умей  культурно  разговаривать.
  11.  Выполнять правила поведения в группе в отсутствие воспитателя.
  12.  Выполняй правила поведения в общественных местах.
  13.  Культурно веди себя за столом.
  14.  Доброжелательно относись к взрослым, заботиться о малышах.
  15.  Бережно, относись к одежде, к вещам.
  16. Уважай  работников  детского сада.
  17.  Будь  чутким  и уважительным к старшим, проявляй  готовность им помочь.
  18.  Великодушно относись к слабому.
  19.  Будь справедливым.
  20.  Заботься о своих близких.
  21.  Будь скромным.
  22.  Будь добрым.
  23.  Будь гостеприимным.
  24.  Радуйся успехам товарищей.
  25.  Будь внимателен к переживаниям сверстников.
  26.  Ответственно относись к любому делу.
  27.  Дружески относись к  сверстникам.
  28.  Отрицательно относись  к аморальным качествам: хитрости, лживости, жестокости, себялюбия, лености.
  29.  Считайся с мнениями и интересами других.
  30.  Защищай слабых.
  31.  Помогай  товарищам.
  32.  Справедливо разрешай споры и конфликты.
  33.  Умей сопереживать успехам и неудачам товарищей.
  34.   Справедливо оценивай свои поступки и поступки сверстников.
  35.  Не зазнавайся.
  36.  Не хвастайся.
  37.  Не будь самонадеянным.
  38.  Не будь развязным.

58. Как сидеть на стуле, кресле, диване во время разговора дома и в гостях.

59. Как войти в комнату (раздетым или в одежде).

60. Уступай место в автобусе.

61. Помогай маме или бабушке донести покупки.

62. Вежливо обращайся с просьбой.

63. Как спросить у незнакомого человека, сколько времени.

64. Что ты сделаешь, если кто-то рядом с тобой, что-то уронил?

65. Как спускаться или подниматься по лестнице.

66. Пропусти в дверях  старшего.

67. Куда деть фантик от конфеты на улице.

68. Как показать на понравившуюся игрушку.

79. Если ты будешь совсем невидимым (невидимкой), как ты будешь себя вести?

70. Если ты будешь волшебником, что сделаешь с человеком, который всех обижает?

71. Будь смелым

72.  Умей выслушать другого.

73.Не обижайся по пустякам, не кричи.

74. Спокойно высказывай свое мнение, свои идеи.

  1.  Не ссорься и не дерись.
  2. Умей уступить.
  3. Вежливо общайся.
  4. Умей прийти к общему решению.

nsportal.ru

Беседы с детьми | СЕМЬЯ и ВЕРА

Беседы о Боге и мироздании

• Мир, созданный Богом

• Дни творения. Рассказ Миши Романова

• О том, почему Ева не устояла…

• Как поговорить с Живым Богом?

• Детская беседа о Боге – Святой Троице

Беседы о Храме

• Беседа о храме. Детям и взрослым.

• Детям о монастырях и монахах

• Беседа с детьми о монашеской жизни

Беседы о святых

• Николай Чудотворец

• Преподобный Серафим Саровский

• О святых — церковные пояснения. Детям и взрослым

Беседы о праздниках

• Введение во храм Богородицы – урок родителям

• Детям в праздник Благовещения

• 8 марта – детям. Стихотворение и беседа.

Беседы о Великом посте

• Детям о Прощеном Воскресении

• Беседа с детьми перед Великим постом

• Великий Пост. Беседа с детьми об уступчивости.

• Детям о «Лествице». Беседа

Беседы о воспитании

• Детям – о главном в жизни!

• Как управлять своими желаниями

• Почему бывает скучно и не весело?

• Врать нехорошо!

• Хвастаться – это плохо

• Детское послушание родителям

• Детская беседа: – Хороший характер!

• Как нужно любить? Яркий пример!

• Детям о сказках и о жизни

• Девочка, которая исправилась после Причащения

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.


 

« Предыдущая запись Следующая запись » Обсуждение: 2 комментария
  1. Наталья:

    Спасибо Вам, создателям, разработчикам сайта и всем, кто трудится на нем. Спасибо за такие замечательные, добрые и поучительные беседы, рассказы. Как они нужны сейчас подрастающему поколению.

    Ответить

    1. Команда сайта «Семья и Вера»:

      Наталья, во славу Божию!
      Стараемся и очень радуемся, что духовные зерна падают в плодородные детские сердца!
      Впереди большие планы: создание отдельной рубрики детских поучительных аудиорассказов; детской видеорубрики; обновление многих созданных рубрик новым материалом.
      Помоги нам Господи в этом благом и душеполезном делании!
      Храни Вас Бог!

      Ответить

semyaivera.ru

Беседы с детьми

Управление образования Администрации Гурьевского района

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

комбинированного вида детский сад №17 «Улыбка»

Е. И. Мирошниченко

«Беседы по нравственному воспитанию с детьми дошкольного возраста»

(практическое пособие)

Гурьевск

2010

Содержание:

Особенности нравственного воспитания дошкольников……………………..3

«Беседа о вежливых словах»…………………………………………………. 12

«Беседа о доброте и жадности»………………………………………………. 15

«Беседа о бережном отношении к природе»………………………………… 17

«Что значит быть добрым и заботливым»…………………………………… 19

«Беседа о заботливых и трудолюбивых людях»…………………………….. 21

«Беседа о культуре поведения» ……………………………………………… 23

«Беседа о чуткости»…………………………………………………………… 24

«Беседа о вежливых словах»………………………………………………….. 26

«Беседа о вежливых словах»………………………………………………….. 28

«Беседа о храбрости и трусости»………………………………………………29

«Беседа о заботливости»………………………………………………………. 31

«Беседа о помощи взрослым»…………………………………………………. 32

«Беседа о хороших поступках»……………………………………………… .. 34

«Беседа о чуткости и равнодушии»……………………………………………35

Особенности нравственного воспитания дошкольников.

Нравственное воспитание – одно из важнейших сторон общего развития ребенка. Ориентиром для взрослого при формировании индивидуального нравственного сознания ребенка служит мораль (форма общественного сознания). В ней находят отражение господствующие в обществе идеалы, нормы и правила, которые регулируют поступки людей. Общественное мнение является инструментом оценивания, одобрения или осуждения тех или иных действий людей. Внутренним механизмом, побуждающим людей к общественно одобряемым поступкам, является совесть, чувство справедливости, честь, достоинство и т.д.

Формирование этих нравственных качеств – длительный процесс, требующий значительных усилий со стороны родителей. Повседневный опыт общения с окружающими служит источником как положительных, так и отрицательных примеров поведения.

Нравственные поступки – всегда осознанный выбор каждого, который зависит от степени развития нравственного сознания, тесно связанного с опытом отношений с окружающими и опытом собственного поведения. Всё это формирует нравственные качества личности, вырабатывает привычные для каждого человека формы поведения. Труднее всего выявить мотив поведения – внутренний побудитель поступка. Нравственные и корыстные мотивы поведения могут находить выражение в одних и тех же поступках (сделал добро, желая добра другому; сделал добро, преследуя свой корыстный интерес).

В дошкольном возрасте источником представлений о нравственной стороне жизни является взрослый. Ребёнок делает первые шаги в освоении норм жизни, общаясь со взрослым, перенимая у него опыт поведения, ориентируясь на слова «так нужно», «так нельзя».

Каждый возрастной этап в жизни дошкольника имеет свои психические особенности, определяющие специфику нравственного развития. Так, доминирование восприятия втором году жизни определяет привязанность действия к конкретной ситуации. К трём годам доминирующее положение начинает занимать память как основа сохранения личного опыта поведения. Когда на первый план выступают мыслительные процессы, появляется возможность обобщения накопленных фактов нравственного содержания. Наглядно-образный характер мышления дошкольников позволяет в образной форме донести до них сложные проявления нравственности. Естественно, что развитие мышления невозможно без речевого развития ребёнка, которое расширяет возможности общения с окружающими, позволяет взрослому разнообразить формы работы с детьми (больше возможностей, чтобы сопровождать показ разъя

sundekor.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *