Содержание

Тревожные расстройства у детей — причины, симптомы, диагностика и лечение

Тревожные расстройства у детей – группа аффективных нарушений, характеризующихся эмоциональным напряжением, беспокойством, страхами. В центре переживаний ребенка – негативные ожидания и предчувствия относительно собственной жизни, здоровья, отношений в семье и школе. Иногда тревожность принимает форму навязчивых мыслей, компульсивных действий, фобий, панических атак, ночных кошмаров. Основные методы диагностики – сбор анамнеза, беседа, наблюдение. Дополнительно используется психодиагностика. Распространенным методом лечения является когнитивно-бихевиоральная психотерапия в сочетании с приемом антидепрессантов и анксиолитиков.

Тревожные расстройства у детей относятся к широкой группе эмоциональных нарушений детского возраста. Их распространенность постоянно растет, в настоящее время патология занимает второе место среди психических заболеваний в детстве и подростничестве (после поведенческих отклонений). Активные исследования последних 20 лет позволили выявить новые нозологические единицы, которые теперь включены в МКБ-10 и DSM-IV – официальные классификаторы болезней. Эпидемиологические показатели колеблются от 4 до 15% в различных возрастных группах. Наиболее подвержены тревожным симптомам дошкольники и младшие школьники. У девочек преобладают варианты расстройств с выраженным эмоциональным компонентом, у мальчиков – с соматическим (нарушения пищеварения и сна, абдоминальные и головные боли).

Причины тревожных расстройств у детей

Тревога является естественной реакцией, усиливающей концентрацию внимания и активизирующей механизмы борьбы или бегства в ситуации угрозы. При ее усилении нарушается процесс адаптации, постоянная психофизиологическая напряженность приводит к истощению. В таких случаях говорят о тревожном расстройстве. У детей его причинами могут стать:

  • Врожденные факторы. Результаты близнецовых исследований доказывают, что склонность к интенсивной тревоге передается по наследству. Она может быть обусловлена особенностями гуморальной регуляции и функционирования нервной системы. Также в группе риска находятся дети, имеющие пренатальные и натальные поражения ЦНС.

  • Стиль воспитания. Симптомы тревоги формируются в результате определенного отношения родителей к ребенку. Развитию расстройств способствуют психастенические черты матери (реже – отца), гиперопека, директивные методы воспитания.

  • Психотравмирующее событие. Тревожность ребенка может быть спровоцирована переживанием болезни, разлуки с близким человеком, резким ухудшением материальных возможностей семьи, катастрофами, природными и военно-политическими катаклизмами. Единичное воздействие психотравмы переносится детьми проще, повторные эпизоды формируют невротические нарушения.

Патогенез

Периодическое проявление тревоги является нормальной реакцией организма, служит мотивационным компонентом поведения, обеспечивая высокий уровень бдительности, целеустремленности и готовности прикладывать усилия для достижения результата. Однако частые, неконтролируемые опасения негативно влияют на способность адекватно оценивать ситуацию и целенаправленно действовать, а в тяжелых случаях искажают восприятие повседневных событий. Тревожное состояние всегда ориентировано на будущее и проявляется страхом по отношению к тому, что может произойти. Чем сильнее выражено расстройство, тем более широк круг событий, которые расцениваются как опасные.

На физиологическом уровне высокую тревожность связывают с дисфункциями в отделах лимбической системы и гиппокампа, ответственных за регуляцию эмоций. И. П. Павлов рассматривал страх и тревогу как варианты проявления пассивно-оборонительного рефлекса. В основе данных эмоций – инстинкт самосохранения, активизирующий все системы организма для бегства либо борьбы. И если в норме возбуждение и торможение ЦНС сбалансировано, естественный оборонительный рефлекс сменяется расслаблением, то при расстройстве тревожного типа существует ригидность нейронных процессов – эмоция, ставшая неактуальной, переживается вновь и вновь.

Классификация

Существует множество видов детских тревожных расстройств, различающихся симптоматикой. Их общее проявление – продолжительное беспокойство, неадекватное существующей ситуации, которое негативно влияет на повседневную жизнь ребенка, снижает ощущение психологического комфорта. С учетом особенностей клинической картины выделяют:

  • Общее тревожное расстройство. Дети постоянно беспокоятся о различных сферах жизни – о здоровье, безопасности, отношениях со сверстниками и родителями, успешности учебы. Из всех вариантов будущего негативный кажется наиболее вероятным.

  • Обсессивно-компульсивное расстройство. Тревога проявляется навязчивыми действиями и мыслями. Ритуалы на непродолжительное время обеспечивают ощущение спокойствия.

  • Фобии. Предчувствие опасности может оформиться в устойчивый страх определенных объектов и ситуаций. Часто дети боятся высоты, темноты, выдуманных чудовищ, социальных контактов.

  • Панические атаки. Интенсивная тревога иногда проявляется нарастанием вегетативных симптомов – головокружением, учащением сердцебиения, дыхательным спазмом, перенапряжением мышц. Ребенок начинает избегать событий, способных спровоцировать панику.

  • Посттравматическое стрессовое расстройство. Данный вариант тревоги возникает как результат переживания травматического события, не вписывающегося в рамки привычного опыта. Проявляется внезапным наплывом воспоминаний и ночными кошмарами.

Симптомы тревожных расстройств у детей

Основной симптом – стойкое, выраженное беспокойство. Пациенты чувствуют себя эмоционально напряженными, не могут отвлечься от негативных переживаний и расслабиться. Из-за тревоги они испытывают трудности с концентрацией внимания, подростки сообщают об ощущении «пустоты в голове». Повышенная нервозность проявляется раздражительностью, плаксивостью, пугливостью. Характерно вздрагивание при неожиданных резких звуках, изменении освещенности, внезапных прикосновениях. Поведение становится избегающим (ограничительным): дети отказываются от общения, прогулок, активных игр, путешествий, употребления некоторых продуктов.

Среди физических симптомов тревожных расстройств преобладает беспричинная усталость и быстрая истощаемость. Больные жалуются на головокружение, слабость, головные и мышечные боли, дискомфортные ощущения в области живота и груди. Может отмечаться повышенная потливость, особенно в стрессовых ситуациях, учащенное сердцебиение, затрудненное дыхание, тремор и дрожь, чувство кома в горле, приливы жара, озноб. Аппетит чаще снижен, но иногда развивается прожорливость с последующей тошнотой и рвотой. Нарушения сна включают трудности засыпания, пробуждения среди ночи, кошмары.

Симптомами фобических расстройств являются устойчивые страхи. Формируется боязнь ситуаций, которые на самом деле не представляют угрозы либо могут быть опасны лишь при определенных условиях. Малыши раннего возраста боятся темноты, высоты, разлучения с матерью. У дошкольников активно развивается воображение, страхи связаны со сказочными или выдуманными чудовищами – драконами, динозаврами, ожившими скелетами, зомби, оборотнями. У школьников на первый план выходят социальные фобии – боязнь общения, знакомства, публичного выступления. Подростки испытывают страх потери контроля, смерти, сумасшествия, переживания позора. Тревога после переживания психотравмы характеризуется «флешбеками» – неконтролируемыми пугающими наплывами воспоминаний, кошмарами по ночам.

При обсессивно-компульсивном расстройстве тревожность сопровождается формированием навязчивых представлений пугающего характера. Дети мысленно проигрывают негативные варианты развития событий, испытывая при этом страх. Справиться с эмоциональным напряжением им отчасти помогают ритуальные действия – компульсии. Наиболее распространенные – частое мытье рук, перебирание края одежды, обкусывание ногтей, хождение по периметру комнаты. При панических атаках тревога возникает без видимой причины и мгновенно нарастает, проявляясь вегетативными симптомами. Самочувствие ухудшается – возникает головокружение, потемнение в глазах, чувство отчужденности собственной личности, нереальности предметов и событий. Вторично формируется страх очередной панической атаки, избегающее поведение.

Осложнения

Эмоциональные расстройства нередко приводят к осложнениям, так как дети неспособны понять и критически оценить собственные переживания. Они не сообщают о подавленном настроении и постоянном чувстве тревоги, поэтому диагностика проводится несвоевременно. Подростки не рассказывают о беспокоящих мыслях, опасаясь непонимания и осуждения со стороны окружающих. Длительное течение расстройства без адекватной терапии осложняется депрессией, аутическими изменениями поведения. Пациенты склонны к самообвинению, чувствуют одиночество, замыкаются, избегают общения. Возрастает риск социальной дезадаптации, суицидальных попыток на фоне депрессии.

Диагностика

Основное обследование проводит врач-психиатр: беседуя с родителями и ребенком, он собирает клинико-анамнестические данные, выясняет наличие соматических заболеваний, врожденных патологий ЦНС, уточняет условия проживания, особенности адаптации в детском саду, школе. При преобладании жалоб на состояние физического здоровья врач направляет на консультацию к педиатру, детскому неврологу для проведения дифференциальной диагностики. К специальным методам исследования относятся:

  • Беседа. В ходе непринужденного общения с ребенком специалисту нередко удается определить причину тревоги – страхи, деструктивные взаимоотношения в школе и семье, проблемы с учебой, воспоминания о психотравме. При выраженной тревожности дети пассивны, но становятся более открытыми при установлении доверительного контакта и обсуждении актуальных, беспокоящих тем.

  • Наблюдение. Врач оценивает эмоции и поведение ребенка. Для тревожного состояния характерна эмоциональная и двигательная скованность, гиперреакции на неожиданные раздражители (шум за дверью, вход без предупреждения посторонних людей). Малыши часто не хотят отходить от мамы, боятся смотреть в глаза.

  • Опросники. Подросткам предлагается ответить на вопросы стандартизированных методик для выявления повышенной тревоги. Используется шкала Спилбергера-Ханина, тест школьной тревожности Филлипса, тест на определение уровня тревожности Бека.

  • Проективные тесты. Для обследования детей дошкольного и младшего школьного возраста применяются методики, выявляющие неосознаваемые доминирующие эмоции (страх, беспокойство) и проблемы в межличностных отношениях. Распространенными инструментами диагностики являются рисуночные тесты (рисунок человека, семьи, несуществующего животного) и проективный тест «Выбери лицо» (Р. Тэммл, М. Дорки, В. Амен).

Лечение тревожных расстройств у детей

Терапевтическую помощь детям оказывают психиатры и психотерапевты, но для успешной реабилитации необходимо подключение матери, отца и других близких родственников. Объем лечебных процедур определяется индивидуально: при легких формах расстройств достаточно одного курса психотерапии и поддержки родителей, при тяжелом течении необходимо продолжительное медикаментозное лечение и периодические встречи с психологом. Общая схема лечения выглядит следующим образом:

  • Когнитивно-поведенческая терапия. На сеансах психотерапевт корректирует деструктивные установки, заменяет негативные суждения позитивными, обучает навыкам управления эмоциями и решения проблем. В итоге ребенок научается самостоятельно разрешать сложные ситуации, противостоять влиянию стрессовых воздействий. Если тревога основана на страхах или фобиях, применяется техника систематической десенсибилизации.

  • Семейная психотерапия. Для устранения тревоги ребенка необходима корректировка повышенной тревожности родителей и проблемных семейных отношений – факторов развития и поддержания расстройства. Взаимодействуя с семьей, психотерапевт использует техники когнитивной психотерапии, гештальт-терапии. Он налаживает нормальную коммуникацию между всеми членами семьи, обучает родителей лучше понимать ребенка, контролировать эмоции, избегать ситуаций, провоцирующих тревогу у сына или дочери.

  • Лекарственная терапия. Медикаментозная помощь показана при умеренных и тяжелых симптомах тревоги. Для долгосрочной терапии используются антидепрессанты. Препаратами выбора являются селективные ингибиторы обратного захвата серотонина (СИОЗС). Применение анксиолитиков в возрасте до 18 лет оправдано в исключительных случаях, когда имеются острые симптомы. С этой целью используются бензодиазепины, терапия проводится краткосрочно.

Прогноз и профилактика

Вероятность выздоровления во многом определяется своевременностью начала лечения и готовностью членов семьи помогать ребенку справляться с эмоциональными проблемами. При раннем обращении к специалистам прогноз благоприятный. Профилактика тревожных расстройств основывается на доверительных семейных отношениях, правильных способах воспитания, базирующихся на любви и уважении, без гиперопеки и авторитаризма. Важно проявлять искренность, открытость в общении, делиться собственным положительным опытом преодоления неуверенности и страхов. В сложных ситуациях необходимо оказывать поддержку, при неудачах – анализировать полученный опыт, учить ребенка делать выводы.

www.krasotaimedicina.ru

Фобии у детей и подростков

Практически все дети школьного и дошкольного возраста, подростки испытывают какие-то страхи и тревоги. Появление страха в экстремальной ситуации является нормальной физиологической реакцией, призванной мобилизовать ресурсы организма. Благодаря возникновению страха при существовании опасности человеку удается мгновенно собраться и принять решение о своем дальнейшем поведении.

Однако у некоторых детей, как и у взрослых, страх возникает беспричинно и одолевает постоянно. Наличие у человека алогичной, неуправляемой, навязчивой тревоги, которая причиняет существенный психологический дискомфорт и препятствует полноценному взаимодействию в социуме, дает основания предполагать о развитии тревожно-фобического расстройства, в просторечье именуемого фобией.

▸ Лечение фобий у детей и подростков. Детский гипноз. ◂

Формирование дисфункциональных мыслей и убеждений. Когнитивная гипнотерапия.

Сеанс гипноза и гипнотерапии: лечение фобий и психосоматики через поиск психотравм в гипнозе

Фобический страх имеет явные отличия от нормальной физиологической реакции. Для фобий характерна интенсивность переживаний, продолжительность мучительных ощущений, неадекватность эмоций существующей ситуации, навязчивость размышлений об объекте тревоги.

При развитии тревожно-фобического расстройства страх возникает не только при прямом контакте с пугающим объектом или при нахождении в устрашающей ситуации. Если человек одержим фобией, его тревога – беспочвенная, упорная, постоянная. Он лишается возможность контролировать и управлять своим эмоциональным состоянием.

Следует указать, что дети, как и взрослые понимают нелепость своих переживаний. Они критически относятся к своему состоянию и осознают нецелесообразность своего поведения. Зачастую люди прикладывают значительные усилия для избавления от разрушающих эмоций. Однако фобия коварна тем, что она лишает человека возможности мыслить адекватно и не дает быть хозяином своего внутреннего мира.

Фобии у детей: особенности расстройств в детском возрасте

При возникновении фобии дошкольники, школьники, подростки испытывают иррациональный навязчивый страх к огромному количеству самых различных объектов, явлений, проблем и ситуаций. Очень часто патологический страх абсолютно не связан с реально существующими обстоятельствами. Устрашающие ребенка объекты зачастую созданы его воображением и существуют в вымышленном мире. При этом симптомы дают о себе знать при возникновении обстоятельств, имеющих минимальную схожесть с созданными фантазией ситуациями.

Дети, страдающие фобией, пребывают в плену своих разрушающих переживаний практически постоянно, лишаясь психологического комфорта в дневные часы и не имея возможности спокойно и полноценно отдохнуть в ночное время. Попав в сети тревожно-фобического расстройства, малыш или подросток начинает применять защитную модель действий – поведение избегания.

Дети, зависимые от фобий, сознательно ограничивают себя от пребывания в местах, где, по их мнению, существует вероятность столкновения с пугающим объектом. Такие ребята умышленно отказываются от выполнения действий, которые потенциально могут спровоцировать приступ панического страха. Дети, пребывающие в зависимости от фобий, не могут раскрыть свой творческий потенциал и не способны в полном объеме усвоить учебный материал. Они испытывают явные трудности в установлении новых контактов и не могут поддерживать нормальные отношения с ровесниками. Одолевающий страх вынуждает их отказываться от увлекательных занятий, не позволяя полностью отдаться любимой деятельности.

В детском возрасте фобии, требующие экстренного проведения лечения, фиксируются очень часто. Причем для каждого возраста характерны свои специфические страхи и тревоги. Как показывает клиническая практика, для малышей в возрасте от двух до четырех лет характерен страх перед животными. Ребята дошкольного возраста чаще всего боятся остаться в одиночестве и не отваживаются быть самим в темных помещениях. Также для возрастного отрезка от четырех до семи лет свойственны фобии, связанные с мистикой. Ребята в таком возрасте очень бояться воздействия нечистой силы и испытывают страх перед существами, созданными их же фантазией.

Для ребят школьного возраста характерны социальные фобии: они испытывают панический страх перед выступлениями на публике. Они могут панически бояться учителей и испытывать неуправляемую тревогу перед предстоящими экзаменами. Некоторые школьники страдают от фобий, суть которых – неспособность завести новые знакомства.

У подростков часто возникает тотальный страх смерти и связанные с ним расстройства, например, боязнь заразиться неизлечимым заболеванием либо страх стать случайной жертвой насилия. У некоторых подростков формируется иррациональная тревога, связанная с предвкушением начала военных действий либо направленная на потенциально возможные природные катаклизмы.

Необходимо указать, что фобии с тяжелым течением, которые вносят существенные ограничения в жизнь детей, определяются более чем у 1% всех малышей им подростков. При этом этот показатель отражает лишь количество клинически зафиксированных случаев. Многие же упорно скрывают наличие у них тяготящих переживаний. Либо же их родители не придают особого значения эмоциональному состоянию ребенка, считая страхи – надуманным и самостоятельно проходящим явлением.

Чаще всего в лечебные учреждения обращаются пациентки женского пола. Это можно объяснить тем, что девочки и девушки, в отличие от мальчиков и юношей, являются более открытыми людьми и готовы откровенно вслух выражать свои переживания.

Что такое когнитивная терапия и как она работает?

Эксперименты по гипнозу: гипнотические феномены в глубоком гипнозе (сомнамбулизме). Обучение гипнозу

Фобии у детей: причины

Фундаментом формирования фобий является специфический характерологический портрет маленькой личности. Подавляющее большинство малышей, которым было диагностировано тревожно-фобическое расстройство, отличаются повышенной впечатлительностью, ранимостью, мнительностью, подозрительностью. Такие ребята – беспокойные и тревожные. Они склонны чрезмерно фиксировать внимание на своих переживаниях и подолгу размышляют о случившемся событии. Эти ребята отличаются бурной фантазией, нередко имеют незаурядные творческие способности.

Причинами, спровоцировавшими старт расстройств у детей, могут стать:

  • неблагоприятная атмосфера в семье, ссоры и скандалы между родителями;
  • взросление в асоциальной семье в окружении пьющих либо аморальных лиц;
  • распад семьи либо смерть близкого родственника;
  • пережитое физическое либо моральное насилие;
  • жесткий, директивный стиль воспитания;
  • тотальный контроль со стороны родителей;
  • завышенные требования к ребенку, критичность, неприятие особенностей его личности;
  • избыточная опека взрослых, невозможность проведения самостоятельных действий малышом или подростком;
  • «маятникообразный» стиль воспитание – использование «кнута и пряника», кардинально различные требования от матери и отца, суть которых не понимается ребенком;
  • изменение привычных условий существования – переезд в другой город, смена места учебы;
  • перегрузка информацией негативного характера, регулярный просмотр передач со сценами насилия, увлечение компьютерными играми агрессивной направленности;
  • пережитый испуг, когда маленький человек стал случайным свидетелем какой-то трагедии;
  • избыточная тревожность родителей, неумение взрослых держать под контролем свои эмоции.

Фобии у детей: симптомы

Тревожно-фобические расстройства у детей, как и у взрослых, проявляются разнообразными симптомами, которые можно условно распределить в следующие категории:

  • физиологические проявления страха;
  • психоэмоциональные нарушения;
  • поведенческие изменения.

Физиологические симптомы

К соматическим проявлениям фобий можно отнести разнообразные проблемы со стороны пищеварительного тракта. Малыш жалуется на боль в животе. Могут появиться диспепсические расстройства. Дети указывают на появление сухости во рту и неутолимую жажду.

Также у детей, страдающих расстройствами, появляются разнообразные респираторные симптомы. Ребята выдвигают жалобы на невозможность выполнить полноценный вдох. У малышей часто фиксируется учащенное дыхание. Может возникать отдышка при отсутствии физической нагрузки.

Распространенные симптомы фобий – различные сбои в работе сердечно-сосудистой системы. У ребенка фиксируется нестабильный пульс и учащенное сердцебиение. Он может жаловаться на болевые ощущения в области сердца. Некоторые ребята указывают, что у них возникают давящие, сжимающие ощущения в этой зоне.

У некоторых ребят наблюдается учащение позывов к мочеиспусканию. Пациенты часто рассказывают, что у них возникает шум в ушах, появляются летающие «мушки» перед глазами. Очень часто у больных тревожно-фобическими расстройствами появляется сжимающие ощущения в области черепно-мозговой коробки. Такой вид головной боли принято называть «каска неврастеника».

Психоэмоциональные нарушения

Распространенный симптом, фиксируемый у детей – предчувствие неминуемой катастрофы. Малыши и подростки постоянно ощущают нервное напряжение. Они не могут расслабиться.

Фиксируются значительные проблемы со сосредоточением внимания, из-за чего ребенок не может усвоить новый учебный материал. Из-за недостаточной концентрации внимания ухудшается мнестическая функция: ученик с трудом воспроизводит ранее хорошо знакомый материал. Некоторые дети сообщают, что в их голове царит «вакуум» и отсутствуют мысли.

При фобиях страдает эмоциональный статус ребенка: у него часто меняется настроение. В мгновение, когда его отпускает страх, он может быть жизнерадостным, а в последующий миг, когда вновь появляется тревога, малыш может начать плакать.

Поведенческие изменения

Один из ведущих симптомов фобий – нарушение режима и качества сна. В вечернее время ребенок подолгу не может заснуть. Ночью малыш часто просыпается. Его сны представляют собой кошмарные сновидения, персонажи которых – объекты страха. Утром ребенок чувствует себя разбитым. Отмечается сонливость в дневные часы.

Еще одним признаком фобий выступает изменение пищевых привычек. Одни малыши теряют аппетит и отказываются от еды. Другие ребята, наоборот, начинают очень часто кушать, потребляя еду чрезмерно большими порциями, при этом постоянно испытывая голод.

Если человек охвачен фобиями, меняется его стиль взаимодействия в социуме. Дети, страдающие тревожно-фобическими расстройствами, отличаются конфликтностью и неуступчивостью. Они враждебно и агрессивно относятся к сверстникам. Они недоверчивы к воспитателям и учителям.

О гипнотерапии. Что такое регрессивный гипноз и гипнотерапия? Отзыв о лечении страха темноты

Гипноз: отзыв о лечении страха ездить в метро & псориаз & социофобия

Фобии: методы лечения

Лечение фобий у детей происходит с использованием комплексного подхода, включающего медикаментозное лечение, психотерапевтическую коррекцию и воздействие гипнозом.

Поскольку любые фармакологические препараты обладают широким спектром побочных действий, а некоторые медикаменты и вовсе запрещены для назначения пациентам детского возраста, медикаментозное лечение расстройств проводится исключительно в крайне тяжелых случаях. При этом врачи стараются подобрать больному препараты растительного происхождения.

Основу лечения фобий у детей составляют психотерапевтические методики. Техники психотерапии нацелены на уменьшение симптомов патологического страха. С помощью психотерапии удается обучить ребенка адекватным способам реагирования при столкновении с объектом тревоги. На сеансах психотерапии пациент овладевает методами релаксации и снятия мышечного напряжения. Ребенок узнает, какие существуют варианты разрешения конфликтных ситуаций. Он обретает знания, благодаря которым ему удается установить нормальные отношения с другими людьми.

Психотерапевтическое лечение позволяет выявить доминирующие разрушающие мысли, изменить их на положительные размышления. Во время сессий ребенок осознает и изменяет ложные, внушенные извне убеждения.

Однако психотерапия не способно полностью избавить детей от фобий, поскольку оказываемое воздействие устраняет лишь рациональные компоненты страха. Для того, чтобы раз и навсегда освободить ребенка от иррациональной тревоги, необходимо установить и впоследствии искоренить причину панического страха. Такую возможность предоставляет только лечение с помощью гипноза.

Гипносуггестивное лечение подразумевает введение пациента в состояние гипнотического транса, при котором происходит временное устранение цензуры сознания и открывается доступ к подсознанию, где хранится вся информация о личной истории человека. При лечении гипнозом ребенок как бы заново возвращается в свое прошлое и переживает вновь психотравмирующую ситуацию. Однако это происходит в комфортной обстановке без причинения психической травмы. Благодаря этому ребенок по-иному интерпретирует произошедшую драму и перестает ощущать иррациональный страх.

Лечение гипнозом помогает не только установить и устранить причину фобии. Гипнотерапия дает толчок для раскрытия способностей человека и мотивирует к развитию личности. После терапии гипнозом ребенок полностью освобождается от фобий, становясь человеком, независимым от страхов и тревог.

● Лечение заикания путем изменения мышления.
● Обзор методов лечения фобий.
● Что такое гипнотерапия с научной точки зрения.

❂ Группа ВК «Лечение страхов и фобий. Обучение гипнозу»
❂ Группа FB «Психосоматика. Лечение страхов и фобий гипнозом»

Оценка статьи:

Загрузка…

Поделиться с друзьями:

classicalhypnosis.ru

Тревожно-фобическое расстройство. Классификация, симптомы и методы лечения

Тревожно-фобическое расстройство проявляет себя не только на психическом, но и на физиологическом уровне. Заболевание характеризуется повышенным чувством тревоги и страха, ухудшением общего самочувствия и вегето-соматическими симптомами. Расстройство возникает из-за действия психогенных факторов, таких как постоянные стрессы, переживания, межличностные и внутриличностные конфликты, психотравмы. В зависимости от специфики тревоги существуют различные разновидности данного синдрома. В большей степени тревожным состояниям подвержены женщины, пик расстройства приходится на юношеский возраст. Избавиться от тревожно-фобических симптомов можно с помощью правильно подобранного медикаментозного лечения и психотерапии.

Классификация тревожно-фобических расстройств

Существует несколько научных взглядов на дифференциацию тревожно-фобических расстройств, но в международной психиатрической практике используется следующая классификация:

  • агорафобия,
  • социофобия,
  • специфическая фобия,
  • другие расстройства (паническое, генерализированное).

Боязнью открытой местности или агорафобией страдает более 4 % населения мира, с каждым годом количество больных растёт. Особенностью расстройства является возникновение непреодолимого страха в местах большого скопления людей (на рынках, в транспорте, на улицах). При столкновении с провоцирующими факторами человека охватывает навязчивая паника, учащается сердцебиение, становится трудно дышать, состояние приближается к предобморочному. Как только изолировать стрессовый источник, приступ паники постепенно угасает. У расстройства есть тенденция к перерастанию в хроническую форму, поэтому при возникновении хотя бы двух приступов паники необходимо в обязательном порядке обратиться за помощью к специалистам.

Страх общественного внимания встречается в психиатрической практике чаще других тревожных расстройств. Согласно недавним научным исследованиям социальной фобией страдает около 10% населения. Расстройство характеризуется страхом повышенного внимания со стороны большого количества людей. Человек с социофобией боится выступлений на сцене, никогда не выбирает профессии, в которых может оказаться в центре внимания. Большинство социофобов осознаёт иррациональность своего страха, но при действии провоцирующих факторов впадают в тягостную неконтролируемую панику.

Неспецифическими фобиями называют расстройства, сопровождающиеся страхом только при столкновении со стрессором.

Уровень тревожности возрастает в ограниченных, специфических ситуациях, например, арахнофобия проявляется в виде физиологического страха исключительно при нахождении индивида поблизости паукообразных.

Американские психологи на протяжении многих лет собирали сведения про разновидности человеческих страхов и выделили большое количество необычных и абсурдных фобий. Среди самых бессмысленных страхов выделяют: антикофобия – боязнь антикварных лавок и старинных предметов культуры; вербофобия – страх отдельных словосочетаний и слов; аркусофобия – страх пройти под мостом или аркой; амаруфобия – боязнь горького вкуса.

К другим тревожно-фобическим расстройствам принадлежат панические приступы, которые возникают не только в стрессовых ситуациях, но и при предвосхищении провоцирующего события. Симптоматика данного явления не ограничивается только приступами паники, довольно часто отмечаются депрессивные состояния и вегето-соматические проявления. Данный тип, в свою очередь, подразделяется на следующие виды расстройств:

  • паническое,
  • генерализированное.

Паническое расстройство во многом зависит от генетических факторов, существует прямая связь между наличием тревожно-фобического расстройства у родителей и детей, вероятность возникновения заболевания составляет 15%. Основными признаками болезни являются: страх смерти, ощущение нехватки воздуха, потемнение в глазах и сдавленность в области грудной клетки. Состояние может ухудшаться при злоупотреблении алкоголем, психоэмоциональных нагрузках, чрезмерной двигательной активности. Генерализированный тип встречается чаще всего у женщин, в особенности у тех, кто пережил послеродовую депрессию. Основные симптомы заключаются в постоянной обеспокоенности за здоровье и жизнь детей и родственников, беспричинной тревоге, головокружении и психосоматических болях в желудке. Зачастую состояние отягощается депрессией и агрессивными тенденциями.

Человек может страдать одной или несколькими фобиями одновременно. В зависимости от тяжести страха выделяют следующие виды фобий:

  • комплексные,
  • простые.

Комплексный вид фобий является довольно сложным сочетанием множества страхов. Примером является социофобия, при которой человек боится появляться в общественных местах, участвовать в конкурсах или соревнованиях, выступать перед группой людей, пусть даже самой малой. Определяющим в данном случае является тот факт, что страдающий фобией может оказаться в центре внимания во многих жизненных ситуациях. Простой вид страхов проявляется в боязни непосредственно фобического раздражителя (ситуации, предмета), уровень тревожности повышается при прямом контакте. К простым фобиям можно отнести боязнь врачей или уколов, клаустрофобию или арахнофобию.

Клиническая картина и основные причины возникновения расстройства

Среди основных клинических проявлений тревожно-фобических расстройств выделяют следующие симптомы:

  • иррациональный, необоснованный страх в определённых местах или при контакте с предметами,
  • вегето-соматические проявления (покраснение кожных покровов, позывы к мочеиспусканию, головокружение),
  • приступ панической атаки,
  • избегание мест встречи с негативным раздражителем,
  • повышение уровня тревоги при предвосхищении контакта со стрессором.

Основной причиной развития заболевания является воздействие отрицательных психогенных факторов, негативно влияющих на уровень стрессоустойчивости и общее соматическое состояние человека. Расстройство может возникнуть внезапно или формироваться долгие годы, специфика появления первых симптомов зависит от интенсивности воздействия негативного стрессора. Если психотравмирующая ситуация является довольно значимой для индивида, существует вероятность спонтанного возникновения расстройства. При многократном, но незначительном действии постоянных стрессоров заболевание может развиваться намного дольше и протекать в замаскированной форме, прежде чем достигнет пика клинических проявлений. Наиболее подвержены тревожным состояниям и приступам паники люди со следующими особенностями:

  • чрезмерная эмоциональность,
  • низкая стрессоустойчивость,
  • застенчивость, робость,
  • тревожно-мнительный характер,
  • холерики, меланхолики (в большей степени),
  • конфликтность.

Также существует несколько научных теорий по поводу возникновения предпосылок к тревожно-фобическим расстройствам:

  • психоаналитическая,
  • биохимическая,
  • когнитивная,
  • психологическая,
  • наследственная.

Представители психоаналитического подхода считают возможными причинами возникновения фобий неправильный стиль семенного воспитания, проявляющийся в гиперопеке и изоляции ребёнка от сверстников. Если родители мешают ребёнку делать самостоятельные шаги, всячески отвергая любое проявление здоровой личностной автономии, есть риск появления страха перед социумом в будущем. Также психоаналитики предполагают, что подавленные сексуальные желания и фантазии могут перевоплощаться в неврозы и панические приступы. Биохимический подход считает возможным, что развитием страха может быть нарушение работы биогенных аминов в различных нейромедиаторных и гормональных системах.

Когнитивно-поведенческая теория считает, что тревога, способная перерасти в панику, чаще встречается у людей, чрезмерно обеспокоенных своим здоровьем. Психологическими причинами могут выступать: чрезмерная конфликтность и агрессивность, негативистский склад мышления, социальная изоляция индивида и напряжённая атмосфера в семье. Наследственная гипотеза предполагает возможное влияние генов на развитие тревожно-фобических расстройств. Существуют некоторые сведения, что вероятность возникновения заболевания намного выше, если хотя бы несколько родственников страдали от приступов паники и беспричинной тревоги.

Существует ряд факторов, влияющих на возможное развитие тревожных расстройств, это:

  • черепно-мозговые травмы,
  • постоянное переутомление, отсутствие надлежащего отдыха,
  • злоупотребление алкоголем, наркотическими веществами, кофеином,
  • нервное перенапряжение, конфликты,
  • интоксикации,
  • заболевания внутренних органов.

Лечение заболевания

Наиболее эффективным лечением тревожно-фобического синдрома является сочетание фармакотреапии с правильно подобранной психотерапией. Только комплексный подход может помочь избавиться от физиологических и психических проявлений тревоги. В качестве медикаментов пациентам назначают антидепрессанты и транквилизаторы, причём последние применяют не более 2 недель для профилактики зависимости. Если депрессивные состояния также преобладают в симптоматике расстройства, антидепрессанты прописываются на длительный срок. Из психотерапевтических практик наиболее действенными оказываются следующие подходы:

  • психоанализ,
  • когнитивно-поведенческая психотерапия,
  • гипноз, суггестия.

Психоаналитик ищет глубинную проблематику возникновения тревоги, помогает осознать истинные причины страхов. Для коррекции тревожных состояний наиболее распространена когнитивно-поведенческая психотерапия, использующая методы десензитизации, экспозиции, дыхательных упражнений. Данный подход напрямую сталкивает клиента с его же страхами, формируя защитные техники, и помогает понять настоящую причину своего иррационального страха. Методы внушения и гипноза действуют на бессознательную часть психики клиента, программируя её перестать испытывать страх при столкновении со стрессорами. Гипнотические практики не всегда оказываются действенными, так как не дают до конца осознать источник возникновения расстройства.

При первых же признаках тревожно-фобических расстройств необходимо незамедлительно обратиться к специалисту, так как у данного заболевания есть тенденция переходить в хроническую форму. В целом прогнозы терапии синдрома благоприятные, более 80% пациентов, своевременно обратившихся за помощью, полностью излечиваются.

 

onevroze.ru

Тревожные расстройства у детей | Симптомы и лечение тревожных расстройств у детей Компетентно о здоровье на iLive

Тревожные расстройства у детей лечат с использованием поведенческой терапии (по принципу воздействия вызывающего тревогу фактора и предотвращения реакции) иногда в сочетании с медикаментозным лечением. При поведенческой терапии ребенок систематически оказывается в провоцирующей тревогу ситуации, постепенно меняющейся по силе воздействия. Помогая ребенку оставаться в провоцирующей тревогу ситуации (предотвращение реакции), терапия позволяет ему постепенно становиться менее восприимчивым к таким ситуациям, и тревога уменьшается. Поведенческая терапия наиболее эффективна, если опытный специалист, знакомый с развитием ребенка, индивидуализирует эти принципы.

В легких случаях обычно достаточно только поведенческой терапии, однако медикаментозная терапия может потребоваться в более тяжелых случаях или при отсутствии опытного психотерапевта, специализирующегося в области поведенческой терапии у детей. Как правило, препаратами первого выбора при необходимости медикаментозной терапии являются селективные ингибиторы обратного захвата серотонина (SSRI).

Большинство детей без осложнений переносит терапию SSRI. Иногда могут отмечаться неприятные ощущения со стороны желудка, диарея или бессонница. У некоторых детей появляются побочные эффекты в виде изменения поведения, включающие возбуждение и расторможенность. Небольшая часть детей не переносит SSRI, в таком случае приемлемой альтернативой являются серотонинергические трициклические антидепрессанты, такие как кломипрамин или имипрамин; оба препарата дают в стартовой дозе 25 мг внутрь перед сном, этой дозы часто бывает достаточно. При необходимости использования более высокой дозы следует контролировать уровень препарата в сыворотке крови, а также ЭКГ. Уровень препарата в крови не должен превышать 225 нг/мл, так как более высокий уровень часто ассоциируется с повышенным риском побочных эффектов при сравнительно небольшом увеличении терапевтического эффекта. Так как всасывание и метаболизм препаратов варьируют в значительной мере, дозы, необходимые для достижения терапевтического уровня, сильно отличаются. В некоторых случаях для снижения побочных эффектов бывает необходимо разделить дозу препарата на два или три приема.

SSRI, применяемые у детей старшего возраста и подростков

Препарат

Стартовая доза

Поддерживающая доза

Комментарии

Циталопрам

20 мг один раз

40 мг один раз в день

Аналог эсциталопрамома

Эсциталопрам

10 мг один раз

20 мг один раз в день

Наиболее селективный из SSRI

Флуоксен

10 мг один раз

40 мг один раз в день

Длинный период полувыведения; наиболее возбуждающий SSRI; у некоторых пациентов может отмечаться накопление препарата

Флувоксамин

50 мг один раз

100 мг два раза в день

Может повышать уровень кофеина и других ксантинов

Пароксетин

10 мг один раз

50 мг один раз в день

Обладает наиболее выраженным седативным эффектом среди всех SSRI; у некоторых пациентов могут развиться симптомы отмены

Сертралин

25 мг один раз

50 мг один раз в день

Одобрено Управлением по медикаментам и пищевым продуктам (FDA) при обсессивно-компульсивных расстройствах у детей младше 6 лет

1 Могут отмечаться побочные эффекты со стороны поведения, такие как расторможенность и возбуждение. Чаще они легкой и умеренной степени выраженности; для купирования побочных эффектов со стороны поведения, как правило, достаточно снизить дозу или сменить препарат на аналогичный. В редких случаях могут развиваться тяжелые побочные эффекты, такие как агрессивность и суицидальное поведение. Эти побочные реакции связаны с идиосинкразией и могут возникать при применении любого антидепрессанта и в любой момент лечения. Вследствие этого дети и подростки, получающие лечение этими препаратами, должны находиться под наблюдением.

Диапазон доз приведен приблизительно. Существует значительная вариабельность как в терапевтическом эффекте, так и в побочных реакциях; стартовую дозу превышают только в случае необходимости. Данная таблица не заменяет полную информацию по применению препаратов.

ilive.com.ua

Повышенная тревожность детей и подростков

Повышенная тревожность детей и подростков – психологическая особенность, характеризующаяся склонностью к беспокойству в большинстве жизненных ситуаций. Может проявляться чрезмерной привязанностью к матери, возбудимостью, гиперактивностью, подавленностью, замкнутостью, застенчивостью, страхами, нарушениями сна, аппетита. Диагностируется с помощью клинических (опрос, осмотр) и психологических (тесты, опросники) методик. Основой лечения является психологическая помощь, которая при необходимости дополняется применением лекарственных препаратов – антидепрессантов, транквилизаторов.

Тревога – комплекс эмоциональных, когнитивных, поведенческих реакций, возникающих при воздействии стрессоров: определенных ситуаций, межличностных контактов, внутренних сигналов организма, прошлого опыта. Периодическое или постоянное чувство тревоги называется тревожностью. При слабой выраженности рассматривается как качество личности, индивидуальная особенность, при усилении – как психическое расстройство. Распространенность патологической тревожности в составе аффективных расстройств среди детей и подростков составляет 2%. Менее выраженные устойчивые симптомы определяются примерно у 40-60% дошкольников и школьников. До 12 лет патология чаще диагностируется у мальчиков, в последующем – у девочек.

Причины повышенной тревожности

Тревожность развивается как результат воздействия внутренних и внешних факторов. Преобладание тех или иных причин определяется возрастом. Выделяют четыре большие группы обстоятельств, способствующих возникновению данной патологии:

  • Эмоциональный опыт. Актуальная повышенная тревожность поддерживается эмоциями, которые вызываются воспоминаниями о пережитом событии. Боязнь повтора требует постоянного контроля ситуации, самоконтроля. Неспособность управлять обстоятельствами провоцирует тревогу, порождает новый негативный опыт, который становится дополнительным источником беспокойства.

  • Личностные особенности. Источниками постоянной тревоги являются внутриличностные конфликты. Актуализация происходит при формировании противоречия между идеальным и реальным образом Я. Тревожности подвержены ранимые, обидчивые, предрасположенные к запоминанию негативного опыта дети, подростки.

  • Семейное воспитание. Диапазон искаженных стилей воспитания, способных сформировать повышенную тревожность, очень широк. Напряжение, беспокойство развиваются на базе противоречивых, завышенных родительских требований, их несоответствия требованиям педагогов, негативного отношения, положения зависимости, подчинения. Причиной может стать тревожность родителей, компенсируемая гиперопекой, ограничением свободы ребенка.

  • Влияние школы. Учебная тревожность начинает формироваться у детей дошкольного возраста. Развитию эмоциональной напряженности способствует стиль работы воспитателя, завышенные требования, сравнение детей между собой. Начало школьного обучения является стрессом для ребенка. Новая среда, правила, нормы, отношения становятся источником неопределенности, тревоги. Эмоциональное расстройство закрепляется при больших учебных нагрузках, сложностях освоения учебной программы, наказаниях родителей за плохие оценки, негативном отношении одноклассников.

Группу риска повышенной тревожности составляют дети, подростки, проживающие в неблагоприятных бытовых условиях, имеющие родителей с невротическими, депрессивными расстройствами, алкоголизмом, наркоманией. Провоцирующим фактором является состояние здоровья ребенка – болезни, недомогания увеличивают вероятность развития тревожности.

Патогенез

Основу патогенеза повышенной тревожности образует взаимодействие биологических, психологических факторов. На уровне физиологии тревога является реакцией нервной системы на потенциально опасные стимулы. Происходит увеличение продукции нейромедиаторов, электрическая стимуляция стволовой части головного мозга формирует страх, тревогу. Тревожные расстройства относятся к неврозам, характеризуются парциальностью, многообразием клинических проявлений, сохранностью критического отношения пациента.

Представители психоанализа полагают, что в основе тревожности лежит внутренний конфликт между существующей потребностью, желанием ее реализации и непринятием со стороны общества. Сторонники поведенческих теорий рассматривают тревогу как условно-рефлекторную реакцию на болезненный, устрашающий стимул. Последователи когнитивного направления определяют патогенез тревожности как формирование ошибочных, искаженных мыслительных образов (преувеличение проблемы).

Классификация

Распространенной классификацией повышенной тревожности детей и подростков является хронологическая. Для каждого варианта расстройства характерен определенный возраст начала, симптомы сохраняются длительное время, наслаиваются друг на друга. Существует четыре типа тревожности:

  • Примитивная реактивность. Сензитивный период – младенчество. Тревога возникает при неожиданной сенсорной стимуляции: воздействии звука, света, удара.

  • Тревожность разлуки. Возраст – раннее детство. Нарушение происходит из страха сепарации от матери, отца, близких людей, знакомой обстановки.

  • Страх чужих. Период возникновения – дошкольное детство. Усложняются социальные взаимоотношения, ребенок общается с воспитателями, сверстниками. Многообразие контактов, их эмоциональная окрашенность порождают тревогу.

  • Боязнь событий, объектов. Развивается у старших дошкольников, младших школьников. Представлена страхом темноты, нереального (привидения, чудища), смерти, болезни, социальных контактов.

Симптомы повышенной тревожности

Клиническая картина изменяется по мере взросления, со временем симптомы становятся более сложными, разнообразными. У новорожденных повышенная тревожность проявляется повышенным двигательным беспокойством, плаксивостью, частыми пробуждениями ночью, сниженным аппетитом. Ребенок 2-4 лет чрезмерно привязан к маме как к источнику спокойствия. Тревога сопровождается возбудимостью, гиперактивностью либо подавленностью, апатией. Формируются страхи – оформленные источники тревожности. На фоне стресса развивается вторичная иммунная недостаточность, ребенок часто болеет.

У дошкольников определяется заниженный уровень самооценки. В детсадовской группе они предпочитают играть одни, замкнуты, скромны. Нередко повышенная тревожность переходит в невроз, сопровождающийся фобиями, навязчивыми действиями, мыслями. Внешне это проявляется страхом закрытых/открытых пространств, темноты, откусыванием ногтей, выдергиванием волос, частым мытьем рук, онанизмом. Речь тихая, робкая. Характерны психосоматические симптомы: головокружения, абдоминальные боли, учащение сердцебиения.

При взрослении ребенка повышенная тревожность становится более осознанной, закрепляется, трансформируясь в тревожно-невротический вариант развития личности. При отсутствии стрессов, конфликтных ситуаций заостренные черты компенсируются различными поведенческими, когнитивными способами: избеганием публичных выступлений, предпочтением одиночества компании, обесцениванием ситуаций, провоцирующих тревогу. Декомпенсация провоцируется внешними и внутренними (гормональной перестройкой) причинами, требует помощи врачей, психологов.

Осложнения

Без лечения повышенная тревожность детей и подростков приводит к развитию ипохондрического, обсессивно-компульсивного невроза, фобического тревожного расстройства. При длительном сглаженном течении развивается тревожно-мнительная, психастеническая акцентуация характера. Она определяет стиль поведения подростка, его жизненные выборы: доминирует мотив избегания неудач, повышен самоконтроль, отсутствует умение реализовывать себя. Кризисные, конфликтные ситуации приводят к состоянию декомпенсации, часто принимающему форму соматического заболевания, депрессии.

Диагностика

Диагностика повышенной тревожности производится детским психиатром, медицинским психологом. Используются следующие методы:

  • Клиническая беседа, наблюдение. Специалист выясняет у родителей симптомы, их продолжительность, выраженность, время начала. Обсуждает с ребенком сферы жизни, сопровождающиеся тревогой: процесс засыпания, отношения со сверстниками, учебные сложности. Подростки способны рассуждать о возможных причинах эмоционального напряжения. При наблюдении за поведением пациента отмечаются характерные признаки: робость, скованность, неуверенность, застенчивость, боязливость.

  • Психодиагностические методики. Детям до 10-11 лет предлагается выполнить рисуночные тесты, тесты интерпретации образного материала (чаще всего – социальных ситуаций). Подростки, родители заполняют опросники: патохарактерологический диагностический опросник (ПДО), опросник Спилберга-Ханина, шкалу Филлипса, опросник Лаврентьевой, Титаренко.

Повышенная тревожность детей и подростков дифференцируется от тревожно-депрессивных состояний, замкнутости как симптома реакции дезадаптации, шизофрении. При затруднениях в различении расстройств клиническими методами используются дополнительные психологические методики: опросники депрессии, личностные опросники, пробы для исследования мышления.

Лечение повышенной тревожности

Основу лечения составляет помощь психолога, психотерапевта. Она имеет ряд направлений:

  • Повышение самооценки. Адекватная самооценка – фундамент уверенности, гармоничной личности. Тревожные дети посещают групповые встречи, им предоставляется возможность в «щадящих» условиях проявить себя. Выполняются упражнения на похвалу, поддержку, благодарность. Для наглядности достижений заводится дневник самоотчета, стенд. Проводятся консультации родителей, обсуждаются способы внутрисемейного взаимодействия.

  • Устранение напряжения. С подростками отрабатываются навыки релаксации, дыхательные техники, выполняется коррекция ошибочных суждений, вызывающих напряжение. У детей младшего возраста снятие напряжения осуществляется через телесный контакт – объятия, поглаживания, массаж. Второй способ – творческие занятия (детская арт-терапия): рисование, лепка, создание, обыгрывание сказок.

  • Самоконтроль. Скованность, стеснительность тревожных детей – проявления сверхконтроля. Через сказкотерапию, организованную ролевую игру ребенок научается выражать свои эмоции (страх, беспокойство), осознавать, принимать их.

Наряду с психологической помощью может использоваться медикаментозное лечение – антидепрессанты, противотревожные препараты (транквилизаторы). Необходимость приема лекарств, схема терапии определяется психиатром индивидуально.

Прогноз и профилактика

Повышенная тревожность детей и подростков хорошо поддается коррекции психологическими методами. Для скорейшего выздоровления важно чтобы эти методы применялись в повседневной жизни – родителями, родственниками, учителями. Профилактика заключается в развитии, поддержании чувства уверенности, защищенности. Родителям необходимо сопоставить свои требования с возможностями ребенка, чаще хвалить его за успехи, поддерживать при неудачах. Стоит обсуждать все сложные жизненные ситуации, совместно находить оптимальный выход, закреплять способ поведения – вырабатывать эффективные поведенческие паттерны (что сказать обидчику, как отвечать у доски). Повышению уверенности, снятию соматических симптомов способствует регулярная физическая активность. Рекомендуется подбирать спортивные занятия, приносящие удовольствие ребенку.

www.krasotaimedicina.ru

Тревожно-фобическое расстройство: симптомы и лечение

Тревожно-фобическое расстройство – невротическое состояние, при котором возникают навязчивые страхи (фобии), мысли, воспоминания. Все эти навязчивости (обсессии) неприятны, чужды больным, однако самостоятельно от них избавиться они не могут.

Тревожно-фобическое расстройство, обсессивно-фобическое расстройство, невроз навязчивости, обсессивно-фобический невроз – это все разные названия одного и того же заболевания. Давайте более подробно остановимся на причинах развития данного заболевания, проявлениях, а также лечении.

У кого возникают нарушения?

Предрасположенность к развитию обсессивно-фобического невроза передается по наследству.

[neutral title=»Кто предрасположен?»]Некоторые личностные качества являются благоприятной почвой для развития тревожно-фобического расстройства. К ним относятся тревожность, мнительность, осторожность, ответственность, педантичность. Такие люди живут рассудком, а не эмоциями, они привыкли все детально обдумывать, взвешивать. Также люди, страдающие обсессивно-фобическим неврозом, требовательны к себе, склонны к самоанализу.[/neutral]

Практически никогда невроза навязчивости не бывает у лиц, способных легко переносить ответственность за неприятную ситуацию на других, склонных к агрессии, достигающих своей цели любой ценой.

Один из вариантов психопатии, психастения, является фоном для развития тревожно-фобического расстройства, постоянно проявляется более или менее выраженными навязчивостями.

В определенные возрастные периоды повышается риск развития неврозов, в том числе и тревожно-фобического нарушения. Это подростковый период, период ранней зрелости (25-35 лет) и время, предшествующее климактерическому периоду.

Обсессивно-фобический невроз приблизительно с одинаковой частотой встречается как среди мужчин, так и у женщин.

Причины развития невроза

Все неврозы, в том числе и тревожное фобическое расстройство, возникают, как правило, при сочетании психической травмы с чрезмерно напряженной работой и нехваткой отдыха, хроническим недосыпанием. Различные инфекции, злоупотребление алкоголем, эндокринные нарушения, неполноценное питание выступают в роли факторов, ослабляющих организм.

Клиническая картина

К основным проявлениям обсессивно-фобического невротического расстройства относятся панические атаки, агорафобия и ипохондрические фобии.

Панические атаки

Проявляются панические атаки сильнейшим страхом и чувством надвигающейся смерти, сопровождающимися вегетативными симптомами (потливостью, головокружением, ощущением нехватки воздуха, сердцебиением, тошнотой). Такие приступы могут длиться от нескольких минут до часа. Во время панических атак очень часто появляется страх сойти с ума, потерять контроль над своим поведением. Панические атаки характерны для панического расстройства, его детальному описанию я посвятила отдельную статью.

Как правило, панические атаки возникают спонтанно, но иногда их появление могут провоцировать резкие изменения погодных условий, недосыпание, стресс, физическое напряжение, чрезмерная сексуальная активность или злоупотребление спиртными напитками.

Некоторые заболевания внутренних органов могут становиться причиной появления первых панических атак. Это гастрит, панкреатит, остеохондроз, заболевания сердца, нарушения функции щитовидной железы.

Агорафобия

Агорафобия – это не только боязнь открытых пространств, но и страх толпы, людных мест, боязнь выйти на улицу.
Существует целый ряд навязчивых страхов, сходных с агорафобией. Среди них клаустрофобия (боязнь закрытых пространств), транспортные фобии (боязнь передвигаться в поезде, самолете, автобусе).

Как правило, первыми проявлениями тревожно-фобических расстройств являются панические атаки, вслед за ними появляется агорафобия.

При фобиях тревога и навязчивый страх появляются не только в конкретных ситуациях, а даже тогда, когда люди вспоминают подобные ситуации, представляют их.

Типичным для развития фобических расстройств является расширение ситуаций, вызывающих страх. Например, при транспортных фобиях вначале появляется навязчивый страх передвигаться в метро, затем присоединяется боязнь общественного наземного транспорта, такси. Люди, страдающие обсессивно-фобическими невротическими расстройствами, боятся не самого транспорта, а ситуаций, которые могут возникнуть в них. Например, боязнь того, что в метро, вследствие большого расстояния между станциями, человеку не смогут вовремя оказать медицинскую помощь при возникновении приступа панической атаки.

Более подробно прочитать про причины агорафобии, основные симптомы, лечение и самостоятельное преодоление расстройства вы можете в этой статьей.

Ипохондрические фобии

Ипохондрические фобии представляют собой страх какого-либо тяжелого заболевания. Их еще иначе называют нозофобиями.

Чаще всего встречается канцерофобия (страх заболеть раком), кардиофобия (навязчивый страх возникновения болезни сердца), инсультофобия(страх инсульта), СПИДофобия и сифилофобия (страх заразиться СПИДом или сифилисом). Ипохондрические фобии могут также быть проявлениями ипохондрической депрессии.

Люди, страдающие фобиями, делают все, чтобы избежать ситуации, которая вызывает у них страх. При транспортных фобиях лица с тревожно-фобическим расстройством не пользуются лифтом, транспортом, везде ходят пешком. Те, кто патологически боится заболеть раком, постоянно обращаются к врачам, чтобы они провели тщательные обследования. Но даже хорошие результаты анализов ненадолго успокаивают больных. Первые незначительные отклонения в работе внутренних органов сразу же воспринимаются как появление тяжелого, неизлечимого заболевания.

Социальные фобии

Фобическое тревожное расстройство может сопровождаться целым рядом социальных фобий.

Социальные фобии представляют собой боязнь оказаться в центре внимания и опасения заслужить негативную оценку со стороны других людей, при этом люди максимально избегают общественных ситуаций.

Первые признаки социальных фобий, как правило, возникают в подростковом или юношеском возрасте. Довольно часто появление фобий провоцируют неблагоприятные психологические или социальные воздействия. Вначале боязнь оказаться в центре внимания затрагивает только отдельные ситуации (например, ответ у доски, появление на сцене) или контакт с определенной группой людей (местной «элитой» среди учеников в школе, представителями противоположного пола). При этом общение с близкими людьми, в кругу семьи страха не вызывает.

Со временем социальная фобия может проявляться лишь относительными ограничениями в сфере общественной активности (страх общения с вышестоящими лицами, боязнь приема пищи в общественных местах). Если же человек попадает в подобную ситуацию, тогда появляется застенчивость, смущение, ощущение внутренней скованности, дрожи, потливости.

[neutral title=»Крайний вариант»]У некоторых людей может наблюдаться генерализованная социальная фобия. Такие люди всячески избегают общественных мест, боясь показаться смешным, обнаружить на людях признаки мнимой ущербности. Всяческое пребывание в общественных местах, публичные выступления вызывают у них беспричинное чувство стыда.[/neutral]

Обсессивно-фобические нарушения могут также проявляться специфическими фобиями – навязчивыми страхами, связанными только с конкретной ситуацией. К таким фобиям относится страх грозы, высоты, домашних животных, посещения стоматолога.

Варианты течения расстройств

Первый вариант является самым редким. Проявляется он исключительно приступами панических атак. Явления агорафобии и нозофобии возникают редко и тесных связей с приступами паники не образуют.

Второй вариант обсессивно-фобических невротических расстройств проявляется паническими атаками и стойкой агорафобией. Отличительная черта панических атак – они возникают внезапно, среди полного здоровья, сопровождаются сильной тревогой и воспринимаются больными как угрожающая жизни телесная катастрофа. При этом вегетативные симптомы выражены слабо.

При втором варианте фобического тревожного расстройства очень быстро к приступам паники присоединяется агорафобия, обсессии и ипохондрические симптомы. При этом весь образ жизни больных подчинен ликвидации условий возникновения панических атак. Пациенты могут разрабатывать целый комплекс охранительных мер, чтобы избежать малейшей возможности заболеть или попасть в ситуацию, сопровождающуюся появлением фобии. Нередко больные меняют работу или даже увольняются, переезжают в более экологически благоприятную местность, ведут щадящий образ жизни, избегают «опасных» контактов.

Третий вариант обсессивно-фобического невроза – панические атаки, развивающиеся по типу вегетативного криза. Приступам паники предшествует не резко выраженная тревога, разнообразные боли по телу. В большинстве случаев приступ паники психогенно спровоцирован. Его основные симптомы – учащенное сердцебиение, ощущение нехватки воздуха, удушье. Даже после того, как приступ паники проходит, состояние полного благополучия не наступает. Больные начинают щепетильно наблюдать за всеми, даже наименьшими, отклонениями со стороны работы внутренних органов и считают их признаками серьезной патологии.

Особенности лечения

Лечение обсессивно-фобических расстройств должно быть комплексным, включать наряду с психотерапией медикаментозное лечение.

Медикаментозная терапия

Для лечения панических атак чаще всего применяют такой антидепрессант как анафранил (кломипрамин). Помогают справиться с паническими атаками и другими проявлениями трефожно-фобических расстройств антидепрессанты флувоксамин, сертралин, флуоксетин, которые также используются для лечения депрессий. Препаратом выбора для лечения социальных фобий является моклобемид (аурокс).

Кроме антидепрессантов для лечения фобического тревожного расстройства могут также применяться транквилизаторы (мепробамат, гидроксизин). Эти препараты обладают минимальными побочными эффектами, их длительное использование не влечет за собой развития лекарственной зависимости.

При острых формах тревожно-фобических расстройств наиболее эффективны бензодиазепиновые транквилизаторы альпразолам и клоназепам. Также внутримышечно или в форме капельниц могут применяться диазепам, элениум. Однако эти препараты можно использовать только кратковременно во избежание возникновения привыкания к ним.

При фобиях, сопровождающихся сложной системой защитных ритуалов (навязчивый счет, навязчивое разложение слов), при сочетании навязчивостей с бредовыми включениями могут назначаться нейролептики – трифтазин, галоперидол и другие.

Психотерапия

Психотерапевтическое воздействие направлено на ликвидацию тревоги и коррекцию неадекватных форм поведения (избегания при тревожно-фобических расстройствах), обучение пациентов основам расслабления (релаксации). Могут использоваться как групповые, так и индивидуальные методы психотерапии.

Если в течение расстройства преобладают фобии, больные нуждаются в психоэмоционально-поддерживающей терапии, которая позволяет улучшить психологическое самочувствие таких людей. Устранить фобии помогает поведенческая терапия и гипноз. В ходе сеансов больных обучают противостоять вызывающему страх объекту, применять различные виды расслабления.

Также для лечения навязчивых страхов может применяться рациональная психотерапия, при этом пациентам объясняется истинная сущность заболевания, формируется адекватное понимание пациентом проявлений болезни (чтобы малейшие сдвиги со стороны внутренних органов не воспринимались признаками серьезного заболевания).

psi-doctor.ru

F93.1 Фобическое тревожное расстройство в детском возрасте

У детей, как и у
взрослых, могут отмечаться страхи,
сфокусированные на широком диапазоне
предметов и ситуаций. Некоторые из этих
страхов (или фобий) не являются нормальной
частью психосоциального развития,
например, агорафобия. Когда такие страхи
случаются в детстве, они должны быть
кодированы в соответствующей категории
в разделе F40 — F48. Однако, некоторые страхи
указывают на особенность определенной
фазы развития и возникают в какой-то
степени у большинства детей; например,
страхи животных в дошкольный период.

Диагностические
указания:

Эта категория
должна быть использована только для
страхов, специфических по отношению к
определенным фазам развития, когда они
удовлетворяют дополнительным критериям,
которые применимы ко всем расстройствам
в рубрике (F93.х), а именно:

а) начало в
соответствующий развитию возрастной
период;

б) степень тревоги
клинически патологическая;

в) тревога не
является частью более генерализованного
расстройства.

Исключается:

— генерализованное
тревожное расстройство (F41.1).

F93.2
Социальное тревожное расстройство в
детском возрасте

Осторожность перед
незнакомыми является нормальным
феноменом во второй половине первого
года жизни, и некоторая степень социального

опасения или
тревоги является нормальной в период
раннего детства,

когда ребенок
сталкивается с новой, незнакомой ему
социально угрожающей ситуацией. Поэтому
эта категория должна использоваться
только для тех расстройств, которые
возникают в возрасте до 6 лет, являются
необычными по выраженности, сопровождаются
проблемами социального функционирования
и не составляют части более генерализованного
расстройства.

Диагностические
указания:

У ребенка с этим
расстройством отмечается постоянный
рецидивирующий страх и/или избегание
незнакомых. Такой страх может главным
образом иметь место при взрослых или
при сверстниках или при тех и других.
Этот страх сочетается с нормальной
степенью избирательной привязанности
к родителям и другим близким. Избегание
или страх социальных неожиданных встреч
по своей степени выходит за пределы
нормальных границ для возраста ребенка
и сочетается с клинически значимыми
проблемами в социальном функционировании.

Включается:

— расстройство
общения с незнакомыми лицами у детей;

— расстройство
общения с незнакомыми лицами у подростков;

— уклоняющееся
расстройство детского возраста;

— уклоняющееся
расстройство подросткового возраста.

F93.3 Расстройство вследствие сиблингового соперничества

Высокий процент
или даже большинство маленьких детей
проявляют какую-либо степень эмоциональных
расстройств, наступающих вслед за
рождением младшего сиблинга (обычно
следующего по счету). В большинстве
случаев это расстройство легкое, но
соперничество или ревность после
рождения сибса могут отличаться
стойкостью.

Следует
отметить:

В
данном
случае сибсы (полусибсы) — это дети,
которые имеют хотя бы одного общего
родителя (родного или приемного).

Диагностические
указания:

Нарушение
характеризуется сочетанием следующих
признаков:

а) очевидность
существования соперничества сибсов
и/или ревности;

б) начало в течение
месяцев, следующих за рождением младшего
(обычно следующего по счету) сибса;

в) эмоциональные
нарушения, аномальные по степени и/или
стойкости и сочетающиеся с психосоциальными
проблемами.

Соперничество,
ревность сибсов может проявиться
заметной конкуренцией между детьми с
целью получения внимания или любви
родителей; для того, чтобы быть расцененным
как патологическое расстройство, это
должно сочетаться с необычной степенью
негативных чувств. В тяжелых случаях
это может сопровождаться открытой
жестокостью или физической травмой
сибса, злобностью к нему, принижением
сибса. В случаях меньшей выраженности,
это может проявляться сильным нежеланием
делиться, отсутствием положительного
внимания и недостаточностью дружеских
взаимодействий.

Эмоциональные
расстройства могут принимать различные
формы, часто включая некоторую регрессию
с потерей ранее приобретенных навыков
(таких как контроль за функцией кишечника
и мочевого пузыря) и тенденцией к
младенческому поведению. Часто также
ребенок хочет копировать младенца в
активности, которая предусматривает
родительское внимание, такой как питание.
Обычно возрастает конфронтационное
или оппозиционное поведение с родителями,
вспышки гнева и дисфории, проявляемые
в форме тревоги, несчастья или социальной
отгороженности. Может нарушаться сон,
и часто возрастает напор на родителей
для достижения их внимания, особенно в
ночное время.

Включаются:

— ревность сибсов;

— ревность полусибсов.

Исключается:

— соперничество с
ровесниками (несиблинговое) (F93.8).

F93.8
Другие эмоциональные расстройства в
детском возрасте

Включаются:

— расстройство
идентификации;

— гипертревожное
расстройство;

— соперничество с
ровесниками (несиблинговое).

Исключаются:

— расстройство
половой идентификации в детском возрасте
(F64.2х).

F93.9
Эмоциональное расстройство в детском
возрасте неуточненное

Включается:

— эмоциональное
расстройство в детском возрасте БДУ.

/F94/
Расстройства социального функционирования,
начало

которых
характерно для детского и подросткового
возрастов

Довольно гетерогенная
группа расстройств, для которых общими
являются нарушения в социальном
функционировании, начинающиеся в период
развития, но (в отличие от обоих расстройств
развития) не характеризующиеся,
по-видимому, конституциональной
социальной неспособностью или дефицитом,
распространяющимся на все сферы
функционирования. Серьезные искажения
адекватных средовых условий или лишение
благоприятных средовых факторов часто
сочетаются и во многих случаях, как
полагается, играют решающую роль в
этиологии. Здесь нет заметных половых
различий. Эта группа нарушений социального
функционирования достаточно широко
признана специалистами, но есть
неопределенность относительно выделения
диагностических критериев, а также
несогласие в отношении наиболее
подходящего подразделения и классификации.

studfiles.net

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о